Развитие малого предпринимательства на основе совершенствования регионального налогового механизма
Главенствующей в системе налогообложения малого бизнеса на мезоуровне является налоговая политика, использующая эластичную зависимость между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Действующая российская налоговая система ограничивает права регионов по регулированию деятельности малых предприятий, устанавливая схемы налогообложения… Читать ещё >
Содержание
- Ф
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СЕГМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 1. 1. Малое предпринимательство в стратифицированной экономике России: критерии, статус, функции
- 1. 2. Система налогового управления малым предпринимательством на мезоуровне экономики
- 1. 3. Режимы и схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в регионе
- 2. НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
- 2. 1. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса на субнациональном уровне
- 2. 2. Ретроспективный анализ эволюции налоговых механизмов малого предпринимательства в Российской Федерации и особенности их применения в Ростовской области
- 2. 3. Динамика изменений доходных (налоговых) частей бюджетов Ростовской области и муниципалитета в период становления и развития малого предпринимательства
- 2. 4. Механизмы управления малым предпринимательством на муниципальном уровне (по материалам экономико-социологического исследования)
- 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОДХОДЫ, ПРИОРИТЕТЫ, МЕХАНИЗМЫ
- 3. 1. Концептуальная версия модели региональной налоговой политики развития малого предпринимательства
- 3. 2. Прогноз и методика расчета составляющей местного бюджета с использованием упрощенных систем налогообложения малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства на основе совершенствования регионального налогового механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Мировой опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться любое государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, и, по сути, является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Малый бизнес как важная составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, а также формирует слой предпринимателей. Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный курс на полномасштабную поддержку, развивается замедленно и противоречиво. В условиях глобальных трансформаций, процессов регионализации и рыночных реформаций экономики малое предпринимательство приобретает новые качества, которые имеют первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее региональных составляющих, чьи перспективы роста и развития во многом сопряжены с наличием действенного, взаимоувязанного налогового механизма.
Противоречивая практика применения налоговых механизмов вызвала необходимость их совершенствования, что актуализирует проблему налогового регулирования малого предпринимательства в Ростовской области. Складывающаяся в регионе ситуация, отражающая экономические реалии подавляющей части российских субъектов Федерации, а также императивы ее эффективного преодоления с опорой на налоговые инструменты и механизмы инициируют данное исследование. В данном контексте актуальность темы исследования, его теоретическая, методологическая и практическая значимость заключается в разработке и обосновании инструментов регулирования малого предпринимательства на основе совершенствования налогового механизма как необходимого условия повышения эффективности функционирования всей системы региональной экономики.
Анализ монографической и периодической литературы по проблематике диссертации выявил, как наличие исходной концептуальной базы, так и существование теоретических и эмпирико-информационных «пробелов», открывающих простор для самостоятельного научного поиска, в частности: определение эффективности экономических рычагов воздействия на малые предпринимательские структуры в целях их ускоренного развития, разработка конкретики региональных налоговых механизмов малого предпринимательства, прогнозирование объемов поступлений налогов при изменении параметров налогового регулирования.
Институциональные основы деятельности малого предпринимательства освещены в трудах таких авторов, как А. Агеев, В. Афанасьев, Л. Бабаева, А. Блинов, В. Зевелев, Д. Кузин, Л. Никулин, В. Плакся, В. Радаев, А.Чепуренко.
Вопросам экономической сущности, функций и механизма использования налогов посвящены классические труды А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, А. Лаффера, Н.Тургенева. В период НЭПа важный вклад в исследование налоговой теории и практики внесли В. Альтшулер, Д. Боголепов, А. Соколов, В. Твердохлебов, А.Тривус. Проблемы налогообложения рассматриваются в работах таких современных отечественных и зарубежных авторов, как Э. Аткинсон, Дж. Стиглиц, А. Дадашев, Д. Львов, Л. Павлова, А. Починок, О. Тимофеева, Д. Черник, С. Шаталов, Т. Юткина и др.
В указанных работах обобщен мировой опыт и, частично, отечественная практика применения различных режимов налогообложения, поиски оптимального варианта, позволяющие реализовать все многообразие функций налогообложения. Однако вопросы, связанные с использованием налогового механизма для решения социально-экономических задач по развитию малого бизнеса в России еще недостаточно изучены и требуют дальнейшей разработки.
Значимость и исследовательский потенциал проблемы совершенствования налогового механизма в региональной системе управления определяют научную актуальность решения задач развития малого предпринимательства, что обусловило выбор темы диссертационной работы, постановку ее цели и формулирование задач.
Цель и задачи исследования
.
Цель диссертационной работы заключается в формировании концептуальных основ управления сферой малого предпринимательства посредством механизма налогообложения с учетом реализации бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих основных задач, отражающих логику и последовательность этапов предпринятого исследования: выработка системного подхода к формированию региональной политики развития малого предпринимательствавыделение социально-экономических критериев идентификации малого предпринимательстваанализ опыта налогообложения малого предпринимательства (отечественный и зарубежный) — определение сравнительной эффективности режимов налогообложения малого бизнесавыявление региональной специфики сложившегося на территории Ростовской области налогового механизмаанализ и оценка фискальной составляющей деятельности малого предпринимательства на уровне региона, муниципалитетаконцептуальный подход к построению модели региональных воздействий на субъекты малого предпринимательства посредством налогообложенияформирование методики расчета прогнозируемых поступлений налогов от малого предпринимательства на уровне региона.
Объектом исследования в настоящей работе является сектор малого предпринимательства региональной экономики в контексте его налогового регулирования.
Предметом исследования являются социально-экономические условия и механизмы формирования поддержки сегмента малого предпринимательства на основе совершенствования налогового механизма в интересах реализации бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.
Методологической и теоретической базой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации региональной экономики, ее бюджетно-налогового регулированияинституциональным основам деятельности малого предпринимательствапроблемам налоговой системыа также законодательные и нормативные акты, материалы научных конференций и периодических изданий.
В процессе исследования были использованы методы системного и структурно-функционального анализа, методы статистических группировок и социологических исследований: анкетирование, интервьюирование, экспертный метод.
Информационно-статистической базой исследования и обоснования основных положений диссертационной работы явились данные государственного комитета Российской Федерации по статистике, Ростовского областного комитета государственной статистики, Таганрогского отдела государственной статистики, отчетно-аналитическая информация Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Таганрогу, авторское региональное экономико-социологическое исследование предприятий малого бизнеса г. Таганрога и Ростовской области, а также материалы, собранные автором в процессе практической деятельности.
Концепция работы состоит в совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми в условиях избыточного и неадекватно распределенного налогового бремени среди субъектов малого предпринимательства, эффективным инструментом регулирования сбалансированного развития малого предпринимательства в регионе являются такие схемы и режимы применения налоговых механизмов в их взаимосвязи с параметрами объемов отчислений средств в региональные и местные бюджеты, которые обеспечивают количественный рост субъектов малого предпринимательства, суммарное увеличение их валового дохода как экономической базы муниципальных и региональных бюджетов.
Положения диссертации, выносимые на защиту.
По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство.
1. Анализ западного и российского законодательства выявил высокую степень концептуальной неоднозначности определений субъектов малого предпринимательства, которые разнятся не только в контексте странового сравнения, но и внутри одной страны по отраслям и территориям, что является отражением форм развития рыночной экономики в различных странах. В федеральном законодательстве, в законодательных актах субъектов федерации, в налоговом законодательстве действуют в настоящее время различные критерии, идентифицирующие субъект малого предпринимательства (численность персонала, объем реализации и т. п.), однако, основным становится критерий для целей налогообложения, который определяет рамки малого предпринимательства объемом валовой выручки около 1 миллиона рублей в месяц.
2. Региональные экономико-социологические исследования позволяют выявлять проблемы в наибольшей степени сдерживающие развитие малого предпринимательства. Так, по результатам двух экономико-социологических обследований субъектов малого предпринимательства (авторского выборочного муниципального обследования 2000 года и сплошного обследования деятельности индивидуальных предпринимателей, проводимого областным комитетом государственной статистики и его территориальными органами в рамках программы «ТАСИС» — проект по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса SMERUS 96.02, октябрь — ноябрь 2001 года) выявлены три группы проблем: 1) организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.) — 2) проблемы с разного рода техническим и кадровым обеспечением (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т. д.) — 3) материально-финансовые проблемы (сложности с получением средств для регистрации предприятия, с накоплением стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, трудности в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции). Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособного спроса у населения на выпускаемую продукцию, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств.
3. Взаимодействие властных структур и малого предпринимательства на местном уровне должно осуществляться следующими способами, которые обеспечивают адресность и координацию деятельности посредством: 1) создания и функционирования координационных советов предпринимателей при муниципальных администрациях, основной функцией которых должно стать непосредственное их участие в принятии решений по экономическим, в том числе и налоговым проблемам- 2) использования, обобщения и анализа информации, имеющейся в региональных и муниципальных отделениях комитетов государственной статистики- 3) регулярного проведения социологических опросов, инициируемых администрацией города при поддержке статуправления с широким охватом хозяйствующих субъектов малого предпринимательства (физических и юридических лиц).
4. Формирование налоговой политики региона в сфере малого предпринимательства, основанной на сопряженном мониторинге динамики налогового потенциала и уровня экономической активности субъектов малого предпринимательства, определило концептуальные подходы к построению модели управления малым предпринимательством, центральным звеном которой явилась система регионального и местного налогообложения.
По специальности 08.00.10 —финансы, денежное обращение и кредит.
1. Инкорпорирование на законодательном уровне рычагов экономического воздействия на хозяйственное поведение субъектов малого предпринимательства в виде специальных налоговых режимов является одним из положительных результатов трансформации налогового законодательства России. Выделено два основных подхода к организации налогообложения малого предпринимательства в Ростовской области. Первый заключается в сохранении всех видов налогов для субъектов малого предпринимательства, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы ведения учета и определения налоговой базы) и взимания (периодичность, налоговые каникулы, освобождение от авансовых платежей и т. д.). Второй подход предполагает использование специальных режимов налогообложения, заменяющих несколько традиционных налогов. Используются три системы налогообложения субъектов малого предпринимательства: общепринятая, упрощенная и налогообложение на базе использования единого налога на вмененный доход. Однако, существующая возможность использования субъектами малого бизнеса оптимизационных налоговых схем затрудняет полномасштабную реализацию фискальной функции налогообложения.
2. Главенствующей в системе налогообложения малого бизнеса на мезоуровне является налоговая политика, использующая эластичную зависимость между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Действующая российская налоговая система ограничивает права регионов по регулированию деятельности малых предприятий, устанавливая схемы налогообложения, не учитывающие в полной мере особенностей развития малого предпринимательства. Практика применения специальных налоговых режимов постепенно выявляет их трудности и недостатки. Упрощенная система, как и система налогообложения по принципу вмененного дохода, не решает проблему уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательствасистема с применением единого налога на вмененный доход ограничивает применение упрощенной системы, кроме того, невозможно эффективно использовать типовые «физические» показатели в качестве нормообразующих параметров и полностью заменить ими объективные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности малых предприятий. Основной задачей налогового регулирования на мезоуровне оказывается поиск оптимальной налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства.
3. Важнейшим индикатором эффективности налогового регулирования малого предпринимательства являются отчисления в бюджет. Анализ областного и местного бюджетов в динамике выявил систематическое ущемление интересов местных бюджетов в пользу региона (в нормированных показателях доходная часть регионального бюджета растет, местного находится на уровне 1994 года), а также перманентную дефицитность местного бюджета. Малое предпринимательство по критерию налоговых поступлений во все уровни бюджета относится к основным бюджетонаполняющим экономическим институтам, в местный бюджет оно обеспечивает более 30% от всех поступлений.
4. Предложенная этапность проведения мероприятий по прогнозированию и планированию налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства на уровне региона и муниципалитета позволила сформировать методику расчета бюджетных налоговых составляющих. Представленная обобщенная методика расчета налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, базирующаяся на категориальном аппарате чистого валового продукта (ЧВП), установила зависимость между уровнем постоянных затрат и налоговым потенциалом хозяйствующих субъектов, использующих специальный режим с применением единого налога на вмененный доход.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном обосновании модели управления малым бизнесом как элементом территориальной социально-экономической системы на основе совершенствования налоговых механизмов. В итоге получены самостоятельные результаты, обладающие элементами научной новизны.
По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство.
1. Обоснованы и предложены целеполагающие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к сфере малого предпринимательства: критерий, определяющий степень его значимости для целей управления, в соответствии с которым согласно законодательству, осуществляется статистический учет малого предпринимательства в стране, и критерий, имеющий большее значение непосредственно для субъектов малого предпринимательства, на основе которого предоставляются налоговые преференции и устанавливается внутренняя дифференциация правил и условий в разрезе конкретных налогов, включая перевод на специальные режимы налогообложения.
2. В результате проведения экономико-социологического обследования субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне выявлены причины неэффективности большинства проводимых региональных мероприятий по поддержке малого бизнеса: невысокая адресность программ поддержки малого предпринимательства, отсутствие государственного финансирования местных мероприятий и единого регионального центра, координирующего деятельность всех организаций, осуществляющих деятельность по поддержке малого предпринимательства.
3. В контексте выделения основных направлений формирования и развития системы государственного регулирования во взаимосвязи с задачей поддержки малого предпринимательства в регионе, предложена схема логической последовательности формирования политики региона в отношении малого предпринимательства с учетом задач совершенствования систем его государственной поддержки на базе дифференцирования налоговых инструментов и режимов их применения, позволяющая структурировать процесс принятия решений, опираясь на данные мониторинга динамики налогового потенциала и функционирования предприятий малого бизнеса.
По специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит.
1. Предложены варианты реформирования на основе проведенных исследований эволюции, текущего состояния и режимов применения налоговых механизмов малого предпринимательства: 1) на базе специального режима налогообложения с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — изменение подхода к установлению корректирующего коэффициента К2 на региональном уровне- 2) объединение специальных режимов налогообложения в один обязательный налоговый режим, вобравший в себя положительный опыт действующих механизмов, имеющий два альтернативных варианта применения с уплатой единственного налога (другие корпоративные налоги не взимаются): фиксированный платеж (патент) для отдельных видов деятельности или единый налог по результатам финансово-хозяйственной деятельности.
2. Доказано, что основой региональной налоговой политики в отношении малого предпринимательства должно стать закрепление субъекта на рынке товаров, работ или услуг, и конституирование его собственности, обеспечивающее превалирование постоянных издержек над переменными и изменение отраслевой структуры малого предпринимательства, переориентация его на те отрасли производства, где существует большая доля постоянных издержек (производство, строительство и т. п.). Определено также, что применение фиксированных платежей — единого налога на вмененный доход — должно осуществляться по минимальным ставкам, зависящим на сегодняшний день от коэффициента К2.
3. Предложено использование на региональном и местных уровнях схемы «условно-переменных» налоговых ставок по платежам в соответствующие бюджеты с целью обеспечения предсказуемости и стабильности будущих изъятий в бюджет. В случае, если совокупные платежи в региональный (местный) бюджет по всем видам налогов от субъектов малого предпринимательства превысят определенный показатель, оговоренный ранее, то все субъекты малого предпринимательства получают льготу, стимулирующую хозяйствующие субъекты не только к увеличению темпов роста собственного производства для попадания в зону льготного налогообложения, но и к переводу значительной части своей деятельности из теневой в легальную сферу экономики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты осуществленного соискателем анализа налогообложения как инструмента косвенного регулирования деятельности малого бизнеса в регионе приняты в разработку соответствующей региональной программы по Ростовской области, проводимой областным союзом предпринимателей. Представленные в диссертации концептуальные подходы и конкретные механизмы прогнозирования и расчета налоговых составляющих от субъектов малого предпринимательства приняты к рассмотрению финансовым управлением администрации г. Таганрога для внедрения в методическое обеспечение при формировании доходной части местного бюджета. Теоретические разработки автора использованы при подготовке методического обеспечения учебного процесса по курсу «Налоговая система РФ» при проведении лекционных и практических занятий в Таганрогском государственном радиотехническом университете.
Апробация результатов диссертационной работы. Положения и выводы диссертации прошли апробацию в докладах и выступлениях на ряде научных и научно-практических конференциях в Ростове-на-Дону, Таганроге, Дивноморске. Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований изложены в 7 публикациях общим объемом 1,6 п.л.
Структура работы. Диссертация, иллюстрированная 19 рисунками и 14 таблицами, состоит из введения, трех глав, объединяющих девять разделов, заключения, списка использованных источников (151 наименование) и 3 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Анализ концептуальных основ управления региональными социально-экономическими системами обосновал вывод о том, что регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень вмешательства органов власти и их методы. Наиболее правильным принципом будет следующий — конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие органов власти — везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры «физического воздействия» на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю региональную экономическую систему. Малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, регион, город. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Акцент на обретение нового качества малого предпринимательства приобретает первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее регионов, чьи перспективы во многом сопряжены с наличием действенного, взаимоувязанного налогового механизма. Проблематика совершенствования системы налогообложения в контексте управления малым бизнесом значима и для Ростовской области.
2. Анализ эволюционного развития системы налогообложения в Российской Федерации в целом, малого предпринимательства в частности показал, что вопрос реформирования налогообложения важный и серьезный. На сегодняшний день существуют только задекларированные основные стратегические цели налоговой реформы. Это, во-первых, создание стабильной, понятной, предсказуемой налоговой системы, во-вторых, последовательный курс на снижение налоговой нагрузки, в-третьих, сокращение числа налогов, и в этой связи уже отменено ряд налогов, таких как, налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на пользователей автомобильных дорог, на реализацию горюче-смазочных материалов, на приобретение иностранной валюты, довольно большой блок региональных и местных налогов. В условиях реформирования налогового законодательства не может быть речи о его стабильности.
3. Анализ малого предпринимательства на российском и зарубежном опыте хозяйствования показал, что в России малый бизнес находится в стороне от общей стратегии развития экономики, и сегодня следует кардинально поменять ситуацию. Чтобы получать от малого бизнеса основные поступления в бюджеты разных уровней, надо органически увязывать его развитие с экономическим ростом, реструктуризацией отечественной промышленности в целом. Малое предпринимательство должно давать добавочную стоимость, ему надо органически взаимодействовать с крупным бизнесом, вписаться в передовые технологии, наукоемкие отрасли, инновационную деятельность. Концепция малого предпринимательства законодательно определена неоднозначно, факт отнесения к малым формам предпринимательства не дает однозначных налоговых преференций. Выявлено наличие трех критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства.
4. Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России базой налога на добавленную стоимость является и заработная плата, и отчисления на социальное страхование и обеспечение, и даже амортизация. Другой пример — налог с продаж имеет базу обложения общую с НДС.
5. Принципиальным отличием концепции налогообложения вмененного дохода от всех действующих схем налогообложения частных предприятий, в том числе и от введенной упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, является то, что база налогообложения определяется не по отчетности (поэтому ее можно существенно упростить и сократить), а на основе определяемой расчетным путем доходности различных видов бизнеса в различных региональных и других условиях. При этом привязывается расчет потенциального дохода к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь, физических показателей деятельности малых предприятий. Перечни физических показателей параметров могут различаться в зависимости от рода деятельности фирмы и даже региона.
6. Опыт внедрения в Ростовской области и не только, системы налогообложения по принципу вмененного дохода, показывает, что невозможно эффективно использовать типовые «физические» показатели в качестве нормообразующих параметров и полностью заменить ими объективные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности малых предприятий. Прежде всего, сказанное относится к крупным регионам, где сосредоточено большое количество малых предприятий и сфера их деятельности наиболее разнообразна. Именно для этих регионов наиболее сложно определить фиксированные показатели вмененного дохода, которые могли бы учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятий. Кроме того, расчет параметров налога для каждого вида и места деятельности потребует огромных затрат — как времени, так и бюджетных средств.
7. Параметры, условия и следствия налогообложения определяет сложившийся в Ростовской области налоговый механизм, характеризуемый недостаточной действенностью, неспособностью обеспечить ни эффективное перераспределение финансовых ресурсов между отдельными предприятиями, отраслями и субрегионами области, ни адекватный приоритетам формирования бюджета развития, реальным возможностям экономики, объем налоговых сборов. Существующая возможность ухода из-под налогового пресса затрудняет полномасштабную реализацию как фискальной, так и регулирующей функции налогообложения, препятствует осуществлению эффективной бюджетно-налоговой политики в интересах стимулирования малого предпринимательства.
8. Для решения указанных проблем целесообразно введение на добровольной основе для всех малых предприятий Российской Федерации единой системы налогообложения, учета и отчетности, применяемой вместо трех налоговых систем, существующих в настоящее время. Универсальная налоговая система малого бизнеса представляется симбиозом «упрощении» и «вмененки», а единый налог действительно быть единственным.
9. Проследив динамику доходных частей муниципального бюджета г. Таганрога за время становления и развития малого предпринимательства за период с 1993 года, установлено, что доля доходов городского бюджета, полученная от субъектов малого предпринимательства выросла с нуля до 30%, и продолжает расти, что прямые налоги для малого бизнеса, такие как единый налог на вмененный доход хорошо собираются, фактические поступления превышают плановые, что хотя показатели численности занятых в малом бизнесе остаются на одном уровне, показатели доходности, и соответственно налоги, растут и в абсолютном и в относительном выражениичто малый бизнес не является градообразующим, в г. Таганроге есть крупные предприятия, которые и дают большую часть поступлений во все уровни бюджета, в том числе и в местный. Однако это надо выделить особо, налоговые поступления в объеме более трети всех поступлений позволяют отнести малое предпринимательство к основным бюджетонаполняющим субъектам.
10. Неэффективность действующего налогового механизма корреспондирует с отсутствием четких целевых ориентиров в самой налоговой политике, нуждающейся в коррекции, последовательной переориентации на общую «стыковку» налогового и воспроизводственного механизмов. В результате анализа показано, что исследование налоговой составляющей регионального управления позволяет оценивать сбалансированность воспроизводственной системы региона в рамках малого бизнеса. Рекомендовано проводить ежегодный мониторинг предложенных показателей с целью принятия управленческих решений;
11. Необходимо серьезно заняться дальнейшим развитием налогового планирования на уровне региона с целью повышения его научно-методической обоснованности. В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ показателей налоговой базы, использования налогового потенциала, уровня собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговой нагрузки, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д. должны стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» исключен из практики.
12. Минимизация обязательных изъятий в бюджет желательна для всех налогоплательщиков и является одним из наиболее эффективных стимулов экономической активности хозяйствующих субъектов. В то же время этих доходов должно быть достаточно для финансирования предусмотренных в бюджете расходов. Поэтому, учитывая вероятностный характер большинства доходов бюджета, при его проектировании следует стремиться к соответствию допустимых рисков невыполнения отдельных расходов вероятностям формирования доходов бюджета в меньших, чем запланировано объемах. В условиях нестабильности экономики и, как следствие, плохой прогнозируемости мезоэкономических параметров и бюджетных показателей, точность определения такого соответствия приобретает особое значение.
13. «Фиксированные платежи» (такие как, единый налог на вмененный доход) выглядят более предпочтительными в условиях стабильной (хорошо прогнозируемой) экономики. Т.к. при этом налоговые ставки относительно невелики, то даже незначительным их изменением можно эффективно влиять на стимулирование или сдерживание роста производства (в целях обеспечения сбалансированности региональной экономики). В условиях низкой исполнительной дисциплины и несовершенства налогового законодательства значительное влияние на устойчивость бюджета оказывает структура налоговых изъятий в бюджет соответствующего уровня. Так, хорошо известно, что хозяйствующим субъектам наиболее проблематично уклоняться от выплат по налогу на добавленную стоимость, но достаточно легко реализовывать различные схемы увода от налогообложения реальной прибыли предприятия и заработной платы его работников. Поэтому, если наиболее «собираемые» налоги концентрируются на каком-то одном уровне бюджетной системы, то устойчивость бюджетов других уровней существенно снижается.
14. В результате диссертационного исследования сформированы концептуальные основы управления сферой малого бизнеса на региональном уровне через систему местного налогообложения с учетом реализации бюджетно-структурных приоритетов региональной экономики.
Список литературы
- Александрова Е.И., Лагутенко Б. Т. Краткий словарь по налогам. М.: Экономика, 1998.
- Антоненко Л. Некоторые особенности местных бюджетов.// Финансы. -1999. -№ 11.
- Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Изд-во Перспектива «Инфра-М», 1998.
- Бакаев А.С. Комментарии к Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: Информ-агентство ИПБ России — БИНФА, 2001.
- Балабин В.И. Налоговые льготы: опора или помеха.// Налоговый вестник. -1998. -№ 3.
- Барон Л., Алексеева Е. К вопросу о налогообложении малого бизнеса по принципу вмененного дохода.// Налоги в малом бизнесе. Выпуск 2. 1998.
- Баскин А.И., Саакян Р. А. Прогнозирование налоговой системы. «Налоговый вестник», № 6, июнь 2001 г.
- Бильчак B.C. Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтарная сказка, 1998.
- Ю.Битунов В. В. Отрасль и территория. — М.: Мысль, 1987.11 .Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ Пер. с англ. М: Дело1. ЛТД, 1994.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство, организационные и правовые основы деятельности.-М.: «Ось-89», 1997.
- Большой энциклопедический словарь. -М.: БСЭ, 1998.
- Брызгалин А.В., Бердник В. Р., Головкин А. Н., Брызгалин В. В., Баженов О. И. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок. М.: «Аналитика-Пресс», 1999.
- Вещунова Н.Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. -СПб.: Издательский торговый Дом «Герда», 1999.
- Веубас Р., Марзеева С. Большие деньги для малого бизнеса.// Известия от16 октября 1996 г.
- Винсент Дж. Лав. Как понимать и использовать финансовую отчетность. Пособие Эрнст & Янг. Пер. с англ. М., 1996.2.ВитрукН.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие для вузов. —М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
- Вишневский В., Линницкий Д. Оценка возможного снижения налогового бремени в переходной экономике.// Вопросы экономики. 2000. — № 2.
- Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии: В 2 т. — Уфа: Эксперт, 1998.
- Горелова В.А., Мельникова Е. Н. Основы прогнозирования систем. Учебное пособие: М.: Высшая школа, 1986.
- Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений //Финансы. 1999. -№ 6
- Григорьев Л. К новому этапу трансформации.// Вопросы экономики. — 2000. № 4.
- Гражданское право. Учебник. Части 1−3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: «Проспект», 1998.
- Гражданское право. В 2-х томах. Учебник. Под ред. Е. А. Суханова. М.:1. БЕК, 1994.
- Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997.
- Гутман Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. — М.: Финансы и статистика, 2002.
- Двойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. М.: Брандере, 1997.
- Ъ2 Дмитриева О. Т. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПУЭиФ, 1992.
- Докучаев Е., Малышев Ю., Сафин Р. Проблемы оптимизации суммарной ставки налогообложения и экономических интересов предпринимателей.// Налоги, Выпуск 2. 1998.
- ЪА Донцова JI. B, Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и сервис, 1998.
- А.Зыкин Б. Н. Эффективность региональной экономики: Анализ, методы, измерения. М.: Наука, 1981.
- А2.Ияшвили В. Б., Чичелев М. Е. «О принципах формирования бюджетной политики и бюджетных показателей», www.ksp.mos.ru
- Катаева JI. Ф. Основы налоговой системы. Учеб.пособ. — Ульяновск*, 1996.
- Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учебник. — М.: Инфра-М М.: НОРМА, 1998.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. М.: Экономика, 1983.
- Кетова Н.П. Региональная экономика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Гефест», 1998.
- М.Кирова Е. А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.// Финансы. — 1998. -№ 9.
- Кистанов В. Система территориального регулирования // Экономика. — 1999. -№ 2.
- Клюкович З.А. Рыночные тенденции трансформации налоговой системы России. Ростов н/Д: Изд-во РГУ. — 1999.
- Ковалев В.В. Управление финансами. М.: ФБК-Пресс, 1998.
- Кожинов В.Я. Налоговое планирование. М.: Федеративная книжная компания, 1998.54 .Кушлин В. мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России.// Экономист. 1998. — № 7.
- Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Дело, 1992.
- Курс предпринимательства. Учебник для вузов./ Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.61 .Кяшин В. А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики. // Финансы. 1998. -№ 8.
- Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997.
- Лексин В. Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. // РЭЖ. 1999. — № 4.
- Львов Д. Альтернативный курс экономической политики // Проблемы теории и практики управления.- 1996. № 2.
- ЬЪ.Львов Д. Финансовая система и экономический рост // Проблемы теории и практики управления.- 1998.- № 5.бб.Малис Н. И. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы//Финансы. -1999. -№ 1.
- Ы.Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства.-М.: Экономика, 1998.68 .Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. -М.: ИНФРА-М, 1996.
- Медынский В.Г., Шаршукова Т. Ю. Инновационное предпринимательство. Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 1997.
- Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 1999.
- Х.Мельниченко А. Н. Перспективы совершенствования государственного регулирования налогообложения малого бизнеса // Положительный опыт развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: 2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.
- Мещеряков Ю. Портрет индивидуального предпринимателя. Таганрогская правда от 1 мая 2002 г. lA.Muxeeea И. В. Правовое обеспечение экономики регионов. Журнал российского права, 2001, № 2.
- Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.
- Николас К. Сирополис. Управление малым бизнесом. — М.: Дело, 1997.
- Новодворский В.Д., Пономарева J1.B. Составление бухгалтерской отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 1998.
- Пелих А. С., Джуха В. М., Дреев Г. А. Практикум по экономике предприятий и отраслей промышленности. Учебное пособие. / РГЭА. — Ростов н/Д, 1998.
- Пелих А.С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. Бизнес-план. — М.: Ось-89, 1996.
- Пелих А.С., Шепеленко Г. И. Малые предприятия. М.: Гардарика, 1996.
- Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
- Попонова Ю.И. Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах. // Финансы. 1998. — № 2.
- Предпринимательское право. Курс лекций. Под ред. Н. И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993.
- Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и организациях: Учебное пособие для руководителя и бухгалтера: в 3 т. М.: Налоги и налоговое планирование, 1997.
- Райе Э. Бухгалтерский учет и отчетность без проблем: как читать отчетностькомпаний и пользоваться ею. М.: ИНФРА-М., 1997.9.Рассказов А. Влияние Налогового кодекса на развитие малого предпринимательства.// Финансовый бизнес 1998. -№ 11−12.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат.сб./ Госкомстат России. -М., 2002.
- Решетников И. Налоговые преференции «Абсолютное зло» или инструмент госрегулирования. // ЭЖ. — 2000. — № 7.
- Селиванова М. Лучше вмененный доход, чем скрытый.// Финансовая Россия. 1999. -№ 9.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. М.: Соцэкгнз, 1935. Т. 2.
- Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М. Г. М.: Инфра-М, 1996.
- Сравнительные показатели социально-экономического положения городов и районов Ростовской области. Статистический сборник. Госкомстат России. Ростов-на-Дону. 2001.
- Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. -М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
- Тарасов А. Малый бизнес и налоги. // Политэконом. 1998. — № 1.
- Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Экономика, 1992.
- Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник. М.: Юристь, 1998.
- Управление финансами фирмы. Под ред. Терехина А. Я. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
- Шаталов С. Изменения в налоговой системе закладывают основу экономического роста. // Финансы. 2000. -№ 8.
- Шаталов С. Налоговая реформа оказалась замороженной. // Экономика ижизнь. 2000. -№ 5.
- Шеховцов А.О. Законодательство регионов в области поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2001, № 4, с. 84 — 91
- Шкребела Е.В. Совершенствование налогообложения малого бизнеса // ИЭПП, М.: 2000.
- Штогрин С.И. Интервью «У нас в гостях». //Главбух. — 2001. № 14
- Щенникова JI.B. Вещные права в гражданском праве России. М.: БЕК, 1996.
- Хан Г. Д. Планирование и контроль. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Хайниш С.В. и др. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. М.: ЗАО «КОНСЭКО», 1998.
- Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.
- Экономика предприятия. Учебник под ред. Грузинова В. П. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Начал а-Пресс, 1991.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: Инфа-М, 1998.
- Юткина Т.Ф. Налоговедение. От реформы к реформе. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.
- Яндиев М.И. «Финансы регионов» (практическое пособие). М., «Финансы и статистика», 2002 г.
- Яндиев М.И. «Теория финансов. Трансформация финансов органов власти» (учебное пособие). М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001 г.
- Яндиев М.И. «Государственные и муниципальные финансы» (методическое пособие). М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000 г.
- Яндиев М.И. «Финансы региональных органов власти», М., «Деловой Экспресс», 1999 г.
- Яндиев М.И. «Региональные и местные бюджетные системы». М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997 г.
- Яндиев М.И. «Бюджетные средства: на что они пошли». Официальный отчет администрации района об исполнении бюджета, Балашиха, МУП «Информационно-издательский центр», 2000 г.
- Яндиев М.И. «Бюджет как финансовая основа местного самоуправления Балашихинского района». Официальный отчет администрации района об исполнении бюджета, Балашиха, МУП «Информационно-издательский центр», 1999 г.
- Яндиев М.И. Прозрачен как стекло / Обеспечение гласности бюджетной сферы. М., ж-л Экспертно-консультативного Совета при Счетной Палате РФ «Финансовый контроль», № 3, 2002 г.
- Яндиев М.И. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании. М., ж-л «Финансы», № 4, 2001 г.
- Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России. М., ж-л «Финансы», № 2, 2000 г.
- Яндиев М.И. Региональный закон «О бюджетном процессе» поможет закрыть лазейки для злоупотреблений. М., «Президентский контроль», информационный бюллетень администрации Президента РФ, № 12, декабрь 2001 г.
- Яндиев М.И. Пустая формальность или весомый инструмент финансового контроля. М., «Президентский контроль», информационный бюллетень администрации Президента РФ, № 5, май 2001 г.
- Яндиев М.И. Стрельба по расплывчатым целям / Цели исполнения бюджета. М., «Президентский контроль», информационный бюллетень администрации Президента РФ, № 11, ноябрь 2000 г.
- Яндиев М.И. Долги региональной власти. М., «Президентский контроль», информационный бюллетень администрации Президента РФ, № 9, сентябрь2000 г.
- Яндиев М.И. Собранные доходы еще надо потратить грамотно. М., «Президентский контроль», информационный бюллетень администрации Президента РФ, № 1, январь 2000 г.
- Яндиев М.И. Власть — лучший заемщик? М., ж-л «Рынок ценных бумаг», № 21,2001 г.
- Яндиев М.И. Верить не стоит доверять. М., ж-л «Рынок ценных бумаг», № 5, 2001 г.
- Яндиев М.И. Финансовая состоятельность администраций субъектов федерации. М., ж-л «Вестник НАУФОР», № 9, 2001 г.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)./ Рук. авт. кол. и отв. ред. Доктор юрид. наук, проф. О. Н. Садиков.-М.: Юрид фирма КОНТАКТ-ИНФРА-М., 1998.
- Комментарий в Федеральному закону об обществах с ограниченной ответственностью.// Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 1998.
- Областной закон Ростовской области от 2 ноября 2001 г. № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» (с изменениями от 28 марта, 18 сентября, 28 ноября 2002 г.) Принят Законодательным Собранием 16 октября 2001 года СПС Гарант.
- Областной закон Ростовской области от 28 ноября 2002 г. № 279-ЗС «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» СПС Гарант.
- Областной закон Ростовской области от 2 ноября 2001 г. № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» СПС Гарант.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ СПС Гарант.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ СПС Гарант.
- Постановление СМ РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» СПС Гарант.
- Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога за 2000 г. / Администрация г. Таганрога Ростовской области, 2001.
- Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога за 2001 г. / Администрация г. Таганрога Ростовской области, 2002.
- Справочный материал о социально-экономическом состоянии г. Таганрога за 2002 г. / Администрация г. Таганрога Ростовской области, 2003.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» СПС Гарант.
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ, 1996. № 1, ст. 1 СПС Гарант.151. www.taganrog.ru/city/socium.shtml.