Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование положительной самооценки подростков в условиях приюта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на всестороннее освещение вопросов теории и практики воспитания детей «группы риска», которые нашли отражение в работах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, В.Н. Сорока-Росинского, а также в современных подходах к воспитанию детей «группы риска» А. А. Лиханова, А. А. Католикова, Л. И. Кундозеровой, Т. И. Шалавиной, отсутствует целостное представление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Самооценка как фактор личностного становления подростка
    • 1. 1. Самооценка в структуре личности
    • 1. 2. Особенности и роль самооценки в личностном становлении подростка
    • 1. 3. Воспитание детей «группы риска» в специализированных учреждениях
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию положительной самооценки подростков приюта
    • 2. 1. Модель формирования положительной самооценки подростка в условиях приюта
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования положительной самооценки подростков в приюте
    • 2. 3. Диагностика и прогнозирование педагогического процесса по формированию положительной самооценки подростков
    • 2. 4. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию положительной самооценки подростков в условиях приюта
  • Выводы по 2-ой главе

Формирование положительной самооценки подростков в условиях приюта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Глобальные изменения в современном мире, переоценка всей системы общественно-личностных ценностей связываются с надеждами на изменение менталитета мирового сообщества и актуализируют потребность в совершенно новых межличностных отношениях, которые возможны лишь в том случае, если их субъектами станут люди свободные, свободномыслящие, свободнодействующие, способные к самоопределению и самосовершенствованию. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни — такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам.

Экономическая и социальная ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, безработица и многое другое. В укладе жизни людей возникли изменения, которые не могли не затронуть базисные потребности личности. Такие перемены влияют, прежде всего, на психическое состояние населения, которое провоцирует социальную и психологическую дезадаптацию людей, на изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров. Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на подрастающем поколении. Постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская проституция, наркомания, алкоголизм. Особую тревогу вызывает увеличение количества детей с отклоняющимся поведением (девиантных и деликвентных), «трудновоспитуемых», «запущенных», безнадзорных и беспризорных детей, то есть детей, так называемой «группы риска».

В большинстве случаев в категорию этих детей входят подростки, так как процесс возникновения их самосознания сопровождается тягой к самоутверждению, открытием собственного «Я» на социальном, экзистенциальном и личностном уровнях, поиском своего места в системе человеческих отношений. Однако отсутствие или недостаток семейного воспитания, «педагогическая запущенность», неправильная ориентация подростка со стороны взрослых на общечеловеческие ценности, недостаток социального опыта сказываются на личностном становлении подростка. В исследовании рассматривается категория беспризорных подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оказавшихся в силу этого обстоятельства в приюте. Так как одной из острых социально-педагогических проблем современного общества продолжает оставаться беспризорность и безнадзорность детей, поиск форм и методов оказания педагогической помощи этим детям и привели автора исследования к идее формирования положительной самооценки у этих детей, которая по определению ученых, выступает условием личностного становления человека, его самоосуществления.

Самооценку как системообразующее и интегративное ядро индивидуальности, как структурный компонент «Я-концепции» определяют в своих работах Р. Берне, Т. В. Драгунова, А. И. Липкина, Л. Пепло, JT.A. Рыбак, М. Мицели, Д. И. Фельдштейн и др. Общим в исследовании этих ученых выступает признание самооценки как важнейшего регулятора направленности личности, ее развития.

В трудах философов Запада (Г.В. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Д. Локк, Г. В. Лейбниц) самооценка представлена как аспект самопознания, открытие «Я» через других в процессе общения. В работах Г. Гегеля, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, и др. освещается деятельностный подход как принцип изучения психики, являющийся основой формирования структурных компонентов самосознания, самооценки.

Перспективные тенденции по изучению человеческого «Я» как принципа, организующего развитие человека, раскрыты в трудах В. П. Зинченко, М. Мамардашвили, Л. А. Когана.

Педагоги, психологи и социологи (Б.С. Братусь, Ф. Е. Василюк, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А.В. Петровский) уделяли внимание вопросам, связанным с подготовкой подрастающего поколения к жизненному самоопределению, социализации и отмечали самооценку в качестве важнейшего фактора, регулирующего поведение человека, его отношений. О влиянии социального опыта на самооценку и ее уровень, о взаимосвязи самооценки с такими характеристиками как «Я-концепция», «жизненный опыт», «рефлексия» говорится в работах В. В. Столина, И. И. Чесноковой и др.

Понимание уникальности и неповторимой индивидуальности человека, подход к воспитанию, имеющему цель осознания каждым себя как ценности, реализуется в русле гуманистической педагогики прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци). Эти положения развиваются в современных психолого-педагогических концепциях, направленных на субъектный подход к пониманию человека, предполагающего интеграцию видового, социального и уникального в единый ансамбль жизни (К.А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько и др.).

Несмотря на всестороннее освещение вопросов теории и практики воспитания детей «группы риска», которые нашли отражение в работах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, В.Н. Сорока-Росинского, а также в современных подходах к воспитанию детей «группы риска» А. А. Лиханова, А. А. Католикова, Л. И. Кундозеровой, Т. И. Шалавиной, отсутствует целостное представление о педагогическом процессе формирования положительной самооценки. На этой основе возникли противоречия между необходимостью формирования положительной самооценки подростков приюта и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, способствующих формированию положительной самооценки, в практической деятельности приютамежду необходимостью формирования положительной самооценки как фактора личностного становления подростка, и недостаточной изученностью возможностей формирования положительной самооценки подростков «группы риска» в специализированных учреждениях. В связи с этим проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования положительной самооценки подростка за время пребывания его в приюте. Данная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование положительной самооценки подростков в условиях приюта».

Цель исследования — выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования положительной самооценки подростка в условиях приюта.

Объект исследования — формирование самооценки подростков в приюте.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта будет эффективным, если:

— осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный;

— строится на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию подростков;

— в педагогическом процессе приюта будет использован историко-педагогический и современный опыт воспитания детей «группы риска»;

— технология педагогического процесса приюта будет включать совокупность форм и методов организации деятельности значимой для подростков, отвечающей их потребностямосновными приемами педагогов при взаимодействии с подростками будут являться такие как: опора на положительное, демонстративное игнорирование прошлого негативного опыта и отдельных недостатков в личностных характеристиках- «акцент на лучшее», «позитив важнее негатива», «про себя только положительное».

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, социологическую, психолого-педагогическую литературу и на ее основе выявить особенности и роль самооценки в личностном становлении подростка.

2. Разработать модель формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

3.Определить критерии и показатели сформированности самооценки подростков.

4. Подготовить и реализовать в педагогическом процессе приюта программу формирования положительной самооценки подростков.

Методологическую основу исследования определяют фундаментальные положения теории деятельности и общения в развитии личности, гуманистическая концепция воспитания, диалектико-материалистические положения о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности: диалектическая взаимосвязь потребностей, мотивов, отношений, переживаний, жизненного опыта и других компонентов, влияющих на развитие личности.

Теоретическая основа исследования опирается на положения о человеке как высшей ценности общества (Б.Г. Ананьев, И. С. Кон, В. В. Столин, В. А. Сухомлинский, Э. Фромм и др.). При определении принципов построения системы формирования положительной самооценки подростка учитывался принцип системной организации психического (Б.Ф. Ломов), принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев) — принцип системной организации индивидуальности (B.C. Мерлин, А. В. Петровский, К.К. Платонов).

В основу разработки и реализации модели формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта положены историко-педагогический опыт воспитания (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С. Г. Шацкий и др.), современные концепции воспитания (Г.К. Селевко, А. В. Мудрик, Н.Е. Щуркова), теоретико-методологические основы моделирования (В.А. Штофф).

Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:

— теоретические: анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованиявыдвижение гипотез, моделирование;

— эмпирические: анализ историко-педагогического и современного опыта воспитания детей «группы риска», беседы, метод независимых характеристик, опрос, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;

— методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены и реализованы организационно-педагогические условия: личностно-ориентированный подход к воспитанию подростков (диагностика личностных качеств подростков, поэтапное формирование у них личностно-ориентированных установок по отношению к себе как субъекту деятельности и общения, создание атмосферы эмоционального комфорта для снятия напряженности, тревожности) — использование историко-педагогического и современного опыта воспитания детей «группы риска» (организация творческой и общественно-полезной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых потребностей) — обеспечение успешности подростка в социально и личностно значимой для него деятельности (организация клуба «Собеседник», тренинга общения как канала подростковой субкультуры, «тимуровские десанты») — гуманизация взаимодействия субъектов культурно-воспитательной среды приюта (совместная деятельность воспитателей, педагогов, психологов, медицинских работников и субъектов социума (представителей культурно-воспитательных центров, производственных предприятий города, социальных центров) по социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации подростков приюта, развитие их социальной и личностной автономности, приобретение позитивного жизненного опыта в разнообразных видах деятельности) — реализация программы формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта, позволяющая успешно реализовать систему воспитательной работы в приюте через организационно-педагогические формы активного взаимодействия педагогов с воспитанниками (программа включает три блока: «Я познаю себя», «Мир в моем „Я“, „Я“ в мире»).

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании личностно-ориентированного и деятельностного подходов к исследованию проблемыконкретизации целей, задач, содержания, форм, методов и средств в организации педагогического процесса формирования положительной самооценки детей «группы риска» в приюте.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные теоретические положения и выводы реализованы в условиях приюта «Надежда» г. Бийска. Технология и методика процесса формирования положительной самооценки подростка могут быть применены в практике специализированных образовательных учреждений, в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими положениями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, цели, задачам и логике, репрезентативностью выборки, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, качественным и количественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс формирования положительной самооценки подростков приюта осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный на основе гуманистической концепции и личностно-ориентированного подхода.

2.Сконструированная модель формирования положительной самооценки подростков является основой для организации данного процесса и включает: цели, задачи, принципы, содержательный, технологический, результативный компоненты.

3. Программа формирования положительной самооценки подростков позволяют успешно реализовать систему воспитательной работы через организационно-педагогические формы активного взаимодействия педагогов с воспитанниками.

4. Положительные изменения в личностных характеристиках, субъектных качествах, ценностных ориентациях подростков приюта являются критериями эффективности процесса формирования положительной самооценки.

Апробация основных положений и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр Российских университетов», Барнаул (2003) — на 2-й и 3-й региональных научно-практических конференциях «Социальные процессы в современной Западной Сибири», Горно-Алтайск (2001, 2002) — региональных научно-практических конференциях «Наука и образование: проблемы и перспективы», Бийск (2001, 2002, 2005, 2006) — на семинарах и совещаниях директоров детских домов и школ-интернатов городана заседаниях кафедр педагогики и методологических семинарах Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина и на кафедре педагогики Алтайского государственного университета.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Краевой социальный приют для детей и подростков «Надежда», муниципальное образовательное учреждение «средняя школа № 20» г. Бийска. В исследовании приняли участие 150 подростков.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001;2002г.г.) — обоснование проблемы на основе изучения литературы по теме исследования, выявление состояния исследуемой проблемы в теории и практике образовательных учрежденийопределение объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.

Второй этап (2003; 2004 г.г.) — диагностика наличного уровня самооценки подростков, формирующий этап эксперимента, уточнение концепции исследования, проверка эффективности реализации организационно-педагогических условий.

Третий этап (2005; 2006 г.г.) — обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование основных выводов и рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Структура диссертации соответствует логике, содержанию и результатам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 286 наименований (из них -11 на иностранном языке) и 10 приложений. Общий объем диссертации составляет 211 страниц, в работе приведены 14 таблиц и 2 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили состоятельность выявленных нами организационно-педагогических условий, способствующих формированию положительной самооценки подростков за время нахождения их в приюте. Наиболее важными из них являются:

— использование личностно-ориентированного подхода, который отражает в модели основные параметры целостного процесса формирования самооценки подростка в приюте и вскрывает содержание педагогической деятельности, отражающее взаимодействие целей, содержания, принципов, методов, форм и средств;

— использование программы по формированию положительной самооценки подростков в условиях приюта, которая направлена на формирование системы личностных свойств и качеств подростка, способствующих его становлениюнаправлена на обеспечение успешности подростка в деятельности, составлена с учетом психолого-педагогических особенностей детей «группы риска», состоящих из трех блоков, имеющих логическую связь;

— гуманизация взаимодействия субъектов педагогического процесса, которая обеспечивается благоприятным психологическим климатом в клубе «Собеседник», учетом особенностей подростков;

Оценку эффективности выявленных нами организационно-педагогических условий формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта мы проводили, исходя из следующих критериев: личностные характеристики подростков, ценностные ориентации, уверенность в себе.

Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, мы пришли к выводу о заметных изменениях выделенных нами критериев у подростков экспериментальной группы. Позитивная динамика всех критериев свидетельствует в пользу предложенных нами организационно-педагогических условий формирования положительной самооценки подростков за время пребывания их в приюте.

Таким образом, педагогический процесс в приюте с использованием выявленных организационно-педагогических условий, включающий совокупность форм, методов и приемов организации значимой для подростков деятельности и отвечающей их потребностям, способствует формированию положительной самооценки подростка за относительно непродолжительной время. Разработанная программа по формированию положительной самооценки подростков, включающая в себя этическое, эстетическое и деятельностное направления, реализована в педагогическом процессе приюта. Программа акцентировала внимание педагогов приюта на формирование у подростков представлений о добре, красоте, сострадании к ближнему, на развитие способности у подростка решать непреходящие вопросы жизни, направляла работу педагогов на развитие структурных компонентов самосознания у воспитанников приюта. Данная программа была направлена на решение задачи-доминанты подросткового возраста — формирование положительной самооценки у подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Создание тренинга общения на базе клуба «Собеседник» являлось педагогическим условием формирования самооценки подростка. Тренинг способствовал выходу подростка на деятельностное отношение с миром, возникновению эффекта целостности личности, выступал для подростка как одно из условий осмысления своего существования, своего бытия.

Проведенная экспериментальная работа в приюте доказала эффективность использования опыта педагогов-новаторов с детьми «группы риска», включение в трудовую деятельность, использование совокупности форм и методов организации значимой для подростков деятельности, гуманизации взаимодействия субъектов воспитательного процесса. Сконструированная модель формирования положительной самооценки подростков и авторская программа по формированию положительной самооценки способствовали решению поставленных задач эксперимента и доказали эффективность выявленных нами организационно-педагогических условий.

Заключение

.

Формирование самооценки и ее форм в подростковый период обусловлены социальными, биологическими и психологическими факторами, которые действуют в совокупности. В связи с этим в выявлении ключевых вопросов, связанных с феноменом «самооценка» нами использовался системный анализ, основанный на междисциплинарных знаниях о человеке.

Методологическим и теоретическим обоснованием исследовательской темы явились постановка и анализ следующих проблем: особенности и роль самооценки в структуре личностижизнедеятельность группы-коллектива как механизма формирования самооценки подростка.

Выявлено, что самооценка как рефлексивный феномен личности позволяет занять подростку определённую ценностную позицию к себе и миру, строить собственную стратегию жизни, выступает как основа индивидуального образа мира. Поэтому прочтение, раскодирование индивидуального образа подростка позволили выявить интересующие нас аспекты в структуре самооценки: образ Я — представление о себесамоотношениеповеденческие реакции, связанные с образом Я и самоотношением.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание для следующих выводов:

1.Формирование положительных личностных качеств подростка «группы риска» в условиях приюта возможно в целостном, поэтапно и системно организованном личностно-ориентированном педагогическом процессе.

2. Формирование положительной самооценки подростка наиболее интенсивно происходит в подростковый период. Самооценка определяет жизненные позиции человека, обеспечивает адекватное функционирование таких компонентов как ценностные ориентации, жизненные цели и нравственные идеалы. Формирование положительной самооценки подростка «группы риска» предполагает последовательное и систематическое моделирование в педагогическом процессе приюта содержания педагогической деятельности, в которой используются взаимосвязанные элементы модели: цель, принципы, структурные компоненты, технология реализации, результат.

3. Формирование положительной самооценки подростков за время пребывания его в приюте происходит при определенных организационно-педагогических условиях: (организационных, социальных и психолого-педагогических) — с использованием историко-педагогического и современного опыта воспитания детей «группы риска" — через включение подростков в разнообразные социально и личностно значимые виды групповой и коллективной деятельностипри активном эмоционально-личностном общении педагогов с воспитанниками.

4. Реализация программы по формированию положительной самооценки подростка улучшала согласованность взаимодействий субъектов культурно-воспитательной среды, повышала взаимосвязь между различными аспектами деятельности подростков, что привело к целенаправленному формированию самооценки подростка в условиях приюта.

5. Апробация модели процесса формирования положительной самооценки подростков, основанная на принципах гуманистического и личностно-ориентированного подходов к воспитанию показала реальную возможность удовлетворения потребностей подростка в деятельности и общении, что позитивно отразилось на личностных характеристиках подростков, их ценностных ориентациях.

Новизна и теоретическая значимость нашей работы определяется тем, что раскрыта сущность формирования положительной самооценки у подростков за непродолжительный промежуток времени нахождения его в приюте — как целенаправленного, организованного взаимодействия субъектов культурно-воспитательной среды приюта, побуждающих подростка к рефлексии, самопознанию, самопониманию. Конкретизированы условия, способствующие за непродолжительный период изменить отношенческую позицию у подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с ее сложностью и многоаспектностью. Кроме этого, определенный интерес представляют исследования взаимодействия формирования самооценки с другими компонентами мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания личности в подростковый период. С решением этой и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Теоретические материалы данной диссертации, сконструированная модель и программа формирования положительной самооценки подростков в условиях приюта могут быть использованы в воспитании подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический проект, 2000. — 624с, — (gaudeamus) — 5000 экз. -ISBN № 5−88 687−087−3.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991. — 216 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношения философского, методологического и конкретно-научных подходов к проблеме индивида) Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М., 1977. — 224 с.
  4. , А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. -Москва: Политиздат, 1985.-263 с.
  5. , А. Индивидуальная психология. История зарубежной психологии 3060-е годы XX века Тексты. / Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -Москва: Наука, 1986.-с.131−140.- 36 000 экз. ISBN № 5−85 256−020−0.
  6. , Ю. Педагогика любви и свободы Текст.: /Ю. Азаров. М.: Топикал, 1994. — 607 с. -30 000 экз. — ISBN 5- 85 256−020−0.
  7. , Е. Единая воспитательная среда образовательного учреждения Текст. /Е.Алексеева, Н. Никитина // Восп. шк-ов. -1998. № 6. — С. 2−7.
  8. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. 1. Текст.: / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 288 с. — Библиогр.: с. 268−271. — 20 000 экз.
  9. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания (Текст): Избранные психол. труды /Б.Г. Ананьев- под ред.А. А. Бодалева. М.: Ин-т. практ. психологии, Воронеж.-НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  10. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Текст.: / В. И. Андреев. Казанский университет, 1988. — 229 с.
  11. , В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: Книга П. / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998. — 318 с.
  12. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Наука, 1994.-324 е.-5000 экз. — ISBN 5−02−13 600-х.
  13. , Л.И. Психология формирования и развития личности. Текст. /Л.И.Анцыферова // Сб. Человек в системе наук. М.- 1989. — 433 с.
  14. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст.: / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.2X.Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности Текст. / А. Г. Асмолов. -Москва: Наука, 1986. 283 с.
  15. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований дидакт. аспект. Текст.: монография / Ю. К. Бабанский. -Москва: Педагогика, 1982. -197 с. — Библиогр.: с. 188−191. — 17 000 экз.
  16. , Р.Т. Ваш беспокойный подросток Текст.: Практ. руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. Пер. с англ. А. Б. Орлова. -М.: Просвещение, 1991. 224 с. — 250 000 экз. — ISBN 5−09−3 407−09: 9 606 078−0-3 (США).
  17. , Г. С. Понятие целостно развитого человека Текст.: В кн.: Проблема человека в «Экономических рукописях 1857−1859 гг. К.Маркса.» / Г. С. Батищев. РГУ, 1977. — 172 с.
  18. , Е.Г. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений Текст. /Е.Г.Белинская //Вестник
  19. Московского Университета. Сер. 14. — Психология. — 1997. — № 14. — С. 2531.31 .Белкин, А. С. Ситуация успеха: как её создать Текст.: Книга для учителя /
  20. A.С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 179 с. — 100 000 экз. — ISBN 5−9 003 409−5.
  21. , Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. С.-Петербург: Лениздат, 1992. — 401 с. — 2 000 000 экз.-ISBN 5−289−1 230−3.
  22. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне (пер. с англ., общ. ред. и вступ. статья Пилиповского В.Я.). М.: Прогресс, 1986. — 422 с. -25 000 экз.
  23. ЪА.Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности Текст. / Г. А. Берулава. Москва: МАГО, 1996.-46 с.
  24. , М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы Текст. / М. Н. Берулава. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. — 31 с. — 1020 экз. — ISBN 585 127−060−8.
  25. Ъв.Беспалъко, В.П. О возможности системного подхода в педагогике Текст. /
  26. B.П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−61.31 .Бестужев-Лада, КВ. Прогнозирование образа жизни. Некоторые методологические проблемы Текст. / И.В. Бестужев-Лада. If Социологические исследования, 1974. № 2. — С. 61−64.
  27. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания Текст. / Б.М. Бим-Бад. М.: Педагогика, 1989. — 304 с.
  28. Бим-Бад, Б. М. Щит и оборона детства Текст.: 2-е изд. / Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998.-68 с.
  29. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. / М. И. Бобнева. М: Наука, 1978.-311 е. — 10 700 экз.
  30. , М.И. Нормы общения и внутренний мир личности. Проблемы общения в психологии Текст. / М. И. Бобнева. М.: Педагогика, 1981. — 250 с.
  31. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности Текст. / А. А. Бодалёв. JI., ЛГУ, 1970. -134 с.
  32. , А.А. Личность и общение Текст.: Избранные труды /А.А. Бодалев. -М.: Международная академия, 1995. 326 е.- 30 000 экз.
  33. , А.А. Понимание Другого как открытие пространства своего Я Текст. /А.А.Бодалёв //Мир психологии. 2001. — № 3. — С. 12−16.
  34. , А.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях Текст. / А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 11−19.
  35. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. /Л.И. Божович., под ред Д. И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с. -Библиогр.: — с. 345−347. — 10 000 экз. — ISBN 5−87 224−086−4.
  36. , JI.B. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний Текст. /Л.В. Бороздина, Е. А. Заученова //Вопросы психологии. 1993.- № 4.- С. 104−113.
  37. , Б.С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. — 303 е.- 30 000 экз. — ISBN 5−244−8-Х.
  38. , А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 1). //Псих, журнал. 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 71−80.
  39. М. Два образа веры Текст. пер. с нем. / М. Бубер. /Под ред. П. С. Гуревича, С .Я. Левит, С. В. Лёзова. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  40. , М. Проблема человека Текст.: пер. с нем. / М. Бубер. К.: Ника-Центр, Вист С, 1998. — 96 с.
  41. , Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком Текст.: Культурный прогресс: философские проблемы / Л. П. Буева. М.: Наука, 1984.-с. 68−90.
  42. , Л.П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. Москва: Мысль, 1978.-325 с. 6.Валщкая, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей Текст. /Г.К.Валицкая, Ю. Б. Гиппенрейтер //Вопросы психологии. 1989. -№ 1.
  43. , А. А ведь хорошая девочка . (об особенностях психологического развития подростка) Текст. /АВарга //Семья и школа. 1988. — № 4. — С. 3638.
  44. , Л. Эмоции и поведение Текст. / JI. Вартамен, Е. С. Петров. Л.: Наука, 1989. -144 с.
  45. , Ф.Е. Психология переживания Текст. / Ф.Е. Василюк- Московский университет.-М., 1984. 196 с.
  46. Введение в дидактику Текст. / Под ред. В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. -382 с. 66 .Ветров, ЮЛ. Формирование различных потребностей школьников Текст. /Ю.ПВетров, Н. Ф. Хорошко // Вестник СГУ. 1996. — № 8. — С. 50−58.
  47. Введение в научное исследование по педагогике Текст.: учебное пособие / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. М.: Просвещение, 1988.— 239 с.
  48. , С.П. Способность умолчания Текст. /С.П.Воронцов //Человек. -1996. -№ 3.- С. 68.
  49. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учебное пособие для вузов /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с. — 100 000 экз.
  50. , Д.В. Социокультурное самоопределение подростка Текст. /Д.В.Григорьев //Педагогика. 2000. — № 7.
  51. , Э.Н. Введение в философию образования Текст. /Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.-224 с.
  52. Гуманитарные основы педагогического процесса Текст.: сборник научный статей/Алтайский университет- ред. Ю. В. Сенько. Барнаул, 2003. — 224 с.
  53. , В.В. Принцип развития в психологии Текст. /В.В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы философии. -1981. № 12. — С. 62−73.
  54. , И. Как нам научиться любить своих учеников Текст. /И.Демакова //Народное образование. № 7. — 2001. — С. 147−152.
  55. , У. Психология Текст. / Пер. с англ.яз.- под редакцией Л. А. Петровской.-: Педагогика, 1991. 369 е.- (Классики мировой психологии). -50 000 экз. — ISBN 5−7155−0402−3.
  56. , И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств мотивации личности Текст.: Теоретические проблемы психологии личности /И.А. Джидарян. М.: Наука, 1974.-е. 142−157.
  57. Д. Собрание Сочинений Текст.: Т.2. /Д. Дидро. М.-Л., 1935.
  58. , И.В. Психология Текст.: учебник для вузов. /И.В.Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан 2-е изд., стереотипное. — М.: «АКАДЕМИЯ», 2001. 461с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 453−454. -Тираж 30 000 экз. — ISBN 5−7695−0735.
  59. , И.В. О единстве обучения и воспитания младших школьников Текст./И.В.Дубровина //Вопросы психологии. 1978.-№ 6.
  60. , И.В. Формирование личности старшеклассника Текст.: НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР /И.В. Дубровина. М.: Педагогика, 1989. — 186 с.
  61. , И.В. Школьная психологическая служба Текст. Вопросы теории и практики /И.В. Дубровина. М.: Педагогика, 1991. — 232 е.- (Образование. Пед. науки)-Библиогр.: с. 216−227. -30 000 экз.- ISBN 5−7155−0371-Х.
  62. , ИВ. Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. /И.В. Дубровина, А.Г. Рузской- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии наук СССР. М.: Педагогика, 1990. -264 с.
  63. Дж. Психология и педагогика мышления Текст. /Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. -192 е.- 3000 экз. — ISBN 5−87 604−082−7.
  64. Дюркгейм: Самоубийство: Социологический этюд Текст. /Дюркгейм. Пер. с фр. А. Н. Ильинского. СПб., 1998. — 494 с.
  65. , А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми Текст. /А.П.Егидес. М.: Аст-Пресс Книга, 2002. — 363 е.: рис.-(Практическая психология) — 20 000 экз.- ISBN 5−7805−0983−2.
  66. , В.К. Подросток и его друзья Текст. /В.К. Ермаченков. -Алма-Ата: «Казахстан», 1970. 399 с.
  67. , С.А. Прогнозирование отклоненного поведения учащихся Текст. /С.А.Завражин // Педагогика. -1990. № 6. — С. 28−32.
  68. , ПЛ. О так называемой негативной фазе в подростничестве Текст. /П.Л.Загоровский // Педология. Т. 1. — Вып. 1. -1928.
  69. , А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности Текст. /А.В.Захарова, Т. Ю. Андрушенко //Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 21−27.
  70. , А.В. Структурно-динамическая модель самооценки Текст. /АБ.Захарова //Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 5−14.
  71. , А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этнология и патогенез Текст. / А. И. Захаров. Л.: Медицина, 1988. — 248 с. — ISB № 5225−201−3.
  72. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. /А.Г. Здравомыслов. Москва, Политиздат, 1986. — 223 с.
  73. , А.Г. Социология конфликта Текст. учеб. пособие для ст-ов высш. уч. заведений. 3-е издание., перераб. и доп. /А.Г.Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 317 с.
  74. , Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук /Л.И. Золотарёва. Москва, 1989. — с. 19.
  75. Ф. Застенчивость Текст. / Пер. с англ. С.С. Степанова- Ф.Зимбардо. М.: Педагогика, 1991. — 208 е.: ил.- 1 000 000 экз.- ISBN 5−71 550 409−0 (СССР). — 5−7155−8 092−6 (США).
  76. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для вузов /И.А.Зимняя. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. — 408 е.- Библиогр: с.160−161,248,342,396, 474.- 10 000 экз.
  77. , В.П. Как построить своё «Я» Текст. /В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  78. , В.П. Миры сознания и структура сознания Текст. /В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−37.
  79. , В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии Текст. /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. Тривола, 1994. — 304 е.- 5000 экз.
  80. , Э.В. Что же такое личность? Текст. Философия и культура /Э.В. Ильенков. Москва: Политиздат, 1991. — с. 36−41.
  81. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. /Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 508 е.- (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 481−501. — 5000экз. — ISBN 5272−28−5.
  82. , НА. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека Текст. в 2-х томах / И. А. Ильин. СПБ.: Наука, 1994. — 542 с. — 15 050 экз.-ISBN 5−02−28 175−1.
  83. , Н. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях Текст. /Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова //Народное образование. 2001. — № 7. — С. 185−189.
  84. , В.Н. Стимулирование направленности учителей на работу с педагогически запущенными подростками Текст. /В.Н. Ирхин. Барнаул: БГПУ, 1994.-39 с.
  85. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст. /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы) — 75 000 экз. — ISBN 5−250−34−7.
  86. , М.С. Человеческая деятельность Текст. /М.С. Каган. Москва: Политиздат, 1976. — 168 с.
  87. , М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. /М.С.Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  88. ,. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия её формирования Текст. /М.Г. Казакина. JL: Педагогика, 1981. -65 с.
  89. , М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности Текст.: дисс. докт. пед. наук. /М.Г.Казакина. -Ленинград, 1983.
  90. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. /В .А. Караковский. -Москва: Педагогика, 1993. — 121 с.
  91. , В.А. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Текст. /В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М., 1996.
  92. , В.П. Педагогическая коррекция исправление недостатков характера у детей и подростков Текст.: книга для учителей /В.П. Кащенко. -М.: Просвещение, 1992. 222 с. — Библиогр.: с. 221.- 8000экз. — ISBN 5−9 003 935−6.
  93. , Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда Текст. /Г.А.Ковалев // Вопросы психологии. -1993. № 1. — С. 13−24.
  94. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека Текст. /Л.Н. Коган. Москва, 1984.-270 с.
  95. , И.А. Воспитание человеческих качеств Текст. /И.А.Колесникова. М., 1989. — 83 с.
  96. Кон, КС. В поисках себя: Личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. 335 с. — 100 000 экз.
  97. Кон, КС. Ребёнок и общество Текст. учебное пособие / И. С. Кон. М.: Academia, 2003. — 335 с. — (Высшее профессиональное образование) — 20 000 экз.-ISBN 5−7695−1420−5.
  98. Кон, КС. В поисках «Я» Текст. /И.С.Кон.- М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  99. Кон, КС. Категория «Я» в психологии Текст. /И.С. Кон //Психологический журнал. 1981. — т.2. — № 3. — С. 25−38.
  100. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст. /И.С. Кон. М., 1979. -66 с.
  101. Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И.С. Кон- Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «Модэк», 1999. — 560 с. -Библиогр.: с.252−253, 356,417, 480−484, 530−531.- 10 000 экз.- ISBN 5−89 395 106−9.
  102. Кон, И. С. Социология личности Текст. /И.С. Кон. Москва: Политиздат, 1967.-383 с.
  103. , А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания Текст. /А.П. Корнилов //Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 107 114.
  104. КорчакЯ. Как любить детей Текст. /Я. Корчак. М.: Знание, 1973. — 96 с,-(Народн. универ-т. Пед.факт.) — 166 200 экз.
  105. , Я.А. Великая дидактика Текст.: Избранные педагогические сочинения. Т.1. / Под ред. А. Н. Пискунова. Я. А. Коменский. М.: Педагогика, — 1982. — с. 247 -476. — (Пед. б-ка) — 30 000 экз.
  106. , Б. Лики и маски тревоги Текст. /Б. Кочубей, Е. Новикова //Воспитание школьников. С. 16.
  107. , А.И. Социология Текст.: учебное пособие / А. И. Кравченко.-М.: ACADEMIA, 2002. -417с. (Высшее образование) — Библиогр.: с. 406 411.- 30 000 экз.- ISBN 5−7695−0810−8.
  108. , В.В. Методология педагогики Текст.: пособие для педагогов -исследователей /В.В. Краевский. Чебоксары, 2001. — 244с. — Библиогр.: с. 27−28,90,148−150,238−239. — 1000 экз. — ISBN 5−7677−0503−8.
  109. , А.П. О подростках Текст. /А.П. Краковский. М.: Педагогика, 1970. — 273 с.
  110. , А.П. Трудный возраст Текст. /А.П. Краковский. М.: Просвещение, 1966. — 160 с.
  111. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст.: книга для учителей и классных руководителей /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с. -Библиогр.: с. 302.- 220 000 экз.
  112. , Н.К. Воспитательная роль учителя Текст. /Н.К. Крупская // Пед.соч.:В 10 т,-М.: АПНРСФСР, 1959.-Т.2. -с. 131 139.-45 000экз.
  113. , H.JI. Развитие эмоционального мира детей Текст. Популярное пособие для родителей и педагогов /Н.Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 1997.- 206 е.- (Вместе учимся, играем) — Библиогр.: с. 206.- 41 000 экз. — ISBN 5−7797−0022−2.
  114. , Н.Н. Социокультурная обусловленность человеческой индивидуальности Текст.: дисс. канд.филос.наук /И.Н. Кубанов. Ростов-на-Дону, 1989. -172 с.
  115. , JI.B. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. /Л.В. Куликов. СПб: «Питер», 2000. — 408 с.
  116. , В.И. Трудновоспитуемость у подростков Текст. /В.И. Куфаев. -М., 1956.-174 с.
  117. , В.А. Искусство быть другим Текст. /В.А. Леви. М., 1980. — 124 с.
  118. , В.Л. Везёт же людям. (Психология здоровья) Текст. /В.Л. Леви. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 256 с. — 500 000 экз.- ISBN 5−278−177−1.
  119. , В.А. Субъект, Объект, Познание Текст. /В.А. Лекторский.1. М.: Наука, 1980.-359 с.
  120. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст.: учебноепособие для вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл.: AKADEMIA, 2005.- 352 с.
  121. BN 5−7695−2496−0/. -5000 экз.
  122. , А.Н. Проблемы деятельности в психологии Текст.
  123. А.Н.Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95 -109.160Леонтьев, Д. А. Личностный смысл и трансформация образа Текст. /Д.А.
  124. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер.14. — Психология. — 1988. — № 2. — С. 3−11.
  125. , Д. А. Очерк психологии личности Текст. /Д.А. Леонтьев. М., 1993.-30 с.
  126. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — 335 с.-- (Приложение к журналу «Сов.педагогика» за 1951 г. кн. 3,4). — 31 700 экз.
  127. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. /П.Ф. Лесгафт. Москва: Педагогика, 1991.-176 с.
  128. ХвА Липкина, А. И, Критичность и самооценка в учебной деятельности Текст. /А.И. Липкина, Л. А. Рыбак. М.: Просвещение, 1968. — 140 с.
  129. , А.И. Самооценка школьника Текст. /А.И. Липкина. М.: Знание, 1976.-54 с.
  130. Лиханов, Альберт. Драматическая педагогика Текст. /Альберт Лиханов. -М.: «Педагогика», 1983. 317 с.
  131. , Б.Т. Педагогика Текст. курс лекций /Б.Т. Лихачев. Изд. второе, исправ. и доп. Юрайт М.: Прометей, 1998. — 464 с. — 10 000 экз.- ISBN 5−70 420 811−8 (Пром.). — ISBN 5−85 294−020−8 (Юрайт).
  132. ПЗМамардашвили, М. К. Лекции о Прусте Текст. /М.К. Мамардашвили. -Москва, 1995 = с. 231.
  133. П Мудрик, А. Найти друга (о психологическом поведении подростка) Текст. /А. Мудрик //Семья и школа. 1989. — № 12. — С. 8−10.
  134. , Э.Ш. Психологический анализ поступков и способ педагогического воздействия на личность Текст.: учеб. пос. /Э.Ш. Натанзон. -М.: Просвещение, 1968. 206 с.
  135. , Я.Г. Воспитание веры и доверия Текст. /Я.Г. Опилат //Сов. Педагогика. 1990. — № 5. — С. 61−66.
  136. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека Текст. /А.Б. Орлов //Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5.
  137. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: Кн. для учителя /Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  138. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера Текст. ЛО.М. Орлов.-М., 1987.-123 с.
  139. , А.В. Феномен субъективности в психологии личности Текст. /А.В. Петровский. Москва, 1984. — 178 с.192Петровский, А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? Текст. /А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  140. ЮОЛоляков, С. Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе Текст. /С.Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова, И. Г. Егорова. М.: Сентябрь, 1999. — 144 с. — (Б-ка Жур. «Директор школы») — 3450 экз. — ISBN 588 753−025−1.
  141. , Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности Текст.: учебное пособие. 2-е изд., испр. /Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта- Московский психолого-социальный институт. — М.: Флинта, 2000. — 264 с.
  142. Реабилитация детей с девиантным поведением: уроки воспитания Текст.- М. Эврика, 2005. 320 с. — (Библиотека культурно-образовательных инициатив).
  143. , С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. /C.J1. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957. — 328 с. — 15 000 экз.
  144. , Л.С. О взаимооценках старшеклассников как предпосылки самовоспитания Текст. /Л.С. Сапожникова //Сов. Педагогика. 1988. — С. 6264.
  145. , В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения Текст. /В.Ф. Сафин //Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 25−30.
  146. , Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников Текст. /Т.К. Селевко // Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). -1999. № 6. — 134 с.
  147. , КВ. Психология человеческих проблем Текст.: Хрестоматия /К.В. Семченок. Лен.: Харвест, 1998.-448 с.
  148. , Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося Текст. /Ю.В. Сенько //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 4045.
  149. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: Курс лекций: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений /Ю.В.
  150. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 е.- (Высшее образование) — 30 000 экз. -ISBN 5−7695−0601−6.
  151. , Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся Текст. /Ю.В. Сенько, В. Э. Тамарин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  152. , П.В. Сознание и сопереживание Текст. /П.В. Симонов //Психологический журнал. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  153. , В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека Текст. книга для учителя /В.И. Слуцкий. М.: Просвещение, 1992. -159 с. — 100 000 экз. — ISBN 5−09−4 153−9.
  154. Библиогр.: с. 221. (Психологическая наука — школе). — 206 000 экз. — ISBN 5−9 002 988−1.
  155. , Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. /Е.Г. Соколова. М.: МГУ, 1989. — 215 с.
  156. US.Соколова, Э. С. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения Текст. /Э.С. Соколова, В. М. Лихачёв //Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 47−52.
  157. , СЛ. Резервы детского «Я» Текст. /С.Л. Соловейчик. М., Знание, 1983. — 86 с.
  158. Социология. Текст. /Г.В. Осипов, Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский.-М.: Мысль, 1990. 446 с. — 44 000 экз.- ISBN 5−244−326−7.241 .Социология Текст. Уч.пос. /ред. Э. В. Тадевосян. М.: Знание, 1995. — 272 с. — 25 000 экз. — ISBN 5−07−2 737−9.
  159. Технология социально-психологических тренингов. Текст. М.: Социальное здоровье России, 2001. — 208 с.
  160. , К.Д. О воспитании Текст. /сост. Н. М. Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. — 192 е.- 3000 экз. — ISBN 5−9219−0280−2.
  161. , А.В. Подросток в неформальной группе Текст.: /А.В. Толстых. -М.: Знание, 1991. 80 с. (серия «Педагогика и психология», № 2).
  162. , Д.Н. Теория установки Текст. /Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: «Институт практической психологии». Воронеж, НПО МОДЭК, 1997.-448 с.
  163. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. /Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с. — Библиогр.: с. 199−207. -(Образование. Пед. науки) — 14 000 экз. — ISBN 5−7155−0030−3.
  164. , ИИ. Проблемы самосознания в психологии Текст. /И.И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 143 с.25б.Чудновский, В. Э. Воспитание способностей и формирование личности Текст.: /В.Э. Чудновский. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  165. , А.Э. Изучение личности школьника Текст.: метод, рекоменд. /А.Э. Штеймец. Калуга, 1992. — 23 с.
  166. , A.M. Эмоциональные компоненты самоотчётов и межличностных суждений Текст. /A.M. Эткинд //Вопросы психологии. -1983. № 2.- С. 111.
  167. UQJOduH, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. /Э.Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 391 с. — Библиогр.: с. 110−113, 227−242, 326−327. -1000 экз. — ISBN 5−901 006−07−0.
  168. , А.В. Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте Текст.: автореф. /А.В. Ящук. Томск, 2006. — 22с.
  169. Allport G.W. Attitudes in Handook of social psychology Ed by Murchison Worcester, 1995.
  170. Allport G. W., Vernon P.E., Lidzey C. Study of values. Boston: Houg hton Mifflin, 1951.
  171. Hofstede G. Cultures consequences: International differences in work related values. Brewely Hills, 1990.
  172. Kultur als einigendes Band. / Erhard John (Berlin, 1984). 155 p.
  173. Kluckhohn G. Values and value orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // Toward a general of action / Eds. T. Parsons and E. Shils. Cambridge M.A.: Harvard Vn. Press. 1951. P. 388−433.
  174. Lee D. Valuing the self. What we can learn from ofher cultures. Prospect Heights//1986.-v. 5.
  175. Maslow А. Н/ Toward a psychology of being (Abrahamh. Maslow, -2-d ed. -New York, etc: Van Hostram Reinhold (1982) — XVI, 240 s.
  176. Popielski K. Noetyczny wymiar osobowosci. Ludlin, 1994. S.147.
  177. Rokeach M. Belifs, Attitudes and values. San-Francisco, 1968. 463 p.
  178. Rogers C.R. Toward a modern approach to values: the valuing process in the mature person //j. Abn. Soc. Psychol., 1964. v. 68, n.2.
  179. Rogers C.R. Frudom of personality, New York, 1972.
Заполнить форму текущей работой