Обучение слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся как взаимосвязанный процесс
Обучение говорению — лишь часть «обучения устной речи», ибо устная форма общения включает в себя и говорение, и слушание. Необходимо параллельное взаимосвязанное развитие этих двух видов речевой деятельности в течение определенного времени, ибо слушание и говорениене просто две стороны одного явления, — а это взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимовлияющие друг на друга компоненты. Под… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕс
- Глава. L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ И Г ОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КОМИ УЧАЩИХСЯс
- 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИИГОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КОМИ УЧАЩИХСЯс
- 2. ПСИХОЛОГО-ЩДАГОГИЧЕСКЖ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КОМИ УЧАЩИХСЯс
- 3. ОБРАЩЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ И СЛУШАНИЮ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОД ИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
- 4. СОД ЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ В ПРОГРАММЕ, УЧЕБНИКАХ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВс
- ВЫВОДЫс
- Глава II. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У КОМИ УЧАЩИХСЯ 5-Х И 9-Х КЛАССОВ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И С ЛУШАНИЯс
- 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ТИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙс
- 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ СЛУШАНИЯ И
- ГОВОРЕНИЯ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕс
- ВЫВОДЫ
- Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ И Г ОВОРЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КОМИ УЧАЩИХСЯс
- 1. ИСХОД НЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- §-2.ХОДОПЫТНОГООБУЧЕНИЯс
- 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯс. выводас
Обучение слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся как взаимосвязанный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблемы обучения говорению и слушанию чрезвычайно важны, так как именно эти виды речевой деятельности позволяют человеку непосредственно вступать в общение и через него в социально-общественные отношения.
Говорениеэто продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Говорение является деятельностью говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. В процессе говорения используются разнообразные средства языка для передачи сложного содержания, включающего, помимо собственно информации, обращение к слушателю, побуждение его к действию. Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя.
Слушание — это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми. Умение слушать — профессионально-значимое умение. Во-первых, учитель сам должен уметь слушать ответ ученика (быстро реагировать на ответ, перестраивать — в случае необходимостиформулировку вопроса и т. д.) — диалог (полилог) учениковсвоих коллег, родителей и т. п. Во-вторых, учитель должен учить детей внимательно слушать, чтобы обеспечить усвоение учебной информации.
Трудно назвать лингвиста, психолога, методиста, который не признавал бы значения говорения и слушания в учебной деятельности учащихся. Но работ, посвященных обучению учащихся слушанию и говорению как видам речевой деятельности, не так уж много. Поэтому существует необходимость в решении проблемы обучения учащихся слушанию и говорению, в основе которой лежит формирование умений, необходимых для восприятия, понимания и устного воспроизведения содержания текста, воспринимаемого на слух, а также для составления собственных устных высказываний. (Мы полагаем, что обучение слушанию и говорению должно быть взаимосвязанным). Базой для формирования таких умений может стать цикл уроков, на которых рассматриваются речеведческие сведения о говорении и слушании. В ходе этих уроков коми учащиеся работают над пересказом и составлением устного высказывания на основе таких типов текста как повествование, описание, рассуждение. Для взаимосвязанного развития слушания и говорения была использована аудио-и видеоаппаратура.
При проведении констатирующего эксперимента. было проанализировано 285 пересказов коми учащихся пятых и девятых классов. Результаты анализа ученических работ показали, что уровень сформированности у коми учащихся умений слушания и говорения низок. Причиной такого положения является то, что учителя в коми национальной школе не владеют методикой обучения говорению и слушанию, недостаточно используют образцы устной речи и не применяют на уроках технические средства обучения.
Полученные в ходе диссертационного исследования данные позволили установить эффективность программы опытного обучения.
Таким образом, значение говорения и слушания в учебно-познавательной деятельности учащихся, выявление возможности использования пересказов и устных высказываний как средства обучения устной речи, низкий уровень сформированности умений говорения и слушания у коми учащихся, недостаточная разработанность данной проблемы определяют актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования — научное обоснование и создание эффективной методики взаимосвязанного обучения слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся.
Гипотеза исследования. Если обучение говорению и слушанию коми учащихся строить как взаимосвязанный процесс с опорой на речеведческие знания о говорении и слушании как видах речевой деятельности на базе основных типов текста (повествование, описание, рассуждение) с учетом их структурных, функционально-стилистических и языковых особенностей, то это сделает процесс обучения устной речи более эффективным.
Традиционно слушанию и говорению обучали в основном на материале письменных источников. Мы же полагаем, что если взаимосвязанное обучение слушанию и говорению вести на материале звучащих устных текстов-образцов, то это будет способствовать совершенствованию речевой культуры учащихся.
Обучение говорению — лишь часть «обучения устной речи», ибо устная форма общения включает в себя и говорение, и слушание. Необходимо параллельное взаимосвязанное развитие этих двух видов речевой деятельности в течение определенного времени, ибо слушание и говорениене просто две стороны одного явления, — а это взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимовлияющие друг на друга компоненты. Под взаимосвязанным нами понимается обучение, направленное на одновременное формирование двух видов речевой деятельности в рамках их определенного последовательно-временного соотношения, на основе общего языкового материала, с помощью специальной серии упражнений. Одновременность обозначает, что каждое речевое умение, рассматриваемое как самостоятельный вид речевой деятельности, развивается с самого начала обучения и что развитие говорения способствует развитию слушания, а развитие слушания помогает развитию говорения.
Проверка выдвинутой нами гипотезы потребовала решения следующих задач:
— проанализировать специфику обучения устной речи коми учащихся;
— проанализировать, насколько проблемы обучения говорению и слушанию как видам речевой деятельности разработаны в лингвистической, психологической и методической литературеа также представлены в действующих программах и учебниках по русскому языку;
— изучить сложившийся в национальной школе опыт обучения говорению и слушанию на уроках русского языка и определить теоретические предпосылки работы над устной речью в национальной школе;
— определить уровень сформированности у коми учащихся 5- 9 классов умений слушания и говорения и выявить затруднения, возникающие у школьников в устной речи;
— определить степень готовности учителей русского языка к формированию умений слушания и говорения;
— изучить особенности устной речи учащихся;
— подготовить задания и упражнения, направленные на формирование у школьников умений слушания и говорения, разработать программу и методику взаимосвязанного обучения коми учащихся этим умениям;
— экспериментально проверить целесообразность и эффективность предлагаемой методики.
Для решения поставленных задач в диссертации использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• изучение опыта работы над устной речью в отечественной методике преподавания русского языка;
• анализ школьных программ, стабильных учебников;
• анкетирование коми учащихся и учителей русского языка;
• фиксированное наблюдение за процессом обучения коми учащихся устной речи и анализ работы учеников и учителей в процессе обучения,.
• проведение срезовых работ, их количественный и качественный анализ (констатирующий срез, опытное обучение);
• обобщение данных, полученных в ходе экспериментов.
Эти методы позволили на основе отбора множества типичных фактов, систематизации, сравнений сделать методические выводы и определить содержание и структуру программы опытного обучения.
Процесс исследования включал в себя три этапа.
На первом этапе (1998 — 1999 г. г.) обосновывалась теоретическая база исследования, вырабатывались его цель, задачи и гипотеза, была изучена лингвистическая, психолингвистическая, психологическая, педагогическая и методическая литература, определялись методы и приемы экспериментального обучения, разрабатывались диагностические задания для учащихся, подбирался дидактический материал.
На втором этапе (1999 — 2000 г г.) был осуществлен анализ программ и учебников, организован констатирующий срез среди учащихся 5 и 9 классов коми национальной гимназии г. Сыктывкара, а также опрос учителей-словесников национальной гимназии г. Сыктывкара. Констатирующим экспериментом было охвачено 95 учащихся 5 и 9 классов и 25 учителей. На этом же этапе был подготовлен материал для проведения опытного обучения (программа опытного обучения, система упражнений, конспекты уроков, задания для контрольных срезов).
На третьем этапе (2000 — 2001 г. г.) осуществлялось опытное обучение в 5-х классах коми национальной гимназии г. Сыктывкара (50 учащихся), обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации. Результаты исследовательской работы трех лет нашли отражение в 6 публикациях.
Научная новизна исследования состоит в том, что.
— впервые разработана программа взаимосвязанного обучения коми учащихся слушанию и говорению для пятого класса;
— выявлены исходный и итоговый уровни сформированности у коми учащихся умений слушания и говорения;
— рассмотрены затруднения, возникающие у школьников при пересказах и при составлении устных рассказов;
— определен объем сведений и понятий о говорении и слушании как видах речевой деятельности и круг формируемых на их основе умений, которыми должны овладеть учащиеся при обучении устной речи;
— разработаны упражнения и задания по обучению пятиклассников устной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что.
— составлена и апробирована программа работы по взаимосвязанному обучению слушанию и говорению коми учащихся на уроках русского языка в 5 — х классах;
— созданы упражнения, позволяющие формировать у школьников умения, связанные с устной речью;
— отобран и проверен дидактический материал для работы над устной речью в 5 -х классах национальной коми школы.
Разработанная методика может быть использована в практике работы национальных школ, в учебно-методических рекомендациях для учителей-словесников и студентов педвузов. Полученные нами результаты могут быть учтены при разработке новых учебников и учебных пособий для национальной школы, использованы в дальнейшем при составлении программ по русскому языку, рекомендаций для учителей, работающих в коми национальной школе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений исследования, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики, данными констатирующего эксперимента, материалами анкетирования коми учащихся и учителей русского языка и результатами опытного обучения.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытного обучения в национальной гимназии г. Сыктывкара, выступлениях, докладах и сообщениях диссертанта на научно-практических конференциях, проведенных на кафедре методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета (декабрь 1999, март 2000, март 2001), а также в тезисах и статьях диссертанта.
На защиту выносятся следующие основные положения:
— обучение говорению и слушанию необходимо строить как взаимосвязанный процесс с опорой на речеведческие знания о говорении и слушании как видах речевой деятельности на базе основных типов текста (повествование, описание, рассуждение) с учетом их структурных, функционально-стилистических и языковых особенностей;
— организация взаимосвязанного обучения говорению и слушанию коми учащихся на уроках русского языка способствует совершенствованию их речевой культуры;
— обучение говорению и слушанию при подготовке к пересказу и к составлению устного рассказа целесообразно проводить с учетом каждого из типов текста (повествование, описание, рассуждение), что сделает процесс обучения устной речи более эффективным;
— традиционно слушанию и говорению обучали на основе письменных текстов, мы же полагаем, что взаимосвязанное обучение слушанию и говорению необходимо вести на материале звучащих устных текстов-образцов.
ВЫВОДЫ.
1. Разработанная нами методика направлена на взаимосвязанное обучение слушанию и говорению с опорой на речеведческие знания о говорении и слушании как видах речевой деятельности на базе основных типов текста.
2. Обучение говорению и слушанию мы проводили и при подготовке учащихся к пересказам и к составлению устного рассказа, учитывая при этом структурные, функционально-стилистические и языковые особенности основных типов текста (повествования, описания, рассуждения), это делает процесс обучения устной речи более эффективным.
3. Обучение слушанию и говорению мы вели на материале звучащих текстов-образцов — это способствовало совершенствованию речевой культуры учащихся.
4. Для контроля и самоконтроля устной речи учащихся мы использовали технические средства обучения (аудиои видеоаппаратуру), учитывая при этом логику процесса овладения устной речью и специфику технических средств.
5. Знание учащимися жанровых и композиционных особенностей основных типов текста (повествования, описания, рассуждения) способствует практическому усвоению функций, структуры, языка этих типов текста и овладению жанровыми и стилевыми разновидностями типов речи.
6. Опытное обучение показало, что сложившаяся методика взаимосвязанного обучения слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся требует следующих затрат времени — 29 уроков.
7. Сопоставительный анализ результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения свидетельствует об определенных положительных тенденциях в группе опытного обучения. Обучающий эксперимент подтвердил эффективность разработанной нами методики взаимосвязанного обучения слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Данное исследование рассматривает важнейшую методическую проблему — обучение слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся как взаимосвязанный процесс.
Анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил определить лингвистические основы взаимосвязанного обучения слушанию и говорению, выявить психолого-педагогические предпосылки взаимосвязанного обучения, рассмотреть вопрос обращения к обучению слушанию и говорению в отечественной методике преподавания русского языка и разработать программу опытного обучения, то есть обеспечить ее содержанием и дидактическим материалом.
В ходе практического рассмотрения проблемы были выявлены и описаны критерии оценки письменных и устных работ коми учащихся, которые были необходимы, во-первых, для получения результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения, во-вторых, для того, чтобы объективно судить о развитии устной речи коми учащихся.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня сформированности у коми школьников 5-х и 9-х классов умений слушания и говорения.
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что уровень сформированности у коми учащихся умений говорить и слушать при устном пересказе как на начальном этапе изучения систематического курса русского языка (5 класс), так и на конечном (9 класс) низок. Кроме того, учителя не ведут целенаправленной работы по обучению коми учащихся слушанию и говорению, это объясняется объективными причинами: теоретической и практической неподготовленностью учителей по данной проблеме и отсутствием специальной методической литературы.
Анализ действующей программы, учебников по русскому языку и методической литературы обнаружил, что развитию устной речи уделяется достаточно много времени и внимания, однако работа по формированию у коми учащихся умений слушания и говорения нуждается в совершенствовании. И начинать эту работу необходимо с определений слушания и говорения как видов речевой деятельности.
Результаты опытного обучения подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что если обучение говорению и слушанию строить как взаимосвязанный процесс с опорой на речеведческие знания о говорении и слушании как видах речевой деятельности на базе основных типов текста (повествования, описания, рассуждения) с учетом их структурных, функционально-стилистических и языковых особенностей, то это сделает процесс обучения устной речи более эффективным. Традиционно слушанию и говорению обучали на основе письменных текстов, мы же полагаем, что если взаимосвязанное обучение слушанию и говорению вести на материале звучащих устных текстов-образцов, то это будет способствовать совершенствованию речевой культуры учащихся. Помимо этого мы использовали технические средства обучения (аудиои видеоаппаратуру), учитывая при этом логику процесса овладения устной речью и специфику технических средств.
Сопоставительный анализ результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения свидетельствует об определенных положительных тенденциях в группе опытного обучения. Учащиеся пятых классов опытной группы допускают по сравнению с учащимися контрольной группы гораздо меньше речевых ошибок в своих пересказах и устных сочинениях. Продолжительность выступлений пятиклассников из опытной группы значительно выше, нежели продолжительность высказываний учащихся из контрольной группы. В выступлениях учащихся из опытной группы значительно снизилось количество неоправданных пауз, заминок, заиканий, повторений. Речь учащихся из опытной группы богата синонимами, антонимами, омонимами, в ней встречаются и сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы. В выступлениях учащихся опытной группы достаточно много сложных предложений и почти нет незавершенных предложений. Темп речи у учащихся из опытной группы оптимальный, наиболее подходящий для данного выступления. В пересказах учащихся из опытной группы наблюдается тенденция к снижению количества искаженных, пропущенных и добавленных фактов.
Обучающий эксперимент подтвердил эффективность разработанной нами методики взаимосвязанного обучения слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что предложенная нами методика взаимосвязанного обучения слушанию русской речи и говорению на русском языке коми учащихся может быть использована для работы в национальной школе.
Список литературы
- Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб, 1994. -151с.
- Актуальные проблемы развития связной речи учащихся / Под ред. А. П. Еремеевой. М., 1980. — 151 с.
- Алгазина Н.Н., Баранов М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в V классе. М., 1962. — 167 с.
- Алферов А.Д. Очерки из жизни языка: введение в методику родного языка. -М., 1899.-81 с.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. М., 1912. — 98 с.
- Арефьева С.А. Синтактико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся): Диссертация. докт. пед. наук. М., 1998. — 488 с.
- Артемов В.А. Восприятие и понимание речи / Уч.зап.МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1954. — Т. VIII. — С. 179 — 199.
- Атапина Т.В. Методика обучения слушанию на уроках русского языка (при подготовке к написанию изложения): Диссертация. канд. пед. наук. М., 1994. — 250 с
- Атватер И.Я. Я вас слушаю. (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). М., 1988. — 112 с.
- Аудиовизуальные средства, 1971: Аудиовизуальные средства при обучении иностранцев русскому языку / Ответ, ред. Г. Г. Городилова. М., 1971.- 154 с.
- Аудиовизуальные средства, 1975: Аудиовизуальные и технические средства в обучении / Под ред. Г. Г. Городиловой и Л. П. Мухина. М., 1975, — 127 с.
- Афанасьев П.О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. М., 1917. — 49 с.
- Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. М., 1947.-268 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. — 607 с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Особенности языка ученических изложений. М., 1965. — 168 с.
- Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Рус. яз. в шк. 1993.- № 3. — С. 36−43.
- Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV VIII классах: Диссертация. докт. пед. наук. — М., 1985. — 497 с.
- Баранов М.Т. Русский язык. Учеб. для 6-го кл.сред.шк. М., 1990. -221с.
- Баранов М.Т. Русский язык. Учеб. для 7-го кл.сред.шк. М., 1989. -191с.
- Баранов М.Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Рус. яз. в шк. 1994. — № 3. — С. 110−113.
- Бархин К.Б. Культура слова. Методическое пособие для преподавателей 2 ступени. М., 1929. — 147 с.
- Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. М., 1936. — 120 с.
- Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку: Методическое пособие для преподавателей. 4.1. Гос. изд-во Украины, 1924. 131 с.
- Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл.ср.шк. М., 1989.- 190 с.
- Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 9-го кл.ср.шк. М., 1990.- 142 с.
- Белинский В.Г. Собр. сочинений. М., 1978. — 371 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М., 1965. -226 с.
- Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. — 416 с.
- Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977. — 46 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977. — 238 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 400 с.
- Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. М., 1996. — 304 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. М., 1998. — 288 с.
- Бронская Т.В. Структурно-семантическая организация текстов типа повествования в их функционально-стилистических разновидностях (подготовительный факультет) // Автореферат диссертации. канд. филологич. наук. Л., 1985. — 16 с.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.-441
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка / Сост. И. Ф. Протченко, J1.A. Ходякова. М., 1992. — 512 с.
- Введенская J1.A., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — М., 1995. -576 с.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. — 320 с.
- Волкова Т.Н. Методика формирования коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: Диссертация. докт. пед. наук. Иваново, 1995. — 315 с.
- Вопросы детской и общей психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева. М., 1954.-204 с.
- Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976. -316с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. -М., 1996. -416 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб, 1997.-96 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М., 1956. — 519с.
- Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. — С. 115−144.
- Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. М., 1958. -С. 103 — 125.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистических исследований. М., 1981. — 138 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.-471 с.
- Головин Б.Н. Введение в языкознание: Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. М, 1977.-311 с.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.-М., 1988.- 160 с.
- Городилова Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов: Диссертация. докт. пед. наук. М, 1980. — 329 с.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства (на материале преподавания русского языка студентам иностранцам). М., 1979. -206 с.
- Городилова Г. Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений / Аудиовизуальные средства при обучении иностранцев русскому языку. М., 1971. — 107 с.
- Городилова Г. Г. Психологический аспект индивидуальной работы учащихся / Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. М., 1972. — С. 99- 106.
- Городилова Г. Г. Учет психологических факторов при обучении речи // Русский язык за рубежом. 1973. — № 1. — С. 68 — 92.
- Городилова Г. Г. Технические средства в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1975. — № 3. — С. 47 -50.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М., 1979. -255с.
- Гущина Т.Н. Обучение пониманию монологической речи на слух // Ин.яз. в школе. 1968. — № 5. — С. 72 — 78.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973. — С. 66−97.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (5−6 классы). Спб., 1997. — 192 с.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1998. — 147 с.
- Детская речь: Проблемы и наблюдения / Ред. кол. С. Н. Цейтлин и др. -Л., 1989. 159 с.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл.: Пособие для учителей. / Сост. Л. А. Тростенцова и др. М., 1989. — 174 с.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителей. / Сост. Л. А. Тростенцова и др. М., 1989. — 205 с.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 кл.: Пособие для учителя. / Сост. Л. Т. Григоорян и др. М., 1990. — 175 с.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 8 кл.: Пособие для учителей. / В. П. Озерская, С. Н. Иконников, В. И. Капинос и др. М., 1985.- 128 с.
- Дидактический материал по русскому языку для IX класса: Пособие для учителей. / В. П. Озерская, В. И. Капинос, М. М. Разумовская и др. -М., 1990.- 142 с.
- Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл. / Сост. А.Ю. Ку-палова. М., 1997. — 207 с.
- Добромыслов В.А. Развитие речи учащихся V-VII1 классов / Под ред. В. А. Добромыслова. Изд 2-е испр. М., 1963. — 220 с.
- Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 30−33.
- Еремеева А.П. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи / Под редакцией А. П. Еремеевой. М., 1980. — 151 с.
- Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. М., 1982. — 116 с.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-IV классов // Известия АПН РСФСР. Вып. 78. М, 1956. — С. 36−58.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966. — С. 5−25.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4−8 классах. М., 1969. — С. 101−108.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 159 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Рус. яз. в шк. 1985. — № 1. — С. 47−54.
- Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., I960, — 310 с.
- Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М., 1977. — 48 с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.- 113 с.
- Зельманова JI.M. Наглядность в преподавании русского языка. М., 1984.- 158 с.
- Зельманова JI.M. Раздаточный изобразительный материал для развития связной речи // Рус. яз. в шк. 1993. — № 3. — С. 67 — 68.
- Земская J1.M. Разновидности городской устной речи. М., 1985. — 405 с.
- Зимняя И.А. О смысловом восприятии речи. Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. М., 1972. — 86 с.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Ин. яз. в шк. 1973. — № 4. — С. 66 — 72.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. Дис.. докт. психол. наук. М., 1973. — 52 с.
- Зимняя И.А. Роль внешней и внутренней наглядности в последовательном развитии речевых навыков и умений. М., 1971. — 114 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях речевого сообщения). М., 1976. — 92 с.
- Иванова С.Ф. Опыт работы по развитию речевого слуха у пятиклассников // Русский язык в школе. 1965. — № 3. — С. 30−41.
- Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи: Пособие для учителей. -М., 1970.-96 с.
- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5 9 кл.: Пособие для учителей. -М, 1993.-224 с.
- Ивченков П.Ф. Тема и основная мысль сочинения // Рус. яз. в шк. -1975. № 4.-С. 45−51.
- Ильина В.И. Психологические особенности аудирования и их учет в процессе обучения иностранным языкам // Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1979. — Вып.137. — С.107 — 116.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М., 1992, — 126 с.
- Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Рус. яз. в шк.- 1995. № 3. — С. 3−8.
- Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. М., 1934. -107 с.
- Капинос В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Рус. яз. в шк.- 1979. № 6.-С. 15−20. .
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Рус. яз. в шк.- 1978. № 4. — С. 58−66.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. М., 1991.- 192 с.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 классы. М., 1991. — 192 с.
- Караченцева О.В. Рассуждение как тип речи в лирике А. Ахматовой // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи / Под ред. О. А. Нечаевой Улан-Уде, 1994. — С. 79−85.
- Китаев Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. М., 1961. -147 с.
- Клычникова Э.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. М., 1983. — 207 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993. — 221 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984. — 175 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения //Ин. яз. в школе. 1985.-№ 1.-С. 10−14.
- Костромаров В.Г., Митрофонова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. -М., 1976. — 136 с.
- Костромаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. -М., 1971. — 267
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Рус. яз. в шк. 1996.-№ 3.-С. 3−7.
- Кузьмин Ф.Ф. Сборник статей для изложений в старших классах семилетней школы. М., 1947. — 283 с.
- Кульман Н.К. Методика русского языка. Петербург, 1916. — 238 с.
- Купалова А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка // Рус. яз. в школе. 1999. — № 1. — С. 27 — 32.
- Курцева З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка.-М., 1989.-58 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. -М., 1974.-256 с.
- Ладыженская Т.А. Типология и структура учебников русского языка (с точки зрения развития речи) // Проблемы школьного учебника. Вып. 6. М., 1978. — С. 137−148.
- Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6−7 лет. М., 1979. — С. 10−23.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. -М., 1991.-240 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. -М., 1998. 133 с.
- Латюк (Ходякова) Л. А. Методика использования произведений живописи в системе работы по развитию связной речи учащихся IV класса. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1974. — 257 с.
- Лебедев A.M. Устные и письменные сочинения. Для учителей русского языка на всех ступенях обучения. М., 1918. — 48 с.
- Лебедев В.А. Совершенствование синтаксического строя речи учащихся в процессе работы над письменными изложениями в IV классах // Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания М., 1969. — 308 с.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. -367с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 211 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т., Т. 1. -М., 1983.-392 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М., 1990. 685 с.
- Ломизов А.Ф. О развитии речевого слуха учащихся в процессе обучения русскому языку // Вопросы преподавания русского языка в восьмилетней школе: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1961.-Т. 224 — С. 151 — 155.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике // Сочинения М. В. Ломоносова. Т. 3. С.-Петербург, 1895. — С. 13 — 20.
- Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. М., 1976. — 381 с.
- Лурия А.Р. Теория речевой деятельности. М., 1968. — 368 с.
- Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах. М., 1971. -159 с.
- Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы // Советская педагогика. 1973. — № 9. — С. 27 — 36.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. — 176 с.
- Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. -М., 1985.- 176 с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Рус. яз. в шк. 1985. -№ 4. — С. 42 — 47.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1987. — 414 с.
- Львов М.Р. Речь учащихся средней школы // Рус. яз. в шк. 1995. — № 4. — С. 42−47.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997.-256 с.
- Ляудис В. Я. Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994. — 150 с.
- Малаховский В.А. Очерки по методике русского языка. М., 1928. -38 с.
- Малышев Г. Г. Зрительная наглядность в формировании грамматических навыков как деятельностный компонент иноязычной речевой способности (начальный этап) // Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
- Мамушин В.Е. Обогащение речи учащихся образными средствами языка в процессе подготовки сочинений по личным наблюдениям // Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1965. — 22 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения // Автореферат диссертации. докт. пед. наук. М., 1974. — 52 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.: Избранные психологические труды. М., 1989. — 224 с.
- Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. -М., 1990. 368 с.
- Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографии. С.-Петербург, 1912.-63 с.
- Молодцова С.Н. Система работы по стилистике русского языка в школе: Пособие для учителей. М., 1978. — 86 с.
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. М., 1984. — 127 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981. — 183 с.
- Мухин A.M. Лингвистический анализ: Теоретические и методические проблемы. JL, 1976. — 282 с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., 1981. — 111 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Уде, 1974. — 262 с.
- Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. Красноярск, 1989. — 166 с.
- Никольская Р.И. Содержание и методы обучения высказыванию типа рассуждения в начальной школе: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1981.- 174 с.
- Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. М., 1983. — 210 с.
- Новожилова Ф.А. Взаимосвязь между изложениями и сочинениями (типа описания в IV-V классах): Диссертация. канд. пед. наук. М., 1974.- 188 с.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Ярославль, 1997. — 240 с.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. 2-е изд. М., 1986.- 144 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1988. — 276 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М., 1998. 312 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
- Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5−9 кл.: Кн. для учителя. М., 1995.-224 с.
- Поливанов Л.И. Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей. -М., 1868.-8 с.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка : Пособие для учителя. М., 1984. — 191 с.
- Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / Под ред. Е. А. Быстровой. Л., 1988. — 271 с.
- Проблемы речевой деятельности / Под ред И. А. Зимней. М., 1983. -247 с.
- Программа для общеобразовательных учреждений на 1996/97 учебный год. Русский язык М., 1996. — 93 с.
- Психологические механизмы порождения и восприятия текста / Под ред. И. А. Зимней. М., 1985. — 187 с.
- Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.- 160 с.
- Развитие русской речи учащихся средних и старших классов / М. Б. Успенский и др. // Под ред. Н. М. Шанского, И. Г. Чистяковой. Л., 1988.-255 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 595 с.
- Русина С.С. Методика использования образца при обучении сочинению-описанию в V классе: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1977. — 140 с.
- Сатинова В.Ф. Проблемы обучения аудированию монологической речи на творческом этапе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Минск, 1971.- 16 с.
- Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи // Рус. яз в шк. 1979. — № 6. — С. 30−34.
- Синтаксис предложения и текста / Ред. кол. Фридман и др. Пятигорск, 1988. — 181 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1981−1984. — Т. 4. — 792 с.
- Слюсарева Н.А. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982, — 192 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. — 423 с.
- Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1982. — 24 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку / Сост. А. Ю. Купалова. М., 1981. — 160 с.
- Соколов А.Н. Речедвигательная афферентация и проблема мозговых механизмов мышления // Вопросы психологии. 1967. — № 8. — С.23.
- Сокольницкая Т.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении глагола на текстовой основе: Диссертация. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 198 с.
- СолганикГ.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991. — 181 с.
- Соловейчик М.С. Обогащение грамматического строя речи учащихся на основе изучения функциональной стилистики (В связи с работой над темой «Глагол» в IV классе): Диссертация. канд. пед. наук. М., 1973.- 210 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.- 167 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. М., — 1889. — 39 с.
- Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средне учебных заведений (Приложение к классной русской хрестоматии). СПб, 1889. — 65с.
- Текст как единица коммуникации. М., 1991. — 137 с.
- Текст на уроках русского языка / Сост. М. Т. Баранов. М., 1994. -74с.
- Тростенцова Л.А. и др. Современный урок русского языка: Пособие для учителя. М., 1984. — 176 с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста: текст: структура и семантика. М., 1986. 126 с.
- Урок русского языка в национальной школе / Под ред. М. Б. Успенского, М. В. Головановой. М., 1986. -160 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений / Ред. кол. A.M. Еголин и др. -М.-Л., 1949.-Т.7.-356 с.
- Фалина Т.М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся VII классов к изложениям разных видов: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1985.-228 с.
- Фалина Т.М. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению // Рус. яз. в шк. 1990. — № 3. — С. 25−32.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964.- 253 с.
- Федоренко Л.П. К вопросу о типах школьных учебников русского языка // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М., 1974. — С. 93 100.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие. Курск, 1994. — 205 с.
- Фирсов Г. П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. М. — 1959. — 115 с.
- Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений. М., 1987. — 113 с.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка.-М., 1983.-247 с.
- Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины // Рус. яз. в шк. 1991. — № 6. — С. 15−21.
- Ходякова Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории: Диссертация. докт, пед. наук. М., 1992. — 348 с.
- Храпченко М.Б. Текст и его свойства // Вопросы языкознания. 1985.
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987. — 175 с.
- Чекмарева Н.Н. Работа над словом в формировании коммуникативных умений при обучении русскому языку иностранцев // Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Л., 1986. — 16 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М., 1995. — 189 с.
- Шереметеве кий В. П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении. М., 1886. — 76 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. -427 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М., 1998. — 112 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560с.
- Язык как коммуникативная деятельность человека / Под ред. Е. И. Шендельс. М., 1987. — 169 с. Г