Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политэкономические аспекты налогообложения прибыли предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическая теория должна помочь выделить ключевые проблемы ^ для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы в целом, так и обеспечить решение проблемы налогообложения прибыли, в частности. Чтобы налоговая система успешно функционировала, необходимо создание в стране соответствующих экономических и социальных условий налогообложения. Представляется, что для решения этой задачи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность налогов, их функции, содержание
    • 1. 1. Сущность налогов как экономической категории, их роль в воспроизводстве капитала
    • 1. 2. Формы, методы, границы распределения доходов производственных предприятий
  • Глава 2. Налоги российского производственного предприятия: механизм и пути совершенствования
    • 2. 1. Основы налогового механизма предприятия
    • 2. 2. Ведущие направления совершенствования механизма производственного предприятия

Политэкономические аспекты налогообложения прибыли предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия длительное время накапливала основные факторы нарушения экономической системы общества, теряла равновесные свойства: территориальные, функциональные, макросистемы, микроструктуры. Многочисленные современные публикации определяют экономический кризис России как результат переходного периода, осуществленного слишком стремительно, с большим удельным весом присваемого имущества, значительная часть которого не предполагалась к использованию, обновлению с последующим развитием. В данном случае речь не идет о таких крупнейших корпоративных предприятиях, как РАО ЕЭС, Газпром, Росникель, Уралмаш и пр. Все условия создавались для их присвоения по дешевке и зачастую для накопления средств обновления за счет разбазаривания имеющегося капитала, сокращая выпуск продукции, продавая по демпинговым ценам и т. п. Шло первоначальное накопление капитала. Но все на свете заканчивается. В том числе и жизнестойкость крупнейших экономических структур России. Попробовали внедрить ГКО — создали кризис финансовой системы, и прежде всего, крупных и крупнейших банковских структур, которые могли бы при разумном хозяйствовании стать экономической опорой реального производства, или основой экономического роста.

В связи с этим особенно остро встал вопрос о наполнении Государственного бюджета, т. е. прежде всего совершенствования налоговой системы. Сегодня более 20% ВВП распределяется и перераспределяется из бюджетных ресурсов государства, аккумулируемых за счет налогов.

При этом речь идет не только об инвестиционной составляющей бюджета. Огромные средства общества служат основой удовлетворения потребностей социально-экономической структуры общества1.

На первый взгляд, суммы налогообложения и распределения в соответствии с нуждами общества выглядят внушительно. Однако положение отнюдь не улучшается. Повышение сбора налогов достигается за счет малообеспеченных людей. Богатые же компании, обладая прекрасной бухгалтерской и финансовой службами, утаивают большие суммы налогов. Если бы эти суммы расходовались на обновление капитала, на инвестиции подготовки производства, его развитие! Как свидетельствует опыт наиболее крупных компанийнефтяных, газовых, РАО ЕЭС и др. — происходит активное старение основного капитала, не ведется разведка новых залежей, проектирование и строительство новых путей доставки продукции и т. п. Отрасли на глазах стареют, снижая свою эффективность. Единственным выходом из положения является повышение цен, что, в конечном итоге сказывается на всей ценовой политике общества и реализуется так же за счет беднейших и средних слоев населения.

В разных странах испытывались различные механизмы взимания налогов. Однако особых успехов это не приносило. Различие могло быть только за счет большей или меньшей состоятельности государства и, следовательно, меньшей отрицательной отдачи данных экспериментов. Сейчас в России речь идет о едином процентном отчислении налога с любых доходов. Это позволит более активно собирать налоги с состоятельных людей, крупных компаний. Возможно, это так. Но сколько будет недоучтено, затрачено не с пользой для экономического роста общества при нарастании социальных противо Социально-экономическое положение России Государственный Комитет РФ по статистике. 2000. С. 140 речий? Более того, это опять решение, выработанное системой «тыка» на основе главного постулата «кажется».

Считаю, что пора, наконец, разобраться прежде всего в теоретической основе налоговой системы, понять, сколько же нужно и можно собирать, а затем определить индексацию конкретных сборов, на основе адресного использования и оставленных, и собранных сумм. Именно такая проблема является основой исследования данной диссертации.

Проблема эта имеет очень древние корни: еще в таблицах царя Хамму-раби основное содержание посвящалось не только долговым обязательствам отдельных субъектов, но и долгам по податям, определению потребностей двора, ведения войн, покупки рабов и пр., т. е. проблема стара, как мир.

Однако по мере развития общественного разделения труда и прежде всего в сфере социально-экономической, небывало ускорились темпы развития воспроизводства экономических систем, а следовательно, взаимодействия производства — потребления. Причем потребность в решении данных задач происходила в условиях нарастающей динамики развития экономической системы обществ, ее противоречий, социальных недостатков, роста потребности государства в увеличении затрат на развитие средств обороны, аппарата управления. В результате возникает целая плеяда экономистов, разрабатывающих проблемы налоговой системы общества, ее положительных и негативных сторон, механизма движения и использования. Среди них можно отметить В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, Ж. Б. Сея, Дж. С. Миля, А. Маршала, Дж. Кейнса, Р. Мюсгрейва, К. Викселя, М. Фридмана. Каждый из них по-разному решал проблемы налогообложения, формирования бюджета и т. п. И вместе с тем можно выделить экономистов классической политической экономии, таких как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сей, Дж. С. Миль и пр., которые сделали небезуспешные попытки раскрыть природу источника налогов, видя их в прибавочной стоимости, создаваемой в реальном производстве. Некоторые ученые, особенно работающие в период монополистического развития общества, его капитала, исповедовали различные концепции, в основе которых были концепции ценных бумаг, их доходы, в том числе спекулятивного характера и речь практически шла лишь о распределении и перераспределении денежных доходов, а не об увеличении мощи реальных экономических процессов, что в современных условиях нарастающего социально-экономического динамизма, роста удельного веса государственного сектора в экономической системе, ускорения неравномерности развития мировой системы приобретает особенно важное значение.

Налоговой системе предстояло решить целый ряд подчас взаимоисключающих задач:

— в условиях падения производства, острой международной ситуации, необходимости переоснащения армии, ядерных объектов, ликвидации химического, биологического оружия, перестройки управления повысить налоговые поступления для решения первоочередных и сверхсложных задач, требующих огромных инвестиций, которых не было в стране и которыми не могли решить проблему зарубежные займы. Тем более, что любые займы могли помочь решить сиюминутные задачи, рождая нарастающие задачи для будущих поколений;

— необходимо было решить проблему экономического роста, что требовало не только денежных инвестиций, но и их факторного наполнения, что весьма сложно было решить в силу особой политики международных сил. В частности, отсутствие до сих пор политики наибольшего благоприятствования во внешней торговле с зарубежными странами, которая исключала свободную продажу российской новой техники, технологий и пр.

Прошедший опыт нашей страны и других развитых стран свидетельствует, что до настоящего времени нет ни теоретической, ни хозяйственной модели, помогающей оптимизировать налоговый механизм. Высоко развитые страны выходят из положения за счет высоких доходов, особенно из-за рубежа, слаборазвитые, так же как и наша страна, осуществляют бесконечные и малоэффективные налоговые реформы. Возникают принципиальные задачи и прежде всего перед экономической теорией — разработать налоговую теорию, способную установить основополагающие принципы формирования, использования и обновления налоговой системы с учетом ее общих свойств, определяемых требованиями экономической системы и частных возможностей их использования в разнообразных экономических и политических условиях различных стран и, прежде всего, в России. Автор не претендует на исчерпывающее развитие и обоснование этой проблемы. Задачей данной работы является выделить и аргументировать основы движения налогового поля, создать гипотезу его дальнейшего развития.

РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Вопросам налоговой системы были посвящены многие труды как российских, так и зарубежных ученых.

Исследования налогового механизма, его социальной сущности были посвящены труды таких известных экономистов, как В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, Ж. Б. Сея, Дж.С. Миля, К. Маркса и Ф. Энгельсе, А. Маршалла, Дж. Кейнса, Р. Мюсгрейва, К. Викселя, М. Фридмена др. Основные принципы налогообложения исследуются в трудах А. Смита, А. Вагнера, Ф. Нитти, О. Ноймарка, И. Ланга, Фишера и пр. Широко известны современные работы таких ученых, как Дж. Гэлбрейта, Г1. Самуэльсона, Н. Г. Мэнкью, Э. Аткинсона, Дж. Стиглица.

Однако, несмотря на очень древнюю практику сбора податей государством и использования их для решения определенных задач, до сих пор в зарубежной практике и литературе нет единства по проблемам необходимости, целей и задач использования налогов государствомне решены вопросы источников налогов, их границы, характер использования. Место налогов в экономической системе общества, решение ее задач постоянно менялись. Более того, даже использование кибернетики в решении задач управления отдельными проблемами не создали основ решения проблем налоговой системы. Здесь сказалось много условий, в том числе противостояние частной собственности, ее самостоятельности и необходимости регулирующей роли государства, отсутствие рыночного менталитета общества, сложный этап перестройки экономической системы и т. п. Требовалось серьезное исследование исторического процесса формирования и развития мировой системы хозяйствования, выяснения роли налоговой составляющей в ее развитии.

Большое значение в развитии налоговой системы играла российская экономическая мысль. Желание ускорить развитие экономических процессов, использовать полностью огромный экономический потенциал России, побуждал ученых уделять огромное внимание налогам. В конце XIX — начале XX века бурно развивается экономическая теория и практика налогообложения. Н. Тургенев, И. Янжула, И. Бунге, В. Твердохлебов, А. Соколов, Д. Боголепов, Н. Яснопольский, И. Озеров и др. проделали огромную работу в области налогового обложения. Хотя нужно отметить, что и в их учении не было единства. Они рассматривали роль налогов в общественном развитии с разных точек зрения.

Перед экономической теорией стоят сегодня новые задачи, когда проблема налогообложения, использование налоговых ресурсов приобрели жизненно важное значение для выживания и развития нашей страны. Это оживило развитие экономической идеи в данной области. Проблемы налогового исследования рассматриваются в работах таких авторов, как А. Брызгалин, В. Волобуев, В. Гусев, И. Горский, И. Дробозина, Л. Лыкова, С. Пепиляев, В. Пушкарев, Б. Рагозин, А. Родионова, К. Седов, О. Тимофеев, В. Дьяченко, К. Киперман, В. Князев, И. Осадчая, Л. Павлова, В. Пансков, В. Фролов, С. Шаталов.

Следует отметить, что появились и исследования в области использования налогового регулирования как важнейшего государственного механизма. Проблемы эти довольно подробно исследуются в трудах Л. Абалкина, С. Глазьева, Д. Львова, В. Сумарокова, В. Соколинского, Л. Ходова, Д. Черника и др.

Интересные решения можно отметить в литературе, выполненной как учебники политической экономики. Это относится к работам под редакцией Г. П. Журавлевой, А. Г. Грязновой, изданной коллективом авторов МГУ и пр.

Однако нужно отметить, что определенный стереотип мышления не позволил авторам достаточно глубоко раскрыть теоретические основные движения такого воспроизводственного экономического потока, как налоги. Остались нерешенными основополагающие проблемы — создание, роль и особенности движения налогов в индивидуальном воспроизводстве, источники налогов, границы их распределения, по существу исходной базы и налоговых поступлений, их материального покрытия и налоговой потребности, динамики налоговых потоков и т. п. Без этого невозможно до конца решить проблему воспроизводства экономической системы общества, ее развития. Но и снять данную проблему на нынешней основе также невозможно. Для этого требует-^ ся разработать принципиально новую налоговую систему и механизм постепенного перехода к ней.

Таким образом, понятие, сущность, характер движения налоговой системы и решения ее проблем требуют углубленного исследования основы экономической теории налогообложения как единства его формирования, использования, распределения, совершенствования. Это предопределило основные направления исследования избранной проблемы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цели и задачи исследования предполагают выделение и обоснование сущности, основных функций налогов. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

— исследовать сущность налоговой системы, ее общие и частные свойства, воспроизводственные основы;

— предпринять попытку формирования модели наиболее эффективного регулирования налогового механизма в современной России;

Предметом исследования служат экономические отношения производства и потребления как основы формирования и использования налоговой системы.

Объектом исследования являются основные принципы формирования и развития налоговой системы в условиях современной рыночной экономики страны.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методологической базой исследования послужили диалектико-материалистический подход к развитию социально-экономической жизни обществаметодология системного подхода и принципы системного анализапринципы исторического и логического подхода к анализу развития государственного регулирования налогообложенияметоды сравнительного макроэкономического анализа. При изучении фактического материала применялись методы экономико-статистического анализа.

Теоретическую базу исследования составили работы представителей классической политической экономии, кейнсианства и неокейнсиан-ства, а также монографии и статьи последних лет издания отечественных и зарубежных авторов, прямо или косвенно относящиеся к исследуемой проблеме. Информационную базу исследования составили статистические материалы по России и зарубежным странам, законодательные и программные документы по экономической политике и налоговому регулированию Правительства РФ и других государств.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована сущность создания и использования налогов, их величины, потребность как проявление единства производства и потребления;

— дано углубленное понятие индивидуального капитала как исходной основы создания налоговых поступлений общества;

— отмечено особое влияние устойчивости, непрерывности движения, рациональности воспроизводства на первичную базу налогов;

— раскрыты основы воспроизводственной сущности налогов, создающих в рамках индивидуального производства в виде прибыли предприятий, фирм, корпораций, регионов, общества;

— обоснована граница изъятия налогов, обусловленная закономерностями производственного процесса;

— дан критический анализ действующей и утвержденной налоговой системы, на основе чего показаны важнейшие пути несовершенства тенденции формирования налоговой системы — элемента целостной экономической системы общества- % - дано развернутое определение экономической системы как основы общественного развития, критерием которой является способность к непрерывному, устойчивому, рациональному воспроизводству;

— дана более точная характеристика понятия «налога на прибыль» с позиции элемента воспроизводственного процесса, воздействия на ход реальной хозяйственной жизни через налоговый механизм, закономерности его движения, границы распределения;

— сформулированы основные принципы распределения прибыли предприятия, уточнены закономерные требования к разработке и использованию механизма управления налоговых отношений, оптимизировано налогообложение с позиции равновесия производства-потребления на анализе эконо мической природы прибыли в единстве с воспроизводственным механизмом;

На базе подробного исследования зарубежного и отечественного опыта налогообложения автором разработаны основные принципы налоговых преобразований, учитывающие: границы налогообложенияравновесие спроса — предложения на определенные товарымеханизм постепенного перехода к новой системе налогового механизма.

Кроме того, уточнено понятие «налоговая культура», которое подразумевает умение оптимизировать налоги при своевременной их уплате, отсутствие стремления уклонения от уплаты налогов, повышение чувства ответст-* венности за пополнение и системное распределение, использование бюджетавыполнена теоретическая разработка проблем сущности, эволюции, характеристики, роли и места налога на прибыль в воспроизводстве, которая дает возможность определить основные направления совершенствования налогообложения, позволяет усилить стимулирование инвестиций на всех этапах движения воспроизводства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Налог на прибыль несет в себе черты, отражающие реальные хозяйственные изменения в российской практике. Определяемый как конкретный платеж в федеральный денежный фонд налог на прибыль несет в себе не только создание экономических условий существования и развития государства, но и определяет потенциальные возможности властных структур воздействовать на ход реальной хозяйственной практики. Чтобы экономическая сущность налога на прибыль была реализована и был задействован мотиваци-онный механизм, необходимо привести этот механизм в действие, запустив налоговый процесс, под которым как представляется следует понимать систему методов реализации на практике экономического потенциала, заложенного в налог на прибыль.

2. Отечественная налоговая практика, преследуя односторонние цели пополнения государственной казны, не учитывает закономерности развития распределительных процессов и их роль в поддержке непрерывности производства. Здесь закладывается база для основного конфликта между публичными (общегосударственными) и корпоративными финансами, здесь напрямую происходит столкновение противоположных экономических интересов. Поэтому так важна и необходима разработка особого механизма управления налоговых отношений, способного: во-первых, учесть противоречивых государственных и корпоративных отношений собственностиво-вторых, обеспечивать нормальный воспроизводственный процесс создания и распределения jo?/^aни^^^шм^редслсаш^Ь роизведенной стоимости как основы обеспечения единства производства-потребления конкретной продукции, обеспечивающей воспроизводственный процесс экономической системы общества. В связи с этим возникает потребность определения места распределения налога в созданной стоимости, на которую ориентируется система отечественного налогообложения при определении базы исчисления суммы, подлежащей изъятию в государственный бюджет. Речь идет о прибыли, принимающей на поверхности экономической действительности форму элемента финансовых ресурсов. Оптимальность налогообложения должна анализироваться с воспроизводственных позиций, что учитывает оценку стимулирующего воздействия на производство. В данном случае налог на прибыль может стать связующим звеном публичных и корпоративных финансов, а также стимулятором развития производства.

3. Чрезвычайно важным в исследовании природы прибыли, в определении условий для выполнения ею фундаментальной экономической функции является анализ распределения прибыли как в институциональном, так и учетном плане. Распределение прибыли перестало быть внутренней проблемой хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, регионов и т. п.). Эта проблема имеет и социальный, и политические аспекты. Речь идет о распределении прибыли не только между производителями и государством, но и об участии всего населения страны в доходах, порождаемых ростом национальной экономики. Распределение прибыли предприятия ставит вопрос об учете вклада различных участников производства в результаты хозяйственной деятельности. Как представляется, в основе схемы распределения должны лежать следующие принципы:

— государство должно иметь постоянный и достаточный источник пополнения своей казны, способный обеспечить равновесие между производством и потребностями общества, его субъектов;

— величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна обеспечивать ему возможность своевременно и рационально осуществлять: возмещение израсходованных средств, саморазвитие, накопление, качественно совершенствовать результаты хозяйственной деятельности;

— прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна в первую очередь решать проблемы расширенного производства, что предполагает своевременное возмещение капитала и саморазвитие его системы. В процессе распределения прибыли идет процесс формирования фондов и резервов предприятия, нормативы теперь не устанавливаются, что позволяет расширить возможности использования налоговых льгот.

4. Экономическая теория должна помочь выделить ключевые проблемы ^ для обеспечения эффективного функционирования налоговой системы в целом, так и обеспечить решение проблемы налогообложения прибыли, в частности. Чтобы налоговая система успешно функционировала, необходимо создание в стране соответствующих экономических и социальных условий налогообложения. Представляется, что для решения этой задачи необходима выработка государственной промышленной стратегии, основным содержанием которой должно стать обеспечение конкурентоспособности страны на всех уровнях в условиях оптимизации экономики с учетом роли информационной составляющей, что предполагает сочетание стимулирования производственных единиц и крупных объединений на поиск и внедрение новейших технологий, обеспечивающих не только высокий качественный уровень про-^ изводства, но и максимальную экономию ресурсовэффективное исполнение и рациональное использование средств. Это, в свою очередь, предполагает: повышение роли стимулирующей (регулирующей) функции налогов, в данном случае налога на прибыль с учетом ¡-раницы его распределения, сроков морального износа капиталаопределение оптимального для современной экономической ситуации уровня налогового бременисоздание налогового законодательства, не содержащего противоречий и нечетко прописанных статейчеткое определение приоритетов развития, исходя из которых объективно необходимо предоставляются конкретные льготы адресно в четко обозначенные периоды и цели расходования.

5. Успешность налоговых преобразований должна оцениваться степенью наименьших потерь от их проведения и тем, насколько новый закон о налоговой системе страны приблизился к целям, поставленным при его принятии. Первые этапы налоговых преобразований в России стали поиском способов мобилизации финансовых ресурсов для государственных нужд. Характерным признаком необходимости следующего этапа налоговых преобразований стала потребность упростить реорганизуемую налоговую систему, что привело к обрастанию налогового законодательства множественными уточнениями и дополнительными документами, окончательно выхолостивших ее конкретный рыночный характер. Чрезмерное налоговое бремя и сложность налоговой системы способствовали росту административных издержек, снижению уровня согласованности и отсутствию контроля за налогоплательщиками. Причем это касалось как мелкого и среднего бизнеса, так и крупных корпоративных образований. Возросли масштабы ухода от налогов, увеличились суммы скрываемых доходов.

6. Налоговое бремя, точнее его величина, влияют на эффективность функционирования экономики. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, возможности расширения производства. образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Расчеты показывают, что, во-первых, в.

России в силу перечисленных выше особенностей, эффективная ставка налогообложения (ЭСН) составляет около 57−60% от добавленной стоимости, что на 15−30 пунктов выше, чем в большинстве зарубежных стран. Это при учете огромной изношенности технического парка, необходимости коренного изменения технологии на предприятиях, в корпорациях, обществе, повышения качества рабочей силы и пр. Во-вторых, с учетом максимальной льготы по освобождению части прибыли (при предположении об инвестировании всей прибыли в развитие производства) ЭСН может быть снижена не более чем на 9−10 пунктов, однако и с учетом этого фактора значение данного показателя существенно выше уровня «налоговой ловушки» (40%). В-третьих, степень налогообложения различных факторов — амортизации, заработной платы, прибыли — в России выше, а доля чистых доходов за исключением чистого заработка в добавленной стоимости ниже, чем в среднем по Западной Европе. В-четвертых, поскольку на народнохозяйственном уровне понятие добавленной стоимости приблизительно соответствует ВВП, вполне понятно, почему значения ЭСН для большинства стран отклоняются от соотношения доли налоговых поступлений в ВВП на 1−6 пунктов. В России же расчетные значения ЭСН на 20−22 пункта выше данного показателя. Следовательно, в условиях, когда предприятие уплачивает в виде налогов около 60% добавленной стоимости, а реальные поступления в бюджет составляют не более 20% добавленной стоимости, имеет место низкая собираемость налогов, снижающая эффективность государственного управления.

7. Общие черты и закономерности становления налоговой системы России отчасти позволяют использовать опыт зарубежных систем налогообложения. К ним, по мнению автора, относятся: наличие в налоговых системах разных стран двух основных компонентов — корпоративного и индивидуального обложениявзимание основных налогов и платежей (налогов на доходы граждан и корпораций, налогов на имущество, налогов на товары и услуги, социальных платежей) значительный удельный вес налоговых поступлений в ВВП с учетом социальных платежейналичие разного рода налоговых вычетов при расчете налогооблагаемой прибыли, в том числе следующих льгот:

— увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый доход корпорации (ускоренная амортизация, метод регрессивного баланса);

— полный или частичный вычет из облагаемого дохода затрат на инвестиции (обычно от 10 до 50% дохода), а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается;

— введение «налоговых каникул», снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, в том числе для новых корпораций;

— применение системы списаний и льготы участия при распределении дивидендов.

8. На повестке дня стоит проблема дальнейшего развития налогообложения, что предполагает определение основных принципов налоговых преобразований, которые будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата. Такими могут стать: минимизация предельных налоговых ставок, уменьшающая привлекательность уклонения от уплаты налоговчеткое определение носителя налога. И главное: разработка механизма перехода налоговой системы на воспроизводственную основу. Предприниматели должны знать о внесенных в закон налоговых поправках заранее, а не тогда, когда уже размещены капиталы и заключены финансовые и торговые сделки, а также знать перспективу развития налоговой системы. Как правило, потери от налоговых преобразований затрагивают не только сферу бизнеса, но и объем налоговых поступлений в бюджетпротиворечия в условиях налоговых преобразований. Чтобы избежать больших потерь от ошибок в налоговых изменениях, необходимо точно следовать законам воспроизводства экономической системы — основы модели движения всех экономических потоков, их взаимодействия.

9. В значительной степени сжатость сроков налоговых преобразований, вызванных падением старой хозяйственной системы и распространением рыночных отношений, объективно требовали ускоренного внедрения хотя бы по элементам современной налоговой системы, что, возможно, повлекло за собой некоторую непроработанность налогового законодательства и определило правовую незащищенность налогоплательщиков, низкую налоговую культуру. Правовая незащищенность налогоплательщика проявляется в сужении его прав при кардинальном расширении прав налоговых органов. В связи с этим необходимо вносить в Налоговый кодекс РФ поправку о введении административной и уголовной ответственности для налоговых чиновников, нарушающих права налогоплательщиков. Под налоговой культурой следует понимать умение оптимизировать налоги при своевременной и полной их уплате, отсутствие стремления преднамеренно уклоняться от уплаты налогов, чувство ответственности за пополнение общественной казны. Растет роль налогового планирования. Налоговое планирование доступно каждому предприятию. Причем организовывать его нужно до начала очередного этапа хозяйственной деятельности. Прежде всего, предполагается прокладывание финансового курса предприятия таким образом, чтобы применять в полной мере все предоставленные налоговым законодательством льготы на предмет использования их в предпринимательской деятельности. Целям минимизации уплаты налогов будут служить следующие мероприятия: анализ всех возможных сделок с точки зрения минимизации налоговых платежей и получения максимальной прибылирациональное размещение активов и прибыли предприятия с учетом не только предполагаемой доходности инвестиций, но и налогов, уплачиваемых с этого доходапрогнозирование налогооблагаемой прибылиисключение всех переплат налогов и их недоплат как оснований для применения штрафных санкций, это же касается исключения нарушений сроков уплаты налогов и укрывательства оборотовправильное ведение бухгалтерского учета и тщательный расчет финансовых платежей в бюджетиспользование легальных путей минимизации налогооблагаемой базыиспользование опыта по минимизации налогов развитых стран.

10. Результаты предпринятого теоретического исследования сущности, эволюции, характеристик, роли и места налога на прибыль в современной системе налогообложения имеют своим обязательным следствием определение направлений возможного совершенствования механизма налогообложения такого источника, как чистый доход предприятий реального сектора экономики. При определении основных направлений совершенствования механизма налогообложения производственных предприятий необходимо руководствоваться следующими принципами, распределительные отношения государства и хозяйствующих субъектов должны регулироваться законодательно установленными правилами взимания налогов. На любую, в том числе государственную структуру распространяются общие для всех производителей правиланеобходимо, чтобы размер совокупных налоговых выплат был таким, чтобы в распоряжении предприятия оставалось достаточно средств для развития либо чтобы налоговое бремя уменьшалось пропорционально намерению предприятия инвестировать средствальготы по налогообложению прибыли, основанные на требованиях экономической системы, должны быть или ограничены, как отмечено в Налоговом кодексе, или четко прописаны, когда невозможно избежать. Наличие значительного количества адресных льгот и сильная дифференциация налоговых ставок закрепляют структурные диспропорции в экономике. Умеренная система целевых льгот и разумная дифференциация налоговых ставок, уровень которых должен быть существенно ниже уровня налоговой ловушки, стимулирует важные структурно-отраслевые сдвиги, способствует выравниванию регионального развитияналоговая система должна быть защищена от манипуляций налогоплательщиков, но объединению и (или) разделению их прибылей, от попыток «уйти в тень» — налоговым законодательством должны быть обеспечены не только обязанности, но и права налогоплательщиков.

11. Налоговая система должна работать на эффективный механизм стимулирования инвестиций. Изучение опыта корпоративного налогообложения прибыли показывает, что общим направлением является усиление льгот по стимулированию инвестиций в развитие научной базы. Производственным предприятиям следует предоставить возможность самостоятельно принимать решения о том, какой формой налогового стимулирования воспользоваться: налоговым вычетом (освобождением от налога части прибыли, направляемой для инвестирование) либо возможностью ускоренного возврата стоимости фондов посредством применения форм ускоренной амортизации. Необходим также соответствующий механизм стимулирования научных разработок предприятий, встроенный в механизм обложения прибыли, особенности которого должны определяться в первую очередь классификацией затрат на НИ-ОКР. В качестве основной налоговой льготы для предприятий независимо от формы собственности, стимулирующей выполнение ими НИОКР и учитываемой при обложении прибыли, можно было бы порекомендовать использовать единовременное вычитание расходов на НИОКР из суммы налогооблагаемой прибыли в текущем году или долями в течение ряда лет. Эти меры будут способствовать развитию собственной научной базы или позволят производственным предприятиям те формы взаимодействия науки и производства, которые будут способствовать выпуску конкурентоспособной продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Комментарий Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» с постатейными материалами/ Под ред. А. Н. Козырина. — М.: Статут. -2000. — 672 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89. — 2000. -Часть 1. — 150 е.- Часть 2. — 143 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации с постатейными материалами и комментариями. М.: Проспект. — 2000. — 462 с.
  4. Постатейный комментарий к Части 1 Налогового кодекса РФ. М.: Контракт. — 2000. — 570 с.
  5. Дознание и предварительное следствие в органах Федеральной службы налоговой полиции России: Сборник правовых актов/ Сост.: В. Н. Галузо, М.П.Смирнов- Под ред. В. Е. Мануйлова. М.: Юрайт. — 1999. -493 с.
  6. Л. И. Избранные труды в 4-х томах. М.: Экономика. -2000. — 1 т. — 800 е.- 2 т. — 912 с.
  7. Л. И. Инструментом какой социально-экономической политики быть бюджету-2001?// Российский экономический журнал. 2000.9. -СЗ- 16.
  8. Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономикой// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С.24−32.
  9. В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможности использования в современной экономике. СПб. — 1993. — 154 с.
  10. А. В. История финансовых потрясений: От Джона Ло до Сергея Кириенко/ Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М.: Олимп-Бизнес. — 2000. — 284 с.
  11. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер — 1999.412 с.
  12. Антикризисное управление/ Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М. — 2000. — 432 с.
  13. Ю. А. Международные организационно-правовые механизмы кредитования и финансирования в Российской Федерации. М.: РУДН. — 2000. — 257 с.
  14. И. Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика — 1994 — 381 с.
  15. Банкротство предприятия. М.: Приор. — 2000. — 366 с.
  16. Ф.Х. Концептуальные положения налогового процесса// Налоговый вестник. 1999. — № 12. — С.36 — 39.
  17. Ф.Х. Методологические и теоретические положения налогообложения// Налоговый вестник. 1999. — № 11. — С. 18 -20.
  18. Р. Политическая экономия. Т.1. М.: Международные от ношения. — 1995.-609 с.
  19. О.С., Германова O.E., Солдатова И. Ю. и др. Институциональные основы рыночной экономики в России. М.: Наука — 1996.-192 с.
  20. В. Г. Финансовое равновесие в национальном хозяйстве. М.: Изд-во МГУ, Теис. — 2000. — 285 с.
  21. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ/ Сб. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика. — 1996. -1194 с.
  22. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД. -1994. — 720 с.
  23. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов// Вопросы экономики. 1996. — № 6. -С. 100- 107.
  24. П. П. Задачи активизации российской экономики. М.: Ин-т соц.-пол. исследований РАН. — 2000. — 217 с.
  25. В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика. — 1998. — 158 с.
  26. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: РАГС-Экономика. — 1998. — 816 с.
  27. А. Ф. Профессиональный и официальный комментарий к НДС. М.: Аналитика-пресс. — 2000. — 448 с.
  28. Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ. M.: Научно-издательский центр «Наука для общества»: Российский гуманитарный университет. — 1997. — 212 с.
  29. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика. — 1997. — 800 с.
  30. С. Рынок капиталов ждёт новых налоговых инструментов// Налоги. 2000. — № 22. — С. 7.
  31. Д.В. Субъекты налогового права. М.: НОРМА. — 2000. — 186 с. — (Теория налогов и права).
  32. В. А. Объективная экономика и хозяйственный механизм: (Предмет, функции и способы -управления общественным воспроизводством). М.: Наука. — 1999. — 158 с.
  33. А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии)// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — С.40 — 45.
  34. А., Фёдорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист. 1998. — № 4. — С.69 — 78.
  35. А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальный сектор российской экономики// Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6. — С.54 — 58.
  36. Н.Н. Налоговые и финансовые методы стимулирования процесса внутреннего накопления// Финансы. 2000. — № 1. — С.42 — 44.
  37. Р.Ф. Управление налогами на предприятии: В 2-х томах. -Уфа: Эксперт. 1998. — Т1. — 205 е., — Т2. — 307 с.
  38. С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса// Вопросы экономики. 2000. — № 11. — С. 13 — 26.
  39. С.Ю. Состоится ли в 1999-м переход к политике роста?// Российский экономический журнал. 1999. № 1. — С.22 — 39- № 2 — С. 14 — 32.
  40. А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. М.: Издательский центр «Анкил». — 1993. — 80 с.
  41. И.В. Методологические аспекты налогового бремени предприятий// Налоговый вестник. 1998. — № 1. — С.28 — 29.
  42. Государство и инвестиции: Актуальные проблемы макроэкономической политики/ Науч. ред. А.И.Архипова- Институт экономики РАН. -М.: Ассоциация участников вексельного рынка. 1998. — 229 с.
  43. Н.Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нём// Финансы 2001. — № 5. -С.36- 39.
  44. C.B. Налоги в экономике предприятий: Учебное пособие. -М.: Издательский дом «Дашков и К». 1999. — 116 с.
  45. Гэлбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс. — 1979. — 406 с.
  46. Дернберг Ричард Д. Международное налогообложение: Краткий курс. М.: ЮНИТИ. — 1997. — 376 с.
  47. В. Налоговое стимулирование банковского кредитования реального сектора экономики (к экономико-математическому инструментарию анализа)// Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — С.94−95.
  48. А.С. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и стран Юго-Восточной Азии// ЭКО. 1997. — № 5. -С. 186- 197.
  49. А.И. Налоговая составляющая бюджета 2000 года// Финансы. 2000. — № 1. — С.38 -41.
  50. Н. Инновационная сфера: контуры будущего// Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 8. — С.54−60.
  51. Н.В. Методологические аспекты институциональной трансформации налоговой системы. М.: Высшая школа. — 2000. — 112 с.
  52. П. А. Экономика, человек и государство. М.: Русь. -1998.-214 с.
  53. А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994 1997 годах// Вопросы экономики. — 1998. — № 2. — С.22−56.
  54. Е. Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия предоставления// Налоги. 2001. № 19. С. 8.
  55. В.А. Налоговые соглашения России: Международное налоговое планирование для предприятий. М.: Финансы: ЮНИТИ. — 1998. -382 с.
  56. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком. — 1993. — 307 с.
  57. В.Т. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах// Налоговый вестник. 1998. — № 9. — С.5 — 8.
  58. В.И. Воспроизводство как поток единой субстанции: зависимость, модель, объёмные структуры. М.: Ярославль. — 2000. — 302 с.
  59. А. Влияние фискальной политики государства на кредитно-инвестиционную политику банков// Банковское дело. 2000. — № 6. — С45—46.
  60. Кох Р. Менеджмент и финансы. СПб.: Питер. — 2000. — 380 с.
  61. Кульман Анри. Экономические механизмы. М.: Прогресс. Уни-верс. — 1993. — 188 с.
  62. Курц Хейнс Д. Капитал, распределение, эффективный спрос. М.: Аудит: ЮНИТИ. — 1998. — 294 с.
  63. A.A., Белянин М. П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга. — 1999. — 344 с.
  64. В. Решение проблем налогообложения в России на основе зарубежного опыта// Налоги. № 33. — 1999. — С. 8−9.
  65. Н. Налоговая составляющая экономической безопасности России// Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 17 — 22.
  66. Л.Н. От нормативов к налогообложению (распределение доходов предприятий)/ Отв. ред. А. Е. Городецкий. — М.: Наука. — 1991. — 112 с.
  67. Г. Налоги нового года// Коммерсант. Деньги. 2000. -№ 1−2. — С.35.
  68. A.B. Прибыль источник поступлений бюджета и развития предприятий// Налоговый вестник. 1998. — № 4. — С. 14 — 22.
  69. А. Принципы политической экономии. Т.З. М.: прогресс. — 1983.-352 с.
  70. Д.Ю. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика. — 2000. — 348 с.
  71. Методика налоговых проверок. М.: Приор. — 2000. — 285 с.
  72. Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИН-ФРА-М. — 1999. — 347 с.
  73. У.К. Экономические циклы. Проблема и её постановка. -М.-Л.: Госуд. изд-во. 1930. — 503 с.
  74. Налоги/ Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика. — 2000.- 540 с.
  75. Налоги: Словарь-справочник/ Редкол.: Черник Д. Г. и др. М.: ИН-ФРА-М. — 2000. — 233 с.
  76. Налоговая система России. М.: 1999. — 304 с.
  77. Налогово-бюджетная политика в странах с экономикой переходного периода/ Под ред. В.Танзи. Вашингтон: МВФ. — 1993. — 414 с.
  78. Н. Н. Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая// Бухгалтерский учёт. 2000. — № 18. — С.31 — 33.
  79. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России: Т. З/ Ведущ. ред. М. И. Панова. М.- СПб. -1996. — 255 с.
  80. В. Новый этап налоговой реформы// Налоги. 2000. -№ 3. — С.1 — 7.
  81. С.А. Доходы и расходы организаций. Практика, теория, перспектива. М.: Аналитика-пресс. — 2000. — 203 с.
  82. С.Д. Анализ норм Налогового кодекса. М.: Приор. -2000. — 62 с.
  83. А. Об-изменениях и дополнениях № 5 в Инструкцию Госналогслужбы России № 33// Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001.- 11 января. № 4. — С.4.
  84. Д.Ю., Куликов Д. Л. Налог на прибыль в 2000 году. М.: Главбух. — 2000. — 144 с.
  85. Ойкен Вальтер. Основные принципы экономической политики. -М.: Прогресс. Универс, Б. Г. 1995. — 493 с.
  86. О реформе налогообложения предприятий в РФГ// БИКИ. 2000. -20 января. — № 5. — С.4 — 5.
  87. Н.И. Налоговый кодекс РФ (1 часть) о налогах и налоговой системе/ Науч. ред Л.П. Павлова- Отв. ред. Л.И. Гончаренко- Финансовая академия при Правительстве РФ. М.: Финансовая академия. — 2000. — 46 с.
  88. Пеппер Джон. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.:ИНФРА-М. — 1999. — 228 с.
  89. Г. В. Налоговое право. М.: Норма. — 1999. — 268 с.
  90. Ю.А. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики// Российский экономический журнал. 2000. — № 10. — С. 11 — 21.
  91. Ю.А. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики// Российский экономический журнал. 1999. — № 4—С.35−52.
  92. М.Р. Цели и принципы налогообложения// Вестник Финансовой академии. 1999. — № 1. — С.48 — 56.
  93. Е. Налоги в системе экономической безопасности России// Власть. 1999. — № 12. — С.45−49.
  94. Ю.В. Всё о налоге на прибыль юридических лиц. М.: Первая Федеративная Книготорговая Компания. — 1998. — 288 с.
  95. А., Марковский А. Совершенствование налоговой системы важный фактор самоинвестирования предприятий// Экономика строительства. — 1997. — № 3. — С.44 — 47.
  96. А.П. Повышение научно-методологической обоснованности налогового процесса веление времени// Налоговый вестник. — 1999. -№ 12. -С.З.
  97. А.П. Экономический рост нужно поддерживать налоговой реформой// Независимая газета. 2000 — 7 мая — № 83 — С. 1, 4.
  98. Проблемы налоговой реформы в России: Анализ ситуации и перспективы развития/ С. Г. Синельников, Л. И. Анисимова, С. Б Баткибеков и др.- Науч. ред Р. М. Энтов. М.: Евразия. — 1998. — 352 с.
  99. Проблемы налоговой системы России: Теория, опыт, реформа. В 2-х тт./ Под ред. М. Алексеева, С. Синельникова. М.: Институт экономики переходного периода. — 2000. — Т. 1 — 601 е., — Т.2 — 504 с.
  100. Публичные финансы государств АТР: Эволюция. Структура. Маркетинг/ Под ред. А. Н. Козырина. М.: Ось-89. — 1998. — 144 с.
  101. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. — 1996. — 204 с.
  102. В.М. Налоговая реформа как фактор рыночного развития// Финансы. 1999. — № 11. — С. 27 — 29.
  103. Роль денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики в экономическом развитии промышленно развитых стран (на примере Японии, США, Франции и ФРГ): Научно-аналитический обзор/ Автор обзора Е.Б. Исаев- Отв. ред. Б. А. Жебрак. М.: ИНИОН РАН. — 1992.-48 с.
  104. Роль финансов и кредита в повышении производительности труда/ Под ред. А. Г. Грязновой, М. С. Атлас. М.: Финансы и статистика. — 1990. -223 с.
  105. Е. О начислении амортизации по объектам основных средств// Налоги. 2000. — № 47, 48. — С.8.
  106. А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой поитики. Финансист. 2001. — № 3. — С.32 — 48.
  107. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: АНХ, Дело. — 2000. — 376 с.
  108. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Элиткласс. 1997. — 255 с.
  109. .М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. СПб.: Лики России. — 2000. — 446.
  110. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика. — 1996. — 220 с.
  111. В.Н. Государственные финансы в современной экономике. М.: ИНИОН РАН. — 1998. — 335 с.
  112. С.Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: Учебное пособие. СПб.: Полиус. 1998. — 578 с.
  113. В.Л. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М.: Наука. ~ 1990. — 96 с.
  114. В.Л. К типологии экономических систем// Экономика и математические методы. 1994. — № 2. — С.33 — 37.
  115. Технико-экономическая динамика России: техника, экономика, промышленная политика. М.: ГЕО-планета. — 2000. — 383 с.
  116. Н.В. Экспортно-импортные операции: учёт и налогообложение. М.: Главбух. — 2000. — 188 с.
  117. Э.А. Новые финансовые инструменты рынка. М.: Интел-синтез. — 1997. — 111 с.
  118. Ю.А. Проблема управления производственными системами в условиях научно-технической революции. Барнаул: Алт. Гос. тех. университет. — 2000. — 199 с.
  119. Финансы России: Статистический сборник/ Ред. кол.: В.И. Галиц-кий (преде.) и др. М.: Госкомстат России. — 1998. — 248 с.
  120. Финансы России: Статистический сборник/ Ред. кол.: А.Е. Сури-нов (преде.) и др. М.: Госкомстат России. — 2000. — 312 с.
  121. Фискальная политика и управление государственным долгом. -М.: Институт финансовых исследований. 2000. — 179 с.
  122. Д.Г. Налоги и сборы в РФ. М.: МЦФЭР. — 2000. — 160 с.
  123. Д.Г. Экономическое развитие и налоги// Финансы. 2000. — № 5. — С.30 — 33.
  124. С.Д. Налоговый кодекс и проблемы налогового законодательства// Бухгалтерский учёт. 2000. № 4. С. З — 5.
  125. С.Д. Развитие налоговой системы России. Проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР. — 2000. — 176 с.
  126. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия. М.: ЮНИ-Глоб. — 1992−80 с.
  127. А. Налоговые льготы кредиторам реального сектора// Банковское дело в Москве. — 2000. — № 4. — С.46 — 47.
  128. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. -1982.-455 с.
  129. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной экономике. М.: Республика. — 1999. — 250 с.
  130. Т.Ф. Методологические основы налогообложения. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет. — 1995. — 191 с.
  131. Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе: Монография.- М.:ИНФРА-М. 1999. — 291 с.
  132. Bromley D.W. Economic Interests and Institutions. The conceptual foundations of public policy. New York. — 1989. — 304 p.
  133. Commons J.R. Institutional Economics//American Economic Review.- 1931.-V.21.-P.648−657.
  134. Dugger W. Methodological Differences Between Institutional and Neoclassical Economics// Journal of Economic Issues. 1979. — V. 13. — P. 899 — 909.
  135. Economics as a Process. Essays in the New Institutional Economics. -Cambridge: ed. by R.N.Langlois. 1990. — P. 15−32.
  136. Hodgson J.M. Economics and Institutions. A Manifesto for Modern Institutional Economics. Philadelphia. — 1988. — 616 p.
  137. Miller G.J. Managerial Dilemmas. The Political Economy of Hierarchy.- Cambridge. 1994. — 204 p.
  138. Neale W. Institutions// Journal of Economic Issues. 1987, v.2, № 3. -p. 13−15.
  139. North D C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press. — 1990. — 54 p.
  140. Olson M. The Logic of Collective Action, Cambridge. Harvard University Press. — 1977. — 70 p.
  141. Schlager T., Ostrom E. Property Rights Regimes and Coastal Fisheries: An Empirical Analysis/ In: The Political Economy of Customs and Culture: Informal Solutions to the Commons Problem. Rowman and Littlefield Publishers inc. -1993. — p. 201−255.
  142. Williamson O.E. Transaction Cost Economies and Organization Theory// Journal of Industrial and Corporate Change. 1993.-V.2. — № 2. — P. 107−156.
Заполнить форму текущей работой