Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. но-воспитательный процесс с учетом многообразия культур, от его педагогической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Теоретические основания исследования проблемы формирования интеркультурной компетентности
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования интеркультурной компетентности будущего учителя
    • 1. 3. Педагогические условия формирования интеркультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования интеркультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих учителей на основе их подготовки к интеркультурной педпрактике
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из наиболее ярких тенденций современного общества являются процессы интеграции и глобализации. Можно утверждать, что сегодня человеку доступно любое знание, любая информация, любой язык, любая культура, а различия в образе жизни, привычках, предпочтениях людей разных общностей постепенно нивелируются. Вместе с тем, принадлежность к той или иной общности продолжает оказывать значительное влияние на то, как отдельный индивид воспринимает себя и людей вокруг него, что неизбежно сказывается на взаимоотношениях между людьми. Недооценка роли культурных различий во взаимодействии людей, социальных групп и целых народов нередко ведет к непониманию или открытому противостоянию. В данных условиях закономерен рост интереса к механизмам снятия напряженности в отношениях между представителями различных культур. Одним из таковых является принципиально новый подход к образованию, основанный на диалоге культур. Система образования, его содержание на всех уровнях должны в первую очередь формировать у учащихся готовность к продуктивному взаимодействию представителей разных народов, поколений, социальных слоев, культурных групп. Данный подход в силу своей актуальности получил широкое распространение в современной отечественной и зарубежной педагогической литературе и оформился под названием «многокультурное образование» (36)1.

Представляется очевидным, что основная задача формирования благоприятного психологического климата в школе, классе, академической группе вуза лежит на учителе. От уровня его профессионализма, умения строить учеб.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. но-воспитательный процесс с учетом многообразия культур, от его педагогической готовности к общению с представителями разных национальностей, носителями разных общественно-политических взглядов, разных культурных установок зависит то, как его воспитанники будут воспринимать многообразие социальной среды, с которым им придется столкнуться в самостоятельной жизни. Одним из показателей профессиональной состоятельности современного педагога и его соответствия современным требованиям многокультурного образования является сформированная интеркультурная педагогическая компетентность. Интеркультурная компетентность, которая зарубежными исследователями представляется как «расширенная благодаря культурным компонентам форма социальной компетентности, как способность взаимодействовать с представителями иной культуры к взаимному удовлетворению, независимо, сенси-бельно и конструктивно» (169), в приложении к труду педагога, по нашему мнению, в большей степени является комплексным профессионально-личностным качеством, определяющим благоприятный эмоциональный фон и общую эффективность процесса обучения, ибо современная школа должна развиваться как система, основанная на диалоге культур, расширять у учащихся знания о представителях разных народов, формировать взаимную терпимость и готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Проблема интеркультурной компетентности обладает значительной широтой и неоднозначностью и имеет много общего с рядом других вопросов, изучающихся различными областями знания — философии, психологии, культурологии. Однако не вызывает сомнения то, что по своей сути данная проблема имеет педагогическую основу. Условия объективной действительности лишь в очень небольшой степени способствуют самостоятельному развитию интеркультурной компетентности, столь необходимой учителю в его труде. По этой причине педагогическая наука призвана разработать систему условий и способов формирования интеркультурной педагогической компетентности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем, наблюдается существенный недостаток в разработанности данного вопроса в современной отечественной педагогике. В большинстве случаев исследователей интересуют проблемы многокультурного образования, которая, безусловно, имеет прямой выход на проблему интеркультурной компетентности, но не конкретизирует пути ее распространения как нормы и императива педагогического труда.

В России проблемы многокультурного образования рассматривались в работах Г. Д. Дмитриева, И. С. Кона, В. А. Тишкова. Вопросы многокультурно-сти часто поднимались журналистами в средствах массовой информации. Значительную роль сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, социологические исследования.

Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность подтверждают актуальность проблемы исследования, заключающейся в том, что традиционная профессиональная подготовка учителя, основанная на монокультурном подходе, не отвечает требованиям современной образовательной среды, являющейся поликультурной в своей сущности.

С учетом проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя».

Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию интеркультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс, нацеленный на подготовку педагога-профессионала, компетентного в многокультурной образовательной среде.

Предмет исследования — совокупность и оптимальное сочетание организационных форм и методов реализации педагогических условий формирования интеркультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой эффективное формирование интеркультурной компетентности у будущих учителей осуществляется, если обеспечена реализация следующих педагогических условий:

— формирование системы знаний об основных тенденциях развития современного поликультурного общества и многокультурного образования, об основах культурологии и межкультурной психологии, о сущностных и содержательных аспектах интеркультурной компетентности;

— формирование готовности к межкультурному диалогу, умений и навыков конструктивного интеркультурного межличностного и группового общения;

— формирование готовности к осуществлению педагогической деятельности в поликультурной среде и умения применять адекватные методические средства для решения задач интеркультурного воспитания и обучения;

— реализация различных традиционных и интерактивных форм и методов учебно-воспитательной работы в процессе формирования интеркультурной компетентности будущих учителей (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм, творческо-группового поиска, проектной работы, погружения в среду);

— сочетание учебного процесса с интеркультурной регионально ориентированной педагогической практикой.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

1) уточнить содержание понятия интеркультурной компетентности будущего учителя (интеркультурной педагогической компетентности) и на этой основе раскрыть ее сущность;

2) изучить состояние проблемы интеркультурной компетентности в педагогической теории и практике;

3) выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию интеркультурной компетентности будущего учителя;

4) экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования интеркультурной педагогической компетентности;

5) разработать методические рекомендации по реализации условий формирования интеркультурной педагогической компетентности.

Методологической основой исследования явились: идеи диалогизма и диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин) — труды западных и русских философов (Н.А. Бердяев, М. Бубер, Г. Зиммель, JT. Фейербах) — концепции и взгляды, затрагивающие аспекты специфического осмысления человека и культуры (3. Фрейд), а также сущностные аспекты деятельности общения (М.С. Каган, И. С. Кон, А .Я. Найн) — концепции представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (В.А. Сухомлинский);

Теоретическими источниками исследования выступили:

— фундаментальные положения теории личности (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

— концепция «отраженной субъектности» (В.А. Петровский);

— положения, касающиеся исследования процессов эмоционально-интеллектуальной идентификации (Е.М. Калашникова, Л.И. Папкин);

— основные положения теории установки (Б.М.Величковский, Д. Кэм-пбелл, Ш. А. Надирашвили, Г. Оллпорт, В. Н. Судаков, Д. Н. Узнадзе, У. Фью-зон);

— анализ теоретических аспектов гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, А. А. Дубровский, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова и др.).

Этапы и методы исследования.

На первом этапе — (1993;1996 гг.) — осуществлялось теоретическое исследование феномена интеркультурной компетентности путем ретроспективного анализа литературы, рассматривались философские, психологические аспекты изучения явления, были выделены особенности функционирования интеркультурной компетентности в педагогическом процессе.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности.

На втором этапе — (1996;1999 гг.) — была сформулирована тема исследования, цель, гипотеза, уточнены понятия интеркультурной компетентности, интеркультурной педагогической компетентности, выделены критерии выявления уровня интеркультурной компетентности, разработана программа эксперимента, проведен его констатирующий этап.

Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации, опытная педагогическая работа.

На третьем этапе — (1999;2001 гг.) — исследования были выявлены и обоснованы педагогические условия формирования интеркультурной компетентности с учетом специфики профессиональной подготовки учителя. Проведена работа по внедрению результатов исследования в практику, осуществлено диссертационное оформление работы.

Основную роль на третьем этапе играли методы анализа экспериментальных данных, их сравнение, сопоставление и интерпретация.

База исследования.

Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проводились на базе комплекса мероприятий, проведенных в регионе Южного Урала и Западной Сибири (в Челябинской, Курганской и Тюменской областях) в рамках проекта по сохранению и развитию культуры российских немцев. Мероприятия осуществлялись в большинстве случаев по инициативе общественных организаций российских немцев, в том числе Молодежного и семейного центра немецкой культуры города Кургана, при информационно-методической поддержке кафедры психолого-педагогических дисциплин Челябинского государственного педагогического университета.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены понятия «интеркультурная компетентность» и «интеркультурная педагогическая компетентность».

2. Выявлен и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, способствующих формированию интеркультурной компетентности будущего учителя.

3. Разработана диагностика, позволяющая оценить эффективность формирования интеркультурной педагогической компетентности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при построении целостной теории многокультурного образования, в которой интеркультурная компетентность выступает центральным звеном профессиональной педагогической компетентностивыявлена структура интеркультурной педагогической компетентности, представляющей собой единство ряда составляющих — когнитивной, аффективной, рефлексивной, установочной, поведенческой и операционно-методическойвыделена сущность учебно-воспитательного процесса, формирующего интеркультурную компетентность у будущих учителей.

Практическая значимость исследования:

1. Разработана методика исследования формирования интеркультурной компетентности у будущих учителей, а также формирования интеркультурной компетентности специалистов в других областях профессиональной деятельности.

2. Определен ряд методов, способов, приемов и организационных форм формирования интеркультурной компетентности у будущих учителей (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм, творческо-группового поиска, погружения в среду).

3. Разработаны методические рекомендации для учителей и руководителей школ по формированию интеркультурной педагогической компетентности у кадрового состава учебного заведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность интеркультурной педагогической компетентности состоит в ее характеристике как профессионально-личностного качества педагога, формирующегося в процессе его профессиональной подготовки, характеризующегося сознанием собственной многокультурной идентичности и толерантным отношением к культурным, в том числе этническим, различиям и реализующегося в коммуникативной и профессионально-деятельностной способности эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс в ситуации культурных пересечений.

2. Эффективное формирование интеркультурной педагогической компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя происходит при соблюдении комплекса следующих педагогических условий, направленных на развитие в оптимальном соотношении всех структурных составляющих интеркультурной педагогической компетентности как профессионально-личностного качества педагога:

— формирование системы знаний об основных тенденциях развития современного поликультурного общества и многокультурного образования, об основах культурологии и межкультурной психологии, о сущностных и содержательных аспектах интеркультурной компетентности;

— формирование готовности к межкультурному диалогу, умений и навыков конструктивного интеркультурного межличностного и группового общения;

— формирование готовности к осуществлению педагогической деятельности в поликультурной среде и умения применять адекватные методические средства для решения задач интеркультурного воспитания и обучения;

— реализация различных традиционных и интерактивных форм и методов учебно-воспитательной работы в процессе формирования интеркультурной педагогической компетентности (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм, творческо-группового поиска, проектной работы, погружения в среду);

— сочетание учебного процесса с интеркультурной регионально ориентированной педагогической практикой.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследованияадекватностью изучаемого явления целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследованияколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных и их интерпретацией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по второй главе.

Целью нашего исследования явилось не только определение, но и экспериментальная проверка оптимальных педагогических условий, способствующих формированию интеркультурной педагогической компетентности будущего учителя. Результаты проведенного эксперимента позволили нам судить об эффективности предлагаемой системы педагогических условий, а также послужили основой для проверки выдвинутой гипотезы исследования и для подтверждения положений, выносимых на защиту. Таким образом, экспериментальные данные после соответствующей обработки выступают показателем действенности как предлагаемой системы формирования интеркультурной компетентности, так и подтверждают адекватность предлагаемой трактовки феномена интеркультурной педагогической компетентности будущего учителя (ИПК).

В качестве экспериментальной базы исследования выступил комплекс образовательных мероприятий для подготовки студентов педвузов к педагогической практике в культурно-образовательных программах, осуществлявшихся в рамках межрегионального проекта, связанного с сохранением и развитием культуры российских немцев. На этапе проведения эксперимента комплекс задач исследования был дополнен необходимостью выделения критериев оценки результатов опытно-экспериментальной работы, а также анализа эффективности результатов опытно-экспериментальной работы по выделенным критериям.

Основываясь на выявленной направленности принимающих участие в эксперименте студентов (обучающихся) на задачи интеркультурного воспитания, на том уровне знаний, который обнаружили обучающиеся по проблемам многокультурного образования, а также на данных теоретического анализа феномена, мы выделили критерии оценки уровня интеркультурной компетентности, среди которых оказались критерий информированности, критерий самооценки, критерий оценки уровня интеркультурной педагогической компетентности обучающегося окружающими (критерий взаимооценки) и критерий установки. По данным предварительного среза обучающиеся в контрольной группе обнаружили низкий уровень интеркультурной компетентности по всем критериям, за исключением самооценки, которая оказалась достаточной, что подтвердило необходимость целенаправленной организации работы по формированию интеркультурной педагогической компетентности.

Непосредственная работа по формированию данного профессионально-личностного качества проводилась нами в три этапа — ориентирующий, направленный на создание основы для формирования личностного качества в виде соответствующих знаний и установокинструктивно-деятельностный, предполагающий активное формирование ИПК обучающихся под руководством преподавателя (инструктора), как во время учебно-практических занятий, так и в педагогической деятельности в ходе интеркультурной педпрактикии аналити-ко-проектировочный, в ходе которого осуществлялся анализ достигнутого уровня интеркультурной педагогической компетентности и рассмотрение перспектив его роста в дальнейшем профессиональном самосовершенствовании.

После проведения серии заключительных срезов было обнаружено, что в экспериментальной группе уровень установки, взаимои самооценки приблизился к достаточному, а уровень информированности превысил его. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп также подтвердило гипотезу об эффективности разработанной системы, поскольку разрыв в приросте показателей по избранным критериям в обеих группах оказался весьма значительным — 92% по критерию информированности, 52% по критерию установки, 57% по критерию установки и 14,5% по критерию самооценки. Это позволило нам сделать вывод о том, что предлагаемая система работы доказала свою эффективность, а гипотеза исследования явилась доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выбор темы нашего исследования, посвященного формированию интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя, был обусловлен недостаточной разработанностью проблемы, а также ее актуальностью, состоящей в противоречии между требованиями современной поликультурной образовательной среды и преобладанием монокультурного подхода к подготовке учителя. Необходимость учета регионального образовательного компонента обусловила проведение исследования на основе подготовки студентов педагогического вуза к педпрактике в культурно-образовательных программах российских немцев.

Целью исследования выступило определение и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих формированию интеркультурной педагогической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя. В своем исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой эффективное формирование интеркультурной педагогической компетентности у будущих учителей осуществляется, если обеспечена реализация комплекса строго определенных педагогических условий. Для решения данной цели мы поставили перед собой ряд задач: уточнить содержание понятия интеркультурной педагогической компетентности и на этой основе раскрыть ее сущностьизучить состояние проблемы интеркультурной педагогической компетентности в педагогической теории и практикевыявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию интеркультурной компетентности будущего учителяэкспериментально определить эффективность педагогических условий формирования интеркультурной педагогической компетентностиразработать методические рекомендации по реализации условий формирования интеркультурной педагогической компетентности.

На основе теоретического анализа феномена нам удалось сформулировать определение понятия интеркультурной педагогической компетентности, которая представляет собой комплексное профессионально-личностное качество учителя, формирующееся в процессе его профессиональной подготовки, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и толерантным отношением к культурным, в том числе этническим, различиям и реализующееся в коммуникативной и профессионально-деятельностной способности. эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс в ситуации культурных пересечений.

В большинстве проанализированных нами работ современных отечественных и зарубежных исследователей проблема формирования интеркультурной педагогической компетентности, несмотря на ее актуальность, затрагивается лишь частично и не является целью создания целостной педагогической системы. В большинстве случаев изучаются проблемы многокультурного образования и применения традиций народной педагогики для решения сложнейших и уникальных образовательных задач, беспрецедентных по своей сути. Именно эта уникальность позволила нам выдвинуть предположение о том, что кратчайшим путем к достижению ценностей многокультурного образования, к достижению культурного согласия в образовательной среде оказывается интеркультурная педагогическая компетентность.

Осуществив анализ сущности, структуры, функций интеркультурной педагогической компетентности, апробировав возможные организационные формы работы, методы и приемы обучения, мы пришли к выводу о том, что будущий учитель достигает приемлемого уровня интеркультурной педагогической компетентности при реализации в учебном процессе следующих взаимосвязанных педагогических условий:

— формирование системы знаний об основных тенденциях развития современного поли культурного общества и многокультурного образования, об основах культурологии и межкультурной психологии, о сущностных и содержательных аспектах интеркультурной компетентности;

— формирование готовности к межкультурному диалогу, умений и навыков конструктивного интеркультурного межличностного и группового общения;

— формирование готовности к осуществлению педагогической деятельности в поликультурной среде и умения применять адекватные методические средства для решения задач интеркультурного воспитания и обучения;

— реализация различных традиционных и интерактивных форм и методов учебно-воспитательной работы в процессе формирования интеркультурной педагогической компетентности (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм, творческо-группового поиска, проектной работы, погружения в среду);

— сочетание учебного процесса с интеркультурной регионально ориентированной педагогической практикой.

В целом опытно-экспериментальная работа подтвердила высказанную гипотезу. Таким образом, можно утверждать то, что поставленная цель исследования достигнута, задачи исследования выполнены.

Вместе с тем, узкие рамки диссертационного исследования не позволили нам осветить все проявления феномена и его влияния с одной стороны на процесс воспитания в широком смысле как воспроизводства человека, с другойна результативность педагогического труда. Предпринятая нами работа является лишь одной из первых попыток рассмотрения данного вопроса, в связи с чем мы не можем претендовать на окончательность и абсолютную бесспорность наших умозаключений, полемический характер которых только усиливает актуальность проблемы формирования интеркультурной компетентности и необходимость дальнейшей работы над ней.

В то же время, итоги проведенных изысканий выявляют необходимость продолжения работы в данном направлении. В частности, необходимо более детальное рассмотрение введенных в исследовании понятий, их системный анализ. Важной проблемой является также вопрос об альтернативных путях решения вопроса межкультурного общения. Этим доказывается тот факт, что выявленная в настоящем исследовании проблема получит свое развитие в ближайшей перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Знание, 1990.180 с.
  2. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. — № 3. — С. 13−23.
  3. Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1990. С. 9−58.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1996. — 72 с.
  5. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш.шк., 1981. — 240 с.
  6. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Прогресс, 1989.-256 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М: Высш.шк., 1974. 384 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992. — 192 с.
  9. Э.Р. О проблемах исследования культуры в образовании российских немцев. // Российские немцы. Проблемы культуры и образования. По материалам научно-практического семинара. Новосибирск, 1996. — С. 7−9.
  10. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль: Изд-воЯрослав, ун-та, 1989. 310 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-445 с.
  12. А.А. Психологическая антропология. М.: Олимп, 1993.240 с.
  13. Н.А. О назначении человека. М: Республика, 1993.-382 с.
  14. Н.А. Философия неравенства. М. Има-npecc, 1990.-288 с.
  15. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. 1988. — 148 с.
  16. JI. Великий инквизитор на марше или культура как власть // Октябрь, 2ООО. № 5. — С. 32−51.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М.: Высш.шк., 1994. — 280 с.
  19. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
  20. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Прогресс, 1994. — 160 с.
  21. БуберМ. Я и Ты. -М.:Высш. шк., 1993.- 175 с.
  22. ВалитоваP.P. Толерантность как этическая проблема. Дис.. канд. философ, наук. М., 1997. — 160 с.
  23. .М. Установка и сознательный контроль в психологии познания // Д. Н. Узнадзе классик советской психологии. — Тбилиси: Мец-ниереба, 1986. — С.73−89.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  25. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  26. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Дис.. канд. пед. наук. М., 1983. -184 с.
  27. Л. С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-260 с.
  28. Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.-С. 109−131.
  29. Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 190 с.
  30. Т.В. Учебная деятельность и ее среда. М.: Просвещение, 1984.-250 с.
  31. Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика, 1991. -№ 2. С. 28−35.
  32. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. — 233 с.
  33. Грин Берт Ф. Измерение установки // Математические методы в современной буржуазной социологии. М. Прогресс, 1966. — С. 227−287.
  34. Гройсман A. J1. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 206 с.
  35. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -360 с.
  36. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  37. А.И. Психология коллектива. М.: Наука, 1987. — 264 с.
  38. А.А. «Жемчужина России» // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1990. С. 515−555.
  39. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
  40. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М. Просвещение, 1989. 189 с.
  41. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Знание, 1995.-410 с.
  42. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Просвещение, 1990. — 164 с.
  43. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  44. Г. Человек как враг // Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. — С. 501−508.
  45. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  46. Л.Б. Языковые лагеря: как мы это делаем. М.: Изд-во «Готика», 1998. -32 с.
  47. Л.Б. Организация языковых лагерей: вопросы и ответы // BIZ-BOTE. Информационный листок Образовательно-информационного центра BIZ в Мамонтовке, 2001. № 3 — С. 3−4.
  48. Н.В. Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога). Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1994. — 23 с.
  49. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.: Просвещение, 1992. — 262 с.
  50. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  51. Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1997. — 156 с.
  52. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. Педагогика, 1990. — 142 с.
  53. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьного воспитания / Под ред. Селивановой Н. Л. Издание 2. е, дополненное и переработанное. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 255 с.
  54. В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: Изд-во Рижского ун-та, 1995. — 460 с.
  55. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев: Ра-дянська школа, 1978. — 286 с.
  56. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-63 с.
  57. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М.: Просвещение, 1991. 140 с.
  58. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1995. — 540 с.
  59. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. Политиздат, 1984. — 335 с.
  60. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 350 с.
  61. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Политиздат, 1971. — С. 120−164.
  62. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  63. Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. -252 с.
  64. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Наука, 1997.320 с.
  65. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — 319.
  66. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.
  67. А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. -М.: Наука, 1964.-208 с.
  68. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1990. -142 с.
  69. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М. Ось-89, 1998. — 208 с.
  70. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
  71. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Наука, 1970.-230 с.
  72. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  73. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Прогресс, 1993.- 140 с.
  74. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 1997. № 11. — С. 46−54.
  75. А.А. Педагогическое общение. М.: Просвещение, 1979. — 380 с.
  76. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПКи ФПК. М.: Юрайт, 1999. — 464 с.
  77. С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1990. — С. 59−100.
  78. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.-260 с.
  79. А.Л. Формирование мотивации учителя. М.: Просвещение. — 1990. — 191 с.
  80. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Изд. исправ. и доп. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 327 с.
  81. Межкультурное образование: подход Совета Европы. М.: Политиздат, 1995. -48 с.
  82. Методология в сфере теории и практики / Под ред. А. Л. Симанова, В. Н. Карповича. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990. — 210 с.
  83. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  84. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  85. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. -М.: Высш. шк., 1987. 200 с.
  86. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогческой подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  87. З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1998.-24 с.
  88. А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  89. А.В. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. -29 с.
  90. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецние-реба, 1987.-361 с.
  91. А.Я. Культура делового общения. Челябинск: Изд-во ТОО «Версия», 1997. — 256 с.
  92. А.Я. Методология научного исследования: Учебное пособие для педагогических работников образовательных учреждений. Курган: Ку-рОНО, 1996.- 56 с.
  93. А .Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика, 1992. -№ 7−8. С. 12−26.
  94. А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995. № 5. — С. 44−49.
  95. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М. Большая Российская Энциклопедия, 1994.
  96. Новое педагогическое мышление / Под ред. В. А. Петровского. М.: Педагогика, 1989. 278 с.
  97. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1989. — 420 с.
  98. Л.И. Психологические исследования проявления эмоциональной идентификации в группе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975.-24 с.
  99. Н. Кризис образования в контексте глобальных перемен // Вестник высшей школы, 1990. № 9. — С. 19−27.
  100. Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  101. А.В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. — 256 с.
  102. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  103. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 1982.-390 с.
  104. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Педагогика, 1997.-403 с.
  105. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 204 с.
  106. М.М. Проблемы оптимизации в педагогике // Советская педагогика, 1985. -№ 2. С. 14−15.
  107. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Педагогика, 1993. 370 с.
  108. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  109. Психология управления: Курс лекций / Под ред. Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В. М. Николаенко, Новосибирск: Изд-во НГАЭ-иУ- М.: ИНФРА-М, 1997. — 150 с.
  110. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  111. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509 с.
  112. М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: Методическое пособие для организаторов детского движения. М.: Педагогика, 1996. — 111 с.
  113. Российские немцы. Проблемы культуры и образования. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996. — 181 с.
  114. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1991. — 315 с.
  115. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1987, — 152 с.
  116. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  117. В.И. Элементарная педагогика. М.: Просвещение, 1992. -390 с.
  118. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Прогресс, 1998. — 250 с.
  119. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Наука, 1993. — 130 с.
  120. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
  121. В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-112с.
  122. А.В. Этнические функции культуры и психические расстройства // Психологический журнал, 1996. Т.17. — № 2. — С. 129−137.
  123. В.А. Духовный мир школьника. М: Учпедгиз, 1961.-209 с.
  124. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
  125. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.
  126. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969.-250 с.
  127. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  128. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. Доклады и материалы к научно-практической конференции. М.: Педагогика, 1997. — 280 с.
  129. В.А. Единство и многообразие культур. М.: Наука, 1999. -250 с.
  130. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. — 240 с.
  131. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.450 с.
  132. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961. 201 с.
  133. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: в 11 т. Т. 8. -М.: Советская педагогика, 1950. С. 80−164.
  134. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 197 с.
  135. Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Просвещение, 1981. 340 с.
  136. И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997,-256 с.
  137. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Зигмунд Фрейд. Избранное. -Книга 2. М.: Изд-во «Московский рабочий», 1990. — С. 99−147.
  138. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Зигмунд Фрейд. Избранное. Книга 2. — М.: Изд-во «Московский рабочий», 1990. — С. 3−79.
  139. Э. Бегство от свободы. М.: Наука, 1989. — 336 с.
  140. В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1990. С. 143−210.
  141. И.И. Пособие по истории российских немцев. Вторая половина XVIII начало XX веков. — М.: Изд-во «Готика», 1995. — 115 с.
  142. В.Г. Приоритеты воспитания. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995.-30 с.
  143. В.Г. Зарождение личностного подхода к воспитанию в истории и теории педагогики. // Ученые записки естественно-технологического факультета ЧГПУ. Сборник научных работ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.
  144. В.Г. Воспитание как элемент экологической метасистемы. // Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области. Материалы конференции. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. — 130 с.
  145. В.Г. Развитие лингво-гуманитарной гимназии. Понятийно-терминологический словарь. Редакторр и составитель Швеммер В. Г. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. — 35 с.
  146. .Д. Психология игры. М. Педагогика, 1978. — 157 с.
  147. Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1995. — 410 с.
  148. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1992.-403.
  149. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 128 с.
  150. Allport G.W. Attitudes // A Handbook of Social Psychology, Worcester, 1935, pp. 798−844.
  151. Argyle M. Intercultural communication // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, 1982.
  152. Auernheimer, Georg: Grundmotive und Arbeitsfelder interkultureller Bildung und Erziehung // Interkulturelles Lernen. Arbeitshilfen fur die politische Bildung. Bonn, 1998, S. 18 28.
  153. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies/ Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. — N.Y., 1984,410 р.
  154. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, 1982.
  155. Breitenbach D. Kommunikationsbarierren in der internationalen Jugen-darbeit: Ergebnisse und Empfehlungen / Kommunikationsbarierren in der internationalen Jugendarbeit, Bd. 5, Saarbriicken Fort Lauderdale 1979, 40.
  156. Brislin R.W. Orientation programs for cross-cultural preparation // Perspectives on Cross-Cultural Psychology. N.Y., 1979., 350 p.
  157. Campbell D.T. The Indirect Assessment of social Attitudes, «Psychol. Bull.», 1950, pp. 15−38.
  158. Cui, G., & Awa, J.E. Measuring intercultural effectiveness: An inter-grating approach. International journal of intercultural relations, 1992, pp. 311−328.
  159. Cui, G., & Van Den Berg, S. Testing the construct validity of intercultural effectiveness, International journal of intercultural relations, 1991, pp. 227−241.
  160. Education for Intercultural Experience / edited by R. Michael Paige, 1993, 180 pp.
  161. Fuson W.M. Attitudes: a Note on the Concept and Its Research Context, «Amer. Sociol. Rev «, 1942, pp. 856−857.
  162. Gudykunst W. et al., Culture and interpersonal communication. Beverly Hills., 1988, 180 p.
  163. Handbook of intercultural training / editors, Dan Landis and Rabi S. Bhagad. 2nd edition. SAGE Publications Ltd. London, 1996, 250 p.
  164. Interkulturelles Lernen. Arbeitshilfen fur die politische Bildung. Bundeszentrale fur politische Bildung. Bonn 1998. 384 S.
  165. Kreidler B. Creative conflict resolution. Glenview, il.: Scott, Foresman and Company, 1984, 290 p.
  166. Le-Vine R.A., Campbell D.T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behaviour. N.Y., 1972, 700 p.
  167. Nieke, Wolfgang. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorien-tierungen im Alltag. Reihe Schule und Gesellschaft. Band 4. Leske + Budrich, Opladen 1995. 255 S.
  168. Nieto S. Affirming diversity: The socio-political context of multicultural education, 2nd edition. White Plains, N.Y., Longman Publishers USA, 1996, 420 p.
  169. Webster’s Third New International Dictionary of the English Language. Sringfield, MA: G.&C. Merriam Co, 1980, 730 p.183 АКТ
  170. Об использовании (внедрении) научно-исследовательской работы «Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя»
  171. Автор разработки: Зубарева Людмила Борисовна, региональный координатор проекта «Breitenarbeit» ЗАО «Общества развития Новосибирск mbH» (GTZ).
  172. Учреждение, внедряющее разработку: Челябинский государственный педагогический университет Предмет внедрения:
  173. Критерии сформированности интеркультурной компетентности у будущих учителей.
  174. Программа подготовки студентов к интеркультурной регионально ориентированной педпрактике.
  175. Сроки внедрения: период с 1996 года по настоящее время.
  176. Предложения о дальнейшем использовании и другие замечания.
  177. Рекомендуется в качестве материала для совершенствования учебного процесса студентов педагогических специальностей.
  178. Ректор ЧГПУ кандидат педагогических наук, профессор /"О г —/Ь/У В. В. Латюшин.- ~~ 'Ч11 февраля 2002 года S /
  179. Зав. кафедрой психолого-пемгог^чте|Ы* ,/з^сциплин естественно-технологическог4^кульТ1^ ~ кандидат педагогических наук, доЦЕЯт xJu^Lc^ Н.П. Кочеткова11 февраля 2002 года1. Российская Федерацияgtz)1. EG Novosibirsk шЬН
  180. ЗЛО Общество развития Новосибирск мбХ630 049 г. Новосибирск, Красный проспект ?')/!, Я/факс 8−3!ГО-25 07 <�М R-mailroot: [email protected]. АКТ
  181. Об использовании (внедрении) научно-исследовательской работы «Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учители'»
  182. Автор разработки: Зубарева Людмила Борисовна, региональный координатор проекта «Breitenarbeit» ЗАО «Общества развития Новосибирск mbH» (GTZ).
  183. Учреждение, внедряющее разработку: ЗАО «Общество развития Новосибирск mbH» (GTZ)1. Предмет внедрения:
  184. Интеркультурно ориентированная программа повышенияквалификации учителей, работающих в культурно-образовательных проектах российских немцев.
  185. Педагогическая эффективность внедряемой разработки.
  186. Генеральный директор Релоффс, Эрк
  187. ЗАО «Общество развития Новое иоирок моХ ИНН 540 610 648. Сибирский Ьанк Сбербанка сии 11оносииирск ИНН гИиь Новосибирск 1, Красный Проспект Л<>-ииирск ИНН Г)4иьи1и/00, БИК 45 004 641р/с 4070/8 104 440 201 012 0 г 1 i 1 г ,<. 11
  188. ОКПО 3 I '.0u443. ОКОНХ 834, <�•.19iсформированное^ их интеркультурной компетентности и мотивации к ее повышению.
  189. Реализация программы обеспечила рост уровня интеркультурной компетентности учителей и способствовала их дальнейшей успешной работе в рамках международного проекта «Breitenarbeit», направленного на сохранение культурной самобытности российских немцев.
  190. Сроки внедрения: период с 1997 года по настоящее время.
  191. Предложения о дальнейшем использовании и другие замечания.
  192. Рекомендуется в качестве материала для совершенствования учебного процесса в системе повышения квалификации учителей.
  193. Генеральный директор Координатор проекта
  194. ЗАО «Общества развития «Breitenarbeit"1. Новосибирск mbH» (GTZ)1. Э. Релоффс) j07 февраля 2002 года
Заполнить форму текущей работой