Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности обучения квантовой механике студентов педвузов на основе использования имитационно-моделирующего программного обеспечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение раздела «Квантовая механика» в курсе теоретической физики направлено на выявление физических предпосылок и логической структуры теории. Данная теория использует сложный математический аппарат, с которым обычно связано решение задач в этой области, вследствие чего большинство положений теории излагается, как правило, результативным образом. Это вызывает известные трудности у студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ
    • 1. Эффективность обучения и критерии ее оценки
    • 2. Преподавание физики с использованием современной вычислительной техники
    • 3. Педагогические программные средства для целей обучения физике
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ
  • ОБУЧЕНИИ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ
    • 1. Особенности использования имитационно-моделирующего ^ программного обеспечения в процессе обучения квантовой механике
    • 2. Имитационно-моделирующие программы в разделе «Элеметы квантовой механики» курса общей физики
    • 3. Имитационно-моделирующие программы в разделе «Квантовая механика» курса теоретической физики
    • 4. Возможности использования имитационно-моделирующих программ квантово-механических систем в спецкурсах, курсовых и дипломных работах
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 1. Организация педагогического эксперимента
    • 2. Проведение педагогического эксперимента и его результаты

Повышение эффективности обучения квантовой механике студентов педвузов на основе использования имитационно-моделирующего программного обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наш век отмечен стремительным ростом знаний о микромире, и большая заслуга здесь принадлежит квантовой механике. Квантовая механика является наиболее общей, на сегодняшний день, теорией, описывающей мир, его составные компоненты — элементарные частицы. Квантовая теория по существу занимается изучением всех процессов, происходящих в микромире. На квантовой механике основано наше понимание всех явлений молекулярной, атомной, ядерной и субъядерной физики. За семьдесят лет существования она превратилась в фундаментальную физическую теорию с глубоко разработанными математическими методами.

Изучение квантовой механики в курсе физики вносит существенный вклад в формирование физического мышления. Именно квантовая механика, на ряде примеров, рассматривает методы проникновения исследователя в микромир, недоступный непосредственно восприятию наших органов чувств, тем самым, укрепляя идею познаваемости окружающего нас мира, его неограниченности, беспредельности процесса познания. Этот раздел хорошо иллюстрирует роль практики, эксперимента как источника знания и критерия истинности наших теоретических представлений. История развития квантовых представлений убедительно демонстрирует метод научного познания: возникновение новых научных фактов и накопление экспериментальных данных, выдвижение гипотез, вывод следствий из них и их проверка в эксперименте, построение последовательной теории, открытие с ее помощью новых, неизвестных до того явлений, создание на основе физической теории новой техники.

На физических факультетах педвузов этот раздел современной физики изучается в курсе общей и теоретической физики. Сама квантовая механика возникла в 20-х годах нашего века в результате анализа накопленного к этому времени экспериментального опыта. Поэтому естественным введением в квантовую теорию является рассмотрение основных экспериментальных фактов и их интерпретации, которые привели к созданию квантовой механики. Этот материал студенты изучают в курсе общей физики, причем в практике преподавания, в настоящее время, используется, как правило, исторический подход, насыщенный большим количеством экспериментальных данных.

В курсе общей физики студенты знакомятся с фундаментальными теоретическими и экспериментальными работами (Н. Бора, Л. де Бройля, В. Герлаха, А. Ф. Иоффе, А. Комптона, Э. Резерфорда, М. Планка, О. Штерна, А. Эйнштейна и др.). Преподавание общей физики в различных педвузах, а также на различных факультетах одного вуза, может значительно отличаться в силу материально-технической базы кафедры физики, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, различия в учебных программах и т. д. Однако, в этом курсе обязательно рассматриваются эксперименты, доказывающие корпускулярно-волновые свойства элементарных частиц. Большинство из таких экспериментов невозможно продемонстрировать студентам из-за отсутствия требуемого оборудования, несоответствия условий проведения опытов требованиям безопасности и ряда других причин. Поэтому изложение основных вопросов квантовой механики в педвузах невыгодно отличается от других разделов общей физики скудностью демонстраций и лабораторных работ.

Изучение раздела «Квантовая механика» в курсе теоретической физики направлено на выявление физических предпосылок и логической структуры теории. Данная теория использует сложный математический аппарат, с которым обычно связано решение задач в этой области, вследствие чего большинство положений теории излагается, как правило, результативным образом. Это вызывает известные трудности у студентов. С другой стороны, непривычность многих представлений квантовой механики не позволяет преподавателям использовать наглядные образы при изложении учебного материала. Все выше сказанное, по мнению большинства преподавателей, позволяет охарактеризовать квантовую механику, как один из наиболее сложных разделов современной физики, как с точки зрения его изучения, так и с точки зрения преподавания. Поэтому повышение эффективности обучения такой быстро развивающейся области знаний как квантовая механика требует, прежде всего, новых форм предъявления учебного материала.

С целью повышения эффективности преподавания квантовой механики в педвузе целесообразно использовать, в качестве технического средства обучения, современную вычислительную технику (ВТ). При этом компьютер может использоваться как инструмент в познании закономерностей микромира.

Внедрение новых информационных технологий (НИТ) в практику обучения физики и основам квантовой механики в частности является одной из форм повышения эффективности. Таким образом, переход от традиционной методики преподавания физики к обучению физике с использованием средств вычислительной техники неизбежен, что доказано в работах JI. И. Анциферова, Г. А. Бордовского, В. А. Извозчикова, А. С. Кондратьева, В. В. Лаптева, А. Д. Ревунова, А. М. Слуцкого, А. С. Феофанова, М. Л. Фокина и др. [5, 24, 82, 86, 94, 95,108, 173 и др.].

В последнее время разрабатывается широкий спектр педагогических программных средств (ППС) предназначенных для изучения основ квантовой механики. Возможности использования данного программного обеспечения в учебном процессе достаточно широки, что позволяет не только активизировать и разнообразить различные виды деятельности студентов, но и рассматривать качественно новые учебные задачи, решение которых необходимо для уяснения физического смысла изучаемых явлений.

Среди разработанных ППС наибольший интерес с точки зрения возможностей использования при обучении основам квантовой механики представляет имитационно-моделирующие программное обеспечение. Вместе с тем, в методике преподавания физики остается нерешенным вопрос об эффективности использования на практике потенциальных преимуществ работы студентов с имитационно-моделирующим программным обеспечением перед традиционной методикой изложения основ квантовой механики. В настоящий момент отсутствует методика использования имеющихся ППС в учебном процессе педвуза при изучении основ квантовой механики, что затрудняет работу как преподавателей, использующих эти ППС, так и разработчиков программного обеспечения.

Поэтому существует необходимость в систематизации ППС, разработанных для использования в учебном процессе педвуза при обучении основам квантовой механики, определении места имитационно-моделирующих программ в этой системе, разработке методики их использования в учебном процессе и оценки ее эффективности.

Кроме того, отметим, что на сегодня сохраняется противоречие между интенсивно разрабатываемым новым программным обеспечением, и отсутствием должного обоснования проблемы перехода от традиционной методики обучения основам квантовой механики к методике обучения с применением средств ВТ.

Все это приводит нас к утверждению, что исследование проблемы применения имитационно-моделирующего программного обеспечения при обучении основам квантовой механики представляется весьма актуальным.

Объектом исследования является процесс обучения основам квантовой механики студентов физических факультетов педвузов с использованием имитационно-моделирующего программного обеспечения.

Предметом исследования является методика использования имитационно-моделирующего программного обеспечения как средства повышения эффективности обучения основам квантовой механики.

Цель исследования: обосновать и разработать методику применения имитационно-моделирующего программного обеспечения для повышения эффективности обучения квантовой механике.

Методологическую основу составили:

— концепция системного подхода к анализу проблемы оптимизации педагогического процесса [7, 9,100,112 и др.];

— концепция информатизации образования [82, 86, 94, 95, 108, 122 и др.];

— достижения и тенденции развития теории и методики обучения физике [14,19, 31, 53, 55, 62, 62, 64,101,105,106,124,133,147, 170,177 и др.].

Исследование опирается на работы известных ученых в области теоретической и общей физики, а также на частные методики обучения различным дисциплинам с использованием НИТ.

Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения основам квантовой механики может быть обеспечено использованием имитационно-моделирующего программного обеспечения.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и исследовать пути повышения эффективности обучения на основе использования средств НИТ.

2. Обосновать выбранную систему критериев оценки эффективности обучения квантовой механике.

3. Проанализировать разработанное сертифицированное программное обеспечение с позиций методической целесообразности его применения при изучении квантовой механики.

4. Определить место использования имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучении основам квантовой механики.

5. Разработать авторские методики использования имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучения основам квантовой механики.

6. Экспериментально доказать повышение эффективности обучения квантовой механике при внедрении разработанных авторских методик в процесс обучения квантовой механике в педвузах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической, философской, физической и методической литературы;

— наблюдение учебного процесса преподавания квантовой механики в педвузах;

— педагогический эксперимент с целью выявления эффективности разработанной авторской методики;

— методы математической статистики для обработки результатов педагогического эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:

— опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии, физики, теории и методики обучения физике и информатике;

— адекватностью используемых методов целям и задачам исследования;

— корректным проведением экспериментального исследования, применением объективных научно обоснованных качественных и количественных критериев оценки эффективности обучения;

— рациональным сочетанием теоретических и экспериментальных методов исследования;

— применением методов математической статистики.

Критерии оценки качества предлагаемой методики:

— качество знаний и умений студентов;

— положительная динамика развития познавательного интереса студентов;

— готовность преподавателей к использованию имитационно-моделирующего программного обеспечения на лекционных и практических занятиях;

— заинтересованность преподавателей предлагаемой нами методикой проведения занятий;

— доступность необходимых педагогических программных средств, включающих программы имитационного моделирования.

Логика исследования включала следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой исследования и определение ее внутренних и внешних границ. Анализ философской, физической, методической и психолого-педагогической литературы.

2. Изучение передового педагогического опыта по проблеме повышения эффективности обучения основам квантовой механики студентов педвузов.

3. Формирование цели и разработка гипотезы исследования. Поиск адекватных методов исследования.

4. Исследование возможностей использования педагогического программного обеспечения для повышения эффективности обучения основам квантовой механики студентов педвузов.

5. Разработка авторской методики обучения квантовой механике студентов педвузов на основе использования имитационно-моделирующего программного обеспечения.

6. Выбор объективной системы критериев оценки эффективности обучения основам квантовой механике студентов педвузов.

— 107. Организация и проведение констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

8. Обобщение и анализ теоретико-экспериментальных данных.

9. Проверка выводов исследования в контрольном педагогическом эксперименте.

Научная новизна и теоретическое значение состоят в следующем:

— определены возможности имитационно-моделирующего программного обеспечения, адекватные специфики раздела квантовой механики;

— выявлены пути применения имитационно-моделирующего программного обеспечения в обучении квантовой механике в педвузах;

— разработана новая методика обучения квантовой механике на основе использования имитационно-моделирующего программного обеспечения, способствующая повышенною эффективности обучения;

— сформулированы методические и технические требования для разработчиков программного обеспечения по разделу квантовая механика.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

— методических рекомендаций для преподавателей по использованию имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучения квантовой механике;

— авторского имитационно-моделирующего программного обеспечения, позволяющего на практике организовать процесс обучения основам квантовой механики с привлечением средств БИТ и повысить его эффективность.

В результате проведенного исследования были выдвинуты следующие положения, выносимые автором на защиту:

1. В условиях всеобщей информатизации системы образования использование имитационно-моделирующего программного обеспечения при обучении основам квантовой механики позволит повысить его эффективность.

2. Методика использования имитационно-моделирующего программного обеспечения при изучении основ квантовой механики, которая предполагает:

— использование имитационно-моделирующего программного обеспечения как рабочего инструмента для анализа физических систем, явлений и процессов, происходящих в микромире;

— применение имитационно-моделирующего программного обеспечения на занятиях всех типов: лекционных, семинарских, практических, лабораторных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на базе Магаданского Педагогического Университета. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедрах информатики, общей и теоретической физики названного вуза (1994;1999 гг.), на зональном совещании преподавателей физики, МПФ и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (г. Барнаул, 1994 г.), на международной научно-практической конференции МГГУ (г. Магадан, 1994 г.). А также, основные результаты исследования докладывались на кафедре теории и методики обучения физике Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (1996;1999 гг.), на Герценовских педагогических чтениях по проблемам методики преподавания физики (1996;1999 гг.), на международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (г. Москва, 1995 г.), на региональной научно-методической конференции «Современные проблемы физического образования» (г. Санкт-Петербург, 1997 г.), на научно-практической межвузовской конференции «Физическое образование в школе и вузе» (г. Санкт-Петербург, 1997 г.).

По теме исследования были опубликованы следующие работы:

1. Развитие творческих способностей студентов при решении физических машиноориентированных задач. //Подготовка студентов к творческой работе в школе: тезисы доклада XXVII зонального совещания преподавателей физики, МПФ и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. -Барнаул, БГПИ. 1994. С.95−98. (Соавтор: Ю. В. Малеваный).

2. Задачи по физике для компьютера. //Международный университет: Тезисы доклада Международной научно-практической конференции МПУ. -Магадан, МПУ. 1994. С.57−58. (Соавтор: Ю. В. Малеваный).

3. Интегро-дифференциальный подход проведения лабораторно-практических занятий в учебном процессе. //Информационные технологии в образовании. Тезисы доклада 4-й Международной конференции-выставки. -Москва. Международная академия информатизации. Министерство образования Российской Федерации. КНПП БИТ. 1995. С.7−8.

4. Использование средств ВТ при изучении темы «Квантовая механика» в педагогических вузах. //Современные проблемы физического образования. Материалы региональной научно-методической конференции. -Санкт-Петербург: Образование. 1997. С. 140−142.

5. Интеграция курсов «Основы квантовой механики» и «Численные методы» (в аспекте решения дифференциальных уравнений в частных производных) на физических факультетах педвузов. //Вопросы теории и практики обучения информатике. Сборник научных трудов. -Санкт-Петербург, 1997. С.56−58.

6. Экспериментальный метод оценки устойчивости численных методов при решении одномерного уравнения Шредингера в курсе «Основы квантовой механики». //Физическое образование в школе и вузе. Материалы научно-практической межвузовской конференции. -Санкт-Петербург: Образование. 1997. С.128−130.

7. Имитационное компьютерное моделирование в преподавании квантовой механики. //Преподавание физики в школе и вузе. Материалы научной конференции «Герценовские чтения». -Санкт-Петербург: Образование. 1997. С.150−152.

8. Интеграция сопряженных частей курсов «Основы квантовой механики» и «Численные методы» на физических факультетах педвузов. //Обучение физике в школе и вузе. Межвузовский сборник научных статей. -Санкт-Петербург: Образование. 1998. С.140−142.

9. Использование имитационного программного обеспечения при самостоятельном изучении некоторых вопросов курса «Основы квантовой механики». //Физика в школе и вузе. Сборник научных статей. -Санкт-Петербург: Образование. 1998 г. С.150−153. (Соавтор: А. А. Лактионов).

Диссертация состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения, библиографии и приложения. Работа содержит 151 страницу основного машинописного текста, иллюстрирована графиками, таблицами и рисунками.

— 128-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретический анализ и его экспериментальная проверка, проведенные в ходе настоящего исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1. Получены результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о.

— возможности и целесообразности использования имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучения студентов педвузов основам квантовой механики;

— доступности и определенной эффективности использования имитационно-моделирующих программ не только на занятиях, но и при работе над курсовыми, дипломными работами.

2. Определена роль и место использования имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучении основам квантовой механики.

3. Разработана конкретная методика использования имитационно-моделирующего программного обеспечения в процессе обучения квантовой механике.

4. Исследован вопрос о влиянии разработанной методики на эффективность обучения основам квантовой механики используя выбранную систему критериев оценки.

Результаты, полученные нами в проведенном педагогическом эксперименте, подтвердили выдвинутую гипотезу, В рамках поставленных задач считаем данное диссертационное исследование законченным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. С., Овчинников Н. Ф., Печенкин А. А. Методология обоснования квантовой теории: /история и современность/. -М.: Наука, 1984. -332 с.
  2. АлиноваМ. Ш. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения: На материале курса общей физике. Автореферат к.п.н. -Алма-Ата: КПИ им. Абая, 1990. -17 с.
  3. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. -М.: ИНИНФО, 1993. -99 с.
  4. Л. И. Задания по физике с применением ПМК. -М.: Просвещение, 1993. -98 с.
  5. Л. И. Роль имитационного эксперимента в курсе физики. //Проблемы учебного физического эксперимента, вып.2, -Глазов, 1996, С.3−4.
  6. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы. -М., 1980. -368 с.
  7. С. И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. -48 с.
  8. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общидидактический спект. -М, 1977. -256 с.
  9. Ю.Батюкова 3. И. Научно-методические подходы к созданию и использованию обучающих программ с условно-символической наглядностью по физике. Автореферат. -М.: АПН СССР, 1991. -19 с.
  10. М. И., Поздняков С. И., Резник Н. А. Информационная среда обучения. -СПб.: СВЕТ, 1997. -400 с.
  11. А. А., Кондратьев А. С., Ходанович А. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. Динамика: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПИКиТ, 1997. -123 с.
  12. О. М. Вычислительная механика: Современные проблемы и результаты. -М., 1991. -142 с.
  13. Ю. И. Методические указания по теоретической физике (квантовая механика): Для студентов-заочников физфаков. -Ростов н/Д, 1974. -74 с.
  14. А. П. Педагогический эксперимент основной метод педагогических исследований. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях. -СПб.: НИИ Профтехобразования, 1992. -48 с.
  15. В. П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977. -304 с.
  16. Бихеле 3. Н., Бихеле Г. А. Вопросы моделирования и теория подобия в общей физике. //Вопросы методики преподавания квантовой физики в ВУЗе: Сборник статей. -Тарту: ТГУ, 1988. С.88−89.
  17. В. М. Эффективность обучения: (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). -М.: Педагогика, 1976. -191 с.
  18. Д. И. Квантовая механика. Лекции по избранным вопросам: учеб. пособие. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -112 с.
  19. В. И., Полев В. Ф. Методические указания по применению микро ЭВМ БК 0010 01 в учебном процессе по дисциплине «Физика»: Для преподавателей кафедры физики. -Сердловск: СГИ, 1989. -86 с.
  20. О. Г. Как изучать периодическую систему элементов в квантовой механике: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов пединститута. -Новосибирск, 1980. -19 с.
  21. Т. Н. и др. Практикум по квантовой механике. -М.: МГПИ им. Ленина, 1982. -42 с.
  22. Бом Д. Квантовая теория. -М.: Наука, 1965. -700 с.
  23. Г. А, Извозчиков В. А., Слуцкий А. М. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения: Учебное пособие. -СПб.: Образование, 1995. -240 с.
  24. А. Б., Васильева Л. Г., Васильева О. В. и др. Стандартные программы и численные решения задач волновой физики: Учебное пособие. -М.: МГУ им. Ломоносова, 1986. -117 с.
  25. Боум Арно. Квантовая механика: основы и приложения. /Пер. с англ. А. В. Леонидова- Под ред. В. И. Манько/. -М.: Мир, 1990. -720 с.
  26. П. С., Волков Б. И., Воронцов М. А. и др. ЭВМ в курсе общей физики /Под ред. Матвеева А. Н. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -232 с.
  27. Э. В. Задачи по физике для компьютера. -М.: Просвещение, 1991. -273 с.
  28. Э. В. Физика 100 задач для решения на компьютере. -СПб.: издательство Дом «МиМ», 1997. -253 с.
  29. Е. И., Кондратьев А. С., Степанов В. А., Уздин В. М. Изучение динамики с использованием персонального компьютера. -Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1992. -132 с.
  30. Г. Ф. Дидактичш основи викладання ф1зики в педвузах. -К.: Вища школа. Головне вид-во, 1978. -231 с.
  31. Я. А., Мороз В. К., Гутгкина Е. И. И др. Анализ современного состояния средств информатики для системы образования. -М.: РОСЦИО, 1992. -60 с.
  32. Ю. П. Разностные методы решения уравнений с частными производными: Методическое пособие по практикуму на ЭВМ для студентовмеханико-математических факультетов. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983. -60 с.
  33. Г. И. и др. ЭВМ в физическом практикуме. -Красноярск, 1988. -89 с.
  34. Т. Г. Методические разработки и лекции по курсу методики преподавания информатики и ВТ. -Махачкала: Издательство Дачпединститу-та, 1994. -121 с.
  35. В. М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. -Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. -215 с.
  36. Г. Датчики. -М.: Мир. -1989. -341 с.
  37. А. Д. Классическое направление в квантовой механике. -М., 1993. -229 с.
  38. Е. 3., Извозчиков В. А. Применение экспертных систем в обучении физике: Методические рекомендации. РПГУ им. А. И. Герцена. -СПб.: Образование, 1992. -50 с.
  39. Е. А., Попов А. М., Рахимов А. Т. Квантовая механика на персональном компьютере. -М., 1995. -215 с.
  40. С. М. Система подготовки студентов пединститутов к профессиональной деятельности в области решения задач. Автореферат к.п.н. -М., 1988. -16 с.
  41. В. Г. и др. Практикум по вычислительной физике. Квантовая механика и статистическая физика: Учебное пособие. -Горький, 1987. -74 с.
  42. Вопросы преподавания раздела «Квантовая физика» и формирование представлений о современной научной картине мира: Методические рекомендации. -М.: АПН СССР, 1989. -54 с.
  43. А. Г. и др. Новые средства обучения в учебно-воспитательном процессе. Физика: Методические рекомендации. -М.: НИИ СО и УК, 1990, -36 с.
  44. Всесоюзное методическое совещание по применению ЭВМ в учебном процессе, 28−31 января 1986 г. /Тексты докладов. -Новосибирск: Издательство НГУ, 1986.-257 с.
  45. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. -М., 1988. -254 с.
  46. П. Н. Лекция в высшей школе. -Воронеж, 1977. -193 с.
  47. Дж., Стэнли Дж. Статические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  48. X. И., Сибирзянов А. В. Методическая разработка по физике по теме: «Элементы квантовой механики» для преподавателей кафедры. -Свердловск, 1972. -63 с.
  49. С. П. Элементы квантовой теории в курсе общей физики: Пособие для студентов. -Новосибирск: Б. и., 1980. -73 с.
  50. И. Б. Пути совершенствования преподавания физики на основе заданий, инициирующих диалог. Автореферат к.п.н. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. -18 с.
  51. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -136 с.
  52. А. Ф. Квантовая механика: Учебное пособие для физико-математических факультетов пединститутов. -М.: Просвещение, 1974. -207 с.
  53. И. В. Применение ЭВМ в процессе преподавания физики в средней школе: Учебное пособие. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. -76 с.
  54. ГречихинаВ. С. Преподавание физики в высших учебных заведениях. -Калининград, 1976. -165 с.
  55. . Как быстро научиться решать задачи по физике. -СПб., 1997. -78 с.
  56. С.В. Компьютерные обучающие системы, построенные по принципу действия экспертно-обучающих систем: разработка и применение при обучении решению физических задач. Автореферат к.п.н. -М., 1998. -16 с.
  57. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2-х частях. Часть 1: Пер. с англ. -М: Мир, 1990.-349 с.
  58. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2-х частях. Часть 2: Пер. с англ. -М.: Мир, 1990.-400 с.
  59. Р. В. Разработка методики оценки эффективности физического демонстрационного эксперимента. Автореферат к.п.н. -М.: МПУ им. В. И. Ленина, 1991. -17 с.
  60. . И. и др Решение задач по физике на программируемых микрокалькуляторах. -М.: Просвещение, 1991. -73 с.
  61. М. Эволюция понятий квантовой механики. /Пер. с англ. В. Н. Покровского- Под ред. JI. И, Понаморева/. -М.: Наука, 1985.-384 с.
  62. Дидактические основы компьютерного обучения: Межвузовский сборник научных трудов. -Д.: ЛГПИ, 1989. -202 с.
  63. П. Лекции по квантовой механике. /Пер. с англ. А. Г. Миронова. -М.: Мир, 1968. -429 с.
  64. П. Принципы квантовой механики: Пер. с четвертого англ. изд. -2-е издание. -М.: Наука, 1979. -480 с.
  65. А. А., Любушкина Л. Г., Нагаев В. Б. Использование компьютерных моделей физических явлений в курсе общей физике. //Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. 1995. N 6. С.24−25.
  66. . К., Фридман Л. М. Физические задачи и методы их решения. -Алма-Ата: Мектеп, 1987. -158 с.
  67. П. В. Квантовая механика с задачами: Для физических специальностей вузов. -М.: Наука, 1976. -334 с.
  68. В. Ф. Физика. Методология. Мировоззрение. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1985. -165 с.
  69. Н. И. и др. Методические рекомендации по разделу «Основы квантовой механики». -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. -56 с.
  70. Н. И. Элементы квантовой механики: Методические рекомендации. 4.1. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -74 с.
  71. Г. А. Вычислительная техника и ее применение. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -112 с. 76.3емцова В. И. Формирование знаний о физических величинах в процессе решения задач: Электродинамика. Учебное пособие. -Орск, 1992. -95 с.
  72. В. Н. Вопросы методики преподавания курса общей физики в вузах: Учебное пособие. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. -100 с.
  73. А. И., Михайлова В. А. Квантовая механика: Учебное пособие. Волгоград, 1986. -86 с.
  74. А. В. Применение ЭВМ в практическом тестировании: Методические рекомендации к сравнительной эдукологии. -СПб., 1992. -78 с.
  75. В. А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. -Л.: ЛГПИ, 1987. -89 с.
  76. В. А. и др. Межпредметные связи и информатика: Методические рекомендации. -СПб., 1992. -44 с.
  77. В. А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучени: Учебное пособие. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.-120 с.
  78. В. А. Комплексное использование ВТ в обучении физике: Методические рекомендации для ИУУ и самообразования. -Л., 1986. --65 с.
  79. В. А. Методические рекомендации к применению ЭВМ в лабораторных работах по физике. -Л., 1989. -96 с.
  80. В. А. Практические аспекты использования ППС (для КУВТ «Yamaha»): Методические рекомендации. -Л., 1991. -86 с.
  81. В. А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1988. -239 с.
  82. Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе: Сборник научных трудов. -Свердловск: Свердловский ГПИ, 1987. -112 с.
  83. В. В., Немчинов Б. В., Симонов В. М. Нить Ариадны в лабиринте моделирования. -М.: Наука. 1993. -125 с.
  84. Квантовая механика: Терминология. Проект. /АН СССР, Ком. науч.-техн. Терминологии под ред. Клепикова Н. П./. -М., 1982. -163 с.
  85. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии анализ зарубежного опыта. -Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. -123 с.
  86. Н. А. Индивидуализация обучения на основе ЭВМ в системе практических занятий по физике в техническом вузе. -Владивосток: ИА-ПУ, -214 с.
  87. И. И. Основы педагогики высшей школы. -Киев- Одесса: Вища школа. Головное изд-во, 1978. -278 с.
  88. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиции математического моделирования. -М., 1988. -157 с.
  89. А. С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. -Л., 1989. -328 с.
  90. А. С., Лаптев В. В., Немцев А. А. Компьютерные модели в школьном курсе физики. -Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. -165 с.
  91. А. С., Лаптев В. В., Уздин В. М. Персональный компьютер и повышение эффективности обучения механике в школе (методические рекомендации). -Л., 1988. -142 с.
  92. Л. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на семинарских занятиях по общей физике в условиях компьютерного обучения. Автореферат к.п.н., МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. -16 с.
  93. Л. С., Костюнин А. В., Казаков А. Ю. Обучающие программы-тренажеры по курсу общей физики. //Компьютер в помощь ученому и учителю: Межвузовский сборник научных трудов. -Куйбышев, 1989. С. 13−19.
  94. В. Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе. -Киев- Одесса: Вища школа. Головное изд-во, 1976. -96 с.
  95. В. В. Проблема научного обоснования обучения. -М., 1977. -165 с.
  96. В. 3., Уткина Л. Ф. Руководство и методические указания по курсу теоретической физики. Квантовая механика. Пособие для студентов-заочников физико-математических факультетов пединститутов. -М.: Просвещение, 1977. -31 с.
  97. КузминаИ. Е., Сугробов Г. В. Тест-программа «Абитуриент». //ТСО и вычислительная техника при подготовке учителя физики: Межвузовский сборник научных трудов. -Куйбышев, 1990. С.77−79.
  98. Г. О демонстрациях и лабораторных работах по ядерной физике в средней и высшей школе. Автореферат к.п.н. -М., 1969. -16 с
  99. С. Вычислительная физика. /Пер. с англ. -М.: Мир, 1992. -263 с.
  100. Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика: Учебное пособие для физических специальностей университетов.: В 10 т. -М.: Наука. Т. З:
  101. Квантовая механика. Нерелятивистская теория. -4-е изд. испр. 1989. -767 с.
  102. Л. Д., Лифшиц Е. Н. Краткий курс теоретической физики: Для физических специальностей вузов. В 3-х книгах. Кн.2 Квантовая механика. -М.: Наука, 1972. -368 с.
  103. В. В. Современная электронная техника в обучении физике в школе: Учебное пособие к спецкурсу. -Л.: ЛГПИ, 1988. -84 с.
  104. В. В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе. //Диссертация д.п.н. -Л., 1989. -376 с.
  105. Ю. Я. Движение частицы в центрально-симметричном поле по нерелятивистской квантовой механике: Методическое руководство. -Тарту, 1986. -69 с.
  106. Ю. Я. Физические основы квантовой механики. -Тарту: ТГУ, 1983. -94 с.
  107. И. А. Индивидуализация обучения в процессе решения физических задач. Автореферат к.п.н. -М., 1991. -16 с.
  108. И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  109. А. Ландау. -М.: Знание, 1988. -103 с.
  110. А. С. Квантовая механика: Примеры, задачи, применение ЭВМ. Учебное пособие. -Красноярск, 1985. -93 с.
  111. А. С., Столбоушкин С. К. Применение мини-ЭВМ в курсе квантовой механики. Микрокомпьютерная графика: Учебное пособие. -Красноярск: КГУ, 1987. -65 с.
  112. И. В. Имитационное моделирование на ЭВМ. -М.: Радио и связь, 1988. -232 с.
  113. П. М. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся при изучении физики на основании использования компьютерной техники. Автореферат к.п.н. -Киев: КГПИ, 1991. -24 с.
  114. М. А. О трех интерпретациях квантовой механики: Об образовании понятия объективной реальности в человеческой практике. -М.: Наука, 1991. -112 с.
  115. И. В., Румянцев И. А., Серегин И. А. Теория построения контрольно-обучающих программ различных типов. -СПб., 1991. -132 с.
  116. Г. Г. Компьютерная лаборатория. -Мурманск: МГПИ, 1998. -292 с.
  117. А. Н. Квантовая механика и строение атома: Учебное пособие для педвузов. -М.: Высшая школа, 1965. -355 с.
  118. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика. 1983. -192 с.
  119. А. М. Курс квантовой механики для химиков. -М., 1980. -237 с.
  120. А. М., Гарунов М. С., Семакова А. Г. Как изучать физико-математические дисциплины в вузе (советы студентам младших курсов). -Воронеж, 1988. -174 с.
  121. А. М., Зотова И. К. О преподавании физики в вузе. -2-е издание, перераб. и доп. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. -196 с.
  122. А. М., Зотова И. К., Фосс М. А. Пособие для самостоятельного обучения решению задач в вузе. -Воронеж, 1986. -97 с.
  123. А. Квантовая механика: В 2-х т. -М.: Наука, 1978. 1) -478 с.
  124. Методическая разработка для слушателей подготовительного отделения по теме «Элементы квантовой теории». -Полтава, 1977. -94 с.- 140 129. Методические указания по использованию вычислительной техники в учебном процессе. -Л., 1988. -96 с.
  125. Методические указания по проведению лабораторных и демонстрационных работ. -М.: Сотрудничество, 1989. -100 с.
  126. Л. В. Развитие физических понятий у студентов в процессе компьютерных занятий. Автореферат к.п.н. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. -16 с.
  127. В. К. Квантовая механика: Конспект лекций. -Ярославль: Ярославский пединститут, 1976. -72 с.
  128. В. В., Василевский А. С. Курс теоретической физики. Квантовая механика: Для физико-математических факультетов пединститутов. -М.: Просвещение, 1991. -319 с.
  129. А. И. Методические разработки к курсу теоретической физики: Введение. Классическая механика. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. -101 с.
  130. А. И. Профессиональная направленность курса теоретической физики в пединститутах: содержание и структура: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. -96 с.
  131. А. И. Физика атомного ядра и элементарных частиц: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по физическим специальностям. -М.: Просвещение, 1984. -384 с.
  132. А. А. Компьютерные модели и вычислительный эксперимент в школьном курсе физики. Автореферат к.п.н. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1992.-18 с.
  133. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. -Казань, 1975.-128с.
  134. А. Ф. Численные методы решения некоторых задач квантовой механики. -М.: МГУ, 1981. 4.1 -195 с.
  135. А. М. Как работать над диссертацией. -М., 1996. -134 с.
  136. Ф. Б., Каримов М. Ф. Основы информатики и возможности ее применения при изучении физики: Учебное пособие. -Бирск: Бир-ский государственный пединститут, 1994. -105 с.
  137. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. -142 с.
  138. JI. А. Методика преподавания физики: Дидактические основы. Учебное пособие для университетов и пединститутов. -Киев: Вища шк., 1984. -351 с.
  139. Д. М. Механика на квантовом уровне. -М.: Наука, 1993. -269 с.
  140. Э. Берклеевский курс физики. -М.: Наука, 1975. -437 с.
  141. В. П. Статистическая физика и квантовая механика: Метод, пособие для студентов-заочников. -Минск, 1986. -29 с.
  142. В. Труды по квантовой теории. Квантовая теория. Общие принципы волновой механики: Статьи 1920−1928. -М.: Наука, 1975. -687 с.
  143. Ю. А. Машинная графика на уроках информатики: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992. -127 с.
  144. В. В. Использование в обучении информационных систем и компьютерных технологий: Методические рекомендации по разработке и применению автоматизированных обучающих систем. -Волгоград: Комитет по печати, 1995. -174 с.
  145. В. В., Шайденко Н. А. Применение вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие. -Тула: Изд-во Тульского госпеду-ниверситета, 1997. -231 с.
  146. Н. А. Демонстрационный эксперимент в курсе лекций по общей физике в ЧГТУ. -Челябинск: ЧГТУ, 1995. -84 с.
  147. А. Физика колебаний: Квантово-механические системы. -М.: Высшая школа, 1989. -262 с.
  148. А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М., 1986. -365 с.
  149. Д. Вычислительные методы в физике. -М.: Мир, 1975. -214 с.
  150. И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
  151. В. С., Шведковский А. В. Компьютеризация учебного процесса по физике: Методическое пособие. Минск: Вышэйн шк., 1991. -128 с.
  152. А. Квантовая механика и физика элементарных частиц. -М.: Мир, 1989. -488 с.
  153. О. В. Об одной воображаемой модели атома гелия. //Методика преподавания физики в вузе. В помощь преподавателю XI. -Тарту: ТГУ, 1986. С.40−51.
  154. В. К. Избранные главы теоретической физики. -М., 1966. -324 с.
  155. А. А., Тернов И. М. Квантовая механика и атомная физика: Учебное пособие для физико-математических факультетов пединститутов. -М.: Просвещение, 1970. -423 с.
  156. Н. М. Квантовая механика и ядерная физика: Текст лекций с элементами программированного контроля. -Челябинск: Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола, 1980. -57 с.
  157. А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. -Самара: Самарский аэрокосмический университет, 1993. -213 с.
  158. В. Н. Об определении понятия плотности вероятности в нерелятивистской квантовой механике. -Дубна, 1972. -46 с.
  159. Н. Н., Фридман Л. М., Дранкин М. А. Решение задач по физике: Психолого-педагогический аспект. Челябинск: Факел. 1995. -119 с.
  160. В. В. Задачи по квантовой механике и квантовой статистике. -Харьков, 1980. -216 с.
  161. Л. Ф. Методические указания по курсу теоретической физики: Квантовая механика. Пособие для студентов-заочников физических факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1982. -163 с.
  162. Р. П. Введение в вычислительную физику. -М., 1994. -359 с.
  163. Р., Лейтон Р., Сэнд М. Феймановские лекции по физике, т. 1−6, -М.: Мир, 1965−1966.
  164. Э. Квантовая механика: Конспект лекций. -2-е издание. -М.: Мир, 1968. -584 с.
  165. Флюгге 3. Задачи по квантовой механике. Т. 1−2. -М.: Мир, 1974.
  166. Фок В. А. Начала квантовой механики. -2-е изд., доп. -М.: Наука, 1976. -376 с.
  167. М. Л. Построение и использование компьютерных моделей физических явлений в учебно-воспитательном процессе. Автореферат к.п.н. -М., 1989. -16 с.
  168. А. Е. Микрокалькуляторы в физике. -М.: Наука, 1988. -182 с.
  169. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. -М.: Мир, 1978. -418 с.
  170. Т. Д. и др. Математические методы в теоретической физике. Квантовая механика: Учебное пособие по курсу «Теоретической физики». -М.: МИЭТ, 1983. -139 с.
  171. Э. Избранные труды по квантовой механике. Основополагающие работы по волновой механике 1926−1927 гг. Работы разных лет по квантовой механике. Методологические вопросы квантовой механики. -М.: Наука, 1976. -424 с.
  172. Электронно-вычислительная техника в преподавании дисциплин физического цикла: Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции. -Омск, 1987.-197 с.
  173. А. Д. Моделирование нелинейного уравнения Шрединге-ра. -Новгород, 1995. -158 с.
  174. А. Введение в теорию и приложения квантовой механики. -М.: Мир, 1984. -359 с.
  175. Brandt, Siegmund- Dahmen, Hans D.: Quantum Mechanics on the Personal Computer. 1994. XIII, -314 p.
  176. Brandt, Siegmund- Dahmen, Hans D.: The Picture Book of Quantum Mechanics. 1995. XVIII, -423 p.
  177. Roland O. The Interpretation of Quantum Mechanics. Princeton Series in Physics. 1994. -736 p.
  178. Silving one-demensional Schrodinger-like eduations usings a numerical matrix method. A. Amer. J. Phys. 1996. 64, N 3. P.327−332.
  179. Stimulation of students' investigative activeness in the computers aided process of learning physics. Kozielska M. Eur. J. Phys. 1996. 17, N 4. P.164−167.
Заполнить форму текущей работой