Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе выявленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях ДОД, разработана и апробирована программа «Формирование творческой самостоятельности подростков средствами декоративно-прикладного творчества» — разработаны методические рекомендации по ее реализации для родителей и педагогов, использующиеся в деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические аспекты исследования творческой самостоятельности подростков
    • 1. Сущность понятия «творческая самостоятельность»
    • 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования творческой самостоятельности подростков
    • 3. Учреждения дополнительного образования детей как фактор формирования творческой самостоятельности подростков
  • глава ii. опытно-экспериментальная работа по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей
    • 1. Критерии и технология формирования творческой самостоятельности подростков
    • 2. Диагностика выявления творческой самостоятельности подростков
    • 3. Педагогические условия эффективности формирования творческой самостоятельности подростков

Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное социально-экономическое положение России выдвинуло целый ряд проблем, связанных с формированием творческих личностей, способных к самостоятельной социально значимой деятельности. Преобразовательные задачи могут решать только люди, духовно раскрепощенные, способные инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и культурных ценностей, в управлении производством, в совершенствовании общественных отношений, т. е. люди, творчески самостоятельные.

Активная разработка соответствующих аспектов реализации обозначенной фундаментальной проблемы ведется в настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей (далее иногда — «учреходения ДОД»). Функционируя как открытые социально-педагогические системы в структуре единого культурно-образовательного пространства, они концентрируют свои усилия на углублении мотивации детей и подростков к познанию и творчеству, содействуют их самоопределению, формируют самостоятельность в организации и осуществлении различных видов деятельности.

В Законах и нормативных документах Министерства образования Российской Федерации (Закон «Об образовании» с изменениями и дополнениями к нему /1992, 1996/- Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей /1995/) перечисленные направления деятельности учреждений ДОД определяются как социальные институты, обеспечивающие самоопределение личности. В них подчеркивается, что эти учреждения должны способствовать формированию общей культуры растущего человека, адаптации его к жизни в современном обществе, выявлению и реализации его потенциальных возможностей.

Большое значение для методологического обоснования названной проблемы имеют психолого-педагогические труды Л. С. Выготского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и др.

Проблема развития творческой одаренности детей нашла отражение в исследованиях А. ГАсмолова, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, А. В. Усовой и др.

Развитию творческой активности и самостоятельности личности посвящены работы М. А. Галагузовой, О. М. Дьяченко. С. Е. Матушкина, Н. А. Томина, А. Н. Тубельского.

Педагогические идеи развития творческих способностей и самостоятельности как качества личности многоаспектно исследовались в работах Т. В. Абрамовой, А. Я. Найна, С. Н. Серикова, Н. М. Яковлевой и др.

Методика диагностирования инициативности, самостоятельности, творческого потенциала личности разрабатывается учеными Т. Г. Богдановой, А. З. Иоголевичем, А. Н. Луком и др.

Проблема социальной направленности творчества раскрывается философами и социологами В. Г. Афанасьевым, Л. П. Буевой, Р. Г. Гуровой и др.

Емкие основания для анализа понятийно-категориальной системы исследуемых проблем дают труды психологов К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Б. М. Теплова и др.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам воспитания самостоятельности и развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако проблема формирования творческой самостоятельности детей в условиях учреждений дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, сегодня, как подчеркивалось выше, данные учреждения играют большую роль в ее решении. Это объясняется следующим.

Во-первых, как показало наше исследование, в детских учреждениях дополнительного образования занимается значительное число детей и подростков (до 60% от общего числа школьников).

Во-вторых, материалы исследования свидетельствуют, что потребность детей в реализации своих интересов не удовлетворяется в полной мере семьей и школой. Учреждения же дополнительного образования, предоставляя ребенку возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, могут и должны стать полноценными факторами реализации детских интересов.

В-третьих, учреждения дополнительного образования, располагая квалифицированными кадрами и материальной базой, способны не только удовлетворить, но и развить потребности и интересы ребенка.

Вместе с тем, анализ практической деятельности детских учреждений дополнительного образования показал, что в рамках этих учреждений концептуальные идеи по формированию творческой самостоятельности детей и подростков, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание и технология реализации имеют недостаточное научное обоснование. Это вывело нас на противоречия между:

— развивающейся системой дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью на ее уровне структурных и содержательно-технологических компонентов деятельности по развитию творческой самостоятельности подрастающего поколения;

— растущей потребностью общества в формировании активной, творчески самостоятельной личности и недостаточной возможностью ее продуктивного удовлетворения в условиях учреждений дополнительного образования детей;

— многочисленными видами и типами учреждений дополнительного образования детей и недостаточной определенностью социально-педагогической сущности их деятельности по формированию и развитию творческой самостоятельности растущего человека.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать деятельность детских учреждений дополнительного образования по формированию творческой самостоятельности детей и подростков эффективной, отвечающей потребностям общества, максимально реализующей возможности и предрасположенности каждого ребенка.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей».

В исследование введены ограничения.

1. Рассматривая проблему формирования творческой самостоятельности детей в детских учреждениях дополнительного образования, мы ограничились деятельностью, связанной с декоративно-прикладным творчеством.

2. В исследовании мы рассматриваем младший подростковый возраст (10−12 лет). Во многом это определяется тем, что младший подростковый возраст характеризуется способностью эмоционально реагировать на происходящие явления. Кроме того, в этот период жизни ребенка, наблюдается, по утверждению Л. А. Венгера, соотнесение мотивов своего поведения с мотивами поведения сверстников. В силу этого, именно данный возраст является наиболее благоприятным для интенсивного вовлечения ребенка в процесс формирования его положительных качеств.

Цель исследования — обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреадениях дополнительного образования детей.

Объект исследования — творческая самостоятельность подростков.

Предмет исследования — процесс формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Концептуальная идея исследования нашла отражение в следующей гипотезе.

Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей будет эффективным, если творческая самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, включающее интеллектуальный, мо-тивационный и волевой компоненты и проявляющееся в личностно ориентированной, социально преобразующей деятельностиесли определены и учитываются особенности формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях ДОД, представляющие совокупность последовательных действий, предполагающих: свободный выбор деятельностиформирование развивающей микросреды в парадигме персонифицированной, самостоятельной творческой деятельностиорганизацию взаимодействия детей и педагоговориента- -цию на всестороннее развитие способностей подростков с опорой на высокий их уровень в одной или нескольких областях деятельностиорганизацию деятельности в соответствии с поставленными целямиреализацию установки на социально преобразовательную деятельностьобеспечение разнообразных социальных контактов детейесли критерии сформированности творческой самостоятельности подростков определяются как: развитость их творческих и организационных способностейналичие устойчивой потребности в занятиях осваиваемым видом деятельноститворческая активностьвыраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целейспособность к самостоятельной преобразовательной деятельности в избранной области творчестваумение критично оценивать результаты своего трудаесли педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях ДОД, включают: учет особенностей подросткового возрастапостановку подростка в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды путем организации его участия в сфере творчествапредставление подростку возможности самостоятельной творческой деятельности, имеющей личностно ориентированную и социально преобразующую направленностьесли выявлен и реализуется социально-педагогический потенциал детских учреждений дополнительного образования, обладающий реальными возможностями обеспечения личностно ориентированной и социально преобразующей направленности деятельности детей и педагогов.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

2. Уточнить сущность понятия «творческая самостоятельность личности».

3. Выявить особенности процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

4. Определить критерии сформированное&tradeтворческой самостоятельности подростков.

5. Определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

6. Разработать программы по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

7. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Методологической базой исследования явились фило-софско-психолого-педагогические концепции о природной, социальной и культурной обусловленности развития личности (Л.И.Анциферова, Б. М. Кедров, И. С. Кон, B.C.Юркевич), о ведущей роли деятельности как источника формирования человека (ААБодалев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев и др.), основополагающие идеи социологов и психологов о необходимости подготовки подрастающего поколения к творческому, сознательному участию в социально преобразовательной деятельности (В.Т.Лисовский, С .Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.), а также труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых анализируются различные аспекты процесса формирования творческой самостоятельности личности (Э.А.Голубева, М. Джеймс, И. В. Дубровина, Т.Н. Мальковская).

Методологическое значение для исследования имели общенаучные методы системного, синергетического и личностно деятельностного подходов.

Методы исследования. Комплекс методов, использованных в исследовании, представлен такими составляющими, как: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, операции с понятиями, моделирование), эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности, документов), опросные методы (интервьюирование, анкетирование, методы оценки и самооценки), математические и статистические методы обработки данных.

Организация, база и этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1989;1991) был посвящен изучению состояния проблемы формирования творческой самостоятельности подростков в педагогической теории и практике. Одновременно осуществлялся констатирующий этап эксперимента, разрабатывался понятийный аппарат исследования, определялась рабочая гипотеза, разрабатывались организационные и содержательные формы педагогического взаимодействия в условиях учреждений ДОД, направленные на раскрытие личностного потенциала подростка.

На втором этапе (1991;1994) выстраивалась концепция формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детейпроизводились осмысление и корректировка выдвинутых теоретических положенийразрабатывались программы деятельности подростков в учреждениях дополнительного образованияопределялись педагогические условия эффективности исследуемого процесса и критерии сформированности творческой самостоятельности личности в подростковом возрасте. В ходе формирущего эксперимента производилось конструирование вариантов реализации рассматриваемой проблемы, совершенствование наиболее оптимальных из них, анализ результативности экспериментальной деятельности.

На третьем этапе (1994;1997) анализировались и обобщались результаты исследованияосуществлялось их внедрение в практику работы учреждений дополнительного образования детейразрабатывались научно-методические рекомендации по формированию творческой самостоятельности подростков, производилась публикация наработанных материалов в научной и методической печати, осуществлялась подготовка диссертационного исследования к защите.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Дворца творчества учащейся молодежи им. Н. К. Крупской г. Челябинска и в учреждениях дополнительного образования детей г. Зеленограда. В отдельных видах эксперимента принимали участие подростки и педагоги РДЦ «Орленок», подростки внешкольных учреждений Челябинской области (г.г. Коркино, Копейск, Кыштым). Всего исследованием было охвачено 1200 детей и 400 педагогов.

Эффективности разработки проблемы способствовал практический опыт соискателя в качестве члена педотряда «Луч» Челябинского государственного пединститута и педагога-методиста Дворца творчества детей и юнощества г. Зеленограда.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены и обоснованы особенности формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей, предполагающие: свободный выбор деятельностиформирование развивающей микросреды в парадигме персонифицированной, самостоятельной творческой деятельностиорганизацию взаимодействия детей и педагоговориентацию на всестороннее развитие способностей подростков с опорой на высокий их уровень в одной или нескольких областях деятельностиорганизацию деятельности в соответствии с поставленными целямиреализацию установки на социально преобразовательную деятельностьобеспечение разнообразных социальных контактов детей;

— выявлены критерии сформированности творческой самостоятельности подростков, определяемые как: развитость их творческих и организационных способностейналичие устойчивой потребности в занятиях определенным видом деятельноститворческая активностьвыраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целейспособность к самостоятельной преобразовательной деятельности в избранной области творчества, к самостоятельному прогнозированию и осуществлению оригинальных решенийумение критично оценивать результаты своего труда.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— конкретизировано и развито понятие «творческая самостоятельность», определяющее обозначаемое им качество личности как интегральное, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты и проявляющееся в личностно ориентированной, социально преобразующей деятельности;

— разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей. К основным из этих условий относятся: учет особенностей подросткового возрастапостановка подростка в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды путем организации его участия в сфере творчествапредоставление подростку возможности самостоятельной творческой деятельности, имеющей личностную ориентированность и социально преобразующую направленность.

Обоснованные педагогические условия позволяют разрабатывать программы и научно-методические рекомендации по формированию творческой самостоятельности подростков в условиях любых образовательно-воспитательных учреждений.

Практическая значимость исследования обусловлена реализацией в процессе его осуществления таких позиций:

— на основе выявленных педагогических условий эффективного формирования и критериев сформированное&tradeтворческой самостоятельности подростков разработана и апробирована программа «Формирование творческой самостоятельности подростков средствами декоративно-прикладного творчества" — разработаны методические рекомендации по ее реализации для родителей и педагогов, использующиеся в деятельности учреждений дополнительного образования детей г. г. Челябинска и Зеленограда.

— разработан и прочитан спецкурс «Педагогические условия формирования творческой самостоятельности подростков» для педагогов учреждений дополнительного образования детей, получивший положительную оценку слушателей в г. г. Челябинске и Зеленограде.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных исследуемому объектуопорой на аналогичные положения и выводы других исследователейрепрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализомподтверждением результатами исследования верности его гипотезыпозитивными изменениями в деятельности учреждений дополнительного образования детей г. г. Челябинска и Зеленограда по формированию творческой самостоятельности подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— посредством публикации. результатов исследования в научной и методической печати;

— через внедрение разработанных программ и методических рекомендаций в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей г. г. Челябинска и Зеленограда;

— в ходе участия автора исследования в ежегодных научных конференциях преподавателей Челябинского государственного педагогического университета (1991;1997), в международных, республиканских и региональных научных конференциях в г. г. Барнауле, Москве, Челябинске (1991;1996);

— в процессе работы автора на сессиях НОУ г. Челябинска (19 891 996).

Основные результаты исследования используются в работе научно-практических семинаров в системе повышения квалификации педагогов учреждений дополнительного образования детей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деятельность учреждений дополнительного образования детей по формированию творческой самостоятельности подростков должна основываться на конкретизированном и развитом понятии «творческая самостоятельность», определяющем обозначаемое им качество личности как интегральное, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты и проявляющееся в личностно ориентированной, социально преобразующей деятельности.

2. Особенности процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей предполагают: свободный выбор деятельностиформирование развивающей микросреды в парадигме персонифицированной, самостоятельной творческой деятельностиорганизацию взаимодействия детей и педагоговориентацию на всестороннее развитие способностей подростков с опорой на высокий их уровень в одной или нескольких областях деятельностиорганизацию деятельности в соответствии с поставленными целямиреализацию установки на социально преобразовательную деятельностьобеспечение разнообразных социальных контактов детей.

3. Критериями сформированности творческой самостоятельности подростков являются: развитость их творческих и организационных способностейналичие устойчивой потребности в занятиях определенным видом деятельноститворческая активностьвыраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целейспособность к самостоятельной преобразовательной деятельности в избранной области творчества, к самостоятельному прогнозированию и осуществлению нестандартных решенийумение критично оценивать результаты своего труда.

4. К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей относятся: учет особенностей подросткового возрастапостановка подростка в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды путем организации его участия в осваиваемой сфере творчествапредоставление подростку возможности самостоятельной творческой деятельности, имеющей личностную ориентированность и социально преобразующую направленность.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во-введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальностьвскрываются основные противоречия в области формирования творческой самостоятельности подростков и причины, их обусловившиеопределяются цель, объект и предмет исследования, его гипотеза, задачи, методологическая основараскрываются этапы и методы исследованияизлагаются факторы новизны, теоретической и практической значимости работыприводятся данные об апробации результатов исследованияформулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Психолого-педагогические аспекты исследования творческой самостоятельности подростков» — рассмотрены основные подходы к определению творческой самостоятельности личности в психолого-педагогической литературеобоснован выбор рабочего определенияраскрыты психолого-педагогические предпосылки творческой самостоятельности подростковохарактеризована специфика деятельности педагогического коллектива учреждений дополнительного образования по формированию данного ключевого и рядополага-ющих качеств личности подростка.

Во второй главе — «Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей"-описывается организация опытно-экспериментальной работыобосновываются выявленные критерии сформированности творческой самостоятельности подростковрассматривается технология формирования данного качества личности в учреждениях дополнительного образования детейраскрывается диагностика творческой самостоятельности подростковдается анализ педагогических условий эффективности формирования исследуемого качества личности в учреждениях ДОДобобщаются результаты эксперимента.

В заключении формулируются основные выводы исследования и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Выводы по второй главе.

1. Во второй главе настоящего исследования раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы.

Приступая к реализации содержания эксперимента, мы определили основные критерии сформированности творческой самостоятельности подростков, к которым отнесли: развитость их творческих и организационных способностейналичие устойчивых потребностей в занятиях осваиваемым видом деятельноститворческую активностьвыраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целей, способность к самостоятельной преобразовательной деятельности в избранной области творчества, умение критично оценивать результаты своего труда.

2. Использованные в ходе эксперимента технологии формирования творческой самостоятельности подростков позволили организовать их интеллектуально-игровую деятельность с целью выявления и реализации их возможностей и предрасположенностей.

Эксперимент показал, что расширение сферы межличностного общения подростков в творческом объединении (студии, центре, кружке), предоставление им возможности инициативной самостоятельной деятельности с последующим ее анализом и оценкой, последовательное усложнение этой деятельности значительно повышают результативность процесса формирования творческой самостоятельности.

3. Расмотренные диагностические методики выявления творческой самостоятельности позволили обобщить материал, сделать выводы и разработать программы по формированию исследуемого качества личности подростков.

4. Анализ психолого-педагогической литературы и использованный в процессе эксперимента комплекс диагностических методов позволили определить педагогические условия эффективности формирования творческой самостоятельности подростков. Данные условия должны выстраиваться с учетом особенностей подросткового возраста и базироваться на соблюдении таких факторов, как: 1) постановка подростка в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды- 2) предоставление подростку возможности самостоятельной творческой деятельности, имеющей личностную ориентированность и социально преобразующую направленность.

Заключение

.

В соответствии с целью и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние проблемы формирования творческой самостоятельности подростков в педагогической теории и практике.

В основу разработки сущностных характеристик творческой самостоятельности нами положены фундаментальные идеи системного и личностно-деятельностного подходов, учтены требования современного уровня развития психолого-педагогической теории и практики.

Проведенное исследование имеет теорико-прикладной характер.

Выполненная работа подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать следующие выводы.

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Исследование показало, что формирование творческой самостоятельности подростков в условиях учреждений дополнительного образования требует серьезного теоретического осмысления.

2. Уточнена сущность прнятия «творческая самостоятельность личности». Обозначаемое им качество личности определено как интегральное, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты и проявляющееся в личностно ориентированной, социально преобразующей деятельности.

3. Выявлены и обоснованы особенности процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей, которые представляют совокупность последовательных действий, предполагающих: свободный выбор деятельностиформирование, развивающей микросреды в парадигме персонифицированной, самостоятельной творческой деятельностиорганизацию взаимодействия детей и педагоговориентацию на всестороннее развитие способностей подростков с опорой на высокий их уровень в одной или нескольких областях деятельностиорганизацию деятельности в соответствии с поставленными целямиреализацию установки на социально преобразовательную деятельностьобеспечение разнообразных социальных контактов детей.

4. На основе теоретических положений определены и в процессе эксперимента апробированы критерии сформированности творческой самостоятельности подростков, как то: развитость их творческих и организационных способностейналичие устойчивой потребности в занятиях определенным видом искусстватворческая активностьвыраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целейспособность к самостоятельной преобразовательной деятельности в избранной области творчества, к самостоятельному прогнозированию и осуществлению нестандартных решенийумение критично оценивать результаты своего труда.

5. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты: учет особенностей подросткового возрастапостановка подростка в позицию творческого субъекта жизни коллектива и социальной среды путем организации его участия в осваиваемой сфере творчествапредоставление подростку возможности самостоятельной творческой деятельности, имеющей личностную ориентированность и социально преобразующую направленность.

6. В качестве ведущего фактора значимости социально-педагогического потенциала детских учреждений дополнительного образования определен фактор реальной возможности обеспечения данным учреждением личностно ориентированной и социально преобразующей паритетной деятельности детей и педагогов, направленной на развитие и самоопределение подростков в творчестве.

7. На основе выявленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях ДОД, разработана и апробирована программа «Формирование творческой самостоятельности подростков средствами декоративно-прикладного творчества" — разработаны методические рекомендации по ее реализации для родителей и педагогов, использующиеся в деятельности учреждений дополнительного образования детей городов Челябинска и Зеленограда. Разработан и прочитан спецкурс «Педагогические условия формирования творческой самостоятельности подростков» для педагогов учреждений дополнительного образования детей, получивший положительную оценку слушателей в Челябинске и Зеленограде.

В исследовании отражена перспектива развития дальнейших научных исследований по обозначенной проблеме:

— разработка технологии проектирования образовательных программ по формированию творческой самостоятельности в условиях учреждений дополнительного образования детей;

— выявление и обоснование научно-практических аспектов взаимодействия учреждений дополнительного образования с другими социальными институтами в области формирования творческой самостоятельности детей и подростков и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -229 с.
  2. Э.М., Пельяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела: Метод, рекоменд.- М.: Фолиум, 1995.- 40 с.
  3. В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш.шк., 1989. 72 с.
  4. B.C. Беседы о самовоспитании. М: Знание, 1977. -154 с.
  5. .С. О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании. М.: Знание, 1971. -175 с.
  6. Г. С. Творчество какточная наука. М.: Сов. радио, 1979. — 154 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  8. Н.М. Мое мировоззрение // Вопр. философии. -1992. -№ 6.-С. 21−28.
  9. Анализ современных психологических теорий обучения: К психологическому обоснованию концептуальной модели лицея / РЦПИ. -Челябинск, 1991. 136 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 568 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. унта, 1988. -212 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ле-нинф. ун-та, 1968. — 340 с.
  13. А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 120 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Институт практической психологии- НПО «МОДЭК». -М.- Воронеж, 1996. 768 с.
  15. В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977. 382 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  17. .И. О соотношении социального и биологического в природе способностей // Труды АН Каз. ССР. Сер. Обществ, науки. 1991.-№ 3. — С. 27−35.
  18. .И. Социально-философский анализ проблем способностей человека: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983. -22 с.
  19. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
  20. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ун-та, 1996. 218 с.
  21. Беляева J1.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1993. -126 с.
  22. Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976.-21 с.
  23. Бердяев Н А. Смысл творчества.- М., 1916.- 328 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:1. Педагогика, 1989. 192 с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем // Педагогика. 1990. — № 8. — С. 103−113.
  27. .П., Голубева Э. А. Диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога. М.: Педагогика, 1994. — 126 с.
  28. Н.Р. Психология личностного роста: Практ. пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Международная педагогическая академия. -М&bdquo- 1995.-64 с.
  29. П.П. Избранные педагогические произведения М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. -695 с.
  30. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
  31. Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопр. психол. -1976. № 4. — С. 69−80.
  32. Д.Б. Пути ктворчеству.-М.: Знание, 1981.-(Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 10). -96 с.
  33. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  35. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 236 с.
  36. Л.П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема // Проблемы теории воспитания: Сб. ст. М.: Педагогика, 1974. — 4.1. — С. 20−32.
  37. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. — 187 с.
  38. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.-298 с.
  39. Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно: Развитие творческих способностей детей. М: Знание, 1992. — (Народный университет. Пед. фак-т- № 2). -127 с.
  40. Е. Когда рождаются гении // Наука и религия. -1989. № 10. С. 32−36.
  41. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Минта, 1990. — 228 с.
  42. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288 с.
  43. И.П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982.-144 с.
  44. В.И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопр. психол. -1976. № 4. — С. 23−38.
  45. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях: Учеб. пособие. М.: УРАО, 1997. — 288 с.
  46. Л.С. Педология подростка // Выготский Л. А. Собр. соч. Т.4.- М.: Педагогика, 1984. — 404 с.
  47. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Дис.. д-ра пед. наук / АПН СССР. М., 1987. 328 с.
  48. Т.В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики рече-мыслительной креативности // Методы психологической диагностики. Вып. 1. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 230 с.
  49. Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. Л.: Знание. Ленингр. отд-ние, 1975. — 267 с.
  50. Ю.З. Внимание! Одаренные дети. М.: Знание, 1991. -(Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 9). — 89 с.
  51. И.Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные отношенияребенка: Метод, пособие. М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
  52. Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. -136 с.
  53. . Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-496 с.
  54. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психол. 1986. — № 5. — С. 18−30.
  55. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопр. психол. -1980. № 4.-С. 34−47.
  56. Н.К., Битинас Б. Л. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 130 с.
  57. А. Об изучении творчества // Вопр. психол. 1988. -№ 3.-0.153−154.
  58. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: ОМ, 1994. -192 с.
  59. В.Г., Петровский В. А. Принципы построения технологии развития творческой одаренности личности в концепции экологии творчества // Одаренные дети: проблемы и перспективы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ин-та «Факел», 1995. — 4.1. — С. 66−69.
  60. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана и И. А. Костенчука. М: Изд-во РАО, 1995. -115 с.
  61. Гуманизация школы и идея сознания // Педагогика. 1994. -№ 3. — С. 13−18.
  62. В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопр. психол. 1976. — № 4. — С. 160−169.
  63. Дети и подростки вне школы: проблемы и перспективы: Меж-вуз. сб. науч. тр. / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. Челябинск, 1992.- 170 с.
  64. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях: Сб. ст. / Под ред. Д. М. Комского, В. Л. Назарова / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1994. -159 с.
  65. Дзен Н. И, Пахомов Ю. А. Психологические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 197 с.
  66. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. — С. 41−52.
  67. Ю.А., Пермаков P.M. Изобретательство творчество. — Л.: Лениздат, 1983. — 96 с.
  68. .И. О системе «личность» // Вопр. психол. 1985.-№ 5.-С. 11−14.
  69. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. -Ч. 1 — 137с.- Ч. 2 — С. 139−292.
  70. К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. М: Знание, 1965. — С. 86−234.
  71. Е.П. Способности и их развитие. М.: Знание, 1957. — 32 с.
  72. Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы / УНЦ АН СССР. Свердловск, 1984. — 148 с.
  73. Е.В. Комплекс игр для развития воображения (школьников) // Вопр. психол. 1993.- № 2. — С. 54−62.
  74. Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. -1984. № 1. — С. 28−34.
  75. А.В. Психология: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1953. — 213 с.
  76. Из опыта программирования деятельности внешкольных учреждений: Мат. в помощь руков. внешк. учренодений / МДТ М., 1991. -30 с.
  77. А.З. Дорогой творчества: О деятельности научных обществ учащихся в Челябинской обл. // Нар. образование. 1993. -№ 3. — С. 86−91.
  78. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 168 с.
  79. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М.: ИМПиЭ, 1996. — 114 с.
  80. К. Педагогическая диагностика: Пер с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  81. Исследование проблем психологии творчества: Сб. ст. / Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  82. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р.Олвер. М.: Наука, 1971. — 263 с.
  83. .Р. Способности и склонности: Психофизиологическое исследование. Ташкент: Фан, 1990. -107 с.
  84. Кан-Калик В.А., Никадров Н. Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  85. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.-160 с.
  86. .М. Социальное и биологическое в научном творчестве // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Мысль, 1997.-140 с.
  87. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. -391 с.
  88. Ю.Г. Взаимодействие педагогических коллективов ПТУ и станции юных техников в развитии у учащихся интереса к техническому творчеству: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1991. -198 с.
  89. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1991.-335 с.
  90. М.Б. Сфера детского досуга // Нар. образование. -1993. № 9. -С. 107−110.
  91. С.Ф. Способность и одаренность // Сов. педагогика.-1940. № 6.
  92. А.Ю. Психология творчества / Пенз. гос. пед. ун-т. -Пенза, 1994. 344 с.
  93. Д.М. Основы теории творчества / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1993. — 77 с.
  94. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 178 с.
  95. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  96. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
  97. Конвенция ООН о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека. М.: Юрид. лит., 1990, — С. 388−408.
  98. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: Аналит. мат. / НИИ детства РДФ. М., 1993. — 210 с.
  99. Конвенция о правах ребенка. М.: ЮНИСЕФ, 1991. — 22 с.
  100. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.63 с.
  101. А.И. Перевоспитание подростков. М.: Просвещение, 1972. -178 с.
  102. Ю.С. Природа способностей. Ставрополь: Став-роп. кн. изд-во, 1980. — 256 с.
  103. А.П. О подростках. М.: Моск. рабочий, 1980. -163 с.
  104. С.Э. Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 1995. 352 с.
  105. Н.К. Педагогические сочинения: В Ют.-Т. 5.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 816 с.
  106. В.А. Основы педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1972. 263 с.
  107. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993.-192 с.
  108. Т.В. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 209 с.
  109. Н.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа. -1990. № 3.-С. 33−35.
  110. Н.С. Изучать одаренность детей // Психол. журнал. -1992. -Т.13. № 1. — С. 147−164.
  111. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 4) — 80 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. — 404 с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  114. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  115. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Науч. аналит. обзор / ИНИОН. М., 1979. — 37 с.
  116. А. Р. Мозг человека и психические процессы // Нейро-психический анализ сознательной деятельности. М.: Наука, 1970. -С. 203−368.
  117. Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать / Чебокс. гос. пед. ин-т. Чебоксары, 1994. — 48 с.
  118. А.С. Сочинения: В 7 т. Т.5. — М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1961.-607 с.
  119. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. — № 6. — С. 39−43.
  120. A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопр. ПСИХОЛ. 1988. — № 4. — С: 88−97.
  121. С.Е. Методология, теория и практика педагогического творчества // Мат. науч. конф. 24−26 янв. 1991 / РЦПИ, ИУУ Казахстана. -Алма-Ата- Челябинск, 1991. С. 113−116.
  122. А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 201−288.
  123. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. -126 с.
  124. А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.- 198 с.
  125. А.А. Гармония и дисгармония личности. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 212 с.
  126. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с.
  127. В.А. Психологическое изучение творческой личности. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  128. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80 с.
  129. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике?: Учеб. пособие. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 212 с.
  130. Научно-методическое обеспечение развития деятельности внешкольных учреждений Свердловской области. Вып. 1./ Урал. гос. пед. ун-т. — М.- Екатеринбург, 1992. — 30 с.
  131. .П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. -3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
  132. С.А. Технология развития изобретательства учащихся /Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. -168 с.
  133. Н.И. Избранные педагогические сочинения -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 319 с.
  134. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Наука, 1995. — 115 с.
  135. Об образовании: Закон РФ от 13 янв. 1996 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — С. 693−735.
  136. О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации: Решение коллегии МО РФ от 14 апр. 1993 г.- протокол № 6/1 // Вестник образования. -1993.- № 10.- С. 2−77.
  137. О продлении действия президентской программы «Дети России»: Указ Президента РФ от 19 февр. 1996 г. № 210 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 9. — С. 2040−2121.
  138. О работе Государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: Сб. мат. и док. / Комитет РФ по делам молодежи. М., 1995. — 479 с.
  139. О региональной программе «Дети Южного Урала»: Постановление Главы адм. Челяб. обл. от 29 авг. 1995 г. № 21 // Сборник законодательных актов Челяб. Обл. Думы. Челябинск, 1996. — Вып. 21. -С. 78−97.
  140. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка: Экс-пресс-учебн. пособие для спецкурса / Отв. ред. А. З. Иоголевич. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та «Факел», 1996. — 220 с.
  141. Одаренные дети: Пер с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слудцкого. М.: Прогресс, 1991. — 380 с.
  142. Одаренные дети: проблемы и перспективы: В 3 ч. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ин-та «Факел», 1995.- 4.1 -117 е.- Ч. 2 -163 с.- Ч. 3−55 с.
  143. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991. 225 с.
  144. Ю., Дзен Н. Секреты феноменальной памяти // Нар. образование. 1992.- № 9−10. — С. 70−71.
  145. В.Д. Твои возможности, человек! -5-е изд., доп. и пе-рераб.- М.: Знание, 1986. 270 с.
  146. А. В. Способности и труд.- М.: Знание, 1966.-80 с.
  147. . Избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 303 с.
  148. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 11) -96 с.
  149. Понятийно-терминологический словарь: Для педагогов дополнительного образования / Сост. В. В. Белова, М. Б. Коваль. М.- Оренбург: Центр, 1996. — 22 с.
  150. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психол. журнал. -1991. Т. 12. — № 1. — С. 3−11.
  151. Я.А. Психологический механизм творчества // Принцип системного подхода в психологических исследованиях / Институт психологии АН СССР. М., 1990. — С. 157−164.
  152. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.
  153. Я.А. Психология творчества//Тенденции развития психологической науки / Институт психологии АН СССР. М., 1989. -С. 21−34.
  154. Л.М. Самодеятельность как практическое творчество: Психология личности // Экология. Планетарный человек. Творчество / Новосиб. гос. пед. ин-т. Новосибирск, 1993. — С. 270−280.
  155. Попова Л.В. IX Всемирная конференция по одаренным и талантливым детям Гаага (Нидерланды), 1991. // Вопр. психологии. -1991.-№ 6. -С. 173−175.
  156. Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1981. -110 с.
  157. Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Респ. сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1977. — 123 с.
  158. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  159. Проблемы способностей // Материалы конференции (22−24 июня 1960 г., Ленинград) / Отв. ред. В. Н. Мясищев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-308 с.
  160. Проблемы способностей в психологии. М.: Знание, 1971.62 с.
  161. Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. тр. / НИИ общ. и пед. психологии. М., 1984. -144 с.
  162. Программа обновления внешкольного воспитания детей и подростков Челябинской области/Отв. ред. А.З.Иоголевич- Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1991. -184 с.
  163. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975.-253 с.
  164. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. — 416 с.
  165. Психология развивающейся личности/А.В.Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  166. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  167. Развитие и диагностика способностей / Под ред. Л. ГАпек-сеевой. М.: Педагогика, 1991. — 178 с.
  168. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. -181 с.
  169. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон. М.: Прогресс, 1987. — 269 с.
  170. Развитие логической памяти у детей / А. А. Смирнов, З. М. Истомина, В. И. Самохвалова и др. М.: Педагогика, 1976. -256 с.
  171. Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу / Л енингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1983. — 84 с.
  172. Резерв успеха-творчество: Пер. снем./В.Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Клике и др. М.: Педагогика, 1989. -116 с.
  173. К. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. -1990.-№ 1.-С. 164−168.
  174. РозетИ.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1977. — 312 с.
  175. Н.Х. Академик А.Н.Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей психологии творчества // Математика в шк. 1991. — № 2.-С. 9−10.
  176. Е.С., Потемкин О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т.1 / Гл. ред.
  178. B.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  179. Рубинштейн C. J1. Проблемы психологии.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 416 с.
  180. А. Проблемы развития одаренной личности // Воспитание школьников. 1991.- № 4.- С. 6−7.
  181. Ю.А. Воспитание способностей у детей: Стеногр. публ. лекции. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1954. — 40 с.
  182. И.Н., Степанов С. Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлексивности творческого мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. — № 4. — С. 34−45.
  183. И.А. Здоровье и одаренность // Экология. Планетарный человек. Творчество / Новосиб. гос. пед. ин-т. Новосибирск, 1993.1. C. 339−340.
  184. Склонности и способности: Сб. ст. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962.-125 с.
  185. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  186. М.И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирования / Киров, гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. Киров, 1990.-75 с.
  187. С.Л. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1993. -192 с.
  188. Способности и склонности: комплексное исследование / Э. А. Голубева, В. В. Печенков, Т. П. Гусева. М.: Педагогика, 1989. -193 с.
  189. О.В. Педагогическое стимулирование художественно-эстетической деятельности старшеклассников в клубных объединениях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 200 с.
  190. .М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. работы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  191. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  192. А.Н. Самоопределение личности // Новации образования. 1996. — № 5. — С. 27−29.
  193. Условия реализации ценностного подхода как средства развития духовности личности (на материале работы общеобразовательных учреждений различных типов) / Сост. Т. А. Фомина, Т. Н. Канулина, Н. И. Маскайкина / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1995. — 232 с.
  194. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Педагогика, 1990. — 236 с.
  195. Л.М., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  196. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юрис, 1997. -512 с.
  197. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопр. психол. -1993. № 1. — С. 32−39.
  198. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  199. Челябинскому научному обществу учащихся 30 лет: Спецвыпуск // Народное образование. -1993. № 5. -112 с.
  200. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 8) — 79 с. .
  201. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? М.: Знание, 1990. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 12) — 75 с.
  202. В.Б. В чьих ранцах маршальские жезлы, или несколько правил развития способностей. М.: Педагогика, 1990. — 228 с.
  203. С.Т. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1958. — 430 с.
  204. А.В. Технология творческого решения проблем: Эвристический подход. Кн. 1. Белгород: Крестьянское дело, 1995. -208 с.
  205. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 239 с.
  206. А.Т. Проблемы теории творчества.-М.: Педагогика, 1989.-230 с.
  207. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г. В. Осинова, акад. РАН. М.: Изд-во РАН, 1995. — 939 с.
  208. В.П. Задача гениальности. М.: Знание, 1991. -(Подп. науч.-попул. серия «Молодежная»: Взгляды, дела, проблемы- № 11) — 64 с.
  209. B.C. Вредные стереотипы: О проблемах в обучении одаренных детей: Метод, рекоменд. для учителей // Магистр. -1992. -№ 1. С. 26−30.
  210. B.C. Где начинается одаренность?: О познавательных потребностях школьников: Заметки психолога // Магистр. -1992. -№ 3.-С. 31−37.
  211. B.C. К вопросу о познавательных потребностях ушкольников // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М.: Педагогика, 1976. -С. 98−112.
  212. Arnheim, D., Sinclair, W. Basic Motor Ability Tests (BMAT). Long Beach CA: Institute of Sensory Motor Development, California State University, 1974. 233 p.
  213. Guilford, J. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. -269 p.
  214. Renzulli, J. What makes giftendness? Reexamining a definition. Phi Delta Kappan, 1978. P. 60, 180−184, 261.
  215. Torrance, E. Thinking creatively in action and movement (Research ed.) Bensenville IL: Scholastic Testing Service, 1980. 349 p.
  216. Wechsler, D. Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence. New York: Psychological Corporation, 1967. -218 p.
Заполнить форму текущей работой