Музейная коллекция морских якорей как носитель историко-культурного наследия народов Азово-Черноморского бассейна
Важнейшим эвристическим средством в нашем исследовании явился коммуникационный подход. Сегодня уже для всех очевидна необходимость перенесения в область музееведения общенаучных представлений о коммуникации, которые оказывают системное воздействие на весь корпус музееведческого знания и музейной практики. Поскольку в своих теоретических построениях мы: воспользовались основательно разработанными… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Музей: теоретике -методические и информацинно коммуникативные проблемы
- 1. 1. Концепция культурной коммуникации музея
- 1. 2. Якорь как музейный предмет
- Глава II. Пути проникновения якоря в историко-культурную среду г. Новороссийска
- 2. 1. Бытование якоря в материальной культуре города
- 2. 2. Якорь в сфере духовной жизни людей
- Глава III. Формирование коллекции морских якорей НГИМЗ и процесс их атрибуции
- 3. 1. Источники, организационные формы комплектования коллекции, методы атрибуции
- 3. 2. Классификация и систематизация якорей
- Глава IV. Реставрация и консервация памятников морской тематики (якорей)
Музейная коллекция морских якорей как носитель историко-культурного наследия народов Азово-Черноморского бассейна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Социально-экономические, образовательные, культурные реформы рубежа XX — XXI вв. протекают в условиях перехода современной индустриальнойцивилизации к информационному обществу. В, нем информационное поле охватывает все сферы общественной жизни, в том числе и музеи.
Ныне музей рассматривается в качестве совершенного информационного центра, способного расширить возможности подхода и к национальным, и к мировым культурным ценностям. В связи с этим появляются инновационные способы развития музейной деятельности и углубления сущностного значения самих музеев.
Начиная с 1990;х годов, в отечественной музеологии возникла потребность в смене образовательных парадигм и формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, в которой практика увидела бы свое отражение и получила новый импульс для дальнейшего развития.
В теории и практике музея все большее значение приобретает комплекс проблем: во-первых, показ музейного предмета (в нашем случае — морского якоря), стимулирующий «культурный диалог» (новым подходом к посетителю музея являются его восприятие не как объекта, которогонужно обучать и воспитывать, а как равноправного участника коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде) — во-вторых, создание атмосферы для осмысления всех видов музейной деятельности (в том числе по комплектованию коллекций или экспозиционной) с позиции «от посетителя" — в-третьих, утверждение аксиологической концепции, становящейся основой культурно-образовательной деятельности музея и «работы музейного предмета». Актуализируют тему исследования и способы обращения к посетителю как участнику процесса музейной коммуникации:
— образовательная специфика предметов;
— эффективность музейной коммуникации;
— создание и апробация новых методик, программ, экспозиций для разных категорий посетителей;
— установление оптимальных форм взаимодействия музея с партнерами по культурнообразовательной деятельности.
Степень изученности проблемы. Несмотря на отражение в исторических и музееведческих исследованиях, а также в специализированных работах по химии, металлургии, судостроению и др., различных аспектов избранной темы, в целом, она еще не стала предметом специального изучения, особенно среди культурологов, музееведов и историков:
В хронологическом отношении можно выделить достаточно традиционные этапы исследования: древность, средневековье, новая и новейшая история.
Первые упоминания о якорях, содержащиеся в письменных источниках, связаны с именами древних авторов. Греческий географ и историк Страбон (64 г. до н.э.) сообщает, что изобретателем первого железного якоря со штоком был греческий ученый (скиф по происхождению) Анахарсис, который во второй половине VII в. до н.э. поселился в Греции. Римский писатель Плиний Младший (62 — 114 гг.) считает конструктором железного якоря грека Евлампия.
В эпоху Средневековья, когда мореплавание получило более широкое развитие в связи с формированием общемирового рынка, внимание г исследователей было привлечено к строительству и эксплуатации кораблей и якорей.
В XI в. в Европе получили широкую известность «Искусство мореплавания» Франциска Фалейро, «Искусство навигации» Педро Медина- «Сведения по географии» Фернандо Энциско.
В начале XII в. якоря упоминаются в одном из первых отечественных трудов (в летописи «Повесть временных лет», 1113 г.).
Некоторые сведения о якорях содержатся в работе английского мореплавателя Джина Девиса «Секреты мореплавателя» (1594).
В Новое время в связи с развитием капитализма и совершенствованием моделей кораблей и якорей появляется значительное количество научных исследований.
Историк Полидор Виргилий Урбинский в своейкниге «Осмь книг о изобретателях вещей (М., 1720 г.) пишет: «Якорь изобрели туринцы. Евлампий тоже сделал двурогий якорь».
Известный английский историк кораблестроения, моряк по профессии и выдающийся поэт Уильям Фалконер в «Морском словаре», изданном в Лондоне в 1769 г., называет изобретателями железного двурогого якоря как Евлампия, так и Анахарсиса.
Ценным для своего времени практическим наставлением для расчета размеров и веса якорей по отношению к водоизмещению судна явилась иллюстрированная работа «Искусство строить корабли и усовершенствовать их конструкцию» (Амстердам, 1719 г.) голландцев Витсена, Ван-Эйка, Алларда и др.
Продолжил развитие этой темы наш соотечественник А. Я. Глотов в книге «Изъяснения принадлежностей к вооружению корабля» (СПб. 1816 г.). В 1849 г. морским ведомством Черноморского географического депо была издана книга «Замечания о выделке якорей и цепных канатов». Наиболее ценным достижением этой работы было акцентирование внимания на совершенствовании качества металла для производства якорей.
Литература
по новейшей истории исследования коллекции морских якорей обогатились выходом в свет трудами как отечественных, так и зарубежных авторов. Русский филолог, эпиграфист и историк В. В. Латышев в своих трудах «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (СПб. 1895−1901 гг.), «Известия древних писателей^ греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (СПб. 1893−1906гг.) собрал источники от Демосфена до Плутарха, Страбона, Геродота и Аристотеля. Исследователь представил материалы, позволяющие восстановить картину развития морского дела античной цивилизации как важный аспект истории Северного Причерноморья.
Неоценимый вклад в изучение и популяризацию якорей внес Л. Н. Скрягин. Автору работ «История якоря» (М., 1962 г.), «Книга о якорях» (М., 1973 г.), «Якоря» (М., 1979 г.) удалось, осуществить действительно «комплексное исгорико-техническое исследование конструкций якорей за пять тысяч лет, с древнейших времен до наших дней».
Проблему происхождения понятия «якорь» всесторонне рассмотрел И. К. Сморгонский в работе «Кораблестроительные и некоторые морские термины нерусского происхождения» (М, 1936 г.).
Заметную роль в теоретическом осмыслении «якорной» темы* сыграла монография Б. Г. Петерса «Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья» (М., 1982 г.). Монография представляет собой обобщающее исследование в области древнего морского дела: На основе письменных свидетельств древних авторов, археологического, эпиграфического и нумизматического материала прослеживается эволюция развития кораблестроения и якорестроения с VII в. до н.э. по IV в. н.э.
Широтой взглядов и строгостью научных подходов отличаются работы итальянского археолога Г. Капитана, производившего серьезные археологические исследования в бассейне Средиземного моря. В работе исследователя «Древние якоря, их технология и классификация» (Сиракузы, 1984 г.) содержится массив интереснейшей информации о древних якорях, их систематизации (в частности, византийских, арабских якорей), технологии якорного производства.
Ценное исследование в области изучения древних якорей провел немецкий исследователь Г. Шмидт «Корабельные якоря на смене времен», (Росток, 1982 г.). Ученый делает смелые выводы относительно эволюции развития • якоря, начиная с якорных камней, обеспечивавших держащую силу плавсредству за счет своего веса. Находки якорных камней с различным количеством отверстий позволили автору исследования выдвинуть предположение о появлении каменно-деревянного якоря. Автор предлагает множество смелых реконструкций древних якорей деревянных с каменными и свинцовыми элементами. В своей работе Гюнтер Шмидт ссылается на опыт знаменитых западных ученых X. Фроста, А. Фиораванти, Г. Капитана.
До настоящего времени остаются слабо изученными проблемы реставрации, хранения якорей (из железа, свинца, камня, дерева) после длительного пребывания их в морской воде. Интересным и полезным для хранителей собраний якорей может стать работа американского исследователя С. Пирсона «Сохранение железной пушки после двухсотлетия под водой» (Калифорния, 1972 г.), в которойпредставлены реальные методы работы с железом по реставрации, консервациидлительному хранению, обработке и показу предметов из железа в экспозиционных залах музея.
Следует отметить заметную роль археологов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына, внесших неоценимый вклад в подводные археологические работы в акватории Северо-Восточного Причерноморья.
Большой интерес представляют научные отчеты А. В. Кондрашева о результатах археологических экспедиций в Новороссийской бухте и Анапском районе Краснодарского края, предпринятых в 1990 г., а также о результатах подводной археологической разведки у мыса: Панагия Темрюкского района Краснодарского края, проведенной в 1991 г., дают интересный и ценный информационный материал.
Заметный вклад в развитие теоретических начал подводной археологии внес А. В. Окороков, автор работ: «Подводная археология как источник для моделирования исторического опыта древних. Исторический эксперимент: теория, методология, практика» (М., 1990 г.) и «О чем5 поведалиякоря» (М, 1991 г.). Незаменимой для исследователей якорей стала методика по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музея, представленная в работе «Якоря корабельные» (М, 1986 г.).
Важным ориентиром в исследовании якорей стала опубликованная А. В. Окороковым в 1993 году в «Боспорском сборнике» статья «Датировка и классификация судовых железных якорей Ш в. до н.э. — XI в. н.э.».
Существенным подспорьем в деле изучения истории мореплавания и якорестроения в изучаемом регионе явилась монография Н. П: Писаревского, имеющая общее название «Морской флот античных государств Северного Причерноморья». Монография включает в себя три книги: «Историография, проблемы3 источниковедения и аспекты истории» (Воронеж, 2000 г.), «Флот Боспорского царства» (Воронеж, 1999 г.) и «Альбом технических реконструкций и чертежей» (Воронеж, 2001 г.). Предметом данного исследования явилась история военного, торгового флота одного из крупнейших государств Северного Причерноморья античной эпохиБоспорского царства. На основании привлечения всей совокупности источников, памятников изобразительного искусстваданных археологии, античной традиции и эпиграфики автору монографии удалось дать характеристику основных типов различного5 класса и назначения кораблей, рассмотреть экономические и социальные аспекты военного и торгового мореплавания, вопросы инфраструктуры и роли морского флота в политической истории и международных отношениях.
Таким образом, анализ литературы показывает, что рассматриваемые нами проблемы носят междисциплинарный характер и имеют большое теоретическое и практическое значение. Между тем, специальные обобщающие работы по данной теме отсутствуют.
Источниковую базу работы составили различные типы источников, взятые в их совокупности и взаимосвязи. В первую группу входят вещественные источники:
— якорные камни;
— каменные элементы деревянных якорей;
— свинцовые элементы деревянных якорей;
— железные якоря (средневековые);
— многолапые железные якоря;
— якоря современных конструкций;
— мертвые якоря.
Вторая группа представлена письменными источниками, включающими в себя:
— материалы полевых исследований (полевые описи, дневники экспедиций);
— отчеты экспедиций и альбомы иллюстраций к отчетам;
— акты приема экспонатов;
4) — регистрацию в книге поступлений;
— научную инвентаризацию;
— каталоги;
— неопубликованные источники центрального Российского Государственного Архива Военно-Морского флота;
— материалы Российского морского Регистра;
— сведения о якорных стоянках в Цемесской бухте (по материалам лоций Черного и Азовского морей XIX — XX вв.);
— государственные стандарты о применении современных типов якорей в РФ;
— материалы ВЦНИЛКР (Всероссийской центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных художественных ценностей);
— результаты исследований по консервации предметов из металла и других материалов С. Пирсона и Г. Плендерлиса.
К третьей группе следует отнести изобразительные источники:
— карты, планы из альбома гидрографической изученности Черного моря 1784 — 1905 гг. (фонды Центрального Военно-Морского музея);
— карты Черного и Азовского морей с обозначением мест крушений судов 1860—1898 гг. (ЦРГА ВМФ СПб. Ф. № 1331, On. 1. Д. 109. Л. 1- 10);
— современные карты, схемы Цемесской бухтыл — коллекцию чертежей судов и кораблей (500 ед. хр.), хранящуюся в архиве.
НГИМЗ (автор собрания B.C. Шикин);
— чертежи для изготовления, моделей якорей НГИМЗ, выполненные B.C. Шикиным (11 ед. хр.);
— фотографии 50-ти плакеток, подаренных во время дружественных визитов кораблей, заходивших в Новороссийск в 1995 — 2002 гт. из Болгарии, Нидерландов, США, Турции, Греции, Италии, Уругвая, Франции, Грузии, Великобритании, Украины и др.;
— фотографии якорей, размещенных на улицах, площадях, в учреждениях города (более 50 ед. хр. Фонды НГИМЗ);
— альбомы, атласы;
— коллекции из собрания НГИМЗ с изображением якорей в разделах филателии, бонистики, геральдики, фалеристики.
Самостоятельной группой источников, несущих информацию о реально бытовавших объектах, являются собраниямоделей морских якорей (НГИМЗ НВ-11 720/1−28) {и моделей судовкораблей из собраний НГИМЗ (более 30 ед. хр).
Объектом исследования являются морские якоря как отражение и воссоздание историко-культурного наследия народов: Азово-Черноморского бассейна.
Предмет исследования — формирование музейной коллекции, источников ее пополнения, атрибуция, консервация и реставрация музейных предметов.
Цель диссертации — комплексный анализ музейных предметов, морских якорей, как объектов историко-культурного наследия: Задачи исследования:
— выдвижение образовательной концепции современного музея;
— обоснование правомерности музейного показа морского якоря, как носителя историко-культурной и научно-технической информации;
— изучение атрибуции историко-культурных памятников;
— анализ процесса формированиямузейной коллекции морских якорей;
— установление путей проникновения морских якорей в историко-культурную среду г. Новороссийска;
— практическая подготовка конкретных методик консервации и реставрации памятников истории и культуры.
Хронологические рамки исследования: IV тыс. до н.э.- XX, XXIbb. Ранний временной период представлен пятнадцатью единицами якорных камней (ГУ тыс. до н.э.- IV век н.э.), а также каменными и свинцовыми элементами деревянных якорей. Тридцать якорей современных конструкций представляют историю мореплавания конца XX — начала XXI вв.
Методологической основой: диссертации является совокупность общенаучных, культурологических и музееведческих специальных принципов исследования. Среди них — принципы системности, научной объективности, комплексности, единства исторического и логического, диахроничносги, типологии, а также диалектический метод, как весьма плодотворный, позволяющий увидеть изучаемый объект в системе наиболее общих закономерных связей, в контексте развития бытия и мышления. Сравнительноисторический метод помогает установить значение причинно-следственной связи между явлениями культуры, найти ответ на вопрос относительно степени зависимости рассматриваемых явлений и истоков конкретных событий. Ценность этого метода состоит в возможности формирования большого пласта содержательной информации, совокупности конкретного фактического материала. Сопоставление явлений культуры разных исторических эпох создает условия для уточнения идей, образов, концепции диссертации.
В качестве специальных музееведческих научных методов применены методы описания конкретных музейных предметов (морских, якорей) — метод полевых исследований (подводная археология) — экспериментавзаимосогласования культурных характеристик музейных предметовэмпирического анализа фактовинтерпретации, позволяющей: выявить ценностные характеристикиисторико-культурных пластов. Процедура интерпретации позволяет сочетать ее с методом компаративистики, ибо любая культура постигаетсятолько в сравнении. При этом решаются две взаимосвязанные задачи: определяется набор устойчивых признаков, отличающих данную культуру от всех других, и выясняются те особые элементы культуры, которые свидетельствуют о существовании определенных тенденций и путей ее развития.
Методы исследования консервации и реставрации памятников морской тематики (морских якорей) основываются на экспериментальных, прикладных подходах, полученных в результате достиженийестественных, физико-химических и других наук, теории и практики специальных лабораторий, реставрационных мастерских.
Научная* новизна настоящего диссертационного исследования заключаются в следующем:
1. Разработана новая образовательная концепция современного музея.
2. Впервые наоснове междисциплинарного комплексного подхода и использования широкой исгочниковой базы предпринято специальное исследование морских якорейкак объекта историко-культурного наследия народов Азово-Черноморского бассейна.
3. Теоретически обоснована правомерность экспозиции морских якорей как носителей историко-социальной и научно-технической информации.
4. Проанализированыисточники формирования музейной коллекции морских якорей.
5. Разработаны методики консервации и реставрации музейных предметов.
Теоретическаязначимость исследования состоит в том, что в нем предложена авторская образовательная! концепция современного музея: музей опирается в своейпрактической деятельности на подлинные предметы, составляющие его собрания, что позволяет создавать коммуникации, обеспечивающие1 высокую степень достоверности информационного сообщения, передающего образ эпохи того или иного события. Музей сохраняет материальный и духовный, реально существовавший когда-то фрагмент того мира, который в подлинных слепках прошлого доступен нам как ж, историческая реалия, как-то, что когда-то существовало в действительности. В этом — историко-культурная неповторимость музейного института, его незаменимость иными системами сохранения памяти.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности распространения и использования опыта работы Новороссийского исторического музея-заповедника в других музеях приморских городов. Опыт НГИМЗ может найти научно-практическоеприменение курсантами морской академии (НГМА), моряками торгового флота и личным составом военно-морской базытак как:
— тип найденного якоря позволяет установить национальную принадлежность корабля и определить древние судоходные пути;
— количество и размер" якорей, а также материалы, из которых они изготовлены, дают возможность описать размеры корабля;
— места4 массовых находок различных якорей могут свидетельствовать о якорных стоянках и убежищах древних мореходов;
— анализ материала якоря способен обеспечить представление о развитии технологии древности, в частности, металлообработки.
Кроме того, якоря XIX — XX вв. являются достойным экспозиционным материалом в качестве памятников исторической практики отечественного и зарубежных флотов в акватории Черного моря.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на широкий спектр научных источников в области философии, культурологии, историимузеологии и других наук, а также применением как общенаучной, так и специальной, музееведческой методологии и методики исследования.
На защиту выносятся? следующие положения: — 1. Образовательная концепция современного музея каксовершенного информационного центра, расширяющего возможности доступа к национальным и мировым культурным ценностям.
2.Морские якоря как объекты, отражающие историко — культурное наследие народов Азово-Черноморского бассейна.
З.Пути проникновения морских якорей в историко-культурную среду г. Новороссийска.
4.Обоснование правомерности музейного показа морского якоря как носителя историко-культурной и научно-технической информации. 5. Принципы хранения, консервации, реставрации и использования памятников морской тематики (якорей), представляющих историко — культурную ценность, как основополагающие реалии музееведения.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и музееведения КГУКИ, на кафедре судовождения НГМА, в отделении подводной археологии института истории материальной культуры РАН (СПб.), в фондах Центрального военно — морского музея, в лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства Эрмитажа, в Академии переподготовки работниковискусства, культуры и туризма (Москва), федеральном государственном учреждении «Российский морской регистр судоходства"(Новороссийск), в археологическом отделе историкоархеологического музеязаповедника им. Е. Д. Фелицина, на конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (Краснодар), научно — практической конференции «Из глубин Цемесской бухты к событиям забытой истории», посвященной морякам-подводникам (Новороссийск), 2004 г., в восьми публикациях общим объемом 2,4 печатных листа.
Структура исследования включает в себя: введение, четыре главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В условиях быстро меняющейся социокультурной ситуации как в планетарном масштабе, так и в пределах отечественного культурного ареала, со всей очевидностью встает проблема модернизации теоретических оснований музееведения, отвечающих реальным запросам: современного музейного дела: Особенно актуальна эта проблема в преломлении к деятельности российских региональных и местных музеев. В наши дни далеко не преодолены последствия искусственной изоляции, в которой долгое время находилось музейное дело в нашей стране, что продолжает находить свое выражение как в типологическом однообразии музейного ландшафта, догматизированной унификации содержания и форм работы музеев, так и в отсутствии побудительных мотивов и: стимулов к практической реализации повсеместно возникающих инновационных идей. В настоящейработе мы предприняли попытку преодолеть состояние теоретического вакуума, возникшего сегодня в отечественном" музееведении, предложив авторскую: образовательную концепцию современного музея. В отличие от многочисленных теоретических конструкций, сводящихся к совершенствованию существующих музейных структур, мы. предлагаем, на наш взгляд, новационное представление о приоритетах и принципах музейной политики, полагающееся как на теоретические изыскания автора, так и на его многолетний практический опыт.
Важнейшим эвристическим средством в нашем исследовании явился коммуникационный подход. Сегодня уже для всех очевидна необходимость перенесения в область музееведения общенаучных представлений о коммуникации, которые оказывают системное воздействие на весь корпус музееведческого знания и музейной практики. Поскольку в своих теоретических построениях мы: воспользовались основательно разработанными принципами: коммуникационного подхода, сущность, предложенной нами музейной образовательной концепции обнаруживает те же содержательные принципы: антропоцентристский, культурологический, диалогический и аксиологический. При этом, однако, нам пришлось отойти от общих схематических представлений об акте музейной коммуникации, переведя их в плоскость конкретных проектных интерпретаций, что, позволило нам сформулировать основные направления реализации коммуникационного подхода в деятельности конкретного регионального музея (НГИМЗ).
Впервые в русле теоретической интерпретации, основанной на коммуникационном подходе, и использования широкой источниковой базы предпринято специальное исследование морских якорей как объекта историко-культурного наследия Северо-Восточного Причерноморья и Восточного Приазовья. Нам представляется, что в рамках данного исследования удалось реализовать концептуальную модель, интегрирующую в себе оба ведущих современных музеелогических направления: информационно-семиотическое, позволяющее раскрыть знаковую природу объекта исследования — морского якоря в качестве музейного предмета и одновременно символической единицы культурного текста, и культурологическое, рассматривающее музей как сложную систему межкультурных взаимодействий.
Наряду с теоретическим обоснованием правомерности экспозиции морских якорей как носителей историко-социальной и научно-технической информации в настоящем исследовании предпринята попытка систематизировать современные подходы, позволяющие получить значимые результаты в прикладной: области музееведения. В частности, заметное место в работе отведено анализу проблемы отбора: якорей как музейных предметов-памятников истории мореплавания, включающей в себя такие аспекты, как разработка и уточнение понятийного аппарата, необходимого для создания универсальной теории и частных методик отбора? музейных предметов, прежде всего, по морской тематикеметодика научной экспертизы музейных предметов при отборе их в основной фонд и целый ряд других прикладных задач.
Заметное место в работе уделено анализу источников комплектования коллекций регионального музея (на примере коллекции морских якорей) — организационным формам комплектования коллекций и методам атрибуции музейных предметов: Результаты проведенной нами классификации и систематизации морских якорей, представленных в фондах НГИМЗ могут быть использованы в практической деятельности морских музеев нашей страны. Кроме того, они представляют собой источник значимой информации для широкого круга исследователей.
Отличающаяся широтой взглядов и исследовательских локусов проблематика коммуникационного подхода позволила нам (в рамках проектной интерпретации коммуникационных представлений) уделить особое внимание концепции- «понимающего» музееведения и музейному ритуалу, проблеме музейного языка и, в частности, музейной поэтике.
Многоплановый подход к проблеме бытования морского якоря в историко-культурной среде локуса (в данном случае г. Новороссийска) позволил нам приблизиться к решению целого ряда, теоретических и практических задач, стоящих перед историками, культурологами, урбанистами, специалистами-практиками. В частности, предложенные нами методики прочтения местноисторических культурных текстов, позволяют с большей долей объективности судить о весьма сложных проблемах этнои культурогенеза в рассматриваемом нами регионе. Раскрытие же нами символического содержания понятия «якорь» и его типологического значения позволило нам превратить данную" символическую матрицу в инструментарий для декодирования многоуровневых смыслов цельного культурного текстапрактическая ценность которого была продемонстрирована на опыте прочтения культурного текста сувенирных морскихплакеток. Используемые нами интегрирующие методы исследования не явились препятствием для: обращения также и к проблемам узкой направленности, большинство из которых представляет значительный интерес для: музейной практики. В частности, важнейшей прикладной задачей музейных специалистов является в наши дни сохранение имеющихся и восстановление утраченных свойств музейных предметов. Приходится констатировать в качестве непреложного факта то, что число: невосполнимых утрат в музейных фондах продолжает возрастать. Главной причиной разрушения музейных предметов (прежде всего металлических) является отсутствие знаний и навыков по их консервации и реставрации. Нами предложен комплекс мер для устранения создавшейся угрозы безвозвратной утраты значительной части историко-культурного наследия. В частности, предложены меры организационного характера: создание инфраструктуры реставрационного дела, подготовки специалистов, хозяйственной кооперации, а также обозначены наиболее перспективные направления в области реставрационных технологий, использования: в музейной практике достижений современной науки и прикладных разработок.
Результаты проведенных нами исследований позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, адресованных музеям приморских городов России и ближнего зарубежья (прежде всего, разумеется, НГИМЗ), морскойакадемии (НГМА), Новороссийской Военно-Морской базе (НВМБ) и различным морским службам г. Новороссийска.
Во-первых, мы предлагаем продолжить практическую работу по поиску и сбору музейных экспонатов и подготовке их к экспозиционной работе. С этой целью, на наш взгляд, необходимо:
— провести реконструкцию деревянных элементов адмиралтейских якорей XVIII — XIX вв., разрушенных в морской воде, а также деревянных якорей с каменными элементами I тыс. до н.э.;
— создать базу (коллекцию) моделей якорей, принадлежащих судам, кораблям редких конструкций, которые по разным обстоятельствам приходили в Цемесскую бухту;
— провести ряд экспедиций по поиску и пополнению коллекций якорями:
1)практиковавшимися! на, плавсредствах коренных народов Черноморского побережья Кавказа;
2) якорями подводных лодок, базировавшихся в 1940 — 1946 гг. в городе Новороссийске;
3) якорями малых плавсредств (катеров, яхт) Новороссийского яхт-клуба «Семь футов» и др.;
— разработать концепцию экспозиции якорей НГИМЗ, позволяющую обеспечить показ посетителям всего музейного собрания якорей, а также существенно повысить качество и надежность хранения, экспонатов с последующим их размещением в закрытых помещениях.
Во-вторых, мы предлагаем приморским музеям наладить научную кооперацию с профильными ВУЗами и научно-исследовательскими центрами страны. Дальнейшее: изучение коллекции якорей НГИМЗ, например, предполагает привлечение к этой1 работе научного потенциала морской академии (НГМА), что позволит придать новый импульс комплексным исследованиям проблем мореплавания в Северо-Восточной части Черного моряи Восточного Приазовья, вызывающим повышенный научный интерес, а также дает основание предложить темы научных изысканий" преподавателям и курсантам академии в следующих направлениях:
— определение качественных характеристик судов и уровня интенсивности мореплавания с глубокой древности до настоящего времени, исходя из технических характеристик якорей, хранящихся в музеях, клубах подводногоплавания, морских учреждениях, портах приморских городов Кавказа (от Керчи до Батуми);
— исследование лоций Черного моря с последующим определением эволюционного развития якорных стоянок в Северо-Восточной, части Черного моря и Восточного Приазовья со времен Боспорского царства до наших дней;
— проведение сравнительного анализа технических требований, предъявлявшихся к: якорям и якорнымустройством дляобеспечения безопасности мореплавания в античное времясредневековое, новое и новейшее время в условиях совершенствования методов судостроения и мореплавания;
— разработка карты-схемы: Цемесской бухты с нанесением точных координат местонахождения затонувших судов, кораблей и мест расположения утерянных якорей с целью их подъема и изучения.
В-третьих, проведение дальнейшей научно-исследовательской работы с целью установления путей проникновения якоря в историко-культурную среду г. Новороссийска, безусловно, требует:
— продолжить историческое и культурологическое изучение конкретных проявлений бытования якорякак символам в произведениях городских литераторов, художников, музыкантовв музейных и частных нумизматических, филателистических, фалеристических коллекцияхкак символического знака в форме одежды моряков XIX — XXI вв., в собраниях плакеток НВМБ по итогам визитов в Новороссийск иностранных кораблей и т. д.;
— исследовать типы иформы. стилизованных якорей, практикующиеся в г печатях, штемпелях, в рисунках, в рабочих документах морских учреждений" (пароходства, порта, МАПН, НГМА, НВМБ);
— в рамках проекта администрации г. Новороссийска по созданию Исторического сквера на городской набережной осуществить проектно-экспертную разработку концепции мемориальной аллеи Якорей Памяти (предварительно поднятых с судов покоящихся: на дне Цемесской бухтылинкора «Императрица Екатерина II» («Свободная Россия»), эсминца «Громкий», парохода «Адмирал Нахимов» и т. д.).
В-четвертых, многолетняя практикамузейной работы показала, что сохранение коллекцийякорей в удовлетворительном состоянии в течение длительного времени возможно лишь при условии комплексного подхода к решению данной проблемы, учитывающего совокупность факторов, являющихся причиной старения и разрушения музейных предметов.
Для надежного хранения, реставрации и консервации якорей: необходимо рекомендовать всем приморским музеям, хранящим коллекции якорей, наладить кооперацию их усилий с крупными промышленными субъектами судоремонтной отрасли, обладающими надлежащим опытом и серьезной научно-технической базой, позволяющей вести эффективную борьбу с коррозией металлов. На наш взгляд, таким субъектом мог бы. явиться.
Новороссийский судоремонтный завод (СРЗ), обладающий уникальным опытом проведения технологических операций по антикоррозийной защите корпусов судов, якорей и других металлических конструкций, длительное время пребывающих в агрессивной морской среде. Безусловно, главная сложность в реализации подобных проектов заключается сегодня в отсутствии внешних источников финансирования, поиски которых предполагают качественно иной уровень музейного маркетинга. Однако данное замечание носит общий характер, распространяется практически на все сферы музейной деятельности и требует специального рассмотрения.
Разумеется, в своей работе мы лишь обозначили вешки на пути всестороннего познания интересующего нас предмета. Но предпринятое нами исследование заметно расширило горизонты наших знаний о замечательном и уникальном музейном предмете — морском якоре. Тем более захватывающим представляется нам движение вперед.
Список литературы
- Неопубликованные письменные источники.
- Альбом форменной одежды работников морского транспорта. Издательство «Транспорт». М., 1966.
- Альбом железобетонных пирамидальных и плитовидных якорей весом 10,15,20,25,30,40 и 50 тонн, 1964.
- Атлас Черного моря. Гравирован по Высочайшему повелению в С. Петербурге с описей- произведенных с 1823 по 1836 год. Гидрографическое Черноморское депо. Николаев, 18 417 Сост. Е.П. Манганари/. СПб., 1841.
- БасД. Археология на морского дъно. Варна: Изд.Г. Бокалов «Болгария», 1986.
- Будшцев И.М. Лоция или морской путеводитель. СПб., 1808. 4.1.
- Доменк А.С. Знаки воинской доблести. 2-е издание. М.: Издат. ДОСААФ СССР, 1990-
- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Mi, 1984.
- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей системы МК СССР / кроме художественных/. М., 1968:
- Ю.Каталог форменной одежды для работников морского транспорта М.: ЦРИА «Морфлот», 1981.
- П.Кондрашев А. В. Отчет о проведении археологической экспедиции в Новороссийской бухте и Анапском районе Краснодарского края в 1990 г. Краснодар, 1991. НГИМЗ НА-6787
- Кондрашев А. В. Отчет о проведении подводной археологической разведки у мыса Панагия Темрюкского р-на Краснодарского края в 1991 г. Краснодар, 1992. НГИМЗ НА-6788
- Лоция Черного моря /первая/. Сост. Г. И. Бутаковым и И. А. Шестаковым. Николаев: Изд. Черноморского гидрографического депо 1851.
- Лоция Черного моря / Сост. Ф. М. Исаков: Л., 1931.
- Лоция Черного и Азовского морей. Л.: Гидрография отд. УМС РКАА, 1937.
- Лоция Черного и. Азовского морей. Симферополь: Крымиздат.1946.
- Лоция Черного и Азовского морей. 1963.
- Лоция Черного и Азовского морей. 1968 /Доп. № 1−1971.Доп. № 2 1974/.
- Лоция Черного моря. № 1244. СПб.: Главное управление навигации и океанографии МО РФ, 1996.
- Мурашов Г. А. Титулы, чины, награды. СПб.: ООО Изд. «Полигон», 2002.
- Правила ношения военной формы одежды военнослужащими СА и МФ. М.: Воениздат МО СССР, 1974.
- Положениео музейном фонде. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.98. № 179.
- Российская культура в законодательных, и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников 1996—2000.М., 2001.
- Российская культура в законодательных и нормативных актах 1991−1996. М., 1997.
- Технологические инструкции по применению летучих ингибиторов для защиты от коррозии труднодоступных конструкций в танках, коффердамах и других отсеках морских судов' РД 31.28 65−82 М.: В/о Мортехинформреклама, 1983.
- Тресидер Дж. Словарь символов /Перевод с анг. С. Палько, М.: ФАИР Пресс, 1999.
- Типовые схемы научного описания памятников материальной и духовной культуры, письменных источников, изобразительных и нумизматических материалов для подготовки к изданию сводкой научных каталогов музейного фонда СССР/МК СССР/М., 1993.
- Федеральный Закон" О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" № 54- ФЗ от 26 мая 1996-
- Государственные стандарты по применению современных типов якорей. -Якоря адмиралтейские ГОСТ 760–74--Якоря легкие ГОСТ 25 496–82- -Якоря Матросова ГОСТ 8497–68- -Якоря судовые ГОСТ 765–74* -Якоря Холла ГОСТ 761–74
- Вещественные источники Якорные камни:
- НМ-8223/17- НМ-8223/21- НВ-11 441−1- НВ-11 441/2- НМ-8861/1- НМ-8861/2-
- НМ-8861/3- НМ-8861/4- НМ-8861/5- НМ-8861/6- НМ-8861/7- НМ-8861/8-
- НМ-7575/1060- НМ-7575/10 581. НМ-8861/9- НМ-8861/10
- Каменные элементы деревянных якорей:1. НМ-8223/19- НВ-11 441/23
- Свинцовые элементы деревянных якорей:
- НМ-6872- НМ-6770/1- НМ-6770/2- НМ-6871/1- НМ-6871/2- НМ-8223/16- НМ-8223/18- НМ-8223/20 Железные якоря: а/ Древние адмиралтейского типа: НМ-5134/1- НМ-5134/2- НМ-5134/3 б/ Многорогие якоря:
- НМ-8643/1- НМ-8642/4- НМ-8642/8- НМ-8642/5- НМ-5134/4- НМ-5438/2- НМ-4682- НВ-11 723/1- НВ-11 723/2- НМ-8642/3- НМ-8642/7 НМ-8642/2 НМ- 8642/6 НМ-8643/1 НМ-9709/16 в/ Современных конструкций:
- НМ-8642/11- НМ-8642/10- НМ-5439- НМ-5269- НМ-8642/9- НМ-8642/12- НМ-5134/5- НМ-8642/13- НМ-8642/14- НМ-8643/2- НВ-11 724/1- НМ-8658/3- НМ-8658/1- НМ-8658/2- НМ-9815-НМ-9922 г/ Мертвые якоря:
- НМ-9816- НМ-9817- НМ-2394/9а- НМ-2394/96- нм-2394/10а- НМ-2394/Юб- НМ-2394/lla- НМ-2394/116.
- Зб.Модели морских якорей из собраний НГИМЗ НВ-11 720/ 1−28
- Актуальные проблемы фондовой работы музеев.Вып.II., М., 1978.
- Александров М.Н., Жуков Ю. Д., Симоненко АС. Судовые устройства. Л.: Судостроение, 1982.4: Александров М. Н. Судовые устройства: Справочник Л.: Судостроение, 1987.
- Александров М.Н. О поведении якорей на грунте и вероятностнойоценке их эффективности.// Труды Николаевского кораблестроительного ин-та. 1975. Вып. 106.
- Алексеев В. Якоря: / Новые конструкции// Речной транспорт, 1990, № 2
- Аппельгрен Я. Способ крефтинга для очистки и сохранения металлических вещей. / Пер. с немецкого А. И. Мамонтова М, 1897.
- Афанасьев А. История военной печати в нагрудных знаках Ориентир. 2003, № 1.
- Афанасьев 0. На эти погоны не падают звезды.//Новороссийская республика. 2001. 24 марта.
- Ю.Афросимова В. Конгресс морских музеев / Швеция СССР -Финляндия/ // Советский музей. 1991, .№ 2.
- П.Абушенко В. А. Типологизация // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. Мн., 1998.
- Балакин Ю.П. Исследование держащей способности мертвых якорей на связных грунтах. Автореферат, дис. на соискание учен, степени. Одесса. 1972.
- Баранов И.А. Периодизация оборонительных сооружений Судакской крепости // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в ХП ХУ1 веках. Росгов-на-Дону, 1989.
- Блаватский В.Д. О древней навигации и задачах подводной археологии. // Проблемы советской археологии. М., 1978.
- Блаватский В-Д. Подводные археологические работы в Северной части Черного моря. // Античная археология и история. М., 1985.
- Беседина Т. Рыбаков спас якорь с чужого корабля.// Новороссийский рабочий. 2003. 4 марта.
- Беседина Т. Бросаем якорь, поднимаем паруса.// Новороссийский рабочий. 1998. И июля.
- Бойко Л. Якорь на берегу // Малая земля. 2002. 19 декабря.
- Бурпшева С. Г. Проблемы сохранности железных археологических предметов //ЗМУИН2001 .№ 1.
- Бугаенко В: А., Колтыго В. Д., ВладинецГ.И. Якорное устройство для глубоководных стоянок // Судостроение, 1978 № 2.21-Бурлаков С. Ф. Якорная стоянка судов на открытых рейдах. М. — Транспорт, 1968.
- Бердяев Н А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
- Виноградов П. АКонсервация изделий машиностроения. JI: «Машиностроение». Ленинградское отделение, 1986.
- Владимиров М.Н., Ципоруха М. И. Человек строит корабль: Очерки по истории судостроения и мореходства: / от истоков до ХУЛ в./, М.: Наука, 1992.
- Военно-морской словарь. Воениздат, 1990.
- Володин А.Н., Мерлай Н. М. Медали СССР, СПб.: «Печатный двор», 1997.
- Григорьев B.C. Награды Новой России. СПб.: «Всемирный коллекционер» ООО «Декор», 1997.
- Глотов А.Я. Изъяснения принадлежностей к вооружению корабля. СПб., 1816. 338с.
- Глотов Ю.Г., Семченко В. А Мозговой А. В., Попов В. В. Горизонты океана. М.: Транспорт, 1999.
- Горелик Б.А. Коллекция от «А» до «Я». СПб.: Изд-во «Культ- информ-пресс», 2002.
- Городниченко А. На мостике «Коминтерна» // Новороссийский: рабочий. 1981. 1 мая.
- Гудыма В. На якоре в свежую погоду.// Морской флот. 1985, .№ 6,
- Гнездилов С. Свайные якоря.// Речной транспорт. 1970, № 3.
- Горбунов Д.И., Полунин A.M. Динамика падающего якоря с цепью. // Судостроение. 1975. № 8.
- Гидрография Черноморского флота/ 1696−1982 г. г./Исторический очерк. Гидрографическая служба ЧФ. Севастополь. 1984.
- Дмитриев. Таблица размерений якорей по правилам гг. Броуна и Ленокса, принятым в английском флоте, составленная корпуса корабельных инженеров капитаном Дмитриевым. Николаев, 1842.
- Держащая сила якорей по данным модельных испытаний/Япония/// Военно-морская техника, 1960. Вып. 21.
- Дмитриев А.В. Капитан. революции.//Новороссийский рабочий 1980. 17 апреля.
- Дмитриев А.В. Из глубины веков и вод.// Новороссийский рабочий, 1988: 20 октября.45:Добрицкая С. Загадки древних якорей// Новороссийский рабочий. 1990. 20 сентября.
- Добрицкая С. Великий шелковый путь проходил через «Волчьи ворота»? //
- Новороссийский рабочий, 2003. 11 марта. 47. Доценко В. Д. Русский морской мундир 1696−1917.СП6.Д994. 48: Дорфман A.M., Останина Г. И. Опыт консервации музейных коллекций археологического металла// РА 2001.
- Есаян А.Е. Коррозия археологического металла и методы его консервации// ИФЖ.
- Ефремов B.C. Флот на меди, никеле, серебре. М.: Издат. «Хоббикнига», 1992. 1990. № 4
- Жуков Ю.Д., Кузнецов А. И., Владинец Г. И.- Циммерман Г.Г.Современное состояние якорных устройств морских судов и повышение их надежности.//Судостроение, 1988. № 2.
- Жуков Р.Ф., Мещерский В. М. Методы удержания судна в заданной точке моря. // Судостроение за рубежом /ЦНИИТЭИС/1969, № 3.
- Жуков Ю.Д. Вероятная оценка устойчивости якорей. Труды Николаевского кораблестроительного ин-та.1979.Вып. 154.
- Изотов О.А. Кронштадский морской собор// Военно-исторический журнал. 2003. № 2.
- Исследования в реставрации. Тезисы докладов международной научно-методической конференции 4—6 декабря, 2001 г. Москва., М., 2001.
- Ивакин Г. Ю. Связи Киева с. Византией во второй половине XIII- ХУ в.в. // Южная Русь и Византия. Киев, 1991.
- Изучение музейных коллекций // Труды НИИ культуры. Вып., 21.М., 1974.
- Инструкция по расчету держащей силы железобетонных якорей и якорных систем рейдовых стоянок. М.: Воениздат., 1963.
- Инструкция по расчету и установке металлических якорей .JL: Гослестехиздат, 1940.
- Изучение памятников морской археологии. РАН институт истории материальной культуры. СПб., 1993. Вып. 11
- Казанов А.А. Якорные устройства русских эскадренных броненосцев. //Морской исторический сборник. Л., 1990.
- Каменицкий Ф. Якорь-надежда моряка// Рыбное хозяйство. 1991. № 5.
- Козлов В.П. Береговые якоря и расчет их держащей силы. Экспресс-информация// М-во морского флота СССР. Аварийно-спас. и подводно-техн. работы. 1982. Вып.2.
- Колесников Г. А., Рожков A.M. Ордена и медали СССР. М: Воениздат МО СССР. Изд. 2-е, доп., 1978.
- Кульнач П. П., Заритовский H.F. Статический расчет упругой якорной системы плавучего средства с учетом рельефа дна// Судостроение, 1979. .№ 6.
- Кусто Ж., Даоле Ф. Затонувшие сокровища. М.: Прогресс, 1975.
- Красницкий 0. Неизвестное об известном. Об издании книги Л. Скрягина «Якоря» //Морской флот, 1980. № 11.
- Корабельные якоря фирмы «Патентованные якоря Холла» в Шеффилде. Реф. А. Пиленко.// Морской сборник, 1892. № 7.
- Колташев И. Рассказывают бумажные деньги. Мир коллекционера. Алма
- Ата: Изд-во «Казахстан», 1967.
- Кондрашев А.В. Каменные якоря со дна Керченского пролива// Проблемы археологии и истории Боспора: тезисы доклада юбил. конф. Керчь, 1996.
- Кондрашев А.В. Мыс Тузла: раскопки на суше и разведка под водой. Археологические открытия 1995- Институт археологии РАН. М, 1996.
- Кондрашев А.В. Находки древних якорей у Кавказских берегов // Древности Кубани. Краснодар, 1991.
- Кондрашев А.В. Подводные исследования у мыса Панагия.// Изучение памятников морской археологии. СПб., 1995.8Г.Кондрашев А. В. Подводные разведки в Анапском районе. Археологические раскопки на Кубани в 1989—1990 годах. Ейск. 1992.
- Кондрашев А. В- Подводная археология: опыт и проблемы- Музеи в современных условиях. Материалы Северо-Кавказско'й научно-практической конференции по проблемам музейного дела. Краснодар, 1995.
- Кондрашев А.В. Отзыв на работу «Научный обзор коллекции морских якорей Новороссийского исторического музея-заповедника» 1996. 18 июня,
- Кондрашев А.В. Якорные камни свидетели раннего мореплавания на Босфоре.// 2-я Кубанская археол. конф.: Тезисы, докл. Краснодар, 1993.
- Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание. Формирование и изучение музейных коллекций по истории советского общества. //Сборник научных трудов. М., 1982.
- Курова JI. Задолго до аргонавтов. Пять тысяч лет назад наши предки уже бороздили моря. //" 7 дней Кубани".2003.24 февраля 2 марта.
- Кучеренко В. Комбинированный якорь: / Устройство и применение/ //Морской сборник. 1982.№ 7
- Карпов C.JI. Трапезундская империя и западноевропейские государства в ХШ-ХУ веках. М., 1981.
- Камерон Д. Музеи современному человеку // Курьер ЮНЕСКО 1970. № 10.
- Качка Ф. Коммуникация и музей: интервью с доктором Ханегердом Хелленкемпером // Музеум. 1984. № 141.
- Киршина С.В. Опыт построения концептуальной модели музея как феномена культуры.// Музей в современной культуре. СПб., 1997.
- Лангуси Н- «Новороссийск» в Москве.//Новороссийский рабочий. 1977. 3 декабря.
- Ланитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города./ очерки о подводной археологии/ Пер. с немецкого В. А. Сеферъянца. М.: Прогресс, 1982: 94Шевченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1966.
- Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры// Учен. зап. Тарт. гос. унта, 1967. Вып. 198.
- Леви Стросс К. Структурная антропология. М-, 1985.
- Лендер Н. По Черному морю. Очерки и картинки: Азовское побережье. Закавказье. Новороссийский край и Южный берег Крыма. СПб.: Изд-во А. С. Суворина, 1891. 247 с.
- Лендер Н. Черное море и Кавказ. Очерки южного моря и юга России. СПб.: Изд-во А. С. Суворина. 1900.
- Ларионов А.Л. Корабль как объект художественного творчества мастеров прошлого.// Судостроение. 1974. № 9.
- Ю2.Манжос Ю. А. От канатов до якорных цепей. // Судостроение. 1975. № 2.
- Методические рекомендации. Выявление и ранжирование памятников-науки и техники. М.: Знание, 2000 24с.
- Миланов В., Семенович Н. Н. Флаги Отечественного флота 1657−1996 г. г. // Большая Российская энциклопедия М., 1996.
- Мотренко Н. Забота о моряках, участие в их нуждах // Моряк на берегу. 2001. № 5.
- Юб.Москаленко И. Ф. Судовые якоря, якорные цепи и уход за ними.М., JL: «Морской транспорт"-» Гудок", 1947.
- Морская торговля в Северном Причерноморье. Сб. науч.стат. КНУ им. Т. Г. Шевченко. Киев, 2001.
- Ю8.Музееведение. Вопросы теории и методики: Сб. научн. тр.// НИИ культуры. М., 1989.
- Межуев В.И. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10.
- ПО.Мавродин В. В. Русское мореходство на южных морях. Симферополь, 1955. 154 с. 11!.Ниелли Р. Очерк о применении якорей и якорных цепей. JL, 1936. И2. Николаев В., Дмитриев А. Исследовать будет «Аргус"//Новороссийский рабочий: 1978! 22 сентября.
- ПЗ.Николаев В.» Аргус" под водой.//Новороссийский рабочий. 1978. 18 ноября.
- Немиров Б.С. Рациональный способ крепления штока адмиралтейского якоря.// Судостроение. 1962. № 2.
- Окороков А.В. История изучения и охраны отечественных памятниковгидроархеологии: Зарождение и становление научных методов исследований / РАН РИК ЦКПИ. М., 1992.
- Окороков А.В. Якоря корабельные. Методические рекомендации, по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев. М., 1986.
- Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. М.: Соцэкгиз, 1935. 126.0рбели Р А. Подводные спуски за древностями// ЭПРОН: 1938.№№ 23−25.
- Подводная разведка памятников истории и культуры: Методические рекомендации./ АН СССР НИИ культуры. М., 1988.
- Петере Б.Г. Морское дело Северного Причерноморья в античное время // Материалы 2-го Всесоюзного симпоз. по древней истории Причерноморья. Тбилиси, 1979.
- Петерс Б.Г. Об изображении боспорских кораблей на штукатурке из раскопок Пантикапея // Культуры античного мира. М., 1966.
- Петерс Б.Г. Типы ранних северопричерноморских кораблей// Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья: Материалы 1-го Всесоюзн. симпоз. Тбилиси, 1979.
- Петерс Б.Г. Типы ранних северо-причерноморских кораблей. // Симпоз. по пробл. греч. колонизации и структуре раннеантич. государств Сев. Причерноморья: Тбилиси: ТДС. 1977.
- Петерс Б.Г. Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья.Изд. «Наука», 1982.
- Пирсон С. Сохранение железной пушки после двухсотлетия под водой.//
- Исследование в консервации, 1972, № 17.
- Панасенко Б Д. Стоянка судна на якоре: Обзор /ОНТИ НПО Дальрыб-системотехника-информ центр Дальневосточного бассейна. Владивосток, 1989.
- Плендерлис Т.Дж. Консервация древностей и произведений искусства. М.: ВЦНИЛКР 1964. Вып.III.
- Присасывающиеся якоря для работы в открытом море. Экспресс-информация. /ВИНИТИ/ Подводно-техн. водолазные и судоподъемные работы. Гидротехнические сооружения. 1980. № 27.
- Попов А. По местам стоять, на якорь становиться.// Военные знания. 1990. № 12.13 8. Полевая консервация археологических находок в СССР и за рубежом. / Мин. культ. СССР Вып. 1 М., 1984.
- Прищеп Н. Символ надежды: /Из истории якорей/. //Советский моряк. 1993.17июля.
- Проблемы исследования, реставрация и консервация археологического камня.М., 1993.
- Прокопенко Т. Нарисуем ухо, рог, веретено получим якорь. //Новороссийский рабочий. 1997. 8 февраля.
- Прокопенко Т. В- милосердии нуждаются люди всех конфессий. //Новороссийский рабочий. 2001. 3 марта.
- Плавучий якорь. // Морской сборник. 1803. № 3.1441Приспособление для подъема якорей на баржах при помощи рейдового буксира. М-: Центральное проектно-конструкторское бюро. 1958.
- Правила снабжения судов внутреннего плавания СССР якорями и оборудования их якорными устройствами. М.: Речиздат, 1949.
- Писаревский Н.П. Местные традиции кораблестроения и мореплавания в Понте Эвксинском//Кавказ и Средиземноморье. Тбилиси, 1980.
- Писаревский H.II. Морская техшпса племен Северного и СевероВосточного Причерноморья в античную эпоху.// Античные, византийские и местные традиции в странах Вост. Черноморья. Тбилиси, 1975.
- Писаревский Н.П. От ворот Иппар до Пропилеев. В мире художественной культуры Древнего Востока и античной Греции. Воронеж, 1997.
- Писаревский Н.П. Морской флот античных государств Северного Причерноморья. Кн.2. Флот Боспорского царства. Воронеж, 1999.
- Писаревский Н.П. Морской флот античных государств: Северного Причерноморья. Кн. 1. Историография, проблемы источниковедения и аспекты истории. Воронеж, 2000.
- Редакционная статья // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной- деятельности: Сб. науч. тр./НИИ культуры. М., 1989.
- Рудовиц Л. Черное и Азовское моря. Краткий физико-географический обзор. Пг., 1923.
- Симоненко В. Символ надежды: / Из истории якорей/// Флаг Родины. 1993. 26 августа.
- Сборник статей по вопросам консервации и реставрации музейных объектов из металла./ Под ред. Ф. Я. Мишукова. М, 1964.
- Серых В. Д- Воинские ритуалы. М.: Воениздат, 1986.
- Скрягин JI.H. Моделист-конструктор: 1973. № 4, 5, 6. 15 7. СкрягинЛ .Н: Якоря.М. :Транспорт, 1979.
- Скрягин JI. H, Макин В. Якорь: откуда это слово?// Морской флот. 1980. № 9.
- Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры.//Вопросы философии. 1987.№ 6.
- Секиринский С. Очерки истории Сурожа. Симферополь, 1955.
- Старокадомская М.К. Русское торговое население Генуэзской Каффы. // История и археология средневекового Крыма. М., 1958.
- Степко Л.А. Надежный город якорей // Вечерний Новороссийск. 1999.16 сентября.
- Степко Л.А. АдхМирал Нах1шов в судьбе Новороссийска.// С легкой руки. 2002. 12 июля.
- Степко Л.А. Из глубины веков и вод. Из истории применения якорей в
- Цемесской бухте. // Мир музея. М., 2002.
- Степко JI.A. Мертвые якоря в Цемесской- бухте.// Магистериум. Сборник научных трудов аспирантов и студентов кафедры истории и музееведения. Краснодар: КГУКИ, 2003.Вып.1.
- Степко JI.A. Якорь как типологический символ / на примере собрания плакеток Новороссийской НВМБ// Исторические записки (исследования и материалы). Новороссийск. 2003.Вып.41
- СтепкоЛ.А. Якоря на подводных лодках//Тезисы научно-практической конференции: «Из глубин Цемесской бухты к событиями забытой истории"Новороссийск, 2004.
- Средства создания оптимального микроклимата в музейных зданиях и зданиях-памятниках культовой архитектуры. Методические рекомендации ВНИИР. М., 1987.
- Стадник В. Якорь- символ надежды моряка. // На страже Заполярья. 2001. 30 мая.
- Стоянов Ф. У «колыбели» якоря. // Боевая вахта. 1985. 20 апреля.
- Танфильев Г. И. Моря Каспийское, Черное, Балтийское, Ледовитое, Сибирское, Восточный океан. М — Л., 1931.
- Таскаев В.Н. Торговые связи и морокой флот Боспора // Боспорский сборник. 1994. Вып. 4.
- Теоретические и естественнонаучные основы реставрации и сохранения музейных фондов. Материалы конференции 4−6 августа 1999 года, Ферапонтово, М., 1999/
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. М., 1884.
- Таратынов В. О держащей силе якоря. //Морской флот. 1973- № 7.
- Тюрина С. К Главный символ «Малой Родины» // Исторические записки. Исследования и материалы. Новороссийск. 1999- Вып. 3
- Улучшение конструкции бесштокового якоря / «шпек- якорь"/ /Голландия/. «Техн.информ.» /ММФ СССР/. Серия «Флот». 1958 № 91:
- Фаворов Б.П. Конструкция древних долбленных челнов// Судостроение. 1978. № 6
- Ферстер Р., Ганшов В, Блашке Г. Новый якорь повышенной держащей силы. // Судостроение. 1978.№ 9.
- Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение.// Федоров Н. Ф. Соч., М., 1982. 188. Финягина Н. П. Изучение музейных предметов современного периода в исторических и историко-революционных музеях. М., 1978-
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. Издание на русском языке. М.:АО «Вече», 1996.
- Физико-географический обзор Черного и Азовского морей. Типография мор. м-ства. 1915. «Лоция Черного моря», 1915.
- Фрейман Г. Памятник у моря.//Новороссийский рабочий. 1969. 8 октября.
- Хабалов Н.А. Якорное устройство и меры предупреждения потери якорей.
- М.: Морской транспорт, 1957.
- Черницкий И- Якорь< системы инженера Матросова // Морской флот. 1950. № 4:
- Черноморское побережье Кавказа. Справочная- книга. /Сост.
- Ф. П. Доброхотов, Пг.: Изд. МА и Б. А. Сувориных, 1916. 197. Чиперис A.M. К истории ранней генуэзской колонизации Северного Причерноморья второй половины ХШ века.//УЗ Турк Г. У.1964.
- Шамрай, А Н. Античные якоря из собрания Керченского музея//Актуальные проблемы археол. исслед. в УССР: тезисы докл. Киев, 1981.
- Шамрай, А Н: Крестообразные типы средневековых якорей из Керченского пролива.//Тезисы всесоюзн. научш сем., Международные связи в средневековой Европе. Запорожье, 1991-
- Шамрай, А Н. 0 типологии якорей античных судов: / По собр. Керченского и Таманского музеев/ // Проблемы истории и археологии Восточного Крыма: Керчь, 1984.
- Шанько Б. Д: Вопросы якорной стоянки. М.: Морской транспорт, 1957.
- ШемаханскаяМ.С., Нацкий.М. В. Реставрация фрагментированного археологического металла. М.: Худож. наследие. 1983, Вып.8.
- П1икин B.C. Якорь как символ крепости- семьи.// Черноморец. 1996. 30 ноября.
- Шаповалов Г. И: Вотивные якоря из Черного моря.// Советская археология. 1990. № 3:
- Шаповалов Г. И, Быковский О. Находки аквалангистов -древние якоря. // Спортсмен-подводник. 1979. № 55.
- Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998.
- Юренева Т.Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира.// Вопросы истории. 2002. № 9:
- Юрьев С. Ф. Историческое описание формы одежды Отечественного Флота за 250 лет /1695−1945 г. г./ Ч-Ш. Инв. № 40 825/3. Знаменный сектор ЦВММ.
- Юрьев С.Ф. Альбом 1-II форм одежды Русского флота 1856 1945 г.г. К рукописи «История описания формы одежды Отечест. флота 1695−1945 г. г./ Ч:1У. Инв. № 40 825/4.
- Юхнин Е.И. Якорное, швартовое и буксирное устройство судов.СПб.: Судостроение, 1992.
- Якобсон A.JI. Средневековый Крым. М.- JI., 1964. 212: Якорь со дна морского //На страже Заполярья. 1994. 15 января.
- Ялалетдинов Ф. Г., Доронькин Н. А. Испытание макетов якорей' большой держащей силы. //Аварийно-спасательные и подводно-техн. Работы. 1985.№ 6.
- Якорь без штоков // Морской сборник. 1890. № 3.
- AlessandraN, The Mariner’s Mirror, VoL 79, No, I February 1993 (The Mariner’s Mirror The Journal of the SoeieA for Nautical Research).
- Bratianu C. Aetes des Notaires geno is de Caffa de la m de troizieme sieele, Bucarest, 1927.
- Caley E, R, Studies in conservation, 1952,2,218.Energetyka, 2001, # 3:
- Harvey R, C, A brief history of the anchor with some thouAits on future- developments. // Tbe Naval Architect, July 1980 (#4).
- Wright K, L Anchors, Safety in permanent moorings, // Shipbuilding and Shipping Record, 1966, VI, № 25.
- Эволюция строительства якоря
- Двурогие якоря с подвижным свинцовым штоком
- Другие двурогие якоря с зафиксированным штоком1. Древние железные якоря
- См.: Капитан Г. Древние якоря, их технология н классификация. Международный журнал морской археологии и-подводных исследований. Сиракузы, Италия. 1984. С. 34.
- Средневековые я современные железные якоря1. Рис.2
- Адмиралтейский якорь (русские названия составных элементов)1.шипы (заплечики, «орехи») — 2-шток-3.кольцо (рым) — 4-ухо-5.шейма- 6-бугель-7.верегеяо (цевье) — 8-лапа-9.рог- 10-пятка-11 -ворот (лоб) —. 2-лоласть-13.носок- 14-мышка.1. Рис. 4 Якорь-кошка
- А высота якоря- 1 -скоба- Б — раскрытие лап- 2 — веретено В — завал лап- 3 — рог, 4 — лапа1. Якорь Холла1. скоба- 2-веретено- 3-лапа- 4-валик- 5-штырь- 6-коробка.1. Рис. 5 Якорь Матросова1. скоба- 2-веретеяо-3.лапа- 4-пршгав-5.ось- б-коробка.
- Якорные камни LV-Г тыс. до н. э.1. С А> ¦1. Рис. 1 НМ-8223/171. Рис. 2 НМ-8223/211. Рис. 5 НВ-8861/2
- Рис. 3 НВ-11 441/1 НВ-П441/21. Рис. 4 НМ-8861/11. Рис. 6 НМ-8861/31. Рис. 7 НВ-8861/41. Рис. 8 НМ-8861/5•а.т1. Рис. 9 HM-886I/61. Рис. 11 HM-886I/81. Рис. 10 НМ-8861/71. Рис. 12 НМ-7575/10 601. Рис. 14 НМ-8861/91. Рис. 13 НМ-7575/10 581. Рис. 15 HM-8861/I0
- Каменные элементы деревянных якорей (штоки) 1 тыс. до н. эо * а1. Рис. 1 НМ-8223Л91. Рис. 2 НВ-11 441/2320 си1. Рис.3
- Каменный шток датируется I тыс. до н. э.
- Реконструкция деревянных якорей V—VII вв., до н. э с каменными штоками по расчетам ученых археологов1.1. Рис. 11. Х. Фрост (Англия).
- А.Фиораванти, Г. Капитан (Италия)3.Г.Шмидт (Германия).4.Г.Шмидт (Германия).
- Schmidt С. Der SchifFsanker im Wandel der Zeiten. VEB HinstorfF Verlag Rostock. 982. B. 24−28
- Свинцовые элементы деревянных якорей (штоки, стяжки) IV до н. э. III в н. э.1. ЕЕ, .1. J'.!'.ЖВВ «'¦1. ЩфУ"'П^'^ t-.Ц .Wj- .Ц'.ЦД ¦¦ ¦¦' .'.'-¦.и. :|М- >»:
- W! fi. !, ЧДJ: W+ljH^y I ft. -. ^^"аьда Hili’fflf fflT^i «'rr1. Рис. HM-6871/22х>!p* i Л1. So CM1. Рис, 2 IIM-6871/21. Рис. 4 HM6872/I-111. О 15 Oi1. Рис. 5 НМ-6872/2
- Свинцовые штоки деревянных якорей IV-I до н.э.9 10 20 m1. Рис. 1 НМ-8223/16
- Свинцовый шток найден у мыса Панагия в 1991 г. экспедицией А.В.Кодрашева-'-:-у-СГН?ШТОРЧАЯ HAiXA1. Рис. 2 НМ-8223/18• О '10 20 п1 • 1 ГАЛЬКА. .' р. лтп rrvmi I1. Рис. з с• •- НМ-8223/20
- Свинцовый шток VI в. до н. э.
- Разновидности свинцовых штоков
- Формы штоков, изготовленных по технологии римского якорного мастера Маркуса Савелуса.
- Schmidt С Der Schiffsanker im Wandel der Zeiten. VEB Hinsrorff Verlag Rostock, 1982. B. 36−45,1. Античность1. Средние века1. Современный периодf Мариуполь1. Бордписчр /ea/f1. Ростйа