Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа: На примере 5-6-х классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема и ее актуальность. Каждый район России имеет свои экономические, природно-климатические, географические и исторические особенности. В частности, для Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) характерно то, что коренные жители занимаются, в основном, традиционными промыслами (охота, рыболовство, звероводство и др.). Кроме того, в ХМАО развивается нефтегазодобывающая промышленность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы методики преподавания математики в национальных школах Севера
    • 1. Региональный компонент в преподавании математики в условиях Ханты-Мансийского автономного округа
    • 2. Особенности восприятия и мышления детей коренных национальностей ХМАО
  • Э. Понятие «задача» в психологии и дидактике. Классификация математических задач
    • 4. Функциональное назначение математических задач и методические приемы обучения их решению
    • 5. Применение аналитико — синтетического метода при решении задач
  • ГЛАВА 2. Методика обучения математике учащихся 5—6 классов национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа
    • 1. Система задач по математике для учащихся 5—6 классов, составленная с учетом региональных особенностей ХМАО
    • 2. Особенности схематизации задач в обучении учащихся
    • 5. —6 классов
    • 3. Организация общения учащихся 5—6 классов в обучении решению задач
    • 4. Формирование мыслительных операций у учащихся 5—6 классов
      • 4. 1. Система задач, направленная на усвоение методов анализа и синтеза
      • 4. 2. Система задач, направленная на усвоение метода аналогии
      • 4. 3. Система задач, направленная на усвоение метода сравнения
      • 4. 4. Система задач, направленная на усвоение метода обобщения
      • 4. 5. Система задач, направленная на формирование понятия «расстояния»
  • ГЛАВА 3. Анализ результатов педагогического эксперимента
    • 1. Педагогический эксперимент
    • 2. Первичная обработка результатов
    • 3. Вторичная обработка результатов

Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа: На примере 5-6-х классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема и ее актуальность. Каждый район России имеет свои экономические, природно-климатические, географические и исторические особенности. В частности, для Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) характерно то, что коренные жители занимаются, в основном, традиционными промыслами (охота, рыболовство, звероводство и др.). Кроме того, в ХМАО развивается нефтегазодобывающая промышленность. Природно-климатические и географические условия ХМАО характеризуются продолжительной холодной зимой. В этих краях имеется много лесов, озер, рек, болот, богатых флорой и фауной. Северные народности, проживающие на территории округа (ханты, манси, ненцы), имеют богатые исторические и культурные традиции: выращивают и пасут оленей, охотятся, занимаются рыболовством, сбором и переработкой дикоросов, пошивом национальной одежды и обуви-и т.д.

Традиционный уклад жизни северных народностей, требующий от них продолжительного изолированного проживания, является тем фактором, который мало способствует широкому общению их друг с другом, налагает отпечаток на особенности восприятия, не способствует формированию социальных мотивов учения детей. Мышление детей в большей степени конкретное, наглядно-образное. При обучении же математике важно формировать абстрактно-логическое, понятийное мышление. При решении социальных проблем, в том числе проблем образования коренного населения, следует учитывать перечисленные особенности. По данным опроса, проведенного сотрудниками отдела философско-социологических исследований института философии и права СО РАН «.среди народов Севера, проживающих в национальных поселках Нижневартовского района ХМАО, доля не имеющих среднего образования составляет 48,3%» [52].

Дети коренных национальностей с их особенностями восприятия, недостатком общения, вне педагогической системы, направленной на учет этих факторов, не могут проявить себя в полной мере, а это, зачастую, ведет к тому, что учащиеся прекращают обучение.

Совершенствования математического образования детей коренных национальностей ХМАО требует усилившийся процесс гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает такую организацию учебного процесса, при котором личность ученика выступает на передний план, учитываются его индивидуальные особенности. «Очеловечивание» знаний, включение их в сферу потребностей ученика с учетом его самобытности, является первостепенной задачей современной школы.

По мнению Г. И. Саранцева «Смысл гуманитаризации состоит в том, чтобы приобщить ученика к духовной культуре, творческой деятельности, вооружать его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания» [130, с. 43].

Традиционные методики преподавания школьных предметов, математики в частности, не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики, включающее мотивировку вводимых понятий, иллюстрацию их с помощью объектов реальной действительности, задачный материал, используемый для закрепления знаний, направлено на ученика, живущего в больших населенных пунктах, в похожей, в основном, друг на друга социальной среде, и не учитывает особенностей культуры, образа жизни, восприятия детей коренных национальностей ХМАО.

Таким образом, имеется противоречие между реальными потребностями и возможностями детей коренной национальности в образовании и традиционным подходом в обучении математике. Особенное значение это противоречие имеет при обучении математике учащихся пятых-шестых классов. Математический материал, изучаемый в этих классах, служит фундаментом для дальнейшего усвоения математических понятий и закономерностей. От того, как будет происходить его присвоение учениками, какими мыслительными операциями они овладеют, будут ли учитываться в процессе обучения их индивидуальные способности, и будут ли у школьников сформированы личностно значимые знания и способы деятельности, зависит во многом успешность дальнейшего обучения. Разрешение указанного противоречия составляет проблему данного исследования.

Изучением традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры малых народов севера, в том числе ханты и манси, а также вопросами становления и развития образования в ХМАО занимались отечественные и зарубежные ученые: А. Л. Бугаева [18], Г. Н. Волков [26], В. Ф. Зуев [57.а], М. А. Кастрен [66.а], В. Н. Новицкий [105.а], В. Н. Чернецов [162], А. П. Щапов [168], и другие. В работах А. В. Базанова [9], Ф. Ф. Кронгауза [75] освещаются специфические особенности борьбы за начальное всеобщее обучение.

В более широком плане проблемы этнопедагогики исследуются Г. Н. Волковым [26], который пишет о влиянии национальной культуры, традиций на формирование подрастающего поколения, о необходимости использования элементов воспитания, основанных на традициях и обычаях малых народностей, в частности — Крайнего Севера.

Вопросам просвещения и культуры, подготовки педагогических кадров для национальных школ Севера посвящены работы И. И. Истомина, Н. И. Мелякова [96]. Об использовании прогрессивных традиций народов Севера в воспитании учащихся писали А. А. Котов и Г. И. Лазарев [74].

Вопросы внеклассной воспитательной работы в школах-интернатах Севера представлены в публикациях Г. Н. Волкова [26].

Исследованием проблематики советского строительства у малых народностей Севера в период с 1917 по 1932 гг. занимался В. А. Зибарев. Ему принадлежит первое монографическое исследование проблемы образования советской национальной государственности у малых народностей Севера. В нем освещаются создание, укрепление и деятельность органов советской власти, реформы традиционного суда, национальное районирование, образование национальных округов, районов, первые мероприятия по ликвидации экономической и культурной отсталости этих народов. При этом отмечается большая роль в данных процессах просветительных учреждений и школы.

Проблемам развития северной школы также посвящены кандидатские диссертации Л. И. Леонтьева, З. П. Тюменцевой [147].

Становлению школы на Приобском Севере в 20 — 30 гг. посвящено диссертационное исследование Л. Н. Ванчицкой. В этой работе автор рассматривает вопросы развития школьного образования на территории Ямало-Ненецкого округа. В ней выявлены возможности использования в современной школе эффективных форм связи обучения с традиционными ремеслами и промыслами народов указанного региона.

В последнее время российские педагоги математики уделяли внимание разработке учебных программ, методических пособий по математике с использованием элементов этнографии, регионального материала, исторических сведений и т. д. К ним можно отнести сборник задач по математике с историческим содержанием С. С. Перли и С. Б. Перли, сборник задач Н.А.Коро-щенко «Математика в истории Тобольской деревни» [72], сборник задач А. В. Абрамова, Е. В. Евсюковой и др. «Математика в профессиях Тюменского Севера» [4].

Наряду с созданием конкретных методических разработок по математике проводились исследования, направленные на выявление и использование региональных и национальных особенностей в обучении. Вопрос о необходимости преподавания математики с учетом особенностей Ханты-Мансийского автономного округа в 30-е годы ставился Н. С. Поповой [117]. В диссертации Н. А. Корощенко [72] сформулированы требования к обучению математике с использованием регионального компонента математического образования.

Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике просвещения малых народов Севера, имеются нерешенные вопросы, связанные с преподаванием математики в национальных школах Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому проблема совершенствования качества математической подготовки учащихся национальных школ Крайнего Севера в современных условиях является актуальной. В частности, для ХМАО значимость регионального аспекта образования актуальна, так как он несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры учащихся, их самостоятельности, творчества, активности и т. п. Существенная роль в реализации регионального компонента образования отводится национальной школе.

20 июня 1997 г. думой Ханты-Мансийского автономного округа принят Закон «Об основах системы образования в ХМАО», в котором в целях обеспечения правовых гарантий для полноценного функционирования и развития системы образования ХМАО устанавливаются региональные особенности функционирования образовательной системы ХМАО, неурегулированные федеральным законодательством или отнесенные к полномочию субъекта Федерации [56].

В статье 2 Закона «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе» отмечено, что система образования в Ханты-Мансийском автономном округе признается приоритетной. Организационной основой региональной политики в системе образования округа является Региональная программа развития образования, разрабатываемая на основе принципов и положений Федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, культурных, демографических, административно-территориальных, экологических и других особенностей округа.

Настоящая работа соответствует плану развития образования Ханты-Мансийского автономного округа.

Для определения состояния методики преподавания математики в национальных школах нами проведен анализ работы некоторых школ ХМАО (ВарьеганскаЯ, Покурская, Большетарховская, Ларьякская средние национальные школы, Ларьякская вспомогательная школа, Корликовская и Ватин-ская неполные средние школы, Национальный детский дом-школа «Надежда»).

Выявлено следующее:

1. Математическая подготовка выпускников национальных школ не всегда отвечает требованиям государственных стандартов.

2. Традиционная методика преподавания мало способствует развитию математического мышления детей коренных национальностей.

3. Методика преподавания математики, учитывающая региональные особенности ХМАО, пока только формируется.

4. Действующие учебные пособия по математике для учащихся 5—6-х классов, написанные без учета региональных особенностей и особенностей восприятия и мышления учащихся, вызывают у них определенные затруднения.

Таким образом, цель нашего исследования — обеспечить условия, учитывающие особенности восприятия и мышления учащихся коренной национальности и позволяющие реализовать Закон Российской Федерации об образовании, согласно которому учащиеся имеют право на полноценное математическое образование в соответствии со своими склонностями и способностями. •.

Одним из основных компонентов полноценного образования является качество математического образования.

Гипотеза исследования: разработка и использование в учебном процессе национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа методики и средств обучения, включающих задачи с региональным содержанием, учитывающих особенности восприятия и мышления детей коренных национальностей, позволят повысить качество их математического образования.

Объект исследования: преподавание математики в национальных школах крайнего Севера.

Предмет исследования: процесс обучения математике в 5—6-х классах национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие его задачи:

1. Обосновать пути повышения качества математического образования детей коренных национальностей ХМАО.

2. Разработать требования к методике и средствам обучения математике, учитывающим национальные особенности и использующие региональный материал.

3. Разработать систему упражнений, вопросов и задач для обучения учащихся 5—6-х классов национальных школ ХМАО.

4. Экспериментально проверить разработанную методику преподавания математики в 5—6 классах национальных школ ХМАО.

Методологическими основами исследования послужили: теория учебной деятельности учащихся (В.В.Давыдов, Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.) — методические основы дифференцированного обучения математике (В.А.Гусев, А. Ж. Жафяров, В. А. Далингер и др.) — теоретические основы построения региональных педагогических систем (Н.С.Попова, А. П. Щапов, В. А. Зибарев, Г. Н. Волков и др.), психологические основы использования образного мышления, в частности в обучении математике (А.А.Гостев, М. В. Рычик, С. Д. Смирнов, А.Я.Цукарь), теоретические основы использования задач в обучении (Ю.М.Колягин, Г. М. Возняк, Л. Л. Гурова, Е. С. Канин, Ф. Ф. Нагибин, А.Я.Цукарь).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературыанкетирование учащихся, родителей и учителейтестирование (педагогическое и психологическое) — педагогический экспериментстатистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования.

Первый этап (подготовительный), 1994 — 1997 гг.

1) Анализ состояния теории и практического опыта преподавания математики в условиях ХМАО, с учетом особенностей быта и культуры местного населения.

2) Анализ профессиональной деятельности учителей математики национальных школ.

3) Анкетирование учащихся, родителей, учителей и руководителей школ.

4) Изучение возможностей окружающего мира для формулирования задач по математике.

5) Разработка методики эксперимента.

6) Разработка сборников задач.

Второй этап (практической реализации), 1997 — 1999 гг.

1) Разработка методической системы преподавания математики в национальных школах ХМАО.

2) Начало проведения эксперимента по внедрению разработанной системы задач, упражнений, вопросов в национальных школах.

3) Корректировка и продолжение экспериментальной работы.

Третий этап (заключительный).

1999 — 2000 гг. Анализ результатов исследования, статистическая обработка эксперимента, формулировка выводов, оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем: обоснованы пути повышения качества математической подготовки учащихся 5—6-х классов национальных школ ХМАОразработана методическая система преподавания математики в 5—6-х классах, учитывающая особенности восприятия и мышления учащихся национальных школ ХМАО.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методическая система преподавания математики в 5—6-х классах национальных школ ХМАО с учетом особенностей восприятия и мышления детей может быть использована в национальных школах Севера. Разработанные автором сборники математических задач с региональным содержанием могут быть использованы учителями для организации учебного процесса в национальных школах Севера.

Обоснованность и достоверность результатов работы обеспечены: проведением исследования в контролируемых условияхиспользованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам работырепрезентативностью выборокопытно-экспериментальной проверкой теоретических положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Создание методики преподавания математики и средств обучения, идущих от личности учащегося, учитывающих его национальную культуру, быт, особенности восприятия, позволяет повысить качество математического образования.

2. Для того, чтобы изучение математики учащимися 5—6-х классов национальных школ ХМАО было осознанным, способствовало формированию математических абстракций, активизировало их деятельность, необходимо: использование наглядно-образных средств отображения информации, включение школьников в самостоятельное составление задач, организация их общения и усиление внимания к формированию мыслительных операций.

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась на заседаниях научно-методического семинара кафедры геометрии и методики преподавания математики Новосибирского ГПУ (1997 — 1999 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях (Сургут, 1998 гОмск, 1997 г.), на вторых Сибирских методических чтениях (Омск, 1997 г.), на окружной научно-практической конференции (Нижневартовск, 1998 г.), на августовских совещаниях учителей математики Нижневартовского района (1996 — 1999 гг.). По теме исследования имеется 5 публикаций, которые обсуждались на методических семинарах кафедры геометрии и методики преподавания математики Нижневартовского пединститута.

На основании приказа (№ 234 от 31 апреля 1999 г.) комитета образования администрации Нижневартовского района был составлен акт о внедрении [см. приложение № 5] в учебный процесс национальных школ (Ларьякская, Варьеганская, Охтеурская, Аганская средние национальные школыКорли-ковская, Чехломеевская, Ватинская основные национальные школыЛарьякская вспомагательная школа и Детский дом-школа «Надежда») методической системы преподавания математики в 5—6-х классах национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате исследования теоретического состояния и практического опыта обучения учащихся национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа установлено, что традиционная методика преподавания математики не позволяет в полной мере раскрыть умственный потенциал детей коренных народов Севера. Эффективность развития форм мышления в процессе преподавания математики возможна только с учетом национальных, исторических, географических и т. д. особенностей коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Обоснованы пути повышения качества математического образования детей коренных национальностей ХМАО, а именно: разработаны требования к сборнику задач для национальных школ ХМАО и на их основе — система вопросов, упражнений и задач для учащихся 5—6 классов национальных школ с учетом особенностей восприятия и мышления учащихсяразработана методика преподавания математики в 5—6-х классах с учетом особенностей мышления учащихся народов Севера.

3. Разработанная методика преподавания математики в 5—6-х и средства для ее реализации в виде системы вопросов, упражнений и задач проверены и внедрены в национальных школах Нижневартовского района (Варьеганская, Ларьякская, Аганская, Охтеурская, Чехломейская, Корликовская). Результаты внедрения показали эффективность предложенной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы / Макарычев Ю Н., Мин-k дюк Н.Г., Нешков К. И., Суворова С.Б.- под ред. Теляковского С. А. — М.:1. Просвещение, 1997.
  2. А.Н. Сборник геометрических задач на построение. — М.: Учпедгиз, 1954.—С. 47.
  3. И.И., Александров А. И. Методы решений арифметических задач. — М.: Учпедгиз, 1953. — 76 с.
  4. A.B., Евсюкова Е. В., и др. Математика в профессиях Тюмен-^ ского Севера. Сб. задач. — Нижневартовск, 1993. — 112 с.
  5. И.К. Начало: Из истории образования на Севере // На Севере Дальнем. — 1986. — № 1. — С. 163—176.
  6. .Н., Балк М. Б. Элементарная геометрия. — М.: Просвещение, 1966. —С. 76.
  7. И.В. О задачах по арифметике // Математика в шк. — 1995. — № 5. — С. 2—7.
  8. ПР. Политехнический принцип в обучении школьников. — М.:
  9. Педагогика, 1976. — 192 с.
  10. А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севе* ре.—Л., 1936.— 123 с.
  11. А.Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. — Л., 1939. — 148 с.
  12. М.Б., Петров В. А. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. — 1986. — № 3. — С. 55—57.
  13. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. — 1970. — № 6. — С. 87—91.
  14. A.C. Высшая нервная деятельность: Учеб. для вузов по спец. «Био• логия», «Психология», «Философия». — М.: Высш. шк., 1991. — 256 с.
  15. .В. К вопросу о воспитательном значении преподавания математики // Математика в школе. — 1981. — № 1. — С. 16—18.
  16. В.Г. Программированное обучение и методы его осуществления. В кн.: Учебно-наглядные пособия по математике (под ред. Пыш-кало A.M.). — М.: Просвещение, 1968. Вып.З. — С. 45—57.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориен-тирован-ного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11—17.
  18. В.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учебное пособие для пед. инст. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1951. — 367 с.
  19. А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. — М., 1994, —С. 9.
  20. П.А. К методике решения задач с помощью уравнений // Математика в школе. — 1976. — № 3. — С. 20—23.
  21. Буй Зуи Хынг. Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1991. — 164 с.
  22. М.П. Разнообразить виды задач // Математика в школе. — 1988. — № 5. —С. 37—39.
  23. Г. Д. Понятие «задача» в психологии, общей и частных дидактиках. В сб.: Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург:. Изд-во Урал. ГПУ, 1995. — С. 104—111.
  24. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память/ Ильюченок Р. Ю. и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. — 169 с.
  25. Г. М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в школе. — 1990. — № 2. — С. 9—11.
  26. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.• 26. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Педагогика. —1989. —№ 7, — С. 98—105.
  27. Г. Т. О развитии народного образования округа. — Л., 1959. — С. 17—23.
  28. В.В. История Тюменского края. — Свердловск, 1980. — 304 с.
  29. Г. Х. Задачи творческого характера в 5 классе // Математика в школе. — 1980. — № 1. — С. 24—25.
  30. Л.А. Педагогические основы формирования и реализации на• ционально-регионального компонента государственного образовательного стандарта: Канд. дисс. / Институт развития профессионального образования. 1997. — 261 с.
  31. . Что такое психология. В 2-х т. Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. —Т. 2. —376 с.
  32. A.A. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — С. 114—119.
  33. A.A. Образная сфера человека / Рос. АН. Ин-т психологии. Все-рос. н.-и. центр традиц. нар. медицины. — М., 1992. — 194 с.
  34. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  35. Я.И. О задачах по готовым чертежам//Математика в школе. — 1971.—№ 6.— С. 21—24.
  36. В.В. Задачи с природоохранительным сюжетом в 4 классе // Математика в школе. — 1979. — № 3. — С. 51.
  37. Л.Л. Психологический анализ решения задач. — Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 328 с.
  38. В.А., Силаев Е. В. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе: Монография. — М.: Изд-во МПГУ, 1996. — 256 с.
  39. В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 320 с.
  40. В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений: Пособие для учителей. — Омск, ИУУ, 1991. — 50 с.
  41. В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии// Математика в школе. — 1995. — № 6. — С. 16—21.
  42. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  43. П.Г. О геометрическом решении алгебраических задач // Математика в школе. — 1980. — № 3. — С. 33—35.
  44. М.И., Беспалько H.A. Применение математики к решению прикладных задач // Математика в школе. — 1981. — № 2. — С. 29—31.
  45. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. — В кн. Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. — С. 146—169.
  46. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. Дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  47. Г. В. Гуманитарно ориентированный курс — основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в шк. — 1997. — № 4. — С. 59 — 66.
  48. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике // Математика в шк. — 1990. — № 4. — С. 15 — 21.
  49. Г. В., Тараканова О. В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике // Математика в школе. — 1988. — № 5. — С. 25.
  50. З.П. К методике решения задач в 4 классе // Математика в школе. — 1983.—№ 1, —С. 24—27.
  51. Е.С., Цыбульская Г. Н. Вопросы межпредметных связей курса математики и трудового обучения // Математика в школе. — 1981. — № 6. — С. 10—14.
  52. Национальная школа: актуальные проблемы содержания образования: Отчет о НИР (промежуточ.уИнститут национальных проблем образования. — 1997. — 141 с.
  53. Жак Я. Е. Несколько простых прикладных задач//Математика в школе. — 1980.—№ 2. —С. 37—39.
  54. А.Ж., Серегин Г. М. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.— С. 105—110.
  55. Е.П. Как возродить национальную школу. — М., 1992. — 144 с.
  56. Закон ХМАО «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе». — 1997. — 38 с.
  57. Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. — 178с.
  58. Л.А. Народная педагогика ханты и манси. — Екатеринбург, 1998. — 128 с.
  59. А.А. Искусство правильно мыслить. — М.: Просвещение, 1990.
  60. Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 283 с.
  61. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
  62. Р.Ю. Эмоции и память. — Новосибирск: Новосибирское книж. изд-ство, 1988. — 88 с.
  63. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 312.
  64. Е.С., Нагибин Ф. Ф. Учебные математические задачи: Учебное пособие. — Киров, Кировский пединст., 1980. — 94 с.
  65. Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. — 1991. — № 3. —С. 8—12.66.а. Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин Землеведения и путешествий. — СПб., 1860. — Т. 6. Ч. 2. — С. 186.
  66. В.И. К проблеме мотивов// Психол. журн. — 1981. — Т. 2. — № 1, —С. 29—44.
  67. Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
  68. H.A. Элементы краеведения на уроках математики // Математика в школе. — 1968. — № 6. — С. 25—26.
  69. П.П. Трудовая политехническая подготовка сельских школьников в условиях становления рыночной экономики (на примере национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия)): Дис. к. п. н. Якутский гос. университет, 1998. — 37 с.
  70. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). — Новосибирск, Наука, 1975. — 212 с.
  71. H.A. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации (на примере 5—6 классов школ Тюмен41ского региона): Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 16 с.
  72. Н.П. Как научить школьников 4—5 классов решать задачи // Математика в школе. — 1987. — № 1. — С. 15—18.
  73. A.A., Лазарев Г. И. Народное образование в Ханты-Мансийском округе // Просвещение на Крайнем Севере. — Л., 1982. Вып. 19. — С. 53—61.
  74. Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. — М., 1948.— 209 с.
  75. О.С. Обучение обобщению и конкретизации на уроках математики. Из опыта преподавания математики в школе. Сост.: Сему-шин А.Д., Суворова С. Б. — М.: Просвещение, 1978. — С. 44—52.
  76. В.А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  77. Е.В. Элементы творческой деятельности учащихся 5—6 классов при решении занимательных задач // Математика в школе. — 1997.5. — С. 66—'72.
  78. Т.И. Школа в туземной среде Севера // Просвещение на Урале.1928. — № 5. — С. 34—35.
  79. В.А. Руководство к преподаванию арифметики. — СПб., 1904.268 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.— 320 с.
  81. В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. — 216 с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. —245 с.
  83. A.M., Людмилов Д. С., Дышинский Е. А. К методике решения задач/Математика в школе. — 1975. — № 5. — С. 37—39.
  84. С.Е. под. ред. Методика преподавания математики. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1955- Ч. 2. М. 1956.
  85. Е.И., и др. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. — М.: Просвещение, 1988. — 292 с.
  86. Е.И. Задачи с дидактическими функциями в IV — V классах // Математика в шк. — 1974. — № 1. — С. 12 — 15.
  87. А.С. Собр. соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — Т. 4. — 374 с.
  88. Н.В. Картографические сведения на уроках математики в 5—6 классах // Математика в школе. — 1981. — № 3. — С. 25—27.
  89. О.В. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч. 1. Пособие для учителей. Под. ред. Л. В. Сабинина. — М.: Просвещение, 1978. —320 с.
  90. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  91. Г. Г., Янгибаева Э. Занимательные задачи и игры с математическим содержанием в А—5 классах. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей // Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. — М.: Просвещение, 1985. — С. 113—119.
  92. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  93. Ю.М. Использование элементов координатного метода при решении текстовых задач в 5 классе // Математика в школе. — 1987. — № 4. — С. 26—28.
  94. Н. И. Становление и развитие грамотности народов Севера// Советская педагогика. — 1976. — № 12. — С. 53—58.
  95. Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. 2-е изд., перераб. — Мн.: Изд-во БГУ, 1982. — С. 55.
  96. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. институтов / Колягин Ю. М., Оганесян В. А. и др. — М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  97. Е.И. Игры школьников сегодня // Народное образование. — 1974, — № 7. —98 с.
  98. JI.B. Региональное экологическое образования: теория и практика: Дис. д. п. н. — УГППУ, 1997. — 376 с.
  99. М.И. сост. Математика в 1—3 классах. —М.: 1971. — 88 с.
  100. А.И., Шариков Т. А., Наконечный М. Н. О создании проблемных ситуаций при решении задач различными способами // Математика в шк. — 1979. — № 1. — С. 20—24.
  101. . А.Д., Шамсутдинов М. М. К методике прикладной направленности обучения математике // Математика в шк. — 1988. — № 2. — С. 12—14.
  102. К.И., Семушин А. Д. Функции задач в обучении // Математика в шк. — 1971. — № 3. — С. 4—7.
  103. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учебник для 5 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1990. — 260 с.
  104. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учебник для 6 класса средней школы. —М.: Просвещение, 1993.
  105. А.И., Кордемский Б. А. Геометрия помогает арифметике. — М.: Физматгиз, 1960. — 124 с.
  106. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/В.И. Журавлев, П И. Пидкасистый, M. J1. Порт-нов и др. Под. ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. — М., 1996. — 602 с.
  107. ПО. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной школе.
  108. М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  109. A.B. Под. ред. Общая психология. —М., 1970. — 290 с.
  110. A.B. Геометрия: Учеб., для 7—11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
  111. Т.Н. Нужна ли «проверка» при решении текстовых задач на составление уравнений? // Математика в школе. — 1971. — № 1. — С, 45—46.
  112. Д. Как решать задачу. -М.: ГУПИ МП РСФСР, 1959. — 132 с.
  113. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, 1975.464 с.
  114. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 111 с.
  115. Н.С. Учебник арифметики. — М., 1936. — Ч. 2. — 235 с.
  116. М.В. Как помочь школьнику решать задачи // Математика в школе. — 1974. — № 1. — С. 29—32.
  117. Православный благовестник. —Тобольск, 1915. № 5—6.
  118. Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Г. М., Н. Г. Миндюк. — М.: Просвещение, 1998. — 208 с.
  119. E.B. Решение текстовых задач в IV—V классах // Математика в шк. — 1987. — № 4. — С. 23 — 26.
  120. В.П. Текстовые задачи и развитие продуктивного мышления учащихся // Математика в школе. —1993. — № 5. — С. 14—17.
  121. В.В. Общая методика преподавания математики.: Пособие для пед. институтов. — М.: Учпедгиз, 1958. — 295 с.
  122. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  123. C.JI. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989. Т. 1, —369 с.
  124. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958. — 328 с.
  125. Н.К. Задача как цель и средство обучения математике // Математика в школе — 1980. № 4. — С. 13 — 15.
  126. М.В. От наглядных образов к научным понятиям. — Киев, Рад. шк., 1987.— 79 с.
  127. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. — М.: МГУ, 1981. — 136 с.
  128. Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики // Математика в школе — 1995. — № 5, —С. 36—39.
  129. Г. И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 28 — 34.
  130. Г. И., Лунина JI.C. Обучение методу аналогии // Математика в школе. — 1989. — № 4. — С. 42—44.
  131. А.Д. Политехническое содержание школьного курса математики // Математика в школе. — 1977. — № 4. — С. 20—23.
  132. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. — 1994. — № 5, —С.16—21.
  133. A.B. Наглядный образ в структуре познания. — М.: Политиздат, 1971. —270 с.
  134. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 232 с.
  135. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Монография. — М.: Прометей, 1994. — 152 с.
  136. В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). — Мегион, 1995. — 106 с.
  137. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. — М.: Мир, 1983. —256 с.
  138. A.A. Педагогика математики. — Минск, 1969.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  140. И.Х. Методика преподавания математики. — Нальчик, 1983. —167 с.
  141. H.A. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  142. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М.: Изд-во МГУ, 1969. — 298 с.
  143. З.И., Черней М. Д. Использование графиков равномерного движения при решении текстовых задач по алгебре // Математика в школе. — 1986. — № 5. — С. 40—42.
  144. Н.П. Как задать вопрос? (о математическом творчестве школьников): Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1993. — 230 с
  145. Тюменцева 3. П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе (на материале Ханты-Мансийского автономного округа). — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  146. А.И. Основные формы и правила вывода по аналогии // Проблемы логики научного познания. — М.: Наука, 1964. — 409 с.
  147. A.B. Некоторые вопросы взаимосвязи преподавания физики и математики // Математика в школе. —1970. — № 2. — С. 77—79.
  148. К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1974. Т. 1, —144 с.
  149. JT.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М: Просвещение, 1980. — 160 с.
  150. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с.
  151. JT.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 248 с.
  152. Л.С. Несколько задач практического характера // Математика в школе, -т-1983. — № 2. — С. 26—28.
  153. ЗА. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе: Дис. к. п. н. / Казанский ГПУ. 1998. — 215 с.
  154. С.Е. Введение удобных единиц измерения как метод решения текстовых задач // Математика в школе. — 1997. — № 6. С. 58—61.
  155. С.Б. Специализация полушарий при опознании зрительной информации // Физиология человека. — 1994. — Т. 20, № 2. — С. 23—29.
  156. А.Я. О типологии задач. — В кн.: Современные проблемы методики преподавания математики. — М.: Просвещение, 1985. — С. 132—139.
  157. А.Я. Поучительные обобщения простой задачи. — В кн.: Воспитание учащихся при обучении математике. —М.: Просвещение, 1987. — С. 131—137.
  158. А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // Математика в шк. — 1998. — № 5. — С. 48—54.
  159. А.Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике. Монография. — Новосибирск, НГПУ, 1998.— 216 с.
  160. В.Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // Сов. этнография: Сб. статей. — М.- JL: 1939. Т. 2. — С. 20—42.
  161. Р.Г. Формирование приемов мышления учащихся средней школы: Автореф. канд. дис. —- М., 1971. — 23 с.
  162. С.Г. Учебник в системе средств обучения. — В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып. 4. — М.: Просвещение, 1976. — С. 37—50.
  163. Шор Я.А. О решении арифметических задач. — М.: Учпедгиз, 1995.108 с.
  164. Шохор-Троцкий С. И. Методика арифметики для учителей начальных школ. — М., 1915. — 78 с.
  165. Х.Ш. Простейшие задачи с географическим содержанием // Математика в школе. — 1981. — № 3. — С. 28—30.
  166. А.П. Сочинения в 3-х томах. — СПб., 1907. — Т. 2.
  167. П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). — М.: Просвещение, 1978. — 304 с
  168. П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе. — М.: Столетие, 1996. — 178 с.
  169. П.М., Эрдниев Б. П. Аналогия в задачах. — Элиста. Калмыцкое книжное изд-во, 1989. — 190 с.
  170. П.М. О методе обратных задач//Математика в школе. — 1970.1. —С. 40—42.
  171. А.Ф. Психология решения задач: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  172. Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Новони-колаевск, 1927. Вып.1.
  173. П.М. По поводу некоторых задач для 5 класса // Математика в школе. — 1979. — № 1. — С. 30—32.
  174. И.С. Уровни анализа, синтеза и абстракции при чтении чертежа у учащихся 5—8 // Вопросы психологии. — 1959. — № 1. — С. 23—26.177. .Яншин Е. И. Математика. Сборник задач для 5 классов национальных школ. — Нижневартовск, 1997. — 48 с.
  175. Е.И. Математика. Сборник задач для 6 классов национальных школ. — Нижневартовск, 1998. — 48 с.
  176. Е.И. Математика. Сборник задач для 7 классов национальных школ. —Нижневартовск, 1999. —48 с.
  177. Е.И. Особенности преподавания математики в условиях сельской национальной школы: Сб. научн. тр. / Под ред. П. И. Третьякова и др. — Нижневартовск, 1998. — С. 63—64.
Заполнить форму текущей работой