Теоретические основы проблемы адаптации к школьному обучению
Вся школьная среда требует умения жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать навыками общения со сверстниками, умением вместе работать, считаться с чужими «хочу». Дети быстро знакомятся друг с другом, осваиваются в новом коллективе, но при этом, в совместной работе первоклассников доминирует элемент конкурентности, соревновательности. Но не все дети расположены к интенсивному общению… Читать ещё >
Теоретические основы проблемы адаптации к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика понятия «адаптация к школьному обучению»
Один из серьезных моментов в жизни ребенка — начало обучения в школе. Школа — это не только новые условия деятельности и жизни ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь вчерашнего малыша: возникают новые отношения, незнакомая социальная роль ученика, новые контакты, новые переживания.
Начало обучения — напряженный период потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд новых задач, не связанных с его предыдущим жизненным опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно выдержать режим учебных занятий и поток новых впечатлений и эмоций, которые приходится сдерживать. Ребенку очень тяжело не отвлекаться во время урока, внимательно следить за мыслью учительницы, строго соблюдать дисциплину, сидя в определенной позе. С началом систематического обучения в школе значительно возрастает удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка). Для детей, особенно шести — семи лет, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Детский организм расплачивается высокой ценой, своим здоровьем, за возросшую нагрузку: интеллектуальную, психологическую, и физическую. К сожалению, родители не всегда понимают это [5].
Первый год в школе — это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, неумение помочь, отсутствие контакта. Зачастую родителям не хватает терпения, спокойствия и доброты. А ведь ребенку требуется не день, не неделя для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией. Родители и учителя должны знать, какой стресс испытывает организм ребенка на первых порах обучения. И должны знать цену достигнутым успехам.
Многие дети с радостью идут в школу, готовы к школьной жизни. Они гордятся своим новым социальным статусом ученика, готовы к выполнению стоящих перед ним задач, легко принимают требования учителя, подчиняются новому режиму дня, распорядку занятий, правильно строят отношения со сверстниками и т. д. [5].
Зачастую, «плохое поведение» становится отправной точкой школьных неудач, особенно у учителя, для которого «дисциплина, прежде всего». Важно, чтобы требования учителя о соблюдении правил и норм поведения не зависели от настроения взрослого, не были эпизодическими.
Учитель с первых дней разъясняет ученикам отличие их новой позиции от того, что было раньше, до школы. Но это не означает, что разговор о правилах и нормах поведения представляет собой перечень запретов и обязанностей, дети самостоятельно стараются разобраться в необходимости каждого правила, выделяют те, которые имеют наибольшее значение. Основная задача работы учителя в этот период — «сделать из ребенка ученика». Прекрасно, если он следует совету Ш. А. Амонашвили: «Дети — активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организо вывает и направляет их деятельность» [2]. Порой же учитель не только «грозит пальцем» и читает морали. Меры воздействия бывают и более жесткими. В этих случаях родители должны поговорить с учителем, но не стоит говорить о ваших сомнениях при ребенке. Для него учительница, даже самая строгая, особенно в первое время, — «самая-самая», и негативное отношение родителей к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, «что можно» и «что нельзя», чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Для ребенка Софья Петровна — высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Если ваш первоклассник встанет ни свет ни заря потому, что он сегодня дежурный и должен прийти в школу раньше всех, отнеситесь к этому серьезно. Если он попросил вас что-то приготовить к школе, а вы забыли или по какой-то причине не сделали этого, не удивляйтесь бурной реакции и даже слезам. Вы сами требуете серьезного отношения к школе, а для ребенка одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.
Дети, идущие в школу с семи лет, проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетние. Ребенок должен осознавать его новый социальный статус — статус ученика, так же понимать позицию учителя, определенную дистанцию в отношениях и понимать условность этих отношений. Среди шестилеток гораздо чаще встречаются первоклассники, не осознающие специфической позиции учителя и его роли, и своего положения как ученика. В такой ситуации ребенка беспо лезно наказывать, требовать подчинения, учителю необходимо набраться терпения, чтобы завоевать доверие и уважение ребенка. В такой ситуации можно «серьезно, по-взрослому» объяснить правила поведения, обратить внимание на огорчение, которое ребенок доставляет своим плохим поведением, но делать это необходимо наедине, не ставить его в неловкое положение перед сверстниками [5].
Особого внимания учителя требуют дети, дошкольный период которых прошел дома и чье общение «с чужими» взрослыми было ограничено. Ребенок воспитывался «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к желаниям, капризам малыша. Они не предъявляли строгих требований, не настаивали на своем, поэтому перестроиться такому ребенку в школе очень трудно. Такой ребенок не готов подчиняться строгим школьным правилам, капризничает, отказыва ется учиться вообще. В раздражении может расплакаться, разбросать книги и тетради, а дома пожалуется: что учительница его не любит. К сожалению, подобные жалобы встречают не только сочувствие любящих родителей, но и осуждение действий учителя. Если, по вашему мнению, требования педагога не совсем справедливы, не обсуждайте эту проблему с ребенком и при ребенке. Не обвиняйте, а тем более не наказывайте ребенка, если все же прав учитель. Постарайтесь объективно разобраться в ситуации, не обвиняя ни ребенка, ни учителя.
Вся школьная среда требует умения жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать навыками общения со сверстниками, умением вместе работать, считаться с чужими «хочу». Дети быстро знакомятся друг с другом, осваиваются в новом коллективе, но при этом, в совместной работе первоклассников доминирует элемент конкурентности, соревновательности. Но не все дети расположены к интенсивному общению с одноклассниками. Некоторые долго не сближаются с другими детьми, чувствуют себя неуютно, одиноко, на перемене не участвуют в общей игре, стоят в сторонке, жмутся к стенке. Другие же, напротив, во всем стремятся привлечь к себе внимание, командуют, могут унизить одноклассника [13]. В то же время эти дети, стараясь привлечь к себе внимание учителя, часто ябедничают, жалуются, а уважением и вниманием сверстников они дорожить не умеют. Неудивительно, что им очень неуютно среди других детей, их не любят, и дружить с ним никто не хочет. Безусловно, адаптироваться в коллективе им будет очень трудно.
Как быть родителям в подобных ситуациях? Взрослым потребуется большое терпение и такт в разрешении всех возникающих конфликтов. Ребенок должен чувствовать, что родители всегда поддержат его и помогут ему найти выход из трудной ситуации. Но не стоит искать виноватых только среди других детей, во всем оправдывая своего. В поведении ребенка необходимо увидеть собственные недоработки и недостатки воспитания. Родители должны объяснить, что он не «лучше всех», что все дети разные, но каждый неповторим и индивидуален. Что «Машенька не умеет писать, но она очень хорошо рисует», «Коля плохо читает, но он добрый и знает много о животных» и т. д. Хорошо, если учитель найдет общее дело для такого ребенка и одноклассников. Это могло бы сплотить их и сдружить. Не поздно научить ребенка общению со сверстниками и в первом классе, но намного лучше, когда ребенок приобретает такой опыт задолго до начала школьного обучения. [5].
Большая моральная и эмоциональная поддержка со стороны родителей в процессе психологической адаптации первоклассника — правильная оценка успехов ребенка, даже если достижения невелики и не совсем радуют родителей и учителя. Правильной считается та оценка, которая внушает ребенку уверенность, не вынуждает его бояться роди телей либо стесняться сверстников. Именно положительные эмоции, испытываемые ребенком от общения со сверстниками, облегчают адаптацию к школе. И здесь большая роль отводится учителю: отношение учителя к ребенку — зачастую показатель отношения к нему одноклассников.
К сожалению, есть учителя, которые выделяют «любимчиков», не понимая, что не следует привлекать внимание к чьим-то недостаткам, неудачам, ошибкам, подчеркивать отрицательные, непривлекательные качества ребенка. От негативного отношения в школе ребенок страдает вдвойне: в школе к нему плохо относится учитель, дома недовольны родители, и сверстники относятся к нему так же. По этой причине взрослые должны стараться избегать отрицательных оценок школьных успехов ребенка и его поведения.
Оценка успехов и неудач ребенка в процессе учебы имеет большое значение для успешной адаптации, так как ребенок воспринимает оценку его деятельности как оценку его личности в целом. Когда он приходит домой из школы, о чем в первую очередь спрашивают родители: «Что ты сегодня получил?» — тем самым выделяется не важность процесса учебы и интереса к знаниям, а конечного результата — оценки, которая всегда субъективна, да и ставится порой не за успехи в учебе, а чаще за старательность, хорошее поведение и т. п. [9].
В настоящее время на начальном этапе школьного обучения (в процессе адаптации) учитель не использует отметки для оценки знаний первоклассника. По той причине, что отметка может стать причиной, затрудняющей адаптацию ребенка к школе. Но в действительности учителям трудно отказаться от этого простого и наглядного способа оценки, поэтому вместо отметки используются различные символы: рисунки, штампики, звездочки, значки, по сути, дифференцирующие успехи так же, как обычные четверки, пятерки или тройки.
Официально отметки — нет, но ситуация тревожности, связанная с ней, сохраняется. Но часто объективные причины неуспеваемости ребенка заключаются в недостаточной подготовленности к школе, дефектах речевого развития, слабом здоровье, плохого развития моторики, все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности, неуверенности в себе.
Родителям рекомендуется не фиксировать внимание ребенка на оценке. Лучше, если будет цениться его желание учиться, старание. Родители должны учитывать, какой ценой достается хорошая оценка первокласснику, необходимо чтоб ребенок понял, что не оценка важна, а тот успех, пусть даже небольшой, достигнутого результата. Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Чаще подбадривайте, хвалите. [5].
Первоклассник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослых, поэтому любая малейшая несправедливость учителя или родителей им очень остро воспринимается. Чаще всего, недовольство взрослых вызывает ученик, не успевающий или нарушающий требования дисциплины, и, не всегда хорошо разобравшись в причинах, выражают свое отношение к ребенку (чаще всего именно к ребенку, а не к конкретному поступку). Например: ребенка, часто болеющего, с высокой утомляемостью, непоседливого, с низкой работоспособностью, учитель при всем классе стыдит за плохое поведение, наказывает за непослушание. А дома его снова наказывают за то, что «учительница жалуется».
Родителям не стоит драматизировать школьные неудачи, предъявлять чрезмерные требования и оказывать моральное давление, так как это может обернуться неуравновешенностью ребенка, тревожным предчувствием новых неудач, страхом несостоятельности. Все это осложнит и без того непростую адаптацию ребенка к школе. Как ведут себя взрослые, узнав о школьной неудаче своего ребенка? Стараются ли скрыть свое недовольство, поддержать ребенка, вселить уверенность? К сожалению, неудачи огорчают нас: мы бурно переживаем плохие отметки и замечания учителя, не задумываясь о том, что оценка субъективна (да и учитель не всегда бывает прав), что ребенок мог просто устать, плохо себя чувствовать, либо задание оказалось чересчур трудным. Таким образом, возникает «замкнутый круг»: в классе — неудачи, дома — недопонимание.
И в школе, и дома любят детей послушных, покладистых. Очень удобно, когда ребенок причиняет как можно меньше беспокойства. С первых дней обучения в школе начинается активное воспитание послу шания, беспрекословного подчинения. Послушный значит хороший, непослушный — плохой, вот достаточно жесткие критерии педагогической оценки. Безусловно, наличие определенных рамок поведения необходимо, но это не значит, что можно пренебрегать интересами самого ребенка. Дети в период адаптации проявляют эмоциональную неустойчивость, возбудимость, повышенное двигательное беспокойство. Более полувека назад известный педагог Я. Корчак писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен». К сожалению, принципы воспитания в нашей школе мало изменились [5].
В период адаптации у первоклассников проявляются негативные изменения в поведении. Это может выражаться в чрезмерном возбуждении и даже агрессивности, а может быть наоборот — депрессивность, заторможенность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. Все это показатели индивидуальной психологической адаптации ребенка к школе.
Одна из основных задач, которая стоит перед ребенком в школе, — это усвоение им определенной суммы знаний, умений и навыков. Желание учиться у всех детей практически одинаково, а вот реальная готовность к обучению — разная. Ребенок с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будет испытывать трудности в процессе адаптации. С началом обучения основной вид деятельности ребенка «игра», меняется на новый вид деятельности — «учебная деятельность», но возникает он не сразу. Учебную деятельность нельзя отождествлять с учением в школе. Дети учатся в разных видах деятельности: в игре, во время занятий спортом, в труде, и т. д. Учебная же деятельность детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. Именно В. В. Давыдов показал и обосновал отличие учебы и учебной деятельности. В. В. Давыдов убедительно доказал, что учебная деятельность ребенка «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.» [22], а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе разнообразны.
Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности [5].
В начале учебного года мотивы, связанные с учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти «ради») — вот что должно быть основой учебной деятельности. «Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач», — считает В. В. Давыдов [22].
Таким образом, основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности [5].