Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что использование модели и технологии развития личности учащихся в познавательно-развивающей системе уроков физического воспитания позволяют существенно улучшить физические, психические, когнитивные, функциональные и социальные показатели, определяющие оптимальность развития личности и сохранение здоровья младших школьников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА
  • УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Психолого-педагогические и физические аспекты развития личности учащихся младших классов
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования развития личности в теории и практике начального образования
    • 1. 3. Современные подходы к системе представления о ценностях физической культуры
    • 1. 4. Модель и технология развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Организация и методика исследования развития личности младших школьников на уроках физической культуры
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
      • 2. 2. 1. Влияние физического компонента на развитие личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры
      • 2. 2. 2. Исследование когнитивного компонента развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры
      • 2. 2. 3. Исследование социально-психологического компонента развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры
  • Выводы по второй главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Педагогические условия развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Центром и точкой отсчета в системе образования является личность учащегося, ориентация на развитие индивидуальности, формирование способности к жизненному самоопределению. В этой связи основная роль в обучении, особенно в начальной школе, принадлежит целостным представлениям о развитии личности учащегося.

Важную роль в развитии личности учащихся начальной школы играет урок физической культуры. Однако в рамках строго регламентированной программы нет объективной возможности обеспечить личностно-ориентированный подход, способствующий полноценному развитию.

Не случайно в совместном приказе Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту и Российской академии образования отмечено, что «формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации» является приоритетным направлением совершенствования процесса физического воспитания.*.

Теоретико-методологические аспекты развития личности в процессе обучения всесторонне проанализированы российскими учеными (Л.И. Божович, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, J1.B. Занков, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

За рубежом развитие личности исследовали А. Адлер, Г. Крайг, Д. Дьюи, А. Г. Маслоу, К. Роджерс, Г. Салливан, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др. Приказ от 16.07.2002 г. № 2715/166/19 О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской федерации.

Значительный вклад в развитие личности в системе физической культуры внесли Б. А. Ашмарин, В. К. Бальсевич, П. Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, М. Я. Набатникова, А. Д. Новиков, Н. И. Пономарев, В. П. Филин и др.

В работах ряда ученых представлены современные теории воспитания и обучения в процессе занятий физической культурой (М.Я. Виленский, В. А. Ермаков, В. И. Лях, В. Н. Шаулин и др.).

Анализу и оценке физической рекреации и особенностей ее проявления в конкретных условиях посвящены работы П. А. Виноградова, В. М. Выдрина, Б. В. Естафьева, С. И. Петухова, Н. И. Пономарева, В. Н. Столярова, Г. Ф. Шитиковой, М. А. Якобсона и др.

Методологически обоснованные исследования по формированию здоровья и развитию личности учащегося средствами физической культуры проведены в Сибири (Н.П. Абаскалова, С. В. Барбашов, Т. П. Бакурова, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Г. А. Калачев, Н. А. Склянова, О. Л. Трещева, Л. Г. Харитонова и др.).

Таким образом, накопленный к настоящему времени научный фонд и опыт практической деятельности создают определенные предпосылки для разработки идей, положений и технологии развития личности на уроках физической культуры.

Вместе с тем, на уроках физической культуры по-прежнему доминирует установка на развитие физических качеств, умений и навыков учащихся. Отсюда вытекает противоречие между объективно растущими требованиями к разностороннему развитию личности на уроках физической культуры и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике. Более того, один из ведущих принципов физического воспитания — всестороннего гармонического развития личности как высшей социальной ценности общества так и остался лишь призывом и декларацией, поскольку не был подкреплен ни материально, ни морально, ни методически. Отсюда явное невнимание к личности учащихся, а значит, и к их интересам, потребностям, мотивам, ценностям. В результате сложилась довольно односторонняя система физического воспитания, нацеленная главным образом на тренировку тела, физических качеств, слабо затрагивающая личность и не вовлекающая в работу глубинные психические и духовные силы. Учащиеся выполняют упражнения механически, без участия сознания, мысли и чувства.

Исходя из этого выявление педагогических условий, способствующих развитию личности учащегося на уроках физической культуры, составляет проблему нашего исследования.

Целью исследования является разработка модели и технологии развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры.

Объект исследования — процесс развития личности учащихся начальной школы.

Предмет исследования — педагогические условия развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры будет протекать более эффективно если:

— личность учащегося рассматривается в единстве физических, социально-психологических и когнитивных компонентов;

— модель сконструирована с учетом взаимосвязи факторов и областей развития личности в современных социокультурных условиях, исходя из органичного сочетания цели, задач, содержания, инновационных принципов, технологии и результата;

— технология развития личности на уроках физической культуры включает систему методов познавательно-развивающей направленности (музыкально-ритмические, эйдетические, рефлексивно-двигательные, идеомоторные и игровые);

— обеспечивается мониторинг состояния здоровья учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решались следующие задачи:

1. Выявить предпосылки развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры.

2. Разработать модель развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры.

3. Изучить и экспериментально проверить пути развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры.

4. Разработать и внедрить в практику уроков по физической культуре программно-методические материалы.

Общую методологию исследования составили идеи диалектико-материалистического учения о целостности и взаимозависимости природных и социальных явлений, о реализации противоречий как движущей силе развития общества и личности, а также основные положения теории личности.

Конкретная методология исследования базируется на системном подходе (С.И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Л. С. Выготский, B.C. Ильин, Г. Крайг, А. В. Мудрик, В. Н. Садовский, В. А. Сластёнин и др.).

В ходе исследования мы опирались на труды ученых в области физической культуры (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, П. Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, С. И. Петухов, Н. И. Пономарев и др.).

Ведущая идея заключается в том, что развитие личности учащегося начальной школы в процессе занятий физической культурой рассматривается в контексте ее физических, социально-психологических и когнитивных компонентов.

Методы исследования: теоретические — обобщение философской, социологической и психолого-педагогической литературы, моделирование, анализ полученных результатовэмпирические — изучение опыта проведения уроков по физической культуре путем наблюдения, педагогический эксперимент, анализ документации, виды опроса (беседы, интервью, анкетирование) — медико-биологическиеинструментальныематематические методы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Учащийся начальной школы выступает в качестве цели и субъекта учебной деятельности на уроках физической культуры.

2. Физические, социально-психологические и когнитивные компоненты развития учащегося начальной школы составляют основу модели его развития.

3. Принципы здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, субъект-субъектных отношений и познавательной направленности являются ведущими основаниями развития личности младших школьников.

4. Технология познавательно-развивающей направленности обеспечивает эффективное педагогическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке физической культуры.

Исследование проведено в три этапа:

1 .Поисково-теоретический этап (1993;1996гг.). На основе анализа философской, психолого-педагогической и литературы по теории и методике физической культуры, а также опыта работы ведущих учителей физической культуры сформулированы исходные методологические положения, необходимые для повышения эффективности уроков по физической культуре, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

2.Практический этап (1997 — 1999 гг.). В этот период сконструирована модель, разработана технология ее реализации и осуществлены их апробация и внедрение.

3.Обобщающий этап (2000;2002гг.). Он посвящен анализу и систематизации результатов исследования, формулированию выводов и подготовке методических рекомендаций, а также литературному оформлению диссертации.

Источники, организация и база исследования. В процессе работы нами изучены документы Министерства образования России, труды отечественных и зарубежных ученых, включающие теории развития личности, кроме этого обобщен опыт проведения уроков физической культуры в школах г. Новокузнецка и Кемеровской области. Основной опытно-экспериментальной базой явилась средняя школа № 6 г. Новокузнецка, имеющая статус Федеральной экспериментальной площадки. Для проведения контрольных исследований использовалась средняя школа № 8 г. Новокузнецка. Базой для изучения передового педагогического опыта и проведения педагогических наблюдений являлись школы Кузбасса: г. Кемерово № 92, 94- г. Ленинск-Кузнецкий № 2, 8, 20- г. Новокузнецка № 10, 18, 49, 67, 97- г. Мыски № 2, 6- г. Междуреченска № 21.

Научная новизна работы состоит в следующем: выявлены теоретико-методологические предпосылки развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культурыобосновано, что в процессе обучения ведущими является совокупность следующих принципов: здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, субъект-субъектных отношений и познавательной направленностисконструирована модель развития личности учащегося на уроках физической культурына основе принципа субъект-субъектных отношений разработана технология развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры;

Теоретическое значение исследования заключается в разработке педагогических условий для создания модели и познавательно-развивающей технологии развития личности учащегося начальной школы на уроках физической культуры. Кроме этого, обоснован комплекс принципов, соответствующих современной социокультурной ситуации, которые существенно дополняют научные представления о развитии личности учащегося на уроках физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации познавательно-развивающей технологииметодики поэтапной реализации разработанной модели развития личности младшего школьника на основе использования системы музыкально-ритмических, эйдетических, рефлексивно-двигательных, идеомоторных, игровых средств и методов познавательно-развивающей направленностидидактических и методических материалов по физической культуренаучно-практических рекомендаций по развитию личности младшего школьника на уроках физической культуры, которые реализованы в общеобразовательных учреждениях.

Обоснованность и достоверность результатов работы обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов, репрезентативностью полученных результатов, а также сопоставлением данных с передовым педагогическим опытом.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных идей и положений исследуемой проблемы, непосредственном руководстве и в проведение опытно-экспериментальной работы, анализе, обработке полученных результатов и подготовке методических материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования получили отражение в 17 научных статьях, тезисах докладов и методических рекомендациях общим объемом 7,5 печатных листов. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях.

С докладами по этапам исследования автор выступала на ежегодных научно-практических конференциях Новокузнецкого государственного педагогического института (1993 — 2002 г.) и других конференциях.

Автор принимал участие в выполнении Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», имеющей статус президентской программы (ФЦП «Интеграция») с 1997 по 2001 г. по теме «Учебно-научный центр валеологических проблем на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования».

Выводы по второй главе:

1. В результате исследования выявлено, что развитие личности учащихся младших классов предполагает реализацию модели и ее главного компонента — познавательно-развивающей технологии на основе: развития психомоторных способностей детейформирование идеомоторных представленийразвития познавательных способностей детей в результате использования физических упражнений, имеющих игровую, музыкально-ритмическую, эйдетическую направленность и проявление рефлексии двигательной деятельностиувеличения адаптивных возможностей и функционального резерва организма детей с учетом их индивидуально-типологических особенностей развития в процессе проведения уроков физической культуры.

2. Внедрение модели и технологии в воспитательно-образовательный про цесс в условиях демократизации школы и осуществления инновационных тех нологий в образовании возможно только на основе использования ведущих по ложений: здоровьесберегающего и личностно-ориентированного подходов j принципы субъект-субъектных отношений и познавательной направленности определяющих развитие личности учащихся начальной школы.

3. Выбор оптимальных режимов двигательной деятельности на уроках физической культуры должен проводится с учетом индивидуальных особенностей вегетативной реактивности, умственной работоспособности, утомления, нейродинамических характеристик успешности обучения, уровня адаптационного резерва сердечно-сосудистой системы, показателей физического развития.

4. Результаты физиологического и социологического мониторинга за уровнем физического и психического развития, функциональным состоянием детей, эффективностью комплекса мер по оптимизации системы физического образования свидетельствуют о том, что в отличие от традиционной организации физического воспитания, предложенная система использования средств и методов физической культуры, учащихся начальных классов позволяет добиться стойкого улучшения показателей здоровья, познавательно-развивающей сферы, формирования активных мотиваций на потребность в занятиях физической культурой и спортом как неотъемлемого компонента здорового образа жизни.

Заключение

.

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что использование модели и технологии развития личности учащихся в познавательно-развивающей системе уроков физического воспитания позволяют существенно улучшить физические, психические, когнитивные, функциональные и социальные показатели, определяющие оптимальность развития личности и сохранение здоровья младших школьников. Внедрение познавательно-развивающей деятельности в систему физического воспитания на основе развития психомоторных способностей, идеомоторных представлений формирования культуры движений, выбора оптимальных режимов двигательной деятельности с учетом уровня адаптационного резерва сердечнососудистой системы, показателей физического развития, умственной работоспособности, утомления, вегетативной типологии способствует гармоничному умственному и физическому развитию детей, повышению адаптивных возможностей организма, появлению устойчивой мотивации на здоровый образ жизни средствами физической культуры.

В результате исследования выявлено, что оптимизация системы физического воспитания детей младшего школьного возраста предполагает реализацию модели и технологии физического воспитания младших школьников и ее главного компонента — педагогической познавательно-развивающей технологии на основе: развития психомоторных способностей детейформирование идеомоторных представленийразвития познавательных способностей детей в результате использования физических упражнений, имеющих игровую, музыкальноритмическую, эйдетическую направленность и проявление рефлексии двигательной деятельностиувеличения адаптивных возможностей и функционального резерва организма детей с учетом их индивидуально-типологических особенностей развития в процессе использования различных организационных форм физического воспитанияформирования мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической культурой на основе эмпирических и теоретических знаний.

Внедрение педагогической модели и познавательно-развивающей технологии развития личности учащегося на уроках физического воспитания в воспитательно-образовательный процесс определяет создание организационно-педагогических условий средствами обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонента физической культуры, направленных на укрепление здоровья и формирование личности детей младшего школьного возраста. Механизм реализации системы предполагает сочетание урока физической культуры с внеклассными и внешкольными формами физического воспитания, различными оздоровительными мероприятиями.

Выбор оптимальных режимов двигательной активности должен проводится с учетом индивидуальных особенностей вегетативной реактивности, умственной работоспособности, утомления, нейродинамических характеристик успешности обучения, уровня адаптационного резерва сердечно-сосудистой системы, показателей физического развития.

Результаты физиологического и социологического мониторинга за уровнем физического и психического здоровья, функциональным состоянием детей, эффективностью комплекса мер по оптимизации системы физического образования свидетельствуют, о том, что, в отличие от традиционной организации физического воспитания, предложенная система использования средств и методов физической культуры учащихся начальных классов позволяет добиться стойкого улучшения показателей здоровья, познавательноразвивающей сферы, формирования активных мотиваций на потребность в занятиях физической культурой как неотъемлемого компонента здорового образа жизни.

Таким образом, результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что использование познавательно-развивающих и здоровьесбере-гающих подходов на уроках физической культуры позволяют существенно улучшить физические, психические, когнитивные и функциональные показатели, определяющие оптимальность развития личности и сохранения здоровья младших школьников.

Проведенное исследование в основном подтвердило первоначально выдвинутую нами гипотезу:

— особенности развития личности учащихся начальных классов обусловлены микрофактором окружающей действительности;

— подтверждено, что основным свойством модели развития личности учащихся является системность, которая достигается в ходе органической взаимосвязи и взаимодействия цели, задач, специально разработанных принципов и методов педагогического взаимодействия учителя и учащихся;

— доказано, что в разработке технологии развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры ведущую роль играют такие принципы как здоровьесбережение, личностно-ориентированный, познавательный и субъект-субъектных отношений.

— определено, что условием совершенствования развития личности учащегося на уроках физической культуры является реализация субъект-субъектных отношений в ходе педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

В процессе реализации разработанной нами познавательно-развивающей технологии значительно улучшается согласованность действий учителя и учащихся, направленных на их физическое, социально-психологическое и когнитивное развитие.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую разработку проблемы развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры. Перспективы дальнейшей работы мы связываем с изуче нием данного вопроса в связи с позитивными изменениями роли и функций фи зической культуры в нашей стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. — 224с.
  3. С.Р. Функциональная моторная асимметрия и некоторые психофизиологические особенности школьников 7−17 лет // Новые исследования по возрасти, физиолог. — М.: Педагогика, 1987.
  4. В.У., Михневич Ю. М. Теоретические аспекты формирования комплекса целей системы физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. — С.5−6.
  5. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М.В.Антроповой- Науч.-исслед. Институт физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  6. А. Альфред Адлер и индивидуальная психология // Личность: теории, экспенименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. -864 с.
  7. Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. — Киев: Здоровья, 1984. — 232 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977. -380 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: ЛГУ, 1969.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды:1. В 2-х т.-М., 1980.-Т. 2
  11. П.Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья, 1994. № 1.-С. 13−19.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина. — 1975. — 447 с.
  13. З.Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. Издание 6-е, переработанное и дополненное. М.: Медицина, 1982. — 336 с.
  14. Г. А. О возможности количественной оценки здоровья //Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С.55
  15. Г. Л. Индивидуальное здоровье, как предмет исследования // Валеология. Ростов-на-Дону, 1997. — № 4. — С.44−46.
  16. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992. — 123 с.
  17. Г. Л., Волков В. В., Науменко Р. Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Киев: Здоров’я, 1987. — 120 с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. И.А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С. 5.
  20. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  21. .А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.-265 с.
  22. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М.: Медицина, 1990. 192 с.
  23. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 140 с.
  24. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -558 с.
  25. Ю.К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. Ростов-на-Дону, 1970. — 240 с.
  26. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. -96 с.
  27. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии — М.: Медицина, 1979. 298 с.
  28. P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. 1993.
  29. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С.37−41.
  30. В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи диссоциации //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 10. -С.2−7.
  31. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2.
  32. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981. — № 8. — G. 78−89.
  33. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-208 с., ил.
  34. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. — 1995. № 4. — С. 2−8.
  35. С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. .докт.пед.наук. Омск, 2000. — 48 с.
  36. A.M., Савкин В. М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) //Валеология. 1996, № 2. — С.35−38.
  37. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М.: ФиС, 1983. 128 с.
  38. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.-400 с.
  39. Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — 225 с.
  40. Н.А. Физиология движений и активности: Сер. «Классики науки». — М., 1990. —495 с.
  41. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
  42. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.сост. Б.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  43. П. Факторный анализ с обобщениями: Пер. с чешского. -М.:Финансы и статистика. -1989. 248с.
  44. П.П. Педалогия: Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999,-288 с.
  45. И.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 183 — 204.
  46. С. Темпы прироста физических качеств — факторы, определяющие потенциальную возможность спортсмена. Теория и практика физической культуры, 1973, № 4, с. 19−22.
  47. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. — 1968. — 446с.
  48. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Ред. и вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995.- 352с.
  49. X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС, 1968.-238 с.
  50. П.В., ЕвдокимоваО.М., У несталь Л. Э, Современные технологии укрепления психофизиологического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры, № 8, с.57−63
  51. М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15−17 лет: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 20 с.
  52. В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате (для детей, больных сколиозом): Автореф.дис. .канд.пед.наук /Новосиб. госуд. тех-нич. университет. Новосибирск, 1998.
  53. И.М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телесности человека //Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Сов. спорт, 1996 а. — С. 8−14.
  54. И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996 б. — № 12. — С. 19−27.
  55. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. М.: РИО ГУО-ЛИФК, 1993.
  56. А. Психическое развитие ребенка. Гл. II «Игра». М., 1967. — С. 5874.
  57. Н.Н. Физическая культура личности //Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-филосовские, педагогические аспекты /Отв. редактор, д.п.н., профессор В. И. Столяров. Кишинев: Штин-ница, 1989.
  58. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 9. — С. 9−11.
  59. П.А., Савин В. А. «Спорт для всех» на пороге XXI века //Теория и практика физической культуры. № 5. — 1999. — С.57−60.
  60. В.П. Здоровье человека (введение в санологию). Киев. — 1991. -С. 246.
  61. Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  62. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. — Воронеж: ВГУ, 1990.
  63. JI.C. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1930.
  64. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. — С. 221.
  65. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции 1933 г. ЛГИК им. А.Герцена //Вопросы психологии, 1966. № 6. -С. 62−76.
  66. Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже. Предисловие к русскому переводу книги Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка». М., 1932.-С. 3−54.
  67. Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1982. — 488 с.
  68. Л.С. Вопросы детской (возрастной психологии) //Собр. соч. М, 1982. —т4. — С.244−385.
  69. Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т. З М.: Педагогика. -1982
  70. В.М. Автореф. докт. дис. Л., 1980.
  71. В.М., Николаев Ю. М. О ценностном аспекте физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1979. — № 7. — С.5.
  72. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. -М., 1966.-С. 245.
  73. П.Я. Формирование умственных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
  74. B.В.Петухова. — М., 1981.-С. 78−86.
  75. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. С., В.А.Штофф Моделирование как метод научного исследования. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 260 с.
  76. . Что такое психология. Т. 1−2. — М.: Мир, 1992. — 492. — 370 с.
  77. П.З. Адаптационные, патологические и компенсаторные реакции дыхательной мускулатуры в деловых длительных динамических и статических нагрузках //Адаптация человека в норме и патологии. Ярославль, 1975. -Вып. 141.-С. 151−153.
  78. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. А. А. Петровского. М. — 1979. — С.69−101.
  79. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  80. В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте II Вопросы психологии. 1992. — № 1−2.
  81. В. В. Концепция гуманизации российского начального образования // Начальное образование в России. Инновации и практика. М.: Изд-во «Школа», 1994. — С. 14−32.
  82. В. В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994 — № 6. — С. 31−37.
  83. В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992. — № 3−4.1. C.14−19.
  84. В. В., Эльконин Д. Б. Совершенствование обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1984. — 68 с.
  85. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  86. В.В. Теория развивающего обучения. М., ИНТОР. 1996, 544с.
  87. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности «Вопросы щ философии». 1990. — № 3.
  88. С.В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека // Теория и практика физической культуры. — 1997. № 12. — С. 44−50.
  89. С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека. — В сб.: Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб., 1997.
  90. Д.Д. Развитие идей П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании как двигательном действии //Теория и практика физич.культ., 1997. № 3. -С.З.
  91. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.144 с.: ил.
  92. А.К. Концепция школы развития личности // Начальное образование в России. Инновации и практика. М.: Изд-во «Школа», 1994. -С.64−71.
  93. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996. — 208 с.
  94. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983. — 32 с.
  95. Д. Школа и общество. М., 1907.
  96. .В. Система основных педагогических понятий в области всестороннего физического развития личности //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 1.
  97. Д.И. Связь реакции сердечного ритма на ортопробу с характеристиками центральной гемодинамики //Физиология человека. 1989. — Т. 15.-№ 2.-С. 43−48.
  98. С.П. Игра и дети //Физич. культ, в школе. 1994. — № 5. — С. 14.
  99. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  100. В.И. Роль познавательных задач в организации учебной деятельности //В сб.: Формирование познавательной деятельности школьников и студентов /Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1982.-С. 5−20.
  101. Занков J1.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 81 с.
  102. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1996.- 426 с.
  103. Занков J1.B. Новая программа и методика обучения //Народное образование. 1969.-№ 7. — С. 32−47.
  104. Занков J1.B. О начальном обучении. М.: Просвещение, 1963. — 20 с.
  105. А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966. — С.5−11.
  106. В.В. Психология детства.-Москва: Академия.-1996.-347с.
  107. Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пос. для студентов пед. вузов. М., Просвещение, 1984. — 496с.
  108. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников.- Ростов н/Д, 1971 .-232с.
  109. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1999. — 24 с.
  110. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  111. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья. //Теория и практика физич. культ. — 1990. — № 11.
  112. Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 е.: ил.
  113. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность.1. М., 1979.
  114. Э.М., Кириченко В. В., Петухов С. И. Использование валеологиче-ских подходов к проблеме физического воспитания в образовательных учреждениях // Валеология. 1998. — № 4. — С. 24−32.
  115. Э.М., Панина Т. С., Казначеев В. П., Кураев Г. А. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997. — С. 109.
  116. Э.М., Панина Т. С., Кураев Г. А. Центры научных основ здоровья и развития. Кемерово, 1993. — 128 с.
  117. Э.М., Панина Т. С., Федоров А. И. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Валеология. 1997. — № 3. — С. 509.
  118. В.П., Баевский P.M. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблемы донозологической диагностики: Тез. докл. Всесоюз. конф. «Адаптационные проблемы общей патологии». Новосибирск, 1974. — Т. 2. — С. 2−9.
  119. В.П., Спирина Е. А. Феномен человека: комплекс социопри-родных свойств //Вопросы философии. 1988. — № 7.
  120. Г. А. Физиология мышечной деятельности. Барнаул, 1994.-234с.
  121. И. Трактаты и письма. М., 1980
  122. Н.Э. Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования, Кемерово, 1996.
  123. Н.Э. Теория и практика профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования.: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. М., 1995. — 38 с.
  124. Н.Э., Руднева E.JI. Мониторинг изучения проблемы семьи в условиях Кузбасса //Здоровье, личность, образование. Кемерово, 1996. -С. 65−73.
  125. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей иподростков в системе образования: Методические рекомендации / Под ред. Блинова Н. Г., Игишева Л. Н., Тарасова O. J1. и др. Кемерово, 1996. — 39 с.
  126. К. Основы психического развития Пер. с нем. М., Л., 1934. -260 с.
  127. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1995. — 165 с. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования содержания обучения. -М., 1977.-264 с.
  128. Г. Психология развития. С-Пб: Питер. — 2000.- 987с.
  129. Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. СПб., 1996.
  130. В.И. Собр. соч. т.29.
  131. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.
  132. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983.-420 с.
  133. А.Н. Проблемы психического развития, 4-е изд. М.: Просвещение, 1981.-324 с.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-256 с.
  135. П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень М.: ФиС, 1987. -359 с.
  136. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под редакцией М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 416 с. (Серия «Психологи отечества»).
  137. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1912.-Ч. 1.-С. 260- Ч. 2.-С. 412.
  138. П.Ф. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1951−1956.
  139. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения совзрослыми у детей от рождения до семи лет: Докт. дисс. М., 1974.
  140. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  141. Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций). М.: РГАФК, 1998. — 121 с.
  142. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. № 6. — 1997. — С.10−15.
  143. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М: ГЦОЛИФК, 1992.
  144. Л.И. Лекции по социологии физической культуры и спорта. Вып. второй. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. М.: РГАФК, 1996 а.
  145. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997 б. — № 6. — С. 10−15.
  146. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, межд. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб: НИИФК, 1994.
  147. В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов //Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1997.- № 7. С.15−21.
  148. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.-1970
  149. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теор. и практ. физ. культ., 1990. № 9. — С. 10−14.
  150. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры.- 1990. -№ 3.-С. 15−17.
  151. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.5−10.
  152. Н.В., Кольченко Н. В., Майдиков Ю. Л. Определение функциональной подвижности нервной системы человека на приборе ПНН-3 //Журнал высшей нервной деятельности. 1984. — Т.34, вып. 5. — С. 972 974.
  153. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с.
  154. Н.А. Математика статистические методы в спорте. — М.: ФиС, 1974.- 151 с.
  155. А. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -478 с.
  156. А. Новые’рубежи человеческой природы /Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  157. Л.П. К уточнению центральной категории теории физической культуры (Очерки по теории физической культуры). М.: ФиС, 1984.
  158. Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры (Очерки по теории физической культуры). М.: ФиС, 1984.
  159. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М., 1991.
  160. B.C. Интегральная индивидуальность. М.: Педагогика, 1986.
  161. О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР. М.: ФиС, 1974.
  162. Модель // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 16. — С. 399.
  163. М. Разум ребенка. М.: «Грааль», 1997. — С. 173.
  164. Т.Г. Экспериментальные основы эволюции. М., 1936.
  165. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику.-М., 1997. i§ 168. Мудрик А. В. Воспитание старшекласников.- М., 1976.
  166. B.C. Возрастная психология. Москва: Академия. — 1998. -455с.
  167. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: ФиС, 1982.-280 с.
  168. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. -246с.
  169. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма: анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез. -М.: Наука, 1978. 144 с.
  170. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной личности // Теория и практика физической культуры. М., 1997.1 № 6.
  171. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб., 1998.
  172. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теория и практика физической культуры. М., 1998. — № 4. — С. 16−23.
  173. Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников // Физкультура в школе, 1991.-№ 6.- С.21−24.
  174. А.А. Фундаментальные проблемы психологии: Л. С. Выготский и П. П. Блонский // Педагогка, 1997. № 1. С. 23−30.
  175. С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка, 1997. № 2. — С. 12−16.
  176. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 176 с.
  177. А.Д. Теория и практика физической культуры. М., 1966. — № 5.
  178. А.Д. Физическое воспитание. М., 1949.-367с.
  179. А.Н. Педагогическая антропология как условие целостного изучения личности, 1991.-С. 150−162.
  180. С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1986. 794с.
  181. И.П. Полное собрание соч. М.- Л., 1951, т.3, кн. 1,2. С 266−317.
  182. Т. Человек в современном мире / Пер. с англ. (Под общ. ред. В.А.Кувакина). М.: Прогресс, 1985.
  183. Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Авто-реф.канд.пед.наук. Омск, 2000.
  184. Н.М. Закономерности динамики психических явлений. Казань, 1984.
  185. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М: МГПУ, 1994. — 274 с.
  186. С.И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Диссер. доктора пед.наук. Кемерово, 2001.- 411 с.
  187. С.И., Петухова Н. А. Системный подход к построению уроков физической культуры // Научно-методический журнал: Физкультурное Образование Сибири. 1995. — № 1. — С. 24−26.
  188. А.В. Психология развивающейся личности / Под ред.А. В. Петровского.-М., 1987.-240с.
  189. . Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахновича. М., 1984. — С. 326−339.
  190. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  191. . Речь и мышление ребенка. М., 1932. — С. 173.
  192. Н.И. Избр. пед. соч. М.: 1958. — 365 с.
  193. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. — 216 с.
  194. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.-309 с.
  195. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 254 с.
  196. Н.И. Основы социологии физической культуры. Л.: ВДКИФК, 1976.
  197. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. -М.: ФиС, 1974.
  198. Н.И., Дмитриев С. В. Теория и практика физической: культуры. 1990. -№ 7.
  199. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы: Научно-методическое пособие / Научные редакторы: Э. М. Казин, Н. А. Заруба, Г. А. Кураев, С. И. Петухов. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 1999.-316 с.
  200. Программа общеобразовательных учебных заведений: «Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей» /Под ред. В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. Москва: Просвещение, 1993.
  201. Р.Н., Бованенко В. В. и др. Физическая тренировка в группах здоровья. Киев: Здоровье, 1989. — 94 с.
  202. А.Д. Распознавание функциональных состояний на основе кибернетического анализа сердечного ритма. М., 1989.- С. 15 — 46.
  203. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  204. П.Ф. Биологическая статистика. Минск: Вышейшая школа, 1973.-230 с.
  205. Роль индивидуальной психофизиологической диагностики в комплексной оценке учащихся различных профилей обучения /Под ред. Э. М. Казина, В. Ф. Кривошеева, Ю. Л. Майдикова. М., 1995.
  206. В.Б., Айзман Р. И. Проблемы оптимизации двигательной активности школьников с позиций валеологии //Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996. — С.70−72.
  207. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. Т.2. — С. 184.
  208. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  209. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории //Проблемы общей психологии. М., 1973.
  210. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  211. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения. Том 1.-М., 1988.-С. 194−256.
  212. И.А. особености формирования ценностный ориентаций у старшеклассников. //Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-ой научно-практ. конф. Красноярск, 1995.
  213. Г. Гарри Стэк Саливан и межличностная теория психиатрии // Личность: теории, экспенименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-864 с.
  214. А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. «Вопросы философии», 1990. № 2.
  215. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998,-225с.
  216. Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников: Автореф. .докт. дисс. Тарту, 1968. — 59 с.
  217. Н.М. Рефлексы головного мозга (попытки ввести физиологические основы в психические процессы). М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952.-230 с.
  218. В.В. Осознать себя исследователем // Педагогика, 1996. № 1. -С. 119−124.
  219. М.Н. Совершенствование обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1984. — 93 с.
  220. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика, 1997. № 3. — С. 40−45.
  221. В.И. Общая педагогика: в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., Пед. общество России, 1999. 416с.
  222. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 1998. — 512 с.
  223. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. -!994. 1600с.
  224. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 348 с.
  225. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пос. для студентов, преподавателей, аспирантов. М., Изд. «Совершенство», 1998. -368с.
  226. В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемента образа жизни людей // Теория и практика физич. культ., 1977. -№ 6. С. 5−7.
  227. В.И. Методологические проблемы исследования физической культуры и спорта как элементов образа жизни //Спорт и образ жизни: Сб.гст. (сост. В. Столяров, З. Кравчик). М.: ФиС, 1979. — С. 4−22.
  228. В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. М.: РГАФК, 1995.
  229. В.И., Кудрявцева Н. В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с учащейся молодежью // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 1. — С. 21−39.
  230. В.А. О воспитании: Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1982. -260 с.
  231. В.А. Сто советов учителю. Киев: рад. Шк., 1984. — 256 с.
  232. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1985.- 154 с.
  233. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 174 с.
  234. И.И. Теория и технология развивающего обучения: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 100 с.
  235. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998. — 544 с. (Серия «Психологии отечества»).
  236. O.JI. Системная организация валеологического образования //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 8−11.
  237. Л.Э. Основы ментального тренинга в спорте: Психотренинг для успешного выступления в соревнованиях. СПб.: НИИФК. — 1992. — 22 с.
  238. К.Д. О народности в общественном воспитании //Педагогические сочинения. Т. 1. -М., 1988. — С. 194−256.
  239. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. М.: Просвещение, собр. соч., т.2. — С. 354−356.
  240. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр.соч., т.8. М., 1989. — СЛ 1−105.
  241. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974.-232 с.
  242. В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 50 с.
  243. В.П., Фомин А. Н. Возрастные основы физического воспитания. -М.: ФиС, 1972.-С. 111−145.
  244. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО ДЕК», 1996. — 512с.
  245. Э. Эрих Формм и диалектический гуманизм, или гуманистический психоанализ // Личность: теории, экспенименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-864 с.
  246. Л.Г., Макарова Л. Н. Возрастные закономерности развития и методы оценки двигательных способностей детей и подростков алтае-саянских тюрков: Методические рекомендации. Новокузнецк: РИО НГПИ, 2000. — 31 с.
  247. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям // Сов. Педагогика, № 4,с.62−67.
  248. А.Е. Методика исследования подвижности основных нервных процессов у человека // Высшая нервная деятельность. 1958. — Т.8. — Вып.6. — С. 945−948.
  249. К. Карен Хорни: гшуманистический психоанализ // Личность: теории, экспенименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. -864 с.
  250. А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1975. — 105 с.
  251. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 234 с.
  252. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М. 1992. — с.
  253. С.Н. Комплексный подход к диагностике индивидуальных особенностей организма как условие формирования самоопределения школьников // Здоровье, личность, образование. Кемерово, 1996. — С.79−80.
  254. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). — М.: АО «Столетие», 1994. 192 с.
  255. В.Д. Способности человека. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.
  256. И. Диагностика психического развития // Подласый И. П. Пе-дагогика.-М., 1996.-С.91 -95.
  257. В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры. М., 1996.
  258. Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: Автореф.. канд.пед.наук. СПб., 1997. — 23 с.
  259. В.А. Современные проблемы идеологии научного познания. -Л.: Знание, 1975. -40 с.
  260. И. Диагностика психического развития // Подласый И. П. Педагогика. М., 1996
  261. Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1936. С. 11−15.
  262. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. Киев, 1975.- 148 с.
  263. Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии ребенка // Дошкольное воспитание, 1976. № 5. — С. 41−45.
  264. Д. Б. Психология игры. М., 1978. 215 с.
  265. Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 555с.
  266. Д. Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды. М., 1989. — 108 с.
  267. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. //Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. докт. психол. наук Д. И. Фельдштейна. Москва: Международная педагогическая академия. — 1994. — 254с.
  268. Э. Эрик Эриксон и жизненный цикл // Личность: теории, экс-пенименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. -864 с.
  269. И.С. Формирование учебной деятельности. М.: Просвещение, 1978. — 102 с.
  270. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  271. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — С. 96.
  272. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 346 с.
  273. Heibsch Н. Ergebnisse der Sowjetischen Psychology. Berlin. — 1967. -185s.
  274. Lompscher J. Zur psychologischen Analyse der Lerntaktigkeit. Padagogik. — 1971.-Heft 8.
  275. Neuner G. Untersychung des Prozesses Personlichkeitsbildung. Berlin. -Padagogik. — 1974. — Heft 10/11. — 985s.
  276. Watson J.B. Psycology as a Behaviorist Views It // Psychol Review. 1913. V.20.
  277. Zazzo R. LesjumeuxJe coupl et la persoime. Paris, 1960. V.2.
  278. Skinner B.F. Reflections on Behaviorism and Society. № 7, 1978
Заполнить форму текущей работой