Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Византия — Западная Европа: иконография Сошествия Христа во Ад: IX-XI век

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На Востоке смерть и Воскресение Христа, восстановление Адама — и есть окончательная победа над Адом и смертью. Для того, кто принял крещение, был сопогребен Христу и совоскрес вместе с Ним, смерти больше не существует. Вместе с вратами Ада открываются и врата Рая, которые, согласно Исааку Сирину, например, есть одни и те же врата, врата из смерти в жизнь, и уже сегодня они открыты для каждого… Читать ещё >

Содержание

  • I. Иконографические изводы
  • II. Теологическая основа
  • III. Роль Сошествия во Ад в иконографической программе
  • 1. в Византийском искусстве
  • 2. в искусстве Западной Европы

Византия — Западная Европа: иконография Сошествия Христа во Ад: IX-XI век (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

IV.

Заключение

.

В настоящей работе мы попытались понять, какое значение придавалось изображению Сошествия во Ад в течение IX — XI веков в византийской и западноевропейской иконографии. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо определить, в каком контексте оно появляется и в богословской литературе, и в изобразительном искусстве, какие тексты иллюстрирует, какие сюжеты его окружают и как они взаимодействуют друг с другом.

В восточнохристианском богословии уже в VI веке Сошествие во Ад рассматривается как первый этап Воскресения самого Христа. Здесь внимание акцентируется не на историчности этого события, но на его значимости в понимании всей искупительной миссии Христа. Воскресение, опустошение Ада, восстановление Адама — и есть победа над Адом и смертью. После искупления первородного греха через смерть и Воскресение Христа всем была открыта дорога к спасению, начинающаяся уже в этой жизни, и смерти для тех, кто уверовал во Христа, больше не существуетмысль очень важная в восточнохристианском богословии360. В изобразительном искусстве эту тему очень ярко раскрывает сопоставление Сошествия во Ад с Крещением, так как Крещение уже в Новом Завете представляется как мистическое умирание и возрождение для новой жизни, в которой больше нет места смерти.

360 См. Учение 12 Апостолов, 1,1- Послание Варнавы, 18,1- 19,2- Климент Александрийский, Stromata V, 31, 1−2- Григорий Нисский, De Anima et Resuirectione 67- Василий Великий, Ad adolescentes oratio de tnodo e Uteris grecis utilitatempercipiendi 5.

Во второй половине IX века, когда, как показывает анализ Псалтирей с маргинальными иллюстрациями, была сделана попытка найти образ, наиболее полно вмещающий всю сложность догмата Воскресения, Сошествие во Ад, в богословии и христианской поэзии уже неразрывно связанное с Воскресением, становится одним из его изображений: в Хлудовской Псалтири 'Сошествие', с подписью 'ANAETAEIE',.

У /Г 1 иллюстрирует Пс. 81:8, занимавший очень важное место в ходе пасхальной службы. Начиная с X века, Сошествие во Ад становится практически единственным изображением Воскресения в восточнохристианском искусстве. Теперь оно изображается и на первой странице лекционариев и Проповедей Григория Назианзина, и в подкупольном и апсидальном пространстве, и на окладах Евангелий и лекционариев.

В западноевропейском богословии Сошествию во Ад отведено более скромное место. В начале V века вслед за Блаженным Августином всеобщее спасение в момент Сошествия Христа во Ад было признано ересью, мысль о том, что Христос спустился в Ад, чтобы воскресить всех, кто был там и уверовал в него, начиная с VI века исчезает из западной экзегезы: согласно латинским авторам, победа Христа над Адом и смертью может быть полной лишь после Второго пришествия. В связи с этим победа над Адом после смерти Христа становится лишь прообразом окончательной победы, а восстановление Адама — прообразом всеобщего воскресения в день Л.

Страшного Суда. Выражение этой мысли мы встречаем и в.

361 Хлудовская Псалтирь, Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 82v.

362 Некоторое влияние на появление в латинском богословии столь тесной связи Сошествия Христа во Ад со Страшным Судом основана также и на идее двойного суда, сформулированной Августином и введенной в свод догм Григорием Великим: личного суда после смерти каждого и общего, последнего суда в конце света, см. J. Ntedika, западноевропейском изобразительном искусстве: в капелле Сан Дзено Сошествие во Ад и восстановление Адама предстает перед нами как прообраз воскресения матери папы Пасхалия I Теодоры. На окладах и миниатюрах Евангелия и Лекционариев конца X — XI веков Сошествие во Ад является прообразом всеобщего воскресения в конце света. В XI же веке в иконографии Сошествия во Ад могут появляться детали, характерные для иконографии Страшного Суда, как, например, на миниатюрах нескольких южно-итальянских свитков с Пасхальным гимном Exultet36j или в Псалтири лорда Коттона364. Более того, Сошествие во Ад может быть изображением самого воскресения мертвых в день Страшного Суда, как, например, на миниатюре из Утрехтской Псалтири, иллюстрирующей Апостольский Символ Bepbf63, или на миниатюре из Бенедикционалия Этельвольда66, то есть богословское содержание Сошествия во Ад наиболее полно раскрывалось именно в сопоставлении со всеобщим воскресением в конце света.

Таким образом, в Византии в конце IX — X веке Сошествие во Ад стало официальным изображением Воскресения, тогда как в Западной Европе оно является прообразом воскресения мертвых после Второго пришествия. С чем же связано столь разное понимание одного и того же сюжета в Западной Европе и в Византии? На наш взгляд основная причина заключается в разном.

L 'Evocation de I 'au-dela dans la priere pour les morts. Etude de patristique et de liturgie latines (IV-VIIIs.). Louvain-Paris, 1971, c. 107.

363 Манчестер, библиотека Университета Джона Райлендса, Гаета I, Гаета, Музео Диочезано.

364 Лондон, Британский Музей, Cotton MS Tiberius С. vi, fol. 14r.

365 Утрехтская Псалтирь, fol. 90r.

366 Лондон, Британский Музей, Cod. add. 49 598, fol. 9v. экзегетическом методе, применявшемся на Западе и в Византии, и, прежде всего, в исчезновении на Западе мистического богословия.

На Востоке смерть и Воскресение Христа, восстановление Адама — и есть окончательная победа над Адом и смертью. Для того, кто принял крещение, был сопогребен Христу и совоскрес вместе с Ним, смерти больше не существует. Вместе с вратами Ада открываются и врата Рая, которые, согласно Исааку Сирину, например, есть одни и те же врата, врата из смерти в жизнь, и уже сегодня они открыты для каждого, кто следует за Христом.

На Западе, где до конца XI века мистическое богословие практически исчезает, врата Ада и Рая не могут быть одними и теми же вратами, так как.

368 важна реальная, физическая топография и Ада, и Рая, настоящее воскресение происходит не в момент крещения, но только после Второго пришествия, и восстановление Адама в момент Сошествия Христа во Ад должно лишь вселять надежду на всеобщее воскресение на Страшном Суде: как Христос восстановил Адама, так же воскресит Он и тех, кто следовал за Ним в жизни. Когда же в конце XI века в западной экзегезе вновь появляются многоуровневые и, в частности, мистические комментарии на библейские тексты, Сошествие во Ад было уже очень тесно связано с темой Второго пришествия и Страшного Суда и его мистическая связь с Воскресением окончательно утратила свое значение369.

367 Исаак Сирин, Discorsi ascetici, 84.

368 См., например, Блаженный Иероним, Comment, adEpist. adEphes. 11,3.

369 J.J. Campbell, To Hell and Back: Latin tradition and the Literary Use of the «Descensus ad Inferos» in Old English // Viator. Medieval and Renaissance Studies, 13 (1982).

1. Сошествие во Ад, фреска из церкви Санта-Мария-Антиква, Рим (705−707), рисунок Уилперта.

2. Христос поддерживающий апостола Петра, VII век, (Музей монастыря Св. Колумбана в Боббио, ампула № 11).

3. Христос поддерживающий апостола Петра, фреска из церкви Сан-Саба, Рим, VIII век.

4. Сошествие во Ад, миниатюра иллюстрирующая Пс. 67:7, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 63v).

5. Воскресший Христос идет к Сиону, миниатюра иллюстрирующая Пс. 101:14, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 100v).

6. Анастасис, миниатюра иллюстрирующая Пс. 81:8, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 82v).

7. Сошествие во Ад, деталь реликвария из Археологического музея в Софии (Pliska I), IX век.

8. Сошествие во Ад, фреска из нижней церкви Сан Клементе, Рим, конец IX века.

9. Благовещение, Рождество, Распятие, Сошествие во Ад, внутренняя сторона крышки реликвария Фиески Морган, IX век, (Нью-Йорк, музей Метрополитен).

10. Сошествие во Ад, сохранившийся фрагмент мозаики из церкви Санта-Мария-Прасседе, капелла Сан Дзено (справа Сошествие во Ад), Рим, (817 824).

11. Восточный рукав Капеллы Сан Дзено, Рим, (817−824).

12. Сошествие во Ад, эиколпион, Византия X век. Тбилиси, Государственный музей Грузии.

13. Положение во Гроб, Сошествие во Ад, миниатюра из Евангелия, XI век, Армения, (Ереван, Матенадаран, М 974, fol. 16).

14. Сошествие во Ад, мозаика из монастыря Неа Мони, Хиос, 1042−1056.

15. Сошествие во Ад, мозаика из монастыря Хосиас Лукас, Фокида, первая четверть XI века.

16. Распятие, Жены-мироносицы у Гроба, оклад Евангелия, ок. 870 (Мюнхен, Баварская Библиотека, cod. lat. 4452).

17. Распятие, Жены-мироносицы у Гроба, иллюстрация к Символу Веры, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 90r).

18. Сошествие во Ад, Жены-мироносицы у Гроба, миниатюра иллюстрирующая Пс. 15:10, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 8 г).

19. Иллюстрация к Символу Веры, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 90r).

20. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Беневенто, 981 -987, (Ватиканская Библиотека, Vat.Lat. 9820).

21. Воскрешение мертвых, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Капуя, первая половна XI века, (Капуя, сокровищница собора).

22. Воскрешение мертвых, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Гаета, XI век, (Gaeta I, Гаета, Музео Диочезано).

23. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Гаета, вторая половина XI века, (Gaeta II, Гаета, Музео Диочезано).

24. Воскрешение мертвых, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Гаета, XI век, (Gaeta II, Гаета, Музео Диочезано).

25. Воскрешение мертвых, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Бари, XI век, (Bari I, Бари, Муниципальный Архив).

26. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Монтекассино, 1087 ?, (Ватиканская Библиотека, Barb. Lat. 592).

27. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Сорренто, 1105−1110, (Montecassino II, Монтекассино, Архив Аббатства).

28. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, начало XII века, (Париж, Национальная Библиотека, 710).

29. Сант Анджело ин Формис, 1058−1086, южная стена главного нефа: Распятие, Положение во Гроб, Сошествие во Ад.

30. Сошествие во Ад, фреска из церкви Сант Анджело ин Формис, 1058−1086.

31. Сошествие во Ад, Евангеларий, первая половина XI века (Брешия, Библиотека Квериниана, Cod. mbr. 2, fol. 35v).

32. Правая створка диптиха: Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Распятие, Жены мироносицы у Гроба, Сошествие во Ад, Вознесение, слоновая кость, Льеж, х/г XI века (Берлин, Кайзер-Фридрих Музеум).

33. Сосуд для Святой воды, слоновая кость, верхний регистр: Взятие под стражу, нижний: Сошествие во Ад, Райхенау, около 980 года, (Лондон, Музей Виктории и Альберта).

34. Сошествие во Ад, деталь оклада Евангелария Ариберто, Ломбардия, середина XI века (Милан, Сокровищница Собора).

35. Оклад Евангелия, слоновая кость, Распятие, Сошествие во Ад, Положение во Гроб, Вознесение, Четыре Евангелиста, Юго-Западная Германия, конец X начало XI века, (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина, П-575).

36. Сошествие во Ад, миниатюра иллюстрирующая Пс. 15:10, Псалтирь лорда Коттона, Англия, около 1064 года, (Лондон, Британская Библиотека, Cotton MS Tiberius С. vi, fol. 14r).

37. Сошествие во Ад, каменный рельеф, находившийся в южном трансепте Бристольского собора, третья четверть XI века.

38. Второе Пришествие, миниатюра из Бенедикционалия Св. Этельвольда, Англия, 963−984 год, (Лондон, Британский Музей, Cod. add. 49 598, fol. 9v).1.к.

39. Сошествие во Ад, фреска из церкви Санта Мария Антиква у выхода на Палатин, Рим, 705−707, (по рисунку Уилперта).

40. Христос поддерживающий апостола Петра, VII век, (Музей монастыря Св. Колумбана в Боббио, ампула № 11).

41. Христос поддерживающий апостола Петра, фреска из церкви Сан Саба, Рим, VIII век.

42. Сошествие во Ад, миниатюра иллюстрирующая Пс. 67:7, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 63v).

43. Воскресший Христос идет к Сиону, миниатюра иллюстрирующая Пс. 101:14, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 100v).ojxetcon1. К*Г<�МК."'.

44. Анастасис, миниатюра иллюстрирующая Пс. 81:8, Хлудовская Псалтирь, середина IX века, (Москва, ГИМ, cod. gr. 129, fol. 82v).

45. Сошествие во Ад, фреска из нижней церкви Сан Клементе, Рим, конец IX века.

46. Благовещение, Рождество, Распятие, Сошествие во Ад, внутренняя сторона крышки реликвария Фиески Морган, IX век (Нью Йорк, музей Метрополитен).

47. Сошествие во Ад, сохранившийся фрагмент мозаики из церкви Санта Мария Прасседе, капелла Сан Дзено, Рим, (817−824).

48. Восточный рукав Капеллы Сан Дзено, (справа Сошествие во Ад), Рим, (817−824).

49. Сошествие во Ад, энколпион, Византия X век. Тбилиси, Государственный музей Грузии.

50. Положение во Гроб, Сошествие во Ад, миниатюра из Евангелия, XI век, Армения,.

51. Ереван, Матенадаран, М 974, fol. 16).

52. Сошествие во Ад, мозаика из монастыря Хосиас Лукас, Фокида, первая четверть XI века.

53. Распятие, Жены-мироносицы у Гроба, оклад Евангелия, ок. 870 (Мюнхен, Баварская Библиотека, cod. lat. 4452).

54. Распятие, Жены-мироносицы у Гроба, иллюстрация к Символу Веры, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 90r).

55. Сошествие во Ад, Жены-мироносицы, миниатюра иллюстрирующая Пс. 15:10, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 8 г).1. Ы, А Гml wim > л.•чЛ'Л-ч a ! г at Г / Z • 4' 7-: t* с Jr f «¦-f '1. U>5UBrOW1ШОМЫ1ГбПЫ11ЙЫ.

56. Иллюстрация к Символу Веры, Утрехтская Псалтирь, ок. 820 (Утрехт, Библиотека Университета, Ms. 32, fol. 90r).

57. Сошествие во Ад, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Беневенто, 981 987,.

58. Ватиканская Библиотека, Vat.Lat. 9820).

59. Воскрешение мертвых, миниатюра из Литургического свитка Exultet, Беневенто, 981 987, (Ватиканская Библиотека, Vat.Lat. 9820).1. ЩщшШ' ШШк шш.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой