Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках формирующего эксперимента определялась методика по внедрению в учебно-воспитательный процесс школ теоретической моделиапробация авторских учебных программ по разделам: «Художественная вышивка», «Машинная вышивка», «Марийская национальная вышивка», «Резьба по дереву», «Декоративная резьба по бересте», «Лозоплетение», «Ковроткачество», «Художественная роспись ткани. Батик… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
    • 1. 1. Развитие творческих способностей школьников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Потенциальные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МАРИЙСКИХ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
    • 2. 1. Модель процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел
    • 2. 2. Педагогические условия эффективности процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел

Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Введение

в общеобразовательные школы России предметной области «Технология» явилось результатом поиска принципиально новых подходов к трудовой подготовке молодежи, к формированию широко образованной личности и адаптации ее к складывающимся социально-рыночным условиям. Сегодня, как никогда, необходимо принимать решения и определять оптимальные пути их реализации. Это обуславливает необходимость существенного повышения качества подготовки школьников, формирования у них готовности к самостоятельной творческой деятельности, воспитания у подростков потребности в творческом труде и реализации своих потенциальных возможностей.

Современная школа должна являться творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания, новых педагогических технологий. Она должна обеспечивать непрерывный процесс образования от осознания учащимися себя личностью до социальной зрелости и профессионального становления.

Целостность процесса формирования личности гармонизирует детское творчество, оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Как развить творческую активность у детей? Как научить ребенка мыслить творчески? Как сохранить любознательность ребенка и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Эти вопросы волнуют учителей, родителей, психологов.

Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — одно из средств духовно-творческого воспитания детей. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России, не исключение и республика Марий Эл. Глубокие народные традиции хранят приемы работы с различными материалами лесного края. В ходе веков изменялась и совершенствовалась технология изготовления изделий народных промыслов, но узоры и орнаменты вместе с технологическими навыками передавались из поколения в поколение.

Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Необходимо показать учащимся тот воспитательный вклад, который заключен в народной культуре, национальном своеобразии обрядов, фольклоре, декоративно-прикладном творчестве и народных ремеслах. Искусство оказывает положительное воздействие на личность школьника, происходит активизация интеллекта, возбуждение и гармонизация чувств, ведущих к мобилизации воли. Приобщение детей к творчествуверный путь формирования человека высокой нравственности.

Общеобразовательная школа не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо художественного творчества, важно научить школьников не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Показателем результативности работы школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложившиеся жизненные процессы, вносить в них новое.

Содержание учебного предмета «Технология» позволяет выработать у выпускников необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей, приобретения специальных знаний и умений, обеспечение интеллектуального, этического и эстетического развития школьников, помощь в адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Анализ педагогического материала по теме исследования показал, что проблема формирования творческой личности, а также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены философами, психологами и педагогами. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества Н. Г. Алексеевым, Г. С. Альтшуллером, В. И. Андреевым, О. В. Атауловой, М. Н. Афасижевым, В. С. Библер, М. А. Блох, Д. Б. Богоявленской, С. М. Бондаренко, А. В. Брушлинским, А. В. Бычковым, Э. Гансберг, С. Грузенберг, Л. М. Гуляевой, К. Дункер, В. И. Загвязинским,.

B.А.Кан-Калик, Ш. Карагулла, Б. М. Кедровым, Н. Л. Кряжевой, Б. А. Лезиным, Н. С. Лейтесом, Ю. Л. Львовой, А. Матейко, М. А. Некрасовой, Н. Д. Никандровым, А. Ньюэлл, Я. А. Пономаревым, М. М. Поташником, Т. Рибо,.

C.Л.Рубинштейном, С. П. Руссковым, Г. А. Саймон, И. Н. Семеновым, О. К. Тихомировым, Л. В. Шевчук, Дж. Шоу, Э. Г. Юдиным, И. С. Якиманской, П. М. Якобсон и другими.

В педагогических исследованиях В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, Т. В. Ильиной, И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихачева, А. М. Матюшкина, В. И. Михеева, А. И. Мищенко, Н. Н. Толстых, К. Д. Ушинского, Е. В. Шевцова, Т.Я.Шпика-ловой, В. Э. Чудновского, П. К. Энгельмейер, П. М. Якобсон и других рассматривается процесс формирования, развития мышления и оценки творческой деятельности обучающихся.

Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий спектр научно-педагогических исследований по проблеме подготовки творческой, конкурентоспособной личности, творческий потенциал выпускников общеобразовательных школ остается недостаточно высоким. Большинство учителей видят свою роль в развитии познавательных умений школьников, а творческая деятельность учащихся сведена к минимуму. Именно в школе идет закладка фундамента творческой деятельности ребенка, в вузе — ее развитие, а в профессиональной деятельности происходит ее совершенствование.

Большую помощь в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии может оказать изучение марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Все вышесказанное подчеркивает актуальность нашего исследования. Но недостаточное количество научно-обоснованных методических разработок, учебников, пособий тормозит более эффективной работе по развитию творческих способностей учащихся на основе марийских народных ремесел.

Существующее противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей в школьном возрасте, раннее выявление задатков, склонностей и других индивидуальных особенностей учащихся на уроках технологии и недостаточно разработанностью теоретических основ и методики проведения работы по развитию творческих способностей на основе марийский народных ремесел определило тему нашего исследования — «Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел».

В соответствии с выбранной темой были определены: проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса развития творческих способностей учащихся на основе изучения марийских народных ремесел?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел будет эффективным при следующих педагогических условиях: определена цель в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностях;

— разработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихся;

— создание творческой образовательной среды;

— активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов;

— внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремесел;

— создание соответствующей учебно-методической базы;

— готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие творческих способностей школьников как педагогическую проблему.

2. Изучить потенциальные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников.

3. Разработать и апробировать модель процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активно-творческий процесс, теория системного, личностно-деятельностного и этнопедагогического подходов к процессу формирования личности обучающегося, теория творческого саморазвития личности, современные концепции образования и развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельности и др.

Теоретической базой исследования стали:

— положения философии и психологии о духовном, эстетическом развитии личности в творческом процессе в области изобразительного искусства (Ю.Б. Борев, А. И. Буров, А .Я. Зись, А. С. Молчанов, В. А. Разумный и др.);

— положение об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как эффективном средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей (А.С. Боголюбов, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, B.C. Кузин, С. П. Ломов, Э. И. Сокольникова, Б. Т. Теплов, Б. П. Юсов и др.);

— психолого-педагогическая концепция деятельности Н. Г. Алексеева, Ю. К. Бабанского, Н. В. Басовой, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, С. Грузенберга, К. Дункера, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, Л. Секей, В. А. Сластенина, С. Т. Шацкого, Э. Г. Юдина и др.;

— теоретические основы определения содержания образования В.В.Кра-евского, И. Я. Лернера и др.- v.

— положение системного подхода к педагогическим явлениям Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, Т. В. Ильиной, П. Ф. Каптерова, Н. К. Крупской, Н. Н. Кузьмина, А. С. Макаренко, В. Г. Максимова, В.М. Рогин-ского, Ю. П. Сокольникова и др.;

— положение личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе В. И. Андреева, С. И. Архангельского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. П. Ковалева, И. Я. Лернер, И. Н. Семенова, Н. Н. Толстых и др.;

— идея индивидуально-творческого подхода В. С. Библер, М. А. Блох, С. М. Бондаренко, И. Б. Гриншпуна, С. Грузенберга, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, К. Дункера, В. И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Ш. Карагулла, Н. Л. Кряжева, Н. В. Кузьминой, Ю. Л. Львовой, А. Матейко, А. М. Матюшкина, Н. Д. Никандрова, А. Ньюэлл, Д.Н.Овсяннико-Куликовского, М. М. Поташника, Т. Рибо, В. М. Рогинского, С. Л. Рубинштейна,.

С.П.Русскова, Г. А. Саймон, В. А. Сластенин, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова, М. П. Щетинина и др.;

— идеи народной педагогики И. А. Андреева, Г. Н. Волкова, В. В. Иванова, К. Ясперс и др.;

— теория и методика обучения народному искусству (И.Я.Богуславская, Е. Г. Вакуленко, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Л. С. Выготский, Г. Л. Дайн, А. С. Канцедикас, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова и др.);

— концепции эстетического воспитания в процессе изучения народного искусства (В.А.Барадуллин, К. К. Васин, С. Газарян, Е. Глинская, Л. М. Гуляева, М. А. Георгина, С. А. Герасимов, Л. Н. Дорогова, А. И. Ефимов, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Е. П. Кондратьева, И. А. Конников, Н. С. Королева, Л. А. Латынин, Н. Л. Лейзеров, Б. Т. Лихачев, М. В. Ляукина, М. Б. Матукова, Э. П. Меджитова, Б. М. Неменский, М. А. Некрасова, Тодор Павлов, В. Н. Порус, Т. М. Разина, Р. Д. Рондели, А. Б. Салтыков, Г. А. Сепеев, Г. И. Соловьевой, О. В. Танкус, А. К. Чекалов, Л. В. Шевчук, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, П. М. Якобсон и др.;

— теории и методики преподавания технологии (М.И.Гуревич, Дж. Джонс, А. В. Марченко, С. И. Мелехина, М. Б. Павлова, Дж. Питт, И. А. Сасова, Г. К. Селевко, В. Д. Симоненко, М. Скопцова, С. Н. Чистякова и ДР-).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ результатов деятельности учителей технологии и учащихсянаблюдениебеседыанкетированиеобобщение педагогического опытапедагогический экспериментметоды статистической обработки экспериментальных данных и др.

База исследовании. Экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательных школах № 14, 28, 29 г. Йошкар-Олы. В предварительном эксперименте участвовали учащиеся и учителя технологии городских и сельских школ Республики Марий Эл.

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы. Поставленные задачи определили ход экспериментально-теоретического исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1999 по 2004 год.

Первый этап (1999;2001 гг.) — поисково-теоретический — был посвящен анализу психолого-педагогической и специальной литературы, уточнению понятийного аппарата, определению степени разработанности исследуемой проблемы и общих подходов к ее решению, разработке программы исследования, определению рабочей гипотезыбыл проведен теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы «творческое развитие учащихся».

На втором этапе (2001;2003 гг.) — экспериментальном — проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного состояния готовности школьников к творческой деятельности в процессе изучения технологии, были выявлены недостатки и затруднения в работе учителей технологии, уточнена гипотеза, подтверждена актуальность исследования, определены педагогические условия подготовки школьников к творческой деятельности в процессе изучения технологиибыли изучены и проанализированы учебный план и программы предметной области «Технология" — были разработаны теоретическая модель подготовки учащихся общеобразовательных школ к творческой деятельности и программа формирующего экспериментаначалось обучение с элементами творческих заданийбыли подведены итоги в контрольных и экспериментальных классах, которые позволили выявить целесообразность применения творческих заданий и упражнений для развития учащихся и выполнения ими творческих проектов.

В рамках формирующего эксперимента определялась методика по внедрению в учебно-воспитательный процесс школ теоретической моделиапробация авторских учебных программ по разделам: «Художественная вышивка», «Машинная вышивка», «Марийская национальная вышивка», «Резьба по дереву», «Декоративная резьба по бересте», «Лозоплетение», «Ковроткачество», «Художественная роспись ткани. Батик», «Материаловедение швейного производства», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Технология пошива швейных изделий», «Лоскутная пластика», «Дизайн интерьера», «Проектный метод как способ развития творческих способностей школьников», «Культура и эстетика одежды" — вовлечение учащихся в разработку творческих проектов и выполнение практических заданийучастие в республиканских ярмарках и выставках декоративно-прикладного творчества и ремесел. Определялись уровни и критерии подготовленности школьников к творческой деятельности.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) — заключительно-обобщающем — проводился сравнительный анализ полученных данныхсистематизировались и обобщались данные экспериментальной работы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработана модель процесса развития творческих способностей учащихся в виде поликомпонентной структуры (цель, задачи, принципы, основные направления, организационные формы, методы и средства обучения, результаты);

— выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел (определение цели в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностяхразработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихсясоздание творческой образовательной средыактивизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектоввнедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремеселсоздание соответствующей учебно-методической базыготовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел);

— определены основные показатели уровня развития творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения и воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области использования народного декоративно-прикладного искусства и ремесел для развития творческих способностей учеников. В нем определены сущность и содержание этого процесса, охарактеризованные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны учебные программы и определено содержание работы по развитию творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел у учащихся 5−7 классов. Подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, что способствовало повышению эффективности работы по обучению детей технологии в среднем звене. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей технологии общеобразовательных школ, а также при подготовке и повышении квалификации учителей предметной области «Технология» в педагогических вузах и колледжах.

Достоверность полученных результатов обеспечена соблюдением логики научного познания, непротиворечивостью исходных методологических оснований, комплексом методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, надежностью полученных данных и репрезентативностью объема выборки респондентов, сочетанием качественного и количественного анализа данных экспериментального исследованияопытно-экспериментальной проверкой выводов и многолетним опытом работы соискателя в качестве учителя технологии общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение материалов. Основные положения, ход и результаты исследования обсуждались на кафедре технологии и предпринимательства МГПИ (2000;2004 гг.), докладывались на научно-теоретических конференциях технолого-экономического факультета МГПИ (2000;2002 гг.), на конференциях и совещаниях городских, районных и республиканских методических объединениях учителей технологии (2003;2005 гг.). Материалы исследования используются в учебном процессе общеобразовательных школ Республики Марий Эл, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Марийского института образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческие способности — индивидуально-психологические особенности человека, развивающиеся в ходе всей его жизнедеятельности и проявляющиеся в деятельности, носящей творческий характер. Их развитие наиболее эффективно идет в процессе специально и систематически организуемой работы в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. п.

2. Важным средством повышения эффективности процесса развития творческих способностей учащихся является внедрение в учебный процесс, организуемый учителем курса «Технология», научно-обоснованной модели, включающей в себя цель, задачи, основные направления работы, организационные формы, методы и средства обучения и результат.

3. Развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел возможно при создании следующих педагогических условий: определена цель в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностяхразработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихсясоздание творческой образовательной средыактивизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектоввнедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремеселсоздание соответствующей учебно-методической базыготовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел. Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Анализ психолого-педагогической литературы, современного состояния отечественного школьного образования показал, что проблема развития творческих способностей учащихся является достаточно актуальной на со временном этапе развития педагогической науки и школьной практики. Результаты структурно-методологического анализа сущности и содер жания понятия «творчество» позволили установить, что оно как феномен сложилось в едином историческом потоке развития философской, эстетиче ской и психологической наук. Оно имеет сложную морфологическую струк туру и многообразие видов и разновидностей в человеческой деятельности. Творчеством считается то, что в процессе специфической деятельности че ловек создает что-то новое, противоположное шаблонному, стереотипному, осваивая и перерабатывая информацию, опыт только ему присущим путем, созидая себя как личность. На основе теоретического анализа и синтеза удалось вскрыть внутрен нюю структуру творчества и выделить из его многообразия интересующую нас часть — педагогическое творчество. Что позволило нам вплотную подой ти к проблеме сущности и содержания, развития творческих способностей школьников в трудовом воспитании на основе декоративно-прикладного ис кусства и народных ремесел. На основе анализа философской, психологической, педагогической ли тературы нам удалось выявить возможности использования марийских на родных ремесел для развития творческих способностей школьников. Анализ показал, что: • элементы развития творческих способностей школьников на основе народных ремесел в отечественной системе воспитания появились в народ ной педагогике в глубокой древности- • вопросы развития творческих способностей подрастающих поколений развивались в контексте исторического развития, социально-экономических, культурологических, общественных преобразований- • в настоящее время педагогическая теория и практика уделяет при стальное внимание поиску и теоретическому обоснованию проблем развития творческих способностей школьников на основе народных ремесел. Анализ эволюции развития творческих способностей подрастающих по колений выявил, что: • выбор целей и задач развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел осуществлялся исходя из исторических перемен, состояния экономики и социально-политических условий- • в педагогической теории создана достаточно осмысленная, теоретиче ски обоснованная база развития творческих способностей школьников на ос нове народных ремесел- • вопросы развития творческих способностей школьников на основе ма рийских народных ремесел изучены и методически обоснованы еще недоста точно. Представленная нами научная база подтверждает гипотезу о том, что со вершенствование процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел может быть обеспечено, если будут реализованы следующие педагогические условия: • определена цель в соответствии с потребностями современного обще ства в творчески работающих личностях- • разработка научно-обоснованной модели процесса развития творче ских способностей учащихся- • создание творческой образовательной среды- • активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов- • внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремесел- • создание соответствующей учебно-методической базы- • готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных реме сел. В соответствии с выявленными и обоснованными условиями мы разра ботали научно обоснованную модель процесса развития творческих способ ностей школьников на основе марийских народных ремесел и авторские про •) граммы по использованию элементов марийских ремесел в образовательной области «Технология». Содержание авторских программ носит системно комплексный характер и включает теоретическое и художественно практическое направления деятельности учителя «Технологии» по развитию творческих способностей школьников на основе изучения марийских народ ных ремесел. В ходе исследования мы определили показатели уровня разви тия творческих способностей учащихся (понимание сущности марийского народного декоративно-прикладного искусства как особого типа художест венного творчества, его значения в мировой художественной культурезна • ние основных видов марийского декоративно-прикладного искусства, пред ставление о формах его бытования и развитияпонимание роли марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в развитии творче ских способностей подростковзнание форм и методов развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремеселналичие художественно-практических умений и навыков учеников, основанных на принципах марийского декоративно-прикладного искусстваналичие разви тых способностей к художественному творчеству в области марийского де коративно-прикладного искусстваумение выделять свою мотивационную направленность в творчестве на основе использования марийского народного искусствавладение рефлексивной оценкой своего творчества), а также опре делили и разработали методические рекомендации по использованию эле ментов марийских народных ремесел в развитии творческих способностей учащихся. Эффективность внедрения разработанной нами методики развития твор ческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел в системе школьного образования подтверждена результатами про веденного эксперимента. Проведенное нами исследование разрешило поставленные задачи в рам ках конкретно-определенной темы и научной проблемы.*) На основе опытно-экспериментальной работы мы объективно разрабо тали, апробировали и внедрили в практику конкретных школ эксперимен тальную программу развития творческих способностей школьников на осно ве изучения марийских народных ремесел. В целом мы считаем, что на данном этапе наше исследование заверше но. Однако оно не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с развитием творческих способностей школьников на основе марийских на-, родных ремесел. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с интеграцией всех видов народных ремесел в развитие творче ^ ских способностей школьников. Далеко не разрешены вопросы, связанные с подготовкой учителей к осуществлению преемственности развития творче ских способностей младших школьников и школьников среднего звена на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Перспективным и интересным направлением в педагогических исследо ваниях может стать решение проблем внедрения систем мультимедиа, интег рирующих текст, звук и изображение в развитие творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел. Подобные системы, на наш взгляд, позволят нашей молодежи изучить народную культуру интегри ровано и более доступно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Элементы развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел в отечественной системе воспитания появились в народной педагогике в XVIII веке.
  2. Развитие творческих способностей подрастающих поколений на основе народных ремесел развивалось в контексте исторического развития социально-экономических, культурологических общественных преобразований.
  3. Уникальные концепции по использованию народных художественных традиций в воспитании детей и учителей осуществлялись в практике С. А. Рачинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, И. Я. Яковлева и др.
  4. Результаты подготовленности учителей к развитию творческих способностей детей на основе народных художественных традиций и ремесел во многом зависели от личной инициативы отдельных педагогов-ученых, от их представлений об учителе нового времени.
  5. Использование народных ремесел в развитии творческих способностей подрастающих поколений в советское время приобретало большое общественное значение и целенаправленный характер.
  6. Н.А. Елембаевская СШ Новоторъяльского р-на. «Возрождение забытых народных промыслов и марийских ремесел. Резьба по дереву, плетение из лозы».
  7. Т. Ю. Новоторъяльская СШ. «Изготовление изделий в лоскутной технике».
  8. Л.Д. Мари-Турекская СШ. «Исследования солярных знаков марийской национальной вышивки», «Использование марийской вышивки в современной молодежной одежде».
  9. A.M. Кумьинская СОШ Килемарского р-на. «Бондарное дело древний народный промысел народа мари».
  10. З. В. Килемарская СШ. «Возрождение забытых ремесел народов мари (бисероплетение, лоскутное шитье)».
  11. Н.Г. Визимьярская СОШ Килемарского р-на. «Развитие познавательной деятельности школьников на уроках технологии через эстетическое воспитание».
  12. Г. И. СШ № 1 п. Сернур. «Развитие творческих способностей школьников через проектный метод и марийские народные ремесла».
  13. В.В. Казанская СШ Сернурского р-на. «Внедрение новых технологий в процесс трудового воспитания учащихся на основе народных промыслов (резьба по дереву)».
  14. Г. И. СШ № 1 п. Сернур. «Формирование устойчивого интереса к образовательной области „Технология“ через изучение марийских народных ремесел и декоративно-прикладное творчество».
  15. И.К. Усолинская СШ Горномарийского р-на. «Обучение школьников народным промыслам (лозоплетение)».
  16. С. М. Юринская СШ. «Активные формы работы на уроке * технологии как фактор развития творческих способностей школьников».
  17. З.М. СШ № 2 г. Козьмодемьянск. Авторская программа «Береста как древний и вечно молодой вид декоративно-прикладного творчества марийского народа».
  18. P.M. Моркинская СШ № 2. «Активизация познавательной и самостоятельной работы школьников через изучение марийских национальных ремесел».
  19. Н.Н. СШ № 4 г. Волжск. «Совершенствование методики работы через творческие проекты», «Применение ролевых и деловых игр, исследований, соревнований, уроков-практикумов, изготовление наглядных пособий вместе с детьми для уроков технологии».
  20. С.А. СШ № 4 г. Волжск. «Внедрение проектного метода на уроках технологии для развития творческих способностей школьников через изучение народных ремесел».
  21. О.Н. СШ № 13, г. Йошкар-Ола. «Развитие творческих способностей школьников через метод творческих проектов на основе художественной росписи ткани».
  22. С.П. СШ № 26, г. Йошкар-Ола. «Развитие творческих способностей школьников на примере проектного метода в обучении технологии».
  23. Т.Ю. СШ № 19, г. Йошкар-Ола. «Исследование народного женского костюма луговых мари через проектный метод обучения школьниц», «Ткачество древний вид декоративно-прикладного творчества марийского народа».
  24. Т.М. СШ № 4, г. Йошкар-Ола. «Исследование и изготовление мужского и женского марийского национального костюма на уроках технологии».
  25. Н.А. СШ № 28, г. Йошкар-Ола. «Проектно-исследовательская работа по декоративно-прикладному творчеству резьба по дереву». Подготовил призеров шести Республиканских и Всероссийских олимпиад школьников по технологии.
  26. Формирование представлений ребенка о культурном значении и особенностях народного творчества, развитие интереса к прошлому.
  27. Углубление знаний у воспитанников по отдельным темам, относящимся к разделам школьного курса «Технология».
  28. Приобретение практических умений и навыков по отдельным видам декоративно-прикладного творчества.
  29. Приобретение навыков проектирования и планирования проблемно-поисковой деятельности.
  30. Подведение ребенка к умению создавать художественный образ на основе повтора, вариации и импровизации образных мотивов марийского народного искусства.
Заполнить форму текущей работой