Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реформирование пенсионной системы России в переходной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулирование пенсионной системы предполагает, как активное^ вмешательство государства в процессы функционирования пенсионных систем, так и использование рыночных механизмов саморегулирования. Но в условиях переходной экономики роль государства в процессе регулирования пенсионных систем объективно возрастает. Государство на основе «разгосударствления социальной сферы» сокращает количество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования пенсионной сферы
    • 1. Дуалистическое понимание социально-экономической природы пенсионной сферы
    • 2. Исследование общего и особенного функционирования национальных пенсионных систем
    • 3. Необходимость и проблемы реформирования пенсионной системы в России
  • Глава 2. Регулирование пенсионной системы в условиях переходной экономики
    • 1. Изменения соотношения прямого и косвенного регулирования пенсионной сферы
    • 2. Научно-методологические основы моделирования процессов преобразования пенсионных систем

Реформирование пенсионной системы России в переходной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование экономики оказывает влияние на все сферы экономической и социальной жизни общества, в том числе и на пенсионную систему, с которой непосредственно связаны интересы 38 млн. человек. Состояние пенсионной сферы, связь ф пенсионных выплат с предшествующими затратами труда, величина пенсий и своевременность поступлений, выплат — проблемы, которые должны ^ быть решены в ближайшее время, ибо затрагивают интересы значительной части населения России. Пенсионная реформа разворачивается весьма медленно, что во многом связано с недостаточным теоретическим обоснованием проводимых рыночных преобразований в целом, с попытками слепо копировать западный опыт построения пенсионных систем, не учитывающих состояние российской экономики, менталитета субъектов экономических отношений в России. Функционирование пенсионной сферы требует значительных затрат труда: по начислению и выплате пенсий, по формированию и функционированию внебюджетных государственных и негосударственных фондов. Как показывает практика реформирования пенсионной сферы в 60-е — 90-е гг. объем услуг стран со смешанной экономикой в этой сфере возрастает особенно быстро, по сравнению с другими отраслями непроизводственной сферы.

Значение пенсионной сферы повышается в связи с демографическим фактором, увеличением доли старших возрастных групп в общей численности населения в развитых странах. В России наблюдается та же f тенденция. Например, в Саратовской области в 1994 году доля этой группы населения составляла 20,6%, в 1998 году — 21,9%. Наблюдаются измене" ния в структуре экономически активного населения, доля работающих пенсионеров в России колеблется от 30% до 40%. В Саратовской области она составляла в 1997 г. 11,2%, в 1999 г. — 9,6%. Работающие пенсионеры в условиях специфически развивающейся безработицы в России оказывают давление на рынок труда, что следует учитывать в процессе разработки экономических и политических решений развития российской экономики.

Реформирование пенсионной сферы связано с появлением негосударственных пенсионных фондов. Аналогичные институты в западных странах активно используют для целей инвестирования в экономику. В России это направление проявляется слабо, что актуализирует исследование этой проблемы.

В экономической и социологической литературе проведение пенсионной реформы вызывает дискуссию и решение проблемы видится в исследовании и применении западного опыта к российской действительности, или, в контексте разъяснения предполагаемых действий правительства и государственных органов, в направлении перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной. Слабой остается теоретико-методологическая база социальной защиты, формирования основных элементов системы социального страхования населения в переходной экономике, важнейшим элементом которой является пенсионная система. (В частности, из девяти необходимых законов Государственная дума приняла всего два). В диссертации теоретическое исследование пенсионных систем осуществляется в контексте изменения затрат труда в непроизводственной сфере экономики, рост числа занятых в этой сфере и усиление влияния ее подотраслей, ориентированных на человека.

Системное исследование позволяет дать практические рекомендации по совершенствованию этой важнейшей социально — экономической сферы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы трансформации пенсионных систем, их развитие широко исследуются в западной экономической и социологической литературе. Фундаментальные исследования по данной проблематике в нашей стране отсутствуют, и рассматриваются отдельные вопросы данной проблемы с выделением позитивных моментов проводимых в пенсионной системе преобразований. Критические оценки, основанные на фундаментальном исследовании проблемы, за исключением двух — трех публикаций, отсутствуют. Большое внимание в основном уделяется статистическому и юридическому аспекту проблемы, но не анализу пенсионных систем, как важнейших элементов социальной защиты и социального страхования.

В рамках экономического и социального анализа делаются попытки рассмотреть преобразования в пенсионной сфере в работах Булгаковой С. А., Бурдовицына С. В., Дмитриева М., Колосовой Р., РжаницыноЙ JL, Ройка В., Шахова В. В. Оценочное суждение по поводу проведения реформ высказывали в тот или иной период времени лица, входившие в правительство или возглавлявшие пенсионный фонд Российской Федерации (Барчук В., Калашников С. и др.).

В исследовании использовались работы, посвященные развитию экономики непроизводственной сферы в целом, государственного сектора хозяйствования, информационной экономики (Аукционека С., Бушмарина И., Якобсона JI. и др.).

Отдельные положения работ, посвященные рынку труда, занятости, также служили основанием при анализе факторов трансформации и формирования пенсионных систем, поскольку свидетельствуют о реальных процессах движения труда (Гимпельсон В., Дадашев А., Заславский И. и ДР-).

Определенный интерес представляют работы, посвященные теневой экономике, позволяющие оценить трудности трансформационных процессов в пенсионной сфере (Глазьев С., Крылов А., Рывкина Л., Ореховский П., Синдящина Е. и др.).

Анализ литературы показал, что исследований, в которых бы целенаправленно и системно рассматривались проблемы трансформации непроизводственной сферы, в том числе и пенсионной, недостаточно. В этом мы также видим определенные сложности в реформировании пенсионной сферы. Трудности реформирования определяются не только конъюнктурными моментами состояния экономики, что предопределило цели и задачи исследования.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования — проанализировать предпосылки и закономерности трансформации пенсионной системы как части непроизводственной сферы с соответствующими потоками труда, выявить и спрогнозировать основные черты российской пенсионной сферы, возможности применения западных моделей пенсионных схем для России, проанализировать проблемы и возможности пополнения пенсионных фондов, их управления и оценки эффективности работы, в том числе, и эффективности труда работников данных фондов.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:

— рассмотреть трансформационные процессы в непроизводственной сфере, изменения трудовых отношений и трудопотоков под влиянием разнообразных факторов;

— дать теоретико-методологические основания изменений в пенсионной сфере;

— выявить достоинства и недостатки различных пенсионных схем и возможности их применения к российским условиям;

— обосновать программы пенсионного реформирования и возможные варианты его ресурсного обеспечения, в том числе, и на базе используемых природных ресурсов;

— показать влияние спроса и предложения на рынке труда и занятости в теневой экономике на функционирование пенсионной сферы в настоящем и будущем;

— выявить основные направления регулирования пенсионной системы;

— проанализировать практическую деятельность негосударственных пенсионных фондов как важного элемента накопительной системы;

— уточнить определение эффективности функционирования пенсионной системы.

Предметом исследования является социально-экономические и трудовые отношения, складывающиеся в процессе реформирования пенсионной системы в переходной экономике России.

Объектом исследования в диссертационной работе является пенсионная сфера.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой является материалистическая теория познания, опирающаяся на принципы диалектической логики. Использовались общие методы познания: системный, структурный, сравнительный, а также част-нонаучный, социологический, исторический.

Теоретические обобщения в работе опираются на исследования трансформационных процессов в национальном и глобальном масштабах, теоретические положения институциональной и новоинституциональной теории, неоклассического синтеза, экономические, социологические, исторические работы по проблемам экономики непроизводственной сферы рынка труда и услуг, занятости населения, эффективности, информационной экономики и др., законодательство РФ.

Информационной базой исследования являются данные ежегодных статистических отчетов и справочников по общим проблемам экономики, по оплате труда, занятости, уровню пенсий, мониторинга социально — трудовой сферы, отчетов негосударственных пенсионных фондов, социологических исследований. Использовались также публикации периодической печати, материалы научных исследований, представленных в виде монографий и диссертаций.

Научная новизна.

Научная новизна работы заключается в обосновании подходов к трансформации пенсионной системы адекватно процессам в экономике, построения пенсионного обеспечения, способного обеспечивать материальные и духовные потребности значительной части населения, выступающие как стабилизирующий и гуманизирующий фактор развития. Научная новизна работы проявляется в том, что:

— рассматриваются структурные изменения в непроизводственной сфере, в том числе и пенсионной, как закономерности, присущие перераспределению труда в современных условиях.

— применена методология системного и структурного исследования, позволившая ввести в оборот междисциплинарное понятие «пенсионная сфера» и ее органической части — пенсионной системы;

— исследованы взаимосвязи пенсионной системе (внутренних и внешних) и определена логика взаимодействия экономических явлений (институтов) социальной защиты, социальных гарантий, социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи;

— проанализированы имеющие место пенсионные схемы и выявлены возможности их использования в современной экономике России. Рассмотрены вопросы эффективности функционирования применяемых пенсионных систем и возможности их регулирования;

— предложены дополнительные источники формирования пенсионных фондов, в том числе муниципальных, на базе муниципальной собственности;

— выявлены недостатки функционирования государственных внебюджетных и негосударственных пенсионных фондов и предложены рекомендации по совершенствованию их управления и контроля;

— предложена концепция принципов и критериев реформирования пенсионной сферы в переходной экономике.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении представления о развитии пенсионной сферы как составной части непроизводственной сферы, отражающем как закономерности развития глобальной экономики, так и особенности транзитивных процессов в российской эконо-^ мической системе.

Создание теоретико-методологического фундамента, раскрывающего направления эволюции пенсионной сферы, позволяет выявить ряд пракЛ тических мер по совершенствованию пенсионных схем, усилению воспроизводственного и стабилизационного характера пенсий, активизации роли государства в управлении пенсионной сферой, совершенствованию деятельности пенсионных служб.

Материалы диссертационного исследования целесообразно использовать в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Экономика непроизводственной сферы», «Социальная и экономическая безопасность», «Занятость и рынок труда», «Управление трудовыми ресурсами», «Социальное страхование» и др.

Апробация работы.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, излагались на межрегиональных конференциях: «Трансформация российской экономической системы в процессе реформирования» г. Саратов, 1995 г.- «Проблемы рыночной экономики России, г. Саратов, 1996 г.- «Проблемы развития региона в транзитивной экономике», г. Саратов, 1998 г.- «Человек в творчестве познания», г. Саратов, 1999 г.- на Международ-^ ной конференции «Усиление рыночной ориентации региональной экономики и системы высшего экономического образования», г. Саратов, 1999 г. Проблемы данного исследования отражены в публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Заключение

.

Пенсионная сфера как сложная социально-экономическая система оказывает большое влияние на экономические процессы переходной экономики. Одновременно трансформация экономики предполагает эволюцию пенсионной сферы.

Состояние пенсионной сферы требует глубокой теоретико-методологической переработки. Функционирование пенсионной системы зависит от «внешних» и «внутренних» факторов: динамики развития экономики и рынка труда, организации заработной платы и налогообложения и т. д.

Пенсионная система испытывает влияние и сопряжена с экономической, правовой, ментальной сторонами общественной жизни. Большое значение имеет политический аспект. Утраченное доверие населения государству можно достичь лишь путем ощутимой заботой о людях.

Для российской экономики характерно отнесение пенсионной сферы исключительно к социальным отношениям, хотя ее можно отнести к непроизводственной сфере. Целесообразно обратить внимание, что начисление пенсий, доставка и т. д. можно рассматривать как определенную услугу. Услуга всегда удовлетворяет определенную потребность человека.

В условиях рыночной экономики потребности можно рассматривать дифференцированно: индивидуальные потребности и потребности самого общества. Они могут быть направлены на обеспечение, на самосохранение стабильности структуры и отдельных элементов общества.

Социально ориентированная экономика оказывает влияние на ускоренное развитие тех отраслей, которые направлены на человека. В современной экономике достаточно четко проявляются тенденции опережающего роста сферы услуг в сравнении с развитием материального производства, расширения ее хозяйственных позиций.

В связи с происходящими изменениями в сфере услуг, идет не только замещение живого труда овеществленным, но и увеличиваются затраты живого и овеществленного трудатак как эксплуатация технических средств требует дополнительных затрат, в том числеинтеллектуального труда.

Разделение труда в новой модели сферы услуг характеризуется следующими тенденциями: развитием более сложных и наукоемких отраслей и услуг, развитием сферы социальных услуг, развитием отраслей, гуманизирующих экономику и обеспечивающих социальную стабильность.

Рыночная трансформация и отмеченные направления развития разделения труда позволяют иначе оценить место пенсионной сферы в общественном производстве. Важно преодолеть односторонние подходы к социальной сфере.

Ограниченность материально-финансовых ресурсов ставит перед исследователями задачу анализа на новом методологическом уровне сочетания рыночных и нерыночных основ функционирования пенсионной сферы.

По своей природе пенсионная система замещает систему заработной платыкак основного источника дохода наемных работников, когда по возрасту они становятся нетрудоспособными. Обеспечение пенсионной системы требует резервирования части необходимого продукта. Цивилизованное общество стремится увеличивать эту часть, повышая уровень социальной защиты и пенсионного обеспечения. Доля расходов ВВП на пенсионную сферу является важным макроэкономическим показателем уровня экономического развития страны.

Развитие пенсионной системы, адекватное трансформации экономики, сдерживается и искажается широким распространением теневых отношений. Увод трудовых отношений в тень, разрывает естественную экономическую взаимосвязь между трудовым вкладом и размерами пенсионного обеспечения. Стимулирующая функция пенсионной системы все более утрачивается. Девальвируется роль частного трудового вклада в жизни поколений, вступающих в трудоспособный возраст. Нарушается соотношение между стоимостью и ценой рабочей силы.

В теневой экономике государство утрачивает функцию по поддержанию воспроизводственного процесса.

Анализ позволяет сделать вывод, что наличие теневой занятости дезорганизует функционирование пенсионной сферы. Теневая экономика уходит от участия в формирование пенсионных фондов.

Рыночная экономика в целом и ее состояние в России усугубляется возникновением экономических, социальных, в том числе, пенсионных рисков.

Уровень социальных, пенсионных рисков зависит от социально-экономической политики проводимой государством. Существуют несколько путей уменьшения социального риска: самострахование, государственное страхование, резервирование средств для покрытия расходов по предупреждению экономического и социального риска.

Введение

обязательного социального страхования позволит равномерно распределить финансовую нагрузку по уменьшению риска между страхователями. Для российской переходной экономики необходимо создание внутренних условий, то есть функции работников и государства требуется привести к рыночному типу отношений. В обществе следует преодолеть стереотип, что только государство несет ответственность за организацию пенсионного обеспечения. Организацию и порядок в пенсионной системе наряду с государством призваны обеспечивать и работодатели, и сами работники. Механизм страхования является базовым элементом организации современных пенсионных систем. Для России характерна эта же задача. Требуется создать трехуровневую пенсионную систему, ввести ее базовый элемент — механизм страхования, активно внедрять дополнительные добровольные негосударственные пенсионные системы. Перенеся акценты в социальной защите с падающей ответственности государства на растущую ответственность гражданского общества, с методов прямого бюджетного финансирования на организацию коллективной самозащиты и более рациональное использование личных доходов.

В настоящее время наблюдается переход от распределительных пенсионных систем к накопительным. Это вызвано как объективными причинами, так и субъективными (кризисным состоянием экономики и недостаточно продуманными трансформациями экономики, в том числеваучерной приватизацией и т. д.).

При формировании новой пенсионной системы необходимо учитывать элементы западных пенсионных систем. Развитие и реформирование систем социального и пенсионного обеспечения в различных странах характеризуется неравномерностью.

Модернизация пенсионной системы России предполагает разработку национальной концепции, включающей наиболее рациональные элементы известных пенсионных систем — Беверидж, Бисмарка и личного (коллективного) пенсионного страхования. Реформирование пенсионной системы предполагает изменение структуры, принципов ее функционирования.

В существующую систему должны вживляться элементы накопительной системы. Реформирование пенсионной системы предполагает и существенные институциональные изменения в пенсионной системе. Они касаются как управления пенсионным фондом, использования его средств субъектами, осуществляющими накопления. Институциональные сдвиги проявляются в том, что основную роль в развитие накопительной системы должна сыграть негосударственные пенсионные фонды, страховые фирмы, сберегательные банки.

Однако, исходя из особых патерналистский отношений между государством и обществом постсоциалистической России, в качестве основы реформирования пенсионной системы следует использовать социальный пенсионный стандарт, который должен составлять не менее 60−70% прожиточного минимума. Остальная часть пенсии может формироваться за счет негосударственных пенсионных фондов, в том числе и муниципальных.

Законодательное установление ГМПС предполагает расширение источников пенсионного обеспечения. Необходимо учитывать доходы от приватизации, от использования природных ресурсов, в том числе и введения целевого социального налога, дополнительного целевого налогового сбора на ввозимые товары, целевого акцизного сбора на алкогольные изделия.

Структура пенсионного обеспечения (различные типы и виды пенсий) должна отвечать реальностям переходной экономики и тенденциям развития общества. Система льготных и профессиональных пенсий может финансироваться не за счет государственного бюджета, а за счет увеличения собственных страховых фондов предприятий различных форм собственности, что в конечном счете заставит предприятие совершенствовать и улучшать условия труда, снижать риск профессиональных заболеваний.

Рассматривая функционирование западных пенсионных систем, представляется очень важным, с социальной точки зрения, более широкое применение единовременных социальных выплат при уходе на пенсию. Такая практика позволит более плавно перейти к накопительной системе, методам индивидуального накопления.

Государство осуществляет прямое и косвенное регулирование всех сфер экономики, в том числе через перераспределение ресурсов, капитала в социальной сфере и пенсионной системе, в частности.

Регулирование пенсионной системы предполагает, как активное^ вмешательство государства в процессы функционирования пенсионных систем, так и использование рыночных механизмов саморегулирования. Но в условиях переходной экономики роль государства в процессе регулирования пенсионных систем объективно возрастает. Государство на основе «разгосударствления социальной сферы» сокращает количество представляемых им услуг, возникают новые варианты осуществления функций государства: прекращается предоставление ряда услуг, выполняются посреднические функции, в ряде случаев устанавливаются правила деятельности новых институтов на основе законодательства.

Если рассматривать пенсию как определенного рода общественное благо, то государство должно поддерживать развитие конкурентных начал в данной сфере. Это предполагает как расширение спектра услуг, так и повышение их качества, и способствует снижению издержек на их производство.

В системе трудовых отношений возникают новые субъекты, готовые отчислять часть полученного дохода в государственные пенсионные фонды, свободно выбирая, специфично осуществляя свой экономический интерес, решая проблему межвременного выбора в пользу отложенного потребления.

Реальные процессы в России возлагают на государство стабилизирующие функции в социальной сфере — занятости, образовании, здравоохранении, культуре, пенсионном обеспечении.

Социалистическая специфика социальной политики была основана на социальной помощи. Реформирование пенсионной сферы на основе перехода от преимущественно социальной поддержки осуществляется путем перехода к преимущественно социальному страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимости размеров выплат от страховых взносов.

Снижается прямое участие государства и усиливается ответственность за стабильность как самого работника, так и его работодателя и повышается их социальная значимость.

Отмена государственной монополии на собственность означает появление различных ее видов и новых хозяйствующих субъектов. Такими субъектами становятся негосударственные пенсионные фонды, базовым элементом которых является институт страхования, увязанный с налоговой системой, заработной платой, положением на рынке труда и демографической ситуацией. Задачей регулирования социальных отношений является формирование нового подхода к развитию пенсионной сферы, создание в экономике условий для развития способностей трудоспособного человека и достижения высоких трудовых показателей, формирования возможностей повышения уровня жизни.

Реформирование пенсионной системы включает институциональные изменения, сдвиги в ее внутренней структуре, изменение источников и порядка финансирования. Становление и развитие негосударственных пенсионных фондов свидетельствует о необходимости усиления регулирования их деятельности. Государственное регулирование деятельности НПФ предполагает определить правила игры в этом секторе экономики и освобождения государства от ответственности за обязательства перед клиентами. Лицензирование и контроль за их деятельностью позволяет установить определенные нормы.

Регулирующее воздействие государства может проявляться и в подготовке специалистов, обладающих знаниями в области управления пенсионными фондами, демографииэкономики, инвестирования, юриспруденции.

Процесс трансформации пенсионной сферы, повышение ее эффективности связан с сокращением теневой экономики, что снижает отчисление в государственный внебюджетный пенсионный фонд, искажает реальные процессы в экономике и социальной сфере, в частности.

Повышение эффективности функционирования пенсионных фондов различных типов и уровней связан с совершенствованием управления ими. Для рационального управления необходимо интенсивно разрабатывать модели пенсионных систем.

Развертывание пенсионной реформы основывается на нескольких подходах. В соответствии с демографической ситуацией, мы считаем возможным предложить модель, основанную на демографическом подходе.

Модель пенсионной системы описывает два основных процесса: формирование доходов и расходов пенсионного фонда и накопление работниками средств на персональных счетах.

Ежегодные выплаты из накопительной системы реализуются в форме аннуитета: накопленные к выходу на пенсию средства равномерно распределяются по годам пенсионного периода. Ключевую роль в модели играет условие гарантированного пенсионного дохода. В модели заложено повышение доходности накопительной системы, что оправдано предполагаемым экономическим ростом. В модель перехода от распределительной к накопительной пенсионной системе в российских условиях, считаем возможным включить понятие национального дивиденда, способствующего усилению принципа солидарности поколений, на расширяющейся экономической основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М.: Вердикт, 1992.
  2. Гражданский кодекс РФ. 4.1 ст. 56, 57, 61, 64- Ч. II. Гл. 59. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. М. 1993.
  3. Закон РФ от 20.11.90 № 340−1 «О государственных пенсиях РФ (с изменениями и дополнениями). //Человек и труд. 1998. -№ 7.
  4. РФ. „О коллективных договорах и соглашениях“. М. 1992.
  5. РФ. „О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности“.М. 1996
  6. Новое законодательство РФ о пенсиях, с изм., доп. и комментариями на1 февраля 1993 г./ М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. М.: НЦ профессоров. -1992.
  7. Пенсионное законодательство: Сб.норматив.актов и док./ Авт.предисл. Волкова О. Н., Подгорная К. А. М.: Спартак. — 1996.
  8. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена постановлением правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463.//Собрание законодательства РФ. 1998.-№ 21.
  9. Ю.Федеральный закон „Об индивидуальном персонифицированным учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.98 № 27-ФЗ. //Человек и труд. 1998. № 7.
  10. Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах. Принят Государственно“: Думой 8 апреля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 г. //Собрание законодательства РФ. 1998. -№ 19.
  11. Л. Роль государства и борьба с догмами// Экономист. 1998. -№ 9.
  12. З.Азарова Е. В. Пособия и льготы гражданам с детьми. М.: Инфра — М.: -Норма. — 1997.
  13. A.JI. Правовое регулирование страховой деятельности в России. М.: Гуманитар. знание, 1994.
  14. З.Ананьева Ю. Конин Ю. Оптимизация оплаты труда в бюджетной сфере// Человек и труда. 1999. № 4.
  15. Е. Чернышев С. Пенсии за особые условия труда// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 8.
  16. В.М. Развитие страховой медицины путь к формированию здравоохранения// Финансы. 1995. — № 5.
  17. А. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса., М. 1979.
  18. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы. //Экономист. 1998. -№ 4.
  19. Аркашян Деренин. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5.
  20. Е. Пенсионному фонду нужен резерв (Т.Соловьева)// Человек и труд. 1999. № 8.
  21. A.M. и др. Экономика социального страхования: курс лекций/А.М.Бабич, Е. Н. Егоров, Е. Н. Жильцов. М.: ТОО ТЕНС, 1998.
  22. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  23. В.А., Смирнова Г. Б. Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государствен.пенсий. М. Юрид.лит. 1983.
  24. В. Реформа пенсионной системы// Общество и экономика. 1998. № 6.
  25. В.Г. Страхование дополнительной пенсии. М.: Финансы и статистика, 1988.
  26. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. -М., Институт новой экономики. 1997.
  27. Г. М., Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб.: Б.н. 1999.
  28. В. Механизм возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы: государство должно сделать выбор// Человек и труд. 1999. — № 4.
  29. В. Пенсия работникам предприятий черной металлургии.// Охрана труда и соц.страхов., 1999. № 9.
  30. В. Н. Развитие социального страхования в Российской Федерации// Общество и экономика. 1995. — № 9.
  31. С. В. Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Прогресс, 1991.
  32. С.Н. Крестьянский социализм: судьбы о спорах России. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.
  33. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
  34. С.А. Социальные гарантии в переходной экономике: проблемы и решения. СПб., 1998.
  35. М.К. Национальная экономика. АНХ при Правительстве. М.: Дело, 1997.
  36. С.В. Государственные социальные внебюджетные фонды как форма реализации экономических интересов. Автореферат диссертации. Саратов, 1997.
  37. С. В., Шевченко Т. Н. Совершенствование функций государственных социальных внебюджетных фондов в рыночной экономике.-СПб., 1996.
  38. А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  39. С. Усиление регулирующей роли государства в реформировании экономики и обеспечение социальной направленности реформ// Вопросы статистики. 1998. — № 8.
  40. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерения и новые ориентиры// Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  41. Н.А., Николаев С. В. Доходы работника и результативность производства. (Проблема, реалия, перспективы). М.: Универсам, 1994.
  42. Васильчук. Куда идет Россия// Человек и труд. 1998. — № 5.
  43. А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт// Вопросы экономики. 1999. -№ 2.
  44. А. Население России на пороге XXI века: тенденции и перспективы// Общество и экономика. 1998. — № 8−9.
  45. Е.В. Заработная плата с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации. 2-ое изд. С изменениями и доп., актуализированное по состоянию на 1 марта 1999 г. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999.
  46. С.Т. Перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов// Рынок ценных бумаг. 1996. № 6.
  47. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. М. 1996. С. 53.
  48. JI. Возвращение персональных пенсий// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 8.
  49. Н.И. Человек. Производство. Результат. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1990.
  50. С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах 97 и сценариях ближайшего будущего// Российский экономический журнал. 1998. — № 11.
  51. О.Д. Производительность, эффективность и продуктивность труда. //Изд.акад.труда и занятости. -1998.
  52. Т.Л., Рыжикова З. А. Методология и некоторые итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости в 1998 году// Вопросы статистики. 1999. № 6.
  53. В.Э. Чем старость обеспечим: Популярн.демография. М.: Мысль, 1988.
  54. Госкомстат России. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2005 года (Доклад). М., 1998.58."Государство в меняющемся мире“. Отчет о мировом развитии Всемирного банка за 1997 г. Всемирный банк, 1997.
  55. Р., Рубинштейн А. „Социальная рента“ в контексте теории рационального поведения государства// Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
  56. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: внедрение в новую аксиоматику// Российский экономический журнал. 1997. — № 1.
  57. Н. Государственная политика не должна быть антисоциальной// Человек и труд. 1999. № 8.
  58. В человеческом измерении. М.: Прогресс, 1989.
  59. . Борьба с бедностью в США// Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  60. Г. Н. О социальном страховании из личных заработков работников// Общество и экономика. 1995. — № 9.
  61. Г. П. Платежи в государственные внебюджетные социальные фонды в 1997 году// Консультант. 1998. № 2.
  62. А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста/ Под ред. Э. К. Васильевой. Л: Наука. Ленинградское отделение, 1980.
  63. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации// Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  64. И. Социальные аспекты экономической безопасности// Человек и труд. 1999. № 6.
  65. Р., Фишер С. Макроэкономика. М., 1997.
  66. А., Соболева И. Организация системы страхования от безработицы в Канаде// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2.
  67. С. Л.: Экономика и страхование.: Энциклопедический словарь -М.: Церих-ПЭЛ, 1996.
  68. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд.Моск. Ун-та, 1998.73 .Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора. М.: Изд.Моск.ун-та, 1995.
  69. Е.Н., Восколович Н. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платежных услуг. Казань, 1996.
  70. И.Ф. Стоимость рабочей силы и совокупный личный доход. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., Владимир. 1998.76.3амараев Б. Сбережения: проблемы формирования и использования. // Экономист. -1998. -№ 9.
  71. Заработная плата и результативность труда. Под ред. Э. А. Лотухиной. -Минск: Наука и техника, 1990.
  72. Заработная плата: средний заработок. Подоходный налог. Налоги с фонда оплаты труда. Взносы во внебюджетные фонды // Сост. Лебедева И. А. М.: Информ.-изд.дом „Филинь“, 1996. — /Сер. „Бухучет сегодня“. Состав затрат/.
  73. И.Е. Труд и капитал на грани развода // ЭКО. 1997. — № 5.
  74. М.Г. Экономика и социология труда. -Catallaxy. 1998.81.3убченко JI. Пенсионная система РФ: состояние и перспективы// Вопросы экономики. 1995. № 5.
  75. A.M. Внебюджетные социальные фонды// Финансы. 1997. № 4.
  76. В. Социально-структурированное общество и цели реформ// Экономист. 1998. — № 4.
  77. Ю.Г. Об оценках дополнительной занятости населения// Экономика. 1998. -№ 1.
  78. Индикатор уровня жизни населения Российской Федерации. М.: Госкомстат, 1997.
  79. С.В. Роль социальных программ в сокращении бедности в России// Вестник МГУ. 1997. — № 5.
  80. С.К. Основы страхования: Учебн. пособие /Научн.ред. Е. Н. Стровский. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998.
  81. Какие грядут перемены в системе пенсионного обеспечения// Человек и труд. 1997.- № 1.
  82. А.П. Современный маржинализм (критика теории и практики). Киев, 1982.
  83. С. Золушка или гвоздь в сапоге// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 11−12.
  84. О.П. Принципы организации и источники финансирования социального обеспечения в РФ// Вестник МГУ. 1997. — № 5.
  85. Кац И. Роль государственного регулирования экономики. //Экономист. 1996. -№ 9.
  86. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Пррог-ресс, 1978.
  87. Н. Реформирование системы социальной защиты: элементы трансформации экономики. // Человек и труд. 1999. № 8.
  88. Н. Реализуется ли закон о прожиточном минимуме (по материалам парламентских слушаний). // Человек и труд. 1999. № 2.
  89. Койчев. Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночной экономики// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2.
  90. М.А. Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования// Человек и труд. 1997. № 5.
  91. М.Г. Экономика труда. М.: Изд-во Магистр, 1998.
  92. Конвенция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1915−1956. Т.1. Женева МБТ, 1991.
  93. Конвенции и рекомендации МОТ 1919−1990 гг. В 2 т. Женева. 1991.
  94. Конемеус ван дер Верф. Нидерланды: муниципальная политика по преодолению бедности// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2.
  95. М.С. Оплата труда. М.: ПРИОР, 1997.103 .Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальной политики. 1998: Пятый международный симпозиум 16−17 января 1998 г./ Под общ.ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998.
  96. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах// Вопросы статистики 1999. № 2.
  97. С. Альтернативное отражение социального экономического развития// Экономист. 1998. — № 9.
  98. Юб.Куликов А. Приобретение задачи усиления социальной политики// Российский экономический журнал. 1997. — № 5−7.
  99. Ю7.Курс переходной экономики. /Под ред. Л. А. Абалкина. М. 1997.
  100. Ю8.Лампер Хайнец. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.: Дело, 1993.
  101. В. Коллектив как социальный объект управления// МЖПТи-ПУ. 1999.-№ 4.
  102. Ю.Лебедева Л. Старость в США перестала быть синонимом бедности и социальной изоляции// Человек и труд. 1999. № 7.111 .Лебедева Л. Страхование производственного травматизма: опыт США// Человек и труд. 1999. № 8.
  103. Л. США: государство и социальное обеспечение/ Человек и труд. 1999. № 6.
  104. ПЗ.Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М., 1997.
  105. Н.Ленская С., Сычева Е. Общественный сектор и муниципальная собственность// Экономист. 1998. — № 8.
  106. Ли Ч. Ф., Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. М.: Переплёт. — 1999.
  107. Д. Теоретическое ядро социально-экономического развития страны. Экономист. 1997. — № 1.
  108. Д. Финансовая система и экономический рост// Международный журнал проблемы теории и практики управления. -1998. № 5.
  109. Ю., Роик В. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы// Человек и труд 1999. № 2- 1998. — № 12.
  110. К., Брю С. Экономикс. М.:Республика, 1992.
  111. К. Критика Готской программы. Разд 1, п. З Маркс К. И Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е. Т. 19.
  112. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: курс лекций: М.: Экономика. — 1998.
  113. А. Основы страхового дела. М.: Слово, 1995.
  114. Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб.справ.пособие. М.: Междунар. центр финансово-эконом.развития. 1997.
  115. С. Высвобождение: социально-трудовые ориентации работников (Н.Кириллова)// Человек и труд. № 6.
  116. С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации: распределение по группам с различным уровнем дохода// Вопросы экономики. 1999. -№ 2.
  117. Н., Роик В., Корбакова А., Родионова Г., Чернышев С. Досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда: критерии обоснования// Человек и труд. 1998. — № 7.
  118. Мониторинг „Доходы и уровень жизни населения РФ“.- М., 1998
  119. Мониторинг рынка труда Саратовской области за 2 полугодие 1999 года. Саратов. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области. 1999.
  120. Начисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд// Экономка и жизнь. Бухгалтерское приложение. М., 1998. № 9.
  121. А. Все больше расхождений// Охр. труда и социальное страхов, 1999. № 2.131 .Невский А. Необходимые гибкие тарифы// Охрана труда и социальное страхование. 1996. — № 6.
  122. А. О пенсии в связи с особыми условиями труда// Охрана труда и соц.страхов., 1999. № 6.
  123. А., Шапин И. Социальные реформы и последствия// Охрана труда и социальное страхование. -1998. № 1
  124. От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России. / Под ред. Уиткилова / Новочеркасск. 1996.
  125. П. Концепция метода Милтона Фридмена// Вестник Московского Университета. Серия 6 „Экономика“. 1992. — № 4.143 .Отмахов П. Рационализм в экономической науке: теория и практика// Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  126. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/ Под ред. М. Э. Дмитриева, Д. Я. Травина. СПб.: Норма, 1998.
  127. Ю.В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы// Финансы. 1997. № 4.
  128. В., Федорова М. Макроэкономический аспект повышения заработной платы// Человек и труд. 1999. № 5.
  129. В. Вольные работники свободной экономики// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 9.
  130. К.А. Основы кооперации. М.: 1998.
  131. А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм (практический анализ некоторых современных буржуазных концепций науки). -М., 1981.
  132. А. Очерки политической экономии капитализма. М.:Прогресс, 1976.151 .Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/Под ред. М. Э. Дмитриева Д.Я.Травина Спб: Норма, 1998.
  133. А. Экономическая теория благосостояния. -М., 1985.
  134. В. О системе минимальных государственных стандартов// Общество и экономика. 1998. — № 6.
  135. А. А. Рынок труда. Оценка ситуации и перспективы// Человек и труд. 1997. — № 9.
  136. Пособие по временной нетрудоспособности. Дилеммы. Реформы здравоохранения// Человек и труд 1998. — № 3.
  137. Е. В. Мотивация на рынке труда// Вопросы экономики. -1997. -№ 2.
  138. Е.Б., Мейксин М. С. Заработная плата в современных условиях. М. Спб: изд. Торговый дом Терда», 1998.
  139. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973.
  140. Приоритетные задачи и усилия социальной политики. РЭЖ. 1997. -№ 5−6. проблемы, пути обновления. М., 1991.
  141. Т., Туровская М. Негосударственным пенсионным фондам требуется государственная поддержка// Человек и труд. 1999. № 4.
  142. Работа профсоюзного комитета по социальному страхованию и пенсионному обеспечению рабочих и служащих/ Подгот. Г. С. Симаненко и др. М.: Профиздат, 1986.
  143. Реструктуризация управления промышленностью, как один из путей выхода из кризиса// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2.
  144. Ржаницына J1. Выход не в адресности, а в развитии социальной самозащиты граждан// Человек и труд, 1999. — № 7.
  145. Л. Пенсионное обеспечение в России: государство и пенсионеры// Вопросы экономики. 1995. № 9.
  146. Л. Когда хуже некуда// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 10.
  147. Л. Нужна ли пенсионная реформа сегодня?// Социальная зашита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 8.
  148. Л.С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Профиздат, 1991.
  149. Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики// МЖПТиПУ. 1999. № 1.
  150. В. Как создать эффективную систему// Охр. труда и социальное страхов, 1991. № 1. — С. 46- 1999. — № 3.
  151. В. От социальной к страховой пенсии: задачи реформы пенсионной системы России// Человек и труд. 1999. — № 6.
  152. В. Профессион. пенсион, система пути реформирования// Охр. труда и соц.страхов., 1999. № 7- - № 8.
  153. В. О переустройстве пенсионной системы России// Человек и труд 1997. — № 9.
  154. В. Пенсионная реформа в России: проблемы преобразования// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 5.
  155. В. Построение новой пенсионной системы задача национального масштаба// Человек и труд. — 1998. — № 4.
  156. В. Система профессиональных пенсий. Какой ей быть в России// Человек и труд. 1998. — № 5.
  157. В. Социальная политика времен отказа от патернолизма и иждивенчества// Человек и труд. 1998. — № 2.
  158. В. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты// Человек и труд. — 1998. — № 9.
  159. В. Социальное страхование перед новыми проблемами// Общество и экономика. 1995. — № 9.
  160. В. Формирование профессиональной пенсионной системы в России: проблемы и пути решения// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. -№ 8.
  161. В., Шерстнев В., Эченикэ Е. «Техническое задание» на разработку концепции пенсионной системы для России XXI века// Человек и труд. 1999. № 3.
  162. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России. 1997.
  163. А.И. Экономика и социология труда: Учеб.пособие. -М., МИК, 1996.
  164. Я. Об оценке демографического потенциала// Общество и экономика. 1998. -№ 8−9.
  165. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. /Под ред. Колосовой Р. П., Артамоновой М. В. -М., 1996.
  166. П. Экономика. Том II М., 1992.
  167. Е. Пенсии «в награду трудов, подъемлемых на службе»// Человек и труд. — 1997. — № 5.
  168. Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению/ Отв. За вып. З. С. Богатыренко. М.: Экономика, 1992.
  169. Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М., 1989.
  170. Сильная социальная политика начинается с производительности труда// Человек и труд. 1998. — № 3
  171. А.К. Бюджетное финансирование в системе пенсионного фонда России// Финансы. 1996. № 5.
  172. А.К. Пенсионный фонд: новое об уплате страховых взносов. М., 1997.
  173. Социальное и личное страхование: (Опыт страх. рынка ФРГ) Подгот. Р. Г. Юлдашев. М.: Изд. центр СО «Анкил», 1992.
  174. Страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования// Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. М., 1998. № 4.
  175. Словарь страховых терминов/ Под ред. Е. В. Коломина М. Финансы и статистика, 1991. Страхование: принципы и практика/ Сост. Д. Бланд- Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  176. С. Внебюджетные социальные фонды, варианты их реформирования// Человек и труд. 1997. — № 5.
  177. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс// Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  178. А. Пенсионная система: пути преодоления финансового кризиса. // Российский экономический журнал. 1997. — № 7.
  179. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сб. статей/ Под ред. А. Ослунда и М.Дмитриева. М.: Моск. Центр Карнеги, 1996.
  180. Социальное страхование. Тугой узел проблем (по материалам «круглого стола» в Совете Федерации// Человек и труд. 1998. — № 1.
  181. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. / Под ред. А. К. Акимова, Н. А. Волгина / М.: Молодая гвардия, 1996.
  182. Социально-экономическое положение России. 1997 год. М. Госкомстат России, 1998.
  183. . Социальное страхование в Саудовской Аравии// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1999. — № 4.
  184. Степанов. Пенсионная система Австралии// Социальная защита. Пен— сионное обеспечение. 1998. — № 10.
  185. Т. Пряников на всех не хватает. Адресная социальная помощь: проблемы и задачи// Социальная зашита. Пенсионное обеспечение. 1998. -№ 9.
  186. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. Под ред. Акад. РАЕН Е. Н. Жильцова и к.э.н. П. Н. Льманова. М.: ТЕИС, 1998.
  187. Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Ростов-на-Дону. Изд. Экспертное бюро. 1997.
  188. В. К вопросу о российской концепции социального государства// Человек и труд. 1998. — № 9.
  189. Трудовые ресурсы Саратовской области: Стат.сб. Сарат.обл.комитета статистики. Саратов. 1998.
  190. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта / М.: Изд-во МГУ, 1997.
  191. Уплата страховых взносов в пенсионный фонд// Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. М., 1998. № 2
  192. Условия выбора пенсионной модели для России на ближайшие 20−25 лет// Человек и труд. 1998. — № 2.
  193. Финансы. / Под ред. Родионова / М.: Финансы и статистика, 1993.
  194. Ф. Дорога к рабству// Новый мир. 1991.- № 7.
  195. А. Безработица увеличивается, но ее рост находится под контролем// Человек и труд. 1997. — № 3.
  196. Л. Денежная теория. М.:Прогресс, 1990.
  197. В. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии// Международный журнал проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2.
  198. И.Ф. и др. Оптимизация финансовых портфелей банков, страховых компаний, пенсионных фондов. М.: Изд. Демо, 1998.
  199. С. Пенсии работникам химических производств// Человек и труд. 1999. № 8.
  200. Г. В. Основные направления социальной политики на 19 961 997 гг. // Человек и труд. 1996. — № 4.
  201. А. О некоторых аспектах социальной политики в современной России// Общество и экономика. 1998. — № 6.221 .Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики// Экономист 1998.-№ 8.
  202. А. Неоинституционализм// Вестник МГУ. 1997. — № 6.
  203. А. Неоинституциональная экономическая теория. М., Тезис, 1998.
  204. А. Фридрих Хайек и неоинституционализм// США и Канада. 1999.-№ 5.
  205. В. В. Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению РФ// Человек и труд. 1997. — № 5.
  206. В. В. Страхование. Учебник для ВУЗов. М.: Страховой полис. ЮНИТИ, 1997.
  207. В.В. Введение в страхование: Учеб. пособие 2-ое изд.перераб.доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  208. . Е. Страхование. М.: Страховой полис ЮНИТИ, 1997.
  209. А.И. Как реорганизовать пенсионную систему// Финансы. 1997. №- 11.
  210. Экономика труда и социально трудовые отношения/ Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна / М.: Изд-во МГУ, 1996.
  211. Экономическое развитие России 1997 г.// Вопросы экономики. 1998.
  212. А. Что такое справедливость об экономической сущности прав человека и социальной защите населения// Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 1998. — № 9.
  213. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  214. JI.A. Медицинское страхование как фактор социальной стабильности// Финансы, 1994. № 12.
  215. Р. Цена труда в России меньше не бывает// Человек и труд. 1999.-№ 7.
  216. Е. Поражение или отступление// Вопросы экономики. 1999. -№ 2.
  217. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.:Экономика, 1991.
  218. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.:Наука, 1995.
  219. Lever M.H.C. Union Wage Formation and (UN) Employment = Оплата труда и проблемы занятости, безработицы. Maastriciti: ИРМ, 1993.
  220. Montnly Labor Review, Juni. 1997, p. 17. Paris, 1997 p.38−41.
  221. Survey of Gurrent Business? August 1997, p.28.
  222. Источник: Отчет о деятельности комитета по занятости населения Саратовской области за I полугодие 1997 года. Саратов. 1997.
  223. Изменение численности населения старше трудоспособного возраста в составе всего населения Саратовской области1994 1995 1996 1997 1998
  224. Все население, тыс.чел. 2726,4 2737,3 2737,5 2726,1 2721,4100% 100% 100% 100% 100%1. Старше трудоспособного возраста, тыс. чел. 562,4 568,8 578,1 589,4 595,920,6 208 21,1 21,6 21,9
  225. Распределение численности занятого населения по отраслям экономики без учащихся (по Саратовской области)1993 1994 1995 1996 1997
  226. Всего в экономике, тыс. чел 1412,6 1262,5 1209,9 1192,8 1174,1100 100 100 100 100
  227. Материальное производст- 955,8 803,8 732,0 669,1 665,9во, тыс.чел. 67,7 63,7 60,5 56,1 56,71. Здравоохранение, физическая культура и 74,2 79,7 84,5 87,1 82,0спорт, социальное обеспе- чение, тыс. чел. 5,3 6,3 6,9 7,3 6,9
  228. Кредитование, финансы и 7,4 12,0 12,0 11,4 12,6страхование, тыс. чел. 0,5 0,9 0,99 0,9 1,1
  229. Основные показатели занятости1.
  230. Показатели / Годы 1995 1996 1997 199 821 2 3 4 5
  231. Экономически активное население, млн.чел. 66,5 65,4 64,7 66,7
  232. Безработные всего, млн. чел. 5,8 6,2 6,7 8,9
  233. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998−2000 годы. // Российская газета. 1998. — 1 сентября. — С.5.
  234. Т.Л. и др. Методология и некоторые итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. № 6. С. 1826.
  235. Производство различных типов компьютеров (единиц).
  236. Страна / компьютеры 1991 год 1993 год1. США 1. Супер-ЭВМ 558 405
  237. ЭВМ общеупотребительного назначения (кроме персональных компьютеров). 3227 1929
  238. Персональные компьютеры 10 903.000 14 775.0001. Западная Европа 1. Супер-ЭВМ 241 213
  239. ЭВМ общеупотребительного назначения (кроме персональных компьютеров). 4088 1963
  240. Персональные компьютеры 8 406 937 103 239 741. Япония 1. Супер-ЭВМ 140 122
  241. ЭВМ общеупотребительного назначения (кроме персональных компьютеров). 5631 4191
  242. Персональные компьютеры 2 354 300 2 464 093
  243. Азиатско Тихоокеанский регион1. Супер-ЭВМ 44 58
  244. ЭВМ общеупотребительного назначения (кроме персональных компьютеров). 257 265
  245. Персональные компьютеры 2 235 000 3 935 135
  246. Statistical abstract of the United States 1996, p. 751
  247. Основные показатели информационного общества
  248. Великобритания 47 2595 4351. Чили 11 474 2111. Россия 16 4 3721. ЮАР 9 31 1011. КНР 2 15 38
  249. Statistical abstract of the United States 1996, p. 839
  250. Итоги социально-экономического развития России1.
  251. Показатели / Годы 1994 1995 1996 19 971 2 3 4 5
  252. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ:
  253. Всего, трлн. руб. 611 1630 2256 2675
  254. В % к предыдущему году 12,7 -4,1 -4,9 0,4
  255. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО:
  256. Промышленная продукция, трлн. руб. 311,0 911,4 1414,2 1576,0
  257. Темпы прироста к предыдущему году, % -20,9 -3,3 -4,0 1,91. ИНВЕСТИЦИИ:
  258. В основной капитал, трлн. руб. 108,8 250,2 370,0 408,8
  259. Темпы прироста к предыдущему году, % -24,0 -13,0 -18,0 -5,01. ЦЕНЫ:
  260. Прирост потребительских цен, %декабрь к декабрю) 214,0 131,4 21,8 11,0среднегодовой) 309,0 197,4 47,8 14,7
  261. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ,
  262. В среднем за месяц, трнл. руб.:денежные доходы 30,1 78,6 114,5 135,0располагаемые денежные доходы 28,0 74,1 107,8 127,6денежные расходы 21,7 59,8 86,5 100,4потребительские расходы 19,7 55,3 79,7 93,0
  263. Темпы прироста в % к предыдущему периоду: денежные доходы 16,1 11,3 -0,5 2,9
  264. Экономическое развитие России в 1997 году. // Вопросы экономики. 1998. — № 3. -С. 136−147.1. Продолжение приложения 5. потребительские расходы -9,0 -26,0 12,9 4,5средняя зарплата 9,1 -6,3 -1,8 1,8
  265. ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО1. ОПЛАТЕ ТРУДА
  266. Всего, трнл. руб. — 20,7 45,7 49,1
  267. В % к денежным доходам населения 22,1 31,0 27,9
  268. БЕЗРАБОТИЦА (на конец года), тыс. чел. незанятые 1879 2549 2751 2203безработные (методология Госкомстата) 1637 2327 2506 1999безработные (методология МОТ) 5478 6400 6800 6400
  269. В % к экономически активному населению: незанятые 2,5 3,5 3,5 3,1безработные (методология Госкомстата) 2,2 3,2 3,4 2,8безработные (методология МОТ) 7,3 8,3 9,4 9,0
  270. РАСШИФРОВКА начисления и оплаты налогов, взносов и прочих платежей за 1998 г. п Наименование Сальдо на Начислено Оплачено Сальдо нап 01.01.98 г. за год за год 01.01.99 г.1 2 3 4 5 61. Налоги
  271. Прибыль (основ .плат, и дополнит, плат.) 11 507 683 3 381 264 3 539 639 11 349 308
  272. Транспортный налог 186 921 33 880 153 041
  273. Образовательный налог 221 485 192 295 48 913 364 867
  274. Муниципальный налог 52 038 49 819 16 034 85 823
  275. Налог на имущество 3 197 106 2 566 457 1 494 140 42 694 236 Экология 82 6769 6851
  276. Жилищный фонд 570 776 603 391 105 975 1 068 192
  277. На пользователей а/дорог 4 449 547 3 625 047 1 379 581 6 695 013
  278. НДС 10 305 655 9 660 910 2 445 599 17 520 966
  279. Спец. налог 300 367 — 300 367
  280. Налог на уборку территории 843 599 1 172 919 143 625 1 872 893
  281. Подоходный налог 751 057 1 813 647 6400 2 558 304
  282. Налог на реализацию ГСМ 2040 86 017 88 057
  283. Налог на приобретение автотранспорта 8000 8000
  284. Налог на владельцев автотранспорта 93 177 88 344 20 598 160 923
  285. Налог на перепродажу автотранспорта (-)375 824 824 (-)375
  286. Налог на землю 353 404 319 095 777 507 (→1 050 081. Фонды
  287. Соцстрах 61 682 900 660 509 220 453 122
  288. Пенсионный фонд 1 818 368 5 543 883 713 664 6 648 587
  289. Медицинское страхова- 273 264 746 318 507 928 511 654ние 3,6%
  290. Фонд занятости 273 060 296 100 2740 566 420
  291. Страновая принадлежность и отличительные особенности наиболее распространенных моделей пенсионных систем
  292. Все пенсионные системы исходят из трех классических моделей социальной защиты:
  293. Позитивной стороной личного пенсионного страхования является сильная индивидуальная мотивация зажиточных слоев населения к накоплению достаточных материальных средств «на старость».
  294. Негативной стороной этой модели является высокий финансовый риск сохранения накопленных средств, связанный с инфляционными процессами, колебаниями нормы прибыльности пенсионных активов.
Заполнить форму текущей работой