Заключение.
Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы
Далее в течении трех месяцев с дошкольниками ЭГ2 была проведена работа по предложенной методике, после чего был выполнен контрольный эксперимент: детям были предложены те же задания, что и во время проведения констатирующего эксперимента, направленные на выявление степени сформированности у них навыка пересказа. В-пятых, полученные результаты доказывают, что разработанная нами методика… Читать ещё >
Заключение. Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ психологической, педагогической и психолингвистической литературы, а также анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволяют сделать следующие обобщающие выводы.
Данные специальной литературы указывает на то, что изучаемая нами категория детей с ОНР, к сожалению, с каждым годом заметно увеличивается. Данные педагогов-практиков (В.К. Воробьева, О. Е. Грибова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.) указывают на то, что большинство дошкольников, которые поступают в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме, поэтому проблема формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи актуальна и значима.
Проведенное исследование позволило убедиться в правильности предложенной гипотезы о том, что логопедическая работа по формированию навыка пересказа у дошкольников, имеющих III уровень речевого развития, будет эффективной, если в процессе обучения учитывать степень сформированности сукцессивных процессов, которые составляют психологическую базу для овладения навыка пересказа и связной речи в целом.
Поэтому для выполнения задач по формированию связной речи детей должна осуществляться целенаправленная работа именно по развитию сукцессивных процессов.
Настоящее исследование было направлено на изучение роли сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.
Разработанная нами методика обучения осуществлялась в два этапа. Для каждого этапа были выделены задачи и приемы коррекционного воздействия. В процессе коррекционно-логопедической работы учитывалось, что формирование навыка пересказа является лишь частью системы логопедической работы. В первую очередь была проведена работа по формированию сукцессивных процессов, создающих основу для успешного развития и навыка пересказа, и связной речи в целом, поэтому на подготовительном этапе работы выделялось достаточно много времени именно для наибольшего преодоления нарушений сукцессивных функций.
Данные экспериментального исследования сформированности навыка пересказа у детей с ОНР показывают достаточную эффективность разработанной методики коррекционной работы.
Выводы
Во-первых, у детей с ОНР были выделены специфические особенности сформированности как сукцессивных процессов, так и навыка пересказа по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.
Во-вторых, нами было изучены сукцессивные процессы и их особенности формирования у детей с ОНР. Так, в процессе констатирующего эксперимента было установлено, что у детей с общим недоразвитием речи присутствуют количественные и качественные особенности сформированности как сукцессивных процессов, так и навыка пересказа по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.
Необходимо отметить, что дети с недоразвитием речи испытывали большие трудности в установлении причинно-следственных связей, с трудом могли определить последовательность событий, испытывали сложности при запоминании и воспроизведении слов в заданной линейной последовательности, не могли удержать в памяти словесные ряды, содержащие смысловую организацию, все вышеперечисленные трудности указывают на несформированность сукцессивных процессов у дошкольников данной категории.
Полученные нами результаты в ходе констатирующего эксперимента, показали прямую зависимость степени сформированности навыка пересказа детей с общим недоразвитием речи от уровня сформированности сукцессивных процессов.
В-третьих, результаты констатирующего эксперимента легли в основу предложенной нами методики коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Далее в течении трех месяцев с дошкольниками ЭГ2 была проведена работа по предложенной методике, после чего был выполнен контрольный эксперимент: детям были предложены те же задания, что и во время проведения констатирующего эксперимента, направленные на выявление степени сформированности у них навыка пересказа.
В-четвертых, сравнительный анализ полученных данных контрольного эксперимента позволил сделать следующий вывод об эффективности разработанной системы коррекционно-логопедической работы по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также и о том, что целенаправленная работа по формированию сукцессивных процессов способствует развитию связной речи.
В-пятых, полученные результаты доказывают, что разработанная нами методика коррекционно-логопедической работы является эффективной, способствует повышению степени сформированности навыка пересказа и развитию связной речи.