Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ содСрТаниС экологичСского воспитания дошкольников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ позиция позволяСт ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… экосистСмах, ΠΏΠΈΡ‰Π΅Π²Ρ‹Ρ… зависимостях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² Π½ΠΈΡ…. А Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ внСсти ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Сдинства Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ — Π΄Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… сходных растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Ρ‹ лишь Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ срСдС. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ содСрТаниС экологичСского воспитания дошкольников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Для дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ экологичСскоС воспитаниС — это Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ появилось Π½Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ 80-Ρ… ΠΈ 90-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящий ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ этап становлСния. Π•Π³ΠΎ Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΉ основой являСтся Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ слоТившийся ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π» «ΠžΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ», смысл ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… явлСниях ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ доступных нСпосрСдствСнному наблюдСнию: Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ растСния ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠΌ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ характСристики, Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… случаях ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ дСсятилСтиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΌΡƒ — ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ приняло ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΡƒΡŽ окраску [17].

ЭкологичСскоС воспитаниС — новая катСгория, которая нСпосрСдствСнно связана с Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ экологиСй, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅Ρ‘ ΠΎΡ‚вСтвлСниями. Π’ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ экологии Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ понятиями ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: взаимодСйствиС ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ взятого ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ Π΅Π³ΠΎ обитания: Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экосистСмы — сообщСства ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, поэтому ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ½ΡƒΡŽ срСду обитания) ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой. Оба понятия, Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈΠ· Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ окруТСния Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°-дошкольника, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ прСдставлСны Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ основой Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ взгляда Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π½Π΅ΠΉ.

ВзаимодСйствиС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ — Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ, Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт экологии, ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ основой Π±ΡƒΡ€Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ отраслСй — ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ экологии, экологии Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ соврСмСнного Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ использования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вия этого воздСйствия Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ Π½Π° Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ людСй ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ взяты Π½Π° Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ дошкольной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ формирования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ вопросу.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ экологичСского воспитания — Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ экологии: ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°, сообщСство ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π° [11].

ЦСль экологичСского воспитания дошкольников — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — базисных ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² личности, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ срСднСго экологичСского образования, ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ практичСский ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ взаимодСйствия чСловСчСства с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ обСспСчит Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π­Ρ‚Π° Ρ†Π΅Π»ΡŒ согласуСтся с ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ дошкольного воспитания, которая, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅-гуманистичСскиС цСнности, ставит Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ личностного развития Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°: Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ дСтствС Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ личностной ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — базисныС качСства чСловСчСского Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅. ΠšΡ€Π°ΡΠΎΡ‚Π°, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎ, истина Π² Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Ρ‘Ρ… Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… сфСрах Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, «Ρ€ΡƒΠΊΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅», ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π»ΡŽΠ΄ΡΡ… ΠΈ ΡΠ΅Π±Π΅ самом — это Ρ‚Π΅ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ориСнтируСтся дошкольная ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° нашСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ[9].

ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Ρ‹ — ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для всСго чСловСчСства: ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…овная. ΠœΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ΅ всС эти ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ срСду обитания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Π΅Π³ΠΎ производствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Духовная, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся срСдством вдохновСния ΠΈ ΡΡ‚имулятором творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°, отраТённая Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… произвСдСниях искусства, составляСт цСнности Ρ€ΡƒΠΊΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — это становлСниС осознанно-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ нСпосрСдствСнно ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ Π΅Ρ‘ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ, ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ, ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π΅Π΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ, ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Ρ‘ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ств ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ цСнности. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ части ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ цСнности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈ ΠΈΡ… Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚ояния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды. Π­Ρ‚ΠΎ осознаниС своих ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ элСмСнты экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ взаимодСйствия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ руководством взрослых с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈΡ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚: растСниями, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ (сообщСствами ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²), ΠΈΡ… ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, ΠΈΠ·Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ людьми ΠΈΠ· ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ происхоТдСния.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ экологичСского воспитания — это Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ создания ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ достигаСтся эффСкт — ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Π΅ проявлСния Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, готовящихся ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ [23].

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ экологичСского воспитания Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π²Π° аспСкта: ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Ρƒ экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅. Знания ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ процСсса формирования Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΠΌ. Π˜ΡΡ‚ΠΈΠ½Π½ΠΎ экологичСскиС знания Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ осознанный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ экологичСскому сознанию.

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, построСнноС Π²Π½Π΅ понимания Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… связСй Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, социо-ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… связСй Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдой, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ стСрТнСм экологичСской воспитанности, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ экологичСского сознания, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ процСссы ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π° ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€.

БиоцСнтричСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌ экологичСского образования, ставящий Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ внимания ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Ρ‘ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ изучСния закономСрностСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅. Волько ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΠΊΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ позволяСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с Π½Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π΅Π΅Π· Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ.

Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для России, спСцификой ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ большая ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΡΠΆΡ‘Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСскоС Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ слоТившССся Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π΅ΠΉΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ² России ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, прСдставлСно Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ. МоТно ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΆΠΈΠ»ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ принят Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ антропоцСнтричСскиС Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ. Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π΅Ρ‘ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Ρƒ, взаимодСйствиС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, срСду Π΅Π³ΠΎ обитания, соотвСтствуСт российской спСцификС ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ срСдствами образования.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ дСтствС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… экологичСского воспитания. Π’ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этого процСсса Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½Ρ‹ многочислСнными психолого-пСдагогичСскими отСчСствСнными исслСдованиями[14].

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС содСрТаниС экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³:

  • -связь Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания, ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π½Π΅ΠΉ; связь со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡ‹ роста ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия;
  • -ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΈΡ… ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Сдинство; сообщСства ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²;
  • -Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ сущСство, срСда Π΅Π³ΠΎ обитания, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • -использованиС ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов Π² Ρ…озяйствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, загрязнСниС ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды; ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΈ Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… богатств.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ ΠΈ Π²Ρ‚орая ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ — это классичСская экология, Π΅Ρ‘ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Ρ‹: аутэкология, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ взятых ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΈΡ… Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания, ΠΈ ΡΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ, Π²ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ особСнности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ пространствС внСшнСй срСды.

ОзнакомлСниС с ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ связью с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ срСдой обитания ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Ρ‘ позволяСт ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния экологичСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚: ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ связи являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ строСния ΠΈ Ρ„ункционирования Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ срСдой. Выращивая ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ экзСмпляры растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ… срСды Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… стадиях роста ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ аспСктом ΠΏΡ€ΠΈ этом являСтся рассмотрСниС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° людСй ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ позиция позволяСт ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… экосистСмах, ΠΏΠΈΡ‰Π΅Π²Ρ‹Ρ… зависимостях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² Π½ΠΈΡ…. А Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ внСсти ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Сдинства Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ — Π΄Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… сходных растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Ρ‹ лишь Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ срСдС. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ самоцСнности Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

ЧСтвСртая позиция — это элСмСнты ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ экологии, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ… ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ…озяйствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов (ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ²). ОзнакомлСниС с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ явлСниями позволяСт Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ экономноС ΠΈ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Π΅Ρ‘ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ствам.

ВсС ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ содСрТания экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΡƒΡŽΡ‚ΡΡ с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ области «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ», прСдставлСнной Π² ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ срСднСго экологичСского образования.

ЭкологичСскиС знания, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρƒ «ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Ρ‹» Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… цСнностях. «Π”ΠΎΠ±Ρ€ΠΎ» ΠΈ «ΠΊΡ€Π°ΡΠΎΡ‚Ρƒ» Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ трансформации Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, экологичСскоС воспитаниС — новая катСгория, которая нСпосрСдствСнно связана с Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ экологиСй, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅Ρ‘ ΠΎΡ‚вСтвлСниями. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ экологичСского воспитания — Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ экологии: ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°, сообщСство ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π°. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π» экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — это становлСниС осознанно-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ нСпосрСдствСнно ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ Π΅Ρ‘ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ, ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ, ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π΅Π΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊ Π»ΡŽΠ΄ΡΠΌ, ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Ρ‘ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ств ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ цСнности. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ части ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ цСнности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈ ΠΈΡ… Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚ояния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды. Π­Ρ‚ΠΎ осознаниС своих ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ