Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности специалиста. Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста, рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания решения проблемы формирования производственно-экономической компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла
    • 1. 3. Педагогические условия реализации модели формирования производственно-экономической компетентности студентов технических вузов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки. В качестве аргументов в обосновании актуальности выделенной проблемы предлагаются следующие положения.

Человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и компетентность. Это проявляется в переходе к экономике, основанной на знаниях, которую характеризует системное использование научных достижений в процессах экономического и социального развития, что в свою очередь предполагает создание стимулов для повышения эффективности и качества образовательной деятельности на всех уровнях, в том числе и в высшей школе.

Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра функций профессионального образования от простого воспроизводства рабочей силы к росту экономически и социально активных групп населения, способных действовать в современных рыночных условиях.

Реформирование высшей профессиональной школы России на практике должно происходить путем изменений прежней организации в гибкую систему оказания профессиональных образовательных услуг, отвечающую требованиям современной экономики и конкретной личности.

Координационной основой реформирования высшей профессиональной школы являются Государственный стандарт профессионального образования, Законы РФ «Об образовании», «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Декларация Болонского процесса, международные стандарты ИСО 9000, которые ставят перед высшим профессиональным образованием цели и задачи обучения, определяют содержание образовательных программ и возможность их изменения в зависимости от спроса рынка труда и удовлетворения потребностей населения в оказываемых образовательных услугах.

Требования к специалисту — будущему руководителю, выпускнику технического университета, определяются, прежде всего, требованиями организации и управления основным (технологическим) производством.

Поэтому современный специалист-руководитель должен быть компетентным как в области технологии производства продукции, так и в области управления производством.

Следует отметить, что вопросы повышения профессиональной компетентности в целом, так и ее составляющих у студентов высших учебных заведений, рассматриваются в педагогической науке достаточно активно. В исследованиях последних лет наметилось несколько направлений:

— отбор и систематизация содержания экономических дисциплин общепрофессионального и специальных циклов учебных планов, способствующих формированию базовых компонентов профессиональной компетентности студентов (Э.М. Короткое, А. Г. Поршнев, B.C. Семашко, Ю. Г. Татур и др.);

— дидактическое обеспечение экономических дисциплин базисных учебных планов для инженерных специальностей в соответствии с требованиями государственных стандартов к профессиональной компетентности разных направлений специалистов (А.А. Беляев, И. А. Бланк, В. Р. Веснин, Б. А. Райзберг, К. А. Раицкий и др.);

— повышение эффективности подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования и развитие у них профессионально значимых качеств личности (В.А. Беликов, В. Ф. Бессараб, Н. Н. Булынский, А. Я. Найн, О.В. Jlemep, Н. М. Яковлева, Н. Н. Костина и др.);

— подготовка руководителей: с позиции педагогики (Н.В. Кузьмина, Э. М. Никитин, В. А. Сластенин, С. А. Щенников и др.), с позиции менеджмента (Л.И. Евенко, А. П. Егоршин, А. В. Молодчик и др.);

— инновационный подход к управлению подготовкой специалистов (И.И. Ляхова, В. М. Распопов, З. М. Уметбаев и др.).

Необходимо отметить, что в научных работах зарубежных ученых рассматривались отдельные аспекты формирования компетентности специалиста: сущность понятия «компетентность специалиста» (М. Армстронг, С. Уиддет,

С. Холлифорд и др.), особенности управления «компетентностью» обучаемого (Д. Бергоун, Дж. Равен и др.).

Однако констатируя активную разработку различных компонентов профессиональной компетентности специалиста как отечественными, так и зарубежными учеными, мы видим, что проблема формирования ее производственно-экономической составляющей пока не стала предметом специального исследования.

Следует отметить, что формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки выдвигает качественно иные требования к подготовке специалиста, будущего руководителя производства.

Экономическое благополучие предприятия (организации) зависит от умения специалиста-руководителя экономически оценивать качественные изменения в технологии и организации производства, адекватно приспосабливать систему управления с перераспределением функций управления по уровням ответственности.

С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы повышения эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки обусловливается необходимостью решения противоречий между:

— возросшей потребностью общества в компетентных специалистах, ответственных за результаты производственно-экономической деятельности, способных принимать оптимальные управленческие решения, социальным заказом на таких специалистов и неподготовленностью основной массы выпускников технических университетов к самостоятельной практической реализации данной потребности;

— потребностью промышленных предприятий в специалистах с высоким уровнем производственно-экономической компетентности и недостаточной теоретической разработанностью содержания и структуры данного вида профессиональной компетентности, а также педагогических условий и методических механизмов повышения эффективности ее формирования при изучении дисциплин экономического цикла.

Поиск возможных путей разрешения данных противоречий определил выбор темы нашего исследования: «Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки».

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов университета.

Предмет исследования — процесс формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, а также выявить и проверить педагогические условия эффективного функционирования модели.

Гипотеза исследования — формирование производственно-экономической компетентности студентов технического университета будет более эффективным, если данный процесс протекает в рамках модели, при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;

— применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;

— воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) разработать модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета, выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное ее функционирование;

3) разработать научно-методическое обеспечение формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— теория высшего профессионального образования (И.В. Андреева, А. П. Беляева, А. Г. Гостев, Г. Г. Гранатов, Е. Ф. Зеер, Т. Е. Климова, А .Я. Найн,

A.Н. Сергеев, Ф. Н. Клюев и др.);

— учение о личности и ее профессиональном становлении в деятельности (М.Е. Дуранов, О. В. Лешер, В. П. Ушачев, В. В. Сериков и др.);

— теория активного и самостоятельного овладения знаниями (Я.А. Комен-ский, А. В. Усова, М. Г. Горунов, Н. К. Дайри, A.M. Данилов и др.);

— основные положения следующих подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.), компетентностного (М. Армстронг, С. Уидцет, Ч. Вудруф, Дж. Бергоун, Дж. Равен, А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер,

B.Л. Кальней, Л. Н. Болотов, Ю. В. Койнова, Н. В. Матяш и др.), аксиологического (В.П. Тугаринов, Г. Я. Головных, С. Ф. Анисимов и др.), управленческого (Ф. Тейлор, А. Файоль, Т. П. Шамова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.), ситуационного (Т. Берне, И. Сталкер и др.), личностно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, В.А.Беликов), рефлексивного (Г.Г. Гранатов, Т. М. Давыденко, А. Я. Найн, Н. Я. Сайгушев и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» и филиала данного университета (г. Белорецк). Всего в эксперименте приняли участие 475 студентов. Исследование осуществлялось поэтапно с 2001 по 2007гг. На каждом этапе решались определенные задачи и применялись соответствующие им методы исследования.

На первом этапе (2001;2002) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в научной литературе и практике. Это позволило определить исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ научной литературы, обобщение, моделирование, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент) — методы математической обработки результатов.

На втором этапе (2002;2006) уточнялось содержание модели формирования производственно-экономической компетентности студентов при изучении дисциплин экономического цикла, экспериментально определялся комплекс педагогических условий её эффективного функционирования, анализировался ход и результаты поискового и обучающего экспериментов, осуществлялось внедрение результатов в процесс профессиональной подготовки. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов, поисковый и обучающий эксперименты) — методы математической и компьютерной обработки результатов.

На третьем этапе (2006;2007) проводилось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных по проверке эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при комплексной реализации педагогических условий, анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — методы математической статистики, компьютерной обработки результатов педагогического эксперимента и наглядного их представления.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— разработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, включающая целевой, содержательный, организационный, технологический, оценочно-результативный компоненты;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели;

— разработана и апробирована методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнено содержание понятий «производственно-экономическая компетентность студентов», «формирование производственно-экономической компетентности студентов»;

— уточнены принципы формирования производственно-экономической компетентности студентов — будущих специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета, включающее: методические рекомендации для преподавателей экономических дисциплин технических вузов, методические указания для проведения практических работ по дисциплинам: «Экономика отрасли. Маркетинг» и «Основы бухучета. Финансы предприятий» для студентов специальностей 150 106, 150 201, 150 404. Материалы исследования могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования, в практике экономического образования.

На защиту выносятся:

1. Модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, представленная следующими взаимосвязанными компонентами: целевым, содержательным, организационным, технологическим и оценочно-результативным.

2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели, включающий:

— использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;

— применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;

— воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: публикаций в печати (2002;2006гг.) — отчетов на заседаниях кафедры психологии и педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ) — международных научно-практических конференциях (Пенза, Архангельск 2006 г.) — выступлений на межрегиональных и региональных научных конференциях (Красноярск, Пенза, Челябинск) — выступлений на ежегодных научно-практических конференциях филиала ГОУ ВПО «МГТУ» и ГОУ ВПО «МГТУ». Основные идеи, теоретические положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в публикациях и прошли апробацию в ГОУ ВПО «МГТУ» и филиале данного университета (г. Белорецк).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключения, списка использованной литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент показал, что формирование производственно-экономической компетентности студента технического университета при изучении дисциплин экономического цикла осуществляется недостаточно эффективно, необходимо разработать специальную модель данного процесса, выявить и реализовать педагогические условия ее эффективного функционирования.

2. Экспериментальные исследования уровня сформированности производственно-экономической компетентности технического университета при изучении дисциплин экономического цикла осуществляется посредством системной диагностики. В качестве ведущих методов выступали системно-структурный и уровневый анализы, интеграция которых основана на выявлении уровня сформированности исследуемого личностного качества по основным его компонентам.

3. В основу разработки оценочно-критериального инструментария положены следующие методологические принципы: обоснованности, правильности, точности, устойчивости, репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации о формировании производственно-экономической компетентности студентов.

4. В основу организации и проведения опытно-экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о протекании процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов.

5. Основными критериями сформированности производственно-экономической компетентности студентов являются: производственно-экономические знания, производственно-экономические умения и качества личностиценностное отношение студентов к производственно-экономической деятельности. Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности производственно-экономической компетентности студентов: низкий, средний, высокий.

6. Проведенный эксперимент показал, что достаточным для эффективного функционирования модели формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла является следующий комплекс педагогических условий: а) использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуацияхб) применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентовв) воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.

7. Содержательно-процессуальные особенности реализации педагогических условий проявляются в следующем: условия реализуются по отношению к разработанной нами модели процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов, которая представляет собой методическую системуих комплексная реализация повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное теорико-экспериментальное исследование показало, что проблема формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления.

Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена:

— во-первых, особенностью функционирования промышленных предприятий в современных экономических условиях и, как следствие, общественной потребностью в специалистах понимающих сущность выполняемых производственно-экономических задач, ответственных за результаты производственно-экономической деятельности, умеющих самостоятельно принимать оптимальные управленческие решения в различных производственно-экономических ситуациях;

— во-вторых, процессами обновления, переориентации и осмысления педагогической науки, новых концепций, подходов и направлений, одним из которых является повышение качества образования, предполагающее не только формирование функциональной готовности студентов к деятельности, но и владении ими компетенциями;

— в-третьих, социальной, профессиональной и личностной потребностью в формировании производственно-экономической компетентности будущих специалистов, которая служит непременным условием успешности любого вида профессиональной деятельности человека в современных рыночных условиях хозяйствования и слабой изученностью в педагогической науке вопросов, касающихся формирования данного вида компетентностей при изучении дисциплин экономического цикла.

1) стремительным ростом образовательных компонентов в новых общественно-социальных условиях;

2) изменением экономического состояния производства и, как следствие, общественной потребностью в специалистах с новым образом и способом мышления, предполагает приспособленных к быстро меняющимся экономическим, социальным реалиям, способных успешно решать профессиональные задачи в различных производственно-экономических ситуациях и нести личную ответственность за результаты своего труда.

Выполненное диссертационное исследование посвящено решению проблемы повышения эффективности процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель данного процесса, выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования и составило цель нашего исследования. В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:

1) проанализировано состояние исследуемой проблемы, определен перспективный подход к ее решению, уточнен понятийный аппарат исследования;

2) разработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов, выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели в педагогической системе технического университета;

3) разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов.

Исходным методологическим положением в исследовании стал анализ понятийного поля проблемы в логике: компетенция — компетентность — профессиональная компетентность — производственно-экономическая деятельностьпроизводственно-экономическая компетентность.

В исследовании компетенция рассматривается как способность, отражающая необходимые стандарты поведениякомпетентность — способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работыпрофессиональная компетентность — как качество личности специалиста, т. е. «свойство, отличающее одно лицо от другого», и как «системное явление» включающее профессиональные знания, умения, навыки, позволяющие выполнять профессиональные обязанности в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000.

Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности студента.

Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач, умения принимать оптимальные управленческие решения, а также личной ответственности за результаты своего труда. Производственно-экономическая компетентность определяется нами как компетентность, являющаяся интегративной характеристикой личности, отражающей способность и готовность будущего специалиста эффективно осуществлять производственно-экономическую деятельность. В структурном плане производственно-экономическая компетентность будущего специалиста представляет собой целостное единство мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельного компонентов, характеризуется многоуровневостью проявления и динамичностью развития.

Теорико-методологической основой формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета послужили компетентностный, системный, аксиологический, личностно-деятельностный, ситуационный, рефлексивный, управленческий подходы.

Нами обосновано и аргументировано, что модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла должна иметь структурную организацию, задаваться содержанием структурно-функционального инварианта методологической системы и морфологически состоять из пяти подструктур:

— целевой (единство общей, перспективной и конкретных целей и комплекс задач, декомпозирующих эти цели);

— содержательной (профессионально ориентированная направленность содержания дисциплин экономического цикла);

— организационной (педагогические условия и этапы процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов);

— оценочно-результативной (уровни, критерии, диагностические методики).

Модель носит уровневый характер и описывает формирования производственно-экономической компетентности студентов на низком, среднем и высоком уровнях.

Рассматриваемая нами модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат — повышение уровня производственно-экономической компетентности будущего специалистаб) наличием инвариантной (ведущая цельпринципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющихв) прагматичностью, так как модель выступает рабочим представлением обозначенной цели.

Проведенное теорико-экспериментальное исследование показало, что модель формирования производственно-экономической компетентности студентов успешно функционирует при комплексной реализации следующих педагогических условий:

1) использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;

2) применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;

3) воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.

Экспериментально установлено, что методику реализации первого педагогического условия следует осуществлять на принципах неопределенности, деятельности, профессиональной направленности, системности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности, дополнительности, фундаментализации. Методическими механизмами реализации данного условия выступают: а) имитационное моделированиеб) использование методов принятия оптимальных управленческих решенийв) изменение экономических ситуаций.

Методику реализации второго педагогического условия необходимо строить на принципах системности, фундаментализации, деятельности, межпредметных связей, профессиональной направленности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности. Методическими механизмами данного условия выступают: моделирование задачной структуры производственно-экономической деятельности, побуждение студентов ко включению в режим самостоятельной производственно-экономической деятельностииспользование приемов локальных ассоциаций, частично — ассоциативных связей, внутрисистемных и межсистемных ассоциаций.

Реализацию третьего педагогического условия необходимо строить на принципах неопределенности, деятельности, системности, профессиональной направленности, дополнительности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности. Основными методическими механизмами реализации данного условия выступают следующие: использование методов воспитания, направленных на соответствующее поведение студента, использование форм, приемов, ситуаций на основе соотнесения формирования производственно-экономической компетентности студентов с этапами данного процесса.

Для получения объективной информации о характере и качестве педагогического эксперимента мы использовали комплекс критериев:

1) критерии надежности информации (обоснованность, репрезентативность, устойчивость, правильность, точность);

2) критерии определения уровня производственно-экономической компетентности студентов (производственно-экономические знания, производственно-экономические умения и качества личности), ценностное отношение к производственно-экономической деятельности;

3) критерии — принципы организации и проведения опытно-экспериментальной работы (целостности, объективности, эффективности).

Достоверность полученных результатов обеспечена совокупностью выбранных методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Общедидактическая значимость результата проведенного исследования была доказана в ходе внедрения модели формирования производственно-экономической компетентности студентов в педагогический процесс ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» и филиала данного университета (г. Белорецк). Опытно-экспериментальная работа со студентами обеспечила у них достаточный уровень сформированности производственно-экономической компетентности. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования и утверждения самих студентов.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: уточнено содержание понятий «производственно-экономическая компетентность», «формирование производственно-экономической компетентности" — уточнены принципы формирования производственно-экономической компетентности студентовразработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического циклавыявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий ее эффективного функционированиявыделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень формирования производственно-экономической компетентности студентов. Материалы диссертации могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования, в практике экономического образования.

Обобщая результаты теорико-экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:

1. В ходе исследования было установлено, что проблема повышения эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки, является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями в обществе, рядом теоретико-методологических предпосылок и конкретно-практическими задачами.

2. Обоснована необходимость решения данной проблемы с позиций компе-тентностного, системного, аксиологического, управленческого, ситуационного, личностно-деятельностного, рефлексивного подходов. Основу этих подходов отражает комплекс принципов, отражающий их дидактическое наполнение: неопределенности, фундаментализации, системности, деятельности, межпредметных связей, профессиональной направленности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности, дополнительности, вариативности.

3. Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности специалиста. Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста, рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач, умения принимать оптимальные управленческие решения, а также личной ответственности за результаты своего труда. Производственно-экономическая компетентность определена нами как компетентность, являющаяся интегративной характеристикой личности, отражающей способность и готовность будущего специалиста эффективно осуществлять производственно-экономическую деятельность.

4. Разработана, обоснована и представлена модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении экономических дисциплин, структура которой взаимосвязывает целевой, содержательный, технологический, организационный, оценочно-результативный компоненты. Доказано, что научным обеспечением спроектированной модели являются принципы организации процесса, которые обеспечивают достижение ведущей цели — повышение уровня производственно-экономической компетентности будущего специалиста.

5. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели, включающий: использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуацияхприменение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентоввоспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.

6. Разработана и апробирована методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки, представленная методами обучения (матричного, ранговых корреляций, парных сравнений, причинно-следственной диаграммы, функционально-стоимостного анализа) и методами воспитания (формирование сознания личности, формирование опыта ответственного поведения, стимулирование ответственного поведения и деятельности), приемов их реализации, а также средств и форм составляющие специфику данного исследования.

7. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении экономических дисциплин (методические рекомендации, методические указания).

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Дальнейшая работа по изучению процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки может быть посвящена поиску перспективных направлений по совершенствованию данного процесса с использованием новых информационных технологий, способствующих активизации дистанционного экономического образования, разработке альтернативных диагностических программ отслеживания уровня сформированности производственно-экономической компетентности будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Типология активной личности // Психологический журнал. 1985.-№ 5.-С. 3−18.
  2. Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979. — С. 89−138.
  3. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /
  4. B.И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  5. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 288 с.
  6. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  9. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.-176 с.
  10. B.C. Педагогика: Учебник. Екатеринбург, 1996. — 423 с.
  11. В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 350 с.
  12. В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. М.: ВЛАДОС, 2004. — 357 с.
  13. А.П. Тенденция развития профессионального образования. М.: Педагогика. — 2003. — № 6. — С. 21−27.
  14. Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие / Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройм П. Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2003. -352 с.
  15. Н.А. Философия и свобода: смысл творчества. М., 1989.1. C. 163.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Новая школа, 1995. — 37 с.
  17. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1978, т.25 — 600 с.
  18. Е.В. Педагогика: компетентностный подход в педагогической теории и практике. М., 2001. — 560 с.
  19. В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В. А. Бухвалов. -М.: Просвещение, 1993. 96 с.
  20. А.Б. 108 путей к блестящей идее: пер. с англ. / А. Б. Ванганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
  21. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  22. Ю.М. Проблема моделирования педагогических систем / Ю. Ветров, М. Мельникова // Высшее образование в России. 2005. — № 5. -С. 59−62.
  23. И.В. Социальная политика. М., 1999. — 560 с.
  24. И.Н. Управление производством // Герчикова И. Н. Менеджмент. Изд. 2-е, стер. — М.: Омега-JI, 2006. — 364 с.
  25. .С. Россия: Образование и будущее. (Кризис образования в России на пороге XXI века) Челябинск, 1903. — 240 с.
  26. В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандера. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 718 с.
  27. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  28. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / Педагогика. 1995. — № 1. — С. 46−49.
  29. Д.В. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. Пермь, 2001. — 332 с.
  30. А.П. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / Народное образование. 2002. — № 2. — С. 55−59.
  31. . Мангейм, Рич К. Ричард Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А. К. Соколова. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. -544 с.
  32. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Jleniep О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 356 с.
  33. М.Е., Жернов В. И., Jleniep О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.
  34. Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005.- № 4. С. 23−30.
  35. Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. -Екатеринбург, 1999. 244 с.
  36. Л.Л. Культурологические аспекты образования. Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург: ОГУ, № 1, 1999. -С. 16−21.
  37. .Л. Законы развития и прогнозирования технических систем / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1989. — 145 с.
  38. Л.Я. Принципы обучения. -М.: Педагогика, 1983. 420 с.
  39. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация специалиста: культурологический подход: Учеб. пособие М.: Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -244 с.
  40. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии.-М.: Наука, 1972.-С. 208−219.
  41. Г. Кибернетика и философия. М.: Иностр. лит., 1963. — 531 с.
  42. Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. -126 с.
  43. Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. — 328 с.
  44. И.А. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Бырытко и др. Под общ. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  45. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Профессиональное образование, № 5, 2002. — С. 17−20.
  46. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969.-356 с.
  47. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  48. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  49. В.И. Методология педагогики: как она есть? // Советская педагогика- 1990. -№ 6. -С. 65−71.
  50. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  51. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание. — 1977. — 63 с.
  52. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  53. О.В. Воспитание гражданственности и патриотизма в студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сб. статей регионал. научно-практ. Конференции / Под ред. О. В. Лешер., Л. В. Голиковой. Магнитогорск: МГТУ, 2005.- 131 с.
  54. А.С. Соч. в 7 томах. 2-е изд. — М.: Изд-во АПН, 1957. — т. 4.
  55. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд, 1999. — 308 с.
  56. Н.А. Технология профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-432 с.
  57. В.Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия: Учеб. пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2002. — 208 с.
  58. П.В. Метрология / П. В. Новицкий. М., 1979. — 112 с.
  59. Образование. Наука. Производство: Сборник матер, науч.-практ. конференции филиала ГОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке. Вып. 2. Магнитогорск. ГОУ ВПО «МГТУ», 2006. — 102 с.
  60. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: 1995.- 187 с.
  61. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  62. А.И. Ответственность и ее социальная природа: Метод, аспект. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. — 141 с.
  63. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие / М. И. Марьин и др. М.: ВНИИПО, 1998. — 117 с.
  64. A.M. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / A.M. Петров // Alma-mater. 2004. — № 10. -С. 6−10.
  65. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-246 с.
  66. О.В. Моделирование в образовании / О. В. Пирогова // Инновации в образовании. 2004. — № 5. — С. 36−40.
  67. И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1996. — 365 с.
  68. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, изд. центр ВЛАДОС, 1996.-632 с.
  69. А.И. Систематика закономерностей техники. Волгоград, 1987.-95 с.
  70. В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический проект, 2004. — 432 с.
  71. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Светкова. Спб.: Речь, 2001.-448 с.
  72. Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зинчев А. М. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993.- 172 с.
  73. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 487 с.
  74. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под общей редакцией А. А. Деркач. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  75. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  76. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.-512 с.
  77. С.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей водохозяйственных служб: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. -180 с.
  78. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — (т. 1 — 485 е.- т. 2 — 328 е.).
  79. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Наркомпрос, 1940. -485 с.
  80. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  81. А.Ю. Комплексные задания по астрономии / А. Ю. Румянцев // Физика в школе. 2004. — № 1. — С. 56−58.
  82. Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  83. Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-J1., 1983.-214 с.
  84. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.-431 с.
  85. Г. Н. Образование и аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
  86. В.В. Образование и личность. М., 1999. — С. 175.
  87. Э.Г. Обобщенная модель процесса обучения / Э.Г. Скри-бицкий, А. Г. Шабанов //Инновации в образовании. 2004. — № 1. — С. 61−70.
  88. Н. Студент и Болонский процесс / Н. Сорокина // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 164−165.
  89. Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М. Г. Лапусты, 6-е изд., испр., изм. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — 832 с.
  90. B.C. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -425 с.
  91. В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. в 3 т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. -т. 3.
  92. В.А. Жесткие и «мягкие» модели обучения / В. А. Тестов // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 35−39.
  93. Ю.В. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: Дис. д-ра пед. наук / Ю. В. Тимофеева. -М., 2000.-386 с.
  94. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-259 с.
  95. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
  96. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990.-т. 5.-528 с.
  97. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 1999. -576 с.
  98. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.: Академический Проект, 2002. — 325 с.
  99. Л.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы Казань — Самара, 1997. — 230 с.
  100. Е.А. Компетентность в контексте модернизации преобразования / Е. А. Царькова // Профессиональное образование. 2004. — № 6. — С. 5−6.
  101. А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 180 с.
  102. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004.-№ 8.-С. 26−31.
  103. В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1966.-301 с.
  104. Энциклопедический социальный словарь. / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
  105. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -391 с.
  106. В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1969.-217 с.
  107. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  108. Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. — 2000. — 148 с.
  109. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
  110. Armstrong М. Practice of management human resource. Linkopings University, 2003.
  111. Hamel G., Prahalad K.K. Strategic flexibility The Managerial Grid, 2002.
  112. TaroY. Elementally Sampling Theory. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1967.-p.398.
  113. Uiddet S., Holliford S. Competency manual. San Francisco-Oxford, 1991.
  114. Woodruff Ch. Centres of the development and estimations: Determination and estimation competency. New York: GLP, 2000.
Заполнить форму текущей работой