Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под влиянием идеи народности воспитания, высказанной К. Д. Ушинским, используя его методические принципы, которые еще не считались основополагающими в научной педагогике, К. М. Атажукин составляет свою книгу «Кабардинская азбука», предназначенную для первоначального обучения горцев. Он строит ее по образцу учебников К. Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия»: в предисловии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия для духовного развития адыгских народов
    • 1. 1. Истоки и краткая характеристика богатейшего воспитательного опыта адыгских народов
    • 1. 2. Школы духовного ведомства
    • 1. 3. Появление в Кабарде первых правительственных школ
    • 1. 4. Окружная Нальчикская школа и ее роль в распространении грамотности в регионе. f
  • ГЛАВА 2. Просветительское движение на Кавказе и влияние на него передовой русской культуры
    • 2. 1. Краткая характеристика этапов просветительского движения на Северном Кавказе
    • 2. 2. Жизненный путь К. Атажукина
    • 2. 3. Влияние передовой русской культуры и прогрессивной педагогической мысли России и Северного Кавказа на формирование просветительско-педагогических воззрений Кази Атажукина
  • ГЛАВА 3. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Кази Атажукина
    • 3. 1. Этапы педагогической деятельности Кази
  • Атажукина
    • 3. 2. Творческое сотрудничество К. Атажукина с т русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителя XIX века
    • 3. 3. Общепедагогические и дидактические взгляды
  • Кази Атажукина
    • 3. 4. Проект введения кабардинской письменности в школах, составленный К. Атажукиным
    • 3. 5. Полемика между К. Атажукиным и Т. Макаровым по поводу введения письменности в Кабарде
    • 3. 6. Научный анализ «Кабардинской азбуки»
  • К.Атажукина

Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях, когда во всех сферах нашей действительности происходят кардинальные перемены, предусматривающие изменение духовно-нравственного сознания людей, объективное освещение историко-педагогических процессов, имевших место в прошлом в России и на Северном Кавказе, выявление вклада деятелей культуры и видных представителей педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона становится важной задачей исследователей, ученых и аспирантов.

Интерес русских и западноевропейских ученых и путешественников к Кавказу, обычаям и традициям народов, населяющих его (в частности, к адыгских народам), их культуре и просвещению, возник еще в период средневековья, но более отчетливо он проявился в XVIII-XIX столетиях, когда началось освоение территории, на которой проживали эти народы, русскими.

Хорошо известны имена русских и западноевропейских ученых, изучавших различные стороны жизни адыгов в прошлом и особенно во второй половине XIX столетия — Ф. Дюбуа де Монтре, Н. Ф. Дубровин, К. Кох [59], А. Сокольский, Т. Ф. Чурсин, Л. М. Дирр, И. Пантюхов, Т. Макаров, Н. И. Карлгоф, Н. Ф. Грабовский, П. Г. Бутков [22] и другие.

Для исследования этнопедагогических идей народов Северного Кавказа научно-теоретическое значение имеют историко-этнографические очерки Л. Я. Люлье «Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов», «Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев», напечатанные в пятой и седьмой книгах «Записок Кавказского Отдела императорского русского географического общества» за 1862−1866 годы.

Ряд ученых приводят в своих трудах сведения об опыте народного воспитанияк ним можно отнести Ф. И. Леонтовича, автора книги «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882−1883 гг.), содержащей материалы об адатах и нравах осетин, кабардинцев, чеченцев и других горских народов, их семейно-бытовых отношениях. Большой вклад в изучение духовной культуры народов Северного Кавказа (осетин и адыгов) внесли В. Ф. Миллер (1848−1913 гг.) и М. М. Ковалевский (1815−1916 гг.), выдающиеся деятели русской науки и кавказоведы.

Вместе с М. М. Ковалевским и без него В. Ф. Миллер совершил пять научных экспедиций на Северный Кавказ. Результатом этих экспедиций стало издание им монографии «Осетинские этюды» в трех томах, в которую вошли материалы, посвященные истории, языку, религиозным верованиям и сказкам осетин. Значение же научных изысканий, в частности капитальных трудов М. М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон» [53], «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении», заключается в том, что в них проанализирована традиционная культура воспитания горцев.

Многие ученые жили среди горцев целые десятилетия — А. П. Берже, Я. М. Неверов, П. К. Услар, Л. Н. Модзалевский, Л. Г. Лопатинский и другие. Они занимались исследованиями нравов горцев, их культуры, разрабатывали для них письменность, способствовали открытию народных школ с обучением на материнском языке, обобщая свои наблюдения в фундаментальных трудах о жизни и обычаях народов Северо-Кавказского региона.

Ценные сведения о появлении первых книг, школ, училищ и гимназий на Кубани и на всем Северном Кавказе имеются в работах М. Краснова «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (1887 г.) [60] и «Просветители Кавказа» (1913 г.) [61]. В книгах показана деятельность первых миссионерских и просветительских организациях, радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства в крае.

Изучение педагогического наследия народов Северо-Кавказского региона, в том числе и адыгских народов, критическое освоение педагогических идей их выдающихся представителей — писателей, языковедов, просветителей, историков, этнографов — является важной и актуальной задачей исследователей. Ее разрешение способствовало бы более углубленной разработке проблемы общественной мысли этих народов в целом и педагогической в частности. Адыгские просветители, и в их числе К. М. Атажукин, выступили как приверженцы высоких гуманных идеалов, их сознанию было свойственно исторически-оптимистическое видение действительности, безусловная вера в цивилизирующую миссию России, которая несла социально-культурное обновление краю.

Между тем, педагогические идеи и воззрения замечательного адыгского просветителя второй половины XIX столетия Кази Мусабиевича Атажукина (1841−1899 годы) до сих пор не стали предметом специального исследования. В своих трудах и педагогической деятельности он опирался на принципы педагогической системы прославленного русского педагога К. Д. Ушинского, предусматривающие демократизацию образования и обучения, идеи народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена неизученностью проблемы, необходимостью научного подхода к ее разработке, отсутствием монографий и защищенных диссертаций об этапах педагогической деятельности и педагогических воззрениях К. М. Атажукинаодного из крупнейших педагогов-просветителей адыгских народов.

Важные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных журналах, газетах и сборниках: «Сборник сведений о кавказских горцах», «Терский сборник», «Терские ведомости», «Вестник воспитания», «Кабардино-Балкарская правда» .

Некоторые аспекты его общественной и просветительской деятельности находят свое отражение в статьях, очерках и других трудах современных авторов — доктора исторических наук, профессора Т. Х. Кумыкова («Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века» [64], «Кази Атажукин» [68], «Дмитрий Кодзоков» [70], «Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX — начале XX века» [72]), доктора филологических наук, профессора Р. Х. Хашхожевой («Адыгские просветители» [131], «Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX века» [132], «Поиски и находки. Избранные статьи» [134]), доктора педагогических наук, профессора Е. Е. Хатаева («Народная педагогика Северного Кавказа» [127], «Просветители горских народов XIX века» [129]), доктора филологических наук Г. Ф. Турчанинова («Кази Атажукин» [111 ]).

В статьях, очерках и трудах этих авторов дается общая характеристика общественной и просветительской деятельности К. МАтажукина, о педагогической же работе говорится сжато, ни в одном из вышеупомянутых исследований проблема нашей диссертации не становится предметом специального исследования. Вне поля зрения научных работников до сих пор остаются этапы педагогической деятельности этого видного просветителя, его творческое содружество с русскими учеными-кавказоведами, такими, как академик Российской Императорской Академии наук П. К. Услар, крупнейший лингвист, ученый и просветитель XIX столетия, горскими просветителями, а также его общепедагогические м общедидактические воззрения, проект введения кабардинской письменности в школах, а также научный анализ «Кабардинской азбуки» .

Таким образом, несмотря на наличие ряда очерков и трудов, посвященных научно-просветительской деятельности К. М. Атажукина, его педагогическая деятельность и воззрения до сих пор не подвергнуты научному анализу. Сегодня становится все более очевидным, что наша школа не может не учитывать богатейший воспитательный опыт народов Северного Кавказа, накапливающийся веками, а должна использовать его в своей воспитательной деятельности для совершенствования учебной и воспитательной работы.

Объективное освещение историко-педагогических процессов и педагогического наследия видных педагогов и просветителей северокавказских народов в условиях проведения социально-экономических реформ, демократического обновления нашего общества становится важнейшей задачей исследователей культуры и образования этих народов, источником наших педагогических знаний. Новые оценки педагогического наследия прошлого помогут преодолеть ранее сложившиеся стереотипы в отношении духовных ценностей разных народов. Нужна тесная связь времен: настоящего — с прошлым и будущим, ведь только современность определяет те проблемы духовного развития. Только такой подход может определить главные направления в развитии педагогической мысли народов Кавказа и России.

В условиях, когда в Северо-Кавказском регионе имеют место межнациональные конфликты, которые к тому же еще обостряются, проблемы, избранные автором для исследования, значительно актуализируются. Об этом необходимо сказать, поскольку школа и педагогическая мысль всегда оказывали влияние на социальную сферу тех или иных народов.

Обращение к историческому прошлому адыгских народов, к их лучшим народным традициям, которые находят конкретное отражение в педагогическом наследии К. Атажукина, могут подсказать нам много полезного для решения некоторых современных проблем воспитания, а в определенной мере и нейтрализации национальных конфликтов. Сегодня должна быть восстановлена традиционная культура воспитания народов, в том числе и северокавказских. По справедливому замечанию Г. Н. Волкова, в современном мире педагогика может реально эффективно существовать, функционировать только в качестве этнопедагогики.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каков вклад К. М. Атажукина в развитие школы и педагогической мысли адыгских народов во второй половине XIX-начале XX века. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Методологическую основу исследования составляют:

— философское положение о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического;

— положение о взаимосвязи национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влиянии на формирование личности;

— идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе использования национальной культуры;

— положения о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого.

Объект исследования — школа и педагогическая мысль адыгских народов.

Предмет исследования — педагогическая деятельность и просветительско-педагогические воззрения К. М. Атажукина.

Задачи исследования:

1. Выявить политические и социально-экономические факторы формирования педагогических воззрений К. М. Атажукина.

2. Показать итоги и состояние школьного дела и воспитательного опыта адыгских народов во второй половине XIX столетия.

3. Выявить общие и специфические тенденции развития школы и просветительско-педагогической мысли адыгов.

4. Проанализировать отражение народных традиций и национальных особенностей духовной культуры адыгских народов в деятельности и педагогических воззрениях К. М. Атажукина.

5. Показать этапы педагогической деятельности К. М. Атажукина и его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями XIX столетия.

6. Проанализировать общепедагогические и дидактические воззрения К. М. Атажукина и показать их значение для развития грамотности и светского образования среди адыгских народов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— изучение и теоретический анализ архивных источникованализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературно-публицистических и фольклорных материалов;

— изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по этнопедагогике, этнографии, истории школы, образования и педагогической мысли народов России и Кавказа.

Источники исследования:

1. Труды К. М. Атажукина, видных педагогов России XIX-XX столетий.

2. Кавказская периодическая печать об истории просвещения.

3. Публикации современных авторов, посвященные истории школы, образования и педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Этапы исследования:

I. 1997;1998 годы — предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли адыгских народов, определение основных направлений поиска и сбор фактического материала.

2. 1998;1999 годы — историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы, определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата, задач и источников базы исследования, подготовка статей по теме.

3. 1999;2000 годы — систематизация и обобщение материалов, издание научных публикаций по проблемелитературное оформление текста диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

Важнейшую роль в появлении у адыгов первых очагов знаний, развитии правительственных школ и педагогической мысли сыграли: присоединение Кабарды к России и приобщение горцев к передовой русской культуре. Эти факторы объективно способствовали возникновению и развитию первых правительственных школ на территории Кабарды, зарождении здесь прогрессивной педагогической мысли и научной интеллигенции, формировании народных просветителей и педагогов, которые испытывали на себе влияние русской культуры и стали инициаторами создания в регионе первых светских школ, как это делал К. М. Атажукин, инициатор появления в крае первых аульных школ.

Решающим фактором прогрессивных изменений в школьном образовании у адыгов стало развернувшееся в стране и на Северном Кавказе в 60-х годах XIX столетия просветительско-педагогическое движение, вызвавшее к жизни общественно-политическое движение народных масс, инициативу просветителей-педагогов в школьных делах.

Большое значение для появления адыгской письменности и развития просвещения в Кабарде имела прогрессивная деятельность первых адыгских просветителей Ж. Казаноко, Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея и особенно К. М. Атажукина, который явился автором азбуки кабардинского языка, объективно способствовал созданию условий для разработки адыгской письменности, открытию школ и созданию книг на родном языке.

К.М.Атажукин выступал за светское начало в образовании, боролся против антипедагогических методов обучения, против засилия мусульманского духовенства. Его деятельность способствовала появлению школ, в которых изучались материнский и русский языки. Успешной педагогическо-просветительской деятельности К. М. Атажукина помогало его творческое сотрудничество с русскими учеными-кавказоведами и горскими просветителями.

Общепедагогические и дидактические взгляды К. М. Атажукина носили прогрессивный характер, они отвечали духу времени, новым веяниям в демократической и педагогической мысли России и Запада, соответствовали духовным стремлениям народных масс.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлена и приведена в систему научно-педагогическая биография К. М. Атажукина, проанализированы этапы его педагогической деятельности, подвергнуты всестороннему анализу педагогические воззрения, характеризующиеся демократической и гуманистической направленностью. В исследовании показан процесс становления светского образования в Кабарде, особенности школьной политики на Северном Кавказе. Изучены и приведены в систему просветительско-педагогические взгляды К. М. Атажукина, проанализированы его общепедагогические идеи, раскрыто отношение просветителя к педагогическим идеям, содержащимся в устном народном творчестве адыгов.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в работе современной национальной школы, в системе подготовки и переподготовки учительских кадровэти положения • расширяют научные представления о педагогической мысли адыгских народов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере подготовки материалов. Положения и выводы диссертационного исследования отражены в учебно-методических пособиях, используемых студентами при изучении ими спецкурса «Горские просветители XIX столетия», а также учителями общеобразовательных школ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложенияосновное содержание работы изложено на страницах.

Результаты исследования позволяют установить следующее:

В исторических судьбах народов Северо-Кавказского региона решающую роль сыграло присоединение Кавказа к России, давнее возможность преодолеть замкнутость и экономическую отсталость края, так как именно в это время появились условия для их приобщения к передовой русской и европейской цивилизации, начали создаваться первые очаги просвещения, первые правительственные школы, подчиняющиеся различным ведомствам — духовному, военному и гражданскому.

В Кабарде, где при каждой мечети функционировали конфессиональные школы, в которых муллы обучали арабскому языку и чтению Корана, в конце XVIII столетия начали появляться первые светские учебные заведенияаманатские школы и школы, создаваемые при военных гарнизонах. И хотя в них первоначально обучались дети владельцев и узденей, горцы осознали необходимость образования. К середине XIX столетия на Кавказе организуется также система церковно-приходских школ, с которыми связывали свою судьбу и дети из бедных семей.

В давние времена у горцев существовали свои понятия и убеждения о воспитании, которые в процессе исторического развития превратились в систему воспитания, вобравшую в себя элементы — взгляды, знания, умения, навыки, принципы, положения, — используемые в повседневной жизни.

Адыги считали, что цель воспитания — это формирование многосторонне развитой личности с высокими нравственными качествами, обладающей умением трудиться и получать от этого радость, физической силой и выносливостью. В этнопедагогике адыгских народов наряду с национальными особенностями превалируют идеи гуманизма, интернационализма, патриотизма, честностив народном творчестве получили отражение требования уважения к старшим, женщине, смелости, порядочности.

В связи с переменой в конце 50-х годов политики царского правительства в школьном деле Северо-Кавказского региона происходят значительные переменырезультатом реформы стали горские школы, по окончании которых горцы могли поступать в кадетские корпуса, медицинские, педагогические, технические и прочие учебные заведения. Горские школы, открытые во Владикавказе, Грозном, Майкопе, Нальчике, сыграли позитивную роль в распространении грамотности в крае. Несмотря на то, что окружная Нальчикская горская школа создавалась как сословное учебное заведение, здесь получали образование крестьянские дети, а ее выпускники К. Атажукин, А.-Г.Кешев, Т. Кашежев и другие поставили своей целью просвещение горцев.

Просветительско-педагогическая мысль адыгских народов в XIX столетии имела свои особенности, которые отображали определенный уровень самосознания этих народоввсе адыгские просветители проявляли себя в различных областях общественной и культурной жизни горцев, они занимались изучением истории, этнографии, фольклора своего народа, отличались разносторонностью знаний и интересов, их деятельность носила универсальный характер. Этого требовали объективные общественноэкономические и политические условия, сложившиеся в крае. Просветители конца XVIII-середины XIX столетия (Ж.Казаноко, И.-Б. Атажукин, И. Ялгузидзе, Г. Токаев, Ш. Ногмов, С. Казы-Гирей, С. Хан-Гирей и другие) пропагандировали необходимость укрепления связей с Россиейнаиболее радикальными средствами для преодоления отсталости народов Кавказа они считали борьбу за распространение грамотности и просвещение народа.

В конце 50-х — начале 60-х годов появляется новое поколение просветителей горских народов (У.Берсиев, А.-Г.Кешев, К. М. Атажукин, А. Омаров, А. Гассиев, К. Хетагурова, Ч. Ахриев и другие), вышедших из разночинной среды, их взгляды носят ярко выраженный антифеодальный характер, они изображают жизнь крестьян, выступают за распространение национальной письменности, открывают светские школы, в которые принимаются все дети без учета их социального происхождения.

Ярким представителем второго поколения адыгского просветительского движения стал К. М. Атажукин. Его педагогическую деятельность мы разбили на 2 этапа: первый — с 1858 по 1864 годы, период составления алфавита кабардинского языка, перевода, издания книг для соотечественников и второй — с 1865 года, период обобщения педагогического опыта, приобретенного во время работы на педагогических курсах для сельских учителей, публикации статей «Попытки введения кабардинской письменности», «Ответ г. Макарову», адыгских народных сказаний на русском и кабардинском языках.

Позитивное воздействие на формирование научно-просветительских воззрений К. М. Атажукина оказали русские ученые и педагоги К. Д. Ушинский, Я. М. Неверов, Ф. В. Юхотников, П. К. Услар, Л. Г. Лопатинский, а также горцы У. Х. Берсиев, Н. Бараташвили, В. Орбелиани, Д. С. Кодзоков, П. И. Тамбиевтворческое сотрудничество с русскими и горскими просветителями способствовало становлению К. М. Атажукина как ученого и педагога. Под их руководством он составил азбуку кабардинского языка, открыл школу, занялся сбором и фиксацией адыгского фольклора, издал книги для народного чтения. Совместная работа русских и горских просветителей укрепляла их дружбу, а творческое сотрудничество благотворно воздействовало на просветительско-педагогическую деятельность К. М. Атажукина.

Демократическая направленность научно-просветительской и педагогической работы К. М. Атажукина очевиднана нее оказали воздействие сложные общественно-политические процессы, связанные с ломкой патриархально-феодальных отношений в крае, а также российское общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века, идеи основоположника научной педагогики К. Д. Ушинского. К. М. Атажукин считал, что методы воспитания и образования горцев должны быть гуманными и направленными на оказание помощи в изучении горцами материнского языка на русской графической основе. Общепедагогические и дидактические воззрения кабардинского просветителя отличаются яркой демократической направленностью: он писал, что образование горцев должно быть бесплатным, светским и общедоступным, а в процессе их обучения должны быть созданы условия, которые позволяют легко и быстро овладеть родным языком. Он применил на практике идеи К. Д. Ушинского и одним из первых в «Кабардинской азбуке» осветил вопросы дидактики первоначального обучения северокавказских народов, обеспечил учащихся специально для этого написанными книгами для чтения в созданной им школе.

В своих статьях «Мнение о введении письменности в Кабарде», «Попытки введения кабардинской письменности» К. М. Атажукин излагает составленный им проект введения в школах письменности на родном языке, считая, что сохты быстро и легко обучатся свободно читать и писать на материнском языке (в отличие от арабского, совершенно незнакомого горцам, обучение которому в течение десяти и даже пятнадцати лет часто оказывалось безуспешным и дети, окончившие мусульманскую школу, быстро забывали все, чему с таким трудом научились). Для более быстрого ведения кабардинской письменности на первом этапе он предлагает использовать многочисленные примечетские школы и их служителей — мулл. Понимая всю трудность этого предприятия, он отмечает, что без поддержки правительства и введения делопроизводства на кабардинском языке массовое обучение материнскому языку будет невозможно. Образование, справедливо считает К. М. Атажукин, должно стать общегосударственным деломон предлагает конкретные меры и по организации обучения учителей.

Под влиянием идеи народности воспитания, высказанной К. Д. Ушинским, используя его методические принципы, которые еще не считались основополагающими в научной педагогике, К. М. Атажукин составляет свою книгу «Кабардинская азбука», предназначенную для первоначального обучения горцев. Он строит ее по образцу учебников К. Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» и «Хрестоматия»: в предисловии к «Къэбэрдей алыфбейм» автор печатает методические указания для облегчения изучаемого материала, кабардинский алфавит и грамматические правила. Во вторую часть учебника он вводит сначала легкие фразы, а затем более трудные предложения познавательного характера, позволяющие детям правильно осмыслить политические и нравственные явления. В третью часть «Кабардинской азбуки» вошли 12 рассказов и очерк «Происхождение мира», а также правила счета и сокращенная таблица умножения. При составлении оригинальных текстов для чтения просветитель учитывал возрастание сложности материалов, следуя принципу от легкого к трудному. Все тексты, подобранные К. М. Атажукиным, тщательно продуманы не только с дидактической, но и с воспитательной точки зрения, они отличаются занимательностью, непосредственностью изложения, носят откровенно назидательный характер, воспитывая в юных горцах доброжелательность, трудолюбие, уважение к старшим, смелость, осуждая жадность, эгоизм, злобность и зависть.

Творческая судьба К. М. Атажукина во многом была типична для адыгских просветителей: ему приходилось работать в сложных общественно-политических условиях, когда административные органы и мусульманское духовенство воздвигало непреодолимые препятствия на пути просвещения и проявления национального самосознания горцев. Тем не менее, заслуги К. М. Атажукина в издании первых учебников и книг на кабардинском языке, в открытии первой школы для сельских учителей, в том, что он первым перешел от проектов к практическим действиям, несомненны.

К.М.Атажукина с полным правом можно считать не только передовым мыслителем, но и замечательным педагогом, который стал автором первых учебных книг на кабардинском языке, учитывающих основные дидактические принципы, которые он сумел грамотно применить в сложных общественно-политических условиях, сложившихся в Северо-Кавказском регионе во второй половине XIX столетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и систематизация научно-педагогического наследия К. М. Атажукина, выдающихся русских писателей и критиков, исторических, историко-педагогических, этнографических, литературных материалов, горского фольклора, периодической печати и архивных материалов позволили раскрыть основные направления развития педагогической мысли и опыта обучения и воспитания адыгских народов с XVI-до конца XIX столетия. Большое значение для нашего исследования имеют работы дореволюционных и современных авторов, книги и статьи К. М. Атажукина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.М. Ашыкъ-Кериб //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.86−96.
  2. К.М. Ашэмэз //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1991. С.113−123.
  3. К.М. Еще ответ г.Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 145−148.
  4. К.М. Заметка на статью г.Краббе //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.151−156.
  5. К.М. «Кьэбэрдей алыфбейм» щыщ таурыхъ зыбжанэ (Кабардинская азбука). Тифлис: Военно-походная типография главного штаба кавказской армии. 1865. 86 с.
  6. К.М. Мнение о введение письменности в Кабарде // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.128−131.
  7. К.М. Ответ г.Тимофею Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 142−144.
  8. К.М. Попытки введения кабардинской письменности // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.131−141.
  9. К.М. Последнее слово г.Макарову //Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С.148−151.
  10. К.М. Саади и «Гюлистаным» щыщу таурыхъ зыбжанэ // Избранные произведения К.Атажукина. Нальчик, 1971. С. 40−85.
  11. К.М. Сосрыкъуэ и пшыналъэм и кьедзыгъуит1 // Избранные произведения К. Атажукина, — Нальчик, 1971.- С.97−105.
  12. К.М. Кабардинская старина //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис, 1872.
  13. А-ов К. (Атажукин К.М.) Станица Екатериноградская //Терскиеведомости. 1898. 6 марта. 21 авг.
  14. С.А. Общественно-политические и исторические взгляды передовой северокавказской интеллигенции (60−90-е годы XIX в.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. Тбилиси, 1989. 28 с.
  15. С.А. «Идеалы европеизма» в творчестве северо-Кавказских просветителей 60−70-х годов XIX века //Вестник СОГУ. 1999. № 1. С. 185 198.
  16. И.Л. Кто такой Кодзоков? //Лермонтов. Исследования и находки. М, 1977. С.507−514.
  17. Бекоева Т, А Просветительско-педагогические идеи П. К. Услара. Владикавказ, 2000. 159 с.
  18. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.22. М., 1975. С.471−472.
  19. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.29. М., 1978. С. 569.
  20. Л.Н. Я.М.Неверов и его автобиография //Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 73−92.
  21. П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 г. СПб, 1868. 4.1.
  22. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., Просвещение, 1984. 256 с.
  23. Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. 143 с.
  24. А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740−1917 гг.) //Материалы по истории осетинского народа. Сборникдокументов по истории народного образования в Осетии. Т.5. Орджоникидзе, 1942. С.3−24.
  25. А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964. 288 с.
  26. М. Античная басня жанр-перекресток //Античная басня. М.: Худ. лит-ра, 1991. С.3−22.
  27. Диамбекова-Хатаева Р.А., Хатаев Е. Е. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов //Вестник СОГУ. 1999. № 1. С.314−328.
  28. А. Руководство к образованию немецких учителей //Избранные сочинения. М.: Мин. просвещения РСФСР, 1956.
  29. С.Ф. Научно-педагогическое наследие К.Д.Ушинского//Наука и искусство воспитания. М.: Образование и бизнес, 1994. С.3−18.
  30. И.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 168 с.
  31. Л.П. Кавказско-горские письмена//Сборник сведений о кавказских горцах. T.V. Тифлис, 1871. Отд.1. С. 1−68.
  32. Л.П. Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис, 1881. С. I-LXXXIII.
  33. М.Р. О составе второго выпуска сочинений П.К.Услара//Услар П. К. Этнография Кавказа. И. Чеченский язык. Тифлис, 1888. С. V-VIII.
  34. У. У.Берсей просветитель адыгейского народа//Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.1. Майкоп, 1957. С.108−112.
  35. Инал-Апа Ш. Д. Нартский эпос абхазцев //Нартский эпос. Материалысовещания 19−20 октября 1956 г. Орджоникидзе, 1957. С. 154−174.
  36. Из кабардинских сказаний о Нартах //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 5. Отд. II. Тифяис, 1871. С.53−71.
  37. Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  38. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Наука, 1988. 544 с.
  39. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). М.: Наука, 1988. 659 с.
  40. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т.1. М.: Наука, 1967. 482 с.
  41. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 393 с.
  42. История Владикавказа (1781−1990 гг.) /Сост. М. Бетоева, Л.Бирюкова. Владикавказ, 1991.
  43. История СО АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе: Ир, 1987. 528 с.
  44. М.А. Из истории развития образования в Кабарде в конце XIX и начале XX в. //Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного пединститута. Вып. 3. Нальчик, 1957. С. 158−165.
  45. Казы-Гирей С. Персидский анекдот //Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С.24−28.
  46. Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. 157 с.
  47. .А. Осетины. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1967. 244 с.
  48. И.Х. Черкесы. Черкесск, 1974. 287 с.
  49. З.И. Особенности шапсугского диалекта адыгейского языка. Майкоп, 1957. 147 с.
  50. З.И. К вопросу о роли русских ученых в изучении адыгских языков (XVIII-XTX вв.) //Ученые записки Адыгейского НИИ. T.I. Майкоп, 1957. С.77−98.
  51. М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1.410 с.
  52. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
  53. Н.А., Струминский В. Я. Очерки об истории начального образования в России. М., 1953. 271 с.
  54. И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII в. 30-х годах XX в. Нальчик, 1964. 196 с.
  55. В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана. М.: Наука, 1982. 238 с.
  56. В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 1996. 84 с.
  57. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.еков. Нальчик, 1974. С.25−32.
  58. М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь-Кавказский, 1887. 130 с.
  59. М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. 108 с.
  60. Краткий обзор современного состояния и деятельности мусульманского духовенства и разного рода духовных учреждений//Сборник материалов по мусульманству. СПб., 1889. С.3−47.
  61. Т.Х. Культура и общественно-политическая мысль Кабардыпервой половины XIX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 176 с.
  62. Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок. Нальчик, 1962. 200 с.
  63. Т.Х. Мусульманское просветительское движение в конце XIX — начале XX в. //Кумыков Т. Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 268−281.
  64. Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века //Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX — начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С.209−250.
  65. Т.Х. Кази Атажукин. Нальчик, 1969. 128 с.
  66. Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. 419 с.
  67. Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик: Эльбрус, 1985. 180 с.
  68. Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1962. 199 с.
  69. Т.Х. Мусульманское просветительское движение в конце XIX -начале XX в.//Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С.268−281.
  70. Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). М&bdquo- 1998. 548 с.
  71. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1986. 528 с.
  72. Л. Краткая кабардинская грамматика. Предисловие. 1891. 299 с.
  73. А.А. П.К.Услар как крупнейший языковед и лингвист
  74. А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.471 с.
  75. В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века //История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С.57−75.
  76. Т. Заметка //Терские ведомости. 1870. № 17.
  77. Т. Заметка//Терские ведомости. 1870. № 25.
  78. Т. Заметка //Терские ведомости. 1870. № 30.
  79. Малая советская энциклопедия. T.l. М., 1958.
  80. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 280 с.
  81. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. М., 1997. 719 с.
  82. JI.H. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. Тифлис, 1880. 96 с.
  83. Я.М. Тимофей Николаевич Грановский //Русское общество 30-х годов XIX века. Мемуары современников. М., 1989. С.335−357.
  84. Я.М. Еще раз об образовании кавказских горцев //Кавказ. 1859. № 39.
  85. М. История адыгейского народа. Изд-е 3-е. Пятигорск, 1893. 144с.
  86. Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. 207 с.
  87. Омар-оглы А. Воспоминания муталима. 4.1 //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. I. Тифлис, 1867. Отд. VII. С. 13−64.
  88. А. Воспоминания муталима. Вып. II. Тифлис, 1868. Отд. IV. С.1−70.
  89. От собирателя. Из кабардинских сказаний о нартах //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. V. Отд.П. Тифлис, 1871. С.47−52.
  90. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.1. Грозный, 1967. 314 с.
  91. Очерки истории школы и педагогической мысли СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
  92. Отчет наместника Кавказского и главнокомандующего Кавказской армией. Тифлис, 1861. 512 с.
  93. Отчет князя М. С. Воронцова за 1846−1848 годы //Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 10. Тифлис, 1885. С.849−873.
  94. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1965. С. 704.
  95. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1991. 375 с.
  96. А.В., Лопатин Г. А. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып.1. Ставрополь, 1949. С. 76−94.
  97. Рапорт генерала-майора Ивелича гр. Гудовичу от 28 ноября 1806 года № 794. Владикавказ //Акты Кавказской Археографической Комиссии. Т.З. № 380. Тифлис, 1869. С. 213.
  98. Н. Предотвращенная дуэль //Университетская жизнь. 1968. 15 ноября.
  99. Саади //Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1998. 736 с.
  100. В.В. Из истории кабардинской школы //Ученые записки СОГПИ. Т. XXI. Вып.2. Орджоникидзе, 1956. С. 65−82.
  101. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1999. 576 с.
  102. .Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.еков. Нальчик, 1974. С.78−88.
  103. М.С. К истории дореформенной Осетии. Орджоникидзе, 1955.
  104. Ю.Д. Из истории народного образования в Ставропольском крае //Кавказский сборник трудов Ставропольского гос.пед.ин-та. Ставрополь, 1949. С. 83−97.
  105. Н.П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник. Вып. 5. Владикавказ, 1903. С. 152−247.
  106. Г. Ф. Кази Атажукин. Из истории кабардинской общественной мысли во II половине XIX века //Ученые записки Кабардинского НИИ. Т.2. Нальчик, 1947. С.89−97.
  107. Е. Новое о К.М.Атажукине //Кабардино-Балкарская правда. 1976. 20 ноября.
  108. П.К. Грамматический очерк сванетского языка.Ютнография Кавказа. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. Огд. II. С. 103−110.
  109. П.К. О распространении грамотности между горцами //Сборниксведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870. Отд. IV. С. 1−30.
  110. П.К. Предисловие. Абхазский язык. Этнография Кавказа. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. 1−3.
  111. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении.//Педагогические сочинения: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988. Т.2. С.8−26.
  112. К.Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. С. 108−121.
  113. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании
  114. Педагогические сочинения: В 6-ти т. T.l. М.: Педагогика, 1988. С. 194 156.
  115. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся //Собр.соч.: В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1989. С.24−88.
  116. К.Д. Детский мир. 4.1 //Собр.соч.: В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989. С.22−156.
  117. К.Д. Хрестоматия. 4.1 //Собр. соч. В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989. С. 157−206.
  118. Хан-Гирей С. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 333 с.
  119. А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. 259 с.
  120. А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX начало XX в.). М., 1957. 120 с.
  121. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
  122. Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917 г.). Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. 33 с.
  123. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. 131 с.
  124. Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1985. 78 с.
  125. Р.Х. Адыгские просветители //Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С.3−10.
  126. Р.Х. Адыгские просветители XIX начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1993. 184 с.
  127. Хашхожева Р. Х. Адыгские просветители второй половины XIX начала
  128. XX века. Нальчик, Эльбрус, 1983. 244 с.
  129. Р.Х. Адыль-Гирей Кешев //Хашхожева Р. Х. Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, 2000. С. 103−156.
  130. Р.Х. Кази Мусабиевич Атажукин //Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик, Эльбрус, 2000. С. 5−47.
  131. Р.Х. Кази Мусабиевич Атажукин //Кази Атажукин. Избранные труды. Нальчик, 1971. С.3−39.
  132. П.Н. Из истории кавказоведения. Кавказский фольклор по исследованиям Л. Г. Лопатинского //Сборник статей по вопросам культуры. Ростов-на-Дону, 1928. С.31−42.
  133. А. Аварские песни и сказки. Темир-Хан-Шура. 1867. 92 с.
  134. И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.
  135. Эзоп. Песни//Античная басня. М.: Худ. лит-ра, 1991. С.25−270.1. Архивные материалы
  136. ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.2. Д. 1099.
  137. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 9. 7 л.
  138. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 21. 110 л.
  139. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 49. 13 л.
  140. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 81. 28 л.
  141. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 95. 97 л.
  142. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 96. 6 л.
  143. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 106. 5 л.
  144. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 118. 66 л.
  145. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 199. 177 л.
  146. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 200. 133 л.
  147. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 201. 45 л.
  148. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 204. 206 л.
  149. ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп.5. Д. 229. 139 л.
  150. ЦТ, А Республики Северная Осетия Алания. Фонд 12. Канцелярия Начальника Терской области. Учебный стол. Оп. 7. Д. 25. 113 л.
  151. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д. 144. 154 л.
  152. Ф.262. Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской области. Оп.1. Д. 14. 132 л.
  153. ЦТ, А Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 936. 2л.
  154. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 936. 89 л.
  155. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 459. 4 л.
  156. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.1. Д. 1122.
  157. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 2. Управление Кабардинским округом. Оп.2. Д. 8. 84 л.
  158. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 6. Управление Нальчикского округа Терской области. On. 1. Д. 1. 36 л.
  159. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.6. Управление Нальчикскогоокруга Терской области. Оп.1. Д. 441. 20 л.
  160. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.6. Управление Нальчикскогоокруга Терской области. Оп.1. Д. 909. 39 л.
  161. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Фонд 16. Управление Центра
  162. Кавказской линии. Оп.1. Д. 1731. 17 л.
  163. ЦГА Кабардино-Балкарской Республики. Ф.16. Управление Центра Кавказской линии. Оп.1. Д. 1607. 25 л.vе. iг. •, 1 .л*. ¦ ¦"""¦. .¦ * л1. ШАРДИНШЯ АЗБУК! л • '. .м1. Г ¦ • ¦< ¦. ' ^ У,/1. СОСТЛВЛСННДЯfCcukv¦ Огв*"
  164. Ввен^о-ЯоходяоВ Типография rj*"nird ХлшкдэсноА л рмiit.1. ТЯФЛЯСЪ.1865 г.
  165. Кабардинская азбука", составленная К. Атажукиным и изданная в в1. ТысЬ о гпп/1. QOnuJ&Mjul Au-tgbu fry1. JA
Заполнить форму текущей работой