Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования без отрыва от производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность обучения без отрыва от производства возможна в том случае, если содержание и организация процесса обучения ф оказывают формирующее действие на умение студента учиться самостоятельно и на развитие его профессионально важных умений и качеств. В этой связи определены способы структурирования содержания самостоятельной учебной деятельности студентов с учетом особенностей заочного… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научные руководители: доктор педагогических наук, профессор
  • На правах рукописи
  • Худоминский П.В. кандидат технических наук, доцент Гришина Л. Я
  • Москва — 2003 г
  • Глава 1. Теоретические и методологические проблемы организации ^ самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников в учреждениях среднего профессионального образования

1.1 Основные проблемы развития среднего профессионального образования. Социальная значимость обучения без отрыва от производства, этапы развития заочного образования и анализ затруднений самостоятельной учебной деятельности студентов.

1.2 Теоретические аспекты организации самостоятельной работы.

Глава 2. Содержание и организация самостоятельного обучения студентов-заочников (на примере дисциплины «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов»)

2.1 Основные способы сруктурирования и этапы разработки содержания учебно-методического комплекса для реализации самостоятельной деятельности студентов при изучении специальных технических дисциплин.

2.2 Технология применения учебно-методического комплекса и опытно-экспериментальная проверка эффективности его использования при самостоятельном изучении дисциплины «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов».

Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования без отрыва от производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Формирование новой социально-экономической среды в условиях развивающихся рыночных отношений определило новую стратегию развития профессионального образования, направленную одновременно на удовлетворение интересов личности, общества, производства и собственно системы образования, что отмечают в своих работах известные ученые: В. П. Беспалько [10], С. И. Змеев [40], А. М. Новиков [77], Н. А. Антонов, Е. В. Калинкин, Е. С. Мичурина [69], Л. Н. Лесохина [57], Т. Ю. Ломакиной [58], Б. Т. Пономаренко [96].

Основным социальным заказом общества к профессиональному образованию является приведение в соответствие уровня подготовки выпускника профессионального образовательного учреждения к уровню научно-технического прогресса, его возможностью быть не только конкурентоспособным на рынке труда, но и быть «ожидаемым» работодателем. Быстрые изменения в развитии общества под влиянием новых технологий во всех сферах деятельности человека вынуждают постоянно учиться и переучиваться не только молодежь, но и профессионалов, которые, с одной стороны, оказались в ситуации неизбежности в мобильной адаптации к изменениям содержания своей профессиональной деятельности, а с другой — необходимости смены сферы профессиональной деятельности. И то и другое требует наличия дополнительных знаний, умений и качеств личности, приобретение которых позволит расширить профессиональные возможности человека и создать более благоприятные условия его трудовой деятельности.

В системе профессионального образования среднее профессиональное образование играет особую роль, растет его востребованность. Поэтому необходимо сохранить не только доступность СПО, но и развивать возможности техникумов и колледжей в подготовке специалистов, ориентированных на потребности рынка труда, усиливать их роль как учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов.

По материалам Тверской областной научно-практической конференции [107] в настоящее время 22% населения Российской.

Федерации имеют среднее профессиональное образование (СПО). В нашей > стране функционируют 2700 учреждений, реализующих программы СПО, в том числе 930 колледжей. В них обучаются 2,3 млн. студентов. Образование ведется по 280 основным специальностям и по 128 повышенного уровня. Наши образовательные учреждения расширяют спектр образовательных услуг, становятся многопрофессиональными, многоуровневыми и многофункциональными.

В этой связи резко возросла социальная значимость обучения без отрыва от производства (заочное обучение), что подтверждается статистическими данными по России [97] если в 1985 году количество выпускников-заочников по нашей стране составило 348,4 тысяч человек, то уже в 2000 году эта цифра выросла до 600 тысяч. Изменяется и отношение личности к обучению без отрыва от производства. По результатам социологического опроса студентов-заочников Торжокского политехнического колледжа, который осуществляет подготовку студентов из 18 регионов России, коэффициент позитивности к обучению с 1995 по 2000 г. г. вырос на 10%.

В то же время, анализ научных трудов В. Г. Онушкина [86], М. Т. Громковой [27], A.M. Новикова [78], В. Овсянникова [84], В. Утенкова [84] и др. позволяет зафиксировать наличие ряда проблем в подготовке специалистов без отрыва от производства. Это, в первую очередь, неготовность образовательных учреждений к реализации возросших индивидуальных потребностей, интересов и опыта обучаемых в связи с недостаточной гибкостью образовательных программ, слабым методическим обеспечением и информационной поддержкой студентовзаочников, несоответствием ряда учебных пособий современным требованиям. Практика работы со студентами-заочниками подтверждает наличие указанных проблем и актуализирует те из них, которые связаны с особенностями организации обучения без отрыва от производства: разный уровень общеобразовательной подготовки (зачастую низкий, в связи с особенностями школьного обучения) — различный интервал времени между окончанием школы и поступлением в колледж, что обусловливает различную степень восприятия информации и уровень ее усвоениясложность усвоения специальных технических дисциплинотдаленность учебного заведения от места жительства большинства заочников, что приводит к ограничению обратной связи студент-преподаватель в межсессионный период.

Однако одной из основных проблем в организации обучения без отрыва от производства является отсутствие необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности студента-заочника. На это обращают внимание П. И. Пидкасистый [20], М. Г. Гарунов [20], А. Г. Казакова [46], В. Е. Карпекин [47], Е. Ф. Федорова [116] и др.

Подобное положение приводит к отсеву уже на первом году обучения. По данным Торжокского политехнического колледжа отсев студентов-заочников с 1995 по 2000 г. г. на первом курсе по разным специальностям колеблется от 17,5 до 39%.

Анализ перечисленных проблем позволяет обозначить два наиболее существенных противоречия:

1. Между современными требованиями к специалисту, способному мобильно адаптироваться к происходящим изменениям в профессиональной среде, и его неготовностью к самостоятельной учебной деятельности в приобретении новых знаний.

2. Между устойчивой мотивацией к обучению у студентов-заочников и неготовностью учебных заведений организовать этап самоподготовки студентов в условиях быстрого изменения содержания (формирование и развитие потребности в самообразовании).

Объект исследования: процесс подготовки студентов без отрыва от производства в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников при изучении специальных технических дисциплин.

Цель исследования: разработать содержание и способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов, обучающихся без отрыва от производства (на примере изучения дисциплины «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов»).

Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза о том, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников будет оптимальной, если:

• выявлены и систематизированы основные затруднения в организации самоподготовки студентов-заочников;

• определены способы сруктурирования содержания самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников, согласно современным требованиям к подготовке специалистов;

• разработан учебно-методический комплекс для реализации самостоятельной работы студентов-заочников;

• используются возможности компьютерной поддержки при изучении специальных технических дисциплин.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Выявить и систематизировать основные затруднения в организации самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников.

2. Определить основные способы сруктурирования содержания и организации самостоятельной учебной деятельности студентов, обучающихся без отрыва от производства (на примере изучения дисциплины «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов»).

3. Разработать и апробировать учебно-методическое обеспечение, в том числе с компьютерной поддержкой, для повышения эффективности организации самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников.

Методологическую основу исследования составили концепции, позиции, идеи отечественных и зарубежных исследований.

Исследования опираются на фундаментальные труды по общетеоретическим вопросам педагогики, психологии (К.Д. Ушинский [114], П. Я. Гальперин [19], В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина [108], A.A. Леонтьев [56] и др.) — профессиональной педагогики (С.Я. Батышев [8], В. П. Беспалько [10], А. М. Новиков [79], А. Т. Глазунов [23], А. П. Беляев [9], Г. В. Мухаметзянова [72] и др.) — идеи системного подхода к формированию содержания для развития самостоятельности в процессе обучения (Н.Г. Дайри [30], П. И. Пидкасистый [20,92], А. И. Маркова [62] и др.) — концепции, раскрывающие значимость обучения без отрыва от производства и внедрения дистанционного обучения (Е.С. Полат [95], М. И. Изотов [43], А. Хуторской [105]).

Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическим проблемам организации самостоятельной деятельности студентовтехнической и учебной документации, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, программ и др.- анкетирование студентов и слушателей курсов повышения квалификациисоциологический опрос педагогов и работников библиотекпедагогический экспериментстатистическая обработка и сравнительный анализ результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: Торжокский политехнический колледж. Выбор экспериментальной базы был основан на необходимости привлечения к участию в эксперименте студентов-заочников с различных регионов России (в ТПК обучаются студенты из 18 регионов) — слушателей курсов подготовки и переподготовки (курсы «Газовик» при ТПК системы «Лентрансгаз») и студентов очного отделения, обучающихся по специальности «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

Этапы исследования. Исследования проводились с 1995 по 2002 г. и включали в себя следующие этапы: аналитический (1995г.) — анализ научной и педагогической литературы по проблеме исследованияорганизационный (1996г.) — разработка программы экспериментаразработка анкет социологического опроса студентов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, работников библиотекорганизация эксперимента на базе ТПКформирование содержания учебно-методического комплекса по дисциплине «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов» с компьютерной поддержкойэкспериментальный (1996;2000;г.г.) проведение экспериментальных исследований и анализ результатовобобщающий (2000;2001 г. г.) — оценка результатов экспериментальных исследований и доработка учебного комплексазаключительный (2002г.) — оформление диссертационного исследования и формулирование окончательных выводов по его результатам, определение перспективы дальнейших исследований.

На защиту выносятся: 1. Совокупность выявленных затруднений в организации самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников, систематизированных в три основные группы: организационно-педагогические (разный уровень общеобразовательной подготовки студентовразличный интервал времени между окончанием школы и поступлением в колледжотсутствие учебных консультационных пунктов в регионахнеготовность студентов к самостоятельной учебной деятельности и др.), методические (низкий уровень методического обеспеченияотсутствие информационной поддержкинедостаточная гибкость программ с точки зрения индивидуальных потребностей, интересов и практического опыта студентовдефицит времени для освоения знаний) и социальные (отдаленность места проживания студентов от учебного заведенияматериальное положение и т. п.).

2. Учебно-методический комплекс для изучения дисциплины, разработанный с учетом новых требований к содержанию профессионального образования. Учебно-методический комплекс позволил усилить информационную поддержку и развить навыки самостоятельной работы студентов, обеспечить поэтапный контроль (самоконтроль) знаний и их коррекцию, более полно реализовать педагогическое руководство в учебном процессе и индивидуальный подход в обучении, создать возможность поэтапного самостоятельного изучения учебного материала, скомпонованного в блоки (по уровням), повысить практическую значимость за счет внесения творческих заданий и практических ситуаций.

3. Практико-ориентированная модель технологии организации самостоятельной деятельности студента-заочника, в том числе с компьютерной поддержкой, на примере дисциплины «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов». Технология способствует реализации основных выявленных затруднений в обучении студентов-заочников и представляет собой поэтапную организацию учебного процесса от постановки новых целей профессионального образования до конечного контроля и самоконтроля результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования Выявлена совокупность затруднений в организации самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников (ограниченность информационной поддержкитрудности в управлении процессом обучениянизкий уровень методического обеспечениянедостаточная гибкость заочных курсов с точки зрения индивидуальных потребностей, интереса и опыта обучаемыхотсутствие опыта самообразования и др.). В этом контексте определены способы структурирования содержания обучения, адекватного современным принципам обучения — равных возможностейсотрудничествамногообразиясамоорганизации учебной деятельности студентов. Разработана практико-ориентированная модель технологии организации самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников на основе использования учебно-методического комплекса. Комплекс включает в себя печатный источник информации, компьютерную поддержку и методические материалы. Компьютерная поддержка является приложением к печатному учебному пособию, представляет собой компьютерный диск и содержит теоретический учебный материал, имеющий многоуровневую структуруметодические указания по самостоятельной работетестытворческие задания. Обоснована целесообразность использования учебно-методического комплекса в учебном процессе, так как учитываются индивидуальные возможности студентаформируются и развиваются необходимые навыки его самостоятельной учебной деятельностиобеспечиваются контроль, самоконтроль и коррекция знаний.

Практическая значимость исследования:

1. Разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Перекачивающие станции магистральных трубопроводов».

2. Разработана технология использования учебно-методического комплекса в учебном процессе для студентов и слушателей курсов повышения квалификации с целью наиболее эффективной организации их самостоятельной учебной деятельности, повышения степени усвоения материала, возможности самоконтроля и коррекции знаний.

3. Модель предлагаемой технологии может быть использована при изучении других дисциплин специального и общетехнического циклов при очном, заочном обучении и повышении квалификации.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования достигнута за счет продолжительного эксперимента в условиях реальной педагогической работы в колледже. Теоретические выводы опираются на результаты анализа экспериментальной работы в учебном процессе, а также на материалы анализа проведенного социологического опроса среди студентов (очного и заочного отделений) — слушателей курсов подготовки и переподготовкипреподавателейработников библиотек, соотнесенные с данными исследований по другим регионам России.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе практической работы в колледже, через публикацию статей, учебно-методических материалов, опубликованного учебного пособия и его компьютерной версии, выступлений на научно-практических конференциях.

Основные положения диссертации и результатов исследований обсуждались на заседаниях кафедры управления и экономики образования ИПК и ГТРНО МОнаучно-практической конференции, посвященной 60-летию ТПК (февраль 1999 г. — г. Торжок) — презентациях учебно-методических разработок ОАО «Газпром» в рамках программы разработки учебно-методических пособий для системы непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром» (декабрь 2001 г., декабрь 2002 г. — г. Москва).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии из 124 наименований и 8 приложений. Объем диссертации — 126 страниц. В тексте диссертации имеется 6 схем и 6 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

Проведенные исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Быстрые изменения социально-экономических условий повысили социальную значимость обучения без отрыва от производства. Однако практика обучения показала: с одной стороны неготовность профессиональных образовательных учреждений к эффективной организации обучения без отрыва от производства при современных требованиях к качеству подготовки специалистова с другойнеготовность самого обучаемого к самостоятельной учебной деятельности, составляющей основу успешного обучения.

2. На основе теоретического анализа и длительного экспериментального исследования процесса и результатов обучения выявлен комплекс затруднений студентов-заочников в успешном усвоении содержания образования, как с их точки зрения, так и с точки зрения педагогов. Выявленные затруднения систематизированы в три группы: организационно-педагогические — разный уровень общеобразовательной подготовки студентовразличный интервал времени между окончанием школы и поступлением в колледжотсутствие учебных консультационных пунктов в регионахнеготовность студентов к самостоятельной учебной деятельностинеготовность учебного заведения и педагогов организовать рационально самостоятельную учебную работу студентовметодическиенизкий уровень методического обеспеченияотсутствие информационной поддержкинедостаточная гибкость программ с точки зрения индивидуальных потребностей, интересов и практического опыта студентовдефицит времени для усвоения знанийсоциальныеотдаленность места проживания студентов от учебного заведенияматериальное положение и т. п. Природа большей части выявленных затруднений в основе своей связана с отсутствием опыта самообразования и неготовностью студентов к самостоятельному приобретению новых знаний.

3. Результативность обучения без отрыва от производства возможна в том случае, если содержание и организация процесса обучения ф оказывают формирующее действие на умение студента учиться самостоятельно и на развитие его профессионально важных умений и качеств. В этой связи определены способы структурирования содержания самостоятельной учебной деятельности студентов с учетом особенностей заочного обучения (отсутствие региональных учебно-консультационных пунктов, отдаленность учебного заведения от места проживания студентов, ограниченность информационной поддержки, большой перерыв в обучении, слабые навыки самоподготовки и т. д.), а именно: определен объем учебной информации по темам и разделам, выстроена структура содержания дисциплины, разработаны уровни усвоения и дана практическая направленность в соответствии с современными принципами обучения (равных возможностей, сотрудничества, многообразия, самоорганизации учебной деятельности студентов). Это повысило мотивацию к обучению, степень подготовки и результативность самостоятельного усвоения учебного материала.

4. Для повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников в усвоении нового содержания разработан учебно-методический комплекс по специальной технической дисциплине с новым содержанием процесса обучения, ориентированный на студентов старших курсов. Он включает в себя традиционный учебниккомпьютерную поддержкутестытворческие задания и практические ситуациитиповые расчетыметодические указания (путеводители). Использование комплекса в учебном процессе дает следующие преимущества: организационные — более четкая система управления учебным процессомпедагогические — системность обученияпривитие навыков самостоятельной учебной деятельности заочниковвозможность дифференцированного формирования контингентаучет образования, интересов и опыта обучаемыхличностно-ориентированный подход к обучениюинформационные — своевременное обновление учебной информации и заданийвозможность использования и тиражирования приведенной модели обучения по любой дисциплинеэргономическиевозможность выбора источника информацииудобство визуального восприятия текстовой и графической информациивозможность распределять время обучения по удобному для себя графику и темпуэкономические — стоимость создания учебных материалов и процесса обучения на курсах повышения квалификации «Газовик» снижена в среднем на 40 — 42%.

5. Экспериментальные исследования по использованию разработанного учебно-методического комплекса доказали эффективность его применения при организации самостоятельной учебной деятельности студентов — повысилась заинтересованность студентов в самостоятельном приобретении новых знанийсформировались навыки самостоятельной работы за счет применения разработанных путеводителейусилилась информационная поддержкаповысилась гибкость заочных курсов, с точки зрения индивидуальных потребностей, интересов и опыта студентов, за счет возможности самостоятельного изучения материала, скомпонованного в блоки по уровням сложности. Обеспечен поэтапный контроль (в том числе самоконтроль) знаний с использованием тестов разного уровня сложности, что позволило выявить и устранить пробелы в знаниях, своевременно скорректировать их по итогам текущего контроляповысить уровень методического обеспечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Образование и пожилые люди Германии // Новые знания. 1997.-№ 1.
  2. Актуальные проблемы непрерывного образования в современных условиях: Тез. докл. Регион. (Поволжье, Урал) науч.-метод. конф. (24 февраля 1999 г.). Казань: изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1999.
  3. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран, Советская педагогика № 8, 1990.
  4. М.А., Малаховская Л. П., Хейфец П. С. Повышение квалификации как компонент непрерывного образования. С-Петербург, 1995.
  5. Т.Г. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов учебных заведений СПО. — М.: НПЦ «Профессионал», 2000.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  7. О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. / Иркутская государственная экономическая академия.-Иркутск, 1998.
  8. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике / Ассоциация «Проф. образование», заочный университет профессионального обучения. М., 1993.
  9. А.П. Перспективы развития профессионального образования. -М.: «Педагогика», 1994.
  10. Ю.Беспалько В. П. Реформируется ли образование? // Мир образования.-1995.-№ 0.
  11. П.Богданова Д. А., Федосеев A.A. Проблемы дистанционного обучения в России.'i. цши
  12. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.
  13. Т.И. ДИ по теме «Формирование готовности к производственной адаптации у студентов СПОУ в процессе обучения», 1999.
  14. Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Моск. педаг. гос. ун-т.-М., 1998.
  15. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. // Педагогика. — 2001. № 7.
  16. .Н., Огарев Е. И. Образование взрослых в обучающемся обществе.// материалы научно-практической конференции. СПб.: ИОВ РАО, С-Петербург, 1997.
  17. Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903.
  18. А.И., Соколова И. Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М.,-1981.
  19. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: изд. МГУ, 1965.
  20. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. -М.: 1978.
  21. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М.: Педагогика, 1987.
  22. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования / Семушкина Л. Г. и др., М.: НИИПВШ, 1995.
  23. А.Т. Технологии сберегают ресурсы: Учеб. Пособие / Всесоюз. науч.- метод, центр проф.-техн. обучения молодёжи. М.: Б.и., 1990.
  24. П. В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после Революции. М., 1974.
  25. В.А., Коханова JI.A. Основы непрерывного образования. -М.,-1987.
  26. Л.Я. Качество профессиональной подготовки и рынок // Сб. материалов междун. симп. «Личность, рынок и профессиональное самоопределение молодежи». М.: ин-т самоопределения молодежи, 1994.
  27. М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях.- М., Высшая школа, 1990.
  28. М.Т. Педагогика образования взрослых: модель, технология, модуль. М.: ТОО «Интел Тех», 1995.
  29. Н.Г. О сущности самостоятельной работы //Народное образование: М., 1983.- № 5.
  30. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАУ, 1993.
  31. Дистанционное обучение под редакцией Е. С. Полат.-М., 1998.
  32. Э.Д. Современная школьная реформа в России.- М.: Наука, 1998.
  33. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод. Пособие. М. -1990.
  34. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.-М., 1981
  35. Л .Я. Средства обучения как система. // Советская педагогика. 1986. № 9.
  36. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. — М., 1997.
  37. М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования.
  38. Исследования по проблемам активизации самостоятельной работы студентов в ВУЗах страны. М.: 1976.
  39. А.Г. О дидактическом материале для самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом./ Новые исследования в педнауках, М.: 1972, № 5.
  40. А.Г. Организация самостоятельной работы студентов. М.: ИПКСК, 1996.
  41. В.Е. Основы организации самостоятельной работы студентов на военной кафедре ВУЗа, М.: 1994.
  42. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1989.
  43. Г. Е. Самостоятельная работа студентов на практических занятиях по методике преподавания зоологии: Методические указания. Л.: изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.
  44. В.А. Самостоятельная работа студентов, К., УМК ВО, 1988.
  45. В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания.-М. Профессиональная педагогика, 1997.
  46. H.A. Руководитель для воскресных повторительных школ. — СПб., 1882.
  47. .В. Обучение спецдисциплинам системный подход. // Профессиональное образование. 1998. № 1.
  48. Н.К. Педагогические сочинения. — М., 1957−1963.
  49. A.A. Психологические особенности деятельности преподавателя. М.: Знание, 1981.
  50. Л.Н. К обществу образованных людей. (Теория и практика образования взрослых) / Российская академия образования, институт образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО: Тускарора, 1998.
  51. Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в 21 веке // Теоретические исследования в 1999 году. М., 2000.
  52. Ма Шупин Создание системы пожизненного образования: Практика и исследование образования взрослых Пекина / Пекин: Б.и., 2000.
  53. A.C. Сочинения в 8 томах, Т.4 М., 1985.
  54. Н.Д. Вечерняя школа в системе непрерывного образования // Советская педагогика: М., 1979. № 10.
  55. А.К. Психология обучения подростка. М. Знание, 1975.
  56. К., Энгельс Ф.- Соч.2-е изд.-М., — том№.1
  57. Н.И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Проблема формирования специалиста нового типа в процессе непрерывного образования. -Минск, 1995.
  58. Материалы 27 съезда КПСС.- М., 1986.
  59. Материалы научно-методической конференции «Совершенствование планирования и организации самостоятельной работы студентов», Минск, 1988.
  60. E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1918.
  61. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся-заочников «Учись учиться», М.: 1988.
  62. Е.С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 1999.
  63. В. Таблицы по школам для рабочих. СПб., 1903.
  64. П. История педагогики / Под ред. Н. Д. Виноградова. М., 1957.
  65. Г. В. Стратегия формирования системы СПО. М.: «Магистр», 1995.
  66. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? -Педагогика.-1997 -№ 3.
  67. Национальная доктрина образования.
  68. Непрерывное образование: традиции и реформы: Межрегиональная научно-практическая конф., посвящ. 60-летию СИПКРО, 8−9 декабря 1998. Самара: СИПКРО, 1998.
  69. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования.-Специалист,-1998- № 1.
  70. A.M. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
  71. A.M. Развитие системы профессионального образования и проблемы повышения квалификации ее работников. // Организация ил. научно-методическое обеспечение повышения квалификацииспециалистов профессионального образования. СПб., 1996.
  72. A.M. Текущие проблемы развития базового профессионального образования // Образование и наука.-2000.-№ 4.
  73. A.M. Что должно опережать опережающее образование? — Специалист, — 1998- № 2.
  74. Образование взрослых в контексте непрерывного образования. Третья международная конференция по образованию взрослых. Токио, 25 июля-7 августа 1972. Париж, ЮНЕСКО. 1972.
  75. Образование взрослых на рубеже 21 века: по материалам научно-практической конф. В ин-те образования взрослых Рос. Акад. Образования, Санкт-Петербург / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин, Махлин М. Д. и др. // Веч. сред. шк. 1996. — № 5.
  76. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования // Советская педагогика: М., 1981.-№ 6.88,Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии.- СПб.- Воронеж: изд. ИОВ РАО, 1995.
  77. Основные направления развития среднего профессионального образования (одобрены решением коллегии Госкомвуза России от 08.12.1993 г. № 7/2.
  78. Педагогический калейдоскоп. 1997. -№ 32
  79. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.
  80. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (пер. с англ. И ред. Л.И.Евенко).-М., Прогресс, 1986.
  81. Д. Математическое открытие. М., Наука, 1970.
  82. Е.С., Петров А. Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. — № 7.
  83. .Т. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования: (По материалам России и Украины, 1980−90 гг.).- М., 1995.
  84. Проблемы качества образования: Материалы восьмой Всероссийской научно-методической конференции, 29 мая-4 июня 1998 г. Уфа- М.: Уфимский государственный авиационный технический университет, 1988.
  85. Профессиональное образование / словарь под ред. С. М. Вишнякова / М.: Педагогика, 1999.
  86. Рабочая книга социолога.- 2-е изд. Доп. и перераб.- М., Наука, 1983.
  87. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. -М.: Мин. образование, 2000.
  88. H.A. Избранное. М., 1975.
  89. Г. К., Сартаков А. Н. Технологизация педагогического процесса. Верхняя Пышма: Технический лицей, 1994.
  90. Ю.Н., Чуркин A.B. Гипертекстовая контрольно-справочная база знаний по учебной дисциплине // Современные технологии обучения: Материалы международной конференции СПб., 1999.
  91. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях.- М.: Высшая школа, 1990.
  92. А., Хуторской А. Дистантное повышение квалификации // Народное образование. 2001. — № 5.
  93. В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / С.-Петербург гос. Университет экономики и финансов, каф. Экономики труда и трудовых ресурсов. -СПб.: изд. СПбГУЭФ, 1999.
  94. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗЕ в свете национальной доктрины образования РФ (Доклады и материалы к научно-практической конференции). Тверь, 2000.
  95. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: изд. МГУ, 1984.
  96. С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М.,-1985.
  97. Теоретические основы непрерывного образования / под редакцией В.Г. Онушкина/М.: Педагогика, 1987.
  98. ТехноОБРАЗ' 99: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности: Материалы 2 междунар. науч. конф., 6−7 апреля 1999 г., г. Гродно, Беларусь: В 2 ч. Гродно: ГрГУ, 1999.
  99. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994.- № 3
  100. Труды первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы.- СПб., 1908.
  101. К. Д. Материалы к 3 тому «Педагогической антропологии». Собр. Соч., М.: 1950 -том № 10.
  102. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные педагогические сочинения в 2 томах, Т.1-М., 1974.
  103. Е.Ф. Готовность к самообразованию как компонент образованности: Анализ понятий. // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Челябинск, 1999.-вып.4.
  104. В. Инженерная психология труда. М.: Машиностроение, 1986.
  105. Е.Ю. Образование взрослых в США: современное состояние и перспективы развития: Автореферат дис. на соиск. учен, степ, к.п.н.: (13.00.01) / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999.
  106. Д. Общопедагогически проблеми на педагогическите технологии. Народна просвета. — 1987. — № 5.
  107. Д.В. Инновационные подходы к организации обучения. Профессиональная педагогика. — М., 1997.
  108. А.Ф. Современные педагогические технологии -основа повышения качества подготовки специалистов. -Специалист,-1998-№ 3.
  109. А.Ф., Шеховцов А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях (Методическое пособие).-М.- НПЦ «Профессионал», 2000.
  110. Н.В. Комплексное и дифференцированное использование электронного учебника. // Среднее профессиональное образование, 2002. № 2, с.35−36.
  111. Н.В. Проблемы и перспективы заочного образования. // Среднее профессиональное образование, 2002. № 4, с.44−45.1. Учебное ГЮ С О б V!:-')п «1 ' ' *"> „^ I ^ к 4 .4 4 „! У- 1 ! -Л пг“< ¦ |-Г к/ ^ 1. 1 У
  112. ТОС I >“,. / И).' }» 1*I,' 1) — ¦.. 1 м '1 }3 повышение мотивации кобучению 71 развитие навыков самостоятельной учебной деятельностипоэтапность контроля, в том числе самоконтроля-О§ гпт
Заполнить форму текущей работой