Экономическое обоснование методов регулирования пассажирских тарифов железных дорог при неравномерном спросе на перевозки
В условиях быстрого развития экономики, роста благосостояния народа, увеличения подвижности населения и развития всех видов транспорта СРВ, проблема выбора пассажирами способа перемещения является одной из главных при создании и функционировании производственно-экономических систем и населенных пуктов в государстве. При этом немаловажную роль играет оценка сэкономленных на том или ином виде… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности и значение пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
- 1. 1. Место и социальная значимость железнодорожных пассажирских перевозок
- 1. 2. Анализ пассажирских перевозок различными видами транспорта в СРВ
- Глава 2. Совершенствование построения пассажирских тарифов на железнодорожном транспорте в современных условиях
- 2. 1. Особенности построения транспортных тарифов
- 2. 2. Совершенствование пассажирских тарифов на железнодорожном транспорте
- 2. 3. Анализ системы пассажирских тарифов на железнодорожном транспорте в СРВ
- 2. 4. Опыт регулирования пассажирских тарифов на железнодорожном транспорте различных стран мира
- 2. 5. Пути регулирования пассажирских тарифов на железнодорожном транспорте СРВ
- Глава 3. Совершенствование определения себестоимости пассажирских перевозок и методов выбора вида транспорта для перевозки пассажиров
- 3. 1. Совершенствование методов распределения расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками
- 3. 2. Определение уровня влияния качественных показателей на эффективность пассажирских перевозок
- 3. 3. Методика определения стоимости пассажиро-часов и ее использование
- 3. 4. Фондоемкость пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. ч 3.5 Методика выбора вида транспорта для пассажирских перевозок
Экономическое обоснование методов регулирования пассажирских тарифов железных дорог при неравномерном спросе на перевозки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
За^ючение:
1. Пассажирский транспорт имеет большое социальное и экономическое значение в развитии всех отраслей народного хозяйства, а главное в удовлетворении потребности населения в перемещении, повышении его культурного уровня и материального благосостояния.
Железнодорожный транспорт в СРВ является одним из основных видов транспорта в области перевозок пассажиров, занимая по пассажирообороту первое место в транспортной системе. Однако, по числу перевезенных пассажиров главенствующую роль играет автомобильный транспорт, что обьясняется более развитой сетью автодорог и более высоким уровнем пассажирских тарифов на железных дорогах.
Для обеспечения конкурентоспособности в области пассажирских перевозок в современных условиях железнодорожный транспорт СРВ должен получить значительное развитие и всемерно совершенствовать и регулировать уровень пассажирских тарифов, повышать качество обслуживания пассажиров.
2. Пассажирские тарифы на железных дорогах СРВ представляют собой систему плановых розничных цен на пассажирские перевозки и состоят из затрат на начально-конечные и движенческие операции, а также услуги, повышающие качество перевозок, и нормативной величины прибыли. Степень дифференциации пассажирских тарифов не очень велика (по категорям поездов, типам вагонов и видам сообщения, как в России, тарифы не разделены).
Изменение уровня пассажирских тарифов оказывает, с одной стороны, влияние на доходы транспорта и хозяйственное положение его предприятий, с другой стороны — на платежеспособный спрос населения на перевозки.
3. Анализ тарифной политики показывает, что в условиях рыночной экономики и конкуренции между видами транспорта СРВ, пассажирские тарифы должны быть гибко дифференцированы по дальности поездки, категориям поездов, типам вагонов и мест в них, времени курсирования с учетом соответственно разного уровня комфортабельности поездки.
4. Установлению уровня тарифов должны предшествовать маркетинговые исследования пассажиропотоков на конкретных направлениях перевозок с целью анализа существующего спроса на пассажирские перевозки и определения закономерности формирования спроса при изменении тарифов. 5. Установленный государством и местными органами (по регионам СРВ) средний уровень тарифов должен обеспечивать необходимую сбалансированность доходов, расходов и прибыли железнодорожных транспортных предприятий.
Государственный контроль за уровнем пассажирских тарифов необходимо осуществляться на основе законодательной, нормативно-методической и информационной базы по видам транспорта в области пассажирских перевозок.
6. Для обеспечения конкурентоспособности железных дорог с другими видами транспорта в области пассажирских перевозок, повышения эффективности регулирования уровня тарифов и качества обслуживания пассажиров важной задачей железнодорожного транспорта СРВ является правильное определение общественно-необходимых затрат транспортной системы на выполнение пассажирских перевозок. 7. Исходной базой для формирования пассажирсикх тарифов служат себестоимость и фондоемкость перевозок, определяемые по отдельным категориям поездов, типам вагонов и расстояниям перевозки.
Предложенный в работе метод распределения расходов железных дорог СРВ между грузовыми и пассажирскими перевозками определили их величину в размере 43% для грузовых и 57% для пассажирских перевозок.
Для расчета фондоемкости 10 пассажиро-км следует использовать формулы, имеющие двухставочную основу, позволяющие дифференцировать фондоемкость по категориям поездов, типам вагонов и дальности поездки.
8. В условиях рыночной экономики качество обслуживания пассажиров и уровень пассажирских тарифов существенно влияют на спрос населения на перевозки и выбор вида транспорта. Для повышения эффективности и рентабельности пассажирских перевозок при наименьших затратах на железных дорогах СРВ необходимо улучшать качественные показатели пассажирских перевозок.
Результаты расчетов показали, что увеличение населенности пассажирских вагонов, состава поезда в вагонах, участковой скорости на 1% снизит себестоимость пассажирских перевозок соответственно на 0.29%, 0.1% и 0.018%.
Высокое качество обслуживания пассажиров на вокзалах и в пути следования характеризуется сложным показателем качества. Результаты расчетов показывают, что качество обслуживания пассажиров на железных дорогах СРВ находится на недостаточно высоком уровне и по расчетам величина этого показателя составила 0.713.
9. В условиях быстрого развития экономики, роста благосостояния народа, увеличения подвижности населения и развития всех видов транспорта СРВ, проблема выбора пассажирами способа перемещения является одной из главных при создании и функционировании производственно-экономических систем и населенных пуктов в государстве. При этом немаловажную роль играет оценка сэкономленных на том или ином виде транспорта пассажиро-часов.
В данной работе предлагается использовать 2 метода определения стоимости 1 пассажиро-часа:
— первый метод основан на использовании валового национального продукта или национального дохода населения СРВ и может быть применен на направлениях перевозок, где нет конкуренции между отдельными видами транспорта;
— второй метод базируется на сравнении уровней тарифов и времени поездки альтернативными видами транспорта и может быть применен на направлениях, на которых перевозки пассажиров осуществляются разными видами транспорта.
10. В целях регулирования пассажирских тарифов их базовый уровень может быть установлен на основе себестоимости и фондоемкости пассажирских перевозок в конкретных условиях с уровнем рентабельности, установливаемым государственными и местными органами власти.
11. Выбор вида транспорта для пассажирских перевозок производится в результате сопоставления тарифов на перевозки в текущих условиях и годовых приведенных эксплуатационно-строительных затрат для перспективных условий, рассчитанных с учетом стоимости времени пребывания пассажиров в поездке (пассажиро-часов) по различным вариантам перевозок.
1. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа 1991. 383 с.
2. Абрамов А. П. Ценовая стратегия в системе маркетинга/ Ж-д транспорт 1993. вып. 7. с 49−56.
3. Абрамов А. П. Затраты железных дорог и цена перевозки. М. 1974. 250 с.
4. Абрамов А. П. Определение фондоемкости отдельных видов перевозок/ Вестник всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта 1970. Вып 7. с 53.
5. Абрамов А. П. Проблемы совершенствования планирования калькулирования и анализа себестоимости перевозок/ Тр. ЦНИИ. М. 1972. Вып 482. с 4.
6. Ахполов И. К. Государственное регулирование тарифов транспорта/ Бюллетень транспортной информации. М. 1997. вып 10. с 7.
7. Беленький М. Н., Бублик Т. П. Себестоимости и тарифы пассажирских перевозок в дальнем следовании/ Тр ТашИИТ 1974. Вып 110.
8. Беленький М. Н Вопросы экономики пассажирских перевозок/ Тр ТашИИТ 1961. Вып 20.
9. Беленький М. Н., Бублик Г. П., Видинеева О. П., Мамбетов Т. М. Фондоемкость пассажирских перевозок в дальнем сообщении/ Тр ТашИИТ 1980. Вып 163. с 3.
10. Беленький М. Н. Экономика железнодорожного транспорта. М.: Транспорт 1985. 437 с.
11. Беленький М. Н. Экономика железнодорожных пассажирских перевозок. М.: Транспорт 1965. 275 с.
12. Беленький М. Н. Экономика пассажирских перевозок. М.: Транспорт 1974. 271 с.
13. Белкина Е. В. Повышение социально-экономической эффективности пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Дис.канд. техн. наук. МИИТ. М. 1992. 160 с.
14. Влайкова И. А., Клейменов А. Е., Коростелева Э. Н., Железнодорожные пассажирские перевозки и их эффективность. М.: Транспорт 1973. 176 с.
15. Воронин А. С., Огнетов И. А. Социалистическая република Вьетнам. Справочник. М.: Политиздат 1987. 127 с.
16. Временные методические рекомендации по калькулированию себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте. М. МПС. РФ. 1996.
17. Газета «Нян зан», 11.08.1996 г.
18. Галабурда В. Г. Маркетинг на транспорте: Учеб. пособие. М.: МИИТ. 1992. 108 с.
19. Громов Н .Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система: Учеб. для вузов. М.: Транспорт 1987. 304 с.
20. Громов Н. Н., Персианов В. А. Управление на транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт 1990. 336 с.
21. Единая транспортная система: учеб. для вузов / Галабурда В. Г., Персианов В. А, Тимошин А. А и дрПод ред. Галабурды В. Г., М.: Транспорт 1996. 295с.
22. Елизарьев Ю. В. Экономическая оценка повышения эффективности пассажирских перевозок: Дис. канд. техн. наук. МИИТ. М. 1993. 210 с.
23. Елизарьев Ю. В. О формировании пассажирских тарифов/ Ж-д транспорт 1992. вып. 3. с 58.
24. Железные дороги мира/ М. 1996. Вып 3. с 74- М. 1998. Вып 11. с 27- М. 1998. Вып 6. с 10- М. 1999. Вып 6. с 10, 95.
25. Зайцев А. А. Маркетинг в управлении железной дорогой/ Ж-д транспорт 1992. Вып. 12. с 46−51.
26. Зимовская Г. В. Гибкая тарифная политика/ Ж-д транспорт 1999. Вып. 4. с 12.
27. Инструкуция по калькулированию себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте/ МПС РФ. М. 1993.
28. Информационный вестник Посольства СРВ, март 1996 г.
29. Информация Министерства транспорта и коммуникаций СРВ в 1997 г.
30. Ковшов Г. Н. Моделирование основных направлений развития транспорта в системе народнохозяйственного планирования. М.: Наука 1985. 198 с.
31. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс 1990. 736 с.
32. Крейнин А. В. Транспортные тарифы в СССР. М.: Транспорт 1978. 276 с.
33. Крейнин А. В. Пассажирские тарифы на транспорте СССР Москва, транспорт 1966. 188 с.
34. Купоров А. И., Чуверин Ю. И. О технико-экономической эффективности высокоскоростных пассажирских поездов на магнитном подвешивании/ Тр. МИИТ. 1977. вып. 539. с. 48−63.
35. Купоров А. И. Скорость движения и стоимость пассажиро-часа/ Ж-д транспорт 1967. вып 12. с 62.
36. Ларионова Е. В. Показатель использования производственных фондов железных дорог/ Тр МИИТ 1965. Вып 212. с 74−124.
37. Ле дык Хао. Принципы построения транспортных тарифов СССР и возможности примения их в условиях ДРВ: Дис. канд. техн. наук. МИИТ. М. 1968. 150 с.
38. Леонтьев Р. Г. Формирование единой региональной транспортной системы. М.: Наука 1987. 137 с.
39. Мазо Л. А. Основные направления совершенствования тарифов на железных дорогах России/ Ж-д транспорт 1998. Вып. 9. с 3−6.
40. Мазо Л. А. Совершенствования системы железнодорожных тарифов/ Экономика желзных дорог 1999. Вып. 1. с 43−52.
41. Методические указания к дипломному проектированию по теме (зкономическая оценка показателей эксплуатационной работы в пассажирской движении). МИИТ. Кафедра (Экономика транспорта). М.: 1994. 38 с.
42. Номеклатура расходов по основной деятельности Жд РФ. М. МПС. РФ. 1996.
43. Оленина Е. А. Повышение эффективности пассажирских перевозок/ Ж-д транспорт 1999. Вып. 7. с 60.
44. Орлов В. Н. Себетоимость железнодорожных перевозок. М.: Транспорт, 1965. 281 с.
45. Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта: Учеб. для вузов/ Повороженко В. В., Солобуг Н. К., Тимошин А. А., Галабурда В. Г.- Под ред. Повороженко В. В. М.: Транспорт 1986. 216 с.
46. Повороженко В. В. Кординация и взаимодействие различных видов транспорта: Учеб. для вузов. М.: Транспорт 1982. 62 с.
47. Резолюция Политбюро ЦК КПВ от 6 мая 1993 г. «о задачах развития морского транспорта» .
48. Смехова А. А.
Введение
в логику. М.: Транспорт 1993. 112с.
49. Смехов А. А. Маркетинговые модели траанспортного рынка. М.: Транспорт 1998. 120 с.
50. Смехова Н. Г. Основные фонды и анализ их использования/ Ж-д транспорт 1966. Вып. 7. с 75−79.
51. Смехова Н. Г. Расчет потребности в основных производственных фондах по видам перевозок и родам грузов/ Тр МИИТ 1971. Вып 358. с 81−98.
52. Смехова Н. Г. Зависимость основных производственных фондов от обьема и характера железных дорог: Дис. канд. техн. наук. МИИТ. М. 1968. 200 с.
53. Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. Учеб. способие. М. 1997. Часть первая. 68 с.
54. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XX века. М.: Транспорт 1993. 200 с.
55. Транспортные тарифы: Учеб. пособие/ Абрамов. А. П., Дмитриев В. А., Крейнин. А. В., Мазо. JI. А.- Под ред. Дмитриева. В.А. М.: Транспорт, 1988. 255 с.
56. Трихунков М. Ф. Транспортное производство в условиях рынка: Качество и эффективность. М. Транспорт, 1993 г. 255 с.
57. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: учеб. для вузов / Грунтов П. С, Дьяков Ю. В., Макарочин А. М и дрПод ред. Грунтова П. С., М.: Транспорт 1994. 543 с.
58. Шармов А. А., Шубко В. Г. Организация грузовых и пассажирских перевозок и коммерческой работы. Учеб. для вузов. М. 1987. 399 с.
59. Шафиркин Б. И. Единая транспортная система и взаимодействие различных видов транспорта: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа 1983. 238 с.
60. Шафиркин Б. И. Единая транспортная сеть и взаимодействие различных видов транспорта: Учеб. для вузов. М.: Транспорт 1977. 237с.
61. Шишков А. Д., Беседин И. С., Аверкин В. И. Маркетинговые исследования рынка пассажирских перевозок. МИИТ. М. 1996. 150 с.
62. Шульга А. М., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок. Учеб. для вузов. М.: 1985. 279 с.
63. Щербаков П. Д., Клещ Н. Я. Рентабельность на железных дорогах. М.: Транспорт 1969. 158 с.
64. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов/ Белов И. В., Галабурда В. Г., Данилин В. Ф. и дрПод ред. Белова И. В. М.: Транспорт 1989. 327 с.
65. Экономика и планирование железнодорожного транспорта: Учеб. для техникум/ Белов И. В., Бондарева Т. Н., Галабурда В. Г., и дрПод ред. Белова И. В., Трихункова М. Ф., Петрова Ю. Д., М.: Транспорт 1984. 518 с.
66. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов/ Белов И. В., Галабурда В. Г., Гибшман А. Е., и дрПод ред. Ханукова Е. Д. М.: Транспорт 1979. 544 с.