Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка студентов вузов культуры в процессе освоения менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоммерческий сектор не может развиваться без спонсорства и благотворительности. Анализ механизмов спонсорства как вида экономической деятельности коммерческого сектора представлен в монографии Г. Г. Васильева «Роль спонсорства в маркетинговой деятельности коммерческой организации», в которой сформулированы цели спонсорской стратегии: создание благотворительного имиджа (фирмы, товара, услуги… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
    • 1. Уточнение понятия «менеджмент организаций некоммерческого сектора»
    • 2. Содержание подготовки студентов вузов культуры по менеджменту организаций некоммерческого сектора
  • Глава 1.
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
    • 1. Технологический процесс обучения студентов менеджменту организаций некоммерческого сектора 58−70 $ 2. Система методических заданий по менеджменту организаций некоммерческого сектора

Профессиональная подготовка студентов вузов культуры в процессе освоения менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к рыночным отношениям в России коренным образом изменил характер функционирования системы управления всеми сферами жизнедеятельности.

Становление и развитие различных форм собственности, реорганизация и модернизация государственного сектора потребовали создания новых механизмов управления, изменения парадигмы образования по подготовке специалистов, отвечающих требованиям рыночных отношений.

Современная концепция высшего образования предусматривает переориентацию преподавания в вузе с информационной направленности на организационно-методическую, что позволит повысить адаптационную мобильность специалиста.

Характер деятельности любой организации в современных условиях определяется компетентностью его руководителя, его умением чувствовать конъюнктуру рынка, ориентироваться на конечный результат, т. е. на получение прибыли. Но в систему рыночных отношений вовлечены организации, для которых получение прибыли не является главным: это некоммерческие структуры. К ним относятся учреждения культуры, образования, науки. Главным смыслом их деятельности является развитие культуры, образования, духовное обогащение общества. Однако без дополнительных источников такие организации не могут существовать в силу сложившейся экономической ситуации в стране. Поэтому их выживание и развитие невозможно без коммерческой деятельности.

Некоммерческие организации вынуждены заниматься предпринимательством, чтобы в полной мере осуществлять свою основную миссию.

Поэтому руководство такой организацией должен осуществлять специалист, владеющий не только навыками и мастерством социально-культурного работника, но и менеджера, умеющего устанавливать связи с новыми социально-культурными группами и слоями населения, бизнесменами, коммерсантами, вести коммерческую деятельность без ущерба учебно-творческому, эстетическому, духовно-нравственному содержанию основной деятельности.

Однако в деятельности некоммерческих организаций наблюдается явное противоречие, когда приходится заниматься главным образом поиском средств и несвойственной для них коммерцией, адаптироваться к рыночным отношениям.

В организациях некоммерческого сектора концентрируется значительная часть социально активных, высокообразованных людей, ставящих целью своей деятельности не получение прибыли, а реализацию нравственных идеалов, общественных интересов. В то же время, в таких организациях практически отсутствуют работники, имеющие управленческое образование. В результате уровень менеджмента в организациях некоммерческого сектора значительно ниже, чем в коммерческом или государственном. Таким образом, проблема повышения управленческой квалификации выходит на одно из первых мест.

Поэтому перед системой подготовки менеджеров встает ряд проблем, связанных с поиском новых ее направлений по формированию у них профессиональных знаний и умений, необходимых для деятельности в некоммерческом секторе.

Анализ практики показал наличие противоречий между характером учебной подготовки и реальной профессиональной деятельностью специалиста в организациях некоммерческого сектора: теоретическая подготовка недостаточно ориентирована на деятельность в организациях некоммерческого сектора, системное использование знаний в конкретных условиях. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Экономика и управление на предприятиях» наряду с другими предусматривает раздел «Диверсификация менеджмента, технология и выбор альтернатив эффективного управления». Поскольку, в учебных планах МГУКИ по подготовке экономистов не предусмотрено обучение менеджменту организаций некоммерческого сектора, в нашем исследовании был принят за альтернативу менеджмент организаций некоммерческого сектора. Это способствует «профессионализации менеджмента», также предусмотренной ГОСТом.

Для обучения менеджменту организаций некоммерческого сектора необходима особая технология, интегрирующая совокупность используемых методов, форм средств и режимов обучения. Технология обучения в конечном итоге характеризует эффективность обучения.

Актуальность данной темы обусловлена противоречиями между:

— необходимостью формирования знаний, умений и навыков специалистов, умеющих применять их в организациях некоммерческого сектора, и отсутствием в учебных планах вуза культуры курса менеджмента организаций некоммерческого сектора;

— возможностью вузов культуры вести подготовку специалистов-менеджеров для организаций некоммерческого сектора и недостаточно разработанной научно-методической базой для преподавания менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Степень разработанности проблемы. Общие проблемы культуры рассматриваются в трудах культурологов: А. И. Арнольдова, A.A. Аронова, Л. С. Зориловой, В. М. Чижикова.

Важное значение для исследования имеют работы специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, позволяющие выявить требования к специалисту социокультурной сферы, организации его профессиональной подготовки: Т. И. Бакланова, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, Е. И. Жданова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красилъников, Ю. А. Стрельцов.

Проблемы профессионального образования разработаны А. Я. Айзенбергом, Н. К. Баклановой, A.A. Вербицким, Ю. С. Зубовым, О. П. Коршуновым, Е. И. Максимовым, В. И. Черниченко, П. А. Черватюком.

Подготовку специалистов для сферы культуры, ориентированных на концептуальные познания процессов, протекающих в ней, на основе анализа учебно-творческой, научной, управленческой, маркетинговой деятельности, рассматривает H.A. Паршиков. Для нас важно положение автора о том, что «методология системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусств становится ведущей в процессе перехода от педагогики знаний и навыков к педагогике сотрудничества и развития» .

В последние годы опубликован ряд учебных пособий, монографий и статей в научных сборниках по проблемам «третьего сектора», неприбыльных, некоммерческих организаций, в том числе учебное пособие «Экономика общественного и неприбыльного сектора» (авторыГордин В.Э., Хорева Л. В., Хайкин М.М.). Плодотворно работает над проблемой экономики и управления некоммерческих организаций Т. В. Юрьева.

И.М. Шестман, Л. И. Якобсон, Л. С. Демидова в монографии «Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере» обосновывает необходимость развития некоммерческой (неприбыльной) формы организации хозяйственной деятельности. Однако в этих трудах не уделяется внимания менеджменту некоммерческих (неприбыльных) организаций.

Некоммерческий сектор не может развиваться без спонсорства и благотворительности. Анализ механизмов спонсорства как вида экономической деятельности коммерческого сектора представлен в монографии Г. Г. Васильева «Роль спонсорства в маркетинговой деятельности коммерческой организации», в которой сформулированы цели спонсорской стратегии: создание благотворительного имиджа (фирмы, товара, услуги) — воздействие на социальные проблемысоздание менее напряженной атмосферы, благожелательного фона для ведения бизнесаулучшение взаимоотношений внутри фирмы, создание благоприятного социально-психологического климата, совершенствование корпоративной культуры. Этой проблеме посвящена работа Твиди К. «Организация партнерских отношений между бизнесом и культурой», в которой автор анализирует британский опыт.

История и теория менеджмента широко освещены в трудах Е. В. Клеппер, Н. В. Кротовой, Ю. В. Кузнецова и др.

Теоретические и практические проблемы менеджмента анализируются в трудах зарубежных авторов Ф. Котлера, М. Вудкока, Д. Френсиса, М. Альберта, М. Мескона, Ли Якокка, Д. Пилдич, Дж. Эванса и др. Работы этих авторов не потеряли своей актуальности, однако менеджмент разрабатывался ими в рамках европейского и американского общества, и прямой перенос их в российскую социокультурную среду затруднителен. Работы Л. Васильева, А. Зиновьева, В. Шуберта убедительно доказывают, что прямое копирование зарубежных принципов менеджмента в российских условиях малоэффективно.

Технология менеджмента социально-культурной сферы трактуется в нескольких аспектах: как совокупность производственных процессов в определенной сфере производства продукта или услугкак последовательность различного вида работкак любое средство преобразования исходных материалов — будь то люди, информация или физические материалы — для получения желаемых результатов или услугкак научные описания способов производства (Рудич Л.И. «Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии»).

Проблему подготовки менеджеров в нашей стране разрабатывают Ф. М. Русинов, B.C. Кабанов, М. М. Лебедев, В. Р. Веснин, С. Ф. Макаров, Е. В. Клеппер, Г. П. Тулупов, Н. П. Лапшин и др.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, рассматривающих вопросы формирования качеств менеджеров социально-культурной сферы (Т.В. Христидис), подготовку менеджеров шоу-бизнеса (C.B. Иванов.), организационно-педагогические основы менеджмента в туризме (М.Г. Воронцова).

Вместе с тем мы не обнаружили специальных исследований, посвященных профессиональной подготовке по менеджменту организаций некоммерческого сектора в вузах культуры.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы профессиональной подготовки студентов в процессе освоения менеджмента организаций некоммерческого сектора и обусловили выбор ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров в вузах культуры.

Предмет исследования: процесс освоения студентами менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Цель исследования: совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе освоения менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что преподавание менеджмента некоммерческих организаций включает взаимодействие предметов специального цикла с практической направленностью деятельности менеджера в некоммерческом секторе, обучение методам прогнозирования организационных процессов за счет моделирования уставной профессиональной деятельности, индивидуализацию обучения с применением методов активизации и личной заинтересованности студентов в реализации запросов на углубленное изучение менеджмента организаций некоммерческого сектора, позволит повысить профессиональную подготовку специалистов данной сферы.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены задачи исследования:

— уточнить понятие «менеджмент организаций некоммерческого сектора» ;

— выявить особенности содержания профессиональной подготовки менеджеров организаций некоммерческого сектораразработать и экспериментально апробировать методику профессиональной подготовки студентов, включающую систему знаний и умений менеджмента организаций некоммерческого сектора;

— разработать рекомендации по преподаванию менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Методологическую основу исследования составили положения отечественных философов о развитии личности и определяющем значении деятельности в этом процессе.

Идеи высших ценностей человека, его духовности рассматривали H.A. Бердяев, В В. Соловьев, Б. П. Вышеславцев.

Теоретическую основу исследования составили положения о системно-целостном, личностно-деятельностном подходе в условиях подготовки специалистов таких ученых, как Ю. П. Азаров, Н. К. Бакланова,.

0.С. Богданова, Н. В. Кузьмина, А. Т. Куракин, H.A. Паршиков, Н. Ф. Талызина, Л. И. Рувинский, Л. Ф. Спирин.

В процессе проведения исследования использовались следующие методы:

1. Изучение и анализ научной литературы по философии, педагогике, психологии, менеджменту, маркетингу.

2. Изучение и анализ учебно-методической документации: учебных планов, программ и учебно-методических пособий по менеджменту и маркетингу.

3. Определение современного состояния подготовки и проблем профессиональной деятельности менеджеров организаций некоммерческого сектора.

4. Опытно-педагогическая работа, включающая исследования конкретных педагогических ситуаций (разработка и апробация учебной программы «Менеджмент некоммерческих структур»).

Особенностью опытной работы является применение социологических методов в единстве с практической деятельностью соискателя в качестве директора клуба Московского государственного института электронной техники (технического университета) (МИЭТа).

Исследование проводилось на базе Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств в два этапа. На первом этапе определялось состояние подготовки по менеджменту. Изучалась учебно-методическая документация, осуществлялось наблюдение за процессом обучения. Второй этап исследования включал создание учебно-творческой лаборатории кафедры управления и экономики культуры Московского государственного университета культуры и искусств на базе клуба МИЭТа для студентов специализации «организация деятельности учреждений культуры» («менеджер-экономист»). Клуб МИЭТа работает в тесном творческом контакте с некоммерческой региональной организацией «Фонд молодежных инициатив» и благотворительной некоммерческой организацией «Фонд поддержки студентов, аспирантов и молодых сотрудников МИЭТа», что обусловило создание творческой лаборатории, целью которой явилось обучение способам и конкретным приемам практической деятельности, формирование навыков и умений работать с различными группами населения, бизнесменами, коммерсантами, т. е. деловыми людьми, привлечение их к благотворительности и спонсорству, поиск, сбор, систематизация и использование информации для принятия управленческих решений, формирования программы нововведений и составления плана мероприятий по их реализации в деятельности указанных фондов.

Методический опыт включает изучение деятельности организаций некоммерческого сектораопределение факторов совершенствования подготовки по менеджменту и разработку программы преподавания менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в:

— определении сущности менеджмента организаций некоммерческого секторавыведении структуры профессиональной деятельности менеджера организаций некоммерческого сектора, включающей фандрейзинговый и маркетинговый аспекты и составляющие его компоненты;

— определении педагогических основ обучения студентов менеджменту организаций некоммерческого сектора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированы разработанные автором научно-педагогические основы преподавания менеджмента организаций некоммерческого сектора. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки менеджеров в институтах культуры и искусств.

Апробация результатов исследования проводилась через публикации, в выступлениях на научно-практических конференциях.

Опытная методика апробировалась на занятиях со студентами Института экономики, управления и права Московского государственного университета культуры и искусств (1998/99, 1999/2000 уч.г.). На защиту выносятся следующие положения:

1. Целью преподавания менеджмента организаций некоммерческого сектора должно быть формирование высоконравственного специалиста, способного ориентироваться в социальных проблемах, умеющего устанавливать связи с различными группами населения, с одной стороны, и, с другой, вести предпринимательскую деятельность без ущерба учебно-творческому, эстетическому, духовно-нравственному содержанию основной деятельности своей организации.

2. Подготовка специалиста в области менеджмента организаций некоммерческого сектора должна включать систему специальных учебно-профессиональных заданий, направленных на формирование навыков аналитической, исследовательской и организаторской деятельности.

3. Преподавание менеджмента организаций некоммерческого сектора строится на проблемно-ориентированных и активных методах обучения.

4. Развивающая методика, основанная на личном интересе студентов, непрерывном мониторинге их знаний при поддержке и дидактическом наставничестве преподавателей.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования^ Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование подтвердило актуальность выбранной темы, которая определяется социальным развитием современного общества, степенью разработанности проблемы и концепцией автора, раскрывающих психологические и педагогические основы подготовки менеджеров организаций некоммерческого сектора.

Задачи, поставленные в связи с изучением проблемы обучения менеджменту организаций некоммерческого сектора студентов вузов культуры, рассматривались в двух аспектах. Первый связан с уточнением понятия «менеджмента организаций некоммерческого сектора», выявлением педагогических основ преподавания и конкретизацией содержания подготовки студентов в соответствии с профессионально-деятельным подходом в подготовке менеджеров организаций некоммерческого сектора. Второй — с определением эффективных форм и методов обучения менеджменту организаций некоммерческого сектора и созданием системы учебно-профессиональных заданий, способствующих развитию менеджерских умений.

Анализ состояния и функционирования организаций некоммерческого сектора, представленный в законодательных актах, и проведенное автором изучение специфики деятельности организаций некоммерческого сектора послужили основой следующих определений: некоммерческая организация — это самоуправляемая, добровольная организация граждан, объединившихся с целью реализации своих интересов, не имеющих целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между учредителями, членами и участниками организации в качестве личного дохода.

Сущностью некоммерческой организации является удовлетворение социально-культурных потребностей на общественные блага. В практической деятельности она руководствуется обязательствами перед обществом, закрепленными в ее уставе. Основными целями подобных организаций являются:

— развитие и самореализация личности;

— гуманизация общества;

— удовлетворение социально значимых потребностей всех членов общества;

— нравственно-духовное обогащение личности;

— воплощение принципов социальной справедливости.

Эффективность функционирования некоммерческих организаций во многом зависит от компетентности их менеджера, его умением определять перспективные направления деятельности в условиях меняющейся внешней среды, улавливать тенденции развития потребностей личности и общества.

Анализ деятельности организаций некоммерческого сектора и литературных источников и проведенное автором изучение специфики организаций некоммерческого сектора послужили основой определения менеджмента организаций некоммерческого сектора.

Менеджмент организаций некоммерческого сектора это управление деятельностью некоммерческой организации с целю выполнения уставных целей и расширения возможностей для достижения решаемых задач.

Важнейшим направлением менеджмента организаций некоммерческого сектора является привлечение дополнительного финансирования и ориентация работы на максимальное удовлетворение социальных, культурных и других общественно значимых потребностей граждан.

На основе анализа содержания предмета «Менеджмент» и опросов студентов-заочников специальности «организация деятельности учреждений культуры» Московского государственного университета культуры и искусств исследование дало возможность определить уровень их подготовки, который определяется знаниями общих основ менеджмента, отечественных и зарубежных теорий менеджмента и организаций коммерческих структур, основных требований к личности и деятельности менеджера социально-культурной сферы.

Опрос студентов-заочников показал, что около 20% из них работают в организациях некоммерческого сектора и многие испытывают потребность в более углубленном изучении нормативно-правовых основ организаций некоммерческого сектора, фандрейзинга и «паблик рилейшнз» .

В ходе исследования нами разработана и апробирована программа учебно-творческой лаборатории.

Особенностью ее явилось то, что она включает в себя широкий набор тем. В программу вводится определенный цикл занятий по изучению условий развития некоммерческого сектора, порядок создания российских некоммерческих организаций, признаки коммерческих организаций, их социальные функции, виды и формы некоммерческих организаций, источники и формы финансирования, управление некоммерческими организациями, содержание и формы предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, маркетинг некоммерческих организаций, организационные формы взаимодействия государственных организаций с некоммерческими организациями.

Мы познакомили студентов с деятельностью «Фонда молодежных инициатив» и «Фонда поддержки студентов, аспирантов и молодых сотрудников МИЭТ», во многих мероприятиях которых студенты принимали непосредственное участие от разработки до реализации.

При разработке учебной программы лаборатории мы исходили из того, что наряду с теоретическими вопросами необходимо разрабатывать практические задания по основным видам деятельности организаций некоммерческого сектора.

В соответствии с тем, что состав источников поступления финансовых средств, обеспечивающих функционирование некоммерческой организации, существенно сужен, огромное значение для них имеет поиск дополнительных средств, т. е. «внешних источников». Решению этой проблемы уделялось значительное внимание и отводилось максимальное количество учебного времени.

Нами разработана серия профессиональных заданий, выполнение которых требует творческого подхода, коллективных и индивидуальных форм выполнения.

При обучении менеджменту организаций некоммерческого сектора студенты подключались к работе по подготовке грантов, фандрейзингу, «паблик рилейшнз» .

В результате исследования выявлены следующие условия, необходимые для успешной подготовки студентов по менеджменту некоммерческих структур: вовлечение студентов в различные формы практической деятельности организации некоммерческого сектора- - интеграция дисциплин специального цикла и практических заданий на основе деятельности конкретной организации:

— ориентирование студентов на выполнение заданий с последующим использованием их результатов в деятельности организации;

— расширение диапазона умений и навыков студентов «менеджеров-экономистов» за счет освоения менеджмента некоммерческих структурпрограмма обучения менеджменту строится с учетом уставной деятельности некоммерческой организации и ее планов работы.

Конечная цель совершенствования преподавания менеджмента организаций некоммерческого сектора сводится к тому, чтобы будущий специалист всегда был способен обеспечить оперативное руководство организаций с учетом внутренних и внешних условий ее функционирования.

Наш опыт дает возможность сделать некоторые выводы и предложения, а именно;

— практика развития и функционирования организаций некоммерческого сектора требует высококвалифицированных специалистов-менеджеров;

— подготовка таких специалистов может осуществляться в вузах культуры в рамках специальности «организация деятельности учреждений культуры» за счет включения в учебные планы по менеджменту вопросов менеджмента организаций некоммерческого сектора;

— занятия по менеджменту организаций некоммерческого сектора должны осуществляться в тесном контакте с деятельностью определенной организации;

— задания по менеджменту организаций некоммерческого сектора могут быть включены в программу производственной преддипломной практики, в тематику дипломных работ студентов специальности «организация деятельности учреждений культуры» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Семейная педагогика Любви и Свободы. -М.: Аргументы и факты: 1993. — 608с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться : Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. — 333с.
  3. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986. — 126с.
  4. Р. Искусство решения проблем // Бизнес и менеджмент. -М&bdquo- 1998, С.319−405.
  5. М. Основы менеджмента. М., 1992. 560с.
  6. М., Мескон М. Х., Хедоури Ф. Менеджмент наука управления./ Пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 799с.
  7. М., Мескон М. Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998. 799с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  9. Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. М.: РМАТ, 1997. — 117 с.
  10. Ю. Франчайзинг помогает окрепнуть // Коммерческий вестник.-М., 1996. № 7.-С. 18−19.
  11. A.A. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во МГУК, 1995. — 115 с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1995.
  13. Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М.: МГИК, 1991. — 53 с.
  14. Н.Л. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 408 с.
  15. Библиотека, социальное партнерство, благотворительность. М., 1999. 19 с.
  16. Бизнес и менеджер. М.: Азимут центр, 1992. — 104 с.
  17. Благотворительная деятельность предприятий // Деньги и благотворительность. М., 1996. — № 1.- С. 18−23.
  18. Г. Г. Роль спонсора в маркетинговой деятельности коммерческой организации : Препринт. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. -16 с.
  19. Вейл Питер. Искусство менеджера. Пер. с англ. Козыревой И. Б. — М.: Изд-во «Новости», 1993. — 224 с.
  20. А. Тысяча и одна ночь благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ»// Вестник благотворительности. М., 1999. — № 2. С.25−26.
  21. Н. Некоммерческая коммерция /7 Деньги и благотворительность. М., 1998. — № 3. — С.4−12.
  22. H.И., Особенности стратегического планирования некоммерческих организаций на современном этапе : Препринт. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1996. — 16 с.
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: М.: Высшая школа, 1994.
  24. М.Г. Менеджмент в туризме: организационно-педагогические аспекты. Автореферат канд.пед.наук. СПб., 1997. — 18 с.
  25. Выживет ли культура в условиях рынка: Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций: Перевод. СПб., 1996. — 196 с.
  26. Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998. — 464 с.
  27. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и кредиты, 1994.
  28. Р.Б., Назаров В. И. Команда менеджера. Социально-психололгический, экономический и организационный аспект. Иваново, 1997.-200 с.
  29. В.Э., Хорева Л. В., Хайкин М. М. Экономика общественного и неприбыльного сектора : Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.
  30. Государственные и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: «Сигналь», 1997.
  31. Гражданский кодекс Российской Федерации. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1999.
  32. В.В. Франчайзинг : путь к расширению бизнеса. -Тольятти: Дока-пресс, 1994.
  33. Ф.Ю. Человек в системе современного российского экономического менеджмента: Социологический аспект. -М., 1997.- 112 с.
  34. JI.C. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. М.: МГУК, 1994. 87 с.
  35. Е.И. Технологический процесс обучения менеджеров художественных специализаций в вузах культуры /У Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. М.: МГУК, 1997.1. С. 63−65.
  36. Е.И., Иванов, C.B., Кротова Н. В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие- М.: МГУК, 1997. 95 с.
  37. Е.И., Кротова Н. В., Латков М. С. Учебно-творческая лаборатория. Менеджмент некоммерческих структур. Программа. М.: МГУКИ, 1999. — 10 с.
  38. Е.И., Латков М. С. Менеджмент некоммерческих организаций. Материалы по курсу для студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях социально-культурной сферы», — М.: МГУКИ. 2000. 24 с.
  39. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 185 с.
  40. H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  41. JI.C. Духовные идеалы личности : теория и практика профессиональной подготовки специалистов вузов культуры. Автореферат диссертации доктора культурологии. М. 1999. — 26 с.
  42. C.B. Система обучения менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1997. — 25 с.
  43. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов: (В помощь пишущим заявки на гранты). М.: Радуга, 1996.-60с.
  44. О.И. Культурная политика и менеджмент. М.: Институт молодежи, 1998. — 174 с.
  45. О., Макаревич Э. Управление и менеджмент в культуре // Диалог. М.~ 1996. — № 7. — С.83−90.
  46. Кеннеди Ларри У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере.-СПб, 1994.
  47. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности : Учебное пособие. М.: МГУК, 1995. — 136 с.
  48. Е.А. Основы психологии : Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  49. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях». М.: АИА- Принт, 1996.
  50. Комментарий к Федеральным законам «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях». М.: АИА — Принт, 1996.
  51. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях.» 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 1999. — 264 с.
  52. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ И. М. Шестман, Л. И. Якобсон, Л. С. Демидова и др.. М. Наука, 1995, — 156 с.
  53. Ф. Основы маркетинга. М.: Знание, 1991.
  54. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 227 с.
  55. Котлер Филипп, Амстронг Гари, Сондерс Джон, Вонг Вероника. Основы маркетинга: Перевод с англ. 2-е европ. Изд. — М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. — 1056 с.
  56. М.В. Особенности функционирования негосударственных некоммерческих организаций в сфере культуры. Диссертация кандидата экономических наук. М., 1999. -139 с.
  57. Н.В., Клеппер Е. В. История мирового менеджмента. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998.
  58. Н.В., Клеппер Е. В., Жданова Е. И. Менеджмент. История, теория. Программа курса для студентов факультета культуроведения. М.: МГУ К. — 11 с.
  59. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. -СПб.: Изд-во СПб университета, 1994.
  60. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.-461 с.
  61. И.Д. Практический менеджмент. М., 1992. 4.1−3
  62. Н.П. Менеджмент в социально-культурной сфере. Программа курса. М.: МГУКИ, 1997. — 9 с.
  63. A.A. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979 46 с.
  64. П.Э. Менеджмент искусство управлять (секреты и опыт практического менеджмента). М.: ИНФРА, 1995.
  65. О.В., Рудник Б. Л., Шишкин C.B., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные коммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: «СИГНАЛЪ», 1997. — 176 с.
  66. М.Л., Пирожкова МП., Трехалина Ф. В. Некоммерческие организации в России. Создание, права, налоги, учет. -М.: ЦКУ’ДИС", 1997.
  67. М.Л., Пирожкова H.A. Некоммерческие организации в России. М.: Дело и сервис, 1998. — 394 с.
  68. В.Л. Спонсорство как инструмент коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 3. — С.27.
  69. Менеджмент в социальной сфере: Учеб. Пособие СПб.: Нестор, 1998. — 110 с.
  70. Менеджмент в сфере услуг. / Под ред. Уколова Ф.-М.: Луч. 1995.364 с.
  71. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Соломатин H.A., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА, 1995. — 432 с.
  72. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
  73. H.A., Галенская Л. Н. Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 170с.
  74. Ю.В. Основы маркетинга : Учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Дашков и К°». 2000. — 156 с.
  75. A.B. Некоммерческий сектор и рынок : современные тенденции развития: Диссертация кандидата экон. наук. М., 1999. -153 с.
  76. В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.
  77. Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: отношения партнерства. Сб.науч.статей. -Новосибирск: ИДМИ, 1999. 184 с.
  78. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. -М.: CAF Российское представительство, 1995.
  79. Основы предпринимательского дела. М., 1992.
  80. Ott Р. Создавая спрос: эффективные советы по маркетингу ваших услуг и товаров: Пер. с анг. М., 1997. — 317 с.
  81. А. П. Инновационный модуль подготовки управленческих кадров в вузах культуры // Сб.науч.тр. / С-Петерб.гос.ин-т культуры. СПб., 1992. — № 40. — С.28−42.
  82. H.A. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств. Автореферат. Диссертация доктора педагогических наук. — М., 1999. — 44 с.
  83. Р.Б., Назаров В. И. Команда менеджера : Социально-психологический, экономический и организационный аспекты. — Иваново, 1997.-200 с.
  84. Э. Лэнд. Менеджмент искусство управлять (секреты и опыт практического менеджмента). — М.: ИНФРА, 1995.
  85. Правовое обеспечение менеджмента в культуре. -М., 1994.-168 с.
  86. Практическая психология для менеджеров. М.: ИИД «Филинь"1996.
  87. Предприниматель и благотворительность // Деньги и благотворительность. М., 1996. — № 1. — С.18−23.
  88. К.Э. Коммерция и творчество : враги или союзники9 -М.: Искусство, 1992.-271 с.
  89. Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. Учебное пособие. Кемерово. Кузбассвузиздат. 1996, — С.9−64.
  90. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 1996. — 350 с.
  91. Т.Я. Волнующий шаг к успеху. Маркетинг и досуг. -Барнаул, 1994.
  92. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. -М., 1996.
  93. Семь нот Менеджмента: Учебник. -М.: ЗАО «Эксперт», 1998.
  94. Л. Франчайзинг собственный бизнесе под маркой лучшей фирмы // Малый бизнес России. — М., 1996, — № 2. — С.9−11.
  95. Современный менеджмент в России: Сб.ст. М.: Изд-во РАНС, 1997.-Ч. 1−2.
  96. Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание/ Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. H.H.: НКЦП, 1992. 232 с.
  97. Социально-экономическое положение России в 1996 г. М.: Госкомстат России, 1997.
  98. Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 200 с.
  99. Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. Учебное пособие. М.: МГУКИ. — 200 с.
  100. Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? МЛ 990.
  101. М.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  102. К. Организация партнерских отношений между бизнесом и культурой // Работа с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство- СПб.: Изд-во Чернышева, 1997. — С.23−52.
  103. Г. П. Маркетинг. Конспект лекций. М.: МГУКИ. 1998.
  104. Г. П. Основы предпринимательского дела. Конспект лекций. М.: МГУКИ, 1999. — 141 с.
  105. Управление некоммерческими организациями. М., 1994.
  106. Управление некоммерческими организациями. Материалы конференции. М.: ПО «Радуга», 1992.
  107. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992.176 с.
  108. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Рос.газета. 1995. — 17 авг. — С.4.
  109. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». М., 1996.-32 с.
  110. Федеральный закон «О общественных объединениях» № 82 -ФЗ от 19 мая 1995 г.
  111. Федеральный закон «О предпринимательской деятельности».
  112. Г. Филантропия, как и все остальное, должна быть продуктом // Деньги и благотворительность. М., 1998. — № 6. — С.29.
  113. С.И., Христенко С. С. Экономика духовного производства : музеи, библиотеки, клубы. Одесса: Маяк, 1990. — 224 с.
  114. Т.В. Формирование коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе культуры. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1996. — 20 с.
  115. В.Е. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика. М., 1991.
  116. Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М.: Фонд «Сопричастность», 1993.
  117. В.И. Технология обучения в вузе, состояние и перспектива // Время культуры и культурное пространство: Сб. тезисов международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 2000,-С.84/
  118. X. Практика маркетинга. М.: Республика, 1995.
  119. В. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика. 1992.
  120. А. А. Практическое мышление менеджера. М.: Финпресс, 1998^ - 220 с.
  121. Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика. 1990.
  122. И. Банки и благотворительность // Деньги и благотворительность. М., 1994, — № 1.- Апр.
  123. Т.В. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). АНКИЛ, 1994.
  124. Юрьева Т. В Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов // Российский экономический журнал. 1996. — № 4.-С. 101.
  125. . Карьера менеджера : Пер. с.анг./ общ.ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1991.
  126. Янг Л. О благотворительности и зарубежном партнерстве // Деньги и благотворительность. М., 1994. -№ 3. — С.1.
  127. Fandlay. Theatre management in America. New-York, 1990. p.8
  128. The Oxford English Dictionarv (London, 1993 Yol, VI. P.106).
Заполнить форму текущей работой