Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический анализ деятельности предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение оценки финансово-хозяйственной деятельности в системе управления велико, так как именно она является базой, на которой строится разработка финансовой политики и стратегии предприятия. Ведущее преобразование учета и переход к международным стандартам финансовой отчетности вновь вернула к жизни один из важнейших элементов управленческой работы — финансовый анализ. Но современные условия… Читать ещё >

Экономический анализ деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Кафедра маркетинга и управления проектами Курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему «Экономический анализ деятельности предприятия»

Выполнил: Веселов Виктор студент 2 курса группа М-3421 № зачет. книжки Преподаватель: Будрин А. Г.

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербург

  • Оглавление

I. Анализ производства и реализации продукции

II. Анализ трудовых ресурсов

III. Анализ основных фондов

IV. Анализ себестоимости и прибыли Заключение Библиографический список

В условиях рыночных отношений основа экономического развития — прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

Одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.

Сегодня для большинства хозяйствующих субъектов характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; интересами производства и финансовой службы. Таким образом, одной из основных задач деятельности предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа и оценки его финансово-хозяйственной деятельности с учетом поставленных стратегических целей деятельности хозяйствующего субъекта и поиска путей их достижения.

Значение оценки финансово-хозяйственной деятельности в системе управления велико, так как именно она является базой, на которой строится разработка финансовой политики и стратегии предприятия. Ведущее преобразование учета и переход к международным стандартам финансовой отчетности вновь вернула к жизни один из важнейших элементов управленческой работы — финансовый анализ. Но современные условия обусловили необходимость коренных изменений в методологии и методике оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами. Нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

I. Анализ производства и реализации продукции

Для анализа производства и реализации предприятием продукции воспользуемся исходными данными: ассортимент продукции, плановые и фактические объемы производства и реализации продукции каждого наименования с разбивкой по кварталам отчетного года.

Таблица 1 — Исходные данные

Показатели

Кварталы отчетного года

I

II

III

IV

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Объем производства отдельных видов продукции, т.руб.:

А В

С

Объем реализации отдельных видов продукции, руб.:

А В

С

Поступило работников за квартал, чел.

;

;

;

;

Выбыло работников за квартал, чел.

;

;

;

;

Отработано человеко-дней всеми работающими за квартал

;

;

;

;

Отработано человеко-часов всеми рабо;

тающими за квартал

;

;

;

;

Балансовая стоимость поступивших за квартал основных фондов, т.руб.

;

;

;

;

;

;

;

Балансовая стоимость выбывших за квартал основных фондов, т. руб.

;

;

;

;

;

;

Элементы себестоимости продукции:

— материальные затраты, т. руб.

— оплата труда, включая отчисления в социальные фонды, т. руб.

— амортизация основных фондов, т. руб.

— прочие затраты, т. руб.

;

по

рас

сче

ту

Финансовые результаты, т. руб.:

— от прочей реализации

— от внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Списочная численность работающих на начало отчетного года- 31 чел.

Балансовая стоимость основных фондов на начало отчетного года- 790 т.руб.

Амортизация основных фондов, начисленная к началу отчетного года- 50%

Годовая норма амортизации- 8%

В рыночных условиях объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Основные задачи анализа:

1. оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Таблица 2 — Оценка выполнения плана и динамики объема производства продукции за отчетный год

N п/п

Показатели

Отчетный год

Кварталы отчетного

года

I

II

III

IY

Объем производства, т. руб.:

— плановый

— фактический

Абсолютные отклонения фактических значений показателей от плановых, т. руб.

— 500

— 700

Степень выполнения плана, %

97,07

65,78

119,65

76,47

127,78

Абсолютные отклонения значений фактического объема производства от соответствующих значений предшествующего периода, т. руб.

;

;

— 1 315,00

1 095,00

— 1 270,00

Цепные темпы роста объема производства, %

;

;

19,65

— 23,53

27,78

Из анализа таблицы видно, что плановый объем производства составляет 10 425 тыс. руб. в год, 2630 в первом квартале, 2545 тыс. руб., во втором квартале, 2250 тыс. руб. в третьем квартале, и 2520 тыс. руб. в четвертом квартале.

Фактический объем производства в год составил 9945 тыс. руб., из них в 1 квартале — 1730 тыс. руб., во втором — 3045 тыс. руб., в третьем — 1950 тыс. руб., в четвертом — 3220 тыс. руб.

Наблюдается выполнение плана на 97,07% из них в первом квартале 65,78%, во втором квартале — идет перевыполнение плана на 19,65%, в третьем — 76,47%, в четвертом — перевыполнение на 27,78%.

Графически объем производства всей продукции предприятия представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — объем производства Следующим этапом анализа производства и реализации продукции является изучение структуры ассортимента продукции, то есть процентного соотношения планового и фактического объемов производства и реализации каждого наименования продукции в общем объеме, соответственно, производства и реализации по предприятию в целом. В курсовой работе необходимо сравнивать структуры ассортимента в четвертом квартале со структурой в первом квартале отчетного года, определяя абсолютные отклонения долей отдельных наименований продукции в последнем квартале от аналогичных долей в первом квартале.

Анализ структуры ассортимента продукции позволяет, во-первых, оценить значимость отдельных видов продукции с точки зрения их вклада в общий объем производства и реализации продукции, во-вторых, выявить произошедшие за ряд лет структурные сдвиги в ассортименте.

Таблица 3 — Оценка выполнения плана и динамики объема производства продукции за отчетный год изделия А

Объем производства изделия А, т. руб.:

— плановый

— фактический

Абсолютные отклонения фактических значений показателей от плановых, т. руб.

Степень выполнения плана, %

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Абсолютные отклонения значений фактического объема производства от соответствующих значений предшествующего периода, т. руб.

;

;

— 5,00

— 5,00

0,00

Цепные темпы роста объема производства, %

;

;

0,00

0,00

0,00

По изделию, А план полностью выполняется за весь рассматриваемый период.

Таблица 4 — Оценка выполнения плана и динамики объема производства продукции за отчетный год изделия В

Объем производства изделия В, т. руб.:

— плановый

— фактический

Абсолютные отклонения фактических значений показателей от плановых, т. руб.

Степень выполнения плана, %

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Абсолютные отклонения значений фактического объема производства от соответствующих значений предшествующего периода, т. руб.

;

;

90,00

0,00

30,00

Цепные темпы роста объема производства, %

;

;

0,00

0,00

0,00

По изделию В план полностью выполняется за весь рассматриваемый период.

Таблица 5 — Оценка выполнения плана и динамики объема производства продукции за отчетный год изделия С

Объем производства Изделия С, т. руб.:

— плановый

— фактический

Абсолютные отклонения фактических значений показателей от плановых, т. руб.

— 500

— 700

Степень выполнения плана, %

97,22

55,56

127,78

66,67

138,89

Абсолютные отклонения значений фактического объема производства от соответствующих значений предшествующего периода, т. руб.

;

;

— 1 300,00

1 100,00

— 1 300,00

Цепные темпы роста объема производства, %

;

;

27,78

— 33,33

38,89

Из таблицы видно, что на план производства всей продукции оказали влияние производства изделия С, так мы видим что за год по этому изделии план выполнен только на 97,22%, в первом и в третьем квартале наблюдается невыполнение, а во втором и четвертом квартале план перевыполнен.

Представим объем производства изделия С графически (рис. 2)

Рисунок 2 — объем производства изделия С Завершается анализ производства и реализации продукции оценкой степени их ритмичности в отчетном году. Под ритмичностью понимается степень соответствия фактических значений объема производства и реализации по периодам (месяцам) года плановым. В данной курсовой работе для оценки ритмичности как степени соответствия фактических производства и реализации отдельных наименований продукции (и по всем видам продукции вместе взятым) плановым делается следующее допущение: объемы производства и реализации каждого наименования продукции по месяцам в течение квартала распределяются равномерно. Анализ ритмичности осуществляется с использованием объемов производства и реализации каждого наименования продукции и по всем наименованиям продукции вместе взятым по месяцам отчетного года.

коэффициент ритмичности, учитывающий только имевшие место невыполнения плана в отдельные месяцы:

(2)

где Q — объемы производства или реализации продукции по месяцам года;

коэффициент ритмичности, учитывающий все имевшие место отклонения фактических значений показателей от плановых по месяцам года:

(3)

среднее квадратическое из отклонений:

(4)

Фактический объем производства в год составил 9945 тыс. руб., из них в 1 квартале — 1730 тыс. руб., во втором — 3045 тыс. руб., в третьем — 1950 тыс. руб., в четвертом — 3220 тыс. руб.

Наблюдается выполнение плана на 97,07% из них в 1 квартале 65,78%, во втором квартале — идет перевыполнение плана на 19,65%, в третьем — 76,47%, в четвертом — перевыполнение на 27,78%.

II. Анализ трудовых ресурсов

Проведем анализ трудовых ресурсов. Анализ трудовых ресурсов начинается с их количественной оценки и оценки движения трудовых ресурсов. Одним из основных показателей, используемых для количественной характеристики трудовых ресурсов предприятия является среднесписочная численность работающих. Расчет этого показателя производится за каждый квартал в отдельности и за отчетный год в целом. Поквартальные расчеты осуществляются с использованием формулы простой средней арифметической по данным о списочной численности работающих по состоянию на начало и конец каждого квартала. За отчетный год среднесписочная численность работающих на предприятии рассчитывается как средняя арифметическая из квартальных значений.

Обобщенная количественная оценка трудовых ресурсов подкрепляется изучением их движения. Под движением трудовых ресурсов понимается их прием на предприятие и выбытие с предприятия. Для оценки движения трудовых ресурсов применяется ряд коэффициентов. В частности, необходимо рассчитать коэффициенты оборота по приему и выбытию работников за каждый квартал отчетного года и за год в целом.

Таблица 6 — анализ трудовых ресурсов

Показатели

1кв

2кв

3кв

4кв

численность работников на начало квартала, чел.

Принято, всего чел.

Выбыло, всего чел.

Коэффициент текучести

0,1

0,3

0,1

0,1

Коэффициент оборота по приему

0,1

0,3

0,1

0,2

численность работников на конец квартала, чел.

Среднесписочная численность

Из таблицы видно, что на начало года численность составляла 31 человек, в 1 квартале принято 3 человека, уволено 4 человека на конец 1 квартала численность составила 30 человек, во втором квартале принято 8 человек, уволено 9 человек, в третьем квартале принято 2 человека уволено 3 человека, в четвертом квартале принято 6 человек, уволено 4 человека, на конец года среднесписочная численность составила 29 человек.

Графически среднесписочная численность представлена на рис. 3

Рисунок 3 — среднесписочная численность Таблица 7 — Информация для факторного анализа фонда рабочего времени

Показатели

I квартал

IIквартал

III квартал

IY квартал

Абсолютное

отчетного года

отчетного года

отчетного года

отчетного года

отклонение

1. Среднесписочная численность работающих, чел.

2. Отработано в среднем одним работающим за период:

— дней

— 160

— часов

— 3200

3. Средняя продолжительность рабочего дня, час.

6,9

— 1,15 873

Из таблицы видно, что средняя продолжительность рабочего дня в первом квартале составляет 8 часов, во втором — 7 часов, в третьем — 9 часов, в четвертом 6,9 часов.

Среднесписочная численность снизилась на 2 человека по итогам года.

Также наблюдается снижение отработанных часов на 3200 часов за весь рассматриваемый период.

III. Анализ основных фондов

Проведем анализ производственных фондов за анализируемый период.

Анализ основных фондов начинается с оценки состояния основных фондов на предприятии, динамики балансовой и остаточной стоимостей основных фондов в отчетном году. Состояние основных фондов оценивается прежде всего с точки зрения их изношенности, характеризуемой соотношением балансовой и остаточной стоимостей основных фондов. Требуется рассчитать суммы амортизационных отчислений, которые должны быть начислены в каждом квартале отчетного года при условии применения линейного способа начисления амортизации. Вторым необходимым условием для расчета остаточной стоимости основных фондов является допущение, что выбытие и поступление основных фондов происходят в начале каждого квартала. Третье допущение состоит в том, что выбывают на предприятии в течение года те основные фонды, которые имелись на начало года. С учетом данных о выбытии и поступлении основных фондов на предприятие, сумм амортизации, начисленных к началу отчетного года и в каждом квартале этого года необходимо рассчитать балансовую и остаточную стоимость основных фондов по состоянию на начало и конец каждого квартала. В целях обеспечения наглядности рекомендуется построить графики, отражающие динамику балансовой и остаточной стоимости основных фондов.

Далее рассчитывается ряд коэффициентов, отражающих имевшее место движение (поступление, выбытие) основных фондов. В частности, за I-IV кварталы отчетного года рассчитываются коэффициенты обновления, выбытия основных фондов; на начало и конец каждого квартала отчетного года рассчитывается коэффициент износа основных фондов.

Таблица 8 — Анализ производственных фондов

1кв

2кв

3кв

4кв

изменения

Виды основных фондов

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Производственные основные фонды на начало квартала:

— 50

Поступило

Выбыло

Производственные основные фонды на конец квартала

Из таблицы видно, что на начало года стоимость производственных фондов составляла 790 тыс. руб., в 1 квартале выбыло 50 тыс. руб. во втором, в третьем квартале изменений не наблюдалось, в четвертом квартале поступило 100 тыс. руб. таким образом за анализируемый период изменение в стоимости основных средств составило 50 тыс. руб.

Графически стоимость основных средств представлена на рисунке 4

Рисунок 4 — Стоимость основных средств

себестоимость прибыль основной фонд

Таблица 9 — анализа среднеквартальной выработки

Показатели

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Абсолютное отклонение (+/-)

Объем производства продукции, т. руб.

Среднесписочная численность работающих, чел.

Отработано дней в среднем одним работающим за квартал

— 160

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

7,0

— 1,0

Общее количество отработанного за период времени:

— всеми работающими, час.

13 200,0

— 3200

— одним работающим, час.

546,7

410,3

546,4

440,0

— 106,7

Средняя за квартал выработка одного работающего, руб.

57,7

105,0

69,6

107,3

49,7

Среднедневная выработка одного работающего, руб.

0,8

1,8

1,1

1,7

0,9

Среднечасовая выработка одного работающего, руб.

0,1

0,3

0,1

0,2

0,1

Из таблицы видно, что объем производства увеличился на 1490 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности предприятия.

Среднедневная выработка увеличилась на 0,9, среднечасовая выработка увеличилась на 0,1.

Графически объем производства представлен на рисунке 5

Рисунок 5 — объем производства Стоимость производственных фондов составляла 790 тыс. руб., в первом квартале выбыло 50 тыс. руб. во втором, в третьем квартале изменений не наблюдалось, в четвертом квартале поступило 100 тыс. руб. таким образом, за анализируемый период изменение в стоимости основных средств составило 50 тыс. руб. объем производства увеличился на 1490 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности предприятия

IV. Анализ себестоимости и прибыли

Проведем анализ себестоимости продукции Анализ себестоимости продукции производится путем исследования динамики себестоимости продукции в целом и по элементам затрат, а также оценки структуры себестоимости. Для такого исследования производятся вспомогательные расчеты, результаты которых сводятся в таблицу. Подобные таблицы заполняются для рассмотрения структуры и динамики себестоимости продукции в других кварталах отчетного года.

Для анализа динамики себестоимости представим исходные данные в виде таблицы.

Таблица 10 — Анализ структуры и динамики себестоимости продукции

Затраты, т. руб.

I-й квартал

II-й квартал

III-й квартал

IV-й квартал

Абсолютное отклонение

Структура, %

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Абсолютное отклонение

Материальные затраты

87,6

84,4

80,5

79,8

— 7,8

Оплата труда, включая отчисления в социальный фонды

196,5

458,5

10,8

13,3

12,4

14,1

3,3

Амортизация основных фондов

1,6

2,4

7,1

6,1

4,5

Прочие затраты

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего:

1826,5

3258,5

100,0

100,0

####

100,0

0,0

Из таблицы видно, что себестоимость продукции в первом квартале составила 1826,5 тыс. руб. во втором — 2963 тыс. руб. в третьем квартале 212 тыс. руб., в четвертом — 3258,5. наблюдается увеличение на 1432 тыс. руб. это связано прежде всего с объемом производства. Графически себестоимость продукции представлена на рисунке 7.

Графически структура себестоимости представлена на рисунке 6

Рисунок 6 — структура себестоимости продукции Основную долю в себестоимости продукции занимают материальные затраты в 1 квартале этот показатель составлял — 87,6%, во втором — 84,4%, в третьем 80,5%, в четвертом — 79,8%

Далее доля приходится на оплату труда в первом квартале — 10,8%, во втором — 13,3%, в третьем — 12,4%, в четвертом — 14,1, наблюдается рост, это прежде всего связано с увеличением заработной платы сотрудникам.

Рисунок 7 — себестоимость продукции Значительное изменение наблюдается во втором квартале и в четвертом, это связано с ростом производства и реализации продукции в этих периодах.

Далее проанализируем прибыль предприятия Непосредственно с анализом себестоимости связан и анализ прибыли, полученной предприятием. Балансовая (валовая) прибыль предприятия формируется как сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суммы внереализационных расходов.

Таблица 11 — анализ прибыли предприятия

Показатели

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Сумма, т. руб.

%

Сумма, т. руб.

%

Сумма, т. руб.

%

Сумма, т. руб.

%

Балансовая прибыль

Прибыль от реализации продукции

97,8

99,0

97,5

97,9

Прибыль от прочей реализации

0,0

0,0

0,0

0,1

Внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов

2,2

1,0

2,5

2,1

Из таблицы видно, что прибыль в 1 квартале составила 1860 тыс. руб., во втором квартале 2986 тыс. руб., в третьем квартале 2020 тыс. руб., в четвертом квартале 3382 тыс. руб.

Графически прибыль представлена на рисунке 8

Рисунок 8 — Балансовая прибыль Рост прибыли также наблюдается во втором и четвертом квартале, что является положительной тенденцией.

Структура прибыли представлена на рисунке 9

Рисунок 9 — структура прибыли Основную долю в структуре прибыль составляет от реализации продукции в первом квартале этот показатель составлял 1820 тыс. руб., во втором 2955 тыс. руб., в третьем — 1970 тыс. руб., в четвертом 3310 тыс. руб.

Заключение

В работе представлен анализ предприятия за 4 квартала текущего года. анализ был проведен на основании данных финансовой отчетности.

В целом на основании анализа можно сделать вывод об эффективной деятельности предприятия. Это обосновываю следующие показатели, рассчитанные в процессе анализа:

Прибыль в 1 квартале составила 1860 тыс. руб., во втором квартале 2986 тыс. руб., в третьем квартале 2020 тыс. руб., в четвертом квартале 3382 тыс. руб. Показатели рентабельности капитала за весь период увеличиваются, что говорит о рациональном использование активов ООО «Агро Плюс».

По итогам анализа можно сказать, что предприятие закрепляет свои позиции на рынке. За год деятельность предприятие улучшилась, увеличило объем продаж, соответственно увеличилось и объем производства, что привело к увеличению выручки, кроме того, наблюдается рост заработной платы, это говорит о том, что предприятие в состоянии позволить себе повышение заработной платы сотрудникам.

Увеличение производства не приводит к резкому увеличению себестоимости, что является положительной тенденцией и дает предприятию дополнительную прибыль. На основании вышеизложенного можно сказать о маловероятном финансовом и производственном риске в процессе деятельности предприятия.

Для дальнейшего развития необходимо расширять производство, что приведет к увеличению объема продаж и прибыли. А так как производственная площадка позволяет сделать данное мероприятие, то дополнительных инвестиционных затрат предприятию не потребуется, таким образом в самые короткие сроки необходимо пополнить свои оборотные средства и приступать к интенсивному производству.

Библиографический список

1. Вакуленко И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Выварец А. Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия, Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия, Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Ершов В. Ф., Камалетдинов Р. Н., Краюхин Г. А., Лебедев В. Г., Мелешко Т. К., Новожилов М. Л., Смирнов Н. П. Экономика предприятия. Ч.3. Продукция предприятия: Учеб. пособие — СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

6. Экономика предприятия. Учебное пособие / А. Г. Бездудная, И. В. Быстров и др. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

7. Экономика предприятия. Учебное пособие / В. В. Жиделев, Ю. Н. Капштейн. — М.: Инфра-М, 2009.

8. Экономика предприятия: Курс лекций / под ред. О. И. Волкова — М.: ИНФРА — М, 2007.

9. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В. Горфинкеля, В. Швандара — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Эффективное управление организационными изменениями на промышленных предприятиях. Учебник / под ред. Г. А. Краюхина. — СПб: СПбГИЭУ, 2009.

11. Юдин Ю. Н. Экономика предприятия: Конспект лекций / Кафедра менеджмента организации. — СПб: СПбГИЭУ, 2012. — 1,01 Мб.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой