Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, необходимость формирования новых жизненных установок личности указаны в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Проекте Федерального государственного стандарта образования II поколения выделены требования к содержанию образованияк семье (личная, социальная, профессиональная успешность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО 14 ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 1. 1. Нравственное воспитание школьников в педагогической теории и 14 практике
    • 1. 2. Взаимовлияние и взаимодействие прогрессивных нравственных 33 идей в этнопедагогике разных народов
    • 1. 3. Модель нравственного воспитания школьников на традициях на- 48 родной педагогики и педагогические условия ее функционирования
  • Выводы по I главе
    • II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
      • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики
      • 2. 2. Реализация модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики и педагогических условий ее эффективного функционирования
      • 2. 3. Интерпретация итогов экспериментальной работы по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики
  • Выводы по II главе

Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, необходимость формирования новых жизненных установок личности указаны в Законе Российской Федерации «Об образовании» [80], в Проекте Федерального государственного стандарта образования II поколения выделены требования к содержанию образованияк семье (личная, социальная, профессиональная успешность), обществу (безопасность и здоровье, свобода и ответственность, социальная справедливость), государству (национальное единство, конкурентоспособность) [127]. В Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) Д. А. Медведев выделяет в качестве важнейших приоритетов социальную справедливость, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, личностную свободу, межнациональный мир, семейные традиции, патриотизм — веру в Россию, глубокую привязанность к родному краю.

Сегодня человек живет в такой обстановке, которая зримо и качественно меняет его. Но не все проходят данные испытания достойно, чаще в ответ на эти новые условия современности проявляется дезориентация людей, массовый социально-психологический стресс, наблюдается повышение социальной агрессии и пассивности. Отсутствие жизненных ориентиров у молодежи, кризис их духовных ценностей создают опасные предпосылки формирования нежелательных форм поведения. В более трудном положении оказываются наши школьники, которым необходимо разрешать не только проблемы современности, но и свои возрастные противоречия.

В обществе возрастают такие настроения, как: утрата чувства Родины, неуважение к власти, к армии, национализм в его различных формах, рост насильственной преступности, жестокость, обострение проблем в семье, равнодушие к созданию семьи, социальное сиротство, проституция, неуважение к уходящим и ушедшим поколениям. В настоящее время курить, пить пиво и водку, заниматься сексом дети начинают уже в школьные годы.

Анализ содержания передач современного телевидения, кино, радио, рекламы и других видов массово-культурного воздействия указывает на ряд посылов, влияющих на воспитание школьников. Это: всевластие денег, различные игры на деньги, многочисленные сериалы, где главным мотивом жизни и преступления являются деньги. По всей Российской Федерации наблюдается широкое распространение наркомании, алкоголизма среди подрастающего поколения. Одним из свидетельств растущей алкоголизации и наркотизации населения является рост смертности от отравления алкоголем и его суррогатами, наркотиками. Эти пагубные явления зависят не от экологии, не от системы здравоохранения, не от уровня оказания медицинской помощи, а от социальных условий.

В силу указанных причин теряются самые драгоценные качества — воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувства уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как: взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, заботливое отношение к людям, уважение к старшему поколению. Вечные ценности — Добро, Истина, Красота — постепенно отодвигаются на периферию жизни подростков. Это риск для физического, нравственного и психического здоровья человека, общества, риск для безопасности страны.

Древнейшие культурные, воспитательные традиции народов оказывают влияние и на современную ситуацию, и на будущее развитие, поскольку они строились на ценностях, идеалах, опыте жизнедеятельности и воспитания в различных условиях среды обитания.

Создание условий для нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, взаимодействие семьи, педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, социальных институтов — необходимые этапы в деле формирования нравственной личности.

В условиях модернизации образования актуализируется воспитание таких нравственных качеств у школьников, как: трудолюбие, уважение к старшим, людям другой национальности, доброта, терпимость, дисциплинированность, честность, здоровье любовь к семье, Родине и др. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является поиск оптимальных путей, направленных на формирование нравственности у школьников, устойчивой жизненной позиции.

Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я. А. Коменский [126], И. Г. Песталоцци [180], К. Д. Ушинский [219], И .Я. Яковлев [85]. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания способствовали работы Г. С. Виноградова [46], Г. Н. Волкова [48]. Проблеме изучения народного опыта воспитания посвящены труды К. Ш. Ахиярова [13], В. И. Баймурзиной [17], С. А. Галина [54], А.Ш. Га-шимова [58], З. Г. Нигматова [170], A.M. Сафина [196], М. Г. Тайчинова [215], Я. И. Ханбикова [230], А. Ф. Хинтибидзе [231] и других.

Несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных результатов, проблема нравственного воспитания школьников по-прежнему в достаточной степени не решена. Основными причинами этого являются:

— недостаточная разработанность теоретических аспектов нравственного воспитания в педагогической теории и практике, а также отсутствие программно-методического обеспечения;

— возникшая необходимость обогащения содержания, форм, методов нравственного воспитания школьников традициями педагогики разных народов;

— отсутствие системы в нравственном воспитании школьников на традициях народной педагогики в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, актуальность настоящего исследования вызвана: 1) заказом общества в воспитании высоконравственных граждан- 2) современными проблемами нравственного воспитания- 3) недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики в педагогической теории и практике.

На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в этом направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречий между потребностью общества в высоконравственном человеке, относящемся уважительно к старшим, представителям других этносов, и условиями социокультурной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личностимежду богатыми возможностями народной педагогики в нравственном воспитании школьников и слабой разработанностью данной проблемы в педагогической наукемежду несогласованностью исследований нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики и их внедрением в образовательный процесс общеобразовательных учреждений.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики».

Решение данной проблемы определило цель нашего исследования — разработать, обосновать и реализовать модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, а также выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования: нравственное воспитание школьников.

Предмет исследования: процесс нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Ход исследования определялся следующей гипотезой: процесс нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики в общеобразовательных учреждениях будет эффективным, если:

1) на основе системного и аксиологического подходов разработать модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

2) выявить народные традиции, которые могут способствовать формированию нравственности школьников с учетом взаимовлияния и взаимодействия прогрессивных идей педагогики разных народов;

3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, определяющие эффективность процесса нравственного воспитания школьников, включающие: 1) осуществление нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей- 2) осуществление нравственного воспитания школьников во внешкольной работе в социуме с учетом особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов- 3) ресурсное обеспечение образовательной среды современных школ.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:

1) проанализировать историческую, психолого-педагогическую и методическую литературу, провести сравнительный анализ взаимовлияния и взаимодействия прогрессивных идей педагогики разных народов, обобщить эффективный педагогический опыт по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики;

2) сконструировать модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики на основе системного и аксиологического подходов;

3) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики;

4) разработать методические рекомендации по использованию традиций народной педагогики в процессе нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Теоретической основой исследования послужили философские и психолого-педагогические идеи и положения: о значении народной педагогики в воспитании подрастающего поколения (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.) — исследования нравственного воспитания (A.C. Баро-ненко, Е. В. Бондаревская, О. Г. Дробницкий, И. С. Кон, С. Е. Матушкин, А.З.

Рахимов, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.) — положения, разработанные в психологической теории личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В. И. Долгова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования в мире ценностей (В.А. Караковский, A.B. Кирьякова, Н.Д. Никанд-ров, В. А. Ядов и др.) — об использовании прогрессивных идей и традиций народного опыта воспитания в современных условиях (К.Ш. Ахияров, В. И. Баймурзина, Г. Н. Волков, A.C. Гаязов, Л. М. Кашапова, Ф. Г. Ялалов и др.) — о профессионально-педагогической подготовке (А.Ф. Аменд, P.M. Асадуллин, И. О. Котлярова, В. А. Сластенин, A.B. Усова, Н. М. Яковлева и др.) — об особенностях моделирования как метода исследования (А.У. Варданян, Б. А. Глинский, В. В. Давыдов и др.).

Методы исследования:

— теоретические: изучение в контексте исследуемой проблемы и теоретический анализ литературы в области философии и истории, педагогики и психологии, культурологии и социологии, монографий, нормативных документов, материалов международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, связанных с проблемой исследования, материалов периодической печати, сайтов по данной темеанализ литературы по разработке модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогикитеоретическое обобщение, сравнение, анализ, систематизация полученных результатов;

— эмпирические: наблюдение, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики, методы опроса (анкетирование, наблюдение, беседа, интервьюирование) — педагогический эксперимент по проверке модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, статистические методы обработки данных и проверка выдвинутой гипотезы.

База исследования. Исследование прошло экспериментальную апробацию на базе Башкирской гимназии-интерната, СОШ № 15 г. Белебея, Чувашской гимназии г. Белебея, Татарской гимназии № 84 г. Уфы Республики.

Башкортостан. Отдельные положения исследования проверены в СОШ с. Метевбаш, СОШ с. Санаторий Глуховская Белебеевского района, СОШ с. Усак-Кичу Бижбулякского района, Аксаковской гимназии № 11 г. Уфы Республики Башкортостан.

Первый этап (2002;2004) был посвящен анализу философской, психолого-педагогической, социологической, этнографической, культурологической, исторической литературы, монографий и диссертаций по исследуемой темеанализу учебно-воспитательной работы школ, обобщению эффективного педагогического опытаопределению методики, понятийно-категориального аппарата, разработке модели нравственного воспитания школьников и выявлению педагогических условий ее эффективного функционированияпроведению констатирующего этапа экспериментаразработке программы спецкурса «Народная педагогика».

На втором этапе (2004;2007) осуществлялся формирующий эксперимент, в процессе которого была внедрена в учебно-воспитательный процесс модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, реализованы выявленные педагогические условия, что способствовало составлению программы нравственного воспитания на традициях народной педагогики, разработке методического пособия.

Третий этап (2008;2009) характеризуется обработкой, обобщением и систематизацией результатов экспериментаподготовке сборника методических разработок по обобщению эффективного педагогического опыта по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики — это целенаправленное взаимодействие родителей, школьников, педагогов в процессе изучения истории, культуры, родного языка, традиций и обычаев своего и других народов, в результате которого школьники овладевают такими нравственными качествами, как: уважение к старшим, людям другой национальности, трудолюбие, доброта, ответственность, дисциплинированность, терпимость, отзывчивость, любовь к близким, к Родине, а также и нравственными нормами поведения, востребованными обществом.

2. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики успешно осуществляется в рамках модели, которая построена на основе системного и аксиологического подходов, включает три взаимосвязанных компонента, характеризуется системностью, вариативностью, индивидуали-зированностью, реализуется с учетом принципов гуманизма, культуросооб-разности, природосообразности, народности, преемственности.

3. Педагогическими условиями эффективного функционирования модели являются: учет индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей школьниковучет особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народовресурсное обеспечение образовательной среды современных школ, необходимое для эффективной организации процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Защищаемые положения определяют научную новизну, теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании:

1. На основе системного, аксиологического подходов разработана модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, которая состоит из целевого, содержательного, процессуального компонентов и характеризуется системностью, вариативностью, индивидуали-зированностью.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены следующие педагогические условия эффективного функционирования модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики: осуществление нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностейосуществление нравственного воспитания школьников во внешкольной работе в социуме с учетом особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народовресурсное обеспечение образовательной среды современных школ (информационные, методические, человеческие и материально-технические).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1) проведен сравнительный анализ взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов (русского, башкирского, татарского, чувашского, марийского и др.) — выявлены общие для всех народов прогрессивные идеи, их отличительные и специфические черты- 2) уточнено и конкретизировано понятие нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики- 3) определены принципы реализации модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, к которым относятся принципы гуманизма, культуросообразности, природосо-образности, народности, преемственности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса нравственного воспитания на традициях народной педагогики в общеобразовательных учреждениях. Она определяется: 1) внедрением и реализацией модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики и педагогических условий ее эффективного функционирования- 2) определением и характеристикой уровней и критериев сформированности нравственности школьников на традициях народной педагогики- 3) разработкой методических рекомендаций по совершенствованию процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики- 4) внедрением в процесс нравственного воспитания экспериментальных школ программы «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной педагогики" — 5) разработкой научно-методических материалов (программы, методического пособия, сборника методических разработок «Народная педагогика»), которые используются при обобщении и распространении эффективного педагогического опыта, практической деятельности педагогов общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан и других регионов, при переподготовке и повышении квалификации педагогов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется: использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету, задачам исследованиярезультатами внедрения в процесс нравственного воспитания школьников специальных и нормативных курсов, спроектированных на основе выдвинутых теоретических положениймасштабами организации исследовательской работы в экспериментальных школах, воспроизводимостью результатов исследованияподтверждением выдвинутой гипотезы результатами эксперимента и обработкой экспериментальных данных методами математической статистики.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений:

1) на VIII Международной конференции «Проектирование образовательной среды Красивых школ» (Нижний Новгород, 2−3 ноября, 2004) проект «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики» отмечен дипломом I степени;

2) в ходе участия на Всероссийских конкурсах «Педагогические иннова-ции-2008» (Диплом лауреата III степени за программу спецкурса «Народная педагогика») — «Педагогические инновации-2009» (Диплом III степени за проект программы «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной педагогики»);

3) в ходе организации и проведения работы авторских секций на Всероссийских научно-практических конференциях: «Выявление и развитие одаренности детей в рамках личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса» (Уфа, БИРО, 17 мая 2007 г.), «Формирование профессиональной компетентности в системе непрерывного образования» (Уфа, БИРО, 27 ноября 2008 г.);

4) в ходе проведения мастер-классов: «Душа моего народа — богатство» на Межрегиональном семинаре «Этнокультурные ценности народных традиций» (Татарская гимназия № 84 г. Уфы, 17 марта 2005 г.), «Здоровье — бесценное богатство» — на Межрегиональной научно-практической конференции «Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса» в Башкирском институте развития образования (Уфа, БИРО, 20 мая 2005 г.);

5) на республиканской научно-практической конференции по движению «Красивая школа» в БГПУ на тему «Нравственное воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики» (Уфа, БГПУ, октябрь 2004);

6) на методических объединениях школ, районов, педсоветах общеобразовательных учреждений г. Белебея, г. Уфы на тему «Духовно-нравственное воспитание личности на традициях народной педагогики», на курсах повышения квалификации учителей на базе Башкирского института развития образования (2004;2009 гг.);

7) в ходе обобщения эффективного педагогического опыта педагогов, принимавших участие в конкурсе «Лучшие учителя Республики Башкортостан» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 20 062 008 годах;

8) в процессе педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов, учителя родных языков (русского, башкирского, татарского), заместителя директора по родным языкам, методиста по национальным вопросам отдела образования администрации Белебеевского района и г. Белебея и старшего преподавателя Башкирского института развития образования Республики Башкортостан;

9) посредством публикаций результатов исследования.

Выводы по II главе.

1. Основной целью проводимой нами экспериментальной работы явилась проверка действенности разработанной модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики и подтверждение достаточности выявленных педагогических условий ее эффективного функционирования.

2. Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень сформированное&tradeнравственности школьников па традициях народной педагогики, вследствие недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современных школ, не использования специальных действий для ее формирования.

3. Основным показателем эффективности функционирования модели является существенное повышение уровня сформированное&tradeнравственности школьников на традициях народной педагогики.

4. Совокупность педагогических условий: 1) осуществление нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений с учетом индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей школьников- 2) осуществление нравственного воспитания школьников во внешкольной работе в социуме с учетом особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов- 3) ресурсное обеспечение образовательной среды современных школ является необходимым и достаточным для эффективного функционирования модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

• 5. В ходе эксперимента выявлены и обоснованы народные традиции, эффективно используемые в процессе нравственного воспитания на традициях народной педагогики (трудовые, семейные, празднично-календарные). Фактором успешности формирования нравственности на традициях народной педагогики является изучение истории, культуры, родного языка, внедрение лучших народных традиций разных народов в процесс нравственного воспитания школьников.

6. Разработаны научно-методические материалы, которые используются при обобщении и распросгранении эффективною педагогического опыта, практической деятельности педагогов общеобразова тельных учреждений Республики Башкортостан и других регионов, при переподготовке и повышении квалификации педагогов, реализованы в процессе нравственного воспитания экспериментальных школ программа «Духовно-нравственное возрождение личности па традициях народной педагогики», методический комплекс нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

7. В рамках исследования обоснованы целевой, содержательный, процессуальный компоненты модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Заключение

.

Изучение современного состояния и существующих тенденций нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, анализ нормативно-правовой базы российского образования и начной психолого-педагогической литературы, а также проведенное нами исследование и личный опыт педагогической деятельности показали, что необходимость формирования нравственности школьников на традициях народной педагогики обусловлена заказом общества в воспитании высоконравственных гражданах. Формирование нравственности школьников на традициях народной педагогики в современных условиях требует специальных усилий. Поэтому проблема воспитания нравственности школьников па традициях народной педагогики в общеобразовательных условиях считается одной из самых актуальных, и в то же время недостаточно разработанных. Ее решение осуществлено нами в направлении разработки, обоснования и реализации модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, а также выявления и проверки педагогических условий ее эффективного функционирования.

В первой главе диссертационного исследования «Теоретические аспекты нравственного воспитания школьников па традициях народной педагогики» рассмотрены такие вопросы, как изучение состояния проблемы нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики в педагогической теории и практике, раскрытие принципов и особенностей ее формирования в условиях современных общеобразовательных учреждений, разработка модели нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики и определение педагогических условий се эффективного функционирования. Ключевым для выполненного исследования выступило понятие «нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики», которое трактуется как целенаправленное взаимодействие родителей, школьников, педагогов в процессе изучения истории, культуры, родного языка, традиций и обычаев своего и других пародов, в результате котоporo школьники овладевают такими нравственными качествами, как: уважение к старшим, людям другой национальности, трудолюбие, доброта, ответственность, дисциплинированность, терпимость, отзывчивость, любовь к близким, к Родине и нормами поведения, востребованными обществом.

Исследование показало, что нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики требует целенаправленных действий, в связи с чем была разработана специальная модель, обеспечивающая формирование нравственности школьников на традициях народной педагогики. Данная модель 1) опирается на системный и аксиологические подходы;

2) отличается системностью (систематичность педагогических воздействий в направлении формирования нравственности школьников), вариативностью (вариативность содержания образования), индивидуализированностью (ориентация процесса воспитания наличность школьника);

3) реализуется с учетом следующих принципов: гуманизма, культуросо-образности, природосообразности, народности, преемственности. Эффективное функционирование и развитие построенной модели возможно при реализации следующих педагогических условий: 1) осуществление нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей- 2) осуществление нравственного воспитания школьников во внешкольной работе в социуме с учетом особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных пародов- 3) ресурсное обеспечение образовательной среды современных школ (информационные, методические, человеческие, материально-технические).

Данные условия выявлялись нами исходя из содержательных особенностей построенной модели, условий ее функционирования, определяющих границы эффективного использования, сущностной характеристики процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Для получения объективной информации об уровне сформированное&tradeнравственности школьников (низкий, средний, высокий уровни) нами были определены следующие критерии: когнитивный, конативно-поведенческий, рефлексивно-оценочный. Каждый критерий может проявляться на низком, среднем, высоком уровнях, качественная характеристика которых подробно представлена.

Вторая глава диссертационного исследования посвящена экспериментальной работе по нравственному воспитанию школьников на традициях народной педагогики с использованием построенной нами модели на фоне педагогических условий. В ней представлены цели и задачи педагогического эксперимента, его основное содержание, практический аппарат и анализ результатов.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность настоящего исследования обусловлена заказом общества в воспитании высоконравственных граждансовременными проблемами нравственного воспитаниянедостаточной разработанностью теоретико-методологических основ процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики в педагогической теории и практике.

2. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики мы трактуем как целенаправленное взаимодействие родителей, школьников, педагогов в процессе изучения истории, культуры, родного языка, традиций и обычаев своего и других пародов, в результате которого школьники овладевают такими нравственными качествами, как: уважение к старшим, людям другой национальности, трудолюбие, доброта, ответственность, дисциплинированность, терпимость, отзывчивость, любовь к близким, к Родине и нравственными нормами поведения, востребованными обществом.

3. В рамках исследования нами разработана, обоснована и реализована модель нравственного воспитания школьников па традициях народной педагогики, построенная на основе системного, аксиологического подходов, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный компоненты, характеризующаяся системностью, вариативностью, индивидуализированно-стью.

4. Педагогическими условиями эффективного функционирования модели являются: 1) учет индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей школьников- 2) учет особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов- 3) ресурсное обеспечение образовательной среды современных школ, необходимое для эффективной организации процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

5. Народные традиции способствуют эффективному нравственному воспитанию школьников: семейные (уважение к старшим, гостеприимство, пример, воспитывающая ситуация, устное народное творчество и др.) — трудовые (помощь родителям, национальная кухня, декоративно-прикладное искусство и др.) — празднично-календарные традиции (фольклорные, национальные, религиозные, обрядовые праздники).

Организованный в рамках диссертационного исследования педагогический эксперимент показал существенное повышение уровня сформпрованно-сти нравственности школьников на традициях народной педагогики в экспериментальных группах формирующего этапа эксперимента. Наиболее высокие результаты наблюдались в группе, где процесс нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики строился с использованием модели, реализованной на фоне педагогических условий.

В ходе экспериментальной работы сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены. Результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментов доказывают правомерность выдвинутой гипотезы, выносимых на защиту положений. Выявленные педагогические условия реально обеспечивают эффективность процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики. В дальнейшем исследование может быть продолжено в следующих направлениях: поиск теоретико-методологических методов по формированию нравственности школьников на основе этнопедагогикиразработка механизмов формирования нравственности школьников средствами народной педагогики в непрерывном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. «Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе. Текст.: Дис.. к.п.и. / М. А. Абдуллина. -Уфа: БГПУ, 2001.- 191с.
  2. , А.Г. Развитие межнациональных отношений в системе высшего профессионального образования J Текст.: Дис. д-ра лед. наук / А. Г. Абсалямова. Уфа: БГПУ, 2007. — 483 с.
  3. , Р.Г. Каждый этнос феномен общества Текст. / Р. Г. Абуталипов // Соотечественник. — 2004. — № 1. — С. 12−16.
  4. , А.Ю. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы в вузе по психолого-педагогическим специальностям Текст. / А. Ю. Акмалов, P.A. Циринг. Челябинск: Уральская акад., 2006. — 34с.
  5. , А.Ф. Теория и практика непрерывного экологического образования Текст.: Монография. / А. Ф. Аменд. Челябинск: Факел, 1996. — 152с.
  6. Амонашвили, III.А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом. Ш. А. Амонашвили, 1996. — 494 с.
  7. , В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
  8. , А.И. Что такое духовный мир человека? Человек и духовно-нравственные ценности Текст.: Введение в культурологию / А. И Арнольдов. М.: Народная академия культуры, 1993. — С.57−73.
  9. , P.M. Новые ориентиры развития профессионального образования Текст.: Монография / P.M. Асадуллин, Л. И. Васильев. Баш.гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. — Уфа: Вагант, 2008. 131с.
  10. , У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников Текст.: Дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. / У. Ш. Атангулов. Уфа, БГПУ, 1993. — 192с.
  11. Ахияров, K.LLI. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: БашГПУ, 1996. -241с.
  12. , К.Ш. В. А. Сухомлпнский выдающийся педагог XX-XXI столетий Текст. / К. Ш. Ахияров. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. — 28с.
  13. , К.Ш. Народная педагогика и современная школа Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: БашГПУ, 2000. — 328 с.
  14. , К.Ш. Школа. Труд. Рынок Текст. / К.III. Ахияров, А. Ф. Амиров Уфа: Баш.гос. пед. ун-т, АН РБ, 2001. — 382 с.
  15. , Х.Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Х. Х. Баймурзин. Казан, гос. пед. ун-т. — Казань, 2001. — 50с.
  16. , В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы Текст.: Автореферат дис. к.п.н. /В.И. Баймурзина. Казань, 1992. — 18с.
  17. , В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность Текст.: Монография / В. И. Баймурзина. — 2-е изд., перераб. и доп. Уфа: Баш. гос ун-т- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. 3. Биишевой, 2008. — 255с.
  18. , A.C. Теория и практика формирования обществоведческой культуры учащихся старших классов среднего образова тельного учреждения в учебном процессе Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.C. Бароненко. Челябинск, 1999. — 39с.
  19. , Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях Текст. / Г. И. Батурина. // Народное образование. М., 2002. -112с.
  20. , Х.Х. Традиционная педагогическая культура Карачаевского народа Текст.: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Х. Х. Батчаев. Казань, 2003. -41с.
  21. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки Текст. / перевод Г. Шафикова. Уфа: Китап, 1987. — 120 с.
  22. , A.C. Теория образования. Идеология, методология, научный аппарат историко-педагогического исследования Текст. / A.C. Белкин,
  23. Е.В. Ткаченко // Образование и наука. 2006. — № 1 (37). — С. 21−29.
  24. , B.JI. Педагогическая культурология: курс лекций Текст.: учебное пособие / B. J1. Бенин. Уфа, Баш. гос.пед. инстит., 2004. — 515 с.
  25. Бережнова, JLH. Этнопедагогика Текст.: уч. пособие для студ. высш учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок. — ?Vi.: Издательский центр «Академия», 2007. 240с.
  26. , В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) Текст. / В. П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304с.
  27. , Н.В. Башкиры: Этническая история и традиционная культура Текст. / Н. В. Бикбулатов, P.M. Юсупов. Уфа: Научное издательство Башкирская энциклопедия, 2002. — 248 с.
  28. , A.A. Обшая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440с.
  29. , Л.И. / Психологические особенности развития подростка Текст. / Л. И. Божович. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  30. , Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  31. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Текст. / Председатель на-учно-ред. совета Ю. Л. Осипов. Ответ, ред. СЛ. Кравец. Т. «Россия» М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.
  32. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1977. Т. 24.осн. — СССР, — 1977. — 576 с. с илл., 33 л. илл., 11 л. карт.
  33. , E.B. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-па-Дону, 1986. — 120 с.
  34. , Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики ¡-Текст. / Е.В. Бондаревская// Педагогика. 2007. — № 6. — С. 3−10.
  35. , Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы Текст. / Н. В. Бордовская СПб.: РХГИ, 2001. -512 с.
  36. , В.П. Современная социально-педагогическая теория и практика Текст. / В. П. Борисенко // Педагогика. 2006. — № 3. — С.108−112.
  37. , Д. И. Педагогические условия формирования единства нравственного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами воспитания. Текст.: Дис.. к.п.н. / Д. И. Бородин. Уфа: БГТ1У, 1998. -172с.
  38. , С.А. Передовой педагогический опыт в современных условиях Текст.: Монография / С. А. Бронников, Э. П. Бронникова. Уфа: БИ-РО, 2008.-225с.
  39. , З.А. Становление профессиональных компетенций педагогов в условиях модернизации образования Текст. / З. А Булатова // Среднее профессиональное образование. М.: Изд-во СПО, 2009. — № 2. — С. 55−56.
  40. , З.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики Текст.: Монография / З. А. Булатова. Уфа: Изд-во БИРО, 2009. — 139с.
  41. , Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования Текст. / Т. С. Буторина. СПб.: КАРО, 2004. — 224 с.
  42. , И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима Текст. / И. И. Валеев. Уфа: Китап, 2005. — 416 с.
  43. Вальдорфская педагогика: Антология. Текст. / Сост. A.A. Пинский и др.- Под ред. A.A. Пинского. М.: Просвещение, 2003. — 494 с.
  44. , Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшем образованием (на материале подготовки педагога и психолога) Текст.: Дис. д-ра пед наук / Ю.В. Варданян- М., 1998. -353с.
  45. , З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста Текст. / З. П. Васильцова. М.: 11сдагогика, 1 983. 144с.
  46. , Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном процессе Текст.: Монография / Э. Ф. Вертякова. Челябинск. — ЧГГГУ, 2006. — 143с.
  47. , B.C. Народная педагогика Текст. / С. Виноградов. -Иркутск, 1926. 30с.
  48. , Г. Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. Текст. / Г. Н. Волков. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т. 2. — 460с.
  49. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат. — 1974. — 367с.
  50. , Г. Н. Этнопедагогика для студентов средних и высших пед. уч. зав Текст. / Г. Н. Волков. М.: изд. центр «Академия», 1999. 168с.
  51. , Г. Н. Этнопедагогика чувашского парода Текст. / Г. Н. Волков. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат., 1993. 83с.
  52. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1991.-480с.
  53. , Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов Текст.: Дис.. к.п.н. /Х.Х. Галимова. — Уфа, БГПУ, 1993.- 169с.
  54. , С.А. Башкирский народный эпос Текст. / С. А. Галин. Уфа: Изд-во «Аэрокосмос и ноосфера», 2002. — 320с.
  55. , С.А. Народной мудрости источник Текст. / С. А. Галин. Уфа: Китап, 2007. — 304с.
  56. , А.Х. Гуманизация трудового воспитания сельских школьников в новых социально-экономических условиях Текст.: Дис.. к.п.н. / А. Х. Галина.-Уфа, БГПУ, 1998. -168с.
  57. , И.Г. Башкирские народные детские игры Текст. / И. Г. Галяутдинов. Уфа: Китап, 2002. — 248с.: ил.
  58. , Р.Т. Педагогические условия интернационалистского воспитания школьников Текст.: Автореф. /дис.. к.п.н. / Р. Т. Гарданов Уфа: Изд-во БГПУ, 1994.- 19с.
  59. , А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Текст.: Ав-торефер. дис.. д-ра пед наук / A. I1I. Гашимов. Тблиси, 1946. -46 с.
  60. , A.C. Образование как пространство формирования личности гражданина Текст. / A.C. Гаязов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 284с.
  61. , Б.С. Философия образования для XXI в.: учеб. пособ. для самообразования. Изд. 2-е, перераб. и дополи. Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512с.
  62. , К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания учащихся в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики Текст.: Дис.. к.п.н. / К. Х. Гизатуллина. Уфа: БГПУ, 1999. — 167с.
  63. , И.М. Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (на материале школ Республики Башкортостан) Текст.: Дис.к.п.н. / И. М. Гилемшин. Уфа: БГПУ, 2004. — 237с.
  64. , Р.Х. Педагогические условия реализации региональной направленности образовательного процесса в сельской школе Текст.: Дис.. к.п.н. / Р. Х. Гиниятуллин. Уфа: БГПУ, 2004. — 200с.
  65. , Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска Текст.: Дне.. к.п.н. / Л.П. Гирфанова-Уфа: БГПУ, 1997. 221с.
  66. Гиг, Дж. ваи Прикладная общая теория систем: в 2 кн. Текст. / Дж. ван Гиг. М.: Мир, 1981. — Кн. 1, — 336с.
  67. , Г. Д. Антология гуманной педагогики Текст. / Г. Д. Глейзер. -М., 2002.-223с.
  68. , И.З. Воспитание в школе: каким ему быть Текст. / И. З. Гликман 11 Педагогика. 2007. — № 4. — С. 53- 57.
  69. , Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) Текст. / Б. А. Глинский, B.C. Грязнев. М.: Изд-воМГУ, 1965.-248с.
  70. Глухашок, ITC. Психология профессионализации педагога Текст. / Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-ет, 2000. -219 с.
  71. , Т.И. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки» Текст.: Дис.. к.п.н. / Т. И. Горная. Уфа: БГПУ, 2004. — 195с.
  72. , В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей Текст. / В. Н. Гуров. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 320с.
  73. , A.A. Этика: учеб. для студ. вузов Текст. / A.A. Гусейнов, Р. Г. Апресян. -М.: Гардарики, 1998.-470 с.
  74. , В.В. Учебная деятельность и моделирование Текст. / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1981. — 21 Зс.
  75. , А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика. 2008. — № 8. — С. 112−116.
  76. , Г. А. Формирование проектировочной компетентности будущих учителей Текст.: Автореф. .к.п.н. / Г. А. Демакова. Челябинск, 2004. — 29с.
  77. , В.И. Коррекция страха смерти у подростков Текст.: Монография / В. И. Долгова, Н. Г. Кормушина. Челябинск: ООО «Изд-во РЕК-ПОЛ», 2009. — 324с.
  78. , О.Г. Проблема нравственности / О. Г. Дробницкий. М., 1977.-333с.
  79. , В.И. Методология и методы дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
  80. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» Текст! / Секретариат Государственного собрания Курултая Республики Башкортостан. -Уфа, 2007. — 60 с.
  81. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. // М.: изд-во ОМЕГА — Л, 2006. — 47 с.
  82. , Э.Ф. Компетентностный подход к образованию Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2005. — № 3. — С. 27−35.
  83. , С.Ф. Формирование готовности будущего учителя к реализации полиэтнического воспитания сельских школьников Текст.: Дис.. к.п.н. / С. Ф. Зиганшина. Уфа: БГПУ, 2004. — 195с.
  84. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. /1 I.A. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-С. 22−24.
  85. Иван Яковлев выдающийся чувашский просветитель-педагог Текст. / Сост. Кондратьев A.A. — Уфа: Изд-во «Экология, 1998. — 238с.
  86. , Л.Ф. Гуманистическая народная педагогика как основа художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей Средневековья Текст.: Автореф. дис.. к.п.н. / Л. Ф. Иванова. Казань, 2003. -22с.
  87. , O.A. Развитие проектных умений студентов в процессе изучения спецдисциплин (на примере подготовки экономистов-менеджеров в университете) Текст.: Автореф. дис.. к.п.н. Челябинск, 2003. -29с.
  88. , Н.П. Воспитание детей в семье в кон тексте социальных изменений Текст. / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева // Начальная школа. 2004. -№ 3.- С. 6−13.
  89. , И.Н. Национальное воспитание по И.Л. Ильину Текст. / Иванченко И. Н. // Педагогика. -2008. № 8. — С. 77−83.
  90. , Э. А. «Педагогические условия изучения и использования передового педагогического опыта Текст.: Дис.. к.п.н. / Э. А. Ижбулатова. Уфа: БГПУ, 1998. — 180с.
  91. , А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана Текст. / А. З. Измайлов. М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  92. , И.А. История искусства и эстетика: избранные статьи Текст. / Ильин И. А.: Предисл. М.Лифшица. М.: Искусс тво, 1985. — 288 с.
  93. , И.А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Кн. 1. (Текст| / Ильин И. А.: Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М., Русская книга. — 1993. — 398 с.
  94. , Л.С. Развитие системы трудового воспитания школьников в Республике Башкортостан в конце XX века (1984−2000гг.) Текст.: Авто-реф. дис.. к.п.н. / Л. С. Исаргакова. Уфа, 2008. — 24с.
  95. , З.Ф. «Народное воспитание как средство формирования эт-ноэстетической культуры будущего учителя начальных классов Текст.: Дис.. к.п.н. / З. Ф. Исламова. Уфа: БГПУ, 1999. — 182с.
  96. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан Текст. — М.: ИПЦ «Дизайн информация. Картография», 2007. 696с.: ил., карт.
  97. История Башкортостана во второй половине 19 в начале 20 века Текст. / В 2 т.: Т. 1. Уфа: Гилем, 2006. — 240 с.
  98. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Текст. / Под. ред. И. Г. Акманова. Т. 1: История Башкортостана с древнейших времен до конца 19 века. Уфа: Китап, 2007. — 488с.: ил.
  99. История Башкортостана с древних времен до 60-х гг. XIX в. Текст. / Под ред. Х. Ф. Усманова. Уфа: Китап, 1996 г. — 520с.
  100. , И. Трактаты и письма Текст| / И. Кант. М.: Наука, 1980. -709 с.
  101. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  102. , В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса Текст. / В. Л. Караковский. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  103. , З.Ш. Формирование у будущих учителей индивидуально-творческого подхода к организации воспитательной работы Текст): Дис.. к.п.н. / З. Ш. Касимова. Уфа: БГПУ, 1996. — 182с.
  104. , В.Ф. Происхождение чувашского народа Текст. /
  105. В.Ф. Каховский. 3-е изд., перераб. — Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 2003. -463 с.
  106. , В.Ф. Рассказы по истории Чувашии |Текст. / В. Ф. Каховский, Захаров Г. З. Чебоксары, 1991. — 128 с.
  107. Кашапова, J1.M. Моделирование и реализация непрерывного этному-зыкального образования как целостной национально-региональной образовательной систем Текст.: Дис. .д-ра пед. наук / JI.M. Кашапова. Уфа: БГПУ, 2006.-400с.
  108. , Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников Текст. / Е. В. Киприянова // Наука и школа 2006. — № 6 — С. 30−32.
  109. , А.Н. Башкирский народный героический эпос Текст. / А. Н. Киреев. Баш. кн. изд., Уфа, 1970. 300 с.
  110. , A.B. Теория организации личности в мире ценностей Текст. / A.B. Кирьякова. Оренбург: ОГПИ, 1996. — 1 88 с.
  111. Г. З. «Нравственно-эстетическое воспитание детей 5−7 лет средствами детской игрушки Текст.: Дис.. к.п.н. / Г. З. Киселева. Уфа: БГПУ, 2001, — 174с.
  112. , В.Н. Диалог как средство формирования этической культуры школьников Текст. / В. Н. Клепиков // Педагогика. 2007. — № 1. — С. 3946.
  113. , П.И. Национальное воспитание и образование в России Текст. / П. И. Ковалевский. СПб.: Типография М. И. Акинфиева, 1910. -С.6−92.
  114. , П.П. Генезис теории и сообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры Текст. / П. П. Козлова.1. Уфа, 1995.- 120с.
  115. , И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 2008. — № 9. -С. 25−33.
  116. , Я.А. Педагогическое наследие Текст. / Я. А. Коменский, Д.Локк. М.: Педагогика, 1989. — 416с.
  117. Кон, И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1988., — 269с.
  118. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективного управления общеобразовательной школой Текст.: Дис. д-рапед. наук/Ю.А. Конаржевский-Челябинск, 1981. 492с.
  119. Конвенция о правах ребенка Текст. Нью-Йорк: изд-во ООН, 1991. — 13с.
  120. , A.M. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования Текст. / A.M. Кондаков // Педагогика. 2008 г. — № 9. — С. 13−20.
  121. Конституция Российской Федерации Текст. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 32с.
  122. Концепция государственной программы «Народы Башкортостана» Текст.: Проект АН РБ, УНЦ РАН- ОНУ и МАЭ. Уфа, 1998. — 189с.
  123. Концепция национального образования и принципов обучения на родных языках Республики Башкортостан Текст. / Под ред. З. Я¦ Рахматул-линой. Уфа, 2005. — 26с.
  124. , И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования Текст.: Дис.. д-ра пед. н. / И. О. Котлярова. Челябинск: ЧИД ПОПР, 1999.-340с.
  125. , В.Г. Введение в этнопсихологию: учебно-методическое пособие для студентов Текст. / В. Г. Крысько, Э. А. Саракуев. М.:Инст. практ. психологии, 1996. — 344с.
  126. , Р.Г. Происхождение башкирского народа:этнический состав, история населения Текст. / Р. Г. Кузеев. М.: Наука, 1974 — 384 с.
  127. , A.A. Проект Федерального государственного стандарта общего образования Текст. / A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков // Учительская газета. 2009 г. — № 11. — С. 16−19
  128. , JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования Текст.: Дис. д-ра пед. наук. -Чебоксары, 2001. 445с.
  129. , B.C. Теория и методика воспитательной работы Текст. / B.C. Кукушин. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 352с.
  130. , B.C. Этнопедагогика. Учебное пособие Текст. / B.C. Кукушин. М.: Изд-во московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 304с.
  131. , Г. Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1−11 классы Текст. / Г. Г. Кулинич. M.: ВАКО, 2007. — 192с.
  132. , C.B. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию Текст. /C.B. Кульневич, Т. П Лакоценина. -Воронеж, ЧП Лакоценин С. С., 2006. 272с.
  133. , Г. С. Башкирские просветители-демократы 19 века. (О М. Уметбаеве и М. Акмулле) Текст. / Г. С. Кунафин. -М., 1981. 256с.
  134. , М.Е. Компетентность специалиста как педагогическая проблема Текст. / М. Е. Курдакова. // Теория и практика дополнительного образования. 2006. — № 5 — С. 28−30.
  135. , Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике или использование в современной школьной практике Текст.: Автореферат дисс.. к.п.н. Казань, 1984. — 20с.
  136. , Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / Н. Т. Лакашия М., 1988. — 17с.
  137. , Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа Текст. / Д. И. Латышина // Воспитание школьников. Библиотека журнала. -Вып. 52. М.: Школьная пресса, 2004. — 128с.
  138. , Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов Текст.: Дис. .д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 375с.
  139. , Г. А. Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний Текст. / авт-сост. Г. А. Леликова, Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2007. — 174с.
  140. , A.A. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества» Текст. / A.A. Леонтьев // Вестник высшей школы. 1989. — № 11. — С. 39−48.
  141. , Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? Текст. / Х. Й. Лийметс. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  142. , И.А. Личностно ориентированное обучение классных руководителей во внутришкольной системе повышения профессионального мастерства Текст. / И. А. Линник // Теория и практика дополнительного образования. 2006. — № 5. — С. 49−52.
  143. , А.Е. Воспитание и духовность Текст. / А. Е. Лихачев. // Педагогика. 2001 — № 3. — С. 33.
  144. Личность. Культура. Общество Текст. // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Т. 10. Вып. 2 (41). — М., 2008. — 432с.
  145. , И.С. Ценностно-оценочный подход к профессиональной подготовке специалиста в вузе Текст.: Док.. д.п.н. / И. С. Ломакина. -Уфа: БГПУ, 2004.- 175с.
  146. , A.A. Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / A.A. Лопатина, М. Скребцова М.: Амрита — Русь, 2005. — 288с.
  147. , Н.Ю. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа Текст. / Н. Ю. Лосский. М., 1991. — 368с.
  148. , Л.Ю. Родительские собрания. 5−7 классы: беседы, лекции, тесты. Практикумы, анкеты для родителей Текст. / Л. Ю. Лупоядова,
  149. H.A. Мельникова. Волгоград: Учитель, 2007. — 207с.
  150. , Л.И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов Текст. / Л. И. Магомедова // Педагогика. 2007. — № 7. — С. 65−67.
  151. , В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной жизни Текст. / В. В. Макаев, З. А. Малькова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С.6.
  152. , A.C. О воспитании Текст. / A.C. Макаренко / Сост и авт. вступ. статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  153. , Л.И. Теория и методика воспитания Текст. / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480с.
  154. , Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Текст. / Э. С. Маркарян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. — 147с.
  155. , А.Н. Культурология Текст. / Под редакцией А. Н. Марковой. 3-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 319с.
  156. , А.Г. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Г. Маслоу М.: Смысл, 1999. — 424с.
  157. , С.Е. Социальное и природное в нравственности Текст. / С. Е. Матушкин. Челябинск: Челябинский гос. ун-т., 2005. — 99с.
  158. , В.М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности Текст. / В. М. Медведев, Ю. Ф. Фоминых. Самара: Изд-во самарского государственного технического ун-та, 1998. — 352с.
  159. , H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / H.A. Морева. -2-е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  160. , З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе Текст.: Дис.. к.п.н. / З. Ф. Мубинова. -«Уфа: БГПУ, 1998. 182с.
  161. , З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика и проблемы Текст. / З. Ф. Мубинова. Уфа: Изд-во Башкир.гос. университета, 2000. — 136с.
  162. , A.B. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. Текст. / A.B. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
  163. , A.B. Социализация человека Текст. / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2004.-300с.
  164. , A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., доп. Текст. / A.B. Мудрик. -М.:.Издательский центр «Академия», 2005. 200с.
  165. , С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики Текст.: Дис.. к.п.н. / А. С Мухамедьянов. Уфа: БГПУ, 1995.-205с.
  166. , Г. М. Педагогические условия преемственности содержания образования в различных типах общеобразовательных школ Текст.: Дис.. к.п.н. / Г. М. Мухамедьянова. Уфа: БГПУ, 1996. -174с.
  167. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки Текст. / 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002. 504 е., табл. — 5, карт — 17, рис. — 16, илл. -279с.
  168. , Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной шк. Текст. / Г. М. Науменко. М.: Академия, 1996. — 136с.
  169. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) Текст. // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 249−258.
  170. , Г. В. Этапы становления и особенности развития эт-нопедагогики Текст. / Г. В. Нездемковская П Педагогика. 2008. — № 5. — С. 20−27.
  171. , З.Г. Методические рекомендации по изучению воспитанности учащихся Текст. / З. Г. Нигматов. Казань, 1985. — 24с.
  172. , Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности Текст. / Н. В. Никандров // Народное образование. -2006.-№ 9. -С. 21−26.
  173. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Мирос, 1997. — 140 с.
  174. , A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития Текст. / A.M. Новиков. М.: ИПЦ РАО, 1997. — 254с.
  175. , В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая поликультурная среда Текст. / В. Б. Новичков // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 83−87.
  176. , Л.Н. Становление и развитие краеведения в школах Республики Башкортостан Текст.: Дис.. к.п.н. / Л. Н. Нуйкина. Уфа, БГПУ, 2000.- 180с.
  177. Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем Текст.: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во Тюмен.гос. ун-та, 2003. — 252с.
  178. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. Ок. 57 000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.-750 с.
  179. , М.Ф. Модернизация педагогического образования как условие становления поликультурной школы Текст. / М. Ф. Пафова, Т.Н. Карасе-ва // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С. 6.
  180. , И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М.: педагогика, 1981. — Т 1. -334с.
  181. , Т.И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе Текст.: Дис.. к.п.н. / Т. И. Петрова. Уфа: БГПУ, 2000. — 180с.
  182. , В.И. Нравственное образование в начальной школе / В. И. Петрова, И. С. Хомякова Текст. // Начальное образование. 2005. — № 4. -С: 36.
  183. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Текст. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256с.: ил.
  184. , Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография Текст.: Монография / Т. В. Поштарева. Ставрополь: Литера, 2006. -300с.
  185. , А.З. Нравология Текст. / А. З. Рахимов. Казань. Изд-во «Творчество», 2006. — 546с.
  186. , З.Я. Этикет как ценность культуры Текст. / З.Я. Рах-матуллина. Уфа: Гилем, 2004. — 240с.
  187. , В.В. Развивающее обучение как система Текст. / В.В. Реп-кин. Томск: Пеленг, 1993. — 61с.
  188. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях Текст. / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. — Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. — 38с.
  189. , C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 19 989. — Т. 2. — 323с.
  190. , Л.И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л.И. Ру-винский. М., 1981. — 184с.
  191. , Н.В. Педагогика: Учебное пособие Текст. / Н. В. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. — 495с.
  192. , А.П. Этнология Текст. / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320с.
  193. , К. Педагогика народов мира: История и современность. Текст. / К. Салимова, Нана Додде М.: Педагогическое общество России, 2001.-576с.
  194. , Л.Х. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики Текст. / Л. Х. Салимова. ИИЯЛ УНЦ РАН. Уфа, 2002. — 134с.
  195. , Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5−9 классы Текст. / Л. И. Саляхова.- М.: Глобус, 2007. 287с.
  196. , A.M. Основы традиционного воспитания в башкирской народной педагогике Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.M. Сафин. Челябинск, 1995. -48с.
  197. , Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / Ф. Селе-стен: Пер. с франц., сост. общ. ред. и bci. слово Б. Л. Вульфсона. М., 1990. -304с.
  198. Семейные праздники: сценарии праздничных программ и развлечений Текст. / авт.-сост. Ю. А. Вакуленко, Р. Ш. Энсани. Волгоград: Учитель, 2007.- 156 с.
  199. , Г. А. Развитие толерантных умений учащихся Текст.: Автореферат дисс. к.п.н. / Г. А. Синтяева. Челябинск, 2008. — 26с.
  200. , И.З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: Монография Текст. / И. З. Сковородкина. М.: ИТИП РАО, 2008. — 163с.
  201. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова: Учеб. пособ. для студ. высш. пёд. уч. зав. -М.: Академия. 2003. 192с.
  202. , В.А. Педагогика: Учебник для студ. высш. уч. зав Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев: Под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. — М.: Изд. центр. «Академия», 2008. — 576с.
  203. , И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды Текст. / И. М. Снегирев. М.: Советская Россия, 1990. — 257с.
  204. , М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика Текст.: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. уч. заведений / М. Г. Сорокова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 384с.
  205. , И.Р. Формирование культурно-нравственного потенциала студентов педвуза Текст.: Дис.. к.п.н. / И. Р. Сохацкий. Уфа, 2006. -170с.
  206. , E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степанов, JIM. Лузина. М., 2002. — С. 83.
  207. , П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант / П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2005. -64с.
  208. , Л.Ф. Формирование субъективной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме Текст.: Дис.. .к.п.н. / Л. Ф. Султанова. Уфа, 2007. — 170с.
  209. , Д.К. Формирование этнических ценностей у подростков в условиях дополнительного образования Текст.: Автореф.. к.п.н. / Д. К. Сурганова. Уфа, 2009. — 23с.
  210. , В.А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. — 288с.
  211. , В.А. Методика воспитания коллектива Текст. /
  212. B.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192с.
  213. , В.А. Павлышская средняя школа Текст. / В. А. Сухомлинский. М: Педагогика, 1969. — 169с.
  214. , В.А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. МН.: Нар. асвета, 1981. — 288с.
  215. , К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников Текст.: Дис.. к.п.н. / К. К. Тагиров. Уфа: БГПУ, 1997. — 156с.
  216. , М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа Текст. / М. Г. Тайчинов. М.: Изд. Центр МГОПУ, 1999. — 199с.
  217. , C.B. Школьник в современной образовательной среде: Текст.: монография. / C.B. Тарасов. СПб.: Образование и культура, 2001. -151с.
  218. , H.H. Педагогика: взаимосвязь науки и практики Текст.: монография. H.H. Тулькибаева, З. М. Большакова. Челябинск: Изд-во Челя-бин. гос. пед. ун-та, 2008. — 162с.
  219. , P.C. Педагогические -условия реализации традиций народной педагогики в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на примере сельских школ Республики Башкортостан) Текст.: Дис.. к.п.н. / P.C. Умергалин. Уфа, БГПУ, 2003. -215с.
  220. , К.Д. Избранные педагогические соч. Текст.: Под ред А. И. Пискунова (отв. ред) / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584с.
  221. , К.Д. О нравственном элементе в воспитании Текст. / К. Д. Ушинский: Сборник соч. в 11-ти томах. Т.2 М.- Л.: изд-во АПН, 1948.1. C. 425−488.
  222. , Д.И. Психология развития личности в антогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  223. , Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1997. — 160с.
  224. , Г. Н. Теория поликультурного образовательного пространства Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 102−105.
  225. Философский словарь Текст. / Под редакцией М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1968. — 432с.
  226. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2 изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815с.
  227. , В. Человек в поисках смыла Текст. / В. Франкл. М., 1990. -166с.
  228. , Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст. / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина. -М.: Просвещение, 1988. -207с.
  229. , Р. А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье Текст.: Дис.. к.п.н. / P.A. Хамидуллина. Уфа: БГПУ, 1995.- 186с.
  230. , Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики Текст. / Э. Ш. Хамитов. Уфа: БашГПИ, 1999. -85с.
  231. , Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Раздел первый. Татарская народная педагогика) Текст. / Я. И. Ханбиков. -Казань, 1967. — 232с.
  232. , А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве) Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Ф. Хинтибидзе. Тбилиси, 1963.-43с.
  233. , Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: (Очерки развития педагогической теории) Текст. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1979. — 160 е., ил.
  234. Хуторской, А. В Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  235. , Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности Текст.: Автореферат .к. психол. н. / Д. А. Циринг. Пермь, 2001. -25с.
  236. , Л.П. Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования Текст.: Дис.. к.п.н. / Л. П. Шеина. Уфа: БГПУ, 2000. — 205с
  237. , Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования Текст.: Монография / Н. П. Шитякова. Челябинск: ЧГПУ, 2004. -172с.
  238. , Ф.Т. Классификация компетентностей как основа для реализации компетентностного подхода в образовании Текст. / Ф. Т. Шишкин // Наука и школа. 2008. — № 5. — С.29−33.
  239. , В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. — 128с.
  240. , Г. В. Формирование у дагестанских школьников ценностных отношений к русской национальной культуре Текст.: Автореферат. к.п.н. / Г: В. Щеглова. Махачкала, 2008. — С. 26.
  241. , Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96с.
  242. , Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128с.
  243. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эль-конин. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  244. , Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания Текст. / Ю. И. Юричка, А. Ю. Юричка. М.: Бир. СГПА, 2005. — 285с.
  245. , В.А. К вопросу о разработке социальной типологии личности Текст. // Личности в системе коллективных отношений / В. А. Ядов. М.: Просвещение, 1980. — С.270.
  246. , И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. -176с.
  247. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. -239с.
  248. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: Автореферат дис. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1992 — 37с.
  249. , Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем Текст.: Дис. д-ра пед. наук. / Н. О. Яковлева. Челябинск, 2003. -355с.
  250. , Ф.Г. Этнодидактика Текст.: монография. / Ф. Г. Ялалов. М.: КИЦ ВЛАДОС, 2002. — 151с.
  251. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365с.
  252. Demmer, М. Opfermoral und Solidaritet // Demokratische Erzienung.1985. -Nr. 7−8. S. 42.
  253. Neuner G., Hun feld H. Methodern des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Berlin- New York: Langencneidt, 1993. — S. 184.
  254. Nieke, Wolfgang. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungeg im Altag. Reihe Schule bnd Gesellschaft. Band 4. Leske+Budrich, Opladen, 1995.-255 S.
  255. Pederson, P. Multicultural counseling // Improving intercultural interactions: Modules for cross-cultural training programs / Eds. By R: W. Brislin, T. Yoshida. Newbury Park, CA: Sage, 19 994. — 360 p.
  256. Phinney, J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. — Vol. 108 (3). — P. 499−514.
  257. Prikoloji ve Veni Eqitim i) Prod Dr. Sindey Pressiy. Prod Dr. Francis P. Robinson. Istanbul, 1989, 368 s.
  258. Sue, D.W. et al. Multicultural counseling competencies L.: Sage, 1998. -176 p.
  259. Thomas Aexander. Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns: Kul-turverglei chende Psychologie Eine Einfuhrung. — Gottingen, 1993. — 380 S.
  260. Zaner Bioser Handwriting: basic skills and application — columbus, Ohio, 1984.-65 p.261. http://tatar-cell.narod.ru262. http://www.vostlit.narod.ru263. www.bashkortostan.ru179
Заполнить форму текущей работой