Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое обоснование системы управления снабженческой деятельностью производственных подразделений железнодорожного транспорта с применением информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное место в решении задачи улучшения создавшегося сложного экономического положения железнодорожного транспорта отводится изменению сложившегося положения между доходной и расходной частями отраслевого баланса в сторону роста прибыли за счет снижения всех затратных элементов, включенных в состав транспортных издержек железных дорог. В существенной степени это относится к сокращению… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Исследование функционально-целевого назначения и организационно экономического содержание системы управления материально-техническимобеспечением (МТО) производственного подразделения (ПП) ОАО"РЖД".

1.1. Место подсистемы управления снабженческой деятельностью в общей структуре управления предприятием.

1.2. Структурной анализ системы управления МТО.

1.3. Организационно-экономический анализ функциональных элементов системы управления МТО.

Глава 2. Исследование функционального содержания хозяйственного учета материально-технических ресурсов (МТР) в производственных подразделениях ОАО «РЖД».

2.1. Номенклатурные границы учетной деятельности.

2.2. Структурный анализ учетной деятельности.

2.3. Первичный учет МТР- состаяние и основные направления совершенствования.

2.4. Организационно-экономические модели реализации основных процедур первичного учета МТР.

Глава 3. Автоматизация первичного учета МТР —основное направление в реформирования учетной деятельности.

3.1. Анализ технологических подходов к автоматизации первичного учета

3.2. Критерии выбора перспективного варианта автоматизации первичного учета

3.3. Выбор наиболее перспективного варианта автоматизации первичного учета

3.4. Оценка экономической целесообразности автоматизация первичного учета (МТР).

Экономическое обоснование системы управления снабженческой деятельностью производственных подразделений железнодорожного транспорта с применением информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование железных дорог и изменение организационно-правовой формы хозяйствования отраслью в открытое акционерное общество «Российские Железные Дороги» (ОАО «РЖД») на первый план выдвигают задачу по разработке методов управления, позволяющих эффективно организовать производственно-хозяйственную деятельность подразделений отрасли в непрерывно меняющейся внутренней и внешней среде и в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Составной частью программы реформирования является совершенствование системы управления первичным учетом материально-технических ресурсов в линейных предприятиях железных дорог. 81- 82].

Предприятиям всех отраслей и форм собственности для осуществления непрерывного производственного процесса необходимо стабильное снабжение производственных циклов различными видами ресурсов (материалами и средствами производства) в достаточном ассортименте, количестве и качестве. Задачи по непрерывному, бесперебойному и комплексному обеспечению сырьем, материалами, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами, топливом и прочими видами ресурсов выполняют системы снабжения или материально-технического обеспечения, созданные в границах отрасли или непосредственно на предприятиях. Рациональная организация снабженческой деятельности способствует снижению себестоимости продукции, увеличивает прибыль и рентабельность производства, тогда как недостаточно четко сформированная система снижает эффективность производственно-хозяйственной деятельности, оказывает отрицательное воздействие на сроки выполнения и качество продукции.

Снабженческая сфера деятельности или система материально-технического обеспечения (СМТО) железнодорожного транспорта является одним из центральных звеньев общей системы управления отраслью, оказывающей непосредственное влияние на бесперебойность и безопасность движения, на уровень надежной и устойчивой эксплуатации подвижного состава, повышение рентабельности работы подразделений транспорта, экономию эксплуатационных расходов, снижение себестоимости перевозок и увеличение прибыли.

С целью повышения эффективности управления материальными ресурсами ОАО «РЖД», дорог сети, отделений дорог и производственных подразделений введено целевое планирование бюджета «запасов и закупок» и бюджета «затрат», составляющей которого являются затраты на формирование и содержание запасов. Бюджет «запасов и закупок» формируется на основе бюджета «производства» и предназначен для планирования, контроля уровня запасов сырья, материалов, в том числе материалов верхнего строения пути (МВСП), готовой продукции, а также для планирования номенклатуры, объема и стоимости закупок, необходимых для выполнения бюджета производства на текущий период и отслеживание выполнения плана по закупкам. Бюджет затрат на формирование и содержание запасов включает следующие элементы затрат: услуга грузовых перевозокфонд оплаты трудаамортизационные отчисленияматериальные затраты и предназначен для осуществления функций планирования и контроля над расходами. 79−80−82].

Основной задачи управленческого учета системы материально-технического обеспечения транспорта является материальный учет на уровне подразделений хозяйства. К основному недостатку действующей схемы управленческого учета в снабжении подразделений материальными ресурсами следует отнести ее слабую информативность.

Для решения поставленной задачи необходимость совершенствовать систему управления затратами с целью снижения расходов на различных уровнях их формирования. Решение этой задачи позволит:

• повысить эффективность управления затратами путем снижения себестоимости транспортных услуг и материалоемкости производственных процессов;

• увеличить финансовую устойчивость подразделений отрасли и конкурентоспособность продукции железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг посредством совершенствования процедур принятия управленческих решений;

• направить сэкономленные средства на развитие материально-технической базы либо на достижение других целей.

Одним из потенциально возможных объектов совершенствования механизма управления затратами отрасли и решения оптимизационных задач, направленных на минимизацию затрат, выступают материальные ресурсы (MP) и материальные издержки, включающие стоимость материалов и сырья, а также затраты по формированию и содержанию их запасов.

Конечная цель работы — разработка методики, модели и алгоритма решения задачи выбора наиболее перспективной технологии первичного учета материально-технических ресурсов, как основного источника получения достоверной информации о состоянии МТР и их использовании производственными подразделениями железных дорог ОАО «РЖД». 79−81].

С этой целью в диссертационной работе выполнены следующие этапы:

• проведен системный функционально-целевого назначения и организационно экономического содержание системы управления материально-техническим обеспечением (МТО) линейного предприятия ОАО «РЖД»;

• выполнен анализ функционального содержания организационно-технологической реализации учета МТР в линейном предприятии;

• методом анализа иерархии осуществлен выбор наиболее рационального варианта автоматизации материального учета;

• предложены методика автоматизация первичного учета МТР.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Результаты проведенных исследований в диссертации позволили сделать следующие выводы:

1. Важное место в решении задачи улучшения создавшегося сложного экономического положения железнодорожного транспорта отводится изменению сложившегося положения между доходной и расходной частями отраслевого баланса в сторону роста прибыли за счет снижения всех затратных элементов, включенных в состав транспортных издержек железных дорог. В существенной степени это относится к сокращению материальных затрат (МЗ), той части эксплуатационных расходов, связанных с приобретением, хранением и использованием материально-технических ресурсов (МТР).

2. Для решения поставленной задачи, с целью определения границ и содержания предметного поля, препятствующего снижению МЗ, был проведен системный анализ состояния потребительской деятельности производственных предприятий и результативности организационно-экономической работы снабженческих структур, выявлен перечень проблемных ситуаций и их деструктивных проявлений из-за низкой эффективности управления. Выявлено, что основная причина этому — незавершенность системы информационного обеспечения, в результате чего решения принимаются в условиях отсутствия или запаздывания объективной информации.

3. В функциональной структуре системы МТО отсутствует ряд задач и производственных услуг. Поэтому необходимо создание для широкого практического использования информационных систем коллективного пользования, позволяющих накапливать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию, относящуюся к сфере МТО, для принятия обоснованных управленческих решений.

4. Установлено, что отсутствует противозатратный механизм хозяйствования, включающий в себя достоверный учет затрат всех видов ресурсов, их оптимизацию, приведение в строгое соответствие с фактическим объемом перевозок. Применительно к проблемам использования MP, данный механизм должен содержать следующие основные элементы: автоматизированный учет движения MP на линейных предприятиях (Jill), современное нормативное хозяйство, систему показателей эффективности использования MP, систему оперативного контроля за использованием MP, систему материального стимулирования фактического снижения удельных затрат.

5. В ходе исследования определены принципы моделирования первичного учета, базирующиеся на системном подходе к автоматизации учетных задач, а также на накопленном опыте использования методов моделирования в теории и практике учета.

6. Для решения проблемы оптимального построения технологических процессов первичного учета разработан универсальный метод, реализованный в виде методики сравнительного анализа.

7. С использованием метода анализа иерархии Томаса Саати предложена методика и алгоритм выбора наиболее рационального варианта автоматизации материального учета, которым оказался Вариант 4.

8. Проведена экономическая оценка различных вариантов автоматизации материального учета, которая показала, что наиболее экономически целесообразны Вариант 4 и Вариант 1.

9. По результатам выполненных диссертационных исследований предлагается автоматизировать первичный материальный учет по Варианту 4. а в случае недостаточности инвестирования работ по Варианту 4, предлагается автоматизировать материальный учет по Варианту 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Эксплуатационные расходы: мотивация сохранения. // Журнал «Железнодорожный транспорт», 1997.№ 1, с.52−56.
  2. И.П., Бубнова Г. В., Григорьев О. А., Макаровский Б. Н., и другие. Под редакцией к.э.н., доц. Григорьева О. А., Информационное обслуживание систем железнодорожного транспорта в рыночной инфраструктуре. — Учебное пособие .- М.: МИИТ, 1992.-85 с.
  3. А.Р., Левин М. Ш. Принятие решений: комбинаторные модели аппроксимации информации.-М.: Наука, 1990,-325с.
  4. Н.В., Степанов В. И., Титоренко Г. А. АСУ МТС. М.: Финансы и статистика, 1987. -176 с.
  5. Е.А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр. М.: Радио и связь, 1983.-216 с.
  6. В.В., Савинков В. М. Проектирование баз данных информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1989. — 351 с.
  7. Дж. и др. Сетевые возможности Windows NT. Настольная книга пользователя.: Пер. с англ. М.: Восточная Книжная Компания, 1997. — 432 с.
  8. Большая Советская Энциклопедия (третье издание). М.: Советская Энциклопедия, 1970. -30 томов.
  9. П.Голев Ю. В. Использованию материальных ресурсов — научную основу. // Журнал «Железнодорожный транспорт», 1993, № 7.
  10. Ю.В. Концептуальные решения в области рациональногоиспользования материальных ресурсов на железнодорожном транспорте. // Журнал
  11. Экономика железных дорог", 2001, № 8.
  12. Ю.В. Рациональное материалопотребление в отрасли. // Журнал
  13. Железнодорожный транспорт", 1996, № 9,10.
  14. М.Голев Ю. В. Совершенствовать материально-техническое обеспечение. // Журнал «Железнодорожный транспорт», 1998, № 7.
  15. О.А. Экспертные системы. -М: МГУПС, 1994. -287 с.
  16. О.А., Хибриков Е. А., Макарбвский/ Б. Н. Системный анализ экономических и информационно-управляющих систем. -М.: МИИТ, 1990. -102 с.
  17. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика, 1992. — 192 е.: ил.
  18. JI.A., Частиков А. П., Юдин Ю. В., Юхтенко В. А. Экспертные системы, Инструментальные средства разработки. Учебн. пособие Под ред. Юдина Ю. В. — СПб.: Политехника, 1996. — 220 с.
  19. Кини P. JL, Райф X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. -М.: Радио и связь, 1981.-368 с.
  20. В.К. Программный подход в перспективном народнохозяйственном планировании. // Журнал «Плановое хозяйство», 1978, № 1.
  21. М.А., Мишенин А.И, Хотяшков Э. Н. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1984. — 223.C.
  22. А.П. Финансирование и учет в организациях снабжения железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1987. — 232 с.
  23. А.П. Финансирование и учет в организациях снабжения железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1987. — 245 с.
  24. С.И., Мастяева И. Н. Динамическое программирование: Учебное пособие. М.: Моск. эконом.-стат. ин-т, 1984. -131 с.
  25. . Е. Несметные расходы, Минэкономразвития создает «новый облик» целевых программ. // Газета «Известия», от 11 декабря 2003.
  26. С.А., Шубников А. К. Нормирование расхода материалов. М.: Высшая школа, 1976. -263 с.
  27. .М., Мачерет Д. А., Вольфсон А. Л. Теория и практика управления эксплуатационными затратами. Под редакцией Лапидуса Б. М. М.: МЭЦФР, 2002.-250 с.
  28. О.И. Теория и методы принятия решений. -М.: Логос, 2000 456 с.
  29. Р.К., Шаройко А. В., Берлин В. И. Нормирование расхода материалов и запасных частей на железнодорожном транспорте. М.: МИИТ, 1984. -168 с.
  30. Р.К., Шаройко А. В., Берлин В. И. Нормирование расхода материалов и запасных частей на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1984. — 272 с.
  31. А.Д. Математическое моделирование управления материальными ресурсами на железнодорожном транспорте. М.: МИИТ, 2001. — 194 с.
  32. А.Д. Основы нормирования расхода материальных ресурсов на железнодорожном транспорте. М.: МИИТ, 2001. — 215 с.
  33. А.Д. Управление материальными ресурсами. М.: МИИТ, 2001. -213 с.
  34. А.Д., Шаройко А. В. Экономика, организация и планирование материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1984. — 267 с.
  35. Н.В. Информатика. М.: Валдос, 2001.-256 с.
  36. .Н. Автоматизация проектирования систем машинной обработки экономической информации на железнодорожном транспорте. М.: МИИТ, 1986.-102 с.
  37. .Н. Информационные системы и структура данных. М.: Статистика, 1980. — 199 с.
  38. .Н. Информационные системы и структуры данных. М.: Статистика, 1980. -199 с.
  39. И.В. Организация МТО железнодорожного транспорта в новых условиях хозяйствования. Учебное пособие. М.: ВЗИИТ, 1990. — 63 с
  40. Д. Программирование экспертных систем.: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1994. — 256 с.
  41. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М.: Мир, 1980. -365
  42. А.И. Бухгалтерский учет в снабженческо-сбытовых организациях. М.: Финансы, 1974. — 415 с. 43 .Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. // Журнал «Экономика и жизнь», 2002, № 9.
  43. A.M. Снабженческо-сбытовая работа на предприятиях в условиях хозрасчета. Киев.: ГЭХНИКА, 1990. — 191 с.
  44. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. Учебное пособие. М.: УРСС, 2000.-368 с.
  45. Павловский А. А. Проектирование Баз Данных под СУБД DB2. М.: МИИТ, 2001.-365 с.
  46. О.Панфилов И. В. Вычислительная техника и программирование.
  47. Персональные ЭВМ. Методические указания — Д., ЛТА, 1991. — 34 с. 51. Пеньков Е. Г., Сумин П. П. Организация учета в материально-техническом снабжении. — М.: Финансы, 1973. — 296 с.
  48. В.Н. Логистика. Справочная книга по логике. -М.: Мысль, 1995. -221с.
  49. А.А. Математическое программирование: Учебное пособие для студентов экон. и технич. спец. вузов. М.: МГОУ, 1997. — 301 с.
  50. .К. Автоматизированная система управления материальными ресурсами. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 77с.
  51. Под. руководством Макаровского Б. Н. Машинная обработка на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1989. — 287 с.
  52. В.В. Статья. Количественная важность критериев. М.: Журнал Автоматика и телемеханика. № 5,2000.
  53. Ю.Н., Хон В.Б. Теория автоматизированных банков информации. -М.: Выс. школа, 1989.- 184 с.
  54. A.M. Логические основы ЭВМ. Методические указания — Л., ЛТА, 1987.-32 с.
  55. Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. М.: Радио и связь, 1989. — 184 с.
  56. Постановление расширенного заседания Коллегии МГТС РФ от 25 августа 1999 г. № 17. «О совершенствовании материально-технического обеспечения отрасли».
  57. А.С., Радионов Р. А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия. М.: Дело и Сервис 1999. — 400 с.
  58. А.Н., Одинцов Б. Е. Советующие информационные системы в экономике. М.: Юнити, 2000. — 486 с.
  59. Е.Л. Информатика. Основы анализа и проектирования программ. -Конспект лекций и методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Информатика». Новосибирск.: Hi ТУ, 1999. -80 с.
  60. Р.К., Романовская А. М. Динамическое программирование: Учебное пособие. Омск.: Изд-во ОмГТУ, 1993. — 40 с.
  61. Ю.И. Управление запасами. М.: Наука, 1989. -302 с.
  62. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Минск.: Новое знание, 1999. — 498 с.
  63. Ю.П. К вопросу об использовании программ в комплексном планировании. // Журнал «Экономика и математические методы «, 1977, тХП, вып.2.
  64. С.П. Методические аспекты построения перспективной модели АСУ МТО железной дороги. // ЖДТ.- Сер. Маркетинг и комерческая деятельность, ЭИ/ ЦНИИТЭИ. 1996. — Вып.4.-с. 17−24.
  65. В.К., Прудников В. М. Акуленко Н.Б., Кучеренко А. И. Экономика предприятия. Учебное пособие Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. -М.: ИНФРА-М, 2002. — 256 с.
  66. Скот Урман, Современные СУБД. М.: Вые. школа, 2001. — 456 с.
  67. Н.Г., Купоров АЛ, Кожевников ЮЛ. и др. Себестоимость железнодорожных перевозок /учебник. Под редакцией Смеховой HP. Москва, Маршрут, 2003. 494 с.
  68. Соколов А. В, Зенкевич Г. П. Каталог эффективных решений автоматизированного проектирования и подготовки производства. М.: Просвещение, 1999. -155 с.
  69. А.П. Коды золотой пропорции. М.: Радио и связь, 1984. — 152 с.
  70. Стэн Шатт. Мир компьютерных сетей.: Пер. с англ. К.: BHV, 1996. — 288 с.
  71. С.Д., Шаройко А. В. и др. Материально-техническое снабжение железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1985. — 328 с.
  72. К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ.: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1990. — 320 с.
  73. Н.П., Белов И. В., Галабурда В. Г. и др. Под редакцией д.э.н., проф. Терешиной Н. П., д.э.н., проф. Б. М. Лапидуса, д.э.н., проф.ТрихунковаМ.Ф.
  74. Экономика железнодорожного транспорта. -Учебник для ВУЗов железнодорожного транспорта. М.: УМК МПСРоссии, 2001.-567с.
  75. М.А., Ветрова Г. С., Бияков О. А. Экономико-математические методы (Исследование операций). Кемерово.: Кузбасский гос. технич. ун-т, 1997. — 176 с.
  76. Указание МПС РФ № 136у от 25 мая 2000 г. «Об образовании комиссии по разработке программы создания управляющей системы материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта».
  77. Указание МПС РФ № 526 от 25 июня 2000 г. «План создания управляющей системы материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта».
  78. Указание МПС РФ №Ш-327у от 16 февраля 2000 г. и приложение к нему «Порядок определения оптимального уровня технологических, страховых и сезонных запасов материальных ресурсов для железных дорог МПС России».
  79. Н.Д. и др. Экономика материально-технического снабжения. Под редакцией Н. Д. Фасоляка. М.: Экономика, 1978. — 319 с.
  80. Н.Д., Бармина З. И. Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М.: Экономика, 1985. — 224 с.
  81. Федеральный справочник. Железнодорожный транспорт России. М.: Родина-Про, 2001.-364 с.
  82. Н.К. и др. Система комплексного планирования. // Журнал «Экономика и математические методы», 1972. т VIII, вып.З.
  83. В.А., Усов А. Г. Организация работы материальных складов железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1979. — 296 с.
  84. В.А., Усов А. Г. Складское хозяйство и транспортно-экспедиционное дело. М.: Транспорт, 1982. — 388 с.
  85. В.А., Усов А. Г. Складское хозяйство и транспортно-эксплуатационное дело. М.: Транспорт, 1981. — 287 с.
  86. С.П. Вычислительные сети и системы телеобработки данных.: Методические указания: Л., ЛТА, 1988.-Збс.
  87. С.П., Жамова Л. В. Информатика, программирование и ЭВМ. -Задания к лабораторным работам по базам данных СПб.: ЛТА, 1991. — 37 с.
  88. К. Введение в логическое программирование.: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.-348с.
  89. А.В., Усов А. Г., Разнатовский А. П. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1982. — 304 с.
  90. И.Б., Хабаров С. П., Горбачев ВА. Экономическая информатика и вычислительная техника. Учебное пособие — СПб.: ЛТА, 1995. — 124 с.
  91. И.Б., Хабаров С. П., Горбачев В. А. Экономическая информатика.: Практикум СПб.: ЛГГА, 1996. — 68 с.
  92. И.М. Финансирование и учет в органах материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1968.-255 с.
  93. А.М., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 1985. — 279 с.
  94. Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры. М.: Финансы и статистика, 1987. — 191 с.
  95. Энциклопедия: Железнодорожный транспорт. Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с.
Заполнить форму текущей работой