Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов осуществлялась через практическую деятельность диссертанта как преподавателя Института повышения квалификации работников образования и Педколледжа № 1. Основные положения диссертации излагались в докладах на Международных конференциях в г. Коломне (1993), в г. Барнауле (1995), Российско-американских семинарах в г. Перми (1993, 1994), межвузовских конференциях в г. Перми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБ©-&trade- С СЕМЬЕЙ КАК
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Социально-педагогическая характеристика многодетной семьи
    • 2. Семейное воспитание в России в историческом контексте
    • 3. Анализ современной практики социально -педагогической работы с многодетной семьей
  • Глава II. СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
    • 1. Содержание социально — педагогической работы с семьей
    • 2. Особенности форм социальной поддержки многодетной семьи
    • 3. Кадровое обеспечение социальной работы с многодетной семьей

Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия переживает сложное время изменений в направленности общественного развития и радикальных преобразований, стремясь выйти на дорогу общемировой цивилизации. В российской действительности этот процесс сопряжен с обширным кризисом практически всех сфер жизнедеятельности общества — экономической, политической, социальной, нравственной.

Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили проблемы семьи и семейных отношений. Рост безработицы и цен, постоянные задержки заработной платы в государственных структурах, выплат пенсий и пособий по уходу за детьми, удорожание социальных услуг — эти и другие реалии негативно отразились на семье и ее функциях, возможностях, образе жизни в целом. Проблемы современной семьи — это сущностные, философско насыщенные проблемы переломной эпохи в истории России, ибо семья впитывает и отражает изменения в общественных отношениях.

Родители, благодаря эмоциональной насыщенности внутрисемейных отношений, в большей степени, чем общество воздействуют на чувства и душевные качества человека, тем самым оказывая влияние на формирование и развитие общества будущего. Отчуждение семьи от процесса воспитания, недооценка в течение длительного времени воспитательных возможностей среды привели, в конечном итоге, к ослаблению жизнеспособности семьи как уникального воспитательного института, одного из ведущих факторов социального формирования личности. Снижается функциональная роль семьи в воспитании, разрушаются семейные традиции, наблюдается отчуждение родителей и детей, ослаб контроль отцов и матерей за жизнедеятельностью детей.

Особенно противоречиво эти процессы протекают в многодетной семье. С одной стороны в ней заложен уникальный социально — воспитательный потенциал, с другой — она в современной социальной ситуации принадлежит к одной из наиболее уязвимых категорий семей. Многодетная семья, занимая особое место в системе социальных институтов, привлекает все большее внимание специалистов — философов, социологов, демографов, этнографов, психологов, педагогов и других.

Начиная с конца семидесятых годов, многодетная семья привлекает все большее внимание специалистов. Исследования многодетной семьи, ее психолого-педагогического потенциала мы находим в работах В. В. Бойко, И.В.Бестужева-Лады, А. Г. Вишневского,.

Н.В.Гавриловой, С. И. Голод, О. И. Иванова, Т. В. Свадьбиной, А. Г. Харчева и других. Интерес к проблеме многодетной семьи в тот период был вызван, в основном, резким падением рождаемости и проблемами нравственного воспитания молодежи. Авторы в своих работах связывали малодетность, то есть рождение одного, максимум, двух детей, со снижением нравственных устоев. Основной вывод, который они делали в своих работах — необходимость создания условий для увеличения количества многодетных семей. Реакцией государства £ыло введение различных льгот. Однако анализ психологопедагогических особенностей и возможностей многодетной семьи сделан не был.

В ситуации современного переходного периода проблемы многодетной семьи имеют важное значение в самых различных аспектах жизнедеятельности общества и индивида. Государством только за последние несколько лет введены новые основные законы.

Семейный Кодекс — 1996 г., Гражданский Кодекс — 1996 г., Уголовный Кодекс — 1997 г. и т. д.), и целый ряд Постановлений, касающихся жизнедеятельности семьи. В основном они направлены на стабилизацию сегодняшнего состояния, на выживание российской семьи. Но семья — это постоянно изменяющийся, прогрессирующий (а порой и регрессирующий) социальный орган, оказывающий основное влияние нановое поколение. Многодетная семья относится к немногим оставшимся «льготным» группам, получающим социальную.

J-T поддержку от государства, что с однойстороны можно считать позитивным фактором. Однако мы наблюдаем в связи с этим и ряд негативных. Ошибочным, на наш взгляд, является само исходное основание для оказания государственной помощи многодетным семьям: «.основанием для оказания государственной помощи многодетным семьям является не многодетность семьи, а ее.

Sl обеспеченность" .1.

Современными исследователями предпринимаются попытки изучения особенностей многодетной семьи. Вопросы социальной работы с такого рода семьями рассматриваются фрагментарно. Практике социально-педагогической работы с многодетной семьей не достает системности и комплексности, активизации самого субъектамногодетной семьи — в решении вопросов ее стабилизации и устойчивого функционирования.

Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования:

Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей" .

Объектом исследования является многодетная семья в системе социальных взаимоотношений.

1 Концепция законопроекта иО мерах по государственной поддержке многодетных семей". М. Д997. С. 11.

Предметом — процесс активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи. ч.

Цель исследования — выявить особенности современной многодетной семьи и определить пути совершенствования социально-педагогической работы с нею.

Задачи исследования:

1. Дать социально — педагогическую характеристику многодетной семьи.

2. Осуществить исторический анализ практики социально-педагогической работы с семьей.

3. Выявить особенности и определить условия активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи.

4. Разработать рекомендации по социально-педагогической работе с многодетной семьей.

Гипотеза исследования. Рассматривая семью как социальную ячейку, где человек проходит первичную социализацию, мы исходим из того, что в современных условиях принципиально меняются основы взаимодействия семьи и общества, различных его структур, государственных и негосударственных учреждений, организаций. Отношения общества и государства с многодетной семьей носят противоречивый характер. Эффективность социально — педагогической работы с многодетной семьей определяется ее направленностью на повышение и развитие специфического потенциала многодетной семьи, обеспечение ее активной субъектной позиции в содержании и технологиях социально-педагогической работы.

Методологическая основа исследования опиралась на материалистическую теорию отражения и социальной обусловленности поведения личности, ее социально-экономического развитияроли активной деятельности человека в его самосовершенствованиипсихолого-педагогические теории развития личности и коллектива.

Теоретическим фундаментом исследования явились глубокие философские размышления о роли семьи Г. Гегеля, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, И. Фихте и других. Они послужили основой различного понимания процесса развития семьи. В работах Н. О. Лосского мы опираемся на размышления об осознании особенностей русского человека в мировом сообществе. У Э. Фромма и Р. Хирау мы находим ответы на вопросы о соотношении эволюции личности и семьи. Славянофильская концепция семьи как родового гнезда, сложившаяся в исторических трудах К. С. Аксакова, в публицистике А. С. Хомякова и в философских трактатах И. В. Киреевского, находит продолжение и логическое подтверждение в современных философских работах И. В. Бестужева-Лады. Конкретно-исторические требования общества по формированию семейных отношений легли в основу концепций К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. К. Сухомлинского.

Истоки поведения человека, основы его жизнедеятельности, особенности взаимоотношений взрослых и детей исследуют каждый со своей позиции Ю. П. Азаров, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, А. Г. Харчев, М. Ф. Яркина и другие. Вопросы исследований функций семьи раскрыты в работах Н. В. Гавриловой, Б. Н. Дуковича, Е. М. Зуйковой,.

О.И.Иванова, ЭгВ. Соколова, Г. Г. Силласте, Е. А. Сусловой и других авторов.

Проблемы взаимоотношений в семье, влияние ее на формирование личности, психологические особенности развития личности и семьи находятся в центре внимания многих известных психологов: А. Ф. Лазурского, С. А. Беличевой, А. А. Бодалева,.

A.Б.Добровича, С. В. Ковалева, Н. И. Конюхова, Р. В. Овчаровой,.

B.А.Петровского, С. С. Степанова, В. С. Торохтия и многих других.

В последнее время возросло значение психотерапевтической деятельности при социальной работе с семьей. Основы этого рода деятельности изложены в трудах зарубежных специалистов: М. Палзолли, Н. Пезишкиана В.Сатир, Д. Хэйли, М.Эриксона.

Педагогические основы социально — педагогической работы с семьей заложены в трудах Е. Н. Барышниковой, А. С. Белкина, В. Г. Бочаровой, Т. В. Воликовой, Б. З. Вульфова, Т. В. Деусовой. В.А.Кан-Калика, В. А. Марченко, А. В. Мудрика, Н. Е. Щурковой, Г. Н. Филонова и других. В работах названных авторов раскрыты педагогическое влияние среды на личность, коррекция этого влияния и педагогические рекомендации специалистам.

В диссертационных исследованиях достаточно широко изучены вопросы педагогического просвещения семьи. Им посвящены работы И. В. Гребенникова, Ш. Курильски-Ожвэна, Л. С. Ломизе, Л. Ф. Островской, Е. Ю. Петровой, Л. В. Топчия и других.

В нашем исследовании мы основывались также на нормативно-правовых документах и комментариях к ним.

Методы и процедура исследования. Специфика и многогранность объекта исследования обусловили необходимость последовательного сочетания изучения теории и практики социальной работы с различными типами семей и с многодетной семьей в частности.

Анализ мировоззренческих ориентаций проводился на основе методов сравнения российского опыта и собственных теоретических и эмпирических исследований. Он осмысливается благодаря последовательному применению принципа историзма, методов проектирования и программирования, контент — анализа, методов педагогического наблюдения, бесед, интервью и других. Широкое разнообразие использованных методов обусловлено сложностью объекта изучения.

Комплексное использование методов гуманитарных наук позволило выявить современные особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей, что необходимо знать в условиях системного кризиса российского общества, изменения традиционных механизмов социализации, неустойчивости семьи.

Теоретические основы социально — педагогической работы с многодетной семьей формировались постепенно, проходя апробацию в различных районах Пермской области. В целом, исследование осуществлялось в течение 1989;1996 годов, включая в себя три основных этапа, в процессе которых проводилось целенаправленное наблюдение за реальным состоянием исследуемых явлений и развитием системы социально — педагогической работы с многодетной семьей.

На каждом этапе экспериментальной работы определялась выборка семей для решения задач конкретного этапа исследования. Проводилось и продолжается исследование по тематике, включенной в приоритетные. направления деятельности исследовательского ^ Центра социальной педагогики Российской Академии образования, Комплексной программы Российской Академии Образования «Социальная педагогика», и Программы стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 г.

На первом этапе (1989;1992 гг.) анализировались литературные источники по проблеме, изучался опыт социальной и педагогической работы с многодетной семьей в городе Перми, проводилась опытная работа. На этом этапе в процессе изучения проблемы работы с неблагополучными и многодетными семьями был обоснован вывод о необходимости педагогического влияния на семью как приоритетную сферу социально-педагогической работы.

На втором этапе (1992;1994 г. г) анализировались источники по проблеме, изучался передовой и массовый опыт социально-педагогической работы с семьей в Пермской области, анализировался личный опыт воспитания детей в собственной многодетной семье, проводилась опытно-экспериментальная разработка и апробация содержания специфических форм социально-педагогической работы с многодетной семьей. На этой основе были разработаны ряд новых форм и технологий социально-педагогической работы с семьей, а также цикл лекций для работников образовательных учреждений и учреждений социальной защиты.

На третьем этапе (1994;1996 г. г.) проводилась широкая апробация и внедрение обоснованных в ходе исследования форм и технологий. Проходило осмысление полученных результатов и оформление диссертации.

Экспериментальная база включала в себя социально-педагогические службы Дзержинского, Кировского районов г. Перми, Краснокамского района, Карагайского района Пермской области. В исследование были включены около четырех тысяч семей, анализ социально-бытовых условий и психолого-педагогических особенностей которых, а также форм социально-педагошческой работы с ними проводили более двухсот профессионально подготовленных социальных педагогов и социальных работников, образовательные учреждения при участии родителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными методами, апробированием методик на различных группах испытуемых, а также через анализ эмпирических данных, собранных в процессе длительного педагогического наблюдения и изучения детей и их семей в процессе работы с ними, а также широкой апробацией и внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений, государственных и общественных социальных институтов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые разработана, обоснована и реализована многоуровневая социально-педагогическая парадигма h поддержки многодетной семьи в ситуации общественно-экономического кризиса. Суть ее заключается в стимулировании собственного потенциала семьи и ее активной субъектной позиции средствами социально-педагогического обеспечения, согласованной деятельности различных общественных институтов при посредничестве социальных работников и социальных педагогов, использовании возможностей социума.

Осуществлено целостное осмысление, разработана система значимых факторов, критериев и показателей эффективности социально-педагогической работы с многодетной семьей, системы взаимосвязей ее в социуме, определены социально-педагогические условия социально эффективной реализации педагогического потенциала многодетной семьи, самореализации ее в этом процессе, самоутверждения личности. В совокупности все это вносит определенный вклад в дальнейшее развитие социальной педагогики, ее к теоретической основы.

Практическая значимость исследования. В более завершенном и полном варианте представлена социально-педагогическая работа с многодетной семьейобоснованы педагогические функции специалистов по работе с многодетной семьей: разработаны методы и технологии, эффективно влияющие на устойчивое развитие семьи.

Предлагаемые диссертантом методики, учебные пособия, программы, научно-методические рекомендации могут широко использоваться в практике социально-педагогической работы с I 4 семьей, а также при подготовке специалистов социальной сферы.

Апробация результатов осуществлялась через практическую деятельность диссертанта как преподавателя Института повышения квалификации работников образования и Педколледжа № 1. Основные положения диссертации излагались в докладах на Международных конференциях в г. Коломне (1993), в г. Барнауле (1995), Российско-американских семинарах в г. Перми (1993, 1994), межвузовских конференциях в г. Перми (1994;1996), научно-практических конференциях Пермского областного института повышения квалификации работников образования (1993;1997), научноч практических конференциях ряда районов Пермской области по теме диссертации. Материалы исследования широко используются в практике работы с родителями, в решении вопросов социальной защиты прав детей и семьи социальными педагогами и социальными работниками Пермской области.

Апробация и внедрение результатов исследования также осуществлялись посредством публикаций, чтения циклов лекций, спецкурсов, разработкой учебных планов и программ подготовки специалистов по работе с семьями, воспитательной работе в различных образовательных учреждениях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• В условиях кризисных социальных процессов важным фактором дальнейшего устойчивого развития Российского государства является стабилизация и укрепление семьи как первичной социальной ячейки, основы современного и будущего общества. В свою очередь, стабильность и устойчивость семьи напрямую зависит от экономических и социально-педагогических условий, создаваемых семье государством.

• Наиболее эффективно многоплановый потенциал семьи раскрывается в многодетной семье, которая максимально. реализует потребности личности, выполняя такие социальные функции как воспитательная, рекреативная, экономическая, коммуникативная, фелицитологическая, репродуктивная и другие. С другой стороны, при неблагоприятных условиях многодетная семья не только не реализует эти потребности, +ю и негативно влияет на формирование личности ребенка. В этом противоречии заложена главная особенность социально-педагогической работы с многодетной семьей.

• Реализуется потенциал многодетной семьи наиболее эффективно при условии, если социальная поддержка сопровождается профессиональной социально-педагогической работой, направленной на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее активной субъектной позиции в обществе.

Результаты исследования подтвердили наши предположения о том, что социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.

Исследование позволило осуществить исторический анализ развития социальной и педагогической работы с многодетной семьей в соответствии с ведущими идеями общества. Дана характеристика многодетной семьи, ее социально-лзоспитательного потенциала. Разработана и апробирована классификация многодетных семей по основным социальным признакам и определены ведущие тенденции, характерные для современной практики социально-педагогической работы с ними в соответствии с типом семьи.

В исследовании также раскрыты формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов*самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.

Исследование показало, что совместная длительная работа в группе семей со сходными проблемами способствует их дальнейшему сотрудничеству, активизации и объединению, а также духовному обогащению.

Разработанный и апробированный оптимальный минимум рабочих документов, представленных в диссертации, способствует осуществлению оперативного анализа состояния дел относительно конкретной многодетной семьи, совокупности семей с целью своевременного оказания им необходимой социально-экономической помощи и социально-педагогической поддержки.

Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов об условиях эффективности социально-педагогической работы с многодетной семьей:

1. Социально-педагогическая работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, особенностей становления и развития семьи в историческом, философско — психологическом, региональном аспектах.

Особенности российского менталитета, традиции, общинный дух во все времена, в периоды самых различных общественных кризисов способствовали восстановлению, а в дальнейшем и устойчивому развитию государства. Народ, род, семья — составляющие части общества. Дестабилизация одной из составляющих приводит к дестабилизации целого. Таким образом, необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.

Многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные так и негативные изменения, а при благоприятных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо особое внимание уделять многодетной семье, ее сохранению и развитию.

2. В практике социально-педагогической работы с многодетной семьей приоритетным является ее направленность, раскрытие и приведение в движение сущностных сил самой семьи, реализация ее активной субъектной позиции.

Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности, таких как биологические, социальные и духовные. Учитывая в своей работе эту особенность многодетной семьи необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность и самодостаточность способствует замкнутости, а следовательно и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем, как показало исследование, перерастают в неблагополучие.

Осознание взрослыми членами многодетной семьи всей ответственности за воспитание своих детей, определение пути реализации своих особенностей — важнейшее условие активизации ее социально-воспитательного потенциала.

Практика работы с многодетными семьями показала, что привычные стереотипы эффективного воспитания не всегда свойственны этой к. категории семей и, опираясь на принципы способствующие л формированию потребности в принятии помощи социальные педагоги и социальные работники активизируют семью на решении собственных проблем.

3. Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи вопросы многодетной семьи как наиболее естественной среды развития личности необходимо, решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии как разновозрастного коллектива.

Многодетная семьяхвязаназ процессе своей жизнедеятельности с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи способствует, как показала практика, системному и полноценному оказанию социально-педагогической помощи. Исследование подвело нас к осознанию потребности создания сети служб, объединенных единым государственным, общественным или частным центром для более эффективного решения проблем многодетной семьи, а также результативного привлечения ее к работе с другими семьями.

4. Социально-педагогическая работа с многодетной семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, отдавая приоритет организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга.

Субъектная позиция в работе с многодетной семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствует не только решению собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формирует у многодетной семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями. Унизительность «подачек» осознается членами многодетной семьи и они (а мы неоднократно сталкивались в ходе работы над диссертацией с подобной позицией) изыскивают резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей, вторичную занятость, духовное единения с подобными себе семьями.

5. Наиболее эффективно работают с многодетной семьей специалисты, обладающие таким же социальным опытом как и сама семья, то есть из числа многодетных. Они не только понимают и принимают семью, но и являясь ее представителями, способными аргументировано и профессионально защитить права каждого члена семьи. Исследование показало — в тех районах и регионах, где руководители осознают необходимость социальной поддержки семьи, социально-педагогическая работа имеет более высокий результат. Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться только работниками, непосредственно связанными с многодетной семьей (социальными педагогами и социальными работниками). В сферу внимания при подготовке кадров важно включать и руководителей на самых различных уровнях.

Важным средством эффективности социально-педагогической работы является формирование в стране корпуса профессионально подготовленных специалистов социальной сферы (включая управленцев), формирующих семейную социальную политику в регионах и в стране.

Полученные результаты, в целом подтвердив исходные предположения об особенностях многодетной семьи, выявили ведущие тенденции современной практики социально-педагогической работы с этой категорией семей, показали эффективность разработанных, обоснованных и апробированных форм активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи, условия обеспечения ее реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одна из главных задач государства в условиях нестабильного общества — поиск оптимальных решений его стабилизации и дальнейшего развития. Общество состоит из множества различных социальных ячеек, среди. которых фундаментальнымявляется семья. Многодетная семья занимает особое место среди категорий семей. ъ.

Проведенное исследование было направлено на доределение и выявление особенностей социально — педагогической работы с многодетной семьей, условий активизации ее собственного потенциала, позволяющего максимально реализовать потребности личности через выполнение таких социально-педагогических функций как воспитательная, рекреативная, экономическая, коммуникативная, фелицитологическая, репродуктивная и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЮЛ. Семейная педагогика. Педагогика любви и Свободы. М.: Apr.1. И факты, 1993.-608 с.
  2. Актуальные проблемы социального воспитания/ Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой, В. Е. Львова. М.- Запорожье: АПН СССР, 1990. -168 с.
  3. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.-96 с.
  4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  5. В.В., Третьяк А. М. Педагогика для всех: Воспитание детей в семье. Рек. Библиографический указатель /Гос. Публ. Библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Книга, 1981. — 47 с.
  6. А.Ф. и Гребенников И.В. О системе пропаганды педагогических знаний. -М., 1969.- 48 с.
  7. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. С-П (б). ЦПИ, .1996.-122 с.
  8. С.А. Основы превентивной психологии. М., Соц. здоровье России. -1993.-199 с.
  9. А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  10. Бестужев Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. — М.: Просвещение, 1988. -112 с. 1. .Бестужев Лада И. В. Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  11. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979 96 с. 13.5осанац М. Внебрачная семья. М., 1981.- 208 с.
  12. ВТ. Педагогика социальной работы. SvR — Аргус, 1994. — 208 с.
  13. Р.Л. Семья сегодня. Материалы к циклу лекций и практическихзанятий. М., 1991 112 с.
  14. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детскогопсихиатра. М., 1988.- 83 с.
  15. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. -144 с.
  16. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: методическое пособие. М.: Фолиум, 1994. 56 с. 21 .Верб М. С. Любовь и семья в XX веке .-Свердловск: Изд. Ур. Ун-та, 1988. -80 с.
  17. Т.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. -127 с.
  18. Е. Трудные дети или трудные родители (Библиотека семейного воспитания). M. f 1981.- 240 с.
  19. Воспитание гражданина /Под ред. О. С. Гаманина, В. Ф. Матвеева / Сб. статей. М.: Педагогика, 1978. -192 с.
  20. Воспитание детей в семье: Рек. Библиогр. Указатель. / Сост. А. В. Жилина. М.: Педагогика, 1990. — 56 с.
  21. Воспитание детей всенародное дело. — Кишинев, 1967. — 312 с.
  22. Воспитание детей по месту жительства: Доклады на конференции. -Ростов-на-Дону, 1971. 36 с.
  23. Воспитание дисциплинированности и предупреждение педагогической запущенности как целостный процесс: Межвуз. Сб. науч. трудов./ Под ред. А. С. Новоселовой. Пермь: ПГПИ, 1988. -120 с.
  24. Алт. Кн. изд-во, 1982. 104 с.
  25. Воспитатели и родители: Из опыта работы. /Сост. Л. В. Загик, В.М.
  26. Иванова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  27. Воспитательная работа в семье. Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей /Сост. Р.А.
  28. Низамов. Казань, 1979.- 92 с.
  29. Воспитательная работа в семье. Примерный учебно-тематический план и программа народного университета педагогических знаний./ Сост. Г. В. Гребенников. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  30. Воспитательная система: поиски и находки. / Под ред. В. Т. Курдина. -Пермь, 1996. 120 с
  31. Воспитательная работа с педагогически запущенными подростками в школе, семье и по месту жительства / Сост. А. С. Новоселова. Под ред. Н. В. Юняевой. Кудымкар, 1985. — 60 с.
  32. Воспитательные возможности семьи: сб. науч. трудов. / Под рук. A.M. Низовой. М., 1981. 92 с.
  33. Н.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования.//Семья как объект философского и социологического исследования./Под ред. А. Г. Харчева и др. Л., 1974. -150 с. С. 104−130.
  34. Г. Семейные будни или Нежность на каждый день: Пер. С болг. М.: Республика, 1992. -144 с.
  35. ИВ. Школа и семья: Пособие для учителя. М., 1985.-176 с.
  36. В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. /
  37. Педагогика, 1997. № 1. С. 43−47.
  38. В. Н. Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: Из-во СКИУУ, 1993.-184 с.
  39. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В. 4 т. Т. 1. М.: Русс. Язык, 1978. — 699 с
  40. Т.В., Кавашкина ОД. Об исследовании содержания и методики воспитания детей в семье. // Воспитательные возможности семьи: сб. науч. трудов. / Под рук. A.M. Низовой. М., 1981. 92 с. С. 79−90.
  41. X. Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. — 96 с. (Нар. Ун-т. Пед. фак-т, № 4.)
  42. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н. Столетова- Сост. О. Г. Свердлова. №-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1985. — 288 с.
  43. ОМ. Семья, общество и социализация индивида. // Семья как объект философского и социологического исследования. / Под ред. А. Г. Харчева и др. Л.: Наука, 1974. -150 с. С. 71−103.
  44. А. Школа для родителей. // Семейная психиатрия и проблемы психо гигиены в Европе / Пер. С англ. Л.С.Орел- Отв. Ред. Н. М. Жариков. -Женева, 1966. -143 с.
  45. ЪА.Кан-Калик В Л. Семейная педагогика: Педагогические раздумья опроблемах воспитания детей в семье. Грозный: Ч-Инг. изд-во, 1984. — 71 с.
  46. Капралова РЖ Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980.-190 с.
  47. СВ. Психология современной семьи. М., 1988.- 240 с.
  48. ПЛ. Микроклимат семьи. М., 1979.- 236 с.
  49. В. И. Психологическая помощь подросткам и их родителям.1. Пермь, 1997, 54 с.
  50. Кон И. Ребенок и общество. М., 1989. 218 с.
  51. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922−1936). /Сб. док.
  52. Под ред. И. П. Трайнина. М. ведомости Верх. Совета РСФСР, 1940. — 2р6 с. j
  53. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. / Авт. кол-в: В Л. Туманов, В. Е. Чиркин, ЮЛ. Юдин и др. М.: Большая Росс. Энциклопедия. 1995. — 416 с.
  54. ИМ. Словарь справочник по психологии. М., 1996. -160 с.
  55. Г. Личность формируется в семье/Дошк. воспитание, 1991. № 2−3.
  56. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.165 с.
  57. А.Ф. Классификация личностей (Под ред. Басова М. Я. и Мясищева В. Н. Петроград, 1922.-402 с.
  58. .Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.-528 с. 71 .Лодкина Т. В. Из опыта работы семейного социального педагога в школе / /Вестник ПСиКРР, 1996. № 4. С.67−72.
  59. Л.С. Организация пропаганды педагогических знаний в народныхуниверситетах для родителей. М., 1982. 40 с. 73 Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка.
  60. М.: Русский Язык, 1990. 704 с.
  61. Любовь. Брак. Семья. Афоризмы и изречения. Минск, 1987.- 68 с.
  62. Тб Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). М.: ТОО «ИнтелТех», 1994 — с.216
  63. А. Стучусь к вам в двери: Консультация для семьи. / Советские профсоюзы, 1992. №№ 1−3.
  64. МатейчикЗ. Родители и дети. Книга для учителя. М., 1992.-171 с.
  65. Методические рекомендации к курсу «Социальная практика» для V-VII (VIII) классов. С-Пб, 1996. 68 с.
  66. Л. Как жить будем, бабоньки? / Сов. профсоюзы, 1992. № 1.С.47−48.
  67. Н.Н. Ориентационно ролевая игра «Семья»: Методич. Рекоменда-ции к курсу «Этика и психология семейной жизни». М.:Тв. Педагогика, 1991.-88 с.
  68. Модель общеобразовательной школы-системы, направленной на адаптацию и развитие детей и подростков/Под ред. Г. А. Новокшоновой. Кр-камск, 1996. 78с.
  69. ПЛ. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) / Государство и право, 1995. № 9. С. 133−140.
  70. Мошкин С&bdquo- Руденко В. Дети и свобода: Ориентиры нового поколения. /
  71. Семья и школа, 1994. № 9. С. 13−14.
  72. А.В. Введение в социальную педагогику. 4.1 Пенза, 1994. -171 с
  73. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  74. Мудрость воспитания. Книга для родителей/Сост. Б.М.Бим-Бад и др. М., 1987.- 340 с
  75. З.С. Доброжелательность и забота о детях необходимое условие контакта с родителями. // Воспитатели и родители: Из опыта работы. /Сост. Л-В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. — 96 с. С. 39 — 42.
  76. ЭО.Народное образование в России с 60-х годов XIX в. / Сост. Н. В. Чехов. -М.: Польза, 1912. 224 с.
  77. Народное образование и культура в СССР. Стат. Сборник. /Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1989. — 432 с.
  78. АЛ. Предупреждение капризов и упрямства у детей. //Воспитание детей всенародное дело. — Кишинев, 1967. — 312 с. С.218−228.
  79. С.С. О педагогическом такте учителя в работе с родителями II Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. научных, трудов / Под ред. И. В Гребенникова. М. .Академия Пед. наук, 1980−84. С. 52−56.
  80. Г. А. Защита прав детей. Ответственность родителей и педагогов (сб. деловых ролевых игр и извлечений из законодательных документов). Пермь, 1997. 88 с.
  81. Г. А. Социальное воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. Пермь, 1997.
  82. А. Шувалов В. Семья и школа: немного цифр. / Семья и школа, 1993. № 5. С.6−7.980 классном руководстве в школе. Молотов, 1948. — 24 с.
  83. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
  84. Педагогический словарь. В 2 т.-М.: Академия пед. наук, 1960. 776 е., 768 с103Лезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт /Пер. С англ., нем. М.: Смысл, 1993. -332 с.
  85. Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: Пер. С нем. М.:Медицина, 1995. — 336 с.
  86. ЕЮ. Использование идеи психологических типов Юнга в практике социальных работников и консультантов//Вестник ПС и КРР, 1995,№ 2.С.46- 54.
  87. В.А. Дети и тактика семейного воспитания. М. Знание, 1981.-96 с-(Нар. ун-т, Пед. ф-т, № 6).
  88. В.А. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В. А. Петровского. -2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995. -152 с.
  89. ЮВЛилипов В. Так ли плох был Домострой? М.:Панорама, 1992. -48 с109Линкевич А. А. Основные проблемы современной школы: шесть лекций по педагогике. Петроград: Раб кооп. Изд-во Прибой, 1924. — 112 с.
  90. М., Фрадкин Ф. Воспитание в семье и школе: Взгляд сквозь десятилетия. / Воспитание школьников, 1993. № 6. С. 6−9.
  91. Популярная психология для родителей. Под ред .А. А. Бодалева. М., 1989.-280 с. 7?2.Программа курса «Социальная практика», для V-VII (VIII) классов. С-Пб, 1996. 62с.
  92. ИЗ.Программа «Социальная педагогика». Научный руководитель чл. Корр. РАО В. Г. Бочарова. / Российское образование. Информационно справочный обзор «Кто есть кто», 1996. № 1−2. С.41−47. 114. Профессионально-этические нормы социальной работы/ Под ред. С.А.
  93. Под ред. Л. В. Шибаевой.-Орел, 1995. 84с. 117.50/50: Опыт словаря нового мышления / Под ред. Ю. А. Афанасьева и М.Ферро. — М., 1989. — 560 с.
  94. Работа школы с семьей. В 2 ч./Сост. И. В. Гребенников. М., 1976−1977.-68с., 72 с.
  95. ГЛ. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни».- М.:Просвещение, 1986.- 208 с.
  96. Н.Е. Педология (Наука о детях). С.-Пб, 1910. /Вестник Психосоц. коррекционно-реабилитационной работы, 1995. № 3. С.84−92.
  97. А., Шнитт П. Слухи о смерти семьи сильно преувеличены. / Семья и школа, 1994. № 9. С. 24−25.
  98. М.Г., Глисков АЛ. Телевизионная семья: является ли телевизор агентом социальной работы?/ /Вестник Псс и КРР. 1997. № 1. С.73−79.
  99. Р. Один к одному: Беседы с создателем семейной терапии/ Пер. С англ. Н. М. Пидалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1996.-224 с.
  100. Т.Я., Цымбал ЕМ., Олифернно Л. Я., Иванова НА., Демьяненко ИМ. Жестокое обращение с детьми. -М.: Изд. ИПК и ПРНО МО, 1993.-40 с.
  101. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей народных университетов. / Д. И. Водзинский, А. И. Кочетов, К. А. Куликович и др.- Под ред. Д. И. Водзинского. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 255 с.
  102. Семейное воспитание: словарь для родителей / Под ред. И. М. Кантора, М. И. Кондакова. М.: Просвещение, 1967. — 350 с.
  103. Семья в СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. /Госкомстат СССР.-М.: Финансы и статистика, 1990. 16с.
  104. Семья и общество. / Под ред. А. Г. Харчева. М.: Наука, 1982. -128 с. 131 .Семья и формирование личности: Сб. науч. трудов. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1981. — 98 с.
  105. Семья как объект философского и социологического исследования. / Под ред. А. Г. Харчева и др. Л.: Наука, 1974. -150 с.
  106. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 3.1 Под рук. Е. А. Иванникова. М.: Русский язык, 1983. — 750 с.
  107. Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблем. Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. (Под ред. Л.Г. Подорова). Пермь, 1994. -127 с.
  108. Э.В., Дукович Б. Н. Семья как источник воспитательных воздействий. // Семья как объект философского и социологического Исследования. / Под ред. А. Г. Харчева и др. Л.:Наука, 1974. С. 131−149.
  109. Социальная сфера России: Стат. Сб. / Под ред. В. Л. Соколина и др./ Госкомстат России. М., 1996. — 275с
  110. С. Попытка словаря трудностей/Семья и школа, 1994. № 7−12.141 .Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М., 1996 -160 с. 142. Теория и практика социальной работы: Межвуз сборник научных трудов
  111. Под ред С.И. Реутова) / Перм. ун-т. Пермь, 1994. -191 с. 143Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 3. / Под ред. Б. М. Волина, Д.Н.
  112. Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-5 изд. М.: Политиздат, 1989 -368 с.
  113. Участие семьи и общественности в коммунистическом воспитании учащихся. // Под ред. P.M. Капралова. Рязань, 1973. -112 с.
  114. Ушинс/шй КД. Об учебно- воспитательной работе. Грозненское обл. Изд-во, 1945.-116с.
  115. Е. Соционика для вас: Наука общения, понимания и согласия. Новосиб.: Сибирский хронограф, 1994. 283 е.151 .Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.-168 с.
  116. А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи. // Семья как объект философского и социологического исследования. / Под ред. А. Г. Харчева и др. Л.: Наука, 1974. 150 с. С. 3−11.
  117. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся старших классов./Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.:Просвещение, 1986.-217С.
  118. Шеляг Т. В, Принципы социальной работы с семьей. // Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой национальной конференции). М.: Институт социальной работы, 1995. -166 с. С.129−133.
  119. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.:
  120. Московский рабочий, 1987. 239 с.
  121. ГМ. Социально педагогические приоритеты современности. / Советская педагогика, 1991. № 1. С.50−54.
  122. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986.112 с.
  123. Энциклопедический словарь. В.40 т. (70 кн.). T. VII (kh.13) — T. XXIX (кн.58). /
  124. Изд. Ф. А. Брокгауз и ИЛ. Ефрон. -СПб, 1990. 480 е., 501 с. 159. Яркина Т. Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико — методологический аспект. М., 1996.-81 с.
Заполнить форму текущей работой