Педагогические особенности начального профессионального образования сотрудников полиции Германии
Гипотеза исследования заключалась в следующем: начальное профессиональное образование полицейских Германии имеет педагогические особенности, обусловленные историческим опытом и традициями, его ролью и местом в целостной системе подготовки полицейских, наличием специальных организационных форм, содержания и образовательных технологий, позволяющих осуществлять начальное профессиональное образование… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРОБЛЕМА СРАВНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ
- 1. 1. Введение в проблему профессионального образования полицейских Германии
- 1. 2. Педагогический анализ современных требований к начальному профессиональному образованию сотрудников полиции Германии
- 1. 3. Научные основы начального профессионального образования сотрудников полиции Германии
- Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Педагогический анализ особенностей процесса первоначальной подготовки сотрудников полиции Германии
- 2. 2. Организация и содержание практики обучения сотрудников полиции в системе начального профессионального образования
- 2. 3. Особенности методики обучения сотрудников полиции на этапе начального профессионального образования
- Глава III. СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ И СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ РОССИИ
- 3. 1. Общее и особенное в функционировании систем начального профессионального образования сотрудников полиции Германии и сотрудников милиции России
- 3. 2. Основные направления и условия использования опыта начального профессионального образования сотрудников полиции Германии в первоначальной профессиональной подготовке сотрудников милиции России
Педагогические особенности начального профессионального образования сотрудников полиции Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процесс становления новой российской государственности, проходящей на фоне изменения социально политических условий в стране и за рубежом, сопровождается масштабными преобразованиями в российской правоохранительной системе вообще и в МВД в частности. Одним из направлений, проводимого в настоящее время обновления кадровой политики в МВД, является совершенствование содержания, форм и методики обучения и воспитания сотрудников милиции. Особое значение эти проблемы приобретают на базовой ступени профессионального становления: первоначальной подготовке, где готовятся непосредственные исполнители многих правоохранительных задач.
Практика показывает, что, несмотря на усилия, предпринимаемые руководством МВД РФ, непосредственными организаторами первоначальной подготовки сотрудников, ее решение остаётся сложным и противоречивым. Очевидно, что в настоящее время сотрудник ОВД в той или иной ситуации не в силах противостоять преступнику в виду недостаточного уровня профессиональной подготовленности: оперативно-тактической, технической, боевой и физической, не имеет прочных морально-психологических качеств, обеспечивающих выполнение оперативно-служебных задач. И причиной тому — недостаточная база теоретических знаний и практических навыков и умений, заложенная в процессе начального обучения. Среди актуальных вопросов также выделяются слабая психолого-педагогическая подготовка сотрудников и неумение осуществлять деловое общение с гражданами и коллегами. Все это вызывает необходимость коренным образом изменить подход к первоначальной профессиональной подготовке молодых милиционеров и качественно повысить педагогический уровень профессиональной подготовленности сотрудников всех уровней, в особенности на начальном этапе их практической деятельности. И здесь необходимо, с педагогической точки зрения, переосмыслить сложившуюся систему подготовки кадров для ОВД в этом звене, найти новые формы и методы повышения эффективности профессионального обучения сотрудников.
Требуется пересмотреть сложившуюся систему начального обучения милиционеров, чтобы они уже с первых дней своей профессиональной деятельности научились достойно противостоять усиливающемуся росту преступности. Для этого необходимо выработать у них такие основы знаний, практических умений и навыков, которые позволят каждому сотруднику на протяжении всей его карьеры иметь достаточный запас профессиональных знаний и психологической устойчивости, научить молодых сотрудников ОВД самостоятельно пополнять и обновлять свои знания в соответствии с меняющимися условиями работы.
Среди различных направлений решения этой сложной и ответственной задачи важное место занимают изучение теории и практики подготовки аналогичных категорий сотрудников полиции за рубежом и выработка на этой основе предложений и рекомендаций для внедрения в процесс обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел в России.
Ориентируясь на эти факторы, на наш взгляд, следует внести существенные изменения в систему начальной профессиональной подготовки сотрудников на основе новых педагогических технологий и передового опыта. И такой опыт можно и необходимо заимствовать в школах подготовки полицейских кадров зарубежных стран, внимательно изучить его и в адаптированном виде использовать в собственной профессионально-педагогической практике.
Особый интерес представляет система профессионального образования сотрудников полиции Германии, где накоплен значительный опыт организации подготовки, обучения и воспитания полицейских и где само профессиональное образование оценивается в качестве одного из важнейших факторов эффективности полицейской деятельности. Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что подготовка полицейских в ФРГ является наиболее эффективной и максимально результативной в Европе1.
Проведённое нами исследование свидетельствует, что накопленный полицией Германии опыт профессионального образования, особенно начального, целесообразно, критически осмыслив его, учитывать в российской системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и, следовательно, использовать для успешного решения задач по борьбе с преступностью в России.
Это обстоятельство даёт основание рассматривать изучение педагогических особенностей начального профессионального образования полиции Германии, как проблему, имеющую важное значение для совершенствования педагогической системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России, повышения ее уровня и интеграции в мировую образовательную систему.
Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты подготовки полицейских в ФРГ находят своё отражение в отечественных исследованиях. Названные проблемы освещались в работах ученых — педагогов и психологов МВД России в этой области: А. С. Батышева, А. В. Буданова, В. Я. Кикоть, И. Ф. Колонтаевской, В. А. Сергевнина, A.M. Столяренко, В. И. Черненилова, И. Ч. Шушкевича и других. Имеется ряд исследований и публикаций по данной тематике, выполненных специалистами других научных направлений: В. М. Анисимковым, И. П. Антоновым, В. Н. Бутылиным, В. П. Илларионовым, В. М. Кукушиным, в том числе и отчёты о командировках в различные полицейские учебные заведения Германии, где в большей мере.
См., например: Шушкевич И. Ч. Организация подготовки европейских полицейских. Уч. пособие. — М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1997. отражены аспекты профессионального образования полицейских кадров высшего руководящего звена, а начальный уровень, на котором, на наш взгляд, решаются многие проблемы правоохранительной деятельности, остаётся малоизученным. В отечественной литературе нет работ, в которых педагогический анализ начального профессионального образования полицейских Германии являлся бы задачей исследования. К тому же все имеющиеся материалы носят частный характер и освещают, чаще всего, социально-правовые, юридические или организационные аспекты профессиональной подготовки полицейских этой страны. А целостного педагогического анализа подготовки полицейских на начальном уровне пока не проводилось.
Вышеперечисленные обстоятельства, недостаточная разработанность вопроса, его теоретическое и практическое значение, а также лишь ознакомительное изучение системы первоначальной подготовки полицейских Германии дают основания рассматривать опыт немецких коллег, как актуальную научную и прикладную проблему, имеющую важное теоретическое и практическое значение для совершенствования российской системы начальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Актуальность проблемы, важность ее значения для оптимизации деятельности органов внутренних дел России, недостаточно глубокое изучение педагогических основ ее решения и определили наш выбор данной темы в качестве научного исследования.
Объектом исследования избрана система начального профессионального образования сотрудников полиции Германии, а его предметом — педагогические особенности этого процесса.
Цель исследования — осуществить педагогическую оценку теории и практики профессиональной подготовки сотрудников полиции Германии на начальном уровне, определить ее качественные характеристики, сформировать и разработать на этой основе практические рекомендации образовательным учреждениям начальной профессиональной подготовки и должностным лицам органов внутренних дел по адаптации приемлемого немецкого опыта в практику профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— раскрыть содержание и характер теоретико-педагогических основ процесса профессионального образования сотрудников полиции Германии на начальном уровне;
— выявить особенности организации, содержания и методики начального профессионального образования сотрудников полиции ФРГ;
— изучить практику педагогической деятельности полицейских школ Германии по начальному профессиональному образованию сотрудников, а также опыт практической деятельности полицейских, прошедших базовую подготовку;
— осуществить сравнительный анализ опыта первоначальной подготовки сотрудников полиции Германии и сотрудников милиции России;
— сформулировать практические рекомендации учебным центрам, должностным лицам МВД России по использованию приемлемого, педагогически обоснованного опыта подготовки полицейских Германии в практике обучения и воспитания российских сотрудников органов внутренних дел на начальном уровне.
Методологические и научно-теоретические основы исследования составили наиболее общие концептуальные положения диалектического материализма и теории познания, общенаучные методологические подходы (исторический, социокультурный, системно-структурный, дифференцированный, комплексный, функциональный и др.). В процессе научной работы использовались идеи отечественных и зарубежных исследователей о социальной обусловленности общего и профессионального образования, о лично-стно-социально-деятельностном подходе к подготовке кадров и ведущей роли деятельности в этом процессе.
В работе над проблемой использовались выводы и положения трудов известных ученых системы МВД, Министерства обороны, ФСБ, изучавших различные аспекты подготовки специалистов за рубежом: А. И. Афанасьева, А. В. Барабанщикова, А. С. Батышева, Г. И. Гладкова, В. Я. Кикоть, И.Ф. Ко-лонтаевской, В. Г. Крысько, И. Д. Ладанова, Н. И. Луганского, A.M. Столярен-ко, Е. А. Сухарчука, Н. Ф. Феденко, С. М. Филькова, П. И. Фисенко, В.И. Чер-ненилова, Н. Г. Чумичёва, И. Ч. Шушкевича и др.
Исследование опиралось на результаты анализа зарубежной педагогики, содержащихся в работах гражданских исследователей: В. П. Беспалько, Н. И. Борисова, О. Л. Ворожейкиной, Б. Л. Вульфсона, Г. Д. Дмитриева, М. В. Кларина, Ю. И. Коваленко, М. Б. Кольчугиной, З. А. Мальковой, В. Б. Миронова, Н. Д. Никандрова, Б. Я. Пилиповского. Т. Ф. Яркиной и др.
В ходе исследования изучено значительное количество оригинальных педагогических, исторических, общественно-политических и правовых источников: правительственных документов и законодательных актов Федеративной Республики Германии, выступлений представителей руководства полицейскими органами по вопросам обучения и воспитания сотрудников, теоретических и методических материалов, учебных планов и программ первоначальной подготовки полицейских в различных землях страны.
В работе над диссертацией использовались труды и монографии педагогов, историков и социологов ФРГ, специалистов в области полицейского образования по вопросам обучения и образования сотрудников: В. Баудис-сина, М. Белльмана, В. Брецинки, П. Вуллиха, X. Гизеке, X. Диллькофера, В. Клафки, П. Кошуллы, В. Лане, Д. Майнца, X. Ондарцы, Ф. Пеггелера, Д. Портнера, Х. И. Рееба и др.
Новейшие данные по различным аспектам начального профессионального образования полицейских были получены в ходе изучения немецких полицейских журналов «Polizeirundschau», «Streife», «Kriminalistik», «Der Kriminalist», «Polizei Nachrichten», «Deutsche Polizei», «Deutsche Sicherheit» и др.
В целом, в процессе работы над диссертацией проанализировано более 250 источников, в том числе около 200 сборников, монографий и статей, 60 документов (законов, директив, уставов, служебных предписаний, учебных планов и программ, методических разработок и др.), а также более 100 статей периодической печати. Источниковедческая база исследования обеспечивала возможность раскрытия темы и выполнения поставленных задач.
В работе над диссертацией применялись различные методы исследования, основными из которых являются теоретический, исторический и сравнительный анализ литературных источников и документовобобщение, классификация и систематизация фактического материалаизучение и обобщение педагогического опыта, накопленного во время посещения учебных центров подготовки полицейских земель Северный Рейн-Вестфалия и Сак-сония-Ангальт, Высшей полицейской Академии управления ФРГ в Мюнсте-ренаблюдение, интервьюирование и беседы со слушателями, а также с сотрудниками и преподавателями учебных центров подготовки полицейских Германии.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: начальное профессиональное образование полицейских Германии имеет педагогические особенности, обусловленные историческим опытом и традициями, его ролью и местом в целостной системе подготовки полицейских, наличием специальных организационных форм, содержания и образовательных технологий, позволяющих осуществлять начальное профессиональное образование полицейских на современном уровне. Если, критически оценив, последовательно применять накопленный в Германии опыт начального профессионального образования полицейских в первоначальной подготовке сотрудников милиции России, то возможно обеспечить повышение ее эффективности за счет гарантированного достижения учебных целей, сведенных к деятельностному формированию у обучаемых точно описанного комплекса профессиональных умений и навыков на основе высокотехнологизированного построения процесса обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является первым педагогическим исследованием начального профессионального образования сотрудников полиции Германии, в ходе которого были изучены следующие вопросы:
— уточнено представление о сущности и современном состоянии профессиональной подготовки немецких полицейских на начальном уровне, раскрыто современное содержание понятийно-категориального аппарата, используемого педагогами учебных центров (школ) полиции ФРГ для определения содержания процессов обучения и воспитания кандидатов на службу в полицию;
— выявлены особенности организации, содержания, основных форм, методов и средств, используемых в процессе профессионального обучения и воспитания будущих служащих полиции, исследованы их качественные показатели. В научный оборот введён ряд новых источников, ранее не использовавшихся в отечественной педагогической литературе системы МВД;
— обоснованы теоретические выводы и сформулированы практические рекомендации по использованию опыта начального профессионального образования полицейских Германии для совершенствования процесса первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел России.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении, анализе и обобщении опыта начального профессионального образования полицейских Германии, основные выводы и положения которого будут предложены для совершенствования подготовки, повышения качества обучения и воспитания сотрудников милиции в учебных центрах МВД России, а диссертационные материалы будут использованы при освещении вопросов современной зарубежной педагогики в учебниках и учебных пособиях, в материалах лекций и на практических занятиях преподавателями центров первоначальной подготовки сотрудников ОВД, а также в учреждениях профессионального образования различных уровней. Предложенные материалы диссертации могут быть использованы научными работниками системы МВД и всеми, кто интересуется иностранным педагогическим опытом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные и уточненные тенденции становления и развития научно-теоретических основ, организации, содержания и методики начального профессионального образования полицейских ФРГ:
— объективная обусловленность становления и развития системы начального профессионального образования полицейских Германии социальным заказом государства, уровнем развития научно-педагогических знаний в общей и профессиональной немецкой и зарубежной педагогике, характером деятельности полицейских средней службы;
— последовательное изменение требований к качественным показателям уровня профессиональной подготовленности полицейских в системе начального профессионального образования от простых навыков и умений правоохранительной деятельности к более сложным, связанным с необходимостью комплексного решения правоохранительных задач с учетом изменяющейся криминогенной обстановки;
— развитие теоретических представлений о сущности и содержании начального профессионального образования полицейских, базирующихся на традиционных концепциях теоретической немецкой педагогики, философии воспитания, педагогической социологии, к активному использованию современных исследований в области образования взрослых, положений и выводов новой научной отрасли — андрогогики.
2. Характеристика особенностей основных компонентов процесса начального профессионального образования полицейских Германии:
— целевого, включающего цели и задачи начального образования полицейских, определяющие необходимые им знания, навыки и умения;
— содержательного, определяющего конкретные требования к профессиональной квалификации полицейского, завершающего обучение в школе начального образования;
— деятельностного, раскрывающего систему форм, методов и средств организации исследуемого процесса;
— результативного, содержащего характеристику профессиональной готовности полицейского к практической деятельности.
3. Комплекс теоретических выводов и практических рекомендаций, направленных на дальнейшее изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта начального профессионального образования немецких полицейских в практике первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России:
— выявленные в ходе исследования общие черты, различия и особенности начального профессионального образования полицейских Германии и первоначальной профессиональной подготовки сотрудников милиции России;
— обобщенная методика оценки опыта начального профессионального образования полицейских Германии, возможностей и способов его применения;
— основные направления и педагогические условия использования опыта начального профессионального образования сотрудников полиции Германии в первоначальной профессиональной подготовке сотрудников милиции России.
Вся исследовательская работа была проведена в три взаимосвязанных этапа.
Первый этап /1998;1999гг./ включал выбор объекта и предмета исследования, разработку программы и методики данной работы, обсуждение на заседаниях предметно-методической секции и кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России плана диссертации и программы исследования, работу в библиотеках г. Москвы. На этом этапе была определена степень изученности темы, составлена библиография, осуществлён поиск и изучение различной литературы по начальному профессиональному образованию полицейских Германиииспользовались такие методы научного исследования как контент-анализ литературных источников, сравнения, экспертных оценок.
Второй этап /1999;2000гг./ объединил углубленное изучение проблемы, анализ педагогических аспектов по вопросам профессиональной подготовки сотрудников полиции Германии на первоначальном уровне, выявлялись особенности обучения, воспитания и организации базовой профессиональной подготовки немецких полицейских. В этот период были подготовлены статьи для публикации в периодической печати.
На данном этапе автор имел возможность посетить ряд школ начальной профессиональной подготовки полицейских в Германии. Здесь использовались такие методы исследования как опрос, интервьюирование, наблюдение, беседы, изучение практического опыта с непосредственным участием соискателя, метод экспертных оценок, аудиои видеофиксация результатов проводимой работы.
Третий этап /2000;2001гг./. Главным в его содержании было обобщение, систематизация и обработка накопленного фактического материала, проверка и дополнение результатов исследования в процессе командировки автора в образовательные учреждения подготовки полицейских ФРГ, их литературное оформление. На данном этапе применялись методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в процессе учебных занятий со слушателями и адъюнктами Академии управления МВД России, преподавателями и слушателями Учебного центра ГУВД г. Москвы, в выступлениях на заседаниях предметно-методической секции и кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, в личных беседах со специалистами в области педагогики, а так же со слушателями различных учебных заведений системы МВД.
Результаты исследования использовались на научно-практических конференциях, проводившихся в Академии, вошли в отчёт по НИР, применялись в ходе научной стажировки автора в Федеративную Республику Германия.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основные выводы и предложения соискателя по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
1. Франк Л. В. Становление и развитие профессионального обучения сотрудников полиции в послевоенной Германии (на примере земли Северный Рейн-Вестфалия) //Современные подходы к образованию: теория и практика: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых». — М.: LINGUASTAR, 2001. — 1 п.л.
2. Франк А. В. Актуальные аспекты начального профессионального образования сотрудников полиции Германии //Тезаурус. Объединенный научный журнал. — М., 2001. — 0,5 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1 Комплексный анализ научных источников, нормативных и учебных документов по вопросам начального профессионального образования со-I трудников полиции Германии, изучение практики его осуществления, многочисленные встречи, беседы и опросы его непосредственных организаторов и обучающихся позволили сформулировать теоретические выводы и практи-' ческие рекомендации, которые могут быть использованы в совершенствовании решения задач первоначальной профессиональной подготовки сотруд-р ников милиции России:
I 1. Повышение роли полицейских, имеющих начальное профессиональное образование, обусловливает необходимость его совершенствования в рамках высоко организованного планомерного профессионально-педагогического процесса по вооружению будущих сотрудников полиции, соответствующими знаниями, формированию у них необходимых навыков и умений, развития личностных качеств и внутренней готовности к выполнению возложенных на них задач на требуемом качественном уровне. ^ Система начального профессионального образования сотрудников полиции Германии имеет глубокие исторические корни. Непосредственное влияние на ее развитие в современных условиях оказывают социально-политические и экономические условия жизнедеятельности страны, изменения в правоохранительной деятельности, традиции, заложенные в практике подготовки полицейских и их непосредственной деятельности.
Теоретические основы начального профессионального образования сотрудников полиции Германии составляет комплекс философских, психо-• логических, антропологических, социологических, педагогических концепций и научных направлений. Все они предполагают разнообразные подходы к решению задач обучения и воспитания будущих полицейских. Но их объединяет стремление научно обосновать соответствие содержание начального.
I профессионального образования потребностям практики, направленность на повышение эффективности исследуемого процесса.
2. Профессиональное обучение сотрудников полиции Германии на 1ом уровне прежде всего обусловливается характером их профессиональной деятельности, уровнем социально-политического, экономического и научно-технического развития Германии.
Оно включает широкий спектр общеобразовательных и социально-экономических дисциплин, сопровождающийся изучением общепрофессиош нальных и специальных предметов.
Характерной чертой начального профессионального образования сотрудников полиции Германии является возрастание доли предметов, необходимых для работы выпускнику с населением, подготовки его к разрешению различных конфликтов, яркая выраженность решения воспитательных задач в процессе обучения.
Методика профессионального обучения отличается разнообразием форм, методов, средств обучения и контроля за усвоением знаний, навыков и умений. Она характеризуется высокой степенью использования современных ТСО, а также тренажеров и имитаторов, что в значительной степени активизирует и индивидуализирует процесс приобретения будущими полицейскими профессиональных знаний, овладения ими необходимыми навыками и умениями, способствуя повышению эффективности профессиональной подготовки в целом.
В процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции Германии решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у обучающихся высокой мотивации к учебной деятельности, воспитание высоких гражданских и профессиональных качеств, сознательного, дисциплинированного отношения к выполнению учебных и служебных обязанностей и в целом на подготовку всесторонне развитого, преданного полицейскому делу профессионала, обладающего всеми правами гражданина Германии, гарантированными Основным законом (Конституцией).
3. Сильными сторонами начального профессионального образования сотрудников полиции Германии являются:
— оптимальное определение содержания подготовки, необходимого для выполнения обязанностей по должностному предназначению;
— сбалансированное сочетание теории и практики в учебных планах и учебных программах;
— обоснованные для получения начального профессионального образования сроки обучения — 2,5−3 года;
— достаточная для проявления творчества в подготовке кадров самостоятельность, предоставленная школам МВД и земельным руководствам;
— использование современных инновационных технологий в обучении, методов активизации познавательной деятельности обучающихся;
— насыщенность учебного процесса новейшими ТСО, позволяющими осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса профессиональной подготовки;
— формирование в процессе обучения сознания гражданина, выполняющего важнейшую государственную задачу — охрану правопорядка в стране;
— гибкое сочетание политического, морально-психологического воздействия и материального стимулирования обучающихся;
— использование в учебно-воспитательном процессе прогрессивных исторических и профессиональных традиций;
— обоснованное правовое обеспечение системы начального профессионального образования сотрудников полиции и др.
К существующим проблемам изучаемого уровня подготовки полицейских Германии, на наш взгляд, можно отнести:
— отсутствие четкой координации деятельности школ, что вызывает большие расхождения в содержании учебных программ и как следствие разный уровень подготовки (особенно контрастно это проявляется в западных и восточных землях);
— достаточно высокие материальные затраты на подготовку полицейских начального звена;
— частая смена преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, не позволяющая закрепляться на педагогической работе наиболее перспективных сотрудников;
— не соразмерное соотношение общенаучных, социально-экономических дисциплин, с одной стороны, и общепрофессиональных и специальных — с другой, по отношению к главной цели начального профессионального образования — подготовке полицейского-профессионала и др.
4. Сравнительно-педагогический анализ начального профессионального образования сотрудников полиции Германии и первоначальной профессиональной подготовки сотрудников милиции России позволяет говорить о необходимости критического осмысления немецкого опыта и его адаптированного использования по следующим направлениям:
— обновление системы профессионального отбора кандидатов для обучения в учебных центрах МВД;
— дифференцированное и индивидуализированное обучение сотрудников в учебных центрах;
— применение модульного характера подготовки, при котором чередуются периоды обучения в учебных центрах и практической деятельности;
— развитие сети переподготовки для сотрудников, получивших только первоначальную профессиональную подготовку;
— усиление общеобразовательной и культурологической части учебных планов подготовки сотрудников в учебных центрах;
— расширение возможностей материального и морального стимулирования обучающихся в ходе профессиональной подготовки и службы;
— совершенствование материально-технической базы обучения и др.
Исследование теории и практики начального профессионального образования сотрудников полиции Германии позволяет предложить следующие практические рекомендации:
Управлению подготовки кадров ГУК МВД России, руководителям и преподавателям учебных центров (УЦ):
1. При обновлении учебных планов и учебных программ первоначальной подготовки сотрудников использовать основные положения и выводы, изложенные в диссертации, и материалы приложений к ней.
2. Разработать и реализовать долговременную программу сотрудничества между ведущими учебными центрами МВД России и школами начального профессионального образования Германии в интересах дальнейшего обмена опытом, получения практики педагогической деятельности, углубленного изучения сильных и слабых сторон учебно-воспитательного процесса.
3. Использовать полученные и переведенные соискателем материалы об организации, содержании и методике начального профессионального образования сотрудников полиции Германии в подготовке учебно-методических пособий и рекомендаций для должностных лиц и преподавателей учебных центров МВД России. В этих же целях использовать изданные им материалы и подготовленный учебный фильм.
4. Предусмотреть в УЦ МВД создание банка научной информации по материалам первоначальной профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом, предусмотрев в нем раздел по Германии и включив в него материалы, представленные соискателем в приложении к диссертации.
5. Планировать проведение на базе ведущих учебных центров МВД научно-практических конференций (примерно 1 раз в год) по вопросам изучения зарубежного опыта и возможностей его использования в первоначальной профессиональной подготовке сотрудников милиции России. Открыть серию таких конференций обсуждением опыта начального профессионального образования полицейских Германии, признанного в мире одним из наиболее оптимальных.
6. Предусмотреть в ведущих периодических изданиях МВД введение постоянно действующей рубрики «Изучаем зарубежный опыт подготовки сотрудников полиции», где более широко и обстоятельно освещать его сильные и слабые стороны, приглашая в качестве экспертов исследователей, глубоко знающих суть обсуждаемых проблем.
7. Направления дальнейших научных исследований по проблемам, поднятым в диссертации, могут быть следующими:
— педагогическая теория и практика воспитания сотрудников полиции Германии в период начального профессионального образования;
— педагогические аспекты психологической подготовки сотрудников полиции Германии в процессе обучения в школах первоначальной профессиональной подготовки;
— проблема соотношения знаний, навыков и умений в содержании начального профессионального образования сотрудников полиции Германии;
— педагогические аспекты использования ТСО на занятиях в системе начального профессионального образования сотрудников полиции Германии;
— роль и место начального профессионального образования сотрудников полиции Германии в общей образовательной системе МВД.
Список литературы
- Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 30 С.З. РФ 1996 г. № 3
- Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 35 С.З. РФ № 125.
- Закон о полиции Федеральной земли Северный Рейн Вестфалия. 1990. Р4. П64.
- Закон РСФСР &bdquo-О милиции" 1991 г. 15. «Основной закон» ФРГ от 23 мая 1949 г.
- Приказ МВД № 559 от 22 сентября 1998 г. Москва. «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте».
- Распоряжение о прохождении первоначальной подготовке полицейских земли Бремен в современной редакции от 31 октября 1995 г.
- Распоряжение о прохождении первоначальной подготовке полицейских земли Саксония-Ангальт от 2 декабря 1992 г.
- Сборник нормативных документов в 20-и томах. ИНФП 1996 г.
- УПК ФРГ (пер. с немецкого Филимонова Б.А.) М-1994.
- Приказ МВД от 10 июня 1991 г. № 110 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР». Москва -1991.
- Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
- Антонов И.П. Диссертация «Полиция в механизме государства (на материале Федеративной Республики Германия)». Дис. кан. юр. наук. М., 1999.13