Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Органицистская концепция культуры в философии русского консерватизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Составляющие германо-романского типа культуры — призваны, по Гегелю, за вершить самоосуществления Мирового духа и свободы. Именно здесь, в стар ческом возрасте всемирной истории должна осуществиться свобода духа. Если Шеллинг с надеждой смотрел на великое будущее русской культуры, то Гегель ничего не нашёл сказать о России, кроме того, что она «поздно вступает в ряд исторических государств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА С ПОЗИЦИЙ ОРГАНИЦИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
    • 1. Противоположность методологических установок механицизма и органицизма в анализе природных и культурных явлений
    • 2. Содержание органицистской методологии и специфика исследования мировой культуры в европейском консерватизме
    • 3. Формы органицистской концепции культуры в германо-романской философии XVIII—XIX вв.
  • ГЛАВА 2. РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ОРГАНИЦИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
    • 1. Основные идеи консервативного направления русской философии XIX
    • 2. Типы культуры в историософии А.С. Хомякова
    • 3. Противоположность «теории» и «жизни» в «органической критике» Ап.А. Григорьева
  • ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ, ОСНОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПАХ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО
    • 1. Источники учения о культурно-исторических организмах
    • 2. Органицизм как концептуально-методологическое основание типологии культуры
    • 3. Содержание «естественной системы» истории культуры
  • ГЛАВА 4. ОРГАНИЦИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ: PRO ЕТ CONTRA
    • 1. Закон развития органической жизни в «культурофильстве» К.Н. Леонтьева
    • 2. Аргументация критиков органицистской концепции культуры
    • 3. Полемика Н. Н. Страхова и Вл. Соловьёва о теории культурно-исторических типов

Органицистская концепция культуры в философии русского консерватизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Характерная черта двух последних десятилетийнеобычайный поворот русского национального самосознания к историческому прошлому, обращение к которому всегда способствует поиску ответов на злободневные проблемы настоящего. Настойчиво требуют своего решения вопросы о духовной самобытности русского народа, о культурно-историческом своеобразии России и её месте в мировой культуре, о планетарном единстве человечества или множественности культурных миров, вовсе не тяготеющих к такому единству. Острые научные споры о методологической ограниченности претензий формационной схемы, придавшей в XX в. монистическому подходу к истории универсальную форму пресловутой «пятичленки», заставили вспомнить критическую аргументацию западных мыслителей-органицистов консервативного направления.

О. Шпенглер отверг единую нить развития человечества и представил красочную палитру множественности культурных организмов, каждый из которых в своём развитии проходит стадии рождения, зрелости и старости. Рассуждения о «единстве цивилизаций» А.Дж. Тойнби называл «ложной концепцией», приводящей к «грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора». «Вера в бесконечный прогресс», считавшаяся «неприкосновенной и непререкаемой догмой, перестаёт быть абсолютной и всеобщей», — констатировал Р. Генон, полагая, что «западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и том же направлении» и в какой-то момент она достигнет определённой точки, в которой развитие прекратится. Американский социолог С. Хантингтон (1993) утверждает, что в ближайшем будущем «самобытность цивилизаций будет приобретать всё большее значение, а облик мира всё в большей мере определяться взаимодействием семи или восьми главных цивилизаций», среди которых западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская.

Однако, все противники «линейной» концепции отрицали преемственность в развитии мировой истории.

В наши дни, когда устанавливаются межкультурные связи различных регионов земного шара, проблема понимания культуры как организма проникнута особым актуальным смыслом. Притягательность западного образа жизни, уровня развития материальных благ и техники чревата опасностью насильственного навязывания неевропейским народам нравственных и культурных ценностей Запада. Наряду с претензией европоцентризма на всеобщность и непогрешимость миропонимания, несущим национальным культурам угрозу тотального единообразия, в обществоведении укрепляется идея равноправия культур, каждая из которых обладает собственным достоинством и суверенностью.

В последние десятилетия, как известно, проделана огромная работа по опубликованию наследия русских философов и осмыслению их идей, актуальных и сегодня. Русские философы XIX в. остро спорили о судьбе России: должна ли она заимствовать и повторить путь Запада, интегрируясь в европейскую цивилизацию (западники), или же у неё свой самобытный путь, а европейская цивилизация является по отношению к ней чужеродной, заимствование её культуры опасно для русского и славянских народов (славянофилы). Н. Я. Данилевский для решения актуального и сейчас вопроса: «Европа ли Россия?» прибегал к аргументации, опровергающей предубеждения европейцев об агрессивном характере нашей страны и об отсутствии у неё всякого либерального развития. Формулу о том, что Европа и Россия — не две одинаковые политические единицы, а два различных культурных организма, он развил до учения о культурно-исторических типах, которое, в свою очередь, составляло основное теоретическое ядро органицистской концепции культуры русского консерватизма. Но и по сей день понятие консерватизма с помощью негативных определений трактуется как антитеза любому изменению вообще. Однако, этимология слова «консерватизм» (по-латински «conservare») означает «хранить, охранятьберечь, спасать». Следовательно, консерватор вовсе не обязательно «враг» нового, «прогрессивного», а в первую очередь, хранитель традиций, сберегающий культурное наследие, как основание новаций.

Научные дискуссии последних десятилетий обнажили тот факт, что сама ор-ганицистская концепция культуры, высвечивающая важные вопросы социально-политического характера и призывающая к бережному изучению национального самосознания, культурных норм и ценностей, как элементов мотивации деятельности человека, ещё недостаточно изучена. Чтобы такая концепция смогла выполнять функцию объяснительного принципа истории мировой культуры, она сама должна быть подвергнута философской рефлексии.

Степень разработанности проблемы. В 80−90-х гг. XX в. в отечественной литературе цивилизационный подход в исторических исследованиях стал объектом изучения в работах Б. Г. Адрианова, М. А. Барга, J1.M. Баткина, А .Я. Гуре-вича, П. С. Гуревича, А. Н. Ерыгина, О. А. Платонова, Е. С. Троицкого и др. Всё большее теоретическое значение приобретает идея культуры как организма, в осмыслении которой могут оказать помощь работы В. Ф. Асмуса, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, А. С. Колесникова, Д. С. Лихачёва, А. Ф. Лосева, К.С. Пиг-рова, В. Н. Романова, К. А. Свасьяна, В. Б. Устьянцева.

В отечественной литературе накоплен большой материал по изучению орга-ницистской концепции культуры европейских мыслителей Вико (М.А. Кис-сель), Гёте (Е.Я. Режабек, К.А. Свасьян), Гердера (А.В. Гулыга), немецких романтиков (P.M. Габитова, Ю.Н. Попов), Шеллинга (А.В. Гулыга, В. В. Лазарев, П. С. Попов, М.Ф. Овсянников), Гегеля (А.Н. Ерыгин, И. А. Ильин, A.M. Карим-ский, Н. В. Павлюченкова и др.).

Работы A.M. Миграняна, А. Н. Мочкина, Л. И. Новиковой, A.M. Руткевича, переосмысливающие концептуальные идеи консерватизма, публикации первоисточников А. С. Хомякова, А. А. Григорьева, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, углубили интерес к творчеству консервативного направления русской философии в работах Л. Р. Авдеевой, А. Я. Аринина, С. И. Бажова, В. Ю. Верещагина, Г. Д. Гачева, Б. Ф. Егорова, С. Н. Иконниковой, А. Ю. Минакова, В.М. Михее-ва, А. В. Репникова, Ю. И. Сохрякова, Е. С. Троицкого, М. Ю. Чернавского и др.

Плодотворные результаты исследований этого направления русской мысли нашли отражение в статьях энциклопедических словарей и учебных пособий, среди которых особо выделим работы под редакцией М. А. Маслина.

Анализ этой литературы показывает, что здесь получены определённые научные результаты. Прослежен процесс формирования органицистской методологии в европейской философии и науке, обоснован ряд методологических приёмов органицистской концепции культуры (В.Ф. Асмус, P.M. Габитова, С. Н. Иконникова, В. В. Лункевич, К.А. Свасьян). Являются плодотворными попытки выявить в натурфилософии Шеллинга диалектику как способ действия самой природы, показать специфику органицистских воззрений Гегеля в осмыслении закономерности, целостности и восходящей направленности культурно-исторического процесса. Принципы противоположной методологической установки — механицизма — выявлены в работах отечественных (Г.Д. Гачев, Е. П. Гуськов, В. П. Кохановский, В. В. Соколов, Ю. Н. Солонин, B.C. Стёпин) и зарубежных исследователей — Р.Дж. Коллингвуда, К. Фишера.

Н.П. Ильин и С. Н. Киселёв справедливо указывают, что философия русских консерваторов была преемницей методологии органицизма, разработанной в европейской мысли. Исследованы важные аспекты органицистских воззрений Хомякова на историю культуры (Т.И. Благова, В. И. Керимов, J1.E. Шапошников). Проанализированы принципы «органической критики» Григорьева, вы-ялены её методологические приёмы (С.Т. Вайман, Н. А. Горбанёв, У.А. Гураль-ник, Б. Ф. Егоров, A.M. Журавлёва, A.JI. Осповат, В. П. Раков, В.И. Сахаров). В работах Б. Г. Адрианова, Н. А. Бердяева, Т. М. Глушковой, А. А. Королькова, Н. П. Мальчевского, В. В. Розанова, А. Ф. Сивака исследована концепция «куль-турофильства» Леонтьева и закона органической жизни, как её основания. Проводилось сравнение этой методологии у Леонтьева и Данилевск#в© (П.П. Гай-денко, А .Я. Кожурин), Данилевского и Страхова (Л.Р. Авдеева, Н.П. Ильин).

Плодотворны попытки определения источников (С.И. Бажов) и оснований «естественной системы» истории Данилевского (А.А. Галактионов, И.А. Голо-сенко, М.Н. Пеунова). Современные исследователи (Б.П. Балуев, С. Н. Киселев,.

Ю.С. Пивоваров и др.) находят новые, актуальные в сегодняшней жизни аргументы по проблеме полемики Страхова и Вл. Соловьёва о теории культурно-исторических типов. И всё же органическое исследование культуры, — согласимся мы с В. А. Щученко, — находится у нас ещё только в стадии становления.

Необходимо проведение сравнительной характеристики «естественной системы» истории Данилевского и философии истории Гегеля, начатое А.Н. Еры-гиным. Нет исследований о влиянии естественнонаучных идей Бэра и Кювье на морфологию культуры Данилевского за исключением статьи Е. П. Гуськова. Требуются и концептуальные обобщающие работы о консервативном направлении русской философии XIX в., обосновывающие методологическое значение понятия культурно-исторического типа для дальнейшего развития органи-цистской концепции культуры. Поэтому так важно научиться эффективно применять инструментарий методологии, оставленный нам в наследие русскими мыслителями-органицистами. Но сначала необходимо как можно яснее расслышать их собственные голоса.

Современное состояние исследуемой проблемы свидетельствует о том, что имеются такие малоразработанные вопросы, которые могут стать предметом дальнейшего специального изучения. Именно эти вопросы и определили цель и задачи исследования. Реконструкция органицистской концепции культуры в консервативном направлении русской философии XIX в. и обоснование значения методологии органицизма для современного теоретического осмысления истории мировой культуры — такова цель диссертации. Реализация этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— определить содержание противоположных методологических установокмеханицизма и органицизма, монизма и плюрализма в изучении природы и культуры;

— исследовать основные формы органицистской концепции культуры и характерные методологические приёмы её построения в германо-романской философии XVIII—XIX вв.- выявить специфику применения органицистской методологии к изучению истории мировой культуры в консервативном направлении русской философии XIX в.- установить источники, определить содержание «естественной системы» истории Н. Я. Данилевского и выявить концептуально-методологические основания для её построенияизложить аргументы сторонников и критиков органицистской концепции культуры русского консерватизма, уделив особое внимание анализу полемики Н. Н. Страхова и Вл. Соловьёвапоказать значение методологии органицизма для современных построений исторической типологии культуры и перспективы развития.

Методологическая основа диссертации. Поскольку тема диссертации носит междисциплинарный характер, постольку её исследование и изложение требовали сочетания дополняющих друг друга философских и общенаучных методов, в т. ч., сравнения, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, биографически-личностного методов, а также диалектических принципов объективности, всесторонности, историзма, конкретности и др.

Нам представляется, что новизна полученных результатов диссертационной работы может быть сформулирована в следующих положениях:

1) Выделены и исследованы основные формы органицистской концепции культуры в германо-романской философии XVIII—XIX вв., базирующиеся на методологии органицизма: циклического у Вико, линейно-эволюционистского у Гердера, романтического у Фр. Шлегеля и Новалиса, натурфилософского у Шеллинга, диалектико-идеалистического у Гегеля.

2) Реконструирована органицистская концепция истории мировой культуры консервативного направления русской философии XIX в., в которой творчески соединены требования охранения культурных традиций и формирования славянской цивилизации.

3) Установлены источники учения о культурно-исторических типах Данилевского, показано, что органицизм выступал его концептуально-методологическим основанием и определено содержание «естественной системы» истории.

4) Проведено сравнение философии истории Гегеля с «естественной системой» истории культуры Данилевского, что позволило установить своеобразие плюралистического подхода к развитию культурных организмов в отличие от монистического подхода к истории единого человечества.

5) Выявлено методологическое значение «культурофильства» Леонтьева, которое углубило учение о культурно-исторических типах Данилевского.

На защиту выносятся следующие тезисы.

1. В науке и философии Нового времени в исследовании природных и культурных явлений оформились две противоположные методологические установки — механицизм и органицизм. Принцип европоцентризма, схема мировой истории «Древность — Средние века — Новое время» и методологическая процедура суда над древними культурами, которые должны быть принесены в жертву достижению конечной разумной цели, позволяют утверждать, что основанием философско-исторических воззрений французских просветителей была методология механицизма. При рассмотрении органических существ Вик д ' Азир, Гёте, Кант и Кювье выявили, что координация и субординация частей, определённость их связи, единство целого, активность живого существа, действующего с известной самопроизвольностью и присущая ему степень совершенства делают его организмом, т. е. воплощением жизни, которая и отличает их от механических тел. Органицисты Вико, Гердер, Фр. Шлегель, Новалис, Шеллинг и Гегель стремились применить эту методологию к исследованию культуры и её элементов: государства, нации, художественного произведения, языка, мифа.

2. Противоположность неорганической и органической природы была для Шеллинга необходимой формой «всевеликого организма». Природа осуществляет жизнь вида с помощью индивидуумов. Она живёт в вечном круговороте своих явлений, где всё мёртвое — это потухшая, а всё живое — индивидуализированная жизнь. Всеобщим законом прирс/ды он считал рост организации природных явлений как продолжающуюся их индивидуализацию, качественность и духовность. Специфика философско-исторических воззрений Гегеля состояла в осмыслении закономерности, целостности и восходящей направленности культурно-исторического процесса от несовершенного к совершенному. Процесс порождения природы Мировым духом представлен в его диалектике системой ступеней, в которой каждая последующая с необходимостью вытекала из предшествующей и относилась к ней как к «недостатку» или «пустоте», которую надо наполнить содержанием, тогда недостаток и пустота будут «сняты», т. е. преодолены. При этом и в «Философии природы», и в «Философии истории» Гегель пользовался методологическим приёмом поклонения именно последнему моменту, вытекающему из предшествующих.

3. Русская философия восприняла из европейской мысли и усвоила всё ценное, созвучное русскому духу, в т. ч. методологию органицизма, охватывающую гармонию природы и культуры. Органицистская концепция культуры была разработана русскими консерваторами в таких формах, как историософия Хомякова, «органическая критика» Григорьева, «естественная система» истории Данилевского, антропология Страхова, «культурофилъство» Леонтьева. Она дала возможность подвергнуть критике принцип европоцентризм и либеральное понимание прогресса, осознать проблему соотношения национальных и общечеловеческих начал, концептуально осмыслить идею множественности равноправных национально-культурных организмов, определить место России в истории мировой культуры не в качестве политического придатка Европы или географической местности, а как целостного, естественно сложившегося «организма» с перспективой в будущем стать самобытной культурной цивилизацией.

4. Историософия Хомякова — это на русской почве первая форма органицист-ской концепции культуры, осмысливающая специфику духовной культуры России в противоположность культуре Европы. Если для Гегеля духовно-нравственным организмом было государство, то для Хомякова духовный организм — это Церковь, в которой все её члены взаимосвязаны в единстве друг с другом и с Богом. Глава славянофильства разработал учение о соосрном созкании с предикатами свободы, единства, органичности, Божественной благодати и взаимной любви. Периодизацию истории мировой культуры автор «Семирамиды» вслед за романтиками Фр. Шлегелем и Новалисом представил в виде триады, в которой начальное и конечное звенья основаны на принципах братства, а среднее звено — с лежащей на нём печати рокового «проклятья» разъединения необходимости и свободы в виде развёртывающейся «драмы» противоборствующих типов культуры: древневосточной (кушиты и иранцы), античной (государство и община), средневековой и новой (Запад и Славянство во главе с Россией). Шеллингианец Григорьев создал оригинальную и актуальную для современной эстетики «органическую критику» живорожденной целостности художественного произведения, которая позволяет двигаться от целого к целому, а не от части к целому («почастной» группировки или «составной» целостности) в согласии с методологией механицизма. Вступив в «оппозицию жизни теориям» с её центральными мотивами «свежести жизни» и вражды к «деспотизму теории», как к результату жизненного истощения, Григорьев разработал такую форму органицистской концепции культуры, в которой культуры Запада и России представлены как противоположности теории и жизни.

5. Источниками учения о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского были органицизм М.В. Буташевича-Петрашевского, идея единства законов природы и истории А. И. Герцена, органицистские воззрения на историю мировой культуры А. С. Хомякова, «органическая критика» Ап.А. Григорьева, морфология Ж. Кювье и К. Бэра, идея развития органической жизни Н. Н. Страхова. Несостоятельно обвинение Данилевского Вл. Соловьёвым в заимствовании основной идеи. своего учения у Рюккерта. Понимая культуру как организм, автор «России и Европы» исходил из естественнонаучной методологии Кювье и Бэра, которой не было у Рюккерта. В «естественную систему» истории он включил десять национально-культурных организмов, реализующих те своеобразные начала, которые коренятся в духовно-нравственных особенностях народов и внешних условиях их жизни. Под культурно-историческим типом Данилевский понимал этническую общность («народ» или «племя»), характеризуемую отдельным языком или группой языков и различающуюся функциями, которые выпадают на их долю: а) создать специфическую культуру (положительные деятели человеческого рода, Ъ) разрушить томящиеся в агонии цивилизации (отрицательные деятели истории) или с) войти составной частью в те или иные общественные организмы в качестве этнографического материала и служить чужим целям. Подобно живому организму типы культуры проходят в своей жизнедеятельности все стадии органического развития от рождения до смерти, от этнографического периода через государственный к цивилизационному.

6. Методологическое значение учения о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского заключается в а) обосновании необходимости внесения естественной системы в историческую науку, где до сих пор господствовала искусственная системаЬ) выведении основных законов развития типов культурыс) рассмотрении сущности исторического прогресса не в постепенном накоплении материального и духовного потенциала единого человечества, а в разнообразии и многосторонности проявлений национальных культурс) отказе от бесплодной апелляции к «возрасту всемирной истории» (детству, отрочеству, юношеству, возмужалости и старости, как это в гегелевской «Философии истории»), но в точном утверждении детства, зрелости и старости каждого типа культурыd) критике воззрений западников (преимущественно, последователей Гегеля), акцентировавших внимание на общих законах всемирной истории и отмеривавших славянам «жалкую, ничтожную историческую роль» подражателей Европы, лишая их надежды на самобытное культурное развитиее) прогностической функции на будущее, когда славянская культура возможно окрепнет и разрастётся до того, чтобы быть названной первым «полным четырёхосновным типом». Своим системным учением о происхождении, признаках, сущности наций и законах её развития: а) общности языков, Ъ) политической независимости, с) непередаваемости начал цивилизации, d) разнообразия составных элементов культуры ё) трёх периодов циклического развития культурных организмов от рождения до смерти Н. Я. Данилевский дал отечественным (К.Н. Леонтьеву, П. Е. Астафьеву, Н. Н. Страхову, В. В. Розанову, Н. А. Бердяеву, И. А. Ильину, Г. Д. Гачеву и др.) и европейским (О. Шпенглеру, А.Дж. Тойнби, Р. Генону и др.) мыслителям плодотворный старт для решения сложной проблемы национально-культурной самобытности общественных организмов.

7. Леонтьев обогатил методологию органицизма Данилевского формулированием закона развития жизни и смерти органического мира, выделением периодов первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения природных и культурных организмов. Этот закон положен им в основание исторической типологии культуры. В отличие от учения Данилевского Леонтьев: а) называл византийскую культуру (наряду с еврейской, эллинской и римской) четвёртым одноосновным типом культуры и предлагал включить её в предложенный перечень культурно-исторических типовЬ) полагал, что Россия полу азиатская, а не славянская страна, которая сильна и могущественна «византийскими началами» (самодержавием, православием и нравственным совершенствованием) — с) говорил о русском народе (при всей любви к нему) самые горькие и беспощадные истины, а не упивался родной старинойd) отдавал предпочтение не национальной, а религиозной идеее) был привязан к красоте «цветущей сложности» всякой культуры — Востока, Запада, России.

8. Значение методологии органицизма для современных построений исторической типологии культуры состоит в а) требовании изучения морфологического строя самобытности и оригинальности культур, каждая из которых воплощает только ей присущие формы проявления творческого духаЪ) обосновании идеи множественности национально-культурных организмовс) бережном отношении к традициям народа, составляющим богатство и уникальность исследуемой культурыd) указании опасности попыток повтора достижений исчезнувших культур, тем более приписывания одной из них (европейской) статуса абсолютной всеобщности, что чревато забвением остальных культур и лишением свойственных им ценностейё) применении метода сравнения различных культур по структуре и законам развития, а не метода сопоставления их по степени совершенства.

Научная и практическая значимость исследования. Выводы диссертационной работы способствуют углублению теоретического осмысления истории мировой культуры с позиций методологии органицизма. Понимание опасности распространения методологии механицизма в исследовании истории культуры необходимо для взвешенного прогнозирования последствий взаимодействия национально-культурных организмов в современных условиях глобализации.

Полученные результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по фундаментальной философии, социальной философии, истории философии, истории и теории культуры и специальных курсов.

Результаты диссертационного исследования применены в общем вузовском курсе «Философия» и спецкурсах «Механицизм и органицизм в социальном познании» и «Русская философия о месте России в мировой культуре», которые автор несколько лет читал и читает студентам факультетов филологии и журналистики, философии и культурологии, биолого-почвенного и экономического факультетов РГУ.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры философии и методологии науки, кафедры исторической культурологии и кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ. Результаты исследования отражены автором в 40 публикациях, общим объёмом 43 п.л., в т. ч. в двух монографиях «Теория культурно-исторических типов: pro et contra». Ростов/Д, 2002 и «Культура глазами фило-софов-органицистов». Ростов/Д, 2002 (на последнюю имеется положительная рецензия С. М. Флегонтовой (С.-Петербург) в журнале «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки» «. 2002. № 4. С. 128−129), в двух брошюрах, статьях девяти сборников, четырёх журнальных статьях. Основные положения диссертации были доложены на III Российском философском конгрессе, двух международных, девяти российских, одной региональной и восьми межвузовских научных конференциях.

Структура диссертации определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, четырёх глав, включающих двенадцать параграфов и заключения.

Список литературы

включает 281 наименование.

В результате проведённого в диссертации исследования, в котором реконст руируется органицистстская концепция культуры в консервативном направле нии русской философии XIX в. и обосновывается значение методологии орга ницизма для теоретического осмысления истории мировой культуры, мы при шли к следующим выводам.1. Решая задачу определения содержания противоположных методологиче ских установок — механицизма и органицизма — в исследовании природы и культуры, мы выявили, что новоевропейские механицисты (Декарт, Ньютон, Ламетри, Гоббс, Гольбах) переносили законы классической механики во все науки, изучающие природу и общественное (культурно-историческое) разви тие. Сравнение органических существ с механическими телами привело нас к констатации положения, что часть механизма всегда меньше совокупности час тей (самого механизма) — в организме же каждый орган неделим и нерасчленим. Принцип живого — не общее, а целое, не совокупность частей, а специфическая организация органического целого. Целым здесь выступает весь организм и ка ждый его отдельный орган. Для органицистов Вик д ' Азира, Гёте, Канта, Кювье координация и субординация частей, определённость их связи, единство цело го, активность живого существа, действующего с известной самопроизвольно стью и, наконец, присущая ему степень совершенства были воплощением орга нической жизни. Сходство природы и культуры европейские философы органицисты XVIII—XIX вв. (Вико, Гердер, Фр. Шлегель, Новалис, Шеллинг, Гегель и др.) усматривали в их органическом строении. Культура и её элемен ты — государство, нация, художественное произведение, язык, миф — восприни мались ими как организм.2. При изучении основных форм органицистской концепции культуры и уяс нении характерных методологических приёмов её построения в германо романской философии XVIII—XIX вв. мы выделили и рассмотрели следующие формы: 1) циклическую (Вико), линейно-эволюционистскую (Гердер), роман тическую (Фр. Шлегель, Новалис), натурфилософскую (Шеллинг), диалектикеидеалистическзоо (Гегель). Русская философия усвоила из европейской мысли (особенно из философии романтиков, Шеллинга и Гегеля) всё ценное, созвуч ное русскому духу, в т. ч. органицистскую методологию. Механицизму французских просветителей с методологической процедурой суда над историей древних, принципом европоцентризма и схемой «Древность — Средние века — Новое время» романтики противопоставили органическую идею развития мировой культуры — от нерасчленённого единства человека с природой через разъединение необходимости и свободы к восстановлению бы лого единства в будущем. В средний момент периодизации истории ими впи сана типология культур Востока, античности, средневековья и Возрождения. Если в истории, как постепенном обнаружении откровения Абсолюта, у ор ганициста Шеллинга выделено три стадии: 1) период господства судьбы, сле пой, холодной и бессодержательной силы, разрушавшей всё великое и прекрас ное (от взлёта и падения древних царств до расширения границ Римской импе рии), 2) период действия законов природы (от возникновения христианства до создания всеобщего правового союза народов), 3) будущий период преобразо вания природной закономерности и органического «всемирного государства» в промысел Провидения, то особую яркость гегелевских органицистских воззре ний на шествие единого человечества являет периодизация, построенная им по аналогии с возрастами человеческого организма. Восточный тип культуры (Ин дия, Китай) — детский возраст истории, культуры народов Передней Азии.

(Персия) — отроческий, греческий тип культуры — юность, римский тип куль туры — возраст возмужалости истории. Романские (Испания, Португалия и.

Франция) и немецкие народы (Скандинавия, Англия и собственно Германия) ;

составляющие германо-романского типа культуры — призваны, по Гегелю, за вершить самоосуществления Мирового духа и свободы. Именно здесь, в стар ческом возрасте всемирной истории должна осуществиться свобода духа. Если Шеллинг с надеждой смотрел на великое будущее русской культуры, то Гегель ничего не нашёл сказать о России, кроме того, что она «поздно вступает в ряд исторических государств и постоянно поддерживает связь с Азией».3. Выявляя специфику применения методологии органицизма к изучению ис тории мировой культуры в русской философии XJX в., мы реконструировали органицистскую концепцию истории мировой культуры консервативного на правления русской философии XIX в., разработанную в историософии А. С. Хомякова, «органической критике» А. А. Григорьева, антропологии Н. Н. Стра хова, «естественной системе» истории Н. Я, Данилевского, «культурофильст ве» К. Н. Леонтьева. Органицистская концепция культуры давала возможность русским консерваторам отрицать принцип европоцентризма, подвергнуть кри тике либеральное понимание прогресса, осознать проблему соотношения на циональных и общечеловеческих начал, осмыслить идею множественности са мобытных и равноправных национально-культурных организмов, понять место России в истории мировой культуры. в своей историософии — первой на русской почве форме органицистской концепции культуры — Хомяков противопоставил раздвоенности Запада, ду ховная культура которого «механизирована» и «рационализирована», цель ность и органичность славянского типа культуры. Он разработал учение о со борном сознании с его предикатами свободы, единства, органичности, Боже ственной благодати и взаимной любви. Периодизацию истории мировой куль туры, как и романтики. Хомяков представил в виде триады, в которой началь ное и конечное звенья основаны на принципах братства, а среднее звено, на ко тором лежит печать рокового «проклятья» разъединения необходимости и сво боды, в виде развёртывающейся «драмы» противоборствующих типов культу ры: древневосточной (кушиты и иранцы), античной (государство и община), средневековой и новой (Запад и Славянство во главе с Россией).Специфика органического взгляда Григорьева на искусство состояла в выяв лении истинно художественных «рождённых» текстов, т. е. естественно, зако номерно и органически появляющихся произведений в противоположность ис кусственным, случайным, «деланным». Его «органическая критика» живорож денной целостности художественных произведений позволяла двигаться от це лого к целому по законам органицизма, требующего от критика творческой интуиции, а не от части к целому в согласии с механицизмом («почастной» груп пировкой или «составной цельностью»), требующего лишь технической сно ровки. Внешняя заданность теорий и их анатомическое равнодушие ко всему живому, нравственному, призванному «растягиваться или урезываться», если не укладывается по их мерке в их «прокрустово ложе» глубоко враждебны ис кусству, которое по аналогии и контрастам полнее схватывает истинную сущ ность бытия, — такова альтернатива эюизни деспотизму теории. Вступив в «оп позицию жизни теориям», антимеханицист и шеллингианец Григорьев, разви вавший вместе с Достоевским и Страховым идеалы почвенничества, разработал такую форму органицистской концепции культуры, в которой культуры Запада и России представлены как противоположности «теории» и «эюизни». Выделив в мировой культуре национально-государственные организмы со специфическими чертами в религиозной, нравственной, научной, художествен ной, технической, политической и экономической сферах, Данилевский по строил «естественную систему» истории сообразно трём функциям, которые выпадают на долю разных народов: а) положительных деятелей человеческого рода (египтяне, китайцы, вавилоняне, индийцы и иранцы — народы первичной, «подготовительной» культурыевреи, греки и римляне создали «одноосновные» культурно-исторические типы, германо-романцы — «двуосновный»), Ъ) разру шителей истории (гунны, монголы, турки) и с) племён, которые не достигают исторической индивидуальности, но входят составной частью в те или иные общественные организмы (н-р, финны). Славянам (вместе с Россией) вполне по силам, полагал автор «России и Европы», реализуя прогностическую функцию своего учения, стать первым «четырёхосновным» типом, т. е. одиннадцатым в перечне «общеизвестных» культурных организмов.4. Исследованием установлено, что источниками «естественной системы» истории Данилевского являлись а) органицизм сен-симониста М. В. Буташеви ча-Петрашевского, Ь) идея единства законов природы и истории А. И. Герцена,.

с) органические воззрения на историю мировой культуры А. С. Хомякова, d) «органическая критика» Ап.А. Григорьева, ё) морфология Ж. Кювье и К. Бэра, f) идея развития органической жизни Н. Н. Страхова. Мы пришли к убеждению, что обвинение Данилевского Вл. Соловьёвым в плагиате основной идеи его учения о культурно-исторических типов у Рюккерта несостоятельно. Естественной системой науки Данилевский называл такое деление органиче ских существ, когда «они располагаются в порядке различных степеней их сходств и различий по совокупности их признаков». Искусственная система строится, исходя из умозрительных схем и конструкций, под которые подгоня ются организмы, развивающиеся только в одном направлении. Показано, что концептуально-методологическим основанием для построения «естественной системы» истории является методология органицизма, усво енная из европейской научной традиции. Развитие органических форм, по убе ждению Данилевского, совершается согласно всеобщему закону рождения, расцвета и умирания всего сущего. Формы растительного и животного мира, а также формы искусства, языков и исторической жизни людей «не только изме няются и совершенствуются повозрастно, но ещё и разнообразятся» по типам. Приверженность высшим ценностям — красоте, целостности и гармонии — не позволяла органицисту Данилевскому соглашаться с всесилием абсолютной случайности, провозглашённой в теории Дарвина, которую он в силу её «неэс тетичности» называл «философией случайности», В отличие от Дарвина он рассматривал борьбу за существование как консервативную силу или фактор сохранения, которые не позволяли определённому типу вырождаться, а давали возможность держаться в известных пределах «отклонения от типа». Теория Дарвина для Данилевского и Страхова была венцом «скудного» и «односто роннего» механицистского понимания природы. Если методология механициз ма позволяла Дарвину заменить принцип механической необходимости прин ципом «абсолютной случайности» и заставляла искать причину происхождения организмов в накоплении внешних изменений, то методология органицизма да вала возможность Данилевскому и Страхову исходить из закона органических корреляций Кювье и Гёте, согласно которому, любой организм есть единый, замкнутый, целостный мир, где жизненные изменения каждого органа сопряжены с жизнью других, обусловлены характером строения целого и связанных с ним функций, а также вслед за Кантом рассматривать организм одновременно и в качестве самоцели, и средства для достижения своего совершенства. Дарвинизм в биологии и стремление историков поделить прогрессивное движение единого человечества на древнюю, среднюю и новую историю, осно ванием которых выступал механицизм, — яркие образцы искусственных систем.5. Проведя сравнительную характеристику монистического и плюралисти ческого подходов к теоретическому осмыслению истории мировой культуры, мы пришли к следующим выводам. Если французские просветители-механи цисты исходили из идеи однонаправленной истории единого человечества по пути прогресса знаний и нравов, основанной на утилитарной пользе и требова нии равенства, свободы и братства индивидов, то методология органицизма ев ропейских консерваторов призывала к сохранению традиционных моральных устоев общества и бережному отношению к природе и культуре, как к органи ческому целому, вместо составных (механических) её частей какой-либо маши ны. Для русских консерваторов сущность исторического прогресса не в посте пенном накоплении материального и духовного потенциала единого человече ства, а в разнообразии и многосторонности проявлений национальных культур. Данилевский считал бесплодной гегелевскую апелляцию к «возрасту всемир ной истории» (детству, отрочеству, юношеству, возмужалости и старости). Раз работанная им форма органицистской концепции культуры позволяла с точно стью указывать на детство, зрелость и старость каждого типа культуры, крити ковать несостоятельность воззрений западников, акцентировавших внимание на общих законах всемирной истории и отмеривавших славянам «жалкую, ни чтожную историческую роль» подражателей Европы. Своим системным учением о происхождении, признаках, сущности наций и законах её развития: а) общности языков, Ь) политической независимости, с) непередаваемости начал цивилизации, d) разнообразия составных элементов культуры ё) трёх периодов циклического развития культурных организмов от рождения до смерти он дал отечественной (К.Н. Леонтьеву, П. Е. Астафьеву, Н. Н. Страхову, В. В. Розанову, Н. А. Бердяеву, И. А. Ильину, Г. Д. Гачеву и др.) и европейской (О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби) мысли плодотворный старт для ре шения сложной проблемы национально-культурной самобытности обществен ных организмов. Методологическое значение «культурофильства» Леонтьева состоит в фор мулировании закона развития жизни и смерти органического мира, выделении в жизни не только растительных, животных и человеческих, но и в националь ных, государственных и культурно-исторических организмах трёх периодов: а) первичной простоты, Ь) цветущей сложности и с) вторичного смесительного упрощения. Проверяя этот закон на материале развития мировой, европейской и русской культуры, Леонтьев значительно достроил здание органицистской кон цепции культуры своего «учителя», разработав оригинальное органицистское учение «культурофильства», подверг критике теории эгалитарно-либерального прогресса, сообразно с темой красоты цветущей слоэюности организмов, обос новал принципы охранения византийских начал в культурной жизни России от нашествия техники, появления среднего человека, политической борьбы за власть. Он предлагал считать одноосновную византийскую культуру (наряду с еврейской, эллинской и римской) одиннадцатой в перечне общеизвестных культурно-исторических типов, отдавал предпочтение не национальной, а ре лигиозной идее, был привязан к красоте цветущей сложности всякой культуры • Востока, Запада, России, не упивался родной стариной, а говорил о русском народе (при всей любви к нему) самые горькие и беспощадные истины, усмат ривал силу и могущество полуазиатской (а не славянской) России в «византий ских началах» самодержавия, православия и нравственности.6. В диссертации осуществлено исследование аргументов критики и защиты учения о культурно-исторических типах по отношению к а) идее человечества как единого организма, Ь) понятию и приёмам построения естественной сис темы истории и с) месту Славянства (России) в истории мировой культуры. Установлено, что излюбленными приёмами критиков органицистской концеп ции культуры русских консерваторов (Н.И. Кареев, П. Н. Милюков, Н. К. Михайловский, B.C. Соловьёв), исходивших из идеи существования единого чело вечества, были указание на несоответствие принципов этой концепции послед ним достижениям современной науки, как истины в последней инстанции, ре дактирование и искажение анализируемых текстов, приписывание авторам не свойственных им положений, которые затем было легко критиковать. Критика П. Н. Милюковым форм органицистской концепции культуры Н. Я. Данилевско го и К. Н. Леонтьева — лз’чший образчик приложения к исследованию филосо фии русского консерватизма головного метода или заранее выдуманной теоре тиком схемы. Схему философию истории органициста Вл. Соловьёва мы ква лифицировали в качестве искусственной системой истории.7. Методологическое значение органицизма для современных построений ис торической типологии культуры состоит в а) требовании изучения морфологи ческого строя самобытности и оригинальности культур, каждая из которых во площает только ей присущие формы проявления творческого духаЪ) обосно вании идеи множественности национально-культурных организмовс) береж ном отношении к традициям народа, составляющим богатство и уникальность исследуемой культурыd) указании опасности попыток повтора достижений исчезнувших культур, тем более приписывания одной из них (европейской) статуса абсолютной всеобщности, что чревато забвением остальных культур и лишением свойственных им ценностейё) применении метода сравнения раз личных культур по структуре и законам развития, а не метода сопоставления их по степени совершенства. Проведённые в диссертационной работе обоснование значения методологии органицизма, разработанной в германо-романской философии XVIII—XIX вв., и реконструкция органицистской концепции культуры консервативного направ ления русской философии XIX в. позволяет нам сделать вывод о весьма поло жительных перспективах последней для теоретического осмысления истории мировой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Принцип деления должен обнимать собой всю сферу делимого, входя в неё в качестве существенного признака.
  2. Все явления одной группы должны иметь между собой большую степень общности, чем с явлениями, которые относятся к другой группе.
  3. Э. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999.
  4. Августин Блаженный О граде Божьем // Блаженный Августин. Творения: В 4 т. СПб-Киев, 1998.
  5. Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX века. М., 1992.
  6. .Г. Русская цивилизация и её союзники // Русское самосознание. 1999. № 7.
  7. ИИ. О некоторых чертах мировоззрения А.А. Григорьева // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1972.
  8. А.Я., Михеев В. М. Самобытные идеи Н.Я. Данилевского. М., 1996.
  9. В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // И. Кант Сочинения: В 6 т. Т. 5. М., 1966.
  10. В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьёв // B.C. Соловьёв Сочинения: В 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989.
  11. С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я. Данилевского (критический анализ). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1989.
  12. С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.
  13. .П. Споры о судьбах России. Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.
  14. М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Цивилизации. Выпуск 2. М., 1993.
  15. Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9.
  16. В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976−1982.
  17. Л. С. Труды по теории эволюции. Л., 1977.
  18. Н.А. А.С. Хомяков. М., 1912.
  19. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Составитель М. А. Маслин. М., 1990.
  20. Н.А. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли) // Н. А. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. Свердловск, 1991.
  21. Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  22. Бестужев-Рюмин КН. Теория культурно-исторических типов // Н. Я. Данилевский Россия и Европа. Изд. 6-е. СПб., 1995.
  23. Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994.
  24. С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
  25. Бэр КМ. История развития животных. Наблюдения и размышления. М., 1950.
  26. Бэр КМ. Об искусственной и естественной классификации животных и растений // Анналы биологии. М., 1959.
  27. С. А. Послесловие // Н. Я. Данилевский Россия и Европа. М., 1991.
  28. В.Ю. Лекции по русской культуре. Учебное пособие. Ростов н/Д, 1998.
  29. Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994.
  30. A.JI. Аполлон Григорьев. Теория и законы органической критики // Северный вестник. 1895. № 11.
  31. P.M. Философия немецкого романизма. М., 1978.
  32. П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьёва // Вопросы философии. 1994. № 6.
  33. А.А. Органическая теория как методология социологической концепции Н.Я. Данилевского в книге «Россия и Европа» // Н. Я. Данилевский Россия и Европа. Изд. 6-е. СПб., 1995.
  34. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.еков. Л., 1989.
  35. А.А., Рахишир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987.
  36. В.Н. Консерватизм: понятие и типология. Историографический обзор // Политические исследования. 1995. № 4.
  37. Г. Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
  38. Г. Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М., 1991.
  39. Г. Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов н/Д, 1992.
  40. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
  41. ГегельГ.В. Ф. Философия права //Г.В. Ф. Гегель Сочинения: В 14 т. Т. VII. М.-Л., 1934.
  42. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974−1977.
  43. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.
  44. Р. Кризис современного мира. М., 1991.
  45. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  46. А.И. Былое и думы. М., 1974.
  47. А.И. Сочинения: В 2 т. М., 1985.
  48. И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
  49. Т.М. «Боюсь, как бы история не оправдала меня.» // Наш современник. 1990. № 7. .
  50. И. А. Социальная философия неославянофильства // Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. JL, 1978.
  51. Н.А. Аполлон Григорьев и Н.Н. Страхов // Филологические науки. 1988. № 1.
  52. Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1987.
  53. Ап.А. Воспоминания и статьи. М.-Л., 1930.
  54. Ап.А. Эстетика и критика. М., 1980.
  55. Ап.А. Воспоминания. Л., 1980.
  56. Ап.А. Искусство и нравственность. М., 1986.
  57. П.П. Аполлон Григорьев // Ап. Григорьев Избранные произведения. Л., 1959.
  58. Л.П. Три современника: Тютчев — Достоевский Аполлон Григорьев. М., 1914.
  59. В.Я., Итенберг Б. С., Твардовская В. А., Шацилло К. Ф. и Эймонто-ва Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
  60. В.А. Проблема общего и особенного в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского // Вестник Ленинградского университета. Выпуск 2. Серия «Экономика. Философия. Право». 1973. № 11.
  61. Н.Н. К критике концепции культурологического цикла (учение К. Н. Леонтьева о динамике культуры и современность) // Идеалистическая диалектика XX века. Критический анализ. Проблемы диалектики. Выпуск VIII. Л., 1978.
  62. А.В. Гердер. М., 1975.
  63. А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  64. А.В. Шеллинг. М., 1994.
  65. А.В. Гегель. М., 1994.
  66. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  67. А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.
  68. П.С. Философия культуры. М., 1995.
  69. В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001.
  70. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
  71. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д, 1997.
  72. Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование: В 2 т. СПб., 1885.
  73. Н.Я. Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890.
  74. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Изд. 6-е. СПб., 1995.
  75. Ч. Происхождение видов путём естественного отбора. М., 1987.81 .Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989−1994.
  76. А.Г. Воспоминания. М., 1981.
  77. Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Д., 1972−1986.
  78. Ф.М. в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990.
  79. .Ф. Художественная проза Ап. Григорьева // Ап. А. Григорьев Воспоминания. Л., 1980.
  80. .Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982.
  81. А.Н. История и диалектика (Диалектика и историческое знание в России XIX века). Ростов н/Д, 1987.
  82. А.Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К.Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Б.Н. Чичерин). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Ростов/Д, 1992.
  83. А.Н. Восток — Запад Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д, 1993.
  84. Ю. А. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2001.
  85. A.M. «Органическая критика» Аполлона Григорьева // Ап.А. Григорьев Эстетика и критика. М., 1980.
  86. Закон возрастания роли культуры. Саратов, 1998.
  87. В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.
  88. Идеи русского учёного энциклопедиста Н. Я. Данилевского и реалии современного мира. Сборник статей. М., 2002.
  89. С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996.
  90. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994.
  91. Н.П. Н.Н. Страхов как метафизик // Русское самосознание. 1995. № 3.
  92. Н.П. Трагедия русской философии: В 3 ч. Ч. 1. От личины к лицу. СПб, 2003.
  93. История русской философии: Учебник для вузов. Под редакцией М. А. Маслина. М., 2001.
  94. История философии: Запад Россия — Восток. Книга третья: Философия XIX—XX вв. Под редакцией Н. В. Мотрошиловой и A.M. Руткевич. М., 1998.
  95. И. Сочинения: В 6 т. М., 1966.
  96. A.M. Философия истории Гегеля. М., 1988.
  97. Т. Теперь и прежде. М., 1994.
  98. С. Т. Российский консерватизм как философско-политическая идея // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Ростов н/Д, 1999.
  99. В.И. Философия истории А.С. Хомякова (По страницам одной полузабытой работы) // Вопросы философии. 1988. № 3.
  100. В. И. Историософия А.С. Хомякова. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия». 1989. № 5.
  101. ИВ. Критика и эстетика. М., 1979.
  102. ИВ. Избранные статьи. М., 1984.
  103. С.Н. Николай Данилевский // Крымский архив. 1999. № 4.
  104. М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.
  105. К. Леонтьев, наш современник. Составители Б. Г. Адрианов, Н.П. Маль-чевский. СПб., 1993.
  106. К.Н. Леонтьев: pro et contra: В 2 кн. СПб., 1995.
  107. А.Я. Социальные аспекты антропологии К.Н. Леонтьева и В. В. Розанова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1997.
  108. Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
  109. .А. Идея органицизма в философско-исторических концепциях Н.Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Саратов, 2003.
  110. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
  111. Консерватизм в России. Круглый стол // Социологические исследования. 1993. № 1.
  112. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Сборник научных трудов. Выпуск 1. Воронеж, 2001.
  113. Консерватизм и традиционализм на юге России. Выпуск 9. Ростов н/Д, 2002.
  114. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития. Материалы «круглого стола» // Политические исследования. 1995. № 4.
  115. А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб, 1991.
  116. В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М., 1997.
  117. В.П. Диалектика Владимира Соловьёва. Рациональное содержание и актуальный смысл. Ростов н/Д, 1995.
  118. В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999.
  119. А. Забытые критики // Русский филологический вестник. — 1916. № 1−2.
  120. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Г. В. Драча. Ростов н/Д, 1998.
  121. . Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара. М.-Л., 1937.
  122. В.В. Шеллинг. М., 1976.
  123. ЛаметриЖ.О. Сочинения. М., 1976.
  124. КН. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. Критические статьи. М., 1912.
  125. КН. Записки отшельника. М., 1992.
  126. КН. Избранное. М., 1993.
  127. КН. Избранные письма. СПб., 1994.
  128. КН. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М., 1996.
  129. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001.
  130. Д. С. Заметки о русском. М., 1984.
  131. А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.
  132. А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  133. И.О. История русской философии. М., 1991.
  134. В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2 т. Т. 2. М., 1960.
  135. С.В. Славянофильство, западничество и русская культурная традиция в философии истории Ап. Григорьева // Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989.
  136. Манхейм К Диагноз нашего времени. М., 1994.
  137. М.А. Русская идея // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). М., 1998.
  138. А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я. Данилевского. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. СПб., 1994.
  139. Мерсье Л.-С. Год две тысячи четыреста сороковой. Л., 1977.
  140. A.M. Переосмысливая консерватизм // Вопросы философии. 1990. № 11.
  141. Н.Н. Разложение славянофильства // П. Н. Милюков Из истории русской интеллигенции. Сборник статей и этюдов. СПб., 1902.
  142. Мифологический словарь. Под редакцией Е. М. Мелетинского. М., 1991.
  143. Н.К. Записки профана // Н. К. Михайловский Полное собрание сочинений. Т. III. Изд. 4-е. СПб., 1909.
  144. Ш. Л. Персидские письма. Элиста, 1988.
  145. Н.В. К критике «философии истории» Н.Я. Данилевского // Философские проблемы общественного развития. М., 1971.
  146. А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX начале XX века). М., 1999.
  147. А. С. Основы исторической типологии культуры. Л., 1979.
  148. М. Западники и почвенники, или Рассечение двуглавого орла // Наш современник. 1990. № 9.
  149. В.М. Н.Я. Данилевский: «Россия и Европа». К вопросу об истории и теории славянофильства // Отечественная философия. Опыт, проблемы, ориентиры, исследования. Выпуск V. М., 1990.
  150. .В. Николай Николаевич Страхов. Критико-биографический очерк. СПб., 1896.
  151. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 1997.
  152. С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М., 1990.
  153. НугмановаН.Х. Н. Я. Данилевский: традиции цивилизационного подхода к отечественной историографии. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1996.
  154. И. Математические начала натуральной философии // И. Ньютон Собрание трудов. М.-Л., 1936.
  155. М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм // Ф. Шеллинг Философия искусства. СПб., 1996.
  156. А.Л. К изучению почвенничества (Достоевский и Ап. Григорьев) // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 3. М., 1978.
  157. Н.В. Типология культуры: Г. В. Ф. Гегель, О. Шпенглер (Сравнительно-исторический анализ). Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Ростов/Д, 1998.
  158. Патриотизм: общероссийский и национальный. М., 1996.
  159. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  160. М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.
  161. М.Н. Неославянофильство // История философии в СССР: В 5 т. Т. З.М., 1968.
  162. Ю.С. Николай Данилевский в русской культуре и в мировой науке // Мир России. 1992. № 1.
  163. Д.И. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1955.
  164. О.А. Русская цивилизация. М., 1995.
  165. Д.В. Проблемы национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность. 2001. № 3.
  166. П.С. Состав и генезис «Философии искусства» Шеллинга // Ф. Шеллинг Философия искусства. СПб., 1996.
  167. Ю.Н. Философско-эстетические воззрения Фридриха Шлегеля И Шлегель Ф. «Эстетика. Философия. Критика»: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  168. Православие в русской культуре. СПб, 1998.
  169. Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России. Тезисы Всероссийской конференции: В 2 в. Выпуск 2. Ростов/Д, 1993.
  170. М. Критики Некрасова // Северный вестник. 1888. № 3. От.И.
  171. А. А. Проблема «Россия и Европа» в историософии Н.Я. Данилевского. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1994.
  172. В.П. К характеристике «органической критики» Ап. Григорьева // Философские науки. 1979. № 6.
  173. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Третьего Российского философского конгресса: в 4 т. Ростов/Д, 2002.
  174. Е.Я. Гёте о проблеме становления органических целостностей // Философские науки. 1982. № 3.
  175. Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов н/Д, 1993.
  176. А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999.
  177. А.В. Парадоксы русского консерватизма // Россия XXI. 2002. № 1.
  178. В.В. Поздние фазы славянофильства // В. В. Розанов Несовместимые контрасты жития. М., 1990.
  179. В.В. Сочинения. М., 1990.
  180. В.В. Эстетическое понимание истории // Русские философы (конец XIX середина XX века). Антология. В 2 в. Выпуск 2. М., 1994.
  181. В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
  182. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1.
  183. Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993.
  184. Россия и Европа. Опыт соборного анализа. М., 1992.
  185. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 6.
  186. Русская идея. Составитель М. А. Маслин. М., 1992.
  187. Русская философия. Многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. (Москва, 14−17 ноября 2001 г.). М., 2001.
  188. Русская философия. Словарь. Под общей редакцией М. А. Маслина. М., 1995.
  189. Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. Круглый стол // Отечественная история. 2001. № 3.
  190. Русский национализм, его друзья и враги. Вызов тысячелетия. Составитель А. Н. Севастьянов. М., 2001.
  191. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Под редакцией П. А. Николаева. М." 1990.
  192. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М., 1974.
  193. Русское общество 40−50-х годов XIX в. Часть I. Записки А. И. Кошелева. М., 1991.
  194. A.M. Что такое консерватизм? СПб., 1999.
  195. К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. М., 1989.
  196. К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // О. Шпенглер Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Т. 1. М., 1993.
  197. К.А. Г.М. Тавризян. О. Шпенлер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры // Вопросы философии. 1990. № 6.
  198. СивакА.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.
  199. Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб., 1994.
  200. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М., 1984.
  201. В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Р. Декарт Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
  202. B.C. Сочинения: В 2 т. Философская публицистика. М., 1989.
  203. B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
  204. Ю.Н. Декарт: образ философа в образе эпохи // Фишер К. История новой философии. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.
  205. Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX -начала XX вв. М., 2000.
  206. Статьи по типологии и истории культуры // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). М., 1996.
  207. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.
  208. Н.Н. Предисловие // Н. Я. Данилевский Дарвинизм. Критическое исследование: В 2 т. Т. 2. (одна посмертная глава). СПб., 1889.
  209. Н.Н. Мир как целое. Черты из науки о природе. СПб., 1892.
  210. Н.Н. Воспоминания о Фёдоре Михайловиче Достоевском // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. 1. М., 1990.
  211. Н.Н. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского // Н. Я. Данилевский Россия и Европа. Изд. 6-е. СПб., 1995.
  212. В.В. Жизнь Василия Васильевича Розанова «как она есть» // Москва. 1992. № 7−8.
  213. КВ. Философско-социологическая система Н.Я. Данилевского и её толкование в современной буржуазной философии. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1975.
  214. К.В. Социальная философия НЛ. Данилевского: конфликт интерпретаций. СПб., 2001.
  215. В.А. Достоевский в общественной жизни России (18 611 881). М., 1990.
  216. Типы в культуре: методологические проблемы классификации и типологии в социально-исторических и антропологических науках. Л., 1979.
  217. А.Дж. Постижение истории. Сборник. М., 1991.
  218. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М.-СПб., 1995.
  219. А. Старый порядок и революция. М., 1896.
  220. Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность. М., 1994.
  221. С.Н. Разочарованный славянофил // Вестник Европы. 1892. № 10.
  222. И.С. Дворянское гнездо. М., 1991.
  223. Ф.И. Русская звезда. Стихи, статьи, письма. М., 1993.
  224. ТюргоА.Р. Избранные философские произведения. М., 1937.
  225. А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
  226. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией В. П. Кохановского. Ростов н/Д, 2000.
  227. Философия в «Энциклопедии» Дидро и д' Аламбера. М., 1994.
  228. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953.
  229. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  230. К. История новой философии. Шеллинг: его жизнь, сочинения и учение. СПб, 1905.
  231. К. История новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб, 1994.
  232. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  233. Формации или цивилизации? (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 10.
  234. Французское Просвещение и революция. М., 1989.
  235. С. Грядущее столкновение цивилизаций или Запад против остального мира //Политические исследования. 1994. № 1.
  236. В.М. Н.Я. Данилевский: европейская цивилизация и Россия // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1992.
  237. В.М. Н.Я. Данилевский и B.C. Соловьёв о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. М., 1993.
  238. А.С. О старом и новом. М., 1988.
  239. А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Философские науки. 1991. № 11.
  240. А.С. Сочинения: В 2 т. М., 1994.
  241. Л.Е. Философия истории ранних славянофилов // Философские науки. 1985. № 1.
  242. Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1987.
  243. Ф. Философия искусства. СПб., 1996.
  244. Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983.
  245. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Гештальт и действительность. М., 1993.
  246. О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
  247. О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов н/Д, 1999.
  248. О.М. Социокультурный кризис (Теория и методология исследования проблемы). Автореферат на соискание учёной степени доктора философских наук. Ростов/Д, 1999.
  249. В.А. Органичность историко-культурного процесса // Русская культура как живой организм. СПб., 1996.
  250. П.Я. Сочинения. М., 1989.
  251. Г. Д. Буржуазная философия истории. Горький, 1972.
  252. Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт. Материалы международной научной конференции. Самара, 2002.
  253. И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. M.-JL, 1934.
  254. А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. 1969. № 8.
  255. А.Л. Трагедия великого мыслителя // Вопросы философии. 1992. № 1.
  256. Du Bois-ReymondЕ. Reden. Bd. I. Leipzig, 1886.
  257. McMaster R.E. The guestion of Heinrich Ruckerrt’s influence of Danilevskiy I I The American Slavie and East European review. Vol. 14. 1955. № 1.
  258. Steiner R. Goethes Weltanschauung. Dornach, 1979.
  259. Thaden E. Conservative nationalism in nineteenth-century Russia. Seattle, 1964.
Заполнить форму текущей работой