Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении истории искусств. Этот учебный предмет имеет большие возможности для… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. НАУЧНО — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ СТУДЕНТОВ — Архитекторов В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
    • 1. 1. Обучение истории искусств, как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Место и роль истории искусств в системе обучения студентов архитекторов в ВУЗе
    • 13. Ищр*видуально-возрастные и психологические особенности обучения студентов архитекторов истории искусств
  • ВЫВОДЫ
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ. АРХИТЕКТОРОВ ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. 2.1.Определение целей и построение модели обучения истории искусств
    • 2. 2. Реализация модели обучения истории искусств в практике обучения
    • 2. 3. Цуга усовершенствования обучения истории искусств студентов архитекторов технического ВУЗа (анализ экспериментального обучения)
  • ВЫВОДЫ

Методика обучения истории искусств студентов-архитекторов технического университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с возрастающим коренным преобразованием всех сфер жизни нашего общества, особую важность приобретает необходимость духовного совершенствования личности человека. Педагогическая наука озабочена преимущественно тем, чтобы сформировать всесторонне развитую личность с высокими нравственными устоями, что понимается нами как гармония человека с природой, обществом самих людей, знание законов, по которым идет эта взаимосвязь. Это те основы, которые должны быть переданы последующему поколению.

Коренные изменения в системе образования, происходящие в настоящее время, распространились на все его виды, начиная от дошкольного до высшего профессионального образования, ставя основой задачей формирование интеллектуальной и духовно развитой личности.

На современном этапе развития человечества ставится вопрос не только об интеграции в облает мировых экономических и производственных отношениях, речь идет прежде всего о том, чтобы личностями с положительными качествами обозначилось поколение, которое могло бы при быстро растущем техническом потенциале сохранить нашу планету.

Современная высшая школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформы современного образования положены принципы гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования — личность, ее стрем ление к пониманию целостной картины мира, культуры, как опыта предшествующих поколений людей.

Понимая гармонию пак стремление к идеалу и красоте педагог должен передать это будущему специалисту — архитектору, который в ответе за эстетику будущих городов и за сохранение художественного наследия предшествующих поколений. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства, труда. Рассмотрев эти составляющие мы видим, что все они очень важны для профессионального становления будущего специалиста архитектора, но при изучении истории искусств наиболее важным является нравственное совершенствование личности студента средствами изобразительного искусства. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. А это и есть требования предъявляемые к подготовке архитектора, которые отражены в государственном стандарте высшего профессионального образования[59,601.

Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, то это — всестороннее развитие личности и профессиональная подготовка специалиста.

Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных программами. При организации обучения наиболее оптимальным для реализации этих целей является подход, основанный на знании и применении основных положений теории обучения и воспитания в практике работы при изучении истории искусств. Этот учебный предмет имеет большие возможности для эстетического воспитания студентов через средства искусства, формирования у них художественного вкуса, чувства прекрасного, умения правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира. Все это позволит решить первостепейную задачу, стоящую перед высшей школой, при подготовке будущих архитекторов в плане их всестороннего совершенствования и нравственного формирования.

Обучение студентов истории искусств, является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов. Оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, подчеркивая, что личность необходимо вывести на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самообразования и саморазвития.

Говоря об этом, мы имеем в виду целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы со студентами при изучении истории искусств.

Содержание учебных программ по истории искусств (четко выраженная ориентация на овладение системой знаний по искусству) оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, формируя их интеллектуальный и духовный мир. Одним из основных направлений учебной программы по истории искусства, является обучение студентов умению анализировать произведения искусства, понимать их ценность в плане духовного наследия предшествующих поколений, понимать язык искусства. Поэтому усвоение основ изобразительной грамоты — одна из задач при изучении истории искусства.

Преподаватель истории искусства призван помочь студентам понимать своеобразный язык выражения художником отношения к миру. Он должен научить видеть изображение окружающей природы, через призму отношения художника к этой природе и явлениям окружающей жизни, которое он выразил с помощью специфических средств — линии, цвета, тонового пятна. Это одна из тех задач, которые стоят перед преподавателем истории искусства в вузе.

Преподаватель истории искусства призван научить восприятию искусства своих учеников, воспитать их визуальную культуру. Предполагается осмысленность и одухотворенность видения, а именно, увидев произведение искусства нужно уметь понять смысл этого послания автора зрителю и пережить комплекс чувств, позволяющих понять произведение как духовную ценность, то есть осознать себя как участника формирования этих духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы исследования.

Необходимость реализации этих целей ставит на повестку дня вопрос о разработке научно обоснованных методических рекомендаций для преподавания курса истории искусства в техническом вузе, для подготовки профессионалов — архитекторов способных решать любые творческие задачи и проблемы. Исходя из состояния научной разработки проблемы и реальных потребностей педагогической практики, в предлагаемой работе ставится как центральная задача — осветить мстодику обучения истории искусств в техническом вузе при подготовке будущих архитекторов. Еще раз нужно подчеркнуть, что речь идет об очень сложной научно — практической проблеме, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.

В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования, этоН.Н. Ростовцев, Г. В. Беда, B.C. Кузин, Г. Б. Смирнов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, Т. С. Комарова, НИ. Сакулина, Э. И. Кубышкина, А. А. Унковский, С JE. Игнатьев, AJE. Терентьев, А. П. Яшухин.

Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения студентов истории искусств. Отдельные вопросы, по интересующей нас проблеме, затрагиваются в трудах Н. Н. Волкова, Ю. А. Волкова, Н. Я. Маслова, JI.A. Выходцевой, Н. И. Пьянковой и других специалистов.

Вопросам изучения художественного наследия предшествующих поколений уделялось внимание такими известными художниками прошлого и настоящего времени, как Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрером, JI. Комбеазо, Э. Шона, А. Ашбе, Холоши, П. Сезанном и другими.

Мастера эпохи Возрождения стремились познать основы художественного искусства Античности, брали их достижения за основу и шли в своем художественном совершенствовании дальше.

Не останавливаясь подробно на истории разработки темы другими мастерами зарубежных стран отметим, что свой оригинальный вклад в разработку проблемы необходимости изучения художественного наследия сделали российские художникипедагога А. П. Лосенко, В. К. Шебуев, В. Е. Савинский, П. П. Чистяков, А. П. Сапожников, Д. Ш. Кардовский, Н. Э. Рогов, А. Дейнеко, В. Ш. Яковлев, Я. М. Соколов, А. С. Голубкина, Ф. Ф. Волошко, Н. Н. Ростовцев и другие.

В настоящее время в публикациях по вопросам теории и методики преподавания истории искусства и отдельных художественных дисциплин, подчеркивается необходимость специального изучения и важности знания истории искусства для каждого художника. Это прослеживается в работах таких авторов как АД. Алехин, Г. В. Беда, В. Г. Волков, В. П. Зинченко, Е. С. Игнатьев, Е. Ф. Кузнецов, А. И. Козляков, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Ю. В. Новоселова, АС. Пучков, Н. Н. Ростовцев, А. Е. Теретъев и других.

Определенную значимость при изучении темы имеет опыт преподавателей работающих в системе художественного образования и воспитания. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью заимствования наиболее перспективных методов в обучении истории искусств и важности применении этих знаний в практике работы — каждого художника. Необходимо подчеркнуть, что для разработки темы особую важность имеют исследования по вопросам физиологии зрения, психологии зрительного восприятия произведений искусства. Значительную ценность представляют публикации и работы ученых психологов: Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, B.C. Кузина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л, Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе.

Вместе с тем нужно отметить, что современная постановка процесса обучения в высшей школе при расширении художественного образования (принцип гуманитаризации образования) требует специфических подходов к организации учебной деятельности при обучении художественных дисциплин. Интеграция учебных курсов, дифференциация различных групп студентов, разработка новых авторских программ по эстетическому воспитанию, которые занимают большое место в работе современной высшей школы. Работа преподавателя истории искусства требует целенаправленных исследований по теории и методике преподавания в этих условиях.

Заметным становится отсутствие специальных работ по теории и методике обучения истории искусства в вузе. Изучение тех или иных аспектов темы шло лишь в контексте других вопросов и становилось объектом самостоятельного исследования.

Между тем специфика обучения данному виду учебной деятельности заслуживает тщательного анализа и обобщения. Автор диссертации, не претендуя на исчерпывающее раскрытие избранной темы, делает попытку внести свой вклад в ее разработку.

Обосновывая актуальность темы, необходимо обратить внимание также на то, что она является составной частью проблемы по совершенствованию системы нравственно — эстетического воспитания студентов в высшей школе. Разработка и реализация этих идей осуществляется рядом ученых и педагогов в условии работы современной высшей художественной, технической и педагогической школы.

Цель исследования заключается в выяснении возможностей создания перспективной системы методов педагогического воздействия и управления восприятием и усвоением истории искусства. Эта система должна обеспечить эффективное обучение и формирование интеллекта, мировоззрения и нравственности студентов — архитекторов. Основываясь на теории системного подхода и рассматривая его, мы можем предположить, что возможности совершенствования такой системы обучения кроются: в четкой постановке целей, в моделировании деятельности в соответствии с поставленной целью, в отборе технологий обучения истории искусства, а также в анализе результатов обучения.

Суть педагогической технологии это поиски научных концепций и подходов к анализу и организации учебного процесса. Педагогическая технология это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную стороны обучения. В настоящее время осуществляется иногда увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса, основанного на определении познания. Поэтому методологической основой обучения истории искусства является философская теория познания, а также системный подход к управлению и организации процесса обучения. В своих исследованиях по решению данных проблем мы основывались на теории системного подхода и управления деятельностью изложенной в работах Ю.К. Ба-банского, Ю. А. Коноржевского, Ф. И. Перегудова и других.

Пользовались теорией обучения и воспитания в процессе обучения И. Я. Лернера.

Проведенный анализ публикаций, обобщение опыта преподавания истории искусств в вузе, а также педагогическая практика позволили определить, что проблемой исследования является разработка, экспериментальная проверка и научное обоснование методики обучения студентов — архитекторов истории искусств. Данная проблема является одновременно и целью исследования.

Объект исследования: процесс обучения истории искусств на первом курсе технического вуза при получении специальности архитектора.

Предмет исследования: педагогические пути, методы и средства обучения истории искусств студентов-архитекторов в техническом вузе.

Гипотеза исследования: процесс обучения истории искусств студентов — архитекторов технического вуза становится более эффективным, если:

— методы обучения истории искусства теоретически аргументированы, подтверждены экспериментально и нацелены на повышение эффективности процесса обучения;

— история искусства будет являться средством формирования у студентов отношения к окружающей действительности и будущей профессиональной деятельности;

— будет вычленено содержание воспитательных целей реализуемых при усвоении курса истории искусства;

— будет обеспечено условие единства приобретения эстетических знаний и умений, как части художественного творчества с формированием нравственных основ личности будущего архитектора.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены задачи исследования :

1.Раскрытие научно-теоретических основ обучения истории искусства в техническом вузе.

2. Установление возрастных и индивидуальных особенностей в усвоении курса истории искусства студентами в техническом вузе.

3.Разработка оперативных целей и модели обучения истории искусств.

4.Разработка эффективных педагогических средств, методов и приемов обучения истории искусств студентов — архитекторов.

5.Разработка системы поэтапного формирования знаний-по истории искусства при обучении.

Методологической основой исследования являются труды классиков по философии, социально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, методике обучения художественным дисциплинам, документы в области образования, а также методы системного подхода.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, теоретический анализ по проблеме, анализ накопленных к настоящему времени выводов и практических рекомендаций по педагогике, психологии и методике преподавания художественных дисциплин истории искусства, обобщение практики обучения истории искусства в прошлом и настоящем, индивидуальные и групповые беседы с преподавателями, учителями, методистами и другими специалистами, а также анализ учебных занятий по истории искусства, проведение педагогического эксперимента, констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и фиксирующий эксперимент.

Исследования проводилось в три этапа на базе Хабаровского технического университета, средних школ номер 10,78, эстетического центра города Хабаровска.

Первый этапН990−1992гЛ.

1.1.Изучение литературы, программ, учебников, статей по истории искусства, теории систем, теории социального управления, теории воспитания, дидактике, педагогике высшей школы, психологии, методике преподавания художественных дисциплин.

1.2.Наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов, изучение опыта работы по преподаванию и обучению истории искусств в художественных школах, лицеях, педагогическом университете города Хабаровска.

1.3.Проведение занятий по истории искусства на архитектурном факультете технического университета, в эстетическом центре и школах номер 10, 78 города Хабаровска.

Второй этап <1993;1996^.

2.1 .Опытно экспериментальная работа.

2.2.Первичная проверка гипотезы.

2.3.0пределение возможности реализации модели обучения с помощью выбранной методики при обучении истории искусств проведении эксперимента на базе Хабаровского технического университета города Хабаровска.

2.4.Корректировка методики по методам, приемам и формам.

2.5.Экспериментальное обучение.

Третий этап (1997;1998г.).

3.1.Проведение фиксирующего эксперимента на базе Хабаровского технического университета города Хабаровска.

3.2. Осуществление систематизации полученного материала, а также проверка отдельных положений и выводов и методических рекомендаций разработанных в ходе исследования.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том что:

1.Ha основе разнообразных источников и экспериментальных данных систематизирован и обобщен опыт по изучению и обучению истории искусств в техническом вузе .

2.Сформированы конкретные методические рекомендации по обучению истории искусств студентов архитекторов технического вуза.

3.Выявлены педагогические закономерности в организации учебного процесса.

4.Установлены возрастные и индивидуальные особенности в обучении истории искусств студентов — архитекторов.

5.Разработаны и применены на практике цели, модели обучения истории искусств в техническом вузе, определившие собой эффективную методику обучения студентов истории искусств.

Практическое значение данного исследования. заключается в том, что разработана современная методика процесса обучения истории искусств студентов — архитекторов технического вуза. Составной частью этой методики является система наглядных пособий, методических рекомендаций по обучению истории искусств в вузе.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по истории искусства для технических вузов, при разработке учебных планов уроков и кружков изобразительного искусства в средней школе, кабинетов истории искусства институтов, при написании учебников и учебных пособий.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования определена методологией, подтверждена объективным анализом результатов, личным участием автора в экспериментальном обучении и работе, в которой приняло участие свыше тысячи студентов, учащихся школ и школьных учителей. Обеспечивается научным анализом большого количества студенческих работ, базируется на научных трудах по педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства и системном анализе.

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования получили одобрение на научнотеоретических, практических конференциях профессорскопреподавательского коллектива Хабаровского технического университета, педуниверситета, на заседаниях научно методического семинара Хабаровского технического университета, на Всероссийской конференции «Совершенствование образовательных процессов» 1998 г, город КраснодарМеждународном научно — методическом семинаре «Творческое образование на Дальнем Востоке» 1998 г., город Хабаровск, на заседаниях лаборатории эстетического воспитания средствами изобразительного искусства института Общего Образования Российской Федерации.

Основные итоги:

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ 10,. 78, эстетического центра горо— да Хабаровска. Центральные положения исследования отражены в публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, для реализации построенной модели формирования знаний по истории искусства необходимо, придерживаясь принципа разработки модели в плане предъявления материала по предмету в соответствии с определенными целями образовательными (по уровням усвоения и качествам знаний) и воспитательными (по принципам морали), определить адекватные технологии функционирования систем обучения и воспитания.

В качестве технологий системы обучения нами принята последовательность методов обучения (ОИ-> Р -> ПИ ->ЧП -> И), которая, соединяясь с средствами и формами, определяет поле выбора авторских технологий для каждого преподавателя (за счет выбора средств и форм) при сохранении неизменной закономерности предъявления методов обучения.

За технологию воспитания нами принимается адекватный эмоциональный отклик на поставленные воспитательные цели или переживание по определению И. Я. Лернера.

Опыт эмоционально — ценностного отношения тесно связан с опытом репродуктивной и творческой деятельности при обучении истории искусств. Он служит фактором, обеспечивающим их реализацию, параллелен им и является средством, обеспечивающим воспитывающий характер обучения.

Воспитательные цели при изучении истории искусств имеют ведущее значение и могут быть реализованы в основном через содержание предмета, организацию деятельности при обучении и личность преподавателя.

При проведении занятий по истории искусств, формирование знаний происходит в виде сохраняемых моделей содержания предмета. При этом эффективность усвоения зависит от целенаправленности и системности в обучении, а для этого необходимо:

— четкое, научное предъявление основного понятийного аппарата по теме;

— соединения основных понятий и зрительных образов со способами познавательной деятельности, позволяющими выйти студентам на 2 и 3 уровни усвоения, которые обеспечивают углубление усваиваемых знаний;

— соединение усвоения научных понятий истории искусства и способов мыслительной деятельности с опытом нравственных отношений народа;

По результатам экспериментального обучения в вузе можно сделать выводы, что формирование знаний по истории искусства у студентов — архитекторов по предлагаемой модели в соответствии с разработанной методикой позволяет сделать достоянием личности студентов знания по предмету в объеме, предусмотренном программой на 1,2,3 уровне усвоения. Анализ результатов обучения подтверждает, что учащиеся получили систематизированные и достаточно глубокие знания по истории искусства и способность для дальнейшего самообразования. При экспериментальном обучении студенты воспринимают знания о нравственных категориях как цели, необходимые для своего нравственного и профессионального совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Учительская газета. -1992.- N28.
  2. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1984.
  3. Г. В. Социальная психология высшего образования. — Самара. Самарский пединститут. -1993.
  4. Алехин, А Д. Изобразительное искусство. — М.: Просвещение., 1984.-160 с.
  5. М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — М.: Искусство, 1987. — 223 с: ил.
  6. М.В. Андрей Рублев и его эпоха. — М.: Искусство, 1971.-287 с: ил.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  8. .Г. Психология чувственного познания . — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
  9. А.Н. Художественное мышление как эстетическая категория 0. — М.: Знание, 1981.- 64 с.
  10. А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения, — Автореферат дис. … канд. пед. наук. — М., 1996.
  11. Античность. Средние века. Новое время. Акад. наук СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР- Редколегия. М.Я. Либ-ман, В. Н. Прокофьев, А. В. Стерлингов. -М.: Наука, 1977. — 256 с: ил.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие — М.:Прогресс, 1974.-392 с.
  13. СИ. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. — М.: Знание, 1974.-48 с.
  14. СБ. Художник, пространство, среда. — М.:Сов.художник, 1983.-239 с.
  15. А. Филосифия искусства. — М.: Искусство, 1989.-384 с.
  16. А.О. Наброски и зарисовки. — М.: Искусство, 1970.-165 с.
  17. БезклубенкоСД. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. — М.: Политиздат, 1982.-166 с.
  18. Н.А. Сюжеты и образы древнеруской живописи. — М.: Прсвещение, 1993. — 223 с: ил.
  19. А.П. Нарбут. -Л.: Искусство, 1985.- 239 с: ил.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем- Воронеж . Из — во Воронеж, ун-та, 1977.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  22. .В. Оценка эффективности и оптимизации учебного процесса на основе вероятностных моделей. -Дисс. …канд.пед. наук.-М., 1980.-177 с.
  23. В.П. О возможности системного подхода в педагогике.// Сов. педагогика.-1990.- N7.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность сие- темного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 с.
  25. Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве. //Сборник, научных, статей.: М.: Прометей, 1990, -С.3−9.
  26. А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого — педагогические проблемы воспитания // Советская педаго-niKaN5.-1991.
  27. Бодлер Шарль. Об искусстве. — М.: Искусство, 1986. — 422 с: ил.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  29. Ю.Б. Эстетика. — 4 — е изд., доп. — М. Политиздат, 1988.-496 с.
  30. У. Принщш развития в психологии. — М.: Наука, 1976.-367 с.
  31. О.И. Методические указания по изучению законов композищш на уроках изобразительного иск}'сства 2−4 классах.- Рига: 1975.-123 с., ил.
  32. Е. А. Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 208 с.
  33. О.В. Красота: природа, сущность, формы 2-е изд. — Л: Художник РСФСР, 1983 .- 438 с.
  34. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции имышление. — М.: Изд. М'^У, 1980.- 192 с.
  35. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М.: Советский художник, 1966. — 118 с.
  36. Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993. — 255 с.
  37. Л.А. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение 1969.-365 с.
  38. Л.А. Роль двигательного моделирования объемной формы в восприятии и изображении предмета .- Киев, 1964.-124 с.
  39. К.И. Зрительное восприятие изображений предметов. М.: 1963. 93−123.
  40. В.Г. Социально — психологические проблемы подготовки молодежи к труду. — Кишинев., 1991.
  41. Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. -М.:3нание, 1976.-64с.
  42. И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.: Просвещение,!982 .-144 с: ил.
  43. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
  44. Восприятие целостных объектов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 152 с.
  45. И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.-144 с.
  46. Вопросы воспитания: Системный подход. / Под общей редакцией д. п. н. Новиковой Л. И.- М. :ПрогрессД981.-135 с.
  47. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.- 239 с.
  48. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. Изд-во МГУ, 1984 7−175 с.
  49. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965−383 с, ил.
  50. Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987.-344 с.
  51. Д. Обучение старших школьников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности. -Дисс. …канд. пед. Наук 13. 00. 01.- М., 1981. -258 л.
  52. П.Я. Введение в психологию. — М.: МГУ, 1976.-149 с.
  53. Э. Проблемы Итальянского Возрождения. — М.: Прогресс, 1986. — 394 с: ил.
  54. Г. В. Ф. Эстетика. — В 4 — х т.- М. :Наука. — Т. 3, 1969.-621 с.
  55. Дж. Экологический подход к зрительному воспря- тию. М.: Прогресс, 1988. — 464 с.
  56. М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1936. -308 с.
  57. Г. Наука и творчество . — М.: Прогресс, 1979. — 365 с.
  58. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. -126 с.
  59. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — (Государственные требования к MHHHivfyMy содержания и уровню подготовки архитектора по специальности 29 01 00 -Архитектура). — М., 1995.
  60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — (Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки арХЕггекто-ра по специальности 290 200 — Дизайн архитектурной среды).-М. 1995.
  61. И. Александр Головин. — М.: Изобразительное искусство, 1981. — с: ил.
  62. М. И. Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педаго-гтака, 977.-136с
  63. P.M., Березная И. Я. Запоминание и узнавание фигур. -Л.: Изд. ЛГУ, 1974. — 96 с. :ил.
  64. P.M. Элементы практической психологии.2-е изд. — Л.: Изд. Ш^У, 1988. — 560 с: ил.
  65. Е.С. Природа художественного творчества: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
  66. В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
  67. В.Е. Как мы видим то, что видим. -М.: Знание, 1974.-207 с.
  68. Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках .- М., Издательство-во Академии. художеств^ Л960. -282 с., ил.
  69. Дидактика средней щколы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. Скаткина М. Н. -2-е изд., перераб. И доп. М.:Просвещение, 1982.-319 с.
  70. И.А. Краткая история искусств. Вып 2. Северное Возрождение- страны Западной Европы XVII и XVIII веков- Россия XVIII века — 3-е изд., доп. — М.: Искусство, 1991. -318 с: ил.
  71. С. Очерки итории русской культуры начала 20 века. — М.: Просвещение, 1985. — 256 с: ил
  72. И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. — Минск: Нар. асвета, 1965.- 145 с.
  73. Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников. -Дисс. …канд. пед. наук — 13. 00. 01. -М., 1989.-228 с.-Библиохр. 188−206 с.
  74. Г. Л. Искусство как мышление. — М.: Искусство, 1982.-277 с.
  75. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждения. — М.: Изд-во Московского, университета-, 1982.-117 с.
  76. А. В. Развитие восприятия и деятельность. — Вопросы психологии, 1967, N 1 .С. 11−16.
  77. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М.: Просвещение, 1967.-323 с.
  78. В.Н. Восприятие как действие. — Вопросы психологии, 1967, N 1, 17−24.
  79. В.П. Движение глаз и формирование образа. — Вопросы психологии, 1958. — N 5.- 63 -77.
  80. В.П., Вергелес Н. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. -М.: МГУ, 1969.-106 с.
  81. Н. Ю. Николай Ге. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — 167 с: ил.
  82. Л.Р. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов ХГФ педагогических институтов. -Автореферат дисс. … канд. пед. наук. — М., 1990.
  83. Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1994. — 461 с: ил.
  84. История зарубежного искусства: Учебник / Начно — исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Акад. художеств СССР- Под ред, Н. Л. Мальцевой, М. Т. Кузьминой. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 472 с, ил.
  85. История русского искусства в 2-х томах. Т. 1,2 / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязаш.^ева. — М.: Изобразительное искусство, 1979.-362 с: ил.
  86. История русского искусства: Учебник /Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ордена Ленина Акад. художеств СССР- Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власовой. -М.: РЬобразительное искусство, 1987. — 400 с: ил.
  87. Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18−20 веков. — Л.: Издательство ленинградского университета, 1990 — 277 с, ил.
  88. В.Г. Преемственность методов обучения изобразительной деятельности в общеобразовательной школе и высшем учебном заведении. — Автореферат дис. … канд. пед. наук. — М., 1990.
  89. Н.Н. Из истории классического искусства. — М.: Советский художник, 1988. — 280 с: ил.
  90. СТ. Мой век. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.-383 с, ил.
  91. Н.И. Словарь справочник практического психолога. — Воронеж. НПО «МОДЕК», 1996. — 221 с.
  92. В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870 — 1900. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 272 с: ил.
  93. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1997. — 304 с., ил.
  94. B.C. Наброски и зарисовки. — 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1981.
  95. Э. Павел Федотов. — Л.: Искусство, 1990. — 307 с, 22 л. ил.
  96. Кюн Герберт. Искусство первобытных народов. — М., Л.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1933. -107 с: ил.
  97. Львов Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1985. — 318 с: ил.
  98. Л.Д. Искусство Древней Руси. — М.: Просвещение, 1974. — 336 с: ил. Передвижники. Сборник статей. — М.: ИСКУССТВО, 1977. — 127 с: ил.
  99. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966.
  100. Ю.К. Управление процессом нравственного воспитания учащихся в обучении и внеклассной деятельности. Хабаровск: Хабаровск, пед. ин-т, 1990 (Рукопись деп. ОЦНИ «Школа и педагогика» КГО СССР и АПН СССР, 23.04.90,№ 118−90).
  101. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М.: Педагогака, 1983. — Т.1. — 391 с. — Т.2. — 316 с.
  102. А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.: Полит, литер., 1977.-302 с.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.
  104. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1991.
  105. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М. Знание. — 1978.
  106. В.Т. Идеология обновления в обучении и восгштании будущих специалистов. Социология образования: Тез. Докл. Всесоюзной науч. — метод, конф. — Т. 2. — Л., 1990.
  107. А.Д. Зрительное восприятие пространства. — М.: Изд-во МГУ, 1981.- 223 с. 111. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М.: МГУ, 1987.-81 с.
  108. А.Р. Ощущение и восприятие (Материалы к курсу лекций по общей психологии).-М:МГУ, 1975.-110 с.
  109. П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством: Ав-тореф. дис. …канд. пед. наук. — М.: 1974. — 16 с.
  110. О.А. Французская готика. — М.: Искусство, 1973. — 143 с.: ил.
  111. М.Г. Категория «цель» в философии и критика теологии — М.: Наука, 1977.
  112. А. Сборник статей о творчестве. — М.: Изд-во иностр. ли1'-ры, 1978.-126 с.
  113. Е.М. Американская реалистическая живопись. — М.: Искусство, 1986. — 191 с: ил.
  114. Мелик — Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.
  115. Ю.И. Творческие работы учащихся как средство развития их познавательной самостоятельности. — Дисс. …канд. пед. наук. М., 1977. — 184 с. (МГПИ им. В.И. Ленина).
  116. Моделирование педагогических ситуаций/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981.
  117. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. / Под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. — М.: Искусство, 1987. -302 с: ил.
  118. Н.М. Выдающиеся русские художники- педагоги. — М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-389 с.
  119. Э.И. Проблемы воспитания в процессе обучения. М.: Просвещение, 1968.-76 с.
  120. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. — Автореф. дис… д-ра искуствоведения.- М.: 1985.-51с.
  121. В.Г. Фактор структуры установки личности в художественном творчестве. //Узнадзе Д.Н. — классик советской психологии. Сборник. -Тбилиси: Мецниереба, 1986.С.224−235.
  122. Общая психология: Учеб. для студентов пед. Ин — тов. /А.В.Петровский, А. В. Брушменский, В. П. Зинченко и др. Под ред.А. В. Петровского.3-е изд., прераб и доп. М.: Просвещение, 1986.-464 с, ил.
  123. Ю. Доменико Трезини. — Л.: Искусство, 1987.-223 с: 24 л. ил.
  124. Ю.О. Теория и практика моделирования обу- чения. — Автореферат дисс. … док-ра пед. наз^ к. — М., 1989.
  125. СИ. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1984.-815с.
  126. В.А. Урок в современной школе.2-е изд., пере- раб. М.: Просвещение, 1986.-160 с.
  127. Основы дидактики./Под ред. Б. И. Есипова. -М.: Просвещение, 1967.-472 с.
  128. Памятники мирового искз^сства.- Выпуск 7 (серия вторая). Искусство этрусков и Древнего Рима. / Ред. Р. Б. Климова и Е. Н. Галкина. — М.: Искусство, 1983.
  129. А. О творческой и репродуктивной стороне изобразительного процесса. Межвузовский сборник научных трудов. Познавательная деятельность на художественно — графическом факультете. -Хабаровск. 1984.-C.U3−122.
  130. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1969,-370 с.
  131. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ./ СП. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Волекова, В. А. Сластенин. — М.: Просвещение. 1981.-367 с.
  132. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  133. Т.П. Суриков Василий Иванович. — М.: Искусство, 1975. — 39 с: ил.
  134. К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982.-308 с.
  135. В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М.: Советский художник, 1989.-456 с: ил.
  136. В.М. Искусство Греции. В 2-х т. — 2-ое, доп. изд. — М.: Советский художник, 1984. -Т.1 — 536 с: ил., Т.2 — 408 с: ил.
  137. Политехнический словарь./ Под ред. А. Ю. Ишлинского. -М., 1989.-656 с.
  138. П.Я. Исследование проблемы психологии творчества. — М.: Наука, 1983.- 336 с.
  139. Проблема восприятия пространства и времени. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.-Л., 1961.-211 с.
  140. Пути и средства эстетического воспитания. /.И. Кия- щенко, Н. Л. Лейзеров, Б. Н. Абросимов и др. — М.: Наука, 1989. -192 с.
  141. Программа курсов истории искусств, архитектуры и градостроительства (для высших учебных заведений по специальности 1201 -Архитектура) .-М., 1978.
  142. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство, 5 — 8 классы. -М.: Просвещение, 1991.-79с.
  143. В. «Капричос» Гойи. В 2 т. Т1. — М.: Искусство, 1970. — 181 с.
  144. Психология мышле1шя.М.:Прогресс, 1965.-532 с.
  145. А.С. Д.Н. Кардовский и его педагогический метод. — Дисс. … канд. искусствоведческих, наук — М., 1953. — 282 с.
  146. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвузовский сб. науч. тр. /Отв. ред.Н. Н. Ростовцев.-М., 1983.-287 с. .151. Ревальд Джон. История импрессионизма. — М.: Республика, 1995. — 415 с. ил.
  147. В.Б. Беседы об искусстве. — М.: Просвеще- ние, 1979.-183с., ил.
  148. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. — М.: Просвещение, 1987.-176 с.
  149. Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. — М.: Просвещение, 1981. — 218 с.
  150. Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. — М.: Просвещение, 1982. -320 с.
  151. РотенбергЕ. Искусство Голландии 17 века. — М.: Искусство, 1971. — 235 с: ил.
  152. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.
  153. Л. Основы общей психологии. В 2- XT.T.L М.: Педагогика, 1989.-438 с.
  154. Д.В. История искусства конца 19 — начала 20 века: Учебное пособие. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 320 с.
  155. В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сб.науч. тр. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.
  156. Современная дидактика: теория — практике / Под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: изд. ИГЛ и МИО РАО, 1993.
  157. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов — на — Дону. Феникс, 1995 г.-511с.
  158. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. — М.:МГУ, 1958.-331 с.
  159. Словарь по этике. / Под ред. И. С. Кона. 4 — е изд. М.: Политиздат, 1981 .-430 с.
  160. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1984. -135 с.
  161. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А. М. Прохоров, 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с, ил.(с.980).
  162. А.В. Мастер Альбрехт. — Л,: Искусство, 1991. — 182 с: ил.
  163. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. — Советская педагогика, 1967, N 1, 28−33.
  164. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.:МГУ, 1975.-343 с.
  165. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с. Сер. «Психолотя и педагогика», N 3.
  166. .М. Избранные труды. — Т.1 и 2.- М.: Просвещение, 1985.-328 с.
  167. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: АНГрузСС, 1961.-210 с.
  168. Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. П. Я. Гальперина. — М.:МГУ, 1977.-198 с.
  169. К.Д. Избр. соч.- Т.2. — М.: Просвещение, 1939.
  170. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М.: Книга, 1986.-239 с: ил.
  171. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 837 с.
  172. И.Ф. Педаголкжа: Учеб. пособие. 2-е изд., пе- рераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990.-576 с. 1988.- 176 с: 8 л. ил.: ил.
  173. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. — М.:МГУ, 1981.-399 с.
  174. А.П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Автичные мастера скульптуры и живописи. — Л. :Искусство, 1991. — 251 с.
  175. Т.И. Проблема активизации учения школьников. — Дисс. …докт. пед.наук.М., 1977.-386 с.(АН СССР, НИИ трудового обучения и проф. ориентации).
  176. А.П. Диалектический метод познания. — М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  177. П1кола изобразительного искусства: Вып.1:Учеб.пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1986.-176 с: ил.
  178. Школа изобразительного искусства: Вып.2: 3-еизд., испр. и ДОП./А.Н. Буйнов, Е. М. Елезарова, Б. В. Иогансон и др. -М. :Изобразительное искусство, 1988.-160с.:ил.
  179. Школа изобразительного искусства: Вып.5: Учебно- методическое пособие / Российская Академия художеств.- 3 — е изд., испр. и доп .- М.: Изобразительное искусство, 1994.-200 с.:ил.
  180. Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т 1,2. — М.: Высшая школа. Т 1. — 272 с: ил., Т 2. — 300 с: ил.
  181. Эстетика: Словарь. / Под ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  182. И.С. Развитие пространственного мыпше- ния школьников. — М.: Просвещение, 1980. — 20 с.
  183. А. Шарден и французское Просвещение. — М.: Искусство, 1981. — 143 с: ил.
  184. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. — 85 с.
  185. Н.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-46 с.
  186. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М. :Педагогика, 1974.-304 с.
Заполнить форму текущей работой