Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика развития технического творчества студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционная философская проблема взаимоотношений человека и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание, сталкиваются противоположные тенденции: с одной стороны утверждается представление о всемогуществе техники, с другой — растет сопротивление ее распространению, проявляется воинствующая технофобия. Создается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы обучения студентов техническому творчеству
    • 1. 1. Объективные предпосылки развития технического творчества: социальные, психолого-педагогические, научно-технические
    • 1. 2. Системный подход к техническому творчеству
    • 1. 3. Закономерности и принципы обучения техническому творчеству студентов
    • 1. 4. Этапы деятельности в процессе технического творчества
  • Глава11. Теоретические основы технического творчества
    • 2. 1. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся
    • 2. 2. Классификация творческих технических задач и основные этапы построения математической модели
    • 2. 3. Использование Физических эффектов и межпредметных связей в техническом творчестве
    • 2. 4. Система критериев оценки технического творчества
  • Глава III. Дидактические основы обучения студентов техническому творчеству
    • 3. 1. Планирование содержания общетехнической подготовки студентов с целью развития технического творчества
    • 3. 2. Формы и методы обучения студентов техническому творчеству и его основные Функции
    • 3. 3. Формирование навыков рационализаторства и изобретательства в сфере техники и технологии
    • 3. 4. Технология оформления документации на рационализаторские предлоиения и изобретения
  • Глава IV. Ошггнп — эксперижнт&жьная работа по развитию технического творчества студентов
    • 4. 1. Программа, методика экспериментальных исследований и их результанты
    • 4. 2. Приемы и принципы поиска изобретательских идей
    • 4. 3. Применение Э В М в техническом творчестве
    • 4. 4. Методика обработки априорной информации и проведение Факторного анализа технологических процессов

Теория и практика развития технического творчества студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных задач, стоящих сегодня леред педагогической наукой и практикой, является задача Формирования творческой личности: раскрытие сущностных сил, творческих начал личности и создание условий для их реализации. К проблеме технического творчества обращались и обращаются философы, психологи, педагоги, В современных условиях падения производства растет экономическая и социальная значимость творческого обучения студентов основам современной техники и технологии в различных сферах жизни.

Традиционная философская проблема взаимоотношений человека и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание, сталкиваются противоположные тенденции: с одной стороны утверждается представление о всемогуществе техники, с другой — растет сопротивление ее распространению, проявляется воинствующая технофобия. Создается диаметрально противоположное отношение к технике, технологии на основе крайних позиций противопоставления духа и материи, мира людей и мира вешай, умаление интеллектуально-человеческого Фактора и возвеличивание созданных человеком орудий и средств производства.

Разрешение проблемы творческого обучения студентов основам современной техники и технологии заключается в методологическом и теоретическом осмыслении противоречивой ситуации, характерной для взаимодействия человека с усложнившейся технической средой, с одной стороны, необходимо освоить и приумножить национапьное богатство, выраженное в его предметно — вещественной Форме, с другой, — обеспечить развитие человека как носителя обобщенного знания, обогатить его субъективно-личностный мир. мы исходим из важного методологического положения, что живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное, отдавая тем самым приоритет социальным и гносеологическим факторам научно-технического прогресса.

В прогностическом плане важно определиться: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением и возвышением человека, дальнейшим развитием его интеллекта В условиях, когда новые, совершенные машины, механизмы, автоматы способны сделать человека «деталью» сложной технической системы, вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую значимость приобретает такие социально-нравственные ориентиры, как профессиональная квалификация, мастерство, творческие качества личности. Все это невозможно без творческого обучения студентов основам современной техники и технологии. Однако уровень развитая технического творчества не отвечает в полной мере требованиям времени, ускорению научно-технического прогресса. Отсутствует системный подход к обоснованию дидактических основ обучения техническому творчеству студентов.

Для успешного решения этой задачи необходимо переносить в процессы обучения и воспитания не отдельные элементы производственной деятельности, а смоделировать ситуацию в целом, в которой все стороны представлены во взаимодействии, единстве как элемент биотехнологической системы: педагог-обучаемый-среда-тезшика-производстео-го-товый продукт.

Таким образом, следует констатировать существующее противоречие в исследуемой нами облезет определяющее проблему исследования. С одной стороны сфера профессиональной подготовки учителя предметной области «технология» нуждается в системном решении задач обучения техническому творчеству, а с другой не получили должного комплексного обоснования, дидактические основы подготовки учителей к развитию техническим творчеством учащихся.

В исследование введены следующие ограничения.

Рассматривая теорию и практику развития технического творчества студентов, мы ограничились исследованием проблемы в педагогических вузах, на примере подготовки учителей предметной области «технология», вместе с тем в работе отражены особенности и роль общеобразовательных учреждений в обучении решению творческих технических задач, а также подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Объект исследования — подготовка учителей предметной области «Технология» .

Пшшт исследования — педагогическая система обучение и развития опыта творческой деятельности студентов.

Цель исследования — разработать целостную педагогическую систему развития технического творчества студентов.

Гипотеза исследования. Обучение студентов основам технического творчества и подготовка их к руководству техническим творчеством учацихся в значительной степени будет эффективным процессом Формирования личности педагога, если:

— разработана научно-обоснованная педагогическая система обучения студентов техническому творчеству:

— процесс развитая осуществляется на трех возможных уровнях его практической реализации: уровне осуществления технических идей, уровне педагогического синтеза и уровне целостности процесса, непосредственно связанных между собой, как системных характеристик содержательной и процессуальной сторон творческого обучения основам техники и технологии:

— разработаны творческие технические задачи, органически связанные с содержанием общетехнической подготовки студентов.:

— выявлены основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:

— выявлены основные этапы и условия творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов, поиски изобретательских решений, моделировании технологических процессов;

— практическая деятельность студентов в учебных мастерских и в процессе технологических практик осуществлялся с учетом реализации в технических объектах творческих замыслов и решений:

— осуществляется подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Задачи исследования;

— изучить состояние проблемы в теории и практике технического творчества и определить систему обучения студентов техническому творчеству;

— разработать творческие технические задачи и осуществить их классификацию, выявить признаки, характеризующие объект технического творчества;

— определить педагогические условия обучения техническому творчеству студентов;

— выявить основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при решении изобретательских задач и моделировании технологических процессов;

— выявить основные этапы творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов и анализе технических систем, поиске изобретательских решений, построении математической модели технологического лроцесса:

— разработать педагогическую технологию подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук.

Основываясь на философской классике мы учитывали достижения современных методологов:

— теорию деятельности М. С. Когана, П. В. Колнина, СВ- Швырева и д. р.:

— философские проблемы творчества в. в. Алехина, ft Г. Алексеева, В. И. Белозерцева, Э. Г. Шина и д. р.:

— психологическим базисом нашего исследования стали современные концепции деятельности обучения, развития, памяти, мышления, воображения. Мы прежде всего опирались на фундаментальные гоуды Б. Г. Ананьина, Б. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Т. В. Кудрявцева, и.я.Лерне-ра, Ю. А. Самарина и д. р.;

— в своих дидактических изысканиях мы опирались на концептуальные работы Ю. К. Бабанского, В. Г. Разумовского, К н. Скатаина и д. р.:

— теоретические основы трудового и профессионального образования П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, В. А. Полякова, Н. А. Томша, В. В. Шапкина и д.р.:

— исследование педагогических систем В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. Л. Беляева и д. р.:

— педагогические основы обучения техническому творчеству П.Н.Андрианова" В. Е. Алексеева, Ю. С. Столярова и Д-Р-:

— проблемно-развивающее обучение № ИМахмутова,.

A. R Матюшкина, А. Ф. Эсаулова и д. р.: методологию и методику педагогического исследования.

B. И. Загвязинского, Н. В. Кузьмина, В. А. Караковского и д. р.

Исследование выполнялось в течение 1981;1996 г. г. и предусматривало три этапа:

Шрвый этап (1 ?61−1364) — поисковый.

На данном этапе осуществлялось накопление змперичес-кого опыта и переосмысление уже имевшегося ранее опыта моделирования и использования методик в работе со студентами.

ВТОРОЙ этап С1884−1994) — экспериментально-аналитический.

На втором этапе проводилось изучение и обобщение материала по проблемам творческого обучения студентов основам техники и технологии, проводились экспериментальные исследования, разрабатывались частные методики по обработке априорной информации и определения коэффициента математической модели изучаемого процесса. Также были разработаны программы по основам профессионального творчества студентов и подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельности с элементами технического творчества.

Третий этап п 994−1996.') — завершанцийС теоретако-методологический).

На завершающем этапе исследования были уточнены ранее выделенные принципы, скорректированы программы. Также осуществлялась дальнейшая систематизация и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования.

Методы исследования:

— теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников;

— методы экспертных оценок, анкетирование, в ходе выявления желаемых для студентов объектов творчества:

— экспертно-аналитический метод оценки качества учебных программ:

— методы моделирования процесса творческого обучения основам техники и технологии:

— статистические методы обработки экспериментальных данных:

Научная япр.и.^ня исследования состоит в следующем:

— разработана система обучения студентов техническому творчеству:

— разработаны творческие технические задачи при обучении основам современной технике и технологии.

— разработаны критерии оценки обучения студентов техническому творчеству ;

— определены основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:

— определены основные этапы поиска и условия решения изобретательских задач:

— разработана педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся. теоаетичекая значишсть. работы состоит в следующем:

— разработаны творческие технические задачи, способствуют. формированию опыта творческой деятельности студента:

— выявлены условия и методы повышения эффективности творческой технической деятельности студентов при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:

— сформулированы принципы целостного обучения студентов техническому творчеству и уровни проявления творчества в процессе выполнения дипломной работы:

— определены критерии оценки обучения студентов тзшическому творчеству.

Практическая значимость исследования:

— разработаны и переданы на апробацию две программы по подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельноети с элементами творчества :

— разработана и внедрена программа по курсу: «Основы технического творчества» ;

— разработаны и внедрены программы по практикуму в учебных мастерских, первой и второй технологической и преддипломной практик:

— модернизирован и внедрен учебный план по специальности «Технология и предпринимательство» .

— предложены, разработаны и защищены патентами Российской Федерации учебный прибор по механике и школьная naj>-та, используемш на занятиях по техническому творчеству, как средство наглядности;

— основные теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования, активно используются в процессе подготовки и переподготовки учителей предметной области «Технология» .

При активном участии автора разработаны и внедрены рабочие программы по материаловедению и основам производства, машиноведению, безопасности жизнедеятельности.

Алгобатя результатов работа.

Основные теоретические положения и результаты исследований заслушивались, обсуждались и получили положительную оценку на научных конференциях в Пензенском государственном педагогическом университетеС1984;19 953, на Всероссийской научно-практической конференции «Пута повышения про.

Фессионального уровня педагогов в современных условиях" С Пенза, 1993 г.)> на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Госстандарта» СПенза, 1993 г.), на научно-методическом семинаре «Организационно-педагогические проблемы становления и развитая учреждений профессионального образования нового типа (Миас.с, 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. Традиция и современность.» СПенза, 1994 г.), на учебно-научно-методическом объединении ВУЗов России по профессионально-педагогическому образованию «Профессионально-педагогическое образование: Инновационные аспекты» СЕкатеринбург Л 994!), II международной конференции «Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы «технология» С Москва, 1995 г.!).

На зямиту выносятся гчюпуший научные положения :

1. Теоретико-методологические основы технического творчества студентов, включающие: систему обучения студентов техническому творчеству и критерии оценки их творческой деятельностипринципы, целостного обучения студентов техническому творчеству;

2. Дидактические основы обучения техническому творчеству студентов, включающие: творческие технические задачиосновные этапы творческой деятельности студентов при поиске изобретательским решений, построении математической модели при изучении технологических процессов и классификация задач техники и технологии: схема анализа и признаки совершенствования технических объектов: педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.

3. Программа и результата экспериментальных исследований, содержащие: программу курса «Основы технического творчества»: условия творческой деятельности студентов в области технического творчества.

1. Адлер ЮП.

Введение

в плакирование эксперимента, М. :Метйл.пургия, 1969;159С.

2. Алексеев ВЕ, Яиазнев, А И. эдеклэкты творадвскойдеятельности студентов в процессе изучения обраэовате. вьной областа «Технология»: в кн.: проблемы, перспектавы, опыт аппробации и внедрения программы «Тэзшология». R:1995, с. 95−97.

3. Алексеев В. ЕОбучение учащимся 2. шментЕ5м консшуирования в процессе трудового обучения. — Учебное пособие. — R: И5Ш. ИШ трудового обучения и профессиональной ориентации А. П. Н. СССР, 1972;102с.

4. Аоексеев В. JEОрганизация технического творчесттваучащимся- - М.: Выслкэя жо-аа, 1984 — 45с.

5. Алексеев. В-Е. Педагогические проблемы развит11ятехнического творчества мо. юлежи- - Ташкент.: ФАН, 1980 149с.

6. Алексеев Н. г., Шт Э. ГИсследование творчества вf" <-• - :527 науке и обучение творчеству в жоле. — В кн.: Научное творчество. М., 1969. с. 99−131. 7. Алехин В. В. Философские проблемы инженерно-текни4ecJcoro труда. — М.: Высшая жола, 1983 — 212с.

8. Алътыуллер Г. Алгоритм изобретэния. R: Московский сабочий. 1973 — 143с.

9. Альтшуллер Г. С. Профессия — поиск нового.- Кишинев.: Картя Мо-цдовенскэ, 1985 — 207с.

10. Алътшуллер Г. С. Творчество как точная науками: Советское радио, 197&—184с.

11. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества втрудовом обучении учащихся общеобразовательной жолы: АвтореФерЛис. докт. педаг. наук. — М, 1985;31 с.

12. Андрианов П. н., Путилин В. Д Развитее технического творчества старшек. пассников в трудовом обучении. — Калуга, 197D-127C.

13. Андрианов П. н. Развитие технического творчества втрудовом обучении учащихся, — Сов. педагогика, 1981, N6, С- 48−51.

14. АКИСИМ0 В 0. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — Я: Экономика, 1991 416с.

15. Анискин Ю. П., Моисеева R Н., Проскуряков. А. В. Новая техника: Повышение эффективности создания и освоения. — М-: Машиностроение, 1984 — 171с.

16. Антонов А. В. ПСИХО. ЮГИЯ изобретательского творчества. — Киев: Вища жола. 197 817бс. — 328.

17. Анцыферова ЛИ. Развитие. оичности специалистакак субъекта своей профессиональной яобзни./Психологические исследования проблемы Формирования лиадости npofltecсиокала. Под. ред, В. А. Бодрова. — М.: Институт психологии А. Е СССР, 1991, с. 27−43.

18. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшейшколе, его закономерные основы и методы. — М-: Высшая школа, 1980 — 211с.

19. Артемьева Т. И. .Методологический аспект проблемыспособностей. — М.: Педагогика, 1977 -112с.

20. Атутов П. Р., Бабкин Н. И, Васильев (0. К. связь1Т>удового o6v4eja

21. Атутов П. Р. Пспитезшическое образование школьников — М.: Педагогика. 1986;175C.

22. Атутов, а Р., ХИде. пев М. А. Маучно — твккическаяреволюция и роль жолы в подготовке молодежи к труду. Советская педагогика, 1970, N2, с 33−39.

23. Бабкин К И. Разволтае познавательной и творческой деятельности жольников. — Советская педагогика, 1984, !^, с.68−72. 2'/'. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно — воспитвте.1ГЬН0Г0 процесса. — М.: Просвещение, 1982;191с.

24. Бабанский ю. К. Методы обучения в сошемекной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985 -208с.

25. Бака и. И. Теоретические оснойы подготовкижольников к TBop^ jecKOMy ттруду в сфере материального — -.529 производства, R: Просвещение, 1985;I27c. 30-Батышвв Я. Трудовая подготовка жолъников. Вопросы теории и методики. — м.: Просвещение, 1981;2оас.

26. Батышэв Я. Научная организация учебно — воспитате. пьного процесса.-М.: Просвещение, 1Э77—456С.

27. Безсонов И В. Методическое пособие по определению экономического зФСЕвктэ об испо. вьэовании изобретений и рационализаторским лред.шжений. — М.: ВШИЛИ, 1985;93с,.

28. Бобров МR, Михаячов В. ГРешение практическихзадач при конструировании. — М.: Просвещение, 19б5−192с.

29. Блонский П. П. Развитие мышления школьника. Рйбранныа психологические произведения.- М." .Просвещение, 1964 -й11с. 37, Богатырев АН. Ралиоэ. юкт1Эоника, автоматигса и з. пешнты ЭЕМ- -М.: Просвещение, l99Cv-l75c.

30. БОГОЯВ. ШНСКИЙ ДН. Формирование приемов умственной работы учащихся ке^ путь развития мышления и еястивиэации учения. — Вопросы лсихологаи, — 1962, N4, 23−34.

31. Белоэершв К И. техническое творчество, методо- '330 логические проблемы. — Ульяновск, УГШ, 1975 -13бс.

32. Белкин Е. Ф. Профессионально — техническое обрэзордше и жизненные лланы молодежи. — Советская педагогика, 1381, N3, с. 74 — 81.

33. Бернвггейн М. Псикология намного творчества. Вопросы псико. югии, 1965, Ш, с 57−63,.

34. Боко Э. Рожаенив новой идеи. — М.: Прогресс, 1976; 182 с.

35. Борисов В. ИОбщая методология конструированиямашин, М.: Машиностроение, 1978;120С.

36. Бородастов Г. В. .Указатель Физических яаяений иэффектов Д.1Ч решения изобретательских задач. — М.: ЦНИИ автоминформ, 1979 -147с. i.

37. Бородастов Г. а аиектромагнит^ыв явления и эффекты в веществе и вакууме. — R: РШормэлектро, l9&S-:54c, 46- Боролай Ю, М. Воображение и теория познания. М.: Педагогика, 1966 -147с.

38. Бруштанский А. В. Воображение и творчестео — в05.: «Научное таорчество». под ред. Р. Микульского и М. Г. Ярошевского R, 1967. с. 91−96. 48- Брушликский А. в. психология мышления и проблемное обучение. М.: Педагогика, 1983;19вс.

39. БУШ Г. Я. Аналогия и техническое творчество. Рига, Авото, 1981;1Й9С.

40. БУШ г. ЯМетоды технического творчества. Рига, Лиесма, — 1972;211С.

41. Буш Г. ЯОсновы эвристики Д. ЯЯ изобретателей. 33t Ч.1. Р-ига., Знание. 1977;95с. Ъ2. Буш Г. йРожд9Ние изобштательских идей. Рига, Лиесма, 197в-1й7с.

42. Вайнивайг П. Десять заповедей творчесл^ой личности, R: Прогресс, t99Q-192c.

43. Васи. ШЕСкая А. М. Некоторые вопросы штодики решения продуктивных задач в процессе производственного обучения. В кн.: Дидактака производственного обучения.М., 1973, с 71−82.

44. Василевская A.M. Формирование техкичесл^ого творчес.те.а и мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1978;112с.

45. Васильев Ю. К. Политехническая подготовка учите. пей средней шрсо. иы, — М. :1978;174с.

46. Васильев Ю. К., Васи. цьева И. Н. *Гвхно.цогия материалов практикум в учебных мастерских и техника безоласяоти, М.: Просвещение, 1979.-191с.

47. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспи332 тани9 mcsmacsi. к: Педагогика. 1983;96С.

48. Васильев к. и. Проблемы и пегхглектавы современного высшего образования. Воронеж.: Иад-во Воронеж, университета, 19ГЛ-128С.

49. Валлон А. От действия и мысли. М.: Иэд-во иностранной литештуры, 195&-S38C.

50. Варнакова Е. Д. Развитое творческого мышпения советского рабочего в процессе ко. оективной рационализаторск: ой деяте.оьностиМ.: Профиааат. 1979;121с.

51. Вартофский М. Модели, йэпрезентация и научное понимание. Перевод с anr-nHBCJcoro. М.: Прогресс, 1Э8&-50бс.

52. Вактомин Н. К. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973;286С.

53. Вактомин НК Практика-мыпшение-знание М.: Паука, 1978;112С.

54.

Введение

в научное исследование по педагогике /Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.: Под ред. В. И. Жусйвлева. М.: Просвещение, 1988;126С.

55. Веденов А. А. Ммоделирование элементов мышления.М.: Наука, 1988;158с.

56. Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обс>аботка опытным данным. — R: Колос, 19б.5−135с.

57. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отбшжвни-я информации. М.: Машиностроение, 1982;344с.

58. Венников В. А., Шнейберг Я. А. Мировоэренческие иJ33 воспитательные аспекты преподавания текническия диси-1плин М.: Высшая школа. 1984;112с.

59. Веников В. А. Тория подобия и моделисювания. М.:Высшая жола, 197&—477С.

60. Веракса R E, Модель лоэишонного обучения студентов // Вопросы ПСИКОЛОГИИ. 1994. N3. С 122−129.

61. Верзилин F.H. Об определении и классификации методов обучения // Сов. педагогика. — 1957 т — С77−85.

62. Вергасов В. М. Актавизашя мыспительной леяте. пьности студента в высшей школе. Киев.: Вища школа, 1979;215С.

63. Вероятеостео-статасшческие методы исследованиясложным систем. Киев.: Наук думка, 197&—107с.

64. Вилкас Э. И-, Майминас Е. 3. Решения: Теоия, инФормаиля, моде.11Ирование. М.: Радио и связь, 1981;328с.

65. Вильке В. Г. Аналитические и качественые методмеканики систем с бесконечном чисоом степеней свободы. W.: Изд-во МГУ, 1986;191С.

66. Ви. пькеев Д. в. Противоречия познания в жолъномобучении //Сов.педагогика.-1970. ыт 027−36.

67. Викентьев и. л., Каинов И. К. Лестница идей, Новосибирск.: Издво НГУ, 1992;141С.

68. Виноградов н. В., Виноградов Ю. н. Как самому расчитать и сде. пать з. цектродвигатель М.: Энергия, 1974;167с,.

69. Виноградова М. Д., Нарвик И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — 334 R: Просвещение, 1977;i59c.

70. Включение старшеклассников в техническое твор^чество с использованием современной ммкроэлектронни? си: Метол, рекомендации /АПН СССР. М.: 1985;15с.

71. Включение учащимся в рационализаторскую и научно — техническую ле.яте.льность на занятиях в школьных мастерских, кружках, УПК и ученических организациях ВОИР> т ю и КБ. — М.: изд. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, 1985;51с.

72. Владимиров А., Григорьев Л. Компьютерные техно1^ .погии в инженерном образовании / / Высш. образование в России. — 199f>-N4-C55-?iS. 87. апазнев А. И. Конструирование и изготовление физичес1сих приборов. «Школа и производство», 1991 г., РХЗ, с. 24−25.

73. Влазнев А. И. А. N1734118 С СССР:) учебный прибор ло механике. — Открытия, изобретения. Промышленные W обГ) азцы и товарные знаки, 1993 г.

74. Влазнев А. И. Организация и проведение учебной,} производственной и преддипломной лшктаки. — Уч. пособие, 1. Панза, ПГПУ, 1994;3SC. 1.

75. Влазнев А. И. Двуистуленчатая стуктара подготовки в ВУ39 преподавателей ПТУ и жол. В сб. «Современные подкоды к обеслечению разноуровневого повышения квалиСОикаиии педработников». Пенза, 1994, с. 123−124.

76. Войцековский Б. Т. Развитие творчества учщихслпри конструировании. — М.: Просвещение, 1962;155С.

77. Врешнная учебная программа для факультетов меТОДО. ПОГИИ технического творчества в общественнык институ так лате1^ ТОЕ.е.дения, — М.: EDI/P, 198&—37С.

78. Вчерашний И. П. Системы и средства патентиогопоиска-М.:ШИПИ, 1977;42с.

79. ВЫГОТСКИЙ Л. Воображение и ттазрчесшо в детском возрасте, R: Шюсвшение, 1991;laic.

80. Галагуэова М. А. Теоретаческие основы Формирования 'mop4ecjcoJ? личности школьника в процессе по. оитехнической подготовки: Дис. докт, лед. наук. — М.: АПН СССР, 1987;328С.

81. Галагуэова М. А., Комский Д. М. П) арвые шаги вэлек-зтсютемнику. — М-: Просвещение, 1985 -96с.

82. Гильде В., Штарке К. Д. Нужны идеи М. :Мир, — 337 i973-li2c.

83. Гмушан в. E. Теория вэроятности и математичэская статистика. — М.: Высшая школа, 1977 — 479с.

84. Гшншпун Теория и лшктика профессиональной коксультаими учащимся общеобразовательным школ. Автореф. дис. докт. педаг. наук. — М., 1993;32с.

85. Гнэдина Т. Е. Физика и творчество вшоей профессии. — М-: Просвещение, 1988;159С.

86. ГОСТ i75l0-'-*9. Надежность в темнике. СистемаСбора и обработрси инФормаи>1и. Епанисювание наблюдений.

87. Горский В. А., Комский Д. М., Раздымалин И. Ф. Внеклассная работа по темническому TBOpijecmy и сельскохозяйстеенному опытничеству, — М: Просвещение, 19а5 202с.

88. Горский В. А. Внеклассная работа по темническому творчеству и сельскомозяйственнохлу опытничеству. R: Просвещение, 1985;176с.

89. Гущин В. Ф. Конструкторская разработка изобретений. Л, 1967;lDlC.

90. Гурова Л. Л. Иыслите-пьные операции в процессеосознанного решения задач, — Вопросы псикологии, 1968, N2, с. 39−44.

91. Давлетшин И. Г. Псимология темническим способностей школьников. — Ташкент, «ФАЯ*, 1981 — 174с.

92. Давыдов В. В. Пройпемы развивающего обучения: Опыт теоретаческого и экспериментального псимологического исследования. — М.: Педагогика, 1986;240с.

93. Дйюкс Дж. К. Инженерное и мудожественное кон- 338 струировакия. CoBrejs.

94. Дидактические основы развития техническоготворчества в трудовом обучении учащийся С Под ред. П. Н. Андрианова, НИИ трудового обучения и профориентации^. R-1976;187c.

95. Диксон Дж. проектирование систем: изобретательство, анализ, принятое решений — М.:Мир, 1977;157с.

96. Дитрик й. Проектихювание и конструисювание. Системный подход. М., I98i-454c.

97. Дмитриев Ю. А. Текничесрсое творчество изобретателей и рашонализаторов. Л: Ленмдаат, 1978;142с.

98. Еремеев Б. И. Социально — экономические проб. пемы технического творчества в СССР. М., 19б7−12бс.

99. Занятая по TCKHH4ecjcDMy TPiJ^if: Пособие д. ця учите.11ей 5-бкл. Под ред. Д. А. Тиоржевслсого. М.-.Шюсвещение, 1I-385−224C.

100. Загвязинский В. И. Методо. оогия и методика социально педагогического исследования. — «Помень: Т. Г. У, i9as96c.

101. Зверева Н. М. Как актавизировать обучение в ВУЗе- 339 — Учебно — методическое пособие, — ГОРЬКИЙ, l989−7ic.

102. Зеер ЭФ. Психолого — педагогические методы исследования инженерно — педагогического образования. CBePADOBCJC, 1986;44С127. занков Л. В. Развитое учадихая в процессе обучения. М.:Просвещение, 1964;229С.

103. Зыкова В. VI. Опыт формирования интеллектуальныхумений у старших 111ко. вьников при решении практических задач. — Вопросыпсихологии, 1966, из с. 5f^6i.

104. Ельников Д. П. Материально — техническая базадля технического творчества подростков на занятиях в жолъных мастерских. — R: изд. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, 1988;49с.

105. Е.11ьник0 В Д. П., Ханин Н. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. — .Учебн. пособие М-: Просвещение, 1979;127с.

106. Е. писеев А. Ф. Межпредметные связи между общеобраэовате. пьнь!ми и слеплальными предметами. — Киев.: Вища школа, 1978;92с.

107. Иважин В. И. Научно — информационная деятельность. М, 1975;93с.

108. Ильенков ЭВ. jPMaiiejcra4ecjcafl логика. — К: Политиздат, 1984;79С1:36. бШьницкая Л А. Ш"б.шшые ситуации и пути создания на уроке. М.: Просвещение, 1985;30с.

109. Каменев А. Ф. Технические системы: Закокомел^ность развитияЛ: Машиностроение, 1985;216с.

110. K3i6aH0j&a-Me.oep ?. Я Формирование приемов умственной деяте. шьностт4 и умственное развитие учащихся. М-: Лросвешелие, 196&—124с1:39. Кйпица п. л. эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981;494с.

111. Юантор. Понятийно — терминологическая системапедагогики — 1S80.

112. Капустян в. М-, Макотвнко Ю. Л Констшктору оконструировании атомной техники М.: Атомизяат, 1981;103С.

113. Кйрпунин М. Г., Майданчик Б. И. функциональноСТОИМОСТНЫЙ анализ в электротехнической лромывиенности. М.: Энергоатомиздат, 1984;280с. 1413. Карпова Ю. А., *^рданшва В. П. Методика преподавания патентной информации. RBHHifM. 198б-:39с.

114. Карпова Г. А. функции иняоенера-педагога как ис- 341 точник формирования содержания его подготовки: Сб-научный трудов под релв. С Безруковой. Свердловск. 1987. с. 47−55.

115. КатЕзев В. Ф. Система заданий по конструированиюкак одно из средств подготовки учащихся к творческому тт^ УЛУ. В mi.: Связь обучения с жизньц. с трудом учащихся. Ш Д ред. И Р. AlVTOBa. М., 1963, с. 122−143.

116. Коваленко B. VL, Ky. iieHOK В. В. 0б*ъекты труда вТкл-: Обработтса древесины и металла. Электротехнические работы: Пособие дня учите.пя. — М: Просвещение. 199-j-19lc.

117. Ковалев А. Г.. Мясищев В. Н. Псмхо-погические особенноста человелса. Том Л. Способности. Изд. Ленинградского университета, 1960;229С.

118. Ковальский м.м. Производственное обучение учащихся средней школы. М.: Педагогика. 1983;129с152. йомский ЛМ. Основы теории творчества: Пособие — :342 для студе1-!тов и учителей. Екатеоикбуог. 199а-112с.

119. К^>аевский В. В. Методология педагогического исспедования. — Самара.: Рид. Сам. ГГ№ 1 19Э4−165с.

120. Критерии и показатели эффективности тоудговойподготовки ШКОЛЬНИКОВ- - М.: изд. НИИ труд, обучения и проф. ошентации, 198S-54C.

121. КИКОИН и. к., Кикоин А. К. Фиэика. Учебнж д-пя 9класса средней школы. — 2-е изд. — М.: просвещение. 1.92−19iC.

122. Кодошина и. я. Структура и механизмы таор"4ескойдеятельноста.М. :МГУ, 1983;123С,.

123. Коутвщт к А. Основы педагогической психологии. М-, 1972;3iic. 158. крутецкий, а Апсимагогия математаческих способностей жатпьников, — М: Просвещение, 1Э68−243с.

124. Кудрявцев Т. Е. Итоги дискуссии и пута дальнвй"гй работы. — Вестник высшей школы, 1984, N4, с. 33,.

125. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышшкия.- М.: Педагогика. 1975;303с.

126. Кудрявцев Т. В., Якиманская И. Развитие технического мыш. пения учащихся м. Л9б4−27йс.

127. Лэ. нда JLH. о ФослдлрОЕШии у учащихся общего метола мыс-оительной деятвльносш при решении задач. — Волросы психологии, 1959, N3, 71−79.

128. Линькова Я п. Способности к техническому констт->уированию. — Вопросы психо.тогии. 1971, N3, с. 59−67.

129. Jte БИТОВ Н. Д. ПСИКО. ТОГИЯ тт>ул0- - R: Просвете- -з4-з ние. 1ЭбЗ219с.

130. JtoMOE Б. Ф. Чвдювек и техкика. R-.Машностроекие. 19бв-2б4с,.

131. JteoHTb9B АН. Леяте-пьность, сознание, .пичность.- М-: Педагогика, 1 975 297с.

132. Леонтьев A-R Гйюб. тема развитая псикики. М:Мыспь, 1965;121с. 168. лернер yiSL Поисковые эалз^ш в обучении как средство формирования элементов научного творчестгеа. — В сб.: «Проблемы научного и технического творчества» R, 1967;C.122-i39.

133. Лернер И. Я. Проблемы обучения. МЗнание1J974.-72C.

134. Лернер ИЯ. Лидагшческие основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981;184с.

135. Лошкарева Н. А. О покятаяк и видак межпредметкык связей. Советская ледагоггикэ, 1972, N6, с. 61−66. 172. лук А. Н. Псизюлогия творчества. М., 1978;301с.

136. Маркова А. КФормирование мотавациии учения вшкольном возрасте. М., 1983;9бс.

137. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, — 2-е изд., т. 2С)-Зб7с.

138. Максшюв В. Н. Межпредметеш связи в лрошссеобучения. — М-: Педагогика, 198S-192C.

139. Маркс К., Энгельс Ф. из ранних произведений. М, 1956;594С.

140. Маташкин A. WL Пробивемные ситуации в шмттт и- :з4Д обучении — м: ТРлагогта, 1972;189С.

141. Маттойкин А-к Азпульны^. проблемы психологии ввысшй школе. — М.: Знание, Д977−41с. 179. матюшкин А-М гах>блемы, ситуации в мышлении и обучении, — R: Педагогака, 1972;203С.

142. Маташкин А, М., Пвтоосян А. Г. Психологическиепредпосынкки групповых форм проблемного обучения, -М: Знание, 1981;42С.

143. Матаикин А. М. Тэоретаческие вопросы проблемного Обучения СХРестомэтая ло юэрастной и педагогической психологии:) под ред. и. и. Ильясова, В. Я. Ляуяис. — М.: иэд. МГУ, 1981, с-274−279.

144. Махмутов м. И. Организация проблемного обученияв школе. — М-: Просвещение, 1977;134с.

145. Мзхмутов М. И-, Шакирзян А. З. учебный процесс сиспользованием межпредметнык связей в средних ГПУ, R: Высшая жо. ла, 1 985 134с,.

146. Медвецкий п. и. вопросы Формирования физическихпонятий в 6−7 кл. в связи с трудом в учебных мастерских. — АвтореФ. канд. пед. наук. — Казань, 1962;19С.

147. Межпредметаыэ связи в системе уроков физики иТРУДОВОГО обучения, методические рекомендации. — Ворошиьловград, 197б-20с.

148. Мв.11ъников В., Алешкин В. Р., Рощин tl Я Планирование эксперименте в исследованиях сельскохозяйственных процессов. — л.:Колос. 1 980 167с.

149. Ивтодика отоудового обучения с практикумом, под:345 ред. л А. тхошевского. — м.: Шюсвшение, 1987;447с.

150. Методика и система работы по осуществлениювзаимосвязи предметов общеобразовательного и профессионально-технического ЦИК. ПОВ в средних профтехучилищах. -М.: Высшая шко. па, 1977;96с.

151. Методические рекомендации по методике технического таорчества учащихся в УПК, клубах, домах пионеров и школьников. — М.: изд. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, 1988;80с.

152. Камчук В. П., Поволяева М. Н. Работа учителш содаренными детьми в школе. — Учебное пособие. Ставрополь, изд. СП11 1994;80с.

153. Научные основы межпредметнык связей в средникпройпгекучилищак. Сборник научных трудов. — М.: ВНИИ ПТО, 1986;lOic.

154. Найн А. Я. Инновации в педагогике профессионального образования. — Педагогика, 1994, N3, с. 9−14.

155. Найн А. й. Педагогические осяовы профессионального обучения молодых рабочих. — М-: Высшая школа, 1987;125C.

156. Низамов Р. А. Дидактические основы актавизашиучебной деятельности студентов. — Учебное пособие. Казань: изд. К1У. 1975;103с.

157. Никандров Н-Д. Об активизации учебной деятельности. — Вестник высшей ппсолы, 1983, N8, с. 39−42.

158. Новоселов А. техно. погия развитая изобретате-оьства учащихся. Екатеринбург.: УрГПУ, 1995;1 б7с.

159. С^шадко Б. И. Обучение учащихся токарей умениютехно. погически мыслить. — М.: Высшая шкиоа, 1975;125с.

160. Орлов п. и. Основы конструирования: Справ, метод, пособие. В З-х кн., М.: Машиностроение, 1 977 312с.

161. Педагогическая энциклопедия, т. 4, М., 1968.

162. Педагогический словарь. — М.: из-во АПН СССР, 1860. Т.1, с. 681−682.

163. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика. Учебник для7 к.1гасса средней школы. — М.: Просвещение, 1989;175C.

164. Пигоров Г., Таран Ю. Н., Бе.11ьго.1гьский Б. Л. ИктенсмВикация инженерного творчества. М: Профиаоат, 198&—1&-9с.

165. Перыжин Л. В., Родина Н. А Физика. Учебник для8 класса средней школы. — 10-е изд., перераб. и доп. М.:Просвещение, 1989;191С.

166. Петрова И. И. Педагогические основы межпредметных связей. — М: Высшая школа, 1989;7ЭС.

167. Платонов КК. шюблемы способностей. М.: Наука,?J972—321C.

168. Половиккин А. и. Методы инженерного творчества. Учебное пособие. — Во. пгоград: Волг, т, 1984;Зб4с. -.ЗАВ.

169. Половинкин А. и. Основы инженерного творчества.- М.: Машиностроение, 1 988 388с.

170. Поляков в. А., Калъней в. А." Капраюва В. Основы методики трудового обучения и проООессионального обучения-:Просвещение, 1987;191C.

171. Пономарев я. А. Псикология 'шорчестеа м., 1976;130С.

172. Применение моделирущик средств для обученияшко. пъников основам современной твзсники и технологии. R: над. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, 199а-36с.

173. Программы средней общеобразовательной аколы. йиэика Аслтюномия- - >1: Просвещение, 1990;45С.

174. Программы средней общеобРсЭЗОвате.11ьной школы. Трудовое обучение. — R: Просвещение, 1989;43С. 224- Путалин В-Л. техническое тлаорчесто как cpejb ство трудового воспитания и профориентация учащхся. -Советская педагогика, 1981, NB, с. 37−40.

175. Развитие технического творчества и сельскохоаяйстеенного опытничества жо-пьников С под. ред. R R Андрианова, А. В. Бычкова:),-Москва, изд. НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, 1986;155с,.

176. Раэуж) вский В, г. Развитие творческих способностей учащихся. К, 19V5−223C,.

177. Роэыков ООсновы оптамального применения системы учебных задач. Ташкент: Укитувчи, 1981;103с,.

178. Рубишятэйн, а А. Основы общей лсихсоогии: в 2-х- 349 Т., R: Педагогика, 198S-314C.

179. Самарин Ю. АОчерки психологического ума. R: Просвещение, 1962;104с.

180. Селъе Г. От мечты к о^ !?срыпмю: как статьученым- - М: Поогресс. 1987;:368с.

181. Сешникин В. П. Изготовление инструментов иприспособлений в школьнык мастерскик. — М.: просвещение, 174−159С.

182. Симоненко в. д., ХЬтунцев Ю. Л. о содержании нового учебного плана — JMKO. iia и лроизводсто, 1993, N4, с. 6−11.

183. Совмеспная деятельность ученическим и мо. полежнык ЮИР. — М-: изд. НИИ ттоулоЕого обучения и прооессиональной ориентации, 1989;87С.

184. Соколов Б. А. педагогические условия воспитания- 3.50 У учащихся лкюС&эссионалъно — технических училищ положите^пьного отаошения к рабочей профессии. — Ученые записки ВНШ профтехобразования, 1970, с, 111−128.

185. Сохор А. М. Об анализе внутоенких связей учебного материала. Сос*гав.1гение СТРУКТУРНОЙ формулы, выводы — В сб.: Научные исследования в педагогических науках. т, 4 М, 1965, с 94−97.

186. Сто-ияров Юс, техническое теорчество учащихся.- м.: Просвещение, 1989;223с.

187. СТО. ИЯРОЕ Ю. с Т. е. хническое творчество учащихсякак средство политехни’леского образования и трудового воспитания- - СЬветская педагогика, 1975, N3, с. 27−31.

188. Сто. ияров ЮС- Развитое системы внеурочной творческой технической деяте-иьности учащихся общеобразовате. шьной жолы в СССР: АвтооеФ. дис. пед. наукR, 19 8537C.

189. Таланчук Н-М.

Введение

в неопедагогику: пособие Д.11Я педагогоЕг-коваторов. М.: Ассоциация по, 1991;17бс. 246- тамарин В-ЕЕдинстао и особешюста раяпичных форм познавательной деятельноста учащихся. — Советская — 35i педагогирса, 1969, Ш^ с. 107.

190. Техничекое творчество — средство Формированиияпрофессионального мастерства учащихся СШУ — М.: изд. НИИ тт^дового обучения и лроФориентации, 199(>-79с.

191. Техническое моделирование и конструирование спадред. В. В. Колотилова:) — м.: просвещение, 1983;255с.

192. Формирование тезшического творческого мьшшенияу учадикся лрофтекучилищ. М.: Высшая жола. 197S-110C.

193. СОридмач Л. МЛогико-психологический анализшкольных учебных задач м.: Педагогика, 1977;20бс. 260- Хорошавик АФизико — техническое моде.пирование. — м.: npocjBenieHne, 1983;206C.

194. Худяков В. Л-, Шапкик в. в. техническое творчес^тво квк основа профессиональной подготовки учащихся лро (1>техучи.яищМ-: Высшая школа, 1989;132С.

195. Хотунцев Ю-ЛКокцелиия, Экспериментшанаяпрограмма и проекты стандартов обрвэовате. оьной об.пасти «Технология», тезисы дооадов Г Г меящународной конференции «проблемы, лерслектавы, опыт апробации и внедрения программы «Технология» 1995г-, с 17−19.

196. Чебышева В, В. Психстогия трудового обученияR: Просвещеяие, 196&-115C.

197. Чус А. В., Данченко В. А. Основы техническоготворчества- /y^jee. пособие. Киев-Донецк: Виша школа, 198:3−184с.

198. Чяпяле Ю. М. Методы поиска изобретательских идейЛ. гМашиноспэоение, 1990;89с.

199. Эсаулов А. О. Активизация учебно-познаватэлъкойдеятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982;222с.

200. Энгельмейер П. К. Пособие начинающим изобретете'3S3 лям. Книгоиздательство" Образование", 1912;lOc.

201. Юдин Э. г. Системный подход и принцип деяте.!1ьнос1″ - R: Наука, 197&—392с 202. Шабаюв М. СЛсиитежическое обучение. М, ia56−640c.

203. Шайденко М. А., Иванинская Д. в. Подготовка стутентов к реализации программы «технология» тезисы докладов II Международной конференции «проблемы, перспективы, опыт, апробация и внедрение программы «технология» М, 1995, с. 88−89.

204. Шалавина Т. И. оптимальное сочетание лрсб. вемного и объясните. пьно — «.оюстратавного обучения в процессе преподавания курса общей цмзики в пединституте, теория и практика активного обучения в ВУЗе. Куйбышев, 19а5г.

205. Шенк X. теория инженерного эксперимента.- М.:МИР, 1972;.За1С,.

206. Шапоранский А. Дидактические проблемы производственного обучения, Автореф. дис. на соискание ученой степени докпорэ педагогических даук. М, 19б9-Эбс.

207. Щербаков н. н. Оборудование школьных мастерскихсредствами малой механизации. — R: Лросвщение, 1983;12бс.

208. Якобсон ЯМ- Процесс творческой работы иэобретате. ия: Изд, ЦС Всесоюзного общества изобретате.оей. М., 1934.

209. ЯКОВ. ШВ К. в. шженерныэ процессы в высшей школе. — л.: изд. ЛГУ, 19ео151с. 277. s^ cHMewcKafl м. с. Развитие лростоанстеенного '• - 3.54 лекия жолькиков. — М.: Просвещэкид, 19 809бс.

210. Яоошевсхий М-Г, На путяк к общей теос>ии ТПЙОРчества, — в сб.:Художественное и научное творчестао./под ред. Е. Мейлака, м., 1972, с. 19-:37.

211. Якуба Ю. А. Связь теоретического и производственного Обучения в средник лроашэкучи-пищак. — R Высшая жола, 1986;56С.

212. Якубик К О. Учебные задания по труду для програмировакного обучения. — м.: .Шюсвешение, i99i-l74c.

213. Dale R А. Fs>€.i?>TS affecting the choice efstrategy in searching. «Ergonomios», vol. 7, 1964, No.1.

214. Drefenstedt E. Ratlonelle Gestaltunjg rierUhterrichtsstunrie. Voir unri Wlssen. Vblkseigener V"rlagSBsrlln. 1965.

215. Franus E RozwoJ rozumlelna narzedzl przezucniow. Nakladem Unlwersytetu Jaglellonsklego. Krakow, 1967.

216. Franus E Tematyka baaan osychologllkeztalcenla politechnlcznego. «Pevchologla Wlchowawcza», 1968. f^r.3.

217. Goldhwait G. JRelatlon of eye joaoveMents 1лvisual imagery «Amer. Journ. of Psychology», v. 45, No. J, 193:5.

218. Gordon W. 1. 1. «Sinectlcs». HarperandBrothers. Cfew York, 1961.

219. Heinze K. Anwendung бвг Fallmethorie XmberufLichen Uhterrlcht. Volk und Wlesen Volkselgener — -355 Verlag. Berlin, 1968.

.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой