Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационный механизм повышения эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что решение задачи анализа и совершенствования организации предполагает разработку модели деятельности организации. Именно модель бизнес-системы становится объектом анализа со стороны руководства организации, поэтому адекватность модели и уровень ее достоверности являются важными факторами успешности внедрения процессного подхода. Модель бизнес-процессов может являться объективным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инновации в системы управления организацией в процессе их эволюционного развития
    • 1. 1. Определение понятия «организация»
    • 1. 2. Эволюция подходов к анализу и моделей организации как объекта управления
  • Глава 2. Управление изменениями в организации при внедрении процессного подхода к управлению
    • 2. 1. Преимущества построения системы управления предприятием по процессному принципу
    • 2. 2. Особенности построения системы управления предприятием по процессному принципу
    • 2. 3. Проблемы, связанные с внедрением инновационного подхода к управлению предприятием
  • Глава 3. Предложения по повышению эффективности внедрения процессного подхода к управлению
    • 3. 1. Анализ критериев успешного потребления результатов моделирования бизнес-процесов, осуществляемых в организации
    • 3. 2. Обоснование правомерности использования цвета в качестве универсального идентификатора и индикатора атрибутов модели системы бизнес-процессов
    • 3. 3. Апробация результатов исследования
  • Заключение 163 Библиография

Инновационный механизм повышения эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность направления исследования и степень научной разработанности проблемы.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также решение важнейших задач по обеспечению необходимых темпов роста социально-экономического развития страны невозможны без повышения экономической эффективности функционирования всех субъектов народного хозяйства. Руководители промышленных предприятий, обремененных системами управления, сформированными в условиях командно-административной экономической системы, характеризующейся практическим отсутствием внутренней конкуренции, в новых условиях рыночной экономики ищут пути повышения эффективности деятельности своих организаций. Решение этих задач лежит в области переосмысления и трансформации хозяйственной деятельности предприятий с целью повышения уровня взаимодействия их функциональных частей и увеличения степени их адаптивности к постоянно изменяющимся условиям внешней экономической среды. Наиболее перспективным путем изменения на сегодняшний момент является переход к инновационным системам управления предприятиями, построенными по процессному принципу.

При внедрении процессного подхода объектами управления становятся не функции подразделений организации, а бизнес-процессы, выполняемые с целью достижения заранее определенных результатов. Система управления, основанная на процессном подходе, обладает рядом таких стратегических преимуществ как гибкость, адаптивность и неразрывность управления на стыках процессов, осуществляемых в организации. Процессный подход позволяет успешно внедрять актуальные стандарты в различных сферах ведения бизнеса (автоматизация разработок, экологический менеджмент, 3 управление производственными рисками и т. п.) как к отдельным процессам, так и ко всей деятельности организации в целом.

В связи с этим концентрация внимания на всех аспектах внедрения инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению предприятием представляется обоснованной, актуальной и своевременной.

Проблемы внедрения процессного подхода к управлению предприятием являются предметом пристального внимания целого ряда мировых и отечественных ученых, в числе которых М. Hammer, Т. Н. Davenport, М. Porter, В. В. Кондратьев, В. К. Паули.

Вместе с тем в настоящее время можно отметить существование актуальной научной проблемы, связанной с внедрением инновационных стандартов управления предприятием, базирующихся на применении процессного подхода. Опыт показывает, что переход к процессному подходу в управлении является наиболее сложным и трудоемким процессом для организации. По сути это новая доктрина управления, меняющая взгляд на ведение хозяйственной деятельности в компании. Привыкшим за десятилетия доминирования функционального подхода менеджерам и рядовым сотрудникам подразделений крайне тяжело поменять свои профессиональные взгляды и подходы к осуществлению поставленных задач. Более того, большинство сотрудников на всех уровнях подсознательно противятся нововведениям пропорционально уровню их новизны. Не удивительно то, что, зачастую, внедрение различных систем управления, базирующихся на процессном подходе, в частности систем менеджмента качества по ISO 9001:2008, на многих предприятиях осуществляется формально, провозглашаясь и закрепляясь в документации организации, но не более. Несмотря на то, что организация проходит первичную сертификацию, модернизированная подобным образом система менеджмента не функционирует с должной эффективностью, не принося, соответственно, ожидаемого руководством улучшения положения компании. В то же время, причина неудачного внедрения в большинстве случаев состоит не в возможном несовершенстве стандартов, но в объективном невыполнении их требований. На наш взгляд требуют дополнительной проработки вопросы, связанные с применением организационных механизмов для решения поставленной задачи, что и обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование инновационных организационных механизмов по повышению результативности и эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием. Для достижения поставленной цели в работе были определены и решены следующие задачи:

• анализ научных подходов к управлению организацией с точки зрения обуславливающих ее факторовустановление положения (статуса) процессного подхода с точки зрения эволюционного развития науки управления;

• выявление основных факторов, препятствующих успешному построению системы менеджмента качества (СМК) и внедрению процессного подхода к управлению предприятием в частности;

• исследование возможностей нейтрализации негативных факторов и нахождение инновационных организационных механизмов, способствующих внедрению процессного подхода к управлению предприятием;

• обоснование путей оптимизации существующих инструментов управления, используемых для осуществления инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению предприятием;

• разработка и обоснование методов и инструментов, направленных на повышение результативности и эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием в рамках внедрения СМК.

Объектом исследования являются организации различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности.

Предметом исследования являются способы идентификации, описания, индикации, фиксации и качественной оценки изменений факторов модели бизнес-процессов организации и организационные вопросы ее адаптации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Применяемые методы исследования. Информационная база исследования.

— Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам построения системы управления предприятием, построенной по процессному принципу, работы в области управления качеством, работы по вопросам реинжиниринга хозяйственной деятельности, научные исследования в смежных областях научного познания. В числе авторов, чьи работы послужили теоретической базой исследования, следует отметить следующих ученых и специалистов: Davenport Т.Н., Deming W.E., Hammer М., Nordsieck, Porter М., Stewart Т.А., Варфоломеев В. П., Дли М. И., Еленева Ю. Я., Зайцевский И. В., Лозенко В. К., Масютин С. А. и др.

Методологической основой исследования служат положения, общенаучные и специальные приемы, составляющие инструментарий экономической науки. В процессе исследования использовались общенаучные (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), экономические финансового, экономического анализа), принципы и методы теории цветовой психосемантики, статистические, логические и графические методы.

Информационная база исследования включает публикации по избранной тематикерезультаты аналитических исследованийданные глобальных и локальных компьютерных сетейфундаментальные труды учёных-экономистов по направлениям исследованияматериалы научных и практических конференций, семинаров, конгрессов, совещаний по проблемам внедрения СМК России.

Научная новизна состоит в разработке инновационного механизма повышения эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием на базе принципов и методов, основанных на теории цветовой психосемантики. В рамках общей научной новизны исследования были получены следующие научно новые результаты, выносимые на защиту:

• установлено, что процессный подход к управлению организацией является результатом развития системного подхода от системно-дифференцирующего к системно-интегрирующему этапу, обусловленного преодолением недостатков организаций, сформированных в рамках структурно-функционального подходапоказано, что процессный подход не является противопоставлением функциональномуэти подходы должны применяться параллельно;

• обоснована объективная необходимость представления модели сети процессов организации в форме, максимально доступной для понимания, анализа и внесения изменений при условии минимизации временных затрат на процессы, связанные с потреблением результатов моделированияустановлено, что данной форме представления информации, отвечающей вышеописанным критериям, соответствует представление информации в идеографическом виде, а именно в виде диаграмм с текстовой индикацией на изображении;

• разработан метод повышения информативности при одновременном облегчении восприятия диаграмм модели сети процессов, заключающийся в цветовой индикации элементов диаграммы посредством информирующих, корректирующих и акцентирующих цветовых схем, сформированных на основании принципов цветовой психосемантикиразработаны рекомендации по формированию и применению информирующих, корректирующих и акцентирующих цветовых схем в зависимости от необходимости задач исследования и применения модели сети процессов организации;

• введен новый научный термин «цветовая схема» — фиксированный набор контрастных друг относительно друга цветов, имеющих уникальные ассоциативные значения в рамках контекста применения схемы;

• установлено, что применение цветовых схем к модели сети бизнес-процессов, трансформирует ее в универсальный эффективный инструмент, способствующий успешному внедрению инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению организацией.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованного механизма представления результатов моделирования сети бизнес-процессов, способствующего повышению результативности и эффективности внедрения инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению предприятием. Основные результаты диссертационного исследования использованы на ТЭЦ-23 ОАО «Мосэнерго», что подтверждено соответствующим актом.

Представляется, что итоги проведенного исследования могут быть использованы руководством отдельных, хозяйствующих субъектов, стремящимся внедрить СМК, а также руководством отраслей — при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности как отрасли в целом, так и отдельных организаций.

Основные результаты работы могут быть включены в курсы лекций по следующим дисциплинам: основы менеджмента, инновационный менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, бизнес-планирование, управление качеством. Предложенный механизм позволит повысить эффективность внедрения инновационных инструментов и механизмов, обусловленных применением процессного подхода к управлению предприятием.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты настоящего исследования были подтверждены в результате эксперимента, проводимого в рамках в рамках осуществления проектов по внедрению СМК на ТЭЦ-23 ОАО «Мосэнерго» и филиале ОАО «МОЭСК» «Южные электрические сети», а также неоднократно докладывались и обсуждались на Международных научно-технических конференциях студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» в 2006;2009 гг.

Всего по теме исследования опубликовано 6 работ общим объемом 2,2 печатных листов, из которых лично автором написано 2 печатных листа.

Выводы:

1) Установлено, что модель системы процессов должна отвечать критерию наглядности и не нарушать «ограничение Миллера». Данным критериям отвечает представление информации в идеографическом виде, а именно в виде диаграмм с индикацией на изображении.

Выявлено, что текстовое описание сети процессов трудно для оперативного восприятия и анализа, допуская при этом ряд неопределенностей, не исключающих его неоднозначную трактовку разными сотрудниками организации. Выбор в пользу графического описания сети процессов создает условия для однозначного понимания всеми сотрудниками описания объектов, событий и действий, что упрощает перестройку мышления в рамках процессного подхода, способствуя успешному внедрению обусловленных им инноваций в менеджмент.

2) На основании сравнительного анализа установлено, что методология ГОЕРО более проста для изучения и применения, чем методология АЫБ. Нотация ГОЕРО оперирует всего двумя видами графических объектов (процесс и поток), против десяти в нотации АШЭ, что подчеркивает ее явное преимущество с точки зрения критерия Миллера. Следовательно, обучение идентификации и анализу бизнес-процессов, отраженных в модели, построенной по методологии ГОЕРО, требуется меньше времени и умственных усилий для неподготовленных пользователей результатов моделирования. Семантика построения моделей ГОЕРО предполагает соблюдение четких правил, знание которых также необходимо для более успешного восприятия результатов моделирования.

3) Основываясь на закономерности ассоциирования цветов, разрабатываются цветовые схемы индикации элементов модели сети процессов. Цветовая схема должна состоять из ограниченного числа контрастных друг относительно друга цветов, имеющих уникальные ассоциативные значения. В результате нахождения решения для цветовой схемы, элементы диаграммы модели сети процессов приобретают цветовые признаки, благодаря которым наблюдатель безошибочно отнесет их к той или иной категории. Применение цветовых схем в зависимости от задачи исследования способствует ускоренной идентификации и анализу информации, представленной в виде диаграмм сети процессов организации.

4) Установлено, что преимущество метода цветовой индексации заключается в том, что при повышении уровня информативности с одновременным внесением ясности понимания на диаграмму не дополняется никаких новых элементов, что не ведет к увеличению громоздкости модели. Достаточно лишь указать цветовую схему, содержащую в себе цвета и их значения в рамках данной модели.

5) Показано, что для упрощения восприятия и анализа сети процессов уже на стадии ознакомительного аудита возможно применение различных правил цветовой дифференциации объектов модели сети процессов по различным признакам: количество входных факторов, управляющих воздействий, механизмовкачество и характер процессовнеобходимость реализации требований различных стандартов, например, стандартов экологического менеджмента и т. д. Принятие правил унифицированной цветовой индексации в моделировании сети бизнес-процессов должно способствовать решению проблемы упрощения восприятия, ускорения анализа и принятия решений сотрудниками организации всех уровней.

Показано, что в зависимости от целей, обусловивших необходимость внедрения инноваций в менеджмент организации, цветовая индикация может акцентировать внимание руководства к определенным аспектам деятельности.

3) Основываясь на закономерности ассоциирования цветов, разрабатываются цветовые схемы индикации элементов модели сети процессов. Цветовая схема должна состоять из ограниченного числа контрастных друг относительно друга цветов, имеющих уникальные ассоциативные значения. В результате нахождения решения для цветовой схемы, элементы диаграммы модели сети процессов приобретают цветовые признаки, благодаря которым наблюдатель безошибочно отнесет их к той или иной категории. Применение цветовых схем в зависимости от задачи исследования способствует ускоренной идентификации и анализу информации, представленной в виде диаграмм сети процессов организации.

4) Установлено, что преимущество метода цветовой индексации заключается в том, что при повышении уровня информативности с одновременным внесением ясности понимания на диаграмму не дополняется никаких новых элементов, что не ведет к увеличению громоздкости модели. Достаточно лишь указать цветовую схему, содержащую в себе цвета и их значения в рамках данной модели.

5) Показано, что для упрощения восприятия и анализа сети процессов уже на стадии ознакомительного аудита возможно применение различных правил цветовой дифференциации объектов модели сети процессов по различным признакам: количество входных факторов, управляющих воздействий, механизмовкачество и характер процессовнеобходимость реализации требований различных стандартов, например, стандартов экологического менеджмента и т. д. Принятие правил унифицированной цветовой индексации в моделировании сети бизнес-процессов должно способствовать решению проблемы упрощения восприятия, ускорения анализа и принятия решений сотрудниками организации всех уровней.

Показано, что в зависимости от целей, обусловивших необходимость внедрения инноваций в менеджмент организации, цветовая индикация может акцентировать внимание руководства к определенным аспектам деятельности организации, а также проиллюстрировать возможные пути совершенствования системы процессов, маркируя вносимые в диаграмму изменения. Цветовая индексация, при условии ее применения в рамках вышеописанных условий, будет крайне информативна, вызвав у руководства необходимые для понимания интуитивные ассоциации. При помощи цветовой индексации можно наглядно проиллюстрировать выявленную необходимость применения определенных стандартов к определенным процессам и т. п. При помощи интуитивно понятных цветовых схем можно решить большинство задач информирования сотрудников всех уровней в поле реализации принципов процессного подхода в управлении.

6) Таким образом, установлено, что применение цветовых схем к модели сети бизнес-процессов, превращает ее в универсальный эффективный инструмент, способствующий успешному внедрению инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению организацией. Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом обучения и управления персоналом организации.

Благодаря применению цветовых схем, модель сети бизнес-процессов становится эффективным механизмом информирования руководства и персонала организации обо всех аспектах изменений, обусловленных внедрением процессного подхода, способствующим преодолению инертности мышления и его переориентации от линейно-событийного к системному.

Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом анализа рациональности и эффективности, как отдельных бизнес-процессов, так и всей системы в целом.

Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом управления изменениями, обусловленными внедрением инноваций в менеджмент.

Заключение

.

Эволюция подходов к управлению организацией обусловлена поиском оптимальных механизмов управления и контроля всеми аспектами деятельности организации. Переход от одного научного подхода к другому обусловлен необходимостью охватить все новые факторы жизнедеятельности организации, выявляемые в результате анализа и исследования организации как объекта управления. Выявленные факторы требуют учета в сложившейся системе управления организацией, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в менеджмент. В то же время, организация, как объект управления, претерпевает изменения, обусловленные ее развитием. Этот факт обуславливает необходимость поиска новых подходов к анализу организации, учитывающих ее динамическое развитие, а в идеальном случае — дающих возможность управления этим развитием, что обеспечивало бы еще большую управляемость и контроль жизнедеятельности.

Таким образом, установлено, что развитие системного подхода к анализу жизнедеятельности организации, позволяющего охватить все аспекты ее функционирования, является обоснованным путем развития науки организационного управления, осуществляемого внедрением обусловленных им инноваций в менеджмент.

На основании общей теории систем показано, что процессный подход к управлению организацией является результатом развития системного подхода от системно-дифференцирующего к системно-интегрирующему этапу, что позволяет перейти от экстенсивного к интенсивному развитию организационной системы. Переход к системе управления, построенной по процессному принципу и имеющей ряд стратегических преимуществ, таких как гибкость, адаптивность и неразрывность управления на стыках процессов, является обязательным условием успешного функционирования СМК. Установлено, что инновационная система управления, основанная на процессном подходе, позволяет оптимизировать систему общего управления организацией, сделать ее прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды.

Показано, что процессный подход не является противопоставлением функциональному. Функции и процессы не могут существовать в отрыве друг от друга. Результат и функционального, и процессного подходоводновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов). Эти подходы, в известной степени, должны применяться параллельно.

В рамках исследования факторов, влияющих на результативность внедрения процессного подхода, на основании статистического анализа выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются российские компании при попытке внедрения инновационных систем управления. Описаны и проанализированы основные проблемы, с которыми сталкивается организация при внедрении инноваций в менеджмент, связанных с применением процессного подхода к управлению организацией, предложены рекомендации, направленные на преодоление этих трудностей.

Выявлена основная причина отсутствия положительных результатов от внедрения инновационных инструментов и механизмов управления, основанных на процессном подходе, которая заключается не в возможном несовершенстве стандартов, а в объективном невыполнении основных принципов их реализации: лидерство руководства и вовлечение сотрудников в процесс изменений.

Таким образом, установлена необходимость разработки механизма, способствующего высшему руководству в реализации своих лидерских функций в рамках внедрения процессного подхода, при условии минимизации выделяемых на это затрат времени.

Выявлено, что сотрудники организации на всех уровнях нуждаются в разъяснении сути процессного подхода, признаков и методов его реализации на практике, а также места и обязанностей каждого служащего в новой системе управления организацией. Таким образом, установлено, что информирование об изменениях, информационное взаимодействие между работниками и руководством, а также обучение, должны стать обязательными регулярными процессами в управлении персоналом организации.

Установлено, что первопричиной всех негативных факторов, отрицательно влияющих на процесс внедрения инноваций в менеджмент, является инерционность мышления, как высшего руководства, так и всех сотрудников организации. Основным препятствием к преодолению этой инерционности является острая нехватка рабочего времени, и естественное нежелание выделения частного времени на процесс теоретического освоения основ идеологии процессного подхода. Это обстоятельство обуславливает необходимость нахождения инновационного обучающего механизма, направленного на повышение эффективности понимания принципов процессного подхода при условии минимизации времени на его освоение, что и определило ход дальнейшего исследования в рамках данной диссертационной работы.

Установлено, что решение задачи анализа и совершенствования организации предполагает разработку модели деятельности организации. Именно модель бизнес-системы становится объектом анализа со стороны руководства организации, поэтому адекватность модели и уровень ее достоверности являются важными факторами успешности внедрения процессного подхода. Модель бизнес-процессов может являться объективным инновационным инструментом, иллюстрирующим изменения в деятельности и структуре организации при внедрении процессного подхода. Таким образом, обосновано, что актуальная, регулярно обновляемая модель системы процессов, происходящих в организации, может способствовать упрощению перестройки мышления персонала организации в рамках процессного подхода, способствуя эффективному внедрению обусловленных им инноваций в менеджмент.

Выявлено, что критическим фактором успешности применения модели сети бизнес-процессов для означенных выше целей является удобство ее использования. Результаты процесса моделирования должны быть представлены в наиболее удобной для анализа и внесения изменений форме, доступной для понимания и применения всеми заинтересованными потребителями при условии миыимизации временных ресурсов.

Таким образом, установлено, что одним из организационных механизмов, направленных на повышение эффективности внедрения процессного подхода к управлению предприятием является представление модели сети процессов организации в форме, максимально доступной для понимания, анализа и внесения изменений при условии минимизации временных затрат на процессы, связанные с потреблением результатов моделирования.

В ходе исследования по данному направлению было выявлено, что модель системы процессов должна отвечать критерию наглядности и не нарушать «ограничение Миллера». Установлено, что данным критериям отвечает представление информации в идеографическом виде, а именно в виде диаграмм с индикацией на изображении. В работе обоснованно показано, что оптимальной методологией с точки зрения обоснованных выше критериев является нотация графического описания бизнес-процессов ГОЕРО. Тем не менее, модель сети процессов, построенная по данной методологии, может представлять собой сложную для восприятия графическую диаграмму, что обусловило необходимость разработки метода обеспечения облегченного и ускоренного восприятия информации, представленной в виде диаграмм.

В ходе исследования по данному направлению было выявлено, что решение задачи повышения информативности при одновременном облегчении восприятия лежит в области наделения стандартных элементов методологии представления процессов новым свойством, а именно цветом. Вследствие этого в работе было принято решение сосредоточиться на разработке и обосновании метода повышения наглядности и информативности диаграммы модели сети.

166 процессов. Решением в рамках диссертационного исследования данной задачи стал разработанный автором метод, заключающийся в цветовой индикации элементов диаграммы посредством информирующих, корректирующих и акцентирующих цветовых схем, сформированных на основании принципов цветовой психосемантики.

Таким образом, применение цветовых схем к модели сети бизнес-процессов, превращает ее в универсальный эффективный инструмент, способствующий успешному внедрению инноваций в менеджмент, обусловленных применением процессного подхода к управлению организацией. Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом обучения и управления персоналом организации.

Благодаря применению цветовых схем, модель сети бизнес-процессов становится эффективным механизмом информирования руководства и персонала организации обо всех аспектах изменений, обусловленных внедрением процессного подхода, способствующим преодолению инертности мышления и его переориентации от линейно-событийного к системному.

Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом анализа рациональности и эффективности, как отдельных бизнес-процессов, так и всей системы в целом.

Модель сети бизнес-процессов с примененными к ней цветовыми схемами становится эффективным инструментом управления изменениями, обусловленными внедрением инноваций в менеджмент.

Таким образом, совокупность проведенных исследований и решенных в данной работе задач позволяет утверждать, что цель, поставленная в настоящей диссертационной работе, полностью достигнута, а обусловленные ее постановкой задачи исследования успешно решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adam. D.: Planung und Entscheidung. Modelle — Ziele — Methoden. 4. Auflage, Wiesbaden 1996.
  2. Adam. D.- Romberg, R.: Komplexitatskosten. In: DBW, 55. 1995, 5, стр. 667−670.
  3. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1988.
  4. Becker, J.- Schutte, R.: Handelsinformationssysteme. Domanenorientierte Einfuhrung in die Wirtschaftsinformatik. 2. Auflage. Frankfurt/Main 2004.
  5. Birren, F. Color psychology and color therapy: A factual study of the influence of color on human life. N.Y., cop. 1961. 302 p.
  6. Davenport Т. H. Process innovation: reengineering work through information technology. — Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. — 337.
  7. Davenport Т. H., Short J. E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign//Sloan Management Review, 1990, (Summer), 11—27
  8. Deming W. E. Quality, productivity, and competitive position. — Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982. —373.
  9. Gaitanides, M.: Prozefiorganisation. Entwicklung, Ansatze und Programme prozeflorientierter Organisationsgestaltung. Munchen 1983.
  10. Greiner L.E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1972. July-August.
  11. Hammer, M.: Beyond Reengineering. New York, NY 1996.
  12. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution. — New York, NY: HarperBusiness, 1993. — 223.
  13. ISO/IEC. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15 504-СММ). — М.: Книга и Бизнес, 2001. — 348.
  14. , W. : Organisation der Unternehmung. 3. Autlage, Stuttgart, Berlin, Koln 1994.
  15. Miller G.A. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on Our Capacity for Processing Information // Psychological Review. 1956. V. 63. No 2.
  16. Nordsieck, F.: Betriebsorganisation. Lehre und Technik, Textband. 2. Auflage, Stuttgart 1972.
  17. Nordsieck, F.: Grandlagen der Organisationslehre, Stuttgart 1934.
  18. Norman R.D., Scott W.A. Color and affect: A review and semantic evaluation // The j. of General psychol. 1952. № 46. 185−223.
  19. Osgood Ch.E. The Cross-Cultural Generality of Visual-Verbal Synesthetic Tendencies // Semantic Differential Technique. A sourcebook // S.G. Sicler & Ch.E. Osgood (Eds). Chicago, 1969. P. 561−584
  20. Porter M. E., Millar V. E. How Information Gives You Competitive Advantage//Harvard Business Review, 1985, 85, (July—August), 149—160.
  21. Porter, M. E: Wettbewerbsvorteile. Spitzenleistungen erreichen und behaupten. Frankfurt/Main, New York 1989.
  22. Roethlisberger F.J. Contribution of Behavioral Sciences to a General Theory of Management. Toward a Unified Theory of Management. New York, 1964.
  23. Rosemann, M.: Komplexitatsmanagement in ProzeBmodellen. Methodenspezifische Gestaltungsempfehlungen fur die Informationsmodellierang. Wiesbaden 1996.
  24. Scheer, A.-W.: EDV-orientierte Betriebswirtschaftslehre. 4. Auflage, Berlin et al. 1990.
  25. Schulte-Zurhausen, M.: Organisation. 3. Auflage, Munchen 2002. 28. Schweitzer, M.: Ablauforganisation. In: Grochla, E.- Wittmann, W. (Hrsg.): Handworterbuch der Betriebswirtschaftslehre. 4. Auflage, Stuttgart 1974, Sp. 1−8.
  26. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. — Morristown, NJ: TMForum, 2000a. — 82.30."The 10 Principles of Change Management" by John Jones, DeAnne Aguirre, and Matthew Calderone // strategy+business, Summer 2004.
  27. Wren D.A. The Evolution of Management Thought. New York, 1994.
  28. Wright, В., Rainwater, L. The meanings of color // J. of General Psychol. 1962. V. 67. 89−99.
  29. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. / Пер. с англ. С. В. Ариничева. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 с.
  30. A.B. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, — 1988.- 184 с.
  31. .А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения. // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550, 2002, с. 1315.
  32. .А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.
  33. В., Селезнев К. Визуализация семантической сети // Открытые системы. — 2001.— № 11.
  34. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999.
  35. JI.C. Психология искусства. Издание третье. М.: Искусство. 1986. — 352 с.
  36. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
  37. И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. с. 300−340.
  38. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь М.: ИПК Издательство стандартов, 2001
  39. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования. -Госстандарт России.
  40. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности Госстандарт России.
  41. Дафт PJL Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник. СПб., 2000.
  42. А.Н., Плотников М. В. Общий менеджмент: Концепции и комментарии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 398 с.
  43. А.Н., Плотников М. В. Общий менеджмент: курс лекций //Сайт http://www.ecsocman.edu.ru
  44. В.Г. Процессный подход к управлению организацией // Сайт www.finexpert.ru
  45. В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. — М.: Инфра-М, — 2004. — 310 с.
  46. E.H., Поварницына С. Е. Психология Бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.-511 с.
  47. В.В. Размышления о процессном подходе // Методы менеджмента качества. -2004. -№ 11.52.3индер Е. 3. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг//Системы управления базами данных. — 1996. — № 1. —55—67.
  48. Ч.А., Волков H.H. Взаимосвязь между эмоциями и цветом // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220. М., 1983. с. 50−55.
  49. В.В., Кузнецов М. Н. Показываем бизнес-процессы. Серия «Навигатор для профессионала». М.: Эксмо, 2007, 352с., УДК 621.31:65.0, ББК 65.290−2:31.2, К 64, ISBN 978−5-699−21 013−8.
  50. Когнитивная психология памяти /Под ред. У. Найссера, А. Хаймен- Пер. С. Рысев, О. Исакова, П. Румянцева и др. — СПб: прайм-Еврознак, — 2005. — 639 с.
  51. Т. Самооценка в организациях." / Пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е. Герасимовой. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. —328 с.
  52. Ф. Качество и Я. Жизнь бизнесмена в Америке. / Пер. с англ. A.B. Денисова и О. В. Замятиной. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 264 с.
  53. М. Магия цвета. Харьков: АО «Сфера», —1996. —431 с.
  54. М. Сигналы личности. Воронеж: НПО «Модэк», —1993. —159 с.
  55. JI.A. О процессах, процессном управлении и не только. // Управление компанией. — 2006. — № 4.
  56. Мелик-Пашаев A.A. Развитие у детей способности пользоваться цветами как выразительным средством. М., 1982. — 23 с.
  57. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, JI. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна- пер. с нем. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Качественный менеджмент).
  58. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1993. -702 с. 64."Методы менеджмента качества" материалы, опубликованные в номерах журнала за 2000−2008 гг.
  59. В.Д., Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360с. — Илл.: 155
  60. В.Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. № 1. С. 70−82.
  61. В.Ф. Основы психосемантики. — СП-б: Изд-во «Питер», 2005. -480 с.
  62. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  63. Ю.А. Дети рисуют. М.: Изд-во «Педагогика» 1988. 176 с.
  64. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
  65. А.И. Современная социология организаций. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995.
  66. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  67. К.М. МС ИСО серии 9000 версии 2000 г.: сущность и содержание процессного подхода // Стандарты и качество. 2001. — № 1.
  68. В.В. Два понимания процессного подхода к управлению предприятием// Методы менеджмента качества. 2003. № 4.
  69. В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. 240.
  70. В.В. Единство и борьба противоположностей: «сквозные» процессы или бизнес-процессы подразделений?" // Сайт www.finexpert.ru
  71. В.В. Интеграция процессного подхода и стратегического управление на основе BSC // Сайт www.finexpert.ru
  72. В.В. «Сквозные» процессы в системе управления: миф или реальность?"// Методы менеджмента качества. 2003. № 6.
  73. В.В. Сравнительный анализ нотаций ARIS/IDEF и продуктов их поддерживающих (ARIS Toolset/BPWin) // Сайт www.finexpert.ru
  74. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. — 404с.
  75. В.В., Елиферов В. Г. Сегментированное управление бизнес-процессами компании. // Сайт www.finexpert.ru
  76. В.В., Елиферов В. Г. Этапы внедрения процессного подхода. // Сайт www.finexpert.ru
  77. O.B. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. 270 с.
  78. С. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса / Пер. с англ. Э. В. Шустера -М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2001. 440 с.
  79. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1997.
  80. JI.H. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. Руководство. М., 1990. — 75 с.
  81. В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблема невербальной классификации // Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. с. 71−103.
  82. С.Р., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность // «Социс», 1996, № 10, с. 63−71
  83. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — СПб., 2000. — 332 с.
  84. В.В. Социальные теории организаций. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.
  85. . Психология программирования. — М.: Радио и связь. 1984. -304 с.
  86. Р. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения. М.: Парсефаль, 1993. — 142 с.
  87. П.В. Введение в психосемантику цвета: учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.
  88. П.В. Психосемантика цвета. — СП-б: Изд-во «Речь», 2006. 368 с.
  89. П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.
  90. Статистические материалы и справочная информация
  91. Материалы интернет-сервиса «Яндекс.словари»
  92. Материалы сайта www.ecsocman.edu.ru
  93. Материалы сайта www.finexpert.ru
  94. Материалы сайта www.psyfactor.org
  95. Материалы сайта http://colormind.narod.ru
Заполнить форму текущей работой