Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические аспекты использования факторинга в обеспечении конкурентоспособности торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе работы: исследованы факторы, определяющие конкурентоспособность торговой организации в современных условияхна основе системного подхода проведена их классификация и интерпретациявыявлена приоритетность такого фактора, как наличие необходимого объема оборотных средств, адекватного масштабам торговой деятельности, и возможность своевременного покрытия их недостатка. Также исследована… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности торговых организаций с использованием экономических преимуществ ^ факторинга
    • 1. 1. *. Факторы, определяющие конкурентоспособность организации: системный подход
    • 1. 2. Принципы и источники формирования оборотных средств торговых организации
    • 1. 3. Факторинг как перспективный инструмент формирования оборотных средств в торговле
  • Глава 2. Методические подходы к анализу использования факторинговой схемы формирования оборотных средств в торговле. ^
    • 2. 1. Методика оценки уровня потенциальных возможностей формирования оборотных средств с использованием факторинга. ^
    • 2. 2. Выявление рисков использования факторинговой схемы
    • 2. 3. Экономическая эффективность использования факторинга: критерии и показатели
  • Глава 3. Анализ эффективности использования факторинговой схемы формирования оборотных средств в оптовой торговле (на примере торговых организаций г. Новосибирска)
    • 3. 1. Оценка потенциальных возможностей использования факторинговои схемы
    • 3. 2. Экономическая эффективность использования факторинговой схемы. AUO
    • 3. 3. Организационные мероприятия по обеспечению эффективности факторинговой схемы формирования оборотных средств и конкурентоспособности организаций оптовой торговли

Экономические аспекты использования факторинга в обеспечении конкурентоспособности торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Поддержание конкурентоспособности на основе формирования конкурентных отличий (преимуществ) — стратегическая задача каждой торговой организации. Наряду с внешними факторами, внутренние параметры хозяйственного процесса, включая организационные, экономические, ресурсные, маркетинговые, финансовые и другие, определяют возможности роста и устойчивого развития. Для организаций торговли, имеющих специфическую структуру активов, оборотные средства играют определяющую роль ресурсного параметра. От их объема, источников формирования и цены зависит бесперебойность и рентабельность торгового бизнеса.

Для большинства торговых организаций, особенно если речь идет об оптовой торговле, характерно использование привлеченных и заемных средств для осуществления торговой деятельности. Наиболее распространенным источником пополнения оборотных средств до недавнего времени считался банковский кредит, включая его разновидность — овердрафт. Однако в современных условиях появились новые экономические инструменты, позволяющие снижать стоимость ресурсов и повышать эффективность торговли. К таким инструментам относится факторинг. В связи с этим возникает необходимость разработки методики экономического анализа эффективности его использования.

В научной литературе эффективность факторинга рассматривается, прежде всего, с позиции коммерческого банка или факторинговой компании, без учета экономических интересов торговой организации, использующей этот инструмент. Однако такой однополярный подход не позволяет конкретизировать экономические преимущества (отличия) для тех, кто и является источником и движущей силой развития данного инструмента на российском рынке. Необходимо исследование факторинга с позиции торговой организации, выявление его экономической сущности и механизма влияния на конечные результаты деятельности и конкурентоспособность организации, разработка методики оценки экономической эффективности. Это в первую очередь определяет актуальность темы исследования.

Вопросы, связанные с формированием конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов, изменениями их приоритетности в условиях эволюции общества и экономики, рассмотрены в трудах зарубежных и отечественных ученых: Г. Минцберга, М. Портера, К. Прахалада, Г. Хамела,.

A. М. Алексеевой, А. А. Апишева, А. Р. Бернвальда, JI. А. Журавлевой,.

B. С. Катькало, Л. П. Наговициной, В. В. Салия, М. В. Хайруллиной и др.

Исследованию сущности ресурсов организации как экономической категории, ее эволюции в процессе общественно-экономического развития, выдвижению в системе факторов конкурентоспособности на первый план мобильных ресурсов посвящены работы И. А. Бланка, И. Б. Богера, Б. С. Глаз-мана, Е. А. Голикова, К. Т. Джурабаева, А. М. Зевакова, Е. В. Карповой, В. В. Ковалева, С. В. Лаптева, М. В. Лычагина, Т. Н. Прижигалинской,.

A. Р. Радионова,~Е. С. Стояновой и др.

Работы этих авторов явились базой для исследований, в результате которых оборотные средства стали рассматриваться в качестве основного вида ресурсного потенциала торговых организаций. Данные положения развили в своих работах применительно к различным хозяйствующим субъектам.

B.Даненбург, А. Н. Ващекин, Б. 3. Гвоздев, В. П. Горев, З. А. Капелюк, А. Г. Мостовщиков, Ю. А. Новоселов, Л. Б. Нюренбергер, Н. З. Сафиуллин, Р. А. Фатхутдинов, Н. В. Францишко, Н. В. Шаланов, Г. 3. Щербаковский и др.

Однако не многие их этих работ содержат комплексный подход к исследованию формирования оборотных средств на уровне отдельной организации, включая методику анализа влияния факторинговой схемы их формирования на показатели конкурентоспособности организации. Нами не найдено работ, содержащих конкретные методические подходы к анализу факторинга как важного фактора конкурентоспособности в современных условиях, что не позволяет разработать стратегические направления формирования новых конкурентных преимуществ торговых организаций. Особенно актуальна данная проблема для организаций оптовой торговли, коммерческая' деятельность которых требует постоянного оборота большой суммы мобильных средств для реализации рыночной стратегии.

Это обусловливает научный и практический интерес разработки обозначенной проблемы, выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель, и задачи исследования. Цель диссертации — разработать методический подход к анализу возможности и эффективности использования факторинговой схемы формирования оборотных средств в оптовой торговле, как важного фактора конкурентоспособности.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

— исследованы факторы, определяющие, конкурентоспособность торговой организации в современных условияхна основе системного подхода проведена их классификация’и интерпретациявыявлена приоритетность такого факторакак наличие необходимого, объема оборотных средств, адекватного масштабам, торговой деятельности, и возможность своевременного покрытия их недостатка;

— изучена категория, «оборотные средства» в составе экономических ресурсов торговой организациипредставлены принципы, источники и критерии оптимальности формирования и использования" оборотных средств-, обобщены современные инструменты пополнения, оборотных средств, включая факторинговую схему;

— исследованы сущность и содержание факторингавыявлены его отличительные характеристики от аналогичных инструментовобобщены положительные и отрицательные стороны, использования торговыми организациями и поставщиками;

— предложена методика анализа потенциальных возможностей формирования оборотных средств торговыми организациями с использованием факторинга, оценки уровня рисков, связанных с использованием данного экономического инструмента;

— предложены критерии и показатели оценки экономической эффективности использования факторинга при формировании оборотных средств в торговле;

— на материалах торговых организаций г. Новосибирска проведена практическая апробация предложенного методического подхода и сделаны выводы о целесообразности и эффективности использования факторинговой схемы формирования оборотных средств в оптовой торговле.

Предмет исследования — организационно-экономические аспекты формирования конкурентных преимуществ в торговле на основе эффективного использования факторинговой схемы формирования оборотных средств.

Объект исследования — отношения в области использования оборотных средств организациями торговли с применением экономического инструмента факторинга, как важного конкурентного преимущества.

Объекты наблюдения — оптовые торговые организации г. Новосибирска: ООО «Компания Сибирь Профиль», ОООТорговый дом «Сибирь-Продукт», ООО «Парус Нск».

Область исследования. Содержание диссертации соответствует области исследования 15.104 «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования» и 15.115 «Обеспечение конкурентоспособности предприятия сферы услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили опубликованные работы зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе сферы торговли и услуг, их ресурсного обеспечения, формирования и использования оборотных средств как важной составляющей экономического потенциала торговой организации.

В диссертации нашли применение методы и способы статистико-экономического анализа (сравнения, относительных и средних величин, группировки, табличный и графический, экспертных оценок, интегральный, корреляционного анализа). Аналитические расчеты проведены с использованием встроенных функций стандартного пакета программ Microsoft Excel.

Информационная база исследования. В диссертационной работе использовались материалы Росстата, результаты аналитических исследований рейтинговых агентств в области развития торговой деятельности и рыночной конъюнктуры, статистическаяуправленческая* и бухгалтерская отчетность торговых организаций г. Новосибирска — объектов наблюдения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в совершенствовании подходов к эффективному использованию оборотных средств с использованием факторинга, как важного фактора конкурентоспособности торговой организации, и сводится к следующим положениям:

— предложена методика анализа потенциальных возможностей формирования. оборотных средств торговой организации с использованием экономического инструмента факторинга, не встречающаяся* в представленной интерпретации в научной литературе, включающая этапы. проведения и принципы анализа, показатели, сгруппированные в блоки (экономического и финансового анализа, анализа условных факторов хозяйственной деятельности), критерии их оценки;

— предложен способ интегральной оценки уровня риска применения факторинговой схемы формирования оборотных средств торговой организацией, группировка подлежащих контролю факторов, в отличие от традиционных, учитывающие специфику и потенциальные возможности использования факторинга как экономического инструментаэтот способ основан на общих подходах к оценке уровня рисков и адаптирован для мониторинга риска факторинговой схемы формирования мобильных ресурсов в торговле с учетом эффективности использования оборотных средств и комплексных результатов финансово-хозяйственной деятельности;

— сформированы четыре критерия эффективности использования факторинговой схемы для пополнения оборотных средств торговой организации, которые базируются на общих критериях эффективности, но позволяют решать частную экономическую проблемув отличие от встречающихся в научной литературе, они предполагают комплексное использование специфических показателей и сравнительных оценок, позволяющих провести анализ эффективности формирования оборотных средств в торговле;

— сформирован перечень показателей экономической эффективности факторинговой схемы пополнения оборотных средств торговой организации, отличающийся включением таких нетрадиционных показателей, как экономия расходов по финансированию оборотных средств, кросс-коэффициент финансового результата (коэффициент соотношения);

— разработаны практические рекомендации по совершенствованию организационно-управленческого процесса в торговых организациях, которые в отличие от традиционных, ориентированы на экономические преимущества факторинговой схемы формирования оборотных средств и позволяют в высокой степени обеспечить их целевое использование.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования для совершенствования управления деятельностью торговой организации и обеспечения ее конкурентоспособности на основе ресурсного подхода, посредством использования экономического инструмента факторинга, выявления резервов повышения эффективности использования оборотных средств и поиска новых конкурентных преимуществ.

Теоретические и практические выводы, предложения, критерии, разработанные в диссертации, составляющие ее новизну, доведены до конкретных рекомендаций по анализу факторинговой схемы пополнения оборотных средств, их внедрения в практику деятельности организаций торговли.

Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертационного исследования отражены в выступлениях на международных, российских, региональных научных и научно-практических конференциях, в том числе: «Пути решения вопросов бухгалтерского учетаанализа, финансового контроля и менеджмента как факторов расширения, бизнеса конкурентоспособных предприятий» (г. Горно-Алтайск, 2005 г.), «Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг» (Новосибирск, 2006 г.), «Актуальные проблемы финансов и учета в организациях потребительской кооперации, других сферах и отраслях» (Новосибирск, 2007 г.), ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Сибирского университета потребительской кооперации:

Выводы диссертационного' исследования прошли апробацию. Основные результаты внедрены в практическую деятельность ООО' ТД' «Сибирь Продукт» г. Новосибирска (акт о внедрении 15 марта 2007 г. № 3), ООО «Мир Молока Нео» г. Новосибирска- (акт о внедрении от 24 мая 2007 г. № 15), ООО Компания «Сибирь-Профиль» г. Новосибирска (акт о внедрении от 30 августа 2007 г. №<5-Р).

Публикации Основное содержание результатов диссертационного исследования отражено в четырех печатных работах общимобъемом 2,6 m л. (все авторские). Из них тршнаучных статьи объемом 1,0 п. л., в том числе две статьи объемом 0,5 п. л. и 0,3 п. л. — в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией: «Вестник Белгородского университета потребительской' кооперации» и «Российское предпринимательство».

Объем m структура диссертационной работы. Работа изложена на 148 страницах, состоит из введениятрех глав основного текста, заключениябиблиографического списка, включающего 136 наименований, содержит 7 рисунков, 32 таблицы, 4' приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние 15−20 лет природа и границы конкуренции на большинстве мировых и национальных товарных рынков существенно изменились под влиянием дерегулирования, глобализации, непрерывности обновления технологий и других факторов. Широкая доступность информации и ужесточение требований потребителей к соотношению цены и качества товара привели к реконфигурации барьеров входа в отрасли, дезинтеграции традиционных отраслей, конвергенции технологий и видов деятельности. Комплексная природа этих проблем обусловила широту мнений и подходов к их изучению, поэтому в настоящее время насчитывается около десятка разных школ стратегий, по своему трактующих совокупность и значимость факторов конкурентоспособности.

С начала 1990;х годов в мировой теории и практике стратегического управления доминирует так называемый ресурсный подход, декларирующий, что устойчивый успех организации зависит от наличия у нее уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые, являясь причиной недоступных соперникам экономических выгод, определяют конкурентные преимущества данной организации. По нашему мнению, использование ресурсного подхода является актуальным, поскольку все чаще именно управленческие компетенции и знания эффективного формирования и использования ресурсов, а не их доступность на рынке, оказываются залогом отличительных преимуществ организации в борьбе с конкурентами.

Основной составляющей экономических ресурсов в торговле являются оборотные средства, от состояния и эффективности использования которых во многом зависят результаты деятельности и конкурентоспособность. Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотных средств в процессе управления ими. Высокая инфляция, неплатежи, другие кризисные явления вынуждают организации формировать гибкую политику в отношении оборотных средств, искать новые источники их пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

В процессе диссертационного исследования автором сформулирован вывод о целесообразности и возможности использования организациями торговли такого экономического инструмента пополнения оборотных средств, как факторинг, позволяющего снижать стоимость ресурсов и повышать эффективность оптовой торговли.

Факторинговая схема пополнения оборотных средств исследована с позиции торговой организации, выявлен механизм ее влияния на конечные результаты деятельности и конкурентоспособность, разработана методика оценки экономической эффективности, сформулированы основные практические рекомендации организационно-управленческого характера.

В первой главе работы: исследованы факторы, определяющие конкурентоспособность торговой организации в современных условияхна основе системного подхода проведена их классификация и интерпретациявыявлена приоритетность такого фактора, как наличие необходимого объема оборотных средств, адекватного масштабам торговой деятельности, и возможность своевременного покрытия их недостатка. Также исследована категория «оборотные средства» в составе экономических ресурсов торговой организациипредставлены принципы и источники формирования оборотных средствобобщены современные инструменты пополнения оборотных средств, включая факторинговую схему. Кроме того, выявлена сущность и содержание факторингаисследованы его отличительные характеристики от аналогичных инструментовобобщены положительные и отрицательные стороны использования розничными торговыми организациями и поставщиками.

Экономические преимущества факторинга связаны с возможностью пополнения и поддержания необходимого размера оборотных средств, получением торговой организацией ряда услуг, использование которых экономит расходы и приносит экономическую прибыль: страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа за товарыэффективная работа с дебиторской задолженностьюинформационно-аналитическое обслуживаниеконсалтинг и др. Предприятия и организации с использованием факторинга решают и такие организационно-экономические проблемы, как: расширение доли организации на рынкеповышение ликвидности дебиторской задолженностиликвидация разрывов в поступлении и расходовании средствсвоевременная уплата налогов и оплата контрактов.

То есть экономический механизм факторинга предоставляет оптовой торговле принципиально иные возможности для развития, не ограничивая его какими-либо рамками в отношении суммы оборотных средств. Факторинговая организация оказывает оптовой торговле содействие в плане управления мобильными ресурсами, позволяет управлять рисками, избегать недобросовестных покупателей, грамотно выстраивать ограничительную и ценовую политику при реализации товаров с отсрочкой платежа.

Факторинговая схема пополнения оборотных средств позволяет без сокращения объема реализации на условиях товарного кредитования управлять дефицитом оборотных средств таким образом, что торговая организация может своевременно и в полном объеме рассчитываться по текущим обязательствам. Удобная схема поставок товаров с отсрочкой платежа дает возможность предоставлять более «длинные» товарные кредиты, если того требует конкурентная среда, увеличивать объемы продаж товаров.

Во второй главе работы изложены методические аспекты анализа факторинговой схемы пополнения оборотных средств торговой организации, использование которых на практике позволяет менеджерам организации принимать обоснованные решения по поводу механизма формирования ресурсов для обеспечения бесперебойной работы и повышения конкурентоспособности торговой деятельности. Предложена методика оценки потенциальных возможностей формирования оборотных средств торговыми организациями с использованием факторинга, выявлены риски, связанные с использованием данного экономического инструмента.

Оценку потенциальных возможностей торговой организации предлагается проводить на основе системы показателей, включающей три блока: экономического анализафинансового анализаанализа условных факторов хозяйственной деятельности. Данная система не содержит кардинально новых для теории и методики анализа показателей. Важно, что произведен их выбор из перечня существующих в соответствии с конкретной проблемой — оценкой уровня потенциальных возможностей использования торговой организацией' факторинговой схемы формирования оборотных средств для расширения масштабов деятельности. Далее эти показатели сформированы по блокам и в комплексе позволяют выявить экономические преимущества источников формирования оборотных средств, определить роль факторинга в обеспечении конкурентоспособности торговой организации. По отдельным показателям рекомендованы нормативные (целевые) значения.

Предлагается три уровня потенциальных возможностей формирования оборотных средств торговой организации с использованием факторинга: высокий, средний и низкий. Для принятия! положительного решения об использовании факторинговой схемы торговой организации необходимо иметь уровень потенциальных возможностей, оцененный согласно предлагаемому подходу, не ниже среднего.

Для торговых организаций важна оценка не только возможностей, но и риска с позиции: каким образом влияет использование факторинговой схемы формирования оборотных средств на достижение целевого (желаемого) состояния. С этой позиции для оценки. уровня риска нами предлагается* подход, основанный на сопоставлении значений уровня-риска до применения и после применения факторинговой схемы формирования оборотных средств (значение уровня риска должно снижаться), а также на использовании двух блоков показателей — экономического и финансового, что предопределяет оценку экономического и финансового рисков соответственно. Интегральная оценка уровня риска определяется на основе математического аппарата и методов, предложенных Н. В. Шалановым.

Во второй главе рассмотрены критерии и показатели оценки экономической эффективности использования факторинга при формировании оборотных средств в торговле. Основными критериями оценки эффективности факторинга являются: опережающий рост объема доходов и прибыли по сравнению с ростом расходов, связанных с использованием факторингаболее низкая стоимость обслуживания факторинга в сравнении с другими инструментамидополнительное получение доходов (или прибыли) в результате ускорения оборачиваемости средств по факторинговой схемеэкономия расходов за счет комплексности услуги факторинга.

В результате предложены показатели экономического эффекта: прирост товарооборота (доходов, прибыли) — сокращение времени обращения средств, вложенных в товарные запасысокращение времени обращения дебиторской и кредиторской задолженностидополнительная выгода (доход) от использования факторинговой схемыэкономия расходов по финансированию оборотных средств. А также показатели экономической эффективности: затратоотдача факторинговой схемы (коэффициент соотношения) — кросс-коэффициент финансового результата от использования факторингакоэффициент ликвидностикоэффициент платежеспособностикоэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

В третьей главе диссертации, на материалах оптовых торговых организаций г. Новосибирска, проведена практическая апробация предложенного методического подхода и сделаны выводы о целесообразности и эффективности использования факторинговой схемы формирования оборотных средств в оптовой торговле. Объектами наблюдения являлись: общество с ограниченной ответственностью «Компания Сибирь Профиль» (сфера деятельности — оптовая торговля отделочными материалами) — общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Сибирь-Продукт» (оптовая торговля продуктами питания" — общество с ограниченной ответственностью «Парус Нск» (оптовая торговля компьютерной техникой). Данные организации применяют факторинговую схему формирования оборотных средств со 2 квартала 2006 года.

Для всех трех объектов наблюдения характерен средний уровень потенциальных возможностей использования факторинговой схемы формирования оборотных средств.

Проведенный анализ показал, что применение факторинговой схемы формирования оборотных средств организацией ООО «Компания Сибирь.

Профиль" привело к существенному увеличению среднемесячного объема товарооборота и сокращению периода оборота дебиторской и кредиторской задолженностей организации. Следовательно, повысилась конкурентоспособность организации, предоставление отсрочки платежа покупателям дало возможность расширить клиентскую базу и существенно увеличить объем оптового товарооборота. Применение факторинговой схемы в анализируемой доле (1/5 от всего объема торговой деятельности) на ООО ТД «Сибирь-Продукт» не привел к существенным положительным изменениям. Применение факторинга организацией ООО «Парус» способствовало увеличению среднемесячного товарооборота и общему улучшению экономических результатов деятельности организации.

В числе показателей эффективности один из важных — ускорение оборачиваемости средств (мобильных ресурсов). Для ООО «Компания Сибирь-Профиль» он составил 75 дней, для ООО ТД «Сибирь-Продукт» — 23 дня. Это существенное значение, в результате которого организация получает дополнительные доходы. Значительное ускорение оборачиваемости мобильных ресурсов ООО «Компания Сибирь-Профиль» способствовало получению дополнительных доходов в размере 983,2 тыс. руб., что является источником формирования прибыли, увеличения собственных оборотных средств, развития организации в целом.

Для всех объектов наблюдения характерны достаточно высокие значения показателя затратоотдачи: от 30,4 руб. в ООО «Парус» до 129,7 руб. в ООО «Компания Сибирь-Профиль», то есть с каждого рубля затрат, связанных с осуществлением факторинговой схемы формирования оборотных средств, получено от 30,4 до 129,7 руб. прироста товарооборота.

Кросс-коэффициенты имеют высокие значения, свидетельствующие об экономических преимуществах использования факторинга по сравнению с другим популярным инструментом пополнения мобильных ресурсов — коммерческим кредитом.

На примере ООО «Компания Сибирь-Профиль» проведена оценка уровня риска, которая показала, что интегральный риск не достижения желаемого состояния после применения факторинговой схемы формирования оборотных средств у организации отсутствует.

Результаты анализа экономической эффективности использования факторинговой схемы формирования оборотных средств доказали эффективность ее применения исследуемыми торговыми организациями.

Применение факторинговой схемы в качестве источника пополнения оборотных средств торговой организации позволяет за короткий период времени значительно увеличить объемы реализации и размер прибыли, улучшить структуру ресурсов и источников их формирования, повысить экономическую устойчивость организации, не создавая избыточной зависимости от привлекаемых заемных средств.

Для практической реализации факторинговой схемы формирования оборотных средств в оптовой торговле предложен ряд мероприятий организационно-управленческого характера, способствующий совершенствованию информационного сопровождения управленческой деятельности в области формирования ресурсов, аналитического обеспечения принятия решений в выборе схем и инструментов формирования оборотных средств, внутреннего контроля целевого использования средств.

Таким образом, цель и задачи диссертационного исследования решены. В результате предложен авторский методический подход к анализу возможности и эффективности формирования оборотных средств в торговле на основе факторинговой схемы, как важного фактора конкурентоспособности торговой организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2 М.: Инфра, 1996. -555 с.
  2. М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2001. — 480 с.
  3. А.Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981. -311 с.
  4. М. Н. Оптовая и розничная торговля. М.: Бератор-Пресс, 2002.-456 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1995. -183 с.
  6. А. М. Конкурентные преимущества и их роль в рыночной экономике. М.: МАКС-пресс, 2003. — 49с.
  7. М. Условия эффективности в экономике / Пер. с фр. Азимова Л. Б. и др. М.: Наука для о-ва, 1998. — 301с.
  8. И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.- 296 с.
  9. А. А. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий. Кубан. гос. технол. ун-т. — Краснодар: КубГТУ, 2003. -127с.
  10. Ю.Асаул А. Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике / http://www.aup.ru/books/m65/. 2001.
  11. П.Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М.: «Ось — 89», 1995. — 80 с.
  12. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1995. — 384 с.
  13. В. В. Формирование конкурентоспособности современного предприятия. М.: МАКС-Пресс, 2002. — 99с.
  14. Т. Н. Оборотные средства промышленных предприятий и факторы повышения эффективности их использования в условиях реформирования экономики. СПб.: Нестор, 2005. — 21с.
  15. В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. М.: Инфра — М, 1999. — 298 с.
  16. А.Р. Региональные проблемы товарного обращения. -Новосибирск, Наука, 1984.-285с.
  17. JI. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник / АН СССР, ВНИИ систем, исслед. М.: Наука, 1969. — С. 20−37.
  18. И.А. Управление формированием капитала. Киев: «Ника-Центр» «Эльга», 2000. — 507 с.
  19. И.А. Управление использованием капитала. Киев: «Ника-Центр» «Эльга», 2000. — 651 с.
  20. И.А. Управление торговым предприятием: Учебник. М.: ЭКМОС, 1998.-415 с.
  21. В.И., Курак СВ., Ракитский В. П. Научные основы управления кооперативным хозяйством. М: Экономика, 1997. — 280 с.
  22. В. П. Глобализация, технология и конкурентоспособность производственных систем. Федер. гос. унитар. предприятие «ВНИИ «Градиент», Рост, террит. науч. центр Акад. инж. наук РФ. — Ростов н/Д: ДГТУ, 2002. — 307с.
  23. Г. Д. Практическое руководство по управлению сбытом / Пер. с англ. -М.: МТ-Пресс, 2001. 268с.
  24. И. Б., Мостовщиков А. Г. Ресурсы некоммерческого сектора // Ресурсы регионов России. 2004. — № 3.
  25. А. Г. Управление оборотными средствами в условиях рынка. -Челябинск: ЮУрГУ, 1997. 126с.
  26. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М: Перспектива, 1995. — 154 с.
  27. А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. М.: Финансы и статистика, 1991. — 80 с.
  28. А. Н. Моделирование и выбор рациональных стратегий коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли. — М.: Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, 2004. 112с.
  29. А. А. Предприятия и банки: конкурентоспособная интеграция. Краснодар: Куб. гос. ун-т., 2002. — 219с.
  30. . 3. Факторинг в системе управления организацией: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Акад. внеш. торговли., 2000. — 25 с.
  31. В. В., Лычагин М. В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003.-56 с.
  32. И.Н. Финансовый менеджмент. М.:АО «Консалт банкир», 1996.- 208 с.
  33. . С. Пути повышения эффективности деятельности предприятия: Науч.-практ. пособие- Рост. гос. экон. ун-т. Ростов н/Д, 2001.--55с.
  34. Е. А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность. М.: Экзамен, 2004. — 270 с.
  35. Е. П. Системный анализ в управлении народным хозяйством. -М.: МИНХ, 1975. 121 е.- Исследования по общей теории систем: Сб. переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969.-520 с.
  36. В. П. Конструктивная конкуренция. М-во образования РФ, Байкал, гос. ун-т экономики и права. — Иркутск: Изд-во Байкал, гос. ун-та экономики и права, 2002. — 143с.
  37. В. П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро-и микроуровне. Иркут. гос. экон. акад. — Иркутск: ИГЭА, 2002. -166с.
  38. В.А. Введение в системный анализ. Л.: ЛГУ, 1988.- 270 с.
  39. И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития рос. предприятий. М.: ТЕИС, 2003, — 236с.
  40. Д.Е. Показатели оценки эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро- и микро уровни). Ставрополь: «Кавказский край», 1998.- 492 с.
  41. В. Основы оптовой торговли: Практ. Курс / Пер. с англ. М.: Сирин, 2003.-248с.
  42. А. А. Управление конкурентоспособностью предприятий отраслевого комплекса. Курск: Курс. гос. техн. ун-т., 2002. — 134с.
  43. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и сервис, 2002.- 590 с.
  44. Д. Продажи и управление продажами / Пер. с англ. Егорова В. Н. М.: Юнити, 2002. — 622с.
  45. К. Т., Гришин А. Т. Проблемы современной организации промышленного предприятия. Монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.-С. 218−378.
  46. К.Т., Щербаков В. А., Нестеров А. В. Экономика. Организация производства. Менеджмент (опыт, проблемы, перспективы). — Новосибирск: НГТУ, 2002. 315 с.
  47. Л.В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: «Дело и сервис», 2001. — 360 с.
  48. Л.А. Отраслевые рынки: теория, практика формирования и развития. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003. -251 с.
  49. А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов.- СПб.: Питер, 2005.
  50. Капелюк 3. А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях торговли и общественного питания. М.: Омега Л, 2006.
  51. Е. В. Ресурсы торгового предприятия: Учеб. пособие для вузов.- М.: КНОРУС, 2005. 243с.
  52. В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм / http://rbclub.ru/index.php?page=biz&art=737.
  53. Качество, конкурентоспособность и эффективность в условиях современной экономики: Сб. науч. тр. /С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. экономики и упр. качеством- Под ред. Горбашко Е. А. — СПб.: Инфо-да, 2002. 207с.
  54. Э. Анализ сложных систем. -М.: Сов. радио, 1969. 520 с.
  55. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1996. -432 с.
  56. В. В. Управление активами фирмы: Учеб. практ. пособие для вузов. -М.: Велби: Проспект, 2007. — 388с.
  57. Ю. А. Практическое руководство по анализу конкурентной стратегии предприятия: Учеб. пособие. М.: Лаб. базовых знаний, 2004. -150с.
  58. П. В. О проблеме управления оборотным капиталом торгового предприятия. М.: МСХА, 2000. — 21с.
  59. А. С. Финансирование под уступку денежного требования (глава 43) // Гражданский кодекс РФ. Ч. 2: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. 447с.
  60. А. А. Системный, ситуационный и динамический подходы в экономике и финансах. М.: Финстатинформ, 1998. — 101с.
  61. Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. Т. Конти. 2-е изд., стер. — М.: Стандарты и качество, 2002. — 327с.
  62. В. В. Анализ оборотного капитала в организациях потребительской кооперации. Центросоюз РФ, Белгор. ун-т потребит, кооп. — Белгород: Кооп. образование, 2005. — 242с.
  63. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  64. С. В. Общие принципы, методы и приемы анализа эффективности использования ресурсов хозяйствующего субъекта // http://www.stu.lipetsk.ru/files/materials/624/laptev.doc.
  65. М. Г. Финансы организации (предприятия): Учебник. — М.: Инфра-М, 2007. 575с.
  66. М.Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г. Финансы организаций (предприятий): Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007.- с. 231.
  67. О. Б. Движение ресурсов и эффективность бизнеса М.: МГУП, 2000.-96с.
  68. А. В. Аналитические показатели кругооборота и оборота капитала предприятия. М.: Макс Пресс, 2000. — 22с.
  69. М.В. Вопросы изучения истории финансов и финансовых инноваций / М. В. Лычагин, С. Ф. Молодина- отв. ред. Л. П. Буфетова. -Новосибирск: ИЭОПП, 2004. 47 с.
  70. А.В. Экономический анализ эффективности использования оборотного капитала. СПб.: ИУЭ, 2004. — 77с.
  71. А. А. Стратегия конкурентного поведения предприятия. -Владимир: Рус. оценка, 2004. 221с.
  72. И. Е. Формирование оборотных средств на основе рыночного факторинга // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2006. — № 4(20).
  73. И. Е. Посредник нам поможет // Российское предпринимательство. 2007. — № 7(23).
  74. Менеджмент. Учебник (под ред. проф. М. М. Максимцева и А.В. Игнатьевой) М.: ЮНИТИ, 1998. — 342 с.
  75. Е. М. Оценка эффективности деятельности организации / М-во образования РФ, Моск. гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2004. — 90с.
  76. Г. Школы стратегий: Стратег, сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Пер. с англ. Раевская Д., Царук Л. СПб.: Питер, 2000.-331 с.
  77. Н. В. Управление оборотным капиталом в переходной экономике. Волгоград: ВолГУ, 2000. — 103с.
  78. Н. В. Финансово-экономические аспекты управления оборотным капиталом в предпринимательской среде региона. — Волгоград: Волгогр. гос. ун-т., 2000. 147с.
  79. А. Г. Эффективность использования мобильных ресурсов в организациях потребительской кооперации Восточной Сибири: оценка и пути повышения / Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. -Новосибирск: СибУПК, 2006.
  80. А. О. Комплексная оценка финансового состояния предприятия на основе нечетко-множественного подхода -htpp ://finanali.valuehost.ru.
  81. Е. В. Повышение конкурентоспособности организаций розничной торговли потребительской кооперации. Белгород: Белаудит, 2003. — 62с.
  82. Ю. В. Адаптация и конкурентоспособность малых предприятий. СПб.: С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т., 2002. — 54с.
  83. Ю.А. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб. пособие. — Новосибирск: СибУПК, 2000. 168 с.
  84. JI. А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М.: Статут, 2003. — 494с.
  85. JI. Б. Экономическая структура хозяйственного уровня: характеристики и признаки формирования // Проблемы современной экономики. № 6. — 2007.
  86. Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. Томск: Изд-воНТЛ, 1997.-396 с.
  87. Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М.: Экономика, 1992.-510 с.
  88. А.В. Динамическое равновесие природы и организация общества устойчивого развития // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего: Сборник в 2 ч. — Ч. 1. Новосибирск: СО РАН, 1994. — С. 22−29.
  89. А.В. Самоорганизация, хаос, порядок // Самоорганизация природных и социальных систем: Материалы семинара. Алма-Ата, 1995.-С. 26.
  90. А.В. Эволюционное развитие и устойчивость целостных систем // Проблемы самоорганизации. Вып. 3: Самоорганизация геоморфосистем. — Томск: СО РАН, 1996. — С. 15−24.
  91. М. Конкуренция: Пер. с англ. СПб.: Вильяме, 2000. — 495с.
  92. Т. Н. Оборотный капитал организаций потребительской кооперации: формирование и эффективность использования. Центросоюз РФ, Белгор. ун-т потребит, кооп. -Белгород: Кооп. образование, 2003. — 194с.
  93. А. Р. Менеджмент: нормирование и упр. производственными запасами и оборотными средствами предприятия: Учеб. пособие. М.: Экономика, 2005 .-613с.
  94. А. Р. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия (практика нормирования): Учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 1999. — 397с.
  95. К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2002. — 1011с.
  96. JI. Н. Управление оборотными средствами предприятия: Учеб. пособие. М-во образования и науки РФ, Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. — Уфа: Изд-во Уфим. гос. нефтяного техн. ун-та, 2004. — 109с.
  97. Российский рынок факторинга // Материалы I Всероссийской конференции «Факторинг финансовый инструмент развития российских компаний, РА «Эксперт РА». — Корпоративный менеджмент. -http://www.cfln.ru/management/practice/russian.
  98. Российский рынок факторинга // Материалы III Всероссийской конференции «Факторинг 2007: нереализованный потенциал. Проблемы и перспективы развития, РА «Эксперт РА». — Корпоративный менеджмент. — http://www.cfin.ru/management/practice/russian.
  99. В. В. Маркетинг отношений / В. В. Салий, А. В. Наумова. — Новосибирск, 2005. 147 с.
  100. Н. 3. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 104с.
  101. В.М. Финансовые проблемы формирования оборотных средств предприятий. Астрахань: ЦНТЭП, 2000. — 25с.
  102. В. М. Финансы предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2006. 239с.
  103. JI.A. Сравнительный анализ различных концепций экономического развития России. Новосибирск: СибУПК, 1994. — 142с.
  104. Системный анализ в экономике и организации производства / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др.- Под. общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. JL: Политехника, 1991. — 398 с.
  105. Н. Ситуативность и системность в менеджменте // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С. 88−91.
  106. Е.С. Управление оборотным капиталом: Учеб.-практ. пособие. Ин-т фин. менеджмента. — М.: Перспектива, 1998. — 127с.
  107. Ф. Е. Вопросы теории и методологии систем // Системотехника: сб. ст. -М.: МЭИ, 1973. С.3−5.
  108. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи / В. Н. Волкова, В. А. Воронков, А. А. Денисов и др. М.: Радио и связь, 1983.-248 с.
  109. Управление финансами (финансы предприятия): Учебник для вузов/ Володин А. А., Самсонов Н. Ф., Бурмистрова Л. А. и др. М.: Инфра-М, 2004.-503с.
  110. Факторинг-2007: нереализованный потенциал. Проблемы и перспективы развития // Материалы III ежегодной профессиональной конференции, РА «Эксперт РА».
  111. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. -886с.
  112. Финансовое управление компанией. Под общ. ред. Е. З. Кузнецовой -М: Правовая культура, 1995. 208 с.
  113. Финансовые аспекты рыночной экономики / Под ред. Д. Г. Черника. -М: Финансы и статистика, 1994. 61 с.
  114. Фишер С, Дарнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.-864 с.
  115. М.В. Управление социально-экономической системой: Методологические аспекты (на примере потребительской кооперации). -Новосибирск: Наука, 2002. 248 с.
  116. М. В. Методы управления конкурентоспособностью интегрированной торговой структуры // Вестник НГУ. 2002. — Выпуск 2. — С.58−72.
  117. Хаматова J1.A. Экономический аспект управления оборотными средствами в кооперативной торговле. Самара: НТЦ, 2001. — 202с.
  118. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее: Создание рынков завтраш. дня / Пер. с англ. Каменский С. М.: Олимп-Бизнес, 2002. — 275 с.
  119. В.Е. Самоорганизация в социальных системах. -Новосибирск, 1993. 49 с.
  120. Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. — 191 с.
  121. Чу ев И. Н. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: Дашков и К, 2003.-415с.
  122. Н.В. Математические методы и модели в синергетике. — Новосибирск: НГТУ, 2006. 184 с.
  123. А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: Инфра — М, 2001. — 382 с.
  124. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: Инфра — М, 1999.-343 с.
  125. Г. 3. Устойчивое развитие фирмы в условиях конкурентной среды. М-во образования РФ, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003. — 127с.
  126. Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов/ под ред. Сафронова Н. А. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. -618с.
  127. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие для вузов/ под ред. Николаевой Т. И., Егоровой Н. Р. М.: КНОРУС, 2006.-400с.
  128. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина. 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 316с.
  129. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. пособие для вузов/ под общ. ред. А. С. Пелиха. М.- Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 505с.
  130. Экономика фирмы: Учебник для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. — 461с.
  131. Э.Я. Статистика финансов предприятия торговли. М.: Финансы и статистика, 2002. — 96 с. 136. http://fin.aif.ru/news/article 1850F/default.asp.
Заполнить форму текущей работой