Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ имеющейся практики деятельности вузов России и проведенных ранее исследований показывает, что многие школы и вузы успешно решают задачи предметной подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения. Однако в массовой образовательной практике ориентация школьника на активное включение в процесс профессионального самоопределения выражается слабо. Чаще всего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение школьников в современных социокультурных условиях в России и за рубежом
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическая проблема исследования
    • 1. 3. Педагогические возможности довузовской подготовки в профессиональном самоопределении старших школьников
    • 1. 4. Модель довузовской подготовки для профессионального самоопределения старших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ СОДЕЙСТВИЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Диагностика отражения задач профессиональной ориентации школьников в содержании довузовской подготовки
    • 2. 2. Организация и содержание довузовской подготовки в контексте профессионального самоопределения старших школьников
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов реализации программы довузовской подготовки для профессионального самоопределения старших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное общество с развитием рыночных отношений выдвигает новые требования к образованию и профессиональному самоопределению учащихся. В связи с этим, обществу стали необходимы люди, способные к саморазвитию, к принятию нестандартных решений, к умению ориентироваться и быть конкурентоспособными на рынке труда.

Все это ведет к изменениям не только в сфере профессиональной подготовки молодёжи, но и на этапе выбора профессии, который может начинаться уже на школьной ступени образования. Это обстоятельство усиливает необходимость создания условий для плавного перехода выпускников школ от общего к высшему профессиональному образованию на идеях непрерывности образования и интеграции содержания школьного и вузовского образования.

Довузовская подготовка может выступать таким условием — как элемент целостной системы непрерывного образования, содержание которого строится на идеях организации неформального образования старших школьников в условиях вуза, содействующего их профессиональному самоопределению.

Анализ имеющейся практики деятельности вузов России и проведенных ранее исследований показывает, что многие школы и вузы успешно решают задачи предметной подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения. Однако в массовой образовательной практике ориентация школьника на активное включение в процесс профессионального самоопределения выражается слабо. Чаще всего наблюдается слабый уровень профориентационной работы в школах и вузахнедостаточное знание учителями, учащимися и их родителями, преподавателями вузов современного рынка образовательных услуг и рынка трудадефицит специалистов для реализации профильного обучения и профессиональной ориентации.

Анализ современной психологической и педагогической литературы позволил утверждать, что проблемы профессионального самоопределения школьников нашли широкое отражение в научных исследованиях. В социологии эти вопросы изучались с точки зрения развития общества и образования (Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, A.B. Петровский и др.), социальной адаптации личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн) и её социальной зрелости (Г.М. Андреева, Д. А. Леонтьев и др.).

С позиций историзма, этапности развития в непрерывной связи общего и политехнического образования, трудового воспитания и профессионально-трудовой подготовки дан теоретический анализ проблем профессионального самоопределения молодёжи в трудах: П. Р. Атутова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, Э. Г. Костяшкина, С. Н. Чистяковой и др.

В психологии основополагающими в исследовании профессионального самоопределения стали идеи деятельностного подхода к личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — направленности личности (Л.И. Божович, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн) — положения гуманистической психологии о человеке как субъекте своей жизни (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Эриксон), самореализации (И.С. Кон) и саморазвитии личности (В.И. Андреев, О. С. Газман, Л.Н. Куликова).

Феномен профессионального самоопределения раскрыт в работах С. Я. Батышева, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, И. П. Смирнова, С. Н. Чистяковой и др.

В исследованиях Т. М. Гордиец выявлены подходы к раскрытию взаимосвязи педагогического процесса и процесса профессионального самоопределения. В работах В. Ф. Сахарова, В. В. Серикова, A.C. Нисимчук, Т. В. Кудрявцева выявлены потенциальные возможности каждого элемента педагогической системы для профессионального самоопределения учащихся. Формирование умений профессионального самоопределения в познавательной деятельности учащихся рассматривается в работах Е. М. Павлютенкова, A.B. Сухарева, Э. А. Фарапоновой.

За последние десять лет проведено немало исследований по педагогике (Ф.В. Новшедная, В. А. Черниговский, B.JI. Шкляев, C.B. Стацук, В. Е. Мелехова, Э. А. Тихонов, В. Н. Шматко, О. Ю. Мондонен, Е.В. Ярушина), по психологии (Н.В. Щеколдина, H.A. Богдан), по социологии (В.Н. Недайвозов, В. Ю. Дементьева, В.Р. Дряхлова), в которых исследовались проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях профессиональных образовательных учреждений (колледжей, вузов, учреждений повышения квалификации, учреждений дополнительного образования). В центре внимания этих исследований были вопросы профессионального становления будущих специалистов, но не исследовались проблемы профессионального самоопределения школьников, осуществляемого в условиях вуза.

В 2008 году состоялось докторское исследование JT.A. Кравчук по проблеме определения педагогических условий развития профессионального самоопределения у старшеклассников в педагогическом процессе довузовской подготовки, которое открывает перспективу дальнейших исследований проблемы профессионального самоопределения школьников.

Анализ диссертационных исследований позволяет сделать вывод о том, что недостаточно изучены способы организации и возможности довузовской подготовки в решении задач профессиональной ориентации школьников, принципы и условия отбора содержания довузовской подготовки школьников, ориентированного на содействие их профессиональному самоопределению.

Современная социокультурная ситуация привела к возникновению противоречия между потребностью современного, быстро меняющегося общества в социально зрелых, активных и самостоятельных выпускниках общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения деятельности взрослых субъектов образования (руководители школы и вуза, учителя и преподаватели, родители, социальные партнеры) по обеспечению таких высоких требований.

Данное обстоятельство требует расширения исследований, выявляющих условия профессионального самоопределения старшеклассника, стоящего на пороге выхода его в самостоятельную взрослую жизнь, связанную с выбором будущей профессиональной деятельности.

Современное развитие старшеклассника изменяет характер его общения и деятельности, сознания, и мышления, а также структуру педагогического взаимодействия с ним, формы организации и принципы отбора содержания образования, которые ему предлагаются, в том числе и на довузовском этапе образования.

Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения противоречий:

• между потребностью подростков в профессиональном самоопределении и неготовностью выпускников школ к построению своего дальнейшего образовательного маршрута в соответствии со своими профессиональными намерениями;

• между имеющимися образовательными и профориентационными возможностями довузовской подготовки старших школьников к профессиональному самоопределению на базе высшего учебного заведения и отсутствием научно-методического обеспечения содержания и процесса реализации соответствующих образовательных программ.

Анализ современной образовательной ситуации, изучение исследований профессионального самоопределения школьника, выявление противоречий обусловили выбор темы исследования «Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников», проблема которого заключается в построении модели довузовской подготовки, ориентированной на решение задач профессионального самоопределения школьников.

Цель исследования: обосновать организацию, содержание и технологии довузовской подготовки, содействующей профессиональному самоопределению старших школьников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старших школьников в современных условиях.

Предмет исследования: довузовская подготовка как условие профессионального самоопределения старших школьников.

Гипотеза исследования: довузовская подготовка будет содействовать профессиональному самоопределению старших школьников при следующих условиях:

• довузовская подготовка представляется вузом как элемент целостной системы непрерывного образования, в которой субъект ориентирован на профессиональное самоопределение;

• довузовская подготовка ориентирована на выявление профессиональных намерений старших школьников и их поддержку в профессиональном самоопределении по профилю вуза;

• содержание довузовской подготовки, технологии взаимодействия ее субъектов, формы организации занятий со школьниками стимулируют их самостоятельность, активность в принятии решений по выбору профессии и построении своего дальнейшего образовательного маршрута.

В соответствии с рабочей гипотезой, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:

1. Выявить проблемы профессионального самоопределения старших школьников в современных условиях.

2. Выявить педагогические возможности довузовской подготовки в целях профессиональной ориентации старших школьников.

3. Выявить основные особенности организации довузовской подготовки старших школьников как элемента системы непрерывного образования.

4. Спроектировать содержание, обосновать выбор, особенности, специфику технологий довузовской подготовки в контексте профессионального самоопределения старших школьников.

5. Разработать критерии оценки результативности реализации программы довузовской подготовки старших школьников, содействующей их профессиональному самоопределению.

6. Определить сущность готовности преподавателей вуза к профессиональной ориентации старших школьников в процессе довузовской подготовки.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, среди которых ведущими были следующие методы: теоретические — анализ, синтез, обобщение международных и российских документов, педагогической, психологической и методической литературы по проблемам профессионального самоопределения школьников и довузовской подготовкиэмпирическиевключенное наблюдение, анкетирование, беседы, педагогическое консультирование учащихся, родителей, преподавателей вуза, контент-анализ, конструирование модели довузовской подготовки и форм профессиональной ориентации старших школьников, экспертная оценка, статистический и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования были выбраны философские труды об идее человека как автора самого себя (H.A. Бердяев, C. J1. Франкл) — стремлении человека к саморазвитию (B.C. Соловьёв, H.A. Бердяев, М.М. Бахтин), к самосовершенствованию (М.К. Мамардашвили, П. Тейяр де Шарден) — возможности выбора (В.Н. Лосский, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс), необходимости определения собственной позиции в системе человеческих ценностей (М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет), самоопределения личности в культуре (Н.Б. Крылова, С.Е. Ячин) — поиска смысла жизни (Э. Фромм).

Был выбран личностно — деятельностный подход, позволяющий рассмотрение довузовской подготовки как условия содействия профессиональному самоопределению старших школьников.

Теоретико-методологической базой и источниками исследования являлись:

• работы, обращенные к сущности личностно — деятельностного подхода в возрастной психологи и педагогике (З.И. Васильева, JI.C. Выготский, К. Д. Радина, C. JL Рубинштейн, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.);

• концепции профессионального самоопределения молодёжи с позиций историзма, этапности развития, в непрерывной связи общего и политехнического образования, трудового воспитания и профессионально-трудовой подготовки (П.Р. Атутов, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, Э. Г. Костяшкин, С.Н. Чистякова).

• исследования педагогов, разрабатывавших проблемы организации, содержания и процесса довузовской подготовки школьников к переходу на ступень высшего профессионального образования (профессиональная ориентация на технические специальности — В. Ф. Глушков, на педагогические специальности Н. К. Сергеев, на развитие информационно-коммуникационной компетентности абитуриента A.B. Овчаров).

• научные труды отечественных психологов, обращенные к раскрытию сущности профессионального самоопределения и зависимости выявления, формирования и развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от включённости учащихся в соответствующие виды деятельности (A.A. Бодалев, JT.C. Выготский, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, Н. С. Пряжников, и др.);

• теории и концепции процесса обучения, отвечающие изменениям современного общества: теории личностно-ориентированного обучения (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, P. Sheperd, A. Taylor и др.) — концепции компетентностного подхода к обучению (А.Г. Каспржак, A.A. Пинский, К. Н. Поливанова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, И. Д. Фрумин, S. Pogrov, О. Raven, В. Treffinger и др.);

• труды, обращенные к проблемам отношений, деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе (Н.В. Бордовская, P.P. Габдулхаков, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Жуков, Л. А. Регуш и др.);

Экспериментальная база исследования: Эксперименту предшествовал многолетний констатирующий этап исследования, на котором осуществлялась подготовка данных по проблеме профессионального самоопределения старших школьников, выявлялись профессиональные намерения школьников (на примере профессий в сфере экономики и права), разрабатывались формы организации довузовской подготовки.

Эта работа проводилась автором на базе факультета довузовской подготовки Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета, общеобразовательных школ № 1, 18 г. Ленинска-Кузнецкого, колледжа г. Белово Кемеровской области, кафедр практической психологии и экономики и права. На этапе констатирующего эксперимента приняли участие 1180 школьников 10−11 классов и 74 преподавателя вуза.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кемеровского государственного университета и частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невский институт управления и дизайна» (Санкт-Петербург).

Этапы исследования: исследование носило поэтапный характер и проводилось в период с 2002 по 2010 год.

На предварительном этапе (2002 — 2004 г.г.) изучались материалы отечественных и международных исследований по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников и довузовской подготовки в изменяющихся социально-экономических условиях. Анализировались материалы философских, психологических, социологических исследований по выявлению знания о возможностях довузовской подготовки в решении задач профессионального самоопределения старшеклассников.

На первом этапе (2004 — 2006 г. г.) путем теоретического анализа и синтеза были разработаны теоретические и методологические основания исследованиявыявлено и теоретически обосновано современное научное знание о профессиональном самоопределении старшеклассников, о богатстве и многообразии средств профессионального самоопределения, о принципах, путях и способах реализации этих средств в условиях довузовской подготовки. Определялась база опытно-экспериментальной части исследования.

На втором этапе (2006 — 2009 г. г.) разрабатывалась программа профессионального самоопределения старших школьников, проверялись педагогические условия ее реализации на базе довузовской подготовки. Посредством констатирующего эксперимента выделялись тенденции, характеризующие отношения и взаимодействие школьников и преподавателей вуза в условиях довузовской подготовки.

На третьем этапе (2009 — 2010 г. г.) проводился анализ, систематизация, теоретическое осмысление и обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное самоопределение старших школьников в современных условиях происходит в ситуации развивающихся противоречий: между представлениями школьников о мире профессионального труда, их профессиональными намерениями и реальными предложениями рынка труда, требованиями к личности и деятельности работника в конкретно выбранном виде профессиональной деятельностимежду профессиональными намерениями школьников и недостаточной разработанностью условий включения старших школьников в систему довузовской подготовки.

Эти противоречия порождают социально-педагогические проблемы, связанные с оказанием помощи школьникам в профессиональном самоопределении.

Современная ситуация развития высшей школы характеризует ее заинтересованность в решении этих проблем, но требуется разработка механизмов запуска этой работы.

2. Профессиональное самоопределение старших школьников на этапе довузовской подготовки — это сознательный и самостоятельный выбор профессии и вуза на основе развития способностей, интересов, профпригодности и других субъективных факторов в условиях специально и целенаправленно организованной системы, построенной на взаимосвязи формального или неформального образования.

3. Довузовская подготовка старших школьников, содействующая их профессиональному самоопределению, представляет собой:

• систему взаимодействия старших школьников и преподавателей вуза;

• целенаправленную последовательную деятельность вуза по профессиональной ориентации старших школьников;

• готовность старших школьников к выбору профессии и построению дальнейшего образовательного пути.

4. Сущностные характеристики довузовской подготовки:

4. ¡-.Организация довузовской подготовки представляет собой совокупность последовательных действий вуза:

• поиск и выявление профессионально ориентированных старших школьников;

• проведение встреч с родителями старших школьников на предмет консультирования и информирования об условиях довузовской подготовки;

• заключение договоров между вузом и родителями старших школьников о включении их в систему довузовской подготовки;

• формирование из числа старших школьников групп слушателей довузовской подготовки;

• выявление преподавателей вуза, ориентированных на взаимодействие со старшими школьниками в условиях довузовской подготовки;

• разработка содержания, выбор технологий довузовской подготовки;

• составление расписания занятий довузовской подготовки старших школьников.

4.2. Содержание довузовской подготовка имеет комплексный характер, поскольку позволяет всесторонне организовать профессиональную ориентацию старших школьников на основе развития личностной активности и субъектной позиции школьника в процессе взаимодействия с преподавателями в образовательно-профессиональной среде вуза.

Содержание довузовской подготовки включает в себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих блока: психологический -«Познаю себя», социокультурный — «Социум, культура и Я», экономико-правовой — «Мир профессий и рынок труда».

Взаимосвязь блоков, включенных в довузовскую подготовку, заключается в профессиональной целесообразности каждого из них. Направленность содержания блока на достижение цели профессионального самоопределения школьника характеризуется активным процессом понимания школьником самого себя, своего Я, своего места в обществе, выбора будущей профессии и образования.

Каждый блок содержит учебные модули, освоение которых ориентировано на конечный результат подготовки — на профессиональное самоопределение школьника как принятие решения по выбору профессии и вуза.

Структура модуля включает: название модуля, цели обучения, результаты обучения, формы организации занятий, технологии обучения и методики оценки образовательных достижений школьниковкритерии оценки результатов, продолжительность обучениясодержание учебного материала и информациинетекстовые материалы (иллюстрации, таблицы, фото, и т. д.) — контрольно-измерительные материалы, лист рефлексии (было интересно, неинтересно, осталось непонятным, вопросы преподавателю). 4.3. Довузовская подготовка реализуется на основе технологии рефлексивного обучения и технологии развития критического мышления. Такие технологии довузовской подготовки позволяют осуществлять поддержку учебно-познавательной деятельности школьников за счет расширения опыта взаимодействия с информационным, культурным и социальным окружением.

Работа школьников в процессе обучения направляется не столько на усвоение знаний, сколько на формирование и развитие личностных качеств (уверенности в себе, целеустремленности и т. п.) и профессионально важных качеств (зависит от профессии), на удовлетворение потребности школьника в поддержке и сопровождении процесса профессионального самоопределения.

На основе рефлексивной оценки средств довузовской подготовки и развития новых способов деятельности, связанных с использованием образовательных ресурсов, построением собственного процесса обучения, школьники проявляют активность и субъектную позицию в поле профессионального педагогического взаимодействия.

В таких условиях старший школьник ощущает себя как самостоятельный и самоценный субъект, может соотнести свои реальные возможности со своими желаниями и притязаниями на продолжение образования, включаясь в процесс профессиональной ориентации.

4.4.Результат довузовской подготовки — это осознанный выбор профессии на основе позитивной образовательной практики школьника в накоплении им нового образовательного опыта и переводе его в стратегии, условия, средства и построение индивидуального плана будущего образования и профессионального самоопределения.

5. Готовность преподавателя вуза к решению задач профессиональной ориентации старших школьников выражается в степени сформированное&tradeтаких умений как:

• ставить цели и планировать профориентационную работу с учетом потребностей рынка труда и возможностей вуза;

• осуществлять отбор содержания, проектировать и организовывать профориентационные мероприятия с учетом профессиональных намерений школьника;

• разрабатывать информационное и методическое обеспечение профориентационных мер;

• осуществлять взаимодействие со школьниками и другими участниками профориентационной деятельности вуза;

• повышать свою квалификацию по проблемам профессиональной ориентации школьников.

6. Критерии оценки результативности реализации программы довузовской подготовки старших школьников, способствующей их профессиональному самоопределению: удовлетворенность профессиональных намерений и потребностей старших школьниковготовность старших школьников к принятию решения по выбору профессии и построению индивидуального плана будущего образования и профессионального самоопределения.

Достоверность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается четкостью и последовательной реализацией исследовательской позиции автораадекватностью методов исследования, соответствующих целям и задачам: теоретические методы (анализ научной литературы, результатов отечественных исследований, обобщенных в научных статьях, контент — анализ характеристик понятий) — эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, групповое фокусированное интервью, анализ продуктов деятельности) — опытно-экспериментальные методы (моделирование образовательных ситуаций, метод «выращивания» нового теоретического знания и практического опыта) — экспертные оценочные методики (в исследовании приняли участие 1180 школьников 1011 классов, 74 преподавателя вузов) — качественные методы оценки и обработки экспериментальных данных (монографический метод).

Апробация основных результатов исследования осуществлялась: через публикации статей, выступления на проблемных аспирантских семинарах кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герценачерез участие во Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2004) — обсуждение на научно-практической конференции «Новые педагогические технологии» (Санкт-Петербург, 2007) — участие в международной научно-практической конференции «Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010) — участие во Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» (Санкт-Петербург, 2011) — через работу с учащимися старших классов и их родителями (Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Кемерово и Кемеровская область) — через проведение занятий с преподавателями и слушателями программы довузовской подготовки старших школьников (Кемеровский Государственный Университет, частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Невский институт управления и дизайна», Санкт-Петербург).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

Результаты исследования показали, что профессиональные намерения старшеклассников являются ключевой характеристикой для решения задачи выбора вуза и будущей профессиональной деятельности. Но у большинства школьников эти намерения складываются весьма противоречиво в силу объективных причин, обусловленных, в первую очередь, отсутствием возможности школы и недостаточной готовностью вузов в организации и проведении профориентационной деятельности.

Результаты опроса преподавателей показывают, что большинство из них осознают необходимость участия в профориентационной деятельности вуза, но при этом они нуждаются в информационно-методической поддержке этой работы.

Результаты преобразующего этапа эксперимента позволили разработать и реализовывать программу довузовской подготовки старших школьников, направленную на содействие их профессиональному самоопределению.

Основанием для разработки программы явились результаты констатирующего эксперимента исследования, подтверждающие необходимость и потребность старших школьников в поддержке и сопровождении процесса их профессионального самоопределения в области экономики и права.

В главе обоснована логика и структура программы довузовской подготовки старших школьников осуществлялось пошагово.

Целевая направленность программы характеризует ее как профориентационную, состоящую из взаимосвязанных компонентов: профессиональное просвещениепрофессиональная активизация через развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовойпрофессиональная психодиагностикапрофессиональная консультацияпрофессиональный отбор (подбор) профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Содержательная направленность довузовской подготовки обусловлена, с одной стороны, потребностью слушателей довузовской подготовки, а, с другой, необходимостью формирования жизненных планов и перспектив у старшеклассников, неразрывно связанных с одним из центральных новообразований — самоопределением.

Обосновано включение слушателей и преподавателей вузов в активную деятельность, рациональное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных способов социального и учебного взаимодействия, направленность методов довузовской подготовки на саморазвитие и самореализацию личности школьника с помощью личностно-деятельностных технологий и оптимального сочетания групповой, индивидуальной и коллективной работы школьников.

Результаты аналитико-обобщающего этапа эксперимента позволили осуществить анализ и оценку результатов реализации программы довузовской подготовки старших школьников. Оценить: удовлетворенность профессиональных намерений и потребностей школьниковготовность школьников к профессиональному самоопределению как принятие решения по выбору профессии и построению индивидуального образовательно-профессионального маршрутаготовность преподавателей вуза к построению и реализации программ профессиональной ориентации школьников.

Результаты эксперимента позволяют утверждать, что программа довузовской подготовки старших школьников содействовала развитию профессиональных интересов школьников, повышению учебной и познавательной активности в будущем образовании, развитию умений принимать аналитическое решение при выборе будущей профессии, которое формируется в несколько этапов: сбор информации, анализ способов решения, выбор оптимального решения.

• В главе доказано, что одним из условий успешности реализации программы довузовской подготовки является активное включение преподавателей вуза в процесс профессиональной ориентации школьников. Это способствует развитию их готовности к профориентационной работе со школьниками, которая проявляется через:

• умения ставить цели и планировать профориентационную работу с учетом потребностей рынка труда и возможностей вуза;

• умения учитывать психологические особенности подросткового возраста;

• умения проектировать и осуществлять профориентационные мероприятия с учетом профессиональных намерений школьника;

• умения разрабатывать информационное и методическое обеспечение содержания и процесса решения профориентационных задач;

• умения осуществлять взаимодействие со школьниками и другими участниками профориентационной деятельности вуза,.

• умения повышать свою квалификацию по проблемам профессиональной ориентации школьников.

Таким образом, осуществлена экспериментальная проверка основных положений исследования — реализован замысел и ход включения старших школьников в процесс довузовской подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование имело своей целью обосновать организацию, содержание и технологии довузовской подготовки, содействующей профессиональному самоопределению старших школьников.

Доказательство правомерности выдвинутой гипотезы и достижение цели исследования потребовало решения ряда взаимосвязанных задач.

В результате решения исследовательской задачи, связанной с выявлением проблемы профессионального самоопределения старших школьников в современных условиях был получен вывод о том, что социокультурном плане в нашей стране мир ценностей молодежи, и особенно школьников, чрезвычайно противоречив. Молодые люди не всегда могут верно ориентироваться в социальной действительности. Им необходимо оказывать не только информационную, психологическую, но и педагогическую помощь на этапе выбора профессии и дальнейшего пути в образовании.

Специфика проблем, связанных с оказанием помощи старшим школьникам в их профессиональном самоопределении, требует поиска новых форм работы по профессиональной ориентации. Очевидной становится необходимость разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение школьников в решение собственных проблем.

В диссертации довузовская подготовка рассматривается:

• как целенаправленная последовательная деятельность вуза по созданию условий, содействующих профессиональному самоопределению старших школьников;

• как особый вид образовательно-профессиональной среды вуза, в которой: абитуриент (учащийся-слушатель) ощущает себя как самостоятельный и самоценный субъектсоздаются условия для удовлетворения индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности школьникаорганизуется взаимодействие школьников с преподавателямиреализуется программа профессиональной ориентации, способствующая профессиональному самоопределению личности школьника.

В диссертации выявлены и обоснованы педагогические возможности довузовской подготовки, которые позволяют решать задачи:

• организация работы по профессиональной ориентации всех категорий слушателей: анализ ситуации на рынке труда и учет его требований при формировании образовательных услуг довузовской подготовкипредоставление слушателям широкого спектра образовательных услуг на довузовском уровне подготовки (углубленная предметная подготовка по разным предметным областям школьного образования, профориентационное тестирование);

• координация взаимодействия факультетов вуза с образовательными учреждениями и органами управления образованием по проблемам профессионального самоопределения школьников;

• подготовка информационных, методических и аналитических материалов по проблемам профориентации школьников.

В результате диссертационного исследования предложена модель профессионального самоопределения школьников в условиях довузовской подготовки, разработанная на идеях личностно-ориентировапиого подхода к школьнику в процессе его профессиональной ориентации, позволяющая сформулировать принципиальный для нашего исследования вывод о том, что довузовская подготовка может и должна направлять процесс профессионального самоопределения старших школьников:

• если профессиональная ориентация организуется в соответствии с профессиональными намерениями старших школьников;

• если профессиональная ориентация удовлетворяет и развивает познавательный интерес старших школьников и не является для них дополнительной физической и психологической нагрузкой, негативно влияющей на результаты освоения общего среднего образования;

• если профессиональная позиция преподавателя вуза является гарантом успешности профессиональной ориентации старших школьников.

В исследовании получен вывод о том, что одним из условий содействия профессиональному самоопределению старших школьников на этапе довузовской подготовки выступает создание и реализация комплексной «Программы довузовской подготовки для профессионального самоопределения старших школьников». Реализация программы была направлена на создание условий:

• для развития потребностпо — мотивационной сферы старшего школьника и его профессиональных намерений;

• для развития личностной активности старшего школьника во взаимодействии с преподавателями вуза и другими школьниками;

• для развития представлений старших школьников об особенностях мира профессий и рынка труда;

• для развития умений старших школьников анализировать свои образовательно-профессиональные потребности, свою деятельность;

• для ориентации старших школьников в образовательно-профессиональной среде университета и использовании ее возможностей для своего профессионального самоопределения. Проведенный эксперимент дает основание считать, что довузовская подготовка и как организационная структура вуза, и как программа профессиональной ориентации слушателей обладает высоким потенциалом и богатыми педагогическими возможностями в содействии профессиональному самоопределению старших школьников, поскольку:

• профессиональная ориентация организуется в соответствии с профессиональными намерениями старших школьников;

• профессиональная ориентация удовлетворяет и развивает познавательный интерес старших школьников и не является для пего дополнительной физической и психологической нагрузкой, негативно влияющей на результаты освоения общего среднего образования;

• профессиональная позиция преподавателя вуза отражает его готовность в решении задач профессиональной ориентации старших школьников.

Проведенное исследование убеждает, что довузовская подготовка школьников к выбору профессии и построению образовательнопрофессионального пути требует готовности преподавателей вуза: к осмыслению современных задач профессиональной ориентации старших школьниковк построению содержания занятий в логике подготовки к решению задач личностной и профессиональной ориентациик организации взаимодействия со старшими школьниками на принципах диалога и сотрудничествак оценке результатов решения задач личностной и профессиональной ориентациик оценке готовности школьников к выбору своего дальнейшего образовательно — профессионального пути.

Проведенное исследование открывает новые направления изучения данной проблемы: изучение особенностей профессиональной ориентации абитуриентов в вузах разного профиляисследование возможностей элективных курсов, ориентированных на решение задач профессиональной ориентации учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовкиисследование возможностей школы и вуза при разработке, программ практики и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения Текст. / Б. В. Авво: учеб. — метод, пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО. — 2006.- 98 с.
  2. Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания Текст. / Е. М. Аврамова // Социс. 2006. — № 6. -С.22 — 25.
  3. О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся Текст. / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова: учеб. метод, пособие для педагогов школ. — СПб.: КАРО, 2008, — 96 с.
  4. О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицыпа А. П. Современная школа: опыт модернизации Текст.: Книга для учителя / под общ. ред. А. П. Тряпицыпой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 — 290 с.
  5. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопр. психологии. 1968. — № 6. -С.21 -33.
  6. H.A. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации Текст.: автореф. дис.. канд. соц. наук / H.A. Аниканова. Новочеркасск, 2002. — 23 с.
  7. А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России: сб. док. М ва общ. образования РФ Текст. — М., 1995. — С.25 — 31.
  8. Аспекты модернизации российской школы Текст.: науч. метод, рекомендации к широкомасштаб. эксперименту по обновлению содерж. и структуры общ. сред, образования. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. -164 с.
  9. Ю.Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе Текст. / П. И. Бабочкип. М.: Социум, 2000. -176 с.
  10. П.Балакирева Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию Текст. / Э. В. Балакирева: моногр. СПб., 2008. — 255 с.
  11. М.А. Азбука профориентации XXI века Текст. / М. А. Бандюков. СПб.: РОСТ, 2001.-45 с.
  12. Г. С. Найти и обрести себя Текст. / Г. С. Батищев // Вопр. философии. 1995.-№ 3,-С. 103 — 109.
  13. А.Е. Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов Текст.: науч. метод, материалы. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.- 176 с.
  14. Бестужев Лада И. В. Восьмая подсистема образования. А может быть, первая? Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Внешкольник. — 1997. — № 3.-С.2- 20.
  15. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейпа. М.- Воронеж, 1995. — 352 с.
  16. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зипченко. СПб: Прайм — Еврознак, 2004. — 672 с.
  17. Большой толковый социологический словарь Текст.: в 2 т. / сост.: Д. Джери, Дж. Джери- пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: АСТ, Вече, 1999. -Т. 2. — 528 с.
  18. Большой энциклопедический словарь Текст.: в 2 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991. — Т. 1: А-Н. — 863 с.
  19. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированпого образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000. — 351 с.
  20. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2002. — 181 с.
  21. А.Н. Информациоино-педагогическая поддержка профильного обучения старшеклассников Текст.: учеб. метод, пособие для учителей профильной школы и родителей / Под ред. О. В. Акуловой. -СПб.: ХИМИЗДАТ. — 2009. — 136 с.
  22. Т.М. Проблемы и психотехника самоопределения личности Текст. / Т. М. Буякас // Вопр. психологии. 2002. — № 2. — С. 28 — 40.
  23. Ветер перемен в октябре! 1-ый Молодежный международный форум по профессиональному самоопределению «Мы сами!» // Электронный ресурс. URL: http://www.topcareer.ru/db/tc/482ACD5F23EF38D3C3257615002F2E00/rn aterial. html]
  24. Взаимодействие субъектов образовательного процесса: результаты диссертационных исследований Текст. / сост.: A.B. Платонова, B.C. Пусвацет, C.B. Ривкипа. СПб.: Изд-во «Лема», 2011. — 294 с.
  25. Викарчук О. Н. Совершенствование систем довузовской подготовки в условиях модернизации высшего профессионального образования
  26. Текст.: дис. .канд. пед. наук / О. Н. Викарчук. Тольятти, 2000. — 144 с.
  27. Волгина, Т.10. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки Текст.: дис. .канд. пед. паук / Т. Ю. Волгина. Омск, 2005. — 204 с.
  28. Н. Н. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социокультурного кризиса Текст. / Н, Н. Волкова // Отечественный журнал социальной работы. 2005. — N 1. — С. 18 — 29.
  29. O.A. Основы профессиональной ориентации молодежи Текст.: учеб. метод, пособие / O.A. Волкова- под ред. Т. П. Дурасановой. — Балашов- Николаев, 2002. — 66 с.
  30. Выбор в современной школе Текст. / под ред. А. П. Тряпицыной. -СПб., 2002.-343 с.
  31. В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи Текст. / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социс. 2006. — № 7. — С. 22 — 25.
  32. JI.C. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М: Педагогика — Пресс, 1999. — 536 с.
  33. Л. А. Социальная адаптация современной российской молодежи к социально-экономическим и институционально-правовым рискам Текст. / Л. А. Гедуева. Ростов п/Д: Наука-Пресс, 2006. — с 20 132
  34. A.M., Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 66−72.
  35. B.C. Философия образования для XXI века Текст.: учеб. пособие для самообразования / Б. С. Гершупский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Пед. о — во России, 2002. — 512 с.
  36. С.И. Основы педагогики: Введение в практическую философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Просвещение, 1995. — 448 с.
  37. И.В. Диагностические методики предпрофильиой подготовки Текст.: учеб. метод, пособие / под ред. А. П. Тряпицыпой. — СПб.: КАРО, 2006.- 176 с.
  38. И.В. Оценка образовательных результатов школьника Текст.: учеб. метод, пособие / под ред. А. П. Тряпицыпой. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с.
  39. Т.М., Формирование профессиональной направленности личности школьника в процессе изучения иитегрированпых курсов Текст.: дис. .канд. пед .наук / Т. М. Гордиец. М., 1994. — 223 с.
  40. В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В. А. Горский // Доп. образование. 2003. — № 3. — С. 29 — 34.
  41. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников Текст. / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 32 — 39.
  42. И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильиом обучении Текст.: учеб. метод, пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыпой. — СПб.: КАРО, 2005 — 128 с.
  43. В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1996.-541 с.
  44. О.Б., Менг Т. В., Пискунова Е. В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения Текст.: учеб. метод, пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыпой. — СПб.: КАРО. -2006.- 90 с.
  45. О.С. Адаптация школьной молодежи на рынке труда в контексте социальной трансформации Текст.: дис.. канд. социол. наук / О. С. Демьяновская. Саратов, 2009. — 163 с.
  46. Н.В. Дополнительное образование и профильная школа Текст.: метод, рекомепд. к курсу по выбору / Н. В. Добрецова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 114 с.
  47. М.С., Доронин A.B. Монографический метод. Сущность и программа использования в исследованиях поведения Текст. / М. С. Доронина // Бизнесинформ. 2009. -№ 1. — с. 121−129.
  48. В.Р. Развитие довузовской подготовки в системе непрерывного профессионального образования управленческих кадров: на примере академии государственной службы Текст.: дис.. канд. социол. паук / В. Р. Дряхлова. Н. Новгород, 2009. — 201 с.
  49. И.В. Формирование личиости в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / И. В. Дубровина. М.: Педагог, 1997.-254 с.
  50. Живага АЛО. Особенности профессиональной ориентации студенческой молодежи (на материалах Сахалинской области) Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / АЛО.Живага. М., 2008. — 30 с.
  51. Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Акад. проект, 2006. — 336 с.
  52. Ю.А., Чупров В. И. Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе Текст. / 10. А. Зубок, В. И.
  53. Чупров //Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251), М., 2004.
  54. М.И. Особенности профессиональных склонностей в связи с задачами профориентации Текст. / М. И. Ивашок, Н. Ф. Гейжан // Научные основы профессионального самоопределения учащихся: сб. науч. тр. Л., 1982. — С.5 — 14.
  55. Иван Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир Текст. / Иллич Иван. Москва: Просвещение, 2006.160 с. — (Образование: мировой бестселлер)
  56. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / B.C. Ильин.- М., 1984. 144 с.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб., 2000. -508 с.
  58. JT.C. Образовательная мотивация: теория и методология исследования Текст.: мопогр. / JI.C. Илюшин. СПб.: БАН, 2002. -216 с.
  59. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) Текст. / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160 с.
  60. М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки Текст.: дис.канд. пед. наук / М. С. Капелевич. Калининград, 2001.- 206 с.
  61. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования Текст.: дис.. .д ра пед. наук / Н. Э. Касаткина. — М., 1995. — 416 с.
  62. Е.А. Психология профессионала Текст.: избр. психол. тр./ Е. А. Климов. -М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003.- 454 с.
  63. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст.: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Моск. психол.-соц. Ин-т: Флинта, 2003.-320 с.
  64. Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  65. О.В. Формирование нравственных ценностей как основа самовоспитания современных старшеклассников Текст. / О. В. Козина // Интеграция образования. 2005. — № 4. — С. 45 — 49.
  66. И.А. Педагогическое проектирование Текст.: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. — 287 с.
  67. И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения Текст.: учеб. -метод, пособие / под ред. Академика З. И. Васильевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 196 с.
  68. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности Текст. / Д. Л. Константиновский. М.: ЦСО РАО, 2000.
  69. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст. // Вестн. образования. 2002. — № 12. — С. 9 — 17.
  70. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования- под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 39 с. -(Стандарты второго поколения).
  71. Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд Текст. / Л. Н. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. — 325 с.
  72. Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы Текст. / Л. Н. Куликова. Хабаровск, 2005. — 320 с.
  73. Л.Н. Образование как социальное качество общества Текст. / Л. Н. Курбатова. Пермь, 2004. — 82 с.
  74. Г<�устова E.H. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы Текст. / E.H. Кустова // Имидж. 2002. — № 2. — С. 29 — 34.
  75. И.Р. Принцип образовательного партнёрства Текст. / И. Р. Лазарепко // Интеграция образования. 2005. — № 4. — С. 24 — 29.
  76. Лебедев О. Е Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школ, технологии. 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
  77. А.Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопр. философии. 1972. — № 9. — С. 95 — 100.
  78. Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. В. Щелобаиова // Вопр. психологии. 2001. — № 1. — С. 57 — 66.
  79. Н.Б., Николаеико О. Н. Практикум по профориентациоппым технологиям Текст.: учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. В. В. Семикипа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 197 с.
  80. К. Мотивы выбора профессии Текст. / К. Ляспиков // Человек и труд. 2000. — № 8. — С. 42−43.
  81. Е.В. Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников Текст.: дис. .канд. пед. паук / Е. В. Маликина. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. 165 с.
  82. Ю.С. Воспитание средой : сборник статей разных лет Текст. / Ю. С. Манулов. Н. Новгород, 2003. — 119 с.
  83. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1983. — 118 с.
  84. А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности: тексты. М., 1982. — С. 108 — 117.
  85. E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника Текст. / Е. Н. Медынский. 5-е изд., доп. — М.: Наука, 1918 (обл. 1919).-292 с.
  86. Т.В. Инновационная образовательная среда университета: педагогическое измерение / Т. В. Менг // Известия Российской академии образования. 2009. — № 2. — С.55−63.
  87. Т.В. Проектирование конструктивистских образовательных сред в деятельности преподавателя высшей школы Текст. // Вестник Герценовского университета [Текст] / РГПУ. СПб., 2011. — N 10 (96). -С. 40−48.ч
  88. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Высш. психология. 1997. -№ 4. — С. 53 — 61.
  89. Е.С. Личностно-ориептированное обучение как фактор предвузовской подготовки слушателей подготовительных курсов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Митченкова. -Челябинск, 1999. 28 с.
  90. H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие Текст.: М.: МИРОС, 2002. — 208с
  91. Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования Текст. / под ред. А. Л. Зимина, H.H. Захарова, А.Г. Аптипьева- Перм. гос. техп. ун-т. Пермь, 2003. -242 с.
  92. H.A. Дополнительное образование в современной России Текст. / H.A. Морозова // Доп. образование. 2003. — № 8. — С.31 — 34.
  93. Моторная проба Шварцландера // Электронный ресурс. URL: http://www.psy-iles.ru/2006/1 1/21/motornaja proba shvarclandera. html
  94. А. А. Профориентация учащихся: зарубежный опыт // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов // // Электронный ресурс. URL: http://jumal.org/articles/2007/art.php?art=ped9.htm.
  95. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. М., 1995. — 356 с.
  96. P.P. Молодежь в социальном пространстве крупного города Текст.: дис.. канд. социол. наук / P.P. Насибуллин. М.: РГБ, 2007, — 130 с.
  97. Нашествие лириков // Электронный ресурс. URL: http://www.dela.ru/articles/nashestvie-lirikov/).
  98. Г. К. Государство и регулирование рынка труда: Опыт США Текст. / Г. К. Никольская // Труд за рубежом. 1997. — № 2. -С. 28−32.
  99. Т.В. О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования Текст. / Т. В. Носакова // Доп. образование. 2003. — № 12. — С. 40 — 42.
  100. Образовательная программа маршрут ученика Текст.: 4. II / под ред.А. П. Тряпицыной. — СПб., 2000. — 228 с.
  101. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, H.A. Морозова. М., 1999. — 66 с.
  102. Опросник Ротгера // Электронный ресурс. URL: http://www.psychologos.ru/
  103. А.Б. Склонность и профессия Текст. / А. Б. Орлов. М., 1981.- 252 с.
  104. Н.Г. Поверить в себя: особенности личпостно -профессионального самоопределения старшеклассников Текст. / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. 2003. — № 4. — С. 6 — 7.
  105. Педагогика в современном мире: Сборник статей всероссийской научной конференции Текст. / ред. сов.: Т. Б. Алексеева, И. В. Гладкая, Н. Э. Кондракова, Н. М. Федорова. СПб., Изд-во «Лема», 2011. — 305 с.
  106. Педагогический словарь // Электронный ресурс. URL: http.7/enc-dic.com/pedagogics/Materialnoe-I-FonTialnoe-Obrazovanie-1014.html
  107. Е.А. Неформальное образование как средство формирования готовности старшеклассников к высшему образованию Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е.А. Песковский- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 1997. — 24 с.
  108. С.А. Образовательная среда профильного обучения Текст.: метод, пособ. для педагогических коллективов школ / под общей ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 90 с.
  109. С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение Текст.: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г. А. Бордовского, 2006. 84 с.
  110. Планирование профессиональной карьеры Текст.: метод, рекоменд. для педагогов / сост. НЛО. Посталюк, Т. Ю. Дубровицких и др. Самара: Профи, 2001. — 32 с.
  111. Подготовка студентов и педагогов к инновационному проектированию культурно-воспитательной среды в школе и в вузе Текст.: Педагогические исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.-294 с.
  112. Подготовка учителей к работе в новой школе Текст.: науч. -метод, материалы / С. В. Булаева, JT.O. Маленкова, Ю. С. Матросова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 192 с.
  113. В.И. Системное управление образованием взрослых Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Институт образования взрослых / В. И. Подобед СПб., 1999. — 46 с.
  114. Г. Н. Региональное дополнительное образование: проблемы и перспективы Текст. / Г. Н. Попова // Доп. образование. -2003. -№ 10. С. 8 — 12.
  115. М.Г. Этапы процесса профессионального самоопределения личности: материалы X региональной науч.- техн. копф. «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». — СевКавГТУ, 2006. // Электронный ресурс. URL: http://www.ncstu.ru
  116. Проблемы создания и организации работы центров непрерывного образования в вузах Текст.: тез. докл. респ. науч.- метод, конф. (9−10 окт. 1990). Кемерово, 1990. — 195 с.
  117. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии Текст.: науч. метод, пособ. / под ред. Н. Ф. Радионовой. -СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. — 192 с.
  118. Профессиональная самореализация личности в современном обществе Текст.: монография / под науч. ред. Е. В. Федосенко. СПб.: Речь, 2009.- 122 с.
  119. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи Текст. / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкипой. М.: ИПС РАО, 1993.-90 с.
  120. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Текст. / Н. С. Пряжников, — М., 2002.400 с.
  121. Н.С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опрос -ники (8−11 классы) Текст. / Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005.-288 с.
  122. Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, ЕЛО. Пряжникова. — М.: Академия, 2004. -480 с.
  123. Пряжникова ЕЛО. Профориентация Текст.: учеб. пособие / ЕЛО. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Академия, 2008. — 496 с.
  124. Психологическое сопровождение выбора профессии Текст. / под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — 123 с.
  125. Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся Текст. / Н. И. Пьянкова. М.: АПК и ПРО, 2004. — 22 с.
  126. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе Текст.: дис. д-ра пед. наук / Н. Ф. Радиопова. С. Петербург, 1991. -470 с.
  127. Н.Ф. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования Текст. / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Контроль качества и оценка в образовании: материалы междунар. конф. СПб., 1998. — С. 98 — 113.
  128. Ю.М. Жизненные стратегии личности. Опыт комплексного анализа Текст. / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М., 2002. — 176 с.
  129. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. эпцикл., 1993. — Т.1. — С. 285.
  130. Российская Федерация. Законы. О дополнительном образовании: федер. закон: принят Гос. Думой 16 июля 2001 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ubo.rn/normative/l/
  131. Российская Федерация. Законы. Об образовании (по состоянию на 10 февраля 2008) Текст.: федер. закон. Новосибирск: Изд — во СИБ. Универ., 2008. — (Кодексы и законы России).
  132. С.Л. Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  133. C.JT. Самосознание личности и её жизненный путь Текст. // Собр. соч.: в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. М., 1989. — Т. 2. — 186 с.
  134. С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учётом региональных особенностей Текст.: автореф. дис. .канд. пед паук / С. Ю. Рубцова. -М., 2003.-26 с.
  135. Е.Б. Педагогические условия формирования профессионального самосознания старшеклассников Текст.: дис. .канд.пед.наук/Е.Б.Савина. -М., 1991.- 153 с.
  136. Сагатовский В.1−1. Категория деятельности и ее структура Текст. / В. Н. Сагатовский // Вопр. философии. 1985. — N 2. — С. 44 — 45.
  137. В.Ф. Психология самоопределения личности Текст.: Учебное пособие / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1986. — 142 с.
  138. В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии Текст.: моногр. / В.В. Сериков- Волгогр. гос. пед, ун -т. -Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
  139. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Текст. / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. -Вып.7: Инноватор-Bennet colledge. — С. 177 — 184.
  140. М.А. Адаптационные процессы в сфере труда в условиях трансформации российского общества Текст. / М. А. Слюсарянский // Матер. VIII Всерос. науч. конф. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2006. — С.6 — 12.
  141. Е.Е. На пути к выбору профессии Текст.: материалы для специалиста образовательного учреждения / Е. Е. Смирнова. СПб.: КАРО, 2003.- 158 с.
  142. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  143. Социология молодежи Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добренько, Ф. Д. Кадария и др. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 575 с.
  144. JI.H. Профессиональное самоопределение и профориентация Текст. / JI.H. Старикова // Высшее образование в России. 2007. — № 5. — С. 75 — 77.
  145. Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов Текст. / Т. А. Старостенкова // Инновации в образовании. 2006. — № 2. — С. 108 — 118.
  146. Т.С. Довузовская подготовка в условиях модернизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. С. Сумская. М., 2002. — 200 с.
  147. A.B. Психологические критерии профессионального сам о определения Текст.: дис.. канд. психол. паук / А. В. Сухарев. -М., 1987. — 187 с.
  148. T.JI. Роль комплекса «дополнительное образование — школа» в профессиональном самоопределении личности Текст. / Т. Л. Тарасова, Г. И. Макаренко // Доп. образование. 2003. -№ 11.- С. 3 -6.
  149. Т. Лири модифицированный вариант интерперсональной диагностики, разработан Л.Н. Собчик) // Электронный ресурс. — URL: http://hrm.ru/test-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnosheniii-t-liri
  150. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема Текст. / М. Х. Титма. М.: Мысль, 1975.- 196 с.
  151. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: дис. д-ра пед. наук / А. П. Тряпицыпа. С. Петербург, 1992. — 396 с.
  152. Дж. Коучинг высокой эффективности Текст. / Л. Уитмор- пер. с англ. М.: Междунар. акад. корпоратив. упр. бизнеса, 2005. — 161 с.
  153. К.Д. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / К. Д. Ушинский. М., 1990. — Т. 5. — 247 с.
  154. Федеральная целевая программа развития образования па 20 062 010 годы Текст.: утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г., № 803. М.: ТЦ Сфера, 2006. — С.ЗЗ. — (Правовая библиотека образования).
  155. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект Текст. М.: Просвещение, 2008. — 21 с. -(Стандарты второго поколения).
  156. . А. Система профориентационной работы со старшеклассниками Текст. / Б. А. Федоришин. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Рад. школа, 1988. — 164 с.
  157. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 227 с.
  158. В.И. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы Текст. / В. И. Филлипов // Бюл. М ва образования РФ. -2000.-№ 2.-С. 23 -32.
  159. С. Теоретические основы профессиональной ориентации Текст. / под ред. С. Н. Жильцова, H.H. Нечаева. М.: МГУ, 1989.- 105 с.
  160. A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования Текст. / A.B. Хуторской // ITap. образование. 2003. -№ 5. -С.12- 15.
  161. H.H. Довузовская подготовка в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Рос. Гос. академии физкультуры и спорта / Н. Н. Чесноков. М., 1998. — 46 с.
  162. H.H. Комплексный подход в исследовании теоретических проблем профессиональной ориентации Текст. / Н. Н. Чистяков // Вопросы теории и практики трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся городских школ. М., 1982. -С. 35−42.
  163. С.Н. Как помочь выпускникам школы стать конкуреитноспособными на рынке труда? Текст. / С. Н. Чистякова // Школа и производство. 2000. — № 5. — С. 2 — 5.
  164. С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению Текст.: метод, пособие / С. Н. Чистякова, А. Я. Журкипа. М., 1997. — 78 с.
  165. JI.H. Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению Текст. / JI.H. Шалавина // Научные интересы — проблемы профессионального самоопределения молодежи.- Кемерово, 2004. С. 18−21.
  166. . Личность, карьера, успех Текст.: психология бизнеса: пер. с.нем. / Б. Швальбе, X. Швальбе. М.: Прогресс, 1993. -239 с.
  167. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилберга-Ханина) // Электронный ресурс. URL: http://www.oksanochka.com/003/001/Q24 4. shtml
  168. Школа и выбор профессии Текст. / под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  169. И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников Текст. / И. Ю. Шустова // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 45 — 48.
  170. Г. П.Щедровицкий: Организационно дсятельностпая игра Электронный ресурс. — М.: http://iarki.ru/wpress/2010/04/21/1105/ (Обращение — февраль 2012 г.)
  171. П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) Текст. / П. Г. Щедровицкий. М.: Эксперимент, 1993. — 154 с.
  172. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  173. Щукина Г. И.: труды и дни./ Сост.: М. А. Верб, И. Г. Шапошникова. Отв. ред. А. П. Тряпицыпа Текст.: СПб., 1997. — 335с.
  174. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
  175. В.А. Педагогическая психология Текст. / В. А. Якунин. -СПб.: Полиус, 1998. 639 с.
  176. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 364 с.
  177. К. Духовная ситуация времени Текст. / К. Ясперс //Человек и его ценности: сб. тез. сов. философов. М.: Республика, 1988. — Ч. 1.-С.61−89.
  178. Eine vergleichende Pilotstudie in Ostdeutschland, Polen und Russland Текст.: монография. Universitatverlag Potsdam, 2011. — 208 s.
Заполнить форму текущей работой