Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности управления развитием общего образования в условиях рынка: На материалах Респ. 
Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В управлении развитием системы общего образования нужно исходить из следующих обстоятельств, учитывающих функционирование и размещение общеобразовательных школ: а) Подготовленность детей к школе не одинаковаочень хорошо подготовлены к обучению в школе 4,5%, достаточно хорошо — 20,6%, средне — 40,5%, ниже среднего — 16,4%, практически не были подготовлены — 15,7%. б) Формирование и развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Социально-экономические основы управления развитием общего образования
    • 1. 1. Системный анализ управления развитием общего образования. $
      • 1. 2. 0. собенности управления развитием общего образования на современном этапе
    • 1. 3. Удовлетворение потребности в образовании как фактор развития общего образования
    • 1. 4. Роль мотивации учения и труда в управлении развитием общего образования
  • Глава II. Управление развитием общего образования на уровне субъекта Федерации
    • 2. 1. Управление общим образованием и Федеральная программа развития образования
    • 2. 2. Специфика региональной организации общего образования в Дагестане
    • 2. 3. Размещение сети общеобразовательных школ в Республике Дагестан
  • Глава III. Организационно-экономический механизм управления развитием общего образования
    • 3. 1. Пути совершенствования управления общим образованием
    • 3. 2. Финансирование развития общего образования в условиях дефицита бюджета
    • 3. 3. Модель управления развитием общего образования. 105−113 Основные
  • выводы и предложения
  • Литература

Особенности управления развитием общего образования в условиях рынка: На материалах Респ. Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Осуществляемая в стране политика структурной переориентации экономики приобретает все более конкретную направленность, что связано с решением многих теоретических и практических задач в области образования. При этом развитию общего образования, раскрытию широких возможностей для учащихся в реализации своих интересов и способностей принадлежит ведущая роль, что обусловливает объективную необходимость целенаправленного учета региональных особенностей среднего образования, изучение которого на материалах Республики Дагестан до настоящего момента не стало предметом исследования.

В последние годы исследования в области экономики образования ограничиваются сферой деятельности, связанной с изменением численности обучающихся, научно-педагогического и вспомогательного персонала, фонда материально-технических средств и его размещения в сети учебных заведений, коммерциализацией отдельных звеньев системы образования. Такие расчеты и исследования необходимы и служат надежной базой для принятия решений о «количественном» развитии системы образования, оставляя вне внимания основополагающие вопросы качества, которые определяются спецификой развития общеобразовательной школы.

Возникли новые проблемы в организации общего образования, требующие глубокого осмысления и практического решения в плане увязки их с новыми тенденциями в развитии хозяйственного механизма и регулируемости рыночной экономики. Появились условия для демократизации и дифференциации обучения, широкого сочетания бесплатных и платных услуг в сфере образования. Не нашли системного обобщения ряд крупных изменений в области взаимоотношений образовательных учреждений с органами местного самоуправления и федеральными органами, не раскрыты региональные специфические особенности управления развитием системы общего образования на уровне субъектов Федерации.

Хозяйственный механизм в системе общего образования оказался не комплексным, так как, во-первых, не был подкреплен соответствующей материальной и финансовой базойво-вторых, имел определенную научную основу только на уровне отдельных учебных заведений, а не всей системы в целом. Необходим такой механизм, который системно отражал бы проблемы и задачи всех звеньев полного среднего образования, особенности управления его развитием.

Основная причина, что экономические преобразования на уровне образовательных учреждений не сопровождались нарастающим улучшением положения в системе общего образования, заключается в том, что финансирование и функционирование образования на данном уровне натолкнулись на рассогласованные внешние условия государства, регионов и слабо связанных между собой в условиях становления рынка различных ведомств и министерств.

Переход страны на новые условия хозяйствования и связанные с этим экономические преобразования требуют поиска новых форм и методов управления развитием общего образования. Сегодня управление развитием общего образования должно быть направлено на формирование научно-обоснованной образовательной политики, на основе которой возможно осуществить качественный рост эффективности образования. В настоящее время, как показали исследования, деятельность органов управления общим образованием недостаточно ориентирована на совершенствование управления развитием общеобразовательных школ, так как существующие в экономической литературе и применяемые на практике методы управления в сфере социально-культурных отраслей не соответствуют современному уровню рыночной экономики. Необходимо изучить, что такое управление развитием общего образования, чем оно принципиально отличается от управления ее текущим функционированием и как можно оценить эффективность управления развитием общеобразовательной школы.

В этой связи необходимы научная разработка и практическое внедрение элементов управления развитием системы общего образования на уровне субъекта федерации.

Усложнение взаимосвязей теории и практики актуализирует исследование проблем управления развитием региональной системы общего образования, направлений, форм, по которым образование оказывает все возрастающее воздействие на человека, производство и общественную жизнь страны. В связи с этим изучение реальной картины среднего (полного) общего образования в Республике Дагестан с теоретической и практической точек зрения, выработка научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием этой системы становятся актуальными.

Целью исследования является разработка теоретических и методических положений управления развитием системы общего образования в новых социально-экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью исследования в работе поставлен и реализован комплекс следующих задач:

— проанализированы и развиты теоретико-методологические основы управления развитием общего образования;

— исследованы и обоснованы понятия «образовательные услуги», «потребность в образовании», «управление развитием образования»;

— раскрыты экономические, демографические, организационно-педагогические факторы, влияющие на управление развитием общего образования;

— приложена методика анализа организационной структуры сети школ в субъекте федерации;

— разработаны организационно-экономические мероприятия по управлению развитием системы общего образования;

— разработана модель управления развитием системы общего образования.

Объектом исследования определена система общего образования Республики Дагестан.

Предметом исследования является процесс управления развитием общего образования в Республике Дагестан.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются законодательные акты и решения правительств Российской Федерации и Республики Дагестан по вопросам экономики образования, труды российских и зарубежных экономистов в области управления системой общего образования, отчетные и статистические данные Министерства образования и Министерства экономики Республики Дагестан, Государственного комитета по статистике РД.

Научная новизна исследования характеризуется следующими результатами:

— развиты теоретико-методологические основы управления развитием общего образования;

— классифицированы факторы, влияющие на управление развитием общего образования в условиях рыночной экономики;

— разработаны и обоснованы методические подходы к проведению анализа организационной структуры сети школ с учетом региональных особенностей;

— выявлены и обобщены организационноэкономические мероприятия, ориентированные на повышение эффективности управления развитием системы общего образования;

— предложена модель управления развитием системы общего образования.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что внедрение разработанных методических положений по управлению развитием системы общего образования, базирующихся на специфике образования Республики Дагестан и особенностях рыночной экономики, позволит общеобразовательным школам, органам управления образованием провести образовательную политику в соответствии с требованиями дня. Они могут также найти применение при разработке приоритетных направлений экономического, социального, педагогического и организационного развития общего образования и повышении эффективности управления развитием образования в регионе.

Апробация и практическое внедрение. Основные положения диссертационного исследования были доложены на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Дагестанского Государственного технического университета и Дагестанского государственного педагогического университета за 1996 и 1997 гг.

Предлагаемый в исследовании комплексный подход к управлению развитием общего образования апробирован в Министерстве образования Республики Дагестан, в школах Ленинского и Советского районов г. Махачкала и других образовательных учреждениях. По результатам диссертационного исследования опубликованы 4 работы общим объемом 1,6 п. л.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и предложений, списка использованной литературы. Объем работы — 129 страниц машинописного текста, 3 рисунка, 16 таблиц, библиография из 126 наименований.

Основные выводы и предложения.

1. В общей теории систем имеется ряд подходов к определению понятия «система основными из которых являются структурно — функциональный, абстрактный и логико — философский подходы.

Исследованиям проблем управления образованием в большей степени соответствует структурно — функциональный подход, когда образование рассматривается как комплекс некоторых взаимосвязанных элементов. Этот комплекс имеет определенную структуру и благодаря ей имеется возможность выделить систему образования как единое внутренне связанное целое.

2. Общее образование является необходимым условием для развития личности, служит общественным благом, воспроизводит интеллектуальный и культурный потенциал общества и поэтому менее подвержено рыночной конъюнктуре по сравнению с профессиональным образованием. К другим особенностям общего образования в новых условиях относятся :

— развитие его идей в направлении все более тесного взаимодействия экономической и социальной функций образования, их комплексного влияния на школьников;

— цели образования зависят не только от социально — экономических потребностей общества, но и от мотивов, интересов, ценностных ориен-таций детей и молодежи;

— расширение возможности учащимся для углубленных занятий по отдельным предметам, дифференциация процесса обучения, демократизация управления и признание региональных особенностей деятельности учебных заведений;

— для овладения профессиональными знаниями на более высоком уровне необходимо поднять уровень общеобразовательной подготовки и с каждым этапом этот рубеж будет возрастатьпрофессиональная школа должна строится приоритетно на базе полной средней школы;

— удовлетворение потребности членов общества в образовательных услугах — системе знаний, умений, навыков, обеспечивающих реализацию познавательных интересов обучающихся, создание условий для самоопределения и самореализации личности.

3. Управление развитием общего образования представляет собой комплексную систему мероприятий, реализуемых во взаимосвязи с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями различных форм собственности с учетом экономического, социального, научно-технического и других аспектов проблемы, а также особенностей территориального размещения населения.

4. В управлении развитием системы общего образования нужно исходить из следующих обстоятельств, учитывающих функционирование и размещение общеобразовательных школ: а) Подготовленность детей к школе не одинаковаочень хорошо подготовлены к обучению в школе 4,5%, достаточно хорошо — 20,6%, средне — 40,5%, ниже среднего — 16,4%, практически не были подготовлены — 15,7%. б) Формирование и развитие потребности в образовании учащихся основной школы зависит от планируемого ими уровня профессиональной подготовки и успеваемости учащихся 9-х классов, а также от выбора учащимися 9-х классов типа среднего образования и их успеваемости. Чем лучше учащийся успевает, тем более высокий уровень квалификации он планирует получить и желает получить полное среднее образование в общеобразовательной школе, а не в СПТУ, техникуме, вечерней школе. в) В различных регионах Дагестана на стремление выпускников девятых классов продолжить полное среднее образование удаленность средней школы не оказывает существенного влияния. Важной является степень территориальной доступности других каналов, посредством которых можно осуществить среднее образование (СПТУ, техникумы, вечерние школы и др.). По этой причине процент обучающихся в 10-х классах в школах горной и предгорной зон выше, чем в школах равнинной зоны и городов (соответственно, 65,0%- 65,2%- 51,3%- 48,0% от выпуска 9-х классов). г) В сфере учения и труда учащихся отчетливее, чем в других видах бытового и общественного поведения человека, можно увидеть существенные проблемы мотивации. Это происходит потому, что каждая из этих деятельностей достаточно предопределена поставленными в ней самой задачами: учение и труд носят при этом длительный характер и характеризуются ясно выраженной значимостью для человека.

Мотивация учения школьников непосредственно связана с выбором ими профессии, ибо профессиональное самоопределение личности разрешает в определенной степени противоречие между потребностью индивида в образовании и ее удовлетворением в качественном и количественном плане. Исследование также показало, что состав, структура и обобщенность мотивации учения характеризуются различными показателями у выпускников IX и XI классов. д) В Республике Дагестан сеть школ и другие образовательные учреждения складываются под влиянием социально-экономических, демографических, естественных, организационно-педагогических факторов. Необходимо учитывать географическое положение, характер природной среды, связь административного деления территории с зонами обслуживания школ. е) С изменениями в численности населения по регионам республики произошли и соответствующие изменения в сети общеобразовательных школ. Так, в горной зоне республики в 1984;85 учебном году было 796 школ с охватом 108 461 учащегося, а в 1992 году — соответственно 736 и 84 717. В предгорной зоне в 1984;85 учебном году было 261 школа с 61 489 учащимися, в 1992 году стало 257 школ и 57 793 учащийся .В равнинной зоне — соответственно 421 и 218 137, 583 и 246 538. Объясняется такое изменение в пользу равнинной зоны демографическими и миграционными процессами, происходящими в республике. Изменилось и соотношение между тремя ступенями общеобразовательной школы в сторону увеличения числа полных средних школ. В 1984;85 учебном году в общем количестве школ начальные школы составляли 30,72% (2,29% учащихся), восьмилетние школы — 21,24% (9,92% учащихся), полные средние школы — 48,04% (87,79% учащихся), а в 1995 году уже соответственно: 27,75% (1,92%) — 20,01% (8,68%) — 52,24% (89,40%).

5. Главной особенностью внедрения нового хозяйственного механизма в системе общего образования на региональном (республиканском) уровне является изыскание источников финансирования на муниципальном уровне. Предлагаются следующие основные направления этой работы под руководством органов местного самоуправления:

1) формирование местной образовательной политики;

2) создание региональных и муниципальных образовательных банков, фондов;

3) целенаправленное вхождение образовательных учреждений в рыночную экономику;

4) реализация права образовательных учреждений самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность;

5) организация экономического обучения учащихся и молодежи;

6) предоставление налоговых льгот для спонсоров, инвесторов образования.

6. Организационно-экономический механизм управления развитием общего образования включает в свою структуру: а) пути, средства, методы активизации управления развитиемб) направления изыскания дополнительных бюджетных и внебюджетных средств на финансирование общеобразовательной школыв) проведение экспертных оценок на предмет определения коэффициента эффективности управления развитием образования и разработки программ разных уровней А, В, Сг) сам процесс анализа и управления развитием общего образования по данной схеме.

7. Активизацию деятельности республиканских органов и органов местного самоуправления в области управления образованием необходимо осуществить по следующим направлениям:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области общего образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы общего образования;

3) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования, укрепление материально-технической базы, компьютеризация образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Вестник образования, 1996, № 6., с. 3 — 56.
  2. Закон РФ от 25.12.90 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
  3. Закон Республики Дагестан «Об образовании». В сб. «IX съезд учителей и работников образования Республики Дагестан». — Махачкала, 1995, с. 157 — 191.
  4. Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. Правда, 1990,1 $ октября.
  5. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник документов. М., Политиздат, 1987, с. 255.
  6. Общие принципы перестройки руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках на основе расширения их суверенных прав, самоуправления и самофинансирования. Правда, 1989, 14 марта.
  7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., Политиздат, 1984, с. 112.
  8. Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990, с. 239.
  9. Постановление ВС РФ от 23.1293 № 4191−1 «О некоторых вопросах налогового законодательства».
  10. Постановление правительства РФ от 13.05.1992 № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования».
  11. Программа развития образования в Республике Дагестан до 2000 года. в сб.: «IX съезд учителей и работников образования Республики Дагестан», Махачкала, 1995, с. 137−154.
  12. Постановление Правительства РФ «Об одобрении Федеральной программы развития образования в России» от 31.03.1994.
  13. Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18.08.94 № 1696.
  14. Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»
  15. Федеральный закон от 11.11.94 № 37-Ф «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды».
  16. Л. И. «Новый тип экономического мышления» М., Экономика, 1987, с. 189.
  17. А. Г. «Об экономических уроках перестройки». Экономика и математические методы, 1990, № 1, с. 70−82.
  18. Н. В., Бреслав Л. Б. Гинзбург А. И. «Как оценить стоимость специалиста». Вестник высшей школы, 1990, № 4. с. 6−11.
  19. Н. В., Бреслав Л. Б., Гинзбург А. И. «Экономическая оценка организации учебного процесса. (Управление, экономика и прогнозирование развития высшей школы)». Обзор, информ. НИИВШ. Вып. 3. М., 1988, с. 48.
  20. М. А. «Социально-экономический механизм взаимодействия образования и производства». Махачкала, 1991, с. 168.
  21. М. А., Хайбулаев М. X. «Управление профориентацией и вопросы трудовой подготовки школьников». Махачкала, 1986, с. 132.
  22. С. А. «Духовные ценности: производство и потребление». -М., Мысль, 1988, с. 345.
  23. В. Г. «Основы эффективной экономики (модели, закономерности перехода, механизмы реализации, региональные особенности, практические результаты)». Махачкала, 1996, с. 180.
  24. А. И. «Наука техника- экономика». — М., Экономика, 1989, с. 383.
  25. Ю. К. «Оптимизация учебно воспитательного процесса». — М., Просвещение, 1982, с. 192.
  26. В. И. «Вопросы финансирования народного образования». М., Финансы, 1971.
  27. Г. С. «Экономический анализ и человеческое поведение», «Теория и история экономических и социальных институтов и систем». М., Начала — пресс, 1993. Том I, вып. 1.
  28. С. Я. «Подготовка рабочих в средних профессиональнотехнических училищах». М., Педагогика, 1988, с. 173.
  29. Бестужев Лада И. В. «Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования» в кн. «Детность семьи: вчера, сегодня, завтра». — М., Педагогика, 1988, с. 205.
  30. Бестужев Лада И. В. «К школе XXI века». — М., Педагогика, 1988, с. 255.
  31. Т. «Основы демократизации образования в Югославии». -М., Просвещение, 1988, с. 151.
  32. В. Ф. «Реформа школы и профессиональная ориентация школьников», М., Педагогика, 1988, с. 120.
  33. О. Л. «Система образования в ФРГ. Обзорная информация». М., 1991.
  34. А. А. «О проблемах формирования экономического механизма функционирования высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям-', «Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школы». Красногорск, 1992, с. 78.
  35. П. А. «Система образования в европейских странах СЭВ». М., Наука, 1989, с. 133.
  36. Г. X. «Стимулирующая роль оплаты труда в социально -культурных отраслях». М., Экономика, 1988, с. 208.
  37. Т. С. «Образование, как структура культуры», «Информационно технологическая революция и подготовка кадров в США».- М., Департ. Культуры Междунар. Центра сист. обучения»., 1992.
  38. Государство и образование: опыт стран Запада. Сб. обзор. М., 1992.
  39. О. С. «К методике выявления мотивации у школьников». В сб.: «Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников». Ростов — на — Дону, 1975, с. 158−170.
  40. М. С. и др. «О согласовании звеньев системы образования». -Вестник высшей школы, 1989, № 7, с. 53−59.
  41. Дагестан на пути в будущее: социально экономические преобразования. Тематич. сборник. — Махачкала ИСЭИ ДНЦ РАН, 1996, с. 175.
  42. В. В. «Проблемы развивающегося обучения» М., Педагогика, 1986, с. 245.
  43. Г. «К новой модели человека». МЭиМО, 1989, № 9, с. 65−74.
  44. Г. М. и др. «Научно технический потенциал: структура, динамика, эффективность». — Киев, Наукова думка, 1988, с. 347.
  45. С. А. «Рабочая сила в системе рыночных отношений». Изд-во СПб УЭФ, 1992.
  46. С. А. «Основы теории человеческого капитала». Изд-во СПб УЭФ, 1994.
  47. Я. А. И др. «Системное моделирование и оптимизация в экономике». Киев, Наукова думка, 1976, с. 254.
  48. JI. Н., Кириченко И. В. «Экономическая роль общеобразовательной поготовки трудовых ресурсов». М., Экономика, 1983, с. 128.
  49. В. С. «Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы». Киев — Одесса, 1982, с. 151.
  50. А. Н. «Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые». М., Наука, 1985, с. 160.
  51. В. А. «Экономика образования». М., Экономика, 1969, с. 236.
  52. Е. Н., Ляляев В. Г. «Планирование развития высшего образования». М., изд-во МГУ, 1977, с. 84.
  53. Е. Н. «Совершенствование комплексного планирования и подготовки кадров». Экономические науки, 1980, № 1, с. 61−70.
  54. Е. Н. «Методические вопросы определения плановой потребности в специалистах и научных кадрах и планирование их подготовки». М., СЭВ, 1981, с. 18−25.
  55. Е. Н. «О хозяйственном механизме в непроизводственной сфере». В сб.: «Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма». М., Изд-во МГУ, 1990, с. 4−12.
  56. В. М., Ященко В. Е. «Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития». Под редакцией А. Я. Савельева. М., НИИВШ, 1988, с. 52.
  57. В. М. «Принципы нового экономического механизма системы профессионального образования». В сб.: «Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма». М., Изд-во МГУ, 1990, с. 4−12.
  58. А. П. «Определение потребности в специалистах и затрат на их подготовку (методологические вопросы)». JI., Изд-во ЛГУ, 1984, с. 111.
  59. Л. «Образованность, профессионализм и перестройка». -Коммунист, 1988, № 19, с. 85−92.
  60. В. А. «Социально-экономические проблемы молодежи в буржуазном обществе». М., Знание, 1985, № 4. с. 64.
  61. . И. «Экономико-управленческие аспекты развития системы непрерывного образования». В сб. «Формирование единой системы непрерывного образования». М., ВИПК, 1988, с. 71−83.
  62. Е. Д., Беляева И. Ф. «Отношение к труду молодых рабочих: ценностно мотивационные аспекты». Научный доклад по теме 1.1.9 НИИ труда Госкомтруда СССР. — М., 1987, с. 270.
  63. В. В. «Экономика образования: иллюзии и факты». М. Мысль, 1985, с. 171.
  64. В. Е. «Экономическая эффективность образования», Вопросы экономики. 1977, № 9, с. 55−67.
  65. Д. Л. «Динамика профессиональных ориентаций молодежи Сибири: опыт социологического исследования». Новосибирск, 1977, с. 172.66. «Концепция непрерывного образования». Народное образование, 1989, № 10, с. 3−12.
  66. В. П. «Образовательный потенциал общества». Известия АН СССР. Серия экономическая, 1974, № 6, с. 19−30.
  67. Ф. «Кризис образования в современном мире: системный анализ». М., Прогресс, 1970, с. 248.
  68. О., Романов И., Самохвалов А. «Компьютеры, информация и управление». Коммунист, 1989, № 3, с. 42−47.
  69. М. Л. «Экономика образования и школьная практика». Советская педагогика, 1989, № 10, с. 59−64.
  70. М. Л. «Методы и формы совершенствования управления народным образованием». М., МГПИ, 1983, с. 148.
  71. В. С. «Содержание образования». М., Высшая школа, 1989, с. 360.
  72. Н. П. «Образование в условиях интенсификации экономики». М., Педагогика, 1989, с. 192.
  73. П. П. «Социальное развитие коллектива и изменеие содержания труда». М., Экономика, 1978., с. 115.
  74. Материалы по переводу учреждений и организаций на новые условия хозяйствования. М., НИИВШ, 1989.
  75. В. Ф. «Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа». М., Изд-во МГУ, 1988, с. 271.
  76. В. Л., Каныгин Ю. М. «Экономические проблемы информатики». Прикладная информатика, вып. I (10). М., Финансы и статистика, 1986, с.5−23.
  77. А. К. и др. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников». М., Педагогика, 1983. С. 65.
  78. Г. Г. «Вопросы развития системы образования в стране». -Известия АН СССР. Серия экономическая, 1988, № 5, с. 103−110.
  79. Ф. «Производство и распределение знаний в США». М., Наука, 1966, с. 486.
  80. П. А. «Экономическое развитие региона: программный подход». М., Наука, 1983, с. 224.
  81. В. Б. «Век образования». М., Педагогика, 1990, с. 176.
  82. . 3. и др. «Системный подход к организации управления». -М., Экономика, 1983, с. 224.
  83. Г. М., Чирков А. Е. «Мир профессий в ценностных представлениях старшеклассников». Школа и производство, 1989, № 6, с. 16−19.
  84. Ю. Д. «Управление социальным развитием отрасли». М., Экономика, 1986, с. 192.
  85. Н. Н., Татур Ю. Г. «Технологический вызов новая революция в образовании?». Вестник высшей школы, 1988, № 1, с. 13−21.
  86. А. Э. «Автономизация, занятость, образование». Вестник высшей школы, 1988, № 8, с. 48−55.
  87. Ф. «Рынок и новая система образования». Экономические науки, 1991, № 2.
  88. Е. Н., Евстигнеева Т. А. «Проблемы финансирования образовательных услуг». Финансы СССР, 1991, № 11, с. 16−22.106. «Роль народного образования в повышении эффективности общественного труда». Сборник научных трудов. Свердловск, 1983, с. 110.
  89. М. Н., Рубинина JI. Я. «Общественные потребности, система образования, молодежь». М., 1988, с. 224.
  90. Е. В. «Российское образование. Дороги реформ». Махачкала, изд-во «Юпитер», 1994, с. 232.
  91. А. И. «Япония: экономика и образование». М., Наука, 1982, с. 245.
  92. Н. К., Хлебников А. П. «Пути совершенствования транспортного обслуживания школьников в сельской местности Белорусской ССР». В сб.: «Вопросы экономики, организации и планирования народного образования». Минск, 1977, с. 90.
  93. К. И. «Финансирование народного образования». М., Финансы и статистика, 1985, с. 86.
  94. Н. С. «Управление общеобразовательной школой: вопросы теории и практики». М., Педагогика, 1982, с. 144.
  95. Соглашение между Правительством Республики Дагестан и Министерством образования Российской Федерации о сотрудничестве в сфере образования». В сб.: «IX съезд учителей и работников образования Республики Дагестан». Махачкала. 1995, с. 193−197.
  96. Социально-экономические проблемы народного образования. Под ред. Жамина В. А., Костаняна С. JI. М., Просвещение, 1989
  97. Н. А. «Ускорение и реформа общеобразовательной школы». М. Советская Россия, 1988, с. 112.
  98. Д. И., Жильцов Е. Н. «Экономика, организация и планирование высшего образования». М., Высшая школа, 1988, с. 177.
  99. Л. И. «Эффективность и качество работы непроизводственной сферы». М., Экономика, 1984, с. 124.
  100. Л. И. «Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания». М., МГУ, 1988, с. 52.
Заполнить форму текущей работой