Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по формированию кругозора, служат повышению качества и эффективности обучения музыке и могут быть использованы учителями и методистами при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, при чтении лекций в курсе «Методика… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ПОДРОСТКОВ
    • I. 1. Психолого — педагогические аспекты формирования кругозора как компонента структуры личности
    • I. 2. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их влияние на формирование музыкального кругозора
  • ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
    • II. 1. Методика формирования музыкального кругозора на уроке и во внеурочных формах работы
    • II. 2. Результаты и анализ опытно — экспериментальной работы по формированию музыкального кругозора подростков

Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новую парадигму образования, в центре которой — формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к природе, людям, к себе самому, к собственной деятельности.

Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора.

Развитие кругозора — важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Необходимость формирования кругозора акцентируется в Проекте основных направлений реформы общеобразовательной школы, в целом ряде методических и научно-исследовательских работ. Так, И.В. Бестужев-Лада в монографии «Мир нашего завтра» среди актуальных задач школы выделяет следующую: «Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, поскольку представления о жизни передавались из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а теперь очень актуально» (24). Действительно, своевременность и необходимость подготовки школьников с разносторонним кругозором — веление современной эпохи.

Однако формирование кругозора подростков как личностного качества — серьезная научная проблема и, надо признать, проблема далеко не разработанная. В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен «механизм» его воздействия на личностные качества. Тем не менее термин «кругозор» довольно широко используется учеными. Наибольшее распространение в психологической литературе термин получил в работах М. К. Акимовой (5), Б. Г. Ананьева (9), А. А. Бодалева (26), В. В. Давыдова (47), И. О. Кона (66), А. К. Марковой (83) и др.

В педагогической литературе — в работах И.В. Бестужева-Лада (24), В. Б. Бондаревского (27), Г. А. Бордовского (28), Н. Б. Крыловой (72), И. Я. Лернера (79), А. Е. Марона (84), М. Н. Скаткина (113), Г. И. Щукиной (153) и др.

Фигурирует понятие кругозора и в музыкально — педагогической, методической литературе, в частности у таких авторов, какЭ.Б. Аб-дуллин (2), Ю. Б. Алиев (8), Л. Г. Арчажникова (14), О. А. Апраксина (13), Т. Вендрова (33), А. С. Валенков (31), Д. Б. Кабалевкий (60), М. С. Красильникова (68), В. В. Медушевский (87), Л. В. Школяр (150) и др.

Но в работах данных ученых обращение к проблеме кругозора носит эпизодический характер, а системный анализ проблемы формирования музыкального кругозора отсутствует. Только в диссертационном исследовании Г. И. Егоровой (51) имеется относительно развернутый анализ этой проблемы, но применительно к реализации гуманитарной концепции химического образования.

Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом развития музыкального кругозора подростков обусловили выбор темы настоящего исследования «Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях». Последнее своей целью имеет создание теоретической и методической модели формирования музыкального кругозора подростков во взаимосвязи урочной и внеурочной форм работы и разработку соответствующей методики.

Объектом исследования является структура музыкального кругозора подростков и его роль в общем музыкальном образовании.

Предмет исследования — процесс формирования музыкального кругозора подростков на уроках музыки и во внеурочное время.

Задами исследования.

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую и музыковедческую литературу по проблемам музыкального образования подростков.

2. С теоретических позиций рассмотреть сущность, структуру музыкального кругозора личности и выявить характеризующие признаки, компоненты, присущие кругозору подростков.

3. Разработать методику, направленную на формирование музыкального кругозора подростков.

4. Экспериментально проверить модель целенаправленного формирования музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях.

Исходная гипотеза исследования. Формирование музыкального кругозора подростков будет протекать успешно если:

— в содержании музыкальных занятий будут гармонично представлены все пласты музыкальной культуры (классика, фольклор и народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т. д.);

— будут найдены нетрадиционные формы приобщения школьников к искусству, для активизации интереса и потребности в дальнейшем самообразовании подростков;

— определены педагогические средства и условия, способствующие индивидуальному развитию каждого школьника.

Методологической основой исследования является: теория развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, интонационная теория Б. В. Асафьева, теория двойственности музыкальной формы В.В. Ме-душевского, концепция полихудожественного развития школьников Б. П. Юсова, концепция музыкального восприятия Е. Назайкинского, концепции массового эстетического воспитания Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского и Л. М. Предтеченской.

Методы исследования. Анализ философской, психолого — педагогической литературы по теме исследованиятестирование, анкетирование и опрос учащихся и учителейанализ творческих работ учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

1. В обосновании дидактического статуса кругозора, как индивидуально — личностного образования, формирующегося на широкой базе системы знаний и интересов и потребностей, и его роли в музыкальном образовании.

2. В разработке теоретических основ понятия «музыкальный кругозор» (выявлению компонентов, функционального значения, дифференциации уровней его развития).

3. В разработке и апробации методики, направленной на формирование музыкального кругозора, включающей обоснование принципов отбора содержания, форм, средств музыкального образования, в соответствии со структурными компонентами данного качества личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по формированию кругозора, служат повышению качества и эффективности обучения музыке и могут быть использованы учителями и методистами при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, при чтении лекций в курсе «Методика музыкального воспитания» в педагогических училищах и институтах, на курсах повышения квалификации учителей.

Исследование проводилось поэтапно.

I этап — (1990;1992 г. г.) — носил поисковый характер. Работа была преимущественно сосредоточена на изучении философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, на научно-педагогическом анализе учебного материала по музыке, имеющего отношение к формированию кругозора подростков. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, наметить его задачи и пути их разрешения. Параллельно шла частичная разработка элементов методической системы.

На П-м этапе — (1992 — 1994 г. г.) — проводилась практическая коррекция намеченной методической системы, анализ, систематизация и обобщение полученных данных с целью дальнейшего совершенствования и обогащения комплекса средств по формированию кругозора.

На II1-м этапе — (1994 — 1996 г. г.) — продолжалась экспериментальная работа в школах: теоретические наработки были введены в лекционные курсы «Методика музыкального воспитания в школе» и «Музыкальную педагогику» в Красноярском педагогическом колледже N 1- анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка гипотезы исследования, систематизация результатов эксперимента и его обобщение.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись как на информативном, так и на практическом уровнях. Практическое внедрение и проверка предложенной методической системы осуществлены в школах N 101, 74, 14 г. Красноярска, в Красноярском педагогическом колледже N 1. Разными методами в опытно — экспериментальной работе было охвачено более 400 школьников, учителей и студентов.

Через ежегодные, с 1994 — 1997 г. г., выступления на семинарах для учителей музыки г. Красноярскавыступления на ежегодной Международной научно — практической конференции «Педагогика развития» (1995, 1996 год), на Всероссийской конференции «Новые образовательные технологии в средних специальных учебных заведениях» в г. Красноярске (1997 г.) — внедрение методических приемов, через изучение предметов «Методика музыкального воспитания в школе» и «Музыкальная педагогика» в Красноярскрм педагогическом колледже N 1.

Под руководством автора работы подготовлены рефераты студентов в курсе «Методика музыкального воспитания в школе» по проблемам, связанным с диссертационным исследованием.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходным методологическим подходом к решению избранной проблемы, соответствием системы методов поставленным задачам, соотнесением количественного и качественного анализа результатов исследования, длительностью педагогического эксперимента.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Обоснование использования понятия «музыкальный кругозор» и его функциональное значение в образовании.

2. Определение компонентов музыкального кругозора: музыкального знания, музыкальных интересов и потребности в самообразовании.

3. Методика формирования кругозора, включающая необходимый отбор принципов, форм, средств обучения на основе отбора содержательно — информативного, исторического, регионального материала.

4. Содержание внеклассных форм обучения «Музыкальной гостиной» и диспут — клуба «Мое мнение» .

Выводы:

1. Кругозор как индивидуально-личностное образование, формирующееся на широкой базе определенной системы знаний и интересов, и проявляющееся через устойчивую потребность личности в самообразовании, имеет огромное функциональное значение в становлении духовной сферы учащихся — подростков.

2. Музыкальный кругозор подростка вбирает в себя определенный опыт культуры музыкального восприятия, переживания, эмоционально-образного мышления, художественной оценки музыкальных явлений.

3. Музыкальный кругозор, представляет собой синтез музыкального знания, включающего наряду с содержательно-информативным, историческим и региональным компонентом, эмоционально-ценностный блок, интересы и потребности в самообразовании, самосовершенствовании.

4. Основополагающую роль в формировании кругозора наряду с общеизвестными дидактическими принципами и принципами художественной педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования музыкального кругозора: а) принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихсяб) принцип непрерывного формирования музыкального кругозорав) принцип взаимодействия между подростками, педагогом и учащимися, в основе которого лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

4. В процессе работы по формированию музыкального кругозора подростков доказана эффективность различных нетрадиционных форм обучения, в частности форм становления, расширения, закрепления и дальнейшего развития кругозорасредств обучения — учебных видеозаписей, дидактического материала на печатной основе.

Заключение

.

Идея настоящего исследования сложилась в поиске средств оптимизации общего музыкального образования. Оформленный в описанном нами педагогическом эксперименте, этот поиск привел к установлению значительной роли кругозора как качества личности в формировании высокой музыкальной культуры школьников — подростков, к обоснованию актуальности и необходимости целенаправленного формирования этого личностного компонента, к созданию методической модели его формирования.

Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а также результаты начального этапа педагогического эксперимента, свидетельствуют, что несмотря на усилия учителей музыки и методистов в этом направлении существуют проблемы, связанные с организацией и методическим обеспечением формирования кругозора.

С целью разрешения (хотя бы частичного) этих проблем в настоящем исследовании предпринята теоретическая и практическая педагогическая разработка того особого направления в общем музыкальном образовании и воспитании, которое охватывается понятием «музыкальный кругозор» .

В результате исследования дано обоснование и выявлены элементы понятия «кругозор», определяющие уровни его формирования у подростков, что в свою очередь позволило создать и определенную классификацию видового многообразия кругозора вообще и музыкального в частности.

Предложена логическая последовательность освоения блоков формирования кругозора (эмоционально-ценностный, содержательно-информативный, региональный, исторический, обоснован отбор необходимых форм, средств обучения. В конечном итоге решены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, философской, методической литературы и обобщения опыта работы учителей определено современное состояние изучаемой проблемы.

2. Описаны и систематизированы теоретические основы понятия «кругозор». Выявлено содержание, функциональное значение, дидактическая роль кругозора в уроке музыки.

3. Дан анализ передовой педагогической практики с точки зрения вовлеченности кругозора как личностного компонента в процессе музыкального образования. Анализ показал, что некоторая часть педагогов проводит на уроках музыки работу, направленную на формирование музыкального кругозора, но работа подобного типа проводится эпизодически, небольшой частью учителей.

4. На заявленной в I главе теоретической основе разработана и представлена методика, направленная на формирование музыкального кругозора.

5. Проведена и доказана эффективность предлагаемой методики по формированию музыкального кругозора в рамках учебной и внеклассной форм обучения.

В рамках методики по формированию музыкального кругозора предложены специальные принципы, формы, средства обучения.

Проведен педагогический эксперимент, в процессе которого подтверждена рабочая гипотеза, реализованы задачи исследования, проверена эффективность разработанных методических рекомендаций.

Анализ контрольных срезов, тестов, опросных листов, анкет, проведенных в опытно-экспериментальном исследовании показал значительный прирост музыкального знания, общей информированности, изменения в эмоциональной сфере, и таким образом гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, нашла подтверждение. 1 L.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.В. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. -186 с.
  2. Э.В. Методологическая подготовка учителя музыки. -М.: МИРОС, 1992. 72 с.
  3. Э.В. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособ. для учителя. М. Просвещение, 1983. — 111 с.
  4. Г. Ю. Проверь свои способности: Пер. с анг.- М.: Педагогика Пресс, 1992. -176 с.
  5. М.К. и др. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания: Сб.науч.тр. М.: АПН СССР НИИ общ. и пед. псих., 1984. — с. 23−25.
  6. Актуальные проблемы музыкального образования. Сб. статей. Сост. И. А. Котляревский Киев- Музична Украина, 1986. — 125 с.
  7. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. Сб. докл. межвуз. научно-метод. конф. Таганрог. Издательство. ТГ1Ш 1994 г.
  8. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников подростков. Автореф. дис.. д.п.н. М., 1987. — 32 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  10. А. Психологическое тестирование в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — т.1, — 613 с.
  11. В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности конкурентноспособности и творческого потенциала личное- юе ти.- M.: Нар. образование, 1994. 64 с.
  12. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пос.- М.: Просвещение, 1983. 222 с.
  13. О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе/ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15.- М.: «Музыка» 1982. стр. 27.
  14. л.Г., Шаронова С. Проблемы музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы. // Материалы Всероссийского совещания. 1991. — Изд. «Школа», М., 1992.- 17 с.
  15. Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  16. .в. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании, Л., 1973.- 90 с.
  17. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1,2. Изд. 2-е Л., 1971. — 376 с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  19. В.А. и др. Воспитание восприятия музыки // музыкальное воспитание и обучение в школе //Под ред. М. А. Румер, -М., 1955. 26 с.
  20. В. К., РигинаТ.С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
  21. Л.Б. «О музыкальной грамотности школьников// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15.- М. Музыка, 1982. -78 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: ВГУ, 1977. — 304 с.- ю?
  23. Бестужев-Лада и.В. К школе XXI века: Размышление социолога.- М.: Педагогика, 1988. 256 с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. -267 с.
  25. М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музыка, — 1976. — 22−30 с.
  26. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  27. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.- 142 с.
  28. Г. А. Развитие общекультурного кругозора учителя в современном информационном обществе// Совр. подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: Сб. науч. тр. С-Петербург, 1992.- 7−17 с.
  29. Борисова Н. Г Подготовка учителя к работе с родителями по музыкальному воспитанию детей // Муз. воспитание в шк. М.: Музыка, — 1985. — вып. 16, 39 с.
  30. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск.: Университетское, 1990. — 221 с.
  31. А.С. О некоторых проблемах эстетического воспитания в общеобразовательной школе // Ученые записки. Серия педагогика и психология. Вопросы муз. педагогики и теории. ТУЗ, вып. 8. Владимир, 1972 г.
  32. Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы. Автореф. дис.. к.п.н. М., 1981.- 16 с.
  33. Т.Е. Пусть музыка звучит (из опыта работы М.П. Головиной). М.: Просвещение, — 1990. — 96 с.
  34. Т., Критская Е. Д. // Искусство в школе N 1, 1995г.
  35. Н.А. Возрастная и музыкальная восприимчивость.// Восприятие музыки. М.:Музыка, 1980.- 229−243 с.
  36. М.Г., Иванова М. А. Расширять кругозор преподавателя // Вестник высшей школы. 1954. — N 7, 13−16 с.
  37. Вопросы музыкальной педагогики. Сб.статей. 1979−1986г.г., N 1−7.
  38. Воспитание музыкой. Из опыта работы // Библиотека учителя музыки /сост. Т. Е. Вендрова, И.В. Пигарева/ М.: Просвещ., 1991.205 с.
  39. Л. С. Психология искусства. Издание 2-е, М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  40. B.C. Об Уме. М., 1938. — 34 с.
  41. B.C. Грамотность для 21 века // Сов. педагогика. 1990.- N 4, 58−64 с.
  42. Г. Е. Рождение нового человека.- М.: Педагогика, 1982.- 214 с.
  43. А.Ю. Мир детства. Подросток.- М., 1982 г.
  44. Л.В. Говорить языком своего предмета. Теоретические основы ученика. -«Музыка». Пособие для учителя. М.: Прометей, 1989. — 143 с.
  45. Л.В. На пути к педагогике искусства / Музыка в школе. 1988. — N 2, с. 9.
  46. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  48. В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т., М.: рус. язык, 1989, — т.2, 779 с.
  49. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики.- Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982. -319 с.
  50. Л. К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989.172с.
  51. Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования. Диссертация на соиск.. к.п.н., Тобольск, 1995. — 168 с.
  52. Д.П. и др. Содержание и методы осуществления межпредметных связей в курсе химии: Мет. рекомендации, М.: Педагогика, 1971. — 94−107 с.
  53. Д.Н. Методика школьного хорового пения. М., 1907 г.
  54. А.В. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Дис.. к.п.н. М., 1995.- 150 с.
  55. Игры обучение, тренинг. Под. ред. В. В. Петрусинского.-М., 1994.- 20 с.
  56. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов, 1971.- с.32−33.
  57. Искусство в школе. Журнал, 1995 1997 г. г.
  58. История Красноярского края. Учебное пособие для 7 и 8 классов. Под ред. М. Б. Шейнфельда, Г. Ф. Быкони.- Красноярск., кн.издательство., 1981, — 144 с.
  59. Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, — 1984. — 206 с.
  60. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд., М.: Сов. композитор, 1982. 214 с.
  61. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. М., Просвещение, 1986.- с.3−31.
  62. Л.П. Учись учиться, учись трудиться. М.: Высшая школа, 1987. — 128 с.
  63. М. Запоминание музыкального материала младшими школьниками / Муз. воспитание в школе. Вып. 11, М., Музыка, -1976. с. 48 — 53.
  64. М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, — 1986. — 46 с.
  65. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростков. М.: Просвещение, 1986.- 80 с.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  67. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера/ Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., ЛГУ, 1991.- 184с.
  68. М.С. Интонация как основа музыкальной педагогики / Проблемы преподавания художественных дисциплин. М. -1990. — 58 с.
  69. .Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск- Книжное издательство, 1983.- 176с.
  70. Е.Д. Интонационный анализ творчество учителя и ученика// Искусство в школе. — М., 1993, N 1.
  71. В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение. 1972 г.
  72. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  73. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. — 146 с.
  74. Т.В. Психология Творческого мышления. М.- 1975. — с. 24 — 25.
  75. Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1984. — 224 с.
  76. Н.С. Об умственной одаренности. М.: Учпедгиз. 1960. — 241 с.
  77. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  78. И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1973. — 48 е./ Новое в жизни, науке, технике/.
  79. Ю.А. Творческая лаборатория учителя. Кн. для учителя 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  80. В. Р. Диагностика музыкальной воспитанности учащихся 5−8 классов основного общего образования. Пособие для учителя и студентов педвузов. Махачкала. Дагучпедгиз. 1994. 43 с.
  81. А.А., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  82. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  83. А.Е. Профессиональная культура педагога и проблемы внедрения новых информационных технологий // Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога. Сб. науч. тр. С-Петербург, 1992. — с. 29 — 32.
  84. Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки. Дис.. к.п.н.-М., 1994 г.
  85. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М. 1980. — с.178 — 194.
  86. В.В. Интонационная форма музыки. Исследование.- М.: Композитор, 1993. 262 с.
  87. Мелик Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Ред. журнала «Искусство в школе», 1995. — 144 с.
  88. Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. Изд. ФАН. 1991. 105 с.
  89. З.П. Основы формирования познавательной музыкальной потребности школьников подростков. М., Музыка, — с. 111−121.91. музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Тамбов. Издательство МИНЦ, 1994. 160 с.
  90. В.П. Уроки искусства. Очерки об учебном телевидении. М.: Педагогика, 1985. 103 с. 93. йеменский В. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987.- 225с.
  91. .М. Дидактика глазами художника. Журнал Педагогика, 1996. N 3.
  92. Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы на уроках, как одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Автореф. дис.. к.п.н.- М.- 1972.- 16с.
  93. B.C. и др. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств специалистов и руководителей.- М.: ЦНИИТЭИТЯЖ-МАШ. 1991. 152 с.
  94. В.Д. Формирование музыкального познания. Кишинев, Штиинца, 1988. 154 с.
  95. А.Л. Познание музыки как воспитательная проблема. Научно методическое пособие для слушателей курсов повышения кваллификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка», — М.: МИРОС, 1992. — 40 с.
  96. К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителя. 2-е изд. испр. и доп. — М.- Просвещение, 1980. — 144 с.
  97. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  98. М.Н. В поисках оптимального варианта: из опыта работы нар. учителей СССР. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  99. Программа по музыке (с поурочными методическими разработками) для общеобразовательной школы 4−7 кл. М.: Просвещение, 1977.
  100. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Казанский университет, 1991. — 167 с.
  101. В.П. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами лирической музыки на факультативных занятиях по музыкальному искусству. Дис.. к.п.н. Киев, 1984.
  102. Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Сов. Россия, 1962. — 127 с.
  103. С.А. Основы общей психологии. В 2-х т., т.п. М.- Педагогика, 1989. — 728 с.
  104. Руководство самообразования школьников: из опыта работы/ ред. сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1983.-143с.
  105. Русские литераторы. Библиографический словарь. Т.1 М.:1. Просвещение, 1990. 111 с.
  106. Д.И. Развитие политехнического кругозора учащихся средней школы на внеклассных занятиях по химии. Автореф. дис. .к.п.н. М., 1986. — 17 с.
  107. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Уч. пособие к спецкурсу. Волгоград, 1988. 61 с.
  108. Семейное воспитание. Краткий словарь. / Сост. И. В. Гребенщиков. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  109. Г. П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 классов. М. МИРОС, 1997 г., 94 с.
  110. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  111. B.C., Писарский П. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований. 1976 1991 г. г. — М.- Министерство образования РФ, 1992. -79с.
  112. Социально педагогические проблемы формирования художественного сознания школьников// Сб. «Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников». — АПН СССР, НШ художественного воспитания. 1989 г.
  113. Н.Н. Гуманизация естественно научного образования / Мет. разработка в помощь лектору. — Тюмень, 1990. — 25 с.
  114. Е.Н. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Дис.. к.п.н. М., 1990.
  115. Г. С. Психологические особенности школьников -подростков / Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. с. 45−49.
  116. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. (Пед. наука реформе школы). Научно — исследовательский институт дошкольного воспитания. АПН СССР. М.- Педагогика, 1988. — 176 с.
  117. В.К. Методика работы над песней // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. М.: Музыка, 1986.
  118. В. К. Вокально хоровая работа/ Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982. — с. 42−50.
  119. Теоретические основы процесса обучения в Советской школе. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989.-320с.
  120. В.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М., Л., Известия АПН РСФСР, 1947. — N 11.
  121. Н.А. Проблемы музыкального образования и педагогики. СПб., 1994 г.
  122. А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в 2-х т., -2 изд. стер. М.: Русский язык, 1990. — т.1, 856 с.
  123. Е.М., Печко А. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. М., 1986 г.
  124. Е.М. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1983 г.
  125. В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство 1,2 кл. (программа и методика), М.: Изд. Магистр. 1996.92 с.
  126. К.Д. Избранные педагогические сочинения (теоретические проблемы педагогики). М.: Педагогика, 1974. с.365−366.
  127. К.Д. Материалы к 3 тому «педагогической антропологии». Собр. соч. М., 1950, т. 10, 429 с.
  128. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах./Сост. С.Ф. Егоров/ М.- Педагогика, 1990. — т.5 — 528 с.
  129. Д.И. Изучение особенностей психологическогоразвития и воспитания учащихся. Сб.науч.тр. М.: НИИОП, 1987.-163с.
  130. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Вопросы психологии. 1983. N 1.
  131. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. 528с.
  132. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  133. Г. М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9. М.: Музыка, 1985. с. 53−58.
  134. Т.В., Медушевский В. П. Знания или любовь к знаниям?// Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. с. 13−18.
  135. Л.И. Интерес как движущая сила развития общества. Автореф.. к.п.н., Москва, 1966 г.
  136. Н.Е. Стиль как элемент структуры музыкального мышления школьников: Проблемы формирования и развития. Дисс. к.п.н. М., 1995 г.
  137. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1979, с. 2.
  138. Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М., 1969 г.
  139. В.Н. Воспитание музыкального вкуса.// Известия АПН РСФСР. М. Л., N 11, 1947. — с. 29.
  140. В.Н. Музыкально эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  141. С.Д. Школьный урок как научить каждого. М.:1. Просвещение, 1991. 175 с.
  142. Е.В. Образование в конце XX века./Материалы круглого стола// Вопросы философии. 1992. N9, с. 3- 12.
  143. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М. -1997. 89 с.
  144. Л.В. Искусство в жизни детей. Музыка в жизни младших школьников // Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  145. Л.В. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. с. 64 — 71.
  146. Л.В. Программа изучения музыкальной культуры младших школьников. М., 1994. 16 с.
  147. Т. е. Музыка в Московских школах: Сценарии уроков с методологическими комментариями: Пособие для учителя. М.: МИРОС. 1993. — 128 с.
  148. Г. И. Активизация учебно познавательной деятельности учащихся. Л., 1985 г.
  149. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 209 с.
  150. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  151. Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Знание, 1974. 64 с.
  152. Д.Б. К проблемам периодизации психологического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. 1971. N 4.15?. Энциклопедический словарь. М. 1982 г.
  153. Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики (АПН
  154. СССР. Институт философии: М. 1990. — 144 с.
  155. Эстетическое воспитание младших подростков средствами искусства. Методические рекомендации к проблемному семинару. Л., 1985. 26 с.
  156. .П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Под ред. Г. Г. Шевченко, Луганск, 1990.
  157. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  158. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М. 1976 г.
  159. Belinfante D. Contemporary music in the classroom // Music teacher. 1988. — Vol. 67, N 5 p. 10−11.
  160. Music in schools and the National curriculum.// Music teaches. 1987. Vol. 66, N 12 p. 7−9.
  161. PrzychodzinsRa Kaciczah M. Wychowanie muzyczne N Kla-sach nizs — zych.// Zycie SzrRoy. 1989. — R. 44, N 8. — S. 463 -469.
Заполнить форму текущей работой