Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка комплексной методики управления инновационными процессами в российских вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день в качестве способа решения данной проблемы ученые предлагают использовать программно-целевой метод, сущность которого состоит в решении проблемы путем разработки целевой комплексной программы, состоящей из системы целей и взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий по их достижению. Однако существует несоответствие в практике применения данного метода, заключающееся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
    • 1. 1. Инновационные процессы в вузах: тенденции, перспективы развития и проблемы управления
    • 1. 2. Исследование и систематизация методов управления инновационными процессами в социально-экономических системах
    • 1. 3. Особенности-программно-целевого и проектного методов управления инновационными процессами в вузе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Построение концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе
    • 2. 2. Диагностика управления инновационными процессами в вузе на примере Тверском филиале МЭСИ)
    • 2. 3. Методика перехода к проектному управлению инновационными процессами в вузе (на примере Тверского филиала МЭСИ)
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 3. 1. Внедрение механизма проектного управления инновационными процессами в вузе (на примере Тверского филиала МЭСИ)
    • 3. 2. Методика оценки эффективности механизма управления инновационными процессами в вузе
    • 3. 3. Оценка эффективности управления инновационными процессами в вузе (на примере Тверского филиала МЭСИ)

Разработка комплексной методики управления инновационными процессами в российских вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Формирование инновационной экономики определило новую роль российских вузов в социально-экономическом развитии страны, которая заключается в переносе научных знаний в бизнес-среду путем коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, создания малых предприятий, привлечения заказов предприятий на научно-исследовательские и консалтинговые работы. Для этого необходимо создать соответствующие институциональные и организационные условия. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации [2] определяет следующие целевые ориентиры инновационной деятельности вузов: увеличение доли средств на научные исследования, как в структуре доходов вузов, так и предоставляемых государствомподдержка организаций, реализующих лучшие инновационные программыформирование научно-образовательных центровразвитие инновационных программ. В настоящее время происходит становление научно-исследовательских университетов, реализуются федеральные и региональные целевые программы [4, 19, 20], направленные на стимулирование деятельности научно-педагогического персонала вуза. При этом сохраняется низкая результативность и бюджетная эффективность прикладных научных исследованийнезначительный процент коммерциализации научных результатовнеудовлетворительный уровень научной активности профессорско-преподавательского состава. В современных исследованиях обозначенные противоречия идентифицируются как результат неэффективного управления инновационными процессами.

На сегодняшний день в качестве способа решения данной проблемы ученые предлагают использовать программно-целевой метод, сущность которого состоит в решении проблемы путем разработки целевой комплексной программы, состоящей из системы целей и взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий по их достижению. Однако существует несоответствие в практике применения данного метода, заключающееся в том, что он является способом планирования инновационных процессов, в результате использования которого формируется четкая иерархия целей и задач, отражающих структуру решаемой проблемы. Таким образом, механизм управления, основанный на программно-целевом методе, ориентирует инновационную деятельность на достижение запланированных целей. Однако сложившаяся ситуация требует внедрения в практику управления вузов таких методов, которые позволяют выстроить инновационную деятельность, ориентированную на конкретные результаты. Поэтому представляется актуальным разработать комплексную методику управления инновационными процессами вуза, позволяющую повысить эффективность механизма управления посредством синтеза программно-целевого и проектного метода, представляющего собой способ управления по результатам, основными этапами которого являются определение результатов, управление по ситуации, контроль за результатами. Таким образом, в рамках программно-целевого метода будет осуществляться планирование инновационных программ вуза, а с использованием проектного метода — разработка и реализация конкретных программных мероприятий.

Для исследования принята рабочая гипотеза, заключающаяся в том, что существует принципиальная возможность повышения эффективности механизма управления инновационными процессами в вузе на основе применения методов управления по результатам, к которым относится проектный метод.

Степень разработанности проблемы: Особенности инновационных процессов, а также их роль в развитии экономических систем рассматривались в трудах Г. С. Гамидова, Н. Д. Кондратьева, И. Н. Молчанова, Р. Росвелла, А. А. Рощина, М. А. Суржикова, Б. Твисса, А. В. Тебекина, Й. Шумпетера, Ю. В. Яковца, которые стали основой для разработки классификации инновационных процессов в российских вузах.

Проблемам и методам управления инновационными процессами посвящены работы К. А. Багриновского, В. Н. Гунина, П. Н. Завлина, С. Д. Ильенковой, В. И. Кузнецова, В. Г. Медынского, Л. Н. Оголевой, С. А. Орехова, С. Ю. Ягудина, которые внесли существенный вклад в теорию управления инновационной деятельностью и использовались автором для разработки классификации методов управления инновационными процессами в социально-экономических ситемах.

Важной проблемой управления инновационными процессами является формирование интеллектуального капитала вуза, который является одновременно источником и результатом инновационной деятельности. Вопросы формирования интеллектуального капитала вуза в условиях инновационной деятельности нашли отражение в работах Л. А. Данченок, А. Кока, Дж. Крэнфилда, В. Ф. Максимовой, В. Смирнова, Дж. Тэйлора, А. И. Уринцова, В. Ю. Тюриной, основные результаты которых был и использованы автором при построении алгоритма формирования интеллектуального капитала вуза.

Проблемы управления инновационными процессами в системе высшего профессионального образования, в том числе на основе программно-целевого и проектного методов рассматривались в работах Т. А. Годиной, JI.M. Гохберга, Игропуло И. Ф., С. А. Кирия, В. П. Колесова, C.B. Наумова, М. В. Овсипян, С. Ф. Остаток, А. И. Пригожина, H.H. Сегединой, М. В. Солиновой, В. П. Тихомирова, Н. В. Тихомировой, A.B. Тодосийчук, • Т. А. Туминой, А. В Холод. Основные положения-данных исследований использованы автором при построении классификации проблем управления, выявлении сравнительных критериев для сопоставления программно-целевого и проектного методов управления, и систематизации их особенностей, построении концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе.

Анализ данных исследований показал, что в них достаточно узко отражен комплексный подход к изучению проблем управления инновационными процессами в российских вузах, а также не рассматривается возможность синтеза программно-целевого и проектного управления, что свидетельствует о недостатке теоретических и методических разработок, касающихся данных вопросов. Результаты анализа указывают на наличие несоответствия в науке между необходимостью обеспечения эффективности управления инновационными процессами вуза и ограниченными возможностями существующего научно-методического аппарата. Поэтому разработка комплексной методики управления инновационными процессами в вузе является своевременной и актуальной задачей в научном и практическом смысле.

Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретических и методических подходов к управлению инновационными процессами вуза, что обеспечит повышение эффективности механизма управления инновационными процессами в условиях нестабильной внешней среды.

Научная задача исследования состоит в разработке комплексной методики управления инновационными процессами в вузах, позволяющей повысить эффективность механизма управления инновационными процессами на основе синтеза программно-целевого и проектного методов управления, обеспечивающих развитие инновационной инфраструктуры вузов, достижение конкретных результатов интеллектуальной деятельности и преемственность результатов инновационных проектов.

Для достижения цели исследования необходимо декомпозировать общую научную задачу и решить следующие частные задачи:

1. Исследовать и классифицировать проблемы управления инновационными процессами в российских вузах.

2. Построить концептуальную модель проектного управления инновационными процессами в вузе на основе систематизации существующих методов управления инновационными процессами в социально-экономических системах.

3. Разработать методику диагностики механизма управления инновационными процессами в вузе.

4. Разработать методику перехода к проектному управлению инновационными процессами в вузе.

5. Предложить методику оценки эффективности управления инновационными процессами в вузе.

Объектом исследования являются российские учреждения высшего профессионального образования.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие при управлении инновационными процессами в вузах.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования систем управления, теории инноваций, инновационного менеджмента, управления знаниями и интеллектуальным капиталом, стратегического управления, а также практический опыт управления инновационными процессами в социально-экономических системах.

В исследовании применены общенаучные методы исследования: системный подход, анализ и синтезконкретные методы: экспертный метод, сравнение, параметрический методметоды диагностики: анкетирование, опросы, изучение документов, структурированные и проблемные интервью, анализ проблем, анализ взаимного влияния, дерево проблем.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные документы государственных органов власти Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России, национальный проект «Образование», Федеральные целевые программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009;2013 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 -2012 годы», Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годы, официальные публикации Федеральной службы государственной статистики за период с 2000 по 2010 год, Государственного университета — Высшей школы экономики, Государственного университета управления, монографические исследования, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций, Интернет ресурсы, а также результаты опросов руководителей и анализа плановой и отчетной документации Тверского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» (Тверской филиал МЭСИ), вузов города Твери.

Научная новизна исследования заключается в решении научной задачи по разработке комплексной методики управления инновационными процессами в вузах, позволяющей повысить эффективность механизм управления инновационными процессами на основе синтеза программно-целевого и проектного управления, обеспечивающих развитие инновационной инфраструктуры вузов, достижение конкретных результатов интеллектуальной деятельности и преемственность результатов инновационных проектов.

На защиту выносятся следующие полученные автором результаты, обладающие научной новизной:

1. В результате исследования проблем управления инновационными процессами в вузах предложена авторская схема, отражающая систему управления инновационными процессами, в которой представлена взаимосвязь внешнего, стратегического, тактического и оперативного уровня управления, а также специфику задач на каждом уровне управления. Существенным отличием данной схемы от известных подходов является то, что автором выявлены особенности воздействия конкретного уровня управления на нижестоящий. Это позволило классифицировать проблемы управления инновационными процессами в вузе с учетом специфики оказываемого воздействия (централизация, децентрализация, самоорганизация) на каждом уровне управления.

2. Построена концептуальная модель проектного управления инновационными процессами в вузе, позволяющая разработать направления управленческих преобразований на теоретическом уровне и осуществить их практическую реализацию посредством использования конкретного алгоритма трансформации стратегических инновационных целей в инновационные программы и проекты. Особенностью модели является то, что она представляет собой схему системы управления с адаптацией, в которой заложен механизм, основывающийся на синтезе программно-целевого и проектного методов управления, благодаря чему обеспечивается переориентация системы к работе на результат. Данный механизм предполагает использование антропоцентрического подхода к процессу инициации инновационных проектов, который заключается в использовании методов, повышающих мотивацию сотрудников к самоорганизации, что позволяет достигнуть максимальной вовлеченности научных и функциональных подразделений в проектную деятельность вуза.

3. Разработана авторская методика, диагностики механизма управления инновационными процессами в вузах, включающая анализ инновационного потенциала вуза, оценку элементов механизма управления и построение дерева проблем. Особенностью предложенной автором методики диагностики является комплексный подход к оценке механизма управления, позволяющий на основе разработанных параметров всестороннее проанализировать проблемы на уровне целевого воздействия, организационного порядка и самоорганизации, а также выявить проблемное поле и установить иерархию проблем управления инновационными процессами, решение которых необходимо для внедрения проектного управления. Другим существенным отличием предложенной методики является ее универсальный характер, благодаря чему она может быть использована в практике управления российских вузов.

4. Разработана методика перехода к проектному управлению инновационными процессами в вузах, включающая комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления и алгоритм внедрения проектного управления. Целесообразность применения данной методики определяется результатами диагностики, на основе которых определяется уровень готовности вуза к внедрению проектного управления. Важнейшей особенностью методики является возможность постепенной адаптации к изменениям в механизме управления. Методика позволяет преобразовать исходные диагностические данные в конечный результат, представленный улучшенными показателями инновационной деятельностипреобразованной системой управления, соответствующей установленным критериям эффективностипотенциалом прибыли, который обеспечивается за счет использования интеллектуального капитала вуза.

5. Предложена методика оценки эффективности управления инновационными процессами в вузе, состоящая из четырех этапов: формирование критериев оценки эффективности управления инновационными процессамисистематизацию показателей оценки эффективности управления инновационными процессамипостроение иерархии показателей оценки эффективности управления инновационными процессамиразработку комплексных показателей оценки эффективности управления инновационными процессами. В отличие от существующих методик оценки, разработанная автором система критериев и показателей позволяет комплексно оценить эффективность управления инновационными процессами в вузе, что достигается за счет трех выделенных групп критериев: общесистемные критерии, критерии улучшенияспециализированные критерии, в соответствии с которыми формируются комплексные показатели оценки эффективности механизма управления, социально-экономической эффективности и эффективности инновационных проектов. Полученные результаты соответствуют п. 2.1. «Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельностисовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии научных знаний в области управления инновационными процессами в вузах и разработке практических рекомендаций и универсальных методик, которые могут быть использованы в практике управления учреждениями высшего профессионального образования.

Результаты исследования могут быть использованы органами управления системой образования с целью анализа инновационного потенциала вузов, в частности их удаленных подразделений, которыми являются филиалы, а также при проведении комплексной оценки деятельности высших учебных заведений.

Разработанный алгоритм формирования интеллектуального капитала может представлять интерес для руководителей высших учебных заведений, так как является инструментом, позволяющим создать структуру интеллектуального капитала, влияющего на доходы вуза.

Предложенная комплексная методика управления инновационными процессами вуза основывается на синтезе программно-целевого и проектного методов и позволяет внедрить эффективный механизм управления инновационными процессами, обеспечивающий непрерывность и результативность инноваций.

Положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке и преподавании учебных курсов «Инновационный менеджмент», «Управление знаниями в организации», «Теоретические основы экономики знаний», «Управленческое консультирование», «Стратегическое управление».

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Партнерство бизнеса и образования в инновационном развитии региона» г. Тверь, 2010 г., 2009 г.- «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» г. Москва, 2010 г., 2009 г.- «Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга в изменяющихся условиях внешней среды» г. Москва,. 2009 г.- «Инновационное развитие и экономический рост» г. Москва, 2008 г.- «Искусство управления человеческим потенциалом в контексте вызовов XXI века» г. Москва, 2008 г.- «Через инновации в образовании к экономическому росту региона» г. Тверь, 2007 г.- всероссийских научно-практических конференциях: «Инновационное развитие и социально-экономические процессы региона» г. Тверь, 2008 г.- «Молодежь. Образование. Экономика» г. Ярославль, 2009 г.- региональной научно-практической конференции «Оценка качества образования как конкурентное преимущество вуза и повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда» г. Тверь, 2009 г.- межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы развития современной науки и образования» г. Тверь, 2010; «Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук» г. Рязань, 2009 г.- научно-практических конференциях: «Организация и обеспечение качества научно-исследовательской работы студентов» г. Тверь, 2010; «Развитие кадрового потенциала региона» г. Тверь, 2009 г.- «Развитие кадрового потенциала государственной и муниципальной службы региона» г. Тверь, 2007 г.

Предложенные автором рекомендации обсуждались на заседании стратегического комитета Тверского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» и были положены в основу управления инновационными процессами в вузе.

Публикации, автора, отражающие основные положения диссертационного исследования отражены в 22 работах общим объемом 6,7 п.л., в том числе 3 статьях объемом 1 п.л. (из них авторских — 0,8 п.л.), опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает его логику и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 18 приложений. Объем диссертации составляет 167 страниц, в том числе 22 таблицы, и 63 рисунка. Список использованной литературы составляет 180 наименований.

Результаты исследования, проведенного автором в первой главе, позволяют сделать следующие выводы:

Тенденции и перспективы развития инновационных процессов в международной и российской системе высшего профессионального образования, обусловили необходимость повышения эффективности механизма управления в российских вузах, способствующего их адаптации к быстрым изменениям внешней среды, и достижению, конкретных результатов интеллектуальной деятельности в ограниченные сроки. С этой целью автором систематизированы проблемы управления инновационными процессами в российских, вузах, возникающие на внешнем, стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления, и разработана схема управления, учитывающая специфику воздействия каждого! уровня управления на последующий (централизация, децентрализация, самоорганизация) и решаемые на них задачи.

Систематизация методов управлею"^ инновационными процессами и выявление особенностей их использования, позволило обосновать, что для повышения эффективности механизма управления инновационными процессами вуза необходимо использовать адекватные методы, такие как программно-целевое и проектное управлениевыступающих в качестве вводных элементов, обеспечивающих эффективное взаимодействие объектов на тектологических границах системы. Синтез данных методов позволит достигать конкретных результатов интеллектуальной деятельности в заданные сроки при ограниченных ресурсах и создать инновационную инфраструктуру вуза, обеспечивающую непрерывность и преемственность результатов интеллектуальной деятельности.

Внедрение данного подхода требует разработки концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА.

2.1. Построение концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе.

В современных работах по исследованию систем управления [93, 157] понятие концепции определяется как система взглядов на то или иное понимание явлений, процессовединый определяющий замыселопределенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основную точку зрения, руководящую идею для их освещенияведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Наиболее точно данная категория раскрыта в [93, с.87] и определяется автором как «комплекс основополагающих идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления». Учитывая, что разработка концептуальной модели в диссертационном исследовании обусловлена необходимостью повышения эффективности механизма управления инновационными процессами в вузе, вызванной наличием проблем управления, автор будет основываться на приведенном определении концепции.

Построение концептуальной модели также позволяет предложить универсальный подход к внедрению проектного управления инновационной деятельностью, который может быть использован в российских учреждениях высшего профессионального образования. Структура концепции обусловлена особенностями объекта управления и целями его преобразования. В общем виде концепция представляет собой обоснование необходимых изменений, четко сформированное представление конечного результата и способы его достижения. Анализ исследований, в которых рассматриваются вопросы разработки концепции, а также непосредственно самих концепций [1, 2, 88] позволяет выделить следующие основные элементы в ее содержании: обоснование необходимости изменений на основе новых требований к системе управления инновационными процессами вузацели и задачиподходы и методыстратегиясистема мероприятийкритерии и показатели эффективности преобразований.

Разработка концептуальной модели позволяет проанализировать существующую экономическую модель деятельности университета, спроектировать эталонную модель управления, являющуюся основой необходимых преобразований, определить способы и инструменты их реализации. Кроме того, концептуальная модель управления инновационными процессами вуза должна коррелировать со стратегическими направлениями вуза, учитывать принципы образовательной и социально-экономической политики государства, тенденции и перспективы развития национальной инновационной системы.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации одним из направлений перехода к инновационной модели экономического роста является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В число мероприятий данного блока входят преобразования, являющиеся ориентирами для совершенствования стратегий развития учреждений высшего профессионального образования [2]: формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другиеформирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениямсоздание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знанийсодействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем обеспечения высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой.

В рамках реализации стратегической цели развития образования целевыми ориентирами в разрезе инновационной деятельности вузов являются: формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектовразвитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельностиобновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учрежденийувеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов) — внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образованияформирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектовувеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов.

Обозначенные приоритеты государственной политики в сфере инновационной деятельности требуют внедрения в вузах новых организационно-экономических механизмов, в основе которых лежат принципы проектной деятельности, такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [2, 6]. Это позволит переориентировать вузы на достижение конкретных практических результатов, адекватных потребностям макрои микросреды, а также привлечь дополнительные инвестиции.

Целью внедрения проектного управления инновационными процессами в вузе является развитие инновационного потенциала учреждения высшего профессионального образования и повышение эффективности механизма управления за счет использования эффективных методов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. систематизировать параметры для анализа существующей модели управления университетом;

2. определить принципы построения модели проектного управления вузом;

3. разработать модель проектного управления инновационными процессами в вузе;

4. определить показатели эффективности внедрения проектного управления инновационными процессами в вузе.

Проведение анализа существующей модели управления требует конкретизации данного понятия. Барышников Ю. Н. [28] рассматривает модель управления как «теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться» к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

В работе [50] авторы рассматривают модель управления как отношения руководителя с исполнителем в рамках общего целевого процесса. Основными параметрами такой модели являются влияние руководителя (доля от общего объема управляющих решений) и относительная важность этапов управления (концентрация рисков на этапе или критичность достижения конечной цели), на основе которых происходит планирование процесса организационного развития. Данный подход позволяет осуществить выбор известных моделей управления (опекающая, авторитарная, коллегиальная, поддерживающая, развивающая, гармонизирующая) с учетом таких факторов, как концентрация управленческих проблем, уровень доминирующих потребностей персонала, уровень дохода сотрудников, и обеспечить функциональную эффективность выполняемых процессов.

Системный подход к построению модели управления предприятием, основанный на классической теории оптимального регулирования и позволяющей комплексно решать задачи менеджмента, представлен в работе C.B. Сухова [139], который в качестве системообразующих элементов модели рассматривает модель учетно-аналитической системымодель функционирования предприятиямодель организационно-распорядительной системыцелевую функцию управления и программу развития предприятия. Данная концепция охватывает все бизнес-процессы организации и позволяет избежать внутрисистемных противоречий и избыточности связей между функциональными подсистемами.

Результаты проведенного анализа существующих подходов к формированию моделей управления организацией, позволяют выделить основные параметры, по которым необходимо проводить анализ существующего механизма управления вузом, ориентированного на инновационный путь развития (рис.24).

Рисунок 24 — Параметры оценки механизма управления вузом.

Предложенные автором параметры оценки существующей модели управления вузом в дальнейшем будут использованы с целью проведения диагностики управления инновационными процессами вуза на примере Тверского филиала МЭСИ.

Следующим этапом разработки концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе является определение принципов, являющихся основополагающими для внедрения проектного управления и определяющих квалитативность бизнес-процессов, проявляющуюся в соответствии процессов фазам жизненного цикла проекта и соблюдении сбалансированного распределения ресурсов. Проектное управление в исследовании трактуется согласно определению [116, с. 15] как методология организации, планирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов, техники и технологий управления. В качестве основополагающих принципов построения концептуальной модели проектного управления инновационными процессами в вузе автор предлагает считать следующие:

Проектом является совокупность работ, выполняемая в рамках конкретных программ вуза, ограниченная условиями договорных отношений, с использованием потенциала сформированной проектной группы.

Организационной формой проекта является матричная структура, позволяющая распределить зоны ответственности за реализацию этапов проектов и установить порядок взаимодействия между подразделениями.

Организационной единицей проекта выступает проектная или рабочая группа, которую формирует менеджер проекта в соответствии с рабочей инструкцией «О формировании проектной группы» (Приложение 1).

Параметрами проекта являются: предметная областьсроки выполнения работутвержденная стоимость работраспределенная ответственность за реализацию этапов проектаналичие ответственного за координацию проектапоказатели качества выполнения работсогласованный порядок взаимодействия между структурными подразделениями.

Инициация и экспертиза проектов осуществляется в условиях самоорганизации и прямой организационной и экономической демократии [132, с.110−117], что обеспечивает непрерывность инновационных процессов и повышает эффективность работы. Создание условий самоорганизации повышает инициативу и ответственность сотрудников. Организационная демократия способствует снижению административных барьеров, признанию преподавателя как источника новых знаний системообразующим элементом инновационного процесса, обеспечению прозрачности распределения ресурсов.

Проекты формируются в соответствии со стратегическим направлением развития вуза в сфере инновационной деятельности в рамках утвержденных программ, к которым относятся: собственные программы развитияфедеральные и региональные целевые программыдоговора и соглашения с стейкхолдерами.

Финансирование проекта осуществляется в соответствии со сметой проекта, являющегося частью собственной программы развития вузаа таюке в рамках договора по внешним программам.

Распределение ресурсов осуществляется с учетом сосредоточения максимальных затрат на предпроектной стадии. Расширение деятельности вуза не потребует изменения модели.

В соответствии с выявленными принципами автором предложена концептуальная модель проектного управления инновационными процессами в вузеа, формализованный вид которой представлен на рис. 21.

Т и (Ni.N0.

1Р|-Н'2−1Р,.

М (I.).

ЛИ.

Механизм планирования и координации ИП.

1 Г.

Механизм формирования команды ИП.

Финансово-инвестицион ный механизм.

Механизм организации работ по ИП.

Механизм экспертизы ИП I.

Механизм коммерциализации результатов ИП.

Ерг08- Ерг) = тах Э (Б) С ^ Сяоп.

1)'.

Внедрение механизма проектного управления.

Трансформация функциональной структуры в проектно-ориентированную.

Формирование инновационных аспектов стратегии развития.

ЛО гг и в недр.

Кафедры.

1 ^.

Генерирование идей.

Экспертта идей.

Научно-исследовательские подразделения.

Фун кцнональные подразделения.

Программа 1 — Программа 2 I.

ИП1-ИП, ;

1С.

ИП1-ИП,.

Система программ и проектов I.

Цели, ресурсы, сроки, исполнители, мероприятия.

Экспертный сонет.

Заместитель руководителя по пач витию.

Руководитель.

ПУЧА.

Введение

структурной единицы (должности, подразделения) по развитию, создание экспертного совета.

Идентификация инновационных процессов.

Сгоатегические инновационные цели.

Механизм адаптации.

ОБ.

2) У э=.

1—1.

3) к^СЬЮ.).

I Система управления ].

Рисунок 21 — Концептуальная модель проектного управления инновационными процессами в вузе.

V — факторы внешней средыI — инновационный потенциали (Ыг, ЛУ — управление на основе регламентовЛ/ (??) — мониторинг в заданный момент времени: Р — прибыль от инновационных процессов, ЯГГ — результаты проектного управленияЯГ", г — результаты программно-целевого управления- 08 — обратная связьК ((??'.Ог'.Од — контроль и координацияАО — управленческие решенияМметодыБ (Е/ЦпрЕг,) — механизм на основе синтеза программно-целевого и проектного методов управленияЭ (8) — эффективность механизма управления-С — стоимость внедрения, Сл,&bdquo- - допустимые затраты на внедрениеЭтдр. — эффективность внедренияЭ"у — эффективность проектного управленияЭ, — интегральный показатель эффективности проектного управленияО — прибыль от инновационных проектов- 1Р/ —реализованный инновационный проектИП—инновационный проект.

Данная модель является структурным типом модели и представляет собой схему системы управления с адаптацией, в которой заложен механизм, основывающийся на синтезе программно-целевого и проектного методов управления, благодаря чему обеспечивается переориентация системы к работе на результат. Данная особенность модели позволяет повысить результативность и коммерческую эффективность инновационных процессов в вузе, которые выражаются прибылью от инновационных проектов (Р) и результатами использования программно-целевого и проектного управления (ЯрГ, КРгоё) — В рамках модели разработаны направления управленческих преобразований на теоретическом уровне и способ их практической реализации посредством использования алгоритма трансформации стратегических инновационных целей в инновационные программы и проекты. При построении модели автор основывался на антропоцентрическом подходе к процессу инициации инновационных проектов, применение которого обеспечивает повышение мотивации научно-педагогического персонала к процессу генерирования новых идей и осуществлению проектной деятельности.

Управление инновационными процессами в вузе согласно предложенной модели осуществляется с учетом факторов внешней среды (VI — УО и входящих параметров инновационного потенциала (I) в соответствии с регламентами, регулирующими инновационную деятельность (N1- N0. На основе результатов мониторинга в заданные промежутки времени, обеспечивается обратная связь между субъектом и объектом управления*' (1Р), осуществляется контроль отклонений и координация процессов (К (СЬ-СЬ-С)0) — На основе данных контроля принимается решение (А©-) об отказе или введении нового инновационного проекта, об изменениях в механизме адаптации.

Внедрение механизма управления считается эффективным, если стоимость его реализации меньше или равна допустимым затратам на внедрение (С < Сдоп), отношение затрат на внедрение к сумме доходов от инновационных проектов больше единицы (ЭВНСдр. > 1), а также обеспечивается достижение к заданному моменту времени значения комплексного показателя эффективности инновационных проектов (Эпу).

Согласно предложенной схеме первый блок механизма управления включает три ключевых этапа: разработка инновационной составляющей стратегии развития вуза, трансформация организационной структуры в проектно-ориентированную, внедрение механизма проектного управления, практическое применение которых представлено во втором блоке. Первый этап предполагает определение стратегических направлений в сфере инноваций и постановку конкретных целей, в соответствии с которыми идентифицируются виды инноваций и инновационных процессов, что в свою очередь является основой для разработки и утверждения программ и проектов вуза.

На втором этапе осуществляется трансформация структуры управления и преобразование функциональной организационной структуры в матричную, что предполагает введение новой структурной единицы, подчиняющейся непосредственно руководителю университета (филиала) и координирующей деятельность вуза по развитию, а также создание при ней независимого экспертного совета для оценки потенциала инновационных проектов. Наложение матричной структуры на линейно-функциональную позволяет идентифицировать основных участников инновационных проектов и распределить между ними зоны ответственности и выполняемые функции по стадиям жизненного цикла: И — Инициация, К — Концептуализация, ППланирование, Р — Реализация, 3 — Завершение (табл.5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Инновационное развитие высшей школы, усиление исследовательского потенциала является приоритетной задачей государства, для решения которой необходимы существенные инвестиции и привлечение квалифицированных научно-педагогических и управленческих кадров, готовых к внедрению адекватных методов управления инновационными процессами.

Современные экономические условия" обуславливают новую роль высших учебных заведений, котораяпредполагает сочетание предпринимательского поведения и статуса исследовательского центра, что требует от вузов разработки инновационных стратегий развития и поиска адекватных способов их реализации. На сегодняшний день одной из основных проблем российских вузов является несвоевременная* реакция на потребности окружающей среды, которая влечет за собой внутренние противоречия,' которые возникают на разных уровнях управления. Результатом данных противоречий является низкая эффективность инновационных процессов, которая выражается незначительным уровнем коммерциализации научных результатов и неудовлетворительным уровнем инновационной активности профессорско-преподавательского состава. Все это требует внедрения эффективных инструментов управления инновационной деятельностью вуза, что обусловило необходимость разработки комплексной методики управления инновационными процессами.

В результате проведенного исследования автором разработана и научно обоснована комплексная методика управления инновационными процессами в учреждениях высшего профессионального образования, позволяющая совершенствовать механизм управления на основе синтеза программно-целевого и проектного методов, обеспечивающих развитие инфраструктуры, преемственность результатов инновационных проектов, достижение конкретных результатов интеллектуальной деятельности.

В процессе исследования автором получены следующие практические и научные результаты:

1. Исследованы и систематизированы проблемы управления инновационными процессами в российских вузах, что осуществлялось на основе анализа современных тенденций и перспектив развития инновационных процессов в мировой и российской системе высшего профессионального образования и особенностей управления вузом как системой. Автором систематизированы тенденции и перспективы развития инновационных процессов в высшем профессиональном образовании, которые обуславливают возможные направления развития вузов и одновременно представляют собой качественные изменения внешней среды, с которыми сталкиваются учреждения высшего профессионального образования. Наличие отрицательных тенденций и перспектив развития инновационных процессов свидетельствует о неспособности вузов быстро адаптироваться к новым условиям. Низкий адаптационный потенциал является следствием неэффективного управления.

На основе анализа различных подходов к формированию системы управления вузом автором предложена схема управления инновационными I процессами, которая отражает взаимосвязь внешнего, стратегического, тактического и оперативного уровняуправления, а также специфику задач на каждом уровне управления. Каждый уровень управленияимеет специфику воздействия на нижестоящий уровень и на управляемую подсистему, проявляющиеся как централизация, децентрализация, самоорганизация. Специфика оказываемого воздействия,' а также нарушение преемственности между уровнями управления инновационными процессами вуза обуславливает возникновение проблем, как на каждом уровне управления, так и в результате взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. Выявленные проблемы управления инновационными процессами вуза классифицированы в соответствии с уровнями управления.

2. Систематизированы общенаучные и конкретные методы управления инновационными процессами в социально-экономических системах в соответствии с особенностями решаемых задач: методы выполнения функций управленияметоды принятия и реализации управленческого решенияметоды управления инновационной' подсистемой. В качестве эффективного метода управления инновационными процессами обосновано использование синтеза программно-целевого и проектного управления, внедрение которого позволяет достигать результатов в заданные сроки, эффективное распределять и использовать ограниченные ресурсы, обеспечивать развитие инновационной инфраструктуры и преемственность результатов инновационных проектов.

3. Предложена концептуальная модель проектного управления инновационными процессами в вузе, представляющую собой схему системы управления с адаптацией, в которой заложен механизм, основывающийся на синтезе программно-целевого и проектного методов управления, благодаря чему обеспечивается переориентация системы к работе на результат. Данная особенность модели позволяет повысить результативность и коммерческую эффективность инновационных процессов в вузе, которые выражаются прибылью от инновационных проектов и результатами использования программно-целевого и проектного управления. Модель позволяет определить направления управленческих преобразований на концептуальном уровне и осуществить их практическую реализацию посредством использования конкретного алгоритма трансформации стратегических инновационных целей в инновационные программы и проекты.

4. Разработана методика диагностики механизма управления инновационными процессами в, вузе, особенностью которой является комплексный подход, предполагающий оценку инновационного потенциала вузаанализ элементов механизма управления: целевого воздействия, организационного порядка, самоорганизациипостроение дерева проблем. По каждому блоку автором разработаны диагностические параметры, характеризующие состояние механизма управления инновационными процессами в вузе. По каждому блоку автором разработаны диагностические параметры, характеризующие состояние системы управления инновационными процессами вуза.

На основе предложенной методики проведена диагностика управления инновационными процессами в Тверском филиале МЭСИ, в результате которой выявлены недостатки механизма управления инновационными процессами и направления его совершенствования.

5. На основе структурированного проблемного поля разработана методика перехода к проектному управлению инновационными процессами вуза, представляющая собой процесс преобразования исходных диагностических данных в конечный результат, выраженный итогами инновационной деятельности и преобразованной системой управления.

Предложенная методика включает выявление направлений совершенствования элементов управления инновационными процессами, разработку комплекса мероприятий в рамках каждого направления, внедрение механизма проектного управления. Данный комплекс мероприятий позволяет обеспечить целевое состояние системы, удовлетворяющее ожиданиям учредителей и менеджмента вуза, клиентов и персонала. Особенность методики состоит в том, что предлагаемый комплекс мероприятий обеспечивает возможность постепенной адаптации к изменениям в механизме управления.

Внедрение механизма проектного управления инновационными процессами осуществлялось на базе Тверского филиала МЭСИ. Реализация проектного метода в синтезе с программно-целевым методом управления позволила совершенствовать механизм координации инновационных процессов, в результате чего повысился процент завершенных проектов, эффективность и результативность инновационной деятельности, снизилась функциональная перегруженность подразделений. Использование инструментов управления знаниями позволило сократить временные затраты на осуществление функций управления (планирование, координация, мониторинг, контроль) за счет сформированной системы коммуникаций, способствующей сбору, хранению и распространению информации. Формирование интеллектуального капитала позволило выявить интеллектуальные активы и ресурсы, вуза, влияющих на усиление его конкурентных позиций, и, тем самым, идентифицировать источники потенциала прибыли учреждения высшего профессионального образования.

6. Предложена методика оценки результатов внедрения механизма проектного управления инновационными процессами в вузе, включающая четыре этапа: формирование критериев оценки эффективности управления инновационными процессамисистематизацию показателей оценки эффективности управления инновационными процессамипостроение иерархии показателей оценки эффективности управления инновационными процессамиразработку комплексных показателей оценки эффективности управления инновационными процессами.

Разработанная автором система критериев и показателей позволяет комплексно оценить эффективность управления инновационными процессами вуза, что достигается за счет трех выделенных групп критериев: общесистемные критерии, критерии улучшения, специализированные критерии. Данные критерии охватывают всю систему управления и направлены на оценку эффективности механизма управления, эффективности проектного управления и оценку социально-экономической эффективности.

Эффективность механизма управления оценивается через комплексный показатель Эу, состоящий из частных измерителей эффективности целеполагания, организационного порядка и самоорганизации.

Социально-экономический эффект измеряется с использованием комплексного показателя Эсэ, представляющего собой функциональную зависимость от уровня инновационного потенциала, позволяющего оценить влияние инновационных процессов на качество научно-педагогического персонала, результаты интеллектуальной деятельности, конкурентоспособность вуза и его выпускников.

Эффективность инновационных проектов определяется комплексным показателем Эау, включающим совокупность показателей организационно-психологической, целевой, функциональной и финансовой эффективности проекта.

Полученные автором практические и научные результаты позволяют совершенствовать методы управления инновационными процессами в вузе. Предложенная концептуальная модель проектного управления инновационными процессами в вузе и методика диагностики существующего механизма управления инновационными процессами вуза являются универсальными и могут быть использованы в практической деятельности российских учреждений высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р //Бюллетень Минобразования. 2002. — № 2.
  2. О Федеральной целевой^ программе развития образования на 2011−2015 годы: Постановление Правительства Российской1 Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. -№ 10.-ст. 1377.
  3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 годы: Постановление Правительства Российской' Федерации от 23 декабря 2005 г. № 61 //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. № 2.-ст. 186.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон № 125: принят Государственной Думой 19 июля 1996 г. //Российская газета. № 164.
  5. Об использовании дистанционных образовательных технологий: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.05.2005 г. № 137 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. — № 32.
  6. Адизес И: К. Управляя изменениями: СПб.: ПИТЕР, 2010. — 221с.
  7. И. Проектное управление в- системе высшего образования //Проблемы теории и практики" управления.' 1999. — № 5. — Режим доступа: http://www.uptp.ru/pages/search.php?aut= 1071
  8. В.А. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2008. -428с.
  9. М.И. Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений: дис.. к.социол.н.: 22.00.03. -М., 2008. 212с.
  10. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: «РОССПЭН», 2001. — 272с.
  11. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России. М.: Наука, 2003. — 376с.
  12. B.C. Инновационный- менеджмент: учеб. пособие /B.C. Балабанов, М. Н. Дудин, Н.В. Лясников- М.:Элит, 2008. — 245с.
  13. Ю.Н. Модели управления. Режим доступа: http://koism.rags.in/publ/articles/12.php
  14. Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики //Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. № 1. -С.59−66.
  15. Бизнес и образование 2009:1 Мониторинг Российского Союза ректоров. -М., 2009.-15с.
  16. А. Очерки организационной науки. Режим доступа: http://www.uic.unn/ru/pustvn/lib/bogdanov.ru.html
  17. Е.М. Формирование системы управления вузом на основе оценки инновационного потенциала: автореферат дис. на соискание учёной степени к.э.н. СПб, 2009. — 26с.
  18. С. Оценка маркетинговых активов образовательной организации //Маркетинг. 2010. — № 2. — С. 116−122.
  19. В.Е. Инновационная инфраструктура профессионального образования: автореф. дис.. д.э.н. -М., 2007. -49с.
  20. А. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001. — 286с.
  21. Ю.П. Управление развитием’производства: опыт США. — М.: Экономика, 1989. 237с.
  22. Ю.С. Экономика1 и организация управления вузом: учебник / Ю. С. Васильеву В-В. Глухов,.М.И. Федоров- под ред. д.э.н. В. В. Глухова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2001. — 543с.
  23. О.В. Управление развитием инновационного потенциала вуза /О.В. Васюхин, Е. А. Павлова //Современные проблемы науки и образования. 2009: — № 6. — Режим доступа: www.rae.ru
  24. Ю.В., Симоненко Е. С. Управление инновациями. Теория" и практика: учеб. Пособие. М.: ЭКСМО, 2008. — 432с. — (Высшее экономическое образование).
  25. Т.А. Интеллектуальный капитал организации как фактор создания ценности бизнеса: определение, оценка и управление: дис.. к.э.н.: 08.00.05. СПб., 2009. — 203с.
  26. М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: Market DS, 2008.-198с.
  27. Глухов B: Bi, Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний: учеб. Пособие. М.: ПИТЕР, 2003. — 527с.
  28. Горшкова JLA, Поплавский Б. Н. Инновационная составляющая стратегического управления. Режим доступа: http://nauka.wags.ru/index.php?name=art&a=r art&id=25
  29. Гохберг JL, Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования //Вопросы экономики. — 2008. № 7. — С.112−128.
  30. С.И. Нематериальный капитал в современной структуре общественного производства: дис. .к.э.н.: 08.00.01. — Казань, 2005. -155с.
  31. В.Н. Управление инновациями: Модульная программа для менеджеров /В.Н. Гунин, В. П. Баранчеев, В. А. Устинов, С. Ю. Лялина. -Модуль 7.-М.: ИНФРА-М, 2000. -251с.
  32. Ю.А. Все для будущего!. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза /Ю.А. Дорошенко, С. М. Бухонова, Т. А. Тумина // Креативная экономика. — 2007. № 11. — С.48−56.
  33. П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества /Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2007. 336с.
  34. М. Исследовательские университеты: шанс для Европы// Зеркало, недели. 2006. — № 39Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.zn.ua
  35. В.Г. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. М.: ДЕЛО, 2010. — 245с.
  36. И.А. Рыночный механизм воспроизводства интеллектуального капитала: дис. .д.э.н.: 08.00.01. -М., 2004. -417с.
  37. И.Ф. Технология проблемно-ориентированного управления инновационными процессами в образовании. — Режим доступа: http://www.ncstu.ru/university/people/igropuloif.htm
  38. Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати, 1993. М.: Изд-во ЦИСН, 1995. -277с.
  39. Измерение результативности компании /пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С.76 — 99.
  40. С.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М., 2005. — 116с.
  41. О.Г. Методология статистического исследования менеджмента высшего учебного заведения: Дис.. .к.э.н.: 08.00.11. — М, 1997. 203с.
  42. М. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. М.: ПРИОРИТЕТ, 2004. — 274с. — (Модели менеджмента ведущих корпораций).
  43. Инновационная модель непрерывного профессионального образования: монография /под ред. И. А. Садчикова, В. Е. Сомова. Спб., 2009. — 138с.
  44. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. -624с.
  45. Инновационный менеджмент: учебное пособие /К.В. Балдин, И. И. Передеряев, P.C. Голов и др. М.: Академия, 2008. — 362с.
  46. Инновационный менеджмент: учебник /под ред. В .Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 462с.
  47. Интеллектуальный капитал — основа опережающих инноваций: монография /под общ. ред. A.B. Безгодова, В. В. Смирнова. СПб.: НЦ «Планетарный проект», Орел: ОрелГТУ, 2007. — 336с.
  48. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2001. 320с.
  49. P.C. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2009.-392с.
  50. С.А. Моделирование социально-ориентированного управления инновационными процессами в муниципальной системе образования: На примере Сочинской муниципальной системы образования: дис. .к.педагогич.н.: 13.00.01. Сочи, 2002. -221с.
  51. Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. — 567с.
  52. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями /под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. -М.: Экономика, 1989. -254с.
  53. Я.Б. Критерии исследовательского университета: практика США/ Я. Б. Коверников, К. К. Архипова, Д.А. Хитяева//Совет ректоров Электронные текстовые данные. — Режим доступа: http://www.sk.edu3000.ru
  54. M. Международная интеграция в сфере высшего образования //Международная экономика и международные отношения. — 2005. -№ 11.- С.55−64.
  55. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. — М.: Экономика, 2002. 767с.
  56. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/
  57. C.B. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО //Университетское управление. 2004. — № 1. — С.61−68.
  58. В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. ОАО «Типография «Новости», 2002. -432с.
  59. Г. К., Петров А. Н. Планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М., 2003. — 250с.
  60. Т.А. Проектные команды в управлении проектами //Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — № 2. — С.118−130.
  61. Е. Инновационное развитие и образование //Мировая экономика. и международные отношения. 2007. — № 12. — С.45−54.
  62. O.A. Проблема эффективного управления инновационной деятельностью вуза //Успехи) современного естествознания. 2007. — № 5.- Режим доступа: www.rae.ru
  63. Ф. Организационное поведение. -М.: ИНФРА-М, 1999.- 177с.
  64. Н.З. Инновационная экономика: Инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития. Тольятти: Развитие через образование- Самара: Изд-во СНЦРАН, 2006. — 128с.
  65. И. Глобализация сферы высшего образования//Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 3. — С.10−17.
  66. В.Ф. Трансформация системы высшего образования в Европе: опыт и перспективы. Режим доступа: http://sp.tver.mesi.ru
  67. Г. И. Концепция перехода вуза от управления затратами к управлению результатами // Сибирская Финансовая Школа. — 2007. N1. -С. 120−131.
  68. А.Ф. Воспроизводство интеллектуального потенциала: оценка, моделирование, методология управления: автореф. дис.. д.э.н.: 08.00.05. М., 2008. — 306с.
  69. В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.-293с.
  70. Методы организации управленческих инноваций. Режим доступа: http ://www.viktorova-ts.ru/page97/pagel 30/index.html
  71. Методы управления инновационными процессами. — Режим доступа: http://vAVWj-management.ru/metody-upravlenija-innovaciormymi-processami/
  72. .З. Концепция управления знаниями в современных организациях //Российский журнал менеджмента. — 2003. № 1. — С.57−76.
  73. Мишин В-М. Исследование систем управления: учебник. — 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2008. — 527с. — (Профессиональный учебник).
  74. Мониторинг экономики образования- /Государственный университет -Высшая школа экономики. — Режим доступа: http://education-monitoring.hse.ru/ind/7/mon4 002.html
  75. Ф.А. Методы формирования моделей и механизма коммерциализации технологических инноваций в промышленности: автореф. на соискание ученой-степени к.э.н. СПб, 2007. — 18с.
  76. С .В. Управление — инновационными процессами в региональной системе образования: Автореферат дис. .д.педагог.н. СПб., 2009. -47с.
  77. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной- инновационной системы Российской Федерации. М., 2009.-206с.
  78. И., Такеучи X. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах /пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 361с.
  79. Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. — СПб.: ПИТЕР, 2000:-448с.
  80. М. Управление стоимостью проекта//Директор информационной службы. 2002. — № 4. — Режим доступа: http://wwW.osp.rU/cio/2002/04/l 72 135/
  81. М.В. Программно-целевое управление развитием экономики муниципального района: автореферат дис. .к.э.н. СПб., 2009.-18с.
  82. A.A. Проектно-ориентированное управление персоналом учреждения сферы образовательных услуг: На примере учреждения высшего профессионального образования: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2006. — 151 с.
  83. Т.В. Оценка социально-экономической эффективности управления вузом: дис. .к.э.н.: 08.00.05. Омск, 2002. — 190с.
  84. С.А. Инновационная стратегия развития образовательного учреждения в системе научно-образоваетльного комплекса: монография /С.А. Орехов, В. В: Гужов, Н. В. Тихомирова. М.: Наука, 2009. — 232с.
  85. С.Ф. Концептуальные основы программно-целевого управления развитием научно-технического комплекса России в современных экономических условиях: автореферат дис. .д.э.н.: 08.00.05.-М- 2008.-49с.
  86. A.M. Интеллектуальный капитал как фактор активизации-инновационной деятельности российских компаний: дис.. к.э.н.: 08.00.05. Екатеринбург, 2008.- 193с.
  87. Е.В., Симахина М.О: Производство и управление корпоративным знанием фирмы //Менеджмент в России и за рубежом. -2009. № 6. -С. 136−141.
  88. Предпринимательские университеты в инновационной экономике /Под общей ред. проф.Ю. Б. Рубина. М.: Market DS, 2005. — 405с.
  89. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 863с.
  90. Программно-целевой метод в планировании: монография /Под ред. Н. П. Федоренко. М.: Наука, 1982. — 150с.
  91. И.И. Теория неосязаемых активов бизнеса: монография. Челябинск, 2004. — 284с.
  92. M.JI. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 8. -М.: ИНФРА-М, 2000. 302с.
  93. Н. Долговременные тенденции развития экономики //Экономист. 2010. — № 5. — С.27−39.
  94. М.С. Разработка методов инновационного стратегического анализа вуза на основе теории заинтересованных сторон: автореф. дис. на соискание ученой степени к.э.н. Владивосток, 2009. -28с.
  95. С.Д. Организационное поведение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 430с. — (Высшее образование).
  96. М.В. Управление проектами: учеб. пособие. М.: ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2009. — 253с. — (Высшее образование).
  97. Российский статистический ежегодник. М., 2008. — 847с.
  98. Российский статистический ежегодник. — М., 2009. — 795с.
  99. Российский статистический ежегодник. — М., 2010.-813 с.
  100. A.A. Организационно-экономические принципы управления в инновационных системах: Дис. .к.э.н.: 08.00.05. — СПб., 2007. 190с.
  101. Й. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб., 2008.-418с.
  102. Салихов! Б. В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. — Mi, 2008. — 155с.
  103. Т., Воутилайнен Э., Поренне П. и др. Управление по результатам/пер. с финск.- под ред. к.э.н. Я. А. Лейманна. — М.: Издательская группа «ПРОГРЕСС», «УНИВЕРС». 318с.
  104. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. -295с.
  105. К.В. Инновации и формирование интеллектуального капитала в промышленности: дис.. .к.э.н.: 08.00.05. М., 2000. — 127с.
  106. H.H. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.социол.н. Белгород, 2006. — 197с.
  107. В. А. Интеллектуальный капитал. Методология исследования, концепция. М.: МИЭМ, 2002. — 248с.
  108. H.A. Механизм стратегического1 управления инновационной, деятельностью филиала высшего учебного заведения: автореферат дис. .к.э.н.: 08.00.05.-М., 2009.-22с.
  109. Т.Г. Интеллектуальный капитал: теория конкурентоспособности предприятия в постиндустриальной экономике: монография. Новосибирск, 2005. — 136с.
  110. В., Барсуков Г., Родионова Е., Степанова Е. Факторно-бальная оценка интеллектуального потенциала преподавателей высшей школы //Управление персоналом. 2007. — № 16. — С.53−56.
  111. В., Воскресенская Ю. Корпоративная культура -ключевой фактор в управлении знаниями //Проблемы теории и практики управления. -2008. № 12. — С. 102−107.
  112. В.А. Организация управления в университете (новая парадигма) //Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — № 2. — С.110−117.
  113. Ю.А. Трансформация организационной структуры инновационного вуза в условиях применения проектного управления: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05. — Владивосток, 2006.- 184с.
  114. М.В. Анализ перспектив-развития программно-целевых методов управления на примере Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010гг. Режим доступа: http://it2008.petrsu.i-u/thesis/72.doc
  115. Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учебно-методические материалы. — М.: ИНФРА-М, 2009. 395с. — (Высшее образование).
  116. В.А. Организационное поведение и управление. СПб.: ПИТЕР, 2000.-275с.
  117. Стенограмма выступления Президента России Дмитрия Медведева на IX съезде Российского союза ректоров. — Режим доступа: http://rost.ru/official/2009/03/20 000 016 224.shtml
  118. А. Трудозатраты и стоимость //Директор информационной службы. — 2002. № 7−8. — Режим, доступа: http://www.osp.ru/cio/2002/07−08/172 220/
  119. C.B. Модель управления предприятием //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6.
  120. А.П. Институциональная среда и эффективность связующих процессов корпоративных структур в промышленности: автореферат дис.. .д.э.н. Белгород, 2007. — 52с.
  121. . Управление научно-техническими нововведениями/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1989: — 271с.
  122. A.B. Формирование модели инновационного развития экономики. — М.: Риалтекс, 2008. — 336с.
  123. Теория статистики: учебник /под ред. P.A. Шмойловой. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 654с.
  124. В.П. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования- В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, C.JI. Лобачев. М.: Издательство МЭСИ, 2000. — 332с.
  125. H.B. Управление современным распределенным университетом: концепция, инструменты, методы //Высшее образование в России. 2010. — № 4. — С.8−16.
  126. A.B. Инновационные процессы в образовании. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article
  127. A.B. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. — М.: Оргсервис, 2005. 195с.
  128. Тодосийчук А. В. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования: монография.- М.: ИУО РАО, 2006. 191с.
  129. A.B. Организационно-экономический механизм формирования и реализации инновационной политики в вузе /А. В. Тодосийчук, В. А. Попков. М.: ИУО РАО, 2007. — 176с.
  130. М. Управление проектами /М. Троцкий, Б. Груча, К. Огонек. 301с.
  131. Т.А. Инновации высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития: Дис. .к.э.н.: 08.00.05. СПб., 2004. — 178с.
  132. В.Ю. Управление инновационными процессами и интеллектуальной собственностью университетских комплексов: Дис. .д.э.н.: 08.00.05. Саратов, 2005. — 365с.
  133. Управление высшим учебным' заведением: Учебник /под ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова. 2-е изд., перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. -768с. — (Менеджмент в высшей школе).
  134. Управление организацией: Учебник /Под ред. д.э.н., проф. А. Г. Поршнева, д.э.н., проф. З. П. Румянцевой, д.э.н., проф. H.A. Саломатина. -4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. — 734с.
  135. P.A. Инновационный менеджмент: учебник. — 6-е изд.- исправл. и доп. М.: ПИТЕР, 2008. — 442с.
  136. H.H. Основы управления объектами микроэкономики: организационный аспект. Тверь, 2002. 212с.
  137. Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие /под ред. Ю. В. Гусева. М.: ОМЕГА-Л, 2011. — 367с. — (Высшая школа менеджмента).
  138. Дж. Совершенство управления изменениями. М.:РИА «Стандарты и качество», 2008. — 188с. f
  139. Г. В. Интеллектуальный капитал предприятия: стратегия управления и методика оценки: дис.. к.э.н.: 05.13.10. СПб., 2009. -254с.
  140. Г. Н. Программно-целевое управление региональной образовательной системой: автореферат дис. .д.педагог.н.: 13.00.01 -Чебоксары, 2009. 42с.
  141. С.С. Управление интеллектуальным капиталом в малом инновационном предпринимательстве: дис. .к.э.н.: 08.00.05. М., 2006.- 149с.
  142. А.Ю. Стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений: автореферат дис.. к.э.н.: 08.00.05. М., 2009.-23с.
  143. Г. В. Управление изменениями в российских компаниях.- 3-е изд. М., 2009. — 480с. — (Высшая школа менеджмента).
  144. Ю.И., Глушков A.B., Мамагулашвили Д. Организационное поведение. M.:PerSe, 2000. — 126с. — (Современное образование).
  145. И. Теория экономического развития. М: ЭКСМО, 2008.- 864с.
  146. Экономика знаний: коллективная монография /отв. ред. д.э.н., проф. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. — 431с.
  147. Экономика образования: итоги мониторинга //Наука и образование.- Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/72 865.html
  148. Д. Преподаватели российских вузов: обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования //Вопросы образования. 2008. — № 2. — С.204−215.
  149. С.Ю. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие. М., 2004.
  150. Bontis N. Assessing knowledge assets: A Review of the Models Used to Measure Intellectual Capital. Режим доступа: http://www.business.queensu.ca/kbe
  151. Cranfield J., Taylor J. Knowledge Management and Higher Education: A UK Case Study //Electronic Journal of Knowledge Management. 2008. — Vol.6. Issue 2. — Режим доступа: http://www.ejkm.com/volume-6/v6−2/v6-i2-art2.htm
  152. Higher Education^ In Atlanta: Intellectual Capital //GeorgiaTrend. -2006. № 12. — Режим доступа: http://www.georgiatrend.com/features-education/200 612-colleges.shtml
  153. Higher Education in Boston: Intellectual Capital as a Catalyst for Economic Growth. Режим доступа: http://www.tbf.org/tbfgenl .asp?id=3212
  154. Roger G. Noll Challenges to Research Universities/ Roger G. Noll, Wesley Cohen, William Rogerson, Linda R. Cohen. Brookings Institution Press, 1998. P. 217.
  155. Teece D.J. Managing intellectual capital: Organizational, strategic a. policy dimensions. Oxford University Press, 2002. — 300p.
  156. The Global Competitiveness Report 2009−2010. Режим доступа: http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20Re port/index.htm
Заполнить форму текущей работой