Формирование интернационалистской убежденности студентов в условиях развитого социализма
Становление интернационалистских взглядов, убеждений происходит постепенно. В этой постепенности наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности и жизненного опыта усваиваются идеи пролетарского, социалистического интернационализма, отражающие наступательные и прогрессивные тенденции общественного развития. Так, студенты проникаются чувствами… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Интернационалистская убежденность: понятие, содержание, факторы формирования
- Глава II.
- Формирование у студентов интернационалистской убежденности в процессе преподавания общественных и естественных наук
- Глава III.
- Формирование у студентов интернационалистской убежденности в процессе их общественно-политической деятельности
- Глава I. J
- Влияние межличностного национального общения на формирование интернационалистского сознания студентов
Формирование интернационалистской убежденности студентов в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование у всех советских людей прочных интернационалистских убеждений и превращение их в повседневную норму поведения как каждого человека, трудового коллектива, так и всего советского общества в целом — актуально и необходимо. В. И. Ленин, обосновывая необходимость интернационального воспитания, рассматривал его как одно из условий строительства нового общества. «Если мы хотим быть верны’социализму, — писал он до Октябрьской революции, — мы должны уже теперь вести интернационалистское воспитание масс.» *.
Качественно новые явления в общественном развитии нашей страны, крупные изменения во всем современном мире ведут к возрастанию роли интернационального воспитания. Оно выступает сегодня как одна из центральных задач всех партийных, советских, хозяйственных, культурных и общественных организаций, всех наших кадров в центре и на местах, в каждой республике, крае, области, в каждом коллективе. «Священный долг партии, — указывалось на ХХУ1 съезде КПСС, — воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства прир надлежности к единой великой Советской Родине». Установка съезда получила дальнейшее закрепление в постановлении ЦК КПСС.
Ченин В. И. Итоги дискуссии о самоопределении. -Полн. собр. соч., т. 30, с. 51.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 57.
Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" *.
Целенаправленную работу по формированию интернационалистского сознания, характера и поведения молодежи осуществляют в своих масштабах и специфических формах высшие учебные заведения страны. Коммунистическая партия и Советское государство постоянно акцентируют их внимание на усиление интернационального воспитания студенчества как составной части коммунистического вос-2 питания .
Необходимость воспитания студентов на идеях пролетарского, социалистического интернационализма обусловливается рядом обстоятельств.
Во-первых, становлением и развитием коммунистического мировоззрения у студенческой молодежи. Научное мировоззрение может быть сформировано только при условии усвоения содержания всех составных частей марксистско-ленинской идеологии без абсолютизации какой-либо из них. Интернационализм — необходимое звено еди Пленум Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. Стеногр. отчет. М., 1983, с. 193. р
О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране". Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 18 июля 1972 г. — В кн.: Справочник партийного работника. М., 1973, вып. 13, с. 209- «0 работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук». Постановление Центрального Комитета КПСС 5 июня 1974 г. -В кн.: Справочник партийного работника. М., 1975, вып.15,с.359- «0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 29 июня 1979 г. — В кн.: Справочник партийного работника. М., 1980, вып. 20, с. 336. ной марксистско-ленинской идеологии. Следовательно, без овладения основами теории пролетарского, социалистического интернационализма личность не может правильно понять и осмыслить социальные процессы, особенно в области интернациональных отношений.
Во-вторых, возрастанием социальной активности многомиллионных масс советского студенчества, участвующего вместе со всем народом страны в социалистическом строительствепричастностью студентов ко всему, что происходит в современном мире. В реальном процессе общественной жизни в период зрелого социализма с растущей социальной активностью студенческой молодежи возрастает и практически-политическое значение активности всех идеологических форм ее социалистического сознания, в том числе интернационального. Ведь от него и степени его развития зависит практическое решение разнообразных задач дальнейшего социалистического прогресса.
В-третьих, задачами наступательной борьбы с буржуазной националистической идеологией, с националистическими предрассудками в сознании части людей, которые являются той сферой, «где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее длительным и упорным, ожесточенным и изворотливым» Это обязывает развивать интернациональное сознание студентов, их непримиримость к враждебным взглядам, умение противостоять идеологическим диверсиям классового противника, оппортунистическим и ревизионистским наскокам на реальный социализм.
В данной связи особую актуальность приобретает исследование и дальнейшее развитие теории и практики интернационального воспитания студенчества. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 24.
В 70 — начале 80-х годов было опубликовано значительное количество статей, ряд сборников и брошюр, позволяющих говорить о пристальном интересе многих исследователей к вопросам интернационального воспитания студенчества. В большом количестве работ на различных уровнях (рассмотрение опыта интернационального воспитания в отдельных вузах, постановка общих вопросов теории) решаются существенные проблемы.
Разработке мировоззренческих и методологических вопросов воспитания студенческой молодежи в духе пролетарского, социалистического интернационализма и советского патриотизма служили и научные конференции, прошедшие в 70-х годах и оставившие след в р литературе в форме тезисов, отдельных статей, сборников .
1 См.: Белый М. У. Опыт и проблемы интернационального и патриотического воспитания студентов. — Науч. докл. высш. школы. Научный коммунизм, 1982, № 1- Клепиков А. И., Л исовик Г. А. Формируя качества патриотовинтернационалистов. — Вестник высш. школы, 1982, № IIКошевая Н. С., Михеева Г. А. Интернациональное воспитание студентов в вузе. М., 1981; Об интернационализме и интернациональном воспитании студентов: Учен. зап. Башкирского ун-та. Вып. 19. Уфа, 1975; Патриотическое и интернациональное воспитание студентов:
Сб. статей. Смоленск, 1978, и др. р
См.: Интернационально-патриотическое воспитание студентов в учебном процессе: Материалы Всесоюз. науч.-метод. конф.Вып.1. Волгоград, 1977; Интернационально-патриотическое воспитание студентов во внеучебной работе: Материалы Всесоюз. науч.-метод. конф. Вып. 2. Волгоград, 1977; Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества: Труды межвуз. науч. конф. Волгоград, 1973; Коммунистическое воспитание студенческой молодежи в свете решений ХХУ съезда КПСС: Материалы респуб. науч.-теорет. конф. в г. Карши (15−16 сент.) 1976 г. Ташкент, 1977, и др.
На протяжении 70-х годов и в текущем десятилетии проблемы теории, методики и практики интернационального и патриотического воспитания студентов интенсивно разрабатывались и в других социалистических странах — Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубе, Монголии, Польше, Чехословакии. Растет взаимодействие ученых СССР и других стран социалистического содружества, которое выражается в непосредственных контактах, участии в различных совместных сим.
Т 9 позиумах и исследованиях, в обмене информацией, во взаимном изучении результатов научных исследований. В Советском Союзе изданы сборники, обобщающие опыт высших школ социалистических стран в решении задач коммунистического воспитания студенческой молодежи 3.
1 См. об этом информационные обзоры: Левин Р., Л о б ода В., Штюбер Э. и др. Пролетарский интернационализм и социалистический патриотизм в коммунистическом воспитании студенческой молодежи. — Соврем, высш. школа, 1975, № 4 — Ц, а п ф Г., 3айдль А. 1У Международный симпозиум «Патриотическое и интернациональное воспитание студентов'.' - Там же, 1979, № I — Четверикова М. В. На УШ симпозиуме по проблемам коммунистического воспитания. — Вест. высш. школы, 1982, № 10. о.
См.: Новиков В. Н., Бронаковский X. Интернациональное воспитание студенчества: Из опыта сотрудничества советских и польских вузов. — Соврем, высш. школа, 1980, № I — Спасибенко С. Г., Лозе Г. (ГДР), Трахтулец М. (ЧССРХ Общее и особенное в идейно-политическом воспитании студентов в разных странах социализма: На материалах СССР, ГДР и ЧССР. — Вест. МГУ. Теория науч. коммунизма, 1976, И — Р о-гачев П. М., Свердлин М. А., Мойсевич Ч. Единство интернационального и патриотического воспитания студенчества. — Соврем, высш. школа, 1977, № 4. о.
См.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи: Сб. тр. учен. соц. стран. М., 1977 — Некоторые вопросы коммунистиче.
Проблемам интернационального воспитания студенчества посвящены кандидатские диссертации. Авторы их ставят и решают некоторые общие и частные вопросы теории и методики интернационального воспитания, раскрывают содержание и формы этого процесса. Так, в диссертации В. А. Щербинина излагается учение классиков марксизма-ленинизма по вопросам патриотического и интернационального воспитания, развитие их учения в теоретических и политических документах КПСС. В связи с необходимостью дифференцированного подхода к различным социальным группам в практике коммунистического воспитания автор выясняет возрастные, образовательные и иные особенности молодежи и студенчества. Не касаясь учебного процесса (этой важной подсистемы воспитания, непосредственно связанной с преподаваемыми дисциплинами, с формами и методами организации их восприятия, с усвоением знаний студентами и т. д.), он ограничивается общей оценкой роли общественных наук в формировании у студенческой молодежи интернационального сознания. В диссертации анализируются интегративные характеристики (общественное мнение, ценностные ориентации, психологический климат) студенческого коллектива, который в силу этих качеств выступает как субъект воспитания по отношению к своим членам. Акцентируется внимание на внеаудиторной и вневузовской воспитательной раского воспитания студенчества: Из опыта братских союзов молодежи соц. стран. М., 1977 — Патриотическое и интернациональное воспитание студентов: Сб. тр. учен. соц. стран. М., 1979 — Проблемы нравственного воспитания студентов: Сб. совместных тр. учен. соц. стран. М., 1977 — Формы, методы и средства коммунистического воспитания в вузах социалистических стран: Сб. совместных тр. учен, соц. стран. М., 1976. боте, на освещении некоторых ее форм, обеспечивающих организаI цию коллективной интернационалистском деятельности студентов .
С.П.Бугаева, осмысливая сущность интернационального сознания, рассматривает интернационализм как принцип мировоззрения и как этическую норму, моральный принцип. В диссертации выявляется соотношение патриотизма и интернационализма, взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания. На основе анализа программы и учебника научного коммунизма раскрывается содержание тем курса с точки зрения включенности в них вопросов пролетарского, социалистического интернационализма. Под таким углом зрения автор анализирует и планы семинарских занятий кафедры научного коммунизма Мордовского педагогического института, оставляя в стороне сами занятия. На примере двух лекций показана интернационалистская направленность их содержания, без раскрытия процесса формирования знаний и убеждений. Приводятся данные анкетного опроса, позволяющие характеризовать восприятие и осмысление студентами таких научных понятий, как «интернационализм», «патриотизм», «национальная гордость» и «национализм», которые являются важным методологическим средством познания. Отдельным вопросом в диссертации рассматривается активное участие студенческой молодежи на разных этапах развития нашего общества в деятельности, направленной на претворение в жизнь идей и политики Коммунистической партии, принципов советского патриотизма и со См.: Щербинин В. А. Интернациональное воспитание студенческой молодежи: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Моск. гос. ун-т. М., 1972. циалистического интернационализма, дружбы и сотрудничества между народами.
Ю.В.Лесова предпринимает попытку рассмотреть специфику интернационального воспитания, его задачи, что дает основание выделить его в самостоятельное направление воспитательной деятельности. Однако при этом не раскрывается его взаимосвязь с другими составными частями или формами коммунистического воспитания. Представляется плодотворной высказанная ею мысль о том, что достижение практической цели интернационального воспитания не сводится к формированию интернационалистского сознания, а должно приводить и к достижению высокоорганизованного поведения совет.
О о ОГ" <-> ских людей, их высокой интернационалистскои активности. В этой связи в диссертации на примере вузов Ленинграда рассматриваются конкретные виды совместной деятельности советских и иностранных студентов (участие в теоретических конференциях, научно-техническом творчестве, агитбригадах, строительных отрядах и т. д. формирующие у них духовные качества, интернационалисткую ориентацию поведения. Автор не ставит целью специально исследовать влияние учебного процесса на формирование интернационалисткого о мировоззрения и убеждений студентов. т.
См.: Бугаева С. П. Роль советской высшей школы в интернациональном воспитании студенческой молодежи (На примере педагогических институтов Марийской, Мордовской, Удмуртской, Чувашской автономных республик): Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Моск. обл. пед. ин-т. 1972. р
См.: Л е сова Ю. А. Актуальные проблемы интернационального воспитания студенческой молодежи в СССР (На материалах вузов Ленинграда): Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Ленингр. гос. ун-т. 1974.
В.А.Скуратовский характеризует особенности советского студенчества, анализирует его воспитание на идеях пролетарского, социалистического интернационализма в процессе изучения научного коммунизма, в общественно-политической деятельности В диссертации А. И. Токтосуновой рассматривается процесс формирования интернационалистского мировоззрения студентов в учебной деятельности, основывающейся на получении знаний по теории на2 учного коммунизма .
Изданные в последние десять с лишним лет работы и защищенные диссертации, в которых раскрывается теоретический и практический опыт интернационального воспитания студенчества, свидетельствуют об интенсификации и углублении проблематики исследований. С другой стороны, в диссертациях и опубликованных работах авторам не всегда удается вложить в них новое содержание"избежать декларативности в освещении вопросов теории и практики интернационального воспитания студенческой молодежи.
В данной области познания имеются мало изученные проблемы. Например, недостаточно полно исследуются идейно-психологические основы формирования интернационалистских убеждений, слабо освещены реальные возможности учебного процесса и конкретные средства внеаудиторной деятельности: на каких путях, с использова.
1 См.: Скуратовский В. А. Студенческая молодежь как объект интернационального воспитания: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук /Киевский гос. ун-т. Киев,.
1977. р
См.: Т о к т о с у н о ва А. И. Роль курса «Научный коммунизм» в патриотическом и интернациональном воспитании студенческой молодежи: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Московский гос. ун-т. М., 1980. нием каких форм, методов и приемов достигается высокая эффективность в интернациональном воспитании обучающихся.
В диссертации решается научная задача углубленного исследования взашлодействия теоретического обучения с целенаправленной практической деятельностью студенческой молодежи, составляющих два основных пути формирования интернационалистского сознания и поведения личности специалиста.
Цели исследования: анализ процесса овладения студенческой молодежью идеями и принципами пролетарского, социалистического интернационализма и воспитания убежденности в необходимости следовать им в практической деятельностирассмотрение действенных средств утверждения научных интернационалистских взглядов и убеждений в сознании студентовпоиск путей оптимизации интернационального воспитания студенчества.
Результаты исследований включают:
1) определение содержания понятия «интернационалистская убежденность» ;
2) характеристику уровней интернационалистского сознания студенческой молодежи, складывающихся под воздействием социальной среды;
3) формулировку общих критериев оценки сформированноети интернационалистской убежденности студентов;
4) выделение содержательных методов воспитательного воздействия, применяемых на занятиях по общественным наукам (истории КПСС, философии, политической экономии, научного коммунизма), которые предполагают обстоятельную аргументированность принципов интернационализма;
5) выявление эффективности использования системы методологических принципов (единства теории и практики, историзма, коммунистической партийности) в целях формирования у студентов интернационалистских взглядов и убеждений в процессе обучения естественным наукам;
6) конкретные показатели интеграции принципов интернационализма с повседневной общественно-политической деятельностью широких масс студенчества;
7) показ воздействия личного опыта неформальных контактов с людьми иной национальности на утверждение интернационалистских черт в моральном сознании и психологии студентов;
8) практические рекомендации, направленные на улучшение работы по интернациональному воспитанию студентов в СЕете новых социальных требований.
Методологической основой исследования темы явились труды классиков марксизма-ленинизма по теории наций, национальных отношений и пролетарского интернационализма, партийные документы и работы руководящих деятелей КПСС и Советского государства по идеологическим вопросам, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по высшей школе. При анализе вопросов, составляющих предмет исследования, автор использовал также достижения советских ученых и зарубежных специалистов социалистического содружества в области общей теории коммунистического, в том числе интернационального, воспитания.
Опорным эмпирическим материалом в диссертации служат опубликованные в различных регионах страны данные об опыте интернационального воспитания студенчества дневных отделений вузов за 19 701 983 годы, но главным образом в ней использованы документы Астраханского, Волгоградского и Саратовского обкомов КПСС, материалы статуправлений Нижнего Поволжья, пресса этого региона, и прежде всего многотиражные газеты восьми высших учебных заведений.
Материалом для работы послужили также результаты конкретно-социологического исследования, проведенного автором в двух вузах Саратова. Кроме того, в изучении темы автор опирался на собственный опыт в организации и проведении интернационального воспитания студентов.
В отличие от ранее выполненных работ по проблемам интернационального воспитания студенчества в диссертации содержатся элементы новизны, к которым следует отнести:
1) рассмотрение содержания понятия «интернационалистская убежденность» во взаимосвязи с целями, формами и методами интернационального воспитания студентов;
2) развитие идеи о двух уровнях интернационалистского индивидуального сознания студентов, выделение которых позволяет дифференцировать характер эффективности воспитательного воздействия;
3) разработку критериев сформированноети интернационалистской убежденности студентов, фиксирующих качественную сторону воспитательной работы, результативность ее управления;
4) всестороннее обобщение опыта интернационального воспитания студенчества высших учебных заведений крупного в Советском Союзе региона — Нижнего Поволжья, позволившее выявить в этой области политико-воспитательной работы новые апробированные формы и методы, что дает возможность использовать их другими вузами страны.
Научный анализ проблем, выделенных в диссертации в качестве первостепенных, обобщает теорию и практику деятельности высшей школы по интернациональному воспитанию студентов в условиях зрелого социализма.
Исследование может быть использовано в качестве методической помощи профессорско-преподавательскому составу вузов в формировании у обучающихся мировоззренческих интернационалистских знаний — системы идей и принципов, познавательных умений при изучении общественных и естественных наук, в развитии у студентов активной социально-интернационалистской деятельности. Однако сфера действия диссертации не ограничивается системой высшего образования. Она обращена также к руководителям молодежных коллективов, пропагандистам — ко всем, кто интересуется различными аспектами теории и практики интернационального воспитания молодежи.
По результатам исследования автор выступал на Всесоюзной научной конференции «Ленин и молодежь» (Москва, 1974 г.), Всесоюзной научно-методической конференции «Марксизм-ленинизм о воспитании социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма» (Волгоград, 1974 г.), заседании секции «Интернациональное воспитание» Общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР (Москва, 1977 г.") «Всесоюзной научно-методической конференции «Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций в процессе преподавания научного коммунизма» (Казань, 1984 г.).
Проблематика диссертации отражена в десяти публикациях общим объемом семь с лишним печатных листов.
Результаты проведенного исследования излагаются в диссертации в следующей последовательности. Первая глава посвящена выяснению сущности интернационалистской убежденности, анализу уровней интернационалистского сознания студентов, изложению социально-педагогических и психологических основ усвоения студентами идей и принципов пролетарского, социалистического интернационализма, превращения их в личностные убеждения, в мотивы поведения. Во второй главе рассматриваются возможности применения в процессе преподавания общественных и естественных наук эффективных форм и методов обучения, благоприятствующих успешности осмысления и усвоения студентами теории интернационализма, а также показана роль партийных организаций и кафедр общественных наук в обеспечении интернационалистской направленности преподавания общенаучных и специальных дисциплин. В третьей главе раскрывается самостоятельная научная работа студенческой молодежи по овладению теоретическими основами пролетарского, социалистического интернационализма, ее деятельность по пропаганде идей патриотизма и интернационализма, участие со всем народом страны в движении интернациональной солидарности, в борьбе за мир и предотвращение термоядерной войны. В четвертой главе на основе анализа результатов конкретно-социологического исследования показано ценностно-мотивационное, формирующее воздействие на личность студента процесса общения в многонациональном коллективе. В заключительной части работы сформулированы общие выводы и результаты исследования, изложены рекомендации, призванные способствовать совершенствованию организации и управления процессом интернационального воспитания в высшей школе, определены направления дальнейшей разработки проблем теории и методики формирования интернационалистской сознательности студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как было выше показано, одним из проявлений коммунистической убежденности, существенной чертой сознания и поведения со-социалистической личности является интернационалистская убежденность. Б интернационалистской убежденности индивида органически синтезируются его политические и моральные взгляды, чувства и воля. Очевидно, что лишь в контексте оценки этого важного качества личности можно правильно оценить и все другие ее особенности.
Необходимость формирования интернационалистской убежденности у советских студентов вытекает из объективных потребностей совершенствования развитого социализма, из решений ХХУ1 съезда партии, постановлений последующих пленумов ЦК КПСС.
В сложившемся виде рассматриваемая интернационалистская убежденность студента представляет собой прочно сформировавшуюся систему знаний о руководящих принципах и идеях пролетарского, социалистического интернационализма, следовать которой он считает внутренне обязательным. Принципиальная убежденность в огромной роли пролетарского, социалистического интернационализма в историческом прогрессе, в мировой революционной борьбе и социалистическом строительстве, потребность выполнения требований этих принципов соответствует наиболее высокому уровню интернационального сознания.
Становление интернационалистских взглядов, убеждений происходит постепенно. В этой постепенности наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности и жизненного опыта усваиваются идеи пролетарского, социалистического интернационализма, отражающие наступательные и прогрессивные тенденции общественного развития. Так, студенты проникаются чувствами патриотизма, интернационализма, ответственного отношения к труду, к людям, еще не осознав системы взаимосвязанных идей, обосновывающих такое отношение. Это отношение весьма важно и облегчает процесс усвоения самой системы интернационалистских идей как значимых для личности и определяющих ее подход к различным сторонам действительности. Так, студент начинает осознавать связь между советским патриотизмом и социалистическим интернационализмом, между социалистическим идеалом общественного устройства и отношением к труду и т. д. С другой стороны, усвоение мировоззренческих идей постепенно повышающегося уровня обобщенности не только углубляет это отношение, но и формирует его, расширяет круг явлений, вызывающих такое отношение, наконец, делает его осознанным. Например, чувство интернационализма, выражающееся в уважении к различным национальностям, к чужому языку, культуре и обычаям других народов, может возникнуть и развиваться в результате влияния традиций в районах с многонациональным составом, и лишь постепенно это чувство осознается в мировоззренческом плане и становится личным убеждением.
В других районах, где национальный состав однороден, интернациональное сознание и отношение складывается лишь в результате целенаправленной постановки перед воспитуемыми соответствующих проблем и поисков правильного решения, в результате создания ситуаций, проверяющих это отношение (встреча со студентами других национальностей, с зарубежными делегациями, чтение соответствующих произведений и т. д.).
Индивидуальное интернациональное сознание формируется в результате непосредственного или опосредствованного отражения социально-политических процессов и явлений в сфере национальных отношений на двух уровнях — научном, теоретическом и обыденном, повседневном, опирающемся на жизненный опыт, личные наблюдения человека. Разграничение указанных уровней весьма условно. Индивидуальное сознание — это такое духовное явление, в котором теоретический и обыденный уровни не существуют в качестве отдельных элементов, а тесно взаимосвязаны и в своем соотношении образуют различные проявления у индивидов.
Интернациональное сознание не одинаково у всех студентов. Имеются различия как в уровне знаний пролетарского, социалистического интернационализма, так и в отношении к этому аспекту мировоззрения в целом, к его принципам и идеям, к различным явлениям социально-интернациональной действительности. Еще встречаются индивиды с низким уровнем интернационального сознания, что находит выражение в недостаточно глубоком усвоении основ идеологии и политики пролетарского, социалистического интернационализма, в ограниченности понимания некоторых вопросов национальных отношений на современном этапе, в предубежденности к людям иной национальности и т. д.
Неразвитость интернационального сознания отдельных студентов может порождаться такими индивидуальными особенностями, как слабым знанием марксистско-ленинской теории, ограниченностью жизненного опыта, наличием пережитков прошлого в сознании, недостаточной. внутренней устойчивостью перед враждебной социализму идеологией.
Сказанное и определяет необходимость формирования у каждого студента интернационального сознания на основе марксизма-ленинизма, теории пролетарского, социалистического интернационализма. Утверждение идеологии и политики пролетарского, социалистического интернационализма может быть глубоким и прочным только в том случае, когда уровень обыденного сознания студентов поднимается до уровня теоретического сознания.
Процесс внедрения марксистско-ленинской идеологии, идей и принципов социалистического, пролетарского интернационализма в сознании студентов, рассуждающих на уровне обыденного сознания, это процесс формирования социалистической личности.
Пролетарский, социалистический интернационализм — это научная и революционно-творческая теория. Восприятие этого мировоззрения, его осмысление и наиболее полное и точное его усвоение студентами осуществляется в процессе изучения всех наук, составляющих специализацию вуза. Первостепенное значение в формировании научно-теоретического сознания имеют общественные науки, которые исследуют различные стороны и закономерности общественной деятельности, изучают историю и теорию пролетарского интернационализма, освещают характер его проявления в различных сферах общественной жизни. Информация, которую дают общественные науки, как теоретическая, так и историческая по вопросам пролетарского, социалистического интернационализма, имеет незаменимые достоинства. Являясь результатом применения объективных методов исследования, эта информация обладает достоверностью, в максимальной степени освобождена от элементов субъективизма, весьма представительна для изучаемого класса явлений, чужда необоснованным генерализациям единичных явлений или личных впечатлений.
В сложном комплексе факторов мировоззренческого, интернационально-патриотического воспитания студентов посредством учебного процесса заметное место занимает преподавание и усвоение естественных наук. Формирование научного мировоззрения студентов при обучении естественным наукам представляет многоплановый процесс, одним из важнейших компонентов которого является становление их личных убеждений, личностного отношения к действительности. Для стимулирования личностного отношения студентов к действительности и формирования их убеждений первостепенное значение имеют ознакомление с достижениями отечественной науки, с подвигами ученых стран социализма, выяснение роли научных знаний в развитии производства, в повышении эффективности труда и т. д. Сообщение этих прикладных сведений в читаемых курсах о природе (физике, химии, биологии и др.) ив соответствующих игл основах наук в высшей школе способствует формированию нравственного идеала студентов, воспитанию их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Изучение естественных наук может стать действенным средством формирования интернационального мировоззрения только в том случае, если весь изучаемый материал будет осмыслен и проанализирован с позиций методологических принципов, вытекающих из марксистско-ленинской философии (принципа историзма, принципа единства теории и практики, принципа партийности и др.) .
Реализация возможностей естественнонаучных дисциплин в вузе для формирования патриотических и интернационалистских взглядов и убеждений у студентов зависит от преподавателей этих наук. Чтобы они могли выполнить поставленную задачу, необходимо, во-первых, глубокое знание марксистско-ленинской теорииво-вторых, убежденность в ее истинностив-третьих, желание передать эту убежденность студентамв-четвертых, педагогическое мастерство. Все эти качества приобретаются в процессе подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, при тесном сотрудничестве естествоиспытателей, методистов и обществоведов.
Формирование высокоосознанных интернационалистских убеждений у студентов осуществляется путем применения в учебном процессе форм и методов идеологического воздействия, отвечающих психологии студента и социально-психологическим механизмам восприятия информации.
В методике формирования личностных интернационалистских убеждений все большее значение приобретают активнее формы идеологического воздействия, сочетающие в себе: вербальное усвоение информации с ее практическим приложениемпропаганду знаний с дискуссионными формами их усвоенияприобретение широкой информированности с выработкой эвристических качеств.
Среди методов формирования интернационалистских черт мировоззрения важнейшее место принадлежит вербальному убеждению студентов, которое может носить непосредственно-эмоциональный и опосредованный, дискурсивный характер. Причем в общей системе воспитательных средств непосредственно-эмоциональные формы воздействия словом приобретают тем больший удельный вес, чем ниже уровень интернационалистской сознательности отдельных студентов. Сила воспитательного влияния этих форм в значительной мере зависит от того, насколько преподаватель умело и широко применяет различные способы эмоционально-образной репрезентации утверждаемых положений и принципов пролетарского, социалистического интернационализма. Вместе с тем салю содержание излагаемых идей, установок и норм интернационализма должно быть соотнесено с личным жизненным опытом студентов.
Что касается дискурсивного убеждения студентов, то вузовская педагогика выдвигает его как ведущее средство формирования у них осознанной коммунистической устремленности. В методологическом плане дискурсивное убеждение опирается на марксистско-ленинское учение о пролетарском интернационализме, раскрывающее систему взглядов, идейно-политических установок и практических принципов борьбы международного рабочего класса за освобождение всех трудящихся, за победу социализма и коммунизма, за утверждение на мировой арене международных отношений нового типа.
Принципы интернационализма, в которых выражены коренные интересы и цели рабочего класса, имеют силу нравственных требований, обязательств. В социалистическом обществе, где нет социальных антагонизмов, классово-партийная социальная позиция рабочего класса, содержащаяся в принципах интернационализма, объективно соответствует коренным интересам каждой отдельной личности. В условиях социализма система интернациональных принципов отражает общественную необходимость, которая по отношению к личности проявляется как необходимость в интернационалистских поступках. Следовательно, и обоснование принципов-пролетарского, социалистического интернационализма должно быть также общественно-личностным, осуществляя которое необходимо комплексно применять научно-теоретический, эмпирический и логический тип аргументации. Сочетание научно-теоретического и эмпирического обоснований в интернациональном просвещении студентов предохраняет преподавателя от бессистемных, научно несостоятельных (то есть не освещаемых общей теорией) ссылок на факты, с одной стороны, и от абстрактного, оторванного от жизни теоретизированияс другой. В то же время чисто логическое обоснование необходимо тогда, когда прямое аппелирование к социальной практике почему-либо оказывается невозможным. Вместе с тем оно может служить средством рационализации процесса доказывания, позволяющим преподавателю обходиться во многих случаях без специального обращения к «теоретическим» и «эмпирическим» доводам.
Формирование интернационалистских убеждений студентов протекает успешнее, если они не только воспринимают хорошо аргументированное изложение преподавателем материала по политико-интернациональным и нравственно-интернациональным вопросам, но и сами активно участвуют в обосновании отправных положений и принципов интернационализма. В целях формирования интернационалистских убеждений студентов преподаватели общественных наук широко используют метод дискуссий, разбор проблемных ситуаций.
Существенное влияние на формирование интернационального сознания студенческой молодежи оказывает общественно-политическая деятельность и социальная активность. Именно здесь, в повседневном соблюдении и применении интернационалистских принципов, студенты не только познают принципы интернационализма и различные интернационалистские явления, но и определяют в известной степени свое отношение к ним. Происходит своеобразный и непрерывный кругооборот: интернациональное сознание ¡-воздействует на социальную действительность, а любая форма интернационалистской активности в свою очередь воздействует на интернациональное сознание, на выработку определенного отношения к различным интернационалистским явлениям. Развитие социальной активности является средством, но одновременно и целью процесса формирования интернационального сознания.
Чем шире участие студентов в социально-политической деятельности, тем выше уровень их интернационалистской активности, тем быстрее формируется у них интернациональное сознание.
Одним из условий, гарантирующих развитие интернационального сознания, является привлечение студента к решению общественных задач, то есть становление его как субъекта социальной активности. Рост социальной активности порождает потребность в знаниях теории пролетарского, социалистического интернационализма, которая может быть удовлетворена путем дальнейшего совершенствования интернационального сознания.
Преподаватели кафедр общественных наук формируют у студентов глубокий интерес, активную позицию и сознательное стремление к овладению марксистско-ленинской теорией, знаниями в области теории пролетарского, социалистического интернационализма, вырабатывают у них умения и навыки самостоятельной работы над литературой. Важными формами вовлечения студентов в творческую деятельность по усвоению идей и принципов интернационализма является участие их в научно-исследовательских кружках, подготовка ими рефератов к семинарским занятиям, выступления с докладами на конференциях. Теоретическая подготовка студентов сочетается с подготовкой практической, поведенческой, которая позволяет углублять у них понимание общественной значимости интернациональных проблем.
На формирование интернационального сознания (знаний и отношения) оказывает существенное влияние такой вид общественной активности студентов, как участие в агитационно-пропагандистской деятельности, важное ¦ место в которой занимает тема дружбы и братства народов, пролетарского интернационализма. Выступления с лекциями и беседами среди населения дают возможность утверждать и отстаивать идеи и принципы интернационализма в реальных жизненных ситуациях, требующих от студентов большой ответственности, внутренней собранности и интеллектуально-эмоциональной активности.
Значительное влияние на формирование интернационального сознания студентов, на их отношение к интернациональным явлениям оказывает активное участие в массовых мероприятиях, направленных в защиту дела мира, свободы народов. В результате этой прак-тическо-политической деятельности у студентов укрепляется вера в ценность идей и принципов интернационализма не только в силу их научной достоверности, но и реально достижимыми целями политического воздействия.
На интернациональное сознание влияют в известной степени межличностные отношения, складывающиеся в условиях сотрудничества и совместной жизни. Студент вступает в общение с людьми, которые наиболее близки ему в эмоциональном отношении, и это общение удовлетворяет какие-то его духовные потребности. Межличностное общение приобретает более богатое содержание в многонациональных коллективах. Многонациональный состав студенчества имеют почти все вузы нашей страны, многие из которых принимают у себя на учебу иностранных граждан. Принадлежность к определенной национально-этнической группе, особенности национального характера накладывают отпечаток на восприятие окружающей действительности и выработку к ней определенного отношения. Национальные особенности в осознании людьми общественного бытия, объективной социально-интернациональной действительности — это продукт естественноисторического процесса развития нации, национальных отношений.
В процессе межличностного интернационального общения, проходящего на положительной эмоциональной основе, у студента складываются черты характера и поведения интернационалиста: уважительное отношение в жизни, в быту к своим товарищам, знакомым другой национальности, сотрудничество как личное участие и заинтересованность в происходящем у них, умение понять, принять или с уважением отнестись к национальным обычаям, привычкам, предетавлениям, ненавязчиво помочь освободиться от вредных или ненужных обычаев и привычек и заинтересоваться и перенять прогрессивные национальные обычаи своих товарищей.
Как подтверждает проведенное конкретно-социологическое исследование, сложившееся у студента отношение к различным собственным национальным ценностям и ценностям других народов, его отношение к контактам и готовность идти на контакты с людьми иной национальности и т. д. есть выражение существующей у него I интернационалистскои установки .
В процессе общения между собой студенты обычно обмениваются по вопросам интернационализма сведениями, носящими характер эмпирических данных. Такой взаимный обмен осуществляется как на рациональном, так и на эмоциональном уровне.
Исследование показало, что воспитательная система вуза, творческая реализация ее средств обеспечивает высокую эффективность формирования интернационалистской убежденности студенческой молодежи.
Оценка уровня сформированноети интернационалистской убежденности студентов, по нашему мнению, должна включать следующие основные показатели:
I) оптимальное усвоение важнейших идей и принципов теории пролетарского, социалистического интернационализма, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития общества;
Как особый социально-психологический феномен установкаэто одна из возможных форм проявления направленности, выражающая настроенность человека осуществлять определенные действия (деятельность), придерживаться определенной позиции.
2) устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу по вопросам пролетарского, социалистического интернационализмапартийный, классовый подход к явлениям современной международной и внутренней общественно-политической жизни;
3) готовность студентов к борьбе за идеалы коммунизмаобщественно-политические и нравственные ценности советского обществастремление отстаивать интернационалистские взгляды и убеждения;
4) проявление интернационалистских убеждений в повседневной деятельности и поведении;
5) учет и анализ случаев неадекватных интернационалистскому мировоззрению высказываний и поведения некоторых студентов.
На основе изучения практического опыта воспитания студенчества в духе интернационализма представляется возможным сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию этой работы.
I. Успех массовых форм интернационального воспитания в значительной мере определяется четкостью и продуманностью их планирования. Обычно комплексные планы воспитательной работы, рассчитанные на весь период обучения студентов, содержат характеристику основных направлений, задач и определяют способы их реализации. На факультетах, курсах, в студенческих группах и общественных организациях эти планы конкретизируются в системе мероприятий с учетом особенностей каждого из подразделений. Однако не всегда продуманы и учтены в этих планах и мероприятиях необходимые результаты, критерии их оценки. Представляется целесообразным во всех этих планах предусматривать критерии оценки результатов интернационального воспитания, а равно и других направлений учебно-воспитательной работы. Без таких критериев невозможно осуществить четкую, целенаправленную деятельность всех административных и общественных подразделений вуза, нацелить планы на конечный результат работы — на формирование качеств молодого специалиста, повышение уровня его социальной активности.
2. Кафедрам общественных наук шире внедрять в учебный процесс спецкурсы и спецсеминары по актуальным проблемам теории наций и национальных отношений, социалистического интернационализма, развития новой исторической общности — советского народа. Предусматривать программами этих видов занятий критический анализ империалистической и иной враждебной пропаганды по вопросам национальных отношений в СССР и братских странах социализма.
3. Кафедры социально-экономических дисциплин как проводники идей марксизма-ленинизма и пролетарского, социалистического интернационализма должны систематически оказывать помощь общенаучным и специальным кафедрам в разработке планов интернационального воспитания студентов в учебной и общественно-политической деятельности.
4. Эффективность организации интернационального воспитания студенчества во многом определяется степенью теоретической, мировоззренческой и методической подготовки преподавательского состава. Поэтому совершенно необходимой является учеба в этом плане самих преподавателей, и особенно преподавателей общенаучных и специальных дисциплин. Значительную роль в повышении идейно-теоретического уровня преподавателей в вопросах пролетарского, социалистического интернационализма играет высшее звено системы политического образования. Представляется целесообразным в этом звене организовывать специальные формы учебы преподавателей, предполагающие более углубленное изучение проблем интернационализма и имеющие целью подготовку интернационалистского актива.
5. Известно, что некоторая часть студентов не проявляет заинтересованности в общественной деятельности. Поэтому важной задачей остается необходимость развития самоуправления, саморегуляции в студенческой группе, укрепления ее связей с более широкой средой, направления ее деятельности на решение важных современных проблем общественной действительности. Большое влияние на повышение воспитательных возможностей студенческого коллектива может оказать эффективное использование различных форм социалистического соревнования между группами. Профкомам в организации социалистического соревнования коллективов групп предусматривать специальным пунктом обязательств активное участие студентов в деятельности, имеющей интернационалистскую направленность. Это будет стимулировать совместную интернационалистскую деятельность членов групп, развивать взаимную ответственность, требовательность, помощь.
6. Усилить лекционную пропаганду студентов по вопросам интернационального воспитания трудящихся масс. Преподавателям-обществоведам, руководителям школ молодого лектора больше уделять внимание отражению в лекционной пропаганде студентов таких вопросов, как:
— исторические преимущества и достижения реального социализма в сфере национальных отношений, высокий гуманизм курса партии на дальнейшее упрочение дружбы народов СССР;
— неискоренимость национального гнета и неравенства, национальных и расовых антагонизмов в мире капитала;
— значение пролетарского, социалистического интернационализма в историческом прогрессе, в мировой революционной борьбе и социалистическом строительстве;
— миролюбивая внешняя политика КПСС и Советского государства;
— действия прогрессивных и миролюбивых сил планеты, их совместные антивоенные выступления, направленные на разоблачение и срыв агрессивных замыслов империализма и реакции.
7. Партийным, комсомольским и профсоюзным организациям вузов теснее увязывать интернациональное воспитание студентов с их участием в деятельности местных комитетов защиты мира и комиссий содействия Советскому фонду мира.
8. Исследованием установлено, что студентами в сфере совместного досуга часто затрагиваются проблемы политики, морали и искусства, в которых так или иначе находят отражение различные аспекты интернационализма. Поскольку контакты между студентами во внеучебное время складываются в большинстве случаев стихийно, они далеко не всегда удовлетворяют их самих в вопросах информированности по личностно значимым проблемам, и еще чаще эти контакты не являются оптимальными с педагогической точки зрения. Педагогическим коллективам, комсомольским и профсоюзным организациям вузов полнее учитывать культурные и информационные потребности студентов, усилить идеологическое воздействие на сферу их неформального общения, сделать ее более управляемой, превратить в среду воспитания и самообучения, расширить способы этого общения молодежи по поводу учебной и общественной деятельности.
9. Недостатки в постановке интернационального воспитания в высших учебных заведениях сейчас в большинстве случаев определяются тем, что в этой сфере идейно-политической работы зачастую остаются в стороне партийные организации факультетов и кафедр, особенно общетеоретических и специальных дисциплин, а главное — студенческие партийные группы, в которых происходит повседневная деятельность коммунистов, посредством которых практически осуществляется влияние на основную массу молодежи. Учитывая это, партийным комитетам вузов следует наладить систематическое информирование по интернационалистским проблемам членов партийного бюро факультетов, партгруппоргов, а также обмен опытом работы первичных партийных организаций по интернациональному воспитанию студентов.
10. При городских комитетах ВЛКСМ целесообразно создать советы по интернационалистской работе, в функциях которых органически сочетались бы как методическая, так и организационная сторона. Они должны, с одной стороны, выступать в качестве квалифицированных помощников комсомольских организаций в постановке этой работы, а с другой — осуществлять координацию мероприятий, проводимых в вузах, предприятиях и учреждениях.
11. В настоящее время каждым высшим учебным заведением накоплен определенный опыт организации интернационального воспитания студенческой молодежи. Своеобразной формой обобщения лучшего опыта вузовских коллективов по данному направлению воспитательной работы могут служить городские семинары преподавателей кафедр общественных наук. Считать целесообразным на этих семинарах периодически рассматривать вопросы, посвящаемые анализу и обобщению практического опыта интернационального воспитания студентов, что позволит подводить итоги сделанному и намечать дальнейшие меры с учетом новых условий и задач.
В области интернационального воспитания студенчества имеется целый ряд важных и сравнительно мало исследованных проблем, которые требуют дальнейшего изучения и научно-методической разработки. Внимание преподавателей-исследователей следует направить на обстоятельное изучение таких вопросов, как:
I. Структура, механизм и тенденции развития и функционирования интернационалисткою сознания.
2. Формирование интернационалистских взглядов и убеждений студентов в процессе изучения истории, права, литературы, эстетики, педагогики и других общественных наук.
3. Воспитание студенческой молодежи в духе пролетарского, социалистического интернационализма и советского патриотизма в процессе занятий художественной самодеятельностью, физической культурой и спортом.
4. Интернациональное воспитание студентов в процессе производственной практики на промышленных предприятиях страны.
5. Развитие интернационалистского сознания студентов в условиях прохождения обменной практики в странах социалистического содружества.
Список литературы
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 14, 95.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 286.
- М, а р к с К. Георгу Гервегу. 26 октября 1847 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 417−419.
- Энгельс Ф. Карлу Каутскому. 7 февраля 1882 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 35, с. 219−224.
- Энгельс Ф. Лауре Лафарг. 20 июня 1893 г.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 39, с. 72−74.
- Энгельс Ф. Полю Лафаргу. 27 июня 1893 г.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 39, с. 75−79.
- Ленин В. И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн. собр. соч., т.2, с.81−110.
- Ленин В. И. Национальный вопрос в нашей программе.-Полн. собр. соч., т. 7, с. 233−242.
- Ленин В. И. Задачи революционной молодежи. Полн. собр. соч., т. 7, с. 341−356.
- Ленин В. И. 0 смешении политики с педагогикой. -Полн. собр. соч., т. 10, с. 355−358.
- Ленин В. И. Оценка Маркса международным либерализмом. Полн. собр. соч., т. 16, с. 466−470.
- Ленин В. И. Спорные вопросы. Полн. собр. соч., т. 23, с. 65−88.
- Ленин В. И. Тезисы по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 23, с. 314−322.
- Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. 113−150.
- Ленин В. И. Рецензия. Н. А. Рубакин. Среди книг. Полн. собр. соч., т. 25, с. 1П-П4.
- Ленин В. И. Положение и задачи социалистического Интернационала. Полн. собр. соч., т. 26, с. 36−42.
- Ленин В. И. 0 национальной гордости великороссов.-Полн. собр. соч., т. 26, с. 106−110.
- Ленин В. И. 0 поражении своего правительства в империалистической войне. Полн. собр. соч., т. 26, с.286−291.
- Ленин В. И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, с. 317−318, 227.
- Ленин В. И. Итоги дискуссии о самоопределении. -Полн. собр. соч., т. 30, с. 17−58.
- Ленин В. И. Итернационал Молодежи (Заметка).- Полн. собр. соч., т. 30, с. 225−229.
- Ленин В. И. Статистика и социология. Полн. собр. соч., т. 30, с. 349−356,
- Ленин В. И. Задачи пролетариата в нашей революции.-Полн. собр. соч., т. 31, с. 149−186.
- Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн. собр. соч., т. 36, с. 127−164.
- Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина. -Полн. собр. соч., т. 37, с. 188−197.
- Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Полн. собр. соч., т. 37, с. 235−238.
- Ленин В. И. Великий почин. Полн. собр. соч., т.39, с. 1−29.
- Ленин В. И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического Интернационала: Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам. Полн. собр. соч., т. 41, с. 161−168.
- Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
- Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об «ав-тономизации». Полн. собр. соч., т. 45, с. 356−362.
- Ленин В. И. И.Ф.Арманд. 20 ноября 1916 г. Полн. собр. соч., т. 49, с. 323−325.
- Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме: Сборник.. М.: Политиздат, 1969. — 623 с.
- ПАРТИЙНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- I. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с. 2. 2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии
- О 70-летии II съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС 4 апр.1973 года.-В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб. документов. М., 1977, с. 392−398.
- О 60-годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС 31 янв. 1977 г.-В кн.: Справочник партийного работника. М., 1978, вып. 17, с. 36−55.
- О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды: Постановление ЦК КПСС 27 февр. 1978 г. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1979, вып. 19, с. 358−361.
- О ПО-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС 13 дек. 1979 г. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1980, вып. 20, с. 343−352.
- О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февр.1982 г.-М.: Политиздат, 1982. 31 с.
- О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 14 с.
- КПСС о формировании нового человека: Сб. документов и материалов I965-I98I. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1982. — 686 с.• • •
- Документы ХУ1 съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 26−30 мая 1970 г. М.: Мол. гвардия, 1970. — 47 с.
- Документы ХУП съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 23−27 апр. 1974 г. М.: Мол. гвардия, 1974. — 47 с.
- Документы ХУШ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. 25−28 апр. 1978 г. М.: Мол. гвардия, 1978. — 32 с.
- XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 18−21 мая 1982 г.: Стеногр. отчет. М.: Мол. гвардия, 1982. Т. I. 415 с. — Т. 2. 415 с.
- Товарищ комсомол: Документы съездов комсомола, пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ. 1968−1982. М.: Мол. гвардия, 1983. — 544 с.
- ТРУДЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПСС И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
- ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО И РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
- Партийный архив Астраханского обкома КПСС (ПААф
- Волгоградский сельскохозяйственный институт522. Ф о н д523. Ф о н д524. Ф О н д525. Ф О н д4575 4865 Волгоградский политехнический институт 6848 0520 Волгоградский инженерно-строительный институт526. Фонд 10 774 527. Фонд 13 075
- Волгоградский институт физической культуры
- Партийный архив Саратовского обкома КПСС ПАС0
- Ф о н д 30 Саратовский горком КПСС
- Ф о н д 594 Саратовский обком КПСС
- Ф О н д 4158 Саратовский обком ВЛКСМ
- Ф О н д 4529 Саратовский горком ВЛКСМ
- Ф О н д 7 Саратовский политехнический институт533. Ф О н д 771
- Ф О н д 35 Саратовский государственный университет535. Ф О н д 652 п
- Ф О н д 171 Саратовский государственный медицинскийинститут537. Ф О н д 381 «16,. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Век XX и мир: Ежемес. бюллетень Сов. ком. защиты мира. Изд. объедин. ред. „Москоу Ньюс“, Нувель де Моску», «Новедадес де Моску» и «Анба Моску».- М., 1970−1983.
- Учитель: Орган парткома, ректората, комитета ВЛКСМ и профкома Волгоградского государственного педагогического института им. А. С. Серафимовича. Волгоград, 1970−1983.-I раз в нед.
- Коммунис т: Орган Саратовского областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов. Саратов, 1970−1983. — 6 раз в нед.
- Заря молодежи: Орган Саратовского обкома ВЛКСМ. Саратов, 1970−1983. — I раз в нед.
- За инженерные кадры: Орган парткома, ректората, месткома, профкома и комитета ВЛКСМ Саратовского политехнического института. Саратов, 1970−1983. — I раз в не д.
- Ленинский путь: Орган парткома, ректората, комитета ВЛКСМ, профкома и месткома Саратовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1970−1983. -I раз в нед.
- Медицинские кадры: Орган парткома, ректората, комитета ВЛКСМ, месткома, профкома Саратовского ордена Трудового Красного Знамени государственного медицинского института. Саратов, 1970−1983. — I раз в нед,
- МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ, СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
- Актуальные проблемы формирования и воспитания активности: Тез. докл. конф., Рига, 25−26 сент. 1979 г. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1979. — 176 с.
- Актуальные проблемы формирования научного мировоззрения студенческой молодежи: Материалы науч.-метод, конф. В 2-х вып. Красноярск: Б.и., 1975. Вып.1. 155 е.- Вып.2. 154 с.
- Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 142 с.
- Аношкин И. Ф. Вопросы патриотического и интернационального воспитания на современном этапе.- Вопр. истории КПСС, 1983, №. 8, с. I07-II8.
- Аношкин И. Ф. Интернационализм внутренней политики КПСС: Из теорет. наследия В. И. Ленина. М.: Политиздат, 1975, — 191 с.
- А н о ш к и н И. Ф. Интернационализм советского народа. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни :(Ме-тодол. и метод, вопр.). М.: Высш. школа, 1980. — 183 с.
- А р е ф ь е в, а Г. С. Социальная активность: (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). -М.: Политиздат, 1974. 230 с.
- Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
- Ас се ев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Баб о со в Е. М. Духовный мир советского человека. -Мн.: Беларусь, 1983. 334 с.
- Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей.-М.: Политиздат, 1982. 336 с.
- Бае тов Б. 0 природе интернациональных чувств. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 98 с.
- Балагушкин Е. Г., Ковалева M. М. Воспитательная работа в студенческом общежитии. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 55 с.
- Белоусов В. Об интернациональном воспитании трудящихся. М.: Политиздат, 1972. — 184 с.
- Бельков 0. А., Самойленко В. Ф. Интернациональное воспитание актуальная задача. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1981. — 80 с.
- Бенедиктов Б. А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Вышэйш. шк., 1983. — 224 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. -М.: Педагогика, 1983. 271 с.
- Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
- Бороноев А. 0. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 104 с.
- Боря з В. Н. Молодежь: Методол. проблемы исследования. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. — 155 с.
- Братство народов и интернациональное воспитание .'Материалы конф. Ташкент, 1974. — 267 с.
- Б у е в, а Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Бурмистрова Т. Ю. Интернациональное единство советского народа. Л.: Лениздат, 1982. — 143 с.
- Буте нко А. П. Социалистический образ жизни и формирование нового человека. М.: Знание, 1975. — 48 с.
- Б ы к И. С. Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах. Киев: Вища школа, 1982.-255 с.
- Бычкова Р. А. Национальная социалистическая культура и закономерности ее развития: Методол. вопросы. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. 176 с.
- Василенко В. А. Мораль и общественная практика.-М.: Изд-во МГУ, 1983. 176 с.
- Васина Э. Л. Социализм и воспитание масс. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 188 с.
- Ветошкин А. П. Студенчество в социальной структуре советского общества. Вестн. МГУ. Теория науч. коммунизма, 1974, № 3, с. 13−18.
- Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. М.: Мысль, 1980. — 318 с.
- Вишневский С. С. Воспитание коммунистической убежденности. М.: Мысль, 1983. — 189 с.
- Военно-патриотическое воспитание советской молодежи.-М.: Воениздат, 1983. 224 с.
- Вопросы активности студентов: Сб. статей. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 72 с.
- Вопросы воспитания: системный подход. Сб. статей.- М.: Прогресс, 1981. 136 с.
- Вопросы воспитания специалистов в вузе: Опыт комплекс.подхода. Сб. статей / Каз. пед. ин-т им. Абая. Алма-Ата: Каз. ГЛИ, 1977. — 66 с.
- Вопросы интернационального воспитания: Сб. статей. В 3-х вып. М.: Знание, 1970. Вып. I.-69 е.- Вып. 2.- 48 е.- Вып. 3.-72 с.
- Вопросы интернационального воспитания трудящихся: По материалам Всесоюз, науч.-практ. конф. в Тбилиси в окт.1976 г.-М.: Мысль, 1977. 382 с.
- Воспитание коммунистического мировоззрения у студентов в процессе преподавания общественных и специальных дисциплин: Тез. докл. респ. науч.-теоретической конф. Витебек, 1972 г. Витебск, 1972. — 245 с.
- Воспитание молодежи на ленинском примере: Meжвуз.сб.Драс-нояр. гос. ун-т. Красноярск: Изд-во КГУ, 1980. — 135 с.
- Воспитание общественной и профессиональной направленности личности: Сб. статей / Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск: Б. и., 1979. — 177 с.
- Воспитание общественно-политической активности студентов: Из опыта работы Казан, пед. ин-та. М.:Просвещение, 1979.-88 с.
- Воспитание советского патриотизма и социалистического интернационализма в трудовых коллективах: СНа материалах конкретно-сощгол. исслед. в Вост. Сибири). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1983. — 119 с.
- Воспитание студентов на ленинском примере. Саратов: Изд-во СГУ, 1977. — 318 с.
- Воспитанию комплексный подход: Сборник.- М.:Правда, 1979.-287 с.
- Воспитательная работа в вузе.(Некоторые вопросы теории и практики).- М.: Мол. гвардия, 1976. 176 с.
- Воспитывать патриотов и интернационалистов: Сборник.- М.: Знание, 1980. 80 с.
- Галаган А. И., Георгиева Т. С. Интернациональное воспитание студентов в учебном процессе. Соврем. высш. школа, 1980, № 3, с. 157−168.
- Ганчев Д. С. Изучение и формирование общественного мнения/Пер. с болг. М.: Мысль, 1983. — 208 с.
- Гизатов К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. 2-е изд., доп. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1982. — 272 с.
- Глезе рман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Головатый Н. Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982. — 142 с.
- Голотвин Ж. Г., Мирский Р. Я. Традиции советского Патриотизма. М.: Мысль, 1975. — 200 с.
- Грехнев В. С. Нравственное воспитание студентов высших учебных заведений страны во внеучебное время.- М.: НИИВШ, 1975. 55 с.
- Гроше в И. И. Сущность национальной политики КПСС.-М.: Мысль, 1982. 152 с.
- Г у д к о в, а В., Колчанова Ю. Третий трудовой. Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. — 224 с.
- Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания/Пер. с болт. М.: Прогресс, 1982. — 312 с.
- Д, а ш д, а м и р о в А. Ф. Этика социалистического интернационализма. Вопр. философии, 1979, 18, с. 3−15.
- ХХУ1 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук: Материалы Всесоюз. совещания зав. кафедрами обществ.наук.высш. учеб. заведений. Москва, 14−16 окт. 1981 г. М.: Политиздат, 1982. — 63 с.
- Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 304 с.
- Д ж у н у с о в М. С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент: Узбекистан, 1980. — 280 с.
- Диалектика интернационального и национального в развитии общественной мысли. Кишинев: Штиинца, 1984. — 231 с.
- Дмитриева М. С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. — 180 с.
- Додонов В. И. Формирование коммунистической убежденности: Материалы для преподавателей обществ, наук вузов. М.: Высш. школа, 1975. — 204 с.
- Д р о б и ж е в, а Л. М. Духовная общность народов СССР:
- Ист.-социол. очерк межнац. отношений. М.: Мысль, 1981.263 с.
- Духовная культура и развитие личности в современном обществе. Вопросы философии: Межвуз. сб./ Кишинев, гос. ун-т им. В. И. Ленина. Кишинев: Штиинца, 1977. — 151 с.
- Духовная культура развитого социализма и личность: Сб. статей. Л.: Изд-во ЛКИК, 1980. — 152 с.
- Дьяков А. П., 1ис те нгарте н В. С., Р, а хм, а н и н В. С. Партийная организация вуза и учебно-воспитательный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. — 177 с.
- Единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания студентов: Научно-метод. пособие для преподавателей вузов. М.: Высш. школа, 1984. — 223 с.
- Единство и преемственность в преподавании общественных наук. М.: Высш. школа, 1982. — 304 с.
- Единство обучения и воспитания в процессе преподавания общественных наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 115 с.
- Единство советского патриотизма и пролетарского интернационализма: Труды межвуз. науч. конф. 29 ноября 2 дек. 1966 г. /Отв. ред. М. А. Свердлин. — Волгоград, 1967.- 610с.
- Ефименко В. Ф., Батурин В. К. Формирование коммунистического мировоззрения студентов в процессе изучения естественных наук. М.: НИИВШ, 1983. — 32 с.
- Жите не в В. А. Воспитание политической культуры. -М.: Политиздат, 1983. 64 с.
- Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М.: Высш. школа, 1980. — 176 с.
- Загладин В. В. Развитие пролетарского интернационализма в современных условиях. Рабочий класс и современный мир, 1977, № I, с. 3−21.
- Зим ан ас Г. Образ жизни интернационалистов. Коммунист, 1982, № 16, с. 65−69.
- Иванов В. Идеология: характер и закономерности раз-витя / Пер. с болг. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
- Идейная направленность учебного процесса в техническом вузе: Методол. аспект. Львов: Вища шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1983. — 159 с.
- Идейно-воспитательная и общественно-политическая работа в ССО. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 120 с.
- Идеологический процесс и воспитание личности: Сб. статей / Пер. с болг. М.: Прогресс, 1980. — 328 с.
- Иконникова С. Н. Молодежь: Социол. и социально-психол. анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 166 с.
- Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости: Об актив, жизн. позиции соврем. молодого человека. Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.
- Интернационализация: сущность, тенденции, перспективы. -Минск: Беларусь, 1977. 174 с.
- Интернационализм многонационального коллектива.- Алма-Ата: Наука, 1984. 144 с.
- Интернационально-патриотическое воспитание и формирование личности социалистического общества: Труды межвуз. науч. конф. Волгоград, 1973. — 456 с.
- Интернационально-патриотическое воспитание студентов вовнеучебной работе: Материалы Всесоюз. науч.-метод, конф.-Волгоград, 1977. Вып. 2.-231 с.
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
- Высшее образование в СССР и за рубежом: Библиогр. указ. книг и журн. статей.1959−1969. М.: Высш. школа, 1972.462 с.
- Высшее образование в СССР и за рубежом: Библиогр. указ. книг и журн. статей (1970−1975). М.: Высш. школа, 1978.567 с.