Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка инструментальных методов формализации процесса формирования человеческого капитала в системе образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии и обосновании методов анализа эффективности системы вузовского, дополнительного вузовского и послевузовского образования в региональном экономическом пространстве, основанных на синтезе этапов прикладного системного анализа, и методики постепенной формализации процесса принятия решений, детализированной на этапе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль образования в экономическом развитии общества
    • 1. 1. Роль системы образования в формировании человеческого капитала для перехода к экономике знаний. ^
    • 1. 2. Экономическая значимость образования
    • 1. 3. Математические модели и методы изучения образования и его значения в социально-экономическом развитии общества
  • Глава 2. Разработка теоретических и методических аспектов формализации управления в системе образования
    • 2. 1. Формализация задач управления в системе образования и прикладные системные исследования
    • 2. 2. Моделирование системы образования — когнитивный аспект
    • 2. 3. Методика оценки человеческого капитала экономически активного индивида
    • 2. 4. Методы выявления правил и зависимостей в агрегированных данных
  • Глава 3. Моделирование в системе образования (на примере Краснодарского края)
    • 3. 1. Модели оценки эффективности образования (внешнее описание)
    • 3. 2. Модели по результатам исследований в вузе (внутреннее описание)
    • 3. 3. Моделирование факторов трудоустройства и успешности выпускников КубГАУ по результатам интернет-анкетирования (реализация связи внутреннего и внешнего описаний)

Разработка инструментальных методов формализации процесса формирования человеческого капитала в системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В наступившем веке все большую значимость приобретает роль образования как решающего фактора в формировании человеческого капитала и сохранении интеллектуального потенциала нации, актуализирующего «русло возможностей» эффективного экономического развития государства в условиях глобализации и перехода от индустриального общества к информационному. Развитые страны во всем мире осознали, что только решение системного кризиса в сфере образования, имеющего международный характер, позволит сохранить достигнутый уровень. Поэтому одним из приоритетов государственной политики России стали инвестиции в сферу образования и человека для формирования человеческого капитала.

С одной стороны, в настоящее время предполагается, что повышение качества образования в вузах и повышение «конкурентоспособности» выпускника позволит решить как проблему его трудоустройства, так и задачу перехода России в экономически развитые страны. С другой стороны, трудно себе представить ситуацию значительного превышения качества подготовки выпускников вузов одного уровня при одинаковых программах, примерно одном уровне квалификации преподавателей и студентов. Более того, в условиях перехода от индустриального общества к информационному возникает принципиально новая проблема современной экономики — «эффект перелета» (overshooting), когда технологии растут быстрее потребностей потребителей, которые в свою очередь начинают использовать более дешевые аналоги. Этот факт был замечен рядом ученых в сфере применения информационных технологий в области экономики. В нашем случае — обоснованы ли затраты на подготовку выпускников высшей квалификации (по ряду направлений), если они не востребованы? Проблема рациональной образовательной политики, направленной на повышение социального статуса и экономического благосостояния как отдельных индивидуумов, так и общества в целом требует ответа на целый ряд естественных вопросов: действительно ли на рынке труда востребованы специалисты высшей квалификации (с точки зрения высшей школы) — какие характеристики выпускника позволяют говорить о его «конкурентоспособности" — действительно ли, что только процесс обучения существенно влияет на трудоустройство выпускниковкак демографические проблемы современной России повлияют на экономику и образованиекак влияет школьная подготовка и переход к ЕГЭ на процесс обучения в вузенужны ли подготовительные курсы в вузе, какие существуют проблемы подготовки специалистов в вузе и т. д.

Традиционные вопросы образования «чему учить? и «как учить?» дополняются рядом других проблем, диктуемых современной экономикой перехода от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу: сохранение преемственности поколенийутрата общего среднего уровня образованияпереход от творческого начала в образовании к алгоритмическому (введение ЕГЭ) и т. д.

Отсутствуют методики, позволяющие представить системный подход к изучению проблем образования и успешности трудоустройства выпускников (руководству региональной системы образования в целом и отдельных вузов), оценить ситуацию в потребности специалистов тех или иных направлений: в перспективе, — при сохранении структуры производства и услуг, при возможных прогнозируемых изменениях, необходимости переквалификации ит. д.

Текущий анализ системы образования показал, что для ряда специальностей (юридических, экономических) имеет место кризис перепроизводства при дефиците инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства, компьютерных наук и т. д. Значительно снизился уровень подготовки как в школе, так и в вузе, т. е. можно предположить, что в современном обществе не востребованы знания, традиционно составлявшие базис индустриальной экономики не только в области точных (математики, физики, химии), но и гулшнитарных (истории, социологии, экономики и т .д.) наук — ведь, как известно переход от индустриального общества к информационному сопровождается изменением соотношения трудовых ресурсов, занятых в материальном производстве и в сфере информации (от 3:1 к 1:3) Значит, нам либо придется смириться со всеобщей деградацией молодежи, которая все дальше (может, в связи с информатизацией?) отходит от культурных (традиционных для людей еще 20 лет назад) и общечеловеческих (не читаеттеряет культуру мышления, которое становится все более алгоритмическим и т. д.) ценностей и ждать результатов от нашего бездействия, либо понять, почему это происходит (несмотря на лозунги о внедрении инноваций и постулировании перехода от индустриальной экономики к экономике знаний). Каковы тенденции развития общества и какой должна быть стратегия формирования образовательной политики на всех уровнях для принятия, адекватных управленческих решений по формированию человеческого капитала экономически активного индивида в социально-экономическом пространстве?

Для решения перечисленных выше проблем необходимо применять экономико-математические методы, разрабатывать методики изучения влияния обучения и других факторов на формирование человеческого капитала, трудоустройство и успешность выпускника, динамические модели выпускников вузов, соответствующие текущему и прогнозируемому социально-экономическому уровню развития региона и страны в целом.

В настоящее время отсутствует единая научно-теоретическая база и соответствующий практический инструментарий, позволяющий системно управлять процессом формирования человеческого капитала в целом и одной из его основных составляющих — образованием на всех уровнях, что обусловило выбор темы, цели и задач исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы повышения экономической эффективности системы образования России поднимались за последние десятилетия не один раз. Это обусловлено как внутренними проблемами нашей страны, так и глобальными социально-экономическими процессамисчитается, что с переходом к информационному обществу образование станет непрерывным и ориентированным на применение информационных технологий в образовании (электронные учебников, системы тестирования знаний, мультимедиа-технологий, систем дистанционного обучения — e-lerning и.

1 Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. — М.: Высш. шк., 2001. 5 т. д.) [67]. Хотя, например, B.JI. Макаров, С. П. Капица и др. говорят о том, что нужно различать «неотделимое знание» (tacit knowledge), которым может обладать конкретный человек или коллектив (и, следовательно, не может быть передано посредством информационных технологий), и кодифицированное знание, которое можно отделить от человека и записать [114].

Проблемами содержания образования занимались отечественные и зарубежные ученые (математики, экономисты, педагоги): Л. И. Абалкин,.

B.И. Арнольд, Ю. К. Бабанский, И.В. Бестужев-Лада, М. Я. Выготский, Б. В. Гнеденко, В. И. Зарубин, Я. Б. Зельдович, С. П. Капица, Ф. Клейн, Ю. С. Колесников, А. Н. Колмогоров, Л. Д. Кудрявцев, Т. И. Кузнецова, И. Я. Лернер, H.H. Лябах, В. Л. Макаров, Л. Г. Матвеева, Ф. Котлер, К. Макко-нелл, К. С. Мамий, Ф. Махлуп, З. К. Меретукова, В. В. Налимов, А. И. Орлов, Ф. И. Перегудов, Д. Пойа, М. К. Потапов, В. А. Садовничий, Б. Я. Советов,.

C.Г. Струмилин, В. М. Тихомиров, Ю. Н. Толстова, С. А. Яковлев и др. [1, 1216, 24, 40−43,50, 101, 102, 152].

Вопросам реформирования сферы образования, управления образовательной деятельностью и экономики образования, а также методологии исследования посвящены работы Б. Бермана, E.H. Богачева, М. А. Боровской, A.B. Буркова, В. Н. Васильева, В. Ф. Взятышева, В. Н. Волковой, А.И. Галага-на, В. В. Глухова, О. М. Горелик, Г. В. Гореловой, A.A. Денисова, Н.Х. Джа-римова, Г. Б. Клейнера, В. Н. Козлова, С. Л. Костанян, В. В. Красильникова, A.A. Овсянниковой, С. И. Плаксий, А. И. Романковой, А. Я. Савельева,.

A.П. Свиридова, Н. В. Тихомировой, Т. Н. Тягуновой, И. А. Цикина,.

B.Е. Шукшунова, М. П. Федорова и др. [9, 10, 21−23, 34, 38, 44−46, 48, 49, 5456, 93−96, 108]. В большинстве этих работ раскрываются, обобщаются и развиваются отечественные и зарубежные подходы к управлению образовательной деятельностью и ее содержанием, основанные на использовании идей системного анализа, когнитивного моделирования, статистического анализа и т. д.

Вопрос отдачи от инвестиций в человеческий капитал изучается в неоклассической теории, которая разработана для развитых индустриальных стран и теоретические положения нашли подтверждение в эмпирических исследованиях. Вопрос эффективности инвестиций в человеческий капитал и б их связь с занятостью нашли отражение в работах зарубежных (Г. Беккера, К. Брэнса, Дж. Минцера, Дж. Тобина и др.) и отечественных (М.Д. Бершад-ской, Ю. А. Вознесенской, В. Е. Гимпельсона, Н. В. Зубаревич, Р.И. Капелюш-никова, О. М. Карпенко, A.B. Корицкого, В. Б. Кравцова, Л. И. Ниворожкиной, Т. Я. Четверниной, А.Г. Шухмина) ученых [18, 23,76, 79, 98, 128, 129]. Вопросам влияния экономических институтов на производство и накопление знаний посвящены работы Ю. К. Альтудова, О. С. Белокрыловой, В. В. Вольчик, Кетовой Н. П., В. Н. Овчинникова, М. М. Скорева [11, 19, 20, 47, 91, 143].

Однако имеется дефицит исследований, направленных на системное изучение проблемы подготовки кадров, связанных с текущей экономической ситуацией, прогнозами ее развития, демографическими проблемами и т .д., что обусловливает необходимость разработки методик оценки человеческого капитала экономически активного индивида как элемента социальной системы, погруженной в экономическое пространство региона, для которой регион — это внешняя среда.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является разработка, развитие и апробация инструментальных методов, основанных на системном анализе и синтезе, теории системно-структурного проектирования, когнитивного представления системы образования для управления формированием человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить теоретико-методологическую сущность исследования системы образования, обеспечивающую формирование человеческого капитала в экономике региона, что необходимо для разработки концепции исследования и на ее основе теоретических и инструментальных методов формализации процесса управления формированием человеческого капитала;

— разработать общую схему формализации исследования проблем системы образования в социально-экономической среде, основанную на теории системно-структурного проектирования, системном анализе и синтезе, что необходимо для инструментальной реализации модели метанабора исследования и последовательной разработки методов и моделей отображения, прогнозирования, принятия решений управления процессом формирования человеческого капитала;

— разработать иерархическую когнитивную карту взаимосвязи системы образования и внешней социально-экономической среды, реализующую эти элементы метанабора, что необходимо для выбора и обоснования методов отображения и выявления закономерностей формирования человеческого капитала;

— разработать методику оценки человеческого капитала в виде системы математических моделей, представленных в форме закономерностей (правил, зависимостей), что необходимо для анализа, прогнозирования и решения проблем управления и проектирования новых объектов (специальностей, дисциплин, программ), изучаемой системы образования, в рамках социально-экономической системы;

— разработать комплекс математических моделей с помощью методов оценки человеческого капитала на основе баз данных одной из районных служб занятости Краснодарского края, результатов внутреннего и внешнего анкетирования студентов и выпускников вуза в виде системы математических моделей, представленных в форме правил и зависимостей, что необходимо для анализа, прогнозирования и решения проблем управления и проектирования новых объектов (специальностей, дисциплин, программ) изучаемой системы образования в рамках социально-экономической системы.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — система образования в контексте формирования человеческого капитала. Предмет исследования — экономико-математические модели и методы, предназначенные для формализации проблем управления формированием человеческого капитала в системе образования.

Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки): п. 1.2. Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические вопросы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, ин8 формационных и компьютерных моделейп. 1.9. Разработка и развитие математических методов и моделей анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов общественной жизни: демографических процессов, рынка труда и занятости населения, качества жизни населения и др.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на теоретико-методологическом обосновании процесса управления формированием человеческого капитала в системе образования на основании использования инструментальных методов системного анализа и синтеза, прикладного' системного анализа, теории системно-структурного проектирования, когнитивного представления системы образования, анализа данных и знаний, реализующих идеологию системных исследований и обеспечивающих, в силу этого, повышение обоснованности управленческих решений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные отечественные и зарубежные работы в области экономико-математического моделирования и анализа процесса формирования человеческого капитала. В процессе исследования использованы положения: системного анализа и синтеза, экономической теории, эконометрики, анализа данных и знаний.

Информационно-эмпирической базой исследования являются информационные источники Федеральной службы государственной статистики (http://gks.ru), программы развития ООН (ПРООН), данные тысячелетия (ЮНЕСКО), данные российских и зарубежных порталов, база данных одной из районных служб занятости Краснодарского края, результаты анонимного анкетирования студентов, а также выпускников, закончивших вуз в разные годы (по результатам интернет-анкетирования, разработанного и реализованного при непосредственном участии автора в 2009 г. на web-сайте КубГАУ — http:// kubsau.ru (http://anketa-kubsauO.lgb.ru/).

Инструментарно-методический аппарат работы. В исследовании использованы методы прикладной статистики, интеллектуального анализа данных, а также пакеты прикладных программ по анализу структурированной информации (MS Excel, Statistica 6.1, PolyAnalyst 5.0, DA-система 5.0). 9.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Концепция исследования системы образования, реализованная в теоретико-множественной модели метанабора системы исследования и принятия управленческих решений, объединяющая модели всех элементов исследования: системы образования (объекта), экономически активного индивида (субъекта), социально-экономической среды, взаимодействия объекта и среды, процесса формирования человеческого капитала, процесса принятия управленческих решений, управления и др., что позволяет всесторонне отобразить систему образования в контексте формирования человеческого капитала.

2. Схема формализации и постановки задач управления в системе образования, развивающая теорию и методологию системного анализа и синтеза, являющихся базисом для разработки и совершенствования математических методов и моделей анализа, прогнозирования и управления развитием, что-позволило реализовать модель метанабора системы исследования.

3. Иерархическая когнитивная карта, взаимосвязи системы образования с внешней социально-экономической средой в виде симплициальных комплексов, что позволило обосновать использование функций агрегирования структурированных данных при анализе процесса формирования человеческого капитала.

4. Методика оценки человеческого капитала экономически активного индивида (субъекта) на основе выявления знаний об успешности и трудоустройстве выпускников, что позволило выявлять модели в виде объясняющих логических правил, зависимостей для анализа, прогнозирования и управления формированием человеческого капитала.

5. Комплекс математических моделей в виде закономерностей (логических, статистических и интеллектуальных), позволяющий реализовать этап формализации исследования системы образования на уровне вуза в соответствии с потребностями внешней социально-экономической системы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методики формализации и постановки задач управления процессом формирования человеческого капитала в системе образования как части со.

10 циально-экономической системы, представленной в виде комплекса математических моделей (правил, закономерностей, зависимостей), позволяющих реализовать этап «понимания» (в дефиниции Р. Акоффа «информация — данные — знания — понимание — мудрость») для повышения обоснованности управленческих решений. В рамках диссертационного исследования получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны:

1. Предложена концепция исследования системы образования, отображающая теоретико-методологические вопросы экономико-математического моделирования для исследования и повышения обоснованности управленческих решений в сфере образования, отличающаяся формализацией вербальных содержательных конструкций в виде модели метанабора системы исследования и принятия решений, что позволило взаимосвязанно изучать проблемы системы образования и процесса управления формированием человеческого капитала.

2. Разработана схема формализации и постановки задач управления в системе образования, отличающаяся организацией системы исследования в соответствии с методикой постепенной формализации и (или) спиралевидной моделью процесса проектирования, что позволило применительно к образовательному процессу в вузе решить проблемы взаимодействия с внешней социально-экономической средой, представленные в виде математических моделей анализа и прогнозирования развития процесса формирования человеческого капитала и принимать обоснованные управленческие решения.

3. Разработана иерархическая когнитивная карта взаимосвязи системы образования с внешней социально-экономической средой, отличающаяся от известных когнитивных моделей системы образования способом использования симплициального представления и формирования связей между вершинами когнитивной карты, на основании использования функций агрегации, позволяющих установить соответствие между исходными статистическими данными и методами их анализа.

4. Разработана методика оценки человеческого капитала экономически активного индивида (субъекта) на основе агрегированных данных, отличающаяся системным объединением когнитивного представления системы обра.

11 зования и методов получения моделей анализа и прогнозирования, представленных в виде закономерностей (правил, зависимостей), реализующих модели предложенного метанабора системы исследования.

5. Предложен и аргументирован комплекс математических моделей, использующий результаты когнитивного представления, позволивший решить целый ряд задач анализа и прогнозирования социально-экономических процессов:

— на основании базы данных о безработных с использованием модификации модели Дж. Минцера дана оценка взаимосвязи заработной платы, уровня образования и других факторов в 2007;2010 гг. в одном из типичных сельскохозяйственных районов Краснодарского края;

— на основе результатов интернет-анкетирования, реализующего связь системы вуза с внешней социально-экономической системой, выявлены правила, прогнозирующие успешность выпускника вуза;

— по результатам внутреннего анкетирования вуза выявлены факторы, способствующие формированию личности выпускника и позволяющие уточнять содержание дисциплин, включаемых вузом в учебный план.

Результаты моделирования позволяют утверждать, что их использование дает возможность более эффективно реализовать профессиональные возможности преподавателей и личностные возможности студентов с учетом текущих потребностей региональной социально-экономической системы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии и обосновании методов анализа эффективности системы вузовского, дополнительного вузовского и послевузовского образования в региональном экономическом пространстве, основанных на синтезе этапов прикладного системного анализа, и методики постепенной формализации процесса принятия решений, детализированной на этапе моделирования. Основные материалы диссертационного исследования доведены до уровня конкретных предложений и направлены на совершенствование процесса обучения в высших учебных заведениях региона. Полученные в диссертационном исследовании выводы и рекомендации могут найти применение в работе органов управления вузом, а также на всех уровнях государственных органов управ.

12 ления при разработке и планировании экономического развития (от экономики ресурсов к инновационной экономике, предлагающей принципиально новые товары и услуги) и согласовании стратегии развития образования. Предложения и рекомендации, сформулированные в результате исследования по диагностике влияния социально-экономических факторов на формирование человеческого капитала, успешность выпускников, качество образования, нашли применение при разработке мероприятий по организации и оценке качества образовательного процесса в Кубанском государственном аграрном университете, а также при выполнении исследований в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры», грант № 2009;1.1−306−077−004 «Моделирование процессов социального взаимодействия и проблем национальной безопасности Юга России».

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ общим объемом 4,65 п.л. (личный вклад автора 4,2 п.л.), в том числе 2 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Апробация результатов исследования осуществлялись автором в Кубанском государственном аграрном университете (г. Краснодар), Ростовском государственном университете путей сообщения (г. Ростов-на-Дону), Таганрогском технологическом институте Южного Федерального университета (г. Таганрог). Основные результаты исследования изложены в открытых публикациях и докладах на научно-практических конференциях в гг. Санкт-Петербурге, Армавире, Краснодаре, Майкопе, Пензе, Ростове-на-Дону. Результаты исследования приняты к внедрению департаментом экономического развития Краснодарского края.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа изложена на 166 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 28 рисунков, 19 таблиц. Библиографический список включает 205 наименований.

Выводы.

Предлагаемая методика формализации оценки человеческого капитала экономически активного индивида может быть рекомендована региональным департаментам образования и департаментам экономического развития, а также вузам:

1) Комплексное использование модифицированного уравнения Дж. Минцера позволит выявить тенденции изменения норм отдачи" от образования в текущем периоде проведения реформ образования в регионе, а также стимулировать людей к инвестициям в свой человеческий капитал, что позволит решить одну из насущных проблем «нежелание детей учиться».

Повышение уровня образования в регионе будет способствовать экономическому росту, успешности трудоустройства выпускников.

Проведение внутренних и внешних анкетирований вузами и их адекватный анализ позволит выявлять знания о возможных направлениях развития и формирования образовательной политики, соответствующей запросам внешней (региональной) социально-экономической среды и способствовать трудоустройству и самореализации выпускников.

Реализация предлагаемой в настоящей работе идеологии формализации процесса образования в рамках вуза позволила реализовать системный подход к изучению региональной системы образования. Фактически была реализована идея внутреннего (анкеты внутри вуза), внешнего (служба занятости) описания и связи между ними (интернет-анкетирование выпускников).

Важным фактом для повышения эффективности управления системой образования как части социально-экономической системы является выявление зависимостей и закономерностей в виде правил и математических моделей на основании данных об их функционировании, основанных на предположениях о различной природе данных:

— «если., то.» правила,.

— регрессионные зависимости,.

— модели эволюционного программирования, реализующие идеологию интеллектуального анализа данных, позволили получить:

• зависимости целевой переменной (отношение к возможности работы в крупной компании) от независимых переменных, полученных по результатам социологического исследования, что позволило дать вероятностную оценку желания работать в крупной компании;

• нелинейные модели, подтверждающие результаты, полученные на основании использования линейных моделей;

• кластеры в данных социологического исследования, позволившие выявить группы респондентов с близкими свойствами.

Таким образом, было показано, что изучение психологических свойств личности может объективно помочь в трудоустройстве.

Использование полученных моделей, реализующих метанабор системы исследований, позволяет осуществлять управление системой образования как вуза, так на уровне вуза так и в целом — на уровне региона.

Заключение

.

Региональные социально-экономические системы и их подсистемы в настоящее время характеризуются слабой управляемостью, так как после перехода к рыночным отношениям разрушена вертикаль власти. Целью исследования являлась разработка теории, методики и инструментария исследования проблем системы образования как части региональной социально-экономической системы на основании слабоструктурированных и структурированных данных для поддержки принятия управленческих решений. В рамках темы диссертации, в соответствии с положениями, выносимыми на защиту и пунктами научной новизны диссертационного исследования, автором получены следующие результаты:

— обоснована концепция адаптивного изучения системы образования как части региональной социально-экономической системы, показано, что преобразование системы образования, связывающееся с переходом к новой экономической формации (экономике знаний) явно преувеличено — человечество не может отказаться от сельского хозяйства и производства;

— управление системой образования предполагает формирование обратных связей, изучение которых невозможно без построения математических моделей, позволяющих скорректировать «входные» параметры системы образования в соответствии с потребностями региональной социально-экономической системы;

— для формализации систем исследования и принятия управленческих решений системой образования предложена модель метанабора системы, состоящая из системы внешних и внутренних моделей объекта (окружающей среды, взаимодействия объекта и среды, поведения системы, модели управляющей системы и т. д.). В качестве внешнего описания системы и взаимодействия объекта и среды предложено использовать «если., то.» правила, полученные на основе интернет-анкетирования выпускников;

— предложено внести корректировку в цели современной системы образования — это успешность выпускника (совокупность объективного качества жизни и субъективной удовлетворенности жизнью), достижение которой приведет к стабилизации и экономическому росту;

— для формализации и управления системой образования разработано и предложено использовать этапы прикладных системных исследований, основанные на объединении методов системного анализа и синтеза, прикладного системного анализа и методов постепенной формализации процесса принятия решений;

— предложено конструктивно теоретическое обоснование теории системно-структурного проектирования как основы формирования новых объектов в системе образования;

— детализация одного из этапов формализации (получения моделей), основанная на разработке теоретических аспектов когнитивного моделирования, позволила проследить процесс изучения системы образования — от построения симплициальных комплексов до методик построения математических моделей;

— реализация предлагаемой в настоящей работе идеологии формализации процесса образования в рамках вуза позволила реализовать системный подход к изучению региональной системы образования. Фактически была реализована идея внутреннего (анкета внутри вуза), внешнего (служба занятости) описания и связи между ними (интернет-анкетирование).

Важным фактом для повышения эффективности управления системой образования как части социально-экономической системы является выявление зависимостей и закономерностей в виде правил и математических моделей на основании данных об их функционировании, основанных на предположениях о различной природе данных и «гипотезе монотонности пространства решений в окрестностях имеющихся прецедентов»:

I. «Если.,., то.» правила.

1) Обработка результатов интернет-анкетирования (350 респондентов) позволила получить следующие результаты:

1) успешность выпускника объясняется:

— хорошей учебой в школе (81%), окончанием подготовительных курсов (84%), успешной учебой в вузе (85%), во время обучения в вузе собирались работать по специальности (83%) и не планировали завести семью (78%). Различные сочетания перечисленных факторов в среднем имеют точность 80% и полноту 100%;

2) на трудоустройство выпускника не оказали влияния: вуз (92%), СМИ (92%), личные связи и знакомства (92%), служба занятости (93%), ярмарки вакансий и карьерные форумы (93%);

3) постоянную работу имеет 97% респондентов, которые считают, что образования, полученного в вузе, недостаточно (89%). Они не планируют получать второе высшее образование (91%), но в процессе работы получают дополнительное образование (96%), работа по специальности большинству нравится (93%);

4) выпускники связывают свою успешность с созданием семьи (89%) и наличием собственного жилья (88%) и не придают большого значения высокой заработной плате (91%) и материальным ценностям (94%).

Анализ результатов интернет-анкетирования подтверждает предложение госсовета РФ от 31.08.2010 г. о необходимости госзаказа предприятий на подготовку необходимых специалистов с высшим образованием. Это позволит решить проблему несоответствия спроса и предложения на региональном рынке труда.

II. Регрессионные зависимости.

Применение указанной методики позволило получить следующие результаты:

1) на основании базы данных службы занятости о безработных за 20 072 010; гг. (5488 человек) с, использованием модифицированного уравнения ДжМинцера дана оценкавзаимосвязи заработной платы, уровняобразования и другихфакторов в 2007;2010 гг. в одномиз типичныхсельскохозяйственных. районов Краснодарского края:

— дополнительный год образования увеличивал заработную плату в 2007 г. на 5,3%, в 2008 — на 4,6%, в 2009 — на 6,7%,' 2010 — на 4,4%. В среднем за 2007 — 2010 гг. один год образования увеличивал заработную плату на индивидуальном уровне на 5,7%, что ниже общеевропейского: показателя от 0,8 до.

3,3%-. • ¦

— имеет место рост заработной платы до определенного возрастапосле чего наблюдается спад- .

— один год дополнительного стажа увеличивал заработную плату на, 2,7% в 2007 г., на 4,1% в 2008, на 2,2% в 2009, на 1,9% в 2010. В среднем за 2007;2010гг. увеличение было на 2,3%- - заработная плата мужчин превышала заработную плату женщин при. всех прочих равных условиях: в 2007 г. на 11, 3%, в 2008 на 45,4%, в 2009 на 31.6%, в 2010 на 27,2%.В среднем за 2007;2010 гг. заработная плата женщин составляла 67,4% от, заработной платы мужчин с аналогичными: характеристиками- .

— лица, проживающие в городе, получали при? прочих равных (усредненных) условиях большую заработную плату в: 2007 г. на 23,5%, 2008 на 15,2%, 2009 на 10,8%, 2007;2010 гг. на 13,2%. Наблюдается общая тенденция нивелирования различий между оплатой труда в городе и сельской местности.

III. Статистические модели, описывающие результаты процесса обучения слушателей центра предвузовской подготовки (ЦПП).

Данные-методы показаличто наиболее существенными факторамив среднем влияющими на результативность обучения,.являются место жительства ипол слушателя ЦПП. Поэтому, учитывая, что практически половину ¦ ¦¦, ' .164 ' ' ¦.'•-.••-¦¦ - слушателей ЦПП составляют ученики сельских школ, необходимо максимально систематизировать школьный курс математики в рамках подготовки к экзаменам и сдаче ЕГЭ, соблюдая принципы: активного изучения, стимулирования, последовательности фаз изучения (исследования, формализации, усвоения).

IV. Модели эволюционного программирования, реализующие идеологию интеллектуального анализа данных (по результатам внутреннего анкетирования студентов вуза).

Предлагаемые модели позволили получить.

• зависимости целевой переменной (отношение к возможности работы в крупной компании) от независимых переменных, полученных по результатам социологического исследования, что позволило дать вероятностную оценку желания работать в крупной компании;

• нелинейные модели, подтверждающие результаты, полученные на основании использования линейных моделей;

• кластеры в данных социологического исследования, позволившие выявить группы респондентов с близкими свойствами.

Использование полученных моделей, реализующих метанабор системы исследований, позволяет осуществлять управление системой образования как вуза, так на уровне вуза так и в целом.

Результаты моделирования позволяют утверждать, что использование предлагаемой методики формализации системы образования позволит более эффективно реализовать профессиональные возможности преподавателей и личностные возможности студентов, с учетом текущих потребностей региональной социально-экономической системы.

Предлагаемая методика формализации оценки человеческого капитала экономически активного индивида может быть рекомендована региональным департаментам образования и департаментам экономического развития, а также вузам:

Комплексное использование модифицированного (например, с использованием «отраслевой принадлежности индивида», профессии и т. д.) уравнения Дж. Минцера позволит выявить тенденции изменения норм отдачи от образования в текущем периоде проведения реформ образования в регионе, а также стимулировать людей к инвестициям в свой человеческий капитал, что позволит решить одну из насущных проблем «нежелание детей учиться». Повышение уровня образования в регионе будет способствовать экономическому росту.

Проведение внутренних и внешних анкетирований вузами и их адекватный анализ позволит выявлять знания о возможных направлениях развития и формирования образовательной политики, соответствующей запросам внегиней (региональной) социально-экономической среды.

Результаты внедрены в работу (результаты интернет-анкетирования использовались в работе отделом менеджмента качества университета) и в учебный процесс (разработан курс «Компьютерный анализ бизнес-процессов», читаемый на учетно-финансовом факультете) КубГАУ.

Эффект от внедрения разработки характеризуется многокомпонентно-стью и включает два аспекта ~ прямой, со следующими составляющими: информационный эффект (улучшение коммуникаций между региональной социально-экономической системой и системой образования), управленческий, обеспечивающий улучшение параметров системы управления системой образования (сокращаются сроки, повышается качество и т. д.) — косвенный, определяемый эффектами: политическим (повышается стабильность социально-экономического развития регионов), экономическим (повышается эффективность вложения средств в инвестиционные программы, сокращаются сроки интеграции, обеспечивается развитие экономики регионов), социальным (улучшаются условия проживания населения, морально-психологический климат).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России // Экономист. — 1999. — N 8. — С.3−9.
  2. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. Радио, 1977. — 152 с.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1985. — 472 с.
  4. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 1985. — 488 с.
  5. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности / С. А. Айвазян, В. М. Бухштабер, И. С. Енюков и др. М.: Финансы и статистика, 1989. — 607 е.: ил.
  6. A.A. Фундаментальные пределы экономического роста и потребления/Системный мониторинг глобальных и региональных рисков- отв. Ред. Д. А. Халтурина, A.B. Коротаев, Ю. В. Зинькина. М.: Изд. ЖИ, 2010. -С. 12−29.
  7. Р.Л. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации / пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. Томск: изд. ТГУ, 2006. — 417 с.
  8. М.Ю. и др. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.
  9. Ю.Алферов Ж. Развитие электроники снимет Россию с нефтяной иглы // Рос. Федерация сегодня. 2004. — N 14. — С. 72−73.
  10. Ю.К., Кетова Н. П., Овчинников В. Н. Механизм посткризисного развития экономики России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. -320с.
  11. А. Экономическая природа научных знаний // Обществ, науки. 1987 -N 3. — С.78−91.
  12. , В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели / В. И. Арнольд. М.: МЦНМО, 2000. — 32 с.
  13. В.И. Что такое математика? М.: МНЦМО, 2002.-104 с.
  14. Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е. М. Бабосов. Мн.: «ТетраСистемс», 2004. — 224 с.
  15. БаоОу. Инновация движущая сила развития китайского общества в современную эпоху // Проблемы Дальнего Востока. — 2002. — N 4. — С.95−109.
  16. A.A. Технологии анализа данных: DateMlning, VisualMining, TextMining, OLAP/ A.A. Барсегян, М. С. Куприянов, В. В. Степаненко и др. 2-е изд., БХВ-Петербург, 2007.-384с.
  17. Л., Гимпельсон В. Е. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 44 с.
  18. A.A., Белокрылова О. С., Кетова Н. П. Рынок труда региона и его институциональная организация. Ростов н /Д: Изд. РГУ, 2003. -160 с.
  19. О.С., Скорев М. М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. — Т. 1. — № 2. — С. 76−83.
  20. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Г. И. Беляев, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко и др/. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2002.- 182 с.
  21. С.А. Совершенствование системы управления сферой образования Российской Федерации на основе использования методов функционального моделирования. Автореф. дисс.. докт. экон. наук. М, 2009 — 47 с.
  22. М.Д., Фурсов К. С. Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы: тезисы междунар. научно-практ. конференции. 21 декабря 2006 г. М., Изд-во СГУ, 2006/ - С. 20−22.
  23. Бестужев-Лада И. В. Будущее предвидимо, но не предсказуемо: эффект Эдипа в социальном прогнозировании // Пределы предсказуемости. М.: Центр. Ком., 1997. — С. 201−220.
  24. Бир С. Мозг фирмы: пер. с англ./ предисл. Л. Н. Отоцкого. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.- 416с.
  25. O.A. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. Томск.: изд. ТГУ, 2004. — 152 с.
  26. С.Н. На пути к обществу, основанному на знаниях: доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004 // Безопасность Евразии. 2004. -N 4. — С.91−163.
  27. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. -М.: Мир, 1974. Вып. 1 -406 е.- Вып. 2 — 195 с.
  28. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 688 е.: ил.
  29. В.А., Маркин В. И. Введение в логику. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 560 с.
  30. Социальная информатика: Основания, методы, перспективы. / В. Б. Бритков, A.A. Давыдов, Т. И. Жуков и др. / отв.ред. Н. И. Лапин М.: Еди-ториал УРСС, 2003. — 216с.
  31. A.B. Методология экономико-статистической оценки и моделирования качества высшего образования с учетом критерия занятости, автореф. дис.. д. э. н. Самара, 2009. — 35 с.
  32. Человеческий капитал для социогуманитарного развития / В. В. Бушуев, B.C. Голубев, A.A. Коробейников и др. М.: ИАЦ «Энергия», 2008.-96 с.
  33. Ю.Б., Михайлов М. В., Хованов Н. В. Оценка деятельности субъектов учебного процесса // материалы конференции КС и УМО вузов в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. Инф. Бюллетень. № 6. -Спб., 2005. — С. 42−51.
  34. Ю.С., В.В. Глухов, М. П. Федоров. Экономика и организация управления вузом: учебник / под ред. В.В. Глухова.- СПб.: Изд-во «Лань», 2004.- 608 с.
  35. В.Н. и др. О математических моделях оптимального управления системой подготовки специалистов. Петрозаводск: изд-во Петр. ГУ. 1997.-267 с.
  36. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. -N 6. — С. 115−121.
  37. А.Б. Проблемы реформирования системы оплаты труда в образовании и экономика знаний // Экономика образования. 2004. -N 3. — С.43−62. 1
  38. Возрождение экономики России: Путь в XXI в. / В. П. Логинов, И. Р. Курнышева, Ю. И. Соколов и др. / отв. ред. Логинов В.П.- Рос. акад. наук, Ин-т экономики. М.: Наука, 2000. — 269 с.
  39. Всемирный доклад по образованию 2007. Сравнение мировой статистики в области образования. Монреаль: Институт статистики ЮНЕ-СКО"2007. — 204 с.
  40. В.Н., Денисов A.A., Темников Ф. Е. Методы формализованного представления систем: учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1993. -107 с.
  41. В.Н. Постепенная формализация моделей принятия решений. СПб.: Изд. политехи, ун-та, 2006. — 120 с.
  42. В.Н., Денисов A.A. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов. М., 2010. — 679 с.
  43. В.В., Скорев М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. — Т. 1. — № 4. — С. 55−63.
  44. А.Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. — М.: Эксмо, 2008. 400с.
  45. Выбор профессии: чему учились и где пригодилось? / В.Е. Гим-пельсон, Р. И. Капелюшников, Т. С. Карабчук // Экономический журнал ВШЭ. -2009.-Т. 13,-№ 2.-С. 172−216.
  46. .В. Ученый, учитель, гражданин // матем. в шк. 1990. — № 5. — С. 56−59.
  47. В.Н. Три подхода к управлению знаниями в ходе трансформации современной экономики. М.: КДУ, 2009. — 282 с
  48. О.М. Модели и методы управления системой образовательных услуг высшей школы в регионе, автореф. дис.. д.э.н. Краснодар, 2003.-47 с.
  49. О.М. Рыночные механизмы управления образовательной деятельностью: методология формирования. — М.: Финансы и статистика, 2001. 256с.
  50. Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп: 2002. — 360 с.
  51. Г. В., Захарова E.H., Гинис JI.A. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2005. 288с.
  52. Г. В., Кацко С. А., Новиков К. С. Человеческий капитал экономически активного индивида методические аспекты изучения // труды КГАУ. — Вып. 5(26). 2010. — С. 23−28.
  53. Г. В., Лыпарь Ю. И., Кацко С. А. и др. Интеллектуализация решения информационно сложных задач дискретного программирования повышенной размерности / // Управление большими системами. М., 2010. — № 5.
  54. Г. В., Захарова E.H. Когнитивное моделирование в социально-экономических системах. Майкоп, 2010. — 253 с.
  55. О. А. Математические модели управления качеством образовательного процесса в вузе с активной оптимизацией. РГПУ, 2006. — С. 77−108.
  56. О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям. Краснодар: КубГАУ, 2009 — 395 с.
  57. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
  58. К. Средние величины. М.: Статистика, 1970. 447 с.
  59. Доклад о мировом развитии 2007: доклад Всемирного банка. М., 2007.-С. 322−323.
  60. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 / под общей ред. С. Н. Бобылева. -М., 2010. 180 с.
  61. С., Жуков И. Россия: Ухабистый путь к «экономике знаний» // Эхо планеты. 2007. -N 37. — С.20−23.
  62. К., Введение в эконометрику: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.-402 с.
  63. Дистанционное образование в странах мира: масштабный фактор / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская и др. //Трансграничное образование: современные реалии и перспективы: науч. тр. СГА. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 11−39.
  64. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ, 3-е изд.: пер. с англ. М., Издательский дом «Вильяме», 2007. — 912с.
  65. А.И. Инновационная модель организационного управления интеллектуальной компанией: автореф. дис.. д-ра экон. наук. — М.: Изд. «Московский печатник», 2008. 46 с.
  66. A.M., МхитарянВ.С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. — 352с.: ил.
  67. И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов (Статистические методы классификации и измерения связей).-М.: «Статистика, 1997. 144 с.
  68. Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. -Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999. 270 с.
  69. Л.И. Управление занятостью в регионе: теория, методология, инструменты Ростов н/Д: изд-во Ростовского ун-та, 2004. — 240с.
  70. Закон Российской Федерации «Об образовании» (действующая редакция) от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // http:// www.consultant.ru/edu/.
  71. , В.И. Организация системы антикризисного управления региональным АПК. — Ростов-на-Дону: изд-во «Терра», 2002. 116 с.
  72. Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода- изд. 4-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.-264 с.
  73. Измерение в социологии: учеб. пособие / Ю. Н. Толстова. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: КДУ, 2009. — 292 с.
  74. М. Математические методы оптимизации и экономическая теория / Пер. с англ. Г. И. Жуковой, Ф. Я. Кельмана. М.: Айрис-пресс, 2002. — 576 е.: ил.
  75. О.М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. — № 6. С. 4−20.
  76. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М., 2003. — 283 с.
  77. М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  78. С.А. Роль системы образования в формировании интеллектуального потенциала для перехода к экономике знаний // Экономический вестник ЮФУ. Ростов-на-Дону. 2008. — № 6. — С. 49−51 .
  79. С.А. Направления решения проблем математической подготовки сельских школьников в центре предвузовской подготовки (ЦПП) КГАУ // Труды II Всероссийской конференции по социологии села. Краснодар, КГАУ, 2008. — С. 390−395.
  80. С.А. Управление образовательной деятельностью молодежи фактор гарантии трудоустройства. — Личность XXI века: теория и практика: сборник научных трудов. — Вып.З. — Армавир, 2008. — С. 150−156.
  81. С.А. Оценка влияния процесса обучения выпускников на их успешность // труды XIII международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении». Санкт-Петербург, 2009.-С. 349−353.
  82. С.А. Моделирование результатов социологического исследования процесса образования // Молодые голоса в науке. Вып. 15. — Майкоп: АТУ, 2009. С. 13−27.
  83. Katsko I.A., Katsko S.A., Lypar JU.I. Die konstruktiv theoretische Begrundung der Theorie uber die System — und Strukturprojektierung (TSSP) / S.A. Katsko, I.A. Katsko, JU.I. Lypar // Kybernetik® Verlag, № 3, ISSN: 2190−4146.-Hannover, 2010.
  84. Качество, инновации, образование и CALS-технологии: материалы международного симпозиума под ред. д-ра техн. наук, проф. В. Н. Азарова. — М.: Фонд «Качество», 2005. 258 с.
  85. Н.П. Региональная экономика. Ростов нУД: Гефест, 1998. — 178 с.
  86. , О.В. Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки, автореф. дис.. канд. экон. наук. Орел, — 2006. — 25 с.
  87. Г. Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении / Препринт # WP/98/2010 М.: ЦЭМИ РАН, 2010. — 59 с.
  88. Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики.-2004.-N 1.-С. 151−155.
  89. Г. Миссия выполнима // Поиск. 2005.-21 янв. (N 2−3). — С.4.
  90. В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 176 с.
  91. A.B. Оценка частной нормы отдачи образования в России на панельных данных: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции ИТММ -2008. ТГУ, 2008. С. 177−181.
  92. , В.Б. Влияние накопленного человеческого капитала на состояние занятости и уровень заработной платы: на примере г. Ростова-на-Дону: автореф. дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Дону, 2001. -24с.
  93. Краснодарский край в цифрах. 2009: кратк. стат. сб. Краснодар: Краснодарстат, 2010. — 322 с.
  94. М.М. Теория человеческого капитала как приоритетный фактор реформирования экономики//Экономическая теория и хозяйственная реформа: сб. науч. трудов. СПб.: СПбГИЭА, 1995. — С.5−28.
  95. C.B. Организационное поведение: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 272 с.
  96. Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья. М.: МГУП, 2003.-84 с.
  97. Т.И. Модель выпускника подготовительного факультета в пространстве предвузовского математического образования. М.: Ко-мКнига, 2005.-480 с.
  98. В.В. и др. Проблемы обеспечения экономической безопасности сложных социально-экономических систем. Препринт / Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН. М., 2000. — 121 с.
  99. , Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект: сб. / пер. с англ. и нем. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 416 с.
  100. А.Е., Соснина Т. П., Батормина Л. С. О взаимосвязи занятости и заработной платы // Вопросы статистики. 1999. — № 9 — С. 33−36.
  101. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник, изд. третье. М.: Университетская книга, Логос, 2008. — 392 с.
  102. Д.С. Экономический рост и качество экономики / Д. С. Львов. М.: Русская книга, 2004. — 112 с.
  103. Ю.И. Системное проектирование. Функциональный и структурный аспекты: сб. статей, посвященный 50-летию секции «Кибернетика». М.: Изд-во «Политехника», 2006. С. 217−238.
  104. Ю.И. Системно-структурный синтез // Системный анализ и принятие решений: учеб. пособие- Словарь-справочник под общ. ред. В. Н. Волковой и В. Н. Козлова. М. Высш. шк., 2004. С. 427−439 .
  105. H.H., Тхакушинов М. А., Чефранов С. Г. Идентификация рынка: задачи, пути решения, инструментарий. Ростов н/Д.: Изд-во СКНД ВШ, 1999.- 144 с.
  106. H.H., Лябах А. Н. Нетрадиционные страницы менеджмента. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2008 -152 с.
  107. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. Начальный курс. 7-е изд., испр. — М.: Дело, 2005. — 504 с.
  108. В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. — Том 73. С. 450.
  109. В.И. Когнитивные технологии от незнания к пониманию // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций, (CASC'2001) — сб. трудов международной, конф. — Т. 1. — С. 4−18.
  110. A.B., Коротаев A.B. Гипреболический рост в природе и обществе / отв. Ред. H.H. Крадин. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 200 с.
  111. Л.Г. Корпоративный потенциал региона (нормативный подход) // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. — 184 с.
  112. В.М. Развитие человеческого потенциала и стратегия устойчивого развития в XXI веке // Ноосфера. 2002. — № 15. -С. 25−31.
  113. В.Д. Методология систем: вербальный подход, (системные проблемы России) / отд. экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Изд. Экономика», 1999. — 251 с.
  114. О.М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады), 2007, сентябрь-октябрь. № 5.-С. 38−47.
  115. О.М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы. // Платное образование. М., 2008, № 1−2, с.22−29
  116. Л.Н., Шевцова М. В. Трудоустройство выпускников. Метод исследования. Томский государственный университет. ЦСТВ
  117. А. С., Кандрашина Е. Ю. Эскиз модели пространства в системе представления знаний о действительности. Препринт N 368. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1982.
  118. B.C. Избранные произведения в 6 томах. Т. 3. Экономика и математические методы. М.: — Наука, 1967. — 490 с.
  119. A.C. Недоопределённые модели и операции с недо-определёнными значениями. Препринт ВЦ СО СССР. 1982. № 400.
  120. Л.И., Полякова Е. М. Индекс развития человеческого потенциала: сравнительный статистический анализ //Учет и Статистика, № 1 9., 2007. Ростов-на-Дону. С. 216−226.
  121. A.M., Новиков Д. А. Методология: Синтег, М.: 2007 — 660 с.178
  122. , А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2006. — 611 с.
  123. , Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  124. В.В., Гаврилов В. И. Оптимизация по последовательно применяемым критериям. — М.: Сов. Радио, 1975. — 192 с.
  125. Д. Математика и правдоподобные рассуждения- перевод с англ. М.: Наука, 1975 — 462с.
  126. Прикладная информатика: справочник- учеб. пособие / под ред. В. Н. Волковой и В. Н. Юрьева. — М.: Финансы и статистика- ИНФРА-М, 2008.-786с.: ил.
  127. И. Теория измерений / Перевод с англ. М., Мир, 1976.-240 с.
  128. Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного рейтинга. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А //Социология образования. М., 2008, — № 2. С. 4−16.
  129. Россия в международном исследовании PISA-2006. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. // Социология образования. М., 2008.-№ 5. С. 4−17.
  130. Россия в цифрах, 2010: Кратк. стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 558 с.
  131. Российское образование в контексте международных показателей. 2004. Сопоставительный доклад. /М.Л. Агранович, A.B. Полетаев, A.B. Фатеева М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 38.
  132. Системный анализ и принятие решений: Словарь- справочник: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова М.: Высш. шк., 2004−616с.
  133. М.М. Информация, знания и образование как факторы экономического развития // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. № 4. — Ростов н/ Д, 2003. — 77−82 с.
  134. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высш. шк., 2001.-343 с.
  135. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект / под ред. М. А. Боровской. Таганрог: ТРТУ, 2005. — 274 с.
  136. В.Н. Основы системного анализа: учеб. пособие.
  137. СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. 326 с. t
  138. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. пер. с англ./ под ред. Ллойда Э., Ледермана У., Айвазяна С. А., Тюрина Ю. Н. М.: Финансы и статистика, 1990. — 526 с.
  139. Стратегический ответ России на вызовы нового века / под. общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — С.72.
  140. Е.Д. Комплекс экономико-математических моделей обеспечения потребительского качества функционирования системы поддержки принятия решений при управлении процессами бюджетного регулирования. дис.. д-ра. экон. наук. Ростов н/Д, 2005. — 430 с.
  141. Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие.-М.:КНОРУС, 2010.-224с.
  142. Э. Третья волна.-М.: Изд-во «ACT», 1999.- 261с.
  143. Э.А. Компьютерные методы реализации экономических и информационных управленческих решений. В 2-х томах. -М.:СИНТЕГ, 2009, Т. 1. 172с., Т. 2 — 224 с.
  144. Ю.Н. Школа вуз: разрыв увеличивается? (Размышления социолога-преподавателя) // Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал. — М.: Наука, 08/2005. — № 8. — С. 107−116 .
  145. Т.Н. Образовательная диагностика. Шкалирование и многомерный анализ. М.: МГУП, 2007. — 206 с.
  146. Факторы экономического роста в регионах РФ / С. Дробышев-ский и др. ИЭПП, 2005. — 278 с.
  147. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ.
  148. А.Т. Наглядная геометрия и топология: Математические образы в реальном мире. — 2-е изд. М.:1998.- 416с.
  149. Формирование заработной платы: взгляд сквозь призму профессий // Вопросы экономики. № 10. — 2007. — С. 52−74.
  150. Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования // Вестник Московского городского педагогического университета. 2002. -N 2. -С.148−155.
  151. А. Объединить потенциал образования и науки для создания общества знаний // Almamater = Вестник высшей школы. 2004. -№ 3. — С.8−12.
  152. С.Д. Количественный анализ социальных явлений: Проблемы и перспективы / отв. ред. Г. М. Идлис. Изд. 3-е. — М.: КомКнига, 2010. — 280 с.
  153. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.- 191 с.
  154. C.B. Детерминационный анализ социально-экономических данных. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. — 168 с.
  155. C.B. Феноменология диалогов в гештальт-теории, математике, логике. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 160 с.
  156. Ш., Чаула С. Основы пространственных баз данных. /Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 336 с.
  157. Д. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство: пер. с англ. М.:000 «И.Д.Вильямс», 2007. — 304с.
  158. Эконометрика: учебник / И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Т. В. Костева и др.- под ред. И. И. Елисеевой. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. 576 е.: ил.
  159. Р.Х. Городская структура / Математическое моделирование / пер. с англ. Под ред. Ю. П. Гупало. М.: Мир, 1979. — С. 235−248.
  160. Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. Изд. 2-е. М.: Красанд, 2010. — 320 с. Изд. 2-е. — М.: КРАСАНД, 2010. — 320 с.
  161. Brock D. Wirtschaft und StaatimZeitalter der Globalisierung: Von NationalenVolkswirtschaftenzurglobalisiertenWeltwirtschaft // AusPolitik u. Zeitgeschichte. Bonn, 1997.-N 33/34.-S. 12−19.
  162. Cope M. Know your value? Value what you know. L., 2000. — 240 p.
  163. Daum J.H. Intangible Assets and Value Creation. Chichester, 2003.421 p.
  164. Education at a Glance: OECD Indicators 2007 Edition, table Al .3a.1. P. 38.
  165. Kluge J. Knowledge Unplugged: The McCinsey& Company global survey on knowledge management / Kluge J., Stein W., Licht Т. -N.Y., 2001. 213 p.
  166. Knowledge Horizons: the present and the promise of knowledge management. Boston: Butterworth-Heinemann, 2000. — 334 p.: ill.
  167. Mastering Information Management. Financial Times Complete MBA Companion in Information Management / edited by A. Marchand, T.H.Davenport and T.Dickson. L., 2000. — 362 p.
  168. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N. Y.: Columbia University Press, 1974 168 p.
  169. Quinn J.B. Intellect Enterprise. A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. New York- London, 1992. — 473 p.
  170. Skyrme D. Capitalizing on Knowledge. From e-business to k-business. Oxford, 2001 — 331 p.
  171. Stuart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. -New York: Doubleday / Currency, 1997. 278 p.
  172. Technological change, economic development and space / Bertuglia C.S. et al. Berlin: Springer, 1995. — XVI, 354 p.
  173. Toffler A. Power Shift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. N.Y., 1990. — 601 p.
  174. , A. &Cervenan, A. Global Higher Education Rankings 2005. Toronto: Educational Policy Institute, 2005. 77 p.
  175. Бестужев-Лада И. Три кита Kapbepbi. URL: http://www.astera.ru/news/
  176. Доклад о развитии человека 2007/08. С.355−356. Сайт ООН. URL: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007−20Q8/chapters/russian/
  177. Когнитивное моделирование и анализ / ИЛУ РАН 51 -сектор. URL: http://ipu51 .chat.ru/proiects.htm.
  178. Ю. Обзор алгоритмовМОЬАР. URL: http://citforum.iii/consulting/BI/molapoverview/
  179. Г. Г., Подлазов А. В. ЕГЭ УГРОЗА ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВУ, ГОСУДАРСТВУ. RL: http://spkurdyumov.narod.ru/malpodl2.htm
  180. С. От «информационного общества» к «экономике знаний». URL: http://www.polit.nnov.ru/2005/06/23/knowledge/
  181. Сайт государственного комитета по статистике Российской Федерации. URL: http//www.gks.ru.
  182. Сайт исследовательского центра портала SuperJob.ru. URL: http // www.Superjob.ru.
  183. В.М. Экономика знаний. Роль образования и науки в современном мире». URL: http://www.igpi.ru/center/seminars/party6−09 02/party 6−09 02-sergeev.html.
  184. Центр оценки качества образования ИСМО РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06 part. htm, декабрь 2007
  185. Academic Ranking of World Universities 2007. URL: http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm.
  186. Bohm, Davis, Meares and Pearce. GLOBAL STUDENT MOBILITY 2025: Forecasts of the Global Demand for International Higher Education. URL: http://www.aiec. idp.com/PDF/Bohm2025Mediap.pdf.
  187. OECD Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistics. Statlink. URL: http://dx.doi.org/10.1787/505 880 311 822.
  188. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World.
  189. URL: http.7/www.pisa.oecd.org/document/2/0,3343,en 32 252 351 32 236 191 39 718 850 1 1 1 L00.html.
  190. Webometrics Ranking of World Universities.2008.. URL: http://www.webometrics.info/aboutrank.html.
  191. World Higher Education Database (WHED) — Всемирная база данных по высшемуобразованию. ЦИЬ: http://www.unesco.org/iau/onlinedatabases/
  192. Human Development Report Qffice2007/2008 Report. Human development index. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  193. Times Higher Education Supplement 2007. URL: http://www.thes.co.uk/
  194. Сайт Statistica. URL: http://www.statsoft.ru
  195. Сайт системы Poly Analyst. URL: http:// www, megaputer. ru
  196. Сайт DA CHCTeMbi. URL: http://www.context.ru/
Заполнить форму текущей работой