Административно-правовое регулирование применения специальных средств в органах полиции Монголии
Такие результаты опроса вполне оправданны, так как Закон Монголии «Об органах полиции» устанавливая условия, основания и, в какой то мере, порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств, в то же не содержит положение, в соответствии с которым «сотрудники полиции не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом случаях специальных… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Теоретические предпосылки применения специальных средств
- 1. 1. Понятие специальных средств по законодательству Монголии, и правовые предпосылки их применения
- 1. 2. Становление и развитие законодательства Монголии о применении специальных средств
- Глава вторая. Организационно-правовые проблемы применения специальных средств
- 2. 1. Применение специальных средств при реализации органами полиции Монголии мер административного пресечения
- 2. 2. Рецепция опыта применения специальных средств в деятельности МВД России и других правоохранительных органов Российской Федерации
- Глава третья. Контроль за соблюдением законодательства Монголии о применении специальных средств и юридическая ответственность за его нарушения
- 3. 1. Контроль за соблюдением органами полиции законодательства
- Монголии о применении специальных средств
- 3. 2. Административная ответственность и иные виды юридической ответственности должностных лиц органов полиции за нарушение законодательства Монголии о применении специальных средств
Административно-правовое регулирование применения специальных средств в органах полиции Монголии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования.
Демократические преобразования в Монголии, проводимые с 1990;х годов вызвали в социально-политической жизни общества кардинальные изменения, связанные с отказом от принципов тоталитарного социализма, созданием многопартийной системы и стремлением построить в стране правовое государство и гражданское общество.
С началом реформ, наряду с позитивным сдвигом в политической сфере, появились и негативные явления в социально-экономической жизни общества, проявившиеся, в частности, в виде сильной дисфункции государственных органов, глубокой депрессии экономики, и резкого роста преступности. В структуре преступности возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений. Абсолютный рост опасных насильственных и корыстно-насильственных деяний, совершаемых организованной группой, стал доминирующей и интегрирующей тенденцией последнего времени. На фоне количественного роста преступности, изменения ее динамики, стали увеличиваться и административные правонарушения.
Растущий контраст социальных слоев населения, безработица и социальная незащищенность масс, в свою очередь, приводили к противоречиям, конфликтам, иногда и конфронтации социальных групп с институтами власти. Политическое бескультурье и правовая безграмотность некоторых «оппозиционеров» не раз становилось причиной проведения несанкционированных акций и провоцирования массовых беспорядков, где для пресечения незаконных действий и наведения общественного порядка органами полиции стали применяться специальные средства.
Практика осуществления правоохранительными органами мер административного пресечения, в том числе, с применением специальных средств показывает несовершенство правового регулирования в данной области, недостаточный контроль над соблюдением законодательства о применении специальных средств, слабое техническое и тактико-методическое обеспечение применения данных средств органами полиции.
Вышеуказанные проблемы организационно-правового характера, возникающие при применении специальных средств, а также тревожная тенденция роста административных правонарушений, на наш взгляд, приводят к необходимости наиболее полного исследования административно-правовых проблем, связанных с совершенствованием законодательной базы о применении специальных средств, проработкой теоретической базы в данной области и рецепцией опыта правоохранительных органов зарубежных стран.
Следует отметить, что институт применения специальных средств, особенно, с точки административно-правового аспекта, в монгольской юридической литературе и правоприменительной практике, не исследован должным образом.
Таким образом, актуальность темы обуславливается как недостаточной теоретической разработанностью данной проблематики в Монголии, так и ее большой практической значимостью для правоохранительных органов, в связи с увеличением противоправных посягательств, пресечению административных правонарушений, наведению общественного порядка и предопределяет выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы административного принуждения, исследованы в мировой юридической литературе, в том числе, в российской, достаточно полно и разносторонне. Проблемы административного принуждения рассматривались в работах А. Б. Агапова, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, В. Н. Бутылина, И. И. Веремеенко, И. А. Галагана, П. В. Дихтиевского, Е. В. Додина, А. Б. Дудаева, М. И. Еропкина, А. И. Каплунова, A.A. Кармолицкого, И. Ш. Килясханова, Ю. М. Козлова, А. Н. Кокорева, JIM. Колодкина, A.M. Кононова, А. П. Коренева, A.M. Кустова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, М. Я. Масленникова, Л. Л. Попова, В. Д. Сорокина, Ю. А. Тихомирова, В. Ф. Цепелева, А. Ю. Якимова и других.
Вопросами изучения отдельных мер административного пресечения занимались B.JI. Зеленько, В. П. Кудрявцев, B.C. Пронина, В. А. Тюрин и многие другие.
Проблемы административного принуждения привлекали внимание ряда монгольских ученых-правоведов, в том числе, Ж. Долгорсурэна, Б. Чимида, Б. Пурэва, Д. Таванжина, М. Батаева и других.
Однако, как показало изучение литературных источников монгольских авторов, в работах ученых рассматриваются лишь отдельные аспекты по обозначенной проблеме. Комплексные исследования данного направления, особенно, административно-правовые проблемы административного пресечения с применением специальных средств, на монографическом уровне не проводились.
Цель и задачи исследования
Основной целью данного исследования является изучение и обобщение теоретических, практических, нормативно-правовых материалов, анализ и теоретическое их осмысление, и на этой основе разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства Монголии, и разработка практических рекомендаций для правоохранительных органов.
Для достижения указанной цели, предполагается решить следующие задачи:
— провести историко-юридический анализ законодательства Монголии о применении специальных средств.
— осуществить комплексный анализ административно-правовых источников, практических и нормативно-правовых материалов;
— исследовать и раскрыть содержание понятия специальных средств по законодательству Монголии.
— изучить опыты правоохранительных органов Российской Федерации и других стран в сфере административно-правовой борьбы с правонарушениями.
— разработать предложения по совершенствованию законодательства Монголии о применении специальных средств.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают правовые и организационные отношения, складывающиеся в сфере применения специальных средств, используемых в борьбе с правонарушениями.
Предметом исследования являются существующее и ранее действовавшее законодательство Монголии в области применения специальных средств, правовые и организационные основы деятельности органов полиции по применению специальных средств, статистические данные, результаты социологических исследований, практика правоохранительных органов и научная литература.
Методология и методика исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектический метод познания, который позволил рассматривать явления и процессы как находящиеся в социальной взаимосвязи, обусловливающей обстоятельства и тенденции в сфере применения специальных средств органами полиции.
В целях получения достоверных результатов и их научного обоснования комплексно использовались методы исторического, сравнительно-правового, статистического анализа, методы социологических исследований и экспертных оценок.
Нормативной базой диссертационной работы явились Конституция Монголии, административное законодательство Монголии и ряда зарубежных стран, в том числе России, в частности ее Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3 ФЗ и другие нормативно-правовые акты по теме исследования.
Эмпирической базой диссертации послужили: сведения, полученные в результате изучения 23 уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного применения огнестрельного оружия и специальных средств, 97 материалов служебных проверок, связанных с неправомерным применением сотрудниками полиции специальных средств, результаты опроса 185 сотрудников правоохранительных органов. Автором использованы статистические данные Главного управления полиции Монголии, Верховного Суда Монголии и архивные материалы Великого Государственного Хурала, Национального центрального архива и органов полиции Монголии.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении проблем применения специальных средств органами полиции в борьбе с правонарушениями, в разработке комплекса предложений на основе обобщения и систематизации собранного материала по данной проблематике и критической оценки складывающейся практики правоохранительных органов, а так же в предложениях по совершенствованию законодательной базы.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Авторский вариант проекта Закона Монголии «О специальных средствах», устанавливающего общие правила применения сотрудниками правоохранительных органов огнестрельного оружия и специальных средств, и включающего в себя концептуальные и правовые основы, обеспечивающие эффективное и безопасное применение этих средств в борьбе с правонарушениями и гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.
2. На основе историко-правового анализа становления и развития законодательства Монголии в рассматриваемой сфере правого регулирования предлагается следующая периодизация административного законодательства, которая содержит ряд этапов:
I. Период действия норм обычного права (до начала XIII в.);
II. Период действия норм письменных законов Великой Монгольской империи и феодальных государств Монголии:
— ранние монгольские законы «Великая Яса» и др. (с XIII — XIV вв.);
— законодательство средневековой Монголии (с ХУ-ХУП вв.);
— законодательство Маньчжурского правления (с XVII — XIX вв.);
— законодательство Автономной Монголии (1911 — 1921 гг.);
III. Период действия норм современного законодательства:
— социалистическое законодательство (1921;1992 гг.);
— новейшее законодательство Монголии (с 1992 г.).
3. На основе комплексного анализа норм международно-правовых документов, таких, как «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», а также внутреннего законодательства Монголии, вносятся предложения по имплементации ряда норм действующего международного права в законодательство Монголии.
Имплементация в законодательство Монголии соответствующих положений международных норм, способствовала бы не только более полной реализации в монгольском законодательстве положений названных выше международных документов, но и созданию более эффективной системы мер по использованию специальных средств, что полностью отвечало бы обязательствам, принятым Монголией перед мировым сообществом как государство-член ООН.
4. Обоснованы предложения о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативно-правовые акты Монголии, регламентирующие применение специальных средств.
Во-первых, предложения по изменению некоторых нормативных положений Закона Монголии «Об органах полиции» в целях устранения неточности и неоднозначности формулировок норм:
— в ст.ст. 42, 43 внести изменения, позволяющие установить строго определенные случаи применения для каждого вида специальных средств;
— в ст. 45 внести изменения, устанавливающие нормативные понятия специальных средств защиты, физической силы и служебной собаки, и основания их применения.
— в ст. 12 Закона Монголии «О частной охране», ст. 12 Закона Монголии «О чрезвычайном положении», ст. 14 Закона Монголии «О проведении митингов и демонстраций» внести изменения, устанавливающие основания применения соответствующими субъектами специальных средств, предусмотренных вышеуказанными законами.
Во-вторых, предложения по дополнению действующих законодательных актов необходимыми нормативными предписаниями, а именно:
— ст. 46 Закона Монголии «Об органах полиции» дополнить следующими статьями:
Статья 46'. — Сотрудники полиции не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом случаях специальных средств, приемов и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия".
Статья 46″ - На деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Монголии о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения".
Предлагаемые нормативные акты и нормативные положения, во-первых, приводят законодательство Монголии в соответствие с нормами международного права, во-вторых, восполняют имеющиеся пробелы в соответствующем законодательстве Монголии, регламентирующем деятельность правоохранительных органов по применению специальных средств.
5. Авторский проект учебной программы «Применение специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы органами полиции» для подготовки сотрудников органов полиции на базе Академии полиции Монголии. Предлагаемый проект разработан в целях совершенствования преподавательской деятельности, вместе с тем он направлен на повышение безопасности и эффективности применения специальных средств сотрудниками полиции и защиту прав и свобод граждан.
6. Вносится предложение по исследованию практического опыта органов внутренних дел Российской Федерации, в сфере административного пресечения, в частности в сфере применения специальных средств. В этих целях необходима рецепция позитивных методов специальной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел России, в том числе непосредственно на рабочих местах, а также опыт применения специальных средств в условиях чрезвычайных ситуаций.
Теоретическая и практическая значимость Теоретическая и практическая значимость предполагаемой работы будет состоять в разработке теоретических основ применения правоохранительными органами специальных средств, а также в разработке предложений, направленных на совершенствование законодательства Монголии о применении специальных средств и практических рекомендаций для правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре административного права Московского университета МВД России, где было проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения и выводы диссертации докладывались автором на научно-практических конференциях и научных семинарах.
Отдельные рекомендации автора, касающиеся повышения эффективности применения специальных средств нашли применение в практической деятельности органов полиции, в частности подразделений специального назначения, а также внедрены в учебный процесс Академии полиции Монголии при изучении дисциплин «Полицейское право», «Специальные средства».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование позволило выявить ряд положительных и негативных сторон применения специальных средств в целях административного принуждения в Монголии, сформулировать выводы и разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, в частности органов полиции. С учетом этого основные выводы и предложения по проведенному исследованию могут быть сведены к следующему.
В 1998 г. была утверждена «Программа правовой реформы Монголии», направленная на развитие демократии, укрепление правопорядка, защиту прав и свобод человека. Именно, в рамках реализации данной программы была сформирована правовая база, состоящая из целого ряда кодексов и законов, в той или иной степени позволяющих правоохранительным органам применение мер правового принуждения.
Действующие в Монголии нормативно-правовые акты, совокупность которых составляет круг источников правового регулирования применения мер административного принуждения, в частности специальных мер пресечения, можно систематизировать на три группы: 1) Общепризнанные нормы и принципы международного права- 2) Нормы Монгольского законодательства- 3) Ведомственное регулирование процесса применения правого принуждения, то есть нормы подзаконных актов.
Основным, наиболее важным международно-правовым документом, непосредственно регулирующим применение специальных средств, является «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», принятые в 1990 г. Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями. Вышеуказанный международный документ не содержит нормативного определения понятия «специальные средства» и классификаций таких средств. «Основные принципы» содержат Общие и
Специальные положения, которые должны быть приняты во внимание правительствами государств-членов ООН, соблюдены в рамках своего национального законодательства и доведены до сведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а также других лиц, таких, как судьи, работники прокуратуры, юристы, работники исполнительной власти и законодательной власти и населения в целом.
Проведенный нами анализ показывает, что вышеуказанные международно-правовые нормы не нашли отражения во внутреннем законодательстве Монголии. Имплементация в законодательство Монголии соответствующих положений международных норм, способствовало бы не только более полной реализации в монгольском законодательстве положений названных выше международных документов, но и созданию более эффективной системы мер по использованию специальных средств.
К законодательным актам Монголии, регламентирующим деятельность по применению специальных мер пресечения, в том числе специальных средств и оружия можно отнести следующие правовые акты: Административно-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексыЗаконы Монголии «Об административной ответственности», «Об органах полиции», «О предупреждении преступности», «О внутренних войсках», «О чрезвычайном положении» и ряд других. При этом подавляющее большинство правовых актов не предусматривает порядок применения специальных средств и не устанавливает их перечень.
Анализ положений законодательства Монголии «Об органах полиции» и Федерального закона Российской Федерации «О полиции» показывает, что нормативное определение или дефиниция каждого вида специальных средств, официальное разъяснение норм, регулирующих применение спецсредств, а также законодательное установление строго ограниченных случаев применения указанных средств являются обязательным условием создания законодательной базы в сфере применения спецсредств, и для применения норм данного законодательства сотрудниками полиции.
Непосредственное регулирование применения специальных средств сотрудниками полиции Монголии осуществляется ведомственными нормативными актами, такими, как: «Основные положения о применении огнестрельного оружия, специальных средств и приемов" — «Положение о применении специальных средств индивидуального воздействия" — «Положение о применении специальных средств группового воздействия».
К сожалению, проблемы применения спецсредств в правоприменительной практике усугубляются: 1) незнанием отдельными сотрудниками действующего законодательства- 2) терминологической противоречивость норм- 3) недостаточной системностью и классификацией предписаний- 4) отсутствием нормативных определений специальных средств- 5) неконкретностью правовых дефиниций, применительно к которым возможны различные истолкования- 6) отсутствием во многих законах перечня специальных средств, которыми могут пользоваться те или иные субъекты- 7) отсутствием норм, регламентирующих порядок и правила применения специальных средств- 8) отсутствием подзаконных (ведомственных) нормативных актов.
Следует добавить, что не разработанность теоретических основ применения специальных средств и отсутствие единства во взглядах относительно института применения специальных средств, происходящие на фоне отсутствия в настоящее время единого официального толкование законодательных норм в указанной сфере дезориентирует практических работников. Следовательно, имеются все предпосылки для разработки Закона Монголии «О применении огнестрельного оружия и специальных средств», содержащего в себе концептуальные и правовые основы применения специальных средств, позволяющего эффективно, безопасно применять данные средства и в то же время гарантирующего защиту прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь, Закон Монголии «Об органах полиции» и Закон Монголии «О внутренних войсках», регулируют не только деятельность указанных субъектов (полиции и внутренних войск), но и являются основными нормативными источниками, определяющими полномочиям сотрудников органов полиции и внутренних войск по применению специальных мер административного пресечения, в частности специальных средств. Эти законы представляют собой основную нормативно-правовую базу применения органами полиции и подразделениями внутренних войск силы.
Следующей проблемой необходимо выделить, отсутствие единого подхода к определению понятий административного принуждения и пресечения. В частности, в законодательстве существуют расхождения по поводу определения субъекта административного принуждения, оснований и целей его применения.
Во втором случае, при обозначении понятия «пресечение» используется словосочетание «таслан зогсоох» (т.е. останавливать, пресекая), что указывает на ближайшую и определяющую цель любых пресекательных действий. Таким образом, словосочетание «таслан зогсоох» означает устранение чего-либо, воспрепятствование чему-либо, в частности доведению до конца уже начавшихся противоправных действий.
В практике не редки случаи не применения сотрудниками полиции оружия и специальных средств, когда для этого имелись законные основания. Проведенный опрос сотрудников полиции показывает следующие причины, которые удерживают сотрудников полиции от применения оружия и специальных средств при наличии законных оснований: боязнь уголовной ответственности за последствия применения оружия и специальных средствпсихологическая неподготовленность к применению оружияотсутствие опыта и тренировок по применению оружия, специальных средств в сложных ситуациях.
Такие результаты опроса вполне оправданны, так как Закон Монголии «Об органах полиции» устанавливая условия, основания и, в какой то мере, порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств, в то же не содержит положение, в соответствии с которым «сотрудники полиции не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом случаях специальных средств, приемов и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия». Указанный закон также не содержит положения о том, что «на деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Монголии о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения. При этом Уголовный кодекс Монголии в положениях о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости не содержит ни слова о причинении вреда сотрудником полиции при применении оружия и специальных средств.
Можно констатировать, что законодательство Монголии, регулирующее применение огнестрельного оружия и специальных средств, не содержит важные правовые предписания, устанавливающие пределы правомерного применения (использования) огнестрельного оружия, специальных средств и приемов сотрудниками органов полиции, вследствие чего неурегулированным в нормативном порядке оказывается общее и особенное применительно к каждой ситуации применения специальной меры административного пресечения.
Кроме законодательного закрепления, необходима и качественная подготовка и переподготовка полицейских кадров, включающая в себя необходимое базовое образование и знание основных положений права, в частности, административного и полицейского права, методико-тактических основ спецтехники. Проведенный автором анализ подготовки сотрудников в учебном центре Академии полиции показал, что в учебном процессе применяются преимущественно стандартные методики обучения (лекция, семинар) и далеко не в полной мере применяются отработка смоделированных ситуаций, закрепление полученных знаний на практике. С введением в учебный процесс новой программы, на наш взгляд, значительно улучшится подготовленность сотрудников полиции.
Достигнутый Россией опыт законодательного регулирования в сфере административного принуждения безусловно, может служить достойным в этом отношении примером для Монголии. В частности, анализ Федерального закона «О полиции» позволяет выделить ряд положений, которые являются очень важными для имплементации в законодательство Монголии. Так, статьи 18 и 19 Федерального закона «О полиции» определяют право сотрудника полиции на применение мер принуждения, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно ст. 18 «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а сотрудник не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой им должности.».
Проблемы организационно-правового характера, возникающие при применении специальных средств в чрезвычайных условиях, а также тревожная тенденция роста административных правонарушений, на наш взгляд, приводят к необходимости наиболее полного исследования административно-правовых проблем, связанных с совершенствованием законодательной базы о применении специальных средств в особых условиях, проработкой теоретической базы в данной области и рецепцией опыта правоохранительных органов зарубежных стран, в частности МВД России. Исследованию проблем чрезвычайных ситуаций, чрезвычайного законодательства, деятельности государственных органов в условиях чрезвычайных ситуаций уделялось значительное внимание как в работах русских ученых-полицеистов, так и современных правоведов.
Следует упомянуть и о практике контроля при применении сотрудниками полиции специальных средств. Необходимость осуществления эффективного контроля законодательной власти за деятельностью правоохранительных органов, в частности органов полиции, заключается в своевременной способности парламентариев анализировать исполнение на практике нормативно-правовых актов правоохранительными органами, выявлять возможные отклонения от заданного курса, корректировать и исправлять их до того, как они повредят достижению поставленных целей в обеспечении безопасности в государстве и охране общественного порядка.
В соблюдении органами полиции законодательства о применении специальных средств не менее важен контроль со стороны Правительства. На основе и во исполнение законов, указов Президента и иных актов законодательной власти Правительство Монголии издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере деятельности правоохранительных органов и проверяет их исполнениеосуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности.
Несмотря на принимаемые в последние годы меры не уменьшается число нарушений в сфере применения сотрудниками полиции специальных средств. Как показывает анализ практики, при применении мер административного пресечения, в частности специальных средств, допускается немалое количество нарушений, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы и иски в суды, материалы проверок прокуратуры, контрольно-надзорных органов и результаты ведомственных проверок. Так, в Следственные органы прокуратуры Монголии только в 2009 г. поступили 526 жалоб на сотрудников правоохранительных органов, из них 223 (42,3%) жалоб связаны с неправомерным применением силы, специальных средств и оружия.
Следует отметить, что требуется дальнейшее научное осмысление таких проблем, как определение оптимальности пределов контроляобъем информации, необходимой для осуществления контроляобоснование критериев оценки контрольной деятельностисовершенствование форм и методов контроляполнота и своевременность правового и организационно-технического обеспечения контрольной деятельности и многое другое. Теоретическое и практическое решение этих задач, позволит поднять контроль за соблюдением законности применения специальных средств на качественно новый уровень, соответствующий современным требованиям и тем самым обеспечит эффективное безопасное применение этих средств в борьбе с правонарушениями и гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 52 Закона Монголии «Об органах полиции» за нарушение законодательства Монголии сотрудники полиции несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность. Как показывают материалы проверок, дисциплинарную ответственность сотрудники полиции несут, за нарушение порядка и правил при выполнении возложенных на сотрудника обязанностей, связанных с получением (сдачей), хранением, ношением специальных средств, соблюдением мер безопасности при обращении со спецсредствами и оружием. Так, за грубые или систематические нарушения правил применения специальных средств за последние годы уволены из органов полиции 53 сотрудникаснижены в звании 23 сотрудника и т. д.
Что касается уголовной ответственности должностных лиц органов полиции, здесь следует подчеркнуть, что в уголовном законодательстве Монголии отсутствует норма, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о применении специальных средств. Следственная практики свидетельствует, что с учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение должностного преступления (Превышение должностных полномочий, ст. 264 УК Монголии). Следует отметить, что ст. 264.2 УК Монголии, в соответствии с которым применение силы является отягчающим уголовную ответственность должностного лица за превышение им должностных полномочий обстоятельством. Применение оружия и специальных средств здесь признается использование их как для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений, так и для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда.
Наряду с привлечением к уголовной ответственности в отношении сотрудника полиции, незаконно применившего специальные средства, потерпевшим может быть предъявлен иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, повреждениями имущества, а также возмещении морального вреда (ст. 498.2 Гражданского кодекса Монголии).
Четкая правовая регламентация ответственности должностных лиц за нарушение законодательства о применении специальных средств позволит обеспечить необходимую правовую защиту граждан и сотрудников органов полиции.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Конституция Монголии 1992 г. УБ., 1992.// Государственный бюллетень. 1992. № 1
- Всеобщая декларация прав человека. Декларация ООН 1948 г.
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка", принят в 1979 г. Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН.
- Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка" приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, Гавана, 27 августа-7 сентября 1990 г.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации». // «Российская газета», N 39, 18.02.1992,
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации». // «Российской газете» от 4 мая 1993 г. N 84
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». // «Российской газете» от 12 апреля 1995 г. N 72
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». // «Российской газете» от 20 июля 1995 г
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». // «Российской газете» от 6 июня 1996 г. N 106
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». // «Российской газете» от 5 августа 1997 г. N 149
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции». // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900
- Уголовно-процессуальный кодекс УПК Монголии от 10 янв. 2002 г. // Государственный бюллетень. 2002. № 7.
- Административно-процессуальный кодекс Монголии от 26 дек. 2002 г. // Государственный бюллетень. 2003.01.16, № 3.
- Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. № 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2002 N 3983)