Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор участвовал в Уральских социологических чтениях (Оренбург, 1980 г,) — в конференциях по проблемам социалистического образа жизни (УПИ им. С, М. Кирова, 1978;1984 гг.) — в Свердловской областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (1981 г.) — во Всесоюзной конференции «Развитие социальной структуры… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
    • I. Классики марксизма-ленинизма о социальной роли художественной интеллигенции
    • 2. Понятие, структура социалистической художественной интеллигенции
    • 3. Роль художественной интеллигенции в развитии культуры социалистического общества
  • Глава II. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ УРАЛА
    • I. Предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции в регионе
    • 2. Становление и совершенствование процесса функционирования художественной интеллигенции

Проблемы развития социалистической художественной интеллигенции (на материалах Уральского экономического района) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы развития интеллигенции как социального слоя и ее влияния на общественные процессы становятся все более актуальными. Соперничество двух мировых систем, острая идеологическая борьба, развитие научно-технической революции, проблемы совершенствования человека, необходимость реализации объективного закона возвышения потребностей — все эти факторы усиливают значение дальнейшей разработки проблем развития интеллигенции и составляющих ее социально-профессиональных групп.

Эстетизация труда, возрастание эстетического начала в его продуктах, влияние искусства на формирование творческого потенциала человека и создание гармонически развитой личности придают особую значимость субъектам художественной деятельности.

Социалистическое общество заинтересованно относится к развитию художественной культуры. О «новой приливной волне» в советском искусстве говорилось на ХХУ1 съезде КПСС, где была подчеркнута связь современных художников-профессионалов с революционными традициями в обществе, отмечены их большая роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся и возросшее внимание к вопросам морали, выдвинута задача создания полноценных произведений, в которых герои жили бы «заботами своей страны, жизнью, наполненной борьбой за торжество справедливости и добра» *.

Высокохудожественные произведения являются мощным средством воспитания народа в духе коммунистических идеалов. Появление новых художественных образов, достойных современника, зависит от степени совершенства каждого профессионального художника, уровня зрелости социально-профессиональной группы и составляю.

I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с. 62. щих ее подгрупп, от эффективности деятельности региональных отрядов художественной интеллигенции.

ХХУ1 съезд КПСС поставил задачу ликвидации социальных различий е территориальном плане. Формирование социальной однородности связано с развитием культуры того или иного региона и в большой степени зависит от уровня перспективного планирования, в которое включается и художественная культура как единство художественного производства и художественного потребления.

В качестве основного звена в художественном процессе выступает современный художник, без него не представляется нормальное функционирование культуры и человеческого общества.

Партия заботится о развитии социалистической культуры, ориентирует деятелей литературы и искусства на создание высокохудожественных произведений, проникнутых духом партийности и народности. Она активно вовлекает широчайшие массы в культурное строительство, содействует раскрытию способностей и дарований т людей" .

На этапе зрелого социализма возрастает значение таких субъс ективных факторов, как Коммунистическая партия и социалистичес-, кое государство, трудовые коллективы и общественные организации, классы и социальные слои, группы и подгруппы.

Объективные факторы общественного развития обусловливают необходимость скрупулезного изучения такой социально-профессиональной группы, как социалистическая художественная интеллигенция.

Данное диссертационное исследование посвящается выявлению закономерностей и особенностей развития этого общественного феномена при социализме.

I. Постановление ЦК КПСС о 80-летии П съезда РСДРП.- «Правда», 1983, 5 апреля.

Методологическая основа диссертации — труды К-Маркса, Ф. Энгельса, В. ЩЛенина, постановления съездов и пленумов ЦК КПСС.

В исследовании использованы работы советских ученых М. НРуткевича, Л. Н. Когана, В.Р.Лейкиной-Свирской, Г. В. Бадеевой, посвященные проблемам развития интеллигенции.

Особое внимание уделено произведениям эстетиков и культу-роведов — А. И. Арнольдова, С. С. Гольдентрихта, А. Ф. Еремеева, Л. А. Зеленова, Э? В. Ильенкова, М. С. Кагана, М. Ф. Лифшица, Ю. А. Лукина, М. Ф. Овсянникова, Б. В. Павловского и других, характеризующих культуру как социальный феномен, художественную жизнь общества, искусство как общественную потребность, проблемы художественного творчества.

На наш взгляд, наиболее полное освещение в трудах исследователей социалистической художественной интеллигенции получили такие вопросы, как определение понятий «художественная интеллигенция в СССР» и «художественная интеллигенция в социалистическом обществе», социологический анализ группы. на материалах Казахской ССР, Башкирской АССР, Тюменской, Свердловской и других областей, структурирование, воспроизводство и самовоспроизводство группы.

Анализ изученных источников показывает, что социалистическая художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа недостаточно изучена. Во-первых, нет единого понимания и определения сущности социалистической художественной интеллигенции, которые позволяли бы обозначить границы и состав группы, а, следовательно, представить структуру, выявить внутригрупповые связи, специфику функционирования, характерные черты этого социального образования. Во-вторых, отсутствует достаточно глубокий анализ социально-профессиональных подгрупп, являющихся элементами струк.

— 6 туры социалистической художественной интеллигенции,.

О недостаточной изученности данной социально-проф ессиональ-ной группы говорит и тот факт, что по рассматриваемым проблемам развития социалистической художественной интеллигенции существуют пока публикации лишь в виде авторефератов, брошюр, статей и тезисов. Нет ни одной монографической работы.

Изучение проблем социального развития социалистической художественной интеллигенции, а также ее социально-профессиональных подгрупп в сравнительно-историческом аспекте дает богатейший материал для обнаружения закономерностей и особенностей развития рассматриваемого социального явления, разработки проблем социально-классовой структуры зрелого социализма, осуществления научного управления процессом функционирования художественной интеллигенции, и, следовательно, наиболее эффективной реализации ее общественной роли.

Выработка критериев выделения социально-профессиональной группы художественной интеллигенции из состава интеллигенции позволяет обозначить границы, структуру группы, дать определение понятия «социалистическая художественная интеллигенция» .

Предметом исследования являются закономерности возрастания роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, усиление ее влияния на процесс коммунистического строительства. В диссертации исследуются социально-политические закономерности и особенности развития социалистической художественной интеллигенции регионального отряда — Уральского экономического района.

Целью диссертационного исследования является углубление представлений о социальной сущности художественной интеллигенции, о тенденциях ее развития и совершенствования, выработка рекомендаций по росту ее влияния на общественное развитие.

Для реализации поставленной цели в данной работе были выделены следующие задачи: I) выявление и осмысление взглядов классиков марксизма-ленинизма по вопросу о социальной рож художественной интеллигенции, 2) определение понятия «социалистическая художественная интеллигенция», 3) анализ и обобщение опыта формирования и функционирования социалистической художественной интеллигенции, 4) систематизация объективных и субъективных факторов усиления влияния группы на развитие культуры зрелого социалистического общества, 5) выявление и социологический анализ закономерностей формирования, функционирования и совершенствования региональной художественной интеллигенции Урала.

В целях получения достоверных эмпирических данных о художественной интеллигенции Уральского экономического района диссертантом проводились социологические обследования регионального отряда рассматриваемой группы. Автор диссертации воспользовался методикой, разработанной социологами УрГУ им. А. М. Горького при участии диссертантабыли составлены анкеты и в 1972;1973 гг. проведено анкетирование. Получено 1200 анкет с ответами.

Кроме того, с целью изучения динамики развития художественной интеллигенции было проанализировано более 2 тысяч личных дел ее представителей, работавших в 1919;1983 гг. на Урале. Ориентировочно, по подсчетам автора, в эти годы в рядах группы насчитывалось около 12 тысяч человек: от нескольких сот в 1919 г. до семи тысяч двухсот человек — в настоящее время.

Необходимая репрезентативность достигается, таким образом, за счет 11% выборки и охвата анализом основных социально-профессиональных подгрупп и коллективов художественной.интеллигенции.

Наряду с этим использовались интервью, непосредственное наблюдение за процессом труда, большое значение придавалось экспертным оценкам.

Необходимый материал диссертант получила также в процессе своей работы в методической комиссии по воцросам воспитания художественной интеллигенции Свердловского ГК КПСС,.

Научная новизна полученных диссертантом результатов заключается в следующем: во-первых, в диссертации более полно и четко, по сравнению с тем, что имеется в научных публикациях других авторов, выявлена сущность социалистической художественной интеллигенции, которая проявляется в создании художественных образов в соответствии с требованиями метода социалистического реализма, принципами партийности, народности искусства и в соответствии с коммунистическими идеаламиво-вторых, впервые в систематизированном виде расэдыто значение объективных факторов, обусловливающих возрастание роли художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, сформулированы основные закономерности воздействия социалистической художественной интеллигенции на развитие культуры в условиях развитого социализмав-третьих, впервые в социологическом аспекте рассмотрен процесс становления, формирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона, проведен анализ динамики ее развития в целом по группе и крупнейшим социально-профессиональным подгруппам за 1919;1983 гг., позволивший автору выявить некоторые основные закономерности и особенности развития, наметить пути совершенствования рассматриваемого социального феноменав-четвертых, на основе изучения научных работ и проведенных исследований диссертант дает свое определение понятия «социалистическая художественная интеллигенция», что позволяет очертить границы группы, выделить ее из общего состава интеллигенции, представить структуру и рассмотреть внутригрупповые связи.

Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выносимым на защиту результатам: I) проанализированы взгляды классиков марксизма-ленинизма на социальную роль художественной интеллигенции, на основе которых автором обосновано и дано определение понятия «социалистическая художественная интеллигенция», позволяющее обозначить границы группы, представить ее состав и проанализировать структуру.

Под социалистической художественной интеллигенцией в диссертации понимается социально-профессиональная группа в состав которой входят работники, занимающиеся непосредственно общественным умственным трудом по созданию художественных образов;

2) раскрыты такие основные функции социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, как отражение окружающего мира, создание художественных образов в соответствии с методом социалистического реализма и коммунистическими идеалами, а также эстетическая, пропагандистская, воспитательная, культуроведческая, гедонистическая, коммуникативная;

3) выявлены некоторые основные закономерности и особенности возрастания воздействия группы на развитие культуры социалистического общества, к которым мы относим следующие: усиление участия социалистической художественной интеллигенции в формировании научного мировоззрения, в совершенствовании общественных отношений, в борьбе с буржуазной идеологией: активизация деятельности, направленной на совершенствование социалистического образа жизни, формирование единого высокого морального климата общества, создание гармонически развитой личности, а также на пополнение художественными ценностями мировой культуры, растущее влияние социалистической художественной интеллигенции на совершенствование производственных отношений, проявляющееся в создании художественных образов в технической сфере и формировании нового типа работника;

4) проанализированы и систематизированы объективные факторы усиления роли социалистической художественной интеллигенции в культуре социалистического общества, такие как: развитость материальной и духовной культуры, реализация объективного «закона т возвышения потребностей», интернациональный характер социалистической художественной культуры, объективная потребность в укреплении единства социалистического и мирового искусства, необходимость совершенствования социалистического образа жизни, повышение уровня эстетической культуры масс, совершенствование эстетических отношений в труде, в бытувозрастание роли марксистско-ленинской художественной критикиусиление борьбы с буржуазной идеологиейнеобходимость дальнейшего пополнения художественными ценностями мировой культуры.

Эти и другие объективные факторы являются важными стимулами развития социалистической художественной интеллигенции. Взятые в комплексе и порознь, они воздействуют на сознание художника, в большей степени обязывают его включиться в борьбу за прогресс культуры, за улучшение жизни, за «очеловечение человека» .

Реализация сложных проблем, свободный, творческий труд по способностям и по потребностям преобразуют самого художника, его образ жизни, интересы, духовные запросы. Усиливается значимость и роль таких субъективных факторов художественной деятельности, как приобщение творцов искусства к идеалам коммунизмапартийность, патриотизм и интернационализмовладение художником марксистско-ленинским учением об общественном развитииукрупнение.

I. Ленин В .И. Полн, собр. соч., т.1, с. 101. масштаба мышления художникапотребность художника-творца в защите подлинно человеческого общества, развивающейся коммунистической цивилизацииследование принципу народности, искусства, методу социалистического реализмаорганическая потребность в утверждении высоких нравственных ценностей социализмастремление служить трудящимся и своим трудом умножать успехи в борьбе за коммунизмсплоченность вокруг Коммунистической партии. Наконец, высокий профессиональный уровень, развитые способности к труду по созданию художественных образов (талант), ориентация на самый развитый художественный вкуспотребность внести свой вклад в сокровищницу мировой культуры и другие;

5) выявлены материальные, социальные и политические предпосылки формирования социалистической художественной интеллигенции Урала, показано, что решающее значение в ее становлении сыграла победоносная социалистическая революция, благодаря которой на позиции пролетариата сначала встает самая передовая часть старой интеллигенции. На этапе переходного периода от капитализма к социализму создаются новые кадры, формирующиеся из способных к художественной деятельности трудящихсяпобеда социалистических общественных отношений приводит не только к созданию собственных кадров художественной интеллигенции, но также коренным образом меняет положение художника в обществе;

6) сформулированы и раскрыты основные закономерности и выявлены особенности функционирования и развития социалистической художественной интеллигенции Уральского региона: рост количественного состава, коренное изменение социально-классовых источников формирования группы, рост квалификации, развитие художественного таланта, рост образовательного уровня за счет комплектования группы специалистами с высшим и средним образованием, увеличение численности социалистической художественной интеллигенции за счет коренных. жителей Урала, рост удельного веса женщин в составе группы, удовлетворенность творчеством по созданию художественных образов, активизация общественной деятельности;

7) показаны профессионально-подразделяющая структура социалистической художественной интеллигенции, динамика развития группы и основных составных ее социально-профессиональных подгрупп;

8) в социологическом аспекте показана диалектика развития художественного таланта в условиях Уральского региона;

9) в адрес руководства коллективов, союзов, учреждений и организаций культуры высказан ряд рекомендаций по улучшению работы художественной интеллигенции: а) совершенствовать работу по комплектованию группы за счет молодежи, женщин и других социальных групп путем формирования общественного престижа на научной основе, пропаганды достижений искусства, усиления шефства над коллективами художественной самодеятельности, народными промысламиб) планировать воспитательную работу, опираясь на научную теорию воспитания и в соответствии с требованиями ХХУ1 съезда. партии, Пленумов 1982;1984 гг., особенно — Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПССв) изучать потребности художника в целях усиления целенаправленного воздействия на его творчествог) предусмотреть мероприятия по усилению связей между социально-профессиональными подгруппамид) совершенствовать работу секций художественной критики при творческих союзах, способствовать профессиональному росту критикове) сохранять архивы организаций как материал научного прогнозирования развития художественной интеллигенции.

Апробацияработы.

Автор участвовал в Уральских социологических чтениях (Оренбург, 1980 г,) — в конференциях по проблемам социалистического образа жизни (УПИ им. С, М. Кирова, 1978;1984 гг.) — в Свердловской областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (1981 г.) — во Всесоюзной конференции «Развитие социальной структуры советского общества» (Таллин, 1981 г.) — в республиканской конференции «Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Свердловск, 1982 г,) — в межвузовской научно-теоретической конференции «Теоретическое наследие К. Маркса и современность» (Алма-Ата, 1983 г.).

Диссертант имеет восемь публикаций общим объемом 2,8 п.л.:

1. К вопросу о формировании социалистической художественной интеллигенции на Урале. Статья. — Сборник ученых трудов, вып." 25. Свердловский юридический институт, — Свердловск, 1973 г. — с.145−156.

2. Формирование кадров художественной интеллигенции на Среднем Урале. Статья. — Сборник ученых трудов, вып.32. Свердловский юридический институт, — Свердловск, 1973, — с.212−227.

3. Об источниках формирования художественной интеллигенции. Статья. — Классы и слои в развитом социалистическом обществе.-Свердловск: УрГУ им. А. М. Горького, 1975, — с.140−148.

4. Духовные потребности художественной интеллигенции. Тезисы Ш-х Уральских социологических чтений. — Оренбург, 1980, -с.58−60.

5. ХХУ1 съезд КПСС и образ жизни художественной интеллигенции. В соавторстве с Т. Б. Багировой. — Свердловская областная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов «Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС». Тезисы докладов. — Свердловск: НТО, 1981, с.57−58.

6. Развитие социальных потребностей художественной интеллигенции как условие совершенствования образа жизни. Тезисы конференции: Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. — Свердловск: УПИ, 1981, с.1−2.

7. Динамика развития художественной интеллигенции театра. Тезисы Всесоюзной научной конференции «Развитие социальной культуры советского общества» .-Таллин 21−23 октября, 1981, с.47−49.

8. Роль художественной интеллигенции в развитии социалистического образа жизни. Тезисы докладов и выступлений к республиканской конференции: Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. — Свердловск, 1982, с. 5657.

1. Проблемы воспроизводства интеллигенции в условиях зрелого социализма и 1фитика антимарксистских позиций.- М.: АН СССР, Ин-т философии, 1979, с. 20.

2. Щиглик А. И. Творческие союзы в СССР. М.: Юрид. науки, 1970.

3. См., например, Лукин Ю. А. Художественная культура развитого социализма. М.: Искусство, 1977, с. 22.

4. Философский словарь под ред. Фролова И. Т. Изд-е 4-е М.: Политиздат, 1980, с. 405.

5. Коган л.н. Устетика коммунистического труда и производства.-М.: Высшая школа, 1966, с. 13.

6. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и меры по ее реализации. Материалы майского (1982 г.)Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1982, с.106−107.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М.: Политиздат, 1978, т. П, с.29−33.

8. Стенографический отчет. Усъезд художников СССР-М., 1979, с. 377.

9. Словарь русского языка, с. 729.

10. Маркс К."Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. З, с. 392.

11. Зеленов Л. А. Методологические проблемы эстетики.

12. Еремеев А. Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, с. 142.

13. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь, с. 430.2. Там же, стрДЗЗ.

14. Овсянников М. Ф. Что изучает эстетика, с.57−59.

15. Очерки истории Свердловска.- Свердловск: кн. изд-во, 1958, с.75- Календарь-Справочник Свердловской области. 1969.-Свердловск: Ср.-Ур. кн. изд—во, 1969, с.66−67.

16. Искусствовед Павловский Б. В. не случайно употребляет термин «крепостная интеллигенция» .

17. См. например: Дергачев A.A. Книги и судьбы. Страницы литературной жизни Урала.-Свердловск.Ср.-Ур.кн.изд-во, 1973.

18. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.23, с. 127.

19. Писатели, художники, композиторы Удауртии, с. 109.художественного профиля (табл.1).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой