Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий уровень развития осязания и мелкой моторики задерживает развитие социально-адаптивных навыков и умений. Несформированность осязательных умений при ориентировке в быту у всех групп учащихся объясняется отсутствием специальной методики по использованию осязания и мелкой моторики при выполнении бытовых действий, четкого алгоритма осязательных действий. Спонтанное приобретение рациональных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение t
  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЖОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема осязания в психологии
    • 1. 2. Развитие осязания и мелкой моторики в условиях зритель- 18 ной недостаточности
    • 1. 3. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в истории тифлопедагогики
    • 1. 4. Современное состояние проблемы сенсэрного воспитания детей с нарушением зрения
  • Выводы
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЖОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности знаний о руке и ее функциях у детей с нару- 43 шением зрения
    • 2. 3. Особенности осязательных навыков детей с нарушением 48 зрения при выделении признаков и свойств предметов
    • 2. 4. Особенности осязательных навыков и умений детей с на- 59 рушением зрения при выделении формы и величины предметов
    • 2. 5. Особенности осязательных умений при ориентировке в 79 пространстве детей с нарушением зрения
    • 2. 6. Особенности осязательных умений при ориентировке в быту детей с нарушением зрения
  • Выводы
  • Глава 3. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Основные принципы организации коррекционной работы 110 по развитию осязания и мелкой моторики
    • 3. 2. Формирование знаний о строении руки, осязательных на- 113 выков выделения признаков и свойств предметов
    • 3. 3. Формирование осязательных навыков и умений при выде- 119 лении формы и величины предметов
    • 3. 4. Формирование умений в пространственной и социально- 129 бытовой ориентировке на основе осязания и мелкой моторики
    • 3. 5. Результаты формирующего эксперимента
  • Выводы

Развитие осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии (Н.Н. Малофеев, Л. И. Плаксина, Л.И. Солнцева).

Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов Л. П. Григорьевой, М. И. Земцовой, В. З. Кантора, А.И. Ка-план, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, Г. В. Никулиной, Л. А. Новиковой, Л. И. Плаксиной, Л. С. Сековец, Л. И. Солнцевой, Б. К. Тупоногова, В. А. Феоктистовой. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развитиятеоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и разработка теории сенсорного воспитания дошкольников заложены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.А. Венге-ра, А. В. Запорожца, В. И. Логиновой, А. К. Усовой, М. Монтессори и др.

Изучение литературных данных по проблеме сенсорного воспитания детей с нарушением зрения позволяет сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно разработана методика работы по формированию специальных знаний, навыков и умений осязательного и тактильно-кинестетического анализа и синтеза признаков и свойств предметного мира как средства компенсаторного развития у младших школьников с нарушением зрения.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения. Изучение опыта работы специальных школ для детей с нарушением зрения позволяет констатировать необходимость научно обоснованных рекомендаций по организации кор-рекционной работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у детей изучаемой категории.

Цель исследования: на основе изучения особенностей осязательного восприятия слепых и слабовидящих учащихся обосновать и разработать содержание коррекционных занятий по формировачию компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения.

Объектом исследования является процесс коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию младших школьников с нарушением зрения.

Предмет исследования — коррекционно-педагогические условия и средства компенсаторного развития слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики.

Гипотеза исследования заключалась в том, что:

— учет особенностей развития осязания и мелкой моторики слепых и слаопЛмм х o-j (2.{~Ъ бовидящих школьников младших классов позволяет организоватв/И целена-(• с правленно управлять процессом компенсации слепоты и слабовидения за счет формирования коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире;

— знание особенностей и трудностей сенсорной ориентации слепых и слабовидящих позволяет разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий и целенаправленно мобилизовать потенциальные возможности компенсаторного развития младших школьников с нарушением зрения для успешной социальной адаптации и интеграцииэто возможно осуществить на специальных коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

— на основе теоретического анализа научных источников определить методологические подходы к разработке проблемы развития осязания и мелкой моторики, определить роль и значение осязания и мелкой моторики в формировании коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире слепых и слабовидящих младших школьников;

— изучить и охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории учащихся;

— разработать содержание и методику коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики;

— экспериментально подтвердить эффективность разработанных содержания и методики коррекционных занятий.

Методологической основой исследования являются: теория социокультурного развития, положение о ведущей роли обучения в развитии JI.C. Выготскогофилософские концепции о возможной замене зрения осязанием Р. Декарта, Д. Дидротеории И. М. Сеченова и И. П. Павлова о роли осязания в процессе чувственного отражениятеории компенсации слепоты и слабовиде-ния JI.C. Выготского, М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, Б. К. Тупоноговаконцепция B.C. Сверлова о значении осязания для ориентировки в пространстве слепых. Методы исследования:

— теоретико-ретроспективный анализ литературы по проблеме исследования;

— эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за детьми в различных видах деятельности;

— экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

— методы анализа данных: методы математической и статистической обработки полученных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2005 гг. на базе Саратовской и Самарской школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей.

Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: на первом этапе выявлялись особенности сенсорно-перцептивного развития младших школьников с нарушением зренияна втором этапе разрабатывалась методика и составлена программа коррекционного обученияна третьем этапе проводилась апробация и оценка эффективности осуществленной экспериментальной работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием работы, подбором и разработкой методик, адекватных задачам экспериментального исследованиядостаточно репрезентативной выборкой испытуемыхиспользованием методов статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту: о Необходимость использования осязания и мелкой моторики как средства компенсации слепоты и слабовидения на специальных коррекционных занятиях базируется на теории сенсорного развития детей с нарушением зрения, о Процесс спонтанного развития осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих младших школьников носит неупорядоченный, ситуативный характеручащимся не достает специальных коррекци-онно-компенсаторных знаний о руке и ее функциях, возможностях осязательного и тактильно-кинестетического обследования как средства компенсации слепоты и слаГовидения. j о Разработанное специальное содержание и методика коррекцион.

V «(0 л» TV Jiu-^v CUG ных занятии позволит систематизировать процесс формирования социально-адаптивных способов ориентации в окружающем мире и успешно решит задачи коррекционно-компенсаторного развития слепых и слабовидящих.

Научная новизна состоит в том, что впервые осуществлено изучение развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации слепоты и слабовидения у детей младшего школьного возрастаразработаны теоретические основы коррекции компенсаторного развитиявыделены показатели уровня сформированности осязания и мелкой моторики учащихся младших классов школ для детей с нарушением зренияразработаны содержание, методы, приемы работы по развитию осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих учащихся начальной школыдоказана эффективность предложенной коррекционно-педагогической работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости специальной коррекционной работы по формированию у слепых и слабовидящих учащихся младших классов социально-адаптивных знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности.

Практическая значимость работы определяется разработкой содержания и методики коррекционных занятий в начальных классах школ III—IV вв.ида, позволяющих оптимизировать процесс формирования компенсаторных осязательных способов. ориентации в окружающем мире.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседании кафедры дефектологии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ПИ СГУ (г. Саратов, 2002, 2003, 2004, 2005), на педагогическом совете школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей г. Саратова, на заседании лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ ИКП РАО (г. Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, г. Москва) — докладывались на международной конференции «Global Partnerships for a Democratic Future (Глооальное партнерство за демократическое будущее)» (г. Саратов, 2002), международной научно-практической конференции «Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы» (г. Москва, 2003), научно-практических конференциях по проблемам психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей с отклонениями в развитии (г. Саратов, 2002, 2003, 2004; г. Н. Новгород, 2003), III Всероссийском съезде тифлопедагогов (г. Санкт-Петербург, 2004), обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в рамках работы по проекту «Создание службы помощи детям с нарушением зрения», финансируемому агентством США по международному развитию в рамках программы «Партнер», осуществляемой Советом по международным исследованиям и обменам (IREX).

Результаты исследования и программа коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики внедрены в практику работы школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей г. Саратова, Самары, Челябинска, Москвы.

Публикации результатов исследования. По теме исследования опубликовано 8 работ, в том числе 1 зарубежная публикация.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 185 страницах машинописного текста, включает 25 таблиц, 8 диаграмм.

Список литературы

содержит 153 наименования, в том числе 13 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

На основе выявленных в констатирующем эксперименте особенностей знаний о строении и функциях руки, осязательных навыков и умений у учащихся начальных классов школ для незрячих и слабовидящих детей была разработана методика развития осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения.

Методика основывается на общедидактических и тифлопедагогических принципах, в ней использованы некоторые методы теории сенсорного воспитания М.Монтессори.

Упражняемость школьников в активных предметно-практических действиях в процессе специальных упражнений и игр обогатила знания детей о строении и функциях руки, сформировала навыки дифференцирования признаков и свойств предметов, выделения осязательных сенсорных эталонов, умения действовать на основе сформированных навыков, использовать осязание и мелкую моторику при ориентировке в пространстве и в быту.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию осязания и мелкой моторики позволила сформировать у детей социально-адаптивные знания, навыки, умения, что обеспечило успешную интеграцию младших школьников в учебную деятельность и окружающий мир.

Результаты формирующего эксперимента дают основание утверждать, что успешное развитие осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих младших школьников может быть достигнуто при соблюдении следующих педагогических условий:

— коррекционно-компенсаторной направленности методики специальных занятий на преодоление трудностей ориентации учащихся младших классов школ для детей с нарушением зрения в окружающем мире и учебной деятельности на основе знаний о строении и функциях руки, осязательных навыков и умений;

— направленности содержания коррекционных занятий на формирование компенсаторных способов осязательной ориентации для восполнения зрительной недостаточности;

— индивидуального подхода к формированию специальных знаний, навыков и умений в окружающем с учетом характера, степени выраженности, времени появления нарушения зрения, условий дошкольного воспитания;

— направленности содержания коррекционных занятий на развитие речи учащихся, расширение их словарного запаса за счет введения понятий, обозначающих названия частей руки, сенсорных эталонов формы, величины, структуры поверхности, пространственные отношения между предметами.

Эффективность коррекционной работы обеспечивается выбором содержания обучения на специальных коррекционных занятиях:

— формирование знаний о строении и функциях руки;

— знакомство с осязательными сенсорными эталонами, преодоление трудностей в формировании предметно-практических действий с опорой на осязание;

— формирование умений использования осязания в пространственной и социально-бытовой ориентировке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ данных научной литературы показал, что проблема формирования знаний о строении и функциях руки, осязательных навыков и умений у младших школьников с нарушением зрения является актуальной и недостаточно изученной. Отечественная тифлопедагогика и тифлопсихология не располагают научно-методическим обеспечением коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики в начальных классях школ для незрячих и слабовидящих детей.

В данной работе экспериментально удалось доказать, что особенности осязания и мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения зависят от состояния зрительной функции и условий дошкольного воспитания.

Так, у большинства слепых детей при отсутствии знаний о строении и функциях руки формирование осязательных навыков и умений в определении признаков и свойств предмета, в предметно-практической деятельности, при ориентировке в пространстве происходит спонтанно, что объясняется включением их осязания и мелкой моторики в различные виды деятельности. Учащиеся этой группы отличаются большей самостоятельностью при обследовании, умением выделять наиболее информативные признаки объекта.

Вместе с тем среди слепых учащихся начальных классов выделяется группа детей, не готовых к активному использованию осязания в познании окружающей действительности вследствие пробелов в дошкольном воспитании.

У слепых детей с остаточным зрением знания о строении и функциях руки носят фрагментарный характер, так как опираются на визуальные признаки, получаемые с помощью дефектного зрения. Уровень осязательных навыков и умений снижен из-за преимущественного использования зрения, при ориентировке в окружающем, не сформированы осязательные сенсорные эталоны, отсутствуют осязательные умения при ориентировке в пространстве.

Слабовидящие дети, предпочитая визуальную ориентацию, не используют возможности своего осязания для восполнения недостающей зрительной информации. Они. используют руку лишь как средство приближения предмета к глазам, не знают возможностей руки. Доминирование зрительной ориентировки отрицательно сказывается на развитии осязательных навыков при восприятии формы, структуры поверхности, пространственных отношений, на формировании бытовых умений слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей. Учащиеся этой группы практически не ориентированы на процесс компенсации зрительной недостаточности за счёт включения осязания.

Низкий уровень развития осязания и мелкой моторики задерживает развитие социально-адаптивных навыков и умений. Несформированность осязательных умений при ориентировке в быту у всех групп учащихся объясняется отсутствием специальной методики по использованию осязания и мелкой моторики при выполнении бытовых действий, четкого алгоритма осязательных действий. Спонтанное приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве детьми с нарушениями зрения тормозится также в связи с гиперопекой их в семье, недооценкой родителями значимости осязания и мелкой моторики в компенсации зрительных нарушений. Все это осложняет подготовку и обучение детей в школе, их социализацию.

Из-за недостаточности сенсорного опыта младшие школьники с нарушением зрения опредмечивают форму геометрических фигур, не умеют описывать свои практические действия, затрудняются при назывании пространственных отношений между предметами.

В ходе исследований была выявлена следующая тенденция: чем позднее начата с ребенком коррекционная работа по формированию осязательных умений и навыков, тем сложнее корригировать недостатки в его сенсорном развитии. Своевременное включение в специально организованное обучение предотвращает появление вторичных отклонений в развитии детей и позволяет закрепить сформированные компенсаторные способы осязательного восприятия.

На основе выявленных особенностей и трудностей формирования знаний о строении и функциях руки, осязательных навыков и умений было разработано основное содержание коррекционного обучения учащихся начальных классов школ для детей с нарушением зрения с учетом возрастных, индивидуальных и специфических особенностей их развития.

Прежде всего, был выделен пропедевтический этап в обучении использованию осязания и мелкой моторики, целью которого было формирование представлений о строении и функции руки, развитие дифференцированных движений пальцев рук и навыков ориентировочных действий при целенаправленном обследовании предмета.

Основной целью следующего этапа коррекционного обучения явилось формирование навыков осязательного выделения признаков и свойств предметов, осязательных сенсорных эталонов формы, величины с помощью предметных образцов, выработка осязательного умения выделять признаки реального объекта, расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять части в целое.

Важным этапом в обучении детей с нарушением зрения использованию осязания и мелкой моторики явился этап выработки умений применять полученные навыки при ориентировке в пространстве и в быту.

В диссертации разработаны методические рекомендации по специальному коррекционному предметно-практическому обучению использованию осязания и мелкой моторики. В них учитывались особенности формирования знаний о строении и функциях руки, особенности осязательных навыков и умений у учащихся начальных классов школ для детей с нарушением зренияосуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения, особенностей развития осязательных навыков и умений.

В исследовании представлен дидактический материал (игры и занимательные упражнения) по развитию осязания и мелкой моторики.

Разработанная и апробированная в ходе диссертационного исследования система коррекционно-педагогической деятельности доказала свою эффективность: у учащихся были сформированы знания о строении и функциях руки, навыки осязательной дифференцировки признаков и свойств предметов, сенсорных эталонов формы, величины, умения использовать осязание при ориентировке в пространстве и в бытуобогатились представления о предметном мире за счет активного использования осязания в познании окружающего. Все это, в свою очередь, обогатило предметно-практическую деятельность детей с нарушением зрения, позволило им освоить программный материал по развитию осязания и мелкой моторики.

Выраженный положительный эффект разработанной методики по развитию осязания и мелкой моторики у младших школьников со зрительной патологией в процессе коррекционного обучения свидетельствует о целесообразности его применения в практике школ-интернатов для детей с нарушением зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1961. — 156 с.
  2. .Г., Веккер Л. М., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 263 с.
  3. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  5. А.С. Высшая нервная деятельность. С.-Пб.: Лань, 2002. — 408с.
  6. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1965.-494 с.
  7. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-287 с.
  8. Н.А. Биомеханика и физиология движений // Избранные психологические труды / Под ред. В. П. Зинченко. М.: НПО «МОДЭК», 1997. -608 с.
  9. К. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934. — 264 с.
  10. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 679 с.
  11. Л.М., Лапе Ю. К. К проблеме построения осязательного образа. // Вопросы психологии. -1961. № 5. — С. 42−48.
  12. Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
  13. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 363 с.
  14. П. Педагогика слепых. М.: Учпедчиз, 1936. — 124 с.
  15. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, М.: Просвещение, 1973. 194 с.
  17. JI.C. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.527 с.
  18. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 500 с.
  19. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. -M.-JL: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  20. И.П. Особенности выделения" признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушением зрения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991.- 17 с.
  21. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Венгера JI.A. М.: Педагогика, 1976. — 254 с.
  22. Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 64 с.
  23. Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1985. — 29 с.
  24. B.C. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965. — 256 с.
  25. Р. Рассуждения о методе. М., 1953. — 34 с.
  26. В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения. М.: Академия, 2002. — 30 с.
  27. В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 20С4. — 62 с.
  28. В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых. М.: ВОС, 1991. — 92 с.
  29. Дети с отклонением в развитии / И. М. Гилевич, Е. А. Забара, М.В. Ип-политова и др. М.: Аквариум, 1997. — 125 с.
  30. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Э. Г: Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Феоктистова и др.- Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
  31. Д. Письма о слепых в назидание зрячим / Собр. соч. в 2-х т. -М.: Мысль, 1986. Т. 1. — С. 275 — 322.
  32. Д. Прибавление к «Письму о слепых» / Собр. Соч. В 2-х т.- М.: Мысль, 1986. Т. 1 — С. 322 — 333.
  33. Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 20 с.
  34. О.И. Приключения сказочного человечка. М.: ИПТК «Логос», 2002. — 29 с.
  35. В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. М.: Просвещение, 1987. — 63 с.
  36. В.П. Обучение слепого ребенка чтению изображений в условиях семьи // Воспитание ребенка с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова М.: ВОС, 1979 — 145 с.
  37. В.П. Обучение слепых специальной графике. М: Просвещение, 1978. — 120 с.
  38. В.П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и ее роль в подготовке к трудовой деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 42 с.
  39. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  40. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-С. 30−56.
  41. А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы, ощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982.- С. 50−80
  42. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
  43. М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1973. — 159 с.
  44. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  45. В.П. Образ и деятельность. М.- Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с.
  46. В.П., Рузская А. Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1966. — с. 272−301.
  47. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989.- 124 с.
  48. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. М.: Бук-мастер, 1993. — 191 с.
  49. Р.Б. Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей // Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. М.: Полымя, 1991. — С. 173−179.
  50. .И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. -М.: Педагогика, 1962. 415 с.
  51. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей // Под ред. Л. И. Солнцевой М.: ВОС, 1990. — 93 с.
  52. Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 70−74.
  53. С.В. Взаимодействие органов чувств. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1948.- 127 с.
  54. С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1946. — 69 с.
  55. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  56. А.А. Психология слепых и её значение для общей педагогики. М.: Изд. авт., 1926. — 231 с.
  57. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. М.: Педагогика, 1969. — 295 с.
  58. Ю.А. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1954. — 16 с.
  59. А.Н. Проблемы развития психики М.: Изд-во МГУ, 1972.573 с.
  60. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  61. А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 270 с.
  62. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3−6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965. — 18 с.
  63. .Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982.-с. 197−218
  64. В.А. Формирование мыслительной операции сравнения у слабовидящих младших школьников // Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Под ред. М. И. Земцовой М.: УПП МГП ВОС, 1980. — С. 55−60.
  65. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  66. А.А. Очерки психического развития ребенка. М: Просвещение, 1965. — 363 с.
  67. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М.: УПК «Федоровец», 1996. Ч. 1. -182 с.
  68. З.И. История обучения слепых. М.: Учпедгиз, 1940. — 134с.
  69. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. М.: Задруга, 1920. — 211 с.
  70. М. Руководство к моему методу. М.: Типолитография И. Н. Кушнеревъ и К0, 1916. — 64 с.
  71. Монтессори в России. Новый взгляд: Сб. научн.-практич. ст. -М.:МЦМ, 1998.- 123 с.
  72. Монтессори в России. Новый взгляд / Сб. научн.-практич. ст., вып. 2. -М.:МЦМ, 1999.-85 с.
  73. И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. 1989. — № 5. — С. 6.
  74. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дис.. д-ра. пед.наук. -М., 1984.-31 с.
  75. И.С. сенсорное воспитание учащихся начальных классов школ слепых в условиях трудового обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1965.-21 с. •
  76. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  77. М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1982.- 116 с.
  78. Основы сенсорной физиологии / Дж. Дудел, М. Циммерман, Р. Шмидт и др. М.: Мир, 1984. — 287 с.
  79. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции // Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: ВОС, 1990. — 126 с.
  80. Й.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Соч. 2-е изд. — т. 2. — С. 315−320.
  81. Педагогический энциклопедический словарь // Под ред. О.Д. Греку-ловой. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 164 с.
  82. Ю.И., Садчиков А. П., Блинникова И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. М.: ВОС, 1989. — 70 с.
  83. . Избр. психол. Труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  84. Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. 1991. — № 4. — С. 68 -70.
  85. Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 1983. — № 6. — С. 69 — 74.
  86. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1998. — 118 с.
  87. Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. М.: ИПТК «Логос» ВОС 1997. — С. 100−105
  88. Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной М.: ИКП РАО, 1995.-С. 5−29.
  89. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998. — 262 с.
  90. Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — С. 73 -99.
  91. Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М.: Логос, 1995.-С. 5−29.
  92. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду // Сост. Л. И. Плаксина. М.: «ГороД», 1999. — 156 с.
  93. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе // Сост. Л. И. Плаксина. — М.: «ГороД», 1999. — 170 с.
  94. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Сост. Л. И. Плаксина, В. З. Денискина М.: Налоговый вестник, 2004. — 316 с.
  95. Рельефно-графическая грамота для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 альбомах. М.: ЦП УПК ВОС, 1989. — Альбом 1. — 11 с. — Альбом 2. — 22 с.
  96. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -Т.1.-488 е.- Т.2.-328 с.
  97. Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях специального детского сада: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1987. -16с.
  98. Н.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Просвещение, 1966.- С. 100−136.
  99. B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.- 152 с.
  100. Т.И. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев: Рад. Школа, 1984. — 95 с.
  101. П.П. Программы и примерные разработки занятий по коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся 1 4 классов. — Киев: Рад. школа, 1989. — 90 с.
  102. JI.C. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения (при косоглазии и амблиопии): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1985. — 17 с.
  103. JI.C. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Н. Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2001.- 168 с.
  104. JI.A., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию в пространстве и мобилбности слепых учащихся начальных классов. М.: ВОС, 1991.- 46 с.
  105. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. М.: Просвещение, 1969. — 213 с.
  106. И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947.- С. 551 — 556.
  107. И.М. Участие органов чувств в работах рук слепого и зрячего // Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. С. 392 — 396.
  108. ИЗ.Силкин Л. Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. М.: ВОС, 1983. — 76 с.
  109. Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. — 249 с.
  110. Л.И. Преодоление недостатков сенсорного развития у слепых детей дошкольного возраста // Обучение и развитие: Мат. к симпоз. М.: Просвещение, 1966. — С. 178 — 180.
  111. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  112. Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения. -М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999.-30 с.
  113. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. М.: Просвещение, 1966. — 224 с.
  114. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Сост. А. П. Усова, Н. П. Сакулина М.: Просвещение, 1965. — 188 с.
  115. .К. Основы коррекционной педагогики. М: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. — 375 с.
  116. .К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 45 с.
  117. .К. Теоретические основы тифлопедагогики. М.: АП-КиПРО, 2001.-66 с.
  118. .К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. М.: АПКиПРО, 1999. — 34 с.
  119. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981. — 176с.
  120. А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. -М.: 1963.-c.3−29.
  121. Фан И-Ин. Развитие умений, навыков и мышления детей в процессе работы с «Конструктором»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1960. — 24 с.
  122. В.А. Очерки зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.- 119 с.
  123. В.А. История советской педагогики школы слепых и слабовидящих. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — 70 с.
  124. Формирование мелкой моторики рук / Сост. Б. К. Тупоногов. М.: ИПТК «Логос», 2004. — 38 с.
  125. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / В. З. Декискина, Р. Д. Максютова, И. В. Новичкова, Е.Н. Подколзина- Под ред. Л. И. Плаксиной. Калуга: Изд-во Адэль, 1998. — 140 с.
  126. И.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966.- 19 с.
  127. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. М.: Учпедгиз, 1934.132 с.
  128. .Г. Методика развития точности движений у слепых с применением контроля и самоконтроля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.- 16 с.
  129. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  130. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 487−488.
  131. С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1957. — № 3. — С. 81- 87.
  132. Anderson D. W. Mental Imagery in Congenitally Blind Children // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1984. — № 5. -?. 206 -210.
  133. Berla E.P. Haptic Perception of Tangible Graphic Displays // Aids and Appliences Review, The Carrol Centre for the Blind. 1984. — № 14. — P. 15 — 22.
  134. Best A. Teaching Children with Visual Impairments. Milton Keynes, Philadelphia: Open University Press, 1992. — 174 p.
  135. Вое F., Lamant A. Education and Development of the Touch for Visually Impaired. London: Simon & Schuster, 1985. — 155 p.
  136. E.K. & Stone J. The Visually Handicapped Child in Your Classroom. London: Henley and Boston, 1988. — P. 151 -152.
  137. Cvetkova Z. Metodika vaspitno-obrazovnog rada sa slepim licima / Savremena metoda citanija i pisanja slepe dece na Brajevom pismu. Beograd: Naucna kniga, 1988. — 230 c.
  138. Fraiberg S. Parallel and Divergent Patterns in blind and Sihgted Infants // Psychoanalytic Study of the child. 1968. — № 23. — P. 264 — 300
  139. Nielsen L. How the Approach of Guiding the Hands of the Visually Impaired Child Can Disturb His Opportunity To Build Up Strategies for Tactile Orientation // The British’Journal of Visual Impairment. 1996.- № 1. — P. 29 -31.
  140. Radulov VI. Methodological Guide in Useful Skills for the Primary School level of the Schools for Blind. Sofia: Ministry of Education. — 1980. — 35 p.
  141. Rowland W.P. Being-BIind-in-the-World. Pretoria: South African National council for the blind, 1985. — 54 p.
  142. Simpkins K. Tactual Discrimination of Household Objects // Journal of Visual Impairment and Blindness. 1979. — № 3. — P. 86 — 92.
  143. Tzvetkova Arsova M. Model for Tactile Exploration of Objects in Small Space By Young Blind Students of Primary School Level // Annual book of University of Sofia. — 1993. — № 4. — P. 271 -282.160
Заполнить форму текущей работой