Исторические романы Эжена Сю
Исторические романы явились важными вехами в развитии исторической концепции писателя. От показа отдельных социальных конфликтов и отдельных исторических событий Э. Сю переходит к широкому изображению целых исторических эпох и больших народных движений. «Тайны народа» отражают патриотический подъем французского народа, исполненного твердой верой в возможности прогрессивного движения. Пытаясь… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. РОМАНТИЧЕСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ Э. СЮ
- 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
- I. Французский исторический роман в ЗО-е годы XIX века
- 2. Роман Э. Сю «Латреомон»
- 3. Романтический исторический роман
- Жан Кавалье"
- ГЛАВА. П. РОМАНТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН Э. СЮ
- -«ТАЙНЫ НАРОДА»
- I. Жанровое своеобразие романа
- 2. Проблема революции в романе
- 3. Исторические персонажи в изображении
- Сю
- 4. Поэтика романа «Тайны народа»
Исторические романы Эжена Сю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимостью выяснения идейно-художественного значения исторических романов Сю, их связей с демократическим и революционным искусством определяется актуальность избранной темы. Исследование исторических романов Э. Сюспособствует более полному восстановлению картины исторического развития литературного процесса во Франции и углубленному пониманию закономерностей его развития в 30−50-е гг. прошлого столетия.
Цель диссертации состоит в том, чтобы, исследуя исторические романы Э. Сю в свете проблемы метода и жанра, попытаться выяснить их социальную значимость, идейно-эстетическое своеобразие, определить место Э. Сю в истории литературы XIX в., установить характер связи его произведений с основными тенденциями развития романтизма и реализма, с историко-эстетической мыслью эпохи, а также выявить сущность взаимодействия исторических романов писателя и литературных произведений его современников.
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, документы ЦК КПСС, посвященные литературе и искусству, работы советских и прогрессивных, зарубежных, литературоведов и историков.
Оценивая значение Э. Сю как художника, мы исходили из положения В.^.Ленина о том, что «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» (15,. 178).
В решении всех этих вопросов мы руководствовались единством историко-хронологического и сравнительно-типологических методов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Романтические исторические романы Э. Сю свидетельствуют о том, что проблемы социального антагонизма и классовой борьбы рассматривались не только на материале современности, но и на примере исторического опыта. Они позволяют увидеть закономерность становления во Франции реалистического романа через исторический не только в хронологической последовательности, но и во взаимодействии с романом романтическим.
Э.Сю как продолжатель французского исторического романа в известной мере опирался на традицию, созданную В. Скоттом, на литературное наследие французских писателей 1820-х годов.
Романтические исторические, романы Сю характеризуются значительностью, масштабностью исторического конфликта, в них изображены реально существовавшие исторические деятели и официально зафиксированные факты истории, которые изображены в хронологической последовательности. Однако установка Э. Сю на доподлинность рассказа, стремление к объективности повествования, вступившие в противоречие с субъективной направленностью, что предполагает жанр романтической прозы, во многом определили своеобразие художественного видения писателя.
Исторические романы явились важными вехами в развитии исторической концепции писателя. От показа отдельных социальных конфликтов и отдельных исторических событий Э. Сю переходит к широкому изображению целых исторических эпох и больших народных движений. «Тайны народа» отражают патриотический подъем французского народа, исполненного твердой верой в возможности прогрессивного движения. Пытаясь объяснить суть исторических конфликтов, Сю развивает теорию борьбы «победителей» и «побежденных», что вплотную подводит французского писателя к пониманию сути классовой борьбы. Вобрав огромный исторический материал, «Тайны народа» охватывали действительность в ее развитии и в постоянном изменении к лучшему. Такое оптимистическое звучание романа придавало ему особую актуальность в мрачные годы Второй империи. Однако трактовка писателем проблемы современной ему действительности отличается глубокой противоречивостью. Изображая современное общество Э. Сю, как типичный представитель мелкобуржуазной демократии, ограничивается лишь решением нравственных проблем, считая, что завоевание республики и всеобщего избирательного права разрешат все противоречия общества. Мелкобуржуазная позиция писателя закономерно привела к противоречивости политических взглядов, сказалась на его произведениях. Э. Сю мыслил категориями 1789 года и видел историческую задачу XIX века в том, чтобы закрепить достижения Великой французской революции. Писатель наивно верил в возможность союза мелкой буржуазии и народа и всячески пытался доказать эту мысль на страницах «Тайн народа» .
Творческий путь Э. Сю отразил основную линию развития исторического романа: придал историческому повествованию яркую политическую окраску. Именно в этой политической значимости кроется причина того, что роман «Тайны народа» был запрещен во Франции, Пруссии, России, Англии и ряде других стран.
Рассмотрение составных элементов архитектоники, композиции, сюжета и стиля свидетельствует, что многие особенности романтической поэтики Э. Сю объясняются сознательной направленностью писателя на воздействие сознания читателя. Э. Сю был убежден в воспитательном значении искусства. В этом проявилось сходство типов художественного мышления Э. Сю с В.Гюго. Так, для более четкого противопоставления добра злу нравственные характеристики строились в романах В. Гюго и Э. Сю по признаку антитезы, контраста.
Особенность романтического исторического романа Сю заключается и в том, что писатель усилил в нем элементы романтической интриги, приключений, мелодраматических эффектов. Тем не менее исторический роман Э. Сю не превратился в роман приключенческий, получивший развитие в эти годы в творчестве П. Лакруа, Ф. Сулье и некоторых других художников слова, в произведениях которых история — декорация для различных неожиданностей и трюков. В романтическом историческом романе Сю содержанием сюжета оказывается сама история в ее событийном выражении. Занимательность романов писателя, их поэтика, отвечающие вкусам самой широкой читательской аудитории, были подчинены раскрытию животрепещущей идеи защитй обездоленного народа. Именно эта идея, так ярко прослеживающаяся во всех произведениях французского романиста, привлекала к себе внимание В. Крестовского, Ф. М. Достоевского в России, Э. Ожешко в Польше, В. Друмева, В. Стоянова, Р. Блыскова, И. Вазова в Болгарии и многих других писателей разных стран.
Обращение к теме народа, вера в его силы, социальный критицизм, объективное изображение некоторых отрицательных сторон действительности, гуманизм содержания — все эти черты роднят произведения Э. Сю с произведениями В. Гюго, Я. Санд, ранними произведениями Бальзака. Но, в отличие от Бальзака, Сю при всех критико-разоблачительных тенденциях до конца остался романтиком, что подтверждает анализ его творческого наследия.
Список литературы
- Маркс К.2. Маркс К.3. Маркс К.4. Маркс К.5. Маркс К., Энгельс Ф.6. Маркс К.7. Маркс К.8. Маркс К., Энгельс Ф.9. Энгельс Ф. 10. Энгельс Ф.
- Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.8, с.115−217. Гизо. «Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.218−223.
- Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.17, с.317−370. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5−110.
- Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459. Письмо Анненкову П. В. (28 декабря 1846 г.). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.411−412.
- Письмо Лассалю (19 апреля 1859 г.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2- е изд., т.29, с.482−485. Святое семейство. — Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.2, с.3−230.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.82−86.
- Ленин В.И. Из какого классового источника приходят ипридут" Кавеньяки? Полн. собр. соч., т.32, с.343−346.
- Ленин В.И. Конспект книги Маркса и Энгельса «Святоесемейство». Полн. собр. соч., т.29, с.5−61.
- Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма.- Полн. собр. соч., т.2, с.119−262.
- Ленин В.И. Можно ли запугать рабочий класс «якобинством»? Полн. собр. соч., т.32, с.373−375.
- МатериалыХГО съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983.
- Белинский В.Г. Краткая история Франции до французской революции. Соч. Мишле. Полн. собр. соч., т.2, с.466−477.
- Белинский В.Г. Парижские тайны. Роман Э. Сю (рецензия).
- Полн. собр. соч., т.8, с.192−197.
- Белинский В.Г. Парижские тайны. Роман Э. Сю (статья).полн. собр. соч., т.8, с.167−186.28. Герцен А.И.29. Герцен А.И.
- Белинский.В. Г. Повести Евгения Сю. Полн. собр. соч., т.9, с.283−285.
- Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн.собр. соч., т.5, с.7−67.
- Белинский В.Г. Романы В.Скотта. Полн. собр. соч., т.9,с.283−285.
- Белинский В. Г. Современные повести модных писателей
- Полн. собр. соч., т.1: с.170−171.
- Белинский В.Г. Тереза Дюнойе. Роман Э.Сю. Полн. собр.соч., т.10, с.102−122. Письмо Г. Гервегу. 16 (4) апреля 1850 г. Собр. соч., т.24, с.21−23. Письмо Н. Х. Кетчеру. 30 янв. — 3 февр. 1844 г. — Полн. собр. соч., т.22, с.171−174.
- Полн.собр.соч., т.14, с.44−45.30.