Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение конкурентоспособности гостиничного предприятия промышленного центра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации выявлены основные тенденции в развитии рынка гостиничных услуг в условиях крупного промышленного центра. Во-первых, появление на рынке новых гостиниц, построенных с использованием современным технологий и в соответствии с международными стандартами. Гостиницам же так называемого «советского образца» сложно выдерживать конкуренцию по отношению к вновь созданным. Во-вторых, выход… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-организационные аспекты функционирования гостиничного предприятия в конкурентной среде
    • 1. 1. Конкурентоспособность в гостиничной индустрии
    • 1. 2. Формирование конкурентной стратегии гостиницы в условиях промышленного центра
  • Глава 2. Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия
    • 2. Л Особенности функционирования гостиничного предприятия в условиях крупного промышленного центра
      • 2. 2. Разработка методики оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия
  • Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия
    • 3. 1. Выявление организационно-экономических условий обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия
    • 3. 2. Обеспечение конкурентоспособности гостиницы в условиях промышленного центра

Обеспечение конкурентоспособности гостиничного предприятия промышленного центра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Гостиничный бизнес является одним из самых крупных и интенсивно развивающихся в мире. Сегодня в период постиндустриальной экономики сфера услуг (в том числе и гостиничный бизнес) занимает все большую долю в ВВП. Кроме того, в связи с большой трудоемкостью в гостиничной индустрии занято большое количество населения. Так, например, в США в гостиничном бизнесе занято более 10 миллионов человек. В более чем половине штатов — это крупнейшая отрасль экономики, ежегодно поставляющая товаров и услуг более чем на $ 400 млрд.

Многие эксперты прогнозируют на ближайшее время небывалый рост гостиничной индустрии в России. Причины подъема называют разные, но главная и общая в том, что сегодня в стране имеется большое количество финансовых ресурсов, а секторов экономики, оптимально сочетающих риски с эффективностью инвестиций, не так уж много. Инвесторы, работавшие в секторе недвижимости, уже обратили свои взгляды на смежные сферы, среди которых гостиничное направление выглядит весьма привлекательным. С развитием рыночных отношений, международных партнерских связей, с увеличением и расширением сферы производства и потребления растут требования, предъявляемые к качеству сферы обслуживания, в том числе и к предоставлению гостиничных услуг.

Проблема конкурентоспособности на российском рынке гостеприимства стоит достаточно остро, поскольку отечественные предприятия не являются конкурентоспособными по многим показателям. Так, например, качество гостиничных услуг и уровень сервиса зачастую остается очень низким (не говоря о сравнении с зарубежными гостиничными предприятиями). Сложность в оценке изменений потребностей клиентов, динамичность конъюнктуры рынка и обуславливают необходимость выбора такой стратегии бизнес-деятельности,.

1 Тимохина T.JI. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. — М.: ООО «Книгодея»: МАТГР, 2005. — с 4. которая минимизирует ошибки в управлении, улучшает финансовое состояние и конкурентоспособность.

На сегодняшний день все еще актуальным остается вопрос повышения конкурентоспособности экономики РФ. Поскольку в экономике все взаимосвязано: если низка конкурентоспособность страны, не происходит притока капитала, отсутствует прогресс и эффективное воспроизводство, не достаточно средств на образование, здравоохранение и т. д. Залогом же повышения конкурентоспособности страны является повышение конкурентоспособности организации (в том числе и производимых ею товаров и услуг).

В России конкурентная борьба среди представителей малого и среднего бизнеса, зачастую, напоминает бой вслепую. Крайний дефицит достоверной рыночной информации делает оценку конкурентных позиций затруднительной. Для современной экономики с огромным теневым сектором получение такой информации из доступных официальных источников невозможно, а проведение собственными силами маркетинговых исследований потребует значительных затрат.

Для того, чтобы своевременно отслеживать изменение ситуации на рынке, необходима простая и эффективная система мониторинга конкурентоспособности всех участников 2.

Таким образом, перед руководителями гостиничных предприятий стоит вопрос о создании такой модели управления, которая учитывала бы изменяющуюся рыночную ситуацию и способствовала повышению их собственной конкурентоспособности.

Представления об управлении организацией на протяжении времени менялись существенно. Основы их были заложены Э. Демингм, Д. Джураном, А. Смитом, Ф. Тейлером, А. Файолем, и другими. Так, некоторые ученые начинали с управления качеством, а затем переходили к всеобщему Головин И. В. Разработка конкурентных стратегий. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. управлению организацией. Многие из подходов, разработанных американскими специалистами, были успешно применены в Японии после второй мировой войны и преобразованы в подход к управлению организацией, названный всеобщим управлением качеством. В США в 1987 г. на основе достижений своих соотечественников, а также японского опыта, принята модель управления, описанная критериями премии качества имени М. Болдриджа. Сегодня в менеджменте приоритетными являются теории человеческого капитала, интеллектуального капитала и маркетинговые подходы к управлению.

Степень разработанности проблемы. Вклад в исследование проблемы и развитие теории конкуренции и конкурентоспособности внесли классики политической экономики — А. Смит, Д. Риккардо,.

К. Маркс. Различные теоретико-методические подходы в данной области имеются в трудах Е. Альтмана, Ж. Д. Робинсона, Ф. А. Хайека, П. Хейне, Й. Шумпетера. Среди ученых, осветивших проблемы стратегического развития и управления организацией в конкурентной среде, можно выделить И. Ансоффа, Дж.К. Грейсона, К. Дела, Ф Котлера, К. Лавлока, М. Мексона М. Портера, А.Дж. Стрикленда, А. А. Томпсона и др.

Среди российских ученых вопросы научно-методического обеспечения управления конкурентоспособностью освещают Г. Л. Азоев, В. Т. Денисов, Т. А Сергиенко, Р. А Фатхутдинов, А. Ю. Юданов, и др.

Анализу конкурентоспособности продукции и фирмы посвящены труды В. Л. Белоусова, А. Н. Глухова, И. В. Головина, Н. К. Моисеевой, Ю. Б. Рубина.

Исследования в области экономики гостиничного бизнеса нашли отражение в работах российских ученых: Э. И. Быковой, Ю. Ф. Волкова, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Н. П. Куракиной, А. Л. Лесника, А. В. Чернышева, П. П. Чуваткина. Вопросы маркетинга и менеджмента в индустрии гостеприимства рассматриваются в работах: В.В. Богалдин-Малых, Н. А. Восколович, В. Г. Гуляева, Е. А Джанджугазовой, Н. И. Кабушкина, С. В. Калашникова и др.

Некоторые аспекты проблем конкуренции в гостиничном бизнесе и конкурентоспособности гостиничных предприятий рассматриваются в специализированных периодических изданиях. Однако практически отсутствуют научные публикации или монографии, содержащие теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью гостиничного предприятия.

Актуальность темы

исследования обусловлена противоречием между развитием процессов формирования конкурентной среды на рынке гостиничных услуг в крупных промышленных центрах и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности гостиничных предприятий.

Недостаточная проработанность вопросов управления конкурентоспособностью гостиничных предприятий крупных промышленных центров и большая практическая значимость обусловили выбор темы, цель, задачи и основные направления диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать теоретические и методические подходы к обеспечению конкурентоспособности гостиничного предприятия крупного промышленного центра.

Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1) выявить специфику типизации гостиничных предприятий в условиях крупного промышленного центра;

2) показать динамику рынка гостиничных услуг применительно к особенностям крупного промышленного центра;

3) разработать методические подходы к оценке конкурентоспособности гостиничного предприятия;

4) обосновать направления обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия крупного промышленного центра.

Объектом исследования являются гостиничные предприятия, функционирующие в промышленных центрах Российской Федерации.

Предмет исследования — организационно-экономические и социальные аспекты обеспечения конкурентоспособности гостиничных предприятий в российских регионах.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики сферы услуг, теории управления, маркетинга, конкуренции и конкурентоспособности предприятий.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные документы Российской Федерации, статистические данные Российской Федерации в целом и Пермского края, специальная литература и публикации периодической печати, материалы научных конференций, а также результаты проведенного автором выборочного обследования, в ходе которого было опрошено 638 человек. Выборка — случайная вероятностная: опрашивались только клиенты, проживающие в отелях г. Перми, а также 472 сотрудника принимающих/отправляющих организаций.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнена типизация и классификация гостиничных предприятий, что позволяет уточнить критерии конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг и учесть специфику отдельных видов услуг, показано место и значение бренда, качества обслуживания, цены в формировании конкурентоспособности гостиничных услуг.

2. Выявлены на основе анализа статистических данных и материалов выборочного обследования особенности и тенденции изменения рынка гостиничных услуг в пределах крупного промышленного центра, состоящие в ограниченной сегментации контингентов потребителей, наложении внутригодовой сезонности и сезонности по дням недели в колебании спроса на услуги размещения, замене устаревших традиционных типов гостиниц на современные по техническому оснащению, менеджменту и комфортабельности.

3. Обоснован методический подход к оценке конкурентоспособности гостиничного предприятия, базирующейся на комплексном сочетании маркетинга, менеджмента и управления персоналомпредложен обобщающий аналитический показатель конкурентоспособности гостиницы, что позволило уточнить направления маркетинговой стратегиипроведен факторный анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия.

4. Разработаны рекомендации по обеспечению конкурентоспособности гостиничного предприятия, включающие: организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятияэтапы внедрения механизма в деятельность гостиницыстандарты процессов производства и предоставления гостиничных услугсистему обучения персонала гостиницыпрограмму мотивации персоналамеханизм осуществления закупочной деятельностисистему контроля качества услуг в гостинице.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что теоретические разработки используются в процессе преподавания экономических дисциплин «Менеджмент туристско-гостиничных предприятий» и «Экономика сферы услуг» в Пермском государственном институте искусства и культуры и «Маркетинг сферы услуг» в Государственном университете Высшая школа экономики (филиал г. Пермь). Полученные результаты могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при уточнении экономической политики развития сферы платных услуг.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Социально-культурное пространство: традиции, опыт, инновационные модели» (Всероссийская научно-практическая конференция 2008 г.) г. Пермь- «Культурологическое образование: современные тенденции и исторические перспективы» (Всероссийская научно-практическая конференция 2007 г.) г. Пермь- «Гостиничный бизнес: опыт, проблемы, перспективы» (научно-практическая конференция 2006 г.) г. Екатеринбург;

Структура работы. Структура диссертации определяется логикой научного исследования и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 21 рисунком и изложена на 159 страницах машинописного текста.

Заключение

.

В заключении еще раз отметим актуальность темы диссертационного исследования, которая обусловлена противоречием между развитием процессов формирования конкурентной среды на рынке гостиничных услуг в крупных промышленных центрах и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности гостиничных предприятий. В результате гостиничные предприятия, обладающие преимуществами (стратегическими факторами успеха), проигрывают в конкурентной борьбе.

В диссертации выявлены основные тенденции в развитии рынка гостиничных услуг в условиях крупного промышленного центра. Во-первых, появление на рынке новых гостиниц, построенных с использованием современным технологий и в соответствии с международными стандартами. Гостиницам же так называемого «советского образца» сложно выдерживать конкуренцию по отношению к вновь созданным. Во-вторых, выход на региональные рынки российских и международных гостиничных сетей, что затрудняет деятельность автономных гостиниц и снижает их конкурентоспособность. Это происходит в связи с тем, что в сетевых гостиницах уровень затрат значительно ниже, существуют единые системы бронирования, а также разработаны системы стандартов обслуживания, что повышает качество предоставляемых услуг. Современные тенденции развития гостиничного бизнеса обусловливают поиск путей повышения эффективности бизнеса. Глобализация и концентрация гостиничного бизнеса проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных цепей. В-третьих, гостиницы, ранее принадлежавшие определенным предприятиям, организациям и ведомствам, на сегодняшний день утратили свою актуальность. Возникает вопрос выживания таких гостиниц, приспосабливания к рыночным условиям, необходимости формирования контингента потребителей и осуществления сбыта гостиничного продукта. Но не только ведомственные гостиницы испытывают трудности в современных условиях, также часть приватизированных гостиниц, находящихся под управлением частного лица, либо акционерного общества не выдерживают конкуренции по отношению к гостиницам с иностранным менеджментом. В-четвертых, утрачивают свою актуальность гостиницы так называемого «широкого профиля», поскольку невозможно удовлетворить потребности всех категорий клиентов Отели должны реально оценивать свои возможности при определении основных сегментов рынка. Гостиница должна работать с теми группами клиентов, которых в наибольшей степени удовлетворяет уровень предлагаемого сервиса, но также при этом не оставлять без внимания те сегменты рынка, где уровень конкуренции не очень высок, давая тем самым себе возможность занять рыночную нишу. Предложение размещения очень широкому кругу клиентов ушло в прошлое, поскольку отсутствие направленности деятельности гостиницы на целевой сегмент создает проблему менеджменту предприятия при разработке конкурентной стратегии. В основу специализации гостиничных предприятий должны быть положены целевые сегменты рынка. Этот принцип очень важен при создании и управлении комплексом услуг гостиниц делового назначения.

Кроме тенденций развития, в диссертации выявлены особенности рынка гостиничных услуг в условиях крупного промышленного центра и разработаны организационно-экономические аспекты обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия.

Особенностями рынка гостиничных услуг в городах-промышленных центрах является: локальный характер конкуренции, сезонность в деятельности гостиниц и особенности в потребностях рыночного сегмента.

В отличие от гостиниц курортных городов или культурно-исторических центров, здесь гостиничные предприятия конкурируют между собой в рамках одного города. Тогда как, например, гостиницы города Сочи конкурируют с гостиницами городов Краснодара, Ялты, Анталии и др., а гостиницы Москвы конкурируют с гостиницами Санкт-Петербурга и других мировых культурно-исторических центров.

Одной из важнейших особенностей управления гостиничным предприятием крупного промышленного центра является сезонность. Помимо годовой сезонности, в деятельности бизнес-гостиниц можно проследить сезонные колебания в течение недели. Ввиду сезонного колебания в течение недели средний уровень занятости номеров составляет только 66%, несмотря на то, что во вторник и среду этот показатель составляет более 90%.

Другой особенностью сферы гостеприимства в крупном промышленном центре является целевой рынок. Потребителями гостиничных услуг в таких городах являются в основном бизнес-клиенты. Для гостиниц мегаполиса, не являющегося культурно-историческим центром можно выделить следующие основные сегменты: группы (корпорации, ассоциации) и индивидуалы (государственные служащие, клиенты краткосрочных и долгосрочных городских конференций, служебные командировки и прочие.

Поскольку мы имеем дело с бизнес-туризмом, то для клиентов гостиниц бронируют номера либо уполномоченные сотрудники компании, либо приглашающая сторона. Таким образом, несмотря на предпочтения клиента, окончательный выбор за него делает предприятие. Бронированием номеров для клиентов занимаются сотрудники, как принимающей компании, так и сотрудники предприятия клиента.

Таким образом, для повышения эффективности функционирования гостиничного комплекса крупного промышленного центра в условиях развивающейся конкуренции необходимо осуществлять: а) исследование потребностей сегмента, б) удовлетворение потребностей клиентов гостиниц, завоевание их лояльности, в) улучшение уровня качества услуг при сохранении адекватной стоимости, г) постоянное осуществление контроля качества предоставляемых услуг и бизнес-процессов гостиницы, д) проведение мероприятий, направленных на уменьшение влияния сезонности на работу гостиничного предприятия, е) налаживание договорных отношений с предприятиями и разработка системы лояльности (материального и нематериального характера), ж) внедрение новых технологий в индустрии — гостеприимства.

Кроме того, конкурентоспособность гостиничного предприятия рассматривается как фактор повышения эффективности гостиничного бизнеса. Эффективность предприятия гостиничного бизнеса подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на качественное достижение этих результатов. Эффективность, прежде всего, отражает степень достижения преследуемых целей. Поскольку конечным результатом всех действий менеджмента гостиничного предприятия является увеличение прибыли, то эффективность рассматривается как отношение прибыли к затратам на мероприятия по ее увеличению. Кроме того, в данной работе предполагается увеличение прибыли не в краткосрочном периоде, а обеспечение эффективности в долгосрочной перспективе.

Повышение эффективности гостиничного предприятия возможно в нескольких направлениях: 1) увеличения выручки «от реализации, что обеспечивается увеличением загрузки номерного фонда (одним из показателей эффективности деятельности гостиницы является коэффициент загрузки номерного фонда) — 2) снижения затрат- 3) повышение цены на гостиничные услуги (что практически невозможно в условиях конкуренции).

Проведен факторный анализ критериев конкурентоспособности. В результате чего выявлены следующие критерии: а) ключевые факторы успеха: выгодное месторасположениесила торговой маркиширокий спектр дополнительных услугквалификация персоналаналичие клиентского портфеляуровень технического оснащенияспособность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуациюб) критерии качества: чистота уборки номеровприветливость (доброжелательность) персоналаскорость оказания услугкачество оказания услугсостояние МТБналичие необходимого оборудования в номерах (чайник, фен, подключение к сети Интернет и др.) — наличие оборудования для организации и осуществления бизнес-деятельности в отелекачество блюд и напитков в ресторанах (кафе) гостиницыв) критерии ценообразования: ценовая политика, сокращение затрат, предоставление скидокг) критерии стимулирования сбыта: рекламная деятельность, PR-деятельность, формирование лояльности потребителей, формирование имиджа, заинтересованность персонала.

Повышение конкурентоспособности гостиничного предприятия связано, прежде всего, с возможностью ее оценки. В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. В развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. Ни одна из них без изменения не может быть применима к оценке предприятия гостиничного бизнеса, в силу особенностей данной сферы деятельности. Учитывая все достоинства и недостатки изученных методик и особенности функционирования предприятий индустрии гостеприимства, в диссертационном исследовании предлагается методика оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия.

Предложенная методика оценки конкурентоспособности гостиничного комплекса отражает основные положения маркетингового, системного и процессного подходов. Для проведения исследования по данной методике используется доступная информация и, кроме того, не предполагается значительных финансовых и временных затрат.

В результате оценки конкурентоспособности гостиничных предприятий г. Перми выявлено следующее: несмотря на первое место, занимаемое по показателям ключевых факторов успеха гостиница «Урал» занимает лишь третье место в результате оценки качества услуг.

По результатам и на основании проведенного анализа с учетом факторов внешней, внутренней среды и оценки силы конкуренции в отрасли, менеджменту гостиничных предприятий рекомендуется приступать к разработке конкурентной стратегии. В данном случае рекомендована стратегия концентрации на целевом рынке с использованием прямых и одноуровневых каналов сбытав маркетинге отношений — стратегия удержания клиентов, установление долгосрочных партнерских взаимоотношений на основе маркетинга взаимодействияв менеджменте доходности — стратегия дифференциации цен на основе длительности использования услуги и предварительности заказов.

На основе результатов анализа внешней и внутренней среды и анализа конкурентоспособности гостиничного предприятия менеджментом принимаются стратегические и оперативные управленческие решения относительно: а) совершенствования организационной структурыб) мотивационной деятельностив) разработки дополнительных и корректировки существующих организационных, распорядительных и регламентирующих документовг) системы стимулирования работы персоналад) совершенствования существующих и разработки новых программ лояльности клиентове) внедрения системы повышения рентабельности и прибыльности.

В результате реализации принятых руководством решений повышается конкурентоспособность гостиничных услуг, создается положительный имидж гостиничного предприятия в глазах общественности, поставщиков, t посредников и потребителей. Кроме того, принятые на основании маркетинговых исследований управленческие решения позволяют гостиничному предприятию работать в соответствии с существующим (выбранным) сегментом рынка.

Все это ведет к повышению конкурентоспособности гостиничного предприятия в целом и, следовательно к увеличению доли рынка и более полному использованию номерного фонда.

Таким образом, в диссертации выявлены организационно-экономические условия обеспечения конкурентоспособности гостиничного комплекса и разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности гостиничного предприятия крупного промышленного центра.

Данные рекомендации объединены в следующие разделы: а) этапы внедрения организационно-экономического механизма в деятельность гостиничного предприятияб) стандарты процессов производства и предоставления гостиничных услугв) система обучения персонала гостиницыг) программа мотивации персоналад) механизм осуществления закупочной деятельностие) система контроля качества.

В условиях г. Перми для гостиницы «Прикамье» разработаны следующие стратегии: стратегия концентрации на целевом рынке с использованием прямых и одноуровневых каналов сбытав маркетинге отношений — стратегия удержания клиентов, установление долгосрочных партнерских взаимоотношений на основе маркетинга взаимодействияв менеджменте доходности — стратегия дифференциации цен на основе длительности использования услуги и предварительности заказов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104, от 15.09.2000 N 693, от 01.02.2005 N49)
  2. ГОСТ 12.1.004−95 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
  3. ГОСТ 17.1.3.13−86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнений
  4. ГОСТ 17.4.3.04−85 Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений
  5. ГОСТ 2874–82 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством
  6. ГОСТ Р 50 646−05 Услуги населению. Термины и определения
  7. СНиП 2.04.05−91 Отопление, вентиляция и кондиционирование
  8. ГОСТ Р ИСО 9004−20 001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности /Госстандарт России. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  9. ГОСТ Р ИСО 9004−20 001. Системы менеджмента качества. Требования /Госстандарт России. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  10. Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. 544с.
  11. Е.К., Швец В. Е. Самооценка организационного профиля компании и СМК // Методы менеджмента качества. 2005. № 1. — С. 4−10.
  12. . Эффективное управление персоналом / Боб Адаме- пер. с англ. А. Г. Вронской. -М.: ACT: Астрель, 2006. -362с
  13. Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии // Стандарты и качество. 2001. — № 2. С. 46−51.
  14. Г. П., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Типография «Новости», 2000. 157с.
  15. Академия рынка: Маркетинг. М: Экономика, 1993. — 572 с.
  16. И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие/ Алешина И. В. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 456 с.
  17. Анализ финансово-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий: Учебное пособие / Э. И. Быкова, А. В. Войц /Под «ред. Н. П. Куракина. М.: ООО «АС ПЛЮС», 2003. — 100с.
  18. О. Д. Психология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие/ О. Д. Андреева. М.: Инфра-М-Норма, 1997. — 224 с.
  19. В.Д. Россия в мировой экономике/ Андрианов В. Д.: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2002. — 400с.
  20. .А. Высший менеджмет для руководителя: Учеб. Пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. 136с.
  21. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 214с.
  22. О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2006. 240с.
  23. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова С. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2001. — 512с.
  24. С.И. Гостиничное хозяйство. Организация. Управление Обслуживание / Байлик С. И.: Учеб.пособие. М.: Вира-Р, 2002. — 252с.
  25. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. — 212с.
  26. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5(25). — С. 53 — 71.
  27. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз/ Беляевский И. К.: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. -319с.
  28. И.А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 1996. — 534с.
  29. Н.В. Прибыль?!. О рыночной экономике и эффективности капитала. М.: Финансы и статистика, 1993. — 287с.
  30. ., Азаров В., Крянев Ю. Качество и интеллектуальный потенциал России // Стандарты и качество. 2001. — № 7 — 8. — С. 62−65.
  31. Е.Ф. Экономическая теория: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 544с.
  32. В.В. Ресторанно-гостиниичный комплекс: Учет, налоги, маркетинг, менеджмент / Бородина В. В. М.: Книжный мир, 2001. — 164с.
  33. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства/ Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. — 382 с.
  34. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер с англ. /М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. 1020с.
  35. Т.Д. Сфера услуг: менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. — 416 с.
  36. Т.Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т.А. Туренко- под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. — 328с.
  37. В.Б., Малинин С. В., Шубенкова Е. В. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов /Под ред. Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2003.-464с.
  38. Ваген Лин Ван Дер. Гостиничный бизнес/ Ваген Лин Ван Дер. -Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 416с.
  39. Вайсман, А Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. — М.: АО «Интерэксперт" — Экономика, 1995. 344с.
  40. A.JI. Управление качеством жизни методами стандартизации // Стандпрты и качество. — 2001. № 9. — С.6−9.
  41. О.С. Стратегическое управление: Учебникю — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999. — 296с.
  42. Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие/ Ю. Ф. Волков. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 380с.
  43. Н.А. Маркетинг туристских услуг. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. — 167с.
  44. В.И. Премии Правительства Российской Федерации в области * качества: пять лет и далее //Стандарты и качество. — 2002. № 10. — С. 54−56.
  45. И.Н. Менеджмент: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 1997. 501с.
  46. О.П., Горбунов Н. М., Гурова А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством /Под ред. О. П. Глудкина.- М.: Горячая линия-Телеком, 2001.-600с.
  47. А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 56 — 64.
  48. И.В. Разработка конкурентных стратегий. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 128с.
  49. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. 158с.
  50. Э.Н. В России нет качества? // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 80−82.
  51. Гостиничный бизнес: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург. 9−10 ноября 2005 г. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 192с.
  52. Государственные и муниципальные закупки: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ схемы, анализ, комментарии / Под ред. А. А. Храмкина. -М., 2005. 69 с.
  53. Грейсон Дж К. мл., О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. 319с.
  54. В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие /В.Д. Грибов, А. Л. Леонов. -М.: КНОРУС, 2006. 280с.
  55. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
  56. В. Толковый словарь живого великого русского языка: Т. 1−4. -М.: Русский язык, 1978. T. l А-3. 1978. — 699с.
  57. Р. Финансы и предпринимательство. — Ярославль: Периодика, 1993.-223с.
  58. Л. Сфера услуг США: факторы ускорения динамики // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 12. — С. 38 — 49.
  59. В. Т. Сергиенко Т.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. Саратов. Изд-ва ЛатановаВ.П., 2001.
  60. Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224с.
  61. С. Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). СПб., «Виктория плюс», 2002 г. — 256с.
  62. С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб.: Питер, 2001. — 240с.
  63. П.Ф. Практика менеджмента. М.: Вильяме, 2003. — 398 с.
  64. Друкер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ./ Питер Ф. Драккер. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 е.
  65. А.П. Маркетинг в туризме/ Дурович А. П.: Учеб.пособие. 2-е изд, перераб. и доп. — Минск: Новое знание, 2001- 1998. — 496с.
  66. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2003. 244с.
  67. B.C. Семь граней современного менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом. 1997." — № 7, 8 — С. 3−13.
  68. Е.Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учебное пособие /Е.Н. Жильцов, В. Н. Казаков. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. 288с.
  69. В.В., Волов А. Б. Гостиничный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2007.-384 с.
  70. К. Японские методы управления качеством /Сокр. пер. с англ.-М.: Экономика, 1988. 215с.
  71. ИСО 9001:2000 Новый подход к созданию системы менеджмента качества. М.: Стандарты и качество, 2001. — 46с.
  72. Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов/ Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А.: Учебное пособие. Мн.: ООО «Новое знание», 2001. — 216с.
  73. Г. Франчайзинг и управление гостиницей // Отель. — 2006. № 6. — с. 40 — 42.
  74. В.А. Сертификация системы менеджмента качества: триумф или хорошо подготовленный старт? Краткий обзор современных взглядов на менеджмент качества TQM — XXI: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. — М.: ИздАТ, 1997.-С. 7−55.
  75. В.И. Теория, практика и искусство управления/ Кнорринг В. И.: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: Норма-Инфра-М, 1999. — 528с.
  76. А.И., Войтенко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 174с.
  77. JI.A. Счастливая звезда доктора Джурана // Стандарты и качество. 2005. № 1. — С 80−86.
  78. Конкурсная закупка товаров: Учебный модуль / И. Николаева, В. Бровкина. М., 2003. — 320 с.
  79. Т. Самооценка в организациях / Пер. с англ. Науч. ред. В. А. Лапидус, М. С. Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 328 с.
  80. А.П., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1992. — 127с.
  81. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии.Как создать, завоевать и удержать рынок/Котлер Ф. М.: 000"Изд-во ACT», 2000. — 272с.
  82. Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
  83. Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. /Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. — 464с.
  84. Л.Г., Обрезанов С. А. Конкурентоспособность предпринимательства и конкурентная разведка. — М.: Права человека, 2002. — 184с.
  85. В.В. Конкуренция: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 80с.
  86. М.Г. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков. -М.: Эксмо, 2007. 544с.
  87. Ю.В., Кузнецов М. А. Образ качества // Стандарты и качество.- 1997. № 4.-С 66−70.
  88. Н.П., Быкова Э. И., Войц А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий. — М.: ООО «АС ПЛЮС», 2003, — 100с.
  89. К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: Вильяме, 2005.- 1008с.
  90. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2004. — 800с.
  91. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. 589с.
  92. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. -М.: Типография Новости, 2000. 432с.
  93. В.А. Может ли концепция всеобщего качества (TQM) стать национальной волевой идеей России? // Методы менеджмента качества. 2000.- № 2. С. 8−16.
  94. А.Л. Гостиничный маркетинг: теория и практика максимизации продаж: Учебное пособие / А. Л. Лесник. — М.: КНОРУС, 2007. — 232с.
  95. А.Л. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии/ Лесник А. Л., Чернышев А. В. М.: Интел-универсал, 2000. — 400 с.
  96. А.Ю. Стандарты качества обслуживания // Отель. — 2006. -№ 7.-с. 15−17.
  97. И.И., Романовский М. В. Условия прибыльной работы предприятия. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. 64с.
  98. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.-238с.
  99. И. Маркетинг на 100%. СПб.: Питер, 2003. — 105с.
  100. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник /под ред. проф. В. А. Алексунина. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. -516с.
  101. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ Под1. Vред. Л. А. Данченок. Учебник. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. -758с.
  102. Д. Премии в области качества — простой и эффективный инструмент для диагностики и совершенствования бизнеса // www.derning.ru
  103. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. В. П. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. -312с.
  104. Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления // Управление компанией. 2004. № 6. с.
  105. Д., Белокоровин Э. Японская премия качества как инструмент достижения конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. с.
  106. JI. Психологические методы в маркетинговых исследованиях // Лаборатория рекламы. 2000. № 1−2. — с. 15−19.
  107. Методика оценивания состояния TQM на предприятии. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки» Выпуск 1, 2000. — М.: НТК «Трек», 2002. 60с.
  108. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 1989.-48с.
  109. Г. и др. Школы стратегий: Стратегическое сафари. СПб.: Наука, 2000. 283 с.
  110. М.Г. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. — 288с.
  111. И. Десять наиболее актуальных проблем, которые ждут гостиничную индустрию в наступающем году // Отель. 2006. — № 8. — с.35 -38.
  112. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / Под ред. Йосио Кондо / Пер. с англ. Е. П. Марковой / Науч. ред. В. А. Лапидус, М. Е. Серов. Нижний Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. — 206с.
  113. Н.П. Влияние человеческого капитала на качество услуг в индустрии гостеприимства // Развитие профессионального гостеприимства в РФ: проблемы и решения: сб. статей в 2 ч. Ч II. Пермь: Перм. Гос. ин-т искусства и культуры, 2007. — с 40−46.
  114. МЭРТ придумал конкурентоспособную Россию // Коммерсантъ. -2004.- 15 апр.-С. 15.
  115. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга / Пер. с англ. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через качество», 1998. 336с.
  116. Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. -СПб.: Питер, 2005. 608с.
  117. Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности / Пер с англ. 2-е русск. изд. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 231 с.
  118. Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов / Ю. Г. Одегов, JI. В. Карташова. -М.: Издательсьво «Экзамен», 2004. — 256с.
  119. Ю.Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие. -М.: Экзамен, 2002. 448с.
  120. И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2003. — 192с.
  121. Организации, занимающиеся разработкой и внедрением систем качества на российском рынке // Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. С. 107 110.
  122. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/ Под ред.А. Л. Лесника, И. П. Мацицкого. Чернышева А. В. М.: Интел-универсал. -2000.-Т.1.-280 с.
  123. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/ Под ред. А.Л.Лесника- А. В. Чернышева. М.: Альпина. — 2001. — Т.2. — 576с.
  124. Организация маркетинга. Цель-покупатель: Учеб. пособие. М.: Дело, 1996. — 184 с.
  125. У. Методы организации производства: японский и американский подходы / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика 1989. — 184с.
  126. Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ. М.: Норма, 2005. — 384с. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. -М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2004. — 160с.
  127. Пермский край территория конкурентного развития: учеб.-метод. пособие / Под научн. ред. Букиной Т. В., Зуевой Е.Л.- 2-е изд., расш. И перераб. -Пермь, 2008.-202с.
  128. Персонал важнейший ресурс предприятия. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки» Выпуск 3, 2001. М.: НТК «Трек», 2002. — 40с
  129. Писаревская О. И. Профессиональные ассоциации и подготовка кадров // Парад отелей. 2005. № 5(26). — с. 34
  130. Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. А. Макервали. -М.: Book chamber international, 1992. 351с.
  131. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 288с.
  132. Повышение конкурентоспособности России: от призывов к действию // Российская газета. 15.09.04. — С. 5.
  133. Политика в области качества. Серия «Все о качестве. Отечественные разработки». Выпуск 5, 2001. М.: НТК «Трек», 2002. — 36с.
  134. B.C. Управление персоналом: системный подход и его реализация: Монография / Под науч. ред. Ю. Г. Одегова. — М.: Информ-Знание, 2002.-484с.
  135. Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454с.
  136. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -495с.
  137. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. / Майкл Портер- Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 715 с.
  138. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера / Пер. с англ. под ред. О. С. Виханского. М.: Гардарики, 2000. — 336с.
  139. Проект концепции национальной политики в области качества // Вестник Госстандарта России. 2002. № 6. — С 77−91.
  140. Путь к совершенству. Премия Правительства Российской Федерации в оласти качества. Сост. И. В. Матвеева / Под ред. Е. В. Белова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 136с.
  141. В.А. Система менеджмента качества и обеспечение качества // Стандарты и качество. — 2005. № 4. С. 62−67.
  142. В.Я. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: «Япония сегодня», 2000. — 334с.
  143. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. — 784с.
  144. Райе Эл, Траут Дж. Позиционирование. Битва за узнаваемость. СПб.: Питер, 2004. — 256с.
  145. Райе Эл, Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2000. 256с.
  146. К. Хьюберт Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад- Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с.
  147. А.Ф., Скопина И. В. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 5 (43). С. 37- 45.
  148. B.JI. Ступени совершенства ISO 9000:2000. М.: «Реалии», 2002. — 144с.
  149. Н.К. Управление качеством. СПб.: Питер, 2002. 224с.
  150. В.А., Цветкова С. Н., Шевцова Т. В., Каращенко В. В. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 224с.
  151. А.И. Жуков A.J1. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов. М.: МИК, 1999. — 336с.
  152. Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса //Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2004. № 2(50).
  153. Ю.Б. Основы бизнеса 6-е издание. Учебник. М.: ООО «Маркет ДС Корпорэйшн», 2004. 784с.
  154. А.Э., Якименко М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2007. 432с.
  155. П. Конкуренция / Перевод под ред. Г. Е. Алпатова. СПб.: издательский дом «Нева», 2004. — 96с.
  156. Н. Гостиничный рынок Перми. Итоги 2006 года // Ведомости. 12 декабря. — 2006.
  157. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества. Обеспечение качества продукции на основе семейства международных стандартов ИСО 9000. СПб.: Изд-во С. Петербургского ун-та, 1997. — 380с.
  158. Н.Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 639с.
  159. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000. — 671с.
  160. С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе / Скобкин С. С.: Учебно-практическое пособие. М.: Юрист, 2001. — 222с.-165. Сломан Дж. Основы экономики: Учеб./ Пер. с англ. Е. А Нильсен, И. Б. Руберт. М.: Изд-во Проспект, 2004. — 568с.
  161. Современный маркетинг / Под ред. Хруцкого В. Е. М.: Финансы и статистика, 1991.-239с.
  162. А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. -М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2006. 304с.
  163. В.Н. Маркетинг сферы услуг/ Стаханов В. Н., Стаханов Д. В.: Учеб.пособие. М.: Экспертное бюро, 2001. — 160с.
  164. Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков, краткий профессиональный курс. — М.: Перспектива, 1998. 239с.
  165. Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 1994,1995. — 208с. •
  166. Е.С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994. — 91с.
  167. Стратегическое управление: практика принятия системных решений /Велесько Е.И., Быков А. А., Иванова Л. Я. и др. М.: Закон и право, 1996. -408с.
  168. И. Хотельеры выходят из спячки // Эксперт. 21−27 марта. 2005. № п (458). С. 30−35.
  169. Г. А. Тендеры. Вопросы и ответы / Г. А. Сухадольский. -М.: ООО «Вершина», 2005. 312с.
  170. Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. -М: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2005. 288 с.
  171. .Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М.: Юристъ, 2001. 184с.
  172. А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.-427с.
  173. Томпсон-мл., А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. 928с.
  174. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2001. -384с.
  175. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие для вузов. М.- Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 346 с.
  176. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник. М.: Тандем, Экмос, 2000. -399с.
  177. М. Маркетинг гостиничных услуг: Учеб.-метод, пособие: Пер с польск. М.: Финансы и статистика, 2006. — 296с.
  178. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы / Под ред. В. Л. Рождественского, В. А. Качалова. — М.: ИздАТ, 2000. Вып 4. 311с.
  179. Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер с англ. М.: ЮНИТИ, 1999.-463 с.
  180. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 334с.
  181. Управление отелем: в 2 т. / Под общ. ред. А. А. Мусакина, А. В. Микешина, С. Е. Корнеева. СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2007.
  182. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Крылова, Ю. В. Прушинского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 495с.
  183. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312с.
  184. Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995. 55с.
  185. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 500с.
  186. Р.А. Стратегический маркетинг. СПб.: Питер, 2002. -291с.
  187. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544с.
  188. В.В. Комплексная система оценки качества сервиса: единство теории и практики // Сертификация. 2005. № 2. С. 43- 44.
  189. А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1986. — 471с.
  190. Е.Е., Шмарова JI.B. Экономика и организация гостиничного хозяйства. — М.: Финансы и статистика, 2005. 176с.
  191. Финансовое искусство предпринимателя. / Под ред. Стояновой Е. С. -М.: Перспектива, 1992. 67с.
  192. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. — М.: Фонд «Правовая культура, 1995. 383 с.
  193. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Перспектива», 2004. -656с.
  194. В.Н. Сертификация продукции: принципы и их реализация. — Изд. 2-е испр. и доп. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. 320с.
  195. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.-272с.
  196. Л.Р. Маркетинг/ JI.P. Хаббард. Б.М., Б.г. — 62с.
  197. Харрингтон Д. Х Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. /Под ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1990. 272с.
  198. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. № 12
  199. Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учебное пособие / Д.И. Хлебович- под ред. Т. Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. — 240с.
  200. Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество. -2002.-№ 3.-С. 97−102.
  201. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1990. — 350с.
  202. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 200г. // Методы менеджмента качества. — 2000. № 1. — С. 4−8.
  203. А.В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса/ Чернышев А. В. М.: Интел-универсал, 2000. — 312с.
  204. Г., Браун Т. Маркетинговые исследования 5-е изд. / Пер с англ. под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. — 704с.
  205. А.И. Организация рационализаторской и изобретательской работы // Стандарты и качество. 1975. — № 7. — С.67−71.
  206. А.И. Управление качеством- Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 156с.
  207. Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие / Е. В. Шубенкова. под ред. профессора Ю. Г. Одегова. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 256с.
  208. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Сирин, 2002. — 308с.
  209. Экономика и статистика фирмы. / Под ред. Ильенковой С. Д М.: Финансы и статистика, 1996. — 240с.
  210. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2002. — 736с.
  211. Экономическая теория: У. чеб. для студ. высш. Учеб. заведений /Под ред. В. Д. Камаева. — 10-е изд., перераб и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 592с.
  212. Дж., Уилсон И. Стратегический маркетинг. Ситуации, примеры. М.: Юнити, 2001. 471с.
  213. Юданов А. Ю Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996. -272с.
  214. Г. А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство РДЛ, 2007. 328с.
  215. B.C., Безрукова И. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. B.C. Янкевича. — М.: Финансы и статистика, 2002. 416с.
  216. Abbey J.R. Hospitality Sales & Marketing. Education Institute of the American Hotel & Motel Association, 1996.
  217. Andrews S. Hotel Housekeeping and Beverage Service. New Delhi. Tata Mc-Graw-Hill Publishing Company Limited, 1989.
  218. Bollinger D. The four Cornerstones and three pillars in the House of Russia management system // Journal of management development. № 2. — 1994. — p. 4953.
  219. Cartin Thomas J. Principles and practices of TQM. 1993. 24 lp.
  220. Charles N. Weaver. TQM: A step-by-step guide to implementation. 1991. — 23 5p.
  221. Coltman M.M. Hospitality Management Accounting. 6-th Edition. By John Wiley & Sons, Inc., 1998.
  222. Jonson Richard S. TQM: quality training practices. 1993. 265p.
  223. Juran J.M. A history of managing for quality: the evolution, trends, and future directions of managing for quality. 1995. 688p.
  224. Hart C.W.L. and Troy D.A. Strategic Hotel / Motel Marketing. Education Institute of the American Hotel & Motel Association, 1985.
  225. Higley J. Kimpton Group Broadens its Horizon // Hotel & Motel management. July 20, 1998. p. 17.
  226. Hame G., Prahalad С. K. Competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. Boston: Harvard Business School Press, 1994.
  227. Kettering J.M., White J.R. Making Technology Work for Business // Competitive Strategic Management / Ed. Lamb R.B. Englewood Cliffs, NJ: Prentice1. Hall, 1984/i, *
  228. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, 1980.
  229. Stephen Georg, Arnold Weimerskirch. Total Quality Management: Strategies and Techniques Proven at Today’s Most Successful Companies, 2-nd ed. 1998.
  230. Wroe Alderson. Marketing Behavior and Executive Action. Penguin, 1993.237. www.hotelconsulting.ru238. www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой