Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие торговых бизнес-сетей на кластерной основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой процесс глобализации экономики в целом и торговли, в частности, привел к тому, что и в России возникли и сформировались компании-лидеры, занимающие главные позиции в структуре общего оборота, увеличилась их финансовая мощь, усилилась устойчивость в конкурентной борьбе, повысились возможности использования достижений научно-технического прогресса. Как следствие, возникло такое явление, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Торговля в России в условиях глобализации экономики
    • 1. 1. Понятие и проявление глобализации в мировой экономике
    • 1. 2. Влияние общемировых тенденций глобализации на развитие торговли России
    • 1. 3. Теория создания торговых бизнес-сетей с позиций кластерного подхода как формы пространственной организации рынка потребительских товаров
  • Глава 2. Механизм формирования торговых сетей России в условиях глобализации
    • 2. 1. Особенности формирования торговых сетей в России
    • 2. 2. Механизм управления кластером при формировании торговых сетей. Социально ориентированный торговый кластер
    • 2. 3. Состояние торговли и торговые сети в Новосибирской области
  • Глава 3. Перспективы создания и развития торговых сетей потребительской кооперации в сельском сегменте рынка
    • 3. 1. Изменение парадигмы развития потребительской кооперации в условиях глобализации. Конкурентные позиции при создании торговых сетей
    • 3. 2. Торговые сети на кластерной основе в потребительской кооперации. Оптово-розничные объединения как новый формат сельской торговой бизнес-сети

Формирование и развитие торговых бизнес-сетей на кластерной основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Торговля как отрасль сферы услуг является частью экономики страны, интегрирует все современные тенденции развития бизнеса. Эволюция форм и методов торговли привела к возникновению и параллельному существованию разнообразных традиционных типов предприятий розничной торговли и новых форматов магазинов. Каждому типу (формату) присущи свои конкурентные преимущества, а сочетание их при создании глобальных торговых сетей может резко усилить конкурентоспособность предприятий, входящих в такую сеть.

Разнообразие форматов магазинов, способов их интеграции в торговую сеть, объединение с другими субъектами рынка потребительских товаров, трансформация торговых сетей в бизнес — сети обусловили необходимость выявления современных тенденций их развития, преимуществ и угроз внешней среды, условий повышения конкурентоспособности, совершенствования механизма управления.

Глобализация торговли и возвращение к идеологии социально — ответственного бизнеса в стране вызвали потребность в обосновании возможности кластерного подхода к формированию и развитию торговых бизнес — сетей, что требует решения соответствующих исследовательских проблем, в частности механизма управления кластером при формировании торговой бизнес — сети.

Теория кластеров возникла при создании территориально — производственных комплексов (ТПК), однако в ней не уделялось должного внимания рынку потребительских товаров как важнейшему элементу среди поддерживающих отраслей корневого бизнеса, он оставался за чертой теории и методологии кластера.

Регионы заинтересованы в пространственной организации рынка потребительских товаров, в местных торговых бизнес — сетях, активно участвующих в жизнеобеспечении населения и формировании бюджета территориальных образований. Эти цели достигаются в оптимальные сроки и с наибольшим эффектом на основе кластерного подхода и имеют особенности реализации в городском и сельском сегменте рынка. Поэтому в качестве актуальных определилась проблема выявления специфики пространственной организации рынка потребительских товаров, продвижение торговых сетей в сельскую местность, местом и ролью в этом процессе потребительской кооперации, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы.

Проблемы развития современных форм и методов торговли в зарубежных странах и в России под воздействием процесса глобализации, противостояния российских торговых организаций в конкуренции с иностранными торговыми сетями нашли отражение в публикациях Александрова Ю., Борисова М., Войцеховского О., Гунякова Ю., Данилевского Ф., Зайцевой Е., Измайловой В., Корецкой Л., Новикова В., Петровой А., Подшивалова В., Терещенко Н. Новые форматы магазинов, специализация торговой сети, проблемы эффективности и качества торговых процессов представлены в публикациях Бакаевой В., Исаенко Е., Салия В., Снитко Л., Тарасовой Е., Телятни-кова Э., Чкаловой О. Сельский сегмент рынка потребительских товаров исследовали Бейдель Т., Бернвальд А., Радольская И., Садальский С. Ряд авторов обозначил проблему развития рынка потребительских товаров на кластерной основе: Аганбегян А., Бандман М., Гранберг А., Белякова Г., Бляхер Л., Марков Л., Намханова М., Новоселов А., Таловский А., Шнипер Р., Ягольницер. Тем не менее нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы формирования и развития торговых сетей, их трансформация в бизнес-сети на кластерной основе.

Цель диссертации — теоретическое обоснование и разработка инструментов формирования и развития торговых бизнес-сетей на кластерной основе в условиях глобализации.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

— выявить общемировые тенденции глобализации и их влияние на развитие торговых сетей и формирование отечественной торговой инфраструктуры;

— изучить особенности и тенденции развития глобальных сетей в России;

— исследовать процесс трансформации торговых сетей в бизнес — сети, дать определение бизнес — сети, сформулировать ее признаки, расширить классификацию, выявить современные тенденции, конкурентные преимущества и угрозы развитию;

— изучить теоретические и методологические положения кластерной организации рынка потребительских товаров, возможности использования кластерного подхода к формированию торговых бизнес-сетей;

— сформулировать принципы пространственной организации регионального рынка потребительских товаров, формирования региональных торговых бизнес-сетей с учетом кластерного подхода;

— предложить механизм формирования торговых бизнес-сетей, организованных на кластерной основе;

— показать преимущества оптово-розничных объединенийкак, нового формата торговой бизнес-сети, реализующей принципы кластерного подхода на сельском сегменте рынка потребительских товаров.

Объект исследования — организационно — экономические формы предприятий и организаций, образующих торговые бизнес-сети и экономические отношения между ними.

Предмет исследования — механизм формирования и развития бизнес-сетей на кластерной основе.

Область, исследования — 15 110 «Современные тенденции-развития организационно — экономических форм хозяйствования в сфере услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки), по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг).

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам глобализации в сфере обращения, торговым бизнес-сетям, теории и методологии кластеров.

В процессе исследования использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, единство исторического и логического, экономико-статистические методы сбора, группировки и обработки данных.

Особенность методологии исследования состоит в том, что создание торговых сетей увязывается с пространственной организацией рынка потребительских товаров с позиций кластерного подхода.

Информационной основой исследования послужили данные официальной государственной, муниципальной статистики, а также данные ведомственной статистики* Центросоюза Российской Федерации. Эмпирическую базу исследования составляют законодательные и нормативные акты, публикации в научных изданиях, данные справочников, материалы периодической печати, научно-практических конференций, а также собственные данные и наблюдения.

Научная новизна диссертационного исследования.

Основные результаты научного исследования, полученные автором и составляющие научную новизну, заключаются в следующем:

— на основе выявленных тенденций пространственной организации регионального рынка потребительских товаров предложена классификация торговых сетей по новому признаку — форме интеграции и обоснована трансформация классических торговых сетей в бизнес — сети;

— уточнено понятие торговой бизнес — сети, отличающееся от традиционного определения тем, что бизнес — сеть рассматривается как форма пространственной организации рынка потребительских товаров и включает, дополнительно к существующим, признаки территориальной интеграции, отраслевой диверсификации, кластерного формирования.

— обоснована возможность использования кластерного подхода к формированию торговых бизнес-сетей, где в качестве корневого бизнеса на территории выступает розничная торговля, целям которой подчинена деятельность всех прочих субъектов кластера (производство потребительских товаров, заготовки сельскохозяйственных продуктов, общественное питание, бытовые услуги и т. д.), сформулированы принципы интеграции в бизнес-сеть субъектов разных организационно-правовых форм;

— разработан механизм формирования торговой бизнес-сети, отличающийся от известных учетом формы интеграции и степени экономической взаимосвязанности участников кластера.

— рекомендован новый формат и механизм управления бизнес-сетью для сельского сегмента рынка в форме оптово-розничного объединения потребительской кооперации, сформулированы идентификационные признаки и условия его развития, предложена организационная структура управления для регионального и первичного звена потребительской кооперации;

Практическая значимость работы заключается в конкретных методических рекомендациях и предложениях по пространственной организации рынка потребительских товаров, созданию торговых бизнес-сетей в регионе, j в том числе в сельском сегменте рынка потребительских товаров.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в разработке Концепции развития рынка потребительских товаров Новосибирской области до 2025 года акт о внедрении от 31.10.2008 г. № 15 370−22/6215), в деятельности потребительского общества «Ленинск-Кузнецкая межрайбаза» Кемеровской области (акт о внедрении от 03.09.2008 г. № 348), в программе развития Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) на 2008;2011 годы (акт о внедрении от 17.10.08 № 8), в Концепции и программе развития рынка потребительских товаров Томской области до 2015 года (акт о внедрении от 03.10.2008 г. № 21).

Основные результаты исследования докладывались на конференциях различного уровня: на Всероссийской научной конференции молодых ученых — преподавателей и аспирантов «Эффективность и рациональность по законам нравственности и духовности» (Москва, 2005 г.), IX Международная конференция «Торговля в России» (Москва, 2006 г.) — Международная научно — практическая конференция «Кооперация: история, теория, экономика, управление» (Новосибирск, 2008 г.).

Научные публикации. По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом 3,7 п.л. (авторские 3,0 п.л.), в том числе три авторские статьи объемом 1,4 п.л. в ведущих журналах, рекомендованных ВАК России.

Объем и структура диссертационной работы. Работа изложена на 165 страницах, состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка, включающего 105 наименований, содержит 16 рисунков, 13 таблиц, 7 приложений.

Выводы по первой главе.

Глобализация — ключевое понятие, характеризующее процессы развития в 21 веке. Характерная черта глобализации в экономике — сочетание процессов автономизации и интеграции. Вектор её движения — формирование новой экономической среды в производстве, обращении, потреблении.

Глобализация в сфере обращения проявилась в концентрации и интернационализации рынка потребительских товаров, создании торговых сетей и соответствующих им новых форматов торговых предприятий.

Изучение литературных источников, статистической информации, собственные исследования и наблюдения позволили сформулировать новые тенденции, свойственные мировому ритейлу, оказавшие влияние на развитие торговли России: объединение в сети независимых магазинов, использование модели франчайзинга как способа интеграции, дифференциацияконцентрация объёмов продаж у небольшой группы ритейлеолв, интенсификация процессов сигментации рынка, усиление влияния сетей на производство, повышение доходности ритейла, преобладание среди сетей продовольственных, появление кооперативных сетей.

Проникновение мировых сетей в Россию сдерживается бюрократическими преградами на этапе вхождения, таможенными барьерами, недостатками налогового законодательства и законодательной базы по защите прав собственности.

Под влиянием общемировых тенденций можно прогнозировать существенные изменения в отечественной торговой инфраструктуре: дальнейшее, развитие торговых сетей, формирование национальных и расширение географии региональных сетей, сокращение доли неорганизованной торговли, усиление конкуренции, усиление давления на производителей.

Особенность методологии нашего исследования состоит в том, что создание торговых сетей увязывается с пространственной организацией рынка потребительских товаров с позиций кластерного подхода. Это означает, что рассматриваются две фазы торговой сети: классические сети и бизнес-сети, работающие на укрепление стратегических позиций территории, что особенно важно для сельских территорий.

Пространственная организация рынка потребительских товаров сельской территории должна осуществляться на кластерной основе. Кластерный подход снимает многие противоречия: оптимизируется достижение единой цели — обслуживание населения на территориисохраняется автономность организаций на территориисоздаются условия для объединения в территориальном кластере субъектов любых форм собственностипроявляется возможность координации деятельности всех участников кластера со стороны органов местного самоуправления и т. п.

Для кластерного подхода характерен корневой бизнес, на котором сосредотачиваются основные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Кластерная основа придаёт торговым сетям более свободную форму организации, где субъекты рынка связаны не уставными, а договорными отношениями, гармонизирующими совместные усилия по достижению общей цели, но сохраняющими цели каждого субъекта кластера. Организационно-правовой основой кластера при формировании торговых сетей могут стать ассоциация, союз на договоре, холдинг, коммерческое и некоммерческое партнерство.

Сформулированы общие принципы создания таких интегрированных сетей: добровольность вхождения на основе общности экономических интересовсвобода выбора организационно-правовой формы объединенияравноправие в совместной деятельности и взаимовыгодное сотрудничество участниковдоговорная основа экономических отношений между участниками.

Таким образом, кластерная основа расширяет возможности пространственной организации рынка потребительских товаров за счет вовлечения в сетевой ритейл России независимых магазинов и потребительской кооперации с ее торговым корневым бизнесом и поддерживающими отраслями.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

2.1. Особенности формирования создания торговых сетей в России.

Мировой процесс глобализации экономики в целом и торговли, в частности, привел к тому, что и в России возникли и сформировались компании-лидеры, занимающие главные позиции в структуре общего оборота, увеличилась их финансовая мощь, усилилась устойчивость в конкурентной борьбе, повысились возможности использования достижений научно-технического прогресса. Как следствие, возникло такое явление, как глобализация в отечественной торговой отрасли, увеличились масштабы хозяйствующих субъектов и усилилось их влияние на все процессы развития торговли. Глобализация в России проявилась в виде появления торговых сетей, новых форматов магазинов, более крупных по объемам деятельности, интегрирующих в себе ориентацию на конкретную группу покупателей, на единую ценовую политику, универсальное технико-технологическое обеспечение, единую технологию продаж и систему управления. Развитие торговых сетей в России обусловлено глобализацией мировой торговли, с одной стороны, и стабилизацией отечественного рынка, с другой стороны. На российском рынке доминируют следующие продовольственные (табл. 2.1) и непродовольственные сети (2.2).

Изучение формирования и функционирования торговых сетей в России показало, что происходит процесс их трансформации в торговые бизнес — сети, появляются новые формы объединения торговых предприятий в сети. Это вызвало необходимость во внесении дополнений, развивающих теорию торговых сетей их классификацией, обоснованием направлений трансформации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования автор пришел к следующим выводам:

В эволюции бизнеса вообще и в торговле в частности можно выделить следующие потенциальные векторы:

— общая глобализация бизнеса;

— значительное влияние мировых глобальных тенденций на российский рынокстановление и качественный рост национальных компанийрасширение влияния транснациональных и национальных компаний на сибирский рынок потребительских товаров;

— расширение сферы применений достижений научно-технического прогресса, широкое внедрение информационных технологийувеличение первоначальных финансовых затрат.

В торговле эти тенденции проявляются в увеличении доли торговых сетей и снижении удельного веса независимых магазинов в товарообороте.

На российском потребительском рынке одновременно действуют торговые предприятия, использующие традиционные формы обслуживания с устаревшим оснащением и применяющие новейшее оборудование и современные технологии. Велика доля независимых магазинов и объектов неорганизованного рынка, но, тем не менее, процесс формирования крупных торговых сетей ускоряется, а темпы их развития превосходят аналогичные европейские и мировые показатели, хотя это скорее подчеркивает неразвитость российского рынка и его большую емкость.

Сдерживающими факторами развития торговой отрасли в России являются: низкая покупательская способность населениядорогие кредитные ресурсыслабая поддержка государством, а также органами местной власти и управления мелкого и среднего бизнесабюрократия и коррупция на местном уровнеслабая законодательная база, регламентирующая развитие торговой отрасливысокая налоговая нагрузкадефицит квалифицированного управленческого персонала.

Нами сформулированы новые тенденции, свойственные мировому ри-тейлу, оказавшие влияние на развитие торговли России: объединение в сети независимых магазинов, использование модели франчайзинга как способа интеграции, дифференциация, концентрация объемов продаж у небольшой группы ритейлеров, интенсификация процессов сигментации рынка, усиление влияния торговых сетей на производство, повышение доходности ри-тёйла, появление кооперативных сетей, трансформация торговых сетей в торговые бизнес — сети.

Под влиянием общемировых тенденций можно прогнозировать существенные изменения в отечественной торговой инфраструктуре: дальнейшее развитие торговых сетей, формирование национальных и расширение географии региональных сетей, сокращение доли неорганизованной торговли, усиление конкуренции и давления торговых сетей на производителей.

Особенность методологии нашего исследования торговых сетей состоит в увязке их создания с пространственной организацией рынка потребительских товаров с позиций кластерного подхода. Это означает, что торговые сети рассматриваются более глубоко, чем отраслевые, а именно как бизнес-сети.

Пространственная организация рынка потребительских товаров для сельской территории должна осуществляться на кластерной основе. Кластерный подход снимает многие противоречия: оптимизируется достижение единой цели — обслуживание населения на территориисохраняется автономность организаций на территориисоздаются условия для объединения в территориальном кластере субъектов любых форм собственностипроявляется возможность координации деятельности всех участников кластера со стороны органов местного самоуправления и т. п.

Для кластерного подхода характерен корневой бизнес, на котором сосредотачиваются основные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Кластерная основа придаёт торговым бизнес — сетям более свободную форму организации, где субъекты рынка связаны не уставными, а договорными отношениями, гармонизирующими совместные усилия по достижению общей цели. Организационно-правовой основой кластера при формировании торговых сетей могут стать ассоциация, союз на договоре, холдинг, коммерческое и некоммерческое партнерство.

Мы сформулировали общие принципы создания таких интегрированных торговых бизнес — сетей: добровольность вхождения на основе общности экономических интересовсвобода выбора организационно-правовой формы объединенияравноправие в совместной деятельности и взаимовыгодное сотрудничество участниковдоговорная основа экономических отношений между участниками. Кластерная основа расширяет возможности пространственной организации рынка потребительских товаров за счет вовлечения в сетевой ритейл России независимых магазинов и потребительской кооперации.

Таким образом, методология создания торговых сетей в России содержит такие новые компоненты:

— понимание торговой сети как формы пространственной организации рынка потребительских товаров и услуг на основе территориальной интеграции и отраслевой диверсификации;

— классификация по новому признаку — способ интеграции в торговую сеть;

— определение торговой классической и торговой бизнес — сети.

— уточнение признаков торговой сети, их разделения на первичные и вторичные;

— подход к торговым сетям как инновационному механизму управления торговым капиталом, позволяющим получать синергетический эффект от взаимодействия, взаимодополняемости участников объединения;

— констатация закономерности трансформации классических торговых сетей в бизнес — сети;

— понимание сетевой торговли как сетевого бизнеса, то есть шире, чем категории отрасли, а самой сети как торговой бизнес-сети;

— признание необходимости параллельного развития альтернативной классическим сетям форм пространственной организации рынка потребительских товаров — ассоциированного независимого ритейла, франчайзинга, кооперативных торговых сетей, оптово-розничных объединений как специфического формата сельской кооперативной торговой сети;

— выделение этапов становления и развития отечественного ритейла, выявление тенденций современного этапа.

Мы пришли к выводу, что механизмом управления кластером при формировании торговых бизнес — сетей являются договоры, даже в потребительской кооперации, где во внутрисистемных экономических отношениях между потребительскими обществами и союзами они, как правило, не практикуются, предложили предпочтительную форму договора для каждого вида объединения в торговую сеть.

Механизм управления кластером определяется организационно-правовой формой объединения. Для классических торговых сетей с сильной вертикалью коммерческого управления предпочтение отдается холдингу. Для сетевого ритейла независимых магазинов эффективна ассоциация как более свободная форма объединения, сохраняющая юридическую самостоятельность каждого субъекта. Для организаций потребительской кооперации сохраняется объединение в форме союза на уставе, дополненные отношениями на договоре, но возможно и некоммерческое партнерство.

Существует много вариантов договоров (соглашений), которые обеспечивают разную степень обязательств и ответственности: соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, договор простого товарищества, простого негласного товарищества, агентский договор и др. При объединении в кластер мы отдаем предпочтение агентскому договору, поскольку он дает преимущества при использовании режимов налогообложения.

В составе торговых бизнес — сетей, образованных на кластерной основе, выделяются социальные кластеры, отличающиеся от всех остальных социальной ориентацией торговой деятельности, политикой протекционизма региональным производителям, участием органов власти и управления в кластере и осуществлением ими систематического контроля за качеством и ценами товаров произведенных и реализуемых субъектами кластера.

Положительной тенденцией, по нашему мнению, является возникновение и усиление конкуренции не только между отечественными предпринимателями, но и между российскими, с одной стороны, и западными и восточными компаниями, с другой стороны.

Для Сибири в целом, Новосибирской области, в частности, характерны те же элементы влияния мировых и национальных глобальных сетей. Сценарий в основном повторяет их развитие в Москве и Санкт-Петербурге с той лишь разницей, что осуществляется с временным лагом (отставанием).

В целом инфраструктуру потребительского рынка Новосибирской области можно считать недостаточно развитой. В перспективе ожидается приход московских и западных конкурентов, что ускорит сокращение количества независимых магазинов и доли неорганизованного рынка. Некоторые местные сети будут поглощены или объединены с более крупными торговыми сетями. Финансовый кризис ускорит этот процесс, но в целом затормозит во времени темпы вхождения на Новосибирский рынок международных и столичных сетей.

Торговые сети распространяются и в сельской местности, традиционной зоне обслуживания кооперации, представляют для нее угрозу.

Учет требований глобализации, то есть переход на создание крупных объединений на принципах сетевой торговли, для потребительской кооперации — реальная необходимость, если она рассчитывает сохраниться как ведущая система по торговому обслуживанию сельского контингента населения.

Вариантов создания конкурентоспособных объединений много. Классические торговые сети среди них — один из возможных, но не единственный и не лучший способ достижения синергетического эффекта от масштаба деятельности. Принципы сетевой торговли могут реализовать в полной мере лишь те организации потребительской кооперации, где сохранились экономические рычаги управления оптовой и розничной торговлей, имеются в наличии оптовые базы (распределительные склады), руководители осознали необходимость ритейла. Для таких организаций сетевая торговля означает не принципиально новое решение, а возвращение прежнего статуса, осознание себя сетью.

Наиболее эффективной формой глобальной сети для организаций, сохранивших коммерческую вертикаль управления, является оптово-розничное объединение, поскольку форма объединения создает необходимые предпосылки для таких направлений реформирования: возможность создания единого центра управления на основе использования сложившейся структуры (совет или правление) — разработка единого логотипа (единой торговой марки), отражающей специфику кооперативной торговой сетиналичие сохранившейся материально-технической базы оптовой торговли, хотя и значительно уменьшеннойсовременные информационные технологии, позволяющие осуществлять управление из единого управляющего центравозможность создания единой системы закупок товароввыработка единой товарной и ценовой политикивозрождение централизованного завоза товаров.

Оптово-розничные объединения способны обеспечить новый уровень экономической эффективности.

Эффект работы в режиме торговой бизнес — сети состоит в том, что, сохраняя сильные стороны и возможности, присущие потребительской кооперации в целом, сетевая организация дополнительно приобретает такие преимущества, как единая ценовая и товарная политика, наличие единого управляющего центра, современные технологии и система закупки товаров. Сетевая организация получает дополнительные возможности снижения цен закупок и цен продаж, что повышает ценовую конкурентоспособность.

Оптово-розничные объединения, как сетевые структуры, свободны от многих слабых сторон, характерных для большинства кооперативных организаций. Они, как правило, не испытывают недостатка собственных оборотных средств. Современная компьютерная техника используется в единой сети для нужд управления хозяйственной деятельностью, и, самое главное, интеграция оптовой и розничной торговли в единый комплекс позволяет преодолеть типичное для потребительской кооперации разрушение оптовой торговли и обеспечить ей стимулы для дальнейшего развития.

Оптово-розничные объединения испытывают меньшие угрозы внешней среды, чем другие организации потребительской кооперации, в частности, не зависят от кредитных организаций и не нуждаются в материальной поддержке органов местной администрации.

Таким образом, оптово-розничные объединения — один из вариантов сетевой организации кооперативной торговли.

Однако для большинства потребительских обществ и союзов возможность создания сетей на основе такого объединения оптовых и розничных организаций потеряна. Большинство организаций (баз, складов, магазинов, предприятий питания) — юридически самостоятельные субъекты рынка, руководители которых не готовы поступиться административными полномочиями. Для них реальна консолидация в форме холдинга, союза, ассоциации, некоммерческого партнерства.

Преимущества, по сравнению с классическими сетями, организации потребительской кооперации получат, если процесс объединения будет осуществляться на кластерной основе. По нашему мнению, идея кластера прогрессивнее по сравнению с ритейлом, поскольку она более предметно обозначает формы пространственной организации рынков потребительских товаров и услуг, торговой бизнес-сети, включающей не только торговые, но и производственные, закупочные и иные предприятия.

Суть кластера состоит в формировании регионального рынка потребительских товаров с выделением корневого бизнеса (основной отрасли), на который ориентированы, как поддерживающие, другие субъекты рынка для достижения цели, приоритетной для территории.

Торговые сети в потребительской кооперации с позиции кластерного подхода рассматриваются как форма пространственной организации рынка потребительских товаров и услуг и отличаются от общепринятого понимания тем, что в качестве корневого бизнеса на территории избирается торговля (оптовая и (или) розничная), целям развития которой подчинены все прочие субъекты кластера (производство, заготовки, финансовые институты, транспортное обслуживание, другие средства коммуникации).

Кластерный подход к созданию и функционированию торговой сети снимает многие противоречия:

— оптимизируется обслуживание на территории;

— не затрагивается автономность субъектов кластера;

— связи участников кластера становятся чисто хозяйственными, максимально свободными от администрирования;

— создаются условия для включения в территориальном кластере субъектов других, не кооперативных организаций;

— органы местного самоуправления получают возможность координации деятельности всех участников кластера в реализации стратегических задач, приоритетных для развития территории.

Исследование показало, что кластерный подход органично присущ потребительской кооперации, которая обеспечивает сельский сегмент потребительского рынка, используя комплекс отраслей, дополняющих и зависящих от корневого бизнеса — розничной торговли.

Ознакомление с опытом работы по созданию ритейла или его отдельных элементов позволило прийти к заключению, что кластерный подход расширяет возможности пространственной организации рынка потребительских товаров. Кластер шире классической торговой сети, поскольку сочетает и горизонтальную, и вертикальную интеграцию субъектов рынка, позволяет усилить конкурентные преимущества за счет поддерживающих отраслей (производство, заготовки, сфера услуг), усиливает сильные стороны участников кластера во взаимодействии с внешней средой, увеличивает возможности и эффективность экономического и социального развития и одновременно ослабляет слабые стороны и угрозы.

Таким образом, глобализация проявляется во всех сферах бизнеса. С ее тенденциями и закономерностями необходимо считаться, уметь использовать ее преимущества и смягчать последствия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Л., Терещенко Н. Н. Экономика товарного обращения. В 2 ч. Ч 1. / Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1999. 181 с.
  2. .А. Теоретичсекие и методологические аспекты фор-мирвоания систем внутреннего контроля взаимосвязанных организаций. Федеральное агенство по образованию. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2008. — 260 с.
  3. О. Надо построить национальную компанию. Деловой вестник «Российской кооперации», 2007. -№ 12.-С. 18
  4. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. — Новосибирск: Наука, 1980.
  5. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. М: Весь Мир, 2004. — 188 с.
  6. Т.В. Эффективность интеграции торговых отраслей потребительской кооперации, работающих в режиме торговых сетей: Монография. -Новосибирск: СибУПК, 2004. 110 с.
  7. Т.В., Пономарев Н. Н. К вопросу создания оптово розничных объединений потребительской кооперации // Новый век — новые горизонты науки: Материалы региональной научно — практической конференции: В 2-х ч. Часть 2. — Новосибирск: СибУПК. 2004.
  8. Т.В. Эффективность оптово-розничной торговли потребительской кооперации: автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук./Т.В. Бейдель Новосибирск: СибУПК, 2005. — 18 с.
  9. А.Р., Наговицина Л. П. Потребительская кооперация в эпоху глобализации // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. Новосибирск: 2002. — Вып. 1. — 160 с.
  10. И.Б., Скурыдин Л. А. Сетевая торговля на Севере утопия или достижимое будущее? Сибирская кооперация, 2007. — № 25
  11. О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. М.: Академкнига, 2004. — 216 с.
  12. М. У «штурвалов» торговых центров // Новости торговли, 2001.-№ 11.-С. 14−17.
  13. М. Российская торговля сквозь призму недвижимости // Новости торговли, 2001. № 9. — С. 6−10.
  14. Е., Романова Т., Симаков Д., Ярош Ю. Первые миллиарды. Российские ритейлоры достигли десятизначных оборотов // Ведомости. -2005. -17 февраля.
  15. О. Дискаунтеры: идти от потребностей покупателей // Торговое оборудование в России, 2000. № 1. — С. 52−57.
  16. Ю.В. Исследование рынка потребительских товаров (на примере Красноярского края) // Экономика. Психология. Бизнес. 2004. -№ 2. — С. 28−37.
  17. М.С. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М.: Альбина Паблишер. — 2003. — 592 с.
  18. Ф. Москва развивает дискаунтеры // Новости торговли, 1999.-№ 4.-С. 7−9.20. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» (Принята 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
  19. С. Базы данных и торговля // Новости торговли, 2002. -№ 5.- С. 16−19.
  20. В. Приглашает торговый дом. Российская кооперация, 2007, 25 октября, № 43.
  21. Е. Как управлять национальной торговой сетью // Торговое оборудование в России, 2002. № 2. — С. 44−47.
  22. Е. Система ценообразования и дисконтная система в розничных торговых предприятиях // Торговое оборудование в России, 2002. — № 5. С. 40−42.
  23. Е. Как перейти от розничного магазина к торговой сети // Торговое оборудование в России, 2001. № 10. — С. 54−56.
  24. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». — М.: Издательский дом Центросоюза РФ, 2000. 48 с.
  25. А. Гигантская отстройка от конкурентов. Эксперт Сибири, 2007.-№ 35
  26. Э. Английские супермаркеты на тропе войны // Новости торговли, 2003.,-№ 1. С. 32−34.
  27. В. Кэш энд кэрри в России // Новости торговли, 1997. '-№ 1.-С. 32−35.
  28. Г. Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2003. Т.1., № 2 «КООПторг» — всероссийский народный бренд. Российская кооперация, № 40
  29. Ф. Франчайзинг — кратчайшая дорога в регионы // Новости торговли, 1999. № А1. — С. 20−22.
  30. Коммерсант от 27 апреля 2007 г., № 72
  31. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. — М.: Центросоюз РФ, 2001. 116 с.
  32. JI.K. Развитие рынка потребительских товаров: Монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2000. — 300 с.
  33. Кофи Аннан. Закладывая основу честной и свободной системы мировой торговли. Роль всемирной торговой организации в глобальном управлении. Под ред. Бэри П. Сэптона. Перевод с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2004. — 298 с.
  34. А. Жаллеж. Внутренняя торговля: Пер. с франц. М.: Про-гресс-универс, 2003. — 192 с.
  35. Е.Н. Сетевая торговля. Российская кооперация, 2007. № 46.
  36. Н.Н. Маркетинговые аспекты развития розничной торговли потребительской кооперации: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук./Н.Н. Лагутина. Новосибирск: СибУПК, 2007. -16 с.
  37. Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства. Регион: Экономика и социология. 2007. — № 4.
  38. А.Н. Основы отрасли. Российская кооперация, 2007. — № 46.
  39. Е. Розничный рынок вошел в новую фазу // Новости торговли, 2002. № 2. — С. 8−10.
  40. Л.С., Ягольницер М:А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии. Регион: экономика и социология. — 2008. № 1. Мезоэко-номика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г. Б. Клейнера. — М.: наука, 2001.
  41. А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс-универс, 1999.-415 с.
  42. В.В., Крылов В. Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом. М.: ИНФРА-М, 2006. — 285 с
  43. В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения, 2004. № 2. — С. 3−10.
  44. Методические указания Госплана СССР к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР.—М.: Экономика, 1980.
  45. Г. Е. Состояние сельских территорий и перспективы развития потребительской кооперации. Сибирская кооперация, № 10, 18 декабря 2006 г. С. 6.
  46. А.А. Торговые сети потребительской кооперации с позиций кластерного подхода // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Белгород. — 2008. — Вып. 1 (25), 2008. — С. 259−265.
  47. А.А. Влияние общемировых тенденций глобализации на формирование торговой инфраструктуры Новосибирской области // Российское предпринимательство. 2007. — № 7 (23) — Выпуск 2.
  48. А.А. Формирование и развитие торговых сетей на кластерной основе. Кооперация Сибири: факторы и условия устойчивого развития. Сб. научных трудов. Вып.6 — Новосибирск: институт истории СО РАН, СибУПК, 2009 — 0,4п.л.
  49. А.А. Договорный механизм управления кластером при формировании кооперативной торговой сети // Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский. университет потребительской кооперации, 2008. — С. 190−193.
  50. А.А. Варианты создания торговых сетей // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Белгород. — 2008. — Вып. 2 (26).-С. 206−210.
  51. Н. Выбор в пользу сетей — верный. Российская кооперация, 2007. № 46
  52. В. Автоматизация как фактор достижения технологического преимущества в конкурентной борьбе на рынке, сетевой розничной торговли // Торговое оборудование в России, 2002. № 2. — С. 20−23.
  53. А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / Отв. редактор В. В. Кулешов: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. —364с
  54. А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики / Отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. — 568 с.
  55. А.Т. Теория, методология статистического исследования и практика управления качеством жизни населения региона. — М.: Финансы и кредит, 2006. — 288 с.
  56. С. Опасность плюс возможность. Российская кооперация. 2008. — № 40. — с. 5.
  57. В.Н., Радчиков А. Н., Скурихин П. В. Продовольственная безопасность России: совершенное состояние и механизмы обеспечения. Учеб. пособие / СибАГС. Новосибирск, 2000. — 232с.
  58. М.Е. Экономическое развитие регионов // Пространственная экономика. 2007. — № 1.
  59. Н. Идти по пути интеграции. Российская кооперация, 2007. № 6.
  60. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб./Росстат. — М., 725 с.
  61. С.С. Ильмень и, Мета уверенно спорят за покупателя. Российская кооперация, 2008. № 10. — С.5
  62. С.С. Опт — основа розничной сети. Деловой вестник «Российской кооперации», 2008. № 2. — С. 7−9.
  63. В.В., Бакаева В. В. искусство продажи: Практикум М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. — 164
  64. М. «Шведы в городе!». Сибирская кооперация, 2007.- № 24.
  65. В.И. Современные тенденции в развитии розничной торговой сети // Торговое оборудование в России, 2001. № 2. — С. 52−54.
  66. Е.Е., Прутковский JI.B. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности: Монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2001. 136с.
  67. А.И. Рынок потребительских товаров: состояние и перспективы в условиях глобализации: автореферат диссертации на. соисканиеученой степени канд. экон. наук/А.И. Таловский. Новосибирск: СибУПК, 2005.-24 с.
  68. Э.Н. Формы и методы торговли в условиях глобализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. на-ук/Э.Н. Телятников. Новосибирск: СибУПК, 2004. — 16 с.
  69. Э.Н. Торговля: формы и методы в условиях глобализации. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. — 300 с.
  70. Торговые форматы и их организационные формы. Деловая стратегия. Деловой вестник «Российской кооперации», 2007. № 12. — С. 29.
  71. Н. Магазин на тропе. Сибирская кооперация, 2007. № 10.
  72. С. Возможно ли стандартизировать управление розничной торговой сетью? // Торговое оборудование в России, 2002. № 6. — С. 42−45.
  73. Х.Н. Потребительский рынок: проблемы регулирования. -Душанбе: Ирфон, 2002. 153с.
  74. И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. — М.: Республика, 2004. 448 с.
  75. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики// Доклад Генерального директора МОТ. Женева. — 81 сессия. — С. 15.
  76. О.В. Пути оптимизации размещения торговли в мегаполисах // Экономист, 2003. № 6. — 16 с.
  77. О.В. Формирование ассортимента и товароснабжение торговых предприятий в рыночных условиях: Учеб. пособие. — Н. Новгород: НКИ, 1998.- 115 с.
  78. О.В. Формирование и развитие розничной торговой сети в мегаполисе: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2003. — 232 с.
  79. О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 4. — 16 с.
  80. Н.В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995. — 83с.
  81. В.И., Шилова Ж. П. Через оптовую торговлю к стадии устойчивого роста. Чита, ЗИП СибУПК, 2000. — 58с.
  82. Р.И., Новоселов А. С. Экономические проблемы формирования и регулирования региональных рынков. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1990.
  83. Ю. Сибирские сети // Торговая газета. 2004. — 17 ноября.
  84. Ю. Сети для сибирского рынка. Сибирская кооперация, № 22. 3 ноября 2008 г.
  85. М.А., Марков Л. С. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.
  86. Andersson Т., Schwaag — Serger S., Sorvik J., Hansson E.W. The Cluster Policies Whitebook. IKED, 2004.
  87. Bleeke, Joel and David Ernst (eds.), Collaborating to" Compete: Using Strategic Alliances and Acquisition in the Global Marketplace (New York: Wiley, 1993)
  88. Dijik M.P., Sverrison A. Enterprise Clusters in developing countries: mechanisms of transition and stagnation // Entrepreneurship and Regional Development. 2003. — V. 15. No.3.
  89. Frankel, Jeffrey A., The Internationalization of Equity Markets, Working Paper No. 4590 (Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research, December 1993)
  90. Galtung, Johan and Richard C. Vincent, Global Glasnost: Toward a New World Information and Communication Order? (Cresskill, N.J.: Hampton Press, 1992)
  91. Gordon I., McCann Ph. Industrial clusters: complexes, agglomeration and/or social networks? // Urban Studies. 2000. V. 37, No.3.
  92. Iammarino S., McCann P. The structure and evolution of industrial clusters: transactions, technology and knowledge spillovers // Research Policy. — 2006. V. 35, No.7.
  93. Lee, Dwight R. and Richard B. McKenzie, «Technology, the Coasian Firm, and the Globalization of Production,» Working Paper 147, Center for the Study of American Business, Washington University, St. Louis, July 1992.
  94. Marceau J. The disappearing trick: Clusters in the Australian economy // OECD, Boosting Innovation: The Cluster Approach. P., 1999.
  95. Markusen A. Sticky places in slippery space: A typology of industrial districts // Economic Geography. — 1996. —V. 72, No. 3.
  96. Pedersen P.O. Clusters of enterprises within systems of production and distribution: collective efficiency and transaction costs // Enterprise Clusters and Networks in Developing Countries / Ed. By M.P. van Dijk, R. Rabellotti. L.: Frank Cass, 1997.
  97. Swanson, Carl L., ed., The Dilemma of Globalization: Emerging Strategic Concerns in International Business (Greenwich, Ct.: Jai Press, 1993)
  98. Wriston, Walter В., The Twilight of Sovereignty: How the Information Revolution Is Transforming Our World (New York: Scribner, 1992)
  99. Yarbrough, B.V. and R.M. Yarbrough, Cooperation and Governance in International Trade (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1992) U
Заполнить форму текущей работой