Ценовая эластичность спроса и предложения.
Налог на добавленную стоимость
НДС облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также товары ввозимые на территорию РФ; обороты по реализации всех товаров как собственного производства так и приобретенных на стороне; обороты товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также товаров и услуг реализуемых своим работникам; обороты по передаче… Читать ещё >
Ценовая эластичность спроса и предложения. Налог на добавленную стоимость (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Ценовая эластичность спроса и предложения Налог на добавленную стоимость и акцизы как элементы цены, порядок их расчета при обосновании цен Задача 41/1
Задача 43
Задача 57
Список литературы
Ценовая эластичность спроса и предложения С возникновением товарно-денежных отношений взаимосвязи между производителями товаров и их потребителями реализуется путем механизма цен на производимые товары.
Цена — это количество денег уплачиваемое за единицу товара предназначенных для реализации.
Цена товара определяется двумя основными факторами: полезностью и издержками т. е. цена которую покупатель готов заплатить за товар определяется степенью его полезности, а цена которую устанавливает продавец имеет в своей основе издержки. Отсюда следует что цены образуются путем компромисса между покупателем и продавцом т. е. с учетом спроса и предложения. Эти два фактора имеют решающее воздействие на образование цены. Таким образом издержки и полезность товаров основными составными частями единого механизма взаимодействия спроса и предложение.
Увеличение спроса на какой-либо товар приводит к повышению цен на него и позволяет получить от его производства большую прибыль. Таким образом существует тесная связь между ценами и предложением. С ростом цен производители увеличивают количество производимого товара и предложение увеличивается.
Фирма должна понимать взаимоотношения между ценой и покупками потребителей и их представлениями. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынков.
Закон спроса гласит что потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене чем по высокой. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров которые они приобретают.
Ценовая эластичность определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах):
Величина спроса 1 — Величина спроса 2
Ценовая эластичность = Величина спроса1 + Величина спроса 2 .
Цена1 — Цена2
Цена1 + Цена2
Эта формула показывает процентное изменение в величине спроса на каждый процент изменения в цене. В силу того что спрос обычно уменьшается по мере роста цен эластичность измеряется отрицательными величинами.
Эластичный спрос имеет место в тех случаях когда ценовая эластичность больше 1: небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса. При этом общий доход возрастает когда цены снижаются и уменьшается когда цены растут.
Неэластичный спрос имеет место в тех случаях когда ценовая эластичность меньше единицы: ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса. Общий объем возрастает когда цены повышаются и падает когда цены снижаются.
Унитарный спрос существует в тех случаях когда изменения в ценах компенсируются изменениями в размере спроса так что общий объем реализации остается постоянным. Ценовая эластичность равна 1.
Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях: доступности замен и важности потребности. Если потребитель считает что существует множество аналогичных товаров и услуг из которых можно сделать выбор и нет срочности в совершении покупки спрос является эластичным и значительно зависит от изменения в цене. Изменения в цене приведет к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен увеличит объем реализации отвлечет внимание покупателей от конкурентов или заставит их раньше совершить покупку. Высокоэластичной для многих потребителей является цена авиабилета при поездках на отдых. Если цены повышаются потребители могут поехать на отдых на автомобилях или отложить поездку.
В тех случаях когда потребители считают что предложения фирмы уникальны или существует острая необходимость в совершении покупки спрос неэластичен и изменения цены влияют на него незначительно. Ни увеличение ни понижение цен не окажут существенного воздействия на спрос в следующем случае. Например в большинстве районов не зависимо от цен на отопительный мазут спрос относительно постоянен поскольку нет реальной альтернативы и людям нужно отапливать должным образом свои дома.
Приверженность к марке также создает неэластичный спрос поскольку потребители рассматривают свою марку как отличительную и могут не соглашаться с заменой. Следует отметить что эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен для одного и того же товара или услуги. При очень высоких ценах продажа необходимых товаров падает (например поездки в общественном транспорте сократятся если оплата вырастет это сделает автомобили разумной альтернативой) при очень низких ценах спрос не возможно стимулировать далее поскольку рынок насыщается и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.
Необходимо также понимать важность цен для различных сегментов рынка поскольку не все потребители одинаково воспринимают их. Согласно исследованию потребителей можно разделить на 4 категории в зависимости от ориентации их покупок.
1 — экономные покупатели: основной интерес при покупках касается их ценности высокая чувствительность к ценам качеству и ассортименту товаров.
2 — персонифицированные покупатели: упор делается на образ продукции обслуживание и отношение фирмы меньшее внимание уделяется ценам.
3 — этичные покупатели: готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших фирм.
4 — апатичные покупатели: основное внимание уделяется удобству вне зависимости от цен.
Стратегические цели фирмы служат основой для определения направлений ее деятельности. Самыми общими — генеральными задачами являются — обеспечение продаж и получение прибыли.
В принципе список таких задач может быть очень обширен его размер определяется только мерой изобретательности менеджеров. Но увы лишь некоторые из этих целей могут быть признаны приемлемыми. Критерий такой оценки прост: приемлемы те цели которые могут быть решены при реально существующей ситуации на рынке и решены так чтобы они обеспечивали фирме реальную рентабельность продаж.
Например фирма может поставить себе задачу увеличение своей доли продаж на рынке. Это разумная коммерческая задача. Но представим себе что она сталкивается с конкуренцией фирм у которых маржинальные затраты выше т. е. увеличение выпуск продукции обходится им дешевле. В этом случае задача выбранная нашей фирмой окажется не реальной т.к. при попытке нарушить сложившееся равновесие на рынке наши конкуренты смогут предложить на рынок дополнительное количество товаров по более низким ценам чем мы.
Использование в такой ситуации конкуренции с помощью понижения цен было бы просто бесполезным — проигрыш оказался бы не изнежен. Для такой ситуации более реальной была бы задача улучшение сегментации рынка чтобы найти ту нишу в которой мы сможем закрепиться прочнее чем наши конкуренты за счет особых свойств наших товаров или лучшей системы поставок или сервиса.
Точно так же бесполезно ставить перед ценовиками задачу обеспечит рост продаж за счет снижения цен если фирма имеет дело с клиентами спрос которых малоэластичен. И здесь большие успехи фирме могут обеспечить меры по улучшению системы товаропродвижения или сервисного обслуживания, а не манипулирование скидками цен.
И лишь когда анализ рыночной ситуации подтверждает что стратегические цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения определенных задач именно в области ценообразования — можно делать следующий шаг — разрабатывать тактику ценообразования.
Налог на добавленную стоимость и акцизы как элементы цены, порядок их расчета при формировании цен Налоговыми платежами оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен являются НДС и акцизы т.к. ставка НДС определена по отношению к цене реализации.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — система налогообложения товаров на сумму стоимости добавленной на каждом этапе их производства обмена или перепродажи. Процентная ставка этого налога может отличаться в зависимости от вида товаров. В платежных документах НДС выделяется отдельной строкой поэтому уплату этого налога легко проконтролировать.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог с предприятия, но уплачиваемый в конечном счете потребителем. В отличии от акцизов он уплачивается со всех товаров.
Как косвенный налог НДС является формой надбавки к цене товара (работ услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предприятия. Этот налог устанавливается не на предприятие, а на жителя. Предприятие является лишь его сборщиком.
НДС облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также товары ввозимые на территорию РФ; обороты по реализации всех товаров как собственного производства так и приобретенных на стороне; обороты товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также товаров и услуг реализуемых своим работникам; обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров и услуг другим предприятиям или физическим лицам; обороты по реализации предметов залога включая их передачу залогодержателю при неиспользовании обеспеченного залогодержателем обязательства.
Для всех товаров и услуг НДС устанавливается в размере 18% в том числе для продовольственных подакцизных и предприятий промпереработки. В размере 10% НДС взимается с предприятий производящих и реализующих продовольственные товары кроме подакцизных; с товаров детского ассортимента по утвержденному перечню; сельскохозяйственной продукции кроме переработки. НДС облагается оборот от реализации горюче-смазочных материалов начисленный предприятием производителем исходя из фактических цен реализации без НДС. Ставка налога составляет 18%.
Налог на добавленную стоимость — основной источник доходов бюджета. НДС обеспечивает примерно 36% всех поступлений от косвенных налогов.
Еще один налог взимаемый с потребителя который ведет к росту цен — это акциза. Этот косвенный налог уплачивает покупатель определенных товаров: водки, табака, бензина, автомобилей и драгоценностей.
Формально плательщиком акциза является предприятие производящее подакцизную продукцию, но действительным его плательщиком становиться потребитель который оплачивает его при покупке товара и получении услуг. Отсюда следует что акциз как и НДС является ценообразующим фактором.
Акцизы по методу изъятия похожи на налог с оборота. Они устанавливаются по строго определенному перечню товаров и включаются в цену производителя товара. Этот налог дифференцирован по видам товаров в зависимости от соотношения затрат и цен. Так низкая себестоимость спирта и водки и высоки цены на них позволили установить самые высокие ставки акцизы (от 80 до 90% к стоимости в отпускных ценах) по этим видам продукции. По другим видам товаров облагаемым акцизом по которым высоким ценам не сопутствуют низкие затраты ставки акцизов установлены ниже. Таким образом размеры акциза определяются в строгом соотношении цен и затрат на различные виды товаров.
Вначале акцизы были введены на потребительские товары отечественного производства, но уже вскоре были установлены также на нефть, газ, газовый конденсат. Ставки акцизов на нефть установлены с дифференциацией по промыслам.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА АКЦИЗА Сумма акциза=Ставка акциза* Налоговая база НАЛОГОВЫЕ СТАВКИНАЛОГОВАЯ БАЗА Различают несколько способов расчета суммы акциза:
по твердой ставке по адвалорной ставке по комбинированной ставке Пример: организация планирует ввезти на территорию Российской Федерации в ноябре 2013 года мотоцикл из Германии с мощностью 150 л.с.
Определяем налоговую базу:
Налоговая база (мощность двигателя в л.с.) = 150 л.с.
Определяем ставку акциза Ставка = 31 руб. за 1 л.с.
Расчет налога Акциз = 150*31 = 4 650 руб., подлежит уплате в бюджет.
РАСЧЕТ СУММЫ АКЦИЗА ПО ТВЕРДОЙ СТАВКЕ Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 — 191 Налогового Кодекса.
Для понимания расчета суммы акциза по твердой ставке рассмотрим пример:
Организация в июле 2013 года реализовала произведенное ею пиво с содержанием объемной доли этилового спирта 4% в количестве 200 000 банок. Объем каждой банки составляет 0,5 литров.
Подсчитываем общий объем реализованного пива:
Общий объем = 200 000*0,5 = 100 000 литров.
Определяем ставку акциза, подлежащую применению:
В 2013 году к пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно применяется ставка акциза в размере 15 руб. за 1 литр.
Определяем сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет:
Сумма акциза = 100 000*15 = 1 500 000 руб.
РАСЧЕТ СУММЫ АКЦИЗА ПО АДВАЛОРНОЙ СТАВКЕ Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 — 191 НК РФ.
При расчете акциза налоговая база в отношении товаров, для которых установлены адвалорные ставки акциза (в %) увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. (ст. 189 НК РФ) Действующая редакция Налогового Кодекса не содержит адвалорных ставок акциза.
РАСЧЕТ СУММЫ АКЦИЗА ПО КОМБИНИРОВАННОЙ СТАВКЕ Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Для понимания расчета суммы акциза по комбинированной ставке рассмотрим пример:
Организация в июне 2013 года произвел сигареты с фильтром в количестве 20 000 коробок. В каждой пачке содержится 20 штук сигарет. Максимальная розничная цена пачки составляет 42 рубля.
1.Подсчитываем количество сигарет в 20 000 коробках — в тысячах штук
1 коробка = 50 блоков
1 блок = 10 пачек
1 пачка = 20 штук
1 коробка = 50*10*20= 10 000 штук
20 000 коробок = 10 000 * 20 000 = 200 000 000 штук
2.Находим расчетную стоимость Расчетная стоимость = МРЦ* количество пачек табачных изделий
Количество пачек в 20 000 коробках = 20*50*10 = 10 000 000 пачек Расчетная стоимость = 42 руб. * 10 000 000 пачек = 420 000 000 руб.
3.Рассчитываем сумму акциза по адвалорной налоговой ставке: 8% от расчетной стоимости Сумма акциза по адвалорной налоговой ставке = 8% * 420 000 000= 33 600 000 руб.
4.Рассчитываем сумму акциза по твердой налоговой ставке:
В 2013 году установлена твердая ставка в отношении сигарет с фильтром — 550 рублей за 1 000 штук Сумма акциза по твердой налоговой ставке = 550 руб.* 200 000 000 штук/1000 штук = 110 000 000 руб.
5.Складываем суммы по адвалорной и твердой ставкам Сумма акциза = 33 600 000 + 110 000 000= 143 600 000 рублей
6.Рассчитываем сумму акциза по минимальной ставке:
В 2013 году установлена минимальная ставка в отношении сигарет с фильтром 730 рублей за 1000 штук Сумма акциза по минимальной ставке = 730 * 200 000 000/1000 = 146 000 000 рублей
7.К уплате принимается сумма акциза с наибольшим значением:
Принимается к уплате сумма акциза, рассчитанная по минимальной ставке Сумма акциза к уплате = 146 000 000 рублей В случае если, в течение одного налогового периода индивидуальным предпринимателем осуществляется реализация табачных изделий одной марки с разными максимальными розничными ценами, указанными на пачке, расчетная стоимость = каждая максимальная розничная цена, указанная на пачке * количество реализованных пачек, на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.
Пример Организация произвела в июне 2013 года сигареты марки «Сигареты»:
— в количестве 10 000 пачек с МРЦ = 35 рублей
— в количестве 30 000 пачек с МРЦ = 36 рублей.
1.Определим расчетную стоимость:
Расчетная стоимость складывается из расчетной стоимости по МРЦ = 35 рублей и расчетной стоимости, исчисленной по МРЦ = 36 рубле.
Расчетная стоимость равна = 10 000 пачек * 35 руб. = 350 000 рублей Расчетная стоимость равна = 30 000 пачек*36 руб. = 1 080 000рублей
2.Итого:
Расчетная стоимость, исходя из которой исчисляется адвалорная составляющая комбинированной налоговой ставки при расчете акциза = 350 000+ 1 080 000= 1 430 000 рублей.
Аналогичный порядок расчета применяется при ввозе табачных изделий на территорию РФ с разными максимальными розничными ценами на одну марку табачных изделий (п 7. ст. 187.1 НК РФ)
411. Определите полную себестоимость единицы товара, прибыль, отпускную, оптово-отпускную цену ценовая эластичность налог добавленный
Элементы ценообразования | Головной убор из меха | |
Прямые затраты на производство руб. | 1498.50 | |
Общепроизводственные и ценовые расходы руб. | ||
Внепроизводственные расходы в % к производственной себестоимости | 0.80 | |
Прибыль предприятия в % к полной себестоимости | ||
Уровень издержек обращения в оптовой торговле % | 19.21 | |
Уровень рентабельности в оптовой торговле % | 4.5 | |
Производственная себестоимость = (стоимость сырья и материалов — НДС) + остальные затраты на производство
Пс = (1498.5−228.58)+925=2194.92
НДС=1498.5×18 118=228.58
Внепроизводственные расходы = 2194.92×0.8=1755.94
ПОЛНАЯ СЕБИСТОИМОСТЬ=2194.92+1755.94=3950.86
ПРИБЫЛЬ=3950.86×25 100=987.72
Оптовая цена=2194.92+987.72=3182.64
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА=3182.64+3182.64×18 100=3755.52
ОПТОВО-ОТПУСКНАЯ ЦЕНА=3755.52+1459.02=5214.54
УОНооц=19.21+4.5+(19.21+4.5)х18 100=27.98
УОНотц=27.98(100−27.98)х100=38.85
ОН=3755.52×38.85 100=1459.02
43. Коммерческим отделом швейной фабрики на ярмарку представлена партия швейных костюмов по цене 1550 руб. за единицу с учетом того что средняя цена на рынке за аналогичную продукцию составляет 1520−1570 руб Определите расчетную отпускную цену костюмов исходя и следующих данных:
Прямые затраты на производство одного костюма — 1005 руб.
Общепроизводственные расходы — 164 руб.
Внепроизводственные расходы — 1.5%
Рентабельность производства — 10%
Допустим что у предприятия есть возможность реализовать партию: 150 шт. по цене 1520 руб. или 80 шт. по цене 1570 руб.
Как необходимо поступить в случае если:
а) товар пользуется спросом б) товар труднореализуется?
Какую прибыль получит предприятие в первом и втором случае?
По какой минимальной цене можно будет продавать данный товар если в связи с изменением конъюнктуры рынка спрос на данную продукцию резко упадет?
Обоснуйте варианты решения ситуаций цифрами.
Прибыль=Выручка от реализации-Полная себистоимость продукции-НДС Выручка от реализации=Цена за единицу товара * Объем продаж Полная себистоимость=Полная себистоимость единицы товара * Объем продаж НДС=Выручка от реализации * Ставка НДС (100+Ставка НДС) Производственная стоимость=(прямые затраты-НДС)+Общепроизводственные расходы Внепроизводственные расходы=Производственная стоимость* ставка внепроизводственных расходов Полная себестоимость единицы продукции=Производственная стоимость+Внепроизводственные расходы.
А) Производственная стоимость=(1005−1005×18 100)+164=1015.69
Внепроизводственные расходы=1015.69×1.5100=15.24
Полная себистоимость единицы продукции=1015.69+15.24=1030.93
Полная себистоимость партии=1030.93×150=154 639.5
Выручка от реализации=1520×150=228 000
НДС=228 000×18 118=34779.66
Прибыль от реализации партии товаров=228 000−154 639.5−34 779.66=38 580.84
Прибыль с единицы товара=38 580.84150=257.21
Б) Производственная стоимость=(1005−1005×18 100)+164=1015.69
Внепроизводственные расходы=1015.69×1.5100=15.24
Полная себистоимость единицы продукции=1015.69+15.24=1030.93
Полная себистоимость партии=1030.93×80=82 474.4
Выручка от реализации=1520×80=125 600
НДС=125 600×18 118=19159.32
Прибыль от реализации партии товаров=125 600−82 474.4−19 159.32=23 966.28
Прибыль с единицы товара=23 966.2880=299.57
В) Прибыль=Полная себистоимость Х %рентабельности 100
Оптовая цена=Себестоимость+Прибыль Отпускная цена=Оптовая цена + НДС НДС=Оптовая цена Х Ставка НДС100
Прибыль=1030.93×10 100=103.1
Оптовая цена=1030.93+103.1=1134.03
Отпускная цена=1134.03+1134.03×18 100=1338.16
Вывод:
В случае если товар пользуется спросом нужно использовать возможность реализации партии товара по максимальной рыночной цене так как прибыль с единицы товара будет выше В случае если товар трудно реализуется можно использовать возможность сбыта большой партии товара по минимальным рыночным ценам в данном случае прибыль с единицы товара будет ниже однако можно реализовать сразу крупную партию не ходового товара В случае изменения конъюнктуры рынка и спрос резко упадет предприятие может реализовать товар по минимальной цене за единицу товара 1338.16 которая позволит сохранить уровень рентабельности 10% и не уйти в убытки.
57. Составьте калькуляцию на блюдо «печень тушенная в соусе» Обоснуйте размер наценки для столовой исходя из следующих данных: уровень издержек производства и обращения — 22.64%, уровень рентабельности — 4%, к обороту в продажных ценах средневзвешенная ставка НДС — 17.3%
Рецептура блюда «печень тушенная в соусе»
Наименование продукции | Норма расхода на одну порцию грамм | Цена поступления за 1 кг продуктов руб. | |
Печень говяжья | 8.6 | ||
Мука пшеничная | 0.3 | 17.5 | |
Маргарин | 0.5 | ||
Соус | 5.0 | ||
Соль и специи на 100 порций — 4.5 руб. | |||
Решение Определяем норму расхода продуктов по каждому виду на 100 порций в кг Печень=8.6×1 001 000=0.86
Мука=0.3×1 001 000=0.03
Маргарин=0.5×1 001 000=0.05
Соус=5×101 000=0.5
Рассчитаем продажную цену за 1 кг продуктов Для обоснования размера наценки используем расчетный уровень издержек обращения и рентабельности Уровень наценки в продажных ценах=Уровень ИО+Уровень рентабельности+(уровень ИО+уровень рентабельности)*средневзвешенная ставка НДС100=22.64+4+(22.64+4)х17.3100=31.25
Уровень наценки в ценах поступления=31.25(100−31.25)х100=45.45
Продажная цена за единицу продукции=цена приобретения х уровень наценки100+цуна за единицу продукции Печень=65×45.45 100+65=94.54
Мука=17.5×45.45 100+17.5=25.45
Маргарин=35×45.45 100+35=50.91
Соус=37×45.45 100+37=53.82
Определим стоимость сырьевого набора в продажных ценах на 100 порций Стоимость сырьевого набора=?(норма расхода на 100 порций х продажная цена)=0.86×94.54+0.03×25.45+0.05×50.91+0.5×53.82=111.52
Рассчитаем продажную цену блюда Продажная цена блюда=(стоимость сырьевого набора+стоимость соли и специй)100=(111.52+4.5)100=1.16
1. Липсиц И. В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): Учебник. — М.: Магистр, 2009. — 528 с.
2. Салимжанов И. К. Ценообразование: — М.: КНОРУС, 2007.
3. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия: Стратегии цен. Методы ценообразования: Учебник для вузов: — Спб.: Питер, 2010.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.-Ч.1 и 2. — М.: Юрайт;
М, 2011.
5. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен, тарифов: Постановление Правительства РФ № 239 от 7 марта
1995 г. // Экономика и жизнь. — 1995. — № 11.
6. Абрютина М. С. Ценообразование в рыночной экономике: Учеб-ник. — М.: Дело и сервис 2002.
7. Беляева И. Ю. Цены и ценообразование: Управленческий аспект: учеб. Пособие для вузов. — М.: КНОРУС, 2004.
8. Бутакова М. М. Практикум по ценообразованию: Учебное посо-бие. — М.: КНОРУС, 2006.
9. Герасименко В. В. Ценообразование: Учебное пособие. — М.:
ИНФРА-М, 2008.
10. Голощапов Н. А. Организация ценообразования на предпри-ятии: Учебно-практическое пособие. — М.: ГЕЛАН, 2001.
11. Дейли Джон. Эффективное ценообразование — основа конку-рентного преимущества // Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2004.
12. Ефимовская Л. А. Порядок формирования цен на импортные товары: Лекция. — Новосибирск: СибУПК, 1998.