Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экономических отношений по поводу условий и охраны труда: На примере Омской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационное исследование проблем управления охраной труда, практика возникающих по этому поводу правоотношений между субъектами трудового процесса и выработанные на этой основе рекомендации определили основные направления совершенствования государственной системы управления охраной труда. Конечно, необходимы дальнейшие разработки для создания законодательной и нормативной базы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические и методологические вопросы совершенствования экономических отношений в сфере охраны труда
    • 1. 1. Экономические отношения в сфере охраны труда и их место в 12 системе социально-трудовых отношений
    • 1. 2. Международный опыт регулирования экономических отношений в 27 сфере охраны труда
    • 1. 3. Изменение экономических отношений в сфере охраны труда в 45 условиях перехода к рыночной экономике
  • ГЛАВА II. Регулирование экономических отношений в сфере охраны 57 труда через региональную систему управления охраной труда
    • 2. 1. Организационные структуры государственного управления охраной 57 труда на региональном уровне
    • 2. 2. Опыт создания региональной системы управления охраной труда (на 82 примере Омской области)
    • 2. 3. Социально-экономические аспекты управления охраной труда
  • Глава III. Совершенствование региональной системы управления 106 охраной труда
    • 3. 1. Распределение функций управления охраной труда среди субъектов 106 экономических отношений
    • 3. 2. Совершенствование правового обеспечения системы управления 124 охраной труда
    • 3. 3. Совершенствование информационного обеспечения системы 136 управления охраной труда

Формирование экономических отношений по поводу условий и охраны труда: На примере Омской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическое реформирование, проводимое в России в 90-х годах, затрагивает все сферы экономических отношений. Но в наибольшей степени затрагиваются отношения по поводу формирования и использования способностей работника к труду. Происходит процесс перехода от административно-плановых методов управления трудом к экономическим. Меняется содержание интересов работника в условиях трудовой деятельности.

Нельзя говорить, что эти моменты не учитывались в принимаемых в 90-х годах законодательных актах в области охраны труда. Право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем, было закреплено в «Основах законодательства Российской Федерации об охране труда», введенных в действие в сентябре 1993 года.

С принятием Основ законодательства коренным образом изменилась ранее действовавшая правовая база охраны труда. Управление охраной труда переходит от профсоюзов к государству (сохранен при этом общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве), значительно расширены права работников на безопасные и здоровые условия труда, повышена ответственность работодателя за обеспечение охраны труда, вводится механизм экономической заинтересованности в решении проблем охраны труда.

Государственная политика в области охраны труда определяется как совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

В законе определены основные направления государственной политики в области охраны труда, среди которых основополагающее значение имеют признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятияустановление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Законодательно подтверждено, что управление деятельностью в области охраны труда, является обязанностью государства.

Дальнейшее развитие этих правовых норм отражено в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом в июне 1999 года.

Однако Законы об охране труда не решили всех проблем условий и охраны труда, в силу того, что они разрабатывались в начале коренной перестройки экономики страны. В то время еще не определились контуры новых хозяйственных отношений, не были осознаны потребности в новых подходах к формированию экономических отношений по поводу условий и охраны труда с учетом интересов всех субъектов трудовых отношений.

Не произошли сколько-нибудь существенные изменения в содержании интересов работников в условиях труда: основная их часть предпочитает получать надбавку за неблагоприятные условия труда, нежели требовать их улучшения. Работодатель также не стремится к улучшению условий труда.

Поиск новых подходов к управлению охраной труда, обусловленный происходящими изменениями в экономике страны и социальной сфере, определил актуальность темы исследования.

Исследование, проведенное соискателем, показало, что экономические отношения между государством, работодателем и работником по поводу условий труда начали лишь формироваться и требуют научного подхода.

Для успешной реализации политики в области охраны труда на современном этапе социально-экономического развития страны необходим механизм регулирования новых отношений — государственная система управления охраной труда. Министерством труда и социального развития Российской Федерации среди первоочередных задач на 2000 год определена разработка и утверждение Правительством Российской Федерации Концепции государственной системы управления охраной труда. В Омской области с 1995 года проводится планомерная работа по созданию и совершенствованию региональной системы управления охраной труда.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующим: переходом к рыночным отношениям в экономике Российской Федерации и, в связи с этим, появлением новых по своему содержанию экономических отношений, связанных с воспроизводством рабочей силы, в том числе по поводу условий и охраны труданеобходимостью государственного регулирования экономических отношений по поводу условий и охраны труданеобходимостью разработки и активного использования экономических методов управления трудом, региональной законодательной базы и системы управления в сфере охраны труданедостаточным уровнем разработки теоретических и практических вопросов, касающихся эффективности использования рабочей силы, вложения капитала в улучшение условий труда, соотношения теории и практики в курсе экономики труда.

Теоретическими и методологическими основами исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов по социально-экономическим проблемам условий и охраны труда, международные рекомендации, содержащиеся в конвенциях Международной организации труда (МОТ), научно-методологические разработки Института труда. Среди них автор выделяет работы Р. П. Колосовой, В. Г. Макушина, А. В. Невского, Г. Э. Слезингера, В. Д. Ройка, Ю. Г. Соловьева. В работе использован системный подход к изучению процессов управления охраной труда, применены методы системного анализа, группировки, сравнения и обобщения.

Эмпирической базой исследования стали статистические и информационные материалы Госкомстата, Минтруда России, других федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских институтов.

Областью исследования является экономика труда, особенно разделы условий труда, использования рабочей силы и мотивации труда. При выполнении работы использовались методы других научных дисциплин, таких как основы управления, психология труда, статистика.

Целью работы является исследование социально-экономических отношений по поводу условий труда и разработка на этой основе предложений по формированию региональной системы управления охраной труда.

В соответствии с указанной целью в рамках диссертационной работы были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать содержание категории «условия труда» и регулируемых ею социально-экономических отношений;

— осуществить анализ организационных структур управления охраной труда на разных уровнях и определить их функции, исходя из требований категории «условия труда»;

— обосновать формы взаимодействия государственных органов управления охраной труда, работодателей и работников;

— разработать предложения по совершенствованию информационного обеспечения и применения программных методов управления охраной труда.

Предметом исследования определена региональная система управления. охраной труда в условиях трансформации общественного устройства. В качестве объекта исследования выступает деятельность и функции государственных органов управления охраной труда, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профсоюзных и иных объединений работников в части их участия в управлении охраной труда, а ! также существующее законодательство и нормативные правовые акты в данной — сфере. !

Основные результаты проведенного исследования, составляющие научную новизну, заключаются в следующем: j.

— исследованы условия труда как экономическая категория, факторы, j i оказывающие влияние на воспроизводство рабочей силы и эффективность j труда;

— предложена и внедрена в практику организационная схема региональной системы управления охраной труда, включающая структуру государственных органов управления охраной труда, органов управления охраной труда в составе местного самоуправления, служб охраны труда в организацияхпоследний уровень выделен как основное звено в управлении охраной труда;

— разработаны рекомендации по уточнению функций служб охраны труда предприятий, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъекта Федерации, координирующих деятельность в сфере охраны труда на территории региона;

— предложены пути реализации экономического механизма регулирования отношений по поводу условий труда (обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательная сертификация работ по охране труда) через региональную систему управления охраной труда;

— уточнены способы организации информационных потоков в сфере условий и охраны труда от работодателей к управляющим органам исполнительной власти на региональном и муниципальном уровне.

Практическая ценность результатов исследования определяется актуальностью выбранного предмета исследования, связанного с переходом от административно-командных методов управления к методам, использующим рыночные механизмы, изменением формы взаимоотношений между государством, работодателем, работником, регулируемой органами исполнительной власти.

Предложенные в работе рекомендации, в основном реализованные на практике в Омской области, позволяют разграничить функции управления охраной труда на разных уровнях (региональном и местном) и одновременно осуществлять взаимоувязанные мероприятия правового, экономического, организационного характера, позволяющие улучшать условия труда, снижать производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость.

Начиная с 1992 года, разработки автора вошли соответствующими положениями или пунктами в нормативно-правовые акты Омской области, которые составляют основу формирования экономических отношений по поводу условий труда, в том числе Закон Омской области «Об охране труда в Омской области» от 11 июня 1999 года № 189−03, постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 11 февраля 1999 года № 40-п «О мерах по улучшению условий и охраны труда в Омской области», утвердившее «Положение о системе управления охраной труда в Омской области» и др.

Апробация работы. Результаты проведенных исследований и основное содержание опубликованных работ докладывались на совещаниях по охране труда Омской области в 1996 и 1999 годах, на Всероссийском семинаре-совещании главных государственных экспертов условий труда Российской Федерации в Санкт-Петербурге в 1997 году, на Всероссийском совещании.

Проблемы реформирования отраслей социальной сферы и совершенствования управления охраной труда" в июле 1999 года, на краевом совещании «О мерах по реализации федерального закона и закона края об охране труда» в г. Красноярске в ноябре 1999 года, на депутатских слушаниях в Законодательном Собрании Омской области «О реализации Закона Омской области «Об охране труда в Омской области» в апреле 2000 года.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе в Омском государственном техническом университете при подготовке студентов по специальности 330 500 «Безопасность технологических процессов и производств», при профессиональной переподготовке по безопасности труда, в ряде других образовательных учреждений при повышении квалификации руководителей и специалистов предприятий в области охраны труда.

Методическая база по данной теме используется в других регионах Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и документов и приложений. Материалы диссертации изложены на 163 стр. и включают 2 схемы и 1 таблицу, приложение на 6 стр., список литературы 140 наименований.

Заключение

.

Конец 90-х можно охарактеризовать как период активного формирования законодательной базы социальной политики страны, вступившей на путь развития конкурентной рыночной экономики.

Основополагающим принципом государственной социальной политики в области охраны прав человека в условиях, отвечающих требованиям безопасности труда и гигиены, является признание приоритета жизни и здоровья по отношению к результатам производственной деятельности. Государство выступает гарантом в обеспечении социальных прав человека и в этих целях обязано принимать все меры по созданию обновленной государственной системы управления охраной труда.

Создание этой системы не означает отрицание тех методов управления, которые действовали в доперестроечное время. Напротив, необходимо использование всех научных разработок, практического опыта и кадрового потенциала, накопленных в предшествовавшие периоды жизни страны. Своеобразие становления обновленной системы управления охраной труда состоит в том, что переход от старой к новой происходит не эволюционным путем. В результате смены общественно-экономического строя и экономического кризиса административно-плановая система управления охраной труда была сломана. Функция управления охраной труда от профсоюзных органов переданы федеральным органам исполнительной власти в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации. И требуется определенное время и значительные усилия для того, чтобы Минтруд России и органы по труду в составе органов исполнительной власти субъектов Федерации с участием органов надзора и контроля смогли эффективно выполнять возложенные на них обязанности по государственному управлению охраной труда.

В результате перестройки экономических отношений сокращено количество и изменились функции технической инспекции труда профсоюзов,.

147 резко уменьшилось число служб и инженеров охраны труда в промышленности и сельском хозяйствесведены к минимуму объемы финансирования научно-исследовательских институтов охраны труда, санитарно-гигиенического и профилактического профиляне решаются многие актуальные проблемы безопасности и гигиены трудаснизился уровень подготовки и повышения квалификации работников по охране труда. Естественным следствием всех перечисленных изменений является ухудшение условий и охраны труда работающих во всех сферах экономики.

Создавшаяся ситуация обуславливает комплекс задач по созданию обновленной государственной системы управления охраной труда, для решения которых необходима опора на рекомендации, выработанные в специфической сфере экономической науки — экономике труда.

1. В выполненном диссертационном исследовании в основу положен системный подход как важнейший метод изучения процессов управления общественными явлениями. Охрана труда как объект управления имеет характер системы и изменяется под воздействием управляющей системы, которая функционирует в обществе, представляющем целостность политических, экономических и социальных систем многоуровневой структуры.

Применение системного подхода позволяет изучать закономерности формирования функций и структур управляющих систем и применять важнейшие правила системного проектирования искомой системы управления охраной труда.

2. Практическим выходом проведенного исследования с использованием системного подхода является структурирование состава и функций управления охраной труда на разных уровнях управления — от управления на уровне отдельного предприятия до федерального уровня.

Характерной особенностью создаваемой обновленной системы государственного управления охраной труда является то, что по сравнению с прежней плановой системой управления меняется соотношение функций государственного управления. Существенно уменьшилось значение функции планирования, бывшей главной, ведущей функции в плановой экономике.

В настоящем периоде она реализуется в форме разработки и выполнения целевых федеральных программ по улучшению условий труда. Скромные возможности финансирования не позволяют посредством выполнения программы внести существенные коррективы в улучшение условий труда.

Отмена административно-командных методов управления существенно увеличивает роль координации, позволяющей организовывать взаимодействие органов подсистем управления по уровням и функциональным подразделениям.

Практически сохраняют свое значение функции контроля и учета, хотя конкретные функции контроля и учета, их содержание меняется особенно в связи с введением экономических регуляторов в систему управления охраной труда.

Принципиальное же отличие создаваемой системы управления охраной труда связано с изменением роли государства в экономике смешанного типа с разнообразными формами собственности. Чем сильнее развиваются рыночные отношения, тем сильнее должно быть государственное влияние на развитие механизмов управления, обеспечивающих права и свободы граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. В этих целях в настоящее время создается новая законодательная база для введения экономических методов управления охраной труда, адекватных рыночной экономике. В конкурентных рыночных условиях хозяйствования при многообразных формах собственности не приемлим способ возмещения затрат, в связи с утратой здоровья, трудоспособности и заработка за счет общественных фондов потребления, административное закрепление видов льгот и компенсаций при помощи утверждаемых перечней и списков. Такие методы возмещения повышенной утраты трудоспособности работающих в неблагоприятных условиях труда были характерны для периода плановой экономики, когда государство выступало как монопольный собственник основных средств производства и единственный работодатель. В рыночной экономике экономическая ответственность за рациональное использование и воспроизводство рабочей силы переходит на работодателей.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что эффективной формой повышения экономической и правовой ответственности работодателей является страхование, в том числе страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Введение

указанного вида социального страхования послужит экономическим механизмом, побуждающим предприятия улучшать условия и охрану труда. Органы управления охраной труда будут непосредственно влиять на величину страховых тарифов, давая оценку действительному состоянию дел. В этом и состоит существенное отличие вновь создаваемой системы управления охраны труда от прежней в административно-командной экономике.

4. Вследствие создания экономического регулятора, адекватного рыночным отношениям, изменяются требования к содержанию статически-учетной информации, которая должна содержать весь комплекс стоимостных показателей по затратам, обусловленным потерями здоровья и трудоспособности.

Генезис новой системы управления охраной труда, включающей как важнейшее звено создание экономического механизма саморегуляции, происходит в условиях, когда еще полностью не сформировались рыночные регуляторы экономики.

5. Следующей характерной особенностью создаваемой системы управления является разграничение прав и полномочий по уровням управления между центром, субъектом Федерации и местным самоуправлением. Государство выступает как главной регулирующий и координирующий орган системы управления, обеспечивающий взаимодействие всех функциональных органов управления.

Децентрализация и развитие местного самоуправления приводит к укреплению позиций местных властей в повседневной деятельности по обеспечению прав и свобод граждан. Эта общая тенденция в социальной политике современного этапа относится также к деятельности в области охраны труда.

Диссертационное исследование проблем управления охраной труда, практика возникающих по этому поводу правоотношений между субъектами трудового процесса и выработанные на этой основе рекомендации определили основные направления совершенствования государственной системы управления охраной труда. Конечно, необходимы дальнейшие разработки для создания законодательной и нормативной базы, совершенствования организационных структур, введения экономических механизмов саморегуляции, создание информационального обеспечения и многое другое для того, чтобы переломить тенденцию воспроизводства рабочих мест с вредными факторами производственной среды и коренным образом улучшить условия труда работающих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. КЗоТ Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25.09.92.МЛ992,102с.
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. N 5600−1
  4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний».
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  6. Указ Президента РФ от 12 мая 1992 г. N 505 «О социальной защите граждан, получивших увечье либо иное повреждение здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей».
  7. Указ Президента РФ от 4 мая 1994 г. N 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».
  8. Указ Президента РФ от 20 июля 1994 г. N 1504 «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)».
  9. Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утв. постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214−1).
  10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственныхобъектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты».
  11. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 846 «Об организации Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы».
  12. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации».
  13. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».
  14. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 года № 1409 «О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 19 982 000 годы».
  15. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 года № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
  16. Постановление Минтруда РФ от 21 марта 1994 г. N 25 «Об утверждении разъяснения «О порядке индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью работника трудовым увечьем».
  17. Постановление Минтруда РФ от 20 июня 1994 г. N 49 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда».
  18. Постановление Минтруда РФ от 30 октября 1995 г. № 58 «Об утверждении Примерного положения о подразделении по охране труда исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации».
  19. Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
  20. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 23.06.94 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения»
  21. Приказ Минздрава РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.12.92 г. № 349/117 «О создании Федерального экспертного совета по профзаболеваниям».
  22. Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3−6 «0 Примерном положении о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда)».
  23. Закон Омской области от 11 июня 1999 года № 189−03 «Об охране труда в Омской области».
  24. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 4 февраля 1992 года N 40-П «О совершенствовании организационной структуры органов труда и занятости населения администрации Омской области».
  25. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 6 июля 1993 N 121-П «Об активизации работы по улучшению условий и охраны труда в области».
  26. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 8 февраля 1994 года N 65-П «О создании управления охраны труда Омской области и формировании Государственной инспекции по охране труда».
  27. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 23 января 1995 года № 34-п «О системе управления охраной труда в Омской области».
  28. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 11 февраля 1999 года № 40-п «О мерах по улучшению условий и охраны труда в Омской области».
  29. Н.Монографии, статьи, публикации
  30. В.Д. Механизм саморегуляции в рыночной экономике. Об — во и экономика, 1996, № 11−12, с. 3−12
  31. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М., 1968
  32. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
  33. И., Мурани М. Психология безопасности труда. М.:Профиздат, 1968. 207с.
  34. Г. В. Местное самоуправление. М.: Изд-во МГУ, 1996.352с.
  35. И.Л. Организация советского государственного управления. -М.: Наука, 1984. 237 с.
  36. Г. В. и др. Справочная книга по охране труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 1989. 541с.
  37. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  38. В. Что мы понимаем под охраной труда // Охрана труда и соц. страхование. 1997. № 3. — С. 1−2.
  39. А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. Изд. 2-е. М. Экономика, 1972. — 478 с.
  40. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. 534 с.
  41. А. А. Введение в теорию управления. (Система промышленного производства) М.: Экономика. 1967. — 200с.
  42. Государственное управление и развитие. Национальный доклад к 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М.: Юрид.лит., 1995. — 16 с.
  43. В.Г., Козлов В. И., Носов В. Б. Методы оценки и обеспечения безопасности труда в машиностроении М.Машиностроение, 1992. — 220с.
  44. В.Г., Кузьмин А. П. Система управления охраной труда на машиностроительном предприятии М.: Машиностроение, 1989. -160с.
  45. О. А. Методологические проблемы науки управления производством М.: Наука, 1970. — 295 с.
  46. В. Избирательный взмах кнута // Охрана труда и соц. страхование. 1996. № II. «С. 9.
  47. В. Пробуксовка из-за плохой законодательной базы // Охрана труда и соц. страхование. 1997. № 6. -С. 2−3.
  48. JI.A. Экономика труда. Часть 1, Издательство ОмГУ. Омск, 1997.-с. 6−7.
  49. . Охране труда требуется новая законодательная база // Человек и труд. 1997. № 2. — С. 103.
  50. Р. Россия: реформирование трудовых отношений и стратегия социального диалога // Проблемы теории и практики управления. -1995. № 6, с.115−119
  51. С.Е. Основы управления промышленным производством (Принципы, методы и проблемы) М., Мысль, 1971. 287 с.
  52. С. Охрана труда в современных условиях,— М.:изд.ВЦСПС, 1924.- 360 с.
  53. Ю.М. Управление народным хозяйством СССР. 4.1. Сущность, функции, методы, — М.: изд-во Моск. ун-та, 1969, — 159с. 4.II. Система управления народным хозяйством. М.: изд-во Моск. ун-та, 1971, — 167с.
  54. В.И. Основы охраны труда. Учебное пособие. -Рига, 1987,117с.
  55. О.В., Кузнецов И. Н. Научные основы управления производством . -М.: Экономика, 1970. -286 с.
  56. Количественная оценка тяжести труда. (Методические рекомендации).М.:НИИ труда, 1984, 120с.
  57. В. Основа успеха- предприятие, регион, система в работе // Охрана труда и соц. страхование. 1995. — № 4. — с. 2−5.
  58. А.Н. Условия труда на предприятиях связи: экономическое управление при переходе к рыночным отношениям / Ред.: Амоша А. И. М.: Радио и связь, 1993. — 208 с.
  59. В.В. и др. Организация охраны труда на предприятиях в новых условиях хозяйствования. //Опыт работы предприятий текстильной и легкой промышленности в новых условиях хозяйствования. Л.:ЛДНТП, 1989.
  60. В., Невский А. Есть плюсы, но и минусов хватает. О реорганизации системы установления степени утраты трудоспособности // Охрана труда и соц. страхование. -1997. № 4. — С. ! 7−19.
  61. П. Возможности экономического управления охраной труда // Безопасность труда в пром-сти. 1996. — № 10. — С. 2−4.
  62. В., Чиканова Л. Охрана труда и КЗоТ // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № И. -С. 57−60.
  63. Д. Пока верха чесали затылок, в Хасанском районе Приморского края еще год назад создали свою систему и фонд охраны труда // Охрана труда и соц.страхование. 1995. -№ 1. — с. 16−18.
  64. В.Г. Совершенствование условий труда на промышленных предприятиях. Социально-экономические проблемы, — М.:Экономика, 1981. -216 с.
  65. М. Охране труда государственную поддержку / Человек и труд. — 1996. -№ 1. — с. 100−102.
  66. К. Капитал. Т. I. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2−2 изд, т.25,ч. 1.
  67. А. В карете прошлого в 21 век не въедешь' // Охрана труда и соц. страхование. 1997. — № 5. — С. 5−7.
  68. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации.МБТ.В 2 томах: 1-й том, 1919−1956−2-й том. 1957−1990.Издание 1991 г. Женева.
  69. Методические рекомендации по комплексной оценке социально-экономической оценке социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охране труда. М.: ВЦНИИОТ ВЦСПС, 1984. 64 с.
  70. Метрологическое обепечение безопасности труда. Измеряемые параметры химических, биологических и психофизиологических опасных и вредных производственных факторов.-М.-Стандарты, 1988, т.2, — 249с.
  71. Научное управление обществом: Вып. 14/ Под ред. Л. К. Науменко, П. С. Осипенкова, В. Д. Пузанова. М.: Мысль, 1981. — 303 с.
  72. А. Социальная защита на предприятиях. Инж.газ., 1994, № 106, с.1
  73. А. Охрана труда в условиях рынка // Охрана труда и соц. страхование. 1993. — № 9. — с. 7−8.
  74. В.Б. Безопасность труда /Под ред.: Амбарцумяна В.В.- М.: Машиностроение, 1994. 143с.
  75. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  76. В. Умнова Л. Профессиональный риск: интегральные методы оценки // Безопасность труда в пром-сти. -1996. № 10. — С. 21−25.
  77. С. Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Пер. с англ. С. П. Никифорова. М., Изд. во: Советское радио, 1969. -216 с.
  78. Организация охраны труда: Практ. рекомендации /Сост. Хлопков В. В., Мыс лев А.А. М.: Б.и., 1996. -207 с.
  79. Охрана труда. Основы законодательства Российской Федерации. Сб.: Труд и право. М.:Профиздат, № 1, 1996, 256 с.
  80. Охрана труда в машиностроении./Под редакцией Е. Я. Юдина и С. В. Белова М. Машиностроение, 1983. — 432с.
  81. Охрана труда: сертификация производственных объектов. Учебно-практическое пособие.-Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996.-200с.
  82. Охрана труда в Российской Федрации: Справочник / Сост. Новиков А. А., Сидоров В. Л., Соловьев А. П., Фролов О. П. М.: Ред.журн. «Охрана труда и соц. страхование», 1996. — 305 с.
  83. Оценка Международной программы ПИАК МБТ.Женева. 1984.87с.
  84. Оценка влияния условий труда на его производительность и эффективность производства (Международные методические рекомендации) -М.:НИИ труда, 1984, — 63с.
  85. Планирование условий труда. Под ред. Н. Г. Чумаченко, А. И. Амоша. -Киев: Наукова думка. 1982. — 332 с.
  86. Э.В., Рябец В. А. Социально-экономические проблемы охраны труда / Моск. НИИ охраны труда. М.: Имидж, 1993. -40 с.
  87. Политико-экономические проблемы управления социалистической экономикой. Межвуз.сб. Ленинград, Изд-во Ленинг. ун-та, 1979. — 136 с.
  88. Г. Х. Проблемы теории управления,— М.:Экономика, 1974.-263 с.
  89. А.С. Основы организации управления промышленным производством (Методологические проблемы). -М.: Экономика, 1969. 216с.
  90. Предотвращение промышленных аварий: Доклад Y (l) на 79 сессии Междун. организации труда (1992). Женева: Международное бюро труда, 1992.-60 с.
  91. Предотвращение промышленных аварий: Доклад Y (2) на 79 сессии Междун. организации труда (1992). Женева: Международное бюро труда, 1992. — 118 с.
  92. B.C. Управление улучшением условий труда// Межвузовский сборник. Политико-экономические проблемы управления социалистической экономикой. Ленинград: Изд. Ленинг. ун-та, 1979, с.112
  93. Г. К., Корбакова А. И. Новая методика. Здоровье с точки зрения специалистов // Охрана труда и соц. страхование. 1997. № 3. — С. 33−37.
  94. В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда (опыт зарубежных стран). М.:НИИ труда, 1992. -240 с.
  95. В. Социальная защита работников от профессиональных рисков : проблемы и пути их решения // Охрана труда и соц. страхование. 1995. — № 5. -с. 19−21.
  96. В.Д., Иванова Н. В., Невский А. В. Пути формирования системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. — М.: НИИтруда, 1997. — 109 с.
  97. Региональное управление: опыт и проблемы/ В. К. Мамутов, Н. Д. Прокопенко и др. Киев: Наукова думка, 1984. — 255 с.
  98. Рынок и социальная политика: опыт реформ в России. М.: НИИ труда, 1994. — 196 с.
  99. Руководство по охране труда/ Учеб.-произв.центр «Талант" — Ред: Никитин Л. Н. и др. Мытищи: УПЦ «Талант», 1996. — 304 с. (Библиотека руководителя).
  100. С., Мельников Л. Здоровье не купишь и за миллион: Некоторые аспекты законодательного регулирования вопросов охраны труда // Охрана труда и соц. страхование. 1994. — № 4. — с. 36−37.
  101. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе/ Редкол.:И. М. Владыченко и др.- Рук.авт.колл. Б. М. Сухаревский. 2-е изд. перераб. и доп. -М.:Экономика, 1983. -584с.
  102. В.Н. Трудовые правоотношения. М., Вердикт-IM, 1999.1. С. 25.
  103. Ю. Словом и штрафом // Охрана труда и соц. страхование. -1997. -№ 3. С. 17.
  104. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. М.: Машиностроение, 1975. — 311 с.
  105. Г. Э. Труда в условиях рыночной экономики. -М.: «Инфра-М», 1996. -с.169−172.
  106. .В. Функции управления социалистическим производством. М.: Экономика, 1977. — 140 с.
  107. Современная экономика труда. Перевод с английского под научной редакцией Р. П. Колосовой. М., Изд-во МГУ. 1996.
  108. Современный капитализм: изменения в структуре и положении рабочего класса.-М.:Наука, 1987, — 206 с.
  109. А. Охрана труда на перепутье // Охрана труда и соц. страхование. 1996. — № 12. — С. 4−14.
  110. Ю. Где взять средства на охрану труда // Человек и труд. -1997. -№ 2. С. 85−86.
  111. Ю. Реформировние систем охраны труда в странах СНГ // Человек и труд. 1996. — № 3, с. 99−101
  112. Ю. Обеспечение охраны труда: О критериях Основ законодательства РФ об охране труда // Охрана труда и соц.страхование. 1994. — № 3. — с.14−17, — № 4. — с.3−6.
  113. Ю. Надзор и контроль за соблюдением норм, правил, других требований, предусмотренных Основами законодательства РФ об охране труда // Охрана труда и соц. страхование. 1994. — № 5. — с. 14−17.
  114. В.Е. Профессии и здоровье. М.: Букмен, 1996. — 351 с.
  115. В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. -М.: Экономика, 1995. 183 с.
  116. Теория управления социалистическим производством./ Под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1979. — 367 с.
  117. К.С. Эргономические основы совершенствования условий и охраны труда/ В сборн: Социальные проблемы управления трудовыми коллективами,-М.:Профиздат, — 1978, с.147−168.
  118. Г. Надеюсь на цивилизованный подход к проблеме II Охрана труда и соц. страхование. 1997. -№ 4. — С. 27−28.
  119. Н. Как убедить работодателей в выгодности улучшения условий труда // Человек и труд. 1994. — № 3. — с. 97−101.
  120. Управление научно-техническими программами./ Под ред. Бобрышева. М.: Экономика, 1983. — 343 с.
  121. Управление персоналом. Кн. 4./ Подгот. для авт. курса С. Браун, Ш. Камерон, Х.Хемблин. 1994. — 91 с.
  122. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 1997. — 509 с.
  123. Управление это наука и искусство. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.:Республика, 1992. -351 с.
  124. Устав МОТ.МБТ.Женева. 1976.
  125. В.И. Регулирование условий труда на предприятиях РФ: (Охрана труда на основе ГОСТов РФ) / Журн. «Юрид. бюл. предпринимателя», Журн. Упр. персоналом. М.: Интел-Синтез, 1996. — 132 с.
  126. К.Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. Пер. с англ.- М.: Междунар. отношения, 1994. -304 с.
  127. Функции и структура органов управления, их совершенствование. -М.Экономика, 1973. 255 с.
  128. Хенли Э., Дж. Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. Перевод с англ.М.Машиностроение. 1984. — 528с.
  129. В.В., Мыслев А. А. Организация охраны труда. Практические рекомендации. Ногинск, 1994. -154 с.
  130. Л. Государственное управление охраной труда: ближайшие задачи. Человек и труд, 1994, № 5, с. 63−65.
  131. Л. Новое в практике охраны труда -институт уполномоченных Человек и труд, 1994, № 7, с. 74.
  132. Л. Реформирование системы охраны труда Человек и труд, 1994, № 3, с. 75−76.
  133. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под редакцией Г. Г. Меликьяна и Р. П. Колосовой. М., Изд-во МГУ. 1996.
  134. Энциклопедия по безопасности и гигиене, (перевод с анг. Издание Международного Бюро Труда. Жененва) в 4 томах. Москва. Профиздат. 1985.
  135. Accident prevention. A worker education manuel. Geneva: ILO, 1986.
  136. La becurite et l’bygiene du travail dans les enterprises multmationales. Geneve: BIT, 1985.
  137. Clerc J. Introdaction to working condition and environment. ILO. Geneva. 1985. P. 323.
  138. Safety and Health at work. Report of the Committee 1970−1972. Chairman Lord Robens.London.1972.
Заполнить форму текущей работой