Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки
Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности специалиста. Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста, рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания решения проблемы формирования производственно-экономической компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
- 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета в педагогической теории и практике
- 1. 2. Модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла
- 1. 3. Педагогические условия реализации модели формирования производственно-экономической компетентности студентов технических вузов
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки
- 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментального исследования
- 2. 2. Методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки
- 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки. В качестве аргументов в обосновании актуальности выделенной проблемы предлагаются следующие положения.
Человечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и компетентность. Это проявляется в переходе к экономике, основанной на знаниях, которую характеризует системное использование научных достижений в процессах экономического и социального развития, что в свою очередь предполагает создание стимулов для повышения эффективности и качества образовательной деятельности на всех уровнях, в том числе и в высшей школе.
Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра функций профессионального образования от простого воспроизводства рабочей силы к росту экономически и социально активных групп населения, способных действовать в современных рыночных условиях.
Реформирование высшей профессиональной школы России на практике должно происходить путем изменений прежней организации в гибкую систему оказания профессиональных образовательных услуг, отвечающую требованиям современной экономики и конкретной личности.
Координационной основой реформирования высшей профессиональной школы являются Государственный стандарт профессионального образования, Законы РФ «Об образовании», «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Декларация Болонского процесса, международные стандарты ИСО 9000, которые ставят перед высшим профессиональным образованием цели и задачи обучения, определяют содержание образовательных программ и возможность их изменения в зависимости от спроса рынка труда и удовлетворения потребностей населения в оказываемых образовательных услугах.
Требования к специалисту — будущему руководителю, выпускнику технического университета, определяются, прежде всего, требованиями организации и управления основным (технологическим) производством.
Поэтому современный специалист-руководитель должен быть компетентным как в области технологии производства продукции, так и в области управления производством.
Следует отметить, что вопросы повышения профессиональной компетентности в целом, так и ее составляющих у студентов высших учебных заведений, рассматриваются в педагогической науке достаточно активно. В исследованиях последних лет наметилось несколько направлений:
— отбор и систематизация содержания экономических дисциплин общепрофессионального и специальных циклов учебных планов, способствующих формированию базовых компонентов профессиональной компетентности студентов (Э.М. Короткое, А. Г. Поршнев, B.C. Семашко, Ю. Г. Татур и др.);
— дидактическое обеспечение экономических дисциплин базисных учебных планов для инженерных специальностей в соответствии с требованиями государственных стандартов к профессиональной компетентности разных направлений специалистов (А.А. Беляев, И. А. Бланк, В. Р. Веснин, Б. А. Райзберг, К. А. Раицкий и др.);
— повышение эффективности подготовки специалистов в новых условиях хозяйствования и развитие у них профессионально значимых качеств личности (В.А. Беликов, В. Ф. Бессараб, Н. Н. Булынский, А. Я. Найн, О.В. Jlemep, Н. М. Яковлева, Н. Н. Костина и др.);
— подготовка руководителей: с позиции педагогики (Н.В. Кузьмина, Э. М. Никитин, В. А. Сластенин, С. А. Щенников и др.), с позиции менеджмента (Л.И. Евенко, А. П. Егоршин, А. В. Молодчик и др.);
— инновационный подход к управлению подготовкой специалистов (И.И. Ляхова, В. М. Распопов, З. М. Уметбаев и др.).
Необходимо отметить, что в научных работах зарубежных ученых рассматривались отдельные аспекты формирования компетентности специалиста: сущность понятия «компетентность специалиста» (М. Армстронг, С. Уиддет,
С. Холлифорд и др.), особенности управления «компетентностью» обучаемого (Д. Бергоун, Дж. Равен и др.).
Однако констатируя активную разработку различных компонентов профессиональной компетентности специалиста как отечественными, так и зарубежными учеными, мы видим, что проблема формирования ее производственно-экономической составляющей пока не стала предметом специального исследования.
Следует отметить, что формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки выдвигает качественно иные требования к подготовке специалиста, будущего руководителя производства.
Экономическое благополучие предприятия (организации) зависит от умения специалиста-руководителя экономически оценивать качественные изменения в технологии и организации производства, адекватно приспосабливать систему управления с перераспределением функций управления по уровням ответственности.
С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы повышения эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки обусловливается необходимостью решения противоречий между:
— возросшей потребностью общества в компетентных специалистах, ответственных за результаты производственно-экономической деятельности, способных принимать оптимальные управленческие решения, социальным заказом на таких специалистов и неподготовленностью основной массы выпускников технических университетов к самостоятельной практической реализации данной потребности;
— потребностью промышленных предприятий в специалистах с высоким уровнем производственно-экономической компетентности и недостаточной теоретической разработанностью содержания и структуры данного вида профессиональной компетентности, а также педагогических условий и методических механизмов повышения эффективности ее формирования при изучении дисциплин экономического цикла.
Поиск возможных путей разрешения данных противоречий определил выбор темы нашего исследования: «Формирование производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования — профессиональная подготовка студентов университета.
Предмет исследования — процесс формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла.
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, а также выявить и проверить педагогические условия эффективного функционирования модели.
Гипотеза исследования — формирование производственно-экономической компетентности студентов технического университета будет более эффективным, если данный процесс протекает в рамках модели, при реализации следующего комплекса педагогических условий:
— использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;
— применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;
— воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2) разработать модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета, выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное ее функционирование;
3) разработать научно-методическое обеспечение формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— теория высшего профессионального образования (И.В. Андреева, А. П. Беляева, А. Г. Гостев, Г. Г. Гранатов, Е. Ф. Зеер, Т. Е. Климова, А .Я. Найн,
A.Н. Сергеев, Ф. Н. Клюев и др.);
— учение о личности и ее профессиональном становлении в деятельности (М.Е. Дуранов, О. В. Лешер, В. П. Ушачев, В. В. Сериков и др.);
— теория активного и самостоятельного овладения знаниями (Я.А. Комен-ский, А. В. Усова, М. Г. Горунов, Н. К. Дайри, A.M. Данилов и др.);
— основные положения следующих подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Беспалько и др.), компетентностного (М. Армстронг, С. Уидцет, Ч. Вудруф, Дж. Бергоун, Дж. Равен, А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер,
B.Л. Кальней, Л. Н. Болотов, Ю. В. Койнова, Н. В. Матяш и др.), аксиологического (В.П. Тугаринов, Г. Я. Головных, С. Ф. Анисимов и др.), управленческого (Ф. Тейлор, А. Файоль, Т. П. Шамова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.), ситуационного (Т. Берне, И. Сталкер и др.), личностно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, В.А.Беликов), рефлексивного (Г.Г. Гранатов, Т. М. Давыденко, А. Я. Найн, Н. Я. Сайгушев и др.).
Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» и филиала данного университета (г. Белорецк). Всего в эксперименте приняли участие 475 студентов. Исследование осуществлялось поэтапно с 2001 по 2007гг. На каждом этапе решались определенные задачи и применялись соответствующие им методы исследования.
На первом этапе (2001;2002) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в научной литературе и практике. Это позволило определить исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать гипотезу исследования и наметить его задачи. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ научной литературы, обобщение, моделирование, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент) — методы математической обработки результатов.
На втором этапе (2002;2006) уточнялось содержание модели формирования производственно-экономической компетентности студентов при изучении дисциплин экономического цикла, экспериментально определялся комплекс педагогических условий её эффективного функционирования, анализировался ход и результаты поискового и обучающего экспериментов, осуществлялось внедрение результатов в процесс профессиональной подготовки. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов, поисковый и обучающий эксперименты) — методы математической и компьютерной обработки результатов.
На третьем этапе (2006;2007) проводилось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных по проверке эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при комплексной реализации педагогических условий, анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — методы математической статистики, компьютерной обработки результатов педагогического эксперимента и наглядного их представления.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— разработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, включающая целевой, содержательный, организационный, технологический, оценочно-результативный компоненты;
— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели;
— разработана и апробирована методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— уточнено содержание понятий «производственно-экономическая компетентность студентов», «формирование производственно-экономической компетентности студентов»;
— уточнены принципы формирования производственно-экономической компетентности студентов — будущих специалистов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета, включающее: методические рекомендации для преподавателей экономических дисциплин технических вузов, методические указания для проведения практических работ по дисциплинам: «Экономика отрасли. Маркетинг» и «Основы бухучета. Финансы предприятий» для студентов специальностей 150 106, 150 201, 150 404. Материалы исследования могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования, в практике экономического образования.
На защиту выносятся:
1. Модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла, представленная следующими взаимосвязанными компонентами: целевым, содержательным, организационным, технологическим и оценочно-результативным.
2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели, включающий:
— использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;
— применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;
— воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: публикаций в печати (2002;2006гг.) — отчетов на заседаниях кафедры психологии и педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ) — международных научно-практических конференциях (Пенза, Архангельск 2006 г.) — выступлений на межрегиональных и региональных научных конференциях (Красноярск, Пенза, Челябинск) — выступлений на ежегодных научно-практических конференциях филиала ГОУ ВПО «МГТУ» и ГОУ ВПО «МГТУ». Основные идеи, теоретические положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в публикациях и прошли апробацию в ГОУ ВПО «МГТУ» и филиале данного университета (г. Белорецк).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключения, списка использованной литературы, приложения.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Констатирующий эксперимент показал, что формирование производственно-экономической компетентности студента технического университета при изучении дисциплин экономического цикла осуществляется недостаточно эффективно, необходимо разработать специальную модель данного процесса, выявить и реализовать педагогические условия ее эффективного функционирования.
2. Экспериментальные исследования уровня сформированности производственно-экономической компетентности технического университета при изучении дисциплин экономического цикла осуществляется посредством системной диагностики. В качестве ведущих методов выступали системно-структурный и уровневый анализы, интеграция которых основана на выявлении уровня сформированности исследуемого личностного качества по основным его компонентам.
3. В основу разработки оценочно-критериального инструментария положены следующие методологические принципы: обоснованности, правильности, точности, устойчивости, репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации о формировании производственно-экономической компетентности студентов.
4. В основу организации и проведения опытно-экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о протекании процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов.
5. Основными критериями сформированности производственно-экономической компетентности студентов являются: производственно-экономические знания, производственно-экономические умения и качества личностиценностное отношение студентов к производственно-экономической деятельности. Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности производственно-экономической компетентности студентов: низкий, средний, высокий.
6. Проведенный эксперимент показал, что достаточным для эффективного функционирования модели формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла является следующий комплекс педагогических условий: а) использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуацияхб) применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентовв) воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.
7. Содержательно-процессуальные особенности реализации педагогических условий проявляются в следующем: условия реализуются по отношению к разработанной нами модели процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов, которая представляет собой методическую системуих комплексная реализация повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное теорико-экспериментальное исследование показало, что проблема формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления.
Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена:
— во-первых, особенностью функционирования промышленных предприятий в современных экономических условиях и, как следствие, общественной потребностью в специалистах понимающих сущность выполняемых производственно-экономических задач, ответственных за результаты производственно-экономической деятельности, умеющих самостоятельно принимать оптимальные управленческие решения в различных производственно-экономических ситуациях;
— во-вторых, процессами обновления, переориентации и осмысления педагогической науки, новых концепций, подходов и направлений, одним из которых является повышение качества образования, предполагающее не только формирование функциональной готовности студентов к деятельности, но и владении ими компетенциями;
— в-третьих, социальной, профессиональной и личностной потребностью в формировании производственно-экономической компетентности будущих специалистов, которая служит непременным условием успешности любого вида профессиональной деятельности человека в современных рыночных условиях хозяйствования и слабой изученностью в педагогической науке вопросов, касающихся формирования данного вида компетентностей при изучении дисциплин экономического цикла.
1) стремительным ростом образовательных компонентов в новых общественно-социальных условиях;
2) изменением экономического состояния производства и, как следствие, общественной потребностью в специалистах с новым образом и способом мышления, предполагает приспособленных к быстро меняющимся экономическим, социальным реалиям, способных успешно решать профессиональные задачи в различных производственно-экономических ситуациях и нести личную ответственность за результаты своего труда.
Выполненное диссертационное исследование посвящено решению проблемы повышения эффективности процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель данного процесса, выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования и составило цель нашего исследования. В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1) проанализировано состояние исследуемой проблемы, определен перспективный подход к ее решению, уточнен понятийный аппарат исследования;
2) разработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов, выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели в педагогической системе технического университета;
3) разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов.
Исходным методологическим положением в исследовании стал анализ понятийного поля проблемы в логике: компетенция — компетентность — профессиональная компетентность — производственно-экономическая деятельностьпроизводственно-экономическая компетентность.
В исследовании компетенция рассматривается как способность, отражающая необходимые стандарты поведениякомпетентность — способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работыпрофессиональная компетентность — как качество личности специалиста, т. е. «свойство, отличающее одно лицо от другого», и как «системное явление» включающее профессиональные знания, умения, навыки, позволяющие выполнять профессиональные обязанности в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000.
Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности студента.
Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач, умения принимать оптимальные управленческие решения, а также личной ответственности за результаты своего труда. Производственно-экономическая компетентность определяется нами как компетентность, являющаяся интегративной характеристикой личности, отражающей способность и готовность будущего специалиста эффективно осуществлять производственно-экономическую деятельность. В структурном плане производственно-экономическая компетентность будущего специалиста представляет собой целостное единство мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельного компонентов, характеризуется многоуровневостью проявления и динамичностью развития.
Теорико-методологической основой формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета послужили компетентностный, системный, аксиологический, личностно-деятельностный, ситуационный, рефлексивный, управленческий подходы.
Нами обосновано и аргументировано, что модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического цикла должна иметь структурную организацию, задаваться содержанием структурно-функционального инварианта методологической системы и морфологически состоять из пяти подструктур:
— целевой (единство общей, перспективной и конкретных целей и комплекс задач, декомпозирующих эти цели);
— содержательной (профессионально ориентированная направленность содержания дисциплин экономического цикла);
— организационной (педагогические условия и этапы процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов);
— оценочно-результативной (уровни, критерии, диагностические методики).
Модель носит уровневый характер и описывает формирования производственно-экономической компетентности студентов на низком, среднем и высоком уровнях.
Рассматриваемая нами модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат — повышение уровня производственно-экономической компетентности будущего специалистаб) наличием инвариантной (ведущая цельпринципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющихв) прагматичностью, так как модель выступает рабочим представлением обозначенной цели.
Проведенное теорико-экспериментальное исследование показало, что модель формирования производственно-экономической компетентности студентов успешно функционирует при комплексной реализации следующих педагогических условий:
1) использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуациях;
2) применение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентов;
3) воспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.
Экспериментально установлено, что методику реализации первого педагогического условия следует осуществлять на принципах неопределенности, деятельности, профессиональной направленности, системности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности, дополнительности, фундаментализации. Методическими механизмами реализации данного условия выступают: а) имитационное моделированиеб) использование методов принятия оптимальных управленческих решенийв) изменение экономических ситуаций.
Методику реализации второго педагогического условия необходимо строить на принципах системности, фундаментализации, деятельности, межпредметных связей, профессиональной направленности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности. Методическими механизмами данного условия выступают: моделирование задачной структуры производственно-экономической деятельности, побуждение студентов ко включению в режим самостоятельной производственно-экономической деятельностииспользование приемов локальных ассоциаций, частично — ассоциативных связей, внутрисистемных и межсистемных ассоциаций.
Реализацию третьего педагогического условия необходимо строить на принципах неопределенности, деятельности, системности, профессиональной направленности, дополнительности, вариативности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности. Основными методическими механизмами реализации данного условия выступают следующие: использование методов воспитания, направленных на соответствующее поведение студента, использование форм, приемов, ситуаций на основе соотнесения формирования производственно-экономической компетентности студентов с этапами данного процесса.
Для получения объективной информации о характере и качестве педагогического эксперимента мы использовали комплекс критериев:
1) критерии надежности информации (обоснованность, репрезентативность, устойчивость, правильность, точность);
2) критерии определения уровня производственно-экономической компетентности студентов (производственно-экономические знания, производственно-экономические умения и качества личности), ценностное отношение к производственно-экономической деятельности;
3) критерии — принципы организации и проведения опытно-экспериментальной работы (целостности, объективности, эффективности).
Достоверность полученных результатов обеспечена совокупностью выбранных методологических позицийприменением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данных.
Общедидактическая значимость результата проведенного исследования была доказана в ходе внедрения модели формирования производственно-экономической компетентности студентов в педагогический процесс ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» и филиала данного университета (г. Белорецк). Опытно-экспериментальная работа со студентами обеспечила у них достаточный уровень сформированности производственно-экономической компетентности. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования и утверждения самих студентов.
В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: уточнено содержание понятий «производственно-экономическая компетентность», «формирование производственно-экономической компетентности" — уточнены принципы формирования производственно-экономической компетентности студентовразработана модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении дисциплин экономического циклавыявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий ее эффективного функционированиявыделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень формирования производственно-экономической компетентности студентов. Материалы диссертации могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования, в практике экономического образования.
Обобщая результаты теорико-экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема повышения эффективности формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении дисциплин экономического цикла в процессе профессиональной подготовки, является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, социально-экономическими преобразованиями в обществе, рядом теоретико-методологических предпосылок и конкретно-практическими задачами.
2. Обоснована необходимость решения данной проблемы с позиций компе-тентностного, системного, аксиологического, управленческого, ситуационного, личностно-деятельностного, рефлексивного подходов. Основу этих подходов отражает комплекс принципов, отражающий их дидактическое наполнение: неопределенности, фундаментализации, системности, деятельности, межпредметных связей, профессиональной направленности, ценностного отношения к производственно-экономической деятельности, дополнительности, вариативности.
3. Исследование позволило уточнить содержание и сущность производственно-экономической деятельности и производственно-экономической компетентности специалиста. Производственно-экономическая деятельность будущего специалиста, рассматривается нами как целенаправленная производственная деятельность человека, которая складывается из понимания сущности выполняемых производственно-экономических задач, умения принимать оптимальные управленческие решения, а также личной ответственности за результаты своего труда. Производственно-экономическая компетентность определена нами как компетентность, являющаяся интегративной характеристикой личности, отражающей способность и готовность будущего специалиста эффективно осуществлять производственно-экономическую деятельность.
4. Разработана, обоснована и представлена модель формирования производственно-экономической компетентности студентов технического университета при изучении экономических дисциплин, структура которой взаимосвязывает целевой, содержательный, технологический, организационный, оценочно-результативный компоненты. Доказано, что научным обеспечением спроектированной модели являются принципы организации процесса, которые обеспечивают достижение ведущей цели — повышение уровня производственно-экономической компетентности будущего специалиста.
5. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели, включающий: использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных производственно-экономических ситуацияхприменение комплексных производственно-экономических заданий при организации самостоятельной работы студентоввоспитание у будущего специалиста личной ответственности за результаты производственно-экономической деятельности.
6. Разработана и апробирована методика формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки, представленная методами обучения (матричного, ранговых корреляций, парных сравнений, причинно-следственной диаграммы, функционально-стоимостного анализа) и методами воспитания (формирование сознания личности, формирование опыта ответственного поведения, стимулирование ответственного поведения и деятельности), приемов их реализации, а также средств и форм составляющие специфику данного исследования.
7. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета при изучении экономических дисциплин (методические рекомендации, методические указания).
Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Дальнейшая работа по изучению процесса формирования производственно-экономической компетентности студентов университета в процессе профессиональной подготовки может быть посвящена поиску перспективных направлений по совершенствованию данного процесса с использованием новых информационных технологий, способствующих активизации дистанционного экономического образования, разработке альтернативных диагностических программ отслеживания уровня сформированности производственно-экономической компетентности будущих специалистов.
Список литературы
- Абдульханова-Славская К. А. Типология активной личности // Психологический журнал. 1985.-№ 5.-С. 3−18.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979. — С. 89−138.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /
- B.И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 288 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999.-176 с.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учебник. Екатеринбург, 1996. — 423 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 350 с.
- Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. М.: ВЛАДОС, 2004. — 357 с.
- Беляева А.П. Тенденция развития профессионального образования. М.: Педагогика. — 2003. — № 6. — С. 21−27.
- Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие / Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройм П. Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2003. -352 с.
- Бердяев Н.А. Философия и свобода: смысл творчества. М., 1989.1. C. 163.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Новая школа, 1995. — 37 с.
- Большая Советская Энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1978, т.25 — 600 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: компетентностный подход в педагогической теории и практике. М., 2001. — 560 с.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В. А. Бухвалов. -М.: Просвещение, 1993. 96 с.
- Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее: пер. с англ. / А. Б. Ванганди. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Ветров Ю.М. Проблема моделирования педагогических систем / Ю. Ветров, М. Мельникова // Высшее образование в России. 2005. — № 5. -С. 59−62.
- Волгин И.В. Социальная политика. М., 1999. — 560 с.
- Герчикова И.Н. Управление производством // Герчикова И. Н. Менеджмент. Изд. 2-е, стер. — М.: Омега-JI, 2006. — 364 с.
- Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее. (Кризис образования в России на пороге XXI века) Челябинск, 1903. — 240 с.
- Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандера. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 718 с.
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / Педагогика. 1995. — № 1. — С. 46−49.
- Григорьев Д.В. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев. Пермь, 2001. — 332 с.
- Дахин А.П. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / Народное образование. 2002. — № 2. — С. 55−59.
- Джароль Б. Мангейм, Рич К. Ричард Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А. К. Соколова. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. -544 с.
- Дуранов И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Jleniep О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 356 с.
- Дуранов М.Е., Жернов В. И., Jleniep О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005.- № 4. С. 23−30.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. -Екатеринбург, 1999. 244 с.
- Зелинская Л.Л. Культурологические аспекты образования. Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург: ОГУ, № 1, 1999. -С. 16−21.
- Злотин Б.Л. Законы развития и прогнозирования технических систем / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1989. — 145 с.
- Зорина Л.Я. Принципы обучения. -М.: Педагогика, 1983. 420 с.
- Исаев И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация специалиста: культурологический подход: Учеб. пособие М.: Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -244 с.
- Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии.-М.: Наука, 1972.-С. 208−219.
- Клаус Г. Кибернетика и философия. М.: Иностр. лит., 1963. — 531 с.
- Климова Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. -126 с.
- Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. — 328 с.
- Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Бырытко и др. Под общ. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Профессиональное образование, № 5, 2002. — С. 17−20.
- Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969.-356 с.
- Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
- Кутьев В.И. Методология педагогики: как она есть? // Советская педагогика- 1990. -№ 6. -С. 65−71.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание. — 1977. — 63 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лешер О.В. Воспитание гражданственности и патриотизма в студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сб. статей регионал. научно-практ. Конференции / Под ред. О. В. Лешер., Л. В. Голиковой. Магнитогорск: МГТУ, 2005.- 131 с.
- Макаренко А.С. Соч. в 7 томах. 2-е изд. — М.: Изд-во АПН, 1957. — т. 4.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд, 1999. — 308 с.
- Морева Н.А. Технология профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-432 с.
- Немцев В.Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия: Учеб. пособие. Магнитогорск: МГТУ, 2002. — 208 с.
- Новицкий П.В. Метрология / П. В. Новицкий. М., 1979. — 112 с.
- Образование. Наука. Производство: Сборник матер, науч.-практ. конференции филиала ГОУ ВПО «МГТУ» в г. Белорецке. Вып. 2. Магнитогорск. ГОУ ВПО «МГТУ», 2006. — 102 с.
- Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб.: 1995.- 187 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
- Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа: Метод, аспект. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. — 141 с.
- Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: метод. пособие / М. И. Марьин и др. М.: ВНИИПО, 1998. — 117 с.
- Петров A.M. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы / A.M. Петров // Alma-mater. 2004. — № 10. -С. 6−10.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-246 с.
- Пирогова О.В. Моделирование в образовании / О. В. Пирогова // Инновации в образовании. 2004. — № 5. — С. 36−40.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1996. — 365 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, изд. центр ВЛАДОС, 1996.-632 с.
- Половинкин А.И. Систематика закономерностей техники. Волгоград, 1987.-95 с.
- Попков В.А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический проект, 2004. — 432 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Светкова. Спб.: Речь, 2001.-448 с.
- Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зинчев А. М. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993.- 172 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 487 с.
- Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под общей редакцией А. А. Деркач. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.-512 с.
- Романов С.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей водохозяйственных служб: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. -180 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — (т. 1 — 485 е.- т. 2 — 328 е.).
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Наркомпрос, 1940. -485 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Румянцев А.Ю. Комплексные задания по астрономии / А. Ю. Румянцев // Физика в школе. 2004. — № 1. — С. 56−58.
- Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
- Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования.-J1., 1983.-214 с.
- Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.-431 с.
- Сериков Г. Н. Образование и аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999. — С. 175.
- Скрибицкий Э.Г. Обобщенная модель процесса обучения / Э.Г. Скри-бицкий, А. Г. Шабанов //Инновации в образовании. 2004. — № 1. — С. 61−70.
- Сорокина Н. Студент и Болонский процесс / Н. Сорокина // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 164−165.
- Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М. Г. Лапусты, 6-е изд., испр., изм. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — 832 с.
- Степин B.C. Становление научной теории. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -425 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч. в 3 т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. -т. 3.
- Тестов В.А. Жесткие и «мягкие» модели обучения / В. А. Тестов // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 35−39.
- Тимофеева Ю.В. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: Дис. д-ра пед. наук / Ю. В. Тимофеева. -М., 2000.-386 с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-259 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1990.-т. 5.-528 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 1999. -576 с.
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.: Академический Проект, 2002. — 325 с.
- Фримман Л.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы Казань — Самара, 1997. — 230 с.
- Царькова Е.А. Компетентность в контексте модернизации преобразования / Е. А. Царькова // Профессиональное образование. 2004. — № 6. — С. 5−6.
- Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 180 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004.-№ 8.-С. 26−31.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1966.-301 с.
- Энциклопедический социальный словарь. / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: ИСПИ РАН, 1995. 939 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -391 с.
- Ядов В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1969.-217 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Яковлев Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. — 2000. — 148 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
- Armstrong М. Practice of management human resource. Linkopings University, 2003.
- Hamel G., Prahalad K.K. Strategic flexibility The Managerial Grid, 2002.
- TaroY. Elementally Sampling Theory. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1967.-p.398.
- Uiddet S., Holliford S. Competency manual. San Francisco-Oxford, 1991.
- Woodruff Ch. Centres of the development and estimations: Determination and estimation competency. New York: GLP, 2000.