Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования профессиональных требований, предъявляемых к личности, избравшей при построении жизненных планов профессию в системе ОВД, выявлено, что специфика ведомства обуславливает сочетание общих (присущих большинству профессий) и специальных (предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов) — причем, последние, в свою очередь, структурируются по когнитивным, интеллектуальным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РФ
    • 1. Ретроспектива, современное состояние и тенденции развития образовательных структур МВД россии
    • 2. Анализ теории и практики профессиональной ориентации молодежи на правоохранительные профессии
  • ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
    • 1. Модель непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД РФ
    • 2. Экспериментальная проверка реализации модели профессиональной подготовки кадров для МВД РФ

Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы подготовки кадров для системы правоохранительных органов своими корнями уходят во времена появления общественных отношений. Наиболее значительный опыт правового образования мы имеем от свободных граждан Афин и Древнего Рима. Чисто исторически сложилось так, что на Руси не было единого подхода к подготовке юристов, правоведов и др. специалистов данного направления. Определенную сложность данная проблема имеет и в настоящее время.

Органы внутренних дел1 России выполняют свои функции в сложной социально-экономической обстановке, в условиях непрерывного роста преступности, административных правонарушений, многочисленных и опасных посягательств на установленный в стране правопорядок. Расширяются коррумпированные связи преступного бизнеса с должностными лицами государственных служб. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в последнее время происходит криминализация различных государственных структур. Одним из важнейших факторов в этом является расслоение населения по принципу «бедные-богатые». С одной стороны, массовый характер приобрело обнищание людей, а с другой — отдельные лица достигли огромных доходов, причем часто обходя законные интересы государства и общества. Данное положение негативно отражается на подростках, трав.

1 В дальнейшем ОВД, МВД — органы внутренних дел, министерство внутренних дел: аббревиатуры употребляемые в общепринятой лексике. мирует их психологию и психику, ведет к росту молодежных правонарушений, деградации личности. Появляются опасные тенденции «традиционного» криминального наследия от старших к младшим.

Все это предъявляет повышенные требования к комплектованию структур органов внутренних дел квалифицированными кадрами, сочетающими высокий образовательный уровень с нравственными ценностными ориентациями, готовыми работать в новых, быстро меняющихся условиях, способными качественно и эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Вместе с тем, начиная с конца 80-х годов, в ОВД обозначился рост качественной и количественной неукомплектованности рядового и начальствующего состава. В связи с выделением Правительством России необходимой дополнительной численности сотрудников эта проблема еще более обострилась. Естественно, что внести стабильные коррективы в ее решение на уровне существующих общественных запросов невозможно без реформы образовательной системы МВД.

Происходящая реорганизация образования объективно находится под влиянием соответствующих мировых изменений, хотя субъективно и зависит от сложившихся в конкретной стране конкретных исторических, политических и экономических условий.

В последние десятилетия достижения научно-технического прогресса и переход мировой цивилизации в качественную «технологическую» эпоху повлияли на цели и характер образования. Резко возросли требования к объему и глубине знаний даже в сравнительно узких областях науки, техники, других сферах деятельности человека. Увеличился информационный поток на каждого индивидуума. Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста в той или иной области, системы образования ряда стран предусматривают специализацию учащихся в старшем школьном концентре, углубленное изучение выбранного профессионального направления.

Современная концепция общего среднего образования предусматривает целенаправленный выбор выпускниками основной школы профиля специализации, отвечающего их мотивации, интересам и склонностям. Причем, следует отметить, что молодые люди сегодня принимают самостоятельные решения, механизм которых совершенно иной, чем у предыдущих поколений. В условиях существующей социально-политической ситуации и появлением рынка труда возрастает состояние беспомощности и растерянности значительной части выпускников школ, с одновременным ростом уровня их претензий. Анализ уровня образовательной подготовки и социологический опрос абитуриентов учебных заведений МВД показали, что притязания молодых людей в сфере будущей профессиональной деятельности завышены по сравнению с индивидуальными личностными качествами, способностями и возможностями претендентов на звание сотрудника органов внутренних дел определенного профессионального уровня. При этом необходим тщательный анализ не только когнитивной, но и мотивационной сферы личности абитуриентов. Это особенно важно в настоящее время, когда повышение престижности юридических профессий усилило интерес выпускников школ к юриспруденции, как сфере будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, качественный подход к формированию контингента слушателей в системе МВД весьма значим в аспекте морали и нравственности абитуриентов: никакая другая профессия не дает такого повышенного чувства превосходства над людьми лишь в силу наличия диплома и занятия определенной должности. Изучение ценностных ориентации и профессиональных установок молодых людей приобретает также особое значение в связи с поиском наиболее эффективных путей освоения ими профессиональных программ, формирования в процессе обучения профессионально мобильной личности, формирования нравственных качеств личности. Этот важный аспект часто упускается педагогами, ведущими до-профессиональную подготовку молодежи. Наши наблюдения подтверждает исследование И. С. Кона, который отмечает: «.хотя общие свойства юношеской психологии не изменились, но в конкретных социальных условиях они, конечно же, проявляются по-другому» (96).

Вышеизложенное демонстрирует ярко выраженное противоречие между кадровыми потребностями ведомства (в данном случае МВД) и реальным состоянием отраслевой подготовки специалистов всех профессиональных уровней, неадекватным практическим запросам органов внутренних дел России.

Сегодняшнее состояние кадрового аппарата требует качественно новой подготовки молодежи, желающей служить в милицейских подразделениях. В данном случае резко возрастает проблема мотивационных потребностей молодых людей, изъявляющих желание посвятить свою жизнь службе в ОВД. На основе проведенного анализа опроса абитуриентов средних и высших профессиональных учебных заведений молено выделить отдельные аспекты, влияющие на личностный профессиональный выбор: личные убеждениявлияние родителейсемейные традициивлияние средств информацииобладание прекрасными физическими возможностямиинтеллектуальные способностилюбовь к властилюбовь к внешней атрибутике, форменежелание служить в армиимстительные мотивызаконопослушность, ненависть к криминальным элементамличные качества (риск, воля, обостренное чувство опасности) — желание лидерствааван-тюристичностьслучайный выбор и т. д. и т. п. Естественно, что требования, предъявляемые к сотруднику милиции, среда проживания и общения часто вступают в противоречие с мотивами прихода к выбору профессиональной карьеры. Это, на наш взгляд, обуславливает второе противоречие — между потребностями общества и отдельной личностью с ее мыслями, воспитанием, профессиональными и жизненными планами, т. е. противоречие между общественными и личностными интересами. Этому в значительной мере способствуют факторы, порождающие в дальнейшем разрыв выпускника с выбранной профессией: низкая социальная рольнеудовлетворенность экономическими и социальными атрибутами службыопасность служебной деятельностипостоянная подчиненность и зависимостьосознание «полицейских функций» (форма конфликтна, личностное общение часто затруднено и т. д.) — необходимость ставить на первый план общественные интересы, а не личныенежелание быть вечным примером, образцомотрицательное влияние внешних атрибутов жизни криминальных элементовущербная семья и т. д. и т. п.

При этом можно выделить еще одно противоречие — между желанием государства и ведомства создавать и удерживать высокопрофессиональный аппарат для решения задач обеспечения правопорядка в обществе и невозможностью практически реализовать это на данном этапе развития.

Разрешение сложившихся противоречий в определенных пределах возможно путем решения ведомственной образовательной проблемы — создания многоступенчатой системы непрерывного профессионального образования и воспитания кадров МВД, учитывающей личностные возможности и способности учащегося, общегосударственные и региональные особенности развития отрасли, ее потребность в профессиональных кадрах определенного уровня подготовки. Вопросы преемственности между ее различными звеньями являются одним из главных условий построения целостной системы ведомственного образования, отвечающего потребностям не только данного министерства, но и всего государства и общества в целом, т.к. специфика работы правоохранительных органов непосредственно влияет на общественные институты, конкретные судьбы людей. Поэтому мы считаем необходимым подчеркнуть не только собственно педагогическое, но и важное социальное значение решения поставленной проблемы. Этим и определяется актуальность исследования.

В нашем исследовании мы исходим из современного состояния и теоретического прогнозирования педагогических основ построения образовательных систем, а также учитывали опыт России по вопросам подготовки правоведов и юристов, комплекс ведомственной подготовки специалистов для органов внутренних дел страны.

Теоретические аспекты исследования конкретизировались на практике обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях МВД России.

Анализ тематики педагогических исследований показал, что в настоящее время имеются работы, посвященные проблемам непрерывного образования. Исследования С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Е. Я. Бутко, B.C. Леднева, Б. С. Герпгунского, Н. Н. Нечаева, А. М. Новикова, Ф. И. Перегудова, Н. Ф. Родионовой, Л. Г. Семушиной, В. Н. Турченко и многих других ученых позволяют проектировать многоуровневую и многоступенчатую подготовку трудовых ресурсов различных отраслей производства и непроизводственной сферы.

Методологические основы профориентации молодежи на различные виды деятельности освещены такими авторами как JI.B. Ботякова, А.Е. Го-ломшток, Н. Н. Захаров, В. И. Журавлев, JI.A. Йовайша, JI.JI. Кондратьева, В. Ф. Сахаров, Л. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, Н. Н. Чистяков, С. Н. Чистякова и многими другими.

Общие закономерности формирования личности, возрастные и индивидуальные особенности ее развития как субъекта трудовой деятельности, психологическая сущность профессионального самоопределения, роль мотивов, интересов, установок в профессиональном выборе учащихся отражены в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, К. М. Гуревича, Е. Д. Климова, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, В.В. Чебы-шевой, Б. А. Федоришина, П. А. Шавира, В. Д. Шадрикова, Г. И. Щукиной и многих других.

Социально-экономические и философские аспекты выявления взаимовлияния ценностных ориентации, жизненных планов и профессионального выбора отражены в работах В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, А. А. Вербицкого, Л. Г. Здравомыслова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, А. К. Мутс, О. Д. Мутс, М. Н. Руткевича, Нейла Смелзера, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др.

Вопросам изучения личности и ориентации в образовании на ее опыт, интересы, склонности, способности посвящены труды А.Г. Асмоло-ва, В. П. Беспалько, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудиса, A.M. Матюшкина, Л. И. Мнацакяна, Л. Ф. Обуховой, А. В. Петровского, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и многих других.

В работах Ю. З. Гипьбуха, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной, В. И. Зайцевой, РБ. Овчаровой, А. И. Кочетова, В. ЭЛахальян, Д. И. Фельдпггейна рассматриваются различные аспекты психолого-педагогической диагностики, позволяющей оказать помощь в выявлении личностных характеристик учащегося.

Внимание педагогов привлекают также труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Среди них работы Э. Н. Агушевой, М. К. Акимовой, Л. А. Аргалюк, Р. Б. Вендровской, А. Ю. Горячева, В. В. Гузеева, А.И. Дахи-ной, Л. Е. Журовой, Ю. А. Иванова, А. Н. Конева, М. В. Наяновой, Ю. М. Орлова, Н. Рогановского, И. Унт, М. А. Холодной и др.

В ходе настоящего исследования мы основывались на результатах проведенных научно-педагогических разработок проектирования уровне-вой допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Существующая же концепция уровневого подхода к реализации среднего и высшего профессионального образования не может быть полностью перенесена на подготовку кадров МВД из-за ярко выраженной специфики ведомства. Однако конкретных исследований, рассматривающих систему правового и юридического образования как многоступенчатую подготовку и воспитание специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации с учетом специфики отрасли, нами не обнаружено.

Тщательный анализ диссертационных исследований, подготовленных в системе МВД России за последние 10 лет, показывает, что с чисто педагогических позиций данная проблема комплексно не рассматривалась. Следует отметить, что отдельные аспекты образования курсантов учебных заведений исследовались с учетом внедрения новой технической базы: «Совершенствование управления учебным процессом в высших специальных учебных заведениях на основе информационных технологий» (Леонова О.О.), «Повышение эффективности подготовки специалистов в области связи с использованием средств и методов информационных технологий» (Петров В.А.), «Построение системы индивидуализированного и дифференцированного обучения на основе ПЭВМ в учебных заведениях МВД России» (Дровникова И.Г.) и т. п. Ряд исследований посвящено управлению образовательным процессом и воспитанию курсантов: «Педагогические аспекты управления в коллективе среднего специального учебного заведения МВД СССР» (Сердюк С.Ф.), «Педагогические аспекты комплексного подхода к воспитанию курсантов в средних специальных учебных заведениях МВД РФ» (Серов Ю.В.), «Особенности детерминации нравственной и правовой культуры сотрудника ОВД в современных условиях» (Ротовский А. Н), «Особенности реализации воспитательной функции руководителем ОВД в условиях демократизации и гласности» (Толкачев А.В.) и некоторые другие. Методическому оснащению и организации образовательного процесса в учебных заведениях МВД посвящено значительное количество научных и научнометодических работ доктора педагогических наук А. С. Батышева.

В основном научные исследования в системе МВД посвящены вопросам специальной профессиональной подготовки, применению специальных технических средств, отдельным правовым аспектам и другим узкопрофессиональным направлениям.

Нами не обнаружено работ, раскрывающих методы профессиональной диагностики при формировании кадров МВД, посвященных проблемам профессиональной ориентации учащихся школ на профессии МВД. Отсутствуют также исследования по вопросам отбора, систематизации и методики педагогических подходов к выработке знаний, умений и навыков у учащихся юридических заведений МВД России. Нами также не обнаружены исследования значимости, целесообразности и содержательного структурирования региональных подходов к созданию учебных заведений по подготовке кадров для органов внутренних дел.

Актуальность и недостаточная проработанность проблемы непрерывного многоступенчатого образования в системе МВД с учетом личностных особенностей абитуриентов и региональной специфики учебного заведения обусловили выбор темы настоящего исследования — «Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД» .

Цель исследования: разработать и обосновать педагогическую модель непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России.

Объект исследования: система непрерывного профессионального образования.

Предмет исследования: педагогическая модель непрерывного профессионального образования в отраслевых учебных заведениях МВД России.

Ход исследования определялся следующей рабочей гипотезой: юридическая и специальная подготовка профессиональных кадров для МВД России может отвечать современным потребностям государства, общества и личности профессионала, если будут обеспечены организационно-педагогические аспекты реализации непрерывного профессионального образования, а именно:

1) получит развитие работа по профессиональной ориентации молодежи на выбор профессиональной карьеры в системе МВД на основе деятельности милицейских колледжей, лицеев, специализированных юридических классов образовательных школ и т. п.;

2) при поступлении абитуриентов в учебные заведения МВД будут учитываться профессиональные требования к личности, избравшей в качестве профессиональной карьеры службу в органах внутренних дел;

3) при введении многоступенчатой системы подготовки будет обеспечена дидактическая преемственность обучения на всех образовательных этапах (ступенях), учитывающая государственный стандарт и отраслевые нормативные требования;

4) будет решена проблема единого концептуального подхода к содержанию образования на внутриведомственном и общегражданском1 уровнях;

5) будет осуществлен региональный подход к созданию многоступенчатых учебных заведений (региональных центров), который явится доминантной в концепции подготовки кадров для органов внутренних дел региона (при условии обязательной реализации Федеральной программы).

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были выделены следующие задачи:

1. Провести анализ подготовки квалифицированных специалистов в системе Министерства внутренних дел России, выявить существующие проблемы развития образовательной системы и обосновать необходимость ее реформирования на основе непрерывного образования и самообразования, дидактической преемственности на всех образовательных этапах еди.

1 Термин «Общегражданский уровень» употребляется нами для более четкого обозначения разграничения узковедомственных интересов МВД и подготовки юристов в гражданских заведениях страны. ного концептуального подхода к содержанию образования на внутриведомственном и общегражданском уровнях, с учетом регионального подхода, направленного на обеспечение ОВД региона профессиональными кадрами.

2. Изучить существующую практику ориентации молодежи на профессиональную деятельность в системе МВД и выделить требования профессий правоохранительного порядка к личности, избравшей данную профессиональную деятельность при построении жизненных планов.

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить многоступенчатую образовательную модель непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД, отвечающую запросам общества, государства и ведомстваучитывающую интересы личности учащегося, базирующуюся на достижениях теории и практики педагогической науки.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские и психологические исследования и теории развития личностиисследования по непрерывному профессиональному образованиюпедагогические, психологические и социологические исследования по проблеме профориентации и профессионального самоопределения молодеживедомственные и общегражданские нормативы и концепции подготовки специалистов для ОВДзаконы и нормативные акты, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование специалистов в РФ.

Методы исследования. Сочетание методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов. Общенаучные методы исследования: системный анализ проблемы непрерывного профессионального образования и профессионального самоопределения личностилогико-исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций и ретроспективный анализ теории и практики подготовки кадров для системы правоохранительных органовтеоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме индивидуализации и дифференциации образовательных процессов и психолого-педагогической диагностике характеристик личности. Педагогическое проектирование и моделирование.

Педагогический эксперимент, включающий анализ и синтез педагогического опыта, педагогическое наблюдение, формирующую педагогическую деятельность. Социологические методы исследования: анкетирование, собеседование, интервью, метод экспертных оценок. Методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Исследование проводилось с 1991 по 1997 год и включало несколько этапов.

На первом (1991;1992 гг.) осуществлялось теоретическое изучение проблемы, исследовалось содержание обучения, анализ материально-технической базы, методики подготовки кадров в системе МВД (лицеях, ССУЗах и ВУЗах).

На втором этапе (1993;1994 гг.) продолжалась работа по теоретическому исследованию проблемы и разработке образовательной модели, велась подготовка учебно-программной и методической документации, началась практическая реализация эксперимента в Краснодарском юридическом институте МВД России для проверки эффективности работы системы многоступенчатой подготовки квалифицированных специалистов.

На третьем этапе (1995;1997 гг.) велась работа по расширению эксперимента, проводилась его пропаганда и внедрение в ряде других ВУЗов МВД России, анализировались и обобщались теоретические и практические результаты исследования, оформлялись материалы диссертации.

На защиту выносятся: модель непрерывного (многоступенчатого) профессионального образования в учебных заведениях МВД, включающая: раннюю профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку молодежи к работе в ОВД через систему лицеев, колледжей и профильных классовдиагностику личности обучаемых с учетом профессиональных требований к сотруднику МВД (моральных, нравственных и собственно профессиональных) — дидактическую преемственность общения (цели, содержание, педагогические технологии, условия) на всех этапах с учетом отраслевых требований и государственного стандартаединство концептуального подхода к содержанию юридического образования на ведомственном и общегражданском уровняхрегиональную структуру образования путем создания многоступенчатых учебных Центров МВД России.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что впервые разработана многоступенчатая система непрерывного профессионального образования и воспитания юридических кадров для системы МВД, акцентирующая внимание на раннюю профессиональную ориентацию и личностную профессиональную диагностику молодежи через систему милицейских колледжей и лицееворганизационно-ориентированная на создание региональных учебных Центров ОВД и гибко реагирующая на запросы государства и общества в правоохранительных органах.

Практическая значимость исследования выражена в разработке учебно-программной документации, дидактических средств, методических рекомендаций по реформированию системы подготовки кадров для МВД России. Основные ее положения могут быть использованы при разработке новых подходов к содержанию, формам и методам обучения правоохранительных профессиональных кадров, т. е. предлагаемая система является открытой к развитию.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Внедрение и апробация результатов исследования проводились и проводятся в ВУЗах и ССУЗах системы МВД России. В теоретическом плане апробация работы осуществлялась в научных сообщениях на заседаниях кафедр, семинарах профессорско-преподавательского состава Краснодарского юридического института МВД России (1992;1997 гг.), в научных докладах на межвузовской научно-практической конференции в Ижевского факультета Московского юридического института (1995 г.), научно-методической конференции в Барнаульском филиале Рязанской высшей школы МВД России (1995 г.), научно-практической конференции Красноярской высшей школы МВД РФ (1994 г.), научно-практической конференции в Московском юридическом институте МВД России (1996 г.), Государственном университете г. Ростова-на-Дону (1996 г.) и других учебных заведениях МВД и ВУЗах России.

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях автора.

Структура и содержание диссертации отражают логику и содержание научного поиска и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 20 приложений.

Эти выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке теории управления образованием в системе подготовки и переподготовки кадров МВД России.

— 148 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное теоретическое и практическое исследование создания системы непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1. В ходе изучения постановки проблемы профессионального образования в системе МВД и концепций его развития, анализа учебно-программной документации ССУЗов и ВУЗов, исследования организационной структуры образовательных процессов выявлено, что вопросы планирования и прогнозирования начального, среднего и высшего профессионального образования ведомства развиваются эмпирически, интуитивно на основе традиционных авторитарных подходов без учета социально-политических требований государства, гуманистических требований общества и совершенно не учитывают нравственно-этических и ценностных установок личности профессионала ОВД.

Результатом проведенного аналитического исследования явилось обоснование необходимости реформирования профессионального образованияпричем не только существующей системы, но и рассматриваемых на концептуальном уровне различных подходов, как не обеспечивающих преемственности образовательных программ разных ступеней обучения, как не учитывающих единства содержания образования на внутриведомственном и общегражданском уровнях, не обеспечивающих региональной специфики формирования кадров для правоохранительных органов.

2. Исследование существующей практики ориентации молодежи на построение профессиональной карьеры в системе органов внутренних дел показало, что одним из важнейших направлений, обеспечивающих совершенствование подготовки специалистов ОВД, является работа по ранней профессиональной ориентации подростков на службу в милиции. Предполагается расширение узкопрофильных учебных заведений на базе 8−9 классов (профильные классы, лицеи, колледжи юридического профиля), где ведущим содержательным аспектом является формирование мотивационно-потребностной сферы личности учащегося, формирование ценностных установок, моральных, этических и нравственных личностных качеств, т. е. воспитательная направленность образовательного процесса.

В ходе исследования профессиональных требований, предъявляемых к личности, избравшей при построении жизненных планов профессию в системе ОВД, выявлено, что специфика ведомства обуславливает сочетание общих (присущих большинству профессий) и специальных (предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов) — причем, последние, в свою очередь, структурируются по когнитивным, интеллектуальным, психологическим, физиологическим, физическим, моральным и нравственно-этическим признакам. Комплектование учебных заведений системы МВД необходимо проводить на основе данных психолого-педагогической диагностики, учитывающей комплекс требовании к профессиям правоохранительного порядка. При этом педагогический эксперимент показал, что если усиление внимания к развитию и формированию общих и специальных способностей не подкрепляется мотивацией и целевыми установками на самореализацию в будущей профессиональной деятельности, самопознанием и саморазвитием личности, формированием социально и профессионально значимых качеств, то, несмотря на повышенный уровень образовательной подготовки, у учащихся не формируются способности к построению профессиональных планов адекватно личностным характеристикам.

3. В процессе настоящего исследования была разработана, обоснована и экспериментально проверена модель многоступенчатой непрерывной профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел России. Проектирование образовательной системы показало необходимость широкомасштабного подхода к созданию учебных образовательных Центров МВДинтеграции отраслевых и общегражданских знаний на различных уровняхучета правовых, политических, экономических, культурных и национальных особенностей местонахождения учебных заведений МВДцеленаправленной воспитательной направленности образовательного процесса в учебных заведениях ведомства. Апробация модели подтвердила, что подобный подход позволяет интегрировать запросы общества, государства и ведомства, учитыватъ интересы личности учащихся. Анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволил выявить ряд тенденций, характеризующих в настоящее время развитие образовательного пространства МВД РФ.

Обозначенные тенденции можно рассматривать как направления дальнейшего исследования проблемы построения непрерывного юридического образования МВД, особо актуальными и неизученными в данном исследовании являются проблемы:

— разработки Федеральных образовательных стандартов с учетом региональных задач, проектирования образовательно-профессиональных программ с учетом социокультурных, криминогенных и экономических особенностей регионов;

— интеграции образовательных программ МВД в едином образовательном пространстве России;

— обобщения инновационных процессов, происходящих в образовательной системе МВД.

Перечень проблем не является бесспорным, может быть расширен, контекстуально изменен, однако как постановочная диспозиция имеет право на существование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M., Антонов Ю. В. К вопросу о соотношении фундаментального и специального в подготовке специалистов для органов внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. — Ижевск, 1995.
  2. Н. Компенсирующее обучение // Народное образование. -№ 1,1994.
  3. В., Ахмедзянов А. Бакалавра заказывали? // Высшее образование в России. № 3, 1995.
  4. С.С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. № 4,1976. — с. 75.
  5. Д.И. О некоторых подходах к разработке концепции реформирования высшего образования для органов МВД РФ. -Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 1995.
  6. И.А. Профессиональный психологический отбор как средство повышения эффективности обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14−16 июня 1995 г. — Краснодар, 1995.
  7. И.А., Проценко Е. Д., Ефимкин С. В. Деятельность групп психофизиологического обеспечения. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. -М., 1996. -№ 3.
  8. Е. в соавторстве. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. № 4. — 1995.
  9. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  10. Н.В. Открывая дверь в завтрашний день. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. — 1995. — № 1.
  11. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики // Советская педагогика. 1978, № 9. — с. 45−55.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидакги-ческий аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 198 с.
  14. В. Какая идеология у нас возможна // Общественные науки и современность. 1991, № 6.
  15. А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования // Высшее образование в России. № 3.- 1996.
  16. Х.В. Стандарты в высшем образовании (суд над системой образования: стратегия на будущее). -М.: Педагогика, 1991.
  17. В.П. Общее среднее образование педагогическая система // Советская педагогика. — 1988, № 6. — с. 56−60.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
  20. В.М. Словарь оценок внешности человека.
  21. А.В., Колодкин JI.M. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.
  22. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника. Автореферат дисс. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1991. — 37 с.
  23. В.В., Янбухтин P.M. Личность сотрудника органов внутренних дел и общественное мнение, УП. Уфа, 1994.
  24. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  25. Ю.С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий. Госкомвуз РФ- СПб. ГТУ. СПб., 1995. — 66 с.
  26. М.В. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц поступающих на службу в органы внутренних дел. -М&bdquo- 1982.
  27. И.П. Цель одна- дорог много: Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  28. А., Куликов Ю. Инновационная деятельность в Новосибирском техническом университете // Alma Mater. № 2, 1996. -8 с.
  29. .З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. 1993. — № 2. — с. 3−10.
  30. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года / Под ред. проф. В. Г. Кинилева. М.: НИИ ВО, 1995.
  31. Высшие негосударственные учебные заведения Российской Федерации. Справочник. -М. Уфа: Изд. «Восточный университет», 1996.
  32. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.-Вопросы психологии. № 3 1994.
  33. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  34. К. Какой преподаватель нужен вузу? (заметки идеалиста) // Alma Mater. № 3. — 1996. — 16 с.
  35. .А. Технический университет США. Л.: Ленинградский университет, 1980.
  36. И. Школа оживающая и восходящая // Народное образование. № 4. — 1993.
  37. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Гос. Думой 22 декабря 1995 г. Сбор, законодательства РФ. — 1996, № 5.-с. 1110−1299.
  38. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Гос. Думой 21 октября 1994. Сбор, законодательства РФ. 1994, № 32. с. 4570−4702.
  39. О., Диснин И., Журавлев Д. и др. Принципы региональной политики // Россия. 1993, № 1. — с. 7−10.
  40. Ю., Давыдов В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Россия. 1993, № 1. — с. 9−13.
  41. Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993, № 1. — с. 5−8.
  42. Гуманизация образования. Теоретико-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школах нового типа. Л., 1990. — 18 с.
  43. А.А. Наше концептуальное видение // Вестник методического центра профессионального образования МВД РФ. 1995. — № 1.
  44. С.И. Как учить на юриста? // Вест, высшей школы. -1989, № 6.-с. 83.
  45. П.И. Главный приоритет учебная работа // Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. — 1995, № 1.
  46. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Ин-терпракс, 1994. — 248 с.
  47. Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. Дисс. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. — 85 с.
  48. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater. № 2,1996. — 15 с.
  49. О. Очерки по философии образования. М., 1995.
  50. В.А. Некоторые вопросы совершенствования подготовки специалистов с высшим образованием в вузах МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 14−16 июня 1995 г. -Краснодар, 1995.
  51. Д.А. Физическое воспитание в колледже милиции профессионального образования и координации научных исследований // Известия методического центра. 1996, № 3.
  52. И. Региональная направленность это главное // Народное образование. — 1993, № 2. — с. 19−21.
  53. В. Право на самостоятельность // Высшее образование в России. 1995, № 2.
  54. Закон Краснодарского края о местном самоуправлении Краснодарского края от 2 ноября 1995 года. Кубанские новости 29.11.1995.
  55. Закон Российской Советской Федеративной Республики о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 года. Ведомости съезда нар. депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1990, № 30. с. 610−625.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании». Ведомости съезда нар. депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 30. — с. 22 212 258.
  57. Закон РСФСР «О милиции». Вестник Советов Кубани. -1991.18.01.
  58. A.M., Тер-Акопов А.А., Мельник В. В., Романов В. В. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов. Советское государство и право, № 9. М.: Наука, 1990.
  59. Г. Образование и его место в жизни общества // Alma Mater. № 1, 1996. — 17 с.
  60. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. № 6,1993.
  61. Инновационная деятельность в образовании // Международный научно-практический журнал. № 2.
  62. Инновационная деятельность вузов государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. Сб. статей. -СПб., 1995. -153 с.
  63. Итювационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. — 98 с.
  64. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Свердловск: СИПИ, 1990. 128 с.
  65. Информационно-методический вестник. Выпуск П. Краснодар, 1994.
  66. Использование международного опыта подготовки кадров правоохранительных органов. Сборник научных трудов. Владимир, 1996.
  67. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 88 с.
  68. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1992.- 144 с.
  69. А.Ф. Психодиагностика в правоохранительных органах. № 1, — Омская ВШМ МВД России.
  70. Т. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. № Ъ, 1995.
  71. Н. Оценка затрат на высшее образование // Alma Mater. -№ 1, 1996. 15 с.
  72. А. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. 1993, № 6.
  73. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен . -М.: Мирос, 1994.
  74. М.К. Содержание, сущность и формы реализации образования и подготовки специалистов в вузах МВД России на современном этапе. Материалы научно-практической конференции. — Ижевск, 1995.
  75. Квалификационные характеристики выпускников учебных заведений МВД России. М., 1993.
  76. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Диссерт.. канд. пед. наук, — Минск, 1994. 177 с.
  77. В. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. 1993, № 1. — с. 33−38.
  78. В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. -№ 3, 1996.
  79. В. Рыночная экономика и система высшего и среднего профессионального образования // Образование. Наука. Рынок. -1995, № 12. с. 17−23.
  80. Кинелев В. Г Основные направления региональной политики в области высшего образования // Регионалогия. 1993, № 3. — с. 4−7.
  81. В.Г., Смирнов Б. М., Тихонов А. Н. Доктрина развития российской науки. СПб., 1995. — 21 с.
  82. Е.А. Социально-демографический и психологический портрет поступающих на службу в органы внутренних дел. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996, № 3.
  83. М.В. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. М.: ИТП иМИО, 1994.
  84. М.В. Инновационные модели обучения зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
  85. В.О. Неопубликованные произведения. М.: Наука,
  86. Е.А. Психолого-педагогические основы деятельности госавтоинспекции. М., 1993.
  87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984.
  88. Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России. № 4,1996.
  89. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984, № 3. — с. 42−52.
  90. Конституция Российской Федерации. Российская газета, от 25 декабря 1994.
  91. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования // Народное образование, 1990, № 7. -с. 3−7.
  92. Концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел России. М., 1995.
  93. Г. И. Проблемы развития многоуровневой подготовки специалистов для органов внутренних дел. Материалы научно-методической конференции. Барнаул, 1995.
  94. О.В. Формирование личных жизненных планов фактор активного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы . Диссертация кандидата наук. — М., 1992.
  95. О.А. Формирование личных жизненных планов-фактор активного и профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. М.: Диссертация кандидата педагогических наук, 1992.
  96. Е.Н. Непрерывное образование взрослых в университетах. М.: Диссертация кандидата педагогических наук, 1993.
  97. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1993. — 167 с.
  98. B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы. Диссертация кандидата наук. М., 1993.
  99. И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Дис. канд.пед. наук. Тарту, 1984.
  100. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратовская высшая школа МВД, 1995.
  101. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Талин: Валгус, 1980.
  102. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (Описание и руководство к использованию) / Под. ред. А. Ф. Кудряшова, Петроком. Петрозаводск, 1992.
  103. В.В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993, № 7.
  104. А.Я. Наше видение многоуровневой системы подготовки специалистов. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1995, № 1.
  105. А.Ф. О совершенствовании методического обеспечения учебного процесса. Материалы научно-методической конференции. -Красноярск, 1994.
  106. Н., Наумченко И. Фактор развития образовательных систем // Высшее образование в России. № 4? 1995.
  107. С.Н. Условия и социальные последствия перехода общества в системе непрерывного образования. Диссертация кандидата наук. -М., 1991.
  108. B.JI. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.,
  109. Е.В. Педагогические условия формирования у старших школьников готовности к принятию решения о выборе профессии. -М.: Диссертация кандидата педагогических наук, 1993.
  110. Н.С. Практические занятия как эффективная форма развития профессиональных навыков. Материалы научно-методической конференции. Красноярск, 1994.
  111. Методические рекомендации по разработке типовых и рабочих учебных программ для учебных заведений МВД России. М.: УМЦ при ГУКМВДРФ, 1992. — с. 3.
  112. В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1996, № 3.
  113. И.Ф. Управление инновационными процессами в учебном заведении. Ставрополь, 1994. — 42 с.
  114. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990, № 8.- с. 42−47.
  115. В.М., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. № 5, 1994.
  116. .С. Культура письменной речи и формирование стилистического мышления. М., 1994.
  117. А.Я. Инновации в образовании. Монография. Челябинский филиал института профессионального образования России, 1995.
  118. А.И. Условия, обеспечивающие эффективное внедрение методов и форм проблемного обучения на занятиях по криминалистике Учебно-методическое пособие. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД РФ, 1995. — с. 36.
  119. Национальное Центральное бюро Интерпола Российской Федерации. Сборник. -М., 1994.
  120. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 200 с.
  121. А.М. Профессиональное образование в регионе // Профессионал. 1993, № 7−8, — с. 17−23.
  122. Т.Г. Дифференциация обучения в общеобразовательных учебных заведениях. М., 1994.
  123. Нововведения в организации управления образованием / Под ред. Г. И. Оглоблиной. М.: АППЦИТП, 1992. — 196 с.
  124. А., Лябах Б. Один из путей активизации самостоятельной работы студентов // Alma Mater. № 3,1996. — 36 с.
  125. Образование будущее России. Тезисы докладов Российской научно-практической конференции. 29−30 марта 1996. — Уфа, 1994.
  126. Л.Ф. Детская психология. Теории факты, проблемы. -М., 1994.
  127. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, МГУ. М., 1987.
  128. Е.И. Непрерывное образование как фактор поступательного развития личности. Диссертация кандидата наук. М., 1986.
  129. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. Интерпракс, 1995.
  130. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. -М.: Советская энциклопедия, 1964.
  131. А.Г., УродовскихА.В. Квалификационная характеристика выпускников Уфимской высшей школы по специальности 0211-Юриспруденция (уголовно-исполнительная специализация). Уфа: УВШ МВД РФ, 1993.
  132. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Герпгунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  133. Петербургская школа: теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. Санкт-Петербург, 1994.
  134. В.В. Быт деревни в сочинениях школьников. М., 1927.
  135. Н.Г. Гражданская направленность моделей специалиста органов внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. -Ижевск, 1995.
  136. JI.H. Высшая школа США. Социально-политический аспект. Харьков, 1992.
  137. Письмо Госкомвуза России от 17.03.94 № 11. О порядке введения образовательных профессиональных программ подготовки бакалавров. Бюллетень Госкомвуза. — № 6,1994.
  138. . О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. № 3,1996.
  139. Политическая история России. Учебное пособие. А. О. Аспект пресс. -М., 1995.
  140. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. М., 1993.
  141. С.Д. Сквозь призму инноватики. Образование и воспитание, 1992. — 10. — с. 41−47.
  142. В.Л., Китченко В. Г. Нужно ли копировать зарубежный опыт? // Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1995, № 1.
  143. М.Ю. Социализация личности сотрудника органов внутренних дел в условиях современной России (На материалах исследования слушателей высших учебных заведений МВД РФ). Автореферат к.с.н. -Ростов-на-Дону, 1997.
  144. М.Ю., Шалин В. В. Философия. Отдельные правовые и гуманитарные проблемы. Учебное пособие для слушателей учебных заведений МВД РФ. Краснодар, 1996.
  145. Постановление Госкомвуза России от 25.05.94. № 3. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведениях Российской Федерации. Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. — № 8,1994.
  146. Правовая реформа и проблемы деятельности органов внутренних дел. Межвузовский сборник трудов слушателей высших учебных заведений МВД Российской Федерации. Уфа, 1995.
  147. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерфакс, 1994.
  148. Приказ МВД РФ об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России № 10 от 3 января 1996.
  149. Приказ МВД РФ Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России от 17.5.95 № 185.
  150. Приказ МВД РФ. Об объявлении решения коллегии МВД России от 10 марта 1995 года № 2 КМ/1 «О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров». № 117 от 27.3.1995.
  151. Приказ МВД РФ. Об утверждении инструкции об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД России. № 311 от 7 июня 1996.
  152. Приказ МВД РФ. Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений МВД России. № 202 от 15.6.1994.
  153. И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материалах Сочинского региона): Автореф.дисс. канд.пед. наук. СПб, 1992. — 17 с.
  154. И.И. Развитие региональной образовательной системы. Автореферат диссертации к.п.н. Спб, 1982.
  155. Профилактика преступности несовершеннолетних: от анализа к действиям. Сборник научных докладов / Под ред. В. М. Морозова, Б. В. Смирнова, С. П. Шарапова. Владимир, 1996. — 123 с.
  156. Е.Д. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и реформа подготовки кадров органов внутренних дел. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14−16 июня 1995 г. Краснодар, 1995.
  157. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. -Краснодар, 1994. -4.1. 272 с.- 175 180. Психологические тесты. Автор-составитель С. Шумейко, Майкоп, 1992.
  158. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / Под редакцией А. Ф. Дунаева и А. С. Батышева. М., 1993.
  159. Ю.П. О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1996, № 3.
  160. Рабочий учебный план Краснодарского юридического института МВД России.
  161. Развитие образования: Национальный доход Российской Федерации. -М., 1992. 107 с.
  162. Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Вып. 2 / НИИ регионологии при Мордовском университете. Саранск, 1994. — 240 с.
  163. В.В. Профессиональный и психологический отбор кандидатов на военно-юридический факультет. М., 1989.
  164. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры // Вопросы психологии. № 3, 1994.
  165. И.Ю. Психоанализ: Культурная практика и терапевтический смысл. М.: Интерпракс, 1994.
  166. Россия 2010. — 1993. — 2. — 112 с.
  167. А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. М., 1988.
  168. Н.Х., Биочинский И. В. Педагогические проблемы комплексного подхода к подготовке курсантов вузов МВД РФ. Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 1995.
  169. Сборник нормативных и методических материалов по преподаванию административно-правовых дисциплин. М., 1993.
  170. Свод законов Российской империи: Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. (Репринтное издание 1914 г.). Волгоград, 1995. — 92 с.
  171. Скалкова и коллектив Методологии и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.
  172. О. Образование и национальная безопасность России // Alma Mater. № 3, 1996. — 10 с.
  173. Соглашение между правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края о разграничении предметов ведения и полномочий. Краснодарские известия. — 1996, № 28 (1285).
  174. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Паука, 1985.
  175. .С. Философия человека философия образования. -Краснодар, 1992. — 48 с.
  176. А.А. Формирование и развитие региональной структуры высшей школы. М.: Диссертация кандидата педагогических наук, 1993.
  177. Г. Д. Развитие системы образования в США. -Автореф. дис. канд. наук. М., 1993.
  178. Справочник для поступающих в КЮИ МВД РФ // Под ред. В. В. Шалина. Краснодар, 1995.
  179. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. № 3,1996.
  180. В. Образование как феномен культуры // Alma Mater. № 1,1996.-28 с.
  181. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 2. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-206 с.
  182. Типовой учебный план вузов МВД России.
  183. В.И. Поиски и решения. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1995, № 1.
  184. В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД. Материалы Всероссийской научно-гфакгической конференции. 14−16 июня 1995. Краснодар, 1995.
  185. Н. Европа и человечество // Alma Mater. № 1, 1996.-с. 3.
  186. В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. № 4,1995.
  187. Указ Президента Российской Федерации «О доктрине развития российской науки» // Рос. газета. -1996 г. 20 июня.
  188. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 года «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». № 673.-М., 1995.
  189. Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений». М., 1992
  190. Управление современной школой // Под ред. М. М. Поташника. -М&bdquo- 1992. 168 с.
  191. А.В. Содержание образования и нормативно-плановые основы учебного процесса в юридических вузах МВД РФ, осуществляющих подготовку специалистов для уголовно исполнительной системы. УМС. Уфа, 1994.
  192. К. Проблемы управления народным образованием в переходный период // Народное образование. № 6,1993.
  193. ФатальниковаЕ.В. Профессиональная этика. УМС. Краснодар, 1996.
  194. Федеральная программа развития системы юридического образования в России. Проект // Высшее образование в России. № 1, 1996.
  195. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Рос. газета. 1995, № 01.09.
  196. Федеральный закон Российский Федерации № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Рос. газета. -1996 г. 29 августа.
  197. Философский энциклопедический словарь. М: Политиздат, 1980.-418 с.
  198. Н. и др. О подготовке бакалавров и инженеров // Высшее образование в России. № 3,1995.
  199. Л.И., Мисько Б. В. Личностный подход к содержанию образования в вузах системы МВД РФ. Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 1995.
  200. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. № 1, 1993.
  201. А.А. Обучение стрельбе из оружия в экстремальных условиях. М., 1995.
  202. Хиггинс, Гущев В. Е. Вопросы совершенствования содержания обучения в учебных заведениях МВД РФ. Материалы научно-методической конференции. -Красноярск, 1994.
  203. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. № 1, 1993.
  204. О .Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  205. Н.Ф. Педагогические условия самоопределения школьников на военную профессию. Челябинск: Диссертация кандидата педагогических наук, 1990.
  206. B.C. Обучение в вузах МВД России: проблемы и пути определения задач и содержания. Ученые, научные школы и идеи. -Юбилейный сборник научных трудов. М.: МЮИ МВД России, 1995.
  207. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. Часть I, II. М., 1995. — 447 с.
  208. И.Д., Новикова Т. Г., Симоненко В. Д. Диагностика детей, поступающих в инновационную школу. Ставрополь, 1994. — 56 с.
  209. В.Д. Конфликтующие и сотрудничающие образовательные политики // Народное образование. -1991, № 3. с. 20−26.
  210. В.Д. Структурно-содержательные реформы и качество образования //Высшее образование в России. № 1, 1996.
  211. В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М., 1991. -181 с.
  212. В.В. Концепция многоуровневой подготовки в Краснодарском юридическом институте МВД России. Материалы научно-практической конференции. Ижевск, 1995.
  213. В.В. Модель построения многоуровневой системы непрерывного образования по подготовке кадров для ОВД. Материалы научно-методической конференции. Барнаул, 1995.
  214. В.В. Система многоуровневой подготовки в Краснодарском юридическом институте МВД России: концепция, проблемы, перспективы. Материалы научно-методической конференции. Красноярск, 1994.
  215. В.В. Юридический лицей как форма допрофессиональ-ного образования. Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М., 1996, № 3.
  216. Е.Н. К вопросу о системе непрерывной профессиональной подготовки кадров оперативных аппаратов ОВД. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 14−16 июня 1995 г. -Краснодар, 1995.
  217. Шесть ступеней Лоуренса Кольберга // Народное образование. -1993, № 1.
  218. В. Образовательное законодательство: состояние и перспективы // Высшее образование в России. № 4,1995.
  219. Эксперимент в школе: Организация и управление. М., 1991.213 с.
  220. .Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
  221. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: Методическое пособие. М.: ЦС ПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  222. Н.Р. Педагогическая инноватика: проблемы и перспективы развития. Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. М.: РАО, 1992. — 40 с. 1. На правах рукописи1. Шалин Виктор Викторович
  223. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России (приложения)1300.01 общая педагогика
  224. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  225. Научный руководитель -доктор педагогических наук Чечель Ирина Дмитриевна1. Москва 1997
Заполнить форму текущей работой