Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ и оценка предпринимательской деятельности в системе потребительской кооперации: На примере Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После революции 1917 года в соответствии с кооперативным планом В. И. Ленина потребительская кооперация использовалась как один из хозяйственных инструментов социалистической экономики, тем самым, получая всемерную государственную поддержку. Государство полностью обеспечивало бюджетное финансирование оборотных средств и безвозмездно передавало основные средства. Правительство СССР развивало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научные основы развития и особенности функционирования предпринимательства в потребительской кооперации
    • 1. 1. Организационно-правовые особенности предпринимательской деятельности в системе потребительской кооперации
    • 1. 2. Генезис развития потребительской кооперации в России
    • 1. 3. Системное функционирование потребительской кооперации в условиях предпринимательства
  • Глава II. Анализ показателей эффективности предпринимательства в потребительской кооперации Ставропольского края
    • 2. 1. Трансформация организационного устройства потребительской кооперации
    • 2. 2. Оценка финансовой устойчивости и автономии системы
    • 2. 3. Тенденции платежеспособности и ликвидности
    • 2. 4. Рентабельность и деловая активность
  • Глава III. Инновационные направления развития региональной системы потребительской кооперации
    • 3. 1. Обоснование методики выявления «слабых» звеньев предпринимательства системы
    • 3. 2. Разработка проекта стабилизации деятельности неэффективных участников системы
    • 3. 3. Инновационная стратегия развития системы потребительской кооперации

Анализ и оценка предпринимательской деятельности в системе потребительской кооперации: На примере Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность данной темы диссертационного исследования основана на том, что, на современном этапе развития российской экономики важнейшим условием формирования рыночных отношений является становление многоукладной экономики. Много-укладность предполагает функционирование самых различных форм хозяйствования с таким расчетом, чтобы каждая из них имела все условия для максимального использования своего ресурсного потенциала и эффективного ведения производства. На наш взгляд, одной из эффективных форм предпринимательской и хозяйственной деятельности могут стать различные виды кооперативных организаций, способствующих активизации рыночных механизмов, сокращению социальной напряженности, уменьшению антагонизма и улучшению материального благосостояния людей.

С этой точки зрения особый интерес представляет возрождение такого культурно-экономического наследия, каким была в России конца Х1Х-начала XX в. кооперация — явление, по-своему уникальное в мировом и отечественном опыте хозяйствования.

Российская потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социально необходимого соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов. Первые попытки создания кооперативов в России относятся к 60 годам XIX века, а их развитие на основе богатого исторического и организационно-правового опыта — к началу XX века, когда российской кооперации удалось выйти на первое место в мире по всем основным показателям. Однако позднее (в 1930;х гг.) наступило время ее огосударствления и номинального владения предприятиями, падения роли потребительских основ кооперации. Вплоть до 1980;х гг., функция производства оставалась доминирующей по отношению к личному потреблению. В отличие от колхозной системы потребительская кооперация изначально функционировала в режиме полного хозрасчета и самофинансирования. С началом экономических реформ в российской экономике потребительская кооперация значительно потеряла свои позиции на рынке вследствие закрытия многих производственных, заготовительных, торговых, автотранспортных предприятий, потери рабочих мест, неэффективного использования имеющейся материально-технической базы. Снизились объемы производства, товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, что привело к снижению конкурентоспособности. К настоящему времени 75% организаций потребительской кооперации находятся в убыточном состоянии и уже не могут решать поставленные перед ними задачи.

Современная потребительская кооперация как форма бизнеса экономически и юридически приближена к корпоративной форме. Соответственно потребкооперация в нынешнем виде представляется как союз отдельных предпринимательских структур, объединенных единым экономическим договором о партнерстве и централизации основных функций в руках единого органа управления.

Все вышеназванное делает настоящую работу актуальной и значимой с точки зрения поиска ответов на такого рода вопросы, как возрождения системы потребительской кооперации, взаимоотношений между потребительским обществом и пайщиками, общий и частный характер собственности, с позиции системного функционирования т.д.

Состояние изученности проблемы. В научной литературе вопросы развития потребительской кооперации исследуются отечественными и зарубежными учеными с конца XIX века и по настоящее время. Современные исследования потребительской кооперации имеют глубокие исторические традиции. Они опираются на многочисленные труды российских ученых конца XIX — начала XX вв., длительное время остававшихся малоизвестными среди современных экономистов. Основные идеи, принципы и подходы российских теоретиков и практиков к решению проблем становления и развития потребительской кооперации в условиях современных рыночных реформ приобретают новое звучание. В основу проведенной работы положены труды: A.B. Чаянова, С. Н. Прокоповича, К.-А.Р. Корчаровского, В. Ф. Тотомианца, М. И Туган-Барановского, M.JI. Хейсина, JI.E. Файна, В. В. Кабанова и др.

В последнее десятилетие деятельность потребительской кооперации в рыночных условиях является предметом исследования многих российских ученых-экономистов. В их трудах анализируются различные аспекты внедрения в ее систему рыночных методов управления. Предлагаются конкретные подходы к эффективному решению задач структурной перестройки функционирования потребительской кооперации. Научные аспекты анализа исследованы в трудах значительного числа российских экономистов: И. Т. Абдукаримов, М. И. Баканов, И. Д. Барчук, И. А. Бланк, П. И. Вахрин, А. И. Гребнев, В. Ф. Ермаков, В. Т. Жигалов, О. И. Клименко, A.M. Матлина, Ф. Г. Панкратов, К. А. Раицкий, А. К. Семенов, В. И. Теплов. A.M. Фридман и др.

Активными исследованиями проблем кооперации на Ставрополье занимались Н. Б. Богданов, A.B. Гладилин, В. А. Гиркин, Д. Е. Давыдянц, Кри-вокора Е.И., Кущетеров P.M., В. П. Прижигалинский, и др.

Однако, несмотря на значительное количество научных публикаций по вопросам развития потребительской кооперации, сохраняются неразработанные аспекты, связанные с обоснованием механизма поддержки отдельных звеньев, приводящих к эффективному функционированию системы в целом. Все это предопределило актуальность проблем для дальнейшего изучения и обусловило постановку цели и задачи работы.

Тема диссертации соответствует п. 10.14. Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности и п. 10.21. — Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование потребительской кооперации как социально-экономической системы, одной из основных экономических составляющих которой являются предпринимательские хозяйства, анализа ее деятельности и на этой основе разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию системного функционирования потребительской кооперации в условиях предпринимательства.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

• исследовать предпосылки зарождения и особенности развития потребительской кооперации;

• рассмотреть роль предпринимательских структур в системе потребительской кооперации, роль коммерциализации деятельности предприятий, их возможности, ограничения и противоречивость, показать особенности, которыми обладает предпринимательство в соответствии с экономической природой потребкооперации, и трудности, с которыми сталкиваются предприятия потребкооперации, включаясь в предпринимательскую деятельность;

• уточнить роль и функции предпринимательства в системе потребительской кооперации;

• исследовать механизм предпринимательства и сущность трансформационных процессов потребительской кооперации в современных условиях;

• конкретизировать основные понятия, связанные с собственностью потребительской кооперации, раскрыть источники ее образования, показать ее сходство и различия с формами предпринимательской собственности;

• провести диагностирование всех предпринимательских структур системы Ставропольского крайпотребсоюза с целью выявления кризисных участников;

• разработать направления преобразования системы потребкооперации в новых общественно-экономических отношениях и обосновать рекомендации по формированию и развитию структуры управления потребкооперации, адекватной принципам рыночной экономики;

• разработать модель развития потребительской кооперации в условиях предпринимательской среды и указать новые приоритеты ее деятельности, организации и управления;

Объектом исследования в работе выступает социально-экономическая система потребительской кооперации Ставропольского края, в разрезе районных потребительских союзов, районных и сельских потребительских обществ и предпринимательских хозяйств.

Предметом исследования стали организационно-экономические отношения системы потребительской кооперации РФ.

Теоретической и методологической основой исследования являются общие выводы современной экономической теории об экономических отношениях, возникающих в процессе их анализа: на микроуровне, макроуровне и мезоуровне.

• экономики как социально-экономической системы, в единстве экономического и социального содержания;

• экономического строя и конкретных моделей экономики;

• взаимосвязи экономических и других общественных институтов, воздействующих на экономическую систему.

В ходе исследования изучены законы, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а так же результаты научных разработок отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам потребительской кооперации.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы — специфические и универсальные: анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в целое), индукция (выделение существенных свойств предмета от других) и дедукция (движение от общего к частному), абстракция, допущения и обобщения и др. Математическое моделирование исследуемого явления, которое позволяет проникнуть в сущность объекта познания, путем создания его аналога (текстового, графического, математического и компьютерного).

Эмпирической базой исследования послужили нормативные материалыданные официальной статистической отчетности Госкомстата РФкраевого комитета государственной статистики Ставропольского краяматериалы общих собраний представителей районных потребительских обществ и союзоврешения Центросоюза РФданные годовых отчетов и первичных документов Ставропольского крайпотребсоюзаконцепции и программы стабилизации и развития потребительской кооперации России на различных этапах их реформирования.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических положений и методологических основ потребительской кооперации, как одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, разработке методики и инструментария обеспечения оценки и анализа функционирования потребительской кооперации Ставропольского края в условиях предпринимательской среды, направленных на стабилизацию деятельности и экономический рост. Элементами научного вклада и предметом защиты являются следующие результаты проведенных исследований:

• уточнено содержание понятия потребительская кооперация, которая с одной стороны выступает как фактор экономического кооперирования региональных предпринимательских структур, а с другой стороны — как форма социальной защиты населения;

• положение о том, что в условиях предпринимательства потребительская кооперация, характеризуется как многоуровневая система организационного построения, и как наиболее адекватная форма адаптации к рыночным условиям;

• разработан и апробирован программный продукт, позволяющий комплексно охарактеризовать финансово-экономическое состояние Ставропольского крайпотребсоюза;

• диагностирование организаций системы потребительской кооперации Ставропольского края находящихся в критической зоне или близким к состоянию банкротства с использованием методики определения банкротства Z-Альтмана;

• предложены пути выхода из кризиса неплатеженспособных участников потребительской кооперации Ставропольского края, на базе методологии управления по целям;

• сформирована стратегическая программа преимущественного развития прибыльных предприятий доноров в системе потребкооперации, которая позволяет обеспечить стабильное существование Ставропольского крайпот-ребсоюза.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предлагаемые методические подходы и рекомендации по диагностированию организаций системы потребительской кооперации Ставропольского края находящихся в критической зоне или близким к состоянию банкротства, позволяют союзу предпринимать оптимальные меры по разрешению проблем, что существенно повышает эффективность функционирования потребительской кооперации в целом. Непосредственное практическое значение имеют предложения по методике проведения комплексной аналитической оценки состояния предприятия, выбора формирования перспективной модели развития потребительской кооперации, разработке генеральных стратегии ее развития и стабилизационных мероприятий для организаций находящихся в кризисной зоне, что может непосредственным образом быть использовано в виде предложений и практических рекомендаций в деятельности Ставропольского крайпотребсоюза.

Полученные в ходе исследования результаты будут способствовать выполнению задач, поставленных в принятой на общем собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации «Программе стабилизации и развития потребительской кооперации до 2005 года».

Апробация результатов исследования Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на ежегодных региональных научно-практических конференциях Ставропольского государственного университета (2000;2003гг.) — международной научно-практической конференции, под патронажем ЮНЕСКО в Государственном университете управления (2002г.). По теме исследования опубликовано 5 работ общим объемом 1,2 п.л. авторского текста.

Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, 161 использованного литературного источника и приложений, включает 19 таблиц и 12 рисунков. Исследование выполнено в объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям.

Эти же выводы подтверждаются из анализа отдельных финансовых коэффициентов данных участников за четыре года: коэффициента деловой активности — оборачиваемости оборотных средств (табл. 3.2) — коэффициента рентабельности активов (табл. 3.3- таб. 3.4.).

147 Заключение.

Кооперация или иначе совместный труд сопровождает человечество на всем пути его развития, начиная с первобытнообщинного стоя (охота, защита жилища и т. д.). Но как форма объединения людей и организации труда кооперация сформировалась в конце XVIII начале XIX века с возникновением капиталистического способа производства, накоплением капитала и концентрацией средств производства. Первыми формами кооперации являлись кредитные, производственные, снабженческо-сбытовые, потребительские кооперативы, сырьевые товарищества.

Кооперативное движение, зародившееся в России во второй половине XIX века и долгое время остававшееся малозаметным явлением в народнохозяйственной жизни страны, было вызвано к жизни потребностями развивающихся капиталистических отношений, и направление развития кооперации соответствовало направлению капиталистической модернизации. Отражая, с одной стороны, общий уровень состояния сельскохозяйственного производства, кооперация, с другой стороны, служила одним из факторов ускорения развития аграрного капитализма.

После революции 1917 года в соответствии с кооперативным планом В. И. Ленина потребительская кооперация использовалась как один из хозяйственных инструментов социалистической экономики, тем самым, получая всемерную государственную поддержку. Государство полностью обеспечивало бюджетное финансирование оборотных средств и безвозмездно передавало основные средства. Правительство СССР развивало и углубляло внешнеэкономическую деятельность предприятий потребительской кооперации, реализуя импортируемую продукцию, в основном через торговую сеть потребительской кооперации. Что, с одной стороны, способствовало развитию системы, с другой стороны, тормозило процесс рыночного развития структуры — рыночной по своей сути. Положительные результаты, достигнутые в советский период, сыграли негативную роль при переходе к рынку. Лишившись поддержки государства, система потребительской кооперации не смогла самостоятельно организовать свою деятельность в условиях рыночных отношений.

Существующие проблемы развития сводятся к следующему:

1. На лицо неблагоприятная финансовая зависимость Ставропольского крайпотребсоюза от заемного капитала для целей обеспечения производственной деятельности предприятий и слабой финансовой устойчивости, т. е. полной зависимости от заемных средств. Наиболее отрицательный фактор — потеря финансовой независимости и устойчивости, приводит к росту долгов (кредиторской задолженности) более быстрыми темпами, чем рост доходов предприятия;

2. Характер ликвидности и платежеспособности имеет отрицательный вид. Положительный характер текущей ликвидности дает надежду на будущие восстановительные финансовые результаты. Но при этом отрицательно изменяется структура оборотных средств. В результате привлечения заемных средств часть из капитализируется в менее подвижных активах.

3. Тенденции рентабельности Ставропольского крайпотребсоюза одновременно обозначают низкую экономическую выгоду от основной деятельности и медленный рост показателей рентабельности. При положительной рентабельности товарной продукции на выпускаемую продукцию Ставропольского крайпотребсоюза в целом она не покрывает затраты на само производство, и привлекаемые краткосрочные пассивы (обязательства) со стороны. А убытки от прочей деятельности сводят на нет накопления собственного капитала.

4. Деловая активность Ставропольского крайпотребсоюза имеет положительную динамику, несмотря на тот факт, что превышены необходимые суммы вовлечения в хозяйственный оборот, «дефицит» чистого капитала.

Таким образом, союз потребительских обществ Ставропольского края ведет низкорентабельный бизнес, с высокой степенью заимствования денежных средств со стороны, имущественный комплекс малоликвиден для дальнейшего заимствования. Выше упомянутые финансово-экономические показатели подтверждают низкую адаптацию Ставропольского крайпотребсоюза к рыночным условиям, и организационно-экономические условия подлежат пересмотру или новому формированию.

Исследование проблем деятельности Ставропольского крайпотребсоюза позволили сформировать комплексный подход для всей системы, а именно:

1. Провести системную реконструкцию управления производством (методов, функций, структуры, процессов).

2. Применять методику финансово-экономического анализа с элементами изменяющихся тенденций.

3. На основании методики реинвестирования развивать систему потребительской кооперации с уточнением ролей ее участников, правил и положений.

4. Сформулировать новые приоритеты, цели и задачи развития потребительской кооперации Ставропольского края, с упором на рентабельные предприятия, динамично развивающиеся в рамках структуры.

5. Предлагаемые меры обеспечат:

• Восстановление роли основного участника на сельском рынке товаров народного потребления;

• увеличение числа пайщиков, повышение охвата населения края деятельностью потребительской кооперации;

• развитие местных рынков, подсобных хозяйств населения, кустарных промыслов, защита мелких и средних производителей;

• приоритетности социальной миссии в деятельности потребительской кооперации и весомой социальной поддержки обслуживаемого населения. Увеличение доли продукции местных производителей, сокращения завоза из вне.

• основы выбора стратегии развития системы потребительской кооперации Ставропольского края является идея поддержки более интенсивно развивающихся направлений, которые становятся базой развития всей системы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  2. В.В., Пошатаев A.B. Программно-целевое управление сельскохозяйственным производством. М.: Экономика, 1979.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  4. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1998.
  5. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /Под ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994.
  6. Антикризисное управление. Учебное пособие для технических вузов /Под ред. Минаева Е. С. и Панагушина В. П. М.: Приор, 1998.
  7. Антикризисный менеджмент. Под ред. Грязновой А. Г. М.: ТАНДЕМ, 1999.
  8. П.А. Холдинг. Организация и управление. СПб: Экономическая школа, 1993.
  9. В. Е., Верховская О. Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе. Учеб. пособие. С.-Петербург: С.-Петербург, ун-т экономики и финансов, 1995.
  10. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация //Проблемы теории и практики управления. 1998, № 5
  11. И.Д. Концепция и рекомендации по реформированию деятельности потребительской кооперации. М.: Центросоюз МУПК, 1997.
  12. Баженова И.Ю. Delphi 5. Самоучитель программиста. М.: КУДИЦ -ОБРАЗ, 2000.
  13. И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  14. И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистка, 1999.
  15. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993.
  16. В.М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
  17. М.А., Джамай Е. В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5.
  18. А.Р., Цихоцкий A.B. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
  19. И. Б. Экономическая политика Советского государства в первые годы советской власти. М., 1970.
  20. Н.И. Первые итоги развития страны на основе НЭПа. Альтернативы социалистического строительства (1923−1929 гг.). Минск, 1990.
  21. И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999.
  22. Р., Моутон Д. Научные методы управления /Пер. с англ. Киев, 1990
  23. А.Ю. Внедрение системы управления по целям в российских условиях //Менеджмент в России и за рубежом. № 1,2003 г.
  24. Н.Б. Трансформация потребительской кооперации и ее интеграция в рыночные структуры. Научное издание. Ставрополь: Изд-во ЗАО «Пресса», 1999.
  25. Н.Б., Прижигалинский В. П. Актуальные проблемы экономики потребительской кооперации Российской Федерации и пути их нейтрализации. Ставрополь: АО «Пресса», 1998.
  26. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
  27. А. И др. Семь нот менеджмента. 3-е изд. М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 1998.
  28. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  29. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. СПб: Экономическая школа, 1999
  30. И. Место кооперации в системе мезоэкономики многоотраслевого АПК /И. Буробкин, А. Панин, В. Синюкова //АПК: экономика и управление. 2001. — № 12.
  31. В.П., Веснин В. Р. Основы финансового анализа и финансового менеджмента на предприятии в условиях рынка. 4.2. М.: О-во Знание России, 1995.
  32. К.И. Потребительская кооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. Изд. 3-е, перер. М.: Экономика, 1991.
  33. Н. История советского государства. М.: Прогресс-академия, 1994.
  34. C.B. Кооперация и Советская власть: период «военного коммунизма» // Вопросы истории. 1991. — № 9−10.
  35. О.С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 1998.
  36. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001.
  37. П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
  38. И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: ЮНИТИ, 1997.
  39. JI.T., Вехореева A.A. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПб.: Питер, 2003.
  40. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая: Закон РФ от 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. — Ст. 3301.
  41. В.В., Федотова М. А. Оценка предприятия. М.: ИНФРА-М, 1997.
  42. С. Кооперация важнейшее направление развития фермерских хозяйств //АПК: экономика и управление. — 1999. — № 6.
  43. С. Перспектива государственно-кооперативная экономика. // Экономист. — 1998. — № 6.
  44. И.И. Отечественная история XX век. М. 1994 г.
  45. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  46. И.Г., Крюков А. Ф. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2.
  47. В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. -1995. № 6.
  48. Жид Шарль, Рист Щарль. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
  49. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. — № 30. — Ст. 418.
  50. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 16 июля 1991 г.: Отдельное издание. М., 1991.
  51. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями 24 июня 1992 г.: Отдельное издание. 1-М., 1992.
  52. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: от 13 июня 1997 г., / Российская газета от 17 июля 1997 г.
  53. Закон РФ «О некоммерческих организациях от 12.01.1996 г. (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 г. № 174-ФЗ и от 8.07.1999г. № 14 054. ®-Зсон СССР «О кооперации в СССР». М.: Юрид. лит., 1988.
  54. О.П. Антикризисный менеджмент в российской фирме //Аваль. (Сибирская финансовая школа). 1998. — № 11−12.
  55. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  56. История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999.
  57. История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999.
  58. История социалистической экономики СССР: В 7 т, — Т.1
  59. Информация о социально-экономическом положении России. М.: Госкомстат РФ, 1999.
  60. В.В. Кооперация. Революция. Социализм. М., 1996.
  61. JI.C. Элементы теории систем. Проектирование сложных систем в условиях декомпозиции. Челябинск: ЧПТИ, 1981.
  62. H.A. Артели в древней и нынешней России // Кооперация страницы истории. Т.1. Избр. тр. российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков. Кн. первая. 30-е- 40-е годы XIX-начала XX в. Предыстория. М., 1998.
  63. В.В. Организационно-экономические основы функционирования потребительской кооперации в условиях рыночных отношений М.: Высшая школа, 2001.
  64. В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. СПб.: Аудит-Ажур, 1994.
  65. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000.
  66. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 2000 годы — Структурная перестройка и экономический рост //Вопросы экономики. -1997. — № 1.
  67. Концепция аграрной политики России в 1997 2000 годах. Под редакцией Е. С. Строева. M.: ООО «Вершина-клуб», 1997.
  68. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества: Пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995
  69. Клепач А, Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг. От предприятий советского типа к фирме, контролируемой менеджерами //Вопросы экономики. — 1996. — № 12.
  70. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2001.
  71. Л.Б. Вопросы внешней торговли. М.- Л.- 1928.
  72. Краткий справочник понятий, терминов, используемых при разработке и внедрении организационно-экономических рыночных систем. /Под ред. В. А. Трайнева. М.: Центр подгот. менедж. и экон., 1992.
  73. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. 1999, № 8.
  74. Краснов М.В. OpenGL. Графика в проектах Delphi. СПб.: БХВ-Петербург, 2001.
  75. В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 2000.
  76. М.Ю. Организационно-экономический механизм управления производственными комплексами в современных условиях. /Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1999.
  77. В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов.-М.: Изограф, 1997.
  78. А. Самоучитель полезных программ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
  79. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 37.
  80. В.И. О кооперации //Полн. Собр. Соч. Т.45
  81. Ю., Кюости В., Костин А. Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1.
  82. М.А. Методы финансового анализа кооперативных взаимодействий. //Аудит и финансовый анализ. 2001. — № 3.
  83. Математические методы и системный анализ в управлении АПК: Сб. научи. Тр. ХТСХА. -М.: 1988.
  84. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М., Новосибирск, 2000.
  85. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2002
  86. Менеджмент /Автор составитель Г. Б. Казачевская Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  87. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Саломатин Н. А, Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996.
  88. .З. Теория организации: Учебник. 3-е изд., перераб. доп. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  89. .З. Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики //Вопросы экономики. — 1998. — № 9.
  90. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  91. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  92. Ш. М., Блатова JI.A., Евтушенко А. Н. и др. Отечественная история. М. 1994 г.
  93. М.Н. Исторический опыт НЭПа: идеи и реальность. М., 1997.
  94. О потребительской кооперации в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г.
  95. Общий менеджмент: Дайджест учебного корпуса. Под ред. А. К. Казанцева. M.: ИНФРА- M, 1999.
  96. И.А. Уникальная модель потребкооперации осталась в прошлом веке //Налоги. Инвестиции. Капитал. № 3−4, 2003 г.
  97. Е.Р. 0 роли этой газеты //Ленинская «Искра» в Петербурге. -Л., 1975.
  98. Ф.И., Согатовский В. П., Ямпольский В. З., Кочнев Л. В. Принципы декомпозиции целей и методика построения дерева целей в системах организационного управления //Кибернетика и вуз. Томск: Томский госуниверситет, 1974. — Вып. 8.
  99. В.Н. Целеориентированное управление в АПК: теория и практика. Ставрополь: Изд-во СГУ.
  100. В.Н. Методология системного совершенствования управления сельскохозяйственным производством /НПО «Нива Ставрополья» Деп. Во ВНИИТЭИСХ Агропром № 466 — ВС — 090. — Ставрополь, 1990.
  101. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4.- М.: «ИНФРА-М», 1999.
  102. В., Шмелев Н. На развилке дорог. Была ли альтернатива сталинской модели развития? // Осмыслить культ Сталина. М., 1989.
  103. Потребительская кооперация Российской Федерации (Информационно-аналитические материалы). М., 1996.
  104. В.П., Гиркин В. А. Кооперация в переходной экономике: Учебное пособие /Под ред. В. П. Прижигалинского. Ставрополь: Издательство АО «Пресса», 2000.
  105. В.П. Дитя нужды. История, теория и практика кооперативного движения: Учебное пособие. Ставрополь: АО «Пресса», 1995.
  106. В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. Ставрополь, АО «Пресса», 1996.
  107. В.П. Из кризиса через демократию. Как перевернуть кооперативную пирамиду: Учебное пособие. Ставрополь: АО «Пресса», 2000.
  108. Приказ Минэкономики РФ № 118 от 1.10.1997 года «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий».
  109. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
  110. Программа экономического и социального развития Ставропольского края на 2003−2007 годы. //Ставропольская правда. 2003. — от 15.10.2003.
  111. С.Г. Возможности кооперирования личных подсобных хозяйств /С.Г. Протопов, М. Д. Евсеев //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 4.
  112. С.Н. Кооперативное движение в России. Его теория и практика. 2-е изд. М., 1919.
  113. Распоряжение Минэкономики РФ от 12.08.1994 № 31-р «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».
  114. .А. Основы бизнеса: Учебное пособие 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2000.
  115. Россия 2000, экономическая конъюнктура: стат. сборник Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Вып. 2. — М., 2001
  116. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. -М., 1999.
  117. Россия в цифрах: Крат.стат. сб. /Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996.
  118. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
  119. Сборник документов о государственной поддержке потребительской кооперации Российской Федерации в 1994 г. М., 1995.
  120. Системные исследования. М.: Наука, 1974.
  121. A.M. Менеджмент: основы организации: учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  122. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том второй. -М.: «Издатцентр», 1997.
  123. Социальный менеджмент: Учебник для вузов/Академия труда и соц. Отношений. М.: ЗАО «Бизнес школа», 2000
  124. Социально-экономическое положение Ставропольского края. Доклад. -Ставрополь, Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 1999.
  125. Статистический сборник «Агропромышленный комплекс России». М.: Госкомстат России, 2001.
  126. Н.И. и др. Программно-целевой подход в управлении: теория и практика: пер. с болг. /Послесл. чл.-корр. АН СССР С.Р. Микулинско-го, Г. Х. Попова, д.э.н. М.: Прогресс, 1975
  127. Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент. 5-е изд. пераб. и доп. М.: Перспектива, 2000.
  128. Л.Ф., Чернова H.A. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  129. В.Ф. Кооперация в русской деревне. М., 1914.
  130. Указ Президента РФ от 16 февраля 1992 г., № 144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ». //Российская газета 1992. от 20.02.1992.
  131. Управление организацией: Учебник /под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина.- 2-е изд-во перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 1998.
  132. Управление современной компанией: Учебник /Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  133. И.Г. Управление сельскохозяйственным производством (включая АСУ): Учебн. Пособие для эконом, фак. с.-х. ВУЗов. М.: Экономика, 1972.
  134. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии) /Л.И. Ушвицкий. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1991.
  135. P.A. Система менеджмента: Учеб.-методич. пособие М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  136. Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. Иваново, 1994.
  137. Л.Е. Советская кооперация в тисках административно-командной системы // Вопросы истории. -1994. № 9
  138. Федеральный закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. (Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).
  139. Федоров А.Г. Delphi 2.0 для всех. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТОО фирма «Компьютер Пресс», 1997.
  140. Г. В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2003.
  141. М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия //Финансы. -1995. № 6.
  142. Флигинских Т. Кооперация и интеграция факторы интенсификации
  143. Т.Флигинских //Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 1.
  144. Хейсин M. J1. Ход развития кредитной кооперации в России за 50 лет// Вестник кооперации. 1916. — № 4.
  145. Э. Техника финансового анализа: /Под ред. Белых П. П. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  146. A.B. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989.
  147. A.B. Избранные произведения: Сборник /Сост Е. В. Серова. М: Московский рабочий, 1989.
  148. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.
  149. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М: ИН-ФРА-М, 1999.
  150. А.Д., Сайфулин P.C. Методика Финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.
  151. а.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового предприятия. -М.: Юниглоб, 1992.
  152. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Иванова Ю. Н. 2- изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  153. Экономическая энциклопедия /Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика» Инт экон. РАН- гл. ред. Л. И. Абалкина. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999.
  154. Г. А. Средний путь России и евразийство (концепция конвергенции).-М.: МОНФ, 1998.
  155. Э.Г. Методологическая природа системного подхода //Системные исследования.-М.: 1973
  156. Altman E.I. Financial Rations. Discriminent Analysis, and the Prediction of Corporate Bankruptcy // Journal of Finance, September 1968.
  157. Altman E.I., Haldeman R.G., Narayanan P. Zeta Analysis: A New Model to1. entify Bankruptcy Risk of Corporation // Journal of Banking and Finance, June 1977.lol.Raia A.P. Goal Setting and Self-Control //Journal of Management Studies, Vol. 2,1965.
Заполнить форму текущей работой