Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина
Под влиянием идеи народности воспитания, высказанной К. Д. Ушинским, используя его методические принципы, которые еще не считались основополагающими в научной педагогике, К. М. Атажукин составляет свою книгу «Кабардинская азбука», предназначенную для первоначального обучения горцев. Он строит ее по образцу учебников К. Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия»: в предисловии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия для духовного развития адыгских народов
- 1. 1. Истоки и краткая характеристика богатейшего воспитательного опыта адыгских народов
- 1. 2. Школы духовного ведомства
- 1. 3. Появление в Кабарде первых правительственных школ
- 1. 4. Окружная Нальчикская школа и ее роль в распространении грамотности в регионе. f
- ГЛАВА 2. Просветительское движение на Кавказе и влияние на него передовой русской культуры
- 2. 1. Краткая характеристика этапов просветительского движения на Северном Кавказе
- 2. 2. Жизненный путь К. Атажукина
- 2. 3. Влияние передовой русской культуры и прогрессивной педагогической мысли России и Северного Кавказа на формирование просветительско-педагогических воззрений Кази Атажукина
- ГЛАВА 3. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Кази Атажукина
- 3. 1. Этапы педагогической деятельности Кази
- Атажукина
- 3. 2. Творческое сотрудничество К. Атажукина с т русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителя XIX века
- 3. 3. Общепедагогические и дидактические взгляды
- Кази Атажукина
- 3. 4. Проект введения кабардинской письменности в школах, составленный К. Атажукиным
- 3. 5. Полемика между К. Атажукиным и Т. Макаровым по поводу введения письменности в Кабарде
- 3. 6. Научный анализ «Кабардинской азбуки»
- К.Атажукина
Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях, когда во всех сферах нашей действительности происходят кардинальные перемены, предусматривающие изменение духовно-нравственного сознания людей, объективное освещение историко-педагогических процессов, имевших место в прошлом в России и на Северном Кавказе, выявление вклада деятелей культуры и видных представителей педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона становится важной задачей исследователей, ученых и аспирантов.
Интерес русских и западноевропейских ученых и путешественников к Кавказу, обычаям и традициям народов, населяющих его (в частности, к адыгских народам), их культуре и просвещению, возник еще в период средневековья, но более отчетливо он проявился в XVIII-XIX столетиях, когда началось освоение территории, на которой проживали эти народы, русскими.
Хорошо известны имена русских и западноевропейских ученых, изучавших различные стороны жизни адыгов в прошлом и особенно во второй половине XIX столетия — Ф. Дюбуа де Монтре, Н. Ф. Дубровин, К. Кох [59], А. Сокольский, Т. Ф. Чурсин, Л. М. Дирр, И. Пантюхов, Т. Макаров, Н. И. Карлгоф, Н. Ф. Грабовский, П. Г. Бутков [22] и другие.
Для исследования этнопедагогических идей народов Северного Кавказа научно-теоретическое значение имеют историко-этнографические очерки Л. Я. Люлье «Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов», «Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев», напечатанные в пятой и седьмой книгах «Записок Кавказского Отдела императорского русского географического общества» за 1862−1866 годы.
Ряд ученых приводят в своих трудах сведения об опыте народного воспитанияк ним можно отнести Ф. И. Леонтовича, автора книги «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882−1883 гг.), содержащей материалы об адатах и нравах осетин, кабардинцев, чеченцев и других горских народов, их семейно-бытовых отношениях. Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа (осетин и адыгов) внесли В. Ф. Миллер (1848−1913 гг.) и М. М. Ковалевский (1815−1916 гг.), выдающиеся деятели русской науки и кавказоведы.
Вместе с М. М. Ковалевским и без него В. Ф. Миллер совершил пять научных экспедиций на Северный Кавказ. Результатом этих экспедиций стало издание им монографии «Осетинские этюды» в трех томах, в которую вошли материалы, посвященные истории, языку, религиозным верованиям и сказкам осетин. Значение же научных изысканий, в частности капитальных трудов М. М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон» [53], «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении», заключается в том, что в них проанализирована традиционная культура воспитания горцев.
Многие ученые жили среди горцев целые десятилетия — А. П. Берже, Я. М. Неверов, П. К. Услар, Л. Н. Модзалевский, Л. Г. Лопатинский и другие. Они занимались исследованиями нравов горцев, их культуры, разрабатывали для них письменность, способствовали открытию народных школ с обучением на материнском языке, обобщая свои наблюдения в фундаментальных трудах о жизни и обычаях народов Северо-Кавказского региона.
Ценные сведения о появлении первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и на всем Северном Кавказе имеются в работах М. Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (1887 г.) [60] и «Просветители Кавказа» (1913 г.) [61]. В книгах показана деятельность первых миссионерских и просветительских организациях, радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства в крае.
Изучение педагогического наследия народов Северо-Кавказского региона, в том числе и адыгских народов, критическое освоение педагогических идей их выдающихся представителей — писателей, языковедов, просветителей, историков, этнографов — является важной и актуальной задачей исследователей. Ее разрешение способствовало бы более углубленной разработке проблемы общественной мысли этих народов в целом и педагогической в частности. Адыгские просветители, и в их числе К. М. Атажукин, выступили как приверженцы высоких гуманных идеалов, их сознанию было свойственно исторически-оптимистическое видение действительности, безусловная вера в цивилизирующую миссию России, которая несла социально-культурное обновление краю.
Между тем, педагогические идеи и воззрения замечательного адыгского просветителя второй половины XIX столетия Кази Мусабиевича Атажукина (1841−1899 годы) до сих пор не стали предметом специального исследования. В своих трудах и педагогической деятельности он опирался на принципы педагогической системы прославленного русского педагога К. Д. Ушинского, предусматривающие демократизацию образования и обучения, идеи народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена неизученностью проблемы, необходимостью научного подхода к ее разработке, отсутствием монографий и защищенных диссертаций об этапах педагогической деятельности и педагогических воззрениях К. М. Атажукинаодного из крупнейших педагогов-просветителей адыгских народов.
Важные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных журналах, газетах и сборниках: «Сборник сведений о кавказских горцах», «Терский сборник», «Терские ведомости», «Вестник воспитания», «Кабардино-Балкарская правда» .
Некоторые аспекты его общественной и просветительской деятельности находят свое отражение в статьях, очерках и других трудах современных авторов — доктора исторических наук, профессора Т. Х. Кумыкова («Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века» [64], «Кази Атажукин» [68], «Дмитрий Кодзоков» [70], «Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX — начале XX века» [72]), доктора филологических наук, профессора Р. Х. Хашхожевой («Адыгские просветители» [131], «Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX века» [132], «Поиски и находки. Избранные статьи» [134]), доктора педагогических наук, профессора Е. Е. Хатаева («Народная педагогика Северного Кавказа» [127], «Просветители горских народов XIX века» [129]), доктора филологических наук Г. Ф. Турчанинова («Кази Атажукин» [111 ]).
В статьях, очерках и трудах этих авторов дается общая характеристика общественной и просветительской деятельности К. МАтажукина, о педагогической же работе говорится сжато, ни в одном из вышеупомянутых исследований проблема нашей диссертации не становится предметом специального исследования. Вне поля зрения научных работников до сих пор остаются этапы педагогической деятельности этого видного просветителя, его творческое содружество с русскими учеными-кавказоведами, такими, как академик Российской Императорской Академии наук П. К. Услар, крупнейший лингвист, ученый и просветитель XIX столетия, горскими просветителями, а также его общепедагогические м общедидактические воззрения, проект введения кабардинской письменности в школах, а также научный анализ «Кабардинской азбуки» .
Таким образом, несмотря на наличие ряда очерков и трудов, посвященных научно-просветительской деятельности К. М. Атажукина, его педагогическая деятельность и воззрения до сих пор не подвергнуты научному анализу. Сегодня становится все более очевидным, что наша школа не может не учитывать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накапливающийся веками, а должна использовать его в своей воспитательной деятельности для совершенствования учебной и воспитательной работы.
Объективное освещение историко-педагогических процессов и педагогического наследия видных педагогов и просветителей северокавказских народов в условиях проведения социально-экономических реформ, демократического обновления нашего общества становится важнейшей задачей исследователей культуры и образования этих народов, источником наших педагогических знаний. Новые оценки педагогического наследия прошлого помогут преодолеть ранее сложившиеся стереотипы в отношении духовных ценностей разных народов. Нужна тесная связь времен: настоящего — с прошлым и будущим, ведь только современность определяет те проблемы духовного развития. Только такой подход может определить главные направления в развитии педагогической мысли народов Кавказа и России.
В условиях, когда в Северо-Кавказском регионе имеют место межнациональные конфликты, которые к тому же еще обостряются, проблемы, избранные автором для исследования, значительно актуализируются. Об этом необходимо сказать, поскольку школа и педагогическая мысль всегда оказывали влияние на социальную сферу тех или иных народов.
Обращение к историческому прошлому адыгских народов, к их лучшим народным традициям, которые находят конкретное отражение в педагогическом наследии К. Атажукина, могут подсказать нам много полезного для решения некоторых современных проблем воспитания, а в определенной мере и нейтрализации национальных конфликтов. Сегодня должна быть восстановлена традиционная культура воспитания народов, в том числе и северокавказских. По справедливому замечанию Г. Н. Волкова, в современном мире педагогика может реально эффективно существовать, функционировать только в качестве этнопедагогики.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каков вклад К. М. Атажукина в развитие школы и педагогической мысли адыгских народов во второй половине XIX-начале XX века. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Методологическую основу исследования составляют:
— философское положение о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического;
— положение о взаимосвязи национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влиянии на формирование личности;
— идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе использования национальной культуры;
— положения о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого.
Объект исследования — школа и педагогическая мысль адыгских народов.
Предмет исследования — педагогическая деятельность и просветительско-педагогические воззрения К. М. Атажукина.
Задачи исследования:
1. Выявить политические и социально-экономические факторы формирования педагогических воззрений К. М. Атажукина.
2. Показать итоги и состояние школьного дела и воспитательного опыта адыгских народов во второй половине XIX столетия.
3. Выявить общие и специфические тенденции развития школы и просветительско-педагогической мысли адыгов.
4. Проанализировать отражение народных традиций и национальных особенностей духовной культуры адыгских народов в деятельности и педагогических воззрениях К. М. Атажукина.
5. Показать этапы педагогической деятельности К. М. Атажукина и его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями XIX столетия.
6. Проанализировать общепедагогические и дидактические воззрения К. М. Атажукина и показать их значение для развития грамотности и светского образования среди адыгских народов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— изучение и теоретический анализ архивных источникованализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературно-публицистических и фольклорных материалов;
— изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по этнопедагогике, этнографии, истории школы, образования и педагогической мысли народов России и Кавказа.
Источники исследования:
1. Труды К. М. Атажукина, видных педагогов России XIX-XX столетий.
2. Кавказская периодическая печать об истории просвещения.
3. Публикации современных авторов, посвященные истории школы, образования и педагогической мысли народов Северного Кавказа.
Этапы исследования:
I. 1997;1998 годы — предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли адыгских народов, определение основных направлений поиска и сбор фактического материала.
2. 1998;1999 годы — историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы, определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата, задач и источников базы исследования, подготовка статей по теме.
3. 1999;2000 годы — систематизация и обобщение материалов, издание научных публикаций по проблемелитературное оформление текста диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения.
Важнейшую роль в появлении у адыгов первых очагов знаний, развитии правительственных школ и педагогической мысли сыграли: присоединение Кабарды к России и приобщение горцев к передовой русской культуре. Эти факторы объективно способствовали возникновению и развитию первых правительственных школ на территории Кабарды, зарождении здесь прогрессивной педагогической мысли и научной интеллигенции, формировании народных просветителей и педагогов, которые испытывали на себе влияние русской культуры и стали инициаторами создания в регионе первых светских школ, как это делал К. М. Атажукин, инициатор появления в крае первых аульных школ.
Решающим фактором прогрессивных изменений в школьном образовании у адыгов стало развернувшееся в стране и на Северном Кавказе в 60-х годах XIX столетия просветительско-педагогическое движение, вызвавшее к жизни общественно-политическое движение народных масс, инициативу просветителей-педагогов в школьных делах.
Большое значение для появления адыгской письменности и развития просвещения в Кабарде имела прогрессивная деятельность первых адыгских просветителей Ж. Казаноко, Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея и особенно К. М. Атажукина, который явился автором азбуки кабардинского языка, объективно способствовал созданию условий для разработки адыгской письменности, открытию школ и созданию книг на родном языке.
К.М.Атажукин выступал за светское начало в образовании, боролся против антипедагогических методов обучения, против засилия мусульманского духовенства. Его деятельность способствовала появлению школ, в которых изучались материнский и русский языки. Успешной педагогическо-просветительской деятельности К. М. Атажукина помогало его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями.
Общепедагогические и дидактические взгляды К. М. Атажукина носили прогрессивный характер, они отвечали духу времени, новым веяниям в демократической и педагогической мысли России и Запада, соответствовали духовным стремлениям народных масс.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена и приведена в систему научно-педагогическая биография К. М. Атажукина, проанализированы этапы его педагогической деятельности, подвергнуты всестороннему анализу педагогические воззрения, характеризующиеся демократической и гуманистической направленностью. В исследовании показан процесс становления светского образования в Кабарде, особенности школьной политики на Северном Кавказе. Изучены и приведены в систему просветительско-педагогические взгляды К. М. Атажукина, проанализированы его общепедагогические идеи, раскрыто отношение просветителя к педагогическим идеям, содержащимся в устном народном творчестве адыгов.
Практическая значимость исследования.
Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в работе современной национальной школы, в системе подготовки и переподготовки учительских кадровэти положения • расширяют научные представления о педагогической мысли адыгских народов.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере подготовки материалов. Положения и выводы диссертационного исследования отражены в учебно-методических пособиях, используемых студентами при изучении ими спецкурса «Горские просветители XIX столетия», а также учителями общеобразовательных школ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложенияосновное содержание работы изложено на страницах.
Результаты исследования позволяют установить следующее:
В исторических судьбах народов Северо-Кавказского региона решающую роль сыграло присоединение Кавказа к России, давнее возможность преодолеть замкнутость и экономическую отсталость края, так как именно в это время появились условия для их приобщения к передовой русской и европейской цивилизации, начали создаваться первые очаги просвещения, первые правительственные школы, подчиняющиеся различным ведомствам — духовному, военному и гражданскому.
В Кабарде, где при каждой мечети функционировали конфессиональные школы, в которых муллы обучали арабскому языку и чтению Корана, в конце XVIII столетия начали появляться первые светские учебные заведенияаманатские школы и школы, создаваемые при военных гарнизонах. И хотя в них первоначально обучались дети владельцев и узденей, горцы осознали необходимость образования. К середине XIX столетия на Кавказе организуется также система церковно-приходских школ, с которыми связывали свою судьбу и дети из бедных семей.
В давние времена у горцев существовали свои понятия и убеждения о воспитании, которые в процессе исторического развития превратились в систему воспитания, вобравшую в себя элементы — взгляды, знания, умения, навыки, принципы, положения, — используемые в повседневной жизни.
Адыги считали, что цель воспитания — это формирование многосторонне развитой личности с высокими нравственными качествами, обладающей умением трудиться и получать от этого радость, физической силой и выносливостью. В этнопедагогике адыгских народов наряду с национальными особенностями превалируют идеи гуманизма, интернационализма, патриотизма, честностив народном творчестве получили отражение требования уважения к старшим, женщине, смелости, порядочности.
В связи с переменой в конце 50-х годов политики царского правительства в школьном деле Северо-Кавказского региона происходят значительные переменырезультатом реформы стали горские школы, по окончании которых горцы могли поступать в кадетские корпуса, медицинские, педагогические, технические и прочие учебные заведения. Горские школы, открытые во Владикавказе, Грозном, Майкопе, Нальчике, сыграли позитивную роль в распространении грамотности в крае. Несмотря на то, что окружная Нальчикская горская школа создавалась как сословное учебное заведение, здесь получали образование крестьянские дети, а ее выпускники К. Атажукин, А.-Г.Кешев, Т. Кашежев и другие поставили своей целью просвещение горцев.
Просветительско-педагогическая мысль адыгских народов в XIX столетии имела свои особенности, которые отображали определенный уровень самосознания этих народоввсе адыгские просветители проявляли себя в различных областях общественной и культурной жизни горцев, они занимались изучением истории, этнографии, фольклора своего народа, отличались разносторонностью знаний и интересов, их деятельность носила универсальный характер. Этого требовали объективные общественноэкономические и политические условия, сложившиеся в крае. Просветители конца XVIII-середины XIX столетия (Ж.Казаноко, И.-Б. Атажукин, И. Ялгузидзе, Г. Токаев, Ш. Ногмов, С. Казы-Гирей, С. Хан-Гирей и другие) пропагандировали необходимость укрепления связей с Россиейнаиболее радикальными средствами для преодоления отсталости народов Кавказа они считали борьбу за распространение грамотности и просвещение народа.
В конце 50-х — начале 60-х годов появляется новое поколение просветителей горских народов (У.Берсиев, А.-Г.Кешев, К. М. Атажукин, А. Омаров, А. Гассиев, К. Хетагурова, Ч. Ахриев и другие), вышедших из разночинной среды, их взгляды носят ярко выраженный антифеодальный характер, они изображают жизнь крестьян, выступают за распространение национальной письменности, открывают светские школы, в которые принимаются все дети без учета их социального происхождения.
Ярким представителем второго поколения адыгского просветительского движения стал К. М. Атажукин. Его педагогическую деятельность мы разбили на 2 этапа: первый — с 1858 по 1864 годы, период составления алфавита кабардинского языка, перевода, издания книг для соотечественников и второй — с 1865 года, период обобщения педагогического опыта, приобретенного во время работы на педагогических курсах для сельских учителей, публикации статей «Попытки введения кабардинской письменности», «Ответ г. Макарову», адыгских народных сказаний на русском и кабардинском языках.
Позитивное воздействие на формирование научно-просветительских воззрений К. М. Атажукина оказали русские ученые и педагоги К. Д. Ушинский, Я. М. Неверов, Ф. В. Юхотников, П. К. Услар, Л. Г. Лопатинский, а также горцы У. Х. Берсиев, Н. Бараташвили, В. Орбелиани, Д. С. Кодзоков, П. И. Тамбиевтворческое сотрудничество с русскими и горскими просветителями способствовало становлению К. М. Атажукина как ученого и педагога. Под их руководством он составил азбуку кабардинского языка, открыл школу, занялся сбором и фиксацией адыгского фольклора, издал книги для народного чтения. Совместная работа русских и горских просветителей укрепляла их дружбу, а творческое сотрудничество благотворно воздействовало на просветительско-педагогическую деятельность К. М. Атажукина.
Демократическая направленность научно-просветительской и педагогической работы К. М. Атажукина очевиднана нее оказали воздействие сложные общественно-политические процессы, связанные с ломкой патриархально-феодальных отношений в крае, а также российское общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века, идеи основоположника научной педагогики К. Д. Ушинского. К. М. Атажукин считал, что методы воспитания и образования горцев должны быть гуманными и направленными на оказание помощи в изучении горцами материнского языка на русской графической основе. Общепедагогические и дидактические воззрения кабардинского просветителя отличаются яркой демократической направленностью: он писал, что образование горцев должно быть бесплатным, светским и общедоступным, а в процессе их обучения должны быть созданы условия, которые позволяют легко и быстро овладеть родным языком. Он применил на практике идеи К. Д. Ушинского и одним из первых в «Кабардинской азбуке» осветил вопросы дидактики первоначального обучения северокавказских народов, обеспечил учащихся специально для этого написанными книгами для чтения в созданной им школе.
В своих статьях «Мнение о введении письменности в Кабарде», «Попытки введения кабардинской письменности» К. М. Атажукин излагает составленный им проект введения в школах письменности на родном языке, считая, что сохты быстро и легко обучатся свободно читать и писать на материнском языке (в отличие от арабского, совершенно незнакомого горцам, обучение которому в течение десяти и даже пятнадцати лет часто оказывалось безуспешным и дети, окончившие мусульманскую школу, быстро забывали все, чему с таким трудом научились). Для более быстрого ведения кабардинской письменности на первом этапе он предлагает использовать многочисленные примечетские школы и их служителей — мулл. Понимая всю трудность этого предприятия, он отмечает, что без поддержки правительства и введения делопроизводства на кабардинском языке массовое обучение материнскому языку будет невозможно. Образование, справедливо считает К. М. Атажукин, должно стать общегосударственным деломон предлагает конкретные меры и по организации обучения учителей.
Под влиянием идеи народности воспитания, высказанной К. Д. Ушинским, используя его методические принципы, которые еще не считались основополагающими в научной педагогике, К. М. Атажукин составляет свою книгу «Кабардинская азбука», предназначенную для первоначального обучения горцев. Он строит ее по образцу учебников К. Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия»: в предисловии к «Къэбэрдей алыфбейм» автор печатает методические указания для облегчения изучаемого материала, кабардинский алфавит и грамматические правила. Во вторую часть учебника он вводит сначала легкие фразы, а затем более трудные предложения познавательного характера, позволяющие детям правильно осмыслить политические и нравственные явления. В третью часть «Кабардинской азбуки» вошли 12 рассказов и очерк «Происхождение мира», а также правила счета и сокращенная таблица умножения. При составлении оригинальных текстов для чтения просветитель учитывал возрастание сложности материалов, следуя принципу от легкого к трудному. Все тексты, подобранные К. М. Атажукиным, тщательно продуманы не только с дидактической, но и с воспитательной точки зрения, они отличаются занимательностью, непосредственностью изложения, носят откровенно назидательный характер, воспитывая в юных горцах доброжелательность, трудолюбие, уважение к старшим, смелость, осуждая жадность, эгоизм, злобность и зависть.
Творческая судьба К. М. Атажукина во многом была типична для адыгских просветителей: ему приходилось работать в сложных общественно-политических условиях, когда административные органы и мусульманское духовенство воздвигало непреодолимые препятствия на пути просвещения и проявления национального самосознания горцев. Тем не менее, заслуги К. М. Атажукина в издании первых учебников и книг на кабардинском языке, в открытии первой школы для сельских учителей, в том, что он первым перешел от проектов к практическим действиям, несомненны.
К.М.Атажукина с полным правом можно считать не только передовым мыслителем, но и замечательным педагогом, который стал автором первых учебных книг на кабардинском языке, учитывающих основные дидактические принципы, которые он сумел грамотно применить в сложных общественно-политических условиях, сложившихся в Северо-Кавказском регионе во второй половине XIX столетия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ и систематизация научно-педагогического наследия К. М. Атажукина, выдающихся русских писателей и критиков, исторических, историко-педагогических, этнографических, литературных материалов, горского фольклора, периодической печати и архивных материалов позволили раскрыть основные направления развития педагогической мысли и опыта обучения и воспитания адыгских народов с XVI-до конца XIX столетия. Большое значение для нашего исследования имеют работы дореволюционных и современных авторов, книги и статьи К. М. Атажукина.
Список литературы
- Атажукин К.М. Ашыкъ-Кериб //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.86−96.
- Атажукин К.М. Ашэмэз //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1991. С.113−123.
- Атажукин К.М. Еще ответ г.Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 145−148.
- Атажукин К.М. Заметка на статью г.Краббе //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.151−156.
- Атажукин К.М. «Кьэбэрдей алыфбейм» щыщ таурыхъ зыбжанэ (Кабардинская азбука). Тифлис: Военно-походная типография главного штаба кавказской армии. 1865. 86 с.
- Атажукин К.М. Мнение о введение письменности в Кабарде // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.128−131.
- Атажукин К.М. Ответ г.Тимофею Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 142−144.
- Атажукин К.М. Попытки введения кабардинской письменности // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.131−141.
- Атажукин К.М. Последнее слово г.Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.148−151.
- Атажукин К.М. Саади и «Гюлистаным» щыщу таурыхъ зыбжанэ // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 40−85.
- Атажукин К.М. Сосрыкъуэ и пшыналъэм и кьедзыгъуит1 // Избранные произведения К. Атажукина, — Нальчик, 1971.- С.97−105.
- Атажукин К.М. Кабардинская старина //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872.
- А-ов К. (Атажукин К.М.) Станица Екатериноградская //Терскиеведомости. 1898. 6 марта. 21 авг.
- Айларова С.А. Общественно-политические и исторические взгляды передовой северокавказской интеллигенции (60−90-е годы XIX в.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. Тбилиси, 1989. 28 с.
- Айларова С.А. «Идеалы европеизма» в творчестве северо-Кавказских просветителей 60−70-х годов XIX века //Вестник СОГУ. 1999. № 1. С. 185 198.
- Андросиков И.Л. Кто такой Кодзоков? //Лермонтов. Исследования и находки. М, 1977. С.507−514.
- Бекоева Т, А Просветительско-педагогические идеи П. К. Услара. Владикавказ, 2000. 159 с.
- Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.22. М., 1975. С.471−472.
- Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.29. М., 1978. С. 569.
- Бродский Л.Н. Я.М.Неверов и его автобиография //Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 73−92.
- Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 г. СПб, 1868. 4.1.
- Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., Просвещение, 1984. 256 с.
- Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. 143 с.
- Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740−1917 гг.) //Материалы по истории осетинского народа. Сборникдокументов по истории народного образования в Осетии. Т.5. Орджоникидзе, 1942. С.3−24.
- Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964. 288 с.
- Гаспаров М. Античная басня жанр-перекресток //Античная басня. М.: Худ. лит-ра, 1991. С.3−22.
- Диамбекова-Хатаева Р.А., Хатаев Е. Е. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов //Вестник СОГУ. 1999. № 1. С.314−328.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Избранные сочинения. М.: Мин. просвещения РСФСР, 1956.
- Егоров С.Ф. Научно-педагогическое наследие К.Д.Ушинского//Наука и искусство воспитания. М.: Образование и бизнес, 1994. С.3−18.
- Загазежев И.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 168 с.
- Загурский Л.П. Кавказско-горские письмена//Сборник сведений о кавказских горцах. T.V. Тифлис, 1871. Отд.1. С. 1−68.
- Загурский Л.П. Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис, 1881. С. I-LXXXIII.
- Завадский М.Р. О составе второго выпуска сочинений П.К.Услара//Услар П. К. Этнография Кавказа. И. Чеченский язык. Тифлис, 1888. С. V-VIII.
- Зекох У. У.Берсей просветитель адыгейского народа//Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.1. Майкоп, 1957. С.108−112.
- Инал-Апа Ш. Д. Нартский эпос абхазцев //Нартский эпос. Материалысовещания 19−20 октября 1956 г. Орджоникидзе, 1957. С. 154−174.
- Из кабардинских сказаний о Нартах //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 5. Отд. II. Тифяис, 1871. С.53−71.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
- История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Наука, 1988. 544 с.
- История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). М.: Наука, 1988. 659 с.
- История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т.1. М.: Наука, 1967. 482 с.
- История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 393 с.
- История Владикавказа (1781−1990 гг.) /Сост. М. Бетоева, Л.Бирюкова. Владикавказ, 1991.
- История СО АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе: Ир, 1987. 528 с.
- Казарина М.А. Из истории развития образования в Кабарде в конце XIX и начале XX в. //Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного пединститута. Вып. 3. Нальчик, 1957. С. 158−165.
- Казы-Гирей С. Персидский анекдот //Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С.24−28.
- Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. 157 с.
- Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1967. 244 с.
- Калмыкова И.Х. Черкесы. Черкесск, 1974. 287 с.
- Керашева З.И. Особенности шапсугского диалекта адыгейского языка. Майкоп, 1957. 147 с.
- Керашева З.И. К вопросу о роли русских ученых в изучении адыгских языков (XVIII-XTX вв.) //Ученые записки Адыгейского НИИ. T.I. Майкоп, 1957. С.77−98.
- Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1.410 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
- Константинов Н.А., Струминский В. Я. Очерки об истории начального образования в России. М., 1953. 271 с.
- Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII в. 30-х годах XX в. Нальчик, 1964. 196 с.
- Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М.: Наука, 1982. 238 с.
- Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 1996. 84 с.
- Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.еков. Нальчик, 1974. С.25−32.
- Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887. 130 с.
- Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. 108 с.
- Краткий обзор современного состояния и деятельности мусульманского духовенства и разного рода духовных учреждений//Сборник материалов по мусульманству. СПб., 1889. С.3−47.
- Кумыков Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабардыпервой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 176 с.
- Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок. Нальчик, 1962. 200 с.
- Кумыков Т.Х. Мусульманское просветительское движение в конце XIX — начале XX в. //Кумыков Т. Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 268−281.
- Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века //Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX — начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С.209−250.
- Кумыков Т.Х. Кази Атажукин. Нальчик, 1969. 128 с.
- Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. 419 с.
- Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик: Эльбрус, 1985. 180 с.
- Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1962. 199 с.
- Кумыков Т.Х. Мусульманское просветительское движение в конце XIX -начале XX в.//Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С.268−281.
- Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). М&bdquo- 1998. 548 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1986. 528 с.
- Лопатинский Л. Краткая кабардинская грамматика. Предисловие. 1891. 299 с.
- Магометов А.А. П.К.Услар как крупнейший языковед и лингвист
- Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.471 с.
- Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века //История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С.57−75.
- Макаров Т. Заметка //Терские ведомости. 1870. № 17.
- Макаров Т. Заметка//Терские ведомости. 1870. № 25.
- Макаров Т. Заметка //Терские ведомости. 1870. № 30.
- Малая советская энциклопедия. T.l. М., 1958.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 280 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М., 1997. 719 с.
- Модзалевский JI.H. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. Тифлис, 1880. 96 с.
- Неверов Я.М. Тимофей Николаевич Грановский //Русское общество 30-х годов XIX века. Мемуары современников. М., 1989. С.335−357.
- Неверов Я.М. Еще раз об образовании кавказских горцев //Кавказ. 1859. № 39.
- Ногмов М. История адыгейского народа. Изд-е 3-е. Пятигорск, 1893. 144с.
- Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. 207 с.
- Омар-оглы А. Воспоминания муталима. 4.1 //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. I. Тифлис, 1867. Отд. VII. С. 13−64.
- Омаров А. Воспоминания муталима. Вып. II. Тифлис, 1868. Отд. IV. С.1−70.
- От собирателя. Из кабардинских сказаний о нартах //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. V. Отд.П. Тифлис, 1871. С.47−52.
- Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.1. Грозный, 1967. 314 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
- Отчет наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. Тифлис, 1861. 512 с.
- Отчет князя М. С. Воронцова за 1846−1848 годы //Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 10. Тифлис, 1885. С.849−873.
- Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1965. С. 704.
- Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1991. 375 с.
- Попов А.В., Лопатин Г. А. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып.1. Ставрополь, 1949. С. 76−94.
- Рапорт генерала-майора Ивелича гр. Гудовичу от 28 ноября 1806 года № 794. Владикавказ //Акты Кавказской Археографической Комиссии. Т.З. № 380. Тифлис, 1869. С. 213.
- Рехвиашвили Н. Предотвращенная дуэль //Университетская жизнь. 1968. 15 ноября.
- Саади //Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1998. 736 с.
- Смирении В.В. Из истории кабардинской школы //Ученые записки СОГПИ. Т. XXI. Вып.2. Орджоникидзе, 1956. С. 65−82.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999. 576 с.
- Тавернье Ж.Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.еков. Нальчик, 1974. С.78−88.
- Тотоев М.С. К истории дореформенной Осетии. Орджоникидзе, 1955.
- Трухачев Ю.Д. Из истории народного образования в Ставропольском крае //Кавказский сборник трудов Ставропольского гос.пед.ин-та. Ставрополь, 1949. С. 83−97.
- Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник. Вып. 5. Владикавказ, 1903. С. 152−247.
- Турчанинов Г. Ф. Кази Атажукин. Из истории кабардинской общественной мысли во II половине XIX века //Ученые записки Кабардинского НИИ. Т.2. Нальчик, 1947. С.89−97.
- Тютюнина Е. Новое о К.М.Атажукине //Кабардино-Балкарская правда. 1976. 20 ноября.
- Услар П.К. Грамматический очерк сванетского языка.Ютнография Кавказа. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. Огд. II. С. 103−110.
- Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Сборниксведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 1−30.
- Услар П.К. Предисловие. Абхазский язык. Этнография Кавказа. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. 1−3.
- Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении.//Педагогические сочинения: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988. Т.2. С.8−26.
- Ушинский К.Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. С. 108−121.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании
- Педагогические сочинения: В 6-ти т. T.l. М.: Педагогика, 1988. С. 194 156.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся //Собр.соч.: В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1989. С.24−88.
- Ушинский К.Д. Детский мир. 4.1 //Собр.соч.: В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989. С.22−156.
- Ушинский К.Д. Хрестоматия. 4.1 //Собр. соч. В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989. С. 157−206.
- Хан-Гирей С. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 333 с.
- Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 259 с.
- Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX начало XX в.). М., 1957. 120 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
- Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917 г.). Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. 33 с.
- Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. 131 с.
- Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1985. 78 с.
- Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители //Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С.3−10.
- Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1993. 184 с.
- Хашхожева Р. Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала
- XX века. Нальчик, Эльбрус, 1983. 244 с.
- Хашхожева Р.Х. Адыль-Гирей Кешев //Хашхожева Р. Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000. С. 103−156.
- Хашхожева Р.Х. Кази Мусабиевич Атажукин //Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, Эльбрус, 2000. С. 5−47.
- Хашхожева Р.Х. Кази Мусабиевич Атажукин //Кази Атажукин. Избранные труды. Нальчик, 1971. С.3−39.
- Черняев П.Н. Из истории кавказоведения. Кавказский фольклор по исследованиям Л. Г. Лопатинского //Сборник статей по вопросам культуры. Ростов-на-Дону, 1928. С.31−42.
- Чиркеевский А. Аварские песни и сказки. Темир-Хан-Шура. 1867. 92 с.
- Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.
- Эзоп. Песни//Античная басня. М.: Худ. лит-ра, 1991. С.25−270.1. Архивные материалы
- ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.2. Д. 1099.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 9. 7 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 21. 110 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 49. 13 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 81. 28 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 95. 97 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 96. 6 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 106. 5 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 118. 66 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 199. 177 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 200. 133 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 201. 45 л.
- ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 204. 206 л.
- ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 229. 139 л.
- ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп. 7. Д. 25. 113 л.
- Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д. 144. 154 л.
- Ф.262. Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской области. Оп.1. Д. 14. 132 л.
- ЦТ, А Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 936. 2л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 936. 89 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 459. 4 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 1122.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.2. Д. 8. 84 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 6. Управление Нальчикского округа Терской области. On. 1. Д. 1. 36 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.6. Управление Нальчикскогоокруга Терской области. Оп.1. Д. 441. 20 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.6. Управление Нальчикскогоокруга Терской области. Оп.1. Д. 909. 39 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 16. Управление Центра
- Кавказской линии. Оп.1. Д. 1731. 17 л.
- ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.16. Управление Центра Кавказской линии. Оп.1. Д. 1607. 25 л.vе. iг. •, 1 .л*. ¦ ¦"""¦. .¦ * л1. ШАРДИНШЯ АЗБУК! л • '. .м1. Г ¦ • ¦< ¦. ' ^ У,/1. СОСТЛВЛСННДЯfCcukv¦ Огв*"
- Ввен^о-ЯоходяоВ Типография rj*"nird ХлшкдэсноА л рмiit.1. ТЯФЛЯСЪ.1865 г.
- Кабардинская азбука", составленная К. Атажукиным и изданная в в1. ТысЬ о гпп/1. QOnuJ&Mjul Au-tgbu fry1. JA