Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У студентов, прошедших экспериментальное обучение, сформировано представление об экоцентрическом сознании. Экоцентрические установки экологического сознания студентов свидетельствуют об истинном, точнее ценностном их отношении к природе. Это отношение является открытым, а не закрытым. Природа содержит в себе культурно-значимые ценностные качества. В этом заложена возможность и способность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема формирования экологического сознания в теории и практике образования
    • 1. 1. Мировоззренческие аспекты экологических проблем современности
    • 1. 2. Сущность и структура экологического сознания
    • 1. 3. Изучение экологического сознания студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического сознания студентов
    • 2. 1. Подходы к определению содержания экспериментальной работы по формированию экологического сознания студентов
    • 2. 2. Организация экспериментальной работы по формированию экологического сознания
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новый многополюсный мир находится в поисках решения глобальных проблем современности, возникших в результате стремительного хода научно-технического прогресса, смены технологий и соответствующих преобразований в природе. Реальные предпосылки решения экологических проблем скрыты в «мировоззрении сотворчества» (В.Н.Сагатовский), которое предполагает сообразование целей деятельности человека с тенденциями развития мира, «диалог» между человеком и природой.

Развитие науки и техники привело к тому, что проблема взаимоотношения человека и природы уже не является сугубо биологической, а приобретает методологическое значение как в теоретическом осмыслении человеком перспективы своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: от полного самоуничтожение до процветания, достижения благосостояния, превращения планеты в благоприятное место для жизни.

Позитивное решение проблемы человек и природа во многом зависит от учителя, формирующего у учащихся экологическое сознание на основе морально-этических норм, без которых невозможно познавательно-созидающее взаимодействие человека с природой: переход к отношениям экопартнерства между природой и социумом, формирование способности человека противостоять экологическому кризису и влиять на разрешение противоречий развития культуры в целом.

Идея формирования экологического сознания учащихся является не просто отображением требования решать экологические проблемы. Появилось понимание того, что суть противоречий между окружающей средой, стремящейся к самосохранению, и реализацией собственных тенденций к развитию, между необходимостью сохранения природы и ее разрушением в результате преобразовательной деятельности человека, которые разрешает человек, заключается в совместимости научно-познавательного и цещюстно-целевого в экологическом сознании, которое в свою очередь обращено к практике решения экологических проблем.

Формирование экологического сознания учащихся — это актуальная научная проблема, возникшая вместе с кризисом культуры, относительно которого экологические проблемы предстают как его выражение. Понятие «экологическое сознание» приобрело статус междисциплинарной категории высокого уровня обобщенности в различных научных дисциплинах. В контексте этики проблема экологического сознания рассматривается в единстве и во взаимосвязи с нравственностью: одним из способов регулирования взаимодействия человека с природой является «нравственность, которая в сочетании с экологическим сознанием как отраслью науки и может, и должна быть ценностно-ориентирующим механизмом взаимоотношения человека с природой» (В.П.Кобляков). В психологии — «совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» (С.Д.Дерябо) — «высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения» (В.А.Скребец) — «глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека» (Н.Ф.Реймерс).

Взаимодействие человека с природой — процесс неравновесный в том смысле, что его регулирование осуществляется человеческой деятельностью. «В развитии деятельностного отношения создается и постоянно воспроизводится конкретная ситуация: деятельность развивается как имманентная зависимость человека от объективного мира, в самой своей зависимости человек утверждается как центр активности» (М.Б.Туровский).

Утверждение человеком себя в качестве центра активности с природой требует, чтобы установки экологического сознания свидетельствовали не только об истинном, но и ценностном его отношении к природе. Природа содержит в себе культурно-значимые ценностные качества, благодаря чему у человека появляется реальная возможность диалога с природой.

Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между существующим «горизонтом» антропоцентризма, приводящего к потере перспективы и ориентации на выживание цивилизации, и необходимостью формировать у учащихся экоцентрические установки экологического сознания.

Как показывает анализ опыта образовательных учреждений по экологическому образованию и воспитанию учащихся, даже те учителя, которые целенаправленно формируют у детей этические нормы взаимодействия людей с природой, все еще не в полной мере осознают, что экоцентризм как духовная ориентация экологического сознания (который не таит в себе никаких моментальных утилитарных выгод для человека, для общества) не позволяет обойти даже простейшие моменты возмущающих воздействий человеческой деятельности на природу.

Стремление найти пути разрешения названных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования структурных компонентов экологического сознания студентов. В практическом плане — это проблема определения содержания и методов формирования экологического сознания студентов небиологических специальностей.

Объект исследования — процесс формирования экологического сознания студентов педагогического университета.

Предмет исследования — формирование экологического сознания студентов как компонент их подготовки к педагогической деятельности, ориентированной на развитие у учащихся экоцентрических установок экологического сознания.

Цель исследования — теоретическое обоснование структурных компонентов экологического сознания учителя с точки зрения синхронности и определение содержания и методов его формирования у студентов в учебном процессе педагогического университета.

Гипотеза исследования. Если экологическое сознание студентов есть единство и взаимосвязь образующих его компонентов (научное, оценочно-нормативное и практическое), то его развитие в процессе обучения студентов в педагогическом университете может быть успешным тогда, когда: определено содержание его формирования, базирующееся на междисциплинарной интеграции различного типа научного знания;

— овладение студентами экологическим знанием осуществляется в единстве с освоением ими этическими нормами, очерчивающими возможные границы взаимодействия человека с природой;

— создание в различных организационных формах обучения эколого-педагогических ситуаций, выход из которых требует осуществлять гуманистическую экспертизу, сочетается с развитием у студентов оценочного и ценностного отношения к экологическому знанию, способам ориентации деятельности учащихся по охране природы и т. д.

— процесс познания экологических проблем становится событием, осмысление которого порождает у студентов необходимость выбора способов их решения как в моделируемых, так и в реальных экологических ситуациях;

— овладение студентами опытом формирования экологического сознания у учащихся осуществляется под знаком установок экоцентрического сознания, снимающего противоречие между потребительски-гедонистическим подходом к природе и диалогом с природой, «взаимопринятием» человеком природы и природой человека.

Задачи исследования:

1. Раскрыть мировоззренческие аспекты экологических проблем современности.

2. Разработать и практически апробировать программу курса «Социальная экология».

3. Определить эффективность экспериментальной работы, исходя из выявленных изменений, происшедших в научном, оценочно-нормативном и практическом компонентах экологического сознания за период обучения студентов.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать экологическое сознание студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определение содержания формирования экологического сознания студентов небиологических специальностей должно базироваться на идее интеграции различного типа научного знания, овладение которым осуществляется через триаду «обучение-понимание-сознание». Экологические проблемы должны выявляться сознанием в контексте культуры, снимающей эффект сциентизации теоретико-познавательных процедур и включающей ценностный подход в содержание истины.

2. Одним из средств формирования установок экоцентрического сознания должно стать наполнение «морального яруса» экологического сознания студентов этическими нормами, характеризующими типичное и универсальное в деятельности учителя, формирующего экологическое сознание у учащихся. Развитие понимающего экологического сознания студентов должно быть «подчинено» поиску способов компенсации возмущающих природу действий человека.

3. Ведущими принципами экологического образования студентов должны стать принцип межпредметных связей, принцип интеграции различного типа научного знания, принцип единства теории и практики, принцип рефлексивной направленности учебного процесса, принцип ориентации на ценность экологического знания. Для возможного познания экологических проблем должны использоваться как моделируемые, так и реальные эколого-педагогические ситуации, «выход» из которых осуществляется в совместной с учащимися деятельности по охране природы.

4. Актуализация способов диалога студентов с природой, выводящая экологическое сознание на событие как осознание необходимости возможных вариантов взаимодействия с природой (позволяющего отказаться от иерархической картины мира, не нарушающего экологического равновесия, дающего возможность признать факт существования природы и обусловливающего действие этических норм в социальной сфере) должна осуществляться в целесообразной деятельности по освоению природы, посредством которой студенты не только адресуют свой субъективный опыт учащимся, но и соучаствуют вместе с ними в принятии порядка от природы (взаимопринятие человеком природы и природой человека).

Новизна исследования. В исследовании раскрыты мировоззренческие аспекты экологических проблем современности;

— разработано содержание учебного курса «Социальная экология» для студентов небиологических специальностей;

— выявлено состояние научного, оценочно-нормативного и практического компонентов экологического сознания студентов, ориентирующего их на решение экологических проблем современностиопределены педагогические условия, позволяющие формировать экологическое сознание студентов.

Теоретическая значимость. Результаты исследования позволят осуществить широкий подход к экологическому образованию и воспитанию учащейся молодежи, расширяют научные представления о структуре экологического сознания. Освещение мировоззренческих аспектов экологических проблем составит основу для научных представлений о ценностно-ориентационных свойствах экологического сознания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование педагогического руководства формированием у школьников экологического сознанияв определении методов, с помощью которых изучаются научный, оценочно-нормативный и практический компоненты экологического сознания студентоввскрыты резервы подготовки студентов к экологическому образованию и воспитанию учащихсяразработаны и апробированы содержание и методика преподавания курса «Социальная экология» для студентов небиологических специальностей.

Методологической основой являются основополагающие философские идеи о роли человеческого разума в сохранении жизни на Земле и преодолении противоречий между обществом и природойконцепции, раскрывающие культурные смыслы науки и проблемы ценностей человеческого существования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В.А.Ядов);

— о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Ю.Н.Кулюткин, Н. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская, B.C. Швырев);

— о теории и практике экологического образования учителя, преподавателя вуза (Н.М.Александрова, А. Г. Бусыгин, А. Л. Бусыгина, С. Н. Глазычев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, А. В. Кацура, Моисеев H.H., И. Н. Пономарева, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина, Т.П.Щербаха).

— об интегративном подходе к формированию экологического сознания с позиций социальной экологии и экопсихологии (Э.В. Гирусов, С. Д. Дерябо, В.Д.

Комаров, А. В. Лосев, Д. Ж. Маркович, Ю. Г. Марков, Г. Г. Провадкин,.

В.В.Пустовойтов Н. Ф. Реймерс, В. А. Ситаров, В.А.Ясвин).

Существенное значение в концептуальном плане имеют основные положения:

— методологии педагогики и методики исследования (Л.М.Архангельский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский, Э.Г.Юдин);

— сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.К.Бабанский, Б. П. Битинас, В. С. Ильин, В. М. Коротов, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Л.Ф.Спирин) — концепции личностно-ориентированного образования и обучения (Е.В.Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, И.С.Якиманская).

Базой исследования являются: опыт экологической подготовки педагогических кадров в различных регионах страныопыт эколого-педагогической деятельности учителей городских школ г. Самарыопыт повышения квалификации педагогических кадров Самарского педагогического университета.

Работа выполнялась на базе факультетов: физико-математического, психологии, а также института художественного образования (ИХО) Самарского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1996;1997″) Изучение педагогической действительности, конкретного опыта деятельности учителей школ и преподавателей высших педагогических заведений в условиях глобальных проблем современности обусловило важность и необходимость осмысления оснований педагогической деятельности по экологическому образованию и воспитанию учащейся молодежи. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, проблему, определить объект, предмет, цель, задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование ее программы.

Второй этап (1997;1998).

На втором этапе осуществлялась систематизация научной литературы по исследуемой проблеме. Проведена апробация разработанного нами спецкурса «Социальная экология» (для небиологических специальностей) на физико-математическом факультете, факультете психологии и ИХО. Составлены и определены педагогические задания с экологическим содержанием на период педагогической практики. Опытная работа сопровождалась уточнением гипотезы исследования, конкретизацией педагогических условий, обеспечивающих формирование экологического сознания студентов.

Третий этап (1998;2000) включал в себя обобщение материала и уточнение выводов, сделанных по результатам анализа опытно-экспериментальной работы по формированию экологического сознания студентов, внедрение результатов исследования в практику. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих формированию экологического сознания студентов. Выявлены ценностные ориентации, мотивы природоохранительной деятельности студентов, их отношение к взаимодействию человека с природой. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы: социологические методы (анкетирование, беседы) — наблюдение (прямое, косвенное, включенное) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента) — метод понятийного словаряизучение и обобщение опыта педагогической деятельностиматематико-статистические методы.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались на республиканских научно-практических конференций (Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Тобольск) и получили одобрение. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном педагогическом университете.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Раскрыто, что принцип единства содержательного и процессуального в формировании экологического сознания студентов обеспечивает связь между теоретическими положениями о структуре экологического сознания и их реализацией в деятельности преподавателя педагогического университета. Эта связь достигается посредством формирования содержания подготовки студентов к экологическому образованию учащихся на уровне различных научных дисциплин, в которых вычленяется экологическая составляющая подготовки, на уровне курса «Социальная экология», на уровне научного материала, содержащегося в этих дисциплинах и одновременным процессом реализации теоретических положений об экологическом сознании.

2. В результате анализа различных подходов ученых к определению понятия «экологическое образование», к обоснованию принципов экологического образования, к выделению принципов экологического образования установлено, что методологическим принципом экологически направленной педагогической науки является строгое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития сознания в целом и экологического сознания в частности.

3. Обоснована необходимость введения учебной дисциплины «Социальная экология» как дисциплины, интегрирующий различный тип научного знания. Методологической основой социальной экологии является положение философии о всеобщей связи и целостности явлений. Реализация принципа межпредметной интеграции создает условие для согласованности содержания и путей раскрытия законов функционирования экосистем и биосферы в целом.

4. Установлено, что единство научно-познавательной и практической деятельности студентов в процессе формирования экологического сознания обуславливает овладение ими экологическим знанием к знанию и опытом его реализации в моделирующих или реальных эколого-педагогических ситуациях, сочетающихся с развитием ценностного отношения к результатам практической педагогической деятельности по экологическому образованию детей.

5. Установлено, что формирование экологического сознания студентов требует реализации принципов межпредметных связей, принципа интеграции различного типа научного знания, принципа единства теории и практики, принципа ценностной ориентации и другие. В деятельности студентов по экологическому образованию учащихся реализуется различный тип научного знания, интеграция которого позволяет ему вводить учащихся в сложный мир взаимодействия человека и природы.

6. Установлено, что связь между научным и нормативно-оценочным компонентами экологического знания студентов и опытом экологического образования учащихся достигается посредством моделирования эколого-педагогических ситуаций, организации деятельности учащихся по охране природы в период педагогической практики, выполнения различных заданий, наполненным экологическим содержанием, как в аудитории, так и во внеурочное время.

В требовании при выполнении учебных заданий использовать различный тип научного знания заложена возможность становления у студентов способности к мировоззренческому осмыслению экологических проблем.

7. В результате сравнения, полученного после формирующего эксперимента эмпирического знания с результатами констатирующего эксперимента установлены изменения, произошедшие в содержание научного, оценочно-нормативного и практического компонентов экологического сознания студентов.

Состояние научного компонента экологического сознания — это состояние понимающего сознания. Канал знания студентов позволяет им самостоятельно приращивать новое знание, находящееся в «социальной памяти общества». Характеристикой понимающего сознания является его интегративность. Выявлен эффект как семантического, так и смыслового сдвига в сознании студентов.

8. Установлено, что критериями для оценки студентами результатов взаимодействия человека с природой являются этические нормы как характеристика экоцентрического сознания. Этические нормы, выводящие студентов в сферу социального, мировоззренческого осмысления экологических проблем, придают ценностную ориентацию как понимающему познанию студентами экологических проблем, их природоохранительной деятельности, так и организации деятельности учащихся по охране природы.

Выявленное преобладание эстетических и патриотических мотивов охраны природы над гуманистическими мотивами свидетельствуют о противоречивости мотивационной сферы студентов. Наделяя природу «миром образов», они становятся способными превращать материальное в духовное (человеческое) и духовное в материальное. Доминирование патриотических мотивов охраны означает, что содержание научного, нормативно-оценочного и практического компонентов экологического сознания студентов обогащено представлениями об Отечестве, в котором живут студенты. Доминирование эстетических, патриотических мотивов охраны природы над научно-познавательными мотивами свидетельствует, что ценностно-целевые структуры, выходя на первый план, придают ценностную ориентацию научной рациональности.

10. Установлено наличие «этического оттенка» в экологическом сознании, которое «видит» экологические проблемы. «Этический оттенок» понимающего сознания студентов синтезирует рационально-логическое и ценностно-целевое.

Итак, установленный нами факт наличия у студентов «социальной памяти общества», понимающего сознания, «погруженность» которого в экологические проблемы выявляет их отношения к глобальным проблемам современности в целом, понимающего сознания, которое наполнено характеристиками экоцентрического сознания, а эстетические и патриотические мотивы являются доминирующими в охране природы — все это свидетельствует о становлении у студентов мировоззрения сотворчества, благодаря которому станет возможным решать глобальные проблемы современности в целом и экологические в частности.

Факт становления у студентов мировоззрения сотворчества, специфика которого заключается в ценностно-ориентационных его свойствах, — признак эффективности экспериментальной работы по формированию научного, нормативно-оценочного и практического компонентов экологического сознания студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования экологического сознания студентов педагогического университета — это социально-педагогическая проблема. Ее решение выводит человека на целостное восприятие экологических проблем, которое должно стать неотъемлемой составной частью мышления и сознания учителя, превратиться в необходимый компонент культуры.

Современную ситуацию в образовании в контексте глобальных проблем современности в целом и экологических проблем в частности можно и следует привязывать к фактору формирования у учащихся способности к поиску способов и средств компенсации возмущающих природу результатов человеческой деятельности таким образом, чтобы критерием освоения окружающей среды становилась природа. Суть этого критерия заключается в совместимости познавательного и ценностного в сознании ученика, в соотносимосш научного знания с конструктивной практикой преобразования природы, без которой знания остаются нереализованными, а «модель потребного будущего» очеловеченная природа — не становится ценностью для человека.

Эта сложная проблема со всей очевидностью отражает необходимость формирования у студентов педагогического университета экологического сознания.

Решение этой задачи потребовало раскрыть культурные смыслы экологических проблем, выявить фундаментальные противоречия, порождающие экологические кризис, обосновать мировоззренческие аспекты экологических проблем современности, раскрыть содержание экоцентрического экологического сознания, определить сущность и структуру экологического сознания учителя.

В процессе теоретического анализа проблемы обосновано, что при решении глобальных проблем современности, в том числе и экологических проблем, следует учитывать контекст культуры как опыт деятельности, проецирующий этот опыт на созидающее преобразование природы. Установлено, что для поиска способов выхода из экологического кризиса требуется мировоззренческое осмысление экологических проблем. Анализ научной литературы выявил, что различному типу взаимодействия человека с природой соответствует определенная его мировоззренческая позиция: мировоззрение насилия, мировоззрение ухода и мировоззрение сотворчества. Каждая из мировоззренческих позиций отражает адекватное им состояние экологическое сознание. Решить экологические проблемы может только человек, у которого развито экоцентрическое экологическое сознание.

В исследовании раскрыты характеристики экоцентрического экологического сознания, которые дают представление о природе этого сознания. Экоцентрическое сознание адекватно мировоззренческой позиции сотворчества. Экологическое сознание человека как сложное целостное образование обладает собственной структурой: научное, оценочно-нормативное и практическое сознание. Экологические знания определяют содержание научного сознания ценности и нормы — содержания нормативно-оценочного сознания. Практическое сознание в форме социально-экологического опыта обслуживает практическую деятельность человека.

Предметом отражения экологического сознания является отражение мира природы и конструктивное ее преобразование. Экологическое сознание учителя специфично по своей природе. Оно ориентирует его на формирование экологического сознания учащихся.

В процессе констатирующего эксперимента установлено, что: 1) знания об экологической науке, экологических проблемах и т. д., которыми обладают студенты, в большей мере соответствует обыденному сознанию, чем научному. Сознание студентов ориентирует их на внешний мир в том плане, как он представлен в их представлениях. Отсутствие концептуальности как формы научного сознания обусловило и отсутствие стройной логической системы о том, что такое охрана природы, что такое экология как наука и т. д.- 2) научная рациональность не в полной мере сопрягается с ценностно-целевыми структурами деятельности по охране природы, по решению экологических проблем.

Четко фиксируемая позиция непонимания социальных причин экологического кризиса, позиция антропоцентризма обусловила неуверенность студентов в том, что человечество может разумно управлять Природой, что возможно создать стабильную цивилизацию и т. д.

Основу экспериментальной работы, базировавшейся на реализации принципов интеграции различного типа научного знания с экологической составляющей, единства теории и практики, рефлексивной направленности учебного процесса, ориентации на ценность научного знания, реализации межпредметных связей, составляла идея о том, что формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой.

В результате осмысления существующих в экологической науке стратегических ориентаций в экологическом образовании, которые находят свое выражение в адекватных им подходах к развитию экологического сознания студентов определили задачи формирующего эксперимента: 1. Формирование у студентов системы экологических знаний и представлений. 2. Формирование у студентов личностного (ценностного) отношения к природе. 3. Формирование способности студентов к реализации технологий конструктивного взаимодействия с природными объектами: обосновали источник формирования содержания подготовки студентов — обобщенный экологический опыт решения глобальных проблем современностираскрыли содержание подготовки на уровне педагогических, общекультурных, естественно-математических дисциплин в зависимости от специфики факультета, на уровне научного материала, содержащегося в них, и на уровне педпрактикиобосновали функции учебного процесса и педагогической практики.

Для реализации принципа непрерывности в формировании экологического сознания студентов был разработан курс «Социальная экология», введение которого обусловлено потребностями формирования единой комплексной системы эколого-природоохранительной подготовки учителя.

Предположение о том, что процесс формирования экологического сознания студентов небиологических специальностей идет таким образом, что актуализация способов диалога студентов с природой, выводящая экологическое сознание на событие как осознание необходимости возможных вариантов взаимодействия с природой, в процессе которого студенты не только адресуют свой субъективный опыт учащимся, но и соучаствуют вместе с ними в принятии порядка от природы (взаимопринятие человеком природы и природой человека), в целом подтвердилось.

Экспериментальная работа базировалась на положении о том, что формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой. Полученные нами данные показывают, что студенты способны «видеть» этический смысл экологических проблем, склонны к синтезу рационально-логического и ценностно-целевого как в своей природоохранительной деятельности, так и в процессе организации экологического образования учащихся.

У студентов, прошедших экспериментальное обучение, сформировано представление об экоцентрическом сознании. Экоцентрические установки экологического сознания студентов свидетельствуют об истинном, точнее ценностном их отношении к природе. Это отношение является открытым, а не закрытым. Природа содержит в себе культурно-значимые ценностные качества. В этом заложена возможность и способность «общения» студентов с природой, содержание которого раскрывает характер взаимозависимости между студентами и природой. Взаимозависимость производна от деятельности человека, которая в свою очередь выступает основанием его социальности, воспроизводимой и в экологическом сознании в форме этических норм как ценностей.

Процесс формирования экологического сознания студентов, предполагающий развитие научного, нормативно-оценочного и практического его компонентов, осознание ими роли мировоззренческой позиции сотворчества в решении экологических проблем, становится эффективным, когда соблюдаются следующие педагогические условия: содержание формирования экологического сознания студентов, базирующееся на междисциплинарной интеграции различного типа научного знания, реализуется на уровне научных дисциплин, на уровне научного материала и на уровне педагогической практики;

— овладение студентами экологическим знанием дополняется формированием этических норм, очерчивающих возможные границы взаимодействия человека с природой;

— снятие проблемности моделируемых или реальных эколого-педагогических ситуаций «подчиняется» требованию развития у студентов оценочного и ценностного отношения к экологическому знанию, к способам ориентации учащихся на охрану природы и т. д.

— процесс познания экологических проблем становится событием, осмысление которого выводит студентов на мировоззренческих уровень восприятия экологических проблем;

— овладение студентами опытом формирования экологического сознания учащихся осуществляется под знаком установок экоцентрического сознания, снимающего противоречие между потребительски-гедонистическим подходом к природе и диалогом с природой, взаимопринятием человеком природы и природой человека.

Выполненное нами исследование проблемы формирования экологического сознания студентов небиологических специальностей вносит определенный вклад в возможность конструктивного диалога человека с природой. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как учитель, включая учащихся в различные виды деятельности, формирует у них экоцентрические установки экологического сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. -455 с.
  2. Г. В. Социальная психология высшего образования. Автореф. на соиск.уч. ст. д. психол. Наук. СПб, 1995. — 46 с.
  3. И.А. Современные подходы к синтезу физики и биологии (единство научного познания). М., 1988. — 393 с.
  4. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля. Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н. СПб, 1998. — 46 с.
  5. И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования: Теория. Практика. Санкт-Петербург, 1994. — С.62−68.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -384 с.
  7. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  9. Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск, Навука и тэхника, 1995. — 133 с.
  10. Н.Бачинский Г. А Социоэкология наука о гармонизации и взаимоотношении между обществом и природой // Вопросы социологии. — Львов, 1987. — 217 с
  11. Г. А., Мамонов В. И., Марков Ю. Г., Жук П.В., Казначеев В. П., Кравцов B.C., Спирин Е. А., Супрун В. И. Социально-экологические системы как объект управления. Новосибирск: Наука, сиб. отд-ние, 1990. — 238 с.
  12. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие по спецкурсу. -Куйбышев, 1992.-104 с.
  13. Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.филос.н. М., 1981. -16 с.
  14. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. С. 7−44.
  15. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред Прохоров A.M. Издание второе, переработанное и дополненное. М., СПб., 1997. С. 1393.
  16. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование), М.: Знание, 1985. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 3).
  17. М.М. Экологическое право (право окружающей среды: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристь, 1998. — 688 с.
  18. А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск: «Сибирская книга», 1996. — 192 с.
  19. А.Л. Профессор профессия. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 276 с.
  20. A.M. Ноосферная личность. / Мир психологии и психология в мире. 1995, № 4 (5). С. 135−147.
  21. A.A., Мурзин Н. В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. СПб.: Наука, 1997. С.118−123.
  22. .Л. Экологический словарь. Алма-Ата, 1988. С. 186−187.
  23. М.И., Рожкина Н. Ф., Андреева И. А. Экологическое образование и воспитание студентов на межпредметной основе. // Тезисы второго республиканского совещания-семинара: Содержание и формы экологического образования в педвузе. Пермь, 1990. С. 63−64.
  24. Э.А. Структура ценностного отношения к природе // Проблемы природоохранного образования и воспитания. М.-Л.: Наука. — 1982. С.26−33.
  25. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. // Вопросы философии. 1988, № 11.
  26. Н.Ф. Методологические основы интеграции экологических знаний. // Тезисы докладов международной конференции. Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития. (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С. 63−64.
  27. Л.С. Проблема сознания // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. С. 156−167.
  28. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991. С. 12−13.
  29. Д.М. Задачи образования в области окружающей среды // Проблемы образования в области окружающей среды / /Материалы Межправ, конференции по обр. в обл. окр. среды, 1977. Тбилиси. — М., 1979. С. 6−7.
  30. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки (Общество и природная среда). М.: Знание, 1980. С.
  31. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. № 11. С.61−72.
  32. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  33. Э.В. Нормативный аспект экологической науки. В кн.: Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М., 1981. — 257 с.
  34. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. С. 135.
  35. Э.В. Система «общество природа» (Проблемы социальной экологии). -М., 1976.- 167 с.
  36. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1987.
  37. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
  38. С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся. В кн. Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С. 80−120.
  39. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, -1998. — 432 с.
  40. Н.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя, (на примере небиологических специльностей). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1995. — 16 с.
  41. М.А. Актуальные вопросы экологии. Киев, 1982. — С.73 — 74.
  42. JI.B. Нравственный аспект экологического воспитания. // Тез. Даугавпилс, 1988. С. 156−167.
  43. A.A. Экология. Курс лекций. М: Центр, 1998. 240 с.
  44. Горизонты экологического знания (социально-философские проблемы) отв. Ред. Член-корреспендент АН СССР И. Т. Фролов. Изд. Наука. М., 1986.
  45. A.C. Социальные аспекты экологической политики в Российской федерации (1986−1997). Историко-социологический анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. М., 1997. — 16 с.
  46. Ю. Власть и экологическое сознание. // Свободная мысль. 1994. № 2,3.
  47. Л.А. Социальная экология и проблемы интеграции наук. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. Д., 1989. — 42 с.
  48. Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982.-312 с.
  49. A.A., Чалагизов Б. Н. Понятие и структура экологического сознания. Экология, культура, образование. М., 1989. С. 53−57.
  50. Г. А. Необходимость обращения к истории культуры // Экологическая проблема и пути ее решения. М., 1987. С. 15.
  51. С.Д. Методологические проблемы психологии экологического сознания. // Тезисы докладов 1 Российской конференции по экологической психологии. М., 1993.
  52. С.Д. Проблема субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания. В кн. Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С. 120−135.
  53. С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореф. канд. дисс. М., 1993. -16 с.
  54. С.Д., Левин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. -Школа здоровья, 1995. Т.2. С. 81−92.
  55. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. — 480 с.
  56. Диалектика познания сложных систем. М., 1988. — 269 с.
  57. Н.В. Психолого-педагогические аспекты экологического образования школьников. // Тезисы 1 Российской конференции по экологической психологии. М. 1996.
  58. Доклад Римского клуба. М.: 1991. С. 168.
  59. .З., Сафонов В. В. Экологическое сознание граждан. Л., 1987.
  60. О.Г. Нравственное сознание // Философская энциклопедия. В 4-х т. Т.4. — М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 592.
  61. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  62. У.О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.
  63. П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. М., 1973. С.251−252.
  64. В.В. Экологическая проблема в СССР. Поиск путей ее (50-е первая половина 80-х гг). Автореф. дисс. д.и.н. — М., 1993. — 42 с.
  65. И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспектива Под ред. А.И.Савастюка- АН БССР, ин-т философии и права. Минск, Навука г тэхшка, 1991. -181 с.
  66. В.М. Готовить специалистов в области активной экологии. // Тезисы докладов международной конференции. Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития. (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С.177−180.
  67. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. 144 с.
  68. С. Экология и культура. // Новый мир. № 9,1992.
  69. С. Экология нравственности // Молодой коммунист. 1989. № 7.
  70. А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. -М., 1990.
  71. И.Д. Необходимость межпредметных связей в школьном обучении и отражение в них триединства «природа-общество-человек». В кн.
  72. Межпредметные связи в школьном природоохранном просвещении. М., 1976. С. 19.
  73. И.Д. Экогласность и образование. // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 11.
  74. И.Д. и др. Экологическое образование в школе. Концепция. М., Московский центр межнационального и сравнительного образования. 1994. — 32 с.
  75. В.П. Образование и духовность: Сознание как объект междисциплинарного исследования. // Современная высшая школа. Варшава, 1990. № 1(69). С. 85−91.
  76. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.1991. № 2. С. 15−36.
  77. М.Б., Крылова И. А., Гирусов Э. В. Проблемы глобальной экологии. // Обзор докладов межинститутского симпозиума // Вопросы философии. 1981, № 1.С. 166.
  78. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании. // Вопросы психологии. 1999. № 3. С.83−88.
  79. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. 1990. № 3. С. 8−13.
  80. М.С. Философия культуры. /Акад. гуман. Наук и др. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
  81. М.С. Философская теория ценности. / С.-Пет. Гос. ун-т, Акад. гуманитар. Наук. СПб. Петрополис, 1997. — 204 с.
  82. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983. С. 73.
  83. А.А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 128 с.
  84. Г. Н. К созданию методики экологического образования. // Вопросы психологии, 1994. № 1. С. 69.
  85. H.B. Социально-философский аспект проблемы экологического образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. — М. 1991. — 16с.
  86. A.B. О структуре экологического знания. В сб.: «Философские проблемы глобальной экологии». М.: Наука, 1983. Методологический анализ. -М.: Педагогика, 1977. — 264. С.7−26.
  87. .Н. Роль материалистической диалектики в синтезе наук. В кн.: Философия марксизма и современная научно-техническая революция (XY Всемирный философский конгресс). — М., Наука. 1977.
  88. Д.А. Потребность. Поведение Воспитание. М., 1968. С. 45.
  89. H.H. Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. Киев: Наукова думка, 1981. С. 342.
  90. H.H. Мировоззрение и экология. /АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1990. — 215 с.
  91. Л.П. Что понимает сознание в знании? // Что значит знать. Сб. науч. статей. -М., 1999. С.100−110.
  92. В.Д. Социальная экология как интегративная наука и универсальный учебный курс. Тезисы докладов международной научно-исследовательской конференции. СПб., 1994. С. 13.
  93. В.Д. Социальная экология. // Философские аспекты. Л.: Наука, 1990. -215 с.
  94. . Замыкающая круг. М., 1974. — 279 с.
  95. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. С. 290.
  96. А.И. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985. -126 с.
  97. А.Н., Марков Ю. Г. Формирование социально-экологического знания // Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985. С. 212.
  98. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, Наука, 1987. — 218 с.
  99. С.Н., Бондаренко В. Д. Общение с природой: Экология, мораль, правовые нормы. Львов: Вшца шк. Изд-во при Львовском ун-те, 1984. — 95 с.
  100. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  101. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  102. В.Н. Основные направления развития экологического образования в России. // Материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 1. — Пенза, 1997. С. 75−76.
  103. Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Самара: СамГПИ, 1993. С. 10−17.
  104. Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
  105. Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974. С. 106−144,118−125.
  106. Ш. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Общественные науки и современность. № 5. 1992.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. С.94−231.
  108. А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 29−35.
  109. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред.
  110. A.А.Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.:МГУ, 1994. — 228 с.
  111. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 186 с.
  112. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. В кн. Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С. 65−79.
  113. Личность: внутренний мир и саморегуляция. Идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Ин-т обр-ния взрослых, 1996. -175 с.
  114. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  115. Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1985.-621 с.
  116. Дж. Мысли о воспитании. // Педагогическое наследие. М., 1989. С. 160.
  117. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Залиханов М. И., Данилов-Данильян В.И., Гаврилов И. Т., Голубев Г. Н., Ревякин B.C., Гракович
  118. B.Ф. Проблемы экологии России. М., 1993. — 229 с.
  119. В. А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологических проблем. М.: Политиздат, 1978. — 224 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
  120. Л.И. Мировоззренческие и методологические основы экологического воспитания. В Тезисах второго республиканского совещаниясеминара (2−5 окт.): Содержание и формы экологического образования в педвузе. Пермь, 1990. С.69−71.
  121. A.C. Воспитание гражданина. М., 1988. С.245−246.
  122. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА. 1996. — 151 с.
  123. Н.М. Моделирование и синтез. Изд-во «Элль», Баку, 1979. — 97 с.
  124. Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.
  125. Н.М. Техническое освоение природы // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.
  126. A.C. Теория живых систем и современное биологическое познание (Диалектика природы и естествознание). М.: Мысль, 1983.
  127. Э.С. О средствах оптимизации научно-интегративных процессов. // Вопросы философии, 1980. № 11. С. 113.
  128. Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986.
  129. Ю.Г. Становление социальной экологии. // Общественные науки. -1987. № 6. С. 88.
  130. Д.Ж. Социальная экология. М., Просвещение, 1991.
  131. Д.Ж. Социальная экология: Монография М.: Изд-во РУДН. 1997. -436 с.
  132. C.B. Типологические аспекты интеграции физического, биологического и социогуманитарного знания // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1982.
  133. В.В. Экологическое знание и мировоззрение. // Тезисы докладов. Даугавпилс, 1988. — С. 23.
  134. Методические рекомендации к изучению подготовки молодого учителя к воспитательной работе. 4.1 /сост. С. Г. Вермловский. — Л.: НИИООВ АПН СССР, 1978. -95 с.
  135. Э.М. Междисциплинарные исследования как объект науковедческого изучения // Системные исследования: Ежегодник. М., 1972.
  136. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980.
  137. H.H. Нравственность и феномен эволюции. Экологический империтив и этика XX века. // Общественные науки и современность. М., 1994. № 6.
  138. H.H. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. № 5.
  139. H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
  140. H.H. Экология и образование. М.: ООО «Юнисам», 1996. — 190 с.
  141. H.H. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-256 с.
  142. H.H. Как делеко до завтрашнего дня.. Свободные размышления. 1917−1934. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 312 с.
  143. H.H. Мировое сообщество и судьба России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-272 с.
  144. H.H. Расставание с природой. М., «Аграф», 1998. — 480 с.
  145. H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 228 с.
  146. JI.В. Время становления экологической педагогики. // Тезисы докладов международной конференции. Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития. (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С. 105−107.
  147. В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. — 164 с.
  148. П.П. Формирование экологической убежденности у будущих учителей. // Тезисы второго республиканского совещания-семинара: Содержание и формы экологического образования в педвузе. Пермь, 1990. С. 82−83.
  149. В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж, 1995. — 356 с.
  150. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974. С. 44.
  151. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 32−39.
  152. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. Учебно-методическое пособие. М., 1989.
  153. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1989. -102 с.
  154. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М., 1989. С. 93.
  155. Образование в современном мире.-М.Педагогика, 1986.
  156. Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс. Проблема формирования экологической культуры у молодежи. М., 1990.
  157. Ю. Этические проблемы экологического ликбеза. // Свободная мысль. № 5. 1993.
  158. С.А. Россия экологический кризис. // Инженерная экология. № 1. 1995.
  159. И.Г. Метод. Памятная записка. М., 1967.
  160. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. 208 с.
  161. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избр. Труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  162. И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. // Тезисы Межвузовской конференции. Проблемы экологического образования в школе и педвузе. СПб.: Образование, 1993. С. 4.
  163. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  164. Проблемы образования в области окружающей среды: // Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Тбилиси, 1977 г. М.: 1979. — 279 с.
  165. Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
  166. Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1991. С. 39.
  167. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. -М., 1992.
  168. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367 с.
  169. В.Н. Категориальный аспект деятельностного подхода // Деятельность: Теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 306 с.
  170. Ю.А. Вопросы системности и динамичности умственной деятельности школьника. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 6.
  171. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.АДдова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  172. И.А. Содержание и формы экологического образования в педвузе. Тезисы второго республиканского совещения-семинара. Пермь, 1990. С. 4.
  173. И.А. Формирование нового экологического мышления главная задача экологической педагогики. // Тезисы второго республиканскогосовещания-семинара: Содержание и формы экологического образования в педвузе. Пермь, 1990. С. 3−8.
  174. Т.И. Социальная экология в системе экологического образования студентов. // Материалы юбилейной научно-практической конференции «Проблемы Северо-Запада: экология и образование». Санкт-Петербург, 1999. С. 41−42.
  175. Т.И. Эффективность курса «Социальная экология» в системе подготовки учителей небиологических специальностей. //В сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции. 4.1. Тобольск, 2000. С. 4445.
  176. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -280 с.
  177. О.М. Сложные формы интеграции науки. М., 1983. — 151 с.
  178. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  179. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Педагогика, 1984. 104 с.
  180. В.П. Формирование экологической культуры у студентов гуманитарных специальностей педвуза. // Материалы Всероссийской научной конференции. 4.1. Пенза, 1997. С. 120−122.
  181. Социально-экологические системы как объект управления / Г. А. Бачинский, В. И. Мамонов, Ю. Г. Марков и др. Новосибирс: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. — 238
  182. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. ЮНЕСКО, 1977. -271 с.
  183. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  184. А.И. Поступок и нравственная мотивация выбора // Моральный выбор.-М., 1980. С. 97−154.
  185. А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. С. 97−137.
  186. A.A. Взаимосвязь гносеологических и аксиологических компонентов экологического сознания. // Материалы Всероссийской научной конференции. -4.1. Пенза, 1997. С. 131−133.
  187. A.A. Экологическое мышление и ценностные ориентации современной культуры. Экология, культура, образование. — М., 1989. С. 28.
  188. Э.А. Экологическое образование в школе // Экологическое образование школьников во внеклассной и внешкольной работе. Ташкент, 1982. С. 10−27.
  189. М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997. — 440 с.
  190. З.И. Непрерывное экологическое образование как феномен целенаправленной социализации подрастающего поколения. // Материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 1. Пенза, 1997. С. 21−23.
  191. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 157.
  192. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 229−236.
  193. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч. 1993. — 275 с.
  194. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М., 1981. -190 е.
  195. К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии». Т.З. -СПб., 1908. С. 10−11.
  196. К.Д. Три элемента школы // Педагогические сочинения. В 6-ти т. -Т. 1-М.: Педагогика, 1988. С.177−193.
  197. П.Н. Актуальные вопросы взаимодействия философии и естествознания. В кн. Философские основания естественных наук. М., 1976.
  198. Э. Человек: Кто это такой (или Кто есть человек)? // О человеке. Вып. 1: (Пространство и время, люди и вера в его жизнь): Сб. М.: Знание, 1991.-64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия и жизнь». № 12).
  199. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 416 с.
  200. З.И. Системный подход к организации экологического образования и просвещения населения в крупном научно-промышленном центре. / Автореф. диссер. на соиск. уч. ст. к.п.н. Самара, 2000. — 25 с.
  201. Л.Ю. Способы экологизации сознания личности и их особенности. // Тезисы докладов международной конференции. Россия. Экологическое образование в целях устойчивого развития. (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. С. 117−119.
  202. В.С. Научное знание как деятельность. М., 1984. — С. 81.
  203. Т.П. Формирование экологической культуры будущих учителей как нравственная проблема. // Материалы научно-практической конференции. СИПКРО. Самара, 1995.
  204. Т.П. Формирование экологической культуры будущего учителя на основе системного подхода. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 1997.
  205. Экологический словарь. Конкорд Лтд ЭКОПРОМ. М., 1993. — С. 97.
  206. Экология, культура, образование. М.: Филос. о-во СССР, Моск.гос.пед. ин-т В .И.Ленина, 1989. — 242 с.
  207. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  208. А.В. Экология человека? Немедленный ликбез! // Политическое образование. 1989. № 1. С. 48−49.
  209. К.П. О преподавании естествознания. СПб., 1917. С. 66.
  210. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89 105.
  211. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Издательство СамГПУ, 1995. — 132 с.
  212. Cifric М. Socijalna ekoligija. Zagreb, 1989. s. 333.
  213. Dombrovskis V. Ecology. Pedagogica process. Daugavpils. 1993.
  214. Enviromental education in the light of the Tbilisy Conference. P: yNECCO, 1980, p.22.
  215. Gartner E. Arbeiterklasse und Okologie, Markistsche Blotter. Frankfiirt-Main, 1979, s. 90.
  216. Mchale I. The Future of Future. N. Y., 1970, p. 91.
  217. Ness A. Deep Ecology and Ultimate Premises. The Ecologist. — 1988, v. 18, N 4/5
  218. Park R., Burgess E. An Introduction to the Science of Sociology. Chicago, 1921.
  219. Rogers Е/S/ Man Ecology and Control of Disease. Public Health Reports. 1962. vol. 77, n. 9, p. 758.
  220. S. Еколопца животина. Београд, 1962. 270 с.
Заполнить форму текущей работой