Повышение качества продукции образовательной организации на основе механизма академической мобильности
Повышение качества продукции ОО на основе механизма развития академической мобильности — способ повышения конкурентоспособности на международном и национальном уровнях. Руководству ОО необходимо осознать стратегическую важность этого процесса, учитывая факты того, что в число показателей государственной аккредитации в последние годы уже были включены сведения, характеризующие масштабы… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретическое обоснование необходимости повышения качества продукции образовательной организации
- 1. 1. Обоснование необходимости повышения качества продукции образовательной организации
- 1. 2. Основные составляющие менеджмента качества образовательной организации
- 1. 3. Повышение качества продукции в условиях интеграции образовательной организации на международном уровне
- 2. Положения и механизмы повышения качества продукции образовательной организации
- 2. 1. Роль Болонской декларации в повышении качества продукции образовательной организации
- 2. 2. Модель непрерывного совершенствования в основе повышения качества продукции образовательной организации
- 2. 3. Академическая мобильность как инструмент непрерывного повышения качества продукции образовательной организации
- 3. Внедрение механизмов повышения качества продукции образовательной организации
- 3. 1. Модели управления академической мобильностью
- 3. 2. Внедрение показателей и механизма академической мобильности
- 3. 3. Методика оценки и разработка направлений развития академической мобильности
Повышение качества продукции образовательной организации на основе механизма академической мобильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Первое десятилетие XXI была ознаменовано активной интеграцией России в мировое сообщество и, том числе, вхождением в мировое образовательное пространство. Процессы мировой экономической интеграции проходят неотделимо от интеграции образовательных организаций (00) в международное образовательное пространство. Развитие глобального рынка усиливает тенденции интеграция национальных ОО в мировое образовательное пространство. Россия интегрирована в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть ОО, интернационализацию связей, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.
В своей статье от 30.01.2012 года Президент РФ В. В. Путин подчеркивает задачи интеграции ОО в мировое образовательное пространство: «Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий.».
Международная деятельность лидирующих ОО определяется уровнем сотрудничества с зарубежными партнёрами. Сегодня актуальным становится вопрос достижения уровня конкурентоспособности российских ОО на международном уровне, что реализуется признанием за рубежом качества их продукции и систем менеджмента. Подтверждением качества систем менеджмента является сертификация системы менеджмента качества (СМК) ОО и последующее непрерывное ее улучшение. Внедрение в ОО СМК в соответствии с требованиями ISO 9000, а затем и непрерывное ее совершенствование в соответствии с международными соглашениями и требованиями, необходимое условие для работы ОО на международном рынке.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, тем самым определив пути интеграции в единое европейское образовательное пространство.
Концепция модернизации российского образования в качестве одной из важнейших задач государственной политики рассматривает повышение качества продукции ОО. Важное значение в развитии качества продукции 00 и, соответственно, повышении ее конкурентоспособности как на национальном, так и на международном уровнях имеет академическая мобильность, заявленная как одно из ключевых направлений Болонского процесса.
Повышение качества продукции является актуальной темой 00, на сегодняшний день. Для решения этой задачи необходимы механизмы обеспечения качества продукции.
Непрерывное совершенствование для зарубежных ОО — естественный элемент их организационной культуры.
Апробация результатов исследования проводилась в ФГБОУ В ПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ).
ФГБОУ ВПО «ТГТУ» в 2011 г. получил сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (в международной сертификационной сети IQNet), а также в 2009 годусертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001.
Интернационализация ОО взаимосвязана с глобализацией. Оба эти процесса приводят к преобразованию ОО в новые формы, способствующие непрерывному совершенствованию продукции ОО. Международная конкурентоспособность российских ОО, их мировое признание достигается за счет развития академической мобильности.
В процессе интернационализации, в рамках присоединения к Болонскому процессу, что также подразумевает получение сертификата соответствия требованиям международного стандарта в международной сертификационной сети, в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» организуется работа по развитию академической мобильности.
В Положении об академической мобильности в ФГБОУ ВПО «ТГТУ» академическая мобильность определяется как перемещение студента или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период (до двух лет) в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего студент, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение.
Академическая мобильность — необходимый элемент закрепления уровня интеграции ОО в мировое образовательное пространство, что подразумевает достижение уровня конкурентоспособности на международном и национальном уровнях.
В силу отдалённости регионов России международная академическая мобильность для отечественных ОО определяется как более желаемое направление развития. Между тем развитие международной академическая мобильность будет способствовать привлечению большего числа партнеров на национальном уровне.
В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, которое предполагает рост академической мобильности студентов и преподавателей ОО разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников ОО, повышению статуса в сфере образования и науки.
Вместе с тем, по мнению автора, до настоящего времени нет единой разработанной и принятой теории повышения качества продукции на основе формирования и реализации механизма академической мобильности. Указанные проблемы определяют структуру и содержание диссертационной работы.
Степень разработанности проблемы. Проблемы повышения качества продукции организации нашли отражение в большом количестве исследований зарубежных и отечественных ученых.
Значительный вклад в развитии теории и практики менеджмента качества внесли зарубежные исследователи, такие как Дж. Джуран,.
Э.У. Деминг, К. Исикава, Т. Конти, Ф. Кросби, Г. Тагути, Ар. Фейгенбаум, Дж. Харингтон.
Вопросы теории и практики менеджмента качества нашли свое отражение в работах отечественных исследователей, таких как Ю. П. Адлер, В .Я. Белобрагин, В. В. Бойцов, В. Г. Версан, Г. П. Воронин, A.B. Гличев, Е. А. Горбашко, A.B. Гугелев, С. Д. Ильенкова, Л. А. Конарева, Ю. А. Куликов, Л. Г. Дубицкий, В. М. Ларин, В. А. Лапидус, Д. С. Львов, C.B. Мищенко, В. В Окрепилов, C.B. Пономарев, В. В. Репин, Т. А. Салимова, А. Е. Хачатуров, Н. С. Яшин и др.
Вопросы общего менеджмента и его взаимосвязи с качеством с позиции их интеграции посредством применения современного инструментария стратегического менеджмента отражены в научных трудах отечественных ученых: В. В. Быковского, Е. В. Быковской, Е. Б. Гаффоровой, Е. С. Мищенко, О. С. Щукина и др.
Многие вопросы указанной проблемы до настоящего времени не были достаточно проработаны. В настоящее время остается весьма широким спектр взглядов на повышение качества продукции организации. Важную роль, в настоящее время, в повышении качества продукции организации играют тенденции международной интеграции организации. В отечественной научной литературе не сделано должного акцента на повышение качества продукции, учитывающего в значительной степени международную деятельность организации, что препятствует формированию комплексного механизма повышения качества ее продукции.
В качестве объекта исследования выступает образовательная организация, нацеленная на повышение качества своей продукции посредством реализации механизма академической мобильности.
Предметом исследования являются организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе повышения качества продукции на основе механизма академической мобильности.
Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование, разработка методических и практических рекомендаций по повышению качества продукции организации на основе механизма академической мобильности.
В соответствии с указанной целью, задачами исследования являются: систематизация научных взглядов на теоретические, методические и практические аспекты повышения качества продукцииисследование зарубежного опыта менеджмента качества организацииоценка уровня развития академической мобильности в целях повышения качества продукции организации (на примере ФГБОУ ВПО «ТГТУ») — формирование механизма академической мобильности в целях повышения качества продукции организацииразработка практических рекомендаций по реализации механизма академической мобильности в целях повышения качества продукции.
Теоретической и методологической основой исследования служат ключевые положения отечественной и зарубежной теории и практики управления качеством, труды ранее упомянутых авторов по вопросам менеджмента качества, общие положения теории и практики международных соглашений в области развития академической мобильности и др.
Характер научной проблемы поиска путей повышения качества продукции организации обусловил необходимость применения совокупности научных подходов и методов. Для решения задач научного исследования использовались системный и процессный подходыобщенаучные методы анализа, аналогии, логики и моделирования.
Информационной базой диссертационного исследования послужили научные статьи, монографии российских и зарубежных ученых, их доклады на региональных, всероссийских и международных конференцияхзаконодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерацииматериалы конференций в рамках Болонского процессаинформационные ресурсы Интернетстатистические материалы и информация о развитии академической мобильности ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 13.14 «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» паспорта ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация и управление качеством продукции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических и практических рекомендаций по повышению качества продукции организации на основе механизма академической мобильности.
В диссертационном исследовании получены и выносятся на защиту следующие научные результаты.
• Обосновано повышение качества продукции организации на основе формирования и реализации механизма академической мобильности, обеспечивающего достижение конкурентоспособности организации на национальном и международном уровнях.
• Предложена технология повышения качества продукции организации на основе механизма академической мобильности, позволяющая на базе жизненного цикла продукции рассмотреть влияние академической мобильности на качество продукции, и состоящая из следующих стадий: маркетинг, поиск и изучение рынкапроектирование и разработка технических требованийразработка продукции (разработка инструментов) — материально-техническое снабжение (нормативное и материально техническое обеспечение) — подготовка и разработка производственных процессов (разработка рабочих процессов) — производство (реализация) — контроль, испытания и обследованияупаковка и хранение (формирование результатов) — реализация и распределение продукции (анализ результатов) — монтаж и эксплуатация (модернизация направлений развития) — техническая помощь и обслуживание (реализация и поддержка новых направлений развития) — утилизация после хранения (отказ от невостребованных инструментов).
• Сформирован механизм академической мобильности, состоящий из следующих этапов: принятие решения о развитии академической мобильностиразработка политики в области академической мобильностиреализация проектов академической мобильностикорректировка направлений развития академической мобильности.
• Предложена методика оценки удовлетворенности качеством продукции в условиях реализации механизма академической мобильности.
• Сформированы практические рекомендации по повышению качества продукции на основе развития механизма академической мобильности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в предложении направления повышения качества продукции организации за счет реализации механизма академической мобильности.
Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и ориентированы на широкое использование при осуществлении мероприятий по повышению качества продукции.
Самостоятельное практическое значение имеют следующие результаты выполненного исследования: предложена технология повышения качества продукции за счет механизма академической мобильности. Технология учитывает особенности продукции, особенности образовательной организации и представлена на основе жизненного цикла продукциипредложен механизм академической мобильности в целях повышения качества продукции организациисформулированы практические рекомендации по повышению качества продукции на основе механизма академической мобильности. Практические рекомендации учитывают необходимость повышения качества продукции за счет реализации механизма академической мобильности для повышения конкурентоспособности на национальном и международном уровнях в условиях формирования глобального рынка.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации получили апробацию на всероссийских и международных конференциях, прошедших в 2010 — 2012 годах, где автор выступал с докладами и сообщениями, большинство из которых опубликованы. Среди них можно выделить: 1-ю Всероссийскую научно-практическую интернет-конференцию «Государственное и муниципальное управление в условиях реформирования общества» (г. Тамбов, 2010) — VIII Международную научную конференцию «Актуальные вопросы современной экономической науки» (г. Липецк, 2012) — Международную научно-практическую конференцию «Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг» (г. Воронеж, 2012).
Основные положения диссертации реализованы в практике работы ФГБОУ ВПО «ТГТУ», в учебном процессе Центра подготовки международных специалистов, а также в учебном процессе экономического факультета при подготовке дипломированных специалистов по специальностям: 80 502 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям)», 80 507 «Менеджмент организации», что подкреплено соответствующими справками.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим авторским объемом 6,03 печ. л. Результаты диссертации изложены в монографии, в 6 статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК, и материалах конференций.
Структура диссертации. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников литературы.
Выводы и предложения.
В диссертации исследовании комплекс проблем, посвященных повышению качества продукции 00 на основе механизма академической мобильности. При этом автором преследовалась цель теоретического обоснования и разработки методических и практических рекомендаций по повышению качества продукции ОО на основе механизма академической мобильности.
Актуальность исследований именно в этих направлениях обусловлена развитием международных отношений и высоким уровнем интеграции на международном уровне объекта исследования. В настоящее время ОО направляют свою деятельность в область международного научного сотрудничества. В последнее время на федеральном уровне провидится работа по поддержке академической мобильности, её информационному, техническому и материальному обеспечению.
Указанные обстоятельства определили цель работы, а также основные направления исследования.
При проведении диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
— Систематизация научных взглядов на теоретические, методические и практические аспекты повышения качества продукции. Определена необходимость постоянного повышения качества продукции.
— Исследование зарубежного опыта менеджмента качества организации.
— Оценка уровня развития академической мобильности в целях повышения качества продукции организации (на примере ФГБОУ ВПО «ТГТУ»). Исследован уровень развития академической мобильности и заинтересованность в различных ее направлениях на основе оценки удовлетворенности уровнем организации академической мобильностью.
— Формирование механизма академической мобильности в целях повышения качества продукции организации. Предложен механизм академической мобильности и модель ее администрирования.
— Разработка практических рекомендаций по реализации механизма академической мобильности в целях повышению качества продукции. Предложены практические рекомендации по развитию академической мобильности в целях повышения качества ОО.
При выполнении исследования в данном направление изучалась работа подразделении в организационной структуре ФГБОУ ВПО «ТГТУ», отвечающих за развитие академической мобильности, формирующих перспективные проекты в области международной интеграции. Базой для проведения исследования явились проводимые в данный момент в ФГБОУ.
ВПО «ТГТУ» проекты, направленные на развитие академической мобильности.
Поставленные цели, используемые методы исследования, рассмотренные категории, характеризующие международное сотрудничество, сформулированные в диссертационном исследовании направления развития определили научную новизну и практическую значимость исследования.
Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Повышение качества продукции ОО на основе механизма развития академической мобильности — способ повышения конкурентоспособности на международном и национальном уровнях. Руководству ОО необходимо осознать стратегическую важность этого процесса, учитывая факты того, что в число показателей государственной аккредитации в последние годы уже были включены сведения, характеризующие масштабы академической мобильности и академическая мобильность заявлена как одно из ключевых направлений Болонского процесса. Руководству ОО необходимо, согласно интересам своей деятельности, разработать программу реализации направлений академической мобильности целях повышения качества продукции.
2. Академическая мобильность — это сложная многогранная категория. В настоящее время, в рамках активной интеграционной политики ОО в мировое образовательное сообщество, академическая мобильность является единственным инструментом повышения качества продукции ОО.
3. В диссертации исследуются подразделения, задействованные в администрировании академической мобильности, цели и задачи их работы, политика в области качества, а также основные стратегические проекты, в которых данные подразделения являются исполнителями.
4. В диссертации на основе исследования стратегических задач ТГТУ и разработки положений об академической мобильности исследуется структурные подразделения, задействованные в решение оперативных и стратегических задач в области академической мобильности.
5. Внедрение механизма академической мобильности возможно только при условия наличия в ОО сертифицированной системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 или российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Для выхода на международный рынок, а также сотрудничества с лидирующими национальными ОО необходимо наличие сертифицированной системы менеджмента качества.
6. Повышение качества продукции как результат реализации программ академической мобильности является одним из важнейших направлений развития качества образования и подтверждается поддержкой нормативного обеспечения и финансирования как на правительственном уровне, так и частными организациями. Среди направлений такой поддержки: правительственный законопроект, направленный на совершенствования процедур признания документов об образовании, вступивший в силу 01.02.2012 г.- проект «Глобальное образование», подготовленный направлением «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив и получивший одобрение Сбербанка РФпрограммы поддержки развития академической мобильности, финансируемые частными организациями. Все вышеперечисленные виды поддержки направлены, в основном, на развитие международной академической мобильности. Уровень реализации национальной академической мобильности и заинтересованность потребителей в этом направлении находятся в практически неразвитом состоянии. В настоящее время необходимо развивать программы государственной поддержки проектов внутренней академической мобильности. Совместная работа учёных, академические обмены студентов различных национальных ОО позволят облегчить и ускорить процессы достижения, поддержания и повышения уровня конкурентоспособности на международном уровне. Международная деятельность каждой из ОО — участников внутренней академической мобильности, позволит расширить число потенциальных международных партнёров.
7. Реализации программ поддержки внутренней академической мобильности возможна на основе: совершенствования нормативно-методической базы, которая должна обеспечивать достаточно свободное перемещение студентов из одной ОО в другую как в пределах программ одного уровня высшего образования, так и на разных уровнях (например, поступление выпускников-бакалавров одной организации в магистратуру другой) как система индивидуальных образовательных траекторийсоздания совместных образовательных программ (СОП) между несколькими российскими государственными ОО. Система организации СОП внутри страны возможно по той же схеме, что и с зарубежными партерами. Учитывая, что федеральный компонент обязателен и един для всех образовательных программ государственных организаций, то в процессе организации СОП внутри страны главной целью для ОО — партнёров является совмещение региональных компонентов образовательных программ. На сегодняшний момент — это является наиболее важным, трудоемким, но вполне достижимым процессом по созданию платформы для развития СОП внутри страны.
8. Стратегия повышения качества продукции ОО в условиях развития академической мобильности должна осуществляться на основе анализа удовлетворенности потребителей и последующего формирования путей повышения качества продукции ОО.
В диссертации определены основные направления в области повышения качества продукции ОО на основе механизма академической мобильности, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности как на национальном, так и на международном уровнях.
Список литературы
- ГОСТ Р ИСО 9000−2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 18с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2008 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 12с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2008, Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2009. — 34 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ. 2009. — 30 с.
- ГОСТ Р 40.003−2005. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001−2001 (ИСО 9001:2000). М.: Стандарт-форм, 2006. — 58 с.
- ГОСТ Р 52 614.2−2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001−2001 в сфере образования. -М.: Стандартинформ, 2007. 70 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. М.: Изд-во стандартов, 2011. — 47с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2008, Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2009. — 34 с.
- Адлер, Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир/ Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. — С. 18−22.
- Адлер, Ю.П. Качество — звезда, ведущая к лучшей жизни/ Ю. П. Адлер B.JI. Шпер //Стандарты и качество. 1995. — № 10. — С. 10−16.
- Адлер, Ю.П. Бюджетные системы инструмент управления качеством / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // www.bizoffice.ru, 2002.
- Азгалыгов, Г. Г., Квалиметрия — наука об измерении качества продукции /Г.Г. Азгалыгов, A.B. Гличев и др. // Стандарты и качество. -1968.-№ 1.-С. 8−12.
- Азгальдов, Г. Г. Проблемы измерения и оценки качества продукции /Г.Г. Азгальдов. М.: Знание, 1969. — 216с.
- Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1982. — 148с.
- Азоев, Г. А. Конкурентные преимущества фирмы / Г. А. Азоев, А. П. Челенков. М.: ОАО Типография «Новости», 2000. — 256с.
- Андерсен, Бьерн. Бизнес процессы. Инструментысовершенствования / Б. Андерсен. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. -272 с.
- Алешин, Б.С. Философские и социальные аспекты качества: учеб. пособие / Б. С. Алешин и др. Ростов на Дону, Импек, 2004. — 438 с.
- Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении / B.C.
- Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин. М.: Финансы и статистика, 2002. -368с.
- Аронов, И. 3. Управление проектами и всеобщее управление качеством / И. З. Аронов, Е. Е. Мирющенко, К. Е. Мирющенко // Стандарты и качество. 1996. — № 9. — С. 43-48.и
- Аронов, И.З., Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия / И. З. Аронов, А. Л. Теркель // Стандарты и качество. 2003. — № 8. — С. 25−27.
- Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование / В. А. Баринов. М.: Кнорус, 2005. — 240с.
- Безъязычный, В. Ф., Киселев, Э. В. Возможности использования процессного подхода при системном управлении качеством //Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 2. — С. 23−27.
- Белов, В. И. Патентные исследования и качество продукции /
- B.И. Белов, В. Г. Пурижинский. Л.: Лениздат, 1988. — 126 с.
- Бесфамильная, Л.В. Экономика стандартизации, метрологии качества продукции / Л. В. Бесфамильная и др. -М.: Изд-во стандартов, 1988.-480с.
- Варакита, С. А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакита. М.: ИНФРА-М, 2001. — 207 с.
- Векслер, Э.М. Качество, как категория будущего / Э. М. Векслер // Стандарты и качество. 1992. — № 2. — С.21−28.
- Версан, В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО 9000 новой версии: стратегия введения в действие /В.Г. Версан. М.: ВНИИС, 2001.-320с.
- Версан, В, Г., Сиськов В. И., Дубицкий Л. Г., Солодилова Н. З., Екшембиев С. Х. Интеграция производства управления качеством продукции.- М.: Издательство стандартов, 1995. 350 с
- Виссема, У. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / У. Виссема.- М.: Изд-во «Фимпресс», 2000. 272с.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. -М.: Экономисте, 2003. -296 с.
- Воронин, В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: автореф. дис. доктора психол. наук / В. Н. Воронин. М., 1999. — 42с.
- Воронина, Г. П. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г. П. Воронина, В. Г. Версана. М: ВНИИС, 1998. — 398с.
- Воропаев, В. И. Управление проектами в России / В. И. Воропаев. -М.: Алане, 1995.-400с.
- Гарднер, Роберт. Десять уроков по улучшению процессов для руководителей // Методы менеджмента качества. 2003. — № 7. — С. 1621.
- Герасимов, Б.И. Экономико-математические модели погрешностей оценки качества / Б.И. Герасимов// Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 1997. — 80 с.
- Гаффорова Е.Б., Шкарина Т. Ю., Меркушова Н. И., Гаффоров Ж. С. Управление качеством: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2008. -312 с.
- Герасимов, Б.И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин // Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2001. 132 с.
- Герасимов, Б.И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества / Б.И. Герасимов// Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т. 1998.-72 с.
- Герасимова, Е.Б. Управление качеством. 2-е изд. / Е. Б. Герасимова, А. Ю. Сизикин, Б. И. Герасимов // М: Форум, 2009. 256с.
- Гиссин, В.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / В. И. Гиссин. -Р.-на-Д.: Феникс, 2000. 256с.
- Гличев, A.B. Основы управления качеством продукции / A.B. Гличев. М.: Гардарики, 2001. — 424 с. (формат 16:24)
- Гличев, A.B. Очерки по экономике и управлению качеством продукции / A.B. Гличев // Стандарты и качество. 1990 — № 8, 10, 1992 — № 9, 10, 11, 1993-№ 1,2, 1994-№ 10,12. 1995 -№ 1.3,4,5,6, 10.
- Гнеденко, Б.В. Курс теории вероятностей / Б. В. Гнеденко. — 7-е изд., неправ. —М.: УРСС, 2001. -318 с.
- Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. -СПб. Литер, 2008.-300 с.
- Гребнев Л., Попов В. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США//Высшее образование в России. 2005. -№ 2
- Гугелев, A.B. Инновационный менеджмент: Учебник / A.B. Гугелев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. -336 с.
- Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми и процессами / Эдварде Деминг. Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-419 с.
- Ильенкова, С.Д. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления / Под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Информационные методы в управлении качеством / Б. Г. Григорович и др. Брянск: Наука, 2001. — 200 с.
- Исикава, К. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1988. 215 с.
- Гурков, И.Б. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / И. Б. Гудков, Н. Л. Титова // Маркетинг. — 1997. — № 1. —С. 20−31.
- Гусаков, М. Формирование потенциала инновационного развития/ М. Гусаков //Экономист. 1999. — № 2. — С.33−38.
- Дедекаев, В.А. Вопросы совершенствования организации комплексной системы управления качеством продукции: дис. канд. экон. наук/ В. А. Дедекаев. Львов, 1970. — 30с.
- Динес, В. А. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия./В. А. Динес, В. М. Ларин и др. Саратов, 1999.
- Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. — 342с.
- Джордж, С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые модели в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймрскирх. СПб: Виктория плюс, 2002. — 256с.
- Елина, И.Е. Менеджмент качества в региональном развитии / И. Е. Елина, A.B. Елин // Стратегия развития малых и средних городов России. Материалы научно- практической конференции. Москва, сентябрь, 2002. -М.: РАГС, 2002. — С.45−49
- Елиферов, В.Г. Бизнес процессы регламентация и управление / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. М.: Инфра-М, 2005. — 319с.
- Ефимов, В. В. Спираль качества / В. В. Ефимов, В. М. Князев. -Ульяновск: УлГТУ, 2002. 232 с.
- Ефимов, В.В. Экономика качества: Учебное пособие / В. В. Ефимов // Ульяновск: УлГТУ, 2003. 123 с.
- Жулинский, С.Ф. Статистические методы в современном менеджменте качества / С. Ф. Жулинский, Е. С. Новиков, В .Я. Поспелов СПб.: Машиностроение, 2001. — 208 с.
- Жданов, С.А. Экономические модели и методы в управлении / С. А. Жданов //М.: Издательство «'Дело и сервис», 1998. 176 с.
- Иванов, В. А., Шилов, В. М., Оборин А. В. Постоянное улучшение и его место в СМК организации // Методы менеджмента качества. 2004. — № 4. -С. 41−45.
- Иняц, Н. Малая энциклопедия качества. Современная история качества/ Н. Иняц. М.: Прогресс, 2003. — 224 с.
- Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. — М.: Наука, 1988. —215с.
- Каплан, P.C. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / P.C. Каплан, Дейвид П. Нортон М., 2006. — 320 с.
- Капырин, В.В. Системы управления качеством. / В. В. Капырин, Г. Д. Коренев. М.: ЕЦК, 2004.
- Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции иперспективы управления качеством / Под ред. Дж. Джурана / Пер. с англ.
- О.В.Замятиной, Я. В. Лева. В 3-х томах. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
- Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития /Под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона /Пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
- Кемпбелл, Э. Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К. Ланч, К. Саммерс. СПб: Питер, 2004. — 416с.
- Ковалев, А.И. Высшее руководство и качество менеджмента / А. И. Ковалев // Методы менеджмента качества. 2008. № 3. -С.33−37.
- Конарева, Л. А. Управление качеством продукции в промышленности США / Л. А. Конарева. М.: Банки и биржи, 1997. — 256 с.
- Кондо, Й. Управление качеством в масштабах компании / Й. Кондо. -М.: Наука, 2002. -254 с.
- Кравченко, Ю.В. Обязательная сертификация: два взгляда на проблему / Ю. В. Кравченко // Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. — С. 1519.
- Кричевский, М. Л. Управление качеством: учеб. пособие / М. Л. Кричевский, Э. В. Минъко. СПб.: СПбГУАП, 1999. — 120 с.
- Крейг, Д ж. Документирование системы качества // Стандарты и качество. 2 0 0 1. -№ 3. — С. 75−78.
- Кузнецов, Л.А. Обобщенная мера оценки качества / Л. А. Кузнецов // Методы менеджмента качества. 2007. № 4.
- Куликов, Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности /Г.В. Куликов. М.: Экономика, 2000. — 247с.
- Куликов, Ю.А. Интеграция процессов и уровни качества / Ю. А. Куликов // Методы менеджмента качества 2003. — № 2. — С. 22−28.
- Крылова, Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством / Г. Д. Крылова. — М.: Изд-во стандартов, 1992. — 118 с.
- Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: учебник / Г. Д. Крылова. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 671с.
- Лавренченко, Н.И. Анализ рисков предприятий, связанных с качеством продукции /Н.И.Лавренченко // Качество науки качество жизни: сб. науч. ст. Тамбов: ПБОЮЛ Бирюкова М. А., 2005. С. 167−171.
- Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях /
- B.А. Лапидус. Новгород: Приоритет, 2000. — 432 с.
- Лапикус, С.Т. Экономическая эффективность повышения качества продукции: дис. канд. экон. наук/ С. Т. Лапикус. М., 1971. — 38с.
- Лобанов, А.В. Эффективный инструмент для руководителя?/А.В- Лобанов // Методы менеджмента качества- 2006. — № 12. -С.28−29-
- Лобанов, М.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции / М. М. Лобанов, Ю. М. Осипов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6. — С. 16−20.
- Лощилина, И.В. Руководство по качеству. Пишем «конструкцию»
- СМК / И. В. Лощилина // Методы менеджмента качества. 2008.№ 12.1. C.11−12.
- Львов, Д.С. Экономика качества продукции / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1972.-316 с.
- Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2003. — 100с.
- Матвеев, Л. А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции / Л. А. Матвеев. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983. 152с.
- Мартыненко, О.О., Жукова H.B. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза)// Интеграция образования.- Саранск. :Изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н.п.0гарева, 2008.№ 1- С.3−9.
- Миронов, М.Г. Управление качеством: учебное пособие.- M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 228 с.
- Мищенко, Е.С. Оценивание удовлетворённости потребителей об разовательных услуг / Е. С. Мищенко, C.B. Пономарёв, A.C. Щекочихин // Труды ТГТУ: сб. науч. ст. молодых учёных и студентов / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2009. — Вып. 22. — С. 166 — 169.
- Мищенко, Е.С., Шеленкова И. В. Применение методики оценки удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования.- Тамбов. Изд-во Твмб. Гос. техн. ун-та, 2010. № 1−3(28).- С. 124−130.
- Мищенко, Е.С. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации : монография / Е. С. Мищенко, C.B. Пономарев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 96с. -100 экз.
- Мищенко, C.B. Затраты на качество образовательных услуг на профилирующей кафедре технического университета/ C.B. Мищенко, С. В. Пономарев, Б. И. Герасимов, О.С.Пономарева// Труды семинара «Инженерное образование в XXI веке». Тамбов: ТГТУ, 2001. С.65−69.
- Мищенко, С. В, Осуществление процессов системы менеджмента качества в образовательной организации / C.B. Мищенко, Е. С. Мищенко, C.B. Пономарёв // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. — Т. 14, № 4. — С. 741 — 754.
- Мищенко, С. В. Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета / СВ. Мищенко и др. // Вестник ТГТУ. — 2002. — Том 8. № 4. — Препринт. — 80 с.
- Мищенко, C.B. Экспертные оценки затрат на качество на предприятиях Тамбовской области /C.B. Мищенко, С. В. Пономарев, Б. И. Герасимов, О.С.Пономарева// Стандарты и качество. 2001. № 7−8. — С.79−81.
- Нив, Г. Р. Пространство доктора Деминга. Кн. 2 / Г. Р. Нив. М.: Прогресс, 2003. — 152 с.
- Ноулер, Л. Статистические методы контроля качества продукции / Л. Ноулер, Дж. Хауэлл. М: Издательство стандарт, 1989. — 96с.
- Окрепилов, В. В. Всеобщее управление качеством: учебник: в 4 ч./ В. В. Окрепилов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — 580с.
- Окрепилов, В. В. Управление качеством: учебник для вузов / В. В. Окрепилов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998.693 с. в
- Окрепилов, В. В. Управление качеством и конкурентоспособностью: учеб. пособие /В.В. Окрепилов. СПб.: СПбУЭФ, 1997. — 259 с.
- Окрепилов, В.В. Всеобщее управление качеством / В. В. Окрепилов. М.: Банки и биржи, 1999. — 825с.
- Пархоменко, Е.Л. Качество инновационного продукта/ Е.Л.
- Пархоменко, Б.И. Герасимов, Л.В. Пархоменко- под науч. Ред. Д-ра экон.
- Наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2005. 116с.
- Пономарёв, C.B. Методика проведения практических занятий при подготовке специалистов по управлению качеством / C.B. Пономарёв, А. Н. Жмаев, Е. Е. Чепурнова // Методы менеджмента качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. — № 4. — С. 42 — 46.
- Пономарев, C.B. Управление качеством продукции. Введение системы менеджмента качества: учеб. пособие /СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В. Я. Белобрагин. М.:РИА Стандарт и качество, 2004. -248с.
- Попов В. Аккредитация и признание программ инженерного образования в США // Высшее образование сегодня. 2003. — № 3.
- Прокошин И.Н., Быковская Е. В., Романенко А. В. Инвестиционные аспекты управления качеством жизни в регионе Тамбов: Изд-во Бирюковой М. А., 2009.
- Путин, В.В. Нам нужна новая экономика// Ведомости. 2012 № 15(3029) (Газета).
- Рамперсад, Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения/ Х. К. Рамперсад. М.: Экономика, 2005. -256 с.
- Репин, В. В. Опыт внедрения систем управления бизнес-процессами //Методы менеджмента качества. 2003. — № 5. — С. 12−17.
- Розова, И. К. Управление качеством: учеб. пособие /И.К. Розова. -СПб.: Питер, 2002. 224 с.
- Салимова Т.А. Управление качеством. М.: Омега-Л, 2007. — 414с.
- Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, K.M. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.-403с.
- Свиткин, М.З. Процессный подход при внедрении системы менеджмент качества в организации / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. 2002. — № 3. — С. 74−77.124. «Семь инструментов качества» в японской экономике. — М.: Изд-во стандартов, 1990. — 88 с.
- Серенков, П.С. Методология моделирования системы поддержки принятия решений / П. С. Серенков, В. В. Краснопорошин, Е. П. Максимович // Методы менеджмента качества. 2008. — № 11. -С.20−23.
- Серенков, П.С. Система сбора и анализа данных о качестве, или Управление, основанное на фактах / П. С. Серенков, В. М. Романчак, В. Л. Соломахо // Методы менеджмента качества. 2008. № 8. -С. 10−13.
- Сероус, Т.О. Документирование процедур управления как инструмент решения проблем / Т. О. Сероус // Методы менеджмента качества. 2006.-№ 4. -С. 12−14.
- Серов, М.Е. Введение в менеджмент качества / М. Е. Серов. М.: СМЦ Приоритет, 1999. — 92с.
- Серов, М.Е. Основные концепции и методология TQM / М. Е. Серов. -М.: СМЦ Приоритет, 1998. 56с.
- Система качества. Сборник нормативно-методических документов. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 200с.
- Ситниченко, В.М. Определение степени эффективности менеджмента / В. М. Ситниченко, А. Б. Киселева, Е. А. Стоякин // Методы менеджмента качества. 2007. -№ 10. -С.20−23.
- Скрипко, Л. Е. Проблемы оценивания результативности процессов
- СМК / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. — 2007. — № 11.1. С.29−30.
- Скрипко, JI.E. Финансовый менеджмент качества / JI.E. Скрипко // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 10. — С. 12−19.
- Скрипко, JI.E. Экономика качества: тенденции и перспективы развития / JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 2003. № 1. — С. 68−71.
- Скрипко, JI.E. Экономические аспекты системы менеджмента качества: Учебное пособие / JI.E. Скрипко // СПб.: «Конфлакс», 2004. 70 с.
- Скрипко, JI.E. Экономические рычаги улучшения систем качества. Выпуск 14, Составитель и редактор серии: Г. Е. Герасимова / JI.E. Скрипко // М.: НТК «Трек», 2002. 45 с.
- Соколова, Л.И. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворённости и вовлечённости персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации : монография / Л.И.
- Соколова, Е.С. Мищенко, C.B. Пономарёв. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. — 124 с.
- Управление качеством: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова и др. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199 с.
- Управление качеством продукции: Справочник / В. В. Бойцов, А. В. Гличев. — М.: Изд-во стандартов, 1985. — 320 с.
- Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / C.B. Пономарёв, C.B. Мищенко, В. Я. Белобрагин и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 248 с.
- Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / C.B. Пономарёв, C.B. Мищенко, В. Я. Белобрагин и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 248 с.
- Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность: концепция /P.A. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 2003. — № 5. — С.52−58.
- Федоркова, Н.В. Теория и методология организации конкурентоспособного производства: автореф. дис. д-ра экон. наук / Н. В. Федоркова. Воронеж, 2004. — 48с.
- Фидельман, С. В., Дедиков, С. В. Бизнес процессы и изменение в организации//Методы менеджмента качества. — 2002. -№ 1, 2.
- Философские и социальные аспекты качества / Б. С. Алешин, JI.H. Александровская, В. И. Круглов и др. М.: Логос, 200 4. — 438 с.
- Фрайлингер, К. Управление изменениями в организации / К. Фрайлингер, И. Фишер. М.: Книгописная палата, 2002. — 264с.
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. / А. Фейгенбаум. — М.: Экономика, 1986. — 471 с.
- Фокс, М.Дж. Введение в обеспечение качества: Модуль ЯКС № 415: пер. с англ. / В. Н. Азаров. М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999. — 118 с.
- Фокс, М.Дж. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Модуль ККС: пер. с англ. / В. Н. Азаров. М.: Фонд «Европейский центр по качеству», 1999. — 142 с.
- Фомин, В. Н. Квалиметрия: Управление качеством. Сертификация: учеб. пособие / В. Н. Фомин. М.: Ось-89, 2002. — 364 с.
- Харрингтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях: сокр. пер. с англ. / Дж. Харрингтон. М.: ЮНИТИ, 1990.- 272 с.
- Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чамки. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.-337 с.
- Хофманн, Д. Измерительно-вычислительные системы обеспечения качества: пер. с нем. /Д. Хофманн. М.: Энергоатомиздат, 1991.-272 с.
- Цугель, Т. М. Внедрение процессно-ориентированных систем менеджмента качества // Все о качестве. Процессный подход и стандарты ИСО 9000:2000.-2004.-№ 1 (28).-С. 3 -18.
- Челноков, И.В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — 112 с. в
- Шадрин, А. Д. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода// Стандарты и качество. 2003. — № 6. — С. 52 -57 .
- Шарипов, С. В. Система менеджмента качества / СВ. Шарипов, Ю. В. Толстова. М.: ЮНИТИ, 2004. — 192 с.
- Швец, В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента / В. Е. Швец // Стандарты и качество. 1997. № 6. — С. 48 — 50.
- Швец, В. Е. Добавленные затраты, стоимость и ценность в системах менеджмента качества / В. Е. Швец // Сертификация. 2003. — № 3. — С. 27−30 .
- Швец, В. Е. Измерение процессов в системе менеджмента качества: опора на стратегию и структуру / В. Е. Швец // Сертификация. 2 0 0 3. — № 1. -С. 17−21.
- Шобергер, Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков: сокр. пер. с англ./Р. Шобергер. М.: Экономика, 1988.-180с.
- Щукин, О.С. Управление качеством: Терминологический словарь — Воронеж, 2002
- Экономика качества. Основные принципы и их применение / Дж. Кампанелла. М.: Экономика, 2005. — 231 с.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие / А. Ю. Юданов. 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 248с.
- Яшин, Н.С. Эволюция методов управления качеством продукции в условиях экономических преобразований / Н. С. Яшин, А. В. Литвинова // Вестник СГСЭУ. 2003. — № 6. — С.61 — 65.