Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автор в музыкальном содержании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание — та сфера музыки, которая с большим трудом под дается музыкальной науке. Достаточно сказать, что в шеститомной «Музыкальной энциклопедии» нет специальной статьи, посвященной емуоно рассматривается лишь в единственном аспекте — во взаимосвязи с формой (275), что само по себе верно, но для представления музыкального содержания явно недостаточно. Едва ли не самой насущной… Читать ещё >

Содержание

Главный герой этой монографии — композитор. Бесспорно, сказать так можно о множестве других книг, рассказывающих о жизни и творчестве автора музыкальных опусов. В данном же издании читателю предлагается не совсем обычный взгляд на творящего музыканта. Личность композитора предстанет здесь не сама по себе, а — отраженная в музыкальном произведении. «К чему бы ни прикоснулась рука человека, на всем остаются отпечатки его душевной жизни», — свидетельствует известный психолог М. Г, Ярошевский (313, 50). Обнаружить эти «отпечатки» в музыкальном произведении — наша задача.

Художественное самовыражение автора многообразно. При этом одни «отпечатки» имеют более определенные очертания и, в силу этого, лучше распознаются слушателем и исследователем. Таковы черты композиторского стиля, «композиторского почерка» (Е.В. Назайкинский). Другие же, как, например, присутствие автора в области художественной образности, художественного содержания, представляют значительную трудность для атрибуции. Здесь нас ожидает встреча с многогранной, порой сложной, даже противоречивой композиторской личностью, что само по себе требует особой тонкости и деликатности в реконструкции личностных черт автора. Да и собственно область художественного (музыкального) содержания, вообще не склонная к легкому раскрытию своих тайн, стойко хранит «отпечаток» автора в своих бездонных глубинах, позволяя рассмотреть его, подчас весьма расплывчатые, контуры лишь чутким и пытливым.

Стремясь разгадать загадку автора, — опознать его приметы и понять его место в сфере музыкального содержания, — мы будем приближаться к ней, следуя двумя путями. Вначале, в Первой части книги, предпримем теоретический подход. Здесь понадобится разобраться в разных статусах автора (в Первой главе), в том, какие его личностные свойства (во Второй главе) и какими выразительными средствами (в Третьей главе) запечатлеваются музыкой, и, наконец, в том, как автор проникает в структуру содержания музыкального произведения (в Четвертой главе). Во Второй части отраженный в музыкальном произведении автор предстанет под более широким углом зрения. В Пятой главе он будет рассмотрен как феномен культуры, в Шестой — как исторически эволюционирующая константа содержания, в Седьмой — соотнесенный с личностными чертами исполнителя и слушателя- в центре Восьмой главы окажется творец, художественно выражающий свое «я» как в музыкальном, так и в литературном творчестве.

Учитывая тематику монографии и многочисленность примененных в ней исследовательских подходов, автор рукописи обратилась к специалистам разных профилей с просьбой высказать свое отношение к прочитанному. При подготовке текста книги к печати учтены соображения искусствововедов — докторов искусствоведения профессоров М. Ш. Бонфельда и М. А. Этингера, и кандидата искусствоведения профессора Т. Е. Лейе, кандидатов искусствоведения доцентов H.H. Калиниченко и А.И. Николаевой- композиторов — кандидатов искусствоведения В. А. Екимовского и доцента A.A. Коблякова- филологов — докторов филологических наузй Аро-фессоров E.H. Азначеевой и Г. И. Богина, кандидата филологических наук П. С. Волковой. Всем, кто нашел возможность ознакомиться с рукописью и способствовал ее совершенствованию, автор приносит искреннюю благодарность.

Автор в музыкальном содержании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из всех искусств музыка — самое человечное" (Жан-Поль), 'То, что создается музыкой, это все же—только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)" (Г. Малер), 'Только музыке доступны глубины и бездны человеческого сердца" (Б. Вальтер), «В центре музыки всегда стоит человек с его чувствами, мыслями, его сложным духовным миром» (Д. Кабалевский). На страницах посвященных музыке изданий то и дело мелькают подобные приведенным афоризмы, связующие музыку с человеком. Не станем множить их числа. Попробуем вдуматься в постулируемую ими расхожую, а потому — при тиражировании — неизменно блекнущую, теряющую остроту заложенной в ней мысли, истину.

Музыканту она, скорее всего, покажется вполне тривиальной, неоспоримо-аксиоматичной: музыкант-исполнитель постоянно «вживается» в образ той личности, которая «живет» и «дышит» в звуках. Слушатель невольно соотносит звучание с собой, своими мыслями и чувствами, стало быть, оно для него очеловечено. Музыковед же уловит в ней нечто не совсем ясное: о каком человеке идет речь?

Задумаемся и мы: что за человек «звучит» в музыке?

Задаваясь этим вопросом, мы испытываем большую трудность в ответе на него. Вроде бы и научная мысль, и популяризаторская литература постоянно указывают на важные человеческие свойства, и в первую очередь — на эмоцию (252), но кому именно они принадлежат — за редкими исключениями (например, 323) — умалчивают. Складывается парадоксальная ситуация: будучи уверенным в «человечности» музыки, музыкознание однако опознает лишь отдельные—очевидные свойства субъекта, сам же субъект остается безымянным и «бестелесным». Между тем один из возможных «действующих» в музыкальном произведении субъектов не только лишен таинственности, но и сам прямо или косвенно заявляет о себе — это автор.

Проблема автора — в музыкознании проблема одновременно и старая, и новая. Композитор как создатель художественного произведения издавна интересует науку. Об этом свидетельствует большая музыковедческая литература, посвященная творчеству композитора, реконструкции его творческой судьбы. Однако становится все яснее, что творческая личность не только генерирует произведения искусства, но и сама запечатлевается в них, органично входит в художественный мир музыкального произведения.

Авторское начало как обязательный компонент художественного сочинения давно и плодотворно осмысляется литературоведением. Основное понятие теории автора — образ автора как субъект литературного произведения — рассматривается В. В. Виноградовым, М. М. Бахтиным, Б. О. Корманом, Н. К. Бонецкой, Т. Л. Власенко. С конкретной биографической личностью литератора соотносит поэтический образ автора Л. Я. Гинзбург. Она же и A.A. Михайлов разрабатывают одно из ключевых понятий теории автора — «лирический герой». Образ автора отыскивается и в ра? ных жанровых сферах (усилиями Л. Я. Гинзбург, Б. О. Кормана, Г. Д. Гачева, H.JI. Степанова, К. Немеда). Авторской позиции посвятили свои работы H.A. Анастасьев, JI.A. Мешкова, Е. А. Холодов, А. Е. Махов, Л. Г. Кайда. На нарождение личностно-субьективИого из коллективно-объективного в литературе указывают А. Н. Веселовский й Д. С. Лихачев, в фольклоре — К. Ф. Тиандер. О многообразных способах воплощения автора в литературах тех или иных эпох и культур мы узнаем из работ Г. А. Гуковского, В. В. Кожинова, В. Б. Катаева, В. А. Свительского, Я. О. Зунделовича, К. Г. Петросова, Ю. В. Манна, Т. Л. Власенко, Н. В. Драгомирецкой, Д.В.За-тонского и других. Тщательно анализируют языковые средства, обнаруживающие присутствие автора, В. А. Эстрина, Е. А. Гончарова, Е. И. Голубева, А. Л. Шанина, Н. В. Рыжова. Деятельностный подход к изучению автора предлагают Н. Т. Рымарь и В. П. Скобелев. Общеэстетическое значение категориям теории автора придает М. П. Лохтина (в области изобразительного искусства — А.Т. Ягодовская), получая при этом сильный толчок изучения авторского начала в других видах искусства. Не имея здесь возможности дать сколько-нибудь полную картину исследований проблемы автора литературоведением (и отчасти искусствоведением), заметим лишь, что это — мощное научное направление, представленное десятками монографий и диссертаций, сотнями статей, часть которых объединена в сборники «Проблема автора в художественной литературе», регулярно издаваемые с 1967 года сперва в Воронеже, а затем в Ижевске под редакцией Б. О. Кормана, а после его смерти — В. И. Чулковав сборник под названием «Проблема автора и авторской позиции в литературе», опубликованный в 1990 году в Харьковев выходящие в Ижевске с 1994 года сборники под названием «Кормановские чтения» — в межвузовский сборник «Формы раскрытия авторского сознания (На материале зарубежной литературы)» (Воронеж, 1986) — в тематический выпуск журнала «Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik» (Gottingen, 1981. H. 42 «Der Author») и другие.

Музыковедческие исследования, еще не столь обширные и системные, вносят свою лепту в изучение общеэстетической проблемы автора. Они связаны с освоением личностного подхода к музыкальному творчеству. Убедителен он в изучении творческого процесса отдельно взятого композитора (32- 132- 231 и др.), исторического процесса становления личност-но-авторского начала в музыке (67- 68- 120- 266). В. В. Медушевский пытается через интонацию распознать в музыкальном произведении «художественное Я», очертить интонационный облик лирического героя и персонажа (179- 180- 182- 185- 186). Персонаж и автор как компоненты музыкального содержания рассматриваются Е. В. Назайкинским (203). Л. Л. Крылова показывает авторское отношение, оценку (155). О соотношении канонического и авторского начал в русской духовной музыке размышляет O.A. Урванцева (270). Э. Х Коун выясняеткакими средствами воплощается автор в музыке вокальной и инструментальной, и предлагает иерархию образов автора (323). Автобиографичностью интересуется Х. К, Ворбс (348), авгопортретностыо • Й. Мюлдер-Марейн и X. Рейнхардт (334). Немало успешных исследований посвящено индивидуальным композиторским стилям. Даже учитывая многочисленные интересные частные соображения о присутствии в музыке самого автора, «глядящего» на нас из толщи собственного опуса, нетрудно понять: наши знания о композиторе как «действующем» в произведении субъекте, далеко не полны.

Актуальность избранной темы в большой мере обусловлена также процессами, протекающими в музыкальном творчестве, и прежде всего—творчестве современном. Если в искусстве XIX века художник заявил о себе откровенно и даже агрессивно, то в современной музыке картина существенно меняется. Пессимистическая концепция Р. Барта в красноречиво озаглавленном эссе «Смерть автора» (16), перекликающаяся со сделанным в те же 60-е годы XX века остроумным наблюдением М. Фуко о том, что «цеяь писателя сводится не более—как к его своеобразному отсутствию.» и его прогнозом — «. по мере изменения нашего общества, в тот самый момент, когда оно находится в процессе перемен, авторская функция исчезнет.» (274, 42, 43), — адресована не только современной литературе. Она настолько же приложима и к авангардной музыке. Подобные полемичные высказывания являют собою чуткий барометр кардинальных сдвигов в нынешней ситуации и серьезного обострения проблемы авторского присутствия в музыке.

Исследование авторского начала перспективно в широком спектре ракурсов: эстетическом, культурологическом, коммуникативном, историческом, психологическом и других. Стоящая перед нами задача — понять автора как феномен музыкального произведения — потребовала комплекса подходов. Коль скоро автор — творящий субъект, понадобилась помощь психологии, сложившейся в ней теории личности. «Художественное творчество, — пишет Е. Я. Басин, — предполагает участие различных психических функций, процессов и состояний (воображения, памяти, эмоций и т. д.). Личностный подход требует рассматривать их не абстрактно, а как проявления живых, конкретных личностей» (17, 4). Но «различные психические функции, процессы и состояния» принадлежат человеку, слушатель же не общается с ним непосредственно — он внимает некой художественной личности, ее образу, отражению. Как же связаны композитор и его звуковое alter ego— этот вопрос послужил отправной точкой наших рассуждений.

Под психологическим углом зрения художественный «эквивалент» автора оказывается необычайно сложным явлением, вовсе не сводимым к параметру, по которому мы привыкли его опознавать, — к стилю. Он активнее «входит» в музыкальный опус, проникая в художественный мир. Отсюда первоочередная важность аспекта, выводящего на содержание музыкального произведения.

Содержание — та сфера музыки, которая с большим трудом под дается музыкальной науке. Достаточно сказать, что в шеститомной «Музыкальной энциклопедии» нет специальной статьи, посвященной емуоно рассматривается лишь в единственном аспекте — во взаимосвязи с формой (275), что само по себе верно, но для представления музыкального содержания явно недостаточно. Едва ли не самой насущной, но трудновыполнимой задачей и по сей день остается выработка ключевого определения. Исследовавший этот вопрос JI.M. Кадцын (114) критически оценивает многообразные подходы к понятию содержания музыкального произведения. Не задаваясь целью углубиться в предлагаемом читателю исследовании в суть понятия, мы считаем приемлемым оттолкнуться от трактовки Кадцына: «Содержание музыкальных произведений есть мир представлений, формирующийся в сознании слушателя — представлений о самом произведении, об окружающем мире, о слушателе в этом мире и, конечно, об авторе и исполнителе в данном мире» (там же, 27). Реабилитирующая слушателя, она, однако, на наш взгляд, превознесла его на не совсем свойственное ему — главенствующее место. Поэтому прибегнем к корректировке: содержание музыкального произведения — это система представлений о субъекте, окружающем мире и самом произведении, инспирированная композитором при помощи сложившихся в музыке объективированных констант (жанров, техник, форм и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в сознании слушателя.

До недавнего времени мы располагали сравнительно небольшим корпусом работ, непосредственно направленных на изучение содержания. Здесь выделялись исследования, в которых содержание музыки фигурировало как предмет философско-эстетического анализа (1- 14- 38- 99- 106- 212- 250- 260- 340), музыковедческого (110- 117- 181- 245-) и даже «литературоведческого» (!) анализа (127- 218). Следует однако признать, что в последние годы интерес к этой проблематике возрос — возможно, убедительные доводы Е. В. Назайкинского о необходимости в специальном пристальном изучении содержания музыкального произведения (202- 205) не остались неуслышанными. Ставятся философско-эстетические проблемы содержания (213). Смелый прорыв в этой области осуществлен В. Н. Холоповой, опубликовавшей монографию «Музыка как вид искусства» (276), а впоследствии М. Г. Карпычевым (125- 126), авторами межвузовского сборника «Вопросы музыкального содержания» (57). Ею же, а затем Г. С. Алфеевс-кой, А. Ю. Кудряшовым разрабатываются предназначенные для разных ступеней музыкального образования учебные предметы, в центре которых находится музыкальное содержание, а также готовится методическое обеспечение этих предметов.

Входя в систему содержания музыкального произведения, авторское начало обретает статус прежде всего художественного образа. Какова специфика этого образа, как он соотносится с автором-человеком, какими художественными средствами воплощается, как взаимодействует с другими художественными образами и другими средствами воссоздания авторского присутствия (в теме, идее-концепции произведения, например), что привносит в художественный мир музыкального произведения — эти вопросы так же остро стоят перед нами.

Разумеется, содержание музыкального произведения не замкнуто на самом себе. Поэтому и «живущий» в этой реалии автор корреспондирует с другими моделями человека—отражением автора в индивидуальном композиторском стиле, инвариантами личности, складывающимися в тех культурах, с которыми композитор вступает в соприкосновение, личностями исполнителя, слушателя. Образ автора не может быть осмыслен как сугубо текстовая проблема. Что происходит с ним в контекстах, значительно более широких, нежели только содержание музыкального произведения, — об этом тоже придется думать, пытаясь разобраться в исходных свойствах автора как составного компонента художественного мира музыки.

Исторически эволюционируя, содержание музыкального произведения изменяется, в каких-то своих аспектах обогащается. В его многоплановости так или иначе проступают разнообразные черты автора. Эмансипируясь в ясно очерченный пласт содержания, авторское начало со временем становится важным элементом структуры содержания. Поэтому изучение авторского начала дает возможность проникнуть в сферу содержания как под теоретическим углом зрения, так и под историческим, позволяя углубить наши представления о музыке разных эпох. Тем самым проблема автора, достойная внимания сама по себе, вправе быть осмыслена к тому же еще и как путь, ведущий в тайны содержания музыки.

Часть! АВТОР ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как мы убедились, автор'— очень непростое, многозначное понятие. Мы попытались пристальнее разглядеть его отражение в музыкальном произведении, и оказалось, что он — отнюдь не «копия», не «фотография» композитора. Он — своего рода «легенда» композитора о себе самом, частица авторского «я», перевоплощающаяся в элемент художественной системы и подчиняющаяся ее законам.

Автор, которого мы слышим, — особенная личность. Он хранит в себе «память» о других ипостасях композитора, в нем продолжают жить фундаментальные свойства автора-творца и автора биографического. Это обстоятельство становится залогом единства, константности автора, его способности противостоять многообразию жанровых требований и стилевых влияний.

Автор, которого мы слышим, входит в художественный мир произведения многообразно. Он умеет принимать различные облики: напомнить о себе в лирическом отступлении, бросить «реплику от автора», «облачиться в одежды» лирического героя, превратиться в рассказчика, интегрироваться в творческом, нравственном, философском credo, трансформироваться в «след», остающийся после знакомства с произведением (36, 258). Автор может нас «вести» по всему опусу, волен показаться на время, вправе лишь по окончании звучания «выйти из-за кулис» и «присвоить» себе главную мыСль своего творения. Если учесть, что в одном И том же сочинении допустимо не одно, а несколько, да к тому же разномасштабных указаний на автора художественного, не будет преувеличением констатировать, что он Освоил разные пласты, сферы, «этажи» содержания и, сам не чуждый иерар-хичного структурирования, способен органично вписаться в иерархическую систему содержания.

Автор, которого мы слышим, в большой мере сохраняет свое единство, когда творческая личность не только сочиняет музыку, но занимается другим видом творческой деятельности (например, исполнительской) или другим видомискусства (литературой, живописью и т. д.). Прочность внутренней монолитности Автора испытывается иной установкой исполнительского искусства, а именно необходимостью некоторого «приглушения» личностного «я» и подчинения воле создателя произведения. Своя специфика есть и у отдельных видов искусства. Конечно, не все из своего композиторского статуса «музыкант-сочинитель» берет с собою, занимаясь музыкальным исполнительством, литературой, живописью и т. п. Однако стержневые черты Автора перекочевывают вместе с ним в новые условия творчества.

Хотя настоящее исследование нацелено на обнаружение композитора в сфере содержания музыки, думается, у читателя не сложилось впечатления о полном и безапелляционном тоталитаризме авторской личности и он не Присоединится к пушкинской иронии: «Как будто нам уж невозможно писать о ком-нибудь другом, как только о себе самом». Да, творец — неординарная личность, достойная «крупного плана», но ему не чужда скромность, и он решительно «уходит в тень», выдвигая на центральное место кого-то другого: портретируемого субъекта, человека вообще, Человека. И художественные поиски отдельных мастеров, и история музыки, и теория жанров учат, что ярко выраженный образ автора — вовсе не априорный атрибут любого произведения. Специфическое художественное задание (в сочинениях авангардистов, например), исторический процесс (музыка Древнего мира и в большой степени средневековья), некоторые жанровые пласты музыки (переложения, учебные работы) обусловливают правомерность существования «нулевой формы образа автора» (А Л. Шанина), при которой «само отсутствие выраженности авторского начала является важным стилеобразующим фактором» (295, 5).

У мобильности автора художественного есть и психологическое обоснование: анализируя интровертную и экстравертную концепции творчества и отмечая, что «для интровертной установки характерно утверждение субъекта с его осознанными намерениями и целями в противовес притязаниям объектаэкстравертная установка отмечена, наоборот, покорностью субъекта перед требованием объекта», К. Г. Юнг особо подчеркивает: «Даже знания, что художник принадлежит к интровертному или экстравертному психическому типу, еще недостаточно, потому что для обоих типов есть возможность вставать то в экстравертное, то в интровертное отношение к своему творчеству» (307,106, 110).

Авторское присутствие подпадает и под корректировку слушательского восприятия: та или иная из названных Е. В. Назайкинским (203, 59) установка, избираемая слушателем (произведение — обобщенная драма, содержание отождествляется с эмоциональными и мыслительными процессами самого слушателя, события опосредуются отношением автора или другого субъекта), в состоянии не только углубить или облегчить роль автора, но и придать вопросу о существовании образа автора в музыкальном произведении принципиальный характер.

В крупном культурологическом плане также прорисовывается своя закономерность: художник, осмысляя собственный творческий процесс, волен отразить результаты этого осмысления в произведении. История же культуры, по свидетельству В. М. Петрова, обнаруживает склонность «к постепенному, плавному (разумеется, в статистическом плане) нарастанию рефлексивных процессов в искусстве, их роли, при переходе от одной эпохи к другой, на всем протяжении эволюции искусства. Поэтому следует ожидать, что в будущем (скажем, через несколько десятилетий) социальная потребность в такого рода рефлексивных процессах существенно возрастет. «(219,322). Однако обозначенная линейность периодически нарушается «вспышками» обострения рефлексивных процессов, «причем, как правило, эти процессы в первую очередь имеют место в творчестве больших 15 Заказ 704 225 художников — новаторов, «первопроходцев», открывающих новый этап в развитии искусства» (там же, 323).

В музыкальном произведении Автор материализован в звуках и именно в таком виде появляется перед аудиторией. «Узнав» его, поняв его роль в художественной концепции произведения, смеем ли мы надеяться, что осознаем подлинное значение фигуры Автора? Думается, его истинная роль нами еще при этом не осмыслена. По-настоящему атрибутировать личность, считает психолог В. А. Петровский, можно, лишь объединив три ее аспекта: интраиндивидный, где личность «рассматривается как качество, присущее индивидуальному субъекту, как неотделимое от него свойство» — интериндивидный, когда «областью определения и существования личности становится пространство межиндивидуальных связей, т. е. не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в которые включены, по меньшей мере, два индивида» — и метаиндивидный, при котором личность «выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Речь идет о воздействии личности субъекта на другие индивиды» (234,10, 11, 13).

Композитор, ставший реалией собственного опуса, также доступен подобной атрибуции. Изучая автора художественного, мы устанавливаем его имманентные (интраиндивидные) свойства. При рассмотрении его в интериндивидном аспекте нам открываются его обширные контакты с другими личностями—исполнителем, слушателем, коллегами. Но он посягает и на большее, на метаиндивидную роль в обществе. Она же не сводится к образу одного индивида в сознании другого, суть ее состоит в «изменении смысловых образований» другого индивида, в которых как бы проявляются эффекты воздействия первого". Эти эффекты В. А. Петровский называет «вкладами», поясняя, что имеет в виду не «зеркальный эффект», а «изменения в поведении и сознании другого», причем «те изменения, которые значимы для самоопределения, постановки и решения собственных проблем и задач этого другого» (там же, 14). Автор художественный также воздействует на слушателя, а через него и на личностный инвариант культуры. Каков его культурогенный «вклад», насколько ценен, насколько долговечен — достаточно ли мы знаем об этой стороне бытия Автора?

Вопрос этот должен быть поставлен особо, так как «вклады» обычно расцениваются нами довольно узко. Они либо соотносятся исключительно со стилем (и мы говорим о «вкладе» композитора в обновление языка, становление жанра и т. д.), либо с общественно значимой «некомпозиторской» (педагогической, организаторской) деятельностью творца. Большой общественный резонанс педагогических и организаторских заслуг современного музыканта нередко наслаивается на тот «вклад», который вносит звуковая ипостась Автора, и мешает распознать его как самоценный. Все же освободиться от «помех» придется, хотя при временнум дистанцировании это сделать проще, так как утрачивается сила непосредственности «прочих» влияний, и искусство Баха, Шопена, Глинки и всех других композиторов предстает «само по себе». Остаться «один на один» с художественным alter ego композитора и попытаться понять, в чем состоит его духовное влияние на культуру, сколь мощны его духовные «флюиды», как воздействуют они на сознание современника и потомка, в первую очередь творца, — без таких усилий нам вряд ли стоит надеяться на какую бы то ни было полноту знаний об Авторе.

Впрочем, корректно ли здесь говорить о полноте — там, где речь идет о творящем субъекте? Желаемая полнота, очевидно, — не более чем лишь удовлетворение методологического требования к научному построению. Достичь же ее невозможно. Стремясь к ней, мы все же понимаем: художественное отражение творческой личности, как и сам Автор, как и человек вообще, неисчерпаемо.

15*.

— 227.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. О специфике музыкального содержания //Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. Вып. 3. С. 123 — 141.
  2. В.М. Влияние музыкального произведения и еш интерпретациина компоненты музыкального восприятия: Автореф.. канд. психол. наук. М., 1982. 18 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания 1/Б.Г. Ананьев. Избр. психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. С. 16 — 178.
  4. М. Г. Мелодика С. Прокофьева. Л.: Музыка, 1969. 231 с.
  5. МТ. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторыевопросы музыкальной семантики //Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1977. Вып. 15. С. 55 — 94.
  6. М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра в советскоймузыке 1960 — 1975 годов: Исслед. очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
  7. М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. С. 5 — 44.
  8. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Просвещение, 1994.352 с.
  9. Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры //Лее рЫ1о^гса: Филологич. исследования. М., Л.: Наука, 1990. С. 71 — 88.
  10. .В. Глинка IIБ.В. Асафьев. Избр. тр. В 5-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т.1. С. 58 — 283.
  11. .В. Симфония //Б.В. Асафьев. Избр. тр.: В 5-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 5. С. 78 — 92.
  12. .В. Скрябин. Опыт характеристики //А.Н. Скрябин: Сб. ст.
  13. М.: Сов. композитор, 1973. С. 41 54.
  14. Д. К вопросу о философском содержании музыки //Эстетические очерки. М.: Сов. композитор, 1963. С. 101 — 132.
  15. А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971. 19 с.
  16. Р. Смерть автора ПР. Барт. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 384 — 391.
  17. Е.Я. Психология художественного творчества. Личностный подход. М.: Знание, 1985. Вып. 5. 64 с.
  18. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с.
  19. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1996. 445 с.
  21. В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. М.: Худож. лит., 1948. Т.1. Статьи и рецензии 1834 — 1841. 799 с.
  22. В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. М.: Худож. лит., 1948. Т.2. Статьи и рецензии 1841— 1845. 931 с.
  23. БерезовчукЛ.Н. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке //Стилевые тенденции в советской музыке 1960 — 1970-х годов: Сб. науч. тр. /ЛГИТМиК. Л., 1979. С. 164 — 181.
  24. Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 567 с.
  25. Беседа с Чайковским в ноябре 1892 г. в Петербурге НП.И. Чайковский. Музыкально-критические статьи. Изд. 4-е. Л.: Музыка, 1986. С. 317— 323.
  26. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК «Культура», 1994. 304 с.
  27. В.М. Личность художника в рефлексологическом изучении // Арена: Театральный альманах. Пг.: Время, 1924. С. 23 —44.
  28. B.C. Рождение автора — тема искусства XX века (к статье Рола-на Барта «Смерть автора») //Вопросы искусствознания. 1993. № 2/3. С. 7 — 11.
  29. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974.144 с.
  30. В.М. Метод творческой работы С. Прокофьева. М.: Музыка, 1979.143 с.
  31. В.В. Теоретические проблемы художественного восприятия и задачи эстетического воспитания: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1975. 25 с.
  32. В.П. О переменности функций музыкальной формы: Ис-след. М.: Музыка, 1970. 227 с.
  33. В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. М.: Музыка, 1989. Вып. 1. 268 с.
  34. М.Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки //Критика и музыкознание: Сб. ст. Л.: Музыка, 1975. С. 93 —105.
  35. А.П. Письма: В 4-х вып. М. — Л.: Гос. муз. изд., 1950. Вып. 4.1883 — 1887.478 с.
  36. .С. Аномалии личности. M.: Мысль, 1988. 303 с.
  37. В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии. М.: Современник, 1981.399 с.
  38. М.В. У истоков модернистской концепции личности XX века // Язык и культура. Третья Междунар. конф.: Доклады. К.,-1994. С. 224 — 230.
  39. И.Ф. Э.Т. А. Гофман и романтический синтез искусств ПИ.Ф. Бэл-за. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. М.: Музыка, 1985. С. 108 — 144.
  40. М.А. Федерико Гарсиа Лорка — музыкант. М.: Сов. композитор, 1970. 71 с.
  41. В.Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» //Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1978. Вып. 3. С. 168 — 190.
  42. В.Б. Музыкальные подтексты (К проблеме семантических возможностей рассредоточенного тематизма) //Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. С. 97 —125.
  43. В.Б. Музыкальный тематизм—мышление—культура. Н. Новгород: Изд-во Нижегородс. ун-та, 1992. 161 с.
  44. О. Пол и характер. М.: Терра, 1993. 480 с.
  45. А.Н. Историческая поэтика. М.: Гослитиздат, 1940. 646 с.
  46. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.240 с.
  47. Г. С. Індивідуальний стиль як «образ автора» //Музика. К., 1977. № 2. С. 13 —14.
  48. Г. О. Биография и культура /Тр. Гос. академии худож. наук. М.: Гос. академия худож. наук, 1927. Вып. 2. 86 с.
  49. Е.В. Понятия «тема» и «идея» в эстетике //Вестник Моск. ун-та. Сер. «Философия». 1973. № 6. С. 62 — 72.
  50. Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. 164 с.
  51. Воспоминания о Рахманинове. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1988. Т. 1. 528 с.
  52. Воспоминания о Рахманинове. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1988. Т. 2. 666 с.
  53. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. 559 с.
  54. Л. С. История развития высших психических функций // Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. З. Проблемы развития психики. С. 5 — 328.
  55. Л.С. К вопросу о психологии творчества актера //77. С. Выготский. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. Научное наследие. С. 319 — 328.
  56. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь ПЛ. С. Выготский. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.1.2. Проблемы общей психологии. С. 5 — 361.
  57. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. 572 с.
  58. Ю.С. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма //Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. тр. /ЛГИТМиК. Л., 1987. С. 5 — 30.
  59. ГачевГД. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. 302 с.
  60. Герасимова-Персидская H.A. Авторство как историко-стилевая проблема //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. К.: Муз. Украша, 1988. С. 27 — 33.
  61. Герасимова-Персидская H.A. Русская музыка XVII века—встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. 126 с.
  62. А.И. Былое и думы. М.: Худож. лит., 1988. Ч. 1 — 5. 671 с.
  63. Л.Я. О лирике. М. — Л.: Сов. писатель, 1964. 382 с.
  64. ЛЯ. О психологической прозе. Изд. 2-е. Л.: Худож. лит., 1976. 443 с.
  65. ЛЛ. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.
  66. . Что такое психология: В 2-х т. М.: Мир, 1992. Т.2. 370 с.
  67. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.432 с.
  68. Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор — персонаж в художественном тексте. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984.149 с.
  69. Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. 206 с.
  70. С. О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Минск: Белтрестпечать, 1923. Т. 1.167 с.
  71. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957.415 с. — Л.: Гослитиздат, 1959. 531 с.
  72. Г. А. Реализм Гоголя. М. —Л.: Гослитиздат, 1959, 531 с.
  73. А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е, испр- и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
  74. Л.Я. Творчество актера (О природе художественных переживаний актера на сцене) /Тр. Гос. академии худож. наук. М.: Гос. академия худож. наук, 1927. Вып. 2. 62 с.
  75. Е.Г. Проблема художественной интерпретации (Философский аспект). Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
  76. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.
  77. И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. Работы разныхлет. М.: Сов. художник, 1984. 272 с.
  78. XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы /С.И. Савенко, Г. Я. Пантиелев, О. В. Лосева. М.: Музыка. 1995. Вып. 1. 158 с.
  79. XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы /Л.В. Кириллина. М.: Музыка, 1995. Вып. 2. 127 с.
  80. В.Ю. Проблемы исполнения фортепьянных произведений Скрябина и Прокофьева //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М.: Музыка, 1962. Вып. 3. С. 65 — 123.
  81. Е.О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1997. 19 с.
  82. Джани-заде ТМ. Личность и канон в азербайджанских мугамах //Музыка народов Азии и Африки: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 5. С. 101—132.
  83. Д. Шостакович о времени и о себе. М.: Сов. композитор, 1980. 375 с.
  84. Д. Шостакович: Ст. и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. 336 с.
  85. Днепров В Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов. писатель, 1980. 598 с.
  86. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88 — 95.
  87. В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта //Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1996. С. 161 — 173.
  88. Дранков В Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. 215 с.
  89. .А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал. 1981. Т.5. № 5. С. 43 — 54.
  90. A.A. Основные аспекты содержания музыки (К проблеме способов отражения): Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1987. 23 с.
  91. Ю.К. История, эстетика и техника месс-пародий XV — XVI веков //Ис горико-теоретические вопросы западноевропейской музыки (От Возрождения до романтизма): Сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М&bdquo- 1978. Вып. 40. С. 6 — 31.
  92. Ю.К., Симакова H.A. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. 252 с.
  93. B.C. Социальная культурология: Уч. пособие: В 2-х ч. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. Ч. 1. 3 84 с.
  94. А.К., Щеглов Ю. К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» //Тр. по знак, системам. Тарту, 1975. Вып. 7 (Уч. записки Тартус. ун-та. Вып. 365). С. 143 — 169.
  95. Т. Когда прошло время «большого авангарда» //Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. ст. М.: Музыка, 1983. Вып. 4. С. 214 — 223.
  96. Г. Б. Содержание музыкального произведения как эстетическая проблема: Дис. канд. филос. наук. М., 1979. 179 с.
  97. ИваскЮ.П. Благородная Цветаева //Человек. М., 1991. № 4. С. 156 — 163.
  98. Интонация и музыкальный образ: Ст. и исслед. музыковедов Советского Союза и других соц. стран. М.: Музыка, 1965. 354 с.
  99. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1971. 766 с.
  100. М.С. Художественная деятельность как информационная система//Искусство кино. 1975. № 12. С. 99 — 121.
  101. Кадцын JIM. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
  102. Л.М. Трактовка «содержания музыкальных произведений» в советской эстетике и музыкознании 60 — 80-х годов //Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. С. 5 —30.
  103. Л.П. Музыкальный портрет. М.: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 с.
  104. Л.П. Образ автора в музыке: психологический аспект //Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. С. 57 — 79.
  105. Л.П. О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1984. 24 с.
  106. Л.П. Полистилистика в музыке: Лекция. Казань, 1991. 34 с.
  107. Л.П. Эволюция авторского начала в вариациях //Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. ст. Новосибирск, 1994. С. 200 — 220.
  108. H.H. О различных «точках зрения» в древнерусских литургических песнопениях //Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136. С. 80 — 96.
  109. A.A. О взаимовлиянии композиторского и исполнительского творчества Рахманинова: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1980. 22 с.
  110. Кандинский-Рыбников A.A. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве C.B. Рахманинова //C.B. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873 —1993): Науч. тр. /Моск. гос. консерватория. М., 1995. Сб. 7. С. 90—110.
  111. ЕМ. Огарев и музыка 1/Н.П. Огарев. Три романса на слова М. Лермонтова. Для голоса с фортепиано. М. —Л.: Музгиз, 1943. С. 36.
  112. Кант //.Антропология с прагматической точки зрения ПИ. Кант. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т.6. С. 349 — 588.
  113. М.Г. Теоретические проблемы содержания музыки. Новосибирск, 1997. 68 с.
  114. М.Г. Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. конс-ии, 1992. 234 с.
  115. Кац Б А. Сюжет в баховской фуге //Сов. музыка. 1981. № 9. С. 100 — 110.
  116. Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика: Автореф. дис.. доктора искусствоведения. М., 1996. 40 с.
  117. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.172 с.
  118. В.А. Н.П. Огарев — музыкант //Вопросы музыкознания: Ежегодник 1955. М.: Музгиз, 1956. Т.2. С. 361 — 386.
  119. А.И. О творческом процессе Бетховена: Исслед. Л.: Музыка, 1979. 175 с.
  120. Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии) /Под ред. Г. В. Сегалина: В 4-х т., 20 вып. Свердловск, 1925 — 1929.
  121. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
  122. И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. 206 с.
  123. Коклен Старший. Искусство актера. Л. — М.: Искусство, 1937. 144 с.
  124. И.А. Проблема мифологизации образа художника в современном массовом сознании //Человек и мир. Саратов, 1992. С. 93 — 101.
  125. Кон КС. К проблеме национального характера //История и психология. М.: Наука, 1971. С. 122 — 158.
  126. В.Д. Этюды о зарубежной музыке. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1975.479 с.
  127. А.Е. Естетически анализ на музикалното произведение. София: Народна просвета, 1979. 133 с.
  128. .О. В.Г. Белинский об эмоциональном тоне лирической по-.эзии //Вопросы славянской филологии. К V Международному съезду славистов: Сб. ст. Саратов: Изд-во Саратове, ун-та, 1963. С. 69 — 84.
  129. . О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  130. .О. Лирика Некрасова. Изд. 2-е, перераб. и доп. Ижевск: Удмуртия, 1978. 300 с.
  131. В.И. О сценическом переживании: «снятие» проблемы //Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 4. С. 72 — 83.
  132. КрейнинаЮ.В. Венгерское десятилетие: начало пути //Дьердь Лигети. Личность и творчество: Сб. ст. /Российс. ин-т искусствознания. М., 1993. С. 25—37.
  133. Г. М. Дом — место, куда возвращаешься //Сов. музыка. 1988. № 8. С. 37 — 44.
  134. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608 с.
  135. В.А. Образ «человека культуры». М.: Наука, 1988. 152 с.
  136. JI.JI. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке //Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. М.: Музыка, 1978. Вып. 3. С. 59 —77.
  137. Культура: теории и проблемы /Т.Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др.: Уч. пособие. М.: Наука, 1995. 279 с.
  138. Л.А. Дебюсси: Поэт и композитор. Деп. в НИО «Информкульту-ра» 25.03.94- № 2811. 50 с.
  139. В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: Медицина, 1988. 272 с.
  140. Курышева Т. А. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984.200 с.
  141. A.M. Автор — образ — читатель. Изд. 2-е, доп. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 350 с.
  142. И.Д. Соч. М.: Радикс, 1994. Т.2. 559 с.
  143. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность ПА.Н. Леонтьев. Избр. психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 94 —231.
  144. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Уч.: В 2-х ч. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1982. Т.2. XVIII век. 669 с.
  145. Ф. Оперные транскрипции для фортепиано. М.: Музыка, 1967. Т.4. 4.2. 136 с. .
  146. Ф. Ф. Шопен. Спб.: Типогр. «Петербургской газеты», 1887.266 с.
  147. М.Н. Дьердь Лигети: эстетические взгляды и творческая практика 60 — 70-х годов (критика и размышления) //Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. Вып. 94. С. 140 — 172.
  148. М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 320 с.
  149. М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 224 с.
  150. Ц. Гениальность и помешательство. Спб.: Изд-ние Ф. Пав-ленкова, 1892. 253 с.
  151. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 376 с.
  152. М.Н. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1986. 16 с.
  153. Мозель Л Л. О типах творческого замысла //Сов. музыка. 1976. № 5. С. 19 — 31.
  154. . Жан Филипп Рамо. Л.: Музыка, 1983. 124 с.
  155. И.В. Предварительные итоги //Муз. академия. 1992. № 3. С. 81—85.
  156. В.В. Интонационная форма музыки: Исслед. М: Композитор, 1993. 268 с.
  157. В.В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха //Полифоническая музыка. Вопросы анализа: Сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Вып. 75. С. 83 — 106.
  158. В.В. К проблеме семантического синтаксиса //Сов. музыка. 1973. № 8. С. 20 — 29.
  159. В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа//Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. К.: Муз. Україна, 1988. С. 5 — 18.
  160. В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Сов. музыка. 1979. № 3. С. 30 — 39.
  161. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
  162. В.В. Художественная картина мира в музыке (К анализу понятия) /'/Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения 1984 /АН СССР. Л.: Наука, 1986. С. 82 — 99.
  163. В.В. Человек в зеркале интонационной формы //Сов. музыка. 1980. № 9. С. 39 — 48.
  164. E.M. Культурный герой //Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т.2. С. 25 — 28.
  165. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1994. 36 с.
  166. Мендельсон-Прокофьева М.А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве // С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1961. С. 370 — 391.
  167. A.C. Художественный образ: Эстетический анализ. М.: Изд-во Московс. ун-та, 1980. 97 с.
  168. A.A. Поэт и лирический герой (Об основах стиля в поэзии). Архангельск: Арханг. кн. изд-во, 1960. 136 с.
  169. Ал. Поэзия нравственного возвышения //Знамя. 1963. № 12. С. 173 —188.
  170. М.К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы //М.К. Михайлов. Этюды о стиле в музыке: Ст. и фрагменты. Л.: Музыка, 1990. С. 39 — 65.
  171. M.K. АЛ. Скрябин: Популярная монография. Изд. 3-е. Л.: Музыка, 1982.112 с.
  172. М.К. Стиль в музыке: Исслед. Л.: Музыка, 1981. 264 с.
  173. Н.М. Художник и жизнь //Музыка и современность: Сб. ст. М.: Гос. муз. изд-во, 1962. С. 399 — 474.
  174. Мотт-Хабер X. де ля. Индивидуальность личности художника //Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Меж-вуз. сб. науч. тр. Владимир, 1990. С. 22 — 29.
  175. Музыка из бывшего СССР: Сб. ст. М.: Композитор, 1996. Вып. 2. 336 с. 199. «Музыка начинается там, где кончается слово»: Кн. для учителя / М. Ш. Бонфельд, П. С. Волкова, Л. П. Казанцева, В. И. Шаховский. Астрахань — М.: НТЦ «Консерватория», 1995.458 с.
  176. Музыкальная культура сегодня. Фестиваль Федеративной Республики Германия. Сентябрь 1989 — июнь 1990 гг. Б.м., 1989. 295 с.
  177. ИЛ. Рок-музыка: Эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989. 32 с.
  178. Е.В. Вопросы музыкального восприятия в музыкальнотеоретических дисциплинах //Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики. Проблемы национальных музыкальных культур: Сб. ст. Ташкент: йзд-во лит. и искусства, I982. С. 7 — 15.
  179. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
  180. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //Восприятие музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1980. С. 91 — 111.
  181. Е.В. О системе музыкально-теоретических дисциплин / /Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. науч. тр. М., 1978. С. 94 — 121.
  182. Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980/81 — 1986, 1995). М.: Композитор, 1997. 160 с.
  183. Овсянико-КуликовскийД.Н. Вопросы психологии творчества. Спб.: Изд-ние Д. Е. Жуковского, 1902. 301 с.
  184. Овсянико-КуликовскийД.Н. Гоголь в его произведениях. М.: Изд-ние т-ва И. Д. Сытина, 1909. 124 с.
  185. A.B. Юный Скрябин //A.B. Оссовский. Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка, 1968. С. 66 — 90.
  186. НЛ. Об отражении действительности в музыке (к вопросу о содержании и форме в музыке). Л.: Музыка, 1979. 72 с.
  187. НЛ. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985. 112 с.
  188. Ю.Н. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Сов. композитор, 1977. 166 с.
  189. М.П. К анализу понятия мелодии //Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. М.: Музыка, 1973. Вып.2. С. 135 — 174.
  190. .Л. Собр. соч.: В 5-ти т. М.: Худож. лит., 1990. Т.З. «Доктор Живаго». 734 с.
  191. Е.В. Из ранних прозаических опытов Б.Пастернака //Памятники культуры — Monuments of Culture. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1976. М.: Наука, 1977. С. 106 —118.
  192. А.Н. Лирический сюжет в инструментальной музыке //Сов. музыка. 1985. № 9. С. 72 — 74.
  193. В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития //Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 313 — 325.
  194. В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие. Изд. 2-е, ис-правл. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
  195. А. П. Чехова Л.А. Авиловой от 6 октября 1897 г. ИА.П. Чехов. Собр. соч.: В 12-ти т. М.: Худож. лит., 1957. Т. 12. С. 185.
  196. Письмо Бетховена Ф. Вегелеру от 29 июня 1801 г. //Письма Бетховена., 2 381 787 — 1811. M.: Музыка, 1970. С. 138 — 143.
  197. К.К. Способности и характер //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 187 — 208.
  198. О.И. Некоторые особенности проявления программности в творчестве Эдисона Денисова 70 — 80-х годов //Советская музыка 7080. х годов. Эстетика. Теория. Практика: Сб. науч. тр. /ЛГИТМиК. Л., 1989.С.70 —86.
  199. АЛ. Эстетика рока и советская рок-опера //Современная советская опера: Сб. науч. тр. /ЛГИТМиК. Л., 1985. С. 123 — 137.
  200. Ю.М. Типология образа автора в творчестве Достоевского: Уч. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральск, пед. института, 1992. 56 с.
  201. М.Т. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке //Laudamus. M.: Композитор, 1992. С. 91 — 99.
  202. Протопопов Вл.В. Из истории форм инструментальной музыки XVI
  203. XVIII веков: Хрест. М.: Музыка, 1980. 240 с.
  204. Вл.В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха: Очерки. М.: Музыка. 1981. 335 с.
  205. Процессы музыкального творчества: Сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1994. Вып. 130.212 с.
  206. М. По направлению к Свану. М.: Худож. лит., 1973. 464 с.
  207. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.240 с.
  208. РаабенЛ.Н. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исслед. Л.: Сов. композитор, 1986. 198 с.
  209. С.Х. Художественное представление и художественный образ //Эстетические очерки. Мл Музыка, 1973. Вып. 3. С. 45 — 94.
  210. C.B. Композитор как интерпретатор //Сов. музыка. 1955. № 2. С. 78 — 80.
  211. Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во Университета Дружбы нарОдов, 1987. 200 с.
  212. Римский-Корсаков А. П. Личность Глинки как предмет изучения //Музыкальная психология: Хрест. М., 1992. С. 172 — 177.
  213. Я.Я. Проблемы антропогенеза: Уч. пособие. Изд. 2-е, доц. М.: Высшая школа, 1977. 263 с.
  214. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира /Б.А. Се-• ребренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Поспелова и др. М.: Наука, 1988.216 с.
  215. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
  216. Е.Г. Идейная направленность (пафос) художественного произведения: (Из истории проблемы): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971. 18 с.
  217. С.Ю. Место в культуре — место в практике //Сов. музыка. 1984. № 10. С. 21—31.
  218. Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения / /Критика и музыкознание: Сб. ст. JL: Музыка, 1987. Вып. 3. С. 69 — 96.
  219. ЕА. Функции музыкальной темы. JL: Музыка, 1977.160 с.
  220. М.Д. Шостакович -— симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976. 477 с.
  221. У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. М.: Музыка, 1987. 296 с.
  222. А.Н. Девятая симфония Бетховена. Ее склад и смысл ИА.Н.Серов. Избр. статьи. М. — Л.: Музгиз, 1950. Т.1. С. 425 — 434.
  223. Е.А. Особенности музыкальной образности в свете ленинской теории отражения: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1970. 19 с.
  224. Скребкова-ФилатоваМ.С. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985.285 с.
  225. СмирновМ. А. Эмоциональный мир музыки: Исслед.М.: Музыка, 1990. 320 с.
  226. Ч.П. Две культуры: Сб. публицистич. работ. М.: Прогресс, 1973. 143 с.
  227. A.B. Коммуникационные потребности: Уч. пособие. Краснодар, 1996. 161 е.
  228. A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 229 с.
  229. О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во Нижегородс. ун-та, 1994. 220 с.
  230. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.
  231. И.И. Исторические типы симфонической драматур-гая//И.И. Соллертинский. Исторические этюды. Изд. 2-е. Л.: Гос.муз.изд-во, 1963. С. 335 — 346.
  232. А.К. О некоторых общих вопросах диалога //Вопросы языкознания. 1965. № 6. С. 103 — 110.
  233. А.Н. Музыка как вид искусства IIА.Н. Сохор. Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед.: В 3-х т. Л.: Сов. композитор, 1981.Т.2. С. 111 —230.
  234. Социальная психология: Краткий очерк. М.: Политиздат, 1975. 319 с.
  235. Стендаль. Дневники. Запись от 11 февраля 1805 г. IIСтендаль. Собр. соч.: В 15-ти т. М., 1959. Т. 14. С. 105 — 106.
  236. Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. Изд. 2-е. М.: Ху-дож. лит., 1974. 368 с.
  237. К.А. К истории повествовательных форм (на материале произведений Ф. М. Достоевского и У. Фолкнера) //Контекст 1985: Лит,-теоретич. исследования. М.: Наука, 1986. С. 74 — 101.
  238. Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание. 1987. Сер. «Эстетика». Вып. 6. 64 с.
  239. ТевосянА.Т. Некоторые аспекты формирования личностного начала в европейской музыкальной культуре (К методологии изучения проблемы) //Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания: Сб. ст. /ВНИИ искусствознания. М., 1981. С. 71 — 89.
  240. Л.Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90-та т. М.: Худож. лит., 1951. Т. 30. С. 3 — 24.
  241. В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. 191 с.
  242. O.A. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX — XX вв. (на примере творчества C.B. Рахманинова): Автореф. дис. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1997. 21 с.
  243. .А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 252 с.
  244. Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. 251 с.
  245. В.Э. Немецкая романтическая опера ПВ.Э. Фермам. Оперный театр: Ст. и исследования. М.: Музгиз, 1961. С. 185 — 211.
  246. М. Что такое автор? //Лабиринт/Эксцентр. Спб., Екатеринбург. 1991, № 3. С. 28 — 43.
  247. Ю.Н. Форма музыкальная //Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. Т.5. Стб. 875 — 906.
  248. В.И. Музыка как вид искусства: Уч. пособие. Изд. 2-е. М.: НТЦ «Консерватория», 1994. 260 с.
  249. В.Н. Музыкальный тематйзм: Науч.-методич. очерк. М.: Музыка, 1983. 88 с.
  250. Холопова В. Н, Рестаньо Э. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996. 360 с.
  251. В.Н., Чигарева E.H. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. 350 с.
  252. А.М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 304 с.
  253. В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 243 с.
  254. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.
  255. Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
  256. П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. Избр. отрывки из писем и статей. Изд. 2-е, перераб и доп. М.: Музыка, 1964. 271 с. 16 Заказ 704 041
  257. Частица человеческой природы: Диалог Е. Зингер и Т. Винта //Творчество. 1981. № 6. С. 14—16.
  258. Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. 223 с.
  259. Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. 144 с.
  260. Т.Ю. Лирика — род музыкальной организации //Проблемы музыкознания (По материалам канд. диссертаций) /МГК. М., 1975. Вып.1. С. 83 — 97.
  261. Е.И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения (на примере творчества Моцарта последнего десятилетия): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1975. 23 с.
  262. В.П. Стиль модерн и пианизм Рахманинова //Муз. академия. 1993. № 2. С. 200 —203.
  263. A.B. Образ автора в «Войне и мире» //A.B. Чичерин. Ритм образа. Стилистические проблемы. Изд. 2-е, расшир. М.: Сов. писатель, 1980. С. 277 —294.
  264. Г. В. Моцарт. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. 318 с.
  265. А.П. В.В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX века ИВ.В. Виноградов. Избр. тр. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 285—315.
  266. Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.: Моск. рабочий, 1989. 382 с.
  267. А.Л. Лингвостилистические средства выражения образа автора в тексте воспоминаний: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1988. 22 с.
  268. Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма: Исслед. М.: Сов, композитор, 1983. 152 с.
  269. А. Иоганнн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. 728 с.
  270. А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке ИВ.И. Холопова, Е. И. Чигарева. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. С. 327 — 331. >, >
  271. Э. Основные идеальные типы индивидуальности //Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 55 — 59.
  272. .М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. 552 с.
  273. И.Г. Люди, годы, жизнь ИИ.Г. Эренбург. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит. 1966. Т.8. С. 5 — 614.
  274. Э.Т. А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М.: Радуга, 1987. 464 с.
  275. H.A. Эпохи истории музыки: Уч. пособие. Самара, 1994.115 с.
  276. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  277. В. А. Образ автора как лингвостилистическая категория текста (На материале романов Диккенса): Автореф. дне.. канд. филол. наук. Львов, 1980.19 с.
  278. Юнг КГ. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художе-ственному творчеству //КГ. Юнг. Собр. соч.: В 19-ти т. М.: Ренессанс, 1992. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке. С. 93 — 120.
  279. В.Н. Творческий процесс в классической музыке Востока: Автореф. дис. доктора искусствоведения. М., 1995. 35 с.
  280. А.Г. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки //Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. ст. М.: Музыка, 1971. С. 134 — 161.
  281. А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. Размышления и наблюдения. М.: Сов. художник, 1987. 272 с.
  282. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 87 с.
  283. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.48 с.
  284. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1996. С. 46 — 62.
  285. .М. Игорь Стравинский. Изд. 3-е, доп. Л.: Музыка, 1982. 264 с.
  286. Bachman С.-Н. Theorie und Praxis improvisierter Musik. Uber ein musikalisches Phanomen der Gegenwart //Neue Zeitschrift fur Musik. 1971. Jg. 132. H. 10. S. 530 — 538.
  287. Belyanin KP. Authors' Emotions in Fiction //Emotion, Creativity, and Art: Proceedings of the International Symposium. Perm, 1997. P. 117 —118.
  288. Belyanin VP. The Diversity of Genres and the Diversity of Emotions: from Emotion to Word, from Word to Text // Emotion, Creativity, and Art: in 2 vol. Perm, 1997. V.2. P. 167 — 178.
  289. Block G., Putz W. Die collage als asthetishe Gestaltung der Realitat //Musik und Bildung. 1974. Jg.6. S. 680 — 684.
  290. Budde E. Zitat, Collage, Montage //Die Musik der sechziger Jahre: Zwolf Versuche. Mainz: Schott, 1972. S. 26 — 38.
  291. Bullough E. Aesthetics: Lectures and Essays. Stanford, 1957.
  292. Citron M. Gender and Musical Canon. Cambrige: CambrigeUP, 1993.307 p.
  293. Collage w muzyce. Krakow: PWM, 1971. 39 S.
  294. ConeE. T. The Composers Voice. Berkeley, Los Angelos, London: University of California Press, 1974. 184 p.
  295. Crozier W.R. Careers of the Artists: Creativity across the Life Span //Emotion, Creativity, and Art: in 2 vol. Perm, 1997. V. 1. P. 379 — 394.
  296. Cupchik G. C., Leonard G. The Two «Fs» of the Aesthetic Process //Emotion, Creativity, and Art: in 2 vol. Perm, 1997. V.l. P. 81 — 100.6″ 243
  297. Einstein A. Some Musical Representation of the Temperaments HA. Einstein. Essays on Music. N.Y.: Norton, 1956. P. 119 — 129.
  298. Escal F. Le compositeur et ses modeles. Paris: PUF, 1984. 245 p.
  299. Friedheim Ph. First Version, Second Version, Alternative Version: Some Remarks on the Music of Liszt //The Music Review. 1983. Vol. 44. N 3 — 4. P. 194 — 202.
  300. Gates E. Why Have There Been No Great Women Composers? Psychological Theories, Past and Present //The Journal of Aesthetic Education. 1994. Vol. 28. N 2. P. 27— 34.
  301. Gunther H. Kunstlerische Doppelbegabungen. Erweiterte Neufassung mit 156 meist ersveroffentlichten Abbildungen nach Werken deutschsprachiger Kunstler vom 16. — 20. Jahrhundert. Munchen: Heimeran, 1960. 279 S.
  302. Kazantseva L.P. The Authors Appearance in Musik: an Emotional Aspect //Art and Emotions: Proceedings of the International Symposium. Perm, 1991. P. 117—126.
  303. Koshkin V.M. Etudes on a Science of Humanities //Emotion, Creativity, and Art: in 2 vol. Perm, 1997. V.l. P. 155 — 178.
  304. Kuhn C. Das Zitat in der Musik der Gegenwart — mit Ausblicken auf bildende Kunst und Literatur. Hamburg: Wagner, 1972. 125 S.
  305. Muller-Marein J., Reinhard H. Das musikalische Selbstportrait von Komponisten, Dirigenten, Instrumentalisten, Sangerinnen und Sangern unserer Zeit. Hamburg: Nannen, 1963. 508 S.
  306. Nemec K. Autoreferentiality andNovelistic Self-consciousness //Neohelicon. Acta comparations Litterarum Universarum. Budapest — Amsterdam: Szabolcsi & G.Vajda. 1993. Vol. XX. N 1. P. 79 — 86.
  307. Pavlicic P. What Is the Purpose of Autoreferentiality? //Neohelicon. Acta comparations Litterarum Universarum. Budapest—Amsterdam: Szabolcsi & G.Vajda. 1993. Vol. XX. N 1. P. 97 — 106.
  308. Rivere J. Caractere et Masque chez les musiciens //Travaux de medecins a propos de musique. Paris: Richard-Masse, 1962. P. 7 — 25.
  309. Rubin-Rabson G. Why Haven’t Women Become Great Composers? //High Fidelity /Musical America. 1973. N 23.
  310. Runco M.A. Personal Creativity: Lessons from Literary Criticism //Emotion, Creativity, and Art: in 2 vol. Perm, 1997. V.l. P. 305 — 318.
  311. Schmidt M. Zur Theorie des musikalischen Charakters. Munchen, Salzburg: Katzbichler, 1981. 154 S.
  312. Sessions R. The Musical Experience of Composer, Performer, Listener. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. 1950. 127 p.
  313. Siedentopf H. Die Neue Musik und die Collage //Universitas. 1974. Jg. 29. H. 1. S. 75 — 82.
  314. Sonntag B. Untersuchungen zur Collagetechnik des 20. Jahrhunderts. Regensburg: G. Bosse, 1977. 204 S.
  315. Stebbins R.A. Career: The Subjective Approach //The Sociological Quarterly. 1970. N 11. P. 32 — 49.
  316. Straus J.N. Remaking the Past. Musical Modernism and the Influence ot the Tonal Tradition. Cambridge, Massachusetts and London: Harward University Press, 1990. 207 p.
  317. Wiszniewski Z. Kilka refleksji o komponowaniu zbiorowym //Ruch muzyczny. 1975. N 9. 27 kwietnia. S. 9 — 11.
  318. Women Making Music. The Western Art Tradition, 1150 — 1950. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1986. 409 p.
  319. Worbs H. Ch. Autobiographische Elemente im musikalischen Kunstwerk // Musica. Jg. 28. 1974. H. 2. S.128 — 131.
  320. Wurtenberger F. Malerei und Musik. Die Geschichte des Verhaltens zweier Kunste zueinander — dargestellt nach den Quellen im Zeitraum von Leonardo da Vinci bis John Cage. Frankfurt am Main, Bern, Las Vegas: Lang, 1979. 316 S.
  321. Часть! Автор художественный как теоретическая проблема
  322. Глава 1. Автор в музыке: система понятий 10
  323. Автор биографический (автор-человек) 1312. Автор-творец 1713. Автор художественный 2314. Триединство автора 28
  324. Глава 2. Автор художественный как многоаспектная личность 31
  325. Глава 3. Средства выражения автора художественного в музыке 5231. Тематические средства 5 3
  326. Композиционные средства 6033. Жанровые средства 66
  327. Стилистические средства 72
  328. Глава 4. Автор художественный в структуре содержаниямузыкального произведения 89
  329. Част HI. Автор художественный как историко-культурологическая проблема
  330. Глава 5. Автор художественный как феномен культуры 100
  331. Автор художественный и личностныйинвариант культуры 101
  332. Автор художественный в поликультурном пространстве114
  333. Глава 6. Исторические формы воплощения автора в музыке 126
  334. Многообразие форм авторского присутствияв музыке 128
  335. Музыкальный автопортрет 162
  336. Глава 7. Авторское начало в музыкальной интерпретациии восприятии 178
  337. Личностное начало в композиторском творчествеи исполнительстве 178
  338. Личностное начало в деятельности композитора-исполнителя 184
  339. Личностное начало в слушательском восприятии 190
  340. Авторское начало в слушательском восприятии 193
  341. Глава 8. Авторское начало в творчестве композитора-литератора 2031. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 224
  342. .
Заполнить форму текущей работой