Теория и практика развития технического творчества студентов вузов
Традиционная философская проблема взаимоотношений человека и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание, сталкиваются противоположные тенденции: с одной стороны утверждается представление о всемогуществе техники, с другой — растет сопротивление ее распространению, проявляется воинствующая технофобия. Создается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Методологические основы обучения студентов техническому творчеству
- 1. 1. Объективные предпосылки развития технического творчества: социальные, психолого-педагогические, научно-технические
- 1. 2. Системный подход к техническому творчеству
- 1. 3. Закономерности и принципы обучения техническому творчеству студентов
- 1. 4. Этапы деятельности в процессе технического творчества
- Глава11. Теоретические основы технического творчества
- 2. 1. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся
- 2. 2. Классификация творческих технических задач и основные этапы построения математической модели
- 2. 3. Использование Физических эффектов и межпредметных связей в техническом творчестве
- 2. 4. Система критериев оценки технического творчества
- Глава III. Дидактические основы обучения студентов техническому творчеству
- 3. 1. Планирование содержания общетехнической подготовки студентов с целью развития технического творчества
- 3. 2. Формы и методы обучения студентов техническому творчеству и его основные Функции
- 3. 3. Формирование навыков рационализаторства и изобретательства в сфере техники и технологии
- 3. 4. Технология оформления документации на рационализаторские предлоиения и изобретения
- Глава IV. Ошггнп — эксперижнт&жьная работа по развитию технического творчества студентов
- 4. 1. Программа, методика экспериментальных исследований и их результанты
- 4. 2. Приемы и принципы поиска изобретательских идей
- 4. 3. Применение Э В М в техническом творчестве
- 4. 4. Методика обработки априорной информации и проведение Факторного анализа технологических процессов
Теория и практика развития технического творчества студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из главных задач, стоящих сегодня леред педагогической наукой и практикой, является задача Формирования творческой личности: раскрытие сущностных сил, творческих начал личности и создание условий для их реализации. К проблеме технического творчества обращались и обращаются философы, психологи, педагоги, В современных условиях падения производства растет экономическая и социальная значимость творческого обучения студентов основам современной техники и технологии в различных сферах жизни.
Традиционная философская проблема взаимоотношений человека и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание, сталкиваются противоположные тенденции: с одной стороны утверждается представление о всемогуществе техники, с другой — растет сопротивление ее распространению, проявляется воинствующая технофобия. Создается диаметрально противоположное отношение к технике, технологии на основе крайних позиций противопоставления духа и материи, мира людей и мира вешай, умаление интеллектуально-человеческого Фактора и возвеличивание созданных человеком орудий и средств производства.
Разрешение проблемы творческого обучения студентов основам современной техники и технологии заключается в методологическом и теоретическом осмыслении противоречивой ситуации, характерной для взаимодействия человека с усложнившейся технической средой, с одной стороны, необходимо освоить и приумножить национапьное богатство, выраженное в его предметно — вещественной Форме, с другой, — обеспечить развитие человека как носителя обобщенного знания, обогатить его субъективно-личностный мир. мы исходим из важного методологического положения, что живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное, отдавая тем самым приоритет социальным и гносеологическим факторам научно-технического прогресса.
В прогностическом плане важно определиться: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением и возвышением человека, дальнейшим развитием его интеллекта В условиях, когда новые, совершенные машины, механизмы, автоматы способны сделать человека «деталью» сложной технической системы, вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую значимость приобретает такие социально-нравственные ориентиры, как профессиональная квалификация, мастерство, творческие качества личности. Все это невозможно без творческого обучения студентов основам современной техники и технологии. Однако уровень развитая технического творчества не отвечает в полной мере требованиям времени, ускорению научно-технического прогресса. Отсутствует системный подход к обоснованию дидактических основ обучения техническому творчеству студентов.
Для успешного решения этой задачи необходимо переносить в процессы обучения и воспитания не отдельные элементы производственной деятельности, а смоделировать ситуацию в целом, в которой все стороны представлены во взаимодействии, единстве как элемент биотехнологической системы: педагог-обучаемый-среда-тезшика-производстео-го-товый продукт.
Таким образом, следует констатировать существующее противоречие в исследуемой нами облезет определяющее проблему исследования. С одной стороны сфера профессиональной подготовки учителя предметной области «технология» нуждается в системном решении задач обучения техническому творчеству, а с другой не получили должного комплексного обоснования, дидактические основы подготовки учителей к развитию техническим творчеством учащихся.
В исследование введены следующие ограничения.
Рассматривая теорию и практику развития технического творчества студентов, мы ограничились исследованием проблемы в педагогических вузах, на примере подготовки учителей предметной области «технология», вместе с тем в работе отражены особенности и роль общеобразовательных учреждений в обучении решению творческих технических задач, а также подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.
Объект исследования — подготовка учителей предметной области «Технология» .
Пшшт исследования — педагогическая система обучение и развития опыта творческой деятельности студентов.
Цель исследования — разработать целостную педагогическую систему развития технического творчества студентов.
Гипотеза исследования. Обучение студентов основам технического творчества и подготовка их к руководству техническим творчеством учацихся в значительной степени будет эффективным процессом Формирования личности педагога, если:
— разработана научно-обоснованная педагогическая система обучения студентов техническому творчеству:
— процесс развитая осуществляется на трех возможных уровнях его практической реализации: уровне осуществления технических идей, уровне педагогического синтеза и уровне целостности процесса, непосредственно связанных между собой, как системных характеристик содержательной и процессуальной сторон творческого обучения основам техники и технологии:
— разработаны творческие технические задачи, органически связанные с содержанием общетехнической подготовки студентов.:
— выявлены основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:
— выявлены основные этапы и условия творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов, поиски изобретательских решений, моделировании технологических процессов;
— практическая деятельность студентов в учебных мастерских и в процессе технологических практик осуществлялся с учетом реализации в технических объектах творческих замыслов и решений:
— осуществляется подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся.
Задачи исследования;
— изучить состояние проблемы в теории и практике технического творчества и определить систему обучения студентов техническому творчеству;
— разработать творческие технические задачи и осуществить их классификацию, выявить признаки, характеризующие объект технического творчества;
— определить педагогические условия обучения техническому творчеству студентов;
— выявить основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при решении изобретательских задач и моделировании технологических процессов;
— выявить основные этапы творческой деятельности студентов при конструировании технических объектов и анализе технических систем, поиске изобретательских решений, построении математической модели технологического лроцесса:
— разработать педагогическую технологию подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук.
Основываясь на философской классике мы учитывали достижения современных методологов:
— теорию деятельности М. С. Когана, П. В. Колнина, СВ- Швырева и д. р.:
— философские проблемы творчества в. в. Алехина, ft Г. Алексеева, В. И. Белозерцева, Э. Г. Шина и д. р.:
— психологическим базисом нашего исследования стали современные концепции деятельности обучения, развития, памяти, мышления, воображения. Мы прежде всего опирались на фундаментальные гоуды Б. Г. Ананьина, Б. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Т. В. Кудрявцева, и.я.Лерне-ра, Ю. А. Самарина и д. р.;
— в своих дидактических изысканиях мы опирались на концептуальные работы Ю. К. Бабанского, В. Г. Разумовского, К н. Скатаина и д. р.:
— теоретические основы трудового и профессионального образования П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, В. А. Полякова, Н. А. Томша, В. В. Шапкина и д.р.:
— исследование педагогических систем В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. Л. Беляева и д. р.:
— педагогические основы обучения техническому творчеству П.Н.Андрианова" В. Е. Алексеева, Ю. С. Столярова и Д-Р-:
— проблемно-развивающее обучение № ИМахмутова,.
A. R Матюшкина, А. Ф. Эсаулова и д. р.: методологию и методику педагогического исследования.
B. И. Загвязинского, Н. В. Кузьмина, В. А. Караковского и д. р.
Исследование выполнялось в течение 1981;1996 г. г. и предусматривало три этапа:
Шрвый этап (1 ?61−1364) — поисковый.
На данном этапе осуществлялось накопление змперичес-кого опыта и переосмысление уже имевшегося ранее опыта моделирования и использования методик в работе со студентами.
ВТОРОЙ этап С1884−1994) — экспериментально-аналитический.
На втором этапе проводилось изучение и обобщение материала по проблемам творческого обучения студентов основам техники и технологии, проводились экспериментальные исследования, разрабатывались частные методики по обработке априорной информации и определения коэффициента математической модели изучаемого процесса. Также были разработаны программы по основам профессионального творчества студентов и подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельности с элементами технического творчества.
Третий этап п 994−1996.') — завершанцийС теоретако-методологический).
На завершающем этапе исследования были уточнены ранее выделенные принципы, скорректированы программы. Также осуществлялась дальнейшая систематизация и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования.
Методы исследования:
— теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников;
— методы экспертных оценок, анкетирование, в ходе выявления желаемых для студентов объектов творчества:
— экспертно-аналитический метод оценки качества учебных программ:
— методы моделирования процесса творческого обучения основам техники и технологии:
— статистические методы обработки экспериментальных данных:
Научная япр.и.^ня исследования состоит в следующем:
— разработана система обучения студентов техническому творчеству:
— разработаны творческие технические задачи при обучении основам современной технике и технологии.
— разработаны критерии оценки обучения студентов техническому творчеству ;
— определены основные сферы и направления творческой технической деятельности студентов и методы повышения ее эффективности при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:
— определены основные этапы поиска и условия решения изобретательских задач:
— разработана педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся. теоаетичекая значишсть. работы состоит в следующем:
— разработаны творческие технические задачи, способствуют. формированию опыта творческой деятельности студента:
— выявлены условия и методы повышения эффективности творческой технической деятельности студентов при поиске изобретательских решений и моделировании технологических процессов:
— сформулированы принципы целостного обучения студентов техническому творчеству и уровни проявления творчества в процессе выполнения дипломной работы:
— определены критерии оценки обучения студентов тзшическому творчеству.
Практическая значимость исследования:
— разработаны и переданы на апробацию две программы по подготовке учащихся сельских школ к трудовой деятельноети с элементами творчества :
— разработана и внедрена программа по курсу: «Основы технического творчества» ;
— разработаны и внедрены программы по практикуму в учебных мастерских, первой и второй технологической и преддипломной практик:
— модернизирован и внедрен учебный план по специальности «Технология и предпринимательство» .
— предложены, разработаны и защищены патентами Российской Федерации учебный прибор по механике и школьная naj>-та, используемш на занятиях по техническому творчеству, как средство наглядности;
— основные теоретико-методологические положения, разработанные в ходе диссертационного исследования, активно используются в процессе подготовки и переподготовки учителей предметной области «Технология» .
При активном участии автора разработаны и внедрены рабочие программы по материаловедению и основам производства, машиноведению, безопасности жизнедеятельности.
Алгобатя результатов работа.
Основные теоретические положения и результаты исследований заслушивались, обсуждались и получили положительную оценку на научных конференциях в Пензенском государственном педагогическом университетеС1984;19 953, на Всероссийской научно-практической конференции «Пута повышения про.
Фессионального уровня педагогов в современных условиях" С Пенза, 1993 г.)> на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Госстандарта» СПенза, 1993 г.), на научно-методическом семинаре «Организационно-педагогические проблемы становления и развитая учреждений профессионального образования нового типа (Миас.с, 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. Традиция и современность.» СПенза, 1994 г.), на учебно-научно-методическом объединении ВУЗов России по профессионально-педагогическому образованию «Профессионально-педагогическое образование: Инновационные аспекты» СЕкатеринбург Л 994!), II международной конференции «Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы «технология» С Москва, 1995 г.!).
На зямиту выносятся гчюпуший научные положения :
1. Теоретико-методологические основы технического творчества студентов, включающие: систему обучения студентов техническому творчеству и критерии оценки их творческой деятельностипринципы, целостного обучения студентов техническому творчеству;
2. Дидактические основы обучения техническому творчеству студентов, включающие: творческие технические задачиосновные этапы творческой деятельности студентов при поиске изобретательским решений, построении математической модели при изучении технологических процессов и классификация задач техники и технологии: схема анализа и признаки совершенствования технических объектов: педагогическая технология подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся.
3. Программа и результата экспериментальных исследований, содержащие: программу курса «Основы технического творчества»: условия творческой деятельности студентов в области технического творчества.
1. Адлер ЮП.
Введение
в плакирование эксперимента, М. :Метйл.пургия, 1969;159С.
2. Алексеев ВЕ, Яиазнев, А И. эдеклэкты творадвскойдеятельности студентов в процессе изучения обраэовате. вьной областа «Технология»: в кн.: проблемы, перспектавы, опыт аппробации и внедрения программы «Тэзшология». R:1995, с. 95−97.
3. Алексеев В. ЕОбучение учащимся 2. шментЕ5м консшуирования в процессе трудового обучения. — Учебное пособие. — R: И5Ш. ИШ трудового обучения и профессиональной ориентации А. П. Н. СССР, 1972;102с.
4. Аоексеев В. JEОрганизация технического творчесттваучащимся- - М.: Выслкэя жо-аа, 1984 — 45с.
5. Алексеев. В-Е. Педагогические проблемы развит11ятехнического творчества мо. юлежи- - Ташкент.: ФАН, 1980 149с.
6. Алексеев Н. г., Шт Э. ГИсследование творчества вf" <-• - :527 науке и обучение творчеству в жоле. — В кн.: Научное творчество. М., 1969. с. 99−131. 7. Алехин В. В. Философские проблемы инженерно-текни4ecJcoro труда. — М.: Высшая жола, 1983 — 212с.
8. Алътыуллер Г. Алгоритм изобретэния. R: Московский сабочий. 1973 — 143с.
9. Альтшуллер Г. С. Профессия — поиск нового.- Кишинев.: Картя Мо-цдовенскэ, 1985 — 207с.
10. Алътшуллер Г. С. Творчество как точная науками: Советское радио, 197&—184с.
11. Андрианов П. Н. Развитие технического творчества втрудовом обучении учащихся общеобразовательной жолы: АвтореФерЛис. докт. педаг. наук. — М, 1985;31 с.
12. Андрианов П. н., Путилин В. Д Развитее технического творчества старшек. пассников в трудовом обучении. — Калуга, 197D-127C.
13. Андрианов П. н. Развитие технического творчества втрудовом обучении учащихся, — Сов. педагогика, 1981, N6, С- 48−51.
14. АКИСИМ0 В 0. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — Я: Экономика, 1991 416с.
15. Анискин Ю. П., Моисеева R Н., Проскуряков. А. В. Новая техника: Повышение эффективности создания и освоения. — М-: Машиностроение, 1984 — 171с.
16. Антонов А. В. ПСИХО. ЮГИЯ изобретательского творчества. — Киев: Вища жола. 197 817бс. — 328.
17. Анцыферова ЛИ. Развитие. оичности специалистакак субъекта своей профессиональной яобзни./Психологические исследования проблемы Формирования лиадости npofltecсиокала. Под. ред, В. А. Бодрова. — М.: Институт психологии А. Е СССР, 1991, с. 27−43.
18. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшейшколе, его закономерные основы и методы. — М-: Высшая школа, 1980 — 211с.
19. Артемьева Т. И. .Методологический аспект проблемыспособностей. — М.: Педагогика, 1977 -112с.